Статья описывает прием фишбоун: как он работает, технологию и место применения.
Помимо того, что прием помогает усваивать материал по гуманитарным предметам, он еще и развивает критическое мышление. Человек с таким мышлением умеет анализировать информацию. Находит глубинные связи. Делает правильные, обоснованные выборы. Получает нужные результаты. К этому и стремимся.
Прием фишбоун что это?
Прием «Фишбоун» — это графическое представление информации. Оно позволяет образно показать, как мы анализируем явления. Подсказывает как нужно расположить информацию, чтобы увидеть правильный ответ.
Фишбоун — англ. «рыбья кость», «рыбий скелет»
Автор приема японский учёный Каору Исикавы, крупнейший специалист в области управления качеством. Без сильного критического мышления здесь не обойтись. Диаграмма «Фишбоун» — плод его опыта.
С помощью приема «Фишбоун» ребенок учится: |
---|
• Понимать, где причина, а где следствие. • Находить множество причин проблемы. • Доказывать свою или авторскую точку зрения • Презентовать результаты исследования интересно • Высказывать свои мысли поступательно-логично, от главного к второстепенному |
Из чего состоит схема «Фишбоун»
Схема «Фишбоун» имеет древовидную структуру и включает в себя 4 блока: голова рыбы, позвоночник — он делится на 2 части и хвост.
Голова. Здесь располагают проблему, вопрос или тему, которые подлежат анализу.
Позвоночник. Основа диаграммы – позвоночник рыбы. Он же связующее звено между головой и хвостом. Позвоночник делят на 2 части по ребрам. Если расположение схемы горизонтальное, то части верхняя и нижняя. Если расположение схемы вертикальное, то части левая и правая.
На позвоночнике размещают причины, которые привели к проблеме или основные понятия темы. А также факты, которые разъясняют суть понятий или подтверждают наличие причин.
- На верхних ребрах пишут причины. Наиболее важные — ближе к голове.
- На нижних ребрах — аргументы и факты из изучаемых текстов и/или других источников. Для некоторых причин может не быть подтверждающих фактов. Тогда некоторые нижние ребра останутся пустыми.
Есть схемы, где ребра имеют подпункты.
Хвост. Здесь самое главное: выводы, ответ на вопрос, то, ради чего составлялась диаграмма «Фишбоун».
Результаты применения приема «Фишбоун»
- Наглядная структура. Представление информации в удобной форме.
- Новые идеи для решения проблем.
- Понимание, где есть пробелы в знаниях. Там, где причины не ветвятся или ветвятся слабо, там не хватает знаний. Характерно для схем с подпунктами.
- Сокращение большого объема информации до компактной схемы
Правда у приема есть ограничения: 5-10 главных причин. Иначе объять одним кадром не получится. Потеряется наглядность связей.
Способ 1. Причины – факты. Базовый способ
В голову схемы размещаем проблему, вопрос.
Сверху на косточках позвоночника перечисляем причины возникновения этой проблемы. Затем их располагаем по степени значимости. Чем важнее для проблемы, тем ближе к голове.
Снизу на косточках пишем факты из текста: это может быть цитата или смысл своими словами, которые демонстрируют эту причину.
И в хвосте вывод. Он отвечает на вопрос: «Почему произошло…?» Здесь надо указать найденные взаимосвязи, либо как устранить причины для решения проблем.
Получается исследование на тему. Активное изучение и анализ проблемы.
Способ 2. Качества
В голове рыбы размещаем проблему.
Сверху на косточках записываем те качества персонажа, которые повлияли на появление или решение этой проблемы.
Снизу на ребрах размещаем цитаты из текста или факты своими словами, подтверждающие эти качества.
В хвосте выводы: какие качества личности повлияли на проблему или другие важные связи.
Как можно применить прием «Фишбоун» на примере произведения Э.Хогарта «Мафин и паук» из программы 2го класса по литературному чтению.
В данном случае выявили взаимосвязь между желанием → качествами персонажа → действием. Именно наличие таких качеств определили характер действий. А уже действия привели к освобождению паука от колдовства.
Такой анализ формирует понимание смысла произведения, что хотел сказать автор. И этот пример ребенок будет помнить долго и даже использовать в своей жизни.
Без анализа — это просто смутное очертание сюжетной линии, которая быстро забудется.
Способ 3. Снежный ком
В голове схемы проблема.
На верхних косточках, начиная от головы, пишем событие, которое послужило точкой отсчета, началом появления этой проблемы. Событие, которое повлекло другие события. Они, как снежный ком, нагнетают и увеличивают масштаб проблемы.
Нижние косточки фактами подтверждают все большую сложность ситуации.
В хвосте вывод: где нужно было остановиться и изменить ход вещей. Или что нужно исправить, чтобы не было того, первого тревожного звоночка. Или вывод, содержащий ответ на вопрос в голове.
Яркий пример этой сехмы — произведение А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» из программы 2го класса по литературному чтению.
Вывод, который мы сделали можно обсуждать применимо и к реальной жизни. Люди обычно тоже хотят все больше и больше. Возможно, чтобы не остаться у разбитого корыта нужно радоваться исполнению желаний, а не злиться пуще прежнего, как старуха.
А есть ли вообще в жизни золотая рыбка? Случалось ли вам попросить и желание исполнилось?
Способ 4. Перекресток мнений
В голову рыбы помещаем проблемный вопрос.
Слева на ребрах пишем персонажей, которые имеют разные взгляды на этот вопрос.
Справа – цитатой или своими словами раскрываем содержание этих взглядов.
В хвосте ставим вывод, который демонстрирует, что на одни и те же вещи можно смотреть по-разному. Чья точка зрения получила дальнейшее развитие и к чему привела. Становится наглядны причины поведения персонажей.
В качестве примера применения приема «Фишбоун» показана статья о племени масаи в Африке. Они нарушили ожидания государства о стабильной численности и развитии туризма. Вместо этого племя в несколько раз увеличилось в размерах. И это проблема.
Три разные группы по-разному видят свои проблемы, но нужно находить решение, чтобы оно не было в ущерб друг другу.
Способ 5. Сравнительная схема
Такую схему делать лучше в вертикальном формате. Так привычнее сравнивать. Это напоминает задания на поиск различий на картинках, который дети делают уже с раннего возраста.
В голову схемы ставим вопрос типа: Чем отличается…? Что подходит больше для решения данного вопроса?
Слева — значения характеристик одного объекта.
Справа — значения тех же характеристик другого объекта.
Вывод в хвосте — краткий ответ на поставленный вопрос в голове рыбы.
Способ 6. Помощь – помеха
В голове рыбы обозначаем вопрос или тему для анализа.
С правой стороны перечисляем факторы, которые помогают решить вопрос или раскрывают чем эта тема помогает.
С левой — записываем то, что мешает решить проблему или чем сам предмет изучения мешает.
В хвосте делаем вывод. Например, возможно ли устранить помехи или усилить помощь.
Вот пример разбора темы «Притяжение» по Окружающему миру 2 кл.
Сама постановка вопроса связана с опытом ребенка. Он анализирует свой опыт, выделяет те ситуации, в которых было взаимодействие с силой притяжения из общего потока деятельности. Когда он отвечает на него, понимание явления приходит еще больше.
Можно сделать и другой вывод: ситуаций, когда притяжение помогает гораздо больше, чем когда мешает.
У приема есть полезное свойство — одна и та же схема стимулирует появление разных новых идей.
Способ 7. Схема для больших текстов
Использование приема «Фишбоун» возможно как для работы с небольшими текстами, так и значительными массивами информации. В таком случае, на схеме сложно отметить все причины той или иной рассматриваемой проблемы и выделить все факты, позволяющие подтвердить существование тех или иных причин.
Схема в таком случае будет представлять в буквальном смысле рыбий скелет – остов предстоящего исследования, векторы для изучения. Где слово — это отправная точка для разворачивания причин и следствий.
Такую дальнейшую работу по теме можно продолжить, применяя другой прием, например, кластер, углубляя и расширяя знания по теме.
Прием «Фишбоун» и технология развития критического мышления
Прием можно использовать на любом этапе технологии критического мышления.
Этап 1. Вызов
На этом этапе ребенок выписывает на диаграмму «Фишбоун» ключевые понятия, причины, которые он уже знает по заданному вопросу. Так он актуализирует знания, подготавливает почву для получения новой информации.
Этап 2. Осмысление
На стадии получения и осмысления новой информации он вносит изменения в схему. Если же схему применяет только на этой стадии, то составляет ее с нуля учитывая полученные знания. По одному из вышесказанных способов.
Этап 3. Рефлексия
Присвоение новой информации с помощью практического применения материала. С помощью обсуждения полученного вывода.
Изменение имеющихся представлений, если они были неверными. Переписывание их в общую систему знаний, которая у ребенка уже есть.
Прием «Фишбоун» как инструмент развития критического мышления помогает:
- Установить причинно-следственные связи
- Выделить главные смыслы из всего объема
- Оценить достоверность информации
- Сделать обоснованный вывод
Какие навыки развивает прием «Фишбоун»
Формулировать проблему. Известно, что умение правильно сформулировать вопрос, это 50% успеха в поиске ответа. Процесс обучения, к которому мы привыкли, построен на вопросах к ученику. Сам ученик вопросов задает все меньше и меньше.
Прием «Фишбоун» предполагает наличие проблемы. Чаще ее дают готовой.
Если ученик поставит проблему/вопрос сам, то его познавательный интерес вырастет в разы. Самое простое — задать вопрос к заголовку текста, теме параграфа.
Выделять главное в тексте. Этот навык – один из ключевых в работе с информацией. Сама схема заставляет ребенка искать ответ для ее заполнения. Если в ней нужно указать причины возникновения проблемы, значит ищем причины. Они и есть главное.
После того, как причины визуально представлены, еще раз смотрим на них и понимаем действительно ли это те самые причины.
Если в схеме нужно указать качества личности, значит качества в данном случае являются главным. Значит исследование материала будет нацелено на сбор качеств.
Делать выводы, обобщать итоги исследования. Этот навык тоже требует тренировки. Можно найти много информации и не суметь собрать из кусочков единую мысль. А значит и использовать в дальнейшем будет нечего.
Записывать кратко. Находить емкие слова. Вытаскивать скелет из текста.
Чем меньше запишешь, тем меньше учить
эксперт по технологиям обучения, Н. Ягодкин
Точно. Конечно, это малое количество слов должно содержать основные связи.
Примеры применения приема «Фишбоун»
Написание сочинения
Как схема фишбоун помогает написать сочинение?
- Она концентрирует внимание на одной проблеме, а не плавает от одной мысли к другой.
- Причины возникновения проблемы представлены в одном месте. Такая наглядность позволяет посмотреть на проблему шире и глубже.
- Схема показывает логическую ошибку, если пример неправильно привязан к причине. А сама причина не для указанной проблемы.
- В результате вывод естественно вытекает из вышеизложенной информации, а не надуманный.
- В отличие от плана сочинения, фишбоун выстраивает такую структуру, где содержание становится логичным, последовательным и понятным.
Например, сочинение-рассуждение на тему «Почему у человека должна быть цель в жизни?» По тексту В.К. Железникова.
Освоение литературного произведения
Литературное произведение как и событие в истории интересны своим сюжетом. Мы погружаемся в другой мир. А некоторые, как натуры увлекающиеся, ставят себя на место героев.
Автор же, когда пишет историю, хочет донести идею. Идею, которая отражает частичку реальности. История = образ идеи. Автор выражает историей как устроен мир. Реальный. Как он сам думает или чувствует.
Анализ, разложение текста на детали приемом «Фишбоун» выводит нас из плена сюжета. Помогает посмотреть со стороны и понять главные идеи.
Возможно, это лишь наша интерпретация авторской позиции. Лучше писателя никто не знает, что он хотел сказать. Но это нисколько не умаляет значения выводов, которые делает ребенок, пусть и далеких от авторских. Вывод, это уже собственный продукт исследователя.
Опорный конспект
Опорный конспект по схеме «Фишбоун» можно применять при изучении любого гуманитарного предмета. Это может быть литературное произведение или тема по истории, географии или окружающему миру.
Такой конспект наглядный. В нем легко ориентироваться.
Таких конспектов можно составить несколько на параграф, в зависимости от того, сколько есть проблемных вопросов в учебном материале.
Вот пример конспекта на тему по истории «Древнее Двуречье». В основе базовый способ составления: причины — факты.
Выводы:
- Прием «Фишбоун» как и настоящий скелет рыбы помогает прошить текст от начала до конца одной идеей.
- Он помогает увидеть связи, как внутри отдельного персонажа или события, так и между разными действующими лицами и явлениями.
- Это один из ведущих способов анализа информации, его популярность в мире взрослых доказывает его эффективность.
- Наглядность и акцент на главном позволяют сделать правильные выводы. Найти новые решения проблемы. Раскрыть тему.
P.S. Присылайте мне на почту работу своего ребенка для размещения на этой странице. Ему это понравится и он будет делать другие проекты.
Проанализируйте текст. Используйте для этого прием «Фишбоун». Можно взять любой из способов составления схемы. Поставьте вопрос и сделайте вывод. Обоснуйте его теми факторами, которые выписаны в теле рыбы. Успехов!
Фишбоун – это прием методики обучения, который широко используется на многих уроках. Его ценность в том, что он помогает проанализировать информацию и представить ее в более удобной форме. С помощью фишбоуна ребенок научится решать проблемные ситуации и прослеживать связи между явлениями действительности.
Содержание
- Что такое фишбоун
- Составление
- Применение метода фишбоун на уроке
- Формы работы на уроке
- Примеры использования технологии фишбоун на уроке
- На уроке истории
- На уроке литературы
- Шаблон схемы фишбоун
- Заключение
Что такое фишбоун
Метод фишбоун (от англ. fishbone method) переводится как «рыбий скелет» или «рыбья кость». Такое название он получил за внешний вид схемы, которая похожа на скелет рыбы. Это упрощенный вид диаграммы Исикавы, японского ученого, который занимался вопросами критического мышления.
Фишбоун развивает у детей умение критически мыслить через наглядно-содержательную форму, поэтому широко используется на многих уроках. Кроме того, с помощью этого приема ученики:
- приобретают навыки работы в парах и группах;
- отслеживают причинно-следственные связи;
- определяют значение различных факторов и ранжируют их;
- учатся оценивать явления окружающего мира.
«Скелет рыбы» позволяет не только упорядочивать данные и качественно обрабатывать информацию для запоминания, но и поможет найти решение для любой проблемы. Этот прием часто используется для «мозгового штурма».
Составление
Использовать схему фишбоун можно по-разному в зависимости от поставленных целей: заполнить ее вместе с учениками или предложить рассмотреть уже готовый вариант.
Также существуют разные варианты расположения самого «скелета»:
- прием фишбоун в начальной школе удобнее использовать в игровой форме в горизонтальном расположении, т.к. оно больше напоминает форму рыбы;
- со старшеклассниками можно пользоваться вертикальным расположением — так в схему получится уместить больше информации.
Важное значение имеет каждая часть «скелета рыбы»:
- голова нужна, чтобы обозначить проблему или вопрос;
- на косточках с одной стороны (сверху или справа) отмечаются причины или основные понятия какого-либо явления или проблемы;
- косточки с другой стороны (снизу или слева) подтверждают информацию соответствующими фактами;
- хвост служит для обобщения вопроса и главного вывода по проблеме.
Самые важные понятия и факты обычно располагаются ближе к голове, т.е. начинают всегда с самого важного. Фишбоун помогает не только систематизировать информацию, но и учит четко и лаконично выражать свои мысли — для длинных записей на скелете рыбы просто не хватит места.
Применение метода фишбоун на уроке
Прием фишбоун настолько универсален, что может быть использован на любом типе уроков. Но более эффективным он будет на уроках обобщения и систематизации знаний. Так ученики смогут систематизировать всю полученную информацию, проследить взаимосвязи между компонентами и фактами схемы, а также устранить пробелы в знаниях.
Важно научить детей представлять результаты такой работы и объяснять свою точку зрения. Если делать предположения по разным вопросам большинству учеников легко, то с поиском и приведением аргументов и фактов часто возникают сложности. В повседневной жизни тоже не все удается подтвердить, поэтому нестрашно, если нижняя часть скелета рыбы остается пустой.
Особое внимание нужно обращать на хвост рыбы, чтобы вся проделанная работа имела итог. Если дети затрудняются, то вывод может помочь сделать учитель. А в младших классах, когда школьники еще учатся заполнять фишбоун, можно предлагать готовый вариант хвоста.
Формы работы на уроке
Технология фишбоун может занимать различное место в уроке: быть одним из его этапов (как закрепление или индивидуальная работа детей) или стать стратегией на протяжении всего урока (хорошо вписывается в уроки литературы для анализа произведений).
Составлять «рыбий скелет» можно несколькими способами:
- индивидуально (каждый ребенок работает со своей схемой, заполняя ее 15-20 минут, а затем обсуждает и сравнивает результаты со всем классом);
- в группах (каждая группа получает свою схему и учебный материал, который нужно проанализировать, а затем представляет итоги работы другим ученикам);
- фронтально (весь класс совместно с учителем заполняет один фишбоун на доске или на готовом шаблоне большого формата, обсуждая все нюансы).
Эта технология может применяться также в качестве:
- домашней работы;
- опорного конспекта;
- зачетной работы по проверке усвоения темы;
- проектной работы.
Метод фишбоун можно применять в различных вариациях, меняя сложность работы и подстраивая его под уровень класса. Можно делать следующее:
- указать проблему, все верхние и одну нижнюю косточку (в качестве примера);
- оставить заполненными проблему и лишь верхние косточки;
- прописать только проблемный вопрос;
- предложить детям самим поставить вопрос и заполнить всю схему.
Примеры использования технологии фишбоун на уроке
Использование технологии фишбоун на уроке позволяет развивать умение анализировать информацию, выделять главное, искать причины явлений, устанавливать связи между ними, а также работать в парах и группах.
Наиболее успешным будет использование «скелета рыбы» на уроках истории и литературы. В творческой форме можно разобрать самые сложные темы. Чтобы лучше разобраться с тем, что такое фишбоун, рассмотрим примеры.
На уроке истории
В 6 классе на уроке истории ученики разбирают сложную тему: «Феодальная раздробленность на Руси». Чтобы лучше разобраться в понятии и причинах распада Древней Руси, дети составляют фишбоун.
Голова (явление) – причины распада Древней Руси.
Верхние косточки (причины) – не было порядка наследования престола; территории сильно отличались по природно-хозяйственным условиям; натуральное хозяйство; рост и развитие городов.
Нижние косточки (факты) – междоусобные войны и борьба за престол; усиление экономики отдельных земель; отсутствие постоянных торговых связей между княжествами; города хотят самостоятельности.
Хвост (вывод) – раздробленности на Руси избежать было невозможно.
На уроке литературы
В 5 классе при анализе произведения И. С. Тургенева «Муму» детям предлагается заполнить фишбоун, который поможет проанализировать главного героя. Ученики должны разобраться со сложным вопросом: «Что может толкнуть покорного человека на бунт?»
Голова (проблема) – Герасим — покорный бунтарь.
Верхние косточки (причины) – он хозяйственный; крепостной крестьянин; бунтарь (освобождающийся).
Нижние косточки (факты) – любит порядок, хорошо исполняет свои обязанности; топит Муму, потому что обязан это сделать; самовольно уходит от барыни.
Хвост (вывод) – если постоянно унижать человека, то даже самый покорный рано или поздно взбунтуется.
Шаблон схемы фишбоун
Скачать готовый шаблон схемы фишбоун для заполнения на уроках можно здесь.
Заключение
Прием фишбоун не только развивает критическое и творческое мышление, но и помогает ученикам разобраться в сложном материале через анализ информации и ее представление в упрощенной форме. Дети учатся определять авторскую позицию, высказывать собственное мнение и с уважением выслушивать позицию одноклассников.
На уроке необходимо вооружить ребёнка не только знаниями, но и приёмами работы с информацией — в частности, умением ставить и решать те или иные задачи. Один из лучших способов сделать это — представить информацию в наглядно-содержательной форме, используя приём «фишбоун».
Суть дидактического приёма
«Фишбоун» («рыбья кость», «рыбий скелет») – упрощённое название метода японского учёного Каору Исикавы. Эта графическая техника представления информации позволяет образно продемонстрировать ход анализа какого-либо явления через выделение проблемы, выяснение её причин и подтверждающих фактов и формулировку вывода по вопросу. В процессе составления «рыбьего скелета» ученики:
- учатся работать в группе или парах;
- визуализируют причинно-следственные связи;
- ранжируют различные факторы по их значимости;
- развивают способность критически мыслить;
- обучаются давать оценку явлениям действительности.
Учёные Бостонского университета, занимающиеся исследованием способов восприятия у младших школьников, пришли к выводу, что с помощью зрительных образов ребёнок в возрасте от 2 до 13 лет быстрее запоминает любую информацию.
Схема «рыбьего скелета» позволяет подбирать подходящее решение для любой проблемной ситуации, генерируя новые идеи, направленные на ускорение и облегчение процесса мышления. Особенно полезно пользоваться приёмом во время «мозгового штурма», чтобы дети учились быстро и чётко формулировать мысли.
Правила составления «рыбьего скелета»
«Фишбоун» составляется заранее или заполняется вместе с учениками. Современные технологические возможности позволяют быстро сделать цветной и красивый шаблон «рыбьего скелета» в графическом редакторе, но и на обычном листе бумаги формата А3 или доске схема получается ничуть не хуже.
Существуют два типа расположения:
- горизонтальное (наиболее точно повторяет скелет рыбы), его предпочтительнее использовать на уроках в младших классах;
- вертикальное, позволяющее разместить на «косточках» больший объем информации (подходит для старшеклассников).
«Рыбий скелет» состоит из 4 блоков информации:
- головы, в которой обозначается вопрос или проблема;
- косточек вверху (или справа), где фиксируются причины и основные понятия того или иного явления, проблемы;
- косточек внизу (слева), подтверждающих наличие тех или иных причин;
- хвоста, содержащего выводы и обобщения по вопросу.
Очень важно, чтобы решения проблемы были выстроены по степени актуальности: чем ближе к голове, тем насущнее. Составление записей на «теле» рыбы проводится по правилу «КТЛ» (кратко, точно, лаконично): лучше использовать всего 1–2 существительных для обозначения того или иного пункта, которые будут чётко отражать суть явления.
Способы и формы применения такого метода в школе
«Фишбоун» – универсальный приём, которым можно пользоваться на уроках любого типа. Но наиболее эффективно «рыбья кость» применяется на занятиях обобщения и систематизации полученных знаний, чтобы помочь учащимся организовать полученную информацию в стройную систему с чёткими взаимосвязями между элементами. Что касается места технологии в конспекте урока, то она может выступать как способ организации части урока, либо же в качестве стратегии всего занятия по теме. Например, с помощью метода можно проводить целые уроки по изучению творчества Пушкина или Толстого: детям предлагается рассмотреть проблемы, затронутые в творчестве писателей (с конкретными примерами из произведений), и задача школьников — оценить значение работ великих соотечественников для последующих поколений.
Способ составления «рыбьего скелета» может быть:
- индивидуальным (ученикам даётся вопрос и минут 10–15 на обдумывание и составление «рыбьего скелета», затем обсуждаются результаты работы каждого);
- групповым (всем участникам группы раздаётся текст, после его прочтения и по ходу обсуждения заполняется схема).
Для объёмных тем «косточки» можно сделать многоуровневыми
«Фишбоун» можно использовать в качестве:
- домашнего задания по теме;
- опорного конспекта на уроке;
- самостоятельной работы по проверке качества усвоения материала;
- проектной работы.
Особенно важно делать акцент на презентации результатов заполнения схемы. Она должна подтверждать значимость проблемы и показывать взаимосвязь всех обозначенных элементов. Иногда дети определяют несколько проблем, а вот с аргументами возникают сложности: учащимся непросто найти подтверждения для каждой. Это нормальная ситуация, ведь в жизни тоже предположений всегда больше, чем подтверждений. Поэтому нижние (или левые) «косточки» могут оставаться пустыми. Что касается вывода, то есть хвоста рыбы, то его можно предлагать в готовом виде или оставлять на доработку ребятам. Завершение работы со «скелетом» строится на определении дальнейших действий: либо продолжать исследование вопроса, либо формулировать его решения.
Приём Исикавы может быть уместен на уроках любого цикла, но самыми «плодотворными» схемы оказываются на занятиях, которые предполагают начало исследовательской деятельности: филологии, истории, обществознания, биологии и географии.
Примеры использования технологии на различных уроках
Литература
Наиболее часто «рыбья кость» применяется на уроках литературы. К примеру, таким может быть «рыбий скелет», заполненный на предпоследнем занятии перед написанием сочинения по «Повести о настоящем человеке» Б. Полевого:
- «Голова»: трудно ли совершить геройский поступок?
- «Верхние кости»: желание жить, ответственность за свою Родину, смелость.
- «Нижние косточки»: профессионализм пилота, выдержка характера, любовь к своей стране.
- «Хвост»: героем может быть каждый, кто любит Родину.
Кстати, для реализации межпредметных связей, учащимся можно предложить выделить орфограммы в использованных словах (русский язык) или подготовить сообщение на тему: «Жизненный путь обыкновенного героя — А. Мересьева» (история).
История
Урок истории также открывает огромные возможности для составления «фишбоунов». Например, тема «Причины феодальной раздробленности Руси» может быть представлена на доске в виде схемы.
- «Голова»: причины раздробленности.
- «Верхние кости»: сложная социальная структура общества, желание феодалов обогатиться, внешнеполитическая обстановка.
- «Нижние косточки»: не делились с Киевом, появление дворянства, отсутствие войн.
- «Хвост»: раздробленность территории Руси была неизбежной.
Обществознание
Учителя обществознания считают тему «Социальная система общества» одной из самых сложных для восприятия. Однако «рыбья кость» помогает разложить информацию по полочкам, например, при составлении конспекта материала урока.
- «Голова»: что значит быть гражданином?
- «Верхние кости»: ответственность, труд, отношения с другими людьми.
- «Нижние косточки»: обеспечивать благосостояние, работать на благо страны, уважать окружающих.
- «Хвост»: чувствовать свою важность и ответственность перед будущим своим и потомков.
Биология
Цикл тем по биологии, посвящённый защите окружающей среды, можно подытожить групповым или индивидуальным «фишбоуном» в виде проектной презентации.
- «Голова»: взаимодействие природы и общества.
- «Верхние кости»: прочная связь, взаимовлияние, непродуманное использование природных ресурсов.
- «Нижние косточки»: жизненный цикл, извлечение пользы для себя, загрязнения.
- «Хвост»: без заботы о природе общество не сможет существовать.
География
Такой «рыбий скелет» будет уместен при подготовке к контрольной работе по географии:
- «Голова»: экологические проблемы.
- «Верхние кости»: исчезающие моржи, белые медведи, уничтожение рыб, мусор с судов и атомных подлодок.
- «Нижние косточки»: браконьерство, загрязнение вод, уничтожение животных.
- «Хвост»: запрет на рыбный промысел, строительство заповедников, усиление законодательной базы.
Английский язык
Изучение лексического материала на уроке английского по теме «Изобретения в нашей жизни» очень удобно систематизировать «рыбьим скелетом», например, перед отработкой навыка говорения:
- «Голова»: can we live without hi-tech?
- «Верхние кости»: comfort, communication, knowledge.
- «Нижние косточки»: work at home, lots of friends, information.
- «Хвост»: our lives depend on inventions.
Приём «фишбоун» помогает школьникам выделять проблему, находить её подтверждения и формулировать вывод. Работа со схемой учит ребят работать индивидуально и в группах, а также с уважением и вниманием относиться к мнению одноклассников. Кроме того, «Рыбья кость» стимулирует творческое мышление и развивает критическое.
Т.Н.
Стефаненко
(МБОУ «Средняя
школа №1» города Велижа Смоленской области)
«Приём «Фишбоун»
как способ развития критического мышления»
“Если
действовать не будешь,
ни
к чему ума палата”
Шота
Руставели
Характерной чертой нового стандарта является деятельностный
характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Ученик
сам открывает знания через содержание учебно-методического комплекса. Его способность
к саморазвитию и самосовершенствованию означает умение учиться.
Системно – деятельностный
подход обеспечивает достижение
планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального
общего образования и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися
новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности. [1]
Поэтому современному учителю необходимо
овладевать педагогическими технологиями, с помощью которых можно реализовать
новые требования. Одной из успешных инновационных педагогических технологий
является технологии критического мышления, суть которой
заключается в том, чтобы развивать у обучающихся умения чётко мыслить,
структурировать и корректно интерпретировать информацию.
Термин критическое мышление употребляли в своих работах
Л.С.Выготский, Ж.Пиаже, А.Н.Леонтьев, Д.Брунер. Каждый из этих ученых внес свою
лепту в фундамент теории развития критического мышления.
В современной литературе можно
встретить много определений критического мышления.
Национальный Совет по развитию
критического мышления предлагает такое определение:
«Критическое мышление
– интеллектуально организованный процесс, направленный на активную деятельность
по осмыслению, применению, анализу, обобщению или оценке информации, полученной
или создаваемой путем наблюдения, опыта, рефлексии, рассуждений или
коммуникации как руководство к действию или формированию убеждения». [7]
По мнению Г. Селевко:
«Критическое мышление – это один из видов
интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем
восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному
полю». [6]
В педагогическом словаре я нашла
такое определение:
«Критическое мышление – способность анализировать
информацию с позиций логики, умение выносить обоснованные суждения, решения и
применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным
ситуациям, вопросам и проблемам». [4]
Критическое мышление иногда
называют направленным мышлением, поскольку оно направлено на получение
желаемого результата.
Цель теории развития
критического мышления (ТРКМ) – развитие мыслительных навыков обучающихся, необходимых не
только в учебе, но и в обычной жизни, а значит и развитие УУД.
В основе ТРКМ лежит базовая
модель, состоящая из трёх фаз: вызов, осмысление и рефлексия.
Первая стадия – «вызов», во время которой у обучающихся активизируются имевшиеся ранее
знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего
учебного материала.
Вторая стадия – «осмысление» – содержательная, в ходе которой и происходит
непосредственная работа ученика с текстом, причем работа, направленная,
осмысленная. Процесс чтения всегда сопровождается действиями ученика (маркировка,
составление таблиц, ведение дневника), которые позволяют отслеживать
собственное понимание. При этом понятие «текст» трактуется весьма широко: это и
письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал.
Третья стадия
– «рефлексия» – размышления. На этом этапе ученик
формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его либо с помощью
собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит
активное переосмысление собственных представлений с учётом вновь приобретённых
знаний. [8]
В ТРКМ применяются следующие приёмы:
Мозговой штурм |
Фишбоун |
Кластер |
Плюс-минус-интересно |
Корзина идей |
Знаю-хочу узнать-узнал |
Дерево предсказаний |
Сводная таблица |
Верные и неверные утверждения |
РАФТ |
Инсерт |
Синквейн |
Мозговой штурм |
Шесть шляп и др. |
В своей работе я хочу
остановиться на методическом приёме «Фишбоун». Дословно он
переводится с английского как «Рыбная кость» или «Скелет рыбы» и направлен на
развитие критического мышления учащихся в наглядно-содержательной форме.
Суть данного методического приема – установление причинно
– следственных взаимосвязей между объектом анализа и влияющими на него
факторами, совершение обоснованного выбора. Дополнительно метод позволяет
развивать навыки работы с информацией и умение ставить и решать проблемы.
Что такое фишбоун?
В основе
Фишбоуна – схематическая диаграмма в форме рыбьего скелета. В мире данная
диаграмма широко известна под именем Ишикавы (Исикавы) – японского профессора,
который и изобрел метод структурного анализа причинно – следственных связей.
Схема Фишбоун представляет собой графическое изображение, позволяющее наглядно
продемонстрировать определенные в процессе анализа причины конкретных событий,
явлений, проблем и соответствующие выводы или результаты обсуждения. [2]
Этот метод основан на преобразовании
учебной информации в графический образ.
Графическое структурирование информации
позволяет учителю:
§ наглядно
представить школьникам учебный материал по отдельной теме, курсу;
§ уменьшить
объем информации, необходимой для запоминания, за счет выделения ключевых
понятий и логических связей между ними;
§ способствует
снижению значимости трудности учения школьников, связанной возрастающим объемом
и сложностью изучаемой в школе информации.
Переработка информации каждым
школьником при составлении графической схемы позволяет говорить о понимании и
восприятии информации.
Схемы Фишбоун
дают возможность:
§
организовать работу участников
в парах или группах;
§
развивать критическое
мышление;
§
визуализировать взаимосвязи
между причинами и следствиями;
§
ранжировать факторы по степени
их значимости.
С помощью схемы можно найти решение из любой рассматриваемой
сложной ситуации, при этом возникают каждый раз новые идеи.
Схема Фишбоун может быть составлена заранее.
С применением технических средств ее можно сделать в цвете. Мы
попробовали её сделать в редакторе «Paint».
При их отсутствии используется обычный ватман либо ежедневный
инструмент учителя – цветной мел.
В зависимости от возрастной категории учащихся, желания и
фантазии учителя схема может иметь горизонтальный или вертикальный вид. Суть
приема Фишбоун форма схемы не меняет, поэтому особо не имеет значения. Для
младшего школьного возраста подойдет более естественная форма рыбы –
горизонтальная. По завершению ее заполнения вместе с ребятами можно изобразить
фигуру вдоль скелета и загадать желание, чтобы золотая рыбка и в дальнейшем
помогала решить любую жизненную проблему.
Схема включает в себя основные четыре блока, представленные в виде
головы, хвоста, верхних и нижних косточек. Связующим звеном выступает основная
кость или хребет рыбы. Голова – проблема, вопрос, тема, которые, подлежат
анализу, сравнению, обсуждению.
Верхние косточки (расположенные справа при вертикальной форме схемы или под углом
45 градусов сверху при горизонтальной) – на них фиксируются основные
понятия темы, причины, которые привели к проблеме.
Нижние косточки (изображаются напротив) – факты,
подтверждающие наличие сформулированных причин, или суть понятий, указанных на
схеме.
Хвост – ответ на
поставленный вопрос, выводы, обобщения.
Прием Фишбоун предполагает ранжирование понятий, поэтому наиболее важные из них
для решения основной проблемы располагают ближе к голове.
Все записи должны быть краткими, точными, лаконичными и отображать
лишь суть понятий.
Применение метода Фишбоун на уроках
Схема Фишбоун может быть использована в качестве отдельно
применяемого методического приема для анализа какой-либо ситуации, либо
выступать стратегией целого урока. Эффективнее всего ее применять во время
урока обобщения и систематизации знаний, когда материал по теме уже пройден и
необходимо, привести все изученные понятия в стройную систему, предусматривающую
раскрытие и усвоение связей и отношений между ее элементами.
Так, учащимся предлагается информация (текст, видеофильм)
проблемного содержания, и схема Фишбоун для систематизации этого материала.
Работу по заполнению схемы можно проводить в индивидуальной или групповой
форме. Важным этапом применения технологии Фишбоун является презентация
полученных результатов заполнения. Она должна подтвердить комплексный характер
проблемы во взаимосвязи всех ее причин и следствий. Иногда при заполнении схемы,
учащиеся сталкиваются с тем, что причин обсуждаемой проблемы больше, чем
аргументов, подтверждающих ее наличие. Это возникает вследствие того, что
предположений и в жизни всегда больше, чем подтверждающих фактов. А потому
некоторые нижние косточки могут так и остаться незаполненными. Далее в ходе
урока учитель самостоятельно определяет действия – предлагает либо и далее
исследовать проблему, либо попытаться определить ее решение.
Овладев технологией Фишбоун, учитель может с успехом ее
применять на любом уроке. Наиболее популярной она является среди
учителей-филологов либо историков, технологии, химии, начальных классах. Этап
урока с применением метода Фишбоун приобретает исследовательский характер. [3]
Формы работы на уроке
Фронтальная. Схему Фишбоун
заранее раздается ученикам (или зарисовываем в тетради). В ходе изучения нового
материал вместе с детьми заполняется шаблон Фишбоун. Учитель при необходимости
корректирует высказывания детей, помогает сформулировать суждение. Главным
условием при работе с этим приемом является четкое формулирование проблемы,
причин, вывода.
Индивидуальная работа. Всем
учащимся раздается для анализа одинаковый текст и перед каждым ставится цель –
заполнить схему «Рыбий скелет» на протяжении 10 минут. Затем проходит
обсуждение результатов, обмен мнениями и заполнение общей схемы на доске.
Работа в группах.
1. Каждая из групп
получает свой текст. Чтение текста происходит индивидуально, а его обсуждение –
в группах (но на этих схемах оставляется место для добавления верхних и нижних
«отростков»); происходит обмен информации между группами, в результате чего
появляется общая схема «Фишбоун». Общая схема Фишбоун заполняется на основе
мнений групп.
2. Группы получают
одинаковый текст. Чтение текста происходит индивидуально, а его обсуждение – в
группах. Общая схема Фишбоун заполняется на основе мнений групп.
3. Группы получают
одинаковый текст. Чтение текста происходит индивидуально, а его обсуждение – в
группах. Схема Фишбоун заполняется каждой группой. Результаты сравниваются.
4. Группы получают
одинаковый текст. Чтение текста происходит индивидуально, а его обсуждение – в
группах. Схема Фишбоун заполняется каждой группой. Одни группы используют
только схему, другие дидактический материал (заготовки). Результаты
сравниваются. .
5. Каждому участнику
внутри группы раздается свой текст; чтение происходит индивидуально; после
чтения в группе участники обмениваются информацией, на основе которой и
составляется общая схема «Фишбоун»; группы рассказывают о проделанной работе,
дополняя друг друга.
Учащиеся, овладевающие приёмом
«Фишбоун», приобретают такие метапредметные компетенции как:
·
критическое мышление;
·
взаимодействие в группах;
·
планирование и осуществление исследовательской деятельности;
·
истолкование прочитанного и формулирование своей позиции,
адекватное понимание текста;
·
осознанное чтение текстов вслух и про себя с извлечением
необходимой информации.
Таким образом,
использование технологии Фишбоун развивает умения, учащихся работать в группах,
анализировать текст, выделять основные события и искать их причины, обобщать и
делать выводы. Основная цель метода – стимулировать творческое и развивать
критическое мышление детей, что отвечает главной задаче сегодняшней школы.
Примеры использования технологии Фишбоун в обучении
Практическая
часть
–
Я хочу представить Вашему вниманию урок окружающего мира во 2 классе с
применением приёма развития критического мышления «Фишбоун».
Урок окружающего мира с использованием технологии
развития критического мышления – метод «Фишбоун»
2
класс. Тема: Какие бывают животные?
Цели урока:
Ø познакомить
учащихся с разнообразием животных (звери, птицы, рыбы, насекомые, земноводные,
пресмыкающиеся);
Ø научить
детей различать животных по характерным признакам, классифицировать их по
группам;
Ø воспитывать
бережное отношение к живой природе.
Задачи
урока:
·
формировать деятельную жизненную позицию:
умение выдвигать предположения, отстаивать свою позицию, сравнивать, делать
выводы;
·
развивать мышление, воображение, память,
связную речь;
·
воспитывать чувство взаимопомощи при
работе в паре;
·
реализовывать творческие способности
школьников.
Предполагаемые личностные и метапредметные результаты:
§ овладение
навыками сравнения, по результатам наблюдения формулировать выводы в
соответствии с целями и задачами;
§ формирование
умения излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
§ развитие
навыков сотрудничества;
§ освоение
начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
Форма проведения:
работа в группах, парах, фронтальная работа.
Формируемые УУД:
Личностные УУД:
способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД:
умение формулировать тему и цель урока, планировать своё учебное действие в
соответствии с поставленной задачей, работать по плану, оценивать правильность
выполнения действия.
Коммуникативные УУД:
умение оформлять свои мысли в устной и письменной (схематической) форме,
высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и понимать речь других,
совместно договариваться о правилах поведения и общения в группе.
Познавательные УУД: умение
ориентироваться в собственной системе знаний, отличать новое от уже известного,
добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой
жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Тип урока: комбинированный
Форма урока: диалог,
постановка проблемы
Педагогические технологии:
§ проблемно-диалогического
обучения
§ деятельностного
метода обучения
§ развития
критического мышления
Методы обучения:
§ диалогический
§ исследовательский
§ метод
«Фишбоун»
Оборудование: индивидуальные
карточки, карточки для работы в парах, презентация PowerPoint.
Ход
урока
I.
Вызов
–
Ребята, я вам загадаю загадки. А вы должны назвать мне отгадку в рифму (когда
ученики называют ответ, картинка с животным появляется на слайде).
Рыжая плутовка Спряталась под ёлкой. |
В лесу под щебет, звонкий свист Стучит лесной телеграфист: “Здорово, дрозд—приятель!”” И ставит подпись… |
Ах, какой же ты колючий! Плавники и хвост — липучки! Ты меня не проведёшь! — Я тебя поймаю… |
Теплым днем, весною, в мае, Каждый про меня узнает. Я не муха, не паук. Я жужжу! Я майский… |
Прыгает далёко, Плавает глубоко. Весёлая квакушка – Кто это? … |
В реках Африки живет Злой зеленый пароход. Кто б на встречу ни поплыл Всех проглотит… |
– Ребята, посмотрите на
картинки на слайде. Что вы видите?
(Разных
животных)
–
Как назовём одним словом? (Животные)
–
Предположите,
о чем мы будем сегодня говорить
на уроке?
(О
животных)
–
У каждого из вас карточка, которую вы заполните в
течение урока.
–
А что знаете вы по этой теме нашего урока? Какие бывают животные?
Учащиеся
вспоминают
информацию, которой они владеют по данной теме,
и заполняют первую часть
таблицы (Знаю).
–
А что бы вы хотели узнать о растениях?
Учитель
предлагает детям высказаться по поводу того, что они
хотели бы узнать по данной теме.
Учащиеся
заполняют вторую часть таблицы (Хочу узнать).
(Данное
задание может выполняться индивидуально, в парах, в группах. Примерное содержание таблицы, после обсуждения появляется на
слайде. Животные
– это рыбы, птицы, насекомые, звери. Они питаются, размножаются, растут и умирают. Не могут жить без тепла, света, пищи, воды и воздуха.
Приносят пользу человеку. Животных надо охранять.)
Заполнение третьего столбца таблицы (Узнал) предполагается на стадии
рефлексии в конце урока.
II.
Осмысление содержания
1.
Этап ознакомления с новым материалом.
Работа в паре со схемой «Фишбоун.
Постановка проблемного вопроса
–
В какие группы можно распределить разных животные?
–
Составим и заполним следующую схему о разновидностях животных. Схема наша очень
похожа на скелет рыбы. В голове рыбы запишем проблему (Какие бывают животные?),
которую мы будем решать на уроке (оформление схемы).
Решение
поставленной проблемы
–
На какие четыре группы можно разделить всё многообразие животных?
–
Посмотрите на картинки и примените знания с 1 класса?
(Звери, птицы, рыбы, насекомые.)
–
Есть ещё две особые группы животных. Прочитайте их на схеме.
–
Подумайте, от каких двух слов образовалось слово «земноводные». А кто такие
пресмыкающиеся? Кто приведёт пример?
–
Первая группа животных – это звери.
–
Посмотрите, что есть у каждого зверя на картинке? Кто догадался, как проверить,
что данное животное – зверь?
(У
зверей 4 ноги, тело покрыто шерстью.)
–
По каким двум признакам каждая группа животных отличается друг от друга
(Животных
можно группировать по числу ног и покрову тела.)
–
Ребята, посмотрите на следующий слайд. Кого вы на нём видите? У дельфина, кита
и др. животных на картинке нет 4 ноги и тело не покрыто шерстью как, например,
у зайца, но все эти животные относятся к зверям. Посмотрите на оставшиеся
картинки и найдите признак того, что это звери.
(Они,
как и все звери, кормят детёнышей молоком.)
–
Таких животных ещё называют – млекопитающие. Это ещё один признак
принадлежности животного к группе зверей.
–
Запишем это на соответствующей нижней косточке.
Оформление
схемы.
(Нижняя
косточка – запись отличительных признаков, ниже возможна запись примеров –волк,
лиса, летучая мышь … .)
–
Что
можно сказать о
птицах? Кто такие птицы?
Сравним их по числу ног и покрову тела.
(Две
ноги, 2 крыла. Тело покрыто перьями.)
Оформление
схемы.
(Нижняя
косточка – запись отличительных признаков, ниже возможна запись примеров – дрозд,
аист, сорока … .)
–
А есть такие животные, у которых нет ни ног и ни крыльев, а вместо них
что-то другое? Чем покрыто тело этих животных?
(У
них вместо ног плавники. Тело рыб покрыто чешуёй.)
Оформление
схемы.
(Нижняя
косточка – запись отличительных признаков, ниже возможна запись примеров – карась,
лещ, щука … .)
–
Кто такие насекомые?
–
Посмотрите на слайд и посчитайте количество ног у этих животных. Чем может быть
покрыто тело насекомых?
(Главный
признак группы насекомые – это количество 6 ног, а покров тела может быть
любым. Насекомые – это животные, у которых 6 ног (три
пары)).
Оформление
схемы.
(Нижняя
косточка – запись отличительных признаков, ниже возможна запись примеров – божья
коровка жук-носорог, сверчок… .)
Физкультминутка.
–
Аналогично проводится работа с группой земноводные:
(Лягушка, жаба… .)
Пресмыкающиеся:
Обращаем
внимание, что к группе пресмыкающиеся относятся и змеи.
(Черепаха,
крокодил, уж … .)
–
Ответим на вопрос, поставленный в начале урока. Какие бывают животные?
(Звери, птицы, рыбы, насекомые, земноводные,
пресмыкающиеся)
–
Какой вывод сделаем?
(Чтобы
определить, к какой группе относится животное, надо определить его главные
отличительные признаки: количество ног и покров тела.)
–
Запишем вывод в хвосте рыбы.
(У
каждой пары учеников карточка с изображением рыбьего скелета будет заполнена)
2.
Обобщающая беседа
–
Ребята, давайте с помощью, составленной нами схемы
Фишбоун «Какие бывают животные?», определим, к какой группе относятся животные
на слайде?
–
По каким признакам будем определять?
(По
количеству ног и покрову тела)
(Ученики работают
со слайдом и приводят свои примеры)
–
Ребята, а какую роль как представители живой природы выполняют животные? Какое
значение животные имеют для человека?
III.
Рефлексия
Анализ
полученной информации.
Заполнение
третьего столбца таблицы «Узнал».
– Сегодня
я узнал (а)…
– Было
интересно…
– Было
трудно….
– Теперь
я могу…
–
Настроение у меня …
Самооценка
работы в паре:
Вся
работа полностью выполнена мною
Я
ничего не сделал (не сделала)
–
Дети достигли целей, поставленных в начале урока. Получили готовый продукт –
схему Фишбоун «Какие бывают животные». Используя теорию развития критического
мышления (на данном уроке приём Фишбоун) на уроках окружающего мира, мы
убедились, что такие уроки приобретают исследовательский характер и
делают процесс познания более продуктивным.
–
Так как в основу данного приёма положен метод
структурного анализа причинно – следственных связей японского профессора
Ишикавы, то своё выступление
мне хочется закончить словами японской пословицы:
«Налови
мне рыбы –
и
я буду сыт сегодня,
Научи
меня ловить рыбу –
так
я буду сыт до конца жизни»
Список
использованной литературы
1.
Асмолов А.Г.
Системно-деятельностный подход к разработке
стандартов нового поколения // Педагогика. – 2009. – № 4. С.
18-22.
2. Выступление
на тему «Метод Фишбоун» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://multiurok.ru/files/vystuplieniie-na-tiemu-mietod-fishboun.html
3. Метод “Фишбоун” (Рыбий скелет): что это такое, формы
работы на уроке и примеры [Электронный ресурс].
Режим доступа: http://pedsovet.su/metodika/priemy/5714
4. Определение
«критическое мышление» [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.вокабула.рф/словари/педагогический-словарь/критическое-мышление
5. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к
составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. –
Москва, 2006.
6.
Селевко Г.Г. Современные
образовательные технологии Москва, Народное образование, 1998 г.
7.
Технология развития
критического мышления [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2016/09/11/tehnologiya-razvitiya-kriticheskogo
8.
Халперн Д. Психология
критического мышления. СПб. Питер, 2000. 512 c.
Одним из методических приемов, который можно использовать в группах, является прием Fishbone. Дословно он переводится с английского как «Рыбий скелет» или «Скелет рыбы» и направлен на развитие критического мышления учащихся в наглядно-содержательной форме.
Суть данного методического приема — установление причинно-следственных взаимосвязей между объектом анализа и влияющими на него факторами, совершение обоснованного выбора. Дополнительно метод позволяет развивать навыки работы с информацией и умение ставить и решать проблемы.
Что такое Fishbone ?
В основе Fishbone — схематическая диаграмма в форме рыбьего скелета. Такая диаграмма широко известна под именем Ишикавы (Исикавы) — японского профессора, который и изобрел метод структурного анализа причинно-следственных связей.
Схемы Fishbone дают возможность:
- организовать работу участников в парах или группах;
- развивать критическое мышление;
- визуализировать взаимосвязи между причинами и следствиями;
- ранжировать факторы по степени их значимости.
С помощью схемы можно найти решение из любой рассматриваемой сложной ситуации, при этом возникают каждый раз новые идеи. Эффективным будет ее применение во время мозгового штурма.
В зависимости от возрастной категории учащихся, желания и фантазии учителя схема может иметь горизонтальный или вертикальный вид. Для младшего школьного возраста подойдет более естественная форма рыбы — горизонтальная.
Схема включает в себя основные четыре блока, представленные в виде головы, хвоста, верхних и нижних косточек. Связующим звеном выступает основная кость или хребет рыбы.
- Голова — проблема, вопрос или тема, которые подлежат анализу.
- Верхние косточки (расположенные справа при вертикальной форме схемы или под углом 45 градусов сверху при горизонтальной) — на них фиксируются основные понятия темы, причины, которые привели к проблеме.
- Нижние косточки (изображаются напротив) — факты, подтверждающие наличие сформулированных причин, или суть понятий, указанных на схеме.
- Хвост — ответ на поставленный вопрос, выводы, обобщения.
Прием Фишбоун предполагает ранжирование понятий, поэтому наиболее важные из них для решения основной проблемы располагают ближе к голове. Все записи должны быть краткими, точными, лаконичными и отображать лишь суть понятий.
Применение метода Фишбоун на уроке
Схема Фишбоун может быть использована в качестве отдельно применяемого методического приема для анализа какой-либо ситуации, либо выступать стратегией целого урока. Эффективнее всего ее применять во время урока обобщения и систематизации знаний, когда материал по теме уже пройден и необходимо привести все изученные понятия в стройную систему, предусматривающую раскрытие и усвоение связей и отношений между ее элементами.
Формы работы на уроке:
- Индивидуальная работа. Всем учащимся раздается для анализа одинаковый текст и перед каждым ставится цель — заполнить схему «Рыбий скелет» на протяжении 10 минут. Затем проходит обсуждение результатов, обмен мнениями и заполнение общей схемы на доске.
- Работа в группах. Каждая из групп получает свой текст. Чтение текста происходит индивидуально, а его обсуждение – в группах. Общая схема Фишбоун заполняется на основе мнений групп.
Схема Фишбоун может быть составлена заранее. С применением технических средств можно использовать готовые шаблоны.
Перейти к примеру
При их отсутствии используется обычный ватман либо ежедневный инструмент учителя — цветной мел.
Дополнительно:
- http://pedsovet.su/metodika/priemy/5714
Просмотров: 12071