Занятие по программе «Здоровье»
на тему: «Режим дня старшеклассника»
Цели: 1. Познакомить с режимом дня старшеклассников.
2. Учить рационально рассчитывать свое время.
Оборудование: м/м презентация «Режим труда и отдыха старшеклассника», режим дня школы, вопросы для проверки усвоения материала занятия.
Ход занятия:
-
Приветствие.
-
Организационный момент:
– Как меня слышит …? (обращение к нескольким учащимся)
– Какая тема нашего занятия? Спроси у меня, …
– …, как ты думаешь, зачем нужен режим дня?
-
… , как ты думаешь, правильный режим труда и отдыха помогает укреплять здоровье?
-
… , у тебя существует режим дня?
III. Знакомство с планом беседы:
– Прочитайте план занятия.
План: 1. Просмотр фильма (презентации).
2. Анкетирование.
3. Поговорим о рекомендуемом режиме дня старшеклассника.
4. Ответим на вопросы.
5. Подведем итоги.
– Какой 1 пункт плана? Скажи, …
– Что будем делать по второму пункту плана? Узнай у …,
-
Просмотр м/м презентация «Режим труда и отдыха старшеклассника»
-
Анкетирование.
Учащимся раздаются анкеты «Проверь кто ты «сова», «жаворонок», «голубь».
-
Рекомендуемый режим дня старшеклассника.
Режим дня — это наиболее целесообразное распределение во времени сна, питания, труда, отдыха, личной гигиены и т. д.
Режим строится на основе биологического ритма функционирования организма.
Основными элементами режима дня являются
учебные занятия в школе и дома,
активный отдых с максимальным пребыванием на свежем воздухе,
регулярное и достаточное питание,
свободная деятельность по индивидуальному выбору,
физиологически полноценный сон.
Рациональный режим труда и отдыха- необходимый элемент здорового образа жизни. При правильном и строго соблюдаемом режиме вырабатывается четкий и необходимый ритм функционирования организма, что создает оптимальные условия для работы и отдыха и тем самым способствует укреплению здоровья, улучшению работоспособности и повышению производительности труда.
Биологические ритмы — циклические колебания интенсивности процессов и явлений в организме.
В настоящее время установлено, что свыше трехсот процессов,протекающих в организме человека, подчинены суточному ритму. Практически все физиологические процессы и у человека, и у животных протекают в колебательном режиме.
Примерами могут служить
суточный ритм сна—бодрствования,
ритм сокращений сердца,
ритмы электрической активности мозга,
дыхание,
двигательная активность и т. д.
Например: наибольшей активностью человек обладает с 10 до 12 и с 16 до 18 часов, а наиболее благоприятными для активной или сложной работы являются вторник и среда.
Вот примерная схема режима дня для старшеклассника.
Пробуждение и подъем 7.00
Утренняя гимнастика, закаливающие процедуры (обтирание, душ), уборка постели, умывание 7.00—7.20
Утренний завтрак 7.20—7.30.
Прогулка перед школой и дорога в школу 7.30.—7.50
Пребывание в школе (завтрак на большой перемене) 7.50—14.00
Дорога из школы домой, прогулка 14.00—14.30
Обед 14.30—15.00
Послеобеденный отдых, помощь по дому 15.00—16.00
Приготовление уроков 16.00—19.45
Свободное время, включая ужин, чтение, просмотр телепередач, приготовление ко сну, вечерний туалет 20.15—23.00 Сон 23.00—7.00
Упражнение.
Учащимся предлагается сравнить рекомендуемый режим дня и режим дня, по которому живут они.
VII. Закрепление материала. Ответы на вопросы устно.
Каждому выдаются вопросы:
-
Что такое режим дня? ___________________________________________________
-
Что является основными моментами режима дня? ___________________________
-
Приведите примеры биологических ритмов организма человека? _______________
__________________________________________________________________________
4. Почему важен правильный режим дня? _____________________________________ __________________________________________________________________________
VIII. Словарь, РСВ.
Правильный режим дня — это правильное распределение времени в течение дня.
Правильный режим дня — основа здорового образа жизни.
Правильный режим труда и отдыха вырабатывает четкий и необходимый ритм работы нашего организма, что помогает укрепить здоровье, улучшить работоспособность и повысить производительность труда.
Основными элементами режима дня являются
учебные занятия в школе и дома,
активный отдых с максимальным пребыванием на свежем воздухе,
регулярное и достаточное питание,
свободная деятельность по выбору каждого учащегося,
полноценный сон.
Режим строится на основе биологического ритма функционирования организма.
Примеры биологических ритмов:
суточный ритм сна—бодрствования,
ритм сокращений сердца,
ритмы электрической активности мозга,
дыхание,
двигательная активность и т. д.
Тест
-
Если бы тебе предложили выбрать (независимо от занятий в школе и все такое прочее), во сколько бы ты ложился(ась) спать?
а) после часа ночи;
б)до десяти;
в) скорее всего, где-нибудь около двенадцати.
-
Чем подкрепиться с утра – дело вкуса. Какой завтрак ты предпочитаешь в первый час после пробуждения?
а) что-то существенное, и побольше;
б) Стакан сока или чая;
в) Можно вареное яйцо или бутерброд.
-
Если попытаться вспомнить всякие напряги и разборки с приятелями, то в какое время они чаще всего происходят?
а) конечно, с утра, когда я еще туго соображаю!
б) ближе к вечеру;
в) не могу точно вспомнить.
-
Подумай, от чего бы ты мог(ла) отказаться с большей легкостью, чтобы не чувствовать при этом дискомфорта?
а) от утреннего чая или кофе;
б) от вечернего чаепития;
в) мне в общем-то все равно, когда пить чай…
-
Если ты знаешь, что на другой день тебе обязательно нужно встать рано, то постараешься уснуть раньше обычного?
а) обязательно – часа на полтора-два;
б) по-моему, это не обязательно…
в) нет.
-
Попытайся прикинуть, трудно ли тебе бывает просыпаться по будильнику? Что ты чувствуешь, когда он трезвонить спозаранку?
а) я иногда готов(а) его разбить;
б) в принципе нет;
в) это зависит только от того, во сколько я лягу спать накануне.
-
Задумайся, а во время каникул (отпуска) ты встаешь так же рано, как обычно, когда собираешься идти в школу (на работу)?
а) сплю, сколько хочу;
б) да, так уж получается: я делаю это как бы по привычке;
в) сложно сказать.
-
Попытайся без часов определить промежуток времени, равной одной минуте (можно с чье-то помощью). Как точно тебе это удалось?
а) получилось меньше минуты;
б) получилось больше минуты;
в) попал (а) почти в точку.
Подсчитайте количество баллов.
а |
б |
в |
|
1 |
0 |
3 |
6 |
2 |
6 |
0 |
3 |
3 |
3 |
6 |
0 |
4 |
6 |
3 |
0 |
5 |
0 |
6 |
3 |
6 |
6 |
3 |
0 |
7 |
3 |
0 |
6 |
8 |
6 |
3 |
0 |
Результаты теста.
0-18 баллов ЖАВОРОНОК
18-33 балла СОВА
34-48 баллов ГОЛУБЬ
4
Перечень практических советов, помогающих распланировать режим ребенка так, чтобы он не отставал.
Что такое распорядок дня
Школьное расписание – термин, известный каждому. Это график обучения. Понятие «режим» вызывает у многих недоумение. Режим дня – это распорядок по часам. Расписание уроков в него также входит.
Зачем же он необходим школьнику? Во-первых, он дисциплинирует. Не имея режима, ребенок будет баловаться от бездействия либо весь день сидеть в телефоне. Во-вторых, режим экономит нервы родителей. С отсутствием режима будет потрачено больше сил на попытки распланировать день с толком. В-третьих, это действенность обучения. Не имея режима, школьник будет получать прерывистые знания.
Во избежание неприятных ситуаций, в семье должен быть установлен точный, правильный режим дня ребенка. Ниже представлены рекомендации по его составлению.
Как составляется режим дня школьников
Первое действие. Взять лист бумаги либо воспользоваться специальным приложением
Кто-то предпочитает бумажный вариант, а кто-то – электронный. На бумажном листе необходимо расчертить поля на каждую неделю. Можно воспользоваться обычным школьным дневником. Если человек предпочитает школьное расписание в цифровом формате, можно воспользоваться имеющимися приложениями.
Второй шаг. Обозначить время для сна и просыпания
Необходимо выработать одно и то же время – так организм быстрее привыкнет, и ребенок будет чувствовать себя спокойно. В соответствии с рекомендациями Роспотребнадзора для сна обучающимся начальных классов необходимо отводить 10-10,5 часов. Детям первых классов дополнительно добавляют 2 часа сна днем. Подобное количество часов должно отводиться и обучающимся 5-7 классов. В 8-9 классах нормой сна считается 9-9,5 часов. Обучающимся старших классов, выпускникам и взрослым достаточно уделять для сна 8-9 часов.
Третий шаг. Вписать все уроки на текущую неделю
Лишь после этих манипуляций можно переходить к планированию времени бодрствования – нужно посчитать, сколько часов на день ребенку требуется для занятий. Важно проследить, нет ли дней, в которые уроки длятся более 3-4 часов без перерыва. Если такие имеются, необходимо правильно распределить учебную нагрузку. Необходимо учитывать, что требуется время на выполнение домашней работы и в некоторых случаях – на коллективное обсуждение уроков. Лишь так удастся понять, сколько ребенку требуется времени на обучение.
Четвертый шаг. Вписывать в режим посещение секций и увлечения
Главное – не перестараться с количеством дополнительных занятий. Если ежедневно выполнять школьные задания, домашнюю работу, еще и посещать секции – ребенка можно перегрузить. С ребенком нужно советоваться, хочет ли он ходить на ту или иную секцию и сколько раз в неделю. Если он стал сильно уставать, нужно уменьшить нагрузку и скорректировать режим.
Пятый шаг. Добавить время на отдых
Если родители разрешают школьнику гаджеты, то на это необходимо давать отдельное время. У ребенка должно быть свободное время для развлечений и обычного безделья. В режиме дня непременно должны присутствовать прогулки – школьникам требуются физические нагрузки и провождение времени на улице.
Каковы особенности режима дня в младших классах?
Начинать необходимо с формирования режима сна. В соответствии с рекомендациями Роспотребнадзора обучающиеся младших классов должны отводить на сон не менее 10-10,5 часов. Вдобавок, в распорядке дня школьников первых классов дополнительно должен присутствовать сон в продолжение двух часов днем.
Режим дня обучающихся младших классов обычной школы может выглядеть так:
Время | Процедура |
7 утра | Просыпание |
7.00-7.30 | Гимнастика, заправление кровати, обмывание |
7.30-7.50 | Завтрак |
7.50-8.15 | Поход на учебу |
8.30-13.00 | Пребывание в школе |
13.00-13.30 | Путь домой |
13.30-14.00 | Обед |
14.00-15.00 | Покой, сон |
15.00-16.00 | Прогулка на улице |
16.00-16.15 | Перекус |
16.15-17.30 | Выполнение домашнего задания |
17.30-19.00 | Прогулка, посещение секций |
19.00-19.20 | Ужин |
19.20-20.45 | Свободное времяпровождение |
20.45-21.00 | Водные процедуры |
21.00-7 утра | Сон |
На домашнем обучении распорядок дня отличается ребенок может просыпаться позже, большая часть времени у него уделяется отдыху и любимым занятиям. Примерный режим дня на семейном обучении:
Время | Процедура |
9 утра | Подъем |
9.00-9.30 | Обмывание, гимнастика |
9.30-10.00 | Завтрак |
10.00-13.00 | Онлайн-занятия, выполнение домашнего задания |
13.00-13.30 | Обед |
13.30-15.00 | Отдых |
15.30-18.00 | Посещение кружков |
18.00-18.30 | Ужин |
18.30-21.00 | Свободное время |
21.00-22.00 | Подготовка ко сну |
22.00-9 утра | Сон |
Как видно, на домашнем обучении проще выспаться, отдохнуть и набраться сил, уделить время любимому занятию. И все это потому, что учебна нагрузка на семейном обучении ниже.
Особенности распорядка обучающихся средней и старшей школы
Чем взрослее ребенок, тем большее поручительство по соблюдению режима дня он перекладывает на себя. Старшеклассник должен быть осведомлен о методах выстраивания плана действий. Регулирование времени
неотъемлемая часть подготовки к государственным экзаменам. Не стоит принуждать, нежно по-дружески обсудить, какое должно быть расписание, чтобы все удавалось и удачно складывалось.
Непременно нужно обозначить наказание в случае несоблюдения режима. К примеру, если ребенок не ляжет спать в отведенное время, то ему назначается дополнительная работа по дому в выходной день. Как вариант
сделать яркую памятку и повесить ее на холодильник
так школьника будет проще контролировать.
Ориентировочный распорядок дня обучающихся 8-9 классов обычного среднего учебного заведения:
Время | Процедура |
7 утра | Подъем |
7.00-7.30 | Утренние процедуры |
7.30-7.50 | Прием пищи |
7.50-8.20 | Отправка в школу |
8.30-14.30 | Обучение |
14.30-15.00 | Путь домой |
15.00-16.00 | Свободное время |
16.00-18.00 | Выполнение уроков |
19.00-20.00 | Посещение секций |
20.30 | Ужин |
22.30 | Сон |
Обучающиеся онлайн-школы имеют возможность спать подольше, экономить время на дорогу в школу и на возвращение со школы, имеют больше свободного времени на отдых. Ориентировочный распорядок дня детей онлайн-школы:
Время | Процедура |
9.00 | Просыпание |
9.00-9.30 | Утренние процедуры |
9.30-10.00 | Прием пищи |
10.00-13.00 | Онлайн-обучение |
13.00-13.30 | Обед |
13.30-15.00 | Отдых |
15.00-16.00 | Выполнение уроков |
16.00-17.00 | Свободное времяпровождение |
17.00-19.00 | Росещение секций |
19.00-19.30 | Ужин |
19.30-22.00 | Свободное время |
22.00-22.30 | Отход ко сну |
22.30-9.00 | Сон |
Такой режим касается обучающихся 7-8 классов.
Режим детей-спортсменов
Дети, мастерски занимающиеся спортом, большую часть времени уделяют тренировкам и турнирам. Поэтому прочие дела разделяют между ними. В распорядке дня обязательно должно быть время на обед, дорогу в спортивный комплекс и из него. Будет лучше, если школьное расписание позволить совместить спорт и учебу. Организуя режим дня школьников, увлеченных спортом, нужно удостовериться, что ребенку хватает времени на отдых. При физическом или интеллектуальном изнеможении возможны травмы и эмоциональное выгорание.
Режим дня креативных детей
К составлению расписания необходимо подходить творчески – нужно дать ребенку возможность самому нарисовать график на листе бумаги. Участвуя в составлении распорядка, у ребенка будет больше мотивации соблюдать его в дальнейшем. Если хобби ребенка подразумевает репетиции, гастроли, не нужно забывать об отдыхе между ними. Если увлечение касается живописи или прикладного искусства, из-за которых ребенок долго сидит на одном месте, в режиме дня обязательно должна быть физическая активность.
Как отследить распорядок дня школьников
Если человек любит писать, можно нарисовать режим дня на листе или воспользоваться готовым шаблоном. Преимущество бумажного расписания в том, что оно всегда доступно школьнику. Для отслеживания прогресса ребенка, можно воспользоваться стикерами. К примеру, школьник посетил бассейн – наклеить наклейку, выполнил проект по иностранному языку – наклеил другой стикер. За 1 неделю или месяц накопится конкретное число стикеров по каждой намеченной задаче. Так будут заметны итоги работы в конце каждой недели либо месяца.
Приложения для составления режима дня
На сегодняшний день существует много электронных планировщиков. Их привилегия в том, что они синхронизируются на различных устройствах и совместно используются. Чтобы распланировать весь день, неделю и месяц школьника, можно воспользоваться следующими приложениями:
- Google Календарь
- Microsoft To-Do
- Tick Tick
- Trello
- To do
- Planner Plus
наипростейший вариант, который напоминает о запланированных делах
имеет напоминания, заметки
приложение с таймером
сервис, в котором планы разделены на карточки и колонки
планировщик с сортировкой и поиском задач
подходит владельцам Apple, перечень дел виден на экране.
Важно ли соблюдение режима дня во время каникул
Отдельного рассмотрения требует вопрос соблюдения режима дня во время школьных каникул. Во-первых, это период отдыха, когда ребенок может расслабиться. Во-вторых, нарушение распорядка дня произойдет легко, а вот восстановление его осенью пройдет трудно. Поэтому рекомендуется ложиться спать и просыпаться в одно и то же время даже во время летних каникул. Также нельзя забывать об учебе
можно просматривать онлайн-курсы или фильмы.
Что думает об этом психолог?
Психолог Елена Петрусенко считает, что переход на ночной режим приведет к негативным последствиям. Этого не случится, если родители донесут до своего ребенка последствия подобного образа жизни. Сон в ночное время имеет пользу для организма, потому что:
- Гормон роста вырабатывается ночью. Спать необходимо полуночи до 7-8 часов утра.
- Благодаря режиму мозг не только отдыхает, но и перерабатывает информацию, полученную в течение всего дня. Мозг отправляет человеку сигналы в виде сна. При несоблюдении режима сны практически не снятся, мы их не анализируем, следовательно, не получаем «письма» от мозга. В результате мозг перестает формировать решения, и мы теряем способность обдумывать.
- Благодаря распорядку подростки чувствуют предвиденность, ведь в их жизни много случайностей, чего нельзя сказать о жизни взрослых.
Если родители требуют от своего ребенка соблюдения режима, то и сами не должны сидеть всю ночь за компьютером. Глядя на них, ребенок будет считать, что соблюдение требований необязательно.
Вывод
Во время составления режима дня школьника необходимо учитывать его индивидуальные особенности – возраст, форму обучения, увлечения. Какой выбрать тип ведения графика (бумажный или цифровой)
родители с ребенком решают самостоятельно. Главное – не быть слишком щепетильным. Важно помнить, что распорядок дня должен оказывать помощь ребенку, а не давить на него.
Режим дня выпускников 9 и 11 классов
Режим дня при подготовке к экзаменам
- Лучше начинать заниматься в 8:30, т.к. в утренние часы работоспособность больше.
- Делать перерывы для отдыха на 10-15 минут каждый час, чтобы избежать переутомления
- Отдых должен быть активным: встать, походить, сделать несколько физических упражнений, несложную работу по дому.
- После 2,5-3 часов работы нужно сделать более продолжительный перерыв (20-30 минут) для приема пищи, после чего можно позаниматься еще часа три, потом обед и отдых.
- Некоторые считают, что музыка, шум, разговоры не мешают им во время занятий. Но на самом деле это не так, утомление в данном случае наступает значительно быстрее. Продуктивная умственная деятельность возможна только в условиях тишины.
- Желательно избегать просмотра видеофильмов и телепередач, игры в шахматы, чтения художественной литературы, потому что они увеличивают и без того большую умственную нагрузку.
- Во время экзаменов нужно спать не менее 9 часов. Желательно это делать при открытой форточке или окне, чтобы обеспечить полноценный отдых и восстановить трудоспособность.
- Не рекомендуется пить крепкий чай или кофе.
- Накануне экзамена лучше прекратить занятия в середине дня, своевременно лечь спать и хорошо выспаться, чтобы прийти на экзамен с ясной головой и хорошей памятью.
Как начать подготовку к экзаменам
Основное правило: «Не теряй времени зря».
Новый и сложный материал учите в то время суток, когда хорошо думается. Обычно это утренние часы после хорошего отдыха
Подготовьте место для занятий: уберите со стола лишние вещи, удобно расположите нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши и пр. Можно ввести в интерьер комнаты желтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность.
Начинайте готовиться к экзаменам заранее, понемногу, по частям, сохраняя спокойствие. Составьте план занятий.
К трудно запоминаемому материалу необходимо возвращаться несколько раз, просматривать его в течение нескольких минут вечером, а затем еще раз — утром.
Очень полезно составлять планы конкретных тем и держать их в уме («план в уме»), а не зазубривать всю тему полностью «от» и «до». Можно также практиковать написание вопросов в виде краткого, тезисного изложения материала.
Заучиваемый материал лучше разбить на смысловые куски, стараясь, чтобы их количество не превышало семи. Текст можно сильно сократить, представив его в виде схемы типа «звезды», «дерева», и т.п.
Пересказ текста своими словами приводит к лучшему его запоминанию, чем многократное чтение, поскольку это активная, организованная целью умственная работа.
Заботьтесь о своем здоровье! Хорошо и вовремя питайтесь (соблюдайте режим). Не забывайте о прогулках и спортивных развлечениях, делайте перерывы, активно отвлекайтесь.
Питание для мозга
Ешьте через определенные промежутки времени. Регулярные приемы пищи обеспечивают стабильный уровень энергии в организме, защищая от постоянной потребности в “перекусах”, вредных для здоровья. Есть следует чаще, но маленькими порциями. Идеальный вариант – 5 или 6 легких, но хорошо сбалансированных приемов пищи в день.
Завтрак – лучший друг во время экзаменов. Многие говорят о том, как важен завтрак, но чем же нужно “питать мозг” с утра? Порция протеина, кальция, клетчатки и кусочек фрукта или овоща – вот то, что нужно. Мюсли с молоком и фруктами – вкусно и полезно!
Продукты, которые помогут улучшить память: морковь, ананас, авокадо.
Продукты, которые помогут сконцентрировать внимание: креветки, репчатый лук, орехи.
Антистрессовые витамины и минералы: Калий (фасоль, томаты, нежирное мясо, рыба), витамин С, витамин В6, цинк и витамин В5 (лосось, печенка, цельнозерновые крупы и злаки, цветная капуста, бобовые).
Антистрессовые фрукты: яблоки, бананы, чернослив, курага, груши и клубника.
Травяной чай. Желательно пить успокаивающий чай – зеленый чай, ромашковый, чай из мелиссы.
Загрузить PDF
Загрузить PDF
Старшая школа — это напряженное время для всех десятиклассников и одиннадцатиклассников. В старших классах приходится совмещать большое количество домашних заданий, контрольных или самостоятельных работ, экзаменов, факультативных занятий и общественную деятельность. Каждую неделю нужно успевать столько, что голова может пойти кругом. Но не переживайте. Вы справитесь. Ключ к успеху в старших классах — умение правильно распоряжаться своим временем.
-
1
Обдумайте свои долгосрочные цели. Если вы поймете свои долгосрочные цели, вам будет проще грамотно распоряжаться временем в старших классах для реализации этих целей. Составьте список своих интересов, после чего соберите информацию о том, какие специальности позволяют следовать таким интересам. Сужайте список до тех пор, пока не выберете для себя подходящую карьеру и другие занятия вроде путешествий или изучения иностранного языка.[1]
- Например, вы хотите стать программистом. Для этого вам необходимо выбрать профиль с углубленным изучением соотвествующих предметов.
- Представление о собственных целях поможет решить, каким делам следует уделят время.
- Не волнуйтесь, если не удается найти “правильный” ответ. Цели можно менять и корректировать в любое время.
-
2
Сформулируйте краткосрочные цели, чтобы понять план реализации долгосрочных целей. Изучите этапы достижения долгосрочных целей в беседах с профессионалами, которые достигли поставленных задач, а также собирайте информацию в интернете. Затем определите, что можно выполнить уже в старших классах, и переходите к таким действиям.[2]
- Краткосрочные цели должны учитывать обучение в старшей школе и университете. Убедитесь, что ваша успеваемость и факультативные занятия помогут при поступлении в высшее учебное заведение.
- Если вы хотите стать инженером, то следует уделять особое внимание таким предметам, как физика и математика, чтобы получить необходимые знания и оценки.
-
3
Запишите свои краткосрочные и долгосрочные цели на бумаге. Разместите список в таком месте, где вы будете видеть его каждый день. Он поможет вам правильно организовать свое время и сохранять мотивацию. Периодически просматривайте свои долгосрочные цели, чтобы не обделять вниманием приоритетные задачи.[3]
- Краткосрочные цели должны быть точными и ориентированными на действия. Хороший пример такой цели — “получить высокий балл на ЕГЭ по химии”, а плохой пример — “хорошо учиться в школе”.
- Если вы будете обдумывать и записывать действия, которые приведут вас к цели, то сможете правильно распоряжаться своим временем.
Реклама
-
1
Садитесь за первую парту. Это поможет вам сосредоточиться на уроке и не отвлекаться, так как ленивые ученики обычно располагаются на задних партах. Также это покажет учителю, что вы готовы к активной работе.[4]
- Иногда учителя сами рассаживают учеников в классе, исходя из своих соображений о работе на уроке и вопросах дисциплины. Используйте любую возможность сесть за одной из передних парт. Если вас посадили за заднюю парту, то вежливо попросите учителя пересадить вас. Вероятность убедить учителя достаточно высокая!
-
2
Участвуйте в обсуждении на уроке. Не обязательно всегда знать правильный ответ. Задавайте вопросы и делитесь своими соображениями, чтобы стать выше в глазах учителя и примером для других учеников.[5]
- Спрашивайте, когда что-то непонятно. Учитель помогает вам изучать предмет, но он не сможет помочь, если не будет понимать сути проблемы. Если задать вопрос о сложной теме, то ответ на него наверняка поможет не только вам, но и другим одноклассникам.
-
3
Делайте аккуратные и разборчивые записи. Указывайте дату и название темы урока в верхней части страницы для удобства поиска. Записывайте основные тезисы и уделяйте особое внимание моментам, которые учитель подчеркивает или повторяет. Вряд ли вы захотите обнаружить, что ваши конспекты хаотичные и неполные, когда учитель сообщит, что завтра будет самостоятельная работа![6]
- Поддерживайте правильную организацию записей и рабочих материалов. Все распечатки и конспекты следует складывать в папки для удобства дальнейшего использования. На каждый предмет можно выделить отдельную папку.
- Не нужно вести дословный конспект. Обращайте внимание на то, какую именно информацию учитель называет важной и повторяет несколько раз, и старайтесь записывать именно эти сведения. Если хотите, используйте сокращения.[7]
Реклама
-
1
Найдите тихое место для работы. Выберите удобный уголок без лишних отвлекающих факторов, в котором можно будет разместить все необходимые материалы. В целях мотивации попробуйте украсить место вещами, которые вас вдохновляют.[8]
- Можно сделать настенный календарь с заданиями и другими проектами. Вычеркивайте каждую выполненную задачу. Наглядное отображение ваших успехов станет отличной мотивацией.
-
2
Старайтесь выполнять задания на следующий день. Начинайте с задания, которым вы меньше всего хотите заниматься. Если сразу разделаться с самым сложных делом, то вы ощутите повышенную уверенность в своих силах и остальные задания покажутся вам пустяками.[9]
- Такие задания следует выполнять до работы над более долгосрочными проектами. Иначе вы рискуете потратить так много времени, что не успеете выполнить домашнее задание на завтра. Вряд ли вы заходите выполнять срочные дела, когда уже пришло время ложиться спать.
-
3
Разделяйте недельные проекты на меньшие задачи и выполняйте по одной задаче каждый день. Если в понедельник вы получили задание, которое нужно сдать в пятницу, то лучше приступать к работе сразу. Так вы ослабите тревогу, которая может быть вызвана масштабом задачи, а также успеете найти и исправить возможные ошибки.[10]
- Метод разделения на подзадачи также позволяет корректировать график работы, если что-то пошло не по плану. Например, если вы начали выполнять задание в понедельник, сделали часть работы во вторник, а в среду отвлеклись на более срочное дело, то у вас еще останется четверг, чтобы все успеть. А вот если мешкать и откладывать до самого вечера четверга, вас наверняка будет ждать бессонная ночь.
-
4
Используйте выходные дни для работы над долгосрочными заданиями. Если на выполнение задания отводится две недели или больше, то уделяйте таким проектам по несколько часов в выходные. Не переживайте, у вас останется время выспаться! Зато вы успеете выполнить работу раньше, если потратите на нее пару часов после обеда. Также не оставляйте задания на последний день.[11]
- Чем больше времени отводится на проект, тем выше качество выполнения ожидает увидеть учитель. Работайте в выходные, чтобы показать максимальный результат.
-
5
Готовьтесь к самостоятельным и контрольным работам сразу после объявления. Вечером в день сообщения о том, что вам предстоит проверка знаний, следует потратить хотя бы полчаса на подготовку карточек, поиск и решение типовых задач, разработку подсказок для сочинений или организацию доступных записей и материалов. Готовьтесь хотя бы полчаса каждый вечер перед самостоятельными работами и не меньше 45 минут перед контрольными работами.[12]
- В качестве удобного способа организации материалов можно разделить источники по темам. Так вы сможете проходить одну или несколько конкретных тем каждый вечер.
- Часто в учебниках по математике содержатся ключи с ответами на задания в конце книги. Можно использовать их для подготовки к контрольным работам.
Реклама
-
1
Купите ежедневник и составляйте график на каждую неделю. Выделяйте определенное время на домашние задания, подготовку, дела по дому и факультативные занятия. Если спланировать свое время в начале недели, то вам будет проще подстроиться под непредвиденные обстоятельства и не пренебрегать другими обязанностями.[13]
- План на неделю следует начинать с домашних заданий, подготовки и повторений, а также дел по дому. Факультативные занятия и развлечения планируйте с учетом основных обязанностей.
- По мере приближения контрольной работы или экзамена следует увеличивать время подготовки, чтобы успеть повторить весь пройденный материал.
-
2
Ограничивайте время использования электронных устройств. Проводите меньше времени перед телевизором или со смартфоном в руках — двух часов вполне достаточно, чтобы у вас оставалось время для домашней работы, подготовки и факультативных занятий. Телевизор и социальные сети позволяют не только развлечься, но и потерять много времени, поэтому важно следить и ограничивать себя.[14]
- Иногда полезно указать специальное время для просмотра телевизора и социальный сетей в ежедневнике. Наглядное представление отведенного времени поможет вам сосредоточиться.
-
3
Старайтесь выполнять как можно больше домашних заданий в будние дни. Так у вас останется больше времени для общения с друзьями и развлечений в выходные. Также вы будете лучше себя чувствовать, если не будете оставлять незавершенных дел.[15]
- Старшие классы — это не только постоянная учеба и подготовка. Если тратить все время только на домашние задания, то вам будет сложнее радоваться жизни. Сразу разделывайтесь с делами, чтобы у вас оставалось время на развлечения!
-
4
Стремитесь согласовать свой график с графиком друзей. Если это не условие родителей, то нет причины решать примеры по математике именно с 16:00 до 16:30. Спросите, когда у друзей будет свободное время, чтобы правильно планировать свое расписание. При этом также не забывайте находить время для учебы и домашних заданий![16]
- Наверняка ваши друзья так же задумываются над тем, как лучше спланировать время. Всегда можно договориться о времени отдыха, которое будет удобным для всей компании!
-
5
Не перегружайте себя чрезмерным количеством факультативных занятий. Вполне достаточно от одного до трех занятий, которые приносят вам удовольствие и помогают достигать краткосрочных и долгосрочных целей. Не нужно записываться во все кружки и секции, которые вам хоть немного интересны, иначе у вас не останется времени на самое важное.[17]
- При выборе факультативных занятий важно учитывать свои цели. Старшие классы — не самое легкое время, но цели помогают сохранять мотивацию. Так вы поймете, на какие дела следует тратить время, а какие мероприятия разумнее отменить.
-
6
Планируйте время отдыха. В ежедневном расписании необходимо находить время для простого отдыха перед телевизором, расслабляющей ванны и других успокаивающих занятий. Факультативные занятия могут проносить радость, но они также отнимают силы. Всем необходимо периодически расслабляться и восстанавливать запас сил, иначе вы рискуете ощутить скуку, разочарование и тревогу. Все это мешает сосредоточиться на работе.[18]
- Попробуйте рисовать, раскрашивать или вести дневник. Еще одним проверенным способом снять напряжение станет медитация.[19]
Реклама
- Попробуйте рисовать, раскрашивать или вести дневник. Еще одним проверенным способом снять напряжение станет медитация.[19]
Советы
- Здоровый ночной сон очень важен. Ученикам старших классов необходимо спать 8–10 часов каждую ночь. [20]
Здоровый сон способствует высокой эффективности в течение дня. - Следите за своим питанием. Вредная пища лишает человека сил и мотивации. Употребляйте такую пищу в умеренных количествах. Любые вопросы о еде всегда можно задавать маме!
- Регулярно занимайтесь физкультурой. Если вы не занимаетесь спортом, то находите время для физических нагрузок в течение дня.
- Каждый месяц просматривайте свой график и следите за тем, чтобы не перетруждаться. Важно отказываться от занятий, которые не приносят радости и не помогают достигать целей.
- Пейте кофе умеренно, поскольку кофеин усиливает тревогу и ухудшает сон. Также лучше пить простой черный кофе, так как со временем сахар и молоко могут стать причиной лишнего веса.[21]
- Помните, что на ошибках учатся. Не ругайте себя, если вы справились с контрольной работой или факультативным заданием хуже ожидаемого. Лучше сделать шаг назад и подумать, что можно было сделать иначе. Используйте такие выводы при следующей попытке.
Реклама
Предупреждения
- Не используйте энергетические напитки и безрецептурные стимулирующие средства, поскольку они могут иметь вредные побочные действия. Если вам нужно готовиться всю ночь, тогда лучше ограничиться только кофе.[22]
- Следите за количеством времени, которое вы проводите онлайн. Эксперты все чаще говорят об опасностях чрезмерного использования электронных устройств, включая такие последствия, как нарушения сна, а также изменения в поведении и даже абстинентный синдром (“ломка”, как при отказе от наркотиков).[23]
Реклама
Что вам понадобится
- Ежедневник
- Папки для конспектов и материалов
- Бумага и ручка
Об этой статье
Эту страницу просматривали 31 443 раза.
Была ли эта статья полезной?
Статья «Режим дня выпускника»
Старшая школа – это напряженное время для всех десятиклассников и одиннадцатиклассников. В старших классах приходится совмещать большое количество домашних заданий, контрольных или самостоятельных работ, экзаменов, факультативных занятий и общественную деятельность. Каждую неделю нужно успевать столько, что голова может пойти кругом. Как со всем этим справиться? Ключ к успеху в старших классах – умение правильно распоряжаться своим временем. Я хотела дать практические советы, которые помогут спланировать режим дня выпускника так, чтобы он всё успевал.
Я разработала рекомендации по режиму дня выпускника.
Выпускник должен иметь адекватный распорядок дня без перекосов в сторону одной лишь учебы, либо одних только развлечений и отдыха. В статье я расскажу, как сделать подготовку к экзаменам плодотворной и полезной.
В здоровом теле – здоровый ум. Первое, на что необходимо обратить внимание при планировании формата подготовки к ЕГЭ, — это здоровье. Никогда не жертвуйте сном и режимом питания во имя учебы!
Конечно, экзамены – это прежде всего испытание ума и знаний. Но, чтобы выдержать экзаменационный марафон до конца, в первую очередь понадобится хорошая физическая форма. Значит, необходимо так построить свой режим, чтобы расходовать силы экономно, иначе их может не хватить до финиша.
Первое и необходимое условие – высыпаться. Считается, что для полноценного отдыха человеку требуется не меньше 8 часов сна в сутки. Впрочем, этот показатель индивидуален для каждого человека. Несомненно: важно не только «количество сна», но и его качество. Вот что советуют специалисты:
1. Для того, чтобы подготовка к экзамену не была в тягость, необходимо знать, в какое время суток вы лучше всего работаете. Вы, конечно, слышали, что среди людей есть «совы» и «жаворонки». «Совы» наиболее активны с 7 часов вечера до 24 часов. «Жаворонки» – рано утром – с 6 до 9 часов и в середине дня. Понаблюдав за собой, можно узнать, кто вы «сова» или «жаворонок». Постарайтесь заметить, в какое время суток вы наиболее деятельны.
2. Самый «качественный» сон – до полуночи. Не случайно «жаворонкам», то есть людям, привыкшим рано ложиться и рано вставать, в принципе для сна требуется меньшее количество часов, чем «совам» – тем, кто любит засиживаться допоздна, а утром поднимается с большим трудом. Близкой к идеальной схеме можно считать такую: отбой в 22:30, подъем – 6:00.
3. Нужно избегать высоких подушек. Процессы кровообращения в мозгу протекают лучше, если голова лежит на низкой, почти плоской подушке, следовательно, организм восстанавливает силы быстрее и эффективнее.
4. Комната, где спит школьник, должна быть прохладной и хорошо проветренной. Очень полезна – не только во время экзаменов и других экстремальных ситуаций – привычка в любую погоду спать с открытым окном. Если на улице очень холодно, лучше взять лишнее одеяло. Но воздух в помещении должен быть свежим.
5. Не следует забывать про вечерний душ, который не должен быть ни слишком горячим, ни слишком холодным. Теплая вода смывает не только дневную грязь – она уносит усталость и напряжение, помогает расслабиться.
6. Ни в коем случае не наедаться на ночь, тем более не пить крепкого чая или кофе. Лучший напиток перед отходом ко сну – слабый отвар ромашки или мяты (он продается в виде пакетиков чая, которые остается только заварить кипятком). В отвар можно добавить 1 чайную ложку меда.
Немаловажной общей рекомендацией будет организация правильного питания выпускника. В принципе никакой особенной диеты во время экзаменационной поры не требуется. Есть нужно то, к чему привыкли и что нравится. Но все же рекомендовано несколько простых советов:
1. Основа здорового питания «интеллектуала» – белки и витамины. Поэтому в рационе должно быть достаточно блюд из мяса и птицы, рыбы, яиц и творога. «Тяжелые» гарниры из картофеля, риса или макарон лучше заменить свежими салатами из всевозможных овощей: капусты, помидоров, огурцов, сладкого перца.
1.Среди овощей «чемпионами» по содержанию витамина «С», который часто называют «витаминами здоровья», являются как раз капуста и перец. Вместо слишком острых приправ и жирного майонеза нужно использовать растительное масло пополам с лимонным соком – это и вкусно, и полезно. И не забывать о фруктах и ягодах.
2. Свежеотжатые соки – это настоящая кладезь витаминов и ценных минеральных веществ. Использовать для приготовления соков нужно не только фрукты (яблоки и апельсины), но и овощи – морковь, капусту, свёклу.
3. Необходимо питаться регулярно. Пропуская час обеда из-за того, что не хочется отрываться от учебников, учащиеся рискуют довести себя до состояния «волчьего голода». Потом трудно будет удержаться от переедания, результатом которого станет сонливость. Лучше есть понемногу, но вовремя.
4. В числе натуральных продуктов, стимулирующих работу мозга и стимулирующих интеллектуальную деятельность специалисты-диетологи называют:
– сырую тертую морковь с растительным маслом, которая улучшает память;
– капусту, которая снимает стресс;
– витамин С (лимон, апельсин) – освежает мысли и облегчает восприятие информации;
– шоколад – питает клетки мозга;
– ананасовый сок;
– авокадо;
– креветки – помогут сконцентрировать внимание
– орехи – благотворно влияют на работу мозга и укрепляют нервную систему.
5. От приема лекарственных препаратов (стимуляторов, антидепрессантов) лучше воздержаться – их воздействие на организм не всегда предсказуемо и часто чревато побочными эффектами. Так, в некоторых случаях вместо всплеска энергии они приводят к сонливости и упадку сил. Исключение можно сделать для витаминов типа «Ундевит» и препарата «Глицин», которые считаются безвредными.
Организация занятий. Стандартной рекомендацией является соотношение 50 минут учебы и 5-15 минут отдыха. Также мы рекомендуем попробовать технику «Помодоро», где 25-минутные рабочие спринты чередуются с пятиминутками отдыха.
Как составить режим дня выпускника? Шаг 1. Возьмите лист бумаги или воспользуйтесь приложением.
Кому-то удобней планировать в бумажном формате, кому-то — в электронном. На листе бумаги достаточно расчертить текущую неделю. Подойдёт и обычный школьный дневник.
Шаг 2. Установите время отходу ко сну и пробуждения
Выработайте одинаковое время — так организму будет комфортней и привычней. Согласно рекомендациям Роспотребнадзора выпускники должны спать по 8–9 часов.
Шаг 3. Впишите все уроки на неделю
Затем начните планировать время бодрствования – посчитайте, сколько часов в день вы должны проводить за занятиями. Рекомендуется выполнять домашние задания с 15–16 часов – это время считается наиболее продуктивным. Начинать делать уроки лучше с предмета средней трудности.
Шаг 4. Впишите секции или хобби
Здесь главное — не перегрузить себя дополнительными занятиями. Если каждый день заниматься школьными заданиями, делать домашнюю работу, да ещё и ходить на секцию — нагрузка окажется чрезмерной. Если видите, что устаёте — снижайте нагрузку и корректируйте режим.
Шаг 5. Добавьте время для отдыха
У выпускника должно быть свободное время на развлечения и простое «ничегонеделание». Обязательно включите в режим дня прогулки — вам необходима физическая активность и свежий воздух.
Автор материала: С. Абрамова (10 класс)