Как известно у любой мелодии можно выделить три базовых элемента, которые взаимодействуя между собой создают уникальное звучание, характерное для конкретной мелодии.
Эти три элемента: лад, ритм, синтаксис
Ритм важнейшая сторона мелодии, так как любая мелодия это развертывающейся во временном пространстве процесс, который не может существовать без ритмической организации — это одно из условий возникновения музыки, как искусства в отличие например от обычных шумов, которые также имеют временную природу, но не имеют ритмической организации.
Характерно, что например синтаксис и лад не могут существовать отдельно от мелодии. Только как абстрактные понятия.
Ритм же может быть отделен от мелодии и исполнен, например, на ударном инструменте.
Также важным свойством ритма является то, что он может воздействовать на физиологическом уровне.
Даже у не музыкальных людей звуки ударных могут вызвать определенные чувства и эмоции.
Таким образом можно сказать, что выразительность ритма элементарнее, чем музыкально-высотная.
Рассмотрим аспекты мелодии за которые отвечает ритм.
Это в первую очередь выразительные свойства мелодии. Такие как певучесть, танцевальность, резкость, расчлененность, моторность и т.д
Многие жанры музыки зависят от определённых ритмических фигур и паттернов.
Например, джаз не возможен без свинговой пульсации, а металл тяжело представить без синкопирования, пауз и галопа.
Выдвижение ритма на первый план в мелодике и аранжировке, которое характерно для большинства современной музыки легко объясняется тем, что такой подход позволяет воздействовать на большее количество слушателей.
В том время, как классическая музыка основанная на гармоничном взаимодействии всех элементов и сглаживании ритма является более сложно для восприятия.
Характерно, что при усложнении современной музыки не происходит отказа от ровной метрической основы. Все усложнения в этой области происходят в области размеров и игры с сильной долей. Например, такие группы как Dream Theater или Mars Volta используют приемы смены размера, пульсации и темпа, как базовый принцип композиции.
В академической же музыке привязанность к метроному является скорее оксюмороном.
Особое значение ритм приобретает как средство дифференциации тонов лада и создании ладового ощущения.
При движении крупными длительностями — лад воспринимается ясно и четко, а также легко отслеживается движение интервалов.
Именно поэтому в кантиленой мелодии каждый звук имеет значение, что требует тщательного отбора средств.
При ускорении ритмического движения интервальная линии воспринимается более смазано, а вместо соотношения ступеней внутри лада мы воспринимается в целом только ладовую окраску.
Здесь очень важно проследить и самостоятельно поэкспериментировать с воздействием ступеней лада в зависимости от их положения внутри метрической сетки.
Известно, что акцентирование второй ступени лада в качестве сильной создает более лирическое или современное звучание. Особенно если после нее не следует разрешение.
Таким образом, каждая ступень лада (а также хроматический пентахорд) имеют как минимум 2 позиции относительно метроритма.
Это положение на сильной доле такта и на слабой доле.
Так можно говорит об активной позиции ступени лада и пассивной.
И ритм здесь играет определяющую роль.
Рассмотрим 2 базовых принципа на которых основано восприятие ритма любой мелодии.
1.Более краткие длительности после долгих воспринимаются как оживление, активизация, возбуждение, нарастание напряжения.
Более долгие после коротких наоборот — сброс напряжения, расслабление.
При этом эффект усиливается если мы перескакиваем через кратность ритма.
Например переходим от половинных к 8 или 16 и наоборот. Иногда это может восприниматься даже как смена темпа.
2. Долгие звуки воспринимаются, как более тяжелое и имеющие больше смысловой нагрузки. Они ассоциируются с масштабностью.
(Например, тема Дарта Вейдера из Звездных Войн)
Короткие звуки ассоциируются с легкость, с полетом и создают эффект дробления, распыления. ( Полет Шмеля)
Переплетение этих 2х принципов является основой для ритмической организации мелодии.
Например подход к кульминации мелодии практически всегда связан с усилением движения за счет введения более мелких длительностей, сама же кульминационная нота не может быть равна по длительности 16 или 8 и чаще всего выделяется более весомой длительностью.
Таким образом, данные 2 принципа можно использовать в любом контексте для создания необходимых художественных образов.
Если нужно создать напряжение, то движемся от крупных к коротким и наоборот.
Весомые высказывания лучше писать половинными или четвертями.
Легкость и парение 16.
Расположив устойчивые ступени на сильных долях получаем уверенное твердое звучание.
Выбрав в качестве опоры не аккордовые звуки получаем более современное звучание.
Хроматические звуки активизируют дополнительное напряжение.
Лучшее упражнения для усвоения темы — взять заданную последовательность нот ( например С-F-E-D-A) и сосредоточится на работе с ритмом. Так Вас не будет отвлекать выбор нот от работы с ритмической стороной мелодии.
Что такое ритм в музыке, изучаем и осваиваем ритм
Ритм является основополагающим элементом при исполнении музыкального произведения. При этом можно говорить о независимости ритма от мелодии. Так каждый человек мог наблюдать вокруг себя тысячи примеров отдельного существования, начиная от биения сердца и заканчивая ударными инструментами, не имеющими звуковысотной составляющей. Мелодии же без ритма быть практически не может.
Вне зависимости от степени профессионализма, каждый музыкант должен считаться с основами ритма, знать специфическую терминологию, а также уметь воспроизводить произведение или музыкальный фрагмент в предложенном ритме. На данной странице разбираются основные понятия и терминология, необходимая для практики.
Ритм, длительности и паузы
Давайте рассмотрим, что такое ритм. Музыкальный термин представляет собой четкую организацию музыки во временном пространстве. Образуется структура из последовательности длительностей и пауз. В таблице указаны длительности, а также их обозначение.
Название длительности |
Обозначение при записи |
Количество счетов на одну длительность |
|
На нотном стане |
Вне нотного стана |
||
Целая |
|
1 и 2 и 3 и 4 и |
|
Половинная |
1 и 2 и |
||
Четверть |
1 и |
||
Восьмая |
или |
1 |
|
Шестнадцатая |
или |
В два раза меньше восьмой |
Существует специальная таблица, показывающая соотношение длительностей между собой.
Отдельную категорию составляют триоли. Данные длительности появляются при делении не на две части, как это происходило в вышеуказанных случаях, а на три.
Стоит разобраться с таким понятием, как пауза в музыкальном ритме. Пауза – это временной отрезок в музыке, который заполняется тишиной. Существуют следующие по размеру паузы:
- Целая пауза. По длительности равна целой ноте. Обозначается черным, закрашенным прямоугольником над третьей линией нотного стана.
- Половинная пауза. Равна половинной ноте. Обозначается черным прямоугольником, располагающимся на третьей линии нотного стана.
- Четвертная пауза приравнивается к четверти. Обозначается фигурно практически на весь нотный стан.
- Восьмая пауза по длительности схожа с восьмой. По обозначению напоминает прописную букву «ч».
- Шестнадцатая пауза равна соответствующей ноте. На письме схожа с предыдущей длительностью, отличием является удвоение хвостика.
Необходимо отметить, что некоторые музыканты воспринимают паузы, как остановки, в результате чего сбиваются с общей ритмической канвы. Пауза – это знак молчания, который играет большую роль в произведении. Настоятельно не рекомендуется съедать паузы за счет другой предшествующей ноты, удлиняя ее длительность. В противном случае, теряется музыкальная мысль. Особенно важно учитывать данный принцип при игре в оркестре, ансамбле или коллективе. Ведь если не будут учитываться паузы, то звуки будут накладываться друг на друга, создавая неблагозвучия.
Основная терминология
Ритм в профессиональной музыке не может обойтись без таких понятий, как такт, метр, темп и размер.
- Метр представляет собой равномерное чередование акцентов в музыкальном произведении.
- Такт представляет собой единицу измерения метра, которая исчисляется нотами или паузами. В размере четыре четверти первая нота в такте – это сильная доля, вторая – слабая, третья – относительно сильная, четвертая слабая. Между собой такты делятся чертой. Закрывает произведение двойная черта.
- Размер – две цифры, располагающиеся одна над другой, стоящие вначале нотного стана. Верхняя цифра показывает количество длительностей в такте, а нижняя какая длительность преобладает. Располагается обозначение после ключа и ключевых знаков. Примечательно, что показатель дублируется только один раз вначале произведения, на следующих строчках не нужно вновь указывать размер. Исключением является смена на новый.
На рисунке представлен размер 4/4 (четыре четверти)
Указание четвертей не означает, что в такте будут использоваться только данные длительности. Могут быть использованы разные по величине длительности, но их сумма не должна превышать размер. Рассмотрим правильный и неправильный примеры.
Стоит учесть, что размеры бывают простыми, сложными, смешанными и переменными.
К первой простой группе относят преимущественно двух или трехдольные размеры, в которых имеется всего один акцент на сильную долю. Наиболее распространенными можно считать размеры на две четверти, на две половинные, две восьмые, три четверти, три восьмые и три половинные.
Сложные размеры появляются при слиянии двух простых, обычно они имеют к основному акценту на сильную долю, еще дополнительный относительный. В данную группу входят: четыре четверти, шесть восьмых, двенадцать восьмых, шесть четвертей и т.д.
Смешанные составляют особую категорию. Они образуются от соединения нескольких простых неодинаковых размеров между собой. Группа включает такие единицы, как пять четвертей, пять восьмых, а также семь четвертей и семь восьмых.
Переменный размер характерен прежде всего для фольклорной музыки, прежде всего для русской народной песни. Ярким примером является песня «Сидел Ваня».
Популярный размер четыре четверти изображают, как заглавную букву С, поэтому не стоит пугаться данного обозначения.
- Темп – это музыкальная характеристика, определяющая скорость исполнения музыкального инструмента. Обычно темп размещается вначале произведения над нотным станом, и написан на итальянском языке. Существует три группы медленные, умеренные и быстрые темповые обозначения. В зависимости от выставленного значения произведение может звучать по-разному. Обычно темп выставляется на специальном устройстве, которое называется метроном. Чем больше значение, тем быстрее будет темп.
Дополнительные знаки
Существуют некоторые знаки нотации, которые активно участвуют в образовании ритма. Если две ноты, находящиеся на одном звуковысотном уровне залигованы, то это означает, что первый звук должен держаться суммарное количество по времени. Обычно это требуется для соблюдения группировки в сложных размерах.
Например, возьмем размер четыре четверти. Он сложный и имеет один сильный акцент на первой доле, и один относительно сильный на третьей доле. Таким образом, на первой и третьей доле такта должны оказаться ноты. Чтобы записать ритм четверть, половинная и четверть необходимо соблюсти основные группировочные правила.
Так если после ноты стоит точка, то это увеличивает ее звучание ровно в половину. Например, четверть с точкой равняется по звучанию четверти с восьмой.
Часто длительность с точкой идет рядом с таким понятием, как пунктирный ритм. Термин обозначает ритмическую фигуру, состоящую из длительности с точкой и ее логического по счету завершения. Так наиболее распространенными вариантами являются четверть с точкой и восьмая, восьмая с точкой и шестнадцатая. Рассмотрим на нотном примере.
Как можно заметить по изображению пунктирный ритм используется в основном на сильных или относительно сильных долях такта.
Еще одним из дополнительных знаков можно назвать фермату.
Этот музыкальный знак обозначает, что исполнитель может выдерживать ноту, помеченную фермату неограниченное количество времени.
Основные системы ритмослогов
Существует специальная система ритмослогов, помогающая на практике научиться правильно воспроизводить различные длительности. Данная система была придумана в Венгрии в прошлом столетии и активно используется в музыкальных школах в первые годы обучения музыки, когда закладывается ритмическая основа. Итак, существуют следующие ритмослоги:
- Целая – Та-а-а-а
- Половинная – Та-а
- Четверть – Та
- Восьмая – Ти
- 2 шестнадцатые – Ти-ри
- Пунктирный ритм: четверть с точкой и восьмая – та-ай – ти.
Также были разработаны специальные ритмослоги для определения пауз:
- Целая – Па-у-уза.
- Половинная – Па-а
- Четвертная – Па
- Восьмая – пи
Подобное восприятие длительностей позволяет в несколько раз быстрее освоить даже сложные ритмические фигуры и научиться быстро читать с листа музыкальные произведения.
Упражнение №1. Усвоение ритмослогов
Пропойте мелодию в предложенном ритме, используя ритмослоги.
Сравните с ответом, представленном ниже:
Советы для быстрого освоения ритма и упражения
- Ежедневная практика. Как бы это не было банально, но только ежедневная практика может привести вас к хорошему результату. Необходимо работать над ритмом примерно полчаса в день, чтобы добиться прочной базы.
- Первое время стоит использовать метроном. На столе или крышке фортепиано отстукивайте предложенный ритм. Выставляйте вначале медленный темп, от 40 до 60 ударов, затем переходите к более подвижным темпам. Старайтесь сразу попадать в сильные доли.
- Используйте систему ритмослогов.
Стоит учитывать, что при игре на фортепиано в работу включены две руки. При этом ритм в каждой из рук может быть различным, чтобы заранее проработать технику требуется делать специальные упражнения.
Упражнения на поочередное вовлечение правой и левой руки, создающее перекличку. Верхняя строка для правой руки, нижняя для левой. Отстукивать ритм необходимо в среднем темпе, в котором вы не будете делать ошибки. При появлении ошибок или остановок требуется перейти к более медленному темпу. Стучать можно на столе или крышке фортепиано под метроном.
№1
№2
Более сложными упражнениями являются те, в которых ритмические фигуры отбиваются одновременно двумя руками.
№1
№2
Если вы хотите больше упражнений, то рекомендуем вам познакомиться с учебником Ольги Берак «Школа ритма». Пособие делится на несколько частей по размерам. Вначале идут двухдольные размеры, затем идут трехдольные размеры.
Программы для самоконтроля в изучении
Если человек пытается самостоятельно освоить ритм без профессиональной помощи, то ему необходимо проводить контроль, который достигается при помощи современных технологий. Существуют специальные программы, в которых можно проверить собственные знания ритма.
Абсолютный слух 2
В данной программе разработан специальный раздел «Ритм», в котором можно найти следующие разделы для освоения ритмических фигур:
- Теория. В категории представлены минимальные основополагающие сведения, касающиеся ритма, а также можно послушать как по времени звучат разнообразные длительности.
- Чтение. При помощи встроенного в приложении метронома требуется отстучать записанный выше ритм, не допуская ошибок.
- Диктовка. Необходимо правильно записать ритмический рисунок, который вы услышали.
- Имитация. После прослушивания ритмических фигур необходимо правильно их записать.
В каждом из вышеуказанных разделов есть дополнительные подразделения на определенные ритмические фигуры. Это позволяет добиться совершенства в ритмическом плане.
Стоит отметить, что в сети интернет существует огромное количество электронных метрономов, которые ни сколько не уступают реальным аналогам. Они достаточно просто настраиваются, при чем каждый человек может самостоятельно отстучать ритм, в котором он собирается исполнять произведение или музыкальный фрагмент.
На данной странице мы познакомили с основной терминологией, которая пригодится начинающему музыканту, а также дали необходимые упражнения и рекомендации для усвоения темы. Материал поможет лучше понимать музыкальный текст, а также быстрее ориентироваться и точнее воспроизводить нотную запись.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Содержание
- 1 Виды ритмов
- 1.1 Ровные ритмы
- 1.2 Неровные ритмы
- 2 Ритмические рисунки
- 3 Ритмы на ударных инструментах
- 3.1 Темпоритмы на тарелке
- 3.2 Ритмы барабанов
- 3.3 Свойства ритмических рисунков
- 4 Виды размеров
- 4.1 Простые размеры
- 4.2 Сложные размеры
- 4.3 Самые частые размеры
- 4.4 Размеры с 8-ыми долями
- 4.5 Переменный размер
- 5 Полиметрия
- 6 Виды темпов
- 7 Влияние темпа на образ и характер музыки
Здравствуйте! Это 13-ый урок из видеокурса «О Нотной Грамоте Проще Некуда».
В нём показано легко и понятно для новичка какие есть виды ритмических рисунков, сложные музыкальные размеры и темпы. Точнее: ровные и неровные ритмы — пунктирный, синкопированный, ритмические фигуры — клаве, учащение, галоп, крючки 16-ыми, что такое темпоритм, однородные и смешанные музыкальные размеры, итальянские слова для обозначения темпов — ларго, модерате, престо. В конце урока показано как ритм, размер и темп связаны друг с другом и влияют на звучание музыкального образа и стиля музыки..
Текст видеоурока под ним. Приятного просмотра.
Урок 13 – Виды ритмов, метров, темпов | Нотная грамота | Easy Music Learning
ПРИМЕЧАНИЕ: при просмотре видео на сайте в них НЕТ РЕКЛАМЫ!
Вступление. Здравствуйте! С Вами Эдвард Бедарев и проект Easy Music Learning. Продолжаем разговор о нотной грамоте. В этом уроке мы расширим знания в области ритмики и поговорим про виды ритмов, музыкальных размеров и темпов и про их связь с динамикой. Приступим.
Виды ритмов
У ритма в музыке есть 2 формы:
- 1 – скрытая – внутри мелодии и гармонии или в игре инструментов с высотой тона и
- 2 – явная – в игре ударных инструментов без высоты тона.
Ровные ритмы
В обоих случаях ритм есть 2-х видов:
1-ый вид ритма – ровный или равномерный – ноты совпадают с ударами метронома.
По длине нот они могут быть:
- 4-ные, как в мелодии про ёлочку.
- 8-ые как в мелодии про горного короля.
Или как партия баса в песне Michael Jackson – Billie Jean. - 8-ые триоли как в гармонии в виде арпеджио на фортепиано в «Лунной сонате» Бетховена – звучание монотонное и убаюкивающее.
Арпеджио в переводе c итал. «играть на арфе», когда аккорды озвучиваются последовательно и короткими нотами, а не одновременно и длинными.
- То же, но в виде 16-ых нот есть в «Прелюдии До-Мажор» Баха.
- Повторение аккордов 16-ыми нотами в 8-ых долях есть в песне группы Queen – Show Must Go On.
Неровные ритмы
2-ой вид ритма – неровный или неравномерный – ноты не совпадают с метром. Он есть 2-х подвидов:
1-ый подвид – пунктирный, когда есть ноты с точками. Пункт в переводе с нем. «точка». Его основа — долгая нота с точкой на сильном времени и за ней короткая нота на слабом.
Как правило, соотношение их длительностей 3 к 1: ½ с точкой и ¼, ¼ с точкой и 1/8, 1/8 с точкой и 1/16. Он слегка неровный, так как совпадение ритма и метра частичное есть.
Он есть в мелодии «С Днём рождения» в размере ¾. И ещё в гимне России, что в размере 2/4.
Здесь 8-ая с точкой + 16-ая образуют ритмическую фигуру — часто повторяющееся сочетание длительностей. От её вида зависит характер музыки.
Раз обе мелодии связаны с торжеством, то этот ритм его подкрепляет и создаёт маршевость – Там-та-дам, там-та-дам. Короткие ноты воспринимаются как второстепенные и они словно «подталкивают» к звучанию более важные длинные. И если их сдвинуть на место, то ритм станет ровным и торжественность сгладится и будет звучать более спокойно.
2-ой подвид неровного ритма – синкопированный, когда есть слигованные ноты: синкопы. Пример – мелодия из кинофильма «Терминатор».
Ещё из песни группы Abba – Dancing Queen — танцующая королева. Об этом говорят точки и лиги в нотах.
Ритмические рисунки
Часто ровный и неровный ритмы сочетаясь образуют устоявшиеся или шаблонные ритмические группы. Рассмотрим распространённые из них.
1-ый ритм – clave – в переводе с испанского «ключ» — это основа латиноамериканской музыки. Это название 2-х палочек из твёрдого дерева, на которых и играли изначально этот рисунок.
Его суть – 5 ударов: 3 неровных и 2 ровных. Часто добавляется в конце 3-ий удар, чтобы в одном такте было 3 ровных и 3 неровных удара.
Пример звучания – фоновое фортепиано в песне группы Blue System – Sorry Little Sarah. Это был прямой клаве – 3-2, но ещё есть обратный – 2-3, когда ноты играют задом наперёд. Пример звучания – фоновый синтезатор в песне группы Blue System – Dr. Mabuse.
2-ой ритм – учащение – 3 удара в долю и 2 мимо так, что расстояние между нотами сокращается: сначала 2 ¼, потом 2 1/8-ые с точкой и 1 1/8 ноты.
Пример звучания – электроорган в песне Haddaway – What Is Love.
3-ий ритм – 3 в долю и 3 мимо – когда ноты сначала совпадают с метром, а потом – нет. Чаще добавляются ещё 2 ноты – в долях.
Пример звучания – рифф на электрогитаре с перегрузом в песне группы Deep Purple – Smoke On The Water.
Ещё пример – пение ритмо слогов «ла-ла-ла» в песне Kylie Minogue – Can’t Get You Out Of My Head.
4-ый ритм – подбивка – неровный ритм со слабой доли, что создаёт полиритмию. Образуется от ритма клаве: нужно 4-ую ноту сдвинуть на 16-ую влево и потом всю фигуру сместить на 8-ую вправо.
Пример звучания – синтезатор на фоне в песне группы Тату – Нас не догонят. Только здесь он не сам по себе, а смешан с подвидом ритма учащения из 32-ых нот на октаву ниже.
5-ый ритм – ложные триоли – по сравнению с настоящими в них 2-ая и 3-ья ноты смещены вперёд на 32-ую длительность. Обычные триоли создают маршевый характер ритма, а ложные – танцевальный.
Вот пример звучания из одной моей песни. По сути это дважды повторённая 1-ая часть ритма клаве. Оба этих ритма есть в мелодии ABBA.
6-ой ритм – галоп – похож на скачку лошади – чередование групп из 3-х 16-ых нот и 16-ых пауз между ними. Часто 1-ую ноту акцентируют, переносом на октаву выше. А ещё её можно сдвинуть на 16-ую вправо.
7-ой ритм – крючок из 16-ых – ноты и паузы везде 16-ые, а узор такой: 3 ровные ноты + 2 фигуры с внутри долевыми синкопами с упором явно на 2-ую 16-ую из 2х, что и цепляет внимание.
Он вместе с ритмом клаве есть в песне про доктора Мабузэ.
Такие цепляющие ритмофигуры характерны для танцевальной музыки 90-х годов.
Другой подвид крючка из 16-ых – 4 двойные 16-ые подряд. Эта фигура есть во вступлении к песне Sandr-ы – Maria Magdalena. Заметьте: нижняя нота на месте, а верхняя спускается по ступеням начиная с октавы.
Ритмы на ударных инструментах
Теперь о ритмах на ударных инструментах. Вот ровная игра барабанов под метр.
Темпоритмы на тарелке
На её фоне у тарелки – сдвоенной медной пластине можно прописать пульсации или темпо ритмы – сочетания определённых длительностей нот, что влияет на восприятие темпа.
Их есть 2 вида – ровные и неровные.
Ровные есть 3-х типов:
1-ый – 4-ные – игра открытой тарелки вместе с барабанами. Другие 2 типа играются на закрытой тарелке. 2-ой – 8ые. 3-ий – 16ые.
Чем короче длительность, тем живее ритм и более быстрым кажется темп.
Это были ровные пульсации и они применимы в любых стилях музыки.
Теперь про 2 типа неровных: 1-ый – 8-ые триоли. 2-ой – shuffle — пропуск 2-ой триоли в каждой группе.
Вывод: неровные темпо ритмы создают маршевый характер.
Ритмы барабанов
Теперь о барабанах. У ровной их игры есть 2 типа:
1-ый тип – попеременная – большой и малый чередуются. Это характерно для рок и поп музыки. И тарелка играет на сильную долю.
2-ой тип – одновременная – они совпадают во 2-ой и 4-ой долях. Это характерно для электронной танцевальной музыки. И тарелка играет на слабую долю.
На западе это называется 4 On The Floor – 4 удара на полу, где и лежит большой барабан или ещё он называется бочка.
В поп музыке её часто смещают с сильной доли на слабую для украшения.
1-ый такой ритм – бочка в середине 3-ей доли, то есть смещена на 8-ую вправо.
2-ой ритм – как 1-ый + 2 неровных удара в 1-ой половине такта, что похоже на фигуру clave. Вот он же, но с видоизменениями. Эти ритмы относительно ровные.
Но если оба барабана сместить с сильных долей, то ритм будет неровный. В музыкальной теме к кинофильму «Терминатор» ритм ударных неровный из 16-ых нот.
Итак, ровные ритмы звучат монотонно, без резких колебаний или ломанности и могут применяться в любом стиле музыки.
Неровные – наоборот, звучат более гибко и ломано и не везде подходят.
Свойства ритмических рисунков
Вывод: длительности нот и пауз объединяются в разные ритмические группы, они же фигуры или рисунки.
У них 3 особенности:
- задают характер музыки – например, триольный или пунктирный ритм – маршевость. А синкопированный – танцевальность.
- имеют узнаваемость – например, РАЗ-2-3-РАЗ-2-3-РАЗ-2 – это ритм румбы.
- создают основу для разных жанров и стилей музыки.
Так, рок-н-ролл – это ровный ритм барабанов с 2-ным ударом по малому + темпоритм 8-ыми на фортепиано в виде аккордов. А джазовые ритмы неровные.
Их распространённых 2: 1-ый — shuffle – с англ. тасование – пунктирный ритм.
2-ой — swing – с англ. «качание» — то же, но темп побыстрее и смещение коротких нот не на 16-ую, а на 32-ую длительность. А это совмещение триолей и пунктирного ритма.
Виды размеров
Когда фигуры ритма исчерпаны, применяются разные виды размеров.
Простые размеры
Так танец танго и марш – это ровная игра в размере 2/4: 2-х дольный метр и чёткий ритм.
Вальс – то же, но в размере ¾: 3-х дольный метр и будто «кружащийся» ритм.
Напомню, размеры 2/4 и ¾ — простые.
Сложные размеры
И если их в разных сочетаниях соединять друг с другом, то они сложатся в 1 сложный размер. Так 2 простых размера 2/4 образуют сложный в виде 4/4. Сравним марши в них.
На месте стыка 2-х размеров образуется относительно сильная доля. Она слабее 1 сильной, но сильнее слабых 2-ой и 4-ой.
Совет – чтобы легко почувствовать размеры, повторяйте под них слова с тем же числом слогов, что и число долей в них: 2/4 – муза, ¾ — музыка, 4/4 – музыкальный.
Сложные размеры есть 2-х видов:
1-ый – однородные – слияние одинаковых размеров, например, 2/4 + 2/4 = 4/4 или ¾ + ¾ = 6/4, как слово музыковедение.
Заметьте: мозг всё равно разбивает его на 2 ¾-ных.
2-ой вид – смешанные – слияние разных размеров, например, 5/4 – это сумма 2/4 и ¾. Важно: у него есть 2 разных по звучанию типа, смотря в каком порядке соединены размеры.
Если сначала 2/4, а потом ¾, то относительно сильная доля в 3 доле такта. По ударениям это равносильно слову «светомузыка».
Но если их соединить наоборот: сначала ¾, а потом 2/4, то она будет в 4-ой доле такта. Это как сочетание слов «музыка диско».
Положение сильной доли зависит от порядка соединения простых размеров, который указывается в скобках рядом со сложным: 5/4 . То есть от перестановки слагаемых сумма меняется и это относится ко всем сложным размерам.
Самые частые размеры
На практике применяются размеры со знаменателями 4 и 8 – с 4-ными и 8-ыми долями.
Цифра 2 — это половинные доли и они слишком длинные, а 16-ые и 32-ые – слишком короткие.
Обобщим 4-ные размеры. 2/4 – марш – чёткий и размеренный. ¾ – вальс – плавный и покачивающий, как лодка на волнах.
Размеры 2/4 и ¾ часто применимы в детских и народных песнях.
4/4 – это популярная музыка, рок. Он самый распространённый и у него есть особое обозначение — буква C у ключа.
Если её перечеркнуть, словно поделив на 2, это ещё одно обозначение размера 2/4.
Размеры 5/4, 6/4 и 7/4 встречаются гораздо реже и они характерны для джаза и отдельных подвидов рока.
- Пример 5/4 – джазовая тема Dave Bruberick – Take Five.
- Пример 6/4 – одна из моих песен.
- Пример 7/4 – песня рок-группы Pink Floyd – Money.
- Размер 8/4 не встречается, потому что проще мыслить размером 4/4, и разница между ними почти не ощутима.
Размеры с 8-ыми долями
Кроме 4-ных долей такта есть 8-ые. Слушаем 2 тиканья часов. Их отличие: в 1-ом — 4-ти и медленные, а во 2-ом – 8-ые и быстрые.
Сравним размеры ¾ и 6/8. С точки зрения математики как дробь они одно и то же. Но в музыке раз 8-ая в 2 раза короче 4-ной, то в 1 такте их в 2 раза больше и темп кажется быстрее в 2 раза.
Вот пример ритма в размере 6/8. Согласитесь, его неудобно считать как ¾, а как 6/8 – очень удобно.
И в нём 2 сильные доли – 1-ая и 4-ая – на стыке 2-х размеров 3/8. Он считается так – РАЗ-2-3-ЧЕТЫРЕ-5-6.
- Пример ¾ — мелодия Greensleeves – зелёные рукава.
- Пример 6/8 – мелодия из кинофильма «Пираты Карибского Моря».
Наиболее часто среди смешанных размеров применяются 5-и и 7-и дольные — 5/4, 5/8, 7/4, 7/8.
Причём 7/8 – это сложение 3-х простых размеров 3/8 и 2 2/8.
Переменный размер
Обычно на протяжении всей песни один и тот же размер. Но он также может меняться, что встречается очень редко. Это называется переменным размером, и он есть 2-ух видов:
1-ый вид – периодический или равномерный – размеры меняются через одинаковые промежутки времени – каждый такт, 2 такта и т.д. Обозначение – дроби при ключе: ¾, 4/4.
Пример – песня группы — Led Zeppelin – Ocean. Здесь каждый такт чередуются размеры 4/4 и 7/8.
2-ой вид – апериодический или неравномерный – размеры меняются случайным образом. Новый размер пишется в нотном тексте после тактовой черты. Это характерно для симфоний и народных песен, в особенности русских.
Полиметрия
Ещё ритм мелодии и ритм ударных могут быть в одном и том же размере.
Пример – мелодия про ёлочку и ровная игра ударных в размере 4/4. Они на слух играют слаженно. Но они могут быть и в разных размерах.
Здесь мелодия также в 4/4 – 2-х дольный размер, а ударные играют в размере 6/8 – 3-х дольном.
Теперь на фоне барабанов мелодия кажется кривой и неровной. Это звучит необычно и такой приём называется полиметрия – одновременное сочетание разных метров.
Не путайте её с полиритмией — сочетанием разных ритмов – ровного и неровного, но при этом звучащих в одном и том же размере.
Вывод: метроном от греч. metron – мера и nomos – закон, то есть по какому закону вести счёт в музыке. Счёт времени в часах всегда один и тот же: расстояние между движениями стрелки – секунды, их число между цифрами – 5 и скорость движения стрелки неизменна. В музыке же с помощью размера можно изменить число делений – 2,3,4 и более и величину делений – 4-ти, 8-ые.
Виды темпов
Но ещё с помощью темпа можно менять скорость отсчётов в одном и том же размере. Это как биение сердца: медленное и быстрое. Помним из урока 4, что темпы условно делятся на 3 группы – медленные – ниже 100, умеренные или средние – от 100 до 120 и быстрые – выше 120 ударов в минуту.
Но внутри этих крупных делений есть более мелкие, что видно в таблице. Они обозначаются итальянскими словами с указанием характера движения, иногда с переводом на русский. Но слова условны и приблизительно отражают темп.
Для большей точности рядом с ними указывают число ударов в минуту через знаки ¼–ной ноты и равно справа от ключа. Для простоты каждый темп включает 20 ударов в минуту, но и эти границы не точные.
- largo, adagio, andante – медленные,
- moderato – умеренный,
- allegro, viva, presto – быстрые.
Темпы ниже 40 и выше 180 ударов в минуту почти не применяются. Для их обозначения к близким к ним темпам добавляется суффикс превосходной степени – issimo – соответственно largissimo и prestissimo.
То же применяется и в динамических оттенках — описаниях громкости исполнения:
- piano – тихо – буква p, а pianissimo – очень тихо – 2 буквы p,
- forte – громко – буква f, а fortissimo – очень громко – 2 буквы f.
Ещё к ним можно добавить приставку mezzo – средне – mezzopiano и mezzoforte.
Громкость есть постоянная и переменная. Постепенный рост громкости называется crescendo – обозначается значком расширяющийся вилки, а постепенный спад — diminuendo – сужающаяся вилка. Как и громкость, темп может быть постоянным и переменным.
Замедление или плавное снижение темпа по-итальянски ritardando, а ускорение или плавное увеличение – accelerando.
Темп можно сменить в любом такте через меню Insert – вставка -> Tempo Change. Для возвращения к начальному или предыдущему темпу пишут Tempo precedente.
Влияние темпа на образ и характер музыки
Темп и динамика влияют на характер музыки: быстрая и громкая игра нот создаёт напряжение, а медленная и тихая – расслабление.
Равномерные ритмические рисунки хорошо звучат и в медленных, и в быстрых темпах. Неровные ритмы медленно звучат хорошо, а быстро – коряво.
Ещё темп влияет на настроение и образ музыки: медленные выражают грусть и серьёзность, как в Лунной Сонате Бетховена – темп 70. А быстрые – радость и лёгкость, как в Полёте Шмеля Римского-Корсакова – темп 180.
Игра произведения в несвойственном для него темпе искажает художественный образ музыки.
Темп гимна – 100 ударов в минуту. При 150 торжественность смазывается и переходит в веселье.
Темп зависит не только от частоты игры долей такта, но и от темпо ритма. Так ровная игра барабанов с равномерными 8-ми ударами по тарелке воспринимается медленнее, чем с 16-ми ударами.
У каждого стиля музыки свой характерный темп: рок – 120-140, рок-н-ролл – 160. Если от него сильно отклониться, например к 100 ударам, то восприятие стиля будет искажено.
У ритма джаза Shuffle темп 120, а у Swing-a – 160.
Марш в умеренном темпе – 100-120. При 180 он звучит не свойственно для себя.
Ещё восприятие темпа зависит от размера. Так хоть и вальс звучит в темпе 180, но из-за размера ¾ сильные доли в 2 раза дальше друг от друга, чем в 2/4 или 4/4, поэтому он не воспринимается быстрым. При 120 ударах он ощущается замедленным.
Наоборот, в размере 6/8, где доли короче и играют чаще, темп 110 ощущается быстрым.
Логично, что песня в духе баллады должна звучать медленно, а танцевальная музыка – умеренно или быстро.
Заключение. В этом уроке вы познакомились с разными видами ритмов, размеров и темпов, которые в разных сочетаниях определяют настроение, характер и образный строй музыки. Поняли, что для каждого музыкального стиля есть общепринятые рамки в виде характерных ритмических рисунков, размеров и темпов.
В следующем уроке мы поговорим про мелодию и музыкальный синтаксис.
На этом урок окончен, благодарю за внимание, с Вами был Эдвард Бедарев из Easy Music Learning, удачи и до скорого! И помните «обучиться музыке легко!»
Ваши отзывы
Благодарю за просмотр видеоурока. Надеюсь, всё было понятно. Если же нет, прошу задавать вопросы.
Достаточное ли качество урока? Всё ли видно на картинке? Всё ли отчётливо слышно в звуке? Не быстро ли я говорю? Не скучно ли смотреть урок? Нужен ли текст сценария под уроком для быстрого повторения знаний, как сейчас?
Свои предложения, пожелания и замечания обязательно пишите ниже. Я всё прочитаю, учту и постараюсь следующие уроки сделать ещё лучше по содержанию и оформлению.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите участок текста и нажмите Ctrl+Enter.
Загрузить PDF
Загрузить PDF
В то время как профессиональные музыканты и способны запоминать музыку на слух, большинству новичков необходимо научиться читать музыку. Понимание принципов чтения музыки также важно для танцоров и способно пленить сердце случайного слушателя. Для начала нужно научиться считать музыкальный ритм или знать, как долго задерживать либо играть каждую ноту. Также важно знать, что такое тактовый размер. В данной статье описаны стандартные принципы чтения музыки с использованием тактового размера 4/4.
-
1
Понятие такта. Музыка разделена на такты, обозначающиеся вертикальными полосами. Ноты в музыке именуются согласно тому, сколько времени в такте они занимают. Думайте о такте как о пироге, который можно разрезать на четвертинки, половинки, восемь частей или на комбинацию различных нот.[1]
-
2
Изучите базовую музыкальную нотацию. Названия нот несут в себе информацию о том, какую часть такта они занимают. Для полного понимания вам должно быть известно элементарное значение «долей». Целая нота будет занимать весь такт, половинные ноты — полтакта.
- Четвертные ноты занимают 1/4 такта.
- Восьмые ноты занимают 1/8 такта.
- Шестнадцатые ноты занимают 1/16 такта.
- Ноты можно объединять для создания одной целой, например, одна половинная нота и две четвертных длятся один полный такт.
-
3
Старайтесь сохранять ритм. Если ритм однообразный, попробуйте отбивать его каблуком и несколько раз считать до четырех: 1-2-3-4, 1-2-3-4. Скорость здесь не так важна, как сохранение одинакового промежутка между каждым ударом. Метроном может оказаться полезен в поддержании ровного ритма.
- Каждый полный цикл счета 1-2-3-4 равняется одному такту.
-
4
Попробуйте подсчитать длину базовых нот. Проговорите или спойте «ла», продолжая про себя считать ритм. Целая нота будет занимать весь такт, так что начните петь ноту «ла» на первой доле и удерживайте ее, пока не достигнете четвертой. Вы только что спели целую ноту.
- Две половинные ноты составляют полный такт. Спойте ноту «ла» для долей 1-2, а затем новую ноту «ла» для долей 3-4.
- Четыре четвертных ноты составляют полный такт. Спойте ноту «ла» для каждой отбиваемой доли.
-
5
Для нот поменьше добавьте слоги. Для восьмых нот необходимо разделить такт на восемь равных отрезков, хотя вы и продолжите отбивать лишь четыре доли за такт. Добавьте союз «и» между каждой отбиваемой долей: «1 и 2 и 3 и 4 и». Практикуйтесь, пока у вас не получится. Каждое слово отвечает за 1/8 ноты.
- Используйте аналогичный принцип для счета шестнадцатых нот. Вам нужно будет вместить шестнадцать звуков в один такт и равномерно их отбить. Один из популярных способов этого добиться — это повторять «1-е-и-а-2-е-и-а-3-е-и-а-4-е-и-а». Помните, что номерные доли должны оставаться совершенно одинаковыми.[2]
- Тот же принцип можно применить и к более мелким нотам, но так как эти ноты появляются достаточно редко, новичку их изучать необязательно.
- Используйте аналогичный принцип для счета шестнадцатых нот. Вам нужно будет вместить шестнадцать звуков в один такт и равномерно их отбить. Один из популярных способов этого добиться — это повторять «1-е-и-а-2-е-и-а-3-е-и-а-4-е-и-а». Помните, что номерные доли должны оставаться совершенно одинаковыми.[2]
-
6
Значение точки. Иногда в музыке сразу после нот ставится маленькая точка. Она означает, что длину ноты следует увеличить на 50 %.
- Половинная нота, как правило, занимает две доли, с точкой же она увеличивается до трех долей.
- Четвертная нота без точки занимает одну долю, с точкой же — 1 1/2 доли.
-
7
Попрактикуйтесь в исполнении триолей. Триоли обозначают группу из трех нот, которая длится одну долю. Исполнять их довольно проблематично, так как все изученные ноты до этого имели равные доли. Произносите слоги — это поможет вам освоить триоли.
- Попробуйте отбить триоли, проговаривая «1-е-и, 2-е-и, 3-е-и, 4-е-и».
- Не забывайте сохранять числовые доли однообразными, используя метроном или удары ноги.
-
8
Делайте по-своему. Фермата — музыкальная нотация, имеет вид точки с дугой над нотой. Согласно этому символу, вы вправе растянуть ноту насколько вам угодно, вне зависимости от музыкальных правил.
- Если вы состоите в ансамбле, тогда длительность ноты определяется дирижером.
- Если вы выступаете сольно, заранее определите наиболее подходящую длину.
- Прослушайте запись своей игры, если вы не уверены, как долго стоит держать ноту. Это даст представление о решении других исполнителей, что поможет вам выбрать наилучшее звучание.
Реклама
-
1
Определите тактовый размер. В верхнем левом углу нотной записи вы увидите несколько музыкальных нотаций. Первый символ называется «ключом», который, как правило, зависит от инструмента, на котором играется произведение. Затем могут идти диезы или бемоли. А вот после них вы должны увидеть два числа, расположенных в столбик. Это и есть тактовый размер.
- В первой части этой статьи мы использовали размер 4/4, который обозначается двумя четверками стоящими друг на друге.
-
2
Значение каждого номера в тактовом размере. Верхняя цифра указывает на количество долей в такте, а нижняя — на относительную длительность. Чаще всего в знаменателе указывают 4, устанавливая длительность долей, равной четвертной ноте.[3]
- В размере 4/4 верхняя нота указывает на то, что в такте содержится четыре доли, а нижняя — что каждая доля по длительности равна четвертной ноте.
- В размере 2/4 имеется две доли на такт, но вы по-прежнему принимаете за долю четвертную ноту. Таким образом, вместо подсчета 1-2-3-4 необходимо с тем же темпом отсчитывать 1-2, 1-2.
-
3
Попрактикуйтесь в исполнении вальса. Музыка с размером 3/4 состоит из трех четвертных нот на такт. Вальс неизменно танцевали в этом ритме, потому, отыскав песню, играющую вальс, вы сможете более четко расслышать эту систему. Во время прослушивания попробуйте отсчитывать «1-2-3» про себя.
- Песня «Рождественский вальс» имеет характерный ритм вальса, а также содержит строчки «and this song of mine/in three-quarter time», указывающие на ритм.
-
4
Рассмотрим менее распространенные тактовые размеры. Верхняя цифра всегда обозначает количество долей в такте, а нижняя всегда определяет их длительность. Если внизу стоит цифра 8, то необходимо отсчитывать восьмые ноты. Если внизу стоит цифра 2, то нужно отсчитывать половинные ноты.
- Размер 6/8 похож на вальс тем, что доли группируются тройками, но их в два раза больше. На долях 1 и 4 следует сделать акцент: «РАЗ-два-три-ЧЕТЫРЕ-пять-шесть». Первая доля должна быть сильнейшей.[4]
- Размер 3/2 означает, что в одном такте необходимо отсчитывать три с половиной ноты. Одна половинная нота заменяет две четвертных ноты. Попробуйте равномерно посчитать до шести, делая акцент на нечетных числах: «РАЗ-два-ТРИ-четыре-ПЯТЬ-шесть, РАЗ-два-ТРИ-четыре-ПЯТЬ-шесть». Подчеркивая нечетные номера, вы указываете на начало каждой половинной ноты. Отсчитывая четные номера, вы обеспечиваете размеренный темп.
- Размер 6/8 похож на вальс тем, что доли группируются тройками, но их в два раза больше. На долях 1 и 4 следует сделать акцент: «РАЗ-два-три-ЧЕТЫРЕ-пять-шесть». Первая доля должна быть сильнейшей.[4]
-
5
Попрактикуйтесь считать ноты во время прослушивания музыки. Тактовый размер придает различным типам музыки характерный ритмический звук. К примеру, композиторы часто пишут марши в размере 2/4, чтобы придать ходьбе отчетливости — 1-2, 1-2.
- Поп, кантри и другая музыка, направленная на широкую аудиторию, как правило, имеет разновидность 2 или 4 в тактовом размере, потому что люди предпочитают отбивать ритм под музыку. Выбор простого тактового размера позволяет насладиться музыкой более широкой аудитории.
- Джаз и другая современная музыка зачастую кажется несвязной из-за нестандартных тактовых размеров, вроде 13/8, 5/4 и прочих неравномерных делений. Их достаточно сложно отсчитать, но, сделав это, вы сможете понять, как тактовый размер влияет на общее восприятие музыки.[5]
Реклама
Об этой статье
Эту страницу просматривали 100 962 раза.
Была ли эта статья полезной?
Ритмика
В этом уроке мы не будем рассматривать ноты, аккорды или лады, зато поговорим про ритм и его разновидности.
Ритмика — это раздел музыкальной теории, описывающий ритм и законы его изменения.
Если все, что мы изучили до этого, рассказывает о том, что играть и в каких случаях, то ритм — это история про то, какими длительностями и в какой последовательности вы будете это играть.
Этот и еще 3 урока распространяются бесплатно
Чтобы увидеть остальные уроки — откройте полный доступ к курсу. После оплаты курс навсегда останется в вашем личном кабинете.
Основные понятия, связанные с ритмом
Метр, доля, темп, ритм, таки и размер такта.
Вспомните момент, когда вы слушали любимую песню и вам хотелось не только подпевать, но и подтанцовывать или даже хлопать в ладоши. Это возможно, потому что в любой музыке есть своя равномерная пульсация. Она аналогична фундаменту у дома, или биению сердца в вашем теле. Эта пульсация называется метром. Метр состоит из долей.
Доля — это каждый шаг метра (каждое биение пульсации, каждый удар в ладоши).
Доли бывает разными по силе: сильными и слабыми. Мы проговариваем их числительными (например, первая доля и вторая доля, или попросту «раз — два — раз два»). Сильную долю мы акцентируем, слабую — нет («РАЗ — два — РАЗ — два»).
В зависимости от их комбинаций, метр бывает двух типов:
Двухдольный метр — тип пульсации, при котором на одну сильную долю всегда приходится одна слабая, и они чередуются («РАЗ — два — РАЗ — два»).
Трехдольный метр — тип пульсации, при котором на одну сильную долю всегда приходится две слабых («РАЗ — два — три — РАЗ — два — три»).
Наверняка вы слышали, что у музыки есть свой темп.
Темп — скорость следования долей, которая измеряется в количестве ударов (долей) в минуту (bpm, или beats per minute).
Если вы услышите, что темп песни равняется 120 bpm, это будет значить, что в одну минуту будут умещаться 120 долей. Чем выше темп, тем больше долей будут умещаться в минуту.
Для каждого жанра музыки характерен свой средний темп. Например, жанр драм’н’бэйс характеризуется темпами от 160 до 200 bpm, блюз вы услышите в темпах 60 — 80 bpm, фанк — в темпе 100 bpm, а для рока характерны 120 — 130 bpm. Если блюз ускорить до 200 bpm, это будет уже совсем не блюз.
Переходим к понятию ритма.
Ритм — это любое чередование звуков и пауз на основе пульсации метра.
Нельзя путать метр и ритм. Метр не зависит от длительностей, в которых вы играете, а ритм как раз характеризуется этими длительностями. Это хорошо понятно, если поиграть под метроном.
Метроном — это устройство или программа, отмечающая доли равномерными ударами.
Если вы играете какой-то рифф под метроном, то его удары будут отражать метр, а сам рифф будет отражать ритм.
Переходим к понятиям такта и размера.
Такт — отрезок музыкального произведения от сильной доли до сильной доли.
Размер такта — это дробь, показывающая в числителе количество долей в такте, а в знаменателе их длительность. Такт без размера сам по себе бесполезен. Размер является ключом для такта и записывается в самом начале произведения.
Размеры, в свою очередь, бывают простыми и сложными.
Простой размер — это размер, который имеет в себе одну сильную долю. Например, 2/4 (РАЗ — два) или ¾ (РАЗ — два — три).
Сложный размер — это размер, который состоит из сложения нескольких простых размеров, и имеет в себе вторую, относительную, сильную долю. Например, самый ходовой размер 4/4 является сложным (2/4 + 2/4) и его третья доля является относительно сильной (РАЗ — два — Три — четыре). Размер будет являться сложным, если его можно поделить на два и более одинаковых размера.
Основные понятия мы разобрали, теперь давайте освежим в памяти музыкальные длительности.
Еще немного про длительности
Вспоминаем длительности нот и взаимосвязи между ними
Длительность — это продолжительность звука или паузы.
В предыдущем уроке мы уже разбирали длительности, поэтому здесь мы их просто повторим:
Шестнадцатая нота – 1/4 R
Тридцать вторая нота – 1/8 R
Также не забываем про ноты с точкой. Точка рядом с нотой увеличивает ее длительность вполовину.
Длительности — относительны, и реальнае длительность звучания, скажем, четвертной ноты будет зависеть как от темпа произведения, так и от его размера.
Виды ритмического деления
Четное и нечетное деление длительностей
Все длительности нот, которые вы уже изучили в предыдущей главе, называются длительностями четного деления.
Четное деление ритма — принцип деления ритма, когда меньшая нота образуется делением целой ноты на 2 в какой либо степени. Например, четвертная нота — это целая нота, деленная на 2 во второй степени (т.е. на 4).
Однако с помощью длительностей четного деления не всегда удается записать тот ритм, который хочется записать. Для этого и ввели понятие нечетного ритмического деления.
Нечетное деление ритма — принцип деления ритма, когда ноту любой длительности можно раздробить на любое количество частей: три, пять, девять и т. д.
Звучит это, конечно, жутковато, но примеров такого деления — много. Вы и сами включить метроном и под него сыграть что-нить бесформенно быстрое. Если у вас возникнет желание записать это в ноты, то четными длительностями вы не обойдетесь.
Давайте познакомимся с некоторыми такими длительностями:
Этот и еще 3 урока распространяются бесплатно
Чтобы увидеть остальные уроки — откройте полный доступ к курсу. После оплаты курс навсегда останется в вашем личном кабинете.
Разберемся с такими длительностями на примере триоли.
Триоль — длительность, которая образуется делением какой-либо длительности на три части вместо двух.
Из одной четвертной ноты, мы получаем 3 восьмые триоли (а не 2 восьмых ноты, как при четном делении). Иными словами, 1 четвертная нота = 2 восьмые ноты = 3 восьмые триоли. Принцип одинаков для всех других длительностей (как четных, так и нечетных).
Как правильно записывать триоль.
Триоль, как и все другие нечетные длительности записывается так:
- группа нот берется с скобку;
- над скобкой пишется, какого деления это ноты. Например, триоль — это 3.
С точки зрения акцентов, когда мы играем серию нечетных длительности, то акцентируем именно первую ноту. Например, если взамен четвертной ноты я играю три восьмых триоли, то первую из них я акцентирую.
Практикум 1
Попробуйте поиграть в темпе 100 bpm сначала четвертными нотами, потом восьмыми нотами, а потом восьмыми триолями, как на схеме. Пример в аудио под схемой.
Помимо триоли познакомимся еще и с квинтолью и секстолью.
Квинтоль — длительность, которая образуется делением какой либо длительности на пять частей вместо четырех.
Важно: когда мы делим ноту на 5, это не значит, что из одной четвертной ноты мы получаем 5 восьмых нот. Это значит, из вместо деления на 4 (шестнадцатые ноты), мы делим ноты на 5 шестнадцатых квинтолей.
Практикум 2
Попробуйте поиграть в темпе 50 bpm сначала четвертными нотами, потом шестнадцатыми нотами, а потом шестнадцатыми квинтолями, как на схеме.
Секстоль — длительность, которая образуется делением какой либо длительности на шесть частей вместо четырех.
Практикум 3
Попробуйте поиграть в темпе 50 bpm сначала четвертными нотами, потом шестнадцатыми нотами, а потом шестнадцатыми секстолями, как на схеме.
Синкопа
Что такое синкопа, ее разновидности и звучание
Синкопа — это смещение акцента с сильной доли на слабую.
Этот прием очен популярен в современной музыке, поэтому давайте попробуем разобраться, что тут к чему.
Из прошлой главы мы знаем, что метр и ритм — разные вещи. Метр делится на доли, из которых сильные — акцентируются. Ритм же делится на длительности и в нем тоже есть свои акценты (вспомните любой гитарный рифф). Как правило, акценты ритма совпадают с акцентами метра, но иногда — нет. В случае, когда в ритме мы акцентируем длительность, которая не совпадает с сильной долей, появляется синкопа.
По отношению к метру, синкопы бывают:
- внутритактовыми (они не выходят за пределы такта), которы бывают:
- внутридолевыми (находятся в пределах одной доли);
- междудолевыми (охватывают несколько долей в одной такте).
- междутактовыми (синкопированная нота выходит за пределы такта)
Внутридолевая синкопа
Сильна доля метра приходится на первую ноту в такте – шестнадцатую. Однако сильная доля ритма приходится на вторую ноту такта – восьмую ноту, которая и синкопируется. Сама синкопа происходит внутри первой доли.
Междолевая синкопа
Акцентируется вторая нота (четвертная). Одна ее половина находится в первой доле, а другая – во второй.
Междутактовая синкопа
Синкопированная нота находится на стыке двух тактов и продолжает звучать в втором такте.
Синкопа — это важное выразительное средство, которое можно встретить почти во всех песнях.
Практикум 4
Попробуйте для себя вспомнить минимум 5 знакомых вам песен, в которых используются синкопы.
Синкопированные ритмы рассмотрим ниже.
Пунктирный ритм
Пунктирный ритм (от. нем. «пункт» — точка) — это ритм, в котором сочетается нота с точкой и более короткая нота без точки.
Долгая нота с точкой будет начинаться на сильной доле, а короткая нота — на слабой. Вариантов такого деления много, например:
- восьмая нота с точкой и шестнадцатая (вместо двух восьмых без точки);
- четвертная нота с точкой и восьмая (вместо двух четвертных без точки).
Звучит все это так:
Варианты пунктирного ритма:
Четвертная с точка + восьмая
Восьмая с точкой + шестнадцатая
Половинная с точкой + четвертная
Практикум 5
Проиграйте все три предложенных пунктирных ритма в темпе 100 bpm. Неважно, какие ноты или аккорды вы будете при этом играть.
Затакт
Затакт — это ритмический принцип, в котором сама композиция начинается со слабой доли.
Не всегда первая нота, которую вы слышите в песне, является сильной долей первого такта. Иногда случается так, что музыка начинается как бы из-за такта (отсюда и такое название).
Самый яркий пример — песенка «В лесу родилась елочка». Сильная доля первого такта начинается на втором слоге слова «лесу», а все, что поется до этого, поется из затакта:
Практикум 6
Скажите, какой тип синкопы играется на примере выше?
Этот и еще 3 урока распространяются бесплатно
Чтобы увидеть остальные уроки — откройте полный доступ к курсу. После оплаты курс навсегда останется в вашем личном кабинете.
Свинг и триольная пульсация
Свинг — это джазовый ритмический рисунок, при котором первая из играемых нот продлевается, а вторая — сокращается.
Свинг — это целое отдельное искусство, и в джазе считается, что умение хорошо свинговать приходит с опытом. Поэтому этой темы мы коснемся лишь шапочно.
В свинге нет четкого определения, насколько удлинять первую ноту и сокращать вторую. Поэтому свинг в исполнении разных музыкантов звучит по разному. Более того, свинг — это целое направление в классическом джазе и его можно рассматривать как отдельный жанр музыки.
Чтобы понять, что такое свинг, послушайте следующие композиции:
- Charlie Christian — One O’clock Jump;
- Django Reinhardt & Stephane Grappelli — You’re Driving Me Crazy;
- Duke Ellington — Jones
Тем не менее, негласно и схематично свинг можно воспринимать так: в паре нот, записанных как ноты одинаковой длины, первая нота играется в два раза длиннее второй, воспринимаясь на слух как триоль.
В таком случае речь начинает идти о триольной пульсации.
Представьте, что перед вами две восьмых ноты. Их длительность будет равняться трем восьмым триолям. Или одной четвертной триоли и одной восьмой.
Ритм, в котором две восьмые размениваются на четвертную и восьмую триоли, относится к триольной пульсации. Схожий принцип работает и с другими длительностями.
Чтобы не рисовать везде триольные скобки, их чаще всего убирают, а в начале произведения указывают, что речь идет о триольной пульсации:
Практикум 7
Потренируйтесь в игре в триольной пульсации восьмыми нотам в темпе 100 bpm на примере этого рисунка выше. Аудиопример:
Размеры 3/4 и 5/4
Как играть в этих размерах и определять их на слух.
4/4 — не единственный музыкальный размер, с которым вам придется столкнуться. Другим распространенным размером является размер ¾.
Это простой трехдольный размер (РАЗ — два — три), в котором каждая из долей равна одной четвертной ноте.
Использование такого размера продиктовано танцевальными ритмам. Например, ритм вальса — всегда трехдольный. Однако в современной музыке он встречается очень редко.
Чтобы на слух разобраться, какой размер звучит в песне:
- Поймайте темп песни и начните отсчитывать доли;
- Найдите сильную долю;
- Посчитайте количество ударов от одной сильной доли до другой.
Еще одним интересным размером является размер 5/4. Он относится к группе смешанных:
Смешанный размер — это разновидность сложного размера, которая образуется сочетанием двух- и трехдольных размеров.
5/4 бывает двух типов:
- сочетание 2/4 и 3/4. В таком случае относительно сильная доля будет третьей по счету;
- сочетание 3/4 и 2/4. В таком случае относительно сильная доля будет четвертой по счету.
Чтобы исполнитель знал, с каким именно размером ему предстоит иметь дело, рядом с самим размером иногда в скобочках указывают (3/4 + 2/4) или наоборот.
А чтобы определить это на слух, нужно поймать относительно сильную долю.
Практикум 8
Одна из самых популярных композиций в размере 5/4 — это Take Five квартета Дэйва Брубека. Попробуйте определить, где находится относительно сильная доля:
Практикум 9
Еще одна известная песня в необычном размере — «Money» от Pink Floyd. Попробуйте определить, что это за размер (это не 5/4).
Этот и еще 3 урока распространяются бесплатно
Чтобы увидеть остальные уроки — откройте полный доступ к курсу. После оплаты курс навсегда останется в вашем личном кабинете.
Если доля – это восьмая нота
Немного подробностей про размеры 3/8, 6/8, 12/8.
В знаменателе размера не обязательно должна быть четвертная нота. Там может быть любая длительность, даже тридцать вторая. Но чаще всего помимо четвертой ноты в размерах встречается восьмая. Разберем три таких размера.
Размер 3/8 — простой трехдольный размер с долей равной восьмой ноте. Счет также ведется на «РАЗ — два — три», только в сравнении в с ¾, и 3/8 такт будет в два раза короче.
Вы вряд ли встретите его в современной музыке, поэтому смело идем дальше.
Размер 6/8 — сложный шестидольный размер с пульсацией восьмыми нотами. Он состоит из двух размеров 3/8. Счет также ведется на «РАЗ — два — три — РАЗ — два — три».
Его легко спутать с ¾, потому что по длительности такты этих размеров одинаковы. Но разница есть, и она в том, что в 6/8 у нас есть две сильные доли, а в ¾ -одна. Таким образом возникает существенная разница в акцентах и меняется ритмический рисунок.
Послушайте пример использования этого размера в попробуйте уловить пульсацию «РАЗ — два — три — Раз — два три» (пример специально непростой):
Размер 12/8 — сложный двенадцатидольный размер с пульсацией восьмыми нотами. Он состоит из четырех размеров 3/8. Счет также ведется на «РАЗ — два — три — Раз — два -три — Раз — два — три — Раз — два -три».
Отличие от 6/4 или двух 6/8 то же самое — в 12/8 есть четыре сильные доли, что делает ритмичный рисунок особенным.
Чаще всего этот размер используется в блюзовой музыке. Послушайте пример:
Практикум 10
Пройдите тест:
Тест на прочность
Насколько хорошо вы разбираетесь в ритмике?
Закрепим изученное.
Какие размеры из предложенных – сложные?
Сколько четных шестнадцатых нот содержится в трех четвертных триолях?
32
Неверно, посчитайте получше 🙂
8
Неверно, посчитайте получше 🙂
24
Неверно, посчитайте получше 🙂
Из каких размеров состоит размер 12/8?
3/8 + 3/8 + 3/8 + 3/8
Верно!
3/8 + 6/8 + 2/8 +1/8
Неверно!
Какой тип синкопы изображен на рисунке?
Что за ритм изображен на рисунке?
триольная пульсация
Неверно (
Сколько сильных долей включает в себя размер 9/8?
Кажется, это FAIL. Не волнуйтесь и прогоните материал еще разок, а потом пройдите этот тест заново 🙂
Вы и сами знаете, что можно было ответить лучше 🙂
В таких случаях говорят: ‘на троечку’. Но не унывайте, просто надо повторить все еще разок!
Для начала – сойдет, но материал надо повторить 🙂
Хорошая работа! Рекомендуем повторить материал напоследок 🙂
Поздравляю, с ритмом у вас все на отлично 🙂
Откройте полный доступ к курсу
Чтобы увидеть остальные уроки — откройте полный доступ к курсу. После оплаты курс навсегда останется в вашем личном кабинете!
Онлайн-курс расскажет, как применять теорию музыки на практике с любого уровня игры. Двадцать лонгридов с заданиями и тестами расскажут про все самые важные темы, в том числе:
- ноты на грифе гитары
- аккорды: базовые и более продвинутые
- тональности
- гаммы и лады (в том числе и пентатоника)