Стихотворные размеры – головная боль не только абитуриентов филфака, изучающих теорию литературы, но даже некоторых литераторов. Поэтический арсенал русских поэтов насчитывает пять активно использующихся стихотворных размеров: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Есть и другие, например, спондей. Что это такое? И чем одни отличаются от других?
Стихотворный размер – способ звуковой организации стиха, ритмическая форма стихотворения.
Если же давать определение простым языком, то стихотворный размер – это чередование безударных и ударных слогов в стихе. Самый простой способ, позволяющий научиться определять стихотворный размер – запомнить ритмический рисунок каждого размера.
Стопа – единица измерения стихотворного размера.
Состоит стопа из нескольких слогов, только один из которых ударный, остальные – безударные. Количество ударных слогов в стихе соответствует количеству стоп (за исключением такого размера, как спондей, в котором могут соседствовать два ударных слога).
Двухсложные стопы: хорей и ямб – это двухсложные размеры или, как их панибратски называют литературоведы, двухсложники.
Трёхсложные стопы: дактиль, амфибрахий, анапест – это трехсложные размеры или сокращенно трёхсложники.
Учимся расставлять ударения и определять размер стиха
Чтобы научиться определять размер любого стихотворения, нужно подсчитать количество ударных и безударных слогов и составить ритмический рисунок стиха.
Всем известно, что в одном слове – одно ударение. Но в стихотворной строке в одном слове может быть несколько ритмических ударений. Например, в четверостишье «Мчатся тучи, вьются тучи/ Невидимкою луна/Освещает снег летучий/Мутно небо, ночь мутна» ударные гласные выделены жирным. Это так называемое словесное ударение, то есть «родное», привычное ударение слова. Но если читать этот текст, как считалку, интонационно выделяя каждый слог, то окажется, что здесь несколько ритмических ударений:
«Мчатся тучи, вьются тучи» – здесь словесное ударение соответствует его ритмическому ударению.
«Невидимкой луна» – а вот здесь интереснее, поскольку в слове «невидимкою» к родному словесному ударению на вторую «и» в слоге «дим» прибавляется ритмическое ударение на «е» в слоге «не» и конечную «ю». В слове «луна» словесное и ритмическое ударение одинаковы.
«Освещает снег летучий» – здесь тоже можно наблюдать возникновение ритмического ударение в неожиданном месте: первый слог «о» в слове «освещает» при чтении строки на манер считалки акустически выделяется.
«Мутно небо, ночь мутна» – в этой строке словесное и ритмическое ударение соответствуют друг другу.
Чтобы составить ритмический рисунок (схему) стиха, нужно:
- Расставить словесные ударения в каждой строке, то есть родные ударения во всех словах (за исключением предлогов).
- Расставить ритмические ударения, то есть выделить те гласные, которые при прочтении акустически выделяются и тоже звучат как ударные. При расстановке ритмического ударения учитываются и предлоги.
- Составить схему. Схема нашего четверостишься «Мчатся тучи, вьются тучи…» будет выглядеть так: _U|_U|_U|_U, так как ударный слог обозначают нижним подчеркиванием _ , а безударный кавычкой U. Отделяют стопы друг от друга прямой вертикальной чертой |.
Не литературоведческий метод определять размер стихотворения
- Пронумеровать все слоги в строке.
- Прочитать стихотворение на манер считалки, акустически выделяя не только слоги со словесным, но и с ритмическим ударением.
- Выделить, то есть подчеркнуть или любым другим способом обозначить все обнаруженные ударные слоги: и со словесным ударением, и с ритмическим.
- Выписать подряд номера ударных слогов.
- Должна получиться одна из схем, которая будет соответствовать одному из стихотворных размеров:
- 1-3-5-7-9 — хорей
- 2-4-6-8-10 и т.д. — ямб
- 1-4-7-10 и т.д. — дактиль
- 2-5-8-11 — амфибрахий
- 3-6-9-12 — анапест
Таблица «Двухсложные стихотворные размеры»
То есть стихотворная стопа такого размера будет стоять из двух слогов
Названия |
Хорей |
Ямб |
---|---|---|
Определение |
двусложный размер с ударением на первом слоге. То есть первый слог – ударный, второй – безударный (это одна стопа). Далее (начинается 2 стопа) рисунок повторяется: третий слог – ударный, четвертый – безударный (это вторая стопа). И опять: пятый (если он есть) ударный, шестой – безударный (третья стопа) и т.д. |
двусложный размер с ударением на втором слоге. То есть в ямбе наоборот – первый слог безударный, а второй ударный. Далее (вторая стопа) третий слог вновь безударный, а четвертый ударный и т.д. |
Номер ударных слогов |
1-3-5-7-9 и т.д. |
2-4-6-8-10 и т.д. |
Ритмический рисунок |
‑ U |‑ U |‑ U |‑ U | |
U ‑ | U ‑ | U ‑ | U ‑ | |
Примеры |
Бу́ря мгло́ю не́бо кро́ет, |
Мой дядя самых честных правил, |
Таблица «Трехсложные стихотворные размеры»
То есть стихотворная стопа такого размера будет состоять из трех слогов.
Названия |
Дактиль |
Амфибрахий |
Анапест |
---|---|---|---|
Определение |
трёхсложный размер с ударением на первом слоге. |
Трёхсложный размер с ударением на втором слоге, первый и третий слоги в стопе – безударные. |
Трёхсложный размер с ударением на последнем, третьем слоге, |
Номер ударных слогов |
1-4-7-10 и т.д. |
2-5-8-11 и т.д. |
3-6-9-12 и т.д. |
Ритмический рисунок |
‑ UU | ‑ UU | |
‑ U‑ | ‑ U ‑ | |
‑ UU | ‑ UU| |
Примеры |
В рабстве спасённое |
На севере диком стоит одиноко |
Есть в напевах твоих сокровенных |
Стихотворный размер «Спондей»
Спондей — стопа ямба или хорея со сверхсхемным ударением. Как правило, в таких стихах ритм несколько сбит, нарушен ритмический рисунок стиха. Как результат, в стопе может быть два ударения подряд, то есть два ударных слога могут стоять рядом друг с другом.
Пример:
Швед, русский — колет, рубит, режет – здесь ударный «Швед» соседствует с «русским», первый слог которого также стоит под ударением.
Бой барабанный, клики, скрежет,
Гром пушек, топот, ржанье, стон, –
И смерть, и ад со всех сторон.
(А.С. Пушкин)
Классический пример — начало «Евгения Онегина» А.Пушкина:
«Мой дядя самых честных правил…»
Здесь в первой ямбической стопе первый слог также кажется ударным, как в хорее. То есть соседствуют ударный «Мой» и «дядя». Это соседство двух ударных слогов и есть спондей.
Если определяя размер стихотворения, то есть расставляя словесные и ритмические ударения, вы сталкиваетесь со спондеем, но вся остальная схема говорит о том, что текст написан ямбом (как, например, в случае с «Евгением Онегиным»), значит ямб и есть размер этого фрагмента.
P.S. Если вы хотите поделиться своими соображениями, наблюдениями и всем-всем-всем, что так или иначе связано с определением стихотворных размеров и работой с ними, оставляйте комментарии.
Ритмика в стихах. Пособие
Настоящее пособие рассчитано на начинающих поэтов, столкнувшихся с трудностями в понимании правил построения ритма стихов, и на тех любителей поэзии, которые не всегда понимают замысел поэтов и затрудняются при чтении их стихов. Пособие должно помочь автору не только правильно написать стихи, но и проверить уже написанные на правильность исполнения ритма, а тем, кто берётся проверять и критиковать чужие стихи, подскажет, как правильно объяснить чужие ошибки.
Оглавление
- Содержание
- Ключевые термины
- 1. Ударения
- 2 Схематическая запись
- 3 Разновидности стоп
- Совет начинающим
- 4. Обозначение ритма
- 5. Идеальный стих
- 6. Паузы
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Ритмика в стихах. Пособие предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Следует различать собственное и ритмическое ударения.
Собственное определяется словарным написанием слова и не может быть изменено автором. В случае, если автор использует слово с неверным ударением, это рассматривается как создание неологизма, нового слова, что никакими правилами не ограничивается, но и не приветствуется. При этом автору рекомендуется выделить, обозначить неверное ударение, чтобы у читателя не было сомнений в правильности чтения.
В каждом слове есть только один ударный слог, остальные считаются безударными.
В словах, состоящих из одного слога, он и считается ударным. Слов без ударений не бывает. С точки зрения ритма стихосложения предлоги, частицы, не содержащие гласной, к словам вообще не относятся, их как бы и нет вовсе. Например, строка: «Кто бы сказал мне» на один слог длиннее, чем строка «Кто б сказал мне».
Строка «Во далёкой сибирской деревне» на один слог длиннее, чем строка «В далёкой сибирской деревне».
Ритмическое ударение диктуется ритмом построения строки, в том числе, слово может потерять его вовсе, если так задумал автор, или, наоборот, приобрести ударение слогов, которые по словарю считаются безударными.
Правильным является совпадение обоих ударений, а несовпадение считается ошибкой. Например, строки, в которых каждый четвёртый слог — ударный:
а я на днЯх летал за грАнью
и собирАл свет звезд ладОнью.
В словах «летал, свет, звёзд» ритмического ударения нет.
Собственно, это уже и есть «болванка». Теперь видно, что можно выбрать другой вариант записи текста. Укоротить строки вдвое, тогда на стыках полустрок паузы будут образовываться автоматически:
а Я на днЯх летАл за грАнь,
Свет звЁзд собрАл в своЮ ладОнь.
При изменении ритма строк часть слов обрела ритмическое ударение, но в слове «свет» оно так и не появилось. Это важно понять. До тех пор, пока ритм стиха не определён, нельзя говорить о наличии или отсутствии ритмического ударения в каком-то слове.
Запомните: ударными слогами в строках называют слоги, имеющие ритмическое ударение.
Разговор об ударениях будет ещё продолжен ниже.
Основы стихосложения – ритм-2
Это все теоретически.
А теперь о практической стороне дела и о характерных ошибках
и огрехах в ритмике.
Pитм первого уровня.
Здесь нарушения ритма возможны вследствие большого скопления
подряд идущих согласных – на их произнесение тоже требуется время.
В результате длина слога оказывается заметно большей, чем в других
местах стиха. Создается ощущение ритмической шероховатости.
Но чаще всего встречается такой огрех – столкновение одинаковых или
похожих согласных (все строки не мной выдуманы).
“с свинцом в груди. ”
“и за дверьми стоящим мраком. ”
“мы не ложились спать без сказки. ”
“не считающихся с ним, как с Сущим. ”
“мне б в фортку крикнуть. ”
“нам надо б песню запеть. “
Читая такие строчки приходится либо проглатывать звуки,
либо выбиваться из естественного ритма стиха.
(иногда при этом невольно получается извращенный
смысл “с винцом в груди” “стоящим раком”, “спать без каски”, “ссущим”).
Еще пример, хотя уже не столь явной, но шероховатости:
“В черепичные рыжие крыши. “
“В черепичные” – трудно произносимо. Особенно нежелательно такое
в начале строки. Вместо плавного вкатывания в ритм строки, начинаешь
со спотыкания. (в середине строки инерция ритма произношения как-то
помогает сгладить такие неровности).
Есть редкие случаи – но к ним надо быть готовым, когда
слогообразующую функцию могут выполнять сонорные согласные “р”
или “л”.(например, в чешском языке это не такая редкость).
Например, слово “оркестр” – при нередуцированном произношении
получается три слога ор – ке – стр
А при редуцированом – два [ор-кестр]
Поэтому в стихе это слово может употребляться и как двусложное
и как трехсложное.
Часто встречающееся слово “наверное” может читаться и как
“на-вер-но-е” и как “на-вер-но”
То же для слова “проволока” – часто произносимого как “проволка”.
Автору в таких случаях лучше использовать, пусть формально
неправильную, но четко указывающую на произношение форму,
чем заставлять читателя догадываться, как надо произносить слово.
Ритм 2-го уровня. ПИРРИХИИ И СПОНДЕИ.
Это относится к огрехам в чередовании ударных и безударных
слогов в стихе.
Дело в том, что в силу природы языка, идеальное чередование ударных
и безударных слогов практически невозможно выдержать.
На заре русского стихосложения это пытались делать, но требование
абсолютно строго соблюдать чередование накладывает слишком
жесткие ограничения. В сколько-нибудь длинных и содержательных
стихах появление пиррихиев – пропусков требуемых ударений
или спондеев – сверхсхемных ударений, неизбежно.
Например, ритмическая схема 4 стишия Пушкина запишется
“Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог.”
-/-/-/-/- (если “мой” произносить без ударения)
-/-/—/
—/-/-/- (если “он” произносить без ударения)
-/-/—/
Здесь мы видим, что в строках 2,3,4 пропущено по одному, положенному
по схеме, ударению. Это – пиррихии.
В двусложных размерах – ямбе и хорее, встречаются в основном пиррихии.
В трехсложных размерах – спондеи (“лишние” ударения).
Обратите внимание на примечания в скобках. Целый ряд слов в русском
языке может произноситься как с ударением так и без ударения.
Это односложные слова – местоимения, предлоги, союзы.
Что очень выручает поэтов. Каких-либо определенных правил здесь нет.
Главное – следить, чтобы это звучало естественно.
Языковое чутье, ритмический слух – нельзя заменить никакими правилами.
Поэтому для стихотворца важно обратить внимание на развитие этих навыков.
Вернемся к процитированному 4-стишию.
Обратим внимание, на то что во 2 и 4 стопе пропуски ударений отсуствуют.
И это – не случайность!
В действительности не все ударения в строке равноценны.
Последнее ударение в строке должно находиться на своем месте ВСЕГДА.
Несоблюдение этого – настолько грубая ошибка, что трудно даже вспомнить
пример. Это процарапает самый неискушенный слух.
Но и остальные ударения неравноценны.
Второе ударение (в данном размере – 4-стопном ямбе)
хотя и не в такой степени, но тоже более важно, чем первое или третье.
И это подтверждается анализом других 4-стиший – Пушкин редко пропускает
второе ударение, и никогда – последнее.
Так например строка с отсуствующим вторым ударением
“Так думал молодой повеса” (-/—/-/-)
на слух отчетливо воспринимается, как выбивающаяся ритмически,
так и тянет прочитать ее с неправильным ударением “мОлодой”
Сравните ритмическое звучание этой строки с аналогичной строчкой
с пиррихием на 3 стопе (-/-/—/-)
“Так думал глупенький повеса”
– здесь на слух такого сильного ощущения выбивания из ритма не возникает.
Следующее по важности – первое ударение. И чаще всего пропускается
третье.
Таким образом, в 4-х стопном ямбе по важности ударения распределяются
так: четвертое – второе – первое – третье.
В трехсложных размерах пропуски схемных ударений (пиррихии)
встречаются редко. И звучат как явный огрех.
Но зато практически неизбежны лишние ударения – спондеи
При этом очень характерная ошибка, допускаемая очень многими,
и не только новичками – непонимание того, что спондеи неравноценны.
В одной позиции они звучат приемлемо, а в другой – создают ощущение
нарушения ритма, вплоть до того, что невольно “исправляются” путем
переноса ударения с положеного ему места на другое.
Взять например, первые две строчки стихотворения:
“Когда дождь отстучал свои гаммы
В черепичные рыжие крыши. “
Идеальная ритмическая схема была бы:
–/–/–/-
–/–/–/-
реальная схема:
-//–/-//-
–/–/–/-
Но в таком виде ее даже просто прочитать трудно.
В первой строке неизбежно получается:
“кОгда дОждь отстучАл свОи гАммы. ”
/-/–//-/-
При чтении вслух невольно переносится ударение
в словах “кОгда” и “свОи”.
Таким образом, лишние ударения в оригинале
стоят на неудачных позициях.
Это вполне соответсвует общему правилу, которое следует
запомнить любому стихотворцу:
——————————————-
В трехсложных размерах –/ лишнее ударение во второй позиции -//
гораздо сильнее нарушает ритм, чем лишнее ударение в первой /-/
——————————————-
Я специально подчеркиваю это т.к. в своих путешествиях
по сайту стихиру сталкиваюсь с непонимаем этого правила
буквально на каждом шагу. И даже авторы, считающие себя
вполнее грамотными, ухитряются этого не замечать, и что
еще хуже, отметать такие замечания.
Что может быть объяснено разве что дурной привычкой
читать стихи глазами, а не вслух (хотя бы про себя).
Нарушение этого правила настолько сильно противоречит ритмике,
что при прочтении невольно ударение переносится на более
правильную позицию.
Например, если вместо первой строки взять:
“ВЕшний дОждь отстучАл мОре рИтмов.
“КрУпный дОждь простучАл парадИдлы.
То здесь уже ритмическая шероховатость гораздо меньше заметна.
В разбираемом примере дело усугубляется еще тем, что это –
первая строчка в стихотворении, которая должна давать ритмическую
настройку стиха. И наличие двух ритмических ошибок никак
не способствует этому.
В сложившейся стихотворной практике такие огрехи считаются
в принципе допустимыми.
Но лично я считаю, что с ними следует бороться, и привычность
таких огрехов не должна оправдывать их обилия.
Тем более, что в большинстве случаев появление
таких ошибок объясняется только небрежностью автора.
И опять-таки, не во всех позициях такие огрехи выпирают
одинаково.Так, в данном случае, прислушаемся к звучанию строк:
“Когда дождь простучал парадидлы. ”
“вешний дождь своим шумом наполнил. ”
“Летний дождь простучал свои ритмы. “
Наиболее шероховато звучит первый вариант
наиболее гладко – третий.
Это обусловлено тем, что в начале строки отсуствует еще
ритмическая инерция, и невольно тянет прочитать с правильным
ударением “когдА”, а при таком прочтении возникает ритмический сбой.
В остальных двух случаях ритмическая инерция уже заранее
подготавливает к переносу ударения.
Кроме того, здесь важно еще, какие слова несут сверсхемные ударения
Сравните:
“вешний дождь своим шумом наполнил. ”
“вешний дождь дворы шумом наполнил. “
Перенос ударения в слове “дворы” звучит гораздо корявее.
Итак, появление пиррихиев в двусложных размерах и спондеев
в трехсложных практически неизбежно.
Это однако не означает, что автор вправе вообще не обращать
на них внимание, и любое их появление считать безобидным.
Не во всех позициях cверсхемные ударения (или их пропуски)
звучат одинаково. Искусство стихотворца заключается в
том, чтобы избегать их появления в первую очередь там,
где они звучат наиболее коряво.
И в любом случае избегать скопления их в одной строфе и строке.
Вот плохой пример такого рода – скопление ритмических огрехов:
“ТканерЯженыЕ птицелюди
Безмятежно клюют мОю печень,
Погружая в неё свОи клювы,
Пригибая к земле мОи плечи.”
Приходится читать по ритмике с означеными ударениями.
И еще о внутренней ритмике строк –
об очень частой – и яро оправдываемой авторами, ошибке.
О знаках препинания внутри строки.
В самих знаках препинания ничего собственно крамольного нет.
Плохо когда они корежат ритмическую структуру строки.
Вот характерный пример:
“. ”
“В сумраке комнаты. Завтра – на службу”
Если читать это с остановкой в том месте, где стоит точка,
то нарушается ритм строки. Если же читать согласно ритму,
то исчезает точка, и получается
что службa будет проходить в сумраке комнаты.
Здесь общим правилом стихотворца должно быть следующее:
все знаки препинания внутри строки должны быть “немыми” –
т.е. “нечитаемыми”, не требующими дополнительных пауз
для правильного прочтения.
То есть, легко угадываемыми исходя из текста.
Это в прозе смысл текста
“казнить нельзя помиловать. ”
можно уточнить знаками перпинания:
“казнить, – нельзя помиловать. ”
“казнить нельзя, – помиловать. ”
А в стихе неизбежно получится либо сбоящий ритм,
либо смысловая каша.
Еще несколько примеров:
“А что судьба? Среди столетий. ”
(а что судьба среди столетий . )
“Свет погасим. У свечи. ”
(свет погасим у свечи. )
“Обрывок бечевы. Становится темнее. ”
(Обрывок бечевы становится темнее. )
“С которой стерли запись. Позабыв. ”
(с которой стерли запись, позабыв. )
“не повернуть. От Иордана. ”
(не повернуть от Иордана. )
“Шалтай-Болтай я. Без утайки. ”
(Шалтай-болтая без утайки)
Еще один элемент внутристрочного ритма
– это ЦЕЗУРА.
То есть пауза внутри строки. Но не любая пауза
/например, обусловленная необходимостью “прочтения” точки или запятой/.
Неоднократно приходилось сталкиваться, с тем, что авторы в порядке
самооправдания называют “цезурой” просто ритмическую грязь.
Цезура как ритмический элемент возникает только в
стихотворениях с длинными строками.
Каждая строка тем самым как бы разбиваются на две подстроки.
Возникновение цезуры обязано законам устной речи.
Ни один нормальный человек не говорит длинными непрерывными
периодами, а разбивает свою речь на удобопроизносимые куски.
Когда строки стихотворения слишком длинны для того,
чтобы каждую можно было произносить как единый поток
без остановки, они делятся цезурой на две части.
Как любой ритмический элемент, цезура должна подчиняться
законам ритмики. То есть, находиться в строках на одном и
том же месте. Цезура, которая попадает то на 8-й, то на 10-й,
то на 9-й слог – это уже не ритмический, а аритмический элемент.
Попросту ритмическая грязь.
Цезура, попадающая на середину слова – тоже грязь.
Даже попадая на раздел между словами, цезура может создавать
ощущение ритмической грязи – если членение строки на две части
оказывается неестественным.
Например (обозначив цезуру значком / ):
“Только сердце как ни странно / в чудо все же верит. ”
“Иногда лишь приходя на / этот милый берег. “
В первой из этих строк цезура стоит в нормальной позиции,
а во второй строке – очень неудачно.
Так что, если в том же двустишии паузы поставить более логично,
“Только сердце как ни странно / в чудо все же верит. ”
“Иногда лишь приходя / на этот милый берег. “
то создается ощущение ритмической шероховатости.
Мне неоднократно приходилось встречать стихи, в которых
происхождение шероховатости ритма на поверхностный взгляд
кажется непонятным, но, при внимательном рассмотрении,
оказывается обусловлено несоблюдением правил цезуры.
И наконец еще одно нарушение внутристрочного ритма
– лишние или пропущенные стопы.
Например:
“От боли жизни отрешиться,
но чтоб при этом сердца не лишиться. “
Эффект этого нарушения особенно резко проявляется в коротких строчках.
А в длинных строках гораздо менее – вплоть до того, что на слух
вообще почти неощутим.
И потому в длинных строках встречается гораздо чаще.
Заканчивая разговор о внутристрочном ритме, следует сказать
что упомянутые двух и трехсложные ритмы
(хорей, ямб; дактиль, амфибрахий, анапест)
являются наиболее распространенными, и легкими для освоения
но конечно же не исчерпывают всего.
Помимо простых возможны строки со сложными ритмами
например:
“Выхожу один я на дорогу. ” –/-/—/-
Все сказаное также относится и к ним.
Только следует учесть, что в таких стихах ритм выдерживать труднее,
они более чувствительны к ритмическим огрехам.
Чем сложнее и напряженнее ритм, тем точнее он должен быть выдержан,
иначе он будет ощущаться как спотыкач, ритмическая грязь, а не
оригинальный ритм.
Так например, пеон —/—/-
при наличии большого количества сверхсхемных ударений
начинает восприниматься как грязный ямб.
А ямб с большим количеством пиррихиев – как грязный пеон.
При написании строк с напряженным ритмом следует по возможности
употреблять слова с бесспорным и труднопереносимым ударением,
а также использовать иные средства (грамматические, смысловые,звуковые),
подчеркивающие выбраную нестандартную ритмику.
Иногда задача может оказаться очень трудно исполнимой.
Так, например, почти невозможно заставить звучать ритмический рисунок
/-/–/–/-
именно так.
Вследствие очень сильного тяготения к анапесту
–/–/–/-
Первое ударение так и тянет воспринять как спондей,
и считать за побочное. Особенно, если хотя бы в одной-двух строчках
первый слог остается безударным.
Практически неизбежно вместо своеобразного ритма получается
грязный анапест.
Я встречал на стихире подобные произведения, впрочем и сами
авторы не могли сказать ничего вразумительного на тему,
какой же ритм они пытались провести.
Стихотворные размеры в таблице с примерами
Стихотворные размеры – головная боль не только абитуриентов филфака, изучающих теорию литературы, но даже некоторых литераторов. Поэтический арсенал русских поэтов насчитывает пять активно использующихся стихотворных размеров: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Есть и другие, например, спондей. Что это такое? И чем одни отличаются от других?
Стихотворный размер – способ звуковой организации стиха, ритмическая форма стихотворения.
Если же давать определение простым языком, то стихотворный размер – это чередование безударных и ударных слогов в стихе. Самый простой способ, позволяющий научиться определять стихотворный размер – запомнить ритмический рисунок каждого размера.
Стопа – единица измерения стихотворного размера.
Состоит стопа из нескольких слогов, только один из которых ударный, остальные – безударные. Количество ударных слогов в стихе соответствует количеству стоп (за исключением такого размера, как спондей, в котором могут соседствовать два ударных слога).
Двухсложные стопы: хорей и ямб – это двухсложные размеры или, как их панибратски называют литературоведы, двухсложники.
Трёхсложные стопы: дактиль, амфибрахий, анапест – это трехсложные размеры или сокращенно трёхсложники.
Учимся расставлять ударения и определять размер стиха
Чтобы научиться определять размер любого стихотворения, нужно подсчитать количество ударных и безударных слогов и составить ритмический рисунок стиха.
Всем известно, что в одном слове – одно ударение. Но в стихотворной строке в одном слове может быть несколько ритмических ударений. Например, в четверостишье «Мчатся тучи, вьются тучи/ Невидимкою луна/Освещает снег летучий/Мутно небо, ночь мутна» ударные гласные выделены жирным. Это так называемое словесное ударение, то есть «родное», привычное ударение слова. Но если читать этот текст, как считалку, интонационно выделяя каждый слог, то окажется, что здесь несколько ритмических ударений:
«Мчатся тучи, вьются тучи» – здесь словесное ударение соответствует его ритмическому ударению.
«Невидимкой луна» – а вот здесь интереснее, поскольку в слове «невидимкою» к родному словесному ударению на вторую «и» в слоге «дим» прибавляется ритмическое ударение на «е» в слоге «не» и конечную «ю». В слове «луна» словесное и ритмическое ударение одинаковы.
«Освещает снег летучий» – здесь тоже можно наблюдать возникновение ритмического ударение в неожиданном месте: первый слог «о» в слове «освещает» при чтении строки на манер считалки акустически выделяется.
«Мутно небо, ночь мутна» – в этой строке словесное и ритмическое ударение соответствуют друг другу.
Чтобы составить ритмический рисунок (схему) стиха, нужно:
- Расставить словесные ударения в каждой строке, то есть родные ударения во всех словах (за исключением предлогов).
- Расставить ритмические ударения, то есть выделить те гласные, которые при прочтении акустически выделяются и тоже звучат как ударные. При расстановке ритмического ударения учитываются и предлоги.
- Составить схему. Схема нашего четверостишься «Мчатся тучи, вьются тучи…» будет выглядеть так: _U|_U|_U|_U, так как ударный слог обозначают нижним подчеркиванием _ , а безударный кавычкой U. Отделяют стопы друг от друга прямой вертикальной чертой |.
Не литературоведческий метод определять размер стихотворения
- Пронумеровать все слоги в строке.
- Прочитать стихотворение на манер считалки, акустически выделяя не только слоги со словесным, но и с ритмическим ударением.
- Выделить, то есть подчеркнуть или любым другим способом обозначить все обнаруженные ударные слоги: и со словесным ударением, и с ритмическим.
- Выписать подряд номера ударных слогов.
- Должна получиться одна из схем, которая будет соответствовать одному из стихотворных размеров:
- 1-3-5-7-9 — хорей
- 2-4-6-8-10 и т.д. — ямб
- 1-4-7-10 и т.д. — дактиль
- 2-5-8-11 — амфибрахий
- 3-6-9-12 — анапест
Таблица «Двухсложные стихотворные размеры»
То есть стихотворная стопа такого размера будет стоять из двух слогов
[spoiler title=”источники:”]
http://stihi.ru/2003/10/08-130
http://pishi.pro/teoriya-literatury/stihotvornye-razmery-v-tablicze-s-primerami-656/
[/spoiler]
В школьной программе преобладают пять размеров стиха: два двусложных (ямб и хорей) и три трехсложных (дактиль, амфибрахий и анапест). Учимся определять по схеме.
1. Разбейте стихотворный отрывок на слоги. Очень удобно это сделать на листочке бумаги.
2. Расставьте ударения в строке. Проговаривайте строчки вслух, чтобы не ошибиться.
3. Посчитайте слоги. Высока вероятность того, что если число делится на два, то это двусложный размер, а если на три – трехсложный. (Л – логика!)
4. Зарисуйте схему, где каждый слог – черточка. Над ударными слогами поставьте знак ударения.
5. Посмотрите, через сколько слогов повторяется ударение: если через один – размер двусложный, если через два – трехсложный. Отделите каждый два или три слога вертикальной чертой. Каждый такой фрагмент называется стопа.
6. Сравните ваш получившуюся схему с запоминалкой размеров стиха.
7. Выберете тот размер, который соответствует вашей схеме.
Зачем надо определять размеры стиха?
- этого требует учитель на уроке;
- затащить вопрос на “Мозгобойне” или другом квизе;
- развить собственные навыки работы с алгоритмом.
Попробуйте сами!
Если вам понравился материал, поставьте нам лайк и подпишитесь на канал. Вам не сложно – нам приятно))
Стихотворный размер поэтического произведения можно определить по 2 – 4-ём строкам, которые следует выписать и расставить ударения, помня, что служебные части речи (предлоги, союзы, частицы) и иногда односложные местоимения ударения не несут.
Составляя стихотворную схему, нужно вынести все гласные звуки построчно друг под другом. Ударные гласные схематически обозначаются значком тире с ударением над ним. Безударные гласные обозначаются как простое тире (или дуга).
Когда эта работа сделана, следует выявить закономерность в чередовании ударного и безударного(ых) звуков и определить размер:
_i_ __ хорей
__ _i_ ямб
_i_ __ __ дактиль
__ _i_ __ амфибрахий
__ __ _i_ анапест
Выявив размер, можно увидеть количество стоп в строке, то есть сколько раз повторяется данная закономерность.
Пример:
Насевередиком стоитодиноко** АЕЕ ЕИО ОИО ИОО ** __ _i_ __ I __ _i_ __ I __ _i_ __ I __ _i_ __ *** 4-ёхстопный амфибрахий.
Наголой вершинесосна ******** АОО ЕИЕ ОА******** __ _i_ __ I __ _i_ __ I __ _i_ *** 3-ёхстопный амфибрахий с усечённой последней стопой.
Вывод: стихотворение Лермонтова написано амфибрахием. При этом 4-ёхстопный амфибрахий чередуется с 3-ёхстопным, что придаёт стихотворению бОльшую динамичность.
Опубликовано 5 октября, 2018
Знание основ стихосложения крайне необходимо как на ЕГЭ по литературе, так и на обычных уроках. Понимание стихотворного размера (метра) дает представление о ритмике произведения и порой позволят лучше понять его смысл. И в данной статье вы найдете исчерпывающую и понятную инструкцию по определению стихотворного размера, а также дополнительный материал, совмещенный с тестом.
С чего начать?
Начать лучше со знакомства с понятием «метр». Оно частично подскажет суть предстоящей работы.
Размер стиха (метр) — это число и порядок чередования ударных и безударных слогов в строке.
Следуя этой формулировке, искать и считать в стихотворении нам предстоит именно слоги. И уже исходя из количества безударных и ударных слогов, а также их порядка, мы будем определять размер.
Всего размеров, изучаемых в школе, 5:
Название метра | Определение | Стихотворение | Схема |
---|---|---|---|
Хорей | Хорей — двухсложный (состоящий из 2-х слогов) стихотворный размер с ударением на первом слоге. |
Раньше был он звонкий, точно птица, Как родник, струился и звенел, Точно весь в сиянии излиться По стальному проводу хотел. |
—´‿—‿—´‿—´‿—´‿ —‿—´‿—´‿—‿—´ —´‿—‿—´‿—‿—´‿ —‿—´‿—´‿—´‿— |
Ямб | Ямб — двухсложный (состоящий из 2-х слогов) стихотворный размер с ударением на второй слог. |
Провозглашать я стал любви И правды чистые ученья: В меня все ближние мои Бросали бешено каменья. |
‿—‿—´‿—´‿—´ ‿—´‿—´‿—‿—´‿ ‿—´‿—‿—´‿—´ ‿—´‿—´‿—‿—´‿ |
Дактиль | Дактиль — трехсложный (состоящий из 3-слогов) размер с ударением на первый слог. |
Тучки небесные, вечные странники! Степью лазурною, цепью жемчужною Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники С милого севера в сторону южную. |
—´‿‿—´‿‿—´‿‿—´‿‿ —´‿‿—´‿‿—´‿‿—´‿‿ —´‿‿—´‿‿—‿‿—´‿‿ —´‿‿—´‿‿—´‿‿—´‿‿ |
Амфибрахий | Амфибрахий — трехсложный (состоящий из 3-слогов) стихотворный размер с ударением на второй слог. |
Кто создан из камня, кто создан из глины,- А я серебрюсь и сверкаю! Мне дело – измена, мне имя – Марина, Я – бренная пена морская. |
‿—´‿‿—´‿‿—´‿‿—´‿ ‿—´‿‿—´‿‿—´‿ ‿—´‿‿—´‿‿—´‿‿—´‿ ‿—´‿‿—´‿‿—´‿ |
Анапест | Анапест — трехсложный (состоящий из 3-х слогов) размер с ударением на третий слог. |
О, весна без конца и без краю – Без конца и без краю мечта! Узнаю тебя, жизнь! Принимаю! И приветствую звоном щита! |
‿‿—´‿‿—´‿‿—´‿ ‿‿—´‿‿—´‿‿—´ ‿‿—´‿‿´—´‿‿—´‿ ‿‿—´‿‿—´‿‿—´ |
Подробнее о размерах (теория) ТУТ.
А теперь непосредственно к инструкции.
Шаг 1. Деление на слоги
Слог, как вы наверняка знаете, это звуковая единица, произносимая одним толчком выдыхаемого воздуха. Обязательным условием слога является наличие гласного звука.
С самого детства нас обучают новым словам по слогам, а потому их определение скорее интуитивно, чем практически выработано. Ниже представлен пример деления слов по слогам (окончание слога обозначено тире):
дам-ский; из-воз-чик; ку-терь-ма; дождь.
И деление слов на слоги составляет первый шаг в определении стихотворного размера.
Определить слог просто, для этого необходимо знать, что:
- слогов в слове столько же, сколько и гласных звуков (тара — 2 гласных звука = 2 слога)
- слогами считаются и односложные слова (дом — 1 гласный звук = 1 слог; я — 1 гласный звук = 1 слог)
- в слоге может быть как несколько звуков, так и всего один (от-дать; э-та)
В качества примеров разбора были выбраны произведения А. А. Фета и В. А. Жуковского. Далее вы увидите все шаги именно с данными стихотворениями.
Шаг 2. Постановка ударения
Постановка ударения — обязательно условие для определения стихотворного размера. В большинстве случаев ударение в стихотворениях нормативное, но бывает и такое, что оно авторское. Это значит, что поэт, следуя определенному ритму произведения, подразумевает ударение в другом месте, нежели диктует правило. И в случае с определением стихотворного размера нам нужно указывать то ударение, какое диктуется ритмом, т.е. замыслом автора.
Например, в стихотворении Иннокентия Анненского «Дочь Иаира» наблюдается подобная поэтическая вольность в слове «контуров». В нем ударение падает на У, что не соответствует правилам русского языка.
Для чего ж с контУров нежной,
Непорочной красоты
Грубо сорван саван снежный,
Жечь зачем ее цветы?
Подобных случаев поэтической вольности в программных стихотворениях мало, но забывать об этом не стоит, иначе вы не сможете определить размер стихотворения.
Также важно, что ударение не указывается над союзами и частицами.
В выбранном же стихотворении А. А. Фета сложности с постановкой ударения отсутствуют.
Шаг 3. Определение стихотворного размера
Теперь, когда слоги указаны, а ударение проставлено, переходим непосредственно к определению стихотворного размера. Способов определить стихотворный размер много, но мы остановимся на двух, на мой взгляд, самых простых. Пользуясь первым способом вам предстоит рисовать схему, а пользуясь вторым, вести подсчет. Что вам ближе — решайте сами.
Способ 1. Схема
Схематическое отображение стиха — самый эффективный и полезный метод. Умение им пользоваться пригодится на олимпиадах и в университете (на филологическом факультете, к примеру).
Чтобы определить стихотворный размер этим методом, вам необходимо схематично отобразить слоги с ударениями. Графическое изображение подразумевает отсутствие текста, но сохранение ударения и слогов. Слоги при этом рисуются одинаково, уже не подчиняясь форме текста. Ударные слоги могут обозначаться так: —´, а могут так: ‿´ . Безударные всегда ‿
Пример до создания схемы и после (стихотворение Жуковского):
Как видно, слоги в схеме имеют одинаковый вид и благодаря этому можно с легкостью определить размер.
Как это сделать? В школьной программе изучаются только двухсложные (состоят из 2-х слогов) и трехсложные (состоят из 3-х слогов) стихотворные размеры. И если мы поделим строки по два или по три слога, мы сразу поймем, что перед нами трехсложный размер. Двухсложным он быть не может, так как если визуально поделить каждую строку по два слога, у нас есть слоги без ударения, а также ударение в слогах везде разное. Такого быть не может. А вот если визуально поделить каждую строку по 3 слога, у нас получается образцовая схема одного из трехсложных стихотворных размеров:
Таким образом, перед нами видна уже ясная схема размера — это амфибрахий. Этот метр трехсложный и ударение в нем падает на второй слог. Для указания количества стоп надо посчитать количество повторяющихся комбинаций в каждой строке. Здесь мы видим, что это четырехстопный амфибрахий.
Стопа — это ритмическая единица, состоящая из ударного и безударного (-ых) слогов, чередующихся в строго определенном порядке.
В стихотворении Фета, для сравнения, схема представлена ниже. Как видно, интервалы между ударениями в ней значительно короче, равны 1. Это значит, что перед нами двухсложный размер. А их существует всего лишь два — с ударением на первый слог и с ударением на второй. Здесь мы видим, что ударение падает на первый слог, значит это хорей. Считаем количество стоп, получаем четырехстопный хорей.
Способ 2. Подсчет ударных и безударных слогов
Данный способ будет полезен, если требуется только указание размера. В случае, когда нужна схема (олимпиады), этот способ будет неэффективен.
Способ подсчета ударных и безударных слогов сводится к нумерованию сначала всех слогов в произведении, а потом в выделении от них ударных. Вы можете писать цифры сразу только под ударными слогами, но лучше нумеровать все, чтобы не запутаться.
В выбранном стихотворении Фета (см. изображение №1) ударные слоги расположились под цифрами 1, 3, 5, 7. Они, как вы можете заметить, нечетные, а интервал между ними — 1. Это значит, что единственно возможный здесь размер — хорей. Хорей — размер, состоящий из 2 слогов с ударением на первый.
А в стихотворении Жуковского (см. изображение №2) ударные слоги находятся под цифрами 2, 5, 8, 11.
Таким образом, можно вывести определённую формулу определения стихотворного размера, основанную по подсчете:
- Если ударные слоги 1, 3, 5, 7, то это хорей
- Если ударные слоги 2, 4, 6, 8, то это ямб
- Если ударные слоги 1, 4, 7, 10, то это дактиль
- Если ударные слоги 2, 5, 8, 11, то это амфибрахий
- Если ударные слоги 3, 6, 9, 12, то это анапест
На стопы в данном случае указывает количество цифр. Если у вас, например, 2, 4, 6 (3 цифры, размер — ямб), то это трехстопный ямб.
Тесты
Задания на определение стихотворных размеров не могут проверить вашу схему, но могут проверить ваш ответ. И если он будет неправильным, обязательно перечитайте статью, возможно, вы что-то упустили.
1. Определите, схема какого из четырех отрывков из стихотворений приведена. Укажите размер.
Схема:
‿—´‿‿—´
‿—´‿‿—´‿
‿—´‿‿—´‿‿—´‿‿—´‿
‿—´‿‿—´
Отрывки из стихотворений:
- В рабстве спасённое
Сердце свободное —
Золото, золото
Сердце народное!
(Н.А. Некрасов) - Провозглашать я стал любви
И правды чистые ученья:
В меня все ближние мои
Бросали бешено каменья.
(«Пророк» Лермонтов) - Стояла зима.
Дул ветер из степи.
И холодно было младенцу в вертепе
На склоне холма.
(Б. Л. Пастернак)
ОТВЕТ
Представлена схема 3 стихотворения (разностопный амфибрахий):
СтоЯла зимА: ‿—´‿‿—´
Дул вЕтер из стЕпи: ‿—´‿‿—´‿
И хОлодно бЫло младЕнцу в вертЕпе: ‿—´‿‿—´‿‿—´‿‿—´‿
На склОне холмА: ‿—´‿‿—´
2. Определите размер отрывков из стихотворений.
- Славная осень! Здоровый, ядреный,
Воздух усталые силы бодрит
(Н.А. Некрасов) - Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную
(М.Ю. Лермонтов) - Есть в напевах твоих сокровенных
Роковая о гибели весть.
Есть проклятье заветов священных,
Поругание счастия есть.
(А. Блок)
ОТВЕТ
- Трехстопный дактиль
- Четырехстопный дактиль
- Трехстопный анапест