Как составить ритмическую схему стихотворения

Стихотворные размеры в таблице с примерами

6-6 класс стихотворные размеры - двусложные

Стихотворные размеры – головная боль не только абитуриентов филфака, изучающих теорию литературы, но даже некоторых литераторов. Поэтический арсенал русских поэтов насчитывает пять активно использующихся размеров: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест.  Есть и другие, например, спондей. Что это такое? И чем одни отличаются от других?

Стихотворный размер – способ звуковой организации стиха, ритмическая форма стихотворения.

      Если же давать определение простым языком, то стихотворный размер – это чередование безударных и ударных слогов в стихе.  Самый простой способ, позволяющий научиться определять стихотворный размер – запомнить ритмический рисунок каждого размера.

      Стопа – единица измерения стихотворного размера.
      Состоит стопа из нескольких слогов, только один из которых ударный, остальные – безударные.

Количество ударных слогов в стихе соответствует количеству стоп (за исключением такого размера, как спондей, в котором могут соседствовать два ударных слога).

     Двухсложные стопы: хорей и ямб – это двухсложные размеры или, как их панибратски называют литературоведы, двухсложники.
     Трёхсложные стопы: дактиль, амфибрахий, анапест – это трехсложные размеры или сокращенно трёхсложники.

Учимся расставлять ударения и определять размер стиха    

      Чтобы научиться определять размер любого стихотворения, нужно подсчитать количество ударных и безударных слогов и составить ритмический рисунок стиха.
      Всем известно, что в одном слове – одно ударение. Но в стихотворной строке в одном слове может быть несколько ритмических ударений.

Например, в четверостишье «Мчатся тучи, вьются тучи/ Невидимкою луна/Освещает снег летучий/Мутно небо, ночь мутна» ударные гласные выделены жирным. Это так называемое словесное ударение, то есть «родное», привычное ударение слова. Но если читать этот текст, как считалку, интонационно выделяя каждый слог, то окажется, что здесь несколько ритмических ударений:
«Мчатся тучи, вьются тучи» – здесь словесное ударение соответствует его ритмическому ударению.
«Невидимкой луна» – а вот здесь интереснее, поскольку в слове «невидимкою» к родному словесному ударению на вторую «и» в слоге «дим» прибавляется ритмическое ударение на «е» в слоге «не» и конечную «ю». В слове «луна» словесное и ритмическое ударение одинаковы.
«Освещает снег летучий» – здесь тоже можно наблюдать возникновение ритмического ударение в неожиданном месте: первый слог «о» в слове «освещает» при чтении строки на манер считалки акустически выделяется.
«Мутно небо, ночь мутна» – в этой строке словесное и ритмическое ударение соответствуют друг другу.

Чтобы составить ритмический рисунок (схему) стиха, нужно:

1)    расставить словесные ударения в каждой строке, то есть родные ударения во всех словах (за исключением предлогов).

2)    расставить ритмические ударения, то есть выделить те гласные, которые при прочтении акустически выделяются и тоже звучат как ударные. При расстановке ритмического ударения учитываются и предлоги.

3)    составить схему. Схема нашего четверостишься «Мчатся тучи, вьются тучи…» будет выглядеть так: _U|_U|_U|_U, так как ударный слог обозначают нижним подчеркиванием  _ , а безударный кавычкой U. Отделяют стопы друг от друга прямой вертикальной чертой |.

 Не литературоведческий метод определять размер стихотворения

1)    Пронумеровать все слоги в строке.

2)    Прочитать стихотворение на манер считалки, акустически выделяя не только слоги со словесным, но и с ритмическим ударением.

2)    Выделить, то есть подчеркнуть или любым другим способом обозначить все обнаруженные ударные слоги: и со словесным ударением, и с ритмическим.

3)    Выписать подряд номера ударных слогов.

4)    Должна получиться одна из схем, которая будет соответствовать одному из стихотворных размеров:

  • 1-3-5-7-9  — хорей
  • 2-4-6-8-10 и т.д. — ямб

Источник: https://pishi.pro/kak-stat-pisatelem/teoriya-literatury/656-stihotvornye-razmery-v-tablicze-s-primerami.html

Конспект урока по Литературе «ДВУСЛОЖНЫЕ РАЗМЕРЫ СТИХА» 6 класс

6-6 класс стихотворные размеры - двусложные

Наша кнопка

Скачать материал

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА С ПРИЁМАМИ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ «ДВУСЛОЖНЫЕ РАЗМЕРЫ СТИХА», 6 КЛАСС.

ФИО (полностью)

Малышева Надежда Вячеславовна

Место работыМОУ «ООШ» с.Шепелёвка Турковского райна Саратовской областиДолжностьУчительВысшая квалификационная категорияПредметЛитератураКласс6Базовый учебник Литература. 6 кл. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч.1/ [авт.-сост. В.П. Полухина и др.]; под ред. В.Я. Коровиной. – 13-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2006. – 318с.: ил. – ISBN 5-09-014534-2.Применяемая технологияТехнологияразвития критического мышления.

  1. Цель урока: Знакомство с двусложными размерами стиха.

9. Задачи:

Обучающие: 1. Показать на классических образцах ритмическую основу ямба и хорея – правильное чередование ударных и безударных слогов.

  1. Дать учащимся представление о том, что на практике поэты часто отходят от избранной схемы стиха.

Развивающие: 1.Содействовать развитию познавательной активности учащихся, формированию информационной и коммуникационной культуры учащихся.2.Развитие навыков работы на компьютере и использования информационных технологий.

3. Развивать речь учащихся.

Воспитательные: продолжать воспитывать любовь к слову.

  1. Тип урока: комбинированный

  2. Необходимое техническое оборудование: Интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер.

Ход урока.

  1. Организационный момент. Целеполагание.

  2. Краткий разбор домашнего задания. ( Было дано задание: кратко определить различия между стихом и прозой)

Учитель подводит итог: стихотворная речь отличается от прозаической своеобразным характером чувства автора, особенным настроением, что и ведет к особой её организации. Особенности стихотворной речи яснее всего обнаруживаются в её ритмичности (хотя это и не единственный признак).

  1. Работа со стихами. (Слайд 1)

Задание: Прочитайте строки стихотворения А.С.Пушкина. Спишите, расставьте в них ударения:

Любви, надежды, тихой славы

Недолго нежил нас обман.

Учитель: Сверим.( Слайд 2)

ЛюбвИ, надЕжды, тиИхой слАвы

НедОлго нЕжил нАс обмАн.

Учитель: Как располагаются ударные и безударные слоги? Они правильно чередуются, это создает ритмическое звучание речи.

Основной способ определения размеров заключается в том, чтобы расставить в стихах ударения, определить чередование ударных и безударных слогов. Этим способом мы и воспользовались в данном случае. Но иногда возможен и другой приём.

Учитель, скандируя, читает стихи, уже известные учащимся (Слайд 3)

МчАтся тУчи, вьЮтся тУчи;

НЕвидИмкОю лунА

ОсвещАет снЕг летЕчий;

МУтно нЕбо, нОчь мутнА.

«Бесы»

( Слайд 4)

МорОз и сОлнце; дЕнь чудЕсный!

ЕщЁ ты дрЕмлешь, дрУг прелЕстный –

ПорА, красАвицА, проснИсь:

ОткрОй сомкнУты нЕгой взОры…

«Зимнее утро»

Вопрос: Похожи ли эти стихи друг на друга? Почему?

Учитель: Выпишем по одной строке из стихотворений и составим их схемы, заменив ударный слог знаком , безударный слог — знаком . Тогда схема первой строки из «Бесов» приобретает такой вид (Слайд 5):

Мчатся тучи, вьются тучи…

Мчатся тучи, вьются тучи…

А схема строки из «Зимнего утра» будет выглядеть так (Слайд 6):

Мороз и солнце; день чудесный!

Учитель: В чём сходны и в чум различны эти строки?

Ученик: Обе они построены на чередовании ударных и безударных слогов, но в «Бесах» за ударным следует безударный, а в «Зимнем утре», наоборот, после безударного стоит ударный.

Учитель: Чем в данном случае отличалось его чтение?

Ученик: В этом чтении выделялись ударные слоги, подчеркивалось их чередование с безударными.

Учитель: Правильно, но это условное чтение, обычно так стихи не читают, но в некоторых случаях такое чтение помогает определить размер.

  1. Объяснение нового материала.

Учитель: Так что же такое стихотворный размер? Давайте присмотримся ещё раз к строкам, которые мы выписали из «Бесов» и «Зимнего утра». Ударные слоги, чередуясь, образуют постоянные сочетания, группы слогов. В первом случае эта группа состоит из ударного и безударного (Слайд 7) .

а во втором – из безударного и ударного(Слайд 8) . Такие повторяющиеся сочетания ударных и безударных слогов, которые определяют ритмический рисунок строки в целом, называются(Слайд 9) стопами. Число и порядок чередования слогов в стопах принято определять как (Слайд 10) размер.

Перед нами стопы, состоящие из двух слогов, (Слайд 11) – двусложные, они различаются в зависимости от места ударного слога. Если первый слог ударный, стопа называется (Слайд 12) хореем ( ), а если второй, то стопа называется (Слайд 13) ямбом ( ). Но есть и другие стопы, с которыми мы будем знакомиться позже.

Давайте проследим, как в уже проанализированных стихах соотносятся слова и стопы. Это соотношение может быть разным. Так, в «Бесах» есть строки, где стопа совпадает со словом (Слайд 14):

Мчатся тучи, вьются тучи,

Есть строки. В которых слово составляет две или более стопы (Слайд 15):

Невидимкою луна…

Когда же в стихе употребляется односложное слово, то стопа составляется из него и части другого (Слайд 16):

Мутно небо, ночьму тна.

Но, ребята, на практике поэты часто отходят от избранной схемы стиха. Если мы с вами вспомним четверостишие из послания А.С. Пушкина «К Чаадаеву» со слов «Пока свободою гори» и расставим ударения (Слайд 17):

ПокА свобОдою горИм,

ПокА сердцА для чЕсти жИвы,

Мой дрУг, отчИзне посвятИм

ДушИ прекрАсные порЫвы!

Поэт в основном соблюдает принятый порядок чередования ударных и безударных слогов, но иногда и отклоняется от нормы, заменив ударный слог безударным. Такие отступления обогащают возможности стиха, делают его более гибким и разнообразным, позволяют поэту использовать в стихотворной речи все богатство словарного запаса русского языка.

V. Сообщения учащихся. ( На дом уч-ся получили задание – подготовить сообщения о ямбе и хорее).

1-ый учащийся:

Ямб – один из размеров русского стихосложения. Ямб – это размер, в котором ударения падают на четные слоги, но не обязательно на все. По размеру ямб бывает от 1-стопного до 6-стопного. В XVIII веке популярным был 3-стопный ямб, им писались песни, стихи. Особенно популярен он был после 1812 года.

Длилась популярность примерно 10 лет Самый распространённый из всех размеров русского стиха – четырехстопный ямб, который вошел в русскую поэзию благодаря М.В. Ломоносову. В современной поэзии 4-стопник употребляется во всем богатстве его вариаций в зависимости от индивидуальных пристрастий поэта.

2-ой учащийся:

Хорей считается простонародным русским размером, так как подобный ритм мы нередко слышим в народных песнях, особенно плясовых. Почти все наши старинные песни сочинены такими стихами. Первым из писателей кто сочинил стихи этим размером, был В.К. Тредиаковский.

Наиболее распространен 4-стопный хорей. В золотой век русской поэзии – время Пушкина – сфера его употребления была определена тремя темами: стихи в народном духе, баллады и рядом с ними стихи смутно тревожные, иногда трагические.

5-стопный хорей входит в русскую поэзию в начале XIX века. Им писали – М.Ю.Лермонтов, Ф.И.Тютчев, С.А. Есенин. Тема стихов – торжественный пейзаж, дорога, размышления о смерти.

В XX веке начинают поэты использовать новые формы хорея. Новатором использования новых форм является В. Маяковский.

Хорей придает стиху ритмическую подвижность и сближает их с народной песней.

Задание 1. Составить кластер по теме.

Задание 2. Определить стихотворный размер в данных примерах и нарисовать схемы.

Слайд ( 17)

1.

Бу́ря мгло́ю не́бо кро́ет

∩́ __ / ∩́ __ /∩́ __ / ∩́ __

Ви́хри сне́жные крутя́;∩́ __ / ∩́ __ / __ __ / ∩́А. С. Пушкин, «Зимний вечер»

2.

Наря́жены мы вме́сте го́род ве́дать,

__ ∩́ / __ __ / __ ∩́ / __ ∩́ / __ ∩́ / __

Но, ка́жется, нам не́ за кем смотре́ть__ ∩́ / __ __ / __ ∩́ / __ __ / __ ∩́А. С. Пушкин, «Борис Годунов»

Слайд 18

Ночевала тучка золотая

На груди утёа-великана;

Утром в путь она умчалась рано,

По лазури весело играя…

М.Ю.Лермонтов

Схема: !-!-!-!-!-

!-!-!-!-!-

!-!-!-!-!-

!-!-!-!-!- пятистопный хорей.

Слайд 19.

Опять стою я над Невой,

И снова, как в былые годы,

Смотрю и я, как бы живой,

На эти дремлющие воды.

Ф.И.Тютчев.

Схема: -!-!-!-!

-!-!-!-!-

-!-!-!-!

-!-!-!-! четырехстопный ямб

Слайд 20.

Вот холм лесистый над которым часто

Я сиживал недвижим – и глядел

На озеро, воспоминая с грустью

Иные берега, иные волны.

А.С.Пушкин.

Схема: -!-!-!-!-!-

-!-!-!-!-!-

-!-!-!-!-!-

-!-!-!-!-!- пятистопный ямб

Слайд 21.

В небе тают облака,

И, лучистая на зное,

В искрах катится река,

Словно зеркало стальное.

Ф.И.Тютчев.

Схема: !-!-!-!

!-!-!-!-

!-!-!-!

!-!-!-!- четырёхстопный хорей

VII. Рефлексия.

Написать синквейн. Первый вариант слово ЯМБ, второй – ХОРЕЙ. (Каждому ученику дается время 5-7 минут на то, чтобы написать синквейн. Затем он повернется к партнеру и из двух синквейнов они составят один, с которым оба будут согласны.

Это даст им возможность поговорить о том, почему они это написали и еще раз критически рассмотреть данную тему. Кроме того, этот метод потребует, чтобы участники слушали друг друга и извлекали из произведений других те идеи, которые они могут увязать со своими.

Затем весь класс может ознакомиться с парными синквейнами.)

Ямб

Четырёхстопный, распространенный

Различать, сочинять, удивлять

Ломоносов первый сочинил

Стихосложение.

Хорей

Народный, плясовой

Рифмовать, подражать, употреблять

Простонародный русский размер

Подвижность.

Домашнее задание: найти у себя стихи, относящиеся к разным стихотворным размерам, нарисуйте их схемы.

Использованная литература.

  1. Литература. 6 кл. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч.1/ [авт.-сост. В.П. Полухина и др.]; под ред. В.Я. Коровиной. – 13-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2006.

  2. Тимофеев Л. И., Тураев С. В. Словарь литературоведческих терминов: Москва «Детская литература», 1989

  3. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия: ООО «Кирилл и Мефодий», 2008

  4. Энциклопедический словарь юного литературоведа: Сост. В.И. Новиков. – М., Педагогика, 1987.

  5. Литературный энциклопедический словарь: Под общ. Ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. – М.: Сов. Энциклопедия, 1987.

Листать вверх Листать вниз Скачивание материала начнется через 51 сек.

Ещё документы из категории литература:

Источник: https://doc4web.ru/literatura/konspekt-uroka-po-literature-dvuslozhnie-razmeri-stiha-klass.html

Как определить размер стихотворения: примеры двусложных и трёхсложных размеров

6-6 класс стихотворные размеры - двусложные

Стихотворный размер – важнейшая часть литературного анализа стихотворения, не менее важная, чем рифма. Умение анализировать стихи пригодится не только школьникам на уроке литературы и филологам, но и всем, кто хочет лучше понимать искусство, а может быть, и самим принимать участие в его создании.

  • Что такое стихотворный размер?
  • Ямб
  • Хорей
  • Дактиль
  • Анапест
  • Амфибрахий
  • Заключение

Что такое стихотворный размер?

Для того чтобы перейти к понятию стихотворного размера, сначала необходимо понять, что такое «стих».

Многие путаются в этом, но стих – это ещё не стихотворение и не поэма, стих – это лишь одна строчка произведения, которую, в свою очередь, можно разделить на стопы.

Стопа – это чередование ударных и безударных слогов, именно это понятие является ключевым в определении стихотворного размера. Она может состоять из двух или трёх слогов для разных его видов.

Соответственно, стихотворный размер – это чередование стоп. Разные авторы предпочитают различные его виды, существуют, в том числе, стихи, которые не подходят ни под один из них.

Размер стихотворения – это, в том числе, особое средство выразительности, делающее произведение лиричным и певучим, или, напротив, резким и надрывным.

Основных стихотворных размеров в русском стихосложении пять, два из них состоят из двух стоп – их называют двусложными:

: что такое жанр в литературе, список и примеры.

Это виды, которые отличаются лиричностью и певучестью, они наиболее популярны в литературе, особенно прошлых веков. С определением ямба и хорея реже всего возникают проблемы, так как они наиболее легки для восприятия, даже детские стихи чаще всего пишутся именно с их помощью.

Ещё три вида – трёхсложные размеры, соответственно, в них три стопы. К ним относят:

  • Дактиль.
  • Анапест.
  • Амфибрахий.

Эти виды несколько сложнее, однако отмечают и их большую выразительность, богатство оттенков, которые они могут передать. Поэты, использовавшие их, отмечали, что видят в этих размерах живость, сходную со звучанием человеческой речи.

Ямб

С ямбом знакомы все, кто хоть раз слышал стихотворные произведения «солнца русской поэзии», ведь ямб – любимый стихотворный размер Пушкина. Им написано большинство его сказок, он использует его в лирических стихотворениях, таких, как всем известное «Зимнее утро». Рассмотрим строки из этого произведения.

«Мороз и солнце; день чудесный!

Ещё ты дремлешь, друг прелестный…»

Достаточно расставить ударения, чтобы убедиться, что они падают на каждый второй слог. Именно в случае, когда ударение падает на чётные слоги, текст перед читателем написан ямбом.

Однако есть ещё одна характеристика, на которую следует обращать внимание. Безударный и ударный слог составляют в этом случае одну стопу. Следовательно, в этом стихотворении четыре стопы – оно написано четырехстопным ямбом. Рифма здесь женская – то есть после ударного слога следует ещё один безударный.

Хорей

Хорей – ещё один двусложный размер. В переводе с греческого его название означает «плясовой». В отличие от певучего ямба, который чаще всего связывают с нежностью и лиричностью, хорей – менее спокойный размер. Ударение в нём падает на нечётные слоги, например:

«Мчатся тучи, вьются тучи

Невидимкою луна

Освещает снег летучий…»

Это строки из стихотворения А. С. Пушкина «Бесы». Для творчества поэта характерно при описании бурь использовать именно хорей.

Нетрудно догадаться, почему выбран именно он – хорей гораздо лучше изящного ямба передаёт чувство тревоги, навеянное зимней ночью, когда кажется, что во тьме скрывается что-то враждебное и чуждое.

Особенно ярко такое настроение выражено в стихотворении, строки которого представлены выше.

Дактиль

В переводе с греческого наименование этого вида переводится как «палец». Можно предположить, это связано с тем, что дактиль словно указует на нечто важное, делает акцент на первом слоге из трёх, ведь именно он в этом размере является ударным.

«Тучки небесные, вечные странники…»

М. Лермонтов, в отличие от А. Пушкина, отдавал предпочтение трёхсложным размерам, среди которых и дактиль. Этот размер широко употреблялся как в восемнадцатом веке, так и в двадцатом, и до сих пор не сдаёт своих позиций, так как обладает большой выразительностью. В приведённых выше строках присутствует и так называемая дактилическая рифма, когда после ударной гласной следуют два слога.

Анапест

Анапест в переводе «отражённый назад». Своё название он получил, так как обратен дактилю. Так как это трёхсложный размер, то стопа включает три слога, из которых ударным будет последний. Этот вид встречается довольно редко, в качестве примера можно привести следующие строки:

«О, весна, без конца и без краю –

Без конца и без краю мечта!»

Их автором является А. Блок. Можно заметить, что анапест действительно больше похож на человеческую речь, чем двусложные размеры. Чаще всего используются трёхстопный и четырёхстопный анапест, в этом случае автором выбран трёхстопный.

Амфибрахий

С греческого амфибрахий переводится как «краткий с обеих сторон». Обусловлено такое название тем, что из трёх слогов ударным здесь будет второй, окружённый двумя безударными.

«Не ветер бушует над бором,

Не с гор побежали ручьи,

Мороз-воевода с дозором

Обходит владенья свои…»

Строки из известного стихотворения «Мороз-воевода» Н. Некрасова служат хорошей иллюстрацией использования амфибрахия. Н. Некрасов очень любил трёхсложные размеры, поясняя свою любовь тем, что они очень выразительны, близки к речи. В этом стихотворении можно наблюдать мужскую рифму – так называется рифма, при которой последний слог является ударным.

Заключение

Определять размер стиха в произведении несложно, главное, не запутаться в названиях. Необходимо помнить и о том, что его основных видов существует пять, однако литература очень разнообразна, и порой невозможно отнести произведение к «чистому» виду. Знания о стихотворных размерах помогут полнее воспринимать литературные произведения и, возможно, лично участвовать в их создании.

Источник: https://obrazovanie.guru/literatura/kak-opredelit-razmer-stihotvoreniya-primery.html

Ритмика в стихах. Пособие

Настоящее пособие рассчитано на начинающих поэтов, столкнувшихся с трудностями в понимании правил построения ритма стихов, и на тех любителей поэзии, которые не всегда понимают замысел поэтов и затрудняются при чтении их стихов. Пособие должно помочь автору не только правильно написать стихи, но и проверить уже написанные на правильность исполнения ритма, а тем, кто берётся проверять и критиковать чужие стихи, подскажет, как правильно объяснить чужие ошибки.

Оглавление

  • Содержание
  • Ключевые термины
  • 1. Ударения
  • 2 Схематическая запись
  • 3 Разновидности стоп
  • Совет начинающим
  • 4. Обозначение ритма
  • 5. Идеальный стих
  • 6. Паузы

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Ритмика в стихах. Пособие предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Следует различать собственное и ритмическое ударения.

Собственное определяется словарным написанием слова и не может быть изменено автором. В случае, если автор использует слово с неверным ударением, это рассматривается как создание неологизма, нового слова, что никакими правилами не ограничивается, но и не приветствуется. При этом автору рекомендуется выделить, обозначить неверное ударение, чтобы у читателя не было сомнений в правильности чтения.

В каждом слове есть только один ударный слог, остальные считаются безударными.

В словах, состоящих из одного слога, он и считается ударным. Слов без ударений не бывает. С точки зрения ритма стихосложения предлоги, частицы, не содержащие гласной, к словам вообще не относятся, их как бы и нет вовсе. Например, строка: «Кто бы сказал мне» на один слог длиннее, чем строка «Кто б сказал мне».

Строка «Во далёкой сибирской деревне» на один слог длиннее, чем строка «В далёкой сибирской деревне».

Ритмическое ударение диктуется ритмом построения строки, в том числе, слово может потерять его вовсе, если так задумал автор, или, наоборот, приобрести ударение слогов, которые по словарю считаются безударными.

Правильным является совпадение обоих ударений, а несовпадение считается ошибкой. Например, строки, в которых каждый четвёртый слог — ударный:

а я на днЯх летал за грАнью

и собирАл свет звезд ладОнью.

В словах «летал, свет, звёзд» ритмического ударения нет.

Собственно, это уже и есть «болванка». Теперь видно, что можно выбрать другой вариант записи текста. Укоротить строки вдвое, тогда на стыках полустрок паузы будут образовываться автоматически:

а Я на днЯх летАл за грАнь,

Свет звЁзд собрАл в своЮ ладОнь.

При изменении ритма строк часть слов обрела ритмическое ударение, но в слове «свет» оно так и не появилось. Это важно понять. До тех пор, пока ритм стиха не определён, нельзя говорить о наличии или отсутствии ритмического ударения в каком-то слове.

Запомните: ударными слогами в строках называют слоги, имеющие ритмическое ударение.

Разговор об ударениях будет ещё продолжен ниже.

Основы стихосложения – ритм-2

Это все теоретически.
А теперь о практической стороне дела и о характерных ошибках
и огрехах в ритмике.

Pитм первого уровня.
Здесь нарушения ритма возможны вследствие большого скопления
подряд идущих согласных – на их произнесение тоже требуется время.
В результате длина слога оказывается заметно большей, чем в других
местах стиха. Создается ощущение ритмической шероховатости.
Но чаще всего встречается такой огрех – столкновение одинаковых или
похожих согласных (все строки не мной выдуманы).

“с свинцом в груди. ”
“и за дверьми стоящим мраком. ”
“мы не ложились спать без сказки. ”
“не считающихся с ним, как с Сущим. ”
“мне б в фортку крикнуть. ”
“нам надо б песню запеть. “

Читая такие строчки приходится либо проглатывать звуки,
либо выбиваться из естественного ритма стиха.
(иногда при этом невольно получается извращенный
смысл “с винцом в груди” “стоящим раком”, “спать без каски”, “ссущим”).
Еще пример, хотя уже не столь явной, но шероховатости:

“В черепичные рыжие крыши. “

“В черепичные” – трудно произносимо. Особенно нежелательно такое
в начале строки. Вместо плавного вкатывания в ритм строки, начинаешь
со спотыкания. (в середине строки инерция ритма произношения как-то
помогает сгладить такие неровности).

Есть редкие случаи – но к ним надо быть готовым, когда
слогообразующую функцию могут выполнять сонорные согласные “р”
или “л”.(например, в чешском языке это не такая редкость).
Например, слово “оркестр” – при нередуцированном произношении
получается три слога ор – ке – стр
А при редуцированом – два [ор-кестр]
Поэтому в стихе это слово может употребляться и как двусложное
и как трехсложное.

Часто встречающееся слово “наверное” может читаться и как
“на-вер-но-е” и как “на-вер-но”
То же для слова “проволока” – часто произносимого как “проволка”.
Автору в таких случаях лучше использовать, пусть формально
неправильную, но четко указывающую на произношение форму,
чем заставлять читателя догадываться, как надо произносить слово.

Ритм 2-го уровня. ПИРРИХИИ И СПОНДЕИ.
Это относится к огрехам в чередовании ударных и безударных
слогов в стихе.
Дело в том, что в силу природы языка, идеальное чередование ударных
и безударных слогов практически невозможно выдержать.
На заре русского стихосложения это пытались делать, но требование
абсолютно строго соблюдать чередование накладывает слишком
жесткие ограничения. В сколько-нибудь длинных и содержательных
стихах появление пиррихиев – пропусков требуемых ударений
или спондеев – сверхсхемных ударений, неизбежно.

Например, ритмическая схема 4 стишия Пушкина запишется
“Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог.”

-/-/-/-/- (если “мой” произносить без ударения)
-/-/—/
—/-/-/- (если “он” произносить без ударения)
-/-/—/
Здесь мы видим, что в строках 2,3,4 пропущено по одному, положенному
по схеме, ударению. Это – пиррихии.
В двусложных размерах – ямбе и хорее, встречаются в основном пиррихии.
В трехсложных размерах – спондеи (“лишние” ударения).
Обратите внимание на примечания в скобках. Целый ряд слов в русском
языке может произноситься как с ударением так и без ударения.
Это односложные слова – местоимения, предлоги, союзы.
Что очень выручает поэтов. Каких-либо определенных правил здесь нет.
Главное – следить, чтобы это звучало естественно.
Языковое чутье, ритмический слух – нельзя заменить никакими правилами.
Поэтому для стихотворца важно обратить внимание на развитие этих навыков.

Вернемся к процитированному 4-стишию.
Обратим внимание, на то что во 2 и 4 стопе пропуски ударений отсуствуют.
И это – не случайность!
В действительности не все ударения в строке равноценны.
Последнее ударение в строке должно находиться на своем месте ВСЕГДА.
Несоблюдение этого – настолько грубая ошибка, что трудно даже вспомнить
пример. Это процарапает самый неискушенный слух.
Но и остальные ударения неравноценны.
Второе ударение (в данном размере – 4-стопном ямбе)
хотя и не в такой степени, но тоже более важно, чем первое или третье.
И это подтверждается анализом других 4-стиший – Пушкин редко пропускает
второе ударение, и никогда – последнее.
Так например строка с отсуствующим вторым ударением
“Так думал молодой повеса” (-/—/-/-)
на слух отчетливо воспринимается, как выбивающаяся ритмически,
так и тянет прочитать ее с неправильным ударением “мОлодой”
Сравните ритмическое звучание этой строки с аналогичной строчкой
с пиррихием на 3 стопе (-/-/—/-)
“Так думал глупенький повеса”
– здесь на слух такого сильного ощущения выбивания из ритма не возникает.
Следующее по важности – первое ударение. И чаще всего пропускается
третье.
Таким образом, в 4-х стопном ямбе по важности ударения распределяются
так: четвертое – второе – первое – третье.

В трехсложных размерах пропуски схемных ударений (пиррихии)
встречаются редко. И звучат как явный огрех.
Но зато практически неизбежны лишние ударения – спондеи
При этом очень характерная ошибка, допускаемая очень многими,
и не только новичками – непонимание того, что спондеи неравноценны.
В одной позиции они звучат приемлемо, а в другой – создают ощущение
нарушения ритма, вплоть до того, что невольно “исправляются” путем
переноса ударения с положеного ему места на другое.
Взять например, первые две строчки стихотворения:
“Когда дождь отстучал свои гаммы
В черепичные рыжие крыши. “

Идеальная ритмическая схема была бы:
–/–/–/-
–/–/–/-
реальная схема:
-//–/-//-
–/–/–/-
Но в таком виде ее даже просто прочитать трудно.
В первой строке неизбежно получается:
“кОгда дОждь отстучАл свОи гАммы. ”
/-/–//-/-
При чтении вслух невольно переносится ударение
в словах “кОгда” и “свОи”.
Таким образом, лишние ударения в оригинале
стоят на неудачных позициях.
Это вполне соответсвует общему правилу, которое следует
запомнить любому стихотворцу:

——————————————-
В трехсложных размерах –/ лишнее ударение во второй позиции -//
гораздо сильнее нарушает ритм, чем лишнее ударение в первой /-/
——————————————-

Я специально подчеркиваю это т.к. в своих путешествиях
по сайту стихиру сталкиваюсь с непонимаем этого правила
буквально на каждом шагу. И даже авторы, считающие себя
вполнее грамотными, ухитряются этого не замечать, и что
еще хуже, отметать такие замечания.
Что может быть объяснено разве что дурной привычкой
читать стихи глазами, а не вслух (хотя бы про себя).
Нарушение этого правила настолько сильно противоречит ритмике,
что при прочтении невольно ударение переносится на более
правильную позицию.
Например, если вместо первой строки взять:

“ВЕшний дОждь отстучАл мОре рИтмов.
“КрУпный дОждь простучАл парадИдлы.

То здесь уже ритмическая шероховатость гораздо меньше заметна.
В разбираемом примере дело усугубляется еще тем, что это –
первая строчка в стихотворении, которая должна давать ритмическую
настройку стиха. И наличие двух ритмических ошибок никак
не способствует этому.
В сложившейся стихотворной практике такие огрехи считаются
в принципе допустимыми.
Но лично я считаю, что с ними следует бороться, и привычность
таких огрехов не должна оправдывать их обилия.
Тем более, что в большинстве случаев появление
таких ошибок объясняется только небрежностью автора.
И опять-таки, не во всех позициях такие огрехи выпирают
одинаково.Так, в данном случае, прислушаемся к звучанию строк:

“Когда дождь простучал парадидлы. ”
“вешний дождь своим шумом наполнил. ”
“Летний дождь простучал свои ритмы. “

Наиболее шероховато звучит первый вариант
наиболее гладко – третий.
Это обусловлено тем, что в начале строки отсуствует еще
ритмическая инерция, и невольно тянет прочитать с правильным
ударением “когдА”, а при таком прочтении возникает ритмический сбой.
В остальных двух случаях ритмическая инерция уже заранее
подготавливает к переносу ударения.
Кроме того, здесь важно еще, какие слова несут сверсхемные ударения
Сравните:

“вешний дождь своим шумом наполнил. ”
“вешний дождь дворы шумом наполнил. “

Перенос ударения в слове “дворы” звучит гораздо корявее.

Итак, появление пиррихиев в двусложных размерах и спондеев
в трехсложных практически неизбежно.
Это однако не означает, что автор вправе вообще не обращать
на них внимание, и любое их появление считать безобидным.
Не во всех позициях cверсхемные ударения (или их пропуски)
звучат одинаково. Искусство стихотворца заключается в
том, чтобы избегать их появления в первую очередь там,
где они звучат наиболее коряво.
И в любом случае избегать скопления их в одной строфе и строке.
Вот плохой пример такого рода – скопление ритмических огрехов:

“ТканерЯженыЕ птицелюди
Безмятежно клюют мОю печень,
Погружая в неё свОи клювы,
Пригибая к земле мОи плечи.”

Приходится читать по ритмике с означеными ударениями.

И еще о внутренней ритмике строк –
об очень частой – и яро оправдываемой авторами, ошибке.
О знаках препинания внутри строки.

В самих знаках препинания ничего собственно крамольного нет.
Плохо когда они корежат ритмическую структуру строки.
Вот характерный пример:

“. ”
“В сумраке комнаты. Завтра – на службу”

Если читать это с остановкой в том месте, где стоит точка,
то нарушается ритм строки. Если же читать согласно ритму,
то исчезает точка, и получается
что службa будет проходить в сумраке комнаты.
Здесь общим правилом стихотворца должно быть следующее:
все знаки препинания внутри строки должны быть “немыми” –
т.е. “нечитаемыми”, не требующими дополнительных пауз
для правильного прочтения.
То есть, легко угадываемыми исходя из текста.
Это в прозе смысл текста
“казнить нельзя помиловать. ”
можно уточнить знаками перпинания:
“казнить, – нельзя помиловать. ”
“казнить нельзя, – помиловать. ”
А в стихе неизбежно получится либо сбоящий ритм,
либо смысловая каша.

Еще несколько примеров:

“А что судьба? Среди столетий. ”
(а что судьба среди столетий . )
“Свет погасим. У свечи. ”
(свет погасим у свечи. )
“Обрывок бечевы. Становится темнее. ”
(Обрывок бечевы становится темнее. )
“С которой стерли запись. Позабыв. ”
(с которой стерли запись, позабыв. )
“не повернуть. От Иордана. ”
(не повернуть от Иордана. )
“Шалтай-Болтай я. Без утайки. ”
(Шалтай-болтая без утайки)

Еще один элемент внутристрочного ритма
– это ЦЕЗУРА.
То есть пауза внутри строки. Но не любая пауза
/например, обусловленная необходимостью “прочтения” точки или запятой/.
Неоднократно приходилось сталкиваться, с тем, что авторы в порядке
самооправдания называют “цезурой” просто ритмическую грязь.
Цезура как ритмический элемент возникает только в
стихотворениях с длинными строками.
Каждая строка тем самым как бы разбиваются на две подстроки.
Возникновение цезуры обязано законам устной речи.
Ни один нормальный человек не говорит длинными непрерывными
периодами, а разбивает свою речь на удобопроизносимые куски.
Когда строки стихотворения слишком длинны для того,
чтобы каждую можно было произносить как единый поток
без остановки, они делятся цезурой на две части.
Как любой ритмический элемент, цезура должна подчиняться
законам ритмики. То есть, находиться в строках на одном и
том же месте. Цезура, которая попадает то на 8-й, то на 10-й,
то на 9-й слог – это уже не ритмический, а аритмический элемент.
Попросту ритмическая грязь.
Цезура, попадающая на середину слова – тоже грязь.
Даже попадая на раздел между словами, цезура может создавать
ощущение ритмической грязи – если членение строки на две части
оказывается неестественным.
Например (обозначив цезуру значком / ):

“Только сердце как ни странно / в чудо все же верит. ”
“Иногда лишь приходя на / этот милый берег. “

В первой из этих строк цезура стоит в нормальной позиции,
а во второй строке – очень неудачно.
Так что, если в том же двустишии паузы поставить более логично,

“Только сердце как ни странно / в чудо все же верит. ”
“Иногда лишь приходя / на этот милый берег. “

то создается ощущение ритмической шероховатости.

Мне неоднократно приходилось встречать стихи, в которых
происхождение шероховатости ритма на поверхностный взгляд
кажется непонятным, но, при внимательном рассмотрении,
оказывается обусловлено несоблюдением правил цезуры.

И наконец еще одно нарушение внутристрочного ритма
– лишние или пропущенные стопы.

Например:
“От боли жизни отрешиться,
но чтоб при этом сердца не лишиться. “

Эффект этого нарушения особенно резко проявляется в коротких строчках.
А в длинных строках гораздо менее – вплоть до того, что на слух
вообще почти неощутим.
И потому в длинных строках встречается гораздо чаще.

Заканчивая разговор о внутристрочном ритме, следует сказать
что упомянутые двух и трехсложные ритмы
(хорей, ямб; дактиль, амфибрахий, анапест)
являются наиболее распространенными, и легкими для освоения
но конечно же не исчерпывают всего.
Помимо простых возможны строки со сложными ритмами
например:

“Выхожу один я на дорогу. ” –/-/—/-

Все сказаное также относится и к ним.
Только следует учесть, что в таких стихах ритм выдерживать труднее,
они более чувствительны к ритмическим огрехам.
Чем сложнее и напряженнее ритм, тем точнее он должен быть выдержан,
иначе он будет ощущаться как спотыкач, ритмическая грязь, а не
оригинальный ритм.
Так например, пеон —/—/-
при наличии большого количества сверхсхемных ударений
начинает восприниматься как грязный ямб.
А ямб с большим количеством пиррихиев – как грязный пеон.
При написании строк с напряженным ритмом следует по возможности
употреблять слова с бесспорным и труднопереносимым ударением,
а также использовать иные средства (грамматические, смысловые,звуковые),
подчеркивающие выбраную нестандартную ритмику.

Иногда задача может оказаться очень трудно исполнимой.
Так, например, почти невозможно заставить звучать ритмический рисунок
/-/–/–/-
именно так.
Вследствие очень сильного тяготения к анапесту
–/–/–/-
Первое ударение так и тянет воспринять как спондей,
и считать за побочное. Особенно, если хотя бы в одной-двух строчках
первый слог остается безударным.
Практически неизбежно вместо своеобразного ритма получается
грязный анапест.
Я встречал на стихире подобные произведения, впрочем и сами
авторы не могли сказать ничего вразумительного на тему,
какой же ритм они пытались провести.

Стихотворные размеры в таблице с примерами

Стихотворные размеры – головная боль не только абитуриентов филфака, изучающих теорию литературы, но даже некоторых литераторов. Поэтический арсенал русских поэтов насчитывает пять активно использующихся стихотворных размеров: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Есть и другие, например, спондей. Что это такое? И чем одни отличаются от других?

Стихотворный размер – способ звуковой организации стиха, ритмическая форма стихотворения.

Если же давать определение простым языком, то стихотворный размер – это чередование безударных и ударных слогов в стихе. Самый простой способ, позволяющий научиться определять стихотворный размер – запомнить ритмический рисунок каждого размера.
Стопа – единица измерения стихотворного размера.
Состоит стопа из нескольких слогов, только один из которых ударный, остальные – безударные. Количество ударных слогов в стихе соответствует количеству стоп (за исключением такого размера, как спондей, в котором могут соседствовать два ударных слога).
Двухсложные стопы: хорей и ямб – это двухсложные размеры или, как их панибратски называют литературоведы, двухсложники.
Трёхсложные стопы: дактиль, амфибрахий, анапест – это трехсложные размеры или сокращенно трёхсложники.

Учимся расставлять ударения и определять размер стиха

Чтобы научиться определять размер любого стихотворения, нужно подсчитать количество ударных и безударных слогов и составить ритмический рисунок стиха.
Всем известно, что в одном слове – одно ударение. Но в стихотворной строке в одном слове может быть несколько ритмических ударений. Например, в четверостишье «Мчатся тучи, вьются тучи/ Невидимкою луна/Освещает снег летучий/Мутно небо, ночь мутна» ударные гласные выделены жирным. Это так называемое словесное ударение, то есть «родное», привычное ударение слова. Но если читать этот текст, как считалку, интонационно выделяя каждый слог, то окажется, что здесь несколько ритмических ударений:
«Мчатся тучи, вьются тучи» – здесь словесное ударение соответствует его ритмическому ударению.
«Невидимкой луна» – а вот здесь интереснее, поскольку в слове «невидимкою» к родному словесному ударению на вторую «и» в слоге «дим» прибавляется ритмическое ударение на «е» в слоге «не» и конечную «ю». В слове «луна» словесное и ритмическое ударение одинаковы.
«Освещает снег летучий» – здесь тоже можно наблюдать возникновение ритмического ударение в неожиданном месте: первый слог «о» в слове «освещает» при чтении строки на манер считалки акустически выделяется.
«Мутно небо, ночь мутна» – в этой строке словесное и ритмическое ударение соответствуют друг другу.

Чтобы составить ритмический рисунок (схему) стиха, нужно:

  1. Расставить словесные ударения в каждой строке, то есть родные ударения во всех словах (за исключением предлогов).
  2. Расставить ритмические ударения, то есть выделить те гласные, которые при прочтении акустически выделяются и тоже звучат как ударные. При расстановке ритмического ударения учитываются и предлоги.
  3. Составить схему. Схема нашего четверостишься «Мчатся тучи, вьются тучи…» будет выглядеть так: _U|_U|_U|_U, так как ударный слог обозначают нижним подчеркиванием _ , а безударный кавычкой U. Отделяют стопы друг от друга прямой вертикальной чертой |.

Не литературоведческий метод определять размер стихотворения

  1. Пронумеровать все слоги в строке.
  2. Прочитать стихотворение на манер считалки, акустически выделяя не только слоги со словесным, но и с ритмическим ударением.
  3. Выделить, то есть подчеркнуть или любым другим способом обозначить все обнаруженные ударные слоги: и со словесным ударением, и с ритмическим.
  4. Выписать подряд номера ударных слогов.
  5. Должна получиться одна из схем, которая будет соответствовать одному из стихотворных размеров:
  • 1-3-5-7-9 — хорей
  • 2-4-6-8-10 и т.д. — ямб
  • 1-4-7-10 и т.д. — дактиль
  • 2-5-8-11 — амфибрахий
  • 3-6-9-12 — анапест

Таблица «Двухсложные стихотворные размеры»

То есть стихотворная стопа такого размера будет стоять из двух слогов

[spoiler title=”источники:”]

http://stihi.ru/2003/10/08-130

http://pishi.pro/teoriya-literatury/stihotvornye-razmery-v-tablicze-s-primerami-656/

[/spoiler]

Стихотворный размер поэтического произведения можно определить по 2 – 4-ём строкам, которые следует выписать и расставить ударения, помня, что служебные части речи (предлоги, союзы, частицы) и иногда односложные местоимения ударения не несут.

Составляя стихотворную схему, нужно вынести все гласные звуки построчно друг под другом. Ударные гласные схематически обозначаются значком тире с ударением над ним. Безударные гласные обозначаются как простое тире (или дуга).

Когда эта работа сделана, следует выявить закономерность в чередовании ударного и безударного(ых) звуков и определить размер:

_i_ __ хорей

__ _i_ ямб

_i_ __ __ дактиль

__ _i_ __ амфибрахий

__ __ _i_ анапест

Выявив размер, можно увидеть количество стоп в строке, то есть сколько раз повторяется данная закономерность.

Пример:

Насевередиком стоитодиноко** АЕЕ ЕИО ОИО ИОО ** __ _i_ __ I __ _i_ __ I __ _i_ __ I __ _i_ __ *** 4-ёхстопный амфибрахий.

Наголой вершинесосна ******** АОО ЕИЕ ОА******** __ _i_ __ I __ _i_ __ I __ _i_ *** 3-ёхстопный амфибрахий с усечённой последней стопой.

Вывод: стихотворение Лермонтова написано амфибрахием. При этом 4-ёхстопный амфибрахий чередуется с 3-ёхстопным, что придаёт стихотворению бОльшую динамичность.

Опубликовано 5 октября, 2018

Добавить комментарий