Как составить ритмическую схему баллады

Стихотворные размеры – головная боль не только абитуриентов филфака, изучающих теорию литературы, но даже некоторых литераторов. Поэтический арсенал русских поэтов насчитывает пять активно использующихся стихотворных размеров: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест.  Есть и другие, например, спондей. Что это такое? И чем одни отличаются от других?

Стихотворный размер – способ звуковой организации стиха, ритмическая форма стихотворения.

Если же давать определение простым языком, то стихотворный размер – это чередование безударных и ударных слогов в стихе.  Самый простой способ, позволяющий научиться определять стихотворный размер – запомнить ритмический рисунок каждого размера.
Стопа – единица измерения стихотворного размера.
Состоит стопа из нескольких слогов, только один из которых ударный, остальные – безударные. Количество ударных слогов в стихе соответствует количеству стоп (за исключением такого размера, как спондей, в котором могут соседствовать два ударных слога).
Двухсложные стопы: хорей и ямб – это двухсложные размеры или, как их панибратски называют литературоведы, двухсложники.
Трёхсложные стопы: дактиль, амфибрахий, анапест – это трехсложные размеры или сокращенно трёхсложники.

Учимся расставлять ударения и определять размер стиха

Чтобы научиться определять размер любого стихотворения, нужно подсчитать количество ударных и безударных слогов и составить ритмический рисунок стиха.
Всем известно, что в одном слове – одно ударение. Но в стихотворной строке в одном слове может быть несколько ритмических ударений. Например, в четверостишье «Мчатся тучи, вьются тучи/ Невидимкою луна/Освещает снег летучий/Мутно небо, ночь мутна» ударные гласные выделены жирным. Это так называемое словесное ударение, то есть «родное», привычное ударение слова. Но если читать этот текст, как считалку, интонационно выделяя каждый слог, то окажется, что здесь несколько ритмических ударений:
«Мчатся тучи, вьются тучи» – здесь словесное ударение соответствует его ритмическому ударению.
«Невидимкой луна» – а вот здесь интереснее, поскольку в слове «невидимкою» к родному словесному ударению на вторую «и» в слоге «дим» прибавляется ритмическое ударение на «е» в слоге «не» и конечную «ю». В слове «луна» словесное и ритмическое ударение одинаковы.
«Освещает снег летучий» – здесь тоже можно наблюдать возникновение ритмического ударение в неожиданном месте: первый слог «о» в слове «освещает» при чтении строки на манер считалки акустически выделяется.
«Мутно небо, ночь мутна» – в этой строке словесное и ритмическое ударение соответствуют друг другу.

Чтобы составить ритмический рисунок (схему) стиха, нужно:

  1. Расставить словесные ударения в каждой строке, то есть родные ударения во всех словах (за исключением предлогов).
  2. Расставить ритмические ударения, то есть выделить те гласные, которые при прочтении акустически выделяются и тоже звучат как ударные. При расстановке ритмического ударения учитываются и предлоги.
  3. Составить схему. Схема нашего четверостишься «Мчатся тучи, вьются тучи…» будет выглядеть так: _U|_U|_U|_U, так как ударный слог обозначают нижним подчеркиванием  _ , а безударный кавычкой U. Отделяют стопы друг от друга прямой вертикальной чертой |.

 Не литературоведческий метод определять размер стихотворения

  1. Пронумеровать все слоги в строке.
  2. Прочитать стихотворение на манер считалки, акустически выделяя не только слоги со словесным, но и с ритмическим ударением.
  3. Выделить, то есть подчеркнуть или любым другим способом обозначить все обнаруженные ударные слоги: и со словесным ударением, и с ритмическим.
  4. Выписать подряд номера ударных слогов.
  5. Должна получиться одна из схем, которая будет соответствовать одному из стихотворных размеров:

  • 1-3-5-7-9  — хорей
  • 2-4-6-8-10 и т.д. — ямб
  • 1-4-7-10 и т.д. — дактиль
  • 2-5-8-11 — амфибрахий
  • 3-6-9-12 — анапест

Таблица «Двухсложные стихотворные размеры»

То есть стихотворная стопа такого размера будет стоять из двух слогов

Названия

Хорей

Ямб

Определение

двусложный размер с ударением на первом слоге.
То есть первый слог – ударный,
второй – безударный (это одна стопа).
Далее (начинается 2 стопа) рисунок повторяется:
третий слог – ударный, четвертый – безударный (это вторая стопа).
И опять: пятый (если он есть) ударный, шестой – безударный (третья стопа) и т.д.
двусложный размер с ударением на втором слоге.
То есть в ямбе наоборот – первый слог безударный, а второй ударный.
Далее (вторая стопа) третий слог вновь безударный, а четвертый ударный и т.д.

Номер ударных слогов

1-3-5-7-9 и т.д.

2-4-6-8-10 и т.д.

Ритмический рисунок

‑ U |‑ U |‑ U |‑ U |

U ‑ | U ‑  | U ‑  | U ‑ |

Примеры

Бу́ря мгло́ю не́бо кро́ет,
Ви́хри сне́жные крутя́;
То, как зве́рь, она́ заво́ет,
То запла́чет, как дитя́…
(А.С. Пушкин)

Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог.
(А.С. Пушкин)

Таблица «Трехсложные стихотворные размеры»

То есть стихотворная стопа такого размера будет состоять из трех слогов.

Названия

Дактиль

Амфибрахий

Анапест

Определение

трёхсложный размер с ударением на первом слоге.
То есть в дактиле первый слог ударный, второй и третий безударный;
далее (вторая стопа) – ударный четвертый, пятый и шестой слоги – безударные.  

Трёхсложный размер с ударением на втором слоге, первый и третий слоги в стопе – безударные.
Далее (вторая стопа): четвертый – безударный, пятый – ударный, шестой – безударный 

Трёхсложный размер с ударением на последнем, третьем  слоге,
а первый  и второй слоги – безударные.    

Номер ударных слогов

1-4-7-10 и т.д.

2-5-8-11  и т.д.

3-6-9-12 и т.д.

Ритмический рисунок

‑ UU | ‑ UU |  

‑ U‑ | ‑ U ‑ |

‑ UU | ‑ UU|

Примеры

В рабстве спасённое
Сердце свободное —
Золото, золото
Сердце народное!
(Н.А. Некрасов)

На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.
(М.Ю. Лермонтов)

Есть в напевах твоих сокровенных          
Роковая о гибели весть.
Есть проклятье заветов священных,
Поругание счастия есть.
(А. Блок)

Стихотворный размер «Спондей»

Спондей — стопа ямба или хорея со сверхсхемным ударением. Как правило, в таких стихах ритм несколько сбит, нарушен ритмический рисунок стиха. Как результат, в стопе может быть два ударения подряд, то есть два ударных слога могут стоять рядом друг с другом.

Пример:

Швед, русский — колет, рубит, режет – здесь ударный «Швед» соседствует с «русским», первый слог которого также стоит под ударением.
Бой барабанный, клики, скрежет,
Гром пушек, топот, ржанье, стон, –
И смерть, и ад со всех сторон.
(А.С. Пушкин)

Классический пример — начало «Евгения Онегина» А.Пушкина:
«Мой дядя самых честных правил…»
Здесь в первой ямбической стопе первый слог также кажется ударным, как в хорее. То есть соседствуют ударный «Мой» и «дядя». Это соседство двух ударных слогов и есть спондей.

Если определяя размер стихотворения, то есть расставляя словесные и ритмические ударения, вы сталкиваетесь со спондеем, но вся остальная схема говорит о том, что текст написан ямбом (как, например, в случае с «Евгением Онегиным»), значит ямб и есть размер этого фрагмента.

P.S. Если вы хотите поделиться своими соображениями, наблюдениями и всем-всем-всем, что так или иначе связано с определением стихотворных размеров и работой с ними, оставляйте комментарии.

Ребят подскажите что такое “ритм баллады”



Ученик

(110),
на голосовании



5 лет назад

Голосование за лучший ответ

Я пришёл учить вас…

Искусственный Интеллект

(120855)


5 лет назад

Баллады, как правило, имеют куплет из четырех стихов, из которых два или больше рифмуются
(Блюз-баллады, с другой стороны, имеют две строки с рифмой, и одну свободную строку).
Чтобы определится с ритмом и рифмой вашей баллады, напишите первый куплет свободно, и по нему уже стройте остальные (старайтесь, чтобы каждый куплет имел тот же ритм, те же рифмы и ту же длину, что и первый).
АА рифма, это когда первая и вторая строка заканчиваются в рифму.
ААВВ это когда первые две строки рифмуются и последние две рифмуются.
АВАВ это когда первая строка рифмуется с третьей, а вторая с четвертой.
АВСВ это когда рифмуются только вторая и четвертая строка.

  • Литература

Предыдущий вопрос

Следующий вопрос

Ритмическая схема баллады “лесной царь”. Помогите


мМурка
8 лет назад

Ответ

Ответ дан

ozhgenov

     АМФИБРАХИЙ –
трехсложная стопа с ударением на втором слоге (
) в силлабо-тонической системе стихосложения. Соответственно, в стихе
метрические ударения приходятся на 2-й, 5-й, 8-й, 11-й и т.д. слоги. 

Ответы и объяснения

  • мМурка

Не тот ответ, который тебе нужен?

Найди нужный


Главная

RE: Составить ритмическую схему баллады лесной царь



  • 0


?



Анна Вакскова


Вопрос задан 21 сентября 2019 в


5 – 9 классы.

  • Комментариев (0)

Добавить

Отмена

1 Ответы

  • По голосам
  • По дате



  • 0


 АМФИБРАХИЙ –
трехсложная стопа с ударением на втором слоге () в силлабо-тонической системе
стихосложения. Соответственно, в стихе метрические ударения приходятся на 2-й,
5-й, 8-й, 11-й и т.д. слоги. 

Отмена




Лейла Мукатаева


Отвечено 21 сентября 2019

  • Комментариев (0)

Добавить

Отмена

Ваш ответ

uredosu

uredosu

Вопрос по литературе:

Ритмическая схема баллады “лесной царь”. Помогите

Трудности с пониманием предмета? Готовишься к экзаменам, ОГЭ или ЕГЭ?

Воспользуйся формой подбора репетитора и занимайся онлайн. Пробный урок – бесплатно!

Ответы и объяснения 1

kngrel497

kngrel497

     АМФИБРАХИЙ – трехсложная стопа с ударением на втором слоге () в силлабо-тонической системе стихосложения. Соответственно, в стихе метрические ударения приходятся на 2-й, 5-й, 8-й, 11-й и т.д. слоги. 

Знаете ответ? Поделитесь им!

Гость

Гость ?

Как написать хороший ответ?

Как написать хороший ответ?

Чтобы добавить хороший ответ необходимо:

  • Отвечать достоверно на те вопросы, на которые знаете
    правильный ответ;
  • Писать подробно, чтобы ответ был исчерпывающий и не
    побуждал на дополнительные вопросы к нему;
  • Писать без грамматических, орфографических и
    пунктуационных ошибок.

Этого делать не стоит:

  • Копировать ответы со сторонних ресурсов. Хорошо ценятся
    уникальные и личные объяснения;
  • Отвечать не по сути: «Подумай сам(а)», «Легкотня», «Не
    знаю» и так далее;
  • Использовать мат – это неуважительно по отношению к
    пользователям;
  • Писать в ВЕРХНЕМ РЕГИСТРЕ.

Есть сомнения?

Не нашли подходящего ответа на вопрос или ответ отсутствует?
Воспользуйтесь поиском по сайту, чтобы найти все ответы на похожие
вопросы в разделе Литература.

Трудности с домашними заданиями? Не стесняйтесь попросить о помощи –
смело задавайте вопросы!

Литература — в широком смысле слова совокупность любых письменных текстов.

Добавить комментарий