Как составить резюме упражнения

Тренинговое
занятие на тему:

«Успешное резюме»

Методические
рекомендации по проведению занятия.

Тема:
Успешное резюме.

Время:
70 минут.

Вид
занятия: тренинговое занятие.

Цель:
помощь в успешном трудоустройстве.

Задачи:

1.                 
Повысить уверенность в себе и собственных силах;

2.                 
актуализировать свой
профессионально-психологический потенциал;

3.                 
научить грамотно составлять резюме.

№ п/п

Этап
занятия

Ориентировочное
время

  1.  

Организационный
момент

5
мин.

  1.  

Мотивация темы
занятия

5
мин.

  1.  

Основная часть
(выполнение тренинговых упражнений)

40-50
мин.

  1.  

Подведение итогов
занятия

10
мин.

  1.  

ИТОГО

70 мин.

№ п/п

Этапы
занятия

Методические
пояснения и рекомендации

1

Организационный момент, ознакомление
обучающихся с планом занятия

Приветствие,
проверка готовности обучающихся к занятию. Краткое самопредставление педагога-психолога.
Ознакомление обучающихся с планом занятия.

2

Мотивация темы занятия

Рассказ об
основных положениях и особенностях тренинговой формы работы; роль и значение
грамотного резюме при поиске работы.

3

Подача нового материала.

Ход занятия:

– совместное обсуждение значимости
трудоустройства,

 – составление резюме;

– обобщение и уточнение полученной в ходе
обсуждения информации.

Педагог-психолог
стремится заинтересовать обучающихся, привлечь внимание к теме
трудоустройства, поиска работы, самопрезентации перед работодателем с помощью
резюме. Стимулирование участников тренингового процесса к попыткам опробовать
новые знания.

4

Выполнение упражнений.

В процессе
выполнения специально подобранных упражнений, в легкой игровой форме
обучающиеся повышают свою компетентность в вопросах составления своего
резюме. В результате последующих обсуждений – участники группы помогают друг
другу увидеть недостатки и достоинства получившегося резюме.

5

Подведение итогов занятия

Обсуждение и обмен
впечатлениями. Каждый участник делится с группой «открытиями», сделанными в
ходе прошедшего занятия, отмечает наиболее яркие, запомнившиеся моменты.
Ведущий подводит итоги прошедшего занятия, акцентируя внимание собравшихся на
ключевых аспектах заданной темы.

Успешное резюме.

Упражнения:

1).Все по кругу называют свои имена.
Причем каждый говорит комплимент или ласковое слово про себя и своего соседа.
Данное упражнение учит правильно подыскивать комплименты и развивает умение хвалить
не только других, но и себя. Также упражнение улучшает настроение и повышает
самооценку человека.

2). Педагог-психолог представляет
обучающимся презентацию
Power Point «Успешное резюме».
Комментарии и рассказ по ходу просматривания презентации:

Хотите быстро найти работу и чтобы
работодатель, прочитав Ваше резюме, воскликнул: «Вот человек, который нам
нужен!»?

Резюме – это тот документ, бегло просмотрев который,
работодатель быстро решит: стоит с Вами встретиться, чтобы присмотреться к Вам
как к потенциальному работнику, или не стоит.

Максимум времени, в течение которого резюме
“сработает” или окончательно и бесповоротно “не сработает”
– две – три минуты. Поэтому резюме должно быть написано просто, оформлено
привычным для работодателя образом, содержать только полезную информацию и ясно
объяснить работодателю, почему именно Вас следует предпочесть другим
претендентам на имеющуюся вакансию.

В идеале – 1 страница стандартного формата А4. В крайнем
случае – 2 таких страницы. Если Вам кажется, что вся информация не вмещается в
такой объем – значит, Вы не отделили важную информацию от не очень важной.
Отделите ненужное! Не создавайте при первом контакте дискомфорт потенциальному
работодателю.

Бумага и печать

Используйте плотную белую бумагу. Печатайте только не
маркой черной краской, безусловно предпочтительнее – на лазерном принтере. Ваше
резюме могут пересылать по факсу, снимать ксерокопии, класть в папку с другими
бумагами. Оно должно выглядеть хорошо. Ни в коем случае не пишите от руки –
никто не захочет разбирать чужой почерк!

Оформление

Печатайте на одной стороне листа. Оставьте достаточно
большие поля. Не надо фотографий, затенений, узоров, рамочек – все это смажется
при копировании и передаче по факсу. Откажитесь от декоративных шрифтов,
курсива, подчеркиваний – это загромождает текст.

Постарайтесь по возможности обойтись без горизонтальных и
вертикальных линий. Используйте стандартные шрифты Times New Roman или Arial
размером от 10 до 14. Необходимые заголовки и подзаголовки выделите жирным
шрифтом и размером (оставаясь в указанных пределах). Сохраняйте единство стиля
оформления в течение всего документа.

Язык

Резюме обязательно должно быть составлено прежде всего на
русском языке, даже если оно предназначено для иностранного работодателя. Ведь
в большинстве случаев оно предварительно пройдет через руки русскоязычных
специалистов по подбору кадров.

В необходимых случаях (иностранный работодатель, работа со
свободным знанием иностранного языка) следует приложить копию на
соответствующем языке. В резюме ни в коем случае не должно быть орфографических
и синтаксических ошибок (то есть все буквы и знаки препинания должны стоять
строго на своих местах). Текст должен быть стилистически грамотным и
однородным, то есть не должно создаваться впечатления, что разные разделы или
фразы писали разные люди.

Если Вы не уверены в своей грамотности, дайте проверить
текст знакомым, чьей грамотности Вы доверяете, или специалистам. Желательно,
чтобы версию на иностранном языке окончательно отредактировал носитель языка
или, в крайнем случае, человек с достаточным опытом бытового и делового общения
на этом языке.

Несколько раз перечитайте Ваше резюме после перерывов в
работе с ним. Свежий взгляд сразу зацепится за огрехи!

Распространение резюме

Если у Вас на примете конкретный работодатель – обратитесь
прежде всего к нему.

Разошлите Ваше резюме в агентства по подбору кадров. Не
ограничивайтесь одним агентством – работодатель, которого Вы интересуете, может
быть связан с другим!

Изготовьте электронную версию резюме. Разместите его на
специализированных сайтах по поискам и предложениям работы. Ни в коем случае не
ограничивайтесь одним сайтом – их много, и постоянно появляются новые.

Помните: работодатель просматривает в основном свежие
резюме. Поэтому раз в неделю проводите повторную рассылку Вашего резюме по
специализированным сайтам.

Содержание резюме

Фамилия, Имя и Отчество. Слово “резюме” писать не
обязательно. Лучше напишите крупно (шрифт 18-20), по центру, сверху Вашу
фамилию, имя и отчество. Такой заголовок поможет быстро найти Ваше резюме в
стопке из сотен подобных бумаг. Сами слова “Фамилия”, “Имя”
и “Отчество” писать не надо.

Цель

Кратко, но совершенно конкретно опишите, на получение какой
должности Вы претендуете. Это – определяющий пункт резюме. Прочтя его,
работодатель сразу будет думать о Вас под определенным углом зрения. Весь
последующий текст резюме – доказательство того, что Ваша кандидатура
соответствует именно этой конкретной цели.

Если Вы считаете себя способным претендовать на одну из
нескольких должностей, перечислите их все, вынеся на первое место наиболее
подходящую для Вас.

Контактные координаты

Укажите Ваши почтовый адрес, номера телефонов со временем
связи (например, с 10.00 до 19.00 по будням), e-mail, факс. Помните:
работодатель может прочесть Ваше резюме в любой удобный для него момент.

Образование

Перечислите школы, курсы, техникумы, институты, которые Вы
окончили или в которых учитесь. Упоминайте только места учебы, существенные с
точки зрения искомой работы. Учебные заведения перечисляйте или в обратном
хронологическом порядке (сначала – последнее, в конце – самое раннее), или по
принципу значимости: от наиболее важного для искомой работы к менее важным.

О каждом учебном заведении сообщите: год и месяц начала и
окончания учебы; точное название; место расположения (город, страну); подразделение,
на котором Вы обучались – если эта информация полезна для искомой работы;
присвоенную Вам квалификацию (диплом, аттестат, сертификат, звание).

Трудовой опыт в обратном
хронологическом порядке

Это основная часть резюме. Нужно указать годы и месяцы
начала и окончания работы, должности (на одной работе их может быть несколько,
если у Вас, например, был карьерный рост) и основные служебные обязанности (их
желательно описать как можно полнее, потому что именно это будет интересовать
работодателя) и производственные достижения (пишите, используя глаголы
действия: развивал, внедрил, увеличил, сократил, сэкономил и т.п.; стремитесь к
конкретике: увеличил на 20%, внедрил технологию “X” и т.п.).

Не обязательно описывать весь Ваш послужной список. Работодателя
реально интересуют Ваши последние 3 – 5 мест работы за последние 10 лет или
около того. Не стоит расстраивать работодателя упоминанием о местах работы, где
Вы задержались недолго. Желательно в то же время иметь как можно меньше
разрывов в трудовом стаже.

Навыки работы

В этом разделе следует указать Ваши возможности, которые
могут быть полезными на предполагаемом месте работы, хотя они не относятся к
непосредственным служебным обязанностям. Здесь можно упомянуть наличие
водительских прав, владение каким-либо программным обеспечением, знакомство с
тем или иным “железом”, владение иностранным языком (если эти умения
лишь косвенно связаны с Вашей работой). Не следует перегружать этот раздел
информацией, не имеющей никакого отношения к будущей работе.

Дополнительная информация

Награды, общественная деятельность, хобби – если это
положительно характеризует Вас как работника. Указать на возможность
предоставления рекомендаций – если у Вас есть рекомендации от людей, мнение
которых может заинтересовать работодателя. Если ничего такого нет – лучше этот
раздел в Резюме не вводить.

3) упражнение «Успешное резюме».

Задачи: научить обучающихся составлять
резюме самостоятельно.

Проведение: после представления
презентации
Power Point обучающимся предлагается попробовать
написать свое резюме. Далее участники делятся на пары и выступают в роли
проверяющих резюме. Обсуждение недочетов, неточностей, ошибок индивидуальных
резюме и методика их исправления. Презентация обучающимися своих резюме перед
группой.

Подведение итогов занятия

Обучающиеся обмениваются эмоциями и впечатлениями,
полученными от тренингового занятия. Каждый по очереди высказывается о том, что
понравилось, а что нет, что удалось лично ему на прошедшем занятии, а что он
сделать не смог и почему. Педагог-психолог задает уточняющие вопросы, делает
подбадривающие высказывания в адрес малоактивных участников, отмечает успехи
наиболее проявивших себя членов группы, благодарит всех за работу.

Домашнее задание.

Участникам тренинга дается задание
разработать (доделать, переделать) свое резюме. В дальнейшем работы принимаются
и оцениваются педагогом-психологом в индивидуальном порядке.

с обучающимися 9 класса

на тему: 

2013 уч. гг.

Составление анкеты и резюме.

Хорошее резюме – одно из самых эффективных средств поиска работы.

 Важно учесть:

  1. Единственный шанс преуспеть с помощью резюме – заинтересовать работодателя в момент первого его чтения. Как правило, на просмотр резюме затрачивается не более 2 – 3 минут. Если внимание привлечь не удалось – значит, резюме не сработало.
  2. При написании резюме следуйте принципу избирательности. Информацию для резюме следует отбирать, исходя из его целей. Другими словами, в резюме стоит включать описание именно тех аспектов вашего опыта, которые значимы для позиции, на которую вы претендуете.

Например, если вы занимаетесь, научной работой и одновременно консультированием, то в резюме, направленном на соискание должности в области коммерции, не стоит описывать ваши научные достижения и приводить список ваших научных трудов, лучше перечислить конкретные навыки и знания, полученные вами в процессе консультационной деятельности.

  1. Удачное резюме может стать поводом для интервью, т.е. личной встречи с работодателем, но еще не гарантирует получение работы. Ваша цель – добиться, чтобы читающий захотел встретиться с вами лично.

Резюме состоит из следующих блоков:

  • Ваше имя, адрес, номер телефона (включая код города).
  • Цель (не обязательно, но желательно): краткое описание должности, на которую вы претендуете (не более 2 – 3 строк).
  • Образование (чем больше прошло времени после окончания учебного заведения, тем меньше места этот пункт должен занимать в резюме; можно сообщить о наградах, подчеркнуть те изученные дисциплины, которые соответствуют вашей цели).
  • Профессиональный опыт описывается в обратном хронологическом порядке, начиная с последнего места работы. Эта часть – основная. Указываются даты начала и окончания работы, наименование организации, название должности (их может быть несколько, если ваша карьера развивалась успешно); кратко описываются должностные обязанности и имеющиеся производственные достижения. При описании достижений надо использовать глаголы действия, такие как «развивал», «экономил», «увеличил», «сократил».
  • Дополнительная информация: владение иностранными языками и компьютером, наличие водительских прав, членство в профессиональных организациях и т.п. (хобби следует упоминать только в том случае, если оно тесно связанно с желаемой работой).
  • Указание на возможность представления рекомендаций (если они есть).

Пять основных правил удачно составленного резюме:

Краткость. Наиболее удачный объем – одна страница, не содержащая лишней информации.

Конкретность. Пишите конкретно, избегайте непонятных сокращений и терминов.

Достоверность. Излагайте достоверную информацию, которую вы можете подтвердить.

Грамотность. Соблюдайте нормы правописания, выдерживайте единый стиль изложения.

Читабельность. Резюме должно легко читаться, выделяйте смысловые блоки, не используйте мелкий шрифт.

Активность. Не следует писать «участвовал», «оказывал помощь» и т.п. – это позволяет думать, что вы оказывали лишь разовые услуги.

Избегайте использования местоимения «я».

Что не нужно включать в резюме:

– всю вашу трудовую биографию (вашего потенциального работодателя интересуют только последние 3 – 5 мест работы и период не более 10 лет);

– ваши физические данные;

– вашу фотографию;

– причины, по которым вы уходили с работы;

– требования к зарплате;

– имена людей, которые дают вам рекомендации (подготовьте этот список, он может пригодиться на собеседовании).

«Вы выбрали вакансию – позвоните по телефону, узнайте подробности об этой работе. Если предварительно вас все устраивает  – договоритесь, когда можно прислать резюме».

Дискуссия «Кого выбрать» (7 минут).

Психолог предлагает учащимся представить ситуацию:

Вы – предприниматель, директор успешной фирмы. Вам нужен работник. Пред вами кипа листов с резюме. Желающих работать в вашей фирме много, но вам нужен лишь один достойный человек.

– Как вы будете выбирать этого человека среди массы других претендентов?

– На что в первую очередь вы обратите внимание в резюме?

– Какая информация будет для вас важна?

– Какие резюме отложите сразу в сторону?

               Совместно требования к резюме обсуждаются:

       * оформление (шрифт, бумага и т.д.);

       * обязательные блоки информации (заголовок, личные данные, цель, образование,

          опыт работы, дополнительные сведения);

 * требования к содержанию (краткость, конкретность, достоверность, грамотность,

    читабельность);

 * о чем не стоит писать в резюме.

Упражнение «Анализ резюме» (10 минут)

Класс делиться на группы по 4 – 5 человек. Группам выделяется  несколько карточек с отрывками резюме. Учащимся предлагается:

 найти ошибки (грамматические, стилистические);

– указать, как содержание отрывков соотносится с задачами резюме;

– решить, насколько необходима информация, которая указана в отрывках.

Карточки для занятия

Цель: получение должности в престижной крупной коммерческой фирме, перспективы дальнейшего роста.

Направляю вам свою кандидатуру и прошу рассмотреть в менеджеры по рекламе указанной в объявлении.

Меня привлекает перспектива карьеры в строительной компании, т.к. это связанно с моим будущим образованием.

Меня привлекает незнакомая для меня должность секретаря своей новизной. Я была бы рада получить приглашение на собеседование, чтобы при личной встрече обосновать свои возможности приносить фирме значительную пользу благодаря своей квалификации и настрою на успех.

Возьмите меня на работу, пожалуйста!

Адрес: Москва, д.58, кв.218.

Телефон: нет.

Имею образование, навыки и огромное желание работать с вами. Прошу личной встречи с вами.

В 1989-1991гг. обучалась в школе, организовала хореографический кружок, где с ребятами ставила танцы. Наши выступления пользовались большим успехом.

Хоть опыт работы у меня не большой – месяц, поэтому я думаю, имею не плохое представление по специальности секретарь. Также я учусь в институте по специальности экономика и право, что думаю будет неплохим подспорьем в работе. 2.5 года индивидуально занималась с преподавателем английского языка по учебникам вузов, поэтому думаю мне не составит труда еще более усовершенствовать мои языковые навыки во время работы.

Мне нравится работа, связанная с общением с людьми, а также с бухгалтерскими документами. Поэтому считаю, что приобретенные навыки помогут мне овладеть должностью секретаря, хотя опыта работы непосредственно секретаря у меня нет.

Опыта работы у меня нет, но кое – что из обязанностей секретаря выполнять умею. Я надеюсь, что вы рассмотрите меня на эту профессию.

Опыта работы никакого не имею. Прошу ознакомиться с моими данными как кандидата на должность, чтобы принять меня на работу. Я умею работать.

Трудовой деятельности нет. Трудовой практики нет. Желаемая зарплата 300 у.е. Если вас заинтересовала моя кандидатура, надеюсь получить соглашение на получение, чтобы при личной встрече обсудить кое – какие вопросы и получить эту должность.

Владею испанским языком. Могу быстро общаться. Знание английского языка – частичное.

О себе. Вредные привычки есть: трудоголик, ответственная.

Дополнительные сведения: вредных привычек не имею, коммуникабельна, энергична, целеустремленность и тактичность не отнять.

Интересуюсь литературой, так же специальной и многим еще чем. Хотелось бы повышать свой уровень знаний, осваивать соседние области работы.

В свободное время я люблю заниматься плаванием, благодаря этому у меня стройная фигура и я мало болею. Еще я много читаю, а когда приходит, вдохновение шью.

Я предполагаю подъехать в вашу фирму во вторник 28 декабря во второй половине дня и надеюсь договориться.

Я буду рада слышать ваш голос в телефонной трубке в любой выходной день в любой удобное время для вас.

– А что дальше? Что делать с резюме? Куда его оправить?

  Резюме – это описание ваших достижений, а не ваших планов и мечтаний.

Дискуссия «Составление резюме» (5- 7 минут).

 Обсуждение «+» и «-» в большом круге.

(бланк – образец)

Не следует писать

Следует писать

Цель не должна быть слишком расплывчатой и общей:

Хочу получить должность, которая поможет мне реализовать мои творческие и интеллектуальные способности (А другие кандидаты этого не хотят?);

Стать менеджером в банке  или крупной корпорации (Требуется уточнение);

Хочу получить такую работу, чтобы собрать денег и закончить школу.

Следует указывать индивидуальные цели, которые интересны лично вам:

…получить должность

 секретаря-референта;

…получить должность в социальной программе помощи детям и женщинам.

В резюме вы сообщаете также о своих профессиональных навыках, однако мало написать: «Умею печатать, водить машину».

Отметьте скорость печатания и категорию водительских прав.

Не надо писать: Языка не знаю, но имею большое желание его изучать; Компьютер – в процессе изучения.

Читаю и перевожу со словарем.

Навык работы на ПК в режиме пользователя.

Не будьте многословны и избегайте пассивных форм:

Отвечал за выполнение…

Находил применение следующим возможностям…

Нес ответственность за…

Выполнил.

Эффективно использовал.

Отвечал за…

Избегайте обтекаемых фраз:

Проработал там 3 года.

Выполнял дополнительную работу.

Концентрируйте внимание на ваших достижениях:

получил повышение в должности и два повышения зарплаты;

…всегда выполнял работу в срок.

“Мое резюме” 

Цель: повышение социальной уверенности подростков путем формирования у них навыков трудоустройства. 

Задачи: 

  •  Обучить навыкам написания резюме и самопрезентации в процессе прохождения собеседования при трудоустройстве; 

  • Сформировать активную готовность к поиску работы. 

Ход занятия: 

  1. Приветствие. “Кто есть кто?” 

  1. Упражнение “Почему мы ищем работу?” 

  1. “Резюме” 

  1. Упражнение “Письмо моему будущему руководителю” 

  1. Рефлексия. “Живая анкета” 

    1. Приветствие. “Кто есть кто?” 

Здравствуйте ребята. Я рада Вас видеть на занятии. Сейчас я буду называть профессии, каждый в течение нескольких секунд должен посмотреть на своих товарищей и определить, кому эта профессия подойдет в наибольшей степени. Далее я хлопну в ладоши и все по команде одновременно должны показать рукой (или ручкой) на выбранного человека (наиболее подходящего для названной профессии). Ещё перед началом самой игры ведущий может спросить у участников группы, какие профессии для них наиболее интересны и выписать эти профессии (примерно 10 – 15 штук) на доске, называя впоследствии профессии из этого перечня. Это исключит случаи, когда названная профессия будет никому не интересна, а может даже и неприятна. 

   2. Упражнение “Почему мы ищем работу?” 

Материалы: таблица, ручки. 

Участники делятся на мини-группы и проводят мозговой штурм по заполнению таблицы на каждый вопрос. Ведущий: «Записывайте все варианты ответов. Начните с первого вопроса, последовательно переходя к следующей колонке».  

После заполнения таблицы происходит обсуждение в большом кругу: Какие факторы (личностные, социальные, профессиональной самореализации) могут послужить приоритетами при выборе места работы? Можем ли мы выделить три основных причины поиска работы? Для чего мы выполняли упражнение? Какие мысли возникают, когда мы видим ответы на поставленные вопросы?

   3. “Резюме” 

Мини-лекция, в которой ведущий дает определение понятия резюме, рассказывает о видах резюме. Участникам предлагается на листе бумаги записать разделы, из которых состоит резюме. Ведущий перечисляет требования к каждому разделу. 

Резюме обычно состоит из следующих блоков: 

    1. Анкетные данные. Ваше имя, адрес, номер телефона (вместе с кодом города), точная дата рождения, электронная почта (если есть). 

Рекомендация: Не указывайте номер рабочего телефона, даже если ваше нынешнее руководство знает, что вы ищите работу. 

    2. Цель (не обязательно, хотя желательно): краткое описание должности, на которую вы претендуете (не больше 6 строк, а лучше 1–2). 

Рекомендация: раздел «Цель» имеет смысл включать в резюме лишь в том случае, когда вы абсолютно уверены в том, что хотите получить именно это рабочее место и не хотите даже рассматривать никаких других предложений. Не следует включать этот раздел в резюме в тех случаях, когда вы собираетесь пользоваться единственным вариантом резюме. Рассылая его во многие компании, предлагающие самые различные вакансии. 

    3. Опыт работы в обратной хронологической последовательности (сначала указывают последнее место работы). Раздел о трудовом опыте самый важный. Укажите дату начала и окончания работы, название организации, название должности (их может быть несколько, если ваша карьера развивалась успешно). В списке учреждений, где вы работали, следует указать контактный телефон, если у вас нет оснований что-то скрывать, и вы меняли работу «без эксцессов». Но если хотя бы в одной фирме возникала конфликтная ситуация, спровоцировавшая ваше увольнение, то не указывайте ни одного телефона. Действуйте последовательно: либо вы указываете телефоны всех организаций, в которых работали, либо не указываете этих телефонов вообще. Можно кратко описать должностные обязанности и производственные достижения, если вы их имели. 

    4. Образование: перечисляются все учебные заведения, которые вы закончили или в которых учитесь сейчас (кроме средней школы), факультеты и полученные специальности. Выпускникам и студентам этот раздел следует помещать перед предыдущим, поскольку в данном случае опыт работы, если он имеется, значительно меньше. Можно сообщить о наградах и знаках отличия, подчеркнуть те изученные дисциплины, которые соответствуют должности, на которую вы претендуете. Составляя этот раздел своего резюме, следует руководствоваться следующими правилами: 

• Квалификация. Укажите квалификацию, присвоенную вам по окончании соответствующего учебного заведения, перед указанием названия этого заведения. 

• Специальность. Указывайте только в том случае, если она имеет непосредственное отношение к той работе, которую вы хотите получить. 

• Особые достижения, связанные с учебой. Указывайте средний балл своего диплома только в том случае, если он необычайно высок (если вы, например, получили диплом с отличием). Можно назвать и другие знаки отличия, если они пользуются авторитетом в вашей сфере деятельности или если вы лишь недавно закончили учебу. 

5. Раздел «Дополнительная информация» может содержать такие сведения: знание языков, умение пользоваться компьютером, деловые качества, наличие водительских прав, членство в профессиональных организациях и т. п. Хобби уместно упоминать лишь в том случае, если оно непосредственно связано с желаемой работой. 

В списке деловых качеств достаточно указать три–четыре, наиболее весомые для желаемой должности. 

Фразу «Рекомендации будут представлены по требованию», разумеется, можно помещать лишь в том случае, если вы действительно имеете такие рекомендации! 

Резюме следует составить на компьютере и распечатать на качественной белой бумаге. 

Основные требования к стилю написания резюме: лаконичность, честность, конкретность, активность. Четко выделяйте нужные заголовки. Позаботьтесь о том, чтобы ваше резюме было оформлено в едином стиле и одинаковым шрифтом. Выбирайте шрифт, который легко читается, сделайте большие поля, установите достаточный интервал между строк и т. д. Очень важно поместить ваше резюме на одной странице (как минимум – на двух). Вы должны быть уверены в том, что сможете подтвердить всю информацию, изложенную в резюме. 

4. Упражнение “Письмо моему юудущему руководителю” 

Сейчас вам предстоит оценить свой нынешний уровень профессиональной компетентности и одновременно заглянуть в будущее. Представьте себе, что вы устраиваетесь на работу и вам с этой целью необходимо написать письмо вашему будущему начальнику. В письме должны быть отражены следующие аспекты: 

  1. Характер работы, на которую вы претендуете. 

  2. Основные личные и профессиональные качества и навыки, которыми вы обладаете для успешного выполнения данной работы. 

  3. ваши ожидания от нового руководителя, ваши надежды, связанные с новой работой. 

  4. Вклад, который вы сами готовы внести в общее дело, ответственность, которую вы готовы на себя взять. 

Когда напишите письмо выберете себе партнера, с которым вы хотели бы обменятся мнениями. Прочтите друг другу свои письма и обсудите, что вам понравилось в письме вашего партнера, чего в нем не хватает и что вам не понравилось. 

Теперь вернитесь в общий круг. Кто хочет прочитать нам свое письмо, адресованное руководителю? 

   5. Рефлексия. “Живая анкета” 

Описание: Участники, передавая игрушку по кругу, отвечают на следующие вопросы: 

Какое сейчас настроение? 

Было ли что-то неожиданное для тебя на этом занятии? 

Что тебе понравилось? 

Что тебе не понравилось? 

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Московской области

«Социально-технологический техникум»

Конспект психологического занятия

профессионального самоопределения

по программе «Моя карьера»

по теме

Подготовила и провела:

педагог-психолог ГБПОУ МО «СТТ»

Степина Жанна Александровна

г.о. Орехово-Зуево

2014

Цель занятия: научить обучающихся правильно, грамотно и чётко составлять резюме при устройстве на работу

Задачи:

  1. ознакомить учащихся с понятием «резюме», его структурой, правилами написания резюме.

  2. обучение поиску внутренних ресурсов для позитивной самооценки себя, как профессионала.

  3. развитие осознанного взгляда на свои профессионально-значимые качества и принятие себя как специалиста

Форма проведения: психологическое занятие с практическими заданиями.

Оборудование: печатные листы формата А4 (на каждого учащегося), ручки, памятки со структурой резюме (на каждого учащегося), мультимедийное оборудование (проектор, проекторная доска), готовая презентация по теме «Резюме».

ХОД ЗАНЯТИЯ

Есть два документа в вашей жизни, которые нужно регулярно просматривать, – это ваше резюме и ваше завещание, причем содержание первого может влиять на содержание второго.

Резюме – один из наиболее эффективных инструментов поиска работы. Фактически оно представляет собой краткое изложение наиболее важных для потенциального работодателя фактов вашей биографии и профессионального опыта.

Резюме – ваша визитная карточка. Включает в себя краткую характеристику вас как профессионала и специалиста (сведения об образовании, опыте работы и других качествах, которые вы приобрели к настоящему времени. Оно необходимо для первого знакомства работодателя с вами. Правильно составленное резюме – залог успешного трудоустройства.

Главная цель резюме – презентация себя в чётко структурированной форме по основным интересующим работодателя вопросам. От того, как написано и составлено ваше резюме, зависят приглашение на собеседование и дальнейшее трудоустройство в желаемую организацию.

Резюме должно привлекать внимание при первом (часто единственном) прочтении.

Для того чтобы избежать лишних стрессов и волнений, необходимо соблюдать правила составления резюме:

– в тексте не должно быть орфографических ошибок;

– текст должен быть в печатном виде и не устаревшем формате (идеально документ в формате Word, стиль Times New Roman, 12 кегель (шрифт), 1,5 строчный интервал), выделенные заголовки;

– объём резюме не должен превышать 2 страниц (идеально 1 страница). Многостраничные резюме трудны для чтения и запоминания, кроме того, отдельные страницы могут потеряться при рассылке резюме, что приведёт к значительной утрате его смысла и будет выглядеть как небрежность соискателя. Краткость – сестра таланта;

– честность;

– минимум личной информации;

– позитивный характер;

– наличие рекомендательных писем. Мотивационное (сопроводительное) письмо, как мощный инструмент представления себя и возможность показать целенаправленность своих действий (привести примеры сопроводительных писем).

Затем учащимся объясняется и даётся самостоятельное задание заполнить таблицу «Признание своих положительных качеств, талантов и достижений» (см. Таблица 1). Когда будет 10 положительных качеств, достижений и способов себя проявить, покажи эти качества человеку, которому ты доверяешь. Может, он объективно исключить что-то из списка, допишет или корректирует. Например, заменит качество «общительность» на «умею устанавливать прочные контакты с людьми». При составлении резюме в графе «Дополнительные сведения» ты можешь привести свои положительные качества из данной таблицы.

Таблица 1

п/п

Мои положительные

качества

Где я могу себя

хорошо проявить

Чего я достиг

1

Доброжелательность

Умею организовать большое

количество людей

Имею награды в спорте

2

Чувство юмора

Умею распределять обязанности между людьми

Выиграл соревнования

по бегу

…10

Наблюдательность

Хорошо разбираюсь в технике

Окончил курсы иностранного языка

Структура резюме.

  1. Личные сведения. Указываются полностью фамилия, имя, отчество, дата рождения, контактный телефон (если указываете домашний телефон, то с кодом города), адрес электронной почты. Цель резюме состоит в том, чтобы представитель агентства или фирмы-работодателя мог Вас найти, поэтому не поленитесь указать все номера телефонов, по которым с Вами можно оперативно связаться.

  2. Цель. Начинать резюме иногда удобнее со ссылки на ту вакансию, по поводу которой Вы это резюме направляете, или с абзаца: «цель поиска работы» (ваше описание того, какую именно работу Вы хотите и можете выполнять и на каких условиях готовы это делать). Т.е. указываются вакансия, на которую вы претендуете, и предложение об интересующей должности.

  3. Образование. Вы описываете все этапы своего образования и указываете сначала годы обучения, затем наименование учебного заведения и то, какую специальность, профессию и специальность вы получили, здесь нужно указать и курсы обучения или повышения квалификации. Вы не только перечисляете этапы обучения, а сообщаете о том, чего именно Вам удалось добиться на каждом этапе. Если вы окончили несколько учебных заведений, то перечислите и их. Здесь можно указать средний балл по диплому, участие в студ. проектах, научной работе, имеющиеся у вас призы и награды, дипломную работу, стажировку, тренинги. Данный пункт заполняется в следующей последовательности:

– специальность и квалификация (по диплому);

– учебное заведение (среднее профессиональное или высшее учебное заведение), год его окончания.

Помимо описания полученного образования и опыта работы, в резюме должна содержаться информация о профессиональных знаниях и навыках: уровень владения оргтехникой, ПК, иностранными языками, наличие профессиональных сертификатов.

  1. В разделе «опыт работы» в обратном хронологическом порядке (начиная с последнего) указываете: места работы, занимаемую должность и краткое изложение выполняемых обязанностей, изложите, какие именно задачи Вы решили на занимаемой должности, и какие конкретные результаты при этом получили. Вы можете указать участие в конкурсах и олимпиадах, о курсах, производственную практику, временную подработку. Важен любой опыт. «Опыт» следует трактовать широко, как любую деятельность, которой студент занимается ради достижения определенной цели вне зависимости от того, платили ему или нет. Таким образом, понятие «опыт работы» включает в себя такие области, как волонтерская деятельность, учебные задания, собственные проекты, не говоря уже о мелкой временной работе, которой занимается почти каждый студент. Однако работодатель сумеет по достоинству оценит этот широкий спектр лишь в том случае, если соискатель грамотно подаст его в своем резюме.

  2. Прочее. Этот пункт в резюме необязателен, но может быть очень полезен, так как здесь можно написать все то, что вы не написали до этого, но считаете нужным и важным донести до потенциального работодателя. В этом пункте указывается информация, раскрывающая ваши сильные стороны как профессионала и личности (профессиональные навыки, знание и владение иностранными языками, владение компьютерными программами, наличие водительских прав и др.).

  3. Заработная плата. Указывается желаемая заработная плата, при этом нужно реально оценивать свой профессиональный опыт и знания. Просмотрите, какая заработная плата указана у других претендентов на похожую должность.

  4. Оформление резюме: не злоупотребляйте дополнительными элементами оформления (курсивом, жирным шрифтом, подчёркиванием). Помните, что переписка с работодателем является деловой, а, соответственно, строгой.

В организации, куда вы хотите устроиться, могут использоваться свои формы резюме, но структура практически одна и та же.

Задание для учащихся: составить резюме по одной из представленных форм.

После составления резюме, дайте его посмотреть своим знакомым, имеющим опыт в составлении резюме и опыт работы. Возможно, они что-то подправят или посоветуют Вам, как грамотнее и правильнее написать текст резюме.

Ознакомиться с вариантами резюме можно на сайтах «Как правильно составить (написать) резюме?» (www.men.com.ru) и «Для тех, кто ищет работу» (www.JobHunter.ru), где вы найдёте несколько шаблонов резюме, адресованных различным специалистам.

Студентам, впервые составляющим резюме, желательно получить ответы на вопросы:

Что от меня требовалось при выполнении этого задания?

Чему научился в процессе выполнения работы?

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Андрушкевич В.Э., Борейша В.Б. Психология профессионального самоопределения и трудоустройства. – Томск, 1999.

  2. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодёжи. – Киев.: Наукова Думка, 1988.

  3. Картанов С.А., Одегов Ю.Г., Кокорев И.А. Трудоустройство: поиск работы. Учебное пособие. – М.: Экзамен, 2002.

  4. Корягин А.М., Бариева Н.Ю., Волконская И.В., Скоренцева И.В.. Самопрезентация при устройстве на работу : учеб. пособие / М. : Издательский центр «Академия», 2013. — 128 с.

  5. Корягин А.М., Бариева Н.Ю., Грибенкова И.В., Колпаков А. И. Технология поиска работы и трудоустройства : учеб. пособие / М. : Издательский центр «Академия», 2013. — 112 с.

  6. Резапкина Г.В. Я и моя профессия. – М.: Генезис, 2000.

  7. Технология профессионального успеха. / Под ред. С.Н. Чистяковой

  8. Твоя профессиональная карьера/Под ред. С.Н. Чистяковой, Т.И. Шалавиной

Пояснительная записка

Выбор профессии – сложный и ответственный шаг
в жизни каждого человека, от которого во многом
зависит его будущая судьба. Правильно выбрать
профессию – значит найти своё место в жизни.
Поспешность, легкомыслие может расстроить
жизненные устремления и сделать человека
несчастным. Ответить на вопрос “кем быть?”
фактически означает найти способ реализации
собственного “Я”. Однако на пути свободного
поиска своего “Я” люди сталкиваются с
различными неожиданностями, препятствиями и
сложностями. Связано это с тем, что часто мы
недостаточно информированы о мире профессий, нам
не хватает знаний о самих профессиях и
требованиях, которые ими предъявляются.

Хотя наше общество предоставляет максимальную
самостоятельность в выборе вида трудовой
деятельности, следует помнить, что свобода
профессионального выбора имеет ряд существенных
ограничений, продиктованных субъективными и
объективными обстоятельствами. Первые
(субъективные) во многом зависят от позиции
человека, его знаний, умений, навыков, стремления
к самопознанию и самосовершенствованию. Вторые
(объективные) диктуются жизненными условиями,
требованиями, которые предъявляются профессии к
личности. В связи с этим подлинная свобода
действий – это выбор вида и места работы с учётом
реальных личностных возможностей и существующих
ограничений, поиск путей рационального
преодоления возникших трудностей. Одной из этих
трудностей может стать составление резюме.

Цель урока: Формирование навыков
информационной культуры у обучающихся.

Задачи урока:


  1. Помочь обучающимся найти более привлекательную
    деятельность и в ней реализовать свои интересы.
  2. Воспитывать бережное отношение к результатам
    труда людей.
  3. Воспитывать активность, старательность,
    желание работать сообща.
  4. Заинтересовать обучающихся в выборе профессии
    (чем заниматься, кем быть, объективно
    проанализировать и оценить свои возможности).
  5. Формировать у обучающихся профессиональные
    интересы.
  6. Развивать творческие способности обучающихся.
  7. Формировать активную жизненную позицию.

Оборудование: компьютеры, проекционный
экран, карточки с заданиями.

Место проведения: кабинет информатики МНОУ
“Лицей г. Полысаево”.

Этапы деловой игры


  1. Лекция библиотекаря.
  2. Составление резюме.
  3. Презентация резюме на компьютере.

Библиотекарь:

Ответственность за выбор человеком своего
жизненного пути – задача не только личная, но и
общественная. Наше общество заинтересовано в
том, чтобы каждый человек занял в
социально-профессиональной структуре именно
своё место, работал в соответствии с призванием.
Чем полнее индивидуальные особенности личности
соответствуют требованиям избранной профессии,
тем больше вклад в работу и выше
удовлетворённость ей. Растёт уверенность в своих
силах, самоуважение и социальное достоинство.
Выбрать профессию, найти достойную работу – это
значит выбрать жизнь.

РЕЗЮМЕ (франц. resume, от resumer — излагать вкратце),
краткое изложение речи, статьи, краткий вывод.

В настоящее время поиск работы без
предъявления резюме невозможен. Все люди, ищущие
хорошую работу, обязательно составляют
несколько вариантов собственного резюме,
которые направляют работодателю как свою
визитную карточку. Резюме рекомендуется
размножить в нескольких экземпляров и всегда
держать под рукой. Если в объявлении о работе
требуется прислать именно резюме, у вас будет
возможность сделать это без промедления, ведь
скорость отправки тоже имеет значение.

Резюме должно быть набрано на компьютере,
тщательно отредактировано и распечатано на
хорошей бумаге. У опытных профессионалов резюме
должно занимать не более 2-х страниц, с подробным
описанием функций, для молодёжи достаточно одной
страницы. Как правило, резюме выполняется в
стандарте Times New Roman, размером шрифта 11-12.
Соблюдайте поля 2-2,5 см.

Правила составления отдельных частей
резюме

Шапка. В верхней части страницы нужно
последовательно указать свои фамилию, имя,
отчество, возраст, домашний адрес, телефоны,
семейное положение.

Цель обращения: должность, на которую вы
претендуете.

На цель обращения смотрят в первую очередь, и
если она непривлекательна для работодателя,
терять время на дальнейшее прочтение информации
он не будет. Поэтому цель обращения выносят на
первое место после вашего имени и личных данных.
Например: “получение работы руководителя отдела
снабжения”. Не пытайтесь изменить или
приукрасить вакансию, заявленную в объявлении
фирмы, иначе ваше резюме будет автоматически
отложено в сторону (например, не следует менять
“секретарь-машинистка” на
“секретарь-референт” или “офис-менеджер”).

Сюда можно также включить функциональный отдел
компании, в котором вы хотели бы работать.
Например: “получение работы художника-дизайнера
в отделе рекламы”.

Если вы способны претендовать на работу по
нескольким несмежным специальностям, лучше
составить разные резюме, поддерживающие каждую
из них. Согласитесь, следующая запись звучит, по
меньшей мере, глупо: “получение работы
управляющего, товароведа, водителя”.

Не стоит напускать “тумана”, будьте точны в
формулировках. Все люди ищут “хорошую
высокооплачиваемую работу” или “интересную
перспективную работу с возможностью
продвижения”. Эти резюме работодатель
безжалостно выбрасывает в мусорную корзину.

Образование: всегда пишется в обратном
порядке.

Сначала последнее, затем все другие виды
образования вплоть до школы. Типичная форма:
сроки обучения, вуз, факультет, форма обучение,
специальность, особые отличия. Названия учебных
учреждений указываются полностью, а не в
“зашифрованном виде”. Не забудьте указать свою
специализацию. Молодым специалистам можно
указать тему дипломной работы.

Если вы указываете курсы повышения
квалификации или семинарские занятия, впишите
темы занятий, количество дней/часов. Не забывайте
о том, что ваше участие в семинарах, конкурсах,
тренингах, конференциях часто говорит
работодателю больше, нежели упоминание вашего
формального высшего образования.

Если вы сдали экзамены на квалифицированный
аттестат или имеете лицензию, укажите их номера
после указания данных о том образовательном
учреждении, где вы их получали, и дату окончания
срока действия (если имеется).

Опыт работы: также как и образование,
всегда располагается в обратном порядке, начиная
с последнего места работы, с указанием точных дат
выхода на работу и соответственно увольнения.

Чётко обозначьте название предприятия, опишите
профиль его деятельности, укажите тип
производимой продукции.

Важно чётко описать свои функциональные
обязанности. Помните, это наиболее значимая
часть вашего резюме. Отнеситесь к ней со всей
серьёзностью. Хорошо продумайте формулировки.

Если вам 40-45 лет и ваш трудовой стаж велик и
разнообразен, лучше конкретно показать опыт
работы за последние 8-10 лет. Весь предыдущий опыт
можно дать одной записью (когда, где и кем
работал).

Прочие навыки: перечислите все ваши
достоинства, начиная со знания иностранных
языков, знания компьютера (конкретные
программные продукты, степень владения),
машинопись (количество ударов в минуту,
русская/латинская клавиатура), стенография,
делопроизводство (кадровое, бухгалтерское,
секретарское), оформления бухгалтерских
документов, водительское удостоверение, и т.д.
заканчивая деловыми связями.

Другое: упомяните наличие собственного
автомобиля, компьютера, баз данных по какому-либо
рынку, способность выезжать в командировки,
наличие хобби, занятия спортом/музыкой и т.д.

Личные качества: вставляются в резюме по
желанию.

Постарайтесь представить себя человеком
неординарным, интересной личностью, хорошим
работником.

Библиотекарь:

Ребята, вы должны разделиться на 3 команды:

1. Выпускники лицея.

2. Молодые специалисты.

3. Специалисты с большим опытом работы.

Библиотекарь раздаёт задания каждой команде.

Задание первой команде:

Вы, учащиеся 11-го класса, закончили успешно
лицей, но по каким-то причинам не смогли
поступить в высшее учебное заведение в этом году.
Поэтому вы решили найти работу и подготовиться к
поступлению на следующий год. Вам предлагается
список вакантных мест в учреждениях, компаниях,
организациях (на мониторе компьютера). Составьте
резюме.

Задание второй команде:

Вы, молодой специалист, только что закончили
вуз. Вы ищите работу по специальности. Вам
предлагают выслать резюме.

Задание третьей команде:

У вас большой опыт и стаж работы по
специальности, но вы решили поменять место
работы. Вам необходимо выслать резюме.

Для каждой команды предоставлены списки
“вакантных” должностей, названия профессий,
названия высших учебных заведений. Учащиеся
выполняют резюме на компьютере.

РЕЗЮМЕ выпускника лицея

Журавлёв Денис Максимович,

17 лет,

г. Полысаево, ул. Иркутская, 10-54,

8-384-56-4-45-21,

не женат.

Цель обращения: получение должности
продавца-консультанта в магазине “Связист”.

Образование: среднее (полное) образование,
закончил 11 классов в 2009 г. в МНОУ “Лицей г.
Полысаево”.

Принимал активное участие в школьных и
городских конкурсах:

– 3 место в муниципальном конкурсе стенгазет “Я
и мой Кузбасс”;

– 2 место в муниципальном конкурсе
стихотворений “Я выбираю счастливую жизнь”;

– 3 место в конкурсе сочинений “Если бы я был
депутатом”;

– участие в конференции “Шаг в будущее”;

– участие в работе городского круглого стола,
посвящённого 90-летию со дня образования ВЛКСМ;

– участие в школьной команде “Сен-сей”,
занявшей 1-е место в городском кубке КВН “Новый
формат”.

Прочие навыки:

– посещаю курсы английского языка в языковой
школе “Бенедикт”;

– посещаю водительские курсы;

– владею компьютером (интернет, Microsoft Power Point, Corel,
Photoshop, Nero StartSmart, AvRack, Acrobat Reader), имею ПК;

– имею 2-й разряд по лыжам.

РЕЗЮМЕ молодого специалиста

Боровиков Фёдор Иванович,

26 лет,

г. Полысаево, ул. Коммунистическая, 88,

8-951-132-99-27,

не женат.

Цель обращения: получение должности
менеджера по персоналу в ОАО “Электроникс
Плюс”.

– Высшее профессиональное образование: с
красным дипломом закончил Кузбасский
государственный технический университет
(КузГТУ), специальность “Менеджмент”, дневное
отделение, 2007 г.

– Выпускник Президентской программы 2007 г.;

– 1992–2002 гг. – учащийся МОУ “Средняя
общеобразовательная школа №  9” г. Полысаево
Кемеровской области.

Опыт работы:

– проходил стажировку в Немецкой Академии
Менеджмента Нижней Саксонии 2005 г.;

– 2007–2008 гг. работа в отделе кадров ООО “Шахта
Александровская”;

– победа в областном конкурсе “Лучшая кадровая
служба”, 2007 г.;

– награждён Почётной грамотой директора шахты
за добросовестный труд, 2008 г.;

– владею ПК, знаком с программой “Перечень
льготных профессий”;

– знаю кадровое делопроизводство;

– владею положениями и инструкциями по ведению
и хранению документации, связанную с кадрами и их
движением, порядком формирования и ведения банка
данных о персонале, порядком составления
отчётности по кадрам, методическим материалом по
управлению персоналом;

– постоянно занимаюсь самообразованием;

– могу выезжать в командировки;

– играю на гитаре;

– занимаюсь футболом и шахматами;

– 1-е место по шахматам в областных
соревнованиях среди вузов г. Кемерово, 2006 г.

РЕЗЮМЕ опытного специалиста

Матынова Любовь Алексеевна,

45 лет,

г. Полысаево, ул. Космонавтов, 61А – 21,

8-904-908-71-55,

замужем, 3 детей, 1 внук.

Цель обращения: получение должности главного
бухгалтера в медиа-холдинге “Беловское Время”.

Образование: высшее, Кемеровский
государственный университет, факультет
“Финансы и кредит”, заочная форма обучения, 1985
г.;

1970–1980 гг. – учёба в средней школе № 17 г.
Полысаево.

Опыт работы:

2000–2008 гг. – бухгалтер в ООО “Сибирская лесная
компания” (производство и экспорт древесины,
пиломатериалов, продукции деревообработки из
сосны и ели).

Мои достижения:

– повышение объёма продаж;

– участие в конференциях;

– успешное прохождение аудиторских и налоговых
проверок, ведение переговоров на высоком уровне;

– заключение объёмных контрактов;

– ведение рекламной компании;

– владею ПК (программа “ОС Бухгалтерия”);

– имею высшую квалификационную категорию по
должности “бухгалтер”;

– прошла многочисленные курсы повышения
квалификации (1990 г., 1995 г., 2000 г., 2005 г.);

– награждена Благодарственным письмом за
добросовестный труд (2003 г.), Почётной грамотой
Главы города за участие в конкурсе (2004 г.),
Почётной грамотой в честь юбилея компании (2006 г.);

1990–2000 гг. – ООО “Электрострой” (поставка,
монтаж, наладка электрооборудования),
заместитель главного бухгалтера.

1985–1990 гг. – бухгалтер в Централизованной
бухгалтерии ГУО г. Полысаево.

1981–1985 гг. – секретарь-машинистка в ГУО г.
Полысаево.

1980–1981 – секретарь-машинистка в средней школе №
35 г. Полысаево.

– люблю вязать, шить;

– занимаюсь садоводством, развожу комнатные
цветы;

– воспитываю внука.

Домашнее задание: составить своё собственное
резюме.

*По просьбе обучающихся их личные данные
изменены.

Список литературы

  1. Лидер Кузбасса. Информационный выпуск
    сообщества выпускников Президентской программы
    Кемеровской области и Регионального ресурсного
    центра [Текст]. – Кемерово, 2008.
  2. Абитуриент Сибири–2008 [Текст]:
    Информационно-справочное издание. –
    Новосибирск: АНО “Масс-Медиа-Центр”, 2008.
  3. Формирование информационной культуры
    школьника: от теории к комплексу учебных
    программ [Текст]: учебно-методическое пособие /
    Н.И. Гендина и др. – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2007.
    – 235 с.
  4. Формирование информационной культуры личности:
    теоретическое обоснование и моделирование
    содержания учебной дисциплины [Текст] / Н.И.
    Гендина и др. – М.: Межрегиональный центр
    библиотечного сотрудничества, 2006. – 512 с.
  5. Формирование информационной культуры личности
    в условиях образовательных и
    информационно-библиотечных учреждений [Текст] /
    Н.И. Гендина и др. – Кемерово: Изд-во облИУУ, 2001. –
    150 с.
  6. Социально-профессиональная адаптация молодёжи
    в современных условиях [Текст]. – Кемерово: Из-во
    ОблИУУ, 1999.
  7. Журкина, А.Я. Методика формирования
    профессионального самоопределения школьников
    на различных возрастных этапах [Текст] / А.Я.
    Журкина. – Кемерово, 1996.
  8. Я и моя профессиональная карьера [Текст]. –
    Кемерово, 1994.

Добавить комментарий