Как составить ритмический рисунок по музыке

ритмические рисунки

Содержание статьи

  • 1
  • 2 Ритмические рисунки. Общая информация
  • 3 Основные элементы и приемы
    • 3.1 Темп и метроном
    • 3.2 Пульсация
    • 3.3 Такт
    • 3.4 Длина нот
    • 3.5 Доли
    • 3.6 Музыкальные размеры
    • 3.7 Синкопы
  • 4 Виды ритмических рисунков
    • 4.1 Стандартные
    • 4.2 Шаффл
    • 4.3 Свинг
    • 4.4 Регги и ска
    • 4.5 Галоп
    • 4.6 Полиритмия
  • 5 Игра с оттягом и опережением
  • 6 Примеры ритмических рисунков
    • 6.1 Шафлл
    • 6.2 Свинг
    • 6.3 Регги и ска
    • 6.4 Галоп
    • 6.5 Полиритмия
  • 7 Заключение

Ритмические рисунки. Общая информация

Ритмические рисунки – одна из ключевых основ любой музыки, и знать их должен не только барабанщик, но и другие музыканты. Именно на них выстраивается структура композиции, и именно им подчинены все инструменты внутри нее. В данной статье мы подробно рассмотрим основные виды гитарных ритмических рисунков, а другие аспекты ритмики внутри композиции.

Основные элементы и приемы

Для начала стоит рассказать об основных понятиях, связанных с ритмическим рисунком в музыке.

Темп и метроном

Темпом называется скорость композиции. Он измеряется в ударах в минуту, и чем выше этот показатель – тем быстрее песня будет звучать. Темп считается метрономом – устройством, которое отсчитывает каждый удар с идеальным интервалом. Если весь ансамбль будет играть с разным темпом – то композиция развалится и не зазвучит. Однако если инструмент будет играть ровно в два раза медленнее – то он все еще будет находиться внутри песни, просто ноты, которые он играет, будут в два раза длиннее других.

Пульсация

Пульсация определяет то, как внутри ритмического рисунка расставлены акценты и доли. Соблюдение пульсации очень важно для всех инструментов, иначе получится каша, где все играют невпопад. Пульсация задается ритм-секцией – барабанщиком и басистом, и держится ими. Кроме этого, пульсация может называться грувом.

Такт

Отрезок музыкальной композиции, который начинается сильной, и заканчивается слабой долей, а также полностью заполнен нотами определенной длины. Как правило, внутри одного такта присутствует одна музыкальная фраза или один элемент ритмического рисунка.

Длина нот

То, насколько долго внутри такта звучит одна нота. От длины нот зависит темп композиции, а также пульсация. Длина ноты также обозначает, сколько их может быть внутри одного такта при выбранном музыкальном размере. Например, стандартные 4/4 подразумевают, что в них может быть четыре ноты длительностью в четверть, две половинные, и одна полная, или же восемь восьмых нот, шестнадцать шестнадцатых, и так далее. Длина нот очень важна, если вы хотите составить ритмический рисунок.

Доли

«Опорные точки» тактов. Именно на них ориентируются все музыканты. Как правило, сильная доля обозначается ударом бас-барабана, или же более громким стуком метронома, а слабая – малым барабаном. Попадать в долю очень важно, поскольку, таким образом, инструменты начинают подчеркивать друг друга, а композиция не разваливается.

Музыкальные размеры

Размер обозначает, сколько нот определенной длины должно проигрываться внутри одной доли и такта. Он состоит из двух чисел: первое обозначает количество долей, второе – длину нот. Например, размер 4/4 говорит о том, что такт содержит в себе четыре доли, длинной в четверть. Таким образом, каждая нота звучит точно в определенную долю. Если мы увеличим размер до 8/8, то и темп увеличится в два раза. Как правило, размеры отсчитываются, опираясь на стук метронома.

Синкопы

Синкопы – необычный ритмический прием. Используя его, музыканты смещают сильную долю на слабую. Благодаря этому образуются интересные и необычные ритмические рисунки, а также уникальная пульсация.

Виды ритмических рисунков

Стоит сказать, что ритмических рисунков, так же, как и боев на гитаре, существует огромное множество. Однако есть определенные стандарты, которые стоит выучить. Прежде чем придумывать что-то свое.

Стандартные

В эту категорию подходят все классические ритмы на гитаре – «шестерка», «восьмерка», и так далее. Как правило, стандартные рисунки идут вровень с метрономом и долями, никак не смещая и не взаимодействуя с ними. Кроме этого, сюда же подходит и вальсовые ритмы, которые считаются как «РАЗ-два-три».

Шаффл

Данный ритмический рисунок пришел из блюза. Обычно он играется в размере 4/4, триольной пульсацией и восьмыми нотами. То есть, за один удар метронома вы должны сыграть ноту или аккорд трижды. Однако в шаффле каждая вторая нота триольной пульсации как бы пропущена. Из-за этого возникает интересный ритм – вместо «раз-два-три» вы играете «раз-пауза-два-три». Это и есть шаффл.

ритмические рисунки примеры

Свинг

Ритмический рисунок, пришедший из джаза. По своей сути он напоминает шаффл, поскольку так же основа на одной пропущенной ноте в триольной пульсации, однако во время игры свингом происходит смещение долей. Таким образом достигается интересная и необычная пульсация. В отсчете вы можете опираться на то, что упущенная нота обозначается как «и». У вас должно получиться – «Раз — и –Два-три (быстро) – и – Два-три – и – Два-три – и – Раз – и…» и так далее.

ритмический рисунок в музыке

Регги и ска

Эти два ритма очень похожи. Их суть заключается в том, что акценты каждой доли смещены. Вместо первой сильной доли вы играете слабую, вместо второй слабой – сильную с акцентом. При игре боем очень важно, чтобы первый удар всегда был, как бы приглушен, а второй штрихом шел вверх.

Галоп

Ритмический рисунок, характерный для метала и тяжелого рока. Его суть заключается в очень быстрой игре внутри триольной пульсации, что будет выглядеть как «Раз – раз-два-три – раз-два-три» и так далее. Пример играется переменным штрихом.

Полиритмия

Не столько прием, сколько инструмент для более интересной аранжировки и аккомпанемента на гитаре.

Полиритмия – это использование двух музыкальных размеров одновременно внутри одного такта композиции. Если мы представим стандартный музыкальный размер 4/4 как линию, то получится:

| _ | _ | _ |

Где каждый символ | — это доля, на которую приходится удар барабана или нота. Таким образом, в 4/4 присутствуют четыре удара. Если мы возьмем еще одно число ударов, которое не делится на 4, например, 3, и представим его точно так же, то получится:

| _ | _ | _

А теперь совместим это с 4/4. Получится:

| _ | _ | _ |_

|       |

То есть, ритмически это будет звучать как «Раз – пауза – Раз-Два-Три – Раз – Два — пауза…».

На письме полиритмия обозначается через двоеточие. В данном случае это 4 : 3, однако могут быть и другие.

Это и есть полиритмия. Применять это можно, например, в партии барабанов и баса, когда ударник одной рукой отбивает одно число ударов, а ногой или другой рукой создает полиритм вместе с ударником.

Игра с оттягом и опережением

Кроме этого, для музыкантов очень важно понимать, как играть с так называемым оттягом и опережением. Все очень просто – при игре под метроном или ударные вам требуется попадать не четко в долю, а немного, буквально на долю секунды опаздывая, то есть, оттягивая удар, или ускоряясь, то есть, опережая метроном. Это очень сложно, если вы не можете играть ровно, однако при занятиях с метрономом и имя чувство ритма, вы научитесь это делать. Такой способ игры необходим в некоторых жанрах музыки, поскольку он сильно раскачивает общий грув, делает его более плавным и расслабленным.

Читайте также: Как подобрать бой на гитаре

Примеры ритмических рисунков

Ниже представлены композиции с примерами ритмических рисунков, которые помогут вам лучше понять, как играть каждый из них.

Шафлл

  1. Queens of the Stone Age – Mosquito Song
  2. The Raconteurs – Old Enough
  3. KISS – Let me Go, Rock-n-Roll
  4. Devo — Mongoloid

Свинг

  1. Glenn Miller – In the Mood
  2. Louis Armstrong – Mack The knife
  3. Billie Holiday — Summertime

Регги и ска

  1. Bob Marley – No, Woman No Cry
  2. The Wailers – Get Up Stand up
  3. Леприконсы – Хали-гали
  4. Zero Talent – Nuits Blanches

Галоп

  1. Ария – Герой Асфальта
  2. Metallica – Motorbreath
  3. Iron Maiden – The Trooper
  4. Nightwish — Moondance

Полиритмия

  1. King crimson – Frame By frame – обе гитарные партии находятся в разных размерах: первая в 13/8, вторая в 7/8. Они расходятся, но постепенно нагоняют друг друга.
  2. Queen – The March of the Black Queen – полиритм 8/8 и 12/8
  3. Nine inch Nails – La Mer – пианино играет в 3/4, ударные в 4/4
  4. Megadeth – Sleepwaler – полиритм 2 : 3.

Заключение

Любой музыкант должен владеть как минимум стандартными ритмическими рисунками, а также понимать музыкальные размеры и слышать доли. Это поможет придумывать композиции, не звучащие однообразно, а также создавать нужное песне настроение и характерный грув. Комбинируя ритмические рисунки вы открываете перед собой безграничные возможности по сочинению и созданию песен как сольно, так и в ансамбле.

Бесплатный ВИДЕО КУРС «Мастер медиатора» на сайте Pereborom.ru. 10 видео уроков по игре медиатором на акустической гитаре + 4 тренажёра. Курс для начинающих гитаристов.

Поддержать проект и создание уроков можно на Cбер 2202 2004 1296 6077

Перейти к контенту

Музыка

Время чтения 1 мин.Просмотры 9к.

При изучении нотной грамоты, ученик обязательно столкнётся с понятием ритмического рисунка произведения. Для кого-то эта тема может показаться простой, а кто-то сильно призадумается. Чтобы для всех обучение проходила легко, предлагаем использовать картинки из нашей статьи с нарисованными ритмическими рисунками для детей.

Ритмический рисунок мелодии.

Картинка с ритмическим рисунком.

Для детей.

Основные схемы танцевальных ритмов.

Для учеников в школе.

Чередование длинных и коротких звуков.

Чтение ритмического рисунка.

В детский садик.

Для дошкольников.

Пример ритмического рисунка в музыке.

На урок музыки.

Музыкальный ритм.

Ритмические рисунки для детей в музыке

         Ритм (греч. rhythmos–стройность, соразмерность)  –
это живой пульс музыки, одно из ее основных выразительных средств. Ритмом называется последование звуков одинаковой или различной длительности, организованное посредством метра.

     Протяженность музыкальных звуков находит отражение в системе относительных длительностей: целые, половинные, четвертные,
шестнадцатые и т.д. Одна и та же длительность в разных темпах звучит разное количество времени.

  Длительности обладают свойством весомости: короткие длительности воспринимаются как более легкие, а долгие – как
тяжелые, опорные, акцентируемые (ритмический акцент). Короткие длительности звучат более слитно, устремлены к долгим. Это свойство делает,
например, медленную музыку плавной, гибкой, текучей.
 Моцарт. Соната Adur,  II часть:

Продолжительные длительности менее связаны друг с
другом и поэтому  в быстром темпе могут создать эффект скандирования или торжественно-приподнятого звучания.

          Выразительность ритма тесно связана с другими
сторонами музыки – с темпом, ладом, динамикой. Наблюдается следующая зависимость: чем проще ритмический рисунок, тем шире спектр его выразительных возможностей.

          Равномерный ритм – самый простой из ритмических рисунков. В быстром темпе передает движение, бег, течение, полет. В медленном темпе – покой,
безмятежность, оцепенение, неподвижность:

          Ритм дробления и ритм суммирования также нейтральны и могут употребляться в музыке разного характера.

          Пунктирный ритм соединяет в себе активность, поскольку в нем соотносятся длительности не соседние по шкале,   с квадратностью (пунктирная
фигура всегда равна 4, 8 или 16 частям). Этим можно объяснить использование пунктирного ритма в жанрах, связанных с движением.

 Грациозный, энергичный характер польки, полонеза, вальса, хабанеры и других танцев во многом зависит от пунктирного ритма.  Для марша типично дробление
слабой доли, для мазурки, наоборот, сильной.

 В музыке, не связанной с движением, пунктирный  ритм позволяет передать активные эмоции. Двойной и тройной пунктирный 
ритм звучат еще энергичнее и активнее. Они пригодны для передачи предельно эмоциональных состояний: ликование, восторг и так далее.

 Пунктирный  ритм, в котором длительности расположены в ином порядке – сначала
короткая, потом более продолжительная, называется обращенным. Обращенный пунктирный ритм  по сути является
синкопой.

          Синкопой называется ритмический прием, при
котором не совпадают различного рода акценты, например метрический и ритмический, метрический и динамический, также может не совпадать величина тактов и величина мотивов.

          Наиболее естественно совпадение сильной доли с более крупной длительностью (метрический акцент совпадает с ритмическим).  При нарушении этой закономерности и 
возникает синкопа. По местоположению    синкопы бывают междутактовые  (от легкой доли одного такта к тяжелой другого),

внутритактовые и    внутридолевые.

Другой вид синкопы возникает от столкновения динамических акцентов с метрическими при строго периодической акцентировке.

          Синкопа, в которой не совпадают
трехдольные такты с двухдольными мотивами, называется гемиолой. Гемиола является обязательной ритмической фигурой чешского народного танца
фурианта.

1. Составьте таблицу метроритмических признаков некоторых танцевальных жанров. Сведения о них вы найдете в музыкальной энциклопедии и музыкальных словарях

Таблица метроритмических признаков жанров

название

происхождение

темп

размер

ритмические рисунки

Марщ

Вальс

Полька

Баркарола

Полонез

Менуэт

Мазурка

Тарантелла

2. По метроритмическим признакам определите жанр произведений

а)   П.И.Чайковский романс «Средь шумного бала»

в) Как называется эта пьеса С.Прокофьева?

г) М.И.Глинка романс «Победитель»

д) М.И.Глинка романс «Венецианская ночь»

Содержание

  • 1 Виды ритмов
    • 1.1 Ровные ритмы
    • 1.2 Неровные ритмы
  • 2 Ритмические рисунки
  • 3 Ритмы на ударных инструментах
    • 3.1 Темпоритмы на тарелке
    • 3.2 Ритмы барабанов
    • 3.3 Свойства ритмических рисунков
  • 4 Виды размеров
    • 4.1 Простые размеры
    • 4.2 Сложные размеры
    • 4.3 Самые частые размеры
    • 4.4 Размеры с 8-ыми долями
    • 4.5 Переменный размер
  • 5 Полиметрия
  • 6 Виды темпов
  • 7 Влияние темпа на образ и характер музыки

Здравствуйте! Это 13-ый урок из видеокурса «О Нотной Грамоте Проще Некуда».

В нём показано легко и понятно для новичка какие есть виды ритмических рисунков, сложные музыкальные размеры и темпы. Точнее: ровные и неровные ритмы — пунктирный, синкопированный, ритмические фигуры — клаве, учащение, галоп, крючки 16-ыми, что такое темпоритм, однородные и смешанные музыкальные размеры, итальянские слова для обозначения темпов — ларго, модерате, престо. В конце урока показано как ритм, размер и темп связаны друг с другом и влияют на звучание музыкального образа и стиля музыки..

Текст видеоурока под ним. Приятного просмотра.

Урок 13 – Виды ритмов, метров, темпов | Нотная грамота | Easy Music Learning

ПРИМЕЧАНИЕ: при просмотре видео на сайте в них НЕТ РЕКЛАМЫ!

Вступление.  Здравствуйте! С Вами Эдвард Бедарев и проект Easy Music Learning. Продолжаем разговор о нотной грамоте. В этом уроке мы расширим знания в области ритмики и поговорим про виды ритмов, музыкальных размеров и темпов и про их связь с динамикой. Приступим.

Виды ритмов

У ритма в музыке есть 2 формы:

  • 1 – скрытая – внутри мелодии и гармонии или в игре инструментов с высотой тона и
  • 2 – явная – в игре ударных инструментов без высоты тона.

Ровные ритмы

В обоих случаях ритм есть 2-х видов:

1-ый вид ритмаровный или равномерный – ноты совпадают с ударами метронома.

По длине нот они могут быть:

  • 4-ные, как в мелодии про ёлочку.  
  • 8-ые как в мелодии про горного короля.
    Или как партия баса в песне Michael Jackson – Billie Jean.
  • 8-ые триоли как в гармонии в виде арпеджио на фортепиано в «Лунной сонате» Бетховена – звучание монотонное и убаюкивающее.  

Арпеджио в переводе c итал. «играть на арфе», когда аккорды озвучиваются последовательно и короткими нотами, а не одновременно и длинными.

  • То же, но в виде 16-ых нот есть в «Прелюдии До-Мажор» Баха.
  • Повторение аккордов 16-ыми нотами в 8-ых долях есть в песне группы Queen – Show Must Go On.

Неровные ритмы

2-ой вид ритманеровный или неравномерный – ноты не совпадают с метром. Он есть 2-х подвидов:

1-ый подвид – пунктирный, когда есть ноты с точками. Пункт в переводе с нем. «точка». Его основа — долгая нота с точкой на сильном времени и за ней короткая нота на слабом.  

Как правило, соотношение их длительностей 3 к 1: ½ с точкой и ¼, ¼ с точкой и 1/8, 1/8 с точкой и 1/16. Он слегка неровный, так как совпадение ритма и метра частичное есть.

Он есть в мелодии «С Днём рождения» в размере ¾. И ещё в гимне России, что в размере 2/4.

Здесь 8-ая с точкой + 16-ая образуют ритмическую фигуру — часто повторяющееся сочетание длительностей. От её вида зависит характер музыки.

Раз обе мелодии связаны с торжеством, то этот ритм его подкрепляет и создаёт маршевость – Там-та-дам, там-та-дам. Короткие ноты воспринимаются как второстепенные и они словно «подталкивают» к звучанию более важные длинные. И если их сдвинуть на место, то ритм станет ровным и торжественность сгладится и будет звучать более спокойно.

2-ой подвид неровного ритма – синкопированный, когда есть слигованные ноты: синкопы. Пример – мелодия из кинофильма «Терминатор».

Ещё из песни группы Abba – Dancing Queen — танцующая королева.  Об этом говорят точки и лиги в нотах.

Ритмические рисунки

Часто ровный и неровный ритмы сочетаясь образуют устоявшиеся или шаблонные ритмические группы. Рассмотрим распространённые из них.

1-ый ритмclave – в переводе с испанского «ключ» — это основа латиноамериканской музыки. Это название 2-х палочек из твёрдого дерева, на которых и играли изначально этот рисунок.

Его суть – 5 ударов: 3 неровных и 2 ровных. Часто добавляется в конце 3-ий удар, чтобы в одном такте было 3 ровных и 3 неровных удара.

Пример звучания – фоновое фортепиано в песне группы Blue SystemSorry Little Sarah. Это был прямой клаве – 3-2, но ещё есть обратный – 2-3, когда ноты играют задом наперёд. Пример звучания – фоновый синтезатор в песне группы Blue SystemDr. Mabuse.

2-ой ритмучащение – 3 удара в долю и 2 мимо так, что расстояние между нотами сокращается: сначала 2 ¼, потом 2 1/8-ые с точкой и 1 1/8 ноты.

Пример звучания – электроорган в песне HaddawayWhat Is Love.

3-ий ритм3 в долю и 3 мимо – когда ноты сначала совпадают с метром, а потом – нет.  Чаще добавляются ещё 2 ноты – в долях.

Пример звучания – рифф на электрогитаре с перегрузом в песне группы Deep Purple – Smoke On The Water.

Ещё пример – пение ритмо слогов «ла-ла-ла» в песне Kylie Minogue – Can’t Get You Out Of My Head.

4-ый ритмподбивка – неровный ритм со слабой доли, что создаёт полиритмию. Образуется от ритма клаве: нужно 4-ую ноту сдвинуть на 16-ую влево и потом всю фигуру сместить на 8-ую вправо.

Пример звучания – синтезатор на фоне в песне группы ТатуНас не догонят. Только здесь он не сам по себе, а смешан с подвидом ритма учащения из 32-ых нот на октаву ниже.

5-ый ритмложные триоли – по сравнению с настоящими в них 2-ая и 3-ья ноты смещены вперёд на 32-ую длительность. Обычные триоли создают маршевый характер ритма, а ложные – танцевальный.

Вот пример звучания из одной моей песни.  По сути это дважды повторённая 1-ая часть ритма клаве. Оба этих ритма есть в мелодии ABBA.  

6-ой ритмгалоп – похож на скачку лошади – чередование групп из 3-х 16-ых нот и 16-ых пауз между ними. Часто 1-ую ноту акцентируют, переносом на октаву выше. А ещё её можно сдвинуть на 16-ую вправо.  

7-ой ритмкрючок из 16-ых – ноты и паузы везде 16-ые, а узор такой: 3 ровные ноты + 2 фигуры с внутри долевыми синкопами с упором явно на 2-ую 16-ую из 2х, что и цепляет внимание.

Он вместе с ритмом клаве есть в песне про доктора Мабузэ.

Такие цепляющие ритмофигуры характерны для танцевальной музыки 90-х годов.

Другой подвид крючка из 16-ых – 4 двойные 16-ые подряд.  Эта фигура есть во вступлении к песне Sandr-ыMaria Magdalena. Заметьте: нижняя нота на месте, а верхняя спускается по ступеням начиная с октавы.  

Ритмы на ударных инструментах

Теперь о ритмах на ударных инструментах. Вот ровная игра барабанов под метр.

Темпоритмы на тарелке

На её фоне у тарелки – сдвоенной медной пластине можно прописать пульсации или темпо ритмы – сочетания определённых длительностей нот, что влияет на восприятие темпа.

Их есть 2 вида – ровные и неровные.

Ровные есть 3-х типов:

1-ый – 4-ные – игра открытой тарелки вместе с барабанами.  Другие 2 типа играются на закрытой тарелке. 2-ой – 8ые.  3-ий – 16ые.

Чем короче длительность, тем живее ритм и более быстрым кажется темп.

Это были ровные пульсации и они применимы в любых стилях музыки.

Теперь про 2 типа неровных: 1-ый – 8-ые триоли.  2-ой – shuffle — пропуск 2-ой триоли в каждой группе.

Вывод: неровные темпо ритмы создают маршевый характер.

Ритмы барабанов

Теперь о барабанах. У ровной их игры есть 2 типа:

1-ый тип – попеременная – большой и малый чередуются. Это характерно для рок и поп музыки. И тарелка играет на сильную долю.  

2-ой тип – одновременная – они совпадают во 2-ой и 4-ой долях. Это характерно для электронной танцевальной музыки. И тарелка играет на слабую долю.

На западе это называется 4 On The Floor – 4 удара на полу, где и лежит большой барабан или ещё он называется бочка.

В поп музыке её часто смещают с сильной доли на слабую для украшения.

1-ый такой ритм – бочка в середине 3-ей доли, то есть смещена на 8-ую вправо.

2-ой ритм – как 1-ый + 2 неровных удара в 1-ой половине такта, что похоже на фигуру clave.  Вот он же, но с видоизменениями. Эти ритмы относительно ровные.

Но если оба барабана сместить с сильных долей, то ритм будет неровный. В музыкальной теме к кинофильму «Терминатор» ритм ударных неровный из 16-ых нот.

Итак, ровные ритмы звучат монотонно, без резких колебаний или ломанности и могут применяться в любом стиле музыки.

Неровные – наоборот, звучат более гибко и ломано и не везде подходят.

Свойства ритмических рисунков

Вывод: длительности нот и пауз объединяются в разные ритмические группы, они же фигуры или рисунки.

У них 3 особенности:

  1. задают характер музыки – например, триольный или пунктирный ритм – маршевость.  А синкопированный – танцевальность.  
  2. имеют узнаваемость – например, РАЗ-2-3-РАЗ-2-3-РАЗ-2 – это ритм румбы.  
  3. создают основу для разных жанров и стилей музыки.

Так, рок-н-ролл – это ровный ритм барабанов с 2-ным ударом по малому + темпоритм 8-ыми на фортепиано в виде аккордов.  А джазовые ритмы неровные.

Их распространённых 2: 1-ый — shuffle – с англ. тасование – пунктирный ритм.

2-ой — swing – с англ. «качание» — то же, но темп побыстрее и смещение коротких нот не на 16-ую, а на 32-ую длительность.  А это совмещение триолей и пунктирного ритма.  

Виды размеров

Когда фигуры ритма исчерпаны, применяются разные виды размеров.

Простые размеры

Так танец танго и марш – это ровная игра в размере 2/4: 2-х дольный метр и чёткий ритм.

Вальс – то же, но в размере ¾: 3-х дольный метр и будто «кружащийся» ритм.

Напомню, размеры 2/4 и ¾ — простые.

Сложные размеры

И если их в разных сочетаниях соединять друг с другом, то они сложатся в 1 сложный размер. Так 2 простых размера 2/4 образуют сложный в виде 4/4. Сравним марши в них.

На месте стыка 2-х размеров образуется относительно сильная доля. Она слабее 1 сильной, но сильнее слабых 2-ой и 4-ой.

Совет – чтобы легко почувствовать размеры, повторяйте под них слова с тем же числом слогов, что и число долей в них: 2/4муза, ¾ — музыка, 4/4музыкальный.  

Сложные размеры есть 2-х видов:

1-ыйоднородные – слияние одинаковых размеров, например, 2/4 + 2/4 = 4/4 или ¾ + ¾ = 6/4, как слово музыковедение.

Заметьте: мозг всё равно разбивает его на 2 ¾-ных.

2-ой видсмешанные – слияние разных размеров, например, 5/4 – это сумма 2/4 и ¾. Важно: у него есть 2 разных по звучанию типа, смотря в каком порядке соединены размеры.

Если сначала 2/4, а потом ¾, то относительно сильная доля в 3 доле такта. По ударениям это равносильно слову «светомузыка».

Но если их соединить наоборот: сначала ¾, а потом 2/4, то она будет в 4-ой доле такта. Это как сочетание слов «музыка диско».

Положение сильной доли зависит от порядка соединения простых размеров, который указывается в скобках рядом со сложным: 5/4 . То есть от перестановки слагаемых сумма меняется и это относится ко всем сложным размерам.

Самые частые размеры

На практике применяются размеры со знаменателями 4 и 8 – с 4-ными и 8-ыми долями.

Цифра 2 — это половинные доли и они слишком длинные, а 16-ые и 32-ые – слишком короткие.

Обобщим 4-ные размеры. 2/4марш – чёткий и размеренный.  ¾вальс – плавный и покачивающий, как лодка на волнах.

Размеры 2/4 и ¾ часто применимы в детских и народных песнях.

4/4 – это популярная музыка, рок.  Он самый распространённый и у него есть особое обозначение — буква C у ключа.

Если её перечеркнуть, словно поделив на 2, это ещё одно обозначение размера 2/4.  

Размеры 5/4, 6/4 и 7/4 встречаются гораздо реже и они характерны для джаза и отдельных подвидов рока.

  • Пример 5/4 – джазовая тема Dave BruberickTake Five.
  • Пример 6/4 – одна из моих песен.
  • Пример 7/4 – песня рок-группы Pink FloydMoney.
  • Размер 8/4 не встречается, потому что проще мыслить размером 4/4, и разница между ними почти не ощутима.

Размеры с 8-ыми долями

Кроме 4-ных долей такта есть 8-ые. Слушаем 2 тиканья часов. Их отличие: в 1-ом — 4-ти и медленные, а во 2-ом – 8-ые и быстрые.

Сравним размеры ¾ и 6/8. С точки зрения математики как дробь они одно и то же. Но в музыке раз 8-ая в 2 раза короче 4-ной, то в 1 такте их в 2 раза больше и темп кажется быстрее в 2 раза.

Вот пример ритма в размере 6/8. Согласитесь, его неудобно считать как ¾, а как 6/8 – очень удобно.

И в нём 2 сильные доли – 1-ая и 4-ая – на стыке 2-х размеров 3/8. Он считается так – РАЗ-2-3-ЧЕТЫРЕ-5-6.

  • Пример ¾ — мелодия Greensleeves – зелёные рукава.
  • Пример 6/8 – мелодия из кинофильма «Пираты Карибского Моря».  

Наиболее часто среди смешанных размеров применяются 5-и и 7-и дольные — 5/4, 5/8, 7/4, 7/8.

Причём 7/8 – это сложение 3-х простых размеров 3/8 и 2 2/8.

Переменный размер

Обычно на протяжении всей песни один и тот же размер. Но он также может меняться, что встречается очень редко. Это называется переменным размером, и он есть 2-ух видов:

1-ый видпериодический или равномерный – размеры меняются через одинаковые промежутки времени – каждый такт, 2 такта и т.д. Обозначение – дроби при ключе: ¾, 4/4.

Пример – песня группы — Led ZeppelinOcean. Здесь каждый такт чередуются размеры 4/4 и 7/8.

2-ой видапериодический или неравномерный – размеры меняются случайным образом. Новый размер пишется в нотном тексте после тактовой черты. Это характерно для симфоний и народных песен, в особенности русских.

Полиметрия

Ещё ритм мелодии и ритм ударных могут быть в одном и том же размере.

Пример – мелодия про ёлочку и ровная игра ударных в размере 4/4. Они на слух играют слаженно. Но они могут быть и в разных размерах.

Здесь мелодия также в 4/4 – 2-х дольный размер, а ударные играют в размере 6/8 – 3-х дольном.

Теперь на фоне барабанов мелодия кажется кривой и неровной. Это звучит необычно и такой приём называется полиметрия – одновременное сочетание разных метров.

Не путайте её с полиритмией — сочетанием разных ритмов – ровного и неровного, но при этом звучащих в одном и том же размере.

Вывод: метроном от греч. metron – мера и nomos – закон, то есть по какому закону вести счёт в музыке. Счёт времени в часах всегда один и тот же: расстояние между движениями стрелки – секунды, их число между цифрами – 5 и скорость движения стрелки неизменна. В музыке же с помощью размера можно изменить число делений – 2,3,4 и более и величину делений – 4-ти, 8-ые.

Виды темпов

Но ещё с помощью темпа можно менять скорость отсчётов в одном и том же размере. Это как биение сердца: медленное и быстрое. Помним из урока 4, что темпы условно делятся на 3 группы – медленныениже 100, умеренные или средниеот 100 до 120 и быстрыевыше 120 ударов в минуту.

Но внутри этих крупных делений есть более мелкие, что видно в таблице. Они обозначаются итальянскими словами с указанием характера движения, иногда с переводом на русский. Но слова условны и приблизительно отражают темп.

Для большей точности рядом с ними указывают число ударов в минуту через знаки ¼–ной ноты и равно справа от ключа. Для простоты каждый темп включает 20 ударов в минуту, но и эти границы не точные.

  • largo, adagio, andante – медленные,
  • moderato – умеренный,
  • allegro, viva, presto – быстрые.

Темпы ниже 40 и выше 180 ударов в минуту почти не применяются. Для их обозначения к близким к ним темпам добавляется суффикс превосходной степени – issimo – соответственно largissimo и prestissimo.

То же применяется и в динамических оттенках — описаниях громкости исполнения:

  • piano – тихо – буква p, а pianissimo – очень тихо – 2 буквы p,
  • forte – громко – буква f, а fortissimo – очень громко – 2 буквы f.  

Ещё к ним можно добавить приставку mezzo – средне – mezzopiano и mezzoforte.

Громкость есть постоянная и переменная. Постепенный рост громкости называется crescendo – обозначается значком расширяющийся вилки, а постепенный спад — diminuendo – сужающаяся вилка.  Как и громкость, темп может быть постоянным и переменным.

Замедление или плавное снижение темпа по-итальянски ritardando, а ускорение или плавное увеличениеaccelerando.

Темп можно сменить в любом такте через меню Insert – вставка -> Tempo Change.  Для возвращения к начальному или предыдущему темпу пишут Tempo precedente.

Влияние темпа на образ и характер музыки

Темп и динамика  влияют на характер музыки: быстрая и громкая игра нот создаёт напряжение, а медленная и тихая – расслабление.

Равномерные ритмические рисунки хорошо звучат и в медленных, и в быстрых темпах. Неровные ритмы медленно звучат хорошо, а быстро – коряво.

Ещё темп влияет на настроение и образ музыки: медленные выражают грусть и серьёзность, как в Лунной Сонате Бетховена – темп 70. А быстрые – радость и лёгкость, как в Полёте Шмеля Римского-Корсакова – темп 180.

Игра произведения в несвойственном для него темпе искажает художественный образ музыки.

Темп гимна – 100 ударов в минуту. При 150 торжественность смазывается и переходит в веселье.

Темп зависит не только от частоты игры долей такта, но и от темпо ритма. Так ровная игра барабанов с равномерными 8-ми ударами по тарелке воспринимается медленнее, чем с 16-ми ударами.

У каждого стиля музыки свой характерный темп: рок – 120-140, рок-н-ролл – 160. Если от него сильно отклониться, например к 100 ударам, то восприятие стиля будет искажено.

У ритма джаза Shuffle темп 120, а у Swing-a – 160.  

Марш в умеренном темпе – 100-120. При 180 он звучит не свойственно для себя.

Ещё восприятие темпа зависит от размера. Так хоть и вальс звучит в темпе 180, но из-за размера ¾ сильные доли в 2 раза дальше друг от друга, чем в 2/4 или 4/4, поэтому он не воспринимается быстрым.  При 120 ударах он ощущается замедленным.

Наоборот, в размере 6/8, где доли короче и играют чаще, темп 110 ощущается быстрым.

Логично, что песня в духе баллады должна звучать медленно, а танцевальная музыка – умеренно или быстро.       

Заключение. В этом уроке вы познакомились с разными видами ритмов, размеров и темпов, которые в разных сочетаниях определяют настроение, характер и образный строй музыки. Поняли, что для каждого музыкального стиля есть общепринятые рамки в виде характерных ритмических рисунков, размеров и темпов.

В следующем уроке мы поговорим про мелодию и музыкальный синтаксис.

На этом урок окончен, благодарю за внимание, с Вами был Эдвард Бедарев из Easy Music Learning, удачи и до скорого! И помните «обучиться музыке легко!»


Ваши отзывы

Отзывы и оценки пользователей

Благодарю за просмотр видеоурока. Надеюсь, всё было понятно. Если же нет, прошу задавать вопросы.

Достаточное ли качество урока? Всё ли видно на картинке? Всё ли отчётливо слышно в звуке? Не быстро ли я говорю? Не скучно ли смотреть урок? Нужен ли текст сценария под уроком для быстрого повторения знаний, как сейчас?

Свои предложения, пожелания и замечания обязательно пишите ниже. Я всё прочитаю, учту и постараюсь следующие уроки сделать ещё лучше по содержанию и оформлению.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите участок текста и нажмите Ctrl+Enter.

Ритмика

В этом уроке мы не будем рассматривать ноты, аккорды или лады, зато поговорим про ритм и его разновидности.

Ритмика — это раздел музыкальной теории, описывающий ритм и законы его изменения.

Если все, что мы изучили до этого, рассказывает о том, что играть и в каких случаях, то ритм — это история про то, какими длительностями и в какой последовательности вы будете это играть.

Этот и еще 3 урока распространяются бесплатно

Чтобы увидеть остальные уроки — откройте полный доступ к курсу. После оплаты курс навсегда останется в вашем личном кабинете.

              Основные понятия, связанные с ритмом

              Метр, доля, темп, ритм, таки и размер такта.

              Вспомните момент, когда вы слушали любимую песню и вам хотелось не только подпевать, но и подтанцовывать или даже хлопать в ладоши. Это возможно, потому что в любой музыке есть своя равномерная пульсация. Она аналогична фундаменту у дома, или биению сердца в вашем теле. Эта пульсация называется метром. Метр состоит из долей.

              Доля — это каждый шаг метра (каждое биение пульсации, каждый удар в ладоши).

              Доли бывает разными по силе: сильными и слабыми. Мы проговариваем их числительными (например, первая доля и вторая доля, или попросту «раз — два — раз два»). Сильную долю мы акцентируем, слабую — нет («РАЗ — два — РАЗ — два»).
              В зависимости от их комбинаций, метр бывает двух типов:

              Двухдольный метр — тип пульсации, при котором на одну сильную долю всегда приходится одна слабая, и они чередуются («РАЗ — два — РАЗ — два»).

              Трехдольный метр — тип пульсации, при котором на одну сильную долю всегда приходится две слабых («РАЗ — два — три — РАЗ — два — три»).

              Наверняка вы слышали, что у музыки есть свой темп.

              Темп — скорость следования долей, которая измеряется в количестве ударов (долей) в минуту (bpm, или beats per minute).

              Если вы услышите, что темп песни равняется 120 bpm, это будет значить, что в одну минуту будут умещаться 120 долей. Чем выше темп, тем больше долей будут умещаться в минуту.

              Для каждого жанра музыки характерен свой средний темп. Например, жанр драм’н’бэйс характеризуется темпами от 160 до 200 bpm, блюз вы услышите в темпах 60 — 80 bpm, фанк — в темпе 100 bpm, а для рока характерны 120 — 130 bpm. Если блюз ускорить до 200 bpm, это будет уже совсем не блюз.

              Переходим к понятию ритма.

              Ритм — это любое чередование звуков и пауз на основе пульсации метра.

              Нельзя путать метр и ритм. Метр не зависит от длительностей, в которых вы играете, а ритм как раз характеризуется этими длительностями. Это хорошо понятно, если поиграть под метроном.

              Метроном — это устройство или программа, отмечающая доли равномерными ударами.

              Если вы играете какой-то рифф под метроном, то его удары будут отражать метр, а сам рифф будет отражать ритм.

              Переходим к понятиям такта и размера.

              Такт — отрезок музыкального произведения от сильной доли до сильной доли.

              Размер такта — это дробь, показывающая в числителе количество долей в такте, а в знаменателе их длительность. Такт без размера сам по себе бесполезен. Размер является ключом для такта и записывается в самом начале произведения.

              Размеры, в свою очередь, бывают простыми и сложными.

              Простой размер — это размер, который имеет в себе одну сильную долю. Например, 2/4 (РАЗ — два) или ¾ (РАЗ — два — три).

              Сложный размер — это размер, который состоит из сложения нескольких простых размеров, и имеет в себе вторую, относительную, сильную долю. Например, самый ходовой размер 4/4 является сложным (2/4 + 2/4) и его третья доля является относительно сильной (РАЗ — два — Три — четыре). Размер будет являться сложным, если его можно поделить на два и более одинаковых размера.

              Основные понятия мы разобрали, теперь давайте освежим в памяти музыкальные длительности.

              Еще немного про длительности

              Вспоминаем длительности нот и взаимосвязи между ними

              Длительность — это продолжительность звука или паузы.

              В предыдущем уроке мы уже разбирали длительности, поэтому здесь мы их просто повторим:

              Шестнадцатая нота – 1/4 R

              Тридцать вторая нота – 1/8 R

              Также не забываем про ноты с точкой. Точка рядом с нотой увеличивает ее длительность вполовину.

              Длительности — относительны, и реальнае длительность звучания, скажем, четвертной ноты будет зависеть как от темпа произведения, так и от его размера.

              Виды ритмического деления

              Четное и нечетное деление длительностей

              Все длительности нот, которые вы уже изучили в предыдущей главе, называются длительностями четного деления.

              Четное деление ритма — принцип деления ритма, когда меньшая нота образуется делением целой ноты на 2 в какой либо степени. Например, четвертная нота — это целая нота, деленная на 2 во второй степени (т.е. на 4).

              Однако с помощью длительностей четного деления не всегда удается записать тот ритм, который хочется записать. Для этого и ввели понятие нечетного ритмического деления.

              Нечетное деление ритма — принцип деления ритма, когда ноту любой длительности можно раздробить на любое количество частей: три, пять, девять и т. д.

              Звучит это, конечно, жутковато, но примеров такого деления — много. Вы и сами включить метроном и под него сыграть что-нить бесформенно быстрое. Если у вас возникнет желание записать это в ноты, то четными длительностями вы не обойдетесь.

              Давайте познакомимся с некоторыми такими длительностями:

              Этот и еще 3 урока распространяются бесплатно

              Чтобы увидеть остальные уроки — откройте полный доступ к курсу. После оплаты курс навсегда останется в вашем личном кабинете.

                          Разберемся с такими длительностями на примере триоли.

                          Триоль — длительность, которая образуется делением какой-либо длительности на три части вместо двух.

                          Из одной четвертной ноты, мы получаем 3 восьмые триоли (а не 2 восьмых ноты, как при четном делении). Иными словами, 1 четвертная нота = 2 восьмые ноты = 3 восьмые триоли. Принцип одинаков для всех других длительностей (как четных, так и нечетных).

                          Как правильно записывать триоль.

                          Как правильно записывать триоль.

                          Триоль, как и все другие нечетные длительности записывается так:

                          • группа нот берется с скобку;
                          • над скобкой пишется, какого деления это ноты. Например, триоль — это 3.

                          С точки зрения акцентов, когда мы играем серию нечетных длительности, то акцентируем именно первую ноту. Например, если взамен четвертной ноты я играю три восьмых триоли, то первую из них я акцентирую.

                          Практикум 1
                          Попробуйте поиграть в темпе 100 bpm сначала четвертными нотами, потом восьмыми нотами, а потом восьмыми триолями, как на схеме. Пример в аудио под схемой.

                          Помимо триоли познакомимся еще и с квинтолью и секстолью.

                          Квинтоль — длительность, которая образуется делением какой либо длительности на пять частей вместо четырех.

                          Важно: когда мы делим ноту на 5, это не значит, что из одной четвертной ноты мы получаем 5 восьмых нот. Это значит, из вместо деления на 4 (шестнадцатые ноты), мы делим ноты на 5 шестнадцатых квинтолей.

                          Практикум 2
                          Попробуйте поиграть в темпе 50 bpm сначала четвертными нотами, потом шестнадцатыми нотами, а потом шестнадцатыми квинтолями, как на схеме.

                          Секстоль — длительность, которая образуется делением какой либо длительности на шесть частей вместо четырех.

                          Практикум 3
                          Попробуйте поиграть в темпе 50 bpm сначала четвертными нотами, потом шестнадцатыми нотами, а потом шестнадцатыми секстолями, как на схеме.

                          Синкопа

                          Что такое синкопа, ее разновидности и звучание

                          Синкопа — это смещение акцента с сильной доли на слабую.

                          Этот прием очен популярен в современной музыке, поэтому давайте попробуем разобраться, что тут к чему.

                          Из прошлой главы мы знаем, что метр и ритм — разные вещи. Метр делится на доли, из которых сильные — акцентируются. Ритм же делится на длительности и в нем тоже есть свои акценты (вспомните любой гитарный рифф). Как правило, акценты ритма совпадают с акцентами метра, но иногда — нет. В случае, когда в ритме мы акцентируем длительность, которая не совпадает с сильной долей, появляется синкопа.

                          По отношению к метру, синкопы бывают:

                          • внутритактовыми (они не выходят за пределы такта), которы бывают:
                            • внутридолевыми (находятся в пределах одной доли);
                            • междудолевыми (охватывают несколько долей в одной такте).
                          • междутактовыми (синкопированная нота выходит за пределы такта)

                            Внутридолевая синкопа

                            Сильна доля метра приходится на первую ноту в такте – шестнадцатую. Однако сильная доля ритма приходится на вторую ноту такта – восьмую ноту, которая и синкопируется. Сама синкопа происходит внутри первой доли.

                            Междолевая синкопа

                            Акцентируется вторая нота (четвертная). Одна ее половина находится в первой доле, а другая – во второй.

                            Междутактовая синкопа

                            Синкопированная нота находится на стыке двух тактов и продолжает звучать в втором такте.

                            Синкопа — это важное выразительное средство, которое можно встретить почти во всех песнях.

                            Практикум 4
                            Попробуйте для себя вспомнить минимум 5 знакомых вам песен, в которых используются синкопы.

                            Синкопированные ритмы рассмотрим ниже.

                            Пунктирный ритм

                            Пунктирный ритм (от. нем. «пункт» — точка) — это ритм, в котором сочетается нота с точкой и более короткая нота без точки.

                            Долгая нота с точкой будет начинаться на сильной доле, а короткая нота — на слабой. Вариантов такого деления много, например:

                            • восьмая нота с точкой и шестнадцатая (вместо двух восьмых без точки);
                            • четвертная нота с точкой и восьмая (вместо двух четвертных без точки).

                            Звучит все это так:

                            Варианты пунктирного ритма:

                            Четвертная с точка + восьмая

                            Восьмая с точкой + шестнадцатая

                            Половинная с точкой + четвертная

                            Практикум 5
                            Проиграйте все три предложенных пунктирных ритма в темпе 100 bpm. Неважно, какие ноты или аккорды вы будете при этом играть.

                            Затакт

                            Затакт — это ритмический принцип, в котором сама композиция начинается со слабой доли.

                            Не всегда первая нота, которую вы слышите в песне, является сильной долей первого такта. Иногда случается так, что музыка начинается как бы из-за такта (отсюда и такое название).
                            Самый яркий пример — песенка «В лесу родилась елочка». Сильная доля первого такта начинается на втором слоге слова «лесу», а все, что поется до этого, поется из затакта:

                            Практикум 6
                            Скажите, какой тип синкопы играется на примере выше?

                            Этот и еще 3 урока распространяются бесплатно

                            Чтобы увидеть остальные уроки — откройте полный доступ к курсу. После оплаты курс навсегда останется в вашем личном кабинете.

                                        Свинг и триольная пульсация

                                        Свинг — это джазовый ритмический рисунок, при котором первая из играемых нот продлевается, а вторая — сокращается.

                                        Свинг — это целое отдельное искусство, и в джазе считается, что умение хорошо свинговать приходит с опытом. Поэтому этой темы мы коснемся лишь шапочно.

                                        В свинге нет четкого определения, насколько удлинять первую ноту и сокращать вторую. Поэтому свинг в исполнении разных музыкантов звучит по разному. Более того, свинг — это целое направление в классическом джазе и его можно рассматривать как отдельный жанр музыки.

                                        Чтобы понять, что такое свинг, послушайте следующие композиции:

                                        • Charlie Christian — One O’clock Jump;
                                        • Django Reinhardt & Stephane Grappelli — You’re Driving Me Crazy;
                                        • Duke Ellington — Jones

                                          Тем не менее, негласно и схематично свинг можно воспринимать так: в паре нот, записанных как ноты одинаковой длины, первая нота играется в два раза длиннее второй, воспринимаясь на слух как триоль.
                                          В таком случае речь начинает идти о триольной пульсации.

                                          Представьте, что перед вами две восьмых ноты. Их длительность будет равняться трем восьмым триолям. Или одной четвертной триоли и одной восьмой.

                                          Ритм, в котором две восьмые размениваются на четвертную и восьмую триоли, относится к триольной пульсации. Схожий принцип работает и с другими длительностями.

                                          Чтобы не рисовать везде триольные скобки, их чаще всего убирают, а в начале произведения указывают, что речь идет о триольной пульсации:

                                          Практикум 7
                                          Потренируйтесь в игре в триольной пульсации восьмыми нотам в темпе 100 bpm на примере этого рисунка выше. Аудиопример:

                                          Размеры 3/4 и 5/4

                                          Как играть в этих размерах и определять их на слух.

                                          4/4 — не единственный музыкальный размер, с которым вам придется столкнуться. Другим распространенным размером является размер ¾.

                                          Это простой трехдольный размер (РАЗ — два — три), в котором каждая из долей равна одной четвертной ноте.

                                          Использование такого размера продиктовано танцевальными ритмам. Например, ритм вальса — всегда трехдольный. Однако в современной музыке он встречается очень редко.

                                          Чтобы на слух разобраться, какой размер звучит в песне:

                                          1. Поймайте темп песни и начните отсчитывать доли;
                                          2. Найдите сильную долю;
                                          3. Посчитайте количество ударов от одной сильной доли до другой.

                                          Еще одним интересным размером является размер 5/4. Он относится к группе смешанных:

                                          Смешанный размер — это разновидность сложного размера, которая образуется сочетанием двух- и трехдольных размеров.

                                          5/4 бывает двух типов:

                                          • сочетание 2/4 и 3/4. В таком случае относительно сильная доля будет третьей по счету;
                                          • сочетание 3/4 и 2/4. В таком случае относительно сильная доля будет четвертой по счету.

                                          Чтобы исполнитель знал, с каким именно размером ему предстоит иметь дело, рядом с самим размером иногда в скобочках указывают (3/4 + 2/4) или наоборот.
                                          А чтобы определить это на слух, нужно поймать относительно сильную долю.

                                          Практикум 8
                                          Одна из самых популярных композиций в размере 5/4 — это Take Five квартета Дэйва Брубека. Попробуйте определить, где находится относительно сильная доля:

                                          Практикум 9
                                          Еще одна известная песня в необычном размере — «Money» от Pink Floyd. Попробуйте определить, что это за размер (это не 5/4).

                                          Этот и еще 3 урока распространяются бесплатно

                                          Чтобы увидеть остальные уроки — откройте полный доступ к курсу. После оплаты курс навсегда останется в вашем личном кабинете.

                                                      Если доля – это восьмая нота

                                                      Немного подробностей про размеры 3/8, 6/8, 12/8.

                                                      В знаменателе размера не обязательно должна быть четвертная нота. Там может быть любая длительность, даже тридцать вторая. Но чаще всего помимо четвертой ноты в размерах встречается восьмая. Разберем три таких размера.

                                                      Размер 3/8 — простой трехдольный размер с долей равной восьмой ноте. Счет также ведется на «РАЗ — два — три», только в сравнении в с ¾, и 3/8 такт будет в два раза короче.

                                                      Вы вряд ли встретите его в современной музыке, поэтому смело идем дальше.

                                                      Размер 6/8 — сложный шестидольный размер с пульсацией восьмыми нотами. Он состоит из двух размеров 3/8. Счет также ведется на «РАЗ — два — три — РАЗ — два — три».

                                                      Его легко спутать с ¾, потому что по длительности такты этих размеров одинаковы. Но разница есть, и она в том, что в 6/8 у нас есть две сильные доли, а в ¾ -одна. Таким образом возникает существенная разница в акцентах и меняется ритмический рисунок.

                                                      Послушайте пример использования этого размера в попробуйте уловить пульсацию «РАЗ — два — три — Раз — два три» (пример специально непростой):

                                                      Размер 12/8 — сложный двенадцатидольный размер с пульсацией восьмыми нотами. Он состоит из четырех размеров 3/8. Счет также ведется на «РАЗ — два — три — Раз — два -три — Раз — два — три — Раз — два -три».

                                                      Отличие от 6/4 или двух 6/8 то же самое — в 12/8 есть четыре сильные доли, что делает ритмичный рисунок особенным.

                                                      Чаще всего этот размер используется в блюзовой музыке. Послушайте пример:

                                                      Практикум 10
                                                      Пройдите тест:

                                                      Тест на прочность

                                                      Насколько хорошо вы разбираетесь в ритмике?

                                                      Закрепим изученное.

                                                      Какие размеры из предложенных – сложные?

                                                      Сколько четных шестнадцатых нот содержится в трех четвертных триолях?

                                                      32

                                                      Неверно, посчитайте получше 🙂

                                                      8

                                                      Неверно, посчитайте получше 🙂

                                                      24

                                                      Неверно, посчитайте получше 🙂

                                                      Из каких размеров состоит размер 12/8?

                                                      3/8 + 3/8 + 3/8 + 3/8

                                                      Верно!

                                                      3/8 + 6/8 + 2/8 +1/8

                                                      Неверно!

                                                      Какой тип синкопы изображен на рисунке?

                                                      Что за ритм изображен на рисунке?

                                                      триольная пульсация

                                                      Неверно (

                                                      Сколько сильных долей включает в себя размер 9/8?

                                                      Кажется, это FAIL. Не волнуйтесь и прогоните материал еще разок, а потом пройдите этот тест заново 🙂

                                                      Вы и сами знаете, что можно было ответить лучше 🙂

                                                      В таких случаях говорят: ‘на троечку’. Но не унывайте, просто надо повторить все еще разок!

                                                      Для начала – сойдет, но материал надо повторить 🙂

                                                      Хорошая работа! Рекомендуем повторить материал напоследок 🙂

                                                      Поздравляю, с ритмом у вас все на отлично 🙂

                                                      Откройте полный доступ к курсу

                                                      Чтобы увидеть остальные уроки — откройте полный доступ к курсу. После оплаты курс навсегда останется в вашем личном кабинете!

                                                      Онлайн-курс расскажет, как применять теорию музыки на практике с любого уровня игры. Двадцать лонгридов с заданиями и тестами расскажут про все самые важные темы, в том числе:

                                                      • ноты на грифе гитары
                                                      • аккорды: базовые и более продвинутые
                                                      • тональности
                                                      • гаммы и лады (в том числе и пентатоника)

                                                        Добавить комментарий