Как составить родовая община

Первобытные охотники и собиратели жили родовой общиной, которая имела свою определённую территорию.

Родовая община — объединение семей, которые происходят от одного предка, живут на одной территории и находятся под управлением родовых старейшин.

Признаки родовой общины:
• все её члены обладали кровным родством (были сородичами);
• использование коллективного труда (вместе занимались охотой, собирательством, рыболовством);
• коллективное потребление (полученные продукты употребляли совместно);
• совместное использование орудий труда.

Как распределяли обязанности в родовой общине?

Пример:

мужчины занимались охотой, рыболовством, изготовлением орудий. Женщины — собирательством, приготовлением пищи, уходом за детьми.

Как составить рассказ по рисунку - родовая община?

В учебнике дана картинка, на которой изображены древние люди. В задании есть условия: включить в свое сообщение то, что изображено на первом и втором планах. С учетом этого необходимо подготовить небольшой связный рассказ о жизни родовой общины.

Вопрос: как лучше подготовить такой мини доклад ученику 5 класса? Какой рассказ получился у вас?

На рисунке мы видим древних людей, которые живут родовой общиной. Занятия древних людей были направлены на то, чтобы выжить, то есть, не умереть от голода и холода. Проживая большой дружной общиной, им было значительно легче преодолевать трудности.

На переднем плане видим мужчин, которые изготавливают оружие для охоты. Рядом с ними стоит седой мужчина, дающий полезные советы. Женщина шъет одежду из шкуры зверя.

На заднем плане другая женщина занимается выделкой кожи. Также изображен мужчина, который с охоты принес лося, а другие мужчины уже разводят костер, чтобы приготовить ужин.

Видим, что древние люди жили дружно, всю работу выполняли слаженно, никто не бездействовал.

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим

Чёрна­я Луна
[265K]

2 года назад 

На рисунке мы видим жизнь родовой общины древних людей. Эти люди очень трудолюбивы и каждый из них занят своими делами. На первом плане мы видим охотников, которые изготавливают оружие для охоты. Главный среди них старец, который руководит работой. Справа от охотников сидит женщина, которая шьет теплую одежду из звериной шкуры.

Позади охотников и швеи находится женщина, которая выкраивает шкуру животного. Возможно, она будет шить из нее одежду или другое изделие. Еще дальше, за ней, мы видим охотника, вернувшегося с добычей, которая заинтересовала двух ребятишек. Недалеко от них люди сидящие у костра готовят еду. Каждый занят своей работой, направленной на выживание и укрепление общины.

Илта
[366K]

более года назад 

На данном рисунке можно увидеть родовую общину. Эти все люди – родственники у которых одна хозяйстаенная жизнь и одно на всех имущество. На переднем плане сидят несколько мужчин. Они явно готовятся к охоте, потому что изготавливливают орудия. Рядом с ними стоит пожилой человек. Он уже на охоту не ходит, считается старейшиной и даёт молодым охотникам ценные советы, как не погибнуть и вернуться домой с дичью. Рядом с мужчинами справа – женщина, она шьёт шкуру и в тоже время внимательно слушает разговор охотников, возможно, что среди них есть и её муж. Другая женщина тоже занимается обработкой шкуры. На заднем плане можно увидеть человека с добычей и заинтересованных подростков. Недалеко от них пожилой человек развёл костёр и готовит для всех еду. Все в общине заняты своим делом.

Барха­тные лапки
[382K]

более года назад 

На этом рисунке мы видим, как жили родовые общины.

На переднем плане мы видим нескольких мужчин, все они заняты делом, один из них точит копье, другой занимается изготовлением рубила. Рядом с ними стоит старейшина общины, он внимательно следит за работой своих сородичей и дает им ценные советы. Недалеко от мужчин сидит женщина со шкурой убитого животного, она шьет одежду. Кстати, все люди на рисунке одеты в одежды, сшитые из шкур.

По центру рисунка мы видим женщину, которая занята шкурой, скорее всего она ее сушит или подготавливает для дальнейшей обработки.

Вдалеке один мужчина развел костер, он готовит еду. Также недалеко от него резвятся подростки.

Снежн­аяЗим­а
[188K]

более года назад 

Выжить в одиночку в те непростые времена было нелегко. Живя общиной, людям проще было добывать ресурсы, защищать свое имущество и свою жизнь. Именно поэтому люди жили родовыми общинами, одну из них изобразил художник на этой иллюстрации.

Все члены общины живут единым хозяйство м совместно трудятся на благо всей большой семьи. На иллюстрации на первом плане можно увидеть группу мужчин. Они совместно изготавливают оружие, которое будут использовать в предстоящей охоте. Охота – основной источник пропитания общины, ею занимаются мужчины племени. Женщины могут заниматься собирательством, а также они следят за хозяйством и занимаются изготовлением одежды из шкур, именно такую одежду можно увидеть на людях племени.

Также можно отметить, что трудом занимаются люди разного возраста. Пожилой мужчина, изображенный на переднем плане, вместе с другими мужчинами участвует в работе. Возможно, вместе с ними он отправится на охоту. В руке он держит копье. Волосы его седые, наверняка он пользуется большим уважением племени.

Рядом можно увидеть женщину, она мастерит одежду из добытой и уже обработанной шкуры. На заднем плане другая женщина как раз занимается обработкой. Другие члены общины, включая детей, занимаются приготовлением пищи. На заднем плане можно увидеть их жилища. Все трудятся на благо сообщества. Жизнь в таком сообществе более сытная, более устроенная и более безопасная.

88Sky­Walke­r88
[427K]

более года назад 

На этой картине изображена родовая община. Именно таким строем жили древние люди.

На переднем плане мы видим мужчин, которые готовятся к охоте, они изготавливают оружие для охоты. Охота – это была одна из основных деятельностей людей. Рядом стоит мужчина постарше. Скорее всего он дает мудрые советы молодым и неопытным охотникам.

Справа мы видим женщину. У нее в руках шкуры животных. Она их обрабатывает, готовит одежду для холодной зимы.

На заднем плане мы также видим лююей, они все работают.

Мы можем сделать вывод, что люди в родовой общине все делали сообща, вместе, чтобы выжить в непростых погодных условиях.

Алиса в Стран­е
[363K]

более года назад 

На рисунке мы можем видеть несколько людей, занятых каждый своей работой, без дела никто не сидит. Все люди имеют похожую внешность, черные волосы, смуглую кожу, сразу видно, что они одного рода.

Итак, на переднем плане, мы видим двух молодых сильных мужчин, одного пожилого человека, девушку и мальчика. Мальчик наблюдает за работой мужчин по изготовлению каких-то приспособлений для охота и труда, и, возможно, хочет ей научиться, у него самого в руке копье. Тут же стоит третий мужчина, пожилой с седыми волосами, тоже держащий в руках копье. Он наблюдает за работой своих молодых соплеменников и, наверное, делится опытом с ними, дает полезные советы.

Девушка сидит и шьет что-то из шкуры животного, в то же время она с интересом наблюдает за работой мужчин.

Переходим к заднему плану. Там мы видим женщину, она что-то делает с растянутой шкурой животного, возможно, выделывает ее, или уже что-то выкраивает из выделанной шкуры. Еще дальше мужчина готовит на костре пищу, другой мужчина несет добычу с охоты. Также там можно увидеть двух детей. Все работают во имя общего блага, чтобы прокормить племя и защитить его от холода и нападения диких зверей.

Марин­а Волог­да
[294K]

более года назад 

На рисунке изображена родовая община древних людей.

На первом плане в белой шкуре с копьем в руке стоит вождь. Он что-то обсуждает с мужчинами племени.

Все заняты делом. Мужчины племени, которые изображены на переднем плане мастерят орудия для охоты, чтобы добывать еду для своего племени. Мы видим, что у одного мужчины в руке молот, у другого копье, а третий еще только делает свое орудие для охоты.

Рядом с мужчинами сидит женщина, она обрабатывает шкуры и скорее всего сшивает их, чтобы сделать одежду для племени.

На заднем плане по центру еще одна женщина растянула шкуру убитого зверя и что-то с ней делает, я думаю, что она обрабатывает таким образом шкуру.

На заднем плане люди, которые развели костер и готовят еду, а недалеко от них стоят мужчины, которые разделывают убитое животное. Рядом стоят совсем еще дети, скорее всего, они учатся, чтобы вскоре помогать своим родителям в племени.

Точно в цель
[109K]

более года назад 

На рисунке изображена родовая община в первобытном обществе. На заднем плане мы видим, как первобытные люди греются у костра. Рядом первобытная девушка мастерит тотем. По верованиям первобытных людей, тотемы охраняли мир живых от мира духов.

На переднем плане виднеются вооруженные люди это – охотники. Понять это можно по тому, что они держат в руках копья. С помощью копий они охотятся на животных и отбивают свое население от нападения других племен.

Сзади – хижины – в них живут первобытные люди. Они достаточно примитивны – сделаны из дерева и листьев.

Описание рисунка “Родовая община”:

На рисунке мы видим несколько древних людей, которые принадлежат одной родовой общине. На переднем плане трое мужчин, юноша и женщина. Двое мужчин занимаются изготовлением орудий труда и охоты, в руках у них рубило. Рядом с ними сидит мальчик с копьем и внимательно наблюдает за происходящим. Тут же стоит третий мужчина. У него в руках тоже копье. Его седые волосы и борода свидетельствуют о его пожилом возрасте.

Недалеко от мужчин сидит молодая женщина, она смотрит на мужчин, но руки ее заняты делом – она что-то шьет из шкуры животного. На заднем плане другая женщина – она растянула на кольях еще одну шкуру. Позади нее изображен костер, а рядом мужчина готовит на нем пищу, вдалеке виднеются еще люди и жилища в виде навесов из шкур и веток. Тут же рядом мужчина несет добычу с охоты, а за ним наблюдают двое ребятишек.

Обстановка в общине мирная. Каждый занимается своим делом. Кто-то один, кто-то в компании соплеменников. Тем не менее, чувствуется, что все эти древние люди объединены между собой – перед нами родовая община.


Рассказ по рисунку “Родовая община”

Жизнь в общине не затихала и вечером. Охотники возвращались с охоты. И первыми их встречали дети, которые всегда с любопытством рассматривали добычу. Охотники могли погреться у огня, а впереди их ждал ужин. Между тем занятие в общине находилось для каждого. Женщины отделывали шкуры. Мужчины готовили орудия труда и охоты. Молодые набирались опыта, а пожилые внимательно наблюдали за происходящим. Каждый чем-то занимался. Все члены общины были равны между собой. И каждый понимал, что только вместе они смогут добыть пропитание, защититься от хищников и выжить в таких тяжелых условиях.

-Irink­a-
[281K]

более года назад 

Рассмотрев предложенный рисунок мы можем познакомиться с жизнью родовой общины древних людей.

На рисунке изображены мужчины и женщины. Все они заняты делом, становится понятно, что древние люди очень трудолюбивы. Древним людям приходилось не легко, ведь для того, чтобы нормально жить, им нужно было много трудиться, охотиться.

На переднем плане рисунка изображены охотники. О том, что они охотники можно понять по их занятию, они изготавливают оружие для охоты.

Немного справа от мужчин мы видим женщину, которая занята пошивом, изготовлением одежды из шкуры животных добытых охотниками на предыдущей охоте.

На заднем плане рисунка тоже изображена женщина, которая подготавливает шкуру животного, делает выкройку.

На самом заднем плане рисунка нарисован охотник вернувшийся с добычей, а недалеко от него люди варят обед на костре.

Как видно из рисунка, в родовой общине все трудились на общее благо, на благо общине.

Знаете ответ?

1. Похолодание на Земле. Около 100 тысяч лет назад на Земле наступило резкое похолодание. Особенно сильным оно было в Европе.

Зимы стали долгими и морозными. Постепенно всю северную половину Европы покрыл ледник — огромный слой льда толщиной до двух километров; он не стаивал даже летом. Южнее ледника расстилались тундры. Животные, привыкшие к тёплому климату, погибли или ушли далеко на юг.

Первобытные люди благодаря огню и орудиям труда приспособились к новым условиям жизни.

2. Улучшение орудий труда. Хотя орудия труда первобытных людей изменялись очень медленно, однако за сотни тысяч лет люди научились делать копья с каменными наконечниками, каменные скребки, проколки и пластинки, служившие ножами.

Время, когда люди пользовались каменными орудиями труда, называется каменным веком

Раскалывая кости, люди заметили, что из них можно сделать очень острые орудия труда. Из кости и рога люди стали вырезать шилья, иглы и гарпуны— зазубренные наконечники копий, застревавшие в теле животного.

Обрабатывая дерево, первобытные люди узнали, что трением одного сухого куска дерева о другой можно разжечь огонь. Для этого требовалось много труда и терпения. Научившись разжигать огонь, люди могли развести костёр, когда это им было нужно.

С изменением орудий труда изменялась и жизнь первобытных людей.

3. Охота и рыболовство. Охота стала главным занятием первобытных людей. Они охотились не только на отдельных животных, но и на целые стада оленей, быков и лошадей. Часть охотников пряталась в засаду, а другие, размахивая копьями и горящими ветками, гнали стадо к засаде.

Люди охотились также и на мамонтов — громадных слонов, покрытых рыжей шерстью. Они устраивали ловушки — закрывали ямы жердями и ветвями. Пугая мамонта огнём, охотники загоняли его к яме. Упав туда, мамонт ломал себе ноги, и охотники добивали его. Копьём с каменным наконечником можно было пробить даже толстую шкуру мамонта.

С изобретением гарпуна люди стали заниматься рыболовством. Человек подстерегал, когда к берегу подплывёт крупная рыба, и поражал её гарпуном.

4. Как и почему изменились сами первобытные люди. Благодаря тому что древние люди трудились, они постепенно изменялись и сами.

Пальцы людей становились более ловкими. Человек мог выполнять и такую тонкую работу, как резать рог каменным ножичком или сшивать иглой шкуры животных.

Работая, люди должны были многое запоминать и обдумывать, о многом говорить друг с другом. Например, перед охотой они должны были сговориться о том, где устроить засаду, как расставить охотников, куда гнать стадо. Поэтому в труде развивались и ум, и речь человека. Увеличивался его мозг, больше становился его лоб.

Эти изменения происходили очень медленно. Должны были смениться тысячи поколений людей, чтобы стало заметным, как изменился древний человек.

Около 40 тысяч лет назад древние люди стали такими же, как люди нашего времени: у них был высокий лоб, развитые руки, они ходили прямо.

5. Образование родовых общин. Охота, в которой участвовали десятки и сотни людей, сближала их друг с другом. Сближало их также и развитие речи. Коллективы людей уже не расходились, а стали постоянными. Но объединялись в коллективы не случайно встретившиеся люди, а родственники.

Все родственники селились в одной пещере или же строили для себя несколько больших хижин. Мужчины охотились, ловили рыбу, выделывали орудия труда. Женщины собирали съедобные растения. Дети уже с трёх-четырёх лет помогали женщинам. Добытую пищу делили между всеми родственниками. Очистив скребками шкуры от жира и раскроив их ножами, женщины шили одежду. Шкуры, запасы еды, кости и рога принадлежали всему коллективу родственников.

Коллектив родственников — родичей, трудившихся сообща и имевших общее имущество, называют родом или родовой общиной. Роды образовались около 40 тысяч лет назад.

Родовая община охотников

Рис. Родовая община охотников.

Мужчины изготовляют орудия труда из кости и рога. На стене пещеры около них изображение мамонта. Справа женщины делают одежду из шкур; дети принесли собранные растения. На переднем плане — кости и рога животных, бивень мамонта.

Великий учёный и революционер Фридрих Энгельс сказал, что «труд создал человека». Благодаря труду развивались руки, ум и речь первобытных людей. Трудясь, люди улучшали орудия труда и образовали прочные коллективы — родовые общины.

Цветная иллюстрация I. Линия жизни людей на Земле. На идущей снизу вверх «Линии» обозначены последние 120 — 130 тысяч лет жизни людей. Предшествующее время обозначено в вине витка, в центре которого изображён древнейший человек. Найдите, где на «Линии» обозначено время резкого похолодания на Земле и время образования родов.

Как было устроено первобытное родовое общество?

Род и родовая организация, родовое общество фиксируются у всех народов. Аристотель считал, что общество есть сумма индивидов, объединяющихся по «природе», ведь человек – существо социальное. Однако, нельзя отвергать и биологические предпосылки формирования общества вообще и родового общества в частности.

По Л.Г. Моргану, род есть замкнутая группа людей. В основу их объединения положено представление о родстве, которое отсчитывается по одной линии. Вследствие этого часть людей одного коллектива уходили в другой коллектив. Жизнь родового коллектива жестко регулируется обычаем или традицией, которые установлены, и с которыми согласны все члены рода, нарушение которых строго карается.

Род имеет совет – демократическое собрание взрослых людей. Совет выбирает старейшину и военного предводителя. Совет решает проблему принятия новых членов (включение в свой род чужака называется адопцией). Власть старейшины была моральной. Иногда власть могла передаваться по наследству.

В родовом коллективе существует очень сложная проблема собственности. Есть личная (индивидуальная) собственность, но есть и другие формы собственности (коллективная), в соотношении которых сложно разобраться.

Почти у всех народов отдельный род имеет название и как-либо связан с тотемом.

Род всегда экзогамен (т.е. брак не может быть заключен внутри рода, браки возможны лишь между представителями разных родов).

В родовом обществе большое значение имеют табу. Табу на языке туземцев означает религиозный запрет, нарушение которого ведет к страшным последствиям.

По достижению определенного возраста мальчики и девочки в родовом обществе проходили обряд инициации. Инициация – посвящение в полноправные члены общины.

С обрядом инициации тесно связано понятие социализации. Современная социология под социализацией понимает процесс приобретения ребенком навыков жизни в обществе. Социализация проходит в два этапа: 1) первичная социализация (детская), 2) вторичная социализация (когда взрослый человек меняет окружение). Агент социализации – человек, который помогает другому человеку социализироваться.

Братские или сестринские роды часто составляли фратрии. Фратрия – большая группа родов, которая в ряде случаев может выступать как один большой род. Фратриальное деление называют дуальным или дуально-фратриальным. Фратрия регулирует половые и брачные отношения. Фратрия также экзогамна (браки внутри невозможны).

Несколько фратрий составляют племя. Племени свойственно самоназвание и самосознание. Самая важная функция племени – решение вопросов войны и мира. Племя есть политическая сила. Внутри племени – только эндогамия (браки заключаются только внутри племени, т.е. только между его членами).

Несколько племен могут объединяться в союз племен. Чаще всего цель организации союза племен – война.

Для раннепервобытного общества характерно присваивающее хозяйство (охота и собирательство). Для позднепервобытного общества – производящее (земледелие).

Социальная организация родового общества

Л.Г. Морган, ввел два типа систем родства: 1) классификационные системы родства, 2) описательные системы родства.

Классификационные системы родства свойственны первобытнообщинному строю. Эти системы различают не отдельных родственников, а их “классы”: “отцов”, “матерей”, “мужей”, “жен”, “сыновей” и т.д.

Классификационные системы родства отражают отношения первобытного коллективизма и группового брака.

Описательные системы родства появляются с разложением первобытнообщинного строя и переходом к моногамии. Исторически сменяют классификационные системы родства. В таких системах каждый родственник обозначается специальным термином или комбинацией терминов, поэтому каждый человек имеет свое название в родственной терминологии (например, отец, мать, брат, сестра, дядя, двоюродные брат, сестра или дядя, дед, прадед и т. д.).

Если инкорпорация в родовую группу происходит по материнской линии, то это матрифиляция (материнское родство). Если по отцовской линии (крайне редко) – патрифиляция (агнатное родство). Все это есть горизонтальное родство. Иногда счет родства велся по обеим линиям.

Для раннепервобытного общества характерны как многомужество, так и многоженство. Когда на место умершего мужа заступает брат – это называется левират. Аналогично, у некоторых обществ существовал и обычай сарарата – когда на место умершей жены приходит её сестра.

Постепенно брачные отношения изменялись и появлялись новые обычаи: выкуп невесты, отработки за невесту, приданное и др.

Линидж – хозяйственная единица, субъект – группа близких родственников разных поколений четко прослеживающих свое родство.

Субклан – маленькая часть рода, единица ритуального значения.

Разложение родового общества

Люди в родовом обществе жили большими семьями. Хозяйство вели все вместе. Постепенно, с развитием технологий (усовершенствование орудий труда), хозяйства, большие семьи распадаются на более маленькие, появляется моногамия, моногамные семьи, живущие в отдельных небольших домах.

Так родовая община сменяется соседской. Население соседской общины уже не было связано родственными узами. Моногамные семьи соседской общины имели свое собственное хозяйство (огород у дома), но также должны были работать на общем поле, возделывая хлеб. Также, возможно, был общий и частный скот. Соседская община сохранилась и с возникновением государств. Внутри некоторых государств соседская община сохранялась вплоть до Нового времени.

* * *

Если данная статья об основных этапах антропогенеза была для вас полезной, то обязательно загляните и на наш сайт!

Топ-5 книг, которые помогут лучше разбираться в науках, истории, философии, происходящем в мире и в самом себе

Если вам интересна философия, её история и связь с современной наукой, применение философии на практике в жизни, если вы хотите по-настоящему глубоко начать разбираться в философии и по-другому посмотреть на мир и своё место в нем, тогда приглашаю вас посетить мой телеграм-канал, в котором, я уверен, каждый найдет что-то интересное, полезное и важное для себя.

Добавить комментарий