Правила составления родословных
• Работа над составлением родословной бесконечна, она может продлиться всю жизнь и потребует тщательных изысканий, поэтому необходимо завести архив, в который вы будете заносить все данные о вашей семье. Все записи, в том числе и черновые, нужно вести аккуратно и как можно подробнее.
• Следует использовать общепринятые обозначения.
• При составлении родословного древа старайтесь, чтобы каждая веточка содержала фамилию, имя, отчество. Вспомните состояние здоровья обозначенных в ней родственников, особенности характера и судьбы каждого. Расспросите об этом всех, кто знал их. Проставьте даты рождения и смерти и сделайте отметки о перенесённых заболеваниях. Ваши родители заинтересуются вашими исследованиями и помогут вам.
• Вся дальнейшая работа будет сводиться к истории вашего рода. Воссозданная родословная станет не только интереснейшей семейной реликвией, но и ценным медицинским документом, который будет просто необходим вам, вашим детям или внукам, если придётся обратиться в медико−генетическую консультацию. Ведь дать новую жизнь — огромная ответственность!
Составление родословных
1. Изучите основные правила составления родословной; используйте условные обозначения, представленные на рисунке 28; ветви древа должны быть абсолютно симметричными, а количество ветвей — чётным, так как число предков с каждым восходящим поколением удваивается: два родителя, четыре деда, восемь прадедов и т. д.
2. Сначала изобразите на листе бумаги родословную своей семьи: себя, родителей, своих братьев и сестёр, если они у вас есть, указав рядом с обозначением пола возраст.
3. Внесите в родословную братьев и сестёр ваших родителей:
Следующее старшее поколение — бабушки и дедушки полинии отца и матери. Они продолжают ваш чертёж вверх:
4. Зная принцип построения родословной, вы можете теперь продолжить её по вертикали, а со временем и по горизонтали.
reshalka.com
ГДЗ учебник по биологии 9 класс (Линия Жизни) Пасечник. §23. Моя лаборатория. Номер №1
Решение
1. Алгоритмы решения ситуационных задач.
2.1. Составление и анализ родословных.
Родословная составляется относительно пробанда (родители, дяди и тети пробанда). Родословная строится снизу вверх. Пробанд – это тот член родословной, относительно которого составляется родословная. Сибсы – родные братья и сестры. Полусибсы – двоюродные братья и сестры. Каждому поколению семьи отводится одна строка, на ней слева направо в ряд располагаются символы членов семьи в порядке рождения и соединяются с проведенной над ними горизонтальной линией. Римскими цифрами обозначены последовательные поколения, арабскими- потомки одного поколения.
Условные обозначения:
Задача 1. У здорового пробанда есть брат, сестра с синдактилией 3-го – 4-го пальцев руки и две здоровых сестры с нормальными кистями рук. Мать, отец, тетка и дед по линии пробанда здоровые, у бабки и дяди по линии отца пробанда наблюдается синдактилия. У этого больного дяди от здоровой жены – трое полусибсов: больные сестра, брат и еще одна сестра здорова. У больной бабки со стороны отца пробанда известны здоровые брат, сестра, отец и больные мать, сестра. Со стороны отца пробанда больных не было.
Определить тип наследования заболевания. По какой линии сестра пробанда получила заболевание. Выяснить вероятность рождения у пробанда больных детей, если он женится на своей больной двоюродной сестре.
РЕШЕНИЕ. Правило составления родословной:
при составлении родословной целесообразно наметить несколько начальных строк для размещения поколений;
прочитать задачу до конца и выяснить пол пробанда;
составление родословной начинается с пробанда;
составляют родословную снизу вверх;
с левой стороны римскими цифрами пишем степень родства, а в каждой строчке арабскими цифрами слева направо – членов родословной.
На нижней строчке заготовки поместить здорового пробанда и его сибсов (родных братьев и сестер).
——————————————————-
——————————————————-
————
На второй строчке размещаем родителей пробанда, слева – мать, т.к. у нее нет родственников по родословной, справа – отца, т.к. у него много родственников по родословной. Справа от отца рисуем его сестру и брата, жену брата. От брачной линии брата пробанда опускаем вертикальную линию и рисуем «коромысло» его детей: больную дочь, больного сына и здоровую дочь.
——————————————————————————————-
——————
—————————-
Третья строка снизу. От «коромысла» отца пробанда и его сибсов поднимаем вверх прямую линию и отмечаем на ней брак: слева рисуем больную бабку пробанда и справа его здорового деда. На одной стороне с больной бабкой рисуем её здоровых сестру и брата, связывая их «коромыслом».
Четвертая строка снизу. От «коромысла» бабки, ее брата и сестры поднимаем вверх вертикальную линию, которая заканчивается горизонтальным знаком брака и отмечаем здорового прадеда и больную пробабку пробанда. С левой стороны римскими цифрами отмечает поколения, первое – самое древнее.
I. После построения родословной проводят анализ типа наследования:
1.больных в родословной мало; 2.больные не в каждом поколении; 3.у больных детей родители здоровы (у больных детей четвертого поколения – 2,5 родители здоровые – 1,2); |
} поэтому рецессивный тип |
4.болеют как мужчины, так и женщины в равной степени. |
поэтому аутосомный тип |
Таким образом, тип наследования – аутосомно-рецессивный. |
II. Сестра пробанда получила заболевание от обоих родителей:
P.: ♀ Аа Х ♂ Аа G.: А, а А, а F.: АА, 2 Аа, аа |
Родители пробанда – носители мутантного гена, поэтому при аутосомно-рецессивном типе наследования больные дети наследуют заболевания по обеим линиям; здоровые могут быть как гетерозиготными, так и гомозиготными |
III. Пробанд может быть как гетерозиготным, так и гомозиготным по доминантному аллелю.
P1.: ♀ аа Х ♂ Аа G1.: а А, а F1.: Аа, аа – по 50% Вероятность рождения у пробанда больных детей – 50%. |
1. вариант – пробанд гетерозиготен 2. вариант – пробанд гомозиготен |
P2.: ♀ аа Х ♂ АА G2.: а А F2.: Аа – 100% здоровы Вероятность рождения у пробанда больных детей – 0%. |
Задача 2. Пробанд страдает аниридией, которая характеризуется отсутствием радужной оболочки. Он имеет две сестры, одна из которых страдает аниридией. Мать пробанда здорова и вышла из благополучного по этому заболеванию рода. Отец пробанда болен. По линии отца известны больные дядя и одна тетка, вторая – здорова; бабка, ее сестра и прадед больные. У больного дяди больная дочь и два здоровых сына. У бабки – две сестры и брат здоровые, а одна сестра больная. Прадед имел здорового брата и жену. Составить родословную. Определить вероятность рождения в семье пробанда здоровых детей, если он женится на здоровой женщине и из здорового рода по аниридии.
По какой линии пробанд получил это заболевание?
РЕШЕНИЕ. I. Составляем родословную.
I.
II.
III.
I V.
II. Анализ типа наследования:
1.больных в родословной много; 2.больные в каждом поколении; 3.у больных детей один из родителей болен; |
} поэтому доминантный тип |
4.болеют как мужчины, так и женщины в равной степени. |
поэтому аутосомный тип |
Таким образом, тип наследования – аутосомно-доминантный. |
III. Вероятность рождения в семье пробанда здоровых детей, если он женится на здоровой женщине и из здорового рода по аниридии.
P.: ♀ аа Х ♂ Аа G.: а А, а F.: Аа, аа – по 50% |
Пробанд может быть только гетерозиготным, т.к. он болен и его мать здорова. Заболевание он получил по линии отца. Вероятность в семье пробанда здоровых детей – 50%. |
Задача 3. У пробанда есть здоровые сестра с братом, а также сестра с братом больные амавротической семейной идиотией, которые умерли до 4-рех лет. Её мать и отец – двоюродные сибсы, здоровы. Со стороны отца пробанда известны здоровая тетка, дед и бабка. Со стороны матери пробанда есть здоровые два дяди, дед и бабка. У супругов есть общий больной дядя, здоровые: дядя, тетя, дед и бабка. Общий дядя у супругов имеет здоровую дочь. Она в родственном браке с братом матери пробанда имеет две больных и одну здоровую дочерей, одного здорового сына. Определить вероятность рождения у пробанда здоровых детей, если она выйдет замуж за своего здорового полусибса.
РЕШЕНИЕ. I. Составляем родословную.
I .
II.
I II.
IV.
II. Анализ типа наследования:
1.больных в родословной мало; 2.больные не в каждом поколении; 3.у больных детей родители здоровы; |
} поэтому рецессивный тип |
4.болеют как мужчины, так и женщины в равной степени. |
поэтому аутосомный тип |
Таким образом, тип наследования – аутосомно-рецессивный. |
III. Какова вероятность рождения в семье пробанда здоровых детей, если она выйдет замуж за своего здорового полусибса?
P.: ♀ аа Х ♂ аа G.: а а F.: аа –100% |
Все дети пробанда здоровы, т.к. оба родителя тоже здоровы и не имеют мутантного гена. |
Задача 4. Пробанд – здоровая женщина. Ее сестра также здорова, а брат страдает дальтонизмом. Мать и отец пробанда здоровые. Дед и бабка со стороны матери пробанда здоровы, а прадед со стороны бабки болен, пробабка здорова. Со стороны деда пробанда больных дальтонизмом не обнаружено. У здоровой сестры бабки от здорового мужа родилось шесть детей: два больных сына, три дочери и сын здоровые; у одной здоровой дочери от брака со здоровым мужчиной – один больной сын, у другой здоровой дочери от брака со здоровым мужчиной – семь детей: два больных и два здоровых сына, три здоровых дочери. Определить вероятность рождения у пробанда больных детей, если она выйдет замуж за своего троюродного брата – единственного сына в семье двоюродной тетки. Со стороны отца пробанда больных дальтонизмом не обнаружено.
РЕШЕНИЕ. I. Составляем родословную.
I.
II.
III.
IV.
II. Анализ типа наследования:
1.больных в родословной мало; 2.больные не в каждом поколении; 3.у больных детей родители здоровы; |
} поэтому рецессивный тип |
4.болеют только мужчины 5.больные сыновья у здоровых матерей и отцов |
– поэтому сцеплен с полом тип – поэтому сцеплен с Х-хромосомой тип |
Таким образом, тип наследования – рецессивный сцепленный с Х-хромосомой. |
III. Определить вероятность рождения у пробанда больных детей, если она выйдет замуж за своего троюродного брата – единственного сына в семье двоюродной тетки. Пробанд может быть носителем заболевания с вероятностью 50% c генотипом: ХHХh или Х H ХH, ее супруг болен – ХhY.
P.: ♀ ХHХh Х ♂ ХhY 1. вариант |
P.: ♀ Х H ХH Х ♂ ХhY 2. вариант |
G.: ХH ; Хh Хh ; Y |
G.: Х H ; ХH Хh ; Y |
F.: ХHХh , ХhХh , ХhY, ХHY –вероят-ность 50% |
F.: ХHХh , ХHХh , ХHY, ХHY – вероят-ность 25% |
Задача 5. У пробанда в роду наблюдается дефект эмали зубов. Родители пробанда дефекта не имели, однако со стороны родственников отца это часто наблюдалось. Дед и его брат со стороны отца пробанда имел дефект эмали. У брата деда сын не имел дефекта, а дочь, внучка с ее стороны имели темные зубы, внук не имел. У деда со стороны отца пробанда пятеро детей, из которых три дочери, в том числе две – однояйцевые близнецы имеют дефект, а два сына нет. У одной из однояйцевых близнецов – больной сын и здоровая дочь. Какова вероятность появления дефекта у детей пробанда, если она выйдет замуж за своего двоюродного брата, имеющего этот дефект?
РЕШЕНИЕ. Составляем родословную.
II. Анализ типа наследования:
1.больных в родословной много; 2.больные в каждом поколении; 3.у больных детей родители больны; |
} поэтому доминантный тип |
4.болеют чаще женщины; 5.у больных отцов все дочери больны |
– поэтому сцеплен с Х-хромосомой тип |
Таким образом, тип наследования – доминантный, сцепленный с Х-хромосомой. |
III. Определить вероятность рождения у пробанда больных детей с дефектом, если она выйдет замуж за своего двоюродного брата. Пробанд не является носителем мутантного гена, т.к. ее мать не указана (значить она – здорова), а отец здоров.
P.: ♀ ХhХh Х ♂ ХHY |
G.: Хh ХH ; Y |
F.: ХHХh , ХHY – вероятность рождения детей с дефектом 0% |
Задача 6. Пробанд имеет брата, отца и деда со стороны отца с гипертрихозом. Мать пробанда и бабушка со стороны отца не имеют этого дефекта. Дядя со стороны отца пробанда и его сын имеют гипертрихоз. Супруга дяди не имеет этого дефекта. Вероятность рождения в семье пробанда детей без гипертрихоза, если она выйдет замуж за мужчину без этого дефекта, но в роду, которого он встречался? Вероятность рождения детей без дефекта в семье брата пробанда, если он женится на женщине из здорового рода?
РЕШЕНИЕ. Составим родословную пробанда. Пробанд – женщина, т.к. она выходит замуж (есть указание в конце задачи).
II. Анализ типа наследования:
1.больных в родословной много; 2.больные в каждом поколении; 3. болеют только мужчины. |
}поэтому сцепленный с полом |
4. у больных отцов все сыновья больны |
– поэтому голандрический тип |
Таким образом, тип наследования – сцепленный с – Y хромосомой (голандрический тип). |
III. Определить вероятность рождения в семье пробанда детей без гипертрихоза, если она выйдет замуж за мужчину без этого дефекта, но в роду, которого он встречался? Генотип мужа пробанда ХY, т.к. он без дефекта.
P.: ♀ ХХ (пробанд) Х ♂ ХY |
G.: Х Х ; Y |
F.: ХХ , ХY – вероятность рождения детей с дефектом 0% в семье пробанда |
Вероятность рождения детей без дефекта в семье брата пробанда, если он женится на женщине из здорового рода? Генотип брата пробанда ХY*, т.к. он с дефектом.
P.: ♀ ХХ Х ♂ ХY*(брат пробанда) |
G.: Х Х ; Y* |
F.: ХХ , ХY* – вероятность рождения детей с дефектом в семье брата 50% пробанда, то есть все мальчики. |
Задача 7. На рисунке приведена родословная семьи, в которой наследуется не витамино зависимый рахит. Проанализируйте схему. Определите тип наследования признака в роду. Установите генотип носителей мутантного гена.
Определить вероятность рождения у пробанда больных детей с дефектом. По какой линии получила дефект родоначальник родословной?
I.Проанализируем родословную и определим тип наследования.
1.больных в родословной много; 2.больные в каждом поколении; 3.у больных детей всегда родители больны; |
} поэтому доминантный тип |
4.болеют чаще женщины; 5.у больных отцов все дочери больны |
– поэтому сцеплен с Х-хромосомой тип |
Таким образом, тип наследования – доминантный, сцепленный с Х-хромосомой. |
II. Установить генотип носителей мутантного гена:
Поколение I № 1 – ХАY. Поколение II № 2, 3, 6 – ХАХа. Поколение III № 2, 7 – ХАY; № 3 – ХАХа. В IV поколении все больные женщины – ХАХа.
III. Определить вероятность рождения у пробанда больных детей с дефектом.
P.: ♀ ХАХа Х ♂ ХаY |
G.: Ха, ХА Ха ; Y |
F.: ХАХа , ХаХа ,ХАY, ХаY – вероятность рождения детей с дефектом 50% |
IV. По какой линии получила дефект родоначальник родословной?
ОТВЕТ. Заболевание наследуется доминантно сцеплено с Х-хромосомой, поэтому мальчики наследуют Х-хромосомы и аномалии, сцепленные с ней по линии мамы.
Задача 8. На рисунке приведена родословная семьи, в которой наследуется … . Проанализируйте схему. Определите тип наследования признака в роду. Установите генотип носителей мутантного гена. Определить вероятность рождения у пробанда больных детей, если она выйдет замуж за здорового мужчину и из здорового рода. По какой линии пробанд получила заболевание?
I. Определить тип наследования:
|
Больных в родословной мало, больные не в каждом поколении, у больных детей могут быть здоровые родители, поэтому – рецессивный тип наследования. Болеют мужчины и женщины, в данный момент мужчин больше. Рецессивный сцепленный с Х-хромосомой тип наследования не возможен, т.к. у больной женщины здоровый отец (дочь ХаХа возможна у больного отца ХаY), поэтому тип наследования аутосомно-рецессивный.
II. Установить генотип носителей мутантного гена.
Больные мужчины и женщины имеют генотип – аа.
III. Определить вероятность рождения у пробанда больных детей, если она выйдет замуж за здорового мужчину и из здорового рода.
P.: ♀ аа Х ♂ АА
G.: а А
F.: Аа – все здоровы (100%)
IV. По какой линии пробанд получила заболевание?
P.: ♀ Аа Х ♂ Аа
G.: А, а А, а
F.: АА, 2Аа, аа
пробанд
Пробанд получила заболевание по обеим линиям (по линии отца и линии матери пробанда).
Задача 9. На рисунке приведена родословная семьи, в которой наследуется … . Проанализируйте схему. Определите тип наследования признака в роду и зиготность (генотип) членов родословной. Определить вероятность рождения у пробанда больных детей, если он женится на здоровой женщине и из здорового рода. По какой линии пробанд получил заболевание?
I. Определить тип наследования:
Болеют мужчины и женщины в равной степени, поэтому это родословная аутосомного тип, у больных детей один из родителей больной, больные в каждом поколении, поэтому – доминантный тип; таким образом, родословная -аутосомно-доминантного типа.
II. Зиготность (генотип) членов родословной:
I поколение № 1 – аа, 2 – Аа;
II поколение № 1, 2, 4 – аа, 3 – Аа;
III поколение № 1, 2, 3, 5 – аа, 4 – Аа.
III. Определить вероятность рождения у пробанда больных детей, если он женится на здоровой женщине и из здорового рода.
P.: ♀ аа Х ♂ Аа
G.: а А, а
F.: Аа, аа
больные – 50%.
IV. По какой линии пробанд получил заболевание?
Пробанд получил заболевание по линии своей матери.
Задача 10. На рисунке приведена родословная семьи, в которой наследуется ***. Проанализируйте схему. Определите тип наследования признака в роду. Установите генотип носителей мутантного гена. По какой линии получил дефект родоначальник родословной? Определить зиготность в семье пробанда.
I. Определить тип наследования. Тип наследования – голандрический, так как болеют только мужчины, в каждом поколении, заболевание передается по мужской линии, т.е. у больного отца все сыновья больные.
II. Установите генотипы носителей мутантного гена. Больные имеют генотип ХY*.
III. По какой линии получил дефект родоначальник родословной?
Родоначальник родословной получил дефект по линии отца, т.к. это голандрический тип наследования.
IV. Зиготность в семье пробанда.
P.: ♀ ХХ Х ♂ ХY* |
G.: Х Х ,Y* |
F.: ХХ, ХY* – больных 50% |
Задача 11. Проанализируйте родословную ***. Напишите зиготность членов родословной.
I. Анализ родословной.
Болеют только мужчины, у больных детей здоровые родители, больные не в каждом поколении, поэтому тип наследования – рецессивный сцепленный с Х-хромосомой.
II. Зиготность членов родословной.
I-е поколение № 1 – ХаY, 2 – ХАХа (ХАХА).
II-е поколение № 1 – ХАY, 2 – ХАХа.
III-е поколение № 1, 3, 4 – ХАХа (ХАХА), 2 – ХАY, 5,6 – ХаY.
Задача 12. На рисунке приведена родословная семьи, в которой наследуется дальтонизм. Проанализируйте схему. Определите тип наследования признака в роду. Установите генотип носителей мутантного гена.
Определить вероятность рождения у пробанда детей с дальтонизмом, если она выйдет замуж за здорового мужчину. По какой линии получила дефект родоначальник родословной?
I.
II.
III.
I. Определить тип наследования:
больных много, однако у здоровых родителей во втором поколении больные дети, поэтому тип наследования – рецессивный;
болеют чаще мужчины, у больной женщине все сыновья больны, поэтому тип наследования рецессивный сцепленный с Х-хромосомой.
II. Установите генотип носителей мутантного гена. Больные мужчины – ХаY, больная женщина – ХаХа .
III. Определить вероятность рождения у пробанда больных детей с дальтонизмом, если она выйдет замуж за здорового мужчину. Пробанд может иметь генотип ХАХа, ХАХА.
P.1: ♀ ХАХа Х ♂ ХАY |
P.2: ♀ ХАХа Х ♂ ХАY |
|
G.1: ХА , Ха ХА ,Y |
G.2: ХА ХА ,Y |
|
F.1: ХАХа, ХАХА, ХАY, ХаY больных 25% |
F.2: ХАХа, ХАY – больных детей 0% |
IV. Родоначальник родословной получила дефект по линии матери (Ха) и отца (Ха), т.к. ее генотип ХаХа .
Задача 13. Составить схему родословной альбинизма по данным:
аутосомно-рецессивный тип наследования,
четыре поколения,
два родственных брака в третьем поколении,
пробанд здоровая женщина в третьем поколении.
Дайте характеристики семей с больными детьми, от кого получили заболевание больные дети в каждом случае. Определите зиготность (генотип) всех членов родословной.
I. Составляем схему родословной.
Эта родословная – аутосомно-рецессивного типа, т.к.
А) рецессивная: в родословной мало больных, у больных детей родители здоровы,
Б) аутосомная: болеют мужчины и женщины в равной степени.
II. Характеристика семей с больными детьми, выяснить от кого получили заболевание больные дети в каждом случае.
P1.: ♀ Аа(№1) Х ♂ Аа(№2) |
P2.: ♀ Аа(№3) Х ♂ Аа(№4) |
|
G1.: А, а А, а |
G2.: А, а А, а |
|
F1.: АА, 2 Аа, аа – больные (2) Здоровые дети (1, 3, 4): АА или Аа |
F2.: АА, 2 Аа, аа – больные (7) Здоровые дети (5,6): АА или Аа |
Больные дети получили заболевание от обоих родителей, т.к. у больных генотип «аа», то один ген «а» от папы, а другой ген «а» от мамы, оба родителя были носители.
III. Определить зиготность (генотип) всех членов родословной.
I. поколение № 1, 2 АА или Аа
II. поколение № 1, 2, 3, 4, 5 АА или Аа
III. поколение № 1, 2, 3, 4 Аа
IV. поколение № 2, 7 аа; № 1, 3, 4, 5, 6 АА или Аа.
Задача 15. Составить схему родословной по данным:
аутосомно-доминантного тип наследования,
три поколения,
пробанд больной мужчина в третьем поколении.
От кого получил заболевание пробанд. Определите зиготность (генотип) всех членов родословной. Какая вероятность рождения здоровых детей, если пробанд женится на своей здоровой двоюродной сестре?
Задача 1.
Болезнь наследуется по аутосомно-рецессивному типу. Пробанд болен, и его родословная имеет следующий вид:
Рис. 1. Графическое изображение родословной по аутосомно-рецессивному типу наследования признака.
Жена пробанда здорова и не содержит в своем генотипе патологических аллелей. Чему равна вероятность рождения у пробанда здорового ребенка?
Решение:
Генная запись скрещивания:
Вероятность рождения здорового ребенка (генотип Аа):
Р = 1/1 = 1 (100%).
Ответ:
Вероятность рождения у пробанда здорового ребенка равна 1 (100%).
Задача 2.
Определить тип наследования признака. Установить возможные генотипы всех членов родословной.
Рис. 2. Графическое изображение родословной по голандрическому типу наследования признака.
Решение:
Изучаемый признак встречается только у особей мужского пола в каждом поколении и передаётся от отца к сыну, при этом все мальчики рождаются с этим признаком, то можно думать, что изучаемый ген находится в Y-хромосоме (голандрическое наследование).
Возможные генотипы всех членов родословной:
Ya – наличие данной аномалии;
YB – нормальное развитие организма (отсутствие данной аномалии).
Все мужчины, страдающие данной аномалией, имеют генотип: XYa;
Все мужчины, у которых отсутствует данная аномалия, имеют генотип: XYB.
У женщин данная аномалия отсутствует.
Задача3. Составить родословную, состоящую из пяти поколений по аутосомно-доминантному типу наследования.
Решение:
Аутосомно-доминантное наследование:
1. признак встречается часто, в каждом поколении;
2. признак встречается у детей, у которых хотя бы один из родителей имеет изучаемый признак;
3. мужчины и женщины с изучаемым признаком встречаются с приблизительно одинаковой частотой.
Рис. 3. Графическое изображение родословной по аутосомно-доминантному типу наследованию признака, состоящей из пяти поколений.
Люди с изучаемым признаком встречаются часто, в каждом поколении; человек, имеющий изучаемый признак, рождается в семье, где обязательно хотя бы один из родителей имеет изучаемый признак. Поэтому можно сделать первый предварительный вывод: изучаемый признак является доминантным. В родословной 7 женщин и 6 мужчин имеют изучаемый признак. Можно считать, что изучаемый признак с приблизительно равной частотой встречается и среди мужчин, и среди женщин. Это характерно для признаков, гены которых расположены не в половых хромосомах, а в аутосомах. Поэтому можно сделать второй предварительный вывод: изучаемый признак является аутосомным.
Таким образом, по основным особенностям наследование изучаемого признака в этой родословной можно отнести к аутосомно-доминантному типу. Кроме того, эта родословная не обладает набором особенностей, характерных для других типов наследования.
Символы, используемые при составлении графического изображения родословной:
– особь мужского пола, не имеющая изучаемого признака;
– особь женского пола, не имеющая изучаемого признака;
– особь мужского пола, имеющая изучаемый признак;
– особь женского пола, имеющая изучаемый признак;
– брак мужчины и женщины;
– близкородственный брак;
– дети одной родительской пары (сибсы);
– бездетный брак;
– пробанд.
Задача 4.
Составить родословную, состоящую из пяти поколений по аутосомно-рецессивному типу наследования.
Решение:
Аутосомно-рецессивное наследование:
1. признак встречается относительно редко, не в каждом поколении;
2. если признак имеется у обоих родителей, то этот признак имеют все их дети;
3. признак встречается и у детей, родители которых не имеют изучаемого признака;
4. мужчины и женщины с изучаемым признаком встречаются с приблизительно одинаковой частотой.
Рис. 4. Графическое изображение родословной по аутосомно-рецессивному типу наследованию признака, состоящей из пяти поколений.
Признак встречается у детей, родители которых не имеют данный признак. Признак встречается относительно редко не в каждом поколении. Мужчины и женщины имеют этот признак в равной степени, что указывает на то, что ген этого признака локализован в аутосоме и передаётся по аутосомно-рецессивному типу.
Символы, используемые при составлении графического изображения родословной:
– особь мужского пола, не имеющая изучаемого признака;
– особь женского пола, не имеющая изучаемого признака;
– особь мужского пола, имеющая изучаемый признак;
– особь женского пола, имеющая изучаемый признак;
– брак мужчины и женщины;
– близкородственный брак;
– дети одной родительской пары (сибсы);
– бездетный брак;
– пробанд.
Задача 5.
Определить тип наследования признака. Установить возможные генотипы всех членов родословной.
Рис. 5. Графическое изображение родословной по рецессивному сцепленному с Х-хромосомой типу наследования признака.
Решение:
Признак встречается относительно редко. Признак проявляется у детей, родители которых не имеют этого признака. Изучаемый признак, встречаются у представителей мужского пола примерно в равной степени и очень редко у представителей женского пола (в родословной 5 мужчин и 1 женщина), поэтому можно думать, что изучаемый признак рецессивен и сцеплен с полом: обусловливающий его ген расположен в половой Х- хромосоме. Тип наследования: рецессивное сцепленное с Х-хромосомой наследование.
Возможные генотипы всех членов родословной:
Наличие признака – Хa;
Отсутствие признака – ХA;
Генотип представителей мужского пола с данным признаком – ХaY. Генотип мужчин с отсутствием данного признака – ХAY. Генотип женщины с наличием данного признака – ХaХa. Возможные генотипы женщин, у которых отсутствует признак – ХAХA или ХAХa. Генотипы основателей рода:
ХAХa; ХAY.
Генотип пробанда – ХAY.
Задача 6.
Составить родословную, состоящую из пяти поколений по доминантному, сцепленному с Х-хромосомой типу наследования.
Решение:
Доминантное сцепленное с Х-хромосомой наследование:
Рис. 6. Графическое изображение родословной по доминантному признаку, сцеплённому с Х-хромосой.
Признак встречается в каждом поколении. Признак встречается у детей, у которых хотя бы один из родителей имеет данный признак. Признак встречается и у мужчин и у женщин, но у женщин приблизительно в два раза больше, чем у мужчин. Если изучаемый признак имеет мужчина, то все его дочери будут иметь этот признак, а у всех его сыновей этот признак будет отсутствовать.
Символы, используемые при составлении графического изображения родословной:
– особь мужского пола, не имеющая изучаемого признака;
– особь женского пола, не имеющая изучаемого признака;
– особь мужского пола, имеющая изучаемый признак;
– особь женского пола, имеющая изучаемый признак;
– брак мужчины и женщины;
– близкородственный брак;
– дети одной родительской пары (сибсы);
– бездетный брак;
– пробанд.
Задача 7.
Определить тип наследования признака. Установить возможные генотипы всех членов родословной.
Решение:
Определение типа наследования признака:
Люди с изучаемым признаком встречаются в родословной редко, не в каждом поколении, признак встречается у человека, родители которого не имеют изучаемого признака, значит,данный признак рецессивный. При близкородственном скрещивании наблюдается рождение большого количества детей с данным признаком. Признак встречается приблизительно одинаково редко у мужчин и у женщин (у женщин – 3, у мужчин – 2), то можно предположить, что изучаемый признак является аутосомным, т. е. обусловливающий его ген расположен в аутосоме.
Таким образом, по основным особенностям наследование изучаемого признака в этой родословной можно отнести к аутосомно-рецессивному типу. Кроме того, эта родословная не обладает набором особенностей, характерных для других типов наследования.
Возможные генотипы всех членов родословной:
А – аллель доминантного гена;
а – аллель рецессивного гена.
Генотипы особей, имеющих данный признак: (аа).
Генотипы основателей рода (особь №1 и особь №2) –Аа.
Генотипы остальных особей можно представить так: (А_).
Задача 8. Составить родословную, состоящую из пяти поколений по рецессивному, сцепленному с Х-хромосомой типу наследования.
Решение:
Рецессивное сцепленное с Х-хромосомой наследование:
1) признак встречается относительно редко, не в каждом поколении;
2) признак встречается преимущественно у мужчин, причем у их отцов признак, обычно отсутствует, но имеется у дедов (прадедов) по материнской линии;
3) у женщин признак встречается только тогда, когда он имеется и у их отца.
Рис. 8. Графическое изображение родословной с рецессивным сцепленным с Х-хромосомой типом наследования признака.
Символы, используемые при составлении графического изображения родословной:
– особь мужского пола, не имеющая изучаемого признака;
– особь женского пола, не имеющая изучаемого признака;
– особь мужского пола, имеющая изучаемый признак;
– особь женского пола, имеющая изучаемый признак;
– брак мужчины и женщины;
– близкородственный брак;
– дети одной родительской пары (сибсы);
– бездетный брак;
– пробанд.
Задача 9.
Определить тип наследования признака. Установить возможные генотипы всех членов родословной.
Рис. 9. Графическое изображение родословной с аутосомно-рецессивным типом ядерного наследования признака.
Решение:
Определение типа наследования признака:
Признак встречается относительно редко, не в каждом поколении; признак встречается и у детей, родители которых не имеют изучаемого признака; мужчины и женщины с изучаемым признаком встречаются с приблизительно одинаковой частотой (2 женщины и 3 мужчины). Если люди с изучаемым признаком встречаются в родословной редко, не в каждом поколении, и если признак встречается у человека, родители которого не имеют изучаемого признака, то можно думать, что изучаемый признак является рецессивным. Если особи разного пола, имеющие изучаемый признак, встречаются приблизительно с одинаковой частотой, например, одинаково часто или одинаково редко, то можно думать, что изучаемый признак является аутосомным, то есть обусловливающий его ген расположен в аутосоме.
Таким образом, можно предположить, что данное графическое изображение родословной принадлежит к аутосомно-рецессивному типу ядерного наследования признака.
Возможные генотипы всех членов родословной:
А – аллель доминантного гена;
а – аллель рецессивного гена.
Генотипа особей, имеющих данный признак (особь №3, №7, №9): (аа).
Геноипы основателей рода: особь №1(аа) и особь №2 (А.).
Генотипы особей: особи №3, №4, №6 (АА).
Генотип особи №5 (Аа).
Генотипы остальных особей можно представить так: (А.).
Задача 10.
Определите тип наследования, генотип пробанда в следующей родословной:
Решение:
Изучаемый признак встречается только у особей мужского пола в каждом поколении и передаётся от отца к сыну (если отец болен, то все сыновья тоже страдают данным заболеванием), то можно думать, что изучаемый ген находится в У-хромосоме. У женщин данный признак отсутствует, так как по родословной видно, что признак по женской линии не передаётся. Поэтому тип наследования признака: сцепленное с Y-хромосомой, или голандрическое наследование признака. Сцепленное с Y-хромосомой, или голандрическое, наследование характеризуется следующими признаками:
1. признак встречается часто, в каждом поколении;
2. признак встречается только у мужчин;
3. признак передается по мужской линии: от отца к сыну и т.д.
Возможные генотипы всех членов родословной:
Ya – наличие данной аномалии;
YB – нормальное развитие организма (отсутствие данной аномалии).
Все мужчины, страдающие данной аномалией, имеют генотип: XYa;
Все мужчины, у которых отсутствует данная аномалия, имеют генотип: XYB.
Ответ:
Сцепленное с Y-хромосомой, или голандрическое наследование.
Генотип пробанда: XYa .
Задача 11.
Определите тип наследования, генотип пробанда в следующей родословной:
Решение:
Люди с изучаемым признаком встречаются в родословной редко, не в каждом поколении (только в четвёртом поколении), признак встречается у человека, родители которого не имеют изучаемого признака, то можно думать, что изучаемый признак является рецессивным. В родословной 1 женщина и 1 мужчина имеют изучаемый признак. Можно считать, что изучаемый признак с приблизительно равной частотой встречается и среди мужчин, и среди женщин. Это характерно для признаков, гены которых расположены не в половых хромосомах, а в аутосомах. Поэтому можно сделать второй предварительный вывод: изучаемый признак является аутосомным. А – доминантный ген (организм здоров); а – рецессивный ген (организм болен). Генотип пробанда (женский организм) будет иметь вид: «аа». Все организмы, страдающие данной аномалией, имеют генотип «аа», все организмы, у которых отсутствует аномальный признак, имеют генотип «А_».
Ответ:
Аутосомно-рецессивный тип наследования признака.
Генотип прбанда: аа.
Задача 12.
Определите тип наследования, генотип пробанда в следующей родословной:
Решение:
Люди с изучаемым признаком встречаются часто, в каждом поколении; чело-век, имеющий изучаемый признак, рождается в семье, где обязательно хотя бы один из родителей имеет изучаемый признак. Поэтому можно сделать первый предварительный вывод: изучаемый признак является доминантным.
В родословной 5 женщин и 5 мужчин имеют изучаемый признак. Можно считать, что изучаемый признак с приблизительно равной частотой встречается и среди мужчин, и среди женщин. Это характерно для признаков, гены которых расположены не в половых хромосомах, а в аутосомах. Поэтому можно сделать второй предварительный вывод: изучаемый признак является аутосомным.
Таким образом, по основным особенностям наследование изучаемого признака в этой родословной можно отнести к аутосомно-доминантному типу. Кроме того, эта родословная не обладает набором особенностей, характерных для других типов наследования.
Определение генотипа пробанда:
А – доминантный ген (аномалия организма);
а – рецессивный ген (нормальное развитие организма).
Для изучаемого признака характерен аутосомно-доминантный тип наследования. Мальчик имеет изучаемый признак, признак имеется у сестры и у матери, а отсутствует у отца и у второй сестры, значит, мальчик гетерозиготен по данному признаку, ген «А» он получил от отца, а ген «а» – от матери. Генотип пробанда: «Аа».
Ответ:
Аутосомно-доминантный тип наследования признака.
Генотип прбанда: Aа.
Схема родословной семьи
30-Апр-2014 | Нет комментариев | Лолита Окольнова
В животном и растительном мире есть гибридологический метод, аналогом в генетике человека является генеалогический метод — анализ родословной человека.
Темы, которые нужно знать:
- Основные термины генетики
- Законы Менделя: 1, 2 и 3-ий
- Анализирующее скрещивание
Задачи ЕГЭ по генетике на
схему родословной семьи
Итак, характер наследования признака:
- если у большинства детей первого поколения (1) этот признак проявляется, то он доминантный, если не проявляется — рецессивный.
В нашем примере всего у одного ребенка из троих проявился этот признак, значит, он рецессивный.
если признак проявляется только у мужчин ( или только у женщин), значит, он сцеплен с полом. Если он проявляется и у тех, и у других, значит, не сцеплен, аутосомный.
В этом примере признак явно не сцеплен с полом. Теперь определим генотипы: Родители (P):
- женщина с исследуемым признаком: aa
- генотип мужчины — Аа (у детей наблюдается расщепление признаков);
Первое поколение F1:
- 2 женщины Aa
- мужчина аа
Второе поколение детей F2: т.к. расщепление 50%, то брак был с гетерозиготной женщиной — Аа
- 2 женщины и 2 мужчины Aa
Схема родословной семьи №2
- признак явно рецессивный — он проявился только у потомков во втором поколении;
- признак явно аутосомный — он проявляется у девочек и мальчиков.
Родители (P):
- генотип женщины с исследуемым признаком — аа;
- генотип мужчины будет АА, т.к. все их дети имеют одинаковый фенотип: Аа — классический пример 1-го закона Менделя;
Схема родословной семьи №3
- в первом поколении 2 ребенка из 4-х унаследовали признак. Значит, он доминантный;
- признак есть у представителей женского и мужского пола, значит, он аутосомный.
- расщепление 50% следовательно, что генотип отца: Аа, матери: аа;
генотипы людей F1, F2 и F3, не имеющих этого признака: aa
Схема родословной семьи №4 — пример обратной задачи
Темный цвет глаз — обычно доминантный признак.
А — кареглазый
а — голубоглазый
- генотип голубоглазого мужчины — аа (его кареглазые родители должны быть гетерозиготны — Аа);
- генотип кареглазой женщины — Аа (ее мать гомозиготная рецессивная — аа, отец может иметь генотип Аа или АА)
- генотип голубоглазого сына — аа
Теперь осталось составить саму Схему родословной семьи:
Обсуждение: “Схема родословной семьи”
(Правила комментирования)
Н.Н. СЕНЬКИНА,
учитель биологии, с.ш. №17,
г. Сергиев Посад
Моя родословная
Урок-лекция
Неуважение к предкам есть первый
признак дикости и безнравственности.
А.С. Пушкин
Задачи урока: познакомить учащихся
с генеалогическим методом изучения родословных;
научить составлять родословную.
Оборудование: таблицы «Символика,
принятая при построении древа жизни человека»,
«Родословная царской семьи».
I. Составление родословных
Когда-то свою генеалогию знали только
аристократические семьи. Позже их родословные
очень пригодились науке – помогли установить
закономерности наследования многих заболеваний.
«У нас большей частью о предках ничего
не знают, преданий рода не уважают…» – это
написал И.Аксаков в то время, когда при Сенате
существовал целый геральдический отдел,
занимавшийся родословными дворян, а гостиные
каждого имения украшали портреты предков.
Русский философ О.П. Флоренский считал
генеалогию своеобразной педагогикой: «История
рода должна давать нравственные уроки и задачи».
Он призывал к активному познанию своего рода,
утверждал, что перед каждым родом стоит «заданная»
ему историческая задача, которую он «призван
решать».
Учитель знакомит ребят с правилами
работы по составлению родословных.
Правило первое
Работа над родословной бесконечна, она
может продлиться всю жизнь и потребует
тщательных изысканий, поэтому необходимо
запастись терпением, старанием и аккуратностью.
1. Очень быстро перед вами откроется
огромное количество имен, поэтому нужно сразу
завести толстую тетрадь с пронумерованными
страницами и сделать в ней оглавление.
2. Приготовьте несколько папок для бумаг. В них вы
будете хранить письма, фотографии, записки,
документы и т.д.
3. Нужны цветные карандаши и фломастеры.
4. Ваш архив постепенно будет разрастаться,
поэтому желательно сразу определить место, где
вы его разместите. Тот, кто не поленится, вскоре
найдет первые экспонаты для семейного музея:
фотографии, личные вещи.
5. При возможности используйте фотоаппарат,
видеокамеру, магнитофон.
6. Приобретите фотоальбом.
Правило второе
Все записи, в том числе и черновые,
нужно вести аккуратно и как можно подробнее.
Педагог предлагает детям начертить родословное
древо и объясняет как это делать.
Возьмите карандаш, лист бумаги,
нарисуйте квадратик (общепринятое символическое
изображение: мужчины – квадрат, женщины –
кружок). Справа внизу нарисуйте квадратик – это
вы. Отметьте квадратик стрелкой и укажите свой
возраст (например, 17 лет). Рядом нарисуйте
символически вашего брата () и сестру ().
Соедините себя, сестру и брата общей скобкой.
Теперь обозначьте символами ваших родителей:
отца, мать. Соедините их горизонтальной линией,
символизирующей брак (рис. 1).
Рис. 1
У ваших родителей могут быть братья и
сестры. Допустим, у вашей матери есть брат и две
сестры, у отца – два брата. Это ваши дяди и тети,
внесите их в родословную (рис. 2).
Рис. 2
Следующее старшее поколение – бабушки и
дедушки по линии отца и матери. Они продолжают
ваш чертеж вверх (рис. 3).
Рис. 3
Обозначим цифрой 1 поколение дедушек и
бабушек, цифрой 2 – поколение отцов и матерей,
себя и своих братьев и сестер – цифрой 3. Мы
символически изобразили три поколения вашей
семьи.
Зная принцип построения родословной,
вы можете теперь продолжить ее и по горизонтали,
внося родственников своей будущей жены и вверх –
по вертикали – прадедушек и прабабушек. Ну, а
ниже линии, соединившей вас и вашу будущую жену,
вы можете символически обозначить своих будущих
детей (рис. 4).
Рис. 4
У вас получилось дерево с сильно
ветвящейся кроной. Можно, конечно, рисунок
перевернуть и крону превратить в корневую
систему. Ведь не случайно мы употребляем
выражение «своими корнями мой род уходит…»,
«корнями я происхожу…». Словом, это не
принципиально, как вы нарисуете дерево.
Правило третье
Ветви (корни) дерева должны быть
абсолютно симметричными, а количество ветвей –
четным. Число предков с каждым
восходящим поколением удваивается: два
родителя, четыре деда, восемь прадедов и т.д. Если
этот ряд продолжить, то число предков в каждом
восходящем поколении будет равно 2n, где n
– величина, обозначающая число поколений.
Известный американский генетик Курт
Штерн считал, что все люди на земле связаны между
собой той или иной степенью родства. Особенно
наглядной эта связь становится, если рассмотреть
ряд генеалогических древ, которые стали
классическими и широко используются в генетике.
Причем наглядность этих родословных
обеспечивается четким наследованием какого-либо
характерного признака. В качестве примера можно
привести родословную европейских царственных
фамилий, ведущих род от королевы Виктории (рис. 5).
Рис. 5
Эта родословная демонстрирует
передачу наследственного заболевания гемофилии
(нарушения свертываемости крови). Гемофилией
страдают только лица мужского пола, в то время
как женщины являются лишь носителями этого гена.
Королева Виктория «наделила» гемофилией многих
мужчин в своем роду, в том числе и цесаревича
Алексея – сына Николая II и царицы Александры
Федоровны (Алисы), унаследовавшей ген гемофилии
от своей бабушки – королевы Виктории.
Правило четвертое
При заполнении родословного древа
старайтесь, чтобы каждая веточка содержала
фамилию, имя, отчество. Вспомните состояние
здоровья обозначенных в ней родственников,
особенности характера, судьбы каждого.
Расспросите об этом всех, кто знал их. Может быть,
кто-то из них был долгожителем, а кто-то умер рано.
Проставьте даты рождения и смерти и сделайте
отметки о перенесенных заболеваниях.
Надеюсь, что родители заинтересуются
вашими исследованиями и помогут вам.
На первом начальном этапе составления
родословной идет установление личностей – имен,
фамилий, дат рождения и смерти. Вместе с именами
предков начинаем собирать материал о них:
воспоминания родственников, письма, фотографии.
И вся дальнейшая работа будет сводиться не
просто к родословной, а к истории твоего рода.
Задание № 1
Начертите хронологическую шкалу
основных событий в нашей стране по вертикали.
Рядом выстройте другую таблицу, в которой
значились бы ваши предки (или некоторые из них),
ведь вы уже знаете в какое время они жили. Отныне
изучение твоего рода начинается как бы с двух
сторон.
II. Источники (архивы)
Все ваши устные источники реализованы,
вы всех расспросили. Куда направиться дальше? Все
данные о рождениях, бракосочетаниях, смертях
следует искать в архивах. Здесь вам потребуется
помощь взрослых.
Задание № 2
1. Обратись в районный архив с просьбой
дать сведения о твоих предках. При этом
необходимо назвать точное имя, отчество и
фамилию родственника, желательно знать и год
рождения.
2. Постарайся побывать в местном музее на родине
твоего родственника и получить какую-либо его
касающуюся информацию.
3. Напиши письмо в областной архив с просьбой
выслать интересующие тебя сведения.
Правило пятое
При запросе данных в архивах, музее, в
других учреждениях сообщите максимум сведений о
своем родственнике и четко сформулируйте свой
вопрос.
III. О стволе
Вернемся к исходной точке, т.е. к
«подножию дерева», а, точнее, к тебе.
Задание № 3
1. Начни писать дневник. Во-первых,
познакомься с дневниками Л.Толстого,
Ф.Достоевского, М.Пришвина, других писателей,
художников. Во-вторых, пиши ежедневно хотя бы
несколько строк. Прочти записи А.Болотова.
2. Постарайся писать не только о внешней, но и о
внутренней жизни, отражай все, что тебя волнует.
Не избегай записи о тех, кто рядом с тобой.
3. Пиши только правду, даже если она тебе
неприятна.
IV. О первых двух ветвях
Это о твоих родителях: папе и маме. При
описании жизни рода часто совершается ошибка. Мы
стараемся узнать как можно больше о тех, кого уже
нет в живых, и совершенно забываем о тех, кто
рядом. Тем временем дедушка, бабушка, мама и папа
могут тебе помочь.
Правило шестое
При сборе информации не разделяй факты
на существенные и кажущиеся тебе
несущественными.
Правило седьмое
Не откладывай ни на один день
задуманного в работе над родословной, особенно
если это касается людей старшего возраста.
Правило восьмое
Пока ты не можешь определить
значимость того или иного документа, материала,
собирай все, что касается твоей семьи.
V. О семейном архиве, музее
Постепенно у тебя дома начинает
формироваться семейный архив, который может
перерасти в семейный музей: фотографии, личные
вещи предков, посуда, книги, одежда, награды,
грамоты, дипломы, документы, рукописи. Особенно
ценны предметы, сделанные руками предков, –
предметы быта, шитье, вышивка.
Помимо документов о твоем роде может
много рассказать фамилия твоих родственников.
Изучи происхождение твоей фамилии.
VI. Особенности некоторых семей
При изучении русских семей выделяется
целый ряд специфических особенностей, связанных
с родом занятий. Эта специфика во многом
определяет целенаправленный поиск по
составлению родословной. Это относится к семьям
священников, военных, казачества, и т.д. Особое
место занимают дворянские семьи.
Целый раздел в истории рода необходимо
отвести культуре, образованию, особенностям ума,
свойствам характера.
VII. Историческое значение рода
Мы упомянули далеко не все атрибуты,
которые вы можете использовать в познании своего
рода. Еще раз отмечу, что познание рода
бесконечно, а поэтому в каждом случае многие
вопросы решаются индивидуально и все решения по
составлению родословной предсказать невозможно.
Воссозданная родословная станет не
только интереснейшей семейной реликвией, но и
ценным медицинским документом, который будет
просто необходим вам, вашим детям или внукам,
если придется обратиться в медико-генетическую
консультацию. Ведь дать новую жизнь — огромная
ответственность!
Литература
Кислицина Т.Г. Этика и психология семейной
жизни. — М.: Школа-Пресс, 1999.
Барашнев Ю.И. Наследственность и здоровье.
— М.: Знание, 1976.
Муниципальное образовательное учреждение
«Новоигирменская средняя общеобразовательная школа №3»
Индивидуальный итоговый проект
на тему:
«Родословное древо моей семьи»
Выполнил: Стасенко Софья
ученица 9 класса «А»
Руководитель: Жмурова В. И.
учитель биологии
Новая Игирма 2020
Содержание
-
Введение. ———————————————————–________стр
-
Основная часть. —————————————————________стр
-
Родословное древо моей семьи. ——————————________стр
-
Происхождение и значение фамилий моей семьи.——_______стр
-
Происхождение и значение имён моей семьи.———-________стр
-
Заключение. ——————————————————–________стр
-
Приложения.——————————————————–________стр
-
Источники. ———————————————————________стр
«Изучая дедов, узнаём внуков, то есть, изучая предков, узнаём
самих себя».
В.О.Ключевский
Введение.
Каждому человеку интересно узнать, от кого он происходит, кем были его предки, и кому же он должен быть благодарен. Откуда я родом? Такой простой вопрос на самом деле имеет очень глубокий смысл. Замечательная русская пословица гласит: «Ищи добра на стороне, а дом люби по старине». Издавна одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную, древо жизни. Эта традиция возвращается в семьи.
Род — это великое наследие, получаемое человеком при рождении. Испокон веков знание истории своего рода являлось делом чести. Изучение родословной семьи и составление генеалогического древа объединяло поколения общим героическим прошлым, воспитывало в детях уважение к предкам, прививало чувство сопричастности к подвигам, достижениям и ценностям своей семьи.
Тип проекта: Научно – исследовательский.
Цель проекта: Изучить родословную моей семьи.
Задачи проекта:
-
Составить генеалогическое древо своей семьи.
-
Собрать информацию, имеющуюся у всех родственников, о предках.
-
Узнать о происхождении имён и фамилий моей семьи.
-
Проанализировать собранную информацию.
-
Оформить работу.
Гипотеза проекта: Самое главное в жизни человека – это семья, человек должен знать свои корни, гордиться своими предками и самому быть достойным их.
Методы исследования:
-
Опрос родственников.
-
Изучение документов, фотоальбомов.
Актуальность проекта: Тема данного проекта является актуальной, потому что через историю родов вживую постигается история и современность. Стихийно это происходит в каждой семье через рассказы и живое общение, но устные рассказы и предания недолговечны, многое со временем утрачивается, поэтому необходимы специальные усилия, чтобы история рода не исчезла бесследно.
Основная часть.
Вы когда-нибудь задумывались, откуда произошли ваша фамилия, ваша семья? Как сложилась судьба ваших предков и что было делом их жизни? Я хотела получить ответы на данные вопросы, и для начала мне необходимо было разобраться с несколькими понятиями:
-
Что такое генеалогия?
-
Что такое родословная?
Генеалогия – это наука, изучающая и систематизирующая данные о династиях и древах в хронологическом порядке. Рассмотреть эту научную дисциплину можно и в более узком контексте – на примере какой-то конкретной семьи.
Впервые о составлении «древа», отражающего связь поколений, задумались еще в Древней Греции. Но корни этого явления уходят гораздо глубже – в библейские времена. В Библии повествование начинается с описания происхождения народов. Это – первый пример упорядочивания сведений о представителей одной и той же общности.
Возникла генеалогия из практических потребностей правящих классов, нуждающихся в закреплении своих родственных отношений по целому ряду причин. Знание родословия потребовалось для определения места лица на лестнице социальной иерархии. Оно было также необходимо для наследственного права, причём не только в области наследования имущества, но и власти (династическое право).
Родословная, или, как говорили раньше, родословие, – это последовательный перечень поколений людей твоего рода.
В прошлом генеалогии родословные были достоянием только привилегированной горстки аристократов. А всей массе простого народа «предков не полагалось». Но как раз именно миллионы людей вправе гордиться своими предками, трудом которых создано богатство Родины.
Что такое родословная? Это перечень поколений одного рода. Род – ряд поколений, происходящий от одного предка. Каждый из нас имеет предков, происходит от множества фамилий. Ребенок – это только почка на ветвях большого дерева. Родители – это только ветви, рожденные стволом этого дерева. Огромный мощный ствол – это семья. Земля – это тайна, которая скрывает корни этого дерева. Задумавшись над этим, я решил узнать свои корни, раскрыть некоторые моменты истории моей семьи.
Таким образом, изучив основные понятия, определив всю важность познания своего рода, я преступила к следующей части исследования.
Следующую часть исследования составляло построение генеалогического древа моей семьи. Для этого мне необходимо было собрать информацию, пообщавшись с родственниками, узнать структуру и выяснить каким же образом строится это особое древо.
Я разделила построение древа на несколько этапов.
-
Сбор информации о предках от ближайших родственников.
Этот этап оказался не особо сложным. Для начала я поговорила с мамой. Вытаскивала из неё как можно больше фактов о прошлом своих родственников. Затем разговор состоялся с бабушкой. Главной нашей задачей было вскрытие архивов, пыльных фотоальбомов и необходимых документов. От бабушки я получила большую часть нужной мне информации. С нахождением информации о предках по папиной линии возникли некие трудности, так как мы редко общаемся.
-
Определить структуру построения родословного древа.
Родословное древо – это один из способов представления родословной, когда связи между родственниками отображаются в виде символического дерева.
Различают два вида Родословных древ: прямые – восходящие к предкам и обратные – нисходящие к потомкам.
Вооружившись полученной информацией, выяснив структуру родословных древ, я составила собственное генеалогическое древо.
Родословное древо моей семьи.
Моё родословное древо составляет 4 и более поколений, как со стороны мамы, так и папы.
I-поколение
Стасенко Софья Сергеевна родилась 8 августа 2004 года в поселке Новая Игирма ( Нижнеилимский район, Иркутская область). Ученица 9 «А» класса.
II-поколение
Щепина Наталья Станиславовна родилась 7 мая 1977 года в посёлке Новая Игирма ( Нижнеилимский район, Иркутская область). Закончила Тулунское педагогическое училище в 1999 году. На данный момент работает педагогом дополнительного образования в МОУ «Новоигирменской СОШ №1»
Стасенко Сергей Сергеевич родился 26 октября 1976 года в посёлке Новая Игирма ( Нижнеилимский район, Иркутская область). Закончил среднюю, общеобразовательную школу №2. Работал на предприятии «Игирма-Тайрику». На данный момент его местонахождение неизвестно.
III-поколение
Мальцева Галина Григорьевна родилась 1 июля 1951 года в городе Тулун (Тулунский район, Иркутская область). Закончила медицинское училище в городе Усолье-Сибирское (Усольский район, Иркутская область). На данный момент проживает в Новой Игирме и работает здесь же фельдшером скорой помощи.
Щепин Станислав Александрович родился 7 ноября 1947 года в одном из сёл Нижнеилимского района. Закончил Иркутский, лесотехнический университет. Работал на лесопромышленном предприятии. Всю жизнь посвятил охоте и лесничеству.
Мануилова Нина Викторовна родилась 3 апреля 1954 года в посёлке Новая Игирма (Нижнеилимский район, Иркутская область). Раньше работала мастером энерго – снабжения в Киевском леспромхозе, охранником садика «Берёзка», на данный момент на пенсии.
Стасенко Сергей Иванович родился 17 декабря 1953 года в Красноярском крае. Затем, по неизвестным обстоятельствам переехал в Новую Игирму. Здесь работал в Игирменском леспромхозе.
IV-поколение
Щепин Александр Дмитриевич родился в марте 1926 года в Нижнеилимском районе. Являлся участником Великой Отечественной Войны, был ранен в голову и отправлен в Московский госпиталь, где и на операции погиб.
Панова Александра Владимировна родилась в феврале 1929 года Иркутской области. Работала на стройке птицефабрики, потом работала дояркой, птичницей на птицефабрике.
Янченко Мария Ивановна родилась в июне 1920 года. Беларусь, Витебская область. Затем, отучившись в одной из школ, переехала в Тулун
Мальцев Григорий Иванович родился в мае 1917 года в Витебске (Беларусь). Участник Великой Отечественной Войны, являлся связистом. Пережил войну и умер в 1994 году.
Беляева Галина Николаевна родилась в сентябре 1923 года в городе Волгоград (Волгоградская область). Была лаборантом на мелькомбинате. В своё время сам Сталин провожал её на целину. Участвовала в строительстве железной дороги и водопровода от Казахстана до Иркутска. Там она и познакомилась с будующим мужем.
Мануилов Виктор Иванович родился в 1920-х годах. Во время войны работал на токовом заводе, где и получил такие специальности как токарь, электрогазосварщик, слесарь. Так же увлекался художественной ковкой.
Рапай Анна Павловна родилась в 1920-х годах. Работала в сельском хозяйстве. Во время революции была беженкой из Украины.
Стасенко Иван Генадьевич родился в 1920-х годах в Омске. Был участником Великой Отечественной Войны. Там получил ранение – осколок в легкое. Вернулся на родину, был прооперирован, но простыл после операции и вскоре умер.
Происхождение и значение фамилий моей семьи.
Я решила углубиться в изучение материалов по фамилиям и именам моей семьи. Начав поиск информации, я нашла множество интересных фактов по данной теме.
Фамилии – своего рода живая история. В России становление фамилий началось в конце 14 века. Фамилии в первую очередь стали получать бояре и дворяне в связи установленной обязательной службы и составления служивых людей. В середине 16 века стали появляться фамилии и у ремесленников и городского населения.
Стасенко – эта фамилия принадлежит к древнейшему типу славянских семейных именований, образованных от народных форм крестильных имен. В основе фамилии Стасенко лежит именование предка Стас, которое, в свою очередь, могло являться производной формой мужского крестильного имени Анастасий, в переводе с греческого означающего «возрожденный, воскресший», или формой личного имени Станислав, которое означает «стать славным».
Щепин – Фамилия Щепин – типично русская «деревянная» фамилия, образованная от названия поделочного материала. К этому же типу фамилий относятся: Брусов, Комягин. Вероятно, предок Щепиных занимался сбором или обработкой щепы, либо изготовлением и продажей щепенного товара. Щепой также называли деревянную, щепенную посуду. Поэтому Щепой могли прозвать также мастера, занимавшегося изготовлением разного рода домашней утвари. Кроме того, прозвище Щепа могло указывать и на особенности телосложения предка. «Худой как щепка», – такое выражение существует и сейчас.
Мальцев – эта фамилия связана с прилагательными “малый”, “маленький”. Вероятно, основателем рода Мальцевых был либо человек небольшого роста, за которым закрепилось прозвище Малец, либо человек, которого родители нарекли Мальцом.
Мануилов – Основой фамилии Мануилов послужило церковное имя Иммануил. Фамилия Мануилов образована от крестильного мужского имени Иммануил, распространенного в старину. В переводе с древнееврейского это имя означает “с нами Бог”. Возможно, что в основу фамилии легло прозвище Мануйло, которым нарекали льстеца и обманщика. Однако эта гипотеза маловероятна.
Панов – Существует несколько версий происхождения фамилии Панов. Согласно одной из них, один из предков рода Пановых был выходцем из Польши и, вероятно, дворянином – паном. По другой версии, эта фамилия образована от уменьшенной формы канонических церковных имен Панкратий или Пантелеймон.
Янченко – В основу данной фамилии легло имя Ян, образованное от крестильного имени древнееврейского происхождения Иоанн («милость Божия», «дар Бога»). По всей видимости, родоначальник фамилии Янченко при крещении был назван Иоанном. Однако в своем близком окружении этот человек был известен под производным именем Янко. Среди равных по социальному положению людей подобные уменьшительные имена передавали чувства родства или дружеского расположения.
Беляев – эта фамилия восходит к прозвищу Беляй, которое, в свою очередь, имело немало толкований. Во-первых, это прозвище часто давали человеку со светлым оттенком кожи либо белокурыми волосами.
Однако возможно и иное толкование прозвища. «Не все, носившие имя Беляй, были белыми, а Черняи или Черныши – черными», замечает языковед А.М. Селищев. Беляем в старину называли еще очень опрятного, всегда чисто вымытого человека.
Рапай – фамилия ведет свое начало от прозвища Рапай. Прозвище Рапай, скорее всего, восходит к украинскому нарицательному «рапа», что означает «насыщенная солями вода озер». Вероятно, такое прозвище указывало на место жительства предка: он жил недалеко от водоема. Кроме того, так могли прозвать человека, который использовал соленую воду озер в лечебных целях.
Происхождение и значение имён моей семьи.
Во все эпохи имена играли существенную роль в общении людей. Поэтому и невозможно представить лексику какого- либо языка без имен собственных. В наше время имя человеку обычно дают его родители. Но так было не всегда: сначала на Руси были клички и прозвища. Они давались по внешнему виду, по жизненному случаю или по характеру человека.
Софья – В переводе с греческого языка оно означает «мудрая», «премудрая». Образовалось от древнегреческого имени Софиа. В Россию имя пришло давно. Вначале было распространено только среди аристократов, в царских семьях разных поколений. Позже начало встречаться среди дворянок.
Наталья – имя латинского происхождения. Было образовано от латинского слова «natalis», что переводится как «родная».
Сергей – традиционное, надежное, популярное имя. Оно входит в десятку самых распространенных в России мужских имен. Его происхождение связывают с римским родовым Sergius, которое в переводе с латинского означает «высокий», «знатный».
Галина – Имя Галина образовано от древнегреческого Галене и означает «спокойствие», «тишина», «морская гладь». Так звали нимфу, покровительницу спокойного моря. В настоящее время оно является редким, утратившим свою популярность среди молодых родителей.
Станислав – имя славянского происхождения. Оно означает «прославленный» и существует со времен Древней Руси. Имя Станислав было характерно для представителей знати, основная задача в жизни такого человека – выделиться, стать известным.
Нина – Тайна имени Нина заключается в происхождении. История его возникновения построена на нескольких версиях. Самая популярная связана с ивритом, где есть слово «нин», которое переводится как «правнук».
Александр – одно из наиболее распространенных в нашей стране мужских имен. Детей очень часто называют Сашей. Произошло данное имя от древнегреческого Александрос и состоит из двух частей – «алекс», что означает «защищать» и «андрос» – «человек».
Мария – женское имя библейского происхождения. Именно так звали мать Иисуса. Образовалось оно от древнееврейского имени Мирьям и означает «желанная», «безмятежная». Имя очень популярно во всем мире, в том числе и в России – не только среди взрослых женщин, но и новорожденных девочек.
Григорий – сильное мужское имя. Появилось оно в момент становления христианства на Руси. Его происхождение связывают с древнегреческим словом «григорео», которое означает «бодрствовать», «быть бдительным».
Виктор – характеризует крепкого человека. Произошло оно от латинского Victor и означает «победитель». В христианстве это мужское имя символизирует победу Иисуса над всеми грехами и смертью.
Анна – пришло к нам из древнееврейского языка. В переводе с иврита Ханна означает «милость», «храбрость». Тайна имени в том, что оно является самым популярным в мире.
Иван – имеет библейское происхождение и древнееврейские корни. В переводе с еврейского языка означает «божье благоволение». В России до 1917 года среди крестьян почти каждый четвертый мужчина носил имя Иван. Широкое распространение получило оно и среди других народов мира.
Заключение.
Эта тема показалась мне очень интересной. Работая над проектом, я выполнила все поставленные мной задачи.
С помощью сбора информации, различных фактов у родственников, я смогла составить генеалогическое древо своей семьи, изучить процесс становления моего рода. Мне было очень интересно узнать о профессиях наших родственников, как они жили и трудились в разные годы жизни.
Как и во многих других семьях, война оставила глубокий след в истории моей семьи. Мои прадедушки воевали и, уверена в том, внесли большой вклад в победу нашей страны. Я поняла, что своей жизнью обязана многим поколениям своей семьи. Поэтому надо бережно относиться к своим близким, не забывать их, во всем им помогать.
Теперь я знаю о своих корнях, всё для меня было ново. И я теперь понимаю, что мой род зарекомендовал себя только с хорошей стороны, и я обязательно должна сохранить и преумножить заслуги моего рода. Я думаю, что человек незнающий истории своей страны, не знающий своих предков – это невежественный и неблагодарный человек. Каждый из нас должен уважать и преклоняться перед старшими.
Я накопила определённый опыт в изучении истории нашей семьи. Эту работу я обязательно продолжу и когда-нибудь составлю настоящую историю своего рода. Надеюсь, что мои родные мне в дальнейшем обязательно помогут.
Приложения.
Источники
-
Интернет ресурсы..
-
Воспоминания родных.
-
Семейные фотоальбомы.
-
http://www.vrodu.ru/
-
https://names.neolove.ru/last_names/
12