Подготовка рукописи – момент очень важный, ведь именно этот текст попадет на стол к редактору, который скажет либо да, либо нет. И от внешнего вида текста, от его чистоты и оформления зависит многое. Текст без абзацев, написанный готическим шрифтом и полный ошибок, даже читать не станут. И форматировать его, исправляя ошибки, тоже. У редакторов полно работы, а значит, важно предоставить им текст в максимально читабельном и грамотно оформленном виде.
Грамотность – первое условие внимания редактора
Первое, что необходимо сделать, – это, разумеется, выправить грамотность.
В издательствах работают филологи, и для них вопиющая неграмотность – признак неуважения. И «у меня всегда была тройка по русскому, я физик» или «я из другой страны, и русский мне не родной язык» – не оправдания. Вы пишете на русском языке, хотите издаваться в российских издательствах и быть русским писателем, поэтому… будьте добры, освойте хотя бы правила расстановки запятых и обращайте внимание на то, что подчеркивает «ворд».
А также можно воспользоваться специальной программой «Свежий взгляд». Если же совсем все плохо, то резонно связаться с корректором или грамотными читателями, чтобы исправить самое-самое.
Как оформить рукопись: форматирование
Второе, чем необходимо заняться, – форматирование текста.
1. Шрифт – лучше всего стандартный, Times New Roman, 12-14 кегль, 1-1,5 межстрочный интервал. Писать черновик можно каким угодно шрифтом, но редактору нужно отправлять уже стандарт. В тексте вообще не должно быть никаких «изысканных» и редких шрифтов – у вас в программе они есть, а у редактора их может не оказаться, и вместо красивого названия главы он будет любоваться нечитаемыми «квадратиками». И даже если в тексте есть, допустим, заклинание, написанное для красоты арабской вязью, лучше его или убрать из текста, или заменить стандартом из набора символов, также со шрифтом Times New Roman.
И, кстати, не злоупотребляйте курсивом, подчеркиванием, зачеркиванием или жирным выделением. Это не очень любят, особенно – курсив, особенно – на трех подряд страницах. Это акценты, которые должны быть в нужном месте, чтобы бросаться в глаза и выделять действительно важную мысль или действие. Крайний случай допущения – полстранички сна, выделенного курсивом.
2. Абзацы – должны быть обязательно. Стандарт – отступ 1,25, причем выставленный автоматически (или на «линейке», или через контекстное меню и пункт «Абзац» – «Первая строка – отступ»). Многие ставят абзацы вручную, отбивая его пробелами, но это лишь раздувает текст, который в другом текстовом редакторе может «поползти».
3. Поля: стандарт – 2 см верхнее и нижнее, 3 см – левое, 1-1,5 см правое. Плюс выравнивание основного текста по ширине, а название глав и частей – по центру. Опять же, по центру выравнивать нужно не вручную, отбивкой пробелами, а автоматически, чтобы ничего не «поплыло» и не было лишнего объема из-за ненужных пробелов.
Вообще, кстати, важно почистить текст от лишних пробелов с помощью «Найти» – ставится два пробела, «Заменить» – один пробел. Текст сразу потеряет и в статистике (авторских лист считается по знакам с пробелами), и в «весе». Да, возможно лишних пробелов уберется столько, что придется добирать издательский объем текстом, но это важно. Иначе «чистку» сделает редактор и скажет свое «фи».
4. Нумерация и колонтитулы. Страницы нужно нумеровать автоматически (стандарт – правый верхний угол, но есть в требованиях и внизу по центру), и первая страница обычно не нумеруется, а далее счет начинается с цифры «2». Плюс важны колонтитулы с названием романа и авторскими ФИО: многие редакторы распечатывают тексты, и если вдруг из рукописи выпадет пара страниц, сразу будет понятно, откуда они. Колонтитулы обычно проставляются вверху.
5. Формат файла – с расширением .doc. Если файл имеет расширение .docx, то он не везде и не всегда откроется. Чтобы изменить формат, нужна функция «Файл» – «Сохранить как…» – «Документ Word 97-2003» или «Текст в формате rtf».
6. Разрыв страницы – ставится в том случае, если частям или главам необходимо начинаться с новой страницы. К главам это требование не всегда предъявляют, а вот части желательно «разбивать» автоматически (сервис «Разметка» – «Разрыв страницы»), а не только вручную «энтером». Это необходимо, чтобы текст «не пополз», чтобы в другом текстом редакторе названия частей не оказались «висящими» в конце предыдущей страницы. Разрыв закрепляет текст на той странице, откуда ему нужно начаться, намертво.
7. Иллюстрации в тексте не нужны. Если вам проще было писать «с картинками», иллюстрируя сцены, если для продаж «электронок» вы на первом листе размещали обложку, – убирайте. Издательству нужен только текст.
Первый лист – «лицо» рукописи
На первом листе, перед основным текстом, указываются все данные, касающиеся автора текста и собственно текста. Это:
• ФИО по паспорту, а псевдоним, если есть, в скобках;
• название произведения;
• жанр;
• объем в авторских листах;
• адрес, контактный телефон (неважно, домашний или мобильный) и e-mail.
Оформлять блок лучше с выравниванием по правому краю:
Автор: Петр Петров
Название романа: Через тернии к звездам
Жанр: научная фантастика
Объем: 15 авторских листов
Адрес: Россия, г. Иркустк, ул. Достовеского, 5-15,
телефон: 8-888-888-8888,
e-mail: [email protected]
Также в блоке можно указать серию, в которой вы хотите издаваться.
И напоследок еще одно важное замечание: громоздкие файлы (больше двух мегабайт) в обязательном порядке архивируются (архиваторы – WinRAR или WinZIP, но .rar – предпочтительнее).
И, конечно, когда файл будет оформлен, не забывайте о том, что кроме текста издательства ждут от вас синопсис, пару вариантов аннотаций и, в некоторых случаях, автобиографию. Но все это оформляется отдельными файлами, именуется (не «файл1», а «Аннотация к роману (такому-то)») и тоже форматируется по стандарту. И прикрепляется к сопроводительному письму – короткому, вежливому и грамотному (!), с сакраментальной фразой «высылаю на рассмотрение издательства/представляю на рассмотрение издательства».
Внимание!
Все материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством РФ (Гражданский кодекс РФ, Часть четвертая).
Копирование запрещено.
Частичное цитирование статей возможно только с обязательным указанием источника в виде активной ссылки.
Использование материалов сайта без согласия правообладателей может повлечь за собой взыскание компенсации в размере от 10 000 руб до 5 000 000 руб за каждый факт нарушения (ГК РФ Статья 1301), а также штраф до 200 000 руб либо лишение свободы сроком до 2 лет (УК РФ Статья 146).
Приветствую, друзья! Эта статья посвящена не творческим, а, скорее, техническим вопросам. Конечно, если в издательстве вам откажут, то это, вероятнее всего, будет связано не с оформлением книги. Однако текст, хорошо и удобно оформленный для прочтения, создаёт приятное впечатление. И это важно не только в ситуации с издательством. Поэтому сегодня я вам расскажу, как принято оформлять тексты (рукописи) книг, тем более форматирование их отличается от принятого у копирайтеров и при размещении текстов статей на сайтах или здесь на каналах Дзен.
Объём текста. Что такое авторский лист
Итак, прежде чем отправить рукопись в издательство нужно уточнить требования по объёму текста. Хоть эти требования могут отличаться, но незначительно. Так принято, что минимальный объём романа составляет 7–8 авторских листов. До недавнего времени было 10, но, видимо, писатели стали ленивее. Для научно-популярных книг минимум – 6 авторских. Но повторюсь, в разных издательствах и сериях могут быть незначительные отличия требований.
Повесть, соответственно, 3–5 авторских листов, а рассказ – всё остальное. Хотя редко когда в сборник принимают рассказы больше одного авторского.
Что такое авторский лист или, как его ласково называют писатели, «алка». Он не имеет отношения к вордовскому листу и никак с ним не связан. Так же как и с печатным листом, которым измеряется «потраченная» на книгу бумага. Авторский лист – это 40 000 знаков с пробелами неважно каким шрифтом. Узнать, сколько у вас авторских несложно в статистике Word. Просто нажмите на кнопочку, на которую указывает нижняя стрелка, и появится окошко с данными.
Обратите внимание в окошечке по знакам даётся информация в двух строчках. Верхняя – это знаки без пробелов, так считают объём текста копирайтеры, вебрайтеры и прочие райтеры.
А нижняя – с пробелами, так считается книжный текст. И его объем, естественно, больше. Для того чтобы узнать, сколько у вас авторских листов, нужно указанное в строчке количество знаков поделить на 40 000. Ну, или я упростила и поделила 342:40 = 8,5 алок.
Форматирование
С объёмом определились. Далее занимаемся оформлением самого текста или форматированием. Верхние, нижние и боковые поля – не принципиальны, мы же с вами не диплом оформляем. Они обычно выставляются по умолчанию.
А вот шрифт лучше Times New Roman – 12. Ещё обратите внимание на скриншоте выше – страница выглядит также как в книге. То есть никаких пробелов между абзацами и обязательные красные строки. В этом тоже отличие от требований к текстам копирайтеров. На сайтах и здесь на каналах Яндекс-Дзен никакими красными строками и не пахнет. А вот в тексте книг они есть. Выставить их, так же как и убрать пробелы между абзацами несложно в ворде в разделе «Абзац» в верхней строчке меню.
Оглавление
Если книга художественная, то оглавление или содержание не требуются, хоть и могут быть по желанию автора. А вот научно-популярный текст стоит отправлять в издательство с оглавлением, причём лучше, чтобы оно было оформлено в виде гиперссылок. Тогда можно будет с оглавления перейти на любой раздел текста. Это очень несложно сделать, значительно легче, чем собирать оглавление из текста вручную. К тому же ещё и страницы часто не совпадают. Чтобы избежать этих заморочек, нужно учесть один момент. Заголовки в тексте следует делать специальным шрифтом для заголовков. Вот здесь на скриншоте видно, где это находится – в меню в разделе «Стили» .
После того как все заголовки (1, 2, 3, подзаголовки) оформлены, можно переходить к созданию оглавления. Поставьте курсор после названия книги, но перед основным текстом, откройте меню «Ссылки» и кликните на «Оглавление».
Вот теперь вы можете выбрать формат оглавления. Выбрали? Кликаете и на первой страничке вашего текста, и появится его красивое содержание с указанием всех страниц разделов и глав. Кстати, вы можете в текст вносить дополнения и исправления. Нужно только потом кликнуть по содержанию и вам предложат его изменить, что делается тоже одним нажатием клавиши мышки. Очень удобно. Это, думаю, пригодиться и студентам, оформляющим курсовые и дипломные работы.
Но если вы планируете разместить текст книги на каком-то литературном портале, то там к оформлению заголовков могут быть совсем иные требования, например, печатать их полностью заглавными буквами. Так что уточняйте.
Оформление колонтитулов
Это не относится к обязательным требованиям, но при отправке в издательство будет нелишним.
Колонтитул – это строка, расположенная в верхнем поле вордовского листа над текстом (или под ним, если нижний колонтитул). В ней указывается имя автора, название произведения, можно даже электронный адрес. А вдруг письмо с обратным адресом в издательстве случайно удалят, текст понравится, а кому договор послать неясно. А здесь будет подстраховка.
Так вот колонтитул вещь полезная и оформить его несложно. Для этого выберите в верхнем меню ворда кнопку «Вставка», а открывшейся линейке меню – «Верхний колонтитул».
Теперь напечатайте в верхнем окошечке нужные данные и закройте окно колонтитулов красной кнопкой с крестиком – справа.
Вот и всё. Теперь ваша рукопись готова к рассылке в издательства. И ещё. В некоторых издательствах, например, на сайте Эксмо, предлагается особая форма для отправки, но саму рукопись всё равно нужно отправлять отдельным файлом. И важно – отправлять надо весь текст. Иногда в случае с научно-популярной литературой в издательстве требуют отрывок, но, как показал мой опыт, лучше всё же всю книгу. И не забудьте обязательно отправить вместе с текстом синопсис и аннотацию. Как их писать, можно посмотреть здесь и здесь.
До скорой встречи. Если у вас остались вопросы – спрашивайте. Можете, конечно, высказать своё несогласие с какими-то требованиями, но мне его сообщать бессмысленно. Это же не мои выдумки. Все претензии – к издательствам.
Для ученых публикация исследование исследовательской работы – это огромное достижение; как правило, они тратят большое количество времени на поиск подходящей темы, подходящего материала и, самое главное, подходящего места для публикации своего труда. Чтобы успешно опубликовать исследовательскую работу, она должна быть хорошо написана и соответствовать всем высоким стандартам.
Хотя не существует быстрого и легкого метода добиться публикации, есть определенные стратегии написания рукописей, которые помогут добиться осведомленности и заметности, необходимой для публикации.
В этом Mind The Graph пошаговое руководство, мы даем практические указания по как написать рукопись для научной работы, чтобы повысить эффективность ваших исследований и увеличить шансы на публикацию.
Что представляет собой рукопись исследовательской работы?
Рукопись – это письменный, печатный или обработанный в текстовом редакторе документ, представленный исследователем в издательство. Исследователи тщательно создают рукописи, чтобы донести свои уникальные идеи и свежие выводы как до научный сообщества и широкой общественности.
В целом, рукопись должна быть выдающейся и глубоко отражать ваше профессиональное отношение к работе; она должна быть полной, рационально структурированной и точной. Чтобы донести результаты до научного сообщества, соблюдая этические нормы, научные статьи должны использовать определенный язык и структура.
Кроме того, стандарты для название информация на странице, реферат Структура, стиль ссылок, размер шрифта, межстрочный интервал, поля, макет и стиль абзацев также должны соблюдаться для эффективной публикации. Это трудоемкая и сложная техника, но в конечном итоге она себя оправдывает.
Как структурировать рукопись?
Сайт первый шаг в познании как написать рукопись для научной работы это понимание того, как работает структура.
Название или заголовок
Неудачно выбранное название может отпугнуть потенциального читателя от более глубокого прочтения вашей рукописи. Когда аудитория сталкивается с вашей рукописью, первое, на что она обращает внимание, – это название, имейте в виду, что выбранное вами название может повлиять на успех вашей работы.
Аннотация
Аннотации – это краткое резюме вашей работы. Основная концепция вашего исследования и вопросы, на которые вы намерены ответить, должны быть заключены в рамки аннотации. Аннотация – это краткое резюме исследования, которое следует рассматривать как сжатую версию всей работы. статья.
Введение
Цель исследования раскрывается в тексте документа введение. Представлена справочная информация, объясняющая причины проведения исследования и его развитие.
Методы и материалы
В этом разделе должны быть подробно описаны технические аспекты исследования. В этой части исследования необходима прозрачность. Коллеги узнают о сайт методология и материалы, которые вы использовали для анализа вашего исследования, воссоздания и дальнейшего расширения концепций.
Результаты
Это самая важная часть работы. Вы должны представить свои выводы и данные после тщательного обсуждения результатов. Используйте здесь непредвзятую точку зрения, но оставьте оценку для заключительной части – вывода.
Заключение
Наконец, объясните, почему ваши выводы имеют значение. В этом разделе вы можете оценить свои результаты и поразмышлять над своим процессом. Помните, что выводы выражаются лаконично, используя слова, а не рисунки. Содержание, представленное в данном разделе, должно быть основано исключительно на проведенном исследовании.
Ссылки
Список литературы содержит информацию, которую читатели могут использовать для поиска источников, которые вы упоминали в своем исследовании. Справочная страница находится в конце вашей статьи. Помните, что у каждого издания свои критерии подачи материала. Для эффективного оформления ссылок следует придерживаться требований журнала.
Шаги по написанию рукописи для научной работы
Речь идет не только о формате при написании успешной рукописи, но и о правильной стратегии, чтобы выделиться на фоне других исследователей, пытающихся быть опубликованными. Рассмотрим следующие шаги к хорошо написанной рукописи:
1. Прочитайте руководство автора
Многие журналы предлагают своего рода “Руководство для авторов”, который обычно печатается ежегодно и доступен в Интернете. В данном руководстве для авторов вы найдете подробную информацию об интересах и сфере применения журнала, а также информацию о рукописях. типы и более подробные инструкции по правильному форматированию для подачи вашего исследования.
2. Обратите особое внимание на раздел “Методы и материалы
Раздел о методах и материалах – самая важная часть исследования. Он должен точно объяснить, что именно вы наблюдали в ходе исследования. Обычно этот раздел не должен превышать 1 000 слов. Используемые методы и материалы должны быть достаточно подробными, чтобы коллега мог воспроизвести исследование.
3. Определите и опишите свои выводы
Второй наиболее важный аспект вашей рукописи – это выводы. После изложения результатов наблюдений (методы и материалы), вам следует перечислить то, что вы обнаружили. Сделайте пометку о том, как организовать свои выводы таким образом, чтобы они были понятны без дополнительных объяснений.
4. Лицо и тело исследователя
В этой части вам нужно создать лицо и тело вашей рукописи, поэтому делайте это тщательно и основательно.
Убедитесь, что титульный лист содержит всю информацию, требуемую журналом. Титульный лист является публичным лицом вашего исследования и должен быть правильно структурирован, чтобы соответствовать требованиям публикации.
Напишите введение, в котором объясните, почему вы провели исследование и почему кому-то должны быть интересны его результаты (спросите себя “и что?”).
Сконцентрируйтесь на создании четкой и точной справочной страницы. Как указано в шаге 1, вам следует внимательно прочитать руководство автора для журнала, в который вы собираетесь подавать работу, чтобы убедиться, что ваша справочная страница исследования правильно структурирована.
Аннотация должна быть написана сразу после завершения работы над рукописью. Следуйте руководству автора и не превышайте лимит слов.
5. Перепроверка критериев быстрого отторжения
Теперь, когда вы завершили основные аспекты вашего исследования, пришло время перепроверить все в соответствии с критериями быстрого отклонения. Критерии быстрого отказа” – это ошибки, которые приводят к мгновенному отказу. Критериями являются:
- Ответ на вопрос был недостаточно интересным
- На этот вопрос был дан удовлетворительный ответ ранее
- Неверная гипотеза
- Метод не может ответить на гипотезу
- Исследования не обладают достаточной мощностью
- Противоречивая рукопись
- Заключение не подтверждает данные
6. Переписать
Перепишите свою рукопись после того, как вы ее закончили. Сделайте себя самым яростным критиком. Прочтите документ громко про себя, прислушиваясь, нет ли резких разрывов в логическом потоке или неверных утверждений.
Ваши творения, готовые в течение нескольких минут!
Помимо пошагового руководства по написанию достойной рукописи для вашего исследования, Mind The График включает специализированный инструмент для создания и предоставления шаблонов инфографики, которые могут максимально раскрыть потенциал и ценность вашего исследования. Проверьте веб-сайт для получения дополнительной информации.
Подпишитесь на нашу рассылку
Эксклюзивный высококачественный контент об эффективных визуальных
коммуникация в науке.
– Эксклюзивный гид
– Советы по дизайну
– Научные новости и тенденции
– Учебники и шаблоны
Некоторые авторы полагают, что правильное оформление рукописи не имеет значения. О, как они ошибаются!
Знаете, о чем думает редактор, когда видит, что автор не подготовился к подачи рукописи?
1. Автор — абсолютный дилетант. Он просто не понимает, как устроена наша индустрия, и мы с ним еще намучаемся.
2. Автору наплевать на свою книгу. Если он не потрудился как следует ее оформить, то чего ожидать от текста?
3. Автор — лентяй, который хочет, чтобы его работу делал кто-то другой. Зачем мне тратить на него время?
Чтобы подобные мысли не возникали в отношении ВАШЕЙ КНИГИ, приведите ее в порядок — согласно стандартам, принятым в книжной индустрии.
Какую часть рукописи отправлять в издательство?
Вместе с заявкой в редакцию отправляют лишь первые несколько глав. Реже — всю рукопись целиком (если на этот счет есть указание на сайте издательства).
Никогда не посылайте куски текста из середины — даже если они кажутся вам наиболее удачными. Редактор будет читать книгу с начала: если она захватит его с первых строк — вы получите контракт, если нет — вам придется что-то поменять: либо саму книгу, либо стратегию ее продажи.
Общие рекомендации
Если издательство не предъявляет специальных требований к оформлению рукописи, можно использовать нижеследующие рекомендации.
Электронная и бумажная версии
Одни редакторы читают книги с экрана, другие — на бумаге. Даже если вы отправляете электронный файл, оформите рукопись так, чтобы она была готова к распечатке.
Шрифты
Используйте стандартные шрифты Times New Roman, Arial или Courier New черного цвета. Размер шрифта — 12, расстояние между строками — 1,5 (для иностранных агентств и издательств — 2), поля справа, слева, сверху и снизу — 3 см.
Титульный лист
Титульный лист необязателен. В левом верхнем углу первой страницы пишется:
- Ф.И.О. автора по паспорту. Если нужно, в скобках указывайте псевдоним.
- название произведения
- жанр
- объем в авторских листах
- адрес
- телефон
- е-mail
Колонтитул и номера страниц
Не нумеруйте первый лист. На каждой последующей странице в верхнем левом углу поставьте фамилию автора, его инициалы и название произведения. Это делается на случай, если лист выпадет из рукописи. Если название длиннее трех слов (исключая предлоги), нужно писать его краткую версию. Например, вместо “Приключения Ивана Оберткина в дальних странах” — просто “Приключения”. Используйте для этих пометок 10-й размер шрифта. В верхнем правом углу проставьте номер страницы.
Оформление глав
Если ваша рукопись разбита на главы, начинайте каждую главу с нового листа и оставляйте верхнюю четверть страницы свободной для редакторских пометок (четыре отступа сверху). Однако это правило не применяется, если вы подаете рукопись в электронном виде.
Название глав можно писать как слева, так и по центру страницы.
Поэзия
Если вы предлагаете издательству поэтическое произведение, каждая строчка пишется через одинарный межстрочный интервал. Двойной интервал используется между строфами. Каждое новое стихотворение печатается на новом листе. Если оно не помещается на одной странице, пишите внизу листа: Продолжение на стр. ***
Переплет
Не следует переплетать рукопись так, чтобы из нее невозможно было вынуть страницу: иногда редактору требуется для работы именно часть текста. Лучше всего использовать либо канцелярскую резинку, либо скрепку, предназначенную для большого объема бумаги.
Опечатки
Перед тем, как отправить рукопись в издательство, несколько раз проверьте ее на ошибки. Наличие большого количества опечаток отдает халтурой. Надо иметь в виду, что многие редакторы относятся к ошибкам как к признаку личного к ним неуважения. Не проверив лишний раз текст, автор заставляет их отвлекаться на неуместные запятые или на неправильные падежные окончания, а когда редактора что-то отвлекает, это не идет на пользу книге.
Смысловые и стилистические ошибки — это еще серьезнее. Они являются показателем низкого профессионального уровня писателя. Хотя фразы вроде “Суворов был настоящим мужчиной и спал с простыми солдатами”, безусловно, скрасят редакторские будни.
Как написать книгу. Оглавление:
- Вступление
- Поехали: пишем книгу.
- Разбираемся с ожиданиями читателя
- Учимся у профессиональных писателей
- Определяем регламент работы
- Осваиваем слепую печать
- Начинаем писать
- Работаем над замыслом
- Разрабатываем сюжет
- Создаем героев
- Планируем роман
- Прорабатываем композицию
- Учимся повествовать и рассказывать
- Пишем диалоги
- Боремся с усталостью и ленью
- Встряхиваемся литературными играми
- Редактируем рукопись
Вступление
О том, как написать книгу, рассказывали многие и много. Вспомнить хотя бы Аристотеля и его последователей более поздних эпох, были среди них и наши соотечественники: Пропп, Веселовский, Томашевский, Лотман, Жирмунский. Ну, и, конечно, Кэмпбелл, Макки, Эко, не говоря уже об огромном числе современных авторов. Читать эти исследования для начинающего автора – дело обязательное. Но чтение мудрых книг требует свободного времени, которого у городского жителя часто попросту не бывает.
Мы предлагаем выход: исчерпывающую информацию о том, как написать книгу, мы собрали в одном месте и доступ к ней открыт для всех.
С чего же начать? Справедливости ради скажем – с чего душе угодно. Можно было бы занудно рассказывать про обязательность плана и следование технологиям, но дело в том, что литература – это территория абсолютной свободы, поэтому совершенно неважно, с чего будет начинать автор и как он будет писать: хоть задом наперед, главное, чтобы был результат. В художественной литературе, конечно, существуют обязательные, твердые элементы, без которых произведение, в особенности жанровое, просто не состоится: например, сюжет, герои, композиция. Но каким путем к этому произведению будет идти автор, совершенно неважно. Поэтому сразу влепим дисклеймер: все, о чем вы прочитаете ниже, носит рекомендательный характер, это всего лишь экстракт из опыта тысяч писателей, снискавших мировую славу, это выжимки из исследований литературоведов и филологов, которые могут облегчить работу над текстом, приоткрыть завесу в мир художественной литературы.
Но вы можете все делать по-своему и добиться не меньшего успеха. Дело в том, что единой, утвержденной, безошибочно работающей формулы бестселлера попросту не существует. А если кто-то утверждает обратное – он лжет. Есть черты, которые объединяют истории, ставшие популярными, именно о них мы и будем говорить. Но не нужно забывать о том, что в мире художественной литературы у автора всегда есть право на творческий бунт и эксперимент. Но всем экспериментаторам важно знать: без изучения теории и основ бунт перестает быть бунтом.
Поехали: пишем книгу.
Вначале определимся с понятием «книга». Под книгой будем понимать роман – произведение крупной формы, превышающий по объему классическую повесть. Роман – это одна главная сюжетная линия и несколько второстепенных (может быть только одна линия или две равноценных главных линии), это несколько героев, это довольно длинная цепочка событий и большой временной интервал – это книга, в которую интересно погружаться. Объем среднестатистического романа составляет в среднем 10-15 авторских листов. Один авторский лист равен 40 000 знакам с пробелами, то есть объем романа составляет 400 000 – 600 000 знаков с пробелами (или больше). Поскольку наблюдения книжных магазинов свидетельствуют о том, что читатели покупают книги объемом в семьсот страниц охотнее, чем в триста, то ориентироваться стоит на максимально большой объем. Хотя, конечно, мы с вами понимаем, что объем – дело второстепенное, главное – содержание. Например, романы «Игрок» Достоевского, «Бегущая по волнам» Грина, «Над пропастью во ржи» («Ловец во ржи») Селинджера, «Великий Гетсби» Фицджеральда, «О дивный новый мир» Хаксли – очень короткие романы, но небольшой объем совершенно не умаляет их ценности, не лишает глубины и не мешает быть мировой классикой.
Подробнее о том, как начать писать книгу:
Разбираемся с ожиданиями читателя
Начинаем с небольшой теоретической подготовки. И сперва узнаём, чего читатель ждет от романа. Профессионалы говорят, что ориентироваться на вкусы и запросы публики неразумно, и даже зазорно, но у читателя есть определенные, довольно законные ожидания от книги, которую он берет в руки. Вы, будучи читателем, тоже из разделяете. Это не просто ожидания – это базовые, конвенциональные требования, которые читатель предъявляет художественному тексту. И текст просто обязан им удовлетворять, иначе книга никогда не сможет стать бестселлером.
Читайте подробнее в дополнительных материалах:
Учимся у профессиональных писателей
Попутно любопытно было бы узнать, как работали и писали, что рассказывали о своем литературном опыте писатели с мировым именем. Каждый совет по-своему ценен, к ним имеет смысл прислушиваться и брать на вооружение, находить в рекомендациях профессионалов то, что сможет вас подбодрить и вселить веру в себя. Ведь если смогли они, сможете и вы, главное упорно двигаться к цели, то есть собирать нужный материал и работать над рукописью.
Читайте подробнее в дополнительных материалах:
Определяем регламент работы
Теперь определяемся с регламентом работы. Если это первая книга, скорее всего, на нее уйдет несколько месяцев. Существуют, конечно, авторы, способные написать роман за две недели, как например, Чак Паланик, по легенде создавший черновик «Бойцовского клуба» за четырнадцать дней. Современный городской житель, обремененный работой и семейными обязанностями, тоже способен на такие подвиги, но лучше закладывать на создание романа несколько месяцев – так психологически проще приступать к работе. Хотя результаты НаНоРайМо (это калька с английского NaNoWriMo – National Novel Writing Month, что дословно переводится как национальный месяц написания романа) – мотивационного проекта, в рамках которого нужно написать роман объемом в 50000 слов за один месяц – показывают, что даже современные авторы в условиях жесткого ограничения времени способны за тридцать дней написать большой художественный текст.
Читайте подробнее в дополнительных материалах:
Осваиваем слепую печать и софт для писателей
Примерно на этом этапе, если не удалось сделать этого раньше, можно начать осваивать технику слепой печати – обязательный рабочий инструмент начинающего автора, для которого умение быстро печатать, не отвлекаясь на такие мелочи, как поиск буквы «ж» или вопросительного знака, является неотъемлемым условием успешной работы над рукописью. Научиться печатать вслепую можно за неделю, если тренироваться по три-четыре часа в день. Если сократить время тренировок, освоить этот чрезвычайно полезный инструмент работы можно за две-три недели.
Попутно можно определиться с софтом, то есть компьютерными программами и приложениями, которыми будете пользоваться во время работы. Здесь много новинок, которые могут сделать работу с текстом более занимательной. Но многие писатели по-прежнему пользуются обычным word’ом или блокнотом – четными программами, которые не отвлекают сложным интерфейсом и позволяют легко двигаться по тексту. Впрочем, это дело вкуса, главное для писателя – писать, а как и где – дело второстепенное.
Читайте подробнее в дополнительных материалах:
Начинаем писать
Начало работы над рукописью – чрезвычайно волнительный момент, потому что подчас бывает совершенно непонятно, с чего именно начинать и как вообще писать. На помощь современным авторам здесь охотно приходит многовековой опыт профессионалов. Сегодня мы знаем много способов, облегчающих процесс вступления в работу над рукописью.
Подробнее о том, как начать писать:
Работаем над замыслом
Работать над своей историей можно начинать с уточнения замысла, за которым последует этап планирования текста и работы над рукописью в целом, потому что помимо складывания букв в слова, а слов в предложения от автора требуется умение наблюдать, анализировать, изменять, не жалея уже написанное и многое другое.
Замысел – это изначальная задумка. То, что автор замыслил, о чем хочет написать. Замысел реализуется на протяжении всего повествования, а иногда исчерпывается в первых главах, уводя автора в другое сюжетное русло. Такое тоже бывает.
Наличие замысла предполагает, что в голове автора созрел сюжет для романа. Но бывает и так: замысел в виде неясных задумок есть, а сюжета, хорошо продуманной истории нет.
Разрабатываем сюжет
Для начала давайте разберемся, что такое сюжет. Слово «Сюжет» происходит от французского «sujet» и буквально означает «предмет». В литературе и драматургии сюжет— это ряд событий (последовательность сцен, эпизодов, актов) происходящих в художественном произведении. Это история, события которой излагаются автором в в определенной последовательности. Если сюжет есть – считайте дело наполовину сделано, нужно только найти в себе мужество, чтобы эту историю изложить на бумаге. Но нередко с авторами (даже великими и знаменитыми) случается такое: у них есть задумка, идея, которую они хотят воплотить в тексте, но сюжета, самой истории нет.
Исследованием устройства художественных произведений, как мы уже говорили, занимались многие ученые, филологи и писатели-практики. Дело в том, что история – глубоко технологичное явление, то есть существуют известные, хорошо изученные и опробованные способы создать сюжет буквально на ровном месте.
Подумайте, что движет героем? Почему, например, Иван-царевич идет выручать царевну-лягушку из плена Кощея Бессмертного? Потому что он понял, что женат не на говорящей пресмыкающейся, а на красавице, обладающей паранормальными способностями, и хочет вернуть себе жену. А кто-то другой хочет разбогатеть, а третий добиться мировой славы, а четвертый – вернуться домой с войны. Именно желание героя становится той движущей силой, которая завязывает основные сюжетные линии. Подробнее узнать о том, как придумать сюжет для романа, можно из наших текстов.
Читайте подробнее в дополнительных материалах:
Говоря о необходимости продумывать сюжет, многие могут возразить, что это вовсе не обязательно, сославшись на ярких, впечатляющих героев, которые зачастую вытягивают всю историю благодаря своей неповторимой исключительности. Действительно, существует мнение, что герои подчас важны не меньше, чем сюжет, и с продумывания линии героя может начаться повествование. Подробнее на эту тему читайте наш текст:
Читайте подробнее в дополнительных материалах:
Создаем героев
Герои – двигатели сюжета, без них немыслим роман. Часто герой действительно становится тем локомотивом, который тянет за собой весь состав сюжета, потому что читателю становится интересно читать именно про созданного персонажа. Особенно это актуально для книг, посвященных именно личности героя: «Невероятная история доктора Джекила и мистера Хайда» Льюиса Стивенсона, «Айвенго» Вальтера Скотта, серия про Шерлока Холмса Конан Дойла, повести про Пеппи Длинныйчулок Астрид Линдгрен и т.д. Везде, где в центре повествования оказывается конкретный человек, именно его, этого героя можно считать стержнем, на котором держится вся книга.
Подробнее о том, как создать героя:
Планируем роман
Итак, возвращаемся к замыслу: будем отталкиваться от мысли, что базовая задумка сформировалась у автора в голове, теперь осталось только перенести ее на бумагу и немного распространить.
Управиться с замыслом поможет планирование, по поводу которого существует две противоположные точки зрения. Юрген Вольф в книге «Литературный мастер-класс» пишет: «По поводу планирования существует два противоположных мнения. Первое: нужно тщательно продумать весь сюжет еще до того, как вывести ручкой на бумаге первое слово. Второе: если заранее знать все о своей книге, она станет предсказуемой, а писать ее будет неинтересно».
Например, ярым сторонником планирования был Эдгар По, который утверждал: «Совершенно ясно, что всякий сюжет, достойный так называться, должно тщательно разработать до развязки». Однако Стивену Кингу перспектива начать писать с чистого листа не кажется пугающей: он признается, что приступая к работе над романом, почти ничего не знает о своих героях и сюжете, что не мешает ему год за годом создавать бестселлеры.
Габриэль Гарсия Маркес, говоря о планировании, высказывает любопытную мысль о том, что в юности писатель может легко обходиться без плана, функционируя на чистом адреналине и энтузиазме, но для дальнейшей литературной деятельности, нужно умение работать с композицией:
«Когда я писал первые рассказы, у меня была общая идея по поводу настроения книги, но я позволял себе положиться на случай. Лучший в жизни совет, который я получил, был такой. В молодости, когда на тебя снисходят потоки вдохновения, работать подобным образом вполне возможно. Но мне сказали, что, если я не научусь писательской технике, потом у меня возникнут проблемы: вдохновение уйдет, а техники, чтобы компенсировать это, будет недоставать. Если бы я не понял этого вовремя, сейчас я не смог бы составлять композиционные планы своих книг. Композиция — это чисто техническая проблема, и если не научиться ей вовремя, то ею уже не овладеешь никогда».
Прорабатываем композицию
Обратите внимание, Маркес говорит не столько о планировании, сколько о построении композиции. Ведь именно композиция и является планом произведения. Поэтому, на наш взгляд, план (хотя бы примерный) поможет автору сориентироваться в хаосе сцен, сюжетных линий и событий, не говоря уже о завязке, кульминации и развязке, которые, конечно обязательно должны присутствовать в тексте.
Композиционное планирование – это не только формулирование завязки, событий основного действия, кульминации, развязки, эпилога, но планирование чередования сцен, определение их соотнесенности во времени (что за чем происходит), определение основных сюжетных линий, привязанных к действиям главных героев. Очевидно, что всего автор предсказать не сможет, потому что по ходу работы над текстом может появиться неожиданная мысль, уводящая сюжет в другое русло. Но композиционное планирование позволит смелее смотреть в глаза будущему роману, и чувствовать себя свободнее при работе с текстом. А когда знаешь, что ждет впереди, продвигаться по сюжету гораздо легче.
Читайте подробнее про композицию:
Учимся повествовать и рассказывать
Итак, мы разобрались с сюжетом, героями, планированием и композицией, освоили метод слепой печати, то есть хорошо подготовились к старту. Теперь нужно выбрать манеру повествования, определить грамматическое время, которого будем придерживаться и освоить основные функциональные типы речи: описание, повествование и рассуждение, чтобы уметь соответственно описывать, повествовать и рассуждать. Потому что, не считая речи героев, то есть монологов и диалогов, художественный текст состоит из описаний, повествований и рассуждений, перемешанных друг с другом в самых разных пропорциях.
Подробнее о функциональных типах речи читайте здесь:
Пишем диалоги и оформляем речь героев
Большая часть текста любого произведения – это не только авторские повествования, описания и рассуждения, но и речь героев, то есть диалоги, полилоги и монологи, создание и оформление которых требует от автора известной ловкости.
Читайте подробнее о диалогах, монологах и полилогах:
Боремся с усталостью и ленью
Бывает, что автор устает. Выгорает. От беспробудного писательства, обдумывания сюжетных ходов, диалогов, от направления героев в нужное русло. Испытывали подобные чувства многие писатели, добившиеся мировой известности. Знаменитый Джон Рональд Руэл Толкинн автор «Властилина колец» тоже не избежал писательской хандры: «Говорят, труден только первый шаг. Вот уж не думаю. Кажется, “первые главы” я могу писать до бесконечности. И ведь сколько их уже понаписал! <…> что делать дальше, я представляю себе крайне слабо».
Читайте подробнее о борьбе с ленью и выгоранием:
Встряхиваемся литературными играми
Фокус в том, что, поддавшийся слабости автор, ставший заложником лени и усталости, рискует полностью выйти из работы и не вернуться обратно. Поэтому, отправляясь на небольшой отдых от писательства, важно не выходить полностью из литературного контекста. Немного фантазировать, чуть-чуть писать. Но что-нибудь несерьезное. Для этого хорошо подходят литературные игры и участие в разных писательских марафонах, разборах и других игровых проектах, которые позволяют не потерять ценных навыков рассказчика, но и помогают взять паузу и отдохнуть от серьезной работы.
Читайте подробнее:
Редактируем рукопись
После того, как текст романа полностью написан, стоит приступить к вычитке и редактуре. Использовать для этого можно как своих близких, так и профессиональных читателей, которые называются бета-ридерами. Можно отдать рукопись на вычитку литературному редактору: он не только вычитает текст на предмет ошибок, но и подскажет, что можно концептуально изменить. Например, найдет сюжетные ляпы или пробелы, покажет, где линии героев направляются в другое русло, как можно в случае необходимости углубить образ героев.