Анкетирование как метод исследования все чаще используется в современном мире. Он помогает собрать нужную информацию.
Оглавление:
- Анкетирование в социологии – общее понятие, цели и задачи
- Виды анкетирования
- Анкета и ее структура
- Виды вопросов для анкеты
- Как составить анкету для социологического опроса
- Правила составления анкеты
- Как оформить результаты анкетирования
- Плюсы и минусы анкетирования
Данная статья расскажет о том, какие цели преследует данный вид исследования, как создаются анкеты и опросные листы, чего следует избегать при их составлении и как анализировать результаты.
Анкетирование в социологии – общее понятие, цели и задачи
Социальное анкетирование является полезным инструментом для получения информации от людей. То есть, основная цель – собрать данные.
Чем отличается анкетирование от тестирования? Тестирование – это испытание людей на определенный уровень знаний, умений или общую интеллектуальную развитость.
Итак, тестирование имеет другую цель, по сравнению с анкетированием. Тестирование чаще всего используется в педагогике.
Анкетер – это человек, который проводит анкетирование; респондент (или информант) – тот, кто заполняет анкету.
Есть несколько различных задач, которые стоят перед анкетированием:
- Узнать новую теоретическую информацию.
- Узнать больше о целевой аудитории. Анкеты, определяющие, чего хотят потребители, что им нужно, и что им нравится, пригодятся при сегментировании списков на основе этих факторов. Чем более узкими и конкретными являются списки, тем выше шансы на успешный коэффициент конверсии.
- Получить отзывы о недавнем событии, продукте или услуге: если аудитория высказывает свое мнение, это поможет добиться больших успехов в будущих начинаниях.
- Проверить знания. Интервьюирование может использоваться (но более редко) для определения уровня знаний. Для этого чаще используют тестирование.
- Уточнить точку зрения. Анкеты, используемые в качестве пояснения, имеют большое значение для уменьшения недопонимания и, следовательно, более эффективного общения в дальнейшем.
- Установить позитивные отношения: когда открываются линии связи, это показывает респондентам, что их мнение ценят.
Виды анкетирования
В зависимости от количества респондентов анкетирование бывает:
- индивидуальное – проводится с одним участником;
- групповое – анкеты раздают небольшому количеству людей, которые находятся в одном помещении и проходят пункты вопросника.
В зависимости от способа распространения вопросники делятся на такие категории:
- Компьютерная анкета – участникам предлагают заполнить анкету, которая отправляется по почте. Преимущества такого вида включают в себя их недорогую цену, экономию времени, респондент не чувствует давления, поэтому может ответить, когда у него есть время, давая более точные ответы. Однако, главный недостаток заключается в том, что иногда информанты не удосуживаются ответить и могут просто игнорировать опрос.
- Телефонный опросник – исследователь может позвонить потенциальным участникам с целью попросить их ответить на вопросы. Преимущество телефонной анкеты в том, что она может быть заполнена за короткий промежуток времени. Основным недостатком является то, что большинство людей не чувствуют себя комфортно, передавая информацию по телефону.
- Внутренний опрос – этот вид предполагает, что исследователь посещает информантов в их домах или на рабочих местах. Преимущество внутреннего опроса заключается в том, что люди могут уделять больше внимания всем блокам вопросника. Тем не менее внутренние исследования также имеют ряд недостатков, которые включают в себя длительность и дороговизну, а респонденты, возможно, не захотят пригласить анкетера в свой дом или на рабочее место по различным причинам.
- Почтовая анкета – вопросники такого рода предполагают, что исследователь отправляет респонденту психологический опросник по почте, часто с приложением предварительно оплаченного конверта. Почтовые анкеты имеют преимущество в предоставлении более точного ответа, потому что участники могут ответить в свободное время. Недостатки заключаются в том, что такой метод дорогой, отнимает много времени и иногда письма оказываются в корзине.
Отдельно выделяют двухтуровое анкетирование. В первом туре проводится обычный опрос нескольких участников. А во втором туре участники обмениваются вопросниками и анализируют результаты друг друга.
Анкета и ее структура
Анкета представляет собой структурированную форму, состоящую из формализованного набора вопросов, предназначенных для сбора информации по определенным темам от одного или нескольких респондентов.
Другими словами, это методика сбора данных, при которой информантов просят дать некоторую информацию. Независимо от формы (письменный или печатный), опрос имеет определенную структуру.
Вводная часть
Цель вводной части – побудить желание поделиться информацией. Вводная часть (или шапка) состоит из приветствия и обращения к респонденту. В обращении нужно объяснить цель анкетирования и правила заполнения.
В этой части важно гарантировать анонимность и безопасность данных, а так же нужно заранее поблагодарить респондента. Шаблон вводной части изображен ниже.
Паспортичка
Это блок, в котором участник рассказывает про себя: возраст, пол, социальная принадлежность, профессия, род занятий и другие демографические данные. Паспортичка может размещаться как вначале, так и в конце опросника. Пример приведен ниже.
Основная часть
Это самая большая часть опроса, которая состоит из блоков вопросов разной формы и сложности. Образец основной части изображен ниже.
Виды вопросов для анкеты
Анкеты могут включать в себя следующие типы:
- Открытые вопросы отличаются от других типов, используемых в анкетах, тем, что они могут дать неожиданные результаты, которые могут сделать исследование более оригинальным и ценным. Тем не менее такие результаты трудно проанализировать. Примеры открытых вопросов включают в себя такие виды:
- полностью неструктурированный – например, такой: «Как вы относитесь к кошкам?»;
- завершение предложения – информанты заканчивают неполное предложение. Например, «Самое важное соображение в моем решении купить новый дом – это…»;
- завершение истории. Респонденты заканчивают неполную историю;
- тематический апперцептивный тест. Участники объясняют картину или рассказывают о том, что, по их мнению, происходит на картинке;
- Вопросы со множественным выбором. Респондентам предлагается набор ответов, которые они должны выбрать. Недостаток такого вида в том, что если имеется слишком много ответов на выбор, то это делает психологическую анкету запутанной и скучной.
- Дихотомические вопросы – этот вид предполагает на выбор два варианта: да или нет.
- Матричные вопросы – такой блок выглядит как матрица с категориями ответов вверху и списком вопросов внизу. Это обеспечивает эффективное использование пространства страницы и времени участников.
- Масштабные вопросы – они дают возможность информантам ранжировать доступные ответы в масштабе заданного диапазона значений (например, от 1 до 10).
- Вопросы на случай непредвиденных обстоятельств – пункт, которому уделяют внимание только в том случае, если человек дает конкретный ответ на предыдущий вопрос. Это позволяет не опрашивать людей, которые не имеют отношения к теме.
Как составить анкету для социологического опроса
Желательно избегать определенных типов вопросов, таких как:
- Гипотетические. Следует избегать формулировок, вводящих в заблуждение предположениями и фантазиями. Варианты:
- неправильно: «Как должна работать наша служба поддержки?»;
- правильно: «Что Вас не устраивает в работе нашей службы поддержки?»;
- Смущающие. Не нужно заставлять респондентов чувствовать себя неловко, расспрашивая подробности о личных проблемах, которые, в свою очередь, могут привести к потере доверия. Если же нужно включить такой пункт, то важно показать участнику, что его не будут осуждать за ответ. Примеры:
- неправильно: «Вы помогаете бедным людям?»;
- правильно: «Одни люди считают, что не обязательно оказывать финансовую помощь трудоспособным бедным. А как Вы считаете?»;
- Чрезвычайно положительные/отрицательные. Необходимо тщательно продумать формулировку, чтобы избежать резких положительных или отрицательных оттенков. Примеры:
- неправильно: «Разве Вы не удовлетворены своей работой?»;
- правильно: «Вы удовлетворены своей работой?».
Правила составления анкеты
Разработка анкеты – это многоэтапный процесс, требующий внимания к деталям на каждом этапе.
Следующие правила помогут упростить этот процесс:
- Решить, что нужно охватить в вопроснике. Четкое определение темы имеет первостепенное значение, поскольку это является основным шагом при разработке.
- Не менять слова. Важно, чтобы слова или фразы, которые используются, были сформулированы максимально просто. Если пункты неясны, информанты могут просто выбрать любые варианты, что приведет к неточным данным.
- Задавать только один вопрос за раз. Варианты, когда в одном вопросе, задаются сразу два, будут давать не точный результат, потому что могут получится разные ответы.
- Правильно формулировать пункты анкеты с вариантами ответов: при разработке анкетер должен быть гибким с точки зрения «выбора варианта». Иногда респонденты не обязательно хотят выбирать один из вариантов ответа, предоставленных создателем опроса, в такой ситуации полезно иметь «другой» вариант.
- Открытый или закрытый вопрос – это сложный выбор: анкетер может оказаться в ситуации, когда потребуется сделать четкий выбор между открытым или закрытым видом. Но решение в этом случае нужно принять обдуманно.
- Важно знать аудиторию: как правило, исследователь должен знать свою целевую аудиторию. Например, если целевой аудиторией является россияне, то отправка вопросника на иностранном языке не даст желаемых результатов.
- Чувствительные вопросы в середине опросника могут привести к тому, что участники не закончат опрос. Лучше всего блоки личных и демографических данных располагать в конце.
Как оформить результаты анкетирования
Оформление итогов опроса предполагает визуализацию данных. Для этого используют различные типы диаграмм в зависимости от видов анкет.
Если вопросы предлагают два варианта (например, «да» и «нет»), круговая диаграмма – самый простой вариант представления данных.
Если нужно сравнить показатели отклика нескольких групп, лучше выбрать гистограмму. Связку выровненных столбцов гораздо проще сравнить, чем несколько круговых диаграмм. При этом важно обозначить каждый столбец процентом для ясности.
В вопросах со шкалой оценок участникам предлагается спектр возможных ответов. Столбчатая диаграмма с разбивкой на 100% – самый простой вариант для визуализации собранных данных.
В дополнение к другим результатам опроса можно использовать итоги демографических опросов как часть анализа. Включая такие факторы, как возраст, пол, уровень дохода и даже географическое положение, можно получить интересную инфографику.
Визуализация данных опроса на карте – интересный способ включить демографический компонент в инфографику.
Гистограммы, с другой стороны, могут использоваться, чтобы показать возрастное распределение определенной популяции.
Обработка результатов открытых вопросов представляет собой небольшую проблему. Чтобы визуализировать итоги, нужно каким-то образом сгруппировать ответы, используя общие ключевые слова или другие факторы.
Облака слов, хотя некоторые эксперты по визуализации осуждают их использование, могут способствовать получению сводных данных.
В противном случае придется провести более интенсивный ручной анализ: просмотреть открытые ответы и создать категории. После этого можно представить результаты в виде гистограммы, подобно этой, которая показывает процент комментариев, попадающих в каждую категорию.
Плюсы и минусы анкетирования
Преимущества:
- Анкеты являются одним из наиболее экономически эффективных и доступных способов сбора количественных данных. Особенно онлайн и мобильные опросы имеют очень низкую стоимость и щедрый охват.
- Они практичны. Помимо того, что вопросники являются недорогими и гибкими, они также являются практическим способом сбора данных. Они могут быть нацелены на группы по конкретному выбору и управляться различными способами.
- Масштабируемость. Опросники позволяют собирать информацию от большой аудитории.
- Научный анализ и прогнозы. Чем больше данных удается собрать, тем яснее станет картина. Вся эта информация дает маркетологам возможность создавать новые стратегии и следить за тенденциями в аудитории. Анализ отчетов может использоваться для составления прогнозов и даже создания контрольных показателей для последующих вопросников.
- Анонимность. В социологических опросах не нужно указывать личность. Но для обеспечения чувства точной конфиденциальности лучше использовать компьютерное анкетирование. Анонимное компьютерное интервьюирование дает самые точные результаты.
- Легкая стандартизация. Исследователь может быть уверен, что все участники выборки отвечают на одни и те же пункты.
Проведение анкетирования имеет такие недостатки:
- Используя почтовое анкетирование, исследователь никогда не может быть уверен, что тот, кому была отправлена психологическая анкета, действительно заполнит ее.
- Исследователь не может быть полностью уверен, что задаваемые вопросы значат для всех информантов то же, что и для исследователя.
- Нечестность. Люди не могут быть полностью правдивыми в своих ответах. Это может произойти по разным причинам, в том числе из-за предвзятости социальной желательности и попыток защитить частную жизнь.
- Некоторые данные трудно анализировать. Вопросники дают много данных. Открытые вопросы допускают индивидуальные ответы, которые не могут быть определены количественно и должны быть рассмотрены человеком.
- Пропущенные пункты. При использовании вопросников есть вероятность, что некоторые пункты будут проигнорированы.
Качественный и
количественный анализ результатов
анкетирования
С целью реализации
практического этапа исследования и для
получения информации о том, как родители
знакомят своих детей с художественной
литературой, в рамках написания дипломной
работы была составлена анкета для
родителей. Бланк анкеты представлен в
приложении 2. Анкетирование проводилось
среди родителей (законных представителей)
детей исследуемых в работе групп (объекта
исследования). Всего в анкетировании
приняли участие 18 человек. Результаты
анкетирования представлены в приложении
4 дипломной работы. Перейдем к анализу
полученных результатов.
Вопрос №1 анкеты
касался того, как долго взрослые читают
для ребенка. В соответствии с полученными
результатами было выделено несколько
групп: «читают мало» – до 30 минут; «читают
достаточно» – до 1 часа невключительно
(45, 50, 55 минут и т.д.); «читают много» – от
1 часа и более. Представим полученные
результаты в таблице №.
Таблица № –
Распределение ответов взрослых на
вопрос о длительности чтения для ребенка
Параметр |
Количество |
Удельный вес, % |
Читают мало (до |
3 |
17 |
Читают достаточно |
10 |
55 |
Читают много (от |
5 |
28 |
Всего |
18 |
100 |
Стоит отметить,
что немаловажным является и тот факт,
что процесс чтения для ребенка укрепляет
взаимоотношения внутри семьи, устанавливает
большую доверительную связь между
взрослым и ребенком, особенно если
помимо чтения взрослый использует иные
методы погружения в ситуацию: игрушки,
игры тенями, различные интонации и смена
тональности голоса и др.
Для наглядности
интерпретации представим данные таблицы
№ на рисунке №.
Рисунок № –
Распределение ответов взрослых на
вопрос о длительности чтения для ребенка
Таким образом, по
данным таблицы № и рисунка № видим, что
многие родители уделяют достаточное
количество времени, чтобы читать для
ребенка, что способствует лучшему
развитию аудиальных навыков дошкольника
и расширяет его (дошкольника) кругозор
и знания о художественной литературе.
Перейдем к анализу
вопроса №2 анкеты, смысл которого состоял
в том чтобы выяснить, любят ли взрослые
читать для ребенка или этот процесс не
вызывает у них положительных чувств.
Вопрос предполагал всего два ответа:
«да» или «нет». Для наглядности обратимся
к таблице №
Таблица № –
Распределение ответов взрослых на
вопрос о любви к чтению для ребенка
Параметр |
Количество |
Удельный вес, % |
Да, я люблю читать |
15 |
83 |
Нет, я не люблю |
3 |
17 |
Всего |
18 |
100 |
Для наглядности
интерпретации представим данные таблицы
№ на рисунке №.
Рисунок № –
Распределение ответов взрослых на
вопрос о любви к чтению для ребенка
В соответствии с
результатами анкетирования 15 человек
из 18 опрошенных, что соответствует 83%,
выразили положительное отношение к
процессу чтения для ребенка, ответив
«да». Три родителя (17%) признались, что
данный процесс им не нравится, и они
осуществляют его вынужденно, понимая
и принимая потребности ребенка.
Вопрос №3 анкеты
касался того, часто ли взрослые читают
для своего ребенка. Также как и в
предыдущем случае, вопрос предполагал
всего два ответа: «да» или «нет». Для
наглядности обратимся к таблице №
Таблица № –
Распределение ответов взрослых на
вопрос о том, часто ли они (взрослые)
читают для ребенка
Параметр |
Количество |
Удельный вес, % |
Да, я часто читаю |
10 |
|
Нет, я читаю для |
8 |
|
Всего |
18 |
100 |
Для наглядности
интерпретации представим данные таблицы
№ на рисунке №.
Рисунок № –
Распределение ответов взрослых на
вопрос о том, часто ли они (взрослые)
читают для ребенка
В соответствии с
результатами анкетирования 10 человек
из 18 опрошенных, что соответствует 56%,
подтвердили, что часто читают для
ребенка, ответив «да». Восемь человек
(44%) признались, что читают для ребенка
редко и ответили «нет». Стоит заметить,
что в соответствии с результатами
ответов на вопрос №2 и №3 видно, что
среди родителей, которые любят читать
своим детям 30% (5 человек) ответили, что
делают это редко, а среди тех, кто процесс
чтения для ребенка не любит 33% (1 человек)
тем не менее, часто читают для ребенка.
Перейдем к анализу
ответов на вопрос №4, «Какие книги Вы
читаете своему ребенку?» Поскольку
ответ на вопрос мог быть сформулирован
в свободной форме, то некоторые взрослые
в качестве ответа указали жанр
произведения, которые читают для ребенка,
а некоторые – стиль. В соответствии с
этим, были выделены 5 видов книг, которые
взрослые, принявшие участие в анкетировании,
читают для своих детей. Для наглядности
обратимся к таблице №.
Таблица № –
Распределение ответов взрослых на
вопрос №4 анкеты «Какие книги Вы читаете
своему ребенку?»
Какие книги Вы |
Количество |
Удельный вес, % |
Прозу |
9 |
41 |
Прозу сказочного, |
9 |
41 |
Стихи |
4 |
18 |
Всего |
22 |
100 |
Для наглядности
интерпретации представим данные таблицы
№ на рисунке №.
Рисунок № –
Распределение ответов взрослых на
вопрос №4 анкеты «Какие книги Вы читаете
своему ребенку?»
Таким образом, по
данным таблицы № и рисунка № видно, что
родители несмотря на длительность
однократного сеанса чтения для ребенка,
свое субъективное отношение к процессу
и то, как часто получается уделять время
чтению для ребенка стараются тем не
менее всесторонне развивать своих
детей. Почти все родители называли по
нескольку различных и разноплановых
видов чтения для ребенка: родители
стараются читать для детей сказки и
стихи, но не забывают о научно-популярном
развитии ребенка: родители читают для
детей рассказы и тексы научно-популярного
характера, энциклопедии и др.
Вопрос №5 анкеты
предполагал выявление приоритетных
интересов в исследуемой группе
дошкольников. Представим результаты
анкетирования в таблице №.
Таблица № –
Распределение ответов взрослых на
вопрос №5 анкеты «Какие книги любит Ваш
ребенок?»
Какие книги любит |
Количество |
Удельный вес, % |
Сказки |
9 |
30 |
Стихи |
3 |
10 |
Литература о |
4 |
13 |
Энциклопедии |
5 |
17 |
Книги познавательного |
8 |
27 |
Нет определенных |
1 |
3 |
Всего |
30 |
100 |
Для наглядности
интерпретации представим данные таблицы
№ на рисунке №.
Рисунок № –
Распределение ответов взрослых на
вопрос №5 анкеты «Какие книги любит Ваш
ребенок?»
Таким образом, по
данным таблицы № и рисунка № видно, что
больше всего (30%) дети любят, когда им
читают сказки, а меньше всего – стихи
(10%).
Проанализируем
мотивы, побуждающие родителей к чтению
для своих детей. Для этого проанализируем
ответы, полученные на вопрос №6 анкеты.
Для наглядности обратимся к таблице №.
Таблица № –
Распределение ответов взрослых в
соответствии с доминирующим мотивом к
деятельности
Вы читаете детям |
Количество |
Удельный вес, % |
По просьбе ребенка |
11 |
61 |
По своей инициативе |
7 |
39 |
Всего |
18 |
100 |
Для наглядности
интерпретации представим данные таблицы
№ на рисунке №.
Рисунок № –
Распределение ответов взрослых в
соответствии с доминирующим мотивом к
деятельности
На вопрос о том с
удовольствием ребенок слушает или нет
из 18 родителей только один выразил
мнение о том, что этот процесс не вызывает
у ребенка положительных эмоций. Это
может быть обусловлено тем, что в данной
семье родители сами испытывают трудности
с чтением: родитель отмечает, что не
любит читать для ребенка и в целом
занимается чтением крайне редко. Таким
образом, можно заключить, что абсолютное
большинство детей с удовольствием
слушают, когда родители читают им вслух.
Не менее важным
параметром наряду с мотивированностью
родителя и ребенка в процессе ознакомления
с художественной литературой является
уровень понимания ребенком смысла речи
на слух. Нельзя не отметить, что уровень
восприятия у каждого ребенка индивидуальный,
но как и любой другой навык он поддается
отработке. С этой целью педагоги и
психологи рекомендуют включать в
воспитательно-образовательную
деятельность этап рефлексии, который
применительно к процессу чтения
заключается в том, что нужно обсуждать
с ребенком прочитанный текст на разных
уровнях: что запомнилось, что понравилось
или не понравилось и почему, какие герои,
по мнению ребенка, поступают правильно,
а какие нет и др. Все эти вопросы помогают
не только оценить уровень восприятия
дошкольников аудиальной информации,
но и способствуют развитию личностных
качеств и способностей ребенка. Для
того чтобы оценить какие из родителей
уделяют время не только пассивному
чтению, но и активному обсуждению
прочитанного обратимся к таблице №,
где обобщены ответы на вопрос №7 анкеты.
Таблица № –
Распределение ответов родителей на
вопрос о том, обсуждают ли они прочитанные
тексты с ребенком
Обсуждаете ли |
Количество |
Удельный вес, % |
Да, обсуждаем |
12 |
67 |
Нет, не обсуждаем |
5 |
28 |
Иногда |
1 |
5 |
Всего |
18 |
100 |
Для наглядности
интерпретации представим данные таблицы
№ на рисунке №.
Рисунок № –
Распределение ответов родителей на
вопрос о том, обсуждают ли они прочитанные
тексты с ребенком
Таким образом,
видим, что многие родители (67%) уделяют
время обсуждению с ребенком прочитанных
текстов и делают это систематически.
5% родителей уделяют время обсуждению
лишь иногда, а 28% родителей не уделяют
время обсуждению прочитанной литературы.
Перейдем к анализу
ответов на вопрос №9 анкеты «Есть ли у
ребенка домашняя библиотека?». Наличие
небольшого круга избранных произведений
очень важно для детей, особенно дошкольного
возраста. Поскольку именно с их помощью
формируется читательский вкус и
прививается позитивное отношение к
чтению. Представим данные в таблице №
Таблица № –
Распределение ответов родителей на
вопрос о том, есть ли у ребенка домашняя
библиотека
Есть ли у Вашего |
Количество |
Удельный вес, % |
Да, есть |
15 |
83 |
Нет |
3 |
17 |
Всего |
18 |
100 |
Для наглядности
интерпретации представим данные таблицы
№ на рисунке №.
Рисунок № –
Распределение ответов родителей на
вопрос о том, есть ли у ребенка домашняя
библиотека
Таким образом,
видим, что домашняя библиотека имеется
у большинства детей, входящих в состав
исследуемой группы (83%). Проанализируем
теперь объем домашних библиотек
дошкольников. Для этого в ходе анкеты
родителей попросили примерно оценить,
какое количество книг включает в себя
домашняя библиотека их ребенка. Представим
полученные результаты в таблице № .
Таблица № –
Распределение ответов родителей на
вопрос о том, насколько объемна домашняя
библиотека их ребенка
Сколько книг |
Количество |
Удельный вес, % |
До 10 |
3 |
|
От 10 до 15 |
4 |
|
От 15 до 20 |
4 |
|
Свыше 20 |
4 |
|
У нас нет домашней |
3 |
|
Всего |
18 |
100 |
Для наглядности
интерпретации представим данные таблицы
№ на рисунке №.
Рисунок № –
Распределение ответов родителей на
вопрос о том, насколько объемна домашняя
библиотека их ребенка
По данным таблицы
№ и рисунка № видим, что у большинства
детей, которые имеют домашнюю библиотеку,
в ней насчитывается свыше 10 книг.
Небольшая библиотека до 10 книг только
у 17% детей исследуемой группы.
Вопрос №11 анкеты
носит характер, аналогичный вопросу №5
и касается жанров книг, которые входят
в домашнюю библиотеку дошкольника (при
ее наличии). Стоит заметить, что результаты
анализа полученных ответов показали,
что в домашней библиотеке ребенка, как
правило, находятся любимые книги или
книги любимых жанров дошкольника. Что
совпадает с результатами анализа ответов
респондентов на вопрос №5 анкеты. Также
с данными вопросами соотносится результат
вопроса №15 «Какую книгу вы читаете с
ребенком сейчас или прочли недавно?» –
абсолютное большинство родителей,
указали, что произведения, с которыми
они знакомят своих детей не только
соответствуют возрастным и психологических
особенностям ребенка, но и отвечают
индивидуальным предпочтениям дошкольника,
также не дублируют произведения,
изученные детьми в дошкольном
образовательном учреждении.
Перейдем к анализу
ответов на вопрос №12 «Рассказывает ли
ваш ребенок о тех книгах, которые
прочитали в детском саду?». Для этого
обратимся к таблице №.
Таблица № –
Распределение ответов родителей на
вопрос вопрос №12 «Рассказывает ли ваш
ребенок о тех книгах, которые прочитали
в детском саду?»
Сколько книг |
Количество |
Удельный вес, % |
Да, рассказывает |
12 |
|
Нет, не рассказывает |
6 |
|
Иногда |
0 |
|
Всего |
18 |
100 |
Для наглядности
интерпретации представим данные таблицы
№ на рисунке №.
Рисунок № –
Распределение ответов родителей на
вопрос №12 «Рассказывает ли ваш ребенок
о тех книгах, которые прочитали в детском
саду?»
Таким образом,
видим, что большинство детей (67) имеют
склонность и потребность к тому, чтобы
поделиться полученным читательским
опытом с родителями, а 33% (условно –
каждый шестой ребенок) не делится с
родителями информацией о прочитанных
для него/нее в саду книгах.
Перейдем к анализу
ответов родителей на вопрос №13 анкеты
«Ходите ли Вы с ребенком в библиотеки?»
Для этого обратимся к таблице №.
Таблица № –
Распределение ответов родителей на
вопрос №13 анкеты «Ходите ли Вы с ребенком
в библиотеки?»
Сколько книг |
Количество |
Удельный вес, % |
Да, ходим |
13 |
72 |
Нет, не ходим |
5 |
28 |
Иногда |
0 |
0 |
Всего |
18 |
100 |
Для наглядности
интерпретации представим данные таблицы
№ на рисунке №.
Рисунок № –
Распределение ответов родителей на
вопрос №13 анкеты «Ходите ли Вы с ребенком
в библиотеки?»
Таким образом,
видим, что большинство родителей (72%)
уделяет время художественно-образовательному
развитию своих детей, выделяя время на
совместное посещение библиотек. 38%
родителей не проявляют интереса и
инициативы к данному виду
личностно-образовательного развития
своих детей.
Перейдем к анализу
ответов родителей на вопрос №14 анкеты
«Читаете ли Вы с ребенком произведения
для длительного чтения?» Для этого
обратимся к таблице №.
Таблица № –
Распределение ответов родителей на
вопрос №14 анкеты «Читаете ли Вы с
ребенком произведения для длительного
чтения?»
Сколько книг |
Количество |
Удельный вес, % |
Да, читаем |
10 |
56 |
Нет, не читаем |
6 |
33 |
Иногда |
2 |
11 |
Всего |
18 |
100 |
Для наглядности
интерпретации представим данные таблицы
№ на рисунке №.
Рисунок № –
Распределение ответов родителей на
вопрос №14 анкеты «Читаете ли Вы с
ребенком произведения для длительного
чтения?»
Таким образом,
согласно данным таблицы № и рисунка №
видим, что более половины родителей
детей исследуемой группы читают для
детей произведения, которые усваиваются
ребенком постепенно, в процессе нескольких
сеансов чтения. 11% родителей ответили,
что делают это редко, а 33% родителей
считают, что произведения для длительного
чтения не предназначены для детей
дошкольного возраста – соответственно
не включают их в программу ознакомления
для своего ребенка.
Приложение №
Результаты
анкетирования родителей
№ |
Вопросы |
||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
|
1 |
30 мин |
да |
да |
Художественную |
Книги познавательного |
По своей инициативе |
да |
да |
да |
много |
Сказки, энциклопедии, |
да |
да |
да |
«Два брата» «Сказка Е.Шварц |
2 |
1 час |
да |
да |
О животных, |
Разные |
Про просьбе |
да |
да |
да |
15 |
Разные |
нет |
да |
да |
«Серебряное |
3 |
30 мин |
да |
да |
Художественную |
Книги познавательного |
Про просьбе |
да |
да |
да |
25 |
Сказки, энциклопедии |
да |
да |
да |
«Кот в сапогах» |
4 |
30 мин |
да |
да |
Книги познавательного |
Книги познавательного |
Про просьбе |
да |
да |
да |
20 |
Книги познавательного |
да |
да |
да |
«Алиса в стране |
5 |
1 час |
да |
нет |
Разные |
Разные |
Про просьбе |
да |
нет |
да |
20 |
Сказки |
да |
да |
да |
«Приключения |
6 |
50 мин |
Да |
Нет |
Сказки, энциклопедии |
Книги познавательного |
По своей инициативе |
да |
да |
да |
8 |
Сказки, энциклопедии |
нет |
да |
нет |
«Цветик – |
7 |
30 мин |
да |
нет |
О животных |
О природе, о |
По своей инициативе |
да |
да |
да |
30 |
Художественная |
нет |
да |
да |
«Живая шляпа» |
8 |
20 мин |
да |
нет |
Художественную |
Сказки, книги |
По своей инициативе |
нет |
да |
да |
7 |
Рассказы, сказки |
да |
да |
нет |
«Муха-цекотуха» |
9 |
1 час |
да |
да |
сказки |
Сказки, литературу |
Про просьбе |
да |
нет |
нет |
0 |
– |
да |
нет |
нет |
«Три толстяка» |
10 |
1 час |
да |
да |
Познавательные |
Книги познавательного |
По своей инициативе |
да |
да |
да |
10 |
разные |
да |
да |
да |
«Волшебник |
11 |
30 мин |
да |
Да |
Сказки |
Сказки, книги |
Про просьбе |
да |
иногда |
да |
30 |
Энциклопедии, |
да |
нет |
да |
«Волшебник |
12 |
2 часа |
нет |
да |
сказки |
Сказки, стихи, |
Про просьбе |
да |
да |
да |
30 |
познавательные |
да |
нет |
да |
Энциклопедия |
13 |
40 мин |
да |
нет |
Книги о природе |
Стихи, литературу |
Про просьбе |
да |
да |
да |
5 |
Энциклопедии |
да |
да |
редко |
Сказки А.С Пушкина |
14 |
10 мин |
нет |
нет |
Рассказы |
Энциклопедии |
Про просьбе |
да |
нет |
да |
10 |
разные |
нет |
нет |
иногда |
Незнайка Носов |
15 |
30 мин |
да |
да |
Рассказ, сказки |
Сказки, литературу |
Про просьбе |
да |
нет |
да |
15 |
Рассказы, сказки, |
нет |
да |
да |
Семь подземных |
16 |
30 мин |
да |
да |
стихи |
стихи |
По своей инициативе |
да |
нет |
нет |
0 |
– |
да |
нет |
нет |
Маугли Р.Китлинг |
17 |
40 мин |
да |
нет |
Стихи, сказки |
Сказки, стихи |
По своей инициативе |
да |
да |
да |
20 |
Стихи, сказки |
нет |
да |
нет |
Маугли |
18 |
20 мин |
нет |
нет |
стихи |
сказки |
Про просьбе |
нет |
да |
нет |
0 |
– |
да |
да |
нет |
Басни И.Крылова |
Соседние файлы в предмете Дошкольная педагогика
- #
- #
- #
Глава II. Практическая часть
2.1 Анкетирование учащихся и анализ результатов опроса.
Всего в опросе приняли участие 42 ученика. Приложение № 5
Результаты опроса выведены в таблицу.
№ п/п | Вопрос анкеты | Анализ ответов |
---|---|---|
1 | Знаешь ли ты что такое георгиевская ленточка? | Да -31
Нет-2 не точно, но знаю-9 |
2 | В честь какого праздника её придумали? | В честь 9 мая -35
Не знаю – 6 |
3 | Как она выглядит? | Черно-оранжевая -36
не знаю – 7 |
4 | Ты хотел бы носить георгиевскую ленточку 9 мая? | Да -39
Нет-2 не знаю-1 |
5 | Почему вы хотели бы ее носить? | потому что традиция праздника -3
она мне нравится, она красивая-1 мы этим показываем то, что помним о воинах защищавших наше отечество-35 |
6 | Если не носите, почему? | зачем ходить с лентой -0
я не был на войне -2 потому, что я не хочу-0 |
6 | Ваши родители повязывают георгиевскую ленточку? | Да -36
Нет-2 не знаю-4 |
7 | Куда повязывают? | на машину-4
на грудь-36 на руку-0 везде куда хочешь -1 не знаю куда-1 |
8 | Можно ли эту ленту купить? | Да-33
Нет-9 не знаю-0 |
9 | Чтобы ты хотел узнать о георгиевской ленте? | Историю появления георгиевской ленты?-24
Почему черно-оранжевая?-24 Почему её носят?-8 Когда её носят?-4 Почему используют именно её?-14 Почему её называют так?-14 Ничего не хочу знать, меня эта информация не интересует – 6 |
Анализ результатов опроса
Большая часть учащихся знают, что такое Георгиевская лента и честь какого праздника ее носят – более 70%. Как она выглядит, и ты хотел бы носить георгиевскую ленточку 9 мая – более 85%.
Более 81% знают символом какого подвига является Георгиевская лента. У 86% учеников родители учавствуют в общественной акции «Георгиевская ленточка», что практически совпадает с количеством ребят, которые хотят носить ленточку, это свидетельствует о связи поколений, о продлении памяти о Великой Отечественной войне.
Также большинство опрошенных знают, как правильно носить Георгиевскую ленту – 85%. Есть среди учащихся небольшой процент, которые не правильно её носят или не знают, как правильно это делать – 14% опрошенных.
Самый большой процент ошибочных ответов в вопросе можно ли купить ленточку, 76% ответили, да можно, что категорически не соответствует правилам проведение акции «Георгиевская ленточка».
Кроме того по результатам опроса было выявлено что у учащихся есть потребность в восполнении таких пробелов знаний в вопросах: история появления георгиевской ленты -57%, почему черно-оранжевая 57%, почему используют именно её 33% , почему её называют так 33%. 14% вообще не интересуют эти вопросы.
Подведя итоги нашего исследования мы можем сделать вывод:
1. Большая часть учащихся 5-11 классов учавствуют в патриотической акции «Георгиевская ленточка», понимают, что она символизирует. Но большинство из них не знает, почему именно она используется для поддержании памяти о героях, не знают истории этого символа, не знают условий участия в акции.
2. Небольшая часть обучающихся не хотят участвовать в патриотической акции и не хотят ничего знать о данном символе.
Таким образом, на основе данных нашего исследования было выявлено что есть необходимость ознакомить учащихся с правилами участия патриотической акции «Георгиевская ленточка» и провести мероприятие, посвященное истории её появления, что, по моему мнению, внесет вклад в патриотическое воспитание в моей школе. С этой целью я:
- ознакомилась с правилами участия и разместила их в виде памятки на стенде школы посвященному Великой Отечественной войне. Приложение №6;
- провела мероприятие – урок мужества, посвященный истории возникновения Георгиевской ленты – как символа побед наших воинов в сражения за Родину. Приложение №7.
Перейти к разделу: Заключение
Анализ анкетирования.
Удовлетворенность родителей работой воспитателя
Ким Людмилы Владимировны
(анкетирование проводилось в период с 03.02.2020 г. по 21.02. 2020г.)
Цель: выявление степени удовлетворенности родителей работой воспитателей подготовительной группы и дошкольной образовательной организацией в целом.
Списочный состав группы: 24 детей.
В анкетировании приняло участие 24 человек, что составило 100% от числа респондентов. Такой процент указывает на то, что родители готовы на взаимодействие, сотрудничество с воспитателями и педагогическим коллективом дошкольной образовательной организации и остаются не равнодушным к жизнедеятельности детского сада
Родителям предлагалось оценить педагога по 10 предложенным параметрам ответами.
Количественные результаты по ответам родителей представлены в таблице
№ п/п |
Вопрос анкеты |
Ответившие |
«ДА» |
«НЕТ» |
«Затрудняюсь ответить» |
|
% |
||||||
1 |
С удовольствием ли Ваш ребенок посещает детский сад? |
100 |
100 |
0 |
0 |
|
2 |
Удовлетворены ли Вы качеством |
организации воспитательно- образовательного процесса, которое получает Ваш ребёнок? |
100 |
90 |
2 |
8 |
3 |
доп. образования детей (клубный час, кружковая деятельность)? |
100 |
98 |
0 |
2 |
|
4 |
проведения прогулок? |
100 |
100 |
0 |
0 |
|
5 |
Вы спокойно работаете, когда Ваш ребёнок находится в детском саду? |
100 |
95 |
3 |
2 |
|
6 |
В полном ли объеме осуществляется информированность о деятельности образовательного учреждения посредством информационных технологий (сайт образовательного учреждения)? |
100 |
79 |
4 |
17 |
|
7 |
Удовлетворены ли Вы взаимоотношением педагогов с дошкольниками? |
100 |
100 |
0 |
0 |
|
8 |
Имеете ли Вы возможность получить конкретный совет или рекомендации по вопросам развития воспитания вашего ребенка? |
100 |
97 |
0 |
3 |
|
9 |
Удовлетворены ли Вы взаимоотношением педагогов с родителями? |
100 |
100 |
0 |
0 |
|
10 |
Соблюдаются ли санитарно-гигиенические условия в группе ДОУ? |
100 |
100 |
0 |
0 |
По итогам анкетирования родителей можно сделать следующие выводы:
- Дошкольники в детский сад ходят с удовольствием, это подтверждают 100% (24 человек) опрошенных респондентов.
- Организацией воспитательно-образовательного процесса удовлетворены 90% (21 человека) родителей. Затруднились с ответом 8% (2 человека), не удовлетворены качеством организации воспитательно-образовательного процесса 2% (1 человек). Это может свидетельствовать о том, что родители не владеют полной информацией об организации учебно-воспитательного процесса в ДОО.
- Качеством образования, которое получает ребенок в ДОО, удовлетворены 98% (23 человек) респондентов, затруднились с ответом 2% (1 человек) родителей. Следовательно, наибольшая часть родителей считают, что их дети получают в ДОУ необходимые знания, умения и навыки.
- Организация прогулок с воспитанниками проходит на высоком уровне, это отмечают 100% (24 человек) опрошенных.
- Спокойствие на рабочем месте за ребенка, который находится в детском саду, отмечают 95% (21 человек) опрошенных, беспокойство деменстрируют 3% (2 человек) респондентов, смешанные чувства у 2%
(1 человека). - Степенью информированности о деятельности образовательного учреждения посредством информационных технологий (сайт образовательного учреждения) удовлетворены 79% (18 человек), не удовлетворены работой сайта 4% (2 человека), 17% (4 человек) затрудняются с ответом, скорее всего это те родители, которые не выходят или редко выходят на сайт ДОО. Необходимо отметить, что сайт дошкольного учреждения работает на хорошем уровне, информация обновляется постоянно. Выложен полный перечень документов,