Как составить ритмический рисунок по нотам

ритмические рисунки

Содержание статьи

  • 1
  • 2 Ритмические рисунки. Общая информация
  • 3 Основные элементы и приемы
    • 3.1 Темп и метроном
    • 3.2 Пульсация
    • 3.3 Такт
    • 3.4 Длина нот
    • 3.5 Доли
    • 3.6 Музыкальные размеры
    • 3.7 Синкопы
  • 4 Виды ритмических рисунков
    • 4.1 Стандартные
    • 4.2 Шаффл
    • 4.3 Свинг
    • 4.4 Регги и ска
    • 4.5 Галоп
    • 4.6 Полиритмия
  • 5 Игра с оттягом и опережением
  • 6 Примеры ритмических рисунков
    • 6.1 Шафлл
    • 6.2 Свинг
    • 6.3 Регги и ска
    • 6.4 Галоп
    • 6.5 Полиритмия
  • 7 Заключение

Ритмические рисунки. Общая информация

Ритмические рисунки – одна из ключевых основ любой музыки, и знать их должен не только барабанщик, но и другие музыканты. Именно на них выстраивается структура композиции, и именно им подчинены все инструменты внутри нее. В данной статье мы подробно рассмотрим основные виды гитарных ритмических рисунков, а другие аспекты ритмики внутри композиции.

Основные элементы и приемы

Для начала стоит рассказать об основных понятиях, связанных с ритмическим рисунком в музыке.

Темп и метроном

Темпом называется скорость композиции. Он измеряется в ударах в минуту, и чем выше этот показатель – тем быстрее песня будет звучать. Темп считается метрономом – устройством, которое отсчитывает каждый удар с идеальным интервалом. Если весь ансамбль будет играть с разным темпом – то композиция развалится и не зазвучит. Однако если инструмент будет играть ровно в два раза медленнее – то он все еще будет находиться внутри песни, просто ноты, которые он играет, будут в два раза длиннее других.

Пульсация

Пульсация определяет то, как внутри ритмического рисунка расставлены акценты и доли. Соблюдение пульсации очень важно для всех инструментов, иначе получится каша, где все играют невпопад. Пульсация задается ритм-секцией – барабанщиком и басистом, и держится ими. Кроме этого, пульсация может называться грувом.

Такт

Отрезок музыкальной композиции, который начинается сильной, и заканчивается слабой долей, а также полностью заполнен нотами определенной длины. Как правило, внутри одного такта присутствует одна музыкальная фраза или один элемент ритмического рисунка.

Длина нот

То, насколько долго внутри такта звучит одна нота. От длины нот зависит темп композиции, а также пульсация. Длина ноты также обозначает, сколько их может быть внутри одного такта при выбранном музыкальном размере. Например, стандартные 4/4 подразумевают, что в них может быть четыре ноты длительностью в четверть, две половинные, и одна полная, или же восемь восьмых нот, шестнадцать шестнадцатых, и так далее. Длина нот очень важна, если вы хотите составить ритмический рисунок.

Доли

«Опорные точки» тактов. Именно на них ориентируются все музыканты. Как правило, сильная доля обозначается ударом бас-барабана, или же более громким стуком метронома, а слабая – малым барабаном. Попадать в долю очень важно, поскольку, таким образом, инструменты начинают подчеркивать друг друга, а композиция не разваливается.

Музыкальные размеры

Размер обозначает, сколько нот определенной длины должно проигрываться внутри одной доли и такта. Он состоит из двух чисел: первое обозначает количество долей, второе – длину нот. Например, размер 4/4 говорит о том, что такт содержит в себе четыре доли, длинной в четверть. Таким образом, каждая нота звучит точно в определенную долю. Если мы увеличим размер до 8/8, то и темп увеличится в два раза. Как правило, размеры отсчитываются, опираясь на стук метронома.

Синкопы

Синкопы – необычный ритмический прием. Используя его, музыканты смещают сильную долю на слабую. Благодаря этому образуются интересные и необычные ритмические рисунки, а также уникальная пульсация.

Виды ритмических рисунков

Стоит сказать, что ритмических рисунков, так же, как и боев на гитаре, существует огромное множество. Однако есть определенные стандарты, которые стоит выучить. Прежде чем придумывать что-то свое.

Стандартные

В эту категорию подходят все классические ритмы на гитаре – «шестерка», «восьмерка», и так далее. Как правило, стандартные рисунки идут вровень с метрономом и долями, никак не смещая и не взаимодействуя с ними. Кроме этого, сюда же подходит и вальсовые ритмы, которые считаются как «РАЗ-два-три».

Шаффл

Данный ритмический рисунок пришел из блюза. Обычно он играется в размере 4/4, триольной пульсацией и восьмыми нотами. То есть, за один удар метронома вы должны сыграть ноту или аккорд трижды. Однако в шаффле каждая вторая нота триольной пульсации как бы пропущена. Из-за этого возникает интересный ритм – вместо «раз-два-три» вы играете «раз-пауза-два-три». Это и есть шаффл.

ритмические рисунки примеры

Свинг

Ритмический рисунок, пришедший из джаза. По своей сути он напоминает шаффл, поскольку так же основа на одной пропущенной ноте в триольной пульсации, однако во время игры свингом происходит смещение долей. Таким образом достигается интересная и необычная пульсация. В отсчете вы можете опираться на то, что упущенная нота обозначается как «и». У вас должно получиться – «Раз — и –Два-три (быстро) – и – Два-три – и – Два-три – и – Раз – и…» и так далее.

ритмический рисунок в музыке

Регги и ска

Эти два ритма очень похожи. Их суть заключается в том, что акценты каждой доли смещены. Вместо первой сильной доли вы играете слабую, вместо второй слабой – сильную с акцентом. При игре боем очень важно, чтобы первый удар всегда был, как бы приглушен, а второй штрихом шел вверх.

Галоп

Ритмический рисунок, характерный для метала и тяжелого рока. Его суть заключается в очень быстрой игре внутри триольной пульсации, что будет выглядеть как «Раз – раз-два-три – раз-два-три» и так далее. Пример играется переменным штрихом.

Полиритмия

Не столько прием, сколько инструмент для более интересной аранжировки и аккомпанемента на гитаре.

Полиритмия – это использование двух музыкальных размеров одновременно внутри одного такта композиции. Если мы представим стандартный музыкальный размер 4/4 как линию, то получится:

| _ | _ | _ |

Где каждый символ | — это доля, на которую приходится удар барабана или нота. Таким образом, в 4/4 присутствуют четыре удара. Если мы возьмем еще одно число ударов, которое не делится на 4, например, 3, и представим его точно так же, то получится:

| _ | _ | _

А теперь совместим это с 4/4. Получится:

| _ | _ | _ |_

|       |

То есть, ритмически это будет звучать как «Раз – пауза – Раз-Два-Три – Раз – Два — пауза…».

На письме полиритмия обозначается через двоеточие. В данном случае это 4 : 3, однако могут быть и другие.

Это и есть полиритмия. Применять это можно, например, в партии барабанов и баса, когда ударник одной рукой отбивает одно число ударов, а ногой или другой рукой создает полиритм вместе с ударником.

Игра с оттягом и опережением

Кроме этого, для музыкантов очень важно понимать, как играть с так называемым оттягом и опережением. Все очень просто – при игре под метроном или ударные вам требуется попадать не четко в долю, а немного, буквально на долю секунды опаздывая, то есть, оттягивая удар, или ускоряясь, то есть, опережая метроном. Это очень сложно, если вы не можете играть ровно, однако при занятиях с метрономом и имя чувство ритма, вы научитесь это делать. Такой способ игры необходим в некоторых жанрах музыки, поскольку он сильно раскачивает общий грув, делает его более плавным и расслабленным.

Читайте также: Как подобрать бой на гитаре

Примеры ритмических рисунков

Ниже представлены композиции с примерами ритмических рисунков, которые помогут вам лучше понять, как играть каждый из них.

Шафлл

  1. Queens of the Stone Age – Mosquito Song
  2. The Raconteurs – Old Enough
  3. KISS – Let me Go, Rock-n-Roll
  4. Devo — Mongoloid

Свинг

  1. Glenn Miller – In the Mood
  2. Louis Armstrong – Mack The knife
  3. Billie Holiday — Summertime

Регги и ска

  1. Bob Marley – No, Woman No Cry
  2. The Wailers – Get Up Stand up
  3. Леприконсы – Хали-гали
  4. Zero Talent – Nuits Blanches

Галоп

  1. Ария – Герой Асфальта
  2. Metallica – Motorbreath
  3. Iron Maiden – The Trooper
  4. Nightwish — Moondance

Полиритмия

  1. King crimson – Frame By frame – обе гитарные партии находятся в разных размерах: первая в 13/8, вторая в 7/8. Они расходятся, но постепенно нагоняют друг друга.
  2. Queen – The March of the Black Queen – полиритм 8/8 и 12/8
  3. Nine inch Nails – La Mer – пианино играет в 3/4, ударные в 4/4
  4. Megadeth – Sleepwaler – полиритм 2 : 3.

Заключение

Любой музыкант должен владеть как минимум стандартными ритмическими рисунками, а также понимать музыкальные размеры и слышать доли. Это поможет придумывать композиции, не звучащие однообразно, а также создавать нужное песне настроение и характерный грув. Комбинируя ритмические рисунки вы открываете перед собой безграничные возможности по сочинению и созданию песен как сольно, так и в ансамбле.

Бесплатный ВИДЕО КУРС «Мастер медиатора» на сайте Pereborom.ru. 10 видео уроков по игре медиатором на акустической гитаре + 4 тренажёра. Курс для начинающих гитаристов.

Поддержать проект и создание уроков можно на Cбер 2202 2004 1296 6077

Содержание

  • 1 Виды ритмов
    • 1.1 Ровные ритмы
    • 1.2 Неровные ритмы
  • 2 Ритмические рисунки
  • 3 Ритмы на ударных инструментах
    • 3.1 Темпоритмы на тарелке
    • 3.2 Ритмы барабанов
    • 3.3 Свойства ритмических рисунков
  • 4 Виды размеров
    • 4.1 Простые размеры
    • 4.2 Сложные размеры
    • 4.3 Самые частые размеры
    • 4.4 Размеры с 8-ыми долями
    • 4.5 Переменный размер
  • 5 Полиметрия
  • 6 Виды темпов
  • 7 Влияние темпа на образ и характер музыки

Здравствуйте! Это 13-ый урок из видеокурса «О Нотной Грамоте Проще Некуда».

В нём показано легко и понятно для новичка какие есть виды ритмических рисунков, сложные музыкальные размеры и темпы. Точнее: ровные и неровные ритмы — пунктирный, синкопированный, ритмические фигуры — клаве, учащение, галоп, крючки 16-ыми, что такое темпоритм, однородные и смешанные музыкальные размеры, итальянские слова для обозначения темпов — ларго, модерате, престо. В конце урока показано как ритм, размер и темп связаны друг с другом и влияют на звучание музыкального образа и стиля музыки..

Текст видеоурока под ним. Приятного просмотра.

Урок 13 – Виды ритмов, метров, темпов | Нотная грамота | Easy Music Learning

ПРИМЕЧАНИЕ: при просмотре видео на сайте в них НЕТ РЕКЛАМЫ!

Вступление.  Здравствуйте! С Вами Эдвард Бедарев и проект Easy Music Learning. Продолжаем разговор о нотной грамоте. В этом уроке мы расширим знания в области ритмики и поговорим про виды ритмов, музыкальных размеров и темпов и про их связь с динамикой. Приступим.

Виды ритмов

У ритма в музыке есть 2 формы:

  • 1 – скрытая – внутри мелодии и гармонии или в игре инструментов с высотой тона и
  • 2 – явная – в игре ударных инструментов без высоты тона.

Ровные ритмы

В обоих случаях ритм есть 2-х видов:

1-ый вид ритмаровный или равномерный – ноты совпадают с ударами метронома.

По длине нот они могут быть:

  • 4-ные, как в мелодии про ёлочку.  
  • 8-ые как в мелодии про горного короля.
    Или как партия баса в песне Michael Jackson – Billie Jean.
  • 8-ые триоли как в гармонии в виде арпеджио на фортепиано в «Лунной сонате» Бетховена – звучание монотонное и убаюкивающее.  

Арпеджио в переводе c итал. «играть на арфе», когда аккорды озвучиваются последовательно и короткими нотами, а не одновременно и длинными.

  • То же, но в виде 16-ых нот есть в «Прелюдии До-Мажор» Баха.
  • Повторение аккордов 16-ыми нотами в 8-ых долях есть в песне группы Queen – Show Must Go On.

Неровные ритмы

2-ой вид ритманеровный или неравномерный – ноты не совпадают с метром. Он есть 2-х подвидов:

1-ый подвид – пунктирный, когда есть ноты с точками. Пункт в переводе с нем. «точка». Его основа — долгая нота с точкой на сильном времени и за ней короткая нота на слабом.  

Как правило, соотношение их длительностей 3 к 1: ½ с точкой и ¼, ¼ с точкой и 1/8, 1/8 с точкой и 1/16. Он слегка неровный, так как совпадение ритма и метра частичное есть.

Он есть в мелодии «С Днём рождения» в размере ¾. И ещё в гимне России, что в размере 2/4.

Здесь 8-ая с точкой + 16-ая образуют ритмическую фигуру — часто повторяющееся сочетание длительностей. От её вида зависит характер музыки.

Раз обе мелодии связаны с торжеством, то этот ритм его подкрепляет и создаёт маршевость – Там-та-дам, там-та-дам. Короткие ноты воспринимаются как второстепенные и они словно «подталкивают» к звучанию более важные длинные. И если их сдвинуть на место, то ритм станет ровным и торжественность сгладится и будет звучать более спокойно.

2-ой подвид неровного ритма – синкопированный, когда есть слигованные ноты: синкопы. Пример – мелодия из кинофильма «Терминатор».

Ещё из песни группы Abba – Dancing Queen — танцующая королева.  Об этом говорят точки и лиги в нотах.

Ритмические рисунки

Часто ровный и неровный ритмы сочетаясь образуют устоявшиеся или шаблонные ритмические группы. Рассмотрим распространённые из них.

1-ый ритмclave – в переводе с испанского «ключ» — это основа латиноамериканской музыки. Это название 2-х палочек из твёрдого дерева, на которых и играли изначально этот рисунок.

Его суть – 5 ударов: 3 неровных и 2 ровных. Часто добавляется в конце 3-ий удар, чтобы в одном такте было 3 ровных и 3 неровных удара.

Пример звучания – фоновое фортепиано в песне группы Blue SystemSorry Little Sarah. Это был прямой клаве – 3-2, но ещё есть обратный – 2-3, когда ноты играют задом наперёд. Пример звучания – фоновый синтезатор в песне группы Blue SystemDr. Mabuse.

2-ой ритмучащение – 3 удара в долю и 2 мимо так, что расстояние между нотами сокращается: сначала 2 ¼, потом 2 1/8-ые с точкой и 1 1/8 ноты.

Пример звучания – электроорган в песне HaddawayWhat Is Love.

3-ий ритм3 в долю и 3 мимо – когда ноты сначала совпадают с метром, а потом – нет.  Чаще добавляются ещё 2 ноты – в долях.

Пример звучания – рифф на электрогитаре с перегрузом в песне группы Deep Purple – Smoke On The Water.

Ещё пример – пение ритмо слогов «ла-ла-ла» в песне Kylie Minogue – Can’t Get You Out Of My Head.

4-ый ритмподбивка – неровный ритм со слабой доли, что создаёт полиритмию. Образуется от ритма клаве: нужно 4-ую ноту сдвинуть на 16-ую влево и потом всю фигуру сместить на 8-ую вправо.

Пример звучания – синтезатор на фоне в песне группы ТатуНас не догонят. Только здесь он не сам по себе, а смешан с подвидом ритма учащения из 32-ых нот на октаву ниже.

5-ый ритмложные триоли – по сравнению с настоящими в них 2-ая и 3-ья ноты смещены вперёд на 32-ую длительность. Обычные триоли создают маршевый характер ритма, а ложные – танцевальный.

Вот пример звучания из одной моей песни.  По сути это дважды повторённая 1-ая часть ритма клаве. Оба этих ритма есть в мелодии ABBA.  

6-ой ритмгалоп – похож на скачку лошади – чередование групп из 3-х 16-ых нот и 16-ых пауз между ними. Часто 1-ую ноту акцентируют, переносом на октаву выше. А ещё её можно сдвинуть на 16-ую вправо.  

7-ой ритмкрючок из 16-ых – ноты и паузы везде 16-ые, а узор такой: 3 ровные ноты + 2 фигуры с внутри долевыми синкопами с упором явно на 2-ую 16-ую из 2х, что и цепляет внимание.

Он вместе с ритмом клаве есть в песне про доктора Мабузэ.

Такие цепляющие ритмофигуры характерны для танцевальной музыки 90-х годов.

Другой подвид крючка из 16-ых – 4 двойные 16-ые подряд.  Эта фигура есть во вступлении к песне Sandr-ыMaria Magdalena. Заметьте: нижняя нота на месте, а верхняя спускается по ступеням начиная с октавы.  

Ритмы на ударных инструментах

Теперь о ритмах на ударных инструментах. Вот ровная игра барабанов под метр.

Темпоритмы на тарелке

На её фоне у тарелки – сдвоенной медной пластине можно прописать пульсации или темпо ритмы – сочетания определённых длительностей нот, что влияет на восприятие темпа.

Их есть 2 вида – ровные и неровные.

Ровные есть 3-х типов:

1-ый – 4-ные – игра открытой тарелки вместе с барабанами.  Другие 2 типа играются на закрытой тарелке. 2-ой – 8ые.  3-ий – 16ые.

Чем короче длительность, тем живее ритм и более быстрым кажется темп.

Это были ровные пульсации и они применимы в любых стилях музыки.

Теперь про 2 типа неровных: 1-ый – 8-ые триоли.  2-ой – shuffle — пропуск 2-ой триоли в каждой группе.

Вывод: неровные темпо ритмы создают маршевый характер.

Ритмы барабанов

Теперь о барабанах. У ровной их игры есть 2 типа:

1-ый тип – попеременная – большой и малый чередуются. Это характерно для рок и поп музыки. И тарелка играет на сильную долю.  

2-ой тип – одновременная – они совпадают во 2-ой и 4-ой долях. Это характерно для электронной танцевальной музыки. И тарелка играет на слабую долю.

На западе это называется 4 On The Floor – 4 удара на полу, где и лежит большой барабан или ещё он называется бочка.

В поп музыке её часто смещают с сильной доли на слабую для украшения.

1-ый такой ритм – бочка в середине 3-ей доли, то есть смещена на 8-ую вправо.

2-ой ритм – как 1-ый + 2 неровных удара в 1-ой половине такта, что похоже на фигуру clave.  Вот он же, но с видоизменениями. Эти ритмы относительно ровные.

Но если оба барабана сместить с сильных долей, то ритм будет неровный. В музыкальной теме к кинофильму «Терминатор» ритм ударных неровный из 16-ых нот.

Итак, ровные ритмы звучат монотонно, без резких колебаний или ломанности и могут применяться в любом стиле музыки.

Неровные – наоборот, звучат более гибко и ломано и не везде подходят.

Свойства ритмических рисунков

Вывод: длительности нот и пауз объединяются в разные ритмические группы, они же фигуры или рисунки.

У них 3 особенности:

  1. задают характер музыки – например, триольный или пунктирный ритм – маршевость.  А синкопированный – танцевальность.  
  2. имеют узнаваемость – например, РАЗ-2-3-РАЗ-2-3-РАЗ-2 – это ритм румбы.  
  3. создают основу для разных жанров и стилей музыки.

Так, рок-н-ролл – это ровный ритм барабанов с 2-ным ударом по малому + темпоритм 8-ыми на фортепиано в виде аккордов.  А джазовые ритмы неровные.

Их распространённых 2: 1-ый — shuffle – с англ. тасование – пунктирный ритм.

2-ой — swing – с англ. «качание» — то же, но темп побыстрее и смещение коротких нот не на 16-ую, а на 32-ую длительность.  А это совмещение триолей и пунктирного ритма.  

Виды размеров

Когда фигуры ритма исчерпаны, применяются разные виды размеров.

Простые размеры

Так танец танго и марш – это ровная игра в размере 2/4: 2-х дольный метр и чёткий ритм.

Вальс – то же, но в размере ¾: 3-х дольный метр и будто «кружащийся» ритм.

Напомню, размеры 2/4 и ¾ — простые.

Сложные размеры

И если их в разных сочетаниях соединять друг с другом, то они сложатся в 1 сложный размер. Так 2 простых размера 2/4 образуют сложный в виде 4/4. Сравним марши в них.

На месте стыка 2-х размеров образуется относительно сильная доля. Она слабее 1 сильной, но сильнее слабых 2-ой и 4-ой.

Совет – чтобы легко почувствовать размеры, повторяйте под них слова с тем же числом слогов, что и число долей в них: 2/4муза, ¾ — музыка, 4/4музыкальный.  

Сложные размеры есть 2-х видов:

1-ыйоднородные – слияние одинаковых размеров, например, 2/4 + 2/4 = 4/4 или ¾ + ¾ = 6/4, как слово музыковедение.

Заметьте: мозг всё равно разбивает его на 2 ¾-ных.

2-ой видсмешанные – слияние разных размеров, например, 5/4 – это сумма 2/4 и ¾. Важно: у него есть 2 разных по звучанию типа, смотря в каком порядке соединены размеры.

Если сначала 2/4, а потом ¾, то относительно сильная доля в 3 доле такта. По ударениям это равносильно слову «светомузыка».

Но если их соединить наоборот: сначала ¾, а потом 2/4, то она будет в 4-ой доле такта. Это как сочетание слов «музыка диско».

Положение сильной доли зависит от порядка соединения простых размеров, который указывается в скобках рядом со сложным: 5/4 . То есть от перестановки слагаемых сумма меняется и это относится ко всем сложным размерам.

Самые частые размеры

На практике применяются размеры со знаменателями 4 и 8 – с 4-ными и 8-ыми долями.

Цифра 2 — это половинные доли и они слишком длинные, а 16-ые и 32-ые – слишком короткие.

Обобщим 4-ные размеры. 2/4марш – чёткий и размеренный.  ¾вальс – плавный и покачивающий, как лодка на волнах.

Размеры 2/4 и ¾ часто применимы в детских и народных песнях.

4/4 – это популярная музыка, рок.  Он самый распространённый и у него есть особое обозначение — буква C у ключа.

Если её перечеркнуть, словно поделив на 2, это ещё одно обозначение размера 2/4.  

Размеры 5/4, 6/4 и 7/4 встречаются гораздо реже и они характерны для джаза и отдельных подвидов рока.

  • Пример 5/4 – джазовая тема Dave BruberickTake Five.
  • Пример 6/4 – одна из моих песен.
  • Пример 7/4 – песня рок-группы Pink FloydMoney.
  • Размер 8/4 не встречается, потому что проще мыслить размером 4/4, и разница между ними почти не ощутима.

Размеры с 8-ыми долями

Кроме 4-ных долей такта есть 8-ые. Слушаем 2 тиканья часов. Их отличие: в 1-ом — 4-ти и медленные, а во 2-ом – 8-ые и быстрые.

Сравним размеры ¾ и 6/8. С точки зрения математики как дробь они одно и то же. Но в музыке раз 8-ая в 2 раза короче 4-ной, то в 1 такте их в 2 раза больше и темп кажется быстрее в 2 раза.

Вот пример ритма в размере 6/8. Согласитесь, его неудобно считать как ¾, а как 6/8 – очень удобно.

И в нём 2 сильные доли – 1-ая и 4-ая – на стыке 2-х размеров 3/8. Он считается так – РАЗ-2-3-ЧЕТЫРЕ-5-6.

  • Пример ¾ — мелодия Greensleeves – зелёные рукава.
  • Пример 6/8 – мелодия из кинофильма «Пираты Карибского Моря».  

Наиболее часто среди смешанных размеров применяются 5-и и 7-и дольные — 5/4, 5/8, 7/4, 7/8.

Причём 7/8 – это сложение 3-х простых размеров 3/8 и 2 2/8.

Переменный размер

Обычно на протяжении всей песни один и тот же размер. Но он также может меняться, что встречается очень редко. Это называется переменным размером, и он есть 2-ух видов:

1-ый видпериодический или равномерный – размеры меняются через одинаковые промежутки времени – каждый такт, 2 такта и т.д. Обозначение – дроби при ключе: ¾, 4/4.

Пример – песня группы — Led ZeppelinOcean. Здесь каждый такт чередуются размеры 4/4 и 7/8.

2-ой видапериодический или неравномерный – размеры меняются случайным образом. Новый размер пишется в нотном тексте после тактовой черты. Это характерно для симфоний и народных песен, в особенности русских.

Полиметрия

Ещё ритм мелодии и ритм ударных могут быть в одном и том же размере.

Пример – мелодия про ёлочку и ровная игра ударных в размере 4/4. Они на слух играют слаженно. Но они могут быть и в разных размерах.

Здесь мелодия также в 4/4 – 2-х дольный размер, а ударные играют в размере 6/8 – 3-х дольном.

Теперь на фоне барабанов мелодия кажется кривой и неровной. Это звучит необычно и такой приём называется полиметрия – одновременное сочетание разных метров.

Не путайте её с полиритмией — сочетанием разных ритмов – ровного и неровного, но при этом звучащих в одном и том же размере.

Вывод: метроном от греч. metron – мера и nomos – закон, то есть по какому закону вести счёт в музыке. Счёт времени в часах всегда один и тот же: расстояние между движениями стрелки – секунды, их число между цифрами – 5 и скорость движения стрелки неизменна. В музыке же с помощью размера можно изменить число делений – 2,3,4 и более и величину делений – 4-ти, 8-ые.

Виды темпов

Но ещё с помощью темпа можно менять скорость отсчётов в одном и том же размере. Это как биение сердца: медленное и быстрое. Помним из урока 4, что темпы условно делятся на 3 группы – медленныениже 100, умеренные или средниеот 100 до 120 и быстрыевыше 120 ударов в минуту.

Но внутри этих крупных делений есть более мелкие, что видно в таблице. Они обозначаются итальянскими словами с указанием характера движения, иногда с переводом на русский. Но слова условны и приблизительно отражают темп.

Для большей точности рядом с ними указывают число ударов в минуту через знаки ¼–ной ноты и равно справа от ключа. Для простоты каждый темп включает 20 ударов в минуту, но и эти границы не точные.

  • largo, adagio, andante – медленные,
  • moderato – умеренный,
  • allegro, viva, presto – быстрые.

Темпы ниже 40 и выше 180 ударов в минуту почти не применяются. Для их обозначения к близким к ним темпам добавляется суффикс превосходной степени – issimo – соответственно largissimo и prestissimo.

То же применяется и в динамических оттенках — описаниях громкости исполнения:

  • piano – тихо – буква p, а pianissimo – очень тихо – 2 буквы p,
  • forte – громко – буква f, а fortissimo – очень громко – 2 буквы f.  

Ещё к ним можно добавить приставку mezzo – средне – mezzopiano и mezzoforte.

Громкость есть постоянная и переменная. Постепенный рост громкости называется crescendo – обозначается значком расширяющийся вилки, а постепенный спад — diminuendo – сужающаяся вилка.  Как и громкость, темп может быть постоянным и переменным.

Замедление или плавное снижение темпа по-итальянски ritardando, а ускорение или плавное увеличениеaccelerando.

Темп можно сменить в любом такте через меню Insert – вставка -> Tempo Change.  Для возвращения к начальному или предыдущему темпу пишут Tempo precedente.

Влияние темпа на образ и характер музыки

Темп и динамика  влияют на характер музыки: быстрая и громкая игра нот создаёт напряжение, а медленная и тихая – расслабление.

Равномерные ритмические рисунки хорошо звучат и в медленных, и в быстрых темпах. Неровные ритмы медленно звучат хорошо, а быстро – коряво.

Ещё темп влияет на настроение и образ музыки: медленные выражают грусть и серьёзность, как в Лунной Сонате Бетховена – темп 70. А быстрые – радость и лёгкость, как в Полёте Шмеля Римского-Корсакова – темп 180.

Игра произведения в несвойственном для него темпе искажает художественный образ музыки.

Темп гимна – 100 ударов в минуту. При 150 торжественность смазывается и переходит в веселье.

Темп зависит не только от частоты игры долей такта, но и от темпо ритма. Так ровная игра барабанов с равномерными 8-ми ударами по тарелке воспринимается медленнее, чем с 16-ми ударами.

У каждого стиля музыки свой характерный темп: рок – 120-140, рок-н-ролл – 160. Если от него сильно отклониться, например к 100 ударам, то восприятие стиля будет искажено.

У ритма джаза Shuffle темп 120, а у Swing-a – 160.  

Марш в умеренном темпе – 100-120. При 180 он звучит не свойственно для себя.

Ещё восприятие темпа зависит от размера. Так хоть и вальс звучит в темпе 180, но из-за размера ¾ сильные доли в 2 раза дальше друг от друга, чем в 2/4 или 4/4, поэтому он не воспринимается быстрым.  При 120 ударах он ощущается замедленным.

Наоборот, в размере 6/8, где доли короче и играют чаще, темп 110 ощущается быстрым.

Логично, что песня в духе баллады должна звучать медленно, а танцевальная музыка – умеренно или быстро.       

Заключение. В этом уроке вы познакомились с разными видами ритмов, размеров и темпов, которые в разных сочетаниях определяют настроение, характер и образный строй музыки. Поняли, что для каждого музыкального стиля есть общепринятые рамки в виде характерных ритмических рисунков, размеров и темпов.

В следующем уроке мы поговорим про мелодию и музыкальный синтаксис.

На этом урок окончен, благодарю за внимание, с Вами был Эдвард Бедарев из Easy Music Learning, удачи и до скорого! И помните «обучиться музыке легко!»


Ваши отзывы

Отзывы и оценки пользователей

Благодарю за просмотр видеоурока. Надеюсь, всё было понятно. Если же нет, прошу задавать вопросы.

Достаточное ли качество урока? Всё ли видно на картинке? Всё ли отчётливо слышно в звуке? Не быстро ли я говорю? Не скучно ли смотреть урок? Нужен ли текст сценария под уроком для быстрого повторения знаний, как сейчас?

Свои предложения, пожелания и замечания обязательно пишите ниже. Я всё прочитаю, учту и постараюсь следующие уроки сделать ещё лучше по содержанию и оформлению.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите участок текста и нажмите Ctrl+Enter.

Основные ритмические рисунки – примеры для гитары

Ритмические рисунки – основа любого произведения для гитары. Благодаря им песни могут отличаться друг от друга, даже если в них примерно похожая мелодия.

Общая информация

Общий ритм помогает сыграть то или иное произведение любому музыканту на земном шаре. Опытный композитор записывает свое творение нотами, так как в них существуют длительности. Это необходимо для точного воспроизведения музыкальной мысли как самим автором, так и другими исполнителями. Также существуют переложения для табулатур.

Основные элементы и приемы

Существует много разных ритмических рисунков для гитары. Постараемся выделить особенно распространенные. Их желательно выучить каждому гитаристу. Часто такие рисунки могут пересекаться в разных стилях.

Темп и метроном

Если объяснять просто, темп в музыке – это скорость, с которой исполняется произведение. Обычно он измеряется ударами за минуту. Существуют десятки видов темпов, которые отличаются не только временной характеристикой, но и настроением. 

К примеру, даже медленные темпы могут быть как тягучими, так несколько подвижными, в зависимости от задумки автора. Также темпы могут интерпретироваться самими музыкантами. 

Например, вокалист может спеть романс несколько отлично от указанного в партитуре темпа. Соответственно, концертмейстер также аккомпанирует в выбранной скоростной динамике. Обычно это обговаривается во время репетиций, чтобы выбрать наиболее удобный и выигрышный вариант.

Метроном – прибор, который позволяет совершить несколько удобных действий:

  1. Контролировать разучивание сольной партии, не сбиваясь с ритмических рисунков для гитары;
  2. Соединиться нескольким музыкантам на репетиции или во время отдельных занятий (без ансамбля);
  3. Выработать необходимое чувство ритма.

Существуют даже «продвинутые» метрономы, в которых можно выставлять те самые темповые оттенки. Это внесет разнообразие в вашу игру.

Метроном

Пульсация

Помимо мелодии и ритмического рисунка для гитары необходимо ознакомиться с пульсацией разучиваемого произведения. Особенно это важно для игры в группе, оркестре. Если исполнитель одной из партии будет выпадать из общей пульсации, то это будет явно слышно, испортит всю музыкальность.

Пульсация – это стабильность чередования пауз, длительностей. Она основана на соблюдении акцентов, просчете силы долей. Правильный пульс создает не только ровную ритмическую картину произведения, но и ее «качевость».

Такт

Такт определяет расстояние от одной сильной до другой сильной доли. Они разделены специальными перегородками – тактовыми чертами. Внутри самого такта имеются слабые доли. Их чередование как раз создает пульсацию, о которой шла речь выше.

Длина нот

Длина нот в ритмических рисунках определяет, в каком ритме исполняется произведение. Самой длинной нотой в такте является «целая» – жирная овальная «картофелина», которая так любима мастерами гитары. Она означает, что нота тянется весь такт без каких-либо ритмических изменений.

Конечно же, она не самая распространенная. Более применимы ее «младшие братья», которые и создают движение музыки. Грубо говоря, огромная «картошка» разрезается на более мелкие части. Сначала пополам – получаются две «половинные». Затем еще пополам (или на четвертинки) – отсюда и название – «четверти». 

Потом начинаются еще более маленькие доли – 1/8, 1/16. Их называют по значению знаменателя (нижнего числа в дроби):

  • «восьмая»;
  • «шестнадцатая»;
  • «тридцать вторая»;
  • «шестьдесят четвертая» (вплоть до 256-ой).

Доли

Сильные и слабые доли существуют для того, чтобы не только задать характер произведению, но и упорядочить его ритмический рисунок на гитаре. Если мы играем просто длительности (смотрите выше) в правильном порядке, на верной звуковысотности, то это еще не разученная партия. 

Нам необходимо просчитать, где сильная, а где слабая доля. Если говорить просто – на сильную мы делаем акцент, выделяем ее, а слабые исполняем чуть тише (но не динамически!), а именно ритмически.

Музыкальные размеры

Дроби в начале такта пьесы – это ее музыкальный размер. Это неотъемлемая часть ритмического рисунка. Он показывает, сколько долей определенной длительности находится в такте. К примеру ¾ – здесь три доли, в которые умещаются четверти. Размеры умножаются, делятся (как любые другие дроби). К примеру – ¾ можно сделать 6/8 (умножив на два). Но тогда поменяется ритмика пьесы для гитары.

Синкопы

Это явление, связанное с пульсацией. Сильная доля ритмического рисунка смещается со своего «обычного» места на слабую. Считается, что это характерная особенность блюзовой, джазовой музыки. Скорее, она там наиболее ярко выражена. Потому что это стандартный ритмический рисунок для совершенно разных жанров гитары.

 

Виды ритмических рисунков

Знание ритмических рисунков на гитаре позволяет упростить разбор песни. Так как их ограниченное количество, достаточно выучить несколько, чтобы уметь подстраиваться под стиль.

Стандартные

Наиболее распространены для начинающих музыкантов на гитаре. Их особенность в том, что ярко выражена пульсация, нет резких смещений акцентов. Это знаменитые «четверки», «шестерки», «восьмерки», которые познает начинающий любитель гитары.

Шаффл

Характерен для буги-рока, блюза и сопутствующих стилей гитары. Взяв «четыре четверти», в стандартном размере мы просчитаем их ровно «Раз и, два и, три и, четыре и», то при шаффловом аккомпанементе «цифры» запаздывают, затягиваются. Делается это весьма условно и произвольно, причем за счет сокращения слабой доли (в нашем случае «и»).

Получится что-то вроде «Рааз и, дваа и, трии и, четыре и». Именно это внутренне чувство пульсации характеризует «похожесть» на стиль того или иного музыканта.

Свинг

Это счет на «раз-три и». В ритмическом рисунке четверть делится не на 2, а на 3 восьмые. Причем это не пишется на нотном листе, а делается мысленно. Первая, вторая доли чуть длиннее, чем «условная третья». 

Отличительной особенностью является то, что доли «1» и «2» – как бы залигованы, то есть исполняются условно «legato» (особенно актуально для хаммеров на гитаре), а «3» – чуть отдельно.

Регги и ска

Это фактически ритм этнической музыки. Первая доля здесь чаще слабая, вторая – сильная и акцентированная. Исполняется обычно ударом медиатора вверх для гитары. Между ними могут присутствовать добавочные ноты.

Галоп

Ритмический рисунок для гитары, который обычно применяется для хард-рока или хэви (трэш)-метала. Напоминает «лошадиный галоп» с основной схемой.

↓ – ↓↑ – ↓

Первая стрелка на гитаре играется слегка с оттягом. Вторая, третья – четко, остро, также как и последняя.

Полиритмия

Если речь идет об отдельной пьесе, то при полиритмии за определенный временной отрезок звучат 2 или более ритмических рисунков на гитаре. При этом они делятся на равное количество частей. Удобнее всего простучать это на барабанах (или разными руками):

  1. Левая пусть играет восьмые триоли.
  2. Правая же – обычные восьмые.
  3. Мы получим полиритм 3/2.

Игра с оттягом и опережением

Для того чтобы использовать эти приемы, необходимо, как ни странно, научиться играть ровно в метроном. Если для вас не вызывает затруднения попадать в удары этого прибора, тренируйтесь создавать собственное «грувовое» настроение. 

Певец с гитарой или инструменталист могут запоздать с исполнением ноты или, напротив, продлить ее дальше необходимого. Но при этом общая ритмика никуда не исчезает, а пульсация не сползает, не выбивается. Это тонкие нюансы, которые нарабатываются репетициями, прослушиванием музыки.

Примеры ритмических рисунков

Популярные ритмические рисунки для гитары на примере рока, джаза, классики.

Шаффл

  • Motorhead – Whorehouse Blues;
  • Зоопарк – Сидя на белой полосе;
  • Mötley Crüe – Dr. Feelgood.

Свинг

  • Cannoball Adderley – Mercy mercy mercy;
  • Duke Ellington – Jones;
  • Fletcher Henderson – Sugar Foot Stomp.

Регги и ска

  • Police – Roxanne;
  • No Doubt – Just A Girl;
  • Black Uhuru – Guess whos coming to dinner.

Галоп

  • Сектор Газа – Казачья;
  • Metallica – Battery;
  • Pantera – Heresy.

Полиритмия

  • Gorillaz – 5/4;
  • Фридерик Шопен – Фантазия-Экспромт;
  • Веберн – «Песня только для тебя». 

Заключение

Мир ритмических рисунков на гитаре многогранен и необъятен. Но каждый музыкант стремится овладеть основными приемами для своего исполнительского арсенала. Без этого невозможно как исполнять музыку в разных стилях, так и развиваться в каком-то одном.

Если вам помогла эта статья, не поленитесь прокомментировать и поставить лайк! А также вы можете поделиться записью в социальных сетях и сохранить ее в закладки.

Также рекомендуем к просмотру подобранное тематическое видео.

Ритмический словарь гитариста (часть 1):

Ритмический словарь гитариста (часть 2):

Дата публикации: 04.12.2020
Просмотров: 11494

Теги: Термины, музыкальная грамота

Комментарии (0)

Многие гитаристы, привыкшие пользоваться табами и играть на слух, испытывают большие трудности с чтением нот, причём преимущественно из-за чтения ритма. Звуковысотную составляющую нотной грамоты освоить, оказывается, значительно легче, чем ритмическую. Однако, освоить ритмическую составляющую тоже не так уж сложно, о чём и пойдёт речь ниже.

Первое, что надо знать — это, разумеется, сами азы нотной грамоты, в части записи длительностей нот и пауз, музыкальных размеров и многоголосия (как выглядит запись нескольких голосов на одном нотном стане). Эта информация содержится в любом учебнике по элементарной теории музыки. Такой информации много и в интернете, например:
http://www.midi.ru/scores/h1_1_4.html
http://www.drumspeech.com/lessons.php?id=179
http://www.drumspeech.com/lessons.php?id=180
http://www.music-theory.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=93&Itemid=205
Эта информация проста, её нужно просто прочитать и понять.

Дальше возникает вопрос, как же практически расшифровать попавшийся в нотах сложный ритмический рисунок, отчётливо представить себе его звучание. Возьмём такой пример:

Вначале нужно научиться быстро представлять себе “сведение” звучания нескольких голосов в один. Для этого требуются только базовые знания, о которых речь шла выше. Предыдущий пример может быть упрощённо записан (или просто представлен себе в уме) так:

После этого расшифровываем ритм путём подписывания счёта к каждой ноте и паузе. Для этого находим самую мелкую длительность (ноту или паузу) в такте и считаем именно этими длительностями. Например, если размер 4/4, но в такте попадаются шестнадцатые, будем считать шестнадцатыми, т.е. так, как будто размер у нас 16/16. Вот ритмическая расшифровка нашего примера (нам будет достаточно восьмых, как будто размер у нас 8/8):

Далее играем это, считая восьмыми (“под ногу” или под метроном). Очевидно, что сыграть это в сверхмедленном темпе не представляет большой проблемы, раз мы уже всё точно расписали и знаем, на какие доли надо играть, а на какие — просто выжидать. Затем постепенно увеличиваем темп игры, добиваясь запоминания ритма так, чтобы его можно было воспроизвести уже интуитивно, на слух, без счёта и метронома, или под “нормальный”, более “редкий” счёт, соответствующий знаменателю размера (в нашем случае — половинными нотами).

Если в такте встречаются ноты с точками, “самой мелкой” длительностью для расшифровки будет длительность, как минимум вдвое меньшая такой ноты. Например, если в такте есть восьмая с точкой, расшифровывать надо шестнадцатыми, зная, что восьмая с точкой — это три шестнадцатых по длительности.

Таким образом, теперь мы знаем, как расшифровать любой ритмический рисунок, но пока делаем это очень медленно.

Следующее, что необходимо хорошо понять — это то, что один и тот же ритмический рисунок может быть записан разными длительностями, что может влиять только на скорость исполнения, но не на суть самого ритма. Скажем, фигура “четверть, затем две восьмые” — это абсолютно то же самое, что фигура “восьмая, затем две шестнадцатые”, только в два раза медленнее. Если же указать в партитуре в два раза больший темп, то это будет вообще абсолютно то же самое. Т.е. роль играет только отношение длительностей друг к другу, но не их абсолютная величина. Таким образом, если мы пропорционально увеличим или уменьшим все длительности (и указанный размер) в конкретной нотной записи, мы получим ту же самую музыку, но в другом темпе (если не изменим само указание темпа).

Выбор композитором абсолютной величины длительностей зависит от удобства записи (выбираются длительности покрупнее, чтобы не рисовать слишком много вязок), а также от интуитивно-эмоциональных соображений “легковесности”. Четверть — это шаг, восьмые и шестнадцатые — бег, половинные и целые — почти остановка (однако, бежать можно медленно, а идти — быстро). Очень мелкие длительности даже в медленных темпах означают “малозначительность” каждой такой ноты для музыкальной мысли в целом. Вальсок на 3/8 должен восприниматься более “легкомысленным”, чем обычный вальс на 3/4, даже если он играется пропорционально медленнее и т.д.

Из вышесказанного следует, что всех возможных на свете ритмических фигур и рисунков гораздо меньше, чем могло бы показаться, т.к. большинство из них повторяют друг друга, но только записываются другими длительностями в абсолютном выражении. На самом деле, существует максимум несколько десятков “ритмических клише” (группировок из нескольких нот, разных по длительности), из которых и состоит почти вся хоть сколько-нибудь популярная музыка. Если запомнить такие клише, они станут легко узнаваемыми визуально при чтении нот, что увеличит скорость чтения партитур в разы (в части ритма). Собственно, все академические музыканты, бегло читающие “с листа”, читают ритм именно этим способом: выхватывают взглядом знакомые ритмические клише.

Рискну попробовать найти основные из таких ритмических клише.

Если вы хорошо будете представлять себе их звучание (в части ритма) и научитесь быстро узнавать их, когда они записаны в других (пропорциональных) длительностях, проявляя способность к обобщению — это ключ к быстрому чтению ритма по нотам.

Урок №3 Ритм

Здравствуйте, дорогие друзья! Приветствую вас на моём канале!

В прошлой статье мы говорили о длительностях нот, а в этой я расскажу вам о ритме, а в конце вас ждёт полезный совет ;)

В результате чередования нот разной длины или длительностей образуется так называемый ритмический рисунок или ритм. Он играет важную роль в формировании художественного образа музыкального произведения, который раскрывается перед нами во время его прослушивания или исполнения.

Самый простой вариант ритмического рисунка – это чередование четвертных и восьмых длительностей. Чтобы понять, как его играть, вспомните, как звучит известная новогодняя песенка:

Урок №3 Ритм

На примере знакомых песен проще всего понять, как звучат подобные сочетания длительностей, поскольку чаще всего длинные слоги обозначаются четвертной длительностью, а короткие – восьмыми.

Песенка Кота Леопольда "Неприятность эту мы переживём"
Песенка Кота Леопольда “Неприятность эту мы переживём”

Следующий ритмический рисунок, который также часто встречается в разных песнях, это – четверть с точкой и восьмая. Он образуется в результате удлинения четверти за счёт первой из двух идущих следом за ней восьмушек. Так же есть более короткий вариант состоящий из восьмой с точкой и шестнадцатой, образующийся по тому же принципу.

Урок №3 Ритм

Первый вариант можно увидеть в третьей строчке русской народной песни “Во поле берёза стояла”

Урок №3 Ритм

Вариант вариант – в песенке разбойников из “Бременских музыкантов”

Урок №3 Ритм

Напоследок рассмотрим ещё один ритмический рисунок, который также часто используется в различных музыкальных произведениях – восьмая и две шестнадцатые. Понять, как это звучит можно на примере припева из песенки про кузнечика:

Урок №3 Ритм

В принципе, любая песня, которую мы можем спеть словами, помогает лучше понять и запомнить ритмический рисунок. Поэтому наши первые пьесы-“тренажеры”, на которых мы учим ноты и ритм, это – всевозможные песенки. Знакомые и не очень, главное – в них есть слова, которые мы делим на слоги и слушаем, сколько они звучат. Ну и, конечно же, играем со счетом. Таким образом мы запоминаем длительности нот и разнообразные варианты их сочетания и через некоторое время переходим к чисто инструментальным произведениям.

Ну и обещанный мною полезный совет :

  • прежде чем начать играть новое произведение, прохлопайте его ритм со счётом вслух. Это даст вам представление о том, как его следует играть. Например, в самом начале вам нужно сыграть четверть, а затем 2 восьмые. Считаем “раз” “и”, “два” “и”. На счёт “раз” делаем один хлопок, на “и” не хлопаем, это – время звучания четвертной длительности, а на счёт “два” “и” – делаем по одному хлопку на каждый счёт. Старайтесь считать и хлопать равномерно без подскоков и запаздываний.
  • когда вы разобрались с ритмом, можно снова его прохлопать, но только теперь вместо счёта проговариваем названия нот, так вам проще будет запомнить их длину. Таким образом у вас в голове сформируется макет разучиваемой пьесы, сыграть которую впоследствии будет гораздо проще, чем если разбирать её сразу без предварительной подготовки. Более того, так можно учить наизусть текст произведения без проигрывания его на инструменте.

Если у вас есть вопросы по уроку или по какой-то другой теме, вы можете написать их в комментариях, где я с удовольствием на них отвечу 🙂 А если вы ещё на с нами, то подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новые статьи и видео.

На этом у меня всё, надеюсь, материал был вам полезен. В следующей статье я расскажу о музыкальном метре.

Спасибо за просмотр! Всего вам доброго! Успехов в учёбе!

Все уроки по гитаре

Уроки по теории

Добавить комментарий