Всем приходится так или иначе выделять время для работы, но способы, которыми люди организуют режим дня, чтобы справляться с делами, бесконечно разнообразны.
Мейсон Карри написал об этом целую книгу — «Режим гения. Распорядок дня великих людей». Мы выбрали 20 самых интересных правил режима дня великих людей, которые вдохновят и помогут успевать больше.
1. Следовать распорядку дня
«Для интеллигентного человека рутина – признак амбиций», – писал английский поэт Уистен Хью Оден в 1958 году. Если так, то Оден отличался редким честолюбием, ибо трудно себе представить более пунктуального человека: пунктуальность была его идеей фикс, и всю жизнь он жил по строжайшему расписанию.
«Он постоянно сверяет часы, – отметил человек, побывавший в гостях у Одена. – Еда, выпивка, работа, покупки, разгадывание кроссворда, прибытие почты – все рассчитано по минутам и сопровождается неизменными ритуалами».
Оден верил, что подобного рода казарменная строгость необходима для его творчества, он как бы приучал музу к расписанию дня.
«Современный стоик, – писал он, – знает, что лучший способ обуздать страсть – это обуздать время: определить, что ты хочешь или должен делать в течение дня, и делать это всегда в один и тот же момент каждый день, и тогда страсти не причинят тебе вреда».
Составляя план на день, выделите для повторяющихся задач одно и то же время. Чтобы не забывать, поставьте будильники на телефоне или напоминания. Как только привыкните к такому режиму дня, вам потребуется гораздо меньше силы воли, чтобы выполнять намеченное.
2. Новый режим дня для новых проектов
Американский писатель Николсон Бейкер любил экспериментировать с расписанием дня.
«Вот что я выяснил насчет расписания, – делился он. – Главное – чтобы оно было новым. Каким угодно, произвольным. Можешь сказать себе: отныне я буду писать только на задней веранде, сидя в резиновых тапочках, и начинать буду с четырех часов вечера. Пожалуйста – если это что-то новенькое, сработает эффект плацебо и поможет работать.
Даже если это не совсем так, всегда приятно бодрит – выдумать себе новый режим. Мне приходится делать это для каждой книги, всякий раз что-нибудь новенькое».
Первую свою книгу «Бельэтаж» Бейкер сочинял, работая в различных компаниях в Бостоне и Нью-Йорке. Писал он по большей части во время обеденного перерыва, выжимая максимум из «блаженного и чистого часа свободы» посреди дня, набрасывая заметки для романа.
3. Посвящать каждую неделю одной привычке
Знаменитый «план Бенджамина Франклина», который великий просветитель включил в свою «Автобиографию», предусматривал достижение морального совершенства за 13 недель. Каждая неделя посвящалась одной конкретной добродетели – умеренности, опрятности, терпению и так далее, а все отступления от добродетели фиксировались в календаре.
Франклин был уверен: если он сумеет на протяжении недели хранить верность избранному качеству, это войдет в привычку и можно будет перейти к следующей добродетели, причем каждый раз он будет допускать все меньше отступлений от идеала. Проступки отмечались черными точками в календаре, покуда преображение не завершалось, после чего, думал Франклин, ему потребуется лишь периодический «осмотр и ремонт» укоренившейся морали.
Выберите несколько полезных привычек, которые вы хотите приобрести. Например, ложиться спать до 23 часов вечера, соблюдать режим дня, начинать утро с зарядки, гулять перед сном и т.п. Если вы хотите избавиться от вредных привычек, используйте тот же принцип.
4. Делать самое важное с утра
За без малого 92 года своей жизни Сомерсет Моэм опубликовал 78 книг. Он писал по три-четыре часа каждое утро, назначив себе норму от 1000 до 1500 слов. Работа начиналась прежде, чем он усаживался за стол: первые две фразы он продумывал, лежа в ванне. Когда он принимался за работу, ничто не должно было его отвлекать. Моэм не считал возможным сочетать работу и любование пейзажами, он всегда ставил стол против глухой стены.
Еще один поклонник «утреннего» распорядка — английский поэт Уистен Хью Оден. Поэт вставал в начале седьмого утра, варил кофе и поспешно усаживался работать, лишь несколько минут уделив кроссворду. Лучше всего ему удавалось сосредоточиться с 7.00 до 11.30, и он старался извлечь как можно больше из этих утренних часов.
Если хотите написать книгу, заняться саморазвитием или успешно справиться с самыми важными задачами, попробуйте посвящать этому время с самого утра. В течение дня могут появятся неотложные дела и придется нарушить свой план на день, однако важные задачи не пострадают, потому что вы уделили им время в первую очередь.
5. Подарить себе два утра
Николсону Бейкеру так нравились ощущения от работы по утрам, что он разработал стратегию, позволяющую втиснуть два утра в один день.
«Обычный мой день начинается с того, что я просыпаюсь в четыре или в полпятого, – рассказывает он. – Я что-то пишу, иногда пью кофе, иногда обхожусь без него. Пишу примерно полтора часа, и тут меня смаривает сон. Тогда я возвращаюсь в постель и просыпаюсь около половины девятого».
Наступает второе утро: Бейкер болтает с женой, снова пьет кофе, съедает бутерброд с арахисовым маслом и джемом и возвращается к работе, но теперь уже к «дневной» – печатает заметки для документальных произведений, расшифровывает интервью или же редактирует то, что успел набросать с утра.
Поклонники утренней работы могут посвящать первые часы дня делам, а потом ненадолго возвращаться в кровать, чтобы проснуться с близкими и провести спокойное «второе» утро в кругу семьи. Такой режим дня позволит успевать больше и находить время для себя.
6. Работать только половину дня
Друг детства отмечает, что Франц Шуберт «каждое утро в шесть часов садился за стол и сочинял непрерывно до часу дня». Затем расписание дня становилось менее строгим. Тот же друг пишет: «Шуберт никогда не работал во второй половине дня; отобедав, он отправлялся в кофейню, пил небольшими порциями черный кофе, курил час-другой и читал газеты».
Летом композитор часто отправлялся на затяжные прогулки по окружающим Вену лесам и полям.
Шуберт был очень производительным. Великий композитор написал около 600 песен, а его вальсы составляют большую долю среди 400 танцев, написанных для игры на фортепиано в 4 руки.
В качестве эксперимента можно выделить один рабочий день в неделю, когда вы будете работать до обеда, а все остальное время посвящать отдыху. Такой распорядок дня позволит вовремя отдыхать, сохраняя максимальный уровень продуктивности.
Если у вас есть возможность организовать распорядок дня так, чтобы уделять работе время только в первой половине дня, это будет интересный эксперимент. Другой вариант — делать самые важные задачи в первой половине дня, чтобы после обеда план дня был более расслабленным.
7. Регулярно делать перерывы
Американский композитор Стив Рейч считал, что перерывы очень важны. Он писал: «Два часа работы – потом чашка чая или, например, сходить в магазин для передышки, – рассказывает он. – После перерыва я возвращаюсь к работе, но сами перерывы очень плодотворны, особенно если надо попутно решить какую-то задачу.
Не стоит пытаться незамедлительно решать проблемы, лучше переключиться на что-то другое – не всегда, но часто решение придет само собой, всплывет, как пузырек в минералке. Если и не готовое решение, то хоть какая-то гипотеза, которая после проверки окажется верной или же нет».
Установите на телефоне несколько будильников, которые в течение дня будут напоминать о перерыве. Можно выбрать 5-6 вариантов отдыха, которые легко включить в свой распорядок дня. Это может быть короткая прогулка, общение с коллегами, разминка, чтение художественной книги или медитация.
8. Остановить работу вовремя, пока еще есть идеи
Эрнест Хемингуэй говорил, что пишет до момента, пока еще есть энергия, пока он знает, что случится дальше, и вдруг останавливается и старается просто дожить до следующего дня, когда снова возьмется за работу.
Артур Миллер говорил, что не стоит осушать резервуар: он вставал из-за печатной машинки, когда у него еще было что сказать.
Эта привычка может пригодиться тем, кто работает с текстом или креативными задачами. Если остановиться до того, как у вас закончатся идеи, то в следующий раз вам будет проще приступить к работе, начав с готовой идеи.
9. Не покидать рабочее место
В 1946 году Сэмюэл Беккета начался тот период интенсивного творчества, который он впоследствии назовет «осадой в комнате». За несколько лет появятся лучшие его работы – «Моллой», «Мэлон умирает» и прославившая автора пьеса «В ожидании Годо».
Пол Стратерн так описывает жизнь Беккета во время «осады»: «Он сидел в комнате почти безвыходно, отгороженный от всего мира».
Знаменитый писательница Айн Рэнд однажды писала в течение 30 часов, прерываясь лишь затем, чтобы съесть приготовленную мужем еду, прочесть супругу очередную страницу и обсудить с ним диалоги. Даже если работа не шла, Айн Рэнд оставалась сидеть за письменным столом.
Такой распорядок дня может помочь, когда нужно в сжатые сроки закончить важный проект. Ведь если не покидать рабочее место достаточно долго, можно настроиться на продуктивную деятельность.
10. Организовать удобное рабочее место
Важную роль играют и внешние обстоятельства – «правильная» ручка, удобное кресло. В статье 1965 году американский композитор Мортон Фельдман писал: «Иногда я хлопочу только о том, чтобы обеспечить себе все те жизненные условия, в которых я смогу работать. Годами я твержу: дайте мне удобное кресло, и я посрамлю Моцарта».
Проверьте свое рабочее место на эргономичность. Найдите время, чтобы убрать со стола все ненужные предметы, а затем систематизировать рабочие материалы и канцелярские принадлежности.
Обращайте внимание на все устаревшие предметы. К ним могут относиться прошлогодние календари, старый режим дня и списки задач, а также ручки, которые плохо пишут и другие неисправные вещи. Замените такие предметы новыми вещами. Добавьте несколько зеленых растений и вдохновляющие мелочи, купите удобные письменные принадлежности для хранения бумаг и других вещей.
11. Ставить цель на день
Критик и эссеист Эдмунд Уилсон ставил себе на день понятные цели. Нужно установить себе на день цель и придерживаться ее, – пояснял Уилсон. – Я стараюсь написать шесть страниц». (Это были удлиненные листы бумаги, он заполнял их карандашом и со временем увеличил норму до семи страниц)».
Чем конкретнее ваша цель на день, тем проще ее выполнить. Например, «работать 3 часа без перерыва», «написать 3 страницы текста», «выполнить 3 важные задачи до 12 часов дня».
12. Ходить на длинные прогулки
Людвиг ван Бетховен вставал на рассвете и, не теряя времени, усаживался за работу, а пообедав, он отправлялся на длинную, энергичную прогулку, занимавшую почти весь остаток дня. Он клал в карман несколько листов нотной бумаги и карандаш, чтобы записывать пришедшие ему в голову музыкальные идеи.
Исследователи из Университета Эдинбурга утверждают, что прогулки по зелёным зонам, например в парке в черте города или в лесу, если вы живете на окраине, снимают усталость и разгружают мозг, а пребывание на солнце снимает чувство вялости. Чтобы стать продуктивнее, включите в распорядок дня прогулки.
13. Просить не беспокоить во время работы
Герман Мелвилл просил домочадцев не беспокоить его до 14.30. Он писал: «В оговоренное время слышу заранее обговоренный стук в мою дверь, стук (как я и просил) продолжается до тех пор, пока я не открою дверь. Это помогает мне оторваться от работы, как бы я ни был ею поглощен».
Если вы работаете из дома, то этот прием может оказаться очень полезным. Чтобы близкие не нарушали ваш распорядок дня, договоритесь о том, в какие часы вы доступны для них.
14. Найти единомышленника или ментора
Каждое утро с 1976 г. и до своей смерти в 1987-м Энди Уорхол звонил своему давнему другу и соавтору Пэт Хэккет и отчитывался обо всех событиях за прошедшие сутки: кого видел, сколько денег потратил, какие сплетни слышал, у кого побывал в гостях. Это была обязательная часть его режима дня.
15. Практиковать медитацию
Дэвид Линч с 1973 года практикует трансцендентальную медитацию. «Я ни разу за 33 года не пропустил медитацию, – подытоживает он в книге «Поймать большую рыбу». – Я выделяю для нее время утром и после ужина, каждый раз по двадцать минут. Затем продолжаю заниматься обычными ежедневными делами.
Когда Дэвид снимает фильм, он, как правило, добавляет в свой распорядок дня еще и третью медитацию. «Мы тратим так много времени на бесполезные вещи! – восклицает он. – Стоит просто добавить медитацию в свой режим дня, и вы удивитесь, как органично она его дополняет».
Самая универсальная техника медитации из всех — дыхательная медитация — отлично подходит для начала. Выберите точку над вашим пупком и сконцентрируйте внимание на ней. Наблюдайте за тем, как опускается и поднимается ваша грудная клетка во время дыхания. Не предпринимайте осознанных усилий, чтобы изменить темп дыхания, просто дышите свободно.
16. Выделить один или несколько дней для общения с друзьями
Пабло Пикассо старался быть более общительным. Он любил поразвлечься между периодами интенсивной работы, но не желал отвлекаться надолго. По предложению Фернанды (она позаимствовала эту идею у Гертруды Стайн и Алисы Токлас) пара объявила воскресенье «приемным днем», и «таким образом все светские и дружеские обязанности ограничивались одним днем».
Такой же прием использовал Пабло Пикассо. Он старался быть более общительным, но не желал отвлекаться от работы надолго. По предложению Фернанды (его подруги) пара объявила воскресенье «приемным днем», и «таким образом все светские и дружеские обязанности ограничивались одним днем».
Если вы часто нарушаете свой распорядок дня, потому что друзья неожиданно предложили встретиться, попробуйте выбрать конкретный день для таких встреч.
17. Работать без Интернета
Чтобы сосредоточиться на работе, американская писательница Франсин Проуз «удирала» за город и работала за компьютером, которые не подключен к Интернету. Она писала: «Удираю за город, работаю за компьютером, который не подключен к Интернету, и молюсь, чтобы мир оставил меня в покое на такой срок, чтобы я успела хоть несколько фраз записать. Если работа идет, я могу сидеть дни напролет, а когда стопорится, я вожусь в саду или тупо стою перед холодильником».
Для тех, кто отвлекается на почту, мессенджеры и блоги, отключение от Интернета поможет сфокусироваться на задаче. Если для работы нужны какие-то материалы, то лучше скачать все заранее. Составьте распорядок дня так, чтобы регулярно несколько часов работать без подключения к Сети.
18. Не заглядывать в почту
Николсон Бейкер откладывал тот момент, когда заглянет в электронную почту, ибо, говорит он, «это меняет все. Стоит обнаружить, что тебя ждут письма, и день приобретает иной вкус, так что я предпочитаю отсрочить это, насколько возможно».
19. Установить норму работы
Основатель психологии бихевиоризма рассматривал свой ежедневный труд скорее как лабораторный эксперимент и каждое утро побуждал себя писать с помощью определенных типов условного и стимулирующего поведения: начинал и заканчивал по звонку будильника, тщательно отмечал количество затраченных часов и количество написанных слов на графике.
В дневниковой записи 1963 г. Скиннер дает полный отчет о своем режиме:
«Около семи я спускаюсь в кабинет, в обшитое панелями из ореха подвальное помещение. Рабочий стол – длинный современный стол из Скандинавии, и я сам пристроил к нему полки для папок с файлами, записных книжек и набросков той книги, над которой я в данный момент работаю. Усевшись, я включаю специальное освещение и запускаю хронометр, который отмеряет время пребывания за столом. Каждые 12 часов я выставляю точку на графике, показывающем мою суммарную продуктивность».
Энтони Троллоп писал всего три часа в день, но требовал от себя поддержания ритма (250 слов за 15 минут). И если он заканчивал книгу до того, как истекли три часа, он тут же брался за следующую.
Можно использовать обычный таймер на телефоне. Чтобы видеть прогресс, создайте таблицу и вносите в нее количество часов, потраченных на задачу. Если пишите книгу, отмечайте количество написанных слов.
20. Отдых от технологий и суеты
В 1922 году Карл Юнг приобрел участок земли подле маленькой швейцарской деревушки Боллинген и начал строительство простого двухэтажного дома на берегу озера Цюрих. Здесь он построил свое убежищем от города.
И хотя у Юнга было множество зависевших от него пациентов, он не стеснялся взять выходной. «Я понял, что человек, который нуждается в отдыхе и продолжает работать вопреки усталости, попросту глуп», – заявлял он.
В Боллингене Юнг два утренних часа он посвящал сосредоточенной работе, а остальное время дня проводил рисуя, медитируя у себя в кабинете, подолгу гуляя в горах, принимая посетителей и отвечая на огромное количество писем, поступавших каждый день. В два или в три часа дня он пил чай, вечером с удовольствием готовил обильный ужин, с аперитивом, или, как он выражался, «закатным». В десять часов вечера он ложился спать. Такой расслабленный распорядок дня позволял ему отдохнуть и набраться сил.
Если вы регулярно сидите перед компьютером, пользуетесь смартфоном и проводите вечера у телевизора, можно устроить себе небольшой цифровой детокс на выходных. Для этого достаточно отложить гаджеты и проводить время без них. Можно гулять, читать, общаться с друзьями, приготовить новое блюдо или позаниматься йогой.
VII районный конкурс творческих исследовательских
работ школьников
Рационально организованный
режим дня
Работу выполнил:
Сорокин Дмитрий Вячеславович,
ученик 4 класса
МОУ Новоярковская СОШ
Барабинского района
Руководитель: Стрельцова
Ольга Павловна, учитель
начальных классов
высшей квалификационной
категории
с. Новоярково
Введение
Многие
жалуются, что у них не хватает времени на все дела и приходится вечно
торопиться, делать все наспех. Но всегда ли человеку действительно не хватает
времени? Или он не умеет правильно распределить свои дела?
Умение
организовать свое время – очень ценное качество человека. Вся жизнь человека
проходит в режиме распределения времени, частично вынужденного, связанного с
общественно необходимой деятельностью, частично по индивидуальному плану. Так,
например, режим дня школьников и студентов определен учебным планом занятий в
учебном заведении, режим военнослужащего – распорядком дня, утвержденным
командиром воинской части, режим работающего человека – началом и концом
работы. «Особенно важно научиться соблюдать режим дня со школьных лет. Нужно
распределять свое время так, чтобы сон был достаточно продолжительным, а пища
принималась не меньше четырех раз в день и обязательно в определенные часы.
Кроме того, нужно больше отдыхать на свежем воздухе. При хорошо продуманном
режиме дня времени хватает на все: на учебу и отдых, занятия в кружках и помощь
родителям, чтение и занятия спортом» ( 4;стр.39). Таким образом, режим дня –
это установленный распорядок жизни человека, который включает в себя труд,
питание, отдых и сон.
Я решил узнать о
влияние режима дня на здоровье школьника.
Цель работы:
изучение влияния режима дня на состояние здоровья школьника.
Задачи:
– изучить
литературу по теме; найти нужную информацию в Интернете;
– проанализировать
примерный режим дня школьника; распределить все важные и обязательные дела по
времени;
– представить свой
распорядок дня в виде творчески оформленной работы с иллюстрациями на бумаге;
– для защиты работы
составить презентацию.
Объект
исследования: школьник.
Предмет
исследования: режим дня.
Участники
исследования: учащиеся 1-4 классов.
Гипотеза: режим дня влияет на здоровье школьника.
Ожидаемый
результат:
– понимание
важности правильной организации распорядка дня;
– самостоятельно
составленный и творчески оформленный распорядок дня.
I
Основная часть
В своей
исследовательской работе я использовал теоретические и практические методы
изучения проблемы. Моя работа состоит из 4 этапов.
1) Теоретический
(изучение литературы, нахождение нужной информации в Интернете).
2) Теоретический
(проанализировать все важные и обязательные дела по времени).
3) Практический
(анкетирование учащихся, беседа с врачом).
4) Практический
(составление режима дня и творческое оформление).
Этап
1. Теоретический. Изучение литературы. Информация по теме в Интернете.
Изучив
литературу, я узнал, что проводя многочисленные исследования, ученые выяснили
(1; стр.76):
- Лишь 20 – 25% первоклассников, переступающих
ежегодно школьный порог, остаются здоровыми после первого года обучения. - К концу первой четверти худеют 30% учащихся.
- 15% учащихся начальной школы жалуются на
головные боли, усталость, сонливость, отсутствие желания учиться. - Треть учащихся имеют различные нарушения
осанки, которые усугубляются в первый год обучения. - 10% детей имеют нарушения зрения различной тяжести.
- 20% детей входят в группу риска в связи со
склонностью к близорукости. - Лишь 24% младших школьников выдерживают
ночной норматив сна.
Ежедневно
дети не досыпают от часа до получаса.
Я задумался,
почему происходят такие изменения и можно ли избежать их? Оказывается, одной из
причин, которая приводит к ухудшению физического здоровья и эмоционального
состояния ребенка может быть несоблюдение режима дня. Работая дальше с
литературой, я понял, что многое действительно зависит от него. «Режим дня –
это рациональное распределение времени на все виды деятельности и отдыха в
течение суток. Основной его целью служит обеспечить высокую работоспособность
на протяжении всего периода бодрствования. Строится режим дня на основе
биологического ритма функционирования организма. Так, например, подъем
работоспособности отмечается с 11 до 13 часов. Второй подъем с 16-18 часов
более низкий и продолжительный. Ученые установили, что дети легко привыкают к
распорядку дня в школе, поэтому и дома следует составить такое же расписание»
(7).
Вывод 1 этапа: Режим дня – это определенное чередование разных видов деятельности в
течение суток, включающее учебу, труд, отдых, сон, прием пищи, гигиенические
процедуры, а так же рациональное соотношение умственной и физической нагрузки.
Этап
2. Теоретический. Основные элементы режима.
Режим дня школьника составляется с учетом
правильной организации учебной и трудовой деятельности, отдыха, сна,
питания, прогулок, развлечений. Универсальной схемы режима дня
не существует, в каждом случае жизнь школьника протекает
индивидуально, в зависимости от уклада жизни семьи в целом,
от его обязанностей, состояния здоровья, но существуют общие
положения режима, которые необходимо знать всем и твердо выполнять (6)
Примерная схема режима дня младшего
школьника (1;87)
Примерный |
Время |
Подъем |
7.15 |
Зарядка, |
7.15 |
Завтрак |
7.30 |
Дорога в школу |
7.50 |
Занятия в школе |
8.30 |
Прогулка на |
13.00 |
Обед, отдых, |
14.30 |
Приготовление |
16.00 |
Свободное время |
17.00 |
Ужин |
19.00 |
Свободное время |
19.30 |
Личная гигиена, |
20.30 |
Примерная схема режима дня школьника
7.30 – Подъём |
Не поддавайся соблазну подольше |
7.45 -Завтрак |
Перед выходом из дома обязательно нужно |
8.30 – Занятия в школе |
Обучение в школе. |
14.00 -Обед |
К этому времени, как правило, занятия в |
14.30 – 17.00 – Отдых, прогулка |
После обеда лучше немного, хотя бы полчасика, |
17.30-18.00 – Ужин |
Полчаса – дается на то, чтобы вернувшись |
18.00 – Уроки на завтра |
Сколько времени займет подготовка |
20.00 – Личное время |
За два часа ты наверняка справишься со |
21.30 – Подготовка ко сну |
Обязательно помойся, почисти зубы, даже |
22.00 – Отбой |
Не стоит сидеть у телевизора или за |
Режим дня в жизни детей младшего школьного возраста
важен и необходим. В теории все знают, что многие трудности обучения, ухудшение
здоровья связаны именно с нарушениями режима. Но на практике четко организовать
и спланировать день довольно сложно. Режим основан на закономерностях, по
которым живет организм, от его соблюдения или несоблюдения, прежде всего,
зависит такой важный показатель состояния организма как работоспособность. Рационально организованный режим дня для младшего школьника
выглядит примерно следующим образом. Подъем за час-полтора до выхода в школу,
утренняя зарядка, которая облегчает переход от сна к пробуждению. После
утренней зарядки ждут водные процедуры. Лучше всего контрастный душ с
чередованием теплового и прохладного потоков воды. Далее завтрак, который
обязательно должен быть довольно плотным. Прием пищи должен проходить в тихой,
спокойной обстановке. Затем занятия в школе. Когда ребенок возвращается из
школы, он находится на спаде работоспособности. Поэтому сначала ему необходимо
пообедать, отдохнуть — и ни в коем случае не садиться сразу же за уроки. Отдых
желателен активный, на свежем воздухе, в играх и движении — не менее 2 – 3 часов.
Врачам давно известно, что день, проведенный без прогулки, потерян для
здоровья. Отдых должен быть без чтения книг и просмотра телевизора. Оптимальное
время для приготовления уроков служит период 15-16 часов. Начинать выполнение
домашнего задания рекомендуется с наименее тяжелых предметов, переходя к более
сложным. Максимальная продолжительность периода работоспособности составляет
30-40 минут, после чего следует проводить 15 минутные перерывы с
физкультминутками под музыку. Лучшим времяпровождением будет прогулка на свежем
воздухе. Весьма полезны занятия в кружках по интересам. После ужина наступило
время прогулки перед сном. Перед сном обязательно следует умыться, почистить
зубы, помыть ноги и проветрить комнату. Очень важным фактором в режиме дня
является сон. Гигиенически полноценным считается сон не менее 9-10,5 часа. Во
время сна снижается деятельность физиологических систем организма. Чтобы
сон был глубоким и спокойным, нужно соблюдать элементарные правила: перед сном
не играть в шумные, “заводные” игры, не заниматься спортом, не
смотреть страшные фильмы и т. д. Исследования показывают: из младших школьников,
увы, выдерживают необходимые нормативы ночного сна только 24 % детей; остальные
же недосыпают от получаса до полутора. А это мало-помалу сказывается:
ухудшаются память, внимание, работоспособность (3;стр.13). Вовсе непустячное
это дело – соблюдение рационального режима дня!
Вывод 2 этапа: От того, как
строится день школьника, как сочетается работа и отдых, достаточен ли сон,
вовремя ли завтрак, обед и ужин, зависит самочувствие, настроение и здоровье.
Для здоровья и правильного развития младшего школьника большое значение имеет
правильно составленный режим дня. Повторяясь изо дня в день, определенный
распорядок дня настраивает на учебу, отдых, физическую активность, тем самым
облегчается выполнение всех дел, успешнее идет учеба (8).Постоянно выполняемый
режим дня дисциплинирует детей. Нарушения в распорядке дня школьников
отражаются на их самочувствии и работоспособности: нередко
учащиеся жалуются на головные боли, разбитость, плохую память, отсутствие
аппетита, сонливость, апатию.
Этап
3. Практический. Анкетирование учащихся
Изучив
литературу, мы решили провести эксперимент в нашей школе. В эксперименте
участвовали учащиеся 1-4 классов, 20 человек. Анкетирование проводилось в
октябре.
1.Мы решили узнать, все ли наши ребята знают, что
такое режим дня и выполняют ли они его. Мы провели с учащимися анкетирование (Приложение
1). Проанализировав анкеты, мы пришли к следующим результатам:
1
вопрос:
Все дети
делают физическую зарядку, но только в школе. Дома утреннюю гимнастику делают
всего 6 человек.
2
вопрос:
50% детей
завтракают перед школой не регулярно, что приводит к различного рода
отклонениям в состоянии здоровья: жалобы на боли в животе, головные боли,
слабость.
3
вопрос:
13 ребят,
приходя из школы, отдыхают, только потом садятся за приготовление уроков. 7
ребят обедают и сразу садятся за уроки. Это нарушение режима дня.
4
вопрос:
Всегда
делают перерывы при выполнении домашнего задания 4 учащихся, иногда – 5 детей.
11 учащихся выполняют уроки без перерыва. Необходимо заострить внимание на
проблеме щадящего режима при выполнении домашнего задания.
5
вопрос:
3 школьников
ложатся спать в 21 час, а 8 ребят – в 22 часа. Значит, дети, которые ложатся
спать в 22 часа не высыпаются, а это сказывается на их работоспособности на
уроках. Организм не успевает отдохнуть и восстановиться.
6
вопрос:
Из 20
учащихся лишь трое ребят утром чувствуют себя выспавшимися. Не высыпаясь,
просыпаются 9 учащихся, что связано с несоблюдением режима дня и отдыха. Восемь
человек не всегда высыпаются, что также позволяет сделать вывод, что их отход
ко сну приходится на более позднее время, чем рекомендовано режимом дня, а
значит, организм не успевает восстановить свои силы.
7
вопрос:
Все
ребята не гуляют на улице после 21 часа во время учебного года.
8
вопрос:
Большая
часть детей в классах регулярно занимается в кружках и секциях
интеллектуального и спортивного направления, но на просмотр телевизора
остается все – таки много времени. 2 ребенка предпочитают смотреть телевизор
не менее четырех часов в день, а 8 – все свободное время. Это свидетельствует
о недостаточной ответственности детей за свое здоровье. 50 % ребят смотрят
телевизор лишь 2 часа в сутки.
9
вопрос:
Восемь
учащихся в воскресный день спят или смотрят телевизор, а 14 ребят гуляют или
занимаются спортом. Приятно, что и в выходные дни ребята гуляют, занимаются
спортом и таких ребят более половины.
10
вопрос:
Научились
планировать всегда свой день всего 3 ребят, им легко выполнить всю намеченную
работу на уроках, отдохнуть и подготовиться к новому рабочему дню. Одиннадцать
школьников планируют свой рабочий день периодически, а значит, им есть над чем
работать. 6 учащихся не планируют свой рабочий день никогда. Детям необходимо
еще раз объяснить значение режима дня школьника и его влияние на организм
школьника. Постараться сформировать у ребят чувство ответственности при
организации своего рабочего дня.
2. О влияние режима дня на здоровье школьника я решил узнать у
нашего педиатра Г. Ф. Ульмасовой (Приложение 2). Она рассказала о том,
что «современные дети испытывают в школе огромную нагрузку. Новые предметы,
интенсивная школьная программа, внеклассные занятия, олимпиады, все это может
негативно сказаться на здоровье ребенка. Конечно, успеть хочется много, но для
того, чтобы не было вреда от насыщенного дня, нужно правильно выбрать нагрузку
и придерживаться режима дня. Это, к сожалению, делают не все. У большинства
детей родители целый день на работе и школьники вместо того, чтобы делать
уроки, проводят много времени за компьютером или смотрят телевизор.
Здоровье ребёнка во многом зависит от
выполнения режима дня. Это предохраняет от утомления. Если отдых недостаточен,
то утомление, постепенно накапливаясь, приводит к переутомлению. А это – плохой
сон и аппетит, головные боли, безразличие, снижение внимания, памяти,
умственной и мышечной работоспособности, падение сопротивляемости болезням.
Утомление снимается хорошим продолжительным сном, отдыхом на свежем воздухе,
активным движением, полноценным питанием.
У учеников начальных классов работоспособность ниже, чем у
старшеклассников. Однако из года в год работоспособность и сопротивляемость
утомлению повышается: умственная работоспособность у мальчиков 7 – 10 лет
одинаковая, а мышечная у девочек ниже, они и менее выносливые. Влияет переутомление
и на здоровье детей, например, зрение. Для таких детей нужен щадящий режим.
Работоспособность младших школьников колеблется в течение суток, недель, года.
В течение суток высокий подъём работоспособности с 8 до 11 часов утра, с 16 до
17 часов – второй подъём. Во вторник и в среду работоспособность наиболее
высокая. В пятницу она падает. Умственная работоспособность наиболее высока с
октября по январь. С января по март – снижается. Потом опять нарастает до июня.
Определяющую роль играют гигиенические условия работы. (Приложение
3).
Каждое отдельное отступление от режима кажется невинным, но они
накапливаются изо дня в день, поэтому последствия таких отступлений начинают
сказываться всё сильнее. Вы будете в школе более внимательными, усидчивыми и
все хорошо будете успевать, если будете выполнять распорядок дня.». Галина
Федоровна дала мне ряд рекомендаций по соблюдению режима дня (Приложение 4).
Вывод 3 этапа: Изучив итоги данной
анкеты можно сказать, что ребята начальной школы знают, что такое режим дня,
какое он оказывает влияние на развитие их организма. Но, в то же время, не
соблюдают основные его этапы. При этом халатно относятся к своему здоровью.
Рассказ врача-педиатра еще раз подтвердил влияние правильного и
рационального режима дня на здоровье школьника.
Этап
4. Практический. Составление режима дня.
С первого класса
учителя говорят нам о важности режима дня. Мы со всем соглашаемся, но не все
выполняем. Я тяжело поднимаюсь утром, зарядку делаю только в школе. Люблю
посидеть у телевизора или за компьютером. У меня часто бывает плохой аппетит,
на уроках не всегда активно работаю. Так может быть причина в том, что я не
соблюдаю режим дня? Я составил для себя распорядок на день и решил, что буду
ему следовать.
•
Подъем – 7.50
•
Зарядка, умывание, уборка постели – 7.50 – 8.20
•
Завтрак – 8.20 – 8.30
•
Дорога в школу – 8.30 – 8.45
•
Занятия в школе – 9.00 – 13.45
•
Дорога домой – 13.45 – 14.00
•
Обед – 14.00 – 14.15
•
Прогулка на свежем воздухе – 14.15 – 14.30
•
Отдых, игры – 14.30 – 15.00
•
Приготовление уроков – 15.00 – 16.30
•
Свободное время (отдых, игры, занятия в
кружках и секциях) – 16.30 – 18.00
•
Помощь родителям – 18.00 – 19.00
•
Ужин – 19.00 – 19.15
•
Свободное время – 19.15 – 20.30
•
Личная гигиена, подготовка ко сну – 20.30 –
21.00
Первое время
было очень тяжело. Моими помощниками были родители. Они всячески меня
поддерживали. Мне трудно было утром сразу встать, хотя я рано ложился. Мама
подходила к моей кровати, садилась, гладила меня по голове и говорила ласковые
слова. Открывая глаза, я видел, как мама улыбается, и тоже улыбался. Я быстро
вставал с постели и делал зарядку вместе с папой. Особенно мне нравятся водные
процедуры: контрастный душ. Первое время мне тоже помогали родители. Объясняли,
как правильно настроить воду, как хорошо растереть тело полотенцем. Две недели
я приучал себя к тому, что завтрак должен быть плотным, а не кружка чая наспех
выпитая. Скоро я привык, и уже заканчивая водные процедуры, кричал маме: «Мой
завтрак готов?» На третьей недели я заметил, что изменения происходят и на
занятиях в школе. Я меньше стал утомляться, намного активнее стал работать на
уроках. Приходя со школы, я уже не спешил к телевизору, а обедал и шел гулять
на улицу со своей младшей сестрой. Когда подходило время приготовления
домашнего задания, я садился за уроки, а не откладывал до вечера. Я заметил,
что на выполнение заданий у меня стало уходить меньше времени. Я стал более
собран, внимателен и к маме за помощью очень редко обращался. В школе мы
разучили много физкультминуток, дома я их тоже использую, иногда включаю
музыку. После ужина мы обязательно занимаемся какими-нибудь общими делами, мы
со старшей сестрой помогаем родителям. Вечером перед сном я гуляю, пусть в
ограде и всего 15 минут. Затем чищу зубы, мою шею, ноги и ложусь спать. Я
быстро засыпаю и вижу интересные сны. (Приложение 5 ).
Вывод 4 этапа: Повторяясь изо дня в день, определенный распорядок дня настраивает на
учебу, отдых, физическую активность, тем самым облегчается выполнение всех дел,
успешнее идет учеба. Привычка ложиться спать и вставать в одно и то же время
способствует быстрому засыпанию и своевременному пробуждению. Выспавшись, я лучше
стал воспринимать учебную информацию, объяснения учителей на уроках, быстрее
справляться с приготовлением домашних заданий. У меня всегда прекрасное
настроение, я очень хорошо себя чувствую. Большую помощь в этом мне оказал
режим дня. Я хочу пожелать ребятам, кто ленится или еще настраивается на
соблюдение режима дня, начать прямо с сегодняшнего дня. Вы не пожалеете. Вы
быстро почувствуете изменения в лучшую сторону.
II Пути
улучшения сложившейся ситуации.
Рекомендации
для школьников и родителей
В ходе
проведения практического этапа, мы выяснили, что большая часть наших ребят
начальной школы вообще не соблюдают режим дня. Изучив влияние режима дня на
развитие нашего организма, я решил объяснить ребятам, как это важно для
здоровья. На внеклассном мероприятии я сделал выступление на тему «Мой режим
дня» (Приложение 6). После занятия ко мне подошли несколько ребят и
попросили дать им схему примерного режима дня. Мы разработали памятку по
соблюдению режима дня. Ольга Павловна пригласила к нам в школу
медицинских работников. Они выступили перед ребятами и рассказали, какое
большое влияние на наше здоровье оказывает режим дня (Приложение 7).
Если составить режим дня можно в школе с учителем, то выполнять его без помощи
родителей очень трудно. Поэтому, мы с классным руководителем решили продолжить
работу с родителями. Мы подготовили выступление по теме и объяснили на собрании
родителям важность соблюдения их детьми режима дня, как правильно помочь
ребятам и что для этого должны делать родители (Приложение 8). Родителям
мы раздали памятку – помощницу (Приложение 9). В середине апреля мы еще
раз провели анкетирование ребят и выяснили, что лишь ребята первого класса еще
не могут правильно построить свой день, а вот у школьников 2-4 классов
произошли значительные изменения по соблюдения режима дня и в лучшую сторону.
Это говорит о том, что ребятам не безразлично их здоровье.
III
Выводы:
Правильно
спланированный режим дня с учетом возраста, физиологических и психических
особенностей, является основой для сохранения здоровья и главной составной
частью здорового образа жизни.
Режим дня — это не что иное, как рациональное чередование видов деятельности и
отдыха в течение суток с учетом возрастных возможностей и особенностей
человека. От того, как строится наш день, как сочетается работа и отдых,
достаточен ли сон, вовремя ли завтракаем, обедаем и ужинаем, зависит не только
наша работоспособность, но и самочувствие, настроение, здоровье. Регулярность,
распорядок, ритмичность в жизни положительно влияют на самочувствие,
настроение. Для здоровья и правильного развития детей продуманный распорядок
занятий, отдыха, питания имеет большое значение. Соблюдение рационального
режима дня детьми способствует укреплению и улучшению состояния их здоровья, а
также повышению эффективности учебной и воспитательной деятельности. От того,
какой образ жизни выберешь ты, во многом зависит твое здоровье, твой будущий
образ жизни.
Сегодня
необходимо больше внимания уделять соблюдению режима дня – это поможет
сэкономить время, повысить жизненный тонус, успеваемость. Важно каждому
задуматься над организацией своего рабочего дня. Самое главное – перестроиться
и начать экономно расходовать резервы своего организма. Успехов вам и крепкого
здоровья!
Приложение 1
Вопросы
анкеты «Мое отношение к режиму дня»
1.
Выполняете ли вы утром физическую зарядку?
А) всегда
б) иногда
в) никогда
2.
Завтракаете ли вы перед школой?
А) всегда
б) иногда
в) никогда
3. В какое
время вы обычно учите уроки?
А) сразу,
как прихожу из школы
б) отдыхаю
и только потом сажусь за уроки
в) кушаю и
сажусь за уроки.
4. Делаете
ли вы перерывы при выполнении домашнего задания?
А) всегда
б) иногда
в) никогда
5. Вы
ложитесь спать
а) в 21. 00
б) в 22. 00
в) когда как
6. Как часто
вы просыпаетесь не выспавшись?
А) всегда
б) иногда
в) никогда
7. Как
часто вы гуляете вечером после 20. 00?
А) один раз
в месяц
б) один раз
в неделю
в) каждый
день
8. Сколько
часов в день вы смотрите телевизор?
А) 2 часа
б) 4 часа
в) все
свободное время
9. Как
обычно вы проводите воскресный день?
А) сплю или
смотрю телевизор
б) слоняюсь
по дому
в) гуляю или
занимаюсь спортом
10. Как
часто вы стараетесь спланировать, распланировать свой день?
А) всегда
б) иногда
в) никогда
Приложение 2
Приложение
3
Гигиенические условия работы:
·
Помещение должно быть достаточно освещено.
·
Стол должен стоять у окна, а свет падать слева.
·
На окнах не должно быть сплошных занавесок, высоких
цветов.
·
Чистые стёкла пропускают ультрафиолетовые лучи,
которые убивают болезнетворные микробы.
·
Осенью и зимой нужно использовать настольную лампу
с абажуром.
·
Температура помещения не ниже 18 – 20 градусов.
·
Родители должны следить за рабочей позой ребёнка.
·
Следует проверить соответствие стола и стула. Если
нет соответствия – развивается близорукость, искривление позвоночника.
·
Тетрадь должна лежать против средней линии
туловища, книга – стоять прямо перед глазами на подставке.
·
Всё – по режиму. Великий физиолог Павлов не раз
говорил, что ни что не облегчает работу нервных клеток головного мозга, как
определённый распорядок жизни. Это и есть режим дня. Если ребёнок не доспал – у
него нет внимания, на уроке он зевает, отвлекается. Поэтому должны быть
отведены определённые часы для занятий, прогулок, сна.
Приложение
4
Рекомендации:
1.Достаточный сон (9 – 10 часов), ложиться и вставать
строго в одно и то же время.
2.Регулярный приём пищи.
3.Определённое время выполнения домашнего задания.
4. Определённое время отдыха на воздухе, для творческой деятельности, свободных
занятий и помощи семье.
Нельзя запрещать детям прогулки и игры на улице в наказание, за какие либо
проступки. Дети обязательно должны гулять днём не менее 4 часов. Световое и
ультрафиолетовое излучение благоприятно влияет на глаза. В противном случае
развивается близорукость.
Не стоит увлекаться просмотром передач по телевизору. Существует норма – 1 час
в день и 3 раза в неделю. Сидеть на расстоянии 2 – 2,5
метров. Для освещения лампочка должна быть сзади.
Ложась в постель в разное время, дети не могут долго заснуть, а утром им трудно
встать. Перед сном занятия детей должны быть спокойными.
Если ребёнок не соблюдает распорядок дня, он становится легко возбудимым,
рассеянным, во время работы часто отвлекается, неправильно реагирует на
замечания. Родители отвечают за своего ребёнка, и как бы трудно ни было, должны
предъявлять к нему необходимые требования. Ведь недаром народная мудрость
гласит: «Если хочешь испортить ребёнка, дай ему всё, что он просит».
Режим дня – это одно из важных требований к ребёнку, влияющих на его здоровье и
работоспособность».
Приложение 5
Приложение
6
Приложение
7
Памятка
для учащихся:
- ежедневное полноценное питание;
- соблюдение режима дня;
- чередование кружков интеллектуального и
спортивного направления; - ежедневные прогулки на свежем воздухе;
- развитие самодисциплины.
Приложение
8
НЕЛЬЗЯ:
- Будить ребенка в последний момент перед
уходом в школу, объясняя это себе и другим большой любовью к нему. - Кормить ребенка перед школой и после нее
сухой пищей, бутербродами, объясняя это себе и другим, что ребенку такая
еда нравится. - Требовать от ребенка только отличных и
хороших результатов в школе, если он к ним не готов. - Сразу после школьных уроков выполнять домашнее
задание. - Лишать детей игр на свежем воздухе из-за
плохих отметок в школе. - Заставлять ребенка спать днем после уроков и
лишать его этого права. - Кричать на ребенка вообще и во время
выполнения домашних заданий в частности. - Заставлять многократно переписывать в
тетрадь из черновика. - Ждать папу и маму, чтобы начать выполнять
уроки. - Сидеть у телевизора и за компьютером более
40 – 45 минут в день. - Смотреть перед сном страшные фильмы и играть
в шумные игры. - Ругать ребенка перед сном.
- Не проявлять двигательную активность в
свободное от уроков время. - Разговаривать с ребенком о его школьных
проблемах зло и назидательно. - Не прощать ошибки и неудачи ребенка.
Создайте условия для успешного выполнения
ребенком домашнего задания.
Приложение
9
Памятка
для родителей
- Выполнять зарядку вместе со своим ребенком,
несмотря ни на какие обстоятельства. - Выполнять зарядку в течение 10 минут.
- Включать в комплекс зарядки не более 8 – 10
упражнений. - Открывать окна и шторы для потока солнечного
света и свежего воздуха. - Объяснить ребенку, как правильно принимать
душ или обтирать тело мокрым полотенцем. - Готовить утром плотный завтрак.
- Контролировать время, которое сын или дочь
проводят за телевизором или компьютером. - Напоминать ребенку о необходимости отдыха
после учебных занятий. - Поручить ребенку домашние обязанности.
- Следить за выполнением правил личной
гигиены. - Помочь привыкнуть ложиться спать в одно и то
же время. - Подмечать и подчеркивать достижения своего
ребенка в выполнении режима дня.
Список используемой литературы
1.
Алоева М. А. Родительские собрания для 3-4 классов. Ростов-на-Дону. Феникс, 2004
г. с.403
2. Газета
ПедСовет, № 5, 2004 г. с. 16
3. Газета
ПедСовет, № 5, 2005 г. с. 16
4.
Жарова Г. Н. Природа. Человек. Здоровье.,
Новосибирск, 1992 г., с. 75
5.
Журнал Начальная школа, №1 2010
г. с. 112
6.
http://antonioracter.narod.ru
7.
http://terapevt,h12,r
8.
www .detskiysad.ru
Режим дня для первоклассника своими руками
Как сделать режим дня своими руками и что для этого нужно? — Об этом мы с Арсением сегодня расскажем и покажем.
Школы любят задавать всей семье школьника креативные задания. Вот и мы получили такое задание — составить коллаж режима дня первоклассника. Коллаж предполагает свободу выбора решений. Мы с сынишкой решили собрать коллаж из детских картинок. Но создать режим дня своими руками не в традиционном прямоугольном формате — а на круглой основе и немного в разброс))) Вообщем, вот что у нас получилось:
Как сделать режим дня школьника своими руками
Для нашего плаката режим дня нам понадобилось следующее:
- старые детские журналы;
- плотный лист бумаги формата А3;
- цветная бумага;
- принтер;
- ножницы, клей, карандаш, циркуль или большая тарелка…
Для начала мы с сыном собрали в кучу старые журналы и подобрали картинки, которые вписываются в наш коллаж «Режим дня» и вырезали их.
Затем на компьютере я набрала непосредственно режим дня моего первоклассника. Время и режим у вас, конечно же, будут отличаться. К тому же сынишка учится в школе с полным днем обучения.
Наш режим дня
7:00 ПОДЪЁМ |
7:10 — 7:30 УТРЕННИЕ ПРОЦЕДУРЫ И ЗАРЯДКА |
7:30 — 7:50 ЗАВТРАК |
7:50 — 8:20 ДОРОГА В ШКОЛУ |
8:30 — 16:30 ЗАНЯТИЯ В ШКОЛЕ |
13:00 — 13:30 ОБЕД |
16:30 — 17:00 ДОРОГА ДОМОЙ |
17:00 — 17:30 ОТДЫХ |
17:30 — 18:00 УЖИН |
18:00 — 18:30 ПРОГУЛКА |
18:30 — 19:30 ТРЕНИРОВКА |
20:00 — 21:00 ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ |
21:00 — 21:30 СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ |
21:30 – 22:00 ВЕЧЕРНИЙ ТУАЛЕТ |
22:00 СКАЗКА И СОН |
Все это мы распечатали и вырезали.
Теперь готовим основу нашего плаката. Для него мы взяли плотную бумагу для акварели формата А3 и вырезали из нее большой круг. Для круга я воспользовалась большой тарелкой. круг разделили на равные четыре части. Из цветной бумаги мы вырезали четвертинки поделенного нами круга, и приклеили их на основу:
Розовый цвет у нас символизирует начало дня — утро, здесь у нас «просыпается» солнышко, желтый — середину дня, голубой — вечер и фиолетовый — поздний вечер и ночь, на вершине расположен месяц со звездами.
Теперь заполняем наш условно поделенный день картинками с соответствующими режиму дня позициями:
И сверху доклеиваем строчки из заготовленного заранее режима дня по часам:
Вот и все, наш режим дня для первоклассника готов! Конечно, он не идеален и не включает в себя каникулы и выходные дни. Зато он очень украсил детскую комнату и сынок часто к нему обращается.
Вот нарезка видео, как мы собирали наш плакат:
А как вы делали режим дня школьника? Поделитесь в комментариях!
Желаю вам ярких впечатлений и много улыбок!
С любовью,
Арсений и Людмила Поцепун.
Приглашаем посмотреть увлекательный ролик на нашем видеоканале “Мастерская на радуге”
Загрузка…
Просмотров: 5 871
Как организовать свой день: методики гениев продуктивности
Время — дефицитный и невосполнимый ресурс. Научитесь использовать его с умом.
Метод Бенджамина Франклина
Бенджамин Франклин был сыном мыловара, но благодаря самоорганизации и дисциплине преуспел во многих областях: в политике, дипломатии, науке, публицистике. Он является одним из отцов-основателей Соединённых Штатов Америки — участвовал в создании Декларации независимости и конституции страны.
Портрет Франклина помещён на стодолларовую купюру, хотя он никогда не был президентом США. Ему приписывается авторство таких крылатых фраз, как «Время — деньги» и «Не откладывайте на завтра то, что можно сделать сегодня».
Время для Франклина действительно имело колоссальное значение.
Любишь жизнь? Тогда не теряй времени, ибо время — ткань, из которой состоит жизнь.
Бенджамин Франклин
В 20 лет Франклин разработал для себя систему организации времени, которой пользовался на протяжении всей жизни. Современники назвали её «пирамидой Франклина» (иногда также встречается наименование «пирамида продуктивности» — productivity pyramid).
В основе пирамиды — жизненные ценности. Это моральные ориентиры в решении любых задач. Франклин называл их добродетелями.
Для себя он определил 13 добродетелей: воздержанность, молчаливость, любовь к порядку, решительность, бережливость, трудолюбие, искренность, справедливость, умеренность, чистоплотность, спокойствие, целомудрие и кротость.
Чтобы ежедневно работать над собой, Франклин завёл специальную записную книжку, в которой отвёл по странице на каждый жизненный принцип. Каждую страницу он разлиновал на семь столбцов (дни недели). Затем провёл 13 горизонтальных линий по числу добродетелей.
Таким образом, каждый день он фокусировался на одной из добродетелей, а по вечерам в квадратиках отмечал промахи, допущенные на пути к «моральному совершенству».
Следующая ступень пирамиды Франклина — это глобальная цель. Она базируется на жизненных принципах и отвечает на вопрос: «Чего я хочу достичь к N годам?» Глобальной целью для врача, например, может являться стремление стать завотделением до 35 лет, а для менеджера — запустить свой стартап.
Бенджамин Франклин — поистине праотец to-do-планирования. Он всегда придерживался распорядка и расписывал буквально каждый свой шаг. Поэтому далее в его пирамиде идут:
- генеральный план — пошаговая инструкция по достижению глобальной цели;
- долгосрочный план — цели на ближайшие 3–5 лет;
- краткосрочный план — задачи на ближайший год и месяц;
- планирование на неделю и день.
Все ступени пирамиды расположены последовательно — каждая следующая опирается на предыдущую.
Вывод
Чтобы организовать свой день по методу Франклина, нужно определиться с фундаментальными жизненными принципами, поставить глобальную цель и составить план по её достижению.
Для долгосрочного и краткосрочного планирования можно использовать один из электронных инструментов либо завести бумажный блокнот и внедрить систему «Быстрых записей».
Метод Стивена Кови
Одним из последователей системы Франклина считается Стивен Кови. Это всемирно известный эксперт и коуч в области менеджмента. Кови — профессиональный оратор и автор множества книг. Одна из них вошла в список самой влиятельной бизнес-литературы журнала Time.
Это опередившая своё время книга «Семь навыков высокоэффективных людей». Кови написал её в 1989 году, но бестселлером она стала лишь после переиздания в 2004-м.
Концепция Кови базируется на последовательности из семи навыков.
- Затачивать пилу, то есть постоянно самосовершенствоваться.
- Достигать синергии, то есть стремиться к взаимовыгодному взаимодействию.
- Быть проактивным.
- Стараться сначала услышать, а уже потом — быть услышанным.
- Начинать, представляя конечную цель.
- Думать в духе «выиграл — выиграл».
- Сначала делать то, что нужно делать сначала.
Реализовать последний навык поможет матрица распределения задач и расстановки приоритетов. Её Кови позаимствовал у 34-го президента США Дуайта Дэвида Эйзенхауэра.
Все задачи распределяются на четыре группы:
- Срочные и важные (нужно сделать как можно скорее);
- Несрочные важные (стратегические задачи с отдалённым дедлайном);
- Срочные неважные (нужно сделать быстро, но можно отложить или не заниматься самому);
- Несрочные и неважные (как правило, такие дела можно вычеркнуть или поручить третьим лицам).
По мнению Кови, успешные люди крайне редко оказываются в цейтноте, так как быстро расправляются с задачами из категорий 1 и 3 и без жалости жертвуют делами из квадрата 4. При этом 60–80% времени и сил они отводят на решение задач из квадрата 2, потому что именно они являются локомотивом прогресса.
Вывод
Чтобы стать эффективнее, в конце или начале дня выписывайте стоящие перед вами задачи и задавайте им приоритетность при помощи матрицы Эйзенхауэра (или матрицы Кови — кому как больше нравится). Для этого можно воспользоваться приложением Eisenhower (iOS) или MyEffectivenessHabits (Android). Старайтесь соблюдать пропорцию: 40% — важные срочные дела, 60% — важные несрочные.
Метод Тима Феррисса
Тимоти Феррисс — популярный гуру продуктивности. Записи его публичных выступлений собирают миллионы просмотров, а книги расходятся такими же огромными тиражами.
Немудрено — кому не хочется «работать по 4 часа в неделю, не торча в офисе „от звонка до звонка“, и при этом жить где угодно и богатеть»? Одноимённая книга Феррисса стала номером один в списках бестселлеров The New York Times и The Wall Street Journal.
Его метод стоит на двух китах:
- Закон Парето: 20% усилий дают 80% результата, а остальные 80% усилий — лишь 20% результата. Это значит, что нужно сосредоточиться на деятельности, которая действительно важна.
- Закон Паркинсона: работа заполняет всё время, отпущенное на неё. Это значит, что на задачу необходимо отводить ровно столько, сколько нужно для её выполнения.
Чтобы успевать больше, не нужно увеличивать продолжительность рабочего дня. Напротив, сокращайте её, фокусируйтесь только на действительно важном. Всё остальное отметайте, отдавайте на аутсорсинг или делегируйте.
Подходу Феррисса соответствует техника планирования 1–3–5. Её суть проста: в список дел вносится одно важное дело, три средних и пять мелких. Всего — девять. Они априори распределены по срочности, что помогает избавиться от ощущения аврала.
Феррисс — противник многозадачности и информационных перегрузок. При одновременном выполнении нескольких дел происходит расфокусировка внимания. В результате производительность не повышается, а падает. Так же обстоит дело с беспрерывным поглощением информации. Постоянная проверка почты, мессенджеров и соцсетей лишь создаёт ложное ощущение занятости, но не приближает к цели.
А вот стрессы, напротив, Феррисс считает нашими помощниками.
Страх — это индикатор. Страх — наш друг. Временами он показывает, чего не следует делать, но чаще показывает, что как раз стоит делать.
Тим Феррисс
Следует отметить, что Тим Феррисс не единственный, кто стремится к продуктивности, работая меньше. Стивер Роббинс, автор книги «9 шагов к тому, чтобы работать меньше и успевать больше», предлагает для этого метод «активных дней», когда в определённый день назначаешь себе «контролёра», который будет следить за прогрессом.
Вывод
Этот метод подойдёт вам, если вы не можете следовать строгому графику и to-do-списки для вас не работают. Стройте свой день так, чтобы 20% времени занимали наиболее сложные и важные дела. Остальное пусть идёт своим чередом. Иными словами, если вам необходимо провести деловую встречу, то нужно выбрать день, время, продолжительность и строго следовать намеченному. Оставшуюся часть дня можно посвятить любой текущей работе.
Метод Глеба Архангельского
Глеб Архангельский — эксперт в области организации времени, основатель и руководитель одноимённой компании. Его особенность не в создании оригинальных разработок, а в том, что он излагает приёмы тайм-менеджмента просто и доступно, адаптируя их к отечественным реалиям.
Архангельский — автор нескольких популярных бизнес-книг: «Работа 2.0: прорыв к свободному времени», «Формула времени», «Тайм-драйв» и других.
Последняя наиболее популярна. В «Тайм-драйве» рассказывается о важности планирования, целеполагания и мотивации, а также приводятся действенные приёмы управления временем и борьбы с прокрастинацией.
- «Лягушки». У каждого есть скучные задачи, которые постоянно откладываются на потом. Эти неприятные дела копятся и психологически давят. Но если каждое утро начинать с «поедания лягушки», то есть первым делом выполнять какую-нибудь неинтересную задачу, а потом уже переходить к остальным, то постепенно дела упорядочатся.
- «Якоря». Это материальные привязки (музыка, цвет, движение), связанные с определённым эмоциональным состоянием. «Якоря» необходимы для того, чтобы настроиться на решение той или иной задачи. Например, можно приучить себя работать с почтой под классическую музыку, и всякий раз, когда будет лень разгружать инбокс, нужно будет лишь включить Моцарта или Бетховена, чтобы поймать нужную психологическую волну.
- «Бифштекс из слона». Чем крупнее задача (написать диссертацию, выучить иностранный язык и так далее) и чем жёстче дедлайн, тем сложнее приступить к её выполнению. Пугает именно масштабность: непонятно, с чего начинать, хватит ли сил. Такие задачи называются «слонами». Единственный способ «съесть слона» — готовить из него «бифштексы», то есть разбить большое дело на несколько маленьких.
Примечательно, что Глеб Архангельский большое внимание уделяет не только рационализации рабочих процессов, но и отдыху (полное наименование его бестселлера — «Тайм-драйв: как успевать жить и работать»). Он убеждён, что без хорошего отдыха, включающего в себя здоровый сон и физическую активность, невозможно быть продуктивным.
Вывод
Планируйте каждый свой день. Todoist, Wunderlist, TickTick и другие подобные программы и сервисы помогут вам в этом. Сложные масштабные задачи дробите на простые мелкие. Утром делайте самую неприятную работу, чтобы в оставшееся время заниматься только тем, что нравится. Выработайте триггеры, которые помогут вам справляться с ленью, и не забывайте включать в график отдых.
Метод Франческо Чирилло
Возможно, вам незнакомо имя Франческо Чирилло, но вы наверняка слышали про Pomodoro. Чирилло — автор этой знаменитой техники тайм-менеджмента. В своё время у Франческо были проблемы с учёбой: юноша никак не мог сосредоточиться, всё время отвлекался. На помощь пришёл простой кухонный таймер в виде помидора.
Суть метода Pomodoro: отрезки времени, отводимого на работу, — это «помидорки». Один «помидор» = 30 минут (25 минут на работу и 5 на отдых). Запускаем таймер и трудимся с максимальной отдачей и минимальными отвлечениями в течение 25 минут. Звучит сигнал — настало время пятиминутного перерыва. Затем вновь запускаем таймер.
Таким образом, производительность измеряется количеством выполненных за день «помидорок». Чем больше, тем лучше.
Чтобы не тратить 25 минут на придумывание себе дела, список задач нужно составить заранее. В нём вы также сможете отмечать количество целых «помидорок» (ставится крестик напротив задачи) и отвлечений (ставится апостроф). Это позволяет определить, сколько времени заняло выполнение той или иной задачи и насколько она была трудна.
Метод Pomodoro — доступный и гибкий. Хотите — ведите to-do-список на бумаге и отмеряйте 25-минутные отрезки кухонным таймером, а хотите — пользуйтесь специальными сервисами и приложениями.
По мнению Чирилло, оптимальная длительность «помидора» — 20–35 минут. Но, освоив технику, можно экспериментировать и менять интервалы под себя.
Детально с методом Франческо Чирилло можно познакомиться здесь.
Вывод
В начале дня составьте список дел и выполняйте их, отмеряя время «помидорками». Если в течение 25 минут вы отвлеклись, поставьте напротив задачи символ ’. Если время истекло, но задача ещё не выполнена, поставьте + и посвятите ей следующую «помидорку». Во время пятиминутного перерыва полностью переключайтесь с работы на отдых: пройдитесь, послушайте музыку, выпейте кофе.
Итак, перед вами пять основных систем тайм-менеджмента, при помощи которых можно организовать свой день. Вы можете изучить их подробнее и стать апологетом одной из методик, а можете выработать свою, комбинируя различные приёмы и техники.
GTD — альтернатива тайм-менеджменту
Дэвид Аллен, создатель методики GTD, — один из самых известных теоретиков личной эффективности. Его книга «Как привести дела в порядок: искусство продуктивности без стресса» названа журналом Time лучшей бизнес-книгой десятилетия.
Термин Getting Things Done на слуху, и многие ошибочно отождествляют его с тайм-менеджментом. Но даже сам Аллен называет GTD «методикой повышения личной эффективности».
Вот как пояснил разницу между управлением временем и GTD эксперт в этом вопросе Вячеслав Сухомлинов.
Вячеслав Сухомлинов
Исполнительный директор ресторанного холдинга. Эксперт по практическому применению GTD
GTD — это не тайм-менеджмент. Управлять временем невозможно. В сутках у всех одинаковое количество часов. Важно не количество времени, а то, чем вы его наполняете. Нужно уметь обрабатывать большие потоки входящей информации, определять, какие действия нужны для достижения целей, и, разумеется, действовать. GTD именно об этом. Это определённый образ мышления и жизни. А ещё GTD — это о состоянии потока и снижении психологического напряжения.
Готовы спорить? Добро пожаловать в комментарии. Чего, по-вашему мнению, больше в GTD — тайм-менеджмента или личной эффективности? Также расскажите, какие приёмы помогают вам организовать свой день.
Перечень практических советов, помогающих распланировать режим ребенка так, чтобы он не отставал.
Что такое распорядок дня
Школьное расписание – термин, известный каждому. Это график обучения. Понятие «режим» вызывает у многих недоумение. Режим дня – это распорядок по часам. Расписание уроков в него также входит.
Зачем же он необходим школьнику? Во-первых, он дисциплинирует. Не имея режима, ребенок будет баловаться от бездействия либо весь день сидеть в телефоне. Во-вторых, режим экономит нервы родителей. С отсутствием режима будет потрачено больше сил на попытки распланировать день с толком. В-третьих, это действенность обучения. Не имея режима, школьник будет получать прерывистые знания.
Во избежание неприятных ситуаций, в семье должен быть установлен точный, правильный режим дня ребенка. Ниже представлены рекомендации по его составлению.
Как составляется режим дня школьников
Первое действие. Взять лист бумаги либо воспользоваться специальным приложением
Кто-то предпочитает бумажный вариант, а кто-то – электронный. На бумажном листе необходимо расчертить поля на каждую неделю. Можно воспользоваться обычным школьным дневником. Если человек предпочитает школьное расписание в цифровом формате, можно воспользоваться имеющимися приложениями.
Второй шаг. Обозначить время для сна и просыпания
Необходимо выработать одно и то же время – так организм быстрее привыкнет, и ребенок будет чувствовать себя спокойно. В соответствии с рекомендациями Роспотребнадзора для сна обучающимся начальных классов необходимо отводить 10-10,5 часов. Детям первых классов дополнительно добавляют 2 часа сна днем. Подобное количество часов должно отводиться и обучающимся 5-7 классов. В 8-9 классах нормой сна считается 9-9,5 часов. Обучающимся старших классов, выпускникам и взрослым достаточно уделять для сна 8-9 часов.
Третий шаг. Вписать все уроки на текущую неделю
Лишь после этих манипуляций можно переходить к планированию времени бодрствования – нужно посчитать, сколько часов на день ребенку требуется для занятий. Важно проследить, нет ли дней, в которые уроки длятся более 3-4 часов без перерыва. Если такие имеются, необходимо правильно распределить учебную нагрузку. Необходимо учитывать, что требуется время на выполнение домашней работы и в некоторых случаях – на коллективное обсуждение уроков. Лишь так удастся понять, сколько ребенку требуется времени на обучение.
Четвертый шаг. Вписывать в режим посещение секций и увлечения
Главное – не перестараться с количеством дополнительных занятий. Если ежедневно выполнять школьные задания, домашнюю работу, еще и посещать секции – ребенка можно перегрузить. С ребенком нужно советоваться, хочет ли он ходить на ту или иную секцию и сколько раз в неделю. Если он стал сильно уставать, нужно уменьшить нагрузку и скорректировать режим.
Пятый шаг. Добавить время на отдых
Если родители разрешают школьнику гаджеты, то на это необходимо давать отдельное время. У ребенка должно быть свободное время для развлечений и обычного безделья. В режиме дня непременно должны присутствовать прогулки – школьникам требуются физические нагрузки и провождение времени на улице.
Каковы особенности режима дня в младших классах?
Начинать необходимо с формирования режима сна. В соответствии с рекомендациями Роспотребнадзора обучающиеся младших классов должны отводить на сон не менее 10-10,5 часов. Вдобавок, в распорядке дня школьников первых классов дополнительно должен присутствовать сон в продолжение двух часов днем.
Режим дня обучающихся младших классов обычной школы может выглядеть так:
Время | Процедура |
7 утра | Просыпание |
7.00-7.30 | Гимнастика, заправление кровати, обмывание |
7.30-7.50 | Завтрак |
7.50-8.15 | Поход на учебу |
8.30-13.00 | Пребывание в школе |
13.00-13.30 | Путь домой |
13.30-14.00 | Обед |
14.00-15.00 | Покой, сон |
15.00-16.00 | Прогулка на улице |
16.00-16.15 | Перекус |
16.15-17.30 | Выполнение домашнего задания |
17.30-19.00 | Прогулка, посещение секций |
19.00-19.20 | Ужин |
19.20-20.45 | Свободное времяпровождение |
20.45-21.00 | Водные процедуры |
21.00-7 утра | Сон |
На домашнем обучении распорядок дня отличается ребенок может просыпаться позже, большая часть времени у него уделяется отдыху и любимым занятиям. Примерный режим дня на семейном обучении:
Время | Процедура |
9 утра | Подъем |
9.00-9.30 | Обмывание, гимнастика |
9.30-10.00 | Завтрак |
10.00-13.00 | Онлайн-занятия, выполнение домашнего задания |
13.00-13.30 | Обед |
13.30-15.00 | Отдых |
15.30-18.00 | Посещение кружков |
18.00-18.30 | Ужин |
18.30-21.00 | Свободное время |
21.00-22.00 | Подготовка ко сну |
22.00-9 утра | Сон |
Как видно, на домашнем обучении проще выспаться, отдохнуть и набраться сил, уделить время любимому занятию. И все это потому, что учебна нагрузка на семейном обучении ниже.
Особенности распорядка обучающихся средней и старшей школы
Чем взрослее ребенок, тем большее поручительство по соблюдению режима дня он перекладывает на себя. Старшеклассник должен быть осведомлен о методах выстраивания плана действий. Регулирование времени
неотъемлемая часть подготовки к государственным экзаменам. Не стоит принуждать, нежно по-дружески обсудить, какое должно быть расписание, чтобы все удавалось и удачно складывалось.
Непременно нужно обозначить наказание в случае несоблюдения режима. К примеру, если ребенок не ляжет спать в отведенное время, то ему назначается дополнительная работа по дому в выходной день. Как вариант
сделать яркую памятку и повесить ее на холодильник
так школьника будет проще контролировать.
Ориентировочный распорядок дня обучающихся 8-9 классов обычного среднего учебного заведения:
Время | Процедура |
7 утра | Подъем |
7.00-7.30 | Утренние процедуры |
7.30-7.50 | Прием пищи |
7.50-8.20 | Отправка в школу |
8.30-14.30 | Обучение |
14.30-15.00 | Путь домой |
15.00-16.00 | Свободное время |
16.00-18.00 | Выполнение уроков |
19.00-20.00 | Посещение секций |
20.30 | Ужин |
22.30 | Сон |
Обучающиеся онлайн-школы имеют возможность спать подольше, экономить время на дорогу в школу и на возвращение со школы, имеют больше свободного времени на отдых. Ориентировочный распорядок дня детей онлайн-школы:
Время | Процедура |
9.00 | Просыпание |
9.00-9.30 | Утренние процедуры |
9.30-10.00 | Прием пищи |
10.00-13.00 | Онлайн-обучение |
13.00-13.30 | Обед |
13.30-15.00 | Отдых |
15.00-16.00 | Выполнение уроков |
16.00-17.00 | Свободное времяпровождение |
17.00-19.00 | Росещение секций |
19.00-19.30 | Ужин |
19.30-22.00 | Свободное время |
22.00-22.30 | Отход ко сну |
22.30-9.00 | Сон |
Такой режим касается обучающихся 7-8 классов.
Режим детей-спортсменов
Дети, мастерски занимающиеся спортом, большую часть времени уделяют тренировкам и турнирам. Поэтому прочие дела разделяют между ними. В распорядке дня обязательно должно быть время на обед, дорогу в спортивный комплекс и из него. Будет лучше, если школьное расписание позволить совместить спорт и учебу. Организуя режим дня школьников, увлеченных спортом, нужно удостовериться, что ребенку хватает времени на отдых. При физическом или интеллектуальном изнеможении возможны травмы и эмоциональное выгорание.
Режим дня креативных детей
К составлению расписания необходимо подходить творчески – нужно дать ребенку возможность самому нарисовать график на листе бумаги. Участвуя в составлении распорядка, у ребенка будет больше мотивации соблюдать его в дальнейшем. Если хобби ребенка подразумевает репетиции, гастроли, не нужно забывать об отдыхе между ними. Если увлечение касается живописи или прикладного искусства, из-за которых ребенок долго сидит на одном месте, в режиме дня обязательно должна быть физическая активность.
Как отследить распорядок дня школьников
Если человек любит писать, можно нарисовать режим дня на листе или воспользоваться готовым шаблоном. Преимущество бумажного расписания в том, что оно всегда доступно школьнику. Для отслеживания прогресса ребенка, можно воспользоваться стикерами. К примеру, школьник посетил бассейн – наклеить наклейку, выполнил проект по иностранному языку – наклеил другой стикер. За 1 неделю или месяц накопится конкретное число стикеров по каждой намеченной задаче. Так будут заметны итоги работы в конце каждой недели либо месяца.
Приложения для составления режима дня
На сегодняшний день существует много электронных планировщиков. Их привилегия в том, что они синхронизируются на различных устройствах и совместно используются. Чтобы распланировать весь день, неделю и месяц школьника, можно воспользоваться следующими приложениями:
- Google Календарь
- Microsoft To-Do
- Tick Tick
- Trello
- To do
- Planner Plus
наипростейший вариант, который напоминает о запланированных делах
имеет напоминания, заметки
приложение с таймером
сервис, в котором планы разделены на карточки и колонки
планировщик с сортировкой и поиском задач
подходит владельцам Apple, перечень дел виден на экране.
Важно ли соблюдение режима дня во время каникул
Отдельного рассмотрения требует вопрос соблюдения режима дня во время школьных каникул. Во-первых, это период отдыха, когда ребенок может расслабиться. Во-вторых, нарушение распорядка дня произойдет легко, а вот восстановление его осенью пройдет трудно. Поэтому рекомендуется ложиться спать и просыпаться в одно и то же время даже во время летних каникул. Также нельзя забывать об учебе
можно просматривать онлайн-курсы или фильмы.
Что думает об этом психолог?
Психолог Елена Петрусенко считает, что переход на ночной режим приведет к негативным последствиям. Этого не случится, если родители донесут до своего ребенка последствия подобного образа жизни. Сон в ночное время имеет пользу для организма, потому что:
- Гормон роста вырабатывается ночью. Спать необходимо полуночи до 7-8 часов утра.
- Благодаря режиму мозг не только отдыхает, но и перерабатывает информацию, полученную в течение всего дня. Мозг отправляет человеку сигналы в виде сна. При несоблюдении режима сны практически не снятся, мы их не анализируем, следовательно, не получаем «письма» от мозга. В результате мозг перестает формировать решения, и мы теряем способность обдумывать.
- Благодаря распорядку подростки чувствуют предвиденность, ведь в их жизни много случайностей, чего нельзя сказать о жизни взрослых.
Если родители требуют от своего ребенка соблюдения режима, то и сами не должны сидеть всю ночь за компьютером. Глядя на них, ребенок будет считать, что соблюдение требований необязательно.
Вывод
Во время составления режима дня школьника необходимо учитывать его индивидуальные особенности – возраст, форму обучения, увлечения. Какой выбрать тип ведения графика (бумажный или цифровой)
родители с ребенком решают самостоятельно. Главное – не быть слишком щепетильным. Важно помнить, что распорядок дня должен оказывать помощь ребенку, а не давить на него.