Консультация для молодых воспитателей
«Самоанализ занятия. Методика проведения.
Виды самоанализа»
Подготовила: старший воспитатель
Бобкова А. А.
Умение делать самоанализ и использовать его в работе является важной составляющей успешного педагога
Цель: обучение педагогов правильно анализировать образовательную деятельность с воспитанниками.
Одним из важных факторов эффективности образовательной деятельности и профессионального уровня педагога является умение методически грамотно провести самоанализ образовательной деятельности или другого вида деятельности с детьми дошкольного возраста.
Анализ – это расчленение явления на части, элементы с последующим изучением их в отдельности, как частей данного целого
Самоанализ — это разбор содержания (тематики, целей, задач, приёмов) и формы (соблюдения хронометража, логичности и последовательности видов работы) проведённого элемента образовательной деятельности, то есть занятия, развлечения, утренника или режимного момента.
Самоанализ образовательной деятельности помогает педагогу определить положительные моменты в проведенном занятии, а также отметить, что не удалось реализовать в работе с детьми. Педагог может отметить для себя, над какими этапами занятия необходимо провести работу.
Целями проведения самоанализа является:
-
выявление уровня освоения воспитанниками образовательной программы (эта цель проведения самоанализа становится основной при разборе занятий в старшей и подготовительной группах, так как данный параметр является главным показателем готовности детей к школе);
-
определение недостатков в использовании методических приёмов взаимодействия с детьми (например, в первой младшей группе акцент на практические способы взаимодействия, вместо игровых и наглядных, которые детьми 1,5–3 лет воспринимаются лучше);
-
установление организационных просчётов (например, слишком затянутая физминутка в основном этапе образовательной деятельности и, как следствие, скомканная рефлексия в заключительном).
Для правильности проведения анализа воспитатель перед началом работы должен составить список вопросов, на которые необходимо ответить в процессе. Например:
• понимают ли дети, для чего проводится занятие;
• готовы ли они к нему;
• какова форма проведения занятие;
• насколько доступен материал;
• заинтересованы ли дети;
• как подготовлен материал;
• способствует ли занятие творческой активности.
Виды самоанализа
-
Алгоритм проведения самоанализа №1
-
Обозначаем возрастную группу детей.
-
Указываем количество присутствующих.
-
Перечисляем цели, задачи и ожидаемые результаты урока.
-
Даём описание структуры занятия, то есть суть вводного, основного и заключительного этапов.
-
Рассматриваем методические приёмы, использованные на уроке, указывая оборудование и материалы, которые были использованы для каждого.
-
Оцениваем уровень организации, то есть подготовку к каждому этапу работы, приёмы мотивации детей.
-
Описываем насколько этапы занятия были логично выстроены, оцениваем темп урока, уровень инициативности ребят в процессе работы.
-
Даём краткую характеристику показателей речи педагога (темп речи, выразительность, доброжелательные интонации).
-
Описываем общую эмоциональную атмосферу на занятии. Это пункт может быть сопутствующим при описании предыдущих позиций.
-
Приводим перечень недостатков и намечаем пути их устранения.
-
Обобщаем всё сказанное выше.
-
Алгоритм проведения самоанализа №2
Характеристика группы детей. Какие особенности и возможности детей были учтены при планировании занятия. Проведена ли предварительная работа с детьми.
Место занятия в системе занятий по теме. Соответствие материала программе, речевым и возрастным особенностям детей данной группы.
Обоснование цели и задач. Соотнести поставленные цели и задачи по каждой образовательной области, интегрированные задачи с достигнутыми на ООД и определить причины успеха или неудачи.
Дидактическое обеспечение: эстетическое оформление, использование ТСО, качество наглядных пособий и дидактических материалов.
Структура занятия: основные этапы, их логическая последовательность, четкий переход от одного этапа к другому. Необходимо выделить, что было важным по содержанию, какие активные методы использовались.
Атмосфера занятия. Обеспечение положительного эмоционального фона в процессе занятия и интереса дошкольников к заданиям. Формы организации детской деятельности, за счет которых обеспечивалась работоспособность, заинтересованность детей в течении всего занятия.
Характеристика деятельности детей. Особенности речевой и неречевой деятельности, поведения детей на занятии. Оценить степень активности детей на ООД: сколько раз и кто из них выступал? Почему молчали остальные? Как стимулировалась их работа? Насколько были продуманы их действия при подготовке к ООД? Оценивать необходимо деятельность ребенка, а не его личность. Необходимо выделить какова была форма работы детей на ООД (коллективная, групповая, индивидуальная).
Характеристика деятельности воспитателя. Возможность контакта с группой, умение владеть вниманием детей и организовать их для работы. Речь воспитателя (доступность, логичность, интонационная выразительность и эмоциональность).
Результаты занятия. Достижение цели и задач, выполнение намеченного плана, эффективность использованных методов и приемов. Что не удалось реализовать на занятии, предложить выход из данной ситуации.
-
Алгоритм проведения самоанализа №3
Указать образовательную область и вид занятия; тему занятия; программные задачи (обучающие, развивающие и воспитательные)
1.Критерий: Соответствие поставленных на занятии задач
Анализ деятельности воспитателя на занятии:
Задачи определены в соответствии с требованиями учебной программы дошкольного образования, соответствуют особенностям детей раннего и дошкольного возраста (младшего, среднего, старшего).
2.Критерий: Создание условий для проведения занятия
Анализ деятельности воспитателя на занятии:
Подготовка к занятию включала подбор наглядного материала и дидактических пособий (перечислить конкретно каких), рациональное их размещение.
Успешному решению поставленных задач способствовала предварительная работа на данную тему (беседы с детьми, рассматривание картин, чтение стихов, загадывание загадок, наблюдения в природе, за трудом взрослых и т.д.). В индивидуальной работе с детьми использовались учебные наглядные пособия серии «Мир детства», «Страницы родной земли», «Умней-ка», УМК «Мои первые уроки» (назвать конкретно какие).
С учетом конкретно решаемых задач на занятии организована пространственная среда, обеспечена рациональность в размещении оборудования и материалов.
Обеспечены санитарно-гигиенические требования (проветривание, влажная уборка помещения, освещенность, подбор и расстановка мебели).
3.Критерий: Соответствие структуры занятия его задачам
Анализ деятельности воспитателя на занятии:
Занятие имело следующую структуру: начало, ход, окончание. Структура занятия соответствовала поставленным задачам. Так, обучающая задача решалась во всех частях занятия и т.д. На протяжении всего занятия использовались различные приемы, направленные на привлечение внимания детей (например, при чтении стихотворения – смена интонации голоса, во время проведения игр с мячом, чтобы дети не отвлекались и были готовы выполнить задание, мяч они получали не в порядке очередности, а выборочно и тд.).
4.Критерий: Реализация здоровьесберегающего подхода
Анализ деятельности воспитателя на занятии:
Здоровьесберегающий подход обеспечивался посредством соблюдения оптимальной длительности занятия (сокращалось количество вопросов; при потере интереса, активности детей их внимание переключалось на другой вид деятельности; на протяжении занятия сменялись позы детей и т.д.).
На занятии предусмотрена интеграция различных видов деятельности: познавательная практическая, общение, игровая, трудовая, художественная, элементарная учебная деятельность (указывать конкретно к проведенному занятию).
Благоприятному эмоциональному климату способствовали демократический стиль общения воспитателя с детьми, сотрудничество, диалоговое взаимодействие, использование поощрений, одобрений.
При организации работы детей за столами было учтено, что в группе есть воспитанники с нарушениями зрения, с ведущей левой рукой.
Обеспечивался контроль за правильностью осанки детей во время работы за столами. Проведены физкультминутка, пальчиковая, зрительная, дыхательная гимнастики и т.д.
5.Критерий: Реализация индивидуально-дифференцированного подхода к детям (темперамент, характер, способности, пол)
Анализ деятельности воспитателя на занятии:
Индивидуально-дифференцированный подход реализован на занятии следующим образом: при проведении игр предложено первым выполнить задание детям с холерическим темпераментом, было предоставлено время на выполнение заданий детям-флегматикам, постоянно обращалось внимание на детей-меланхоликов, не уверенных в себе, застенчивых (похвала, одобрение, поддержка).
Использование индивидуальных заданий позволило им проявить свои способности.
Дифференцированные задания были предложены в играх….
(обязательно предусмотреть и для воспитанников от 6 до 7 лет).
6. Критерий: Использование разнообразных форм организации детей на занятии. Оправданность выбранных форм
Анализ деятельности воспитателя на занятии:
На занятии предусмотрено использование различных форм организации детей: индивидуальная, коллективная, малыми группами, в паре и т.д. В играх…… стимулировалась активность каждого ребенка, каждый воспитанник выполнял индивидуальные задания. Использовались задания, предусматривающие самостоятельность детей при их выполнении. Целесообразное сочетание на занятии индивидуальных и коллективных форм организации деятельности создавали условия не только для обучения, но и для взаимообучения детей.
7.Критерий: Эффективность используемых методов и приемов для успешной реализации поставленных задач
Анализ деятельности воспитателя на занятии:
На занятии использовались различные методы: словесные, наглядные, практические, игровые. Это способствовало поддержанию интереса детей на протяжении всего занятия, активизации каждого ребенка, обеспечению речевой, познавательной и творческой активности воспитанников.
В процессе работы с детьми активно использовались различные приемы: внезапное появление объекта, выполнение игровых действий, инсценировки, загадки, создание игровой ситуации, уточнение, пояснение, напоминание, художественное слово. Это способствовало привлечению и сосредоточению внимания детей, обеспечению мотивации и интереса, активизации мышления, подаче нового с опорой на имеющиеся знания и т.д.
8. Критерий: Реализация личностно-ориентированного подхода
Анализ деятельности воспитателя на занятии:
Реализация личностно-ориентированного подхода обеспечивалась в создании для каждого ребенка «ситуации успеха» (посредством дифференциации заданий), в обеспечении выбора материала, права выбора способа деятельности, в поощрении каждого ребенка в той или иной части занятия.
9.Критерий: Коррекция хода занятия с учетом «обратной связи»
Анализ деятельности воспитателя на занятии:
На протяжении всего занятия обеспечивалась «обратная связь» с детьми: своевременное реагирование на снижение интереса, внимания, активности, работоспособности отдельных детей при выполнении заданий; оказывалась поддержка каждому ребенку (подбадривание и помощь неуверенному, одобрение – успешно справившемуся), проявлялось внимание к настроению, потребностям ребенка и т.д.
10.Критерий: Итог занятия
Анализ деятельности воспитателя на занятии: Степень усвоения детьми материала (усвоение нового, закрепление ранее приобретенного, овладение представлениями, умениями навыками, творческое их применение), интерес, активность, работоспособность, желание помогать друг другу, адекватно оценивать себя и т.д.
Пример самоанализа занятия (фрагменты) №1
Цель: формировать у детей интерес к знаниям об овощах через интеграцию образовательных областей — познание, коммуникация социализация, художественное творчество, здоровье.
Задачи:
— Формировать представления детей об овощах, о месте прорастания и заготовке их на зиму;
— Закрепить умения детей описывать овощи по характерным признакам,
согласно схеме;
— Совершенствовать умение грамматически правильно, последовательно строить свои высказывания;
— Расширять активный словарь, активизировать в речи детей названия овощей…
Образ. деятельность проводилось в подготовительной группе «Б». Состояла из трех этапов взаимосвязанных между собой, в ходе которых дети поэтапно выполняли различные действия. Данная структура вполне оправдана, так как каждый этап деятельности направлен на решение определенных задач и предлагает выбор методов и приемов. Для достижения цели создана образовательная среда, цели и задачи соответствуют возрастным возможностям. Для реализации каждой задачи были подобраны приёмы, в интересной и занимательной форме.
На каждый момент занятия были наглядные пособия, которые стимулировали и активизировали детей к мыслительной деятельности. Пособия достаточного размера, эстетически оформлены. Их размещение и использование было рациональным, продуманным в учебном пространстве и в деятельности.
На занятии использовалась музыка, которая усиливала эмоциональное восприятие.
Организационный приём «Приветствие» в стихотворной форме был направлен на развитие коммуникативных качеств, установлению дружеских взаимоотношений как внутри детского коллектива, так между гостями и детьми.
Занятие динамичное, оно включает приёмы, которые предусматривают быструю смену деятельности. Беседа — сидя на стульчиках, перемещение по группе во время поиска выхода из проблемной ситуации с зайцем — поход на огород, работа с тестом развитие мелкой моторики рук — сидя на стульчиках, поисковая деятельность — стоя, работа с крупой «Найди овощ», логоритмическое упражнение – «Ходьба в огород». Быстрая сменяемость приёмов и смена поз в течение занятия позволили избежать утомляемости детей.
Все моменты занятия логичны и последовательны, подчинены одной теме. В занятие были интегрированы моменты из образовательных областей:
Познание. Закрепляла умение описывать овощ по характерным признакам, согласно схеме, формировала умение различать и называть цвет;
Коммуникация. Дети участвовали в общей беседе, слушали не перебивая своего сверстника. Активизировала словарь детей за счёт слов-названий овощей, упражняла в согласовании существительных, прилагательных;
Социализация. Дети были доброжелательны;
Художественное творчество. Совершенствовала умение детей скатывать пластилин между ладонями прямыми движениями, закрепляла приёмы вдавливания, развивая мелкую моторику рук…
Создание поисковых, проблемных ситуаций активизировало мыслительную и речевую деятельность детей.
Специфика работы с детьми на образовательной деятельности отражалась в личностно-ориентированном подходе. Робких детей подбадривала, хвалила, чтобы закрепить у них ситуацию успеха.
Во время образовательной деятельности старалась общаться с детьми на одном уровне, старалась поддерживать у детей интерес на протяжении всего времени.
Итог занятия был организован в виде игровой проблемной ситуации «Угадай угощение?» так, чтобы в ходе его проведения проверить качество усвоения материала.
В связи с тем, что дети маленькие, и было много хоровых ответов, я планирую особое внимание уделить индивидуальным ответам. Также необходимо добиваться чёткого произношения слов. Работать над звукопроизношением, пополнять активный и пассивный словарь. Но, несмотря на эти затруднения, я считаю, что все поставленные мной программные задачи в течение занятия были решены.
Пример самоанализа занятия (фрагменты) №2
Сначала зачитываются: название деятельности, цели, задачи (образовательные, развивающие, воспитательные). В ходе проведения образовательной деятельности была использована личностно-ориентированная модель деятельности. Дети показали знания программного материла, сами добывали знания. Преобладали вопросы проблемно-поискового характера. Для активизации детей были использованы следующие методы:
1. Словесный (беседа, загадки, вопросы к детям, пословицы, поговорки, поощрение);
2. Наглядно – демонстрационный (кроссворд, картинки с лекарственными растениями и кустарниками);
3. Практический (составление саше);
4. Игровой (русские народные игры, загадывание загадок, разгадывание кроссворда);
и приемы: игровой, пояснения, указания, показ, художественное слово, поощрение, индивидуальная работа, анализ, беседа.
Выполнению поставленных мной задач так же помогали наводящие вопросы, которые подталкивали детей на самостоятельные высказывания. Вопросы и задания подбирались так, чтобы все дети могли на равных участвовать в работе. Вопросы были просты и понятны детям, если вопрос вызывал затруднение, то создавалась проблемная ситуация, что активизировало мыслительную речевую деятельность, приводило к необходимости самостоятельно находить решение. Старалась вызвать интерес у детей к виду деятельности, разнообразить материал и задания, создать доброжелательную атмосферу в процессе занятия, четко формулировать вопросы, соответствующие уровню развития детей, задачам занятия (обращение к опыту детей, создание проблемных ситуаций).
Все дети свободно обращались ко мне за помощью, столкнувшись с трудностями в решении того или иного вопроса. В ходе всей деятельности создавались проблемные ситуации, для решения поставленных задач. Придерживалась позиции взрослый – «координатор» и «наставник».
В начале образовательной деятельности использовала приемы, позволяющие вызвать у детей внутреннюю потребность включения в деятельность, детям было предложено пойти в гости к Забаве, таким образом дети были включены в деятельность. Были созданы условия для осознанного принятия детьми «детской» цели. (Забава пригласила детей окунуться в атмосферу далекой старины, вспомнить быт наших предков, как они жили, чем лечились, в какие русские народные игры играли). «Детская» цель соответствовала индивидуальным особенностям, специфике личностных мотивов, эмоциональной сфере, познавательному интересу детей группы. При подготовке к образовательной деятельности был подобран и изготовлен демонстрационный и раздаточный материал, с учетом возрастных особенностей, интереса детей. Продуманно расположение детей в пространстве – беседа – стоя на ковре, русские народные игры на ковре, разгадывание загадок, кроссворда за столами, стоя за столом – составление саше. В работе с детьми использовала беседу, загадки на сообразительность и логическое мышление, разгадывание кроссворда, игры – все это способствовало эффективности занятия, мыслительной деятельности и развитию речи детей. Все элементы образовательного процесса логически объединены между собой общей темой.
Анализ образовательной деятельности.
Старалась вызвать интерес у детей к виду деятельности, разнообразить материал и задания. Объем информации был достаточный. Использовала сочетание методов самооценки и взаимооценки детьми. В ходе образовательной деятельности сочетались различные формы работы:
-групповая;
-индивидуальная.
В ходе образовательной деятельности старалась сохранить у детей интерес и осознанное отношение к выполняемой деятельности.
На протяжении всего образовательного процесса прослеживалась следующая интеграция образовательных областей «познавательное развитие», «социально-коммуникативное развитие», «речевое развитие», «физическое развитие», которые реализовывались в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей.
Образовательная деятельность состоит из мотивационно – ориентировочного, поискового, практического, рефлексивно-оценочного этапов. Для развития познавательного интереса и познавательной активности. При выполнении заданий были использованы следующие виды деятельности: коммуникативная, познавательно – исследовательская, художественно – эстетическое, двигательная. Один вид деятельности плавно переходил в другой. Для реализации каждой задачи я подобрала приемы, которые помогли их решить. Приемы были основаны на игровых обучающих ситуациях, в которых я старалась побуждать детей к активной речевой деятельности. Материал для образовательной ситуации был подобран на доступном для детей уровне, соответствовал их психологическим и возрастным особенностям и был рационален для решения поставленных целей и задач. Дети были активны, внимательны, чувствовали себя комфортно. В образовательном процессе использовала диалогический стиль общения. Уровень сложности заданий соответствовал возможностям детей, учитывались индивидуальные особенности детей при подборе содержания, форм поддержки и стимулирования поисковой и творческой деятельности. Поощряла и поддерживала детей в выдвижении разных гипотез, нахождении и применении различных вариантов решения задач и проблем. Использовала задания творческого характера (кроссворд). На протяжении всей образовательной ситуации сохранялась выдержанность сюжетной линии, наличие логической связи между этапами, сохранение целевых ориентиров, мотивации и осмысленного отношения к деятельности на каждом этапе. Все это подтверждают результаты деятельности.
Я считаю, что выбранная мной форма организации образовательной деятельности была достаточно эффективной, динамичной. Стиль общения преобладал демократический. Старалась быть для детей партнером, помощником, соблюдать нормы педагогической этики и такта. Свои высказывания старалась строить грамотно и доступно для понимания детей, побуждала детей к проявлению инициативы и самостоятельности, поощряла индивидуальные достижения детей.
В рефлексивно – оценочном этапе образовательной деятельности использовала изготовление саше, чтобы в ходе его проведения проверить усвоение материала и подтвердить успешную реализацию поставленной цели. Деятельность всех детей оценила положительно,
Данная структура образовательной деятельности вполне оправдана. Так как каждый этап направлен на решение определённых педагогических задач и предлагает выбор адекватных методов и приёмов. Дети могли самостоятельно выбрать материал и способ действия при решении поставленной задачи.
Считаю, что поставленные задачи были выполнены, цель достигнута.
Самоанализ комплексного занятия в средней группе «путешествие в тридесятое царство к Ивану Царевичу»
Занятие проводила с детьми средней группы, присутствовало 16 детей. У детей данной группы сформированы навыки учебной деятельности. Дети легко идут на контакт со взрослым. Умеют слышать и слушать воспитателя.
Тема занятия «Путешествие в тридесятое царство к Ивану царевичу» Это занятие комплексное сочетает в себе образовательные области: познание, социализацию, труд, коммуникацию, художественную литературу, физическую культуру, художественное творчество, музыку. Разрабатывая данный конспект занятия я прежде всего учитывала возрастные и психические индивидуальные особенности детей средней группы Учитывая всё это, я наметила цель, задачи, содержание занятия, определила форму проведения, методы, приёмы и средства, необходимые для положительных результатов.
Целью занятия; активизировать умственные способности детей, логическое мышление, творческие способности детей.
Мною были поставлены Задачи.
образовательные – Учить творчески и инициативно подходить к решению проблемных задач. Учить подбирать слова противоположные по значению и образные слова.
Развивающие. Развивать аналитическое, эстетическое восприятие, устойчивое внимание, память, речь, воображение. Продолжать развивать представления о геометрических фигурах. Закреплять умение детей рисовать нетрадиционным способами (ватными палочками, оттиск пробкой)
Воспитывающие. Воспитывать нравственные качества: доброты, отзывчивости, желание помогать другим в ходе совместного обсуждения.
В занятие внесла игровую мотивацию: путешествие в сказку.
На занятии обучение строила как увлекательную проблемно-игровую деятельность. Путешествия в автобусе, дети выполняли различные задания. Такая деятельность создала положительный, эмоциональный фон процесса обучения, повысила речевую активность детей и сохраняла интерес на протяжении всего занятия (употребление антонимов, образных слов).
В ходе занятия использовала наглядные, словесные и практические методы, направленные на применение речевых, познавательных, двигательных, практических навыков и умений и их совершенствование. Предложенные задания давались в порядке нарастающей сложности, что способствовало решению поставленных задач на развитие внимания, воображения, памяти, речи и художественно-эстетического восприятия. На протяжении всего занятия дети были доброжелательны, отзывчивы, помогали друг другу.
Тип занятия – комплексный. Что способствует решению поставленных задач в комплексе.
Все этапы занятия были взаимосвязаны и взаимообусловлены, подчинены заданной теме и целям занятия. Смена вида деятельности на каждом этапе занятия позволила предотвратить утомляемость и пресыщаемость каким то одним видом дельности. Дети динамично переключались со словесных игр на игры с предметами и рисования.
Для получения более высоких результатов деятельности детей были использованы разнообразные материалы: наглядные пособия, дидактический раздаточный материал, ИКТ. Наглядный материал соответствовал теме и цели занятия.
На всех этапах занятия активизировалась речевая, познавательная, двигательная деятельность детей.
На занятии использовались следующие методы:
Словесные- Были использованы неоднократно:
1.При создании игровой мотивации
2.Решение проблемных ситуаций
3.Диалог с Иваном –Царевичем
Наглядные методы использовались на протяжении всего занятия в следующих моментах – рассматривание волшебной карты, геометрических фигур, образцов для рисования.
Практические методы. Выполнение творческого задания – рисование перьев для Жар – птицы.
Метод контроля и стимулирования в виде одобрения и похвалы.
Использованные методы соответствовали изучаемому материалу и способам организации деятельности детей в соответствии с уровнем группы.
Анализируя деятельность детей на занятии, хочется отметить, что они проявляли познавательную активность, эмоционально реагировали на приемы активации деятельности, использовали имеющиеся знания и умения. Они были заинтересованы, внимательны, организованы. Детям предлагались задания, побуждающие их к решению поставленных задач. Побуждала к высказыванию детей нерешительных и стеснительных.
Длительность занятия 20 мин , что соответствует нормам Сан Пина
Анализируя, проведенное занятие можно сказать, что поставленные задачи были успешно выполнены. Считаю ,что занятие построено логично, а этапы занятия взаимосвязаны.
Логичность построения занятия позволила провести его, не выходя за рамки времени, отведенного на выполнения задания.
Думаю, что игровая мотивация вызвала интерес у детей и активность была достаточно высокая. Однако ……….. детей работали в своем темпе, творческое задание выполнили чуть позднее не из-за медлительности, а в силу своих индивидуальных возможностей. Хотя это не свидетельствует о том, что навыков и знаний у них меньше.
Дети порадовали меня тем, что доброта детской души, их любознательность чувствовалась на протяжении всего занятия и в практической части занятия,
По опросу детей после занятия было выявлено, что занятие детям понравилось, и они хотели бы иметь продолжение.
Памятка по самоанализу
занятия
педагогу
дополнительного образования.
Умение
анализировать собственную деятельность – важное качество любого человека, тем
более оно важно для педагога как человека творческого. Педагог должен уметь анализировать
свою деятельность, но и в первую очередь занятие как основную ее форму.
Рассмотрим,
из чего складывается самоанализ учебного занятия.
Первое,
что должен сделать педагог – это определить место учебного занятия в общем
курсе и ответить на вопрос: насколько ясным стало это место для учащихся.
При
самоанализе педагог дает:
краткую
характеристику проведенного занятия;
оценку
целям, которые ставил, и анализ их достижения;
характеристику
объема содержания учебного материала;
оценку
качества усвоения детьми учебного материала;
характеристику
применяемых им методов и оценку эффективности их использования;
оценку
активности учащихся;
самооценку
качеств и сторон своей личности (речь, логика, взаимоотношения с детьми и
т.п.).
Педагогу
необходимо соотнести поставленные цели перед занятием с достигнутыми и
определить причины успеха или неудачи.
Необходимо
ответить на вопросы:
-Что
нового для развития ума, памяти, внимания, способностей детей дало данное
занятие?
-Насколько
оптимально было выстроено занятие? Соответствовало ли оно интересам,
темпераменту, уровню развития, специфике учебной группы?
-Адекватна
ли была организация деятельности учащихся обучающим, развивающим и
воспитывающим целям занятия?
-Насколько
активны были учащиеся? Сколько раз и кто из них выступал, почему молчали
другие, как стимулировалась работа?
-Каким
был темп занятия? Поддерживался ли интерес учащихся на протяжении всего
занятия?
-Как
в ходе занятия была организована опора на предыдущие знания, жизненный опыт
детей, насколько актуальны для детей полученные знания?
-Был
ли четким и ясным инструктаж детей перед выполнением заданий? Продумана ли
проверка?
-Как
контролировалась работа детей? Весь ли труд учеников был проверен и оценен?
—-Насколько быстро и эффективно это делал педагог?
Какова
психологическая атмосфера занятия?
-Изменилось
ли Ваше настроение после занятия? Что можно поставить себе в плюсы, что в
минусы?
-В
заключении педагог высказывает свои предложения по улучшению качества своей
работы на занятии, делает общие выводы и намечает общие меры по
совершенствованию своего материала.
Но главное в
самоанализе заключается в том, что педагог должен объяснить, почему именно
так он решил провести занятие, что его заставило выбрать именно такую методику,
стиль и характер собственной деятельности и работы детей. Всякая методика
оправдана, если она дает максимальный обучающий и воспитывающий результат и
соответствует силам и способностям педагога.
Анализ
учебного занятия должен начинаться самоанализом педагога и заканчивается
самооценкой, т.е. конкретными требованиями педагога к самому себе.
Аспекты |
Вопросы |
1. Цели |
В чем заключается основной |
2. Содержание |
Насколько я удачно |
3. Технология |
Какие технологические -актуализировать и – стимулировать проявление -создавать для – учитывать |
4. Результативность |
Удалось ли мне а) развитие б) развитие общих в) формирование г) выработку у детей В чем заключаются |
Примерный самоанализ занятия в учреждении дошкольного образования.
Примерный самоанализ занятия в учреждении дошкольного образования
Указать образовательную область и вид занятия; тему занятия; программные задачи (обучающие, развивающие и воспитательные) |
1.Критерий: Соответствие поставленных на занятии задач Анализ деятельности воспитателя на занятии: Задачи определены в соответствии с требованиями учебной программы дошкольного образования, соответствуют особенностям детей раннего и дошкольного возраста (младшего, среднего, старшего). |
2.Критерий: Создание условий для проведения занятия Анализ деятельности воспитателя на занятии: Подготовка к занятию включала подбор наглядного материала и дидактических пособий (перечислить конкретно каких), рациональное их размещение. Успешному решению поставленных задач способствовала предварительная работа на данную тему (беседы с детьми, рассматривание картин, чтение стихов, загадывание загадок, наблюдения в природе, за трудом взрослых и т.д.). В индивидуальной работе с детьми использовались учебные наглядные пособия серии «Мир детства», «Страницы родной земли», «Умней-ка», УМК «Мои первые уроки» (назвать конкретно какие). С учетом конкретно решаемых задач на занятии организована пространственная среда, обеспечена рациональность в размещении оборудования и материалов. Обеспечены санитарно-гигиенические требования (проветривание, влажная уборка помещения, освещенность, подбор и расстановка мебели). |
3.Критерий: Соответствие структуры занятия его задачам Анализ деятельности воспитателя на занятии: Занятие имело следующую структуру: начало, ход, окончание. Структура занятия соответствовала поставленным задачам. Так, обучающая задача решалась во всех частях занятия и т.д. На протяжении всего занятия использовались различные приемы, направленные на привлечение внимания детей (например, при чтении стихотворения – смена интонации голоса, во время проведения игр с мячом, чтобы дети не отвлекались и были готовы выполнить задание, мяч они получали не в порядке очередности, а выборочно и тд.). |
4.Критерий: Реализация здоровьесберегающего подхода Анализ деятельности воспитателя на занятии: Здоровьесберегающий подход обеспечивался посредством соблюдения оптимальной длительности занятия (сокращалось количество вопросов; при потере интереса, активности детей их внимание переключалось на другой вид деятельности; на протяжении занятия сменялись позы детей и т.д.). На занятии предусмотрена интеграция различных видов деятельности: познавательная практическая, общение, игровая, трудовая, художественная, элементарная учебная деятельность (указывать конкретно к проведенному занятию). Благоприятному эмоциональному климату способствовали демократический стиль общения воспитателя с детьми, сотрудничество, диалоговое взаимодействие, использование поощрений, одобрений. При организации работы детей за столами было учтено, что в группе есть воспитанники с нарушениями зрения, с ведущей левой рукой. Обеспечивался контроль за правильностью осанки детей во время работы за столами. Проведены физкультминутка, пальчиковая, зрительная, дыхательная гимнастики и т.д. |
5.Критерий: Реализация индивидуально-дифференцированного подхода к детям (темперамент, характер, способности, пол) Анализ деятельности воспитателя на занятии: Индивидуально-дифференцированный подход реализован на занятии следующим образом: при проведении игр предложено первым выполнить задание детям с холерическим темпераментом, было предоставлено время на выполнение заданий детям-флегматикам, постоянно обращалось внимание на детей-меланхоликов, не уверенных в себе, застенчивых (похвала, одобрение, поддержка). Использование индивидуальных заданий позволило им проявить свои способности. Дифференцированные задания были предложены в играх…. (обязательно предусмотреть и для воспитанников от 6 до 7 лет). |
6. Критерий: Использование разнообразных форм организации детей на занятии. Оправданность выбранных форм Анализ деятельности воспитателя на занятии: На занятии предусмотрено использование различных форм организации детей: индивидуальная, коллективная, малыми группами, в паре и т.д. В играх…… стимулировалась активность каждого ребенка, каждый воспитанник выполнял индивидуальные задания. Использовались задания, предусматривающие самостоятельность детей при их выполнении. Целесообразное сочетание на занятии индивидуальных и коллективных форм организации деятельности создавали условия не только для обучения, но и для взаимообучения детей. |
7.Критерий: Эффективность используемых методов и приемов для успешной реализации поставленных задач Анализ деятельности воспитателя на занятии: На занятии использовались различные методы: словесные, наглядные, практические, игровые. Это способствовало поддержанию интереса детей на протяжении всего занятия, активизации каждого ребенка, обеспечению речевой, познавательной и творческой активности воспитанников. В процессе работы с детьми активно использовались различные приемы: внезапное появление объекта, выполнение игровых действий, инсценировки, загадки, создание игровой ситуации, уточнение, пояснение, напоминание, художественное слово. Это способствовало привлечению и сосредоточению внимания детей, обеспечению мотивации и интереса, активизации мышления, подаче нового с опорой на имеющиеся знания и т.д. |
8. Критерий: Реализация личностно-ориентированного подхода Анализ деятельности воспитателя на занятии: Реализация личностно-ориентированного подхода обеспечивалась в создании для каждого ребенка «ситуации успеха» (посредством дифференциации заданий), в обеспечении выбора материала, права выбора способа деятельности, в поощрении каждого ребенка в той или иной части занятия. |
9.Критерий: Коррекция хода занятия с учетом «обратной связи» Анализ деятельности воспитателя на занятии: На протяжении всего занятия обеспечивалась «обратная связь» с детьми: своевременное реагирование на снижение интереса, внимания, активности, работоспособности отдельных детей при выполнении заданий; оказывалась поддержка каждому ребенку (подбадривание и помощь неуверенному, одобрение – успешно справившемуся), проявлялось внимание к настроению, потребностям ребенка и т.д. |
10.Критерий: Итог занятия Анализ деятельности воспитателя на занятии:Степень усвоения детьми материала (усвоение нового, закрепление ранее приобретенного, овладение представлениями, умениями навыками, творческое их применение), интерес, активность, работоспособность, желание помогать друг другу, адекватно оценивать себя и т.д. |
Задачи определены в соответствии с требованиями программы дошкольного образования, соответствуют особенностям детей старшего дошкольного возраста. Занятие характеризуется наличием триединой дидактической задачи: обучающей (конкретно); развивающей (конкретно); и воспитательной (конкретно).
- Создание условий для проведения занятия.
Подготовка к занятию включала подбор материала и пособий. Успешному решению поставленных задач способствовала предварительная работа на тему… (беседы с детьми, рассматривание картин, чтение стихов, загадывание загадок, наблюдения в природе, за трудом взрослых, игровая деятельность детей). В индивидуальной работе с детьми использовались …. С учётом конкретно решаемых задач на занятии организована пространственная среда, обеспечена рациональность в размещении оборудования и материалов. Обеспечены санитарно-гигиенические требования (проветривание, влажная уборка помещения, освещённость, подбор и расстановка мебели).
- Соответствие структуры занятия его задачам.
Структура занятия соответствовала его задачам. Как реализовывалась обучающая задача. На протяжении всего занятия использовались различные приёмы, направленные на привлечение внимания детей. Ассоциативное мышление развивалось в игре… Развитию умения устанавливать причинно-следственные связи способствовало использование …. Воспитательная задача решалась….
- Реализация здоровьесберегающего подхода.
Здоровьесберегающий подход обеспечивался посредством оптимальной длительности занятия (сокращалось количество вопросов; при потере интереса, активности детей их внимание переключалось на другой вид деятельности; сменялись позы детей на протяжении занятия и т.д.).
На занятии предусмотрена интеграция различных видов деятельности (каких именно). Благоприятному эмоциональному климату способствовали … Выполнению требований безопасности способствовало…
При организации работы детей за столами были учтены воспитанники с нарушениями зрения, леворукие дети. Обеспечивался контроль за осанкой детей.
- Реализация индивидуально- дифференцированного подхода к детям (темперамент, характер, способности, пол).
Индивидуально-дифференцированный подход реализован на занятии следующим образом: конкретно как была организована работа (какие приемы использовались) с детьми имеющими холерический темперамент, детьми-флегматиками, детьми-меланхоликами, неуверенными в себе, застенчивыми детьми. Отмечается использование индивидуальных заданий (чему это способствовало), дифференцированых заданий (по какому принципу были подобраны, чему это способствовало).
- Использование разнообразных форм организации детей на занятии.
На занятии предусмотрены (формы организации детей), каким образом эти формы реализовывались и чему способствовали.
Целесообразное сочетание на занятии индивидуальных и коллективных форм организации деятельности создавали условия не только для обучения, но и для взаимообучения детей.
- Эффективность используемых методов и приёмов для успешной реализации поставленных задач. На занятии были использованы …. методы, что способствовало….. Для активизации мышления использовались ….
В процессе работы с детьми активно использовались приёмы:…..
- Реализация личностно- ориентированного подхода. Реализация личностно-ориентированного подхода обеспечивалась в …..
- Коррекция хода занятия с учётом «обратной связи».На протяжении всего занятия обеспечивалась «обратная связь» с детьми (конкретно как она реализовывалась).
- Анализ деятельности детей на занятии.
Дана оценка поведению детей на занятии: их интерес, активность, работоспособность, желание помогать друг другу, адекватно оценивать себя.
ОБРАЗЕЦ ПРОВЕДЕНИЯ САМОАНАЛИЗА ЗАНЯТИЯ.
- Соответствие поставленных на занятии задач.
Задачи определены в соответствии с требованиями программы дошкольного образования, соответствуют особенностям детей старшего дошкольного возраста. Занятие характеризуется наличием триединой дидактической задачи: обучающей (уточнять и систематизировать представления о зиме, о жизни животных зимой); развивающей (развивать внимание, ассоциативное мышление, воображение, речь, умение устанавливать причинно-следственные связи, умение ориентироваться на листе бумаги) и воспитательной (воспитывать интерес к зимним явлениям, умение любоваться красотой зимней природы, желание заботиться о животных в зимний период).
- Создание условий для проведения занятия.
Подготовка к занятию включала подбор материала и пособий (мяч, картинки с изображением различных животных и птиц, различные предметы для игры «Теремок», карандаши, бумага). Успешному решению поставленных задач способствовала предварительная работа на тему «Зима» (беседы с детьми, рассматривание картин, чтение стихов, загадывание загадок, наблюдения в природе, за трудом взрослых, игровая деятельность детей). В индивидуальной работе с детьми использовались учебно-наглядные пособия серии «Умней-ка», «Мои первые уроки», «Экологическая мозаика» А.А. Петрикевич, «Мир вокруг меня» Д.Н. Дубининой. С учётом конкретно решаемых задач на занятии организована пространственная среда, обеспечена рациональность в размещении оборудования и материалов. Обеспечены санитарно-гигиенические требования (проветривание, влажная уборка помещения, освещённость, подбор и расстановка мебели).
- Соответствие структуры занятия его задачам.
Структура занятия соответствовала его задачам. Так, обучающая задача решалась во всех частях занятия. У детей уточнялись и систематизировались представления о сезонных изменениях в неживой природе, живой природе, жизни людей. На протяжении всего занятия использовались различные приёмы, направленные на привлечение внимания детей: во время чтения стихотворения — смена интонации голоса; во время проведения игр «Укрась слово», «Ты моя частичка», «Закончи предложение», чтобы дети не отвлекались и были готовы выполнить задание, мяч они получали не в порядке очерёдности, а выборочно. Ассоциативное мышление развивалось в игре «Теремок», упражнении «Умный карандаш», на физкультминутке. Развитию умения устанавливать причинно-следственные связи способствовала игра «Закончи предложение», ориентированию на листе бумаги — упражнение «Умный карандаш». Воспитательная задача также решалась во всех частях занятия.
- Реализация здоровьесберегающего подхода.
Здоровьесберегающий подход обеспечивался посредством оптимальной длительности занятия (сокращалось количество вопросов; при потере интереса, активности детей их внимание переключалось на другой вид деятельности; сменялись позы детей на протяжении занятия: в первой части занятия они сидели на ковре, в играх «Укрась слово», «Ты моя частичка», «Закончи предложение» стояли в кругу, в игре «Угадай-ка» сидели за столами, при решении проблемных вопросов стояли на ковре, во время физкультминутки постоянно меняли позу, в игре «Теремок» последовательно переходили с одного места на другое и т.д.
На занятии предусмотрена интеграция различных видов деятельности: общение, игровая, музыкальная, познавательная и другие. Благоприятному эмоциональному климату способствовали демократический стиль общения воспитателя с детьми, сотрудничество, диалоговое взаимодействие, использование поощрений, одобрений.
Расположение карандашей в специально предусмотренных контейнерах позволило выполнить правила безопасности во время проведения упражнения «Умный карандаш».
При организации работы детей за столами были учтены воспитанники с нарушениями зрения, леворукие дети. Обеспечивался контроль за осанкой детей.
- Реализация индивидуально- дифференцированного подхода к детям (темперамент, характер, способности, пол).
Индивидуально-дифференцированный подход реализован на занятии следующим образом: при проведении игр предложено первым выполнить задание детям с холерическим темпераментом, было предоставлено время на выполнение заданий детям-флегматикам, постоянно обращалось внимание на детей-меланхоликов, не уверенных в себе, застенчивых (похвала, одобрение, поддержка). Использование индивидуальных заданий позволило им проявить свои способности. При подборе картинок к игре «Угадай-ка», предложений в игре «Закончи предложение» были дифференцированы задания для детей с учётом уровня их развития.
- Использование разнообразных форм организации детей на занятии.
На занятии предусмотрены индивидуальные и коллективные формы организации детей.
В играх «Укрась слово», «Ты моя частичка», «Закончи предложение», «Теремок», упражнении «Умный карандаш» стимулировалась активность каждого ребёнка, каждый воспитанник выполнял индивидуальные задания. Использовались задания, предусматривающие самостоятельность детей при их выполнении. При прочтении стихотворения, решении проблемных вопросов стимулировалась активность всех детей одновременно. Целесообразное сочетание на занятии индивидуальных и коллективных форм организации деятельности создавали условия не только для обучения, но и для взаимообучения детей.
- Эффективность используемых методов и приёмов для успешной реализации поставленных задач.
На занятии преобладают игровые методы, что способствует поддержанию интереса детей на протяжении всего занятия, активизации каждого ребёнка, обеспечению речевой, познавательной и творческой активности воспитанников. Игровые методы позволили уйти от учебно-дисциплинарной модели образовательного процесса.
Кроме игровых методов использовались методы упражнений, проблемных вопросов.
Для активизации мышления использовались наводящие вопросы, вопросы, требующие интеллектуальной активности, самостоятельной мыслительной деятельности.
В процессе работы с детьми активно использовались приёмы: уточнение, пояснение, напоминание, художественное слово.
- Реализация личностно- ориентированного подхода.
Реализация личностно-ориентированного подхода обеспечивалась в создании для каждого ребёнка ситуации успеха (посредством дифференциации задания), в обеспечении выбора материала в игре «Теремок», изображения в игре «Умный карандаш», права выбора содержания и способа деятельности, в поощрении каждого ребёнка в той или иной части занятия
- Коррекция хода занятия с учётом «обратной связи».
На протяжении всего занятия обеспечивалась «обратная связь» с детьми: своевременное реагирование на снижение интереса, внимания, активности, работоспособности отдельных детей при выполнении заданий; оказывалась поддержка каждому ребёнку (подбадривание и помощь неуверенному, одобрение — успешно справившемуся), проявлялось внимание к настроению, потребностям ребёнка, стимулирование к проявлению детьми своих чувств и мыслей.
У детей формировались умения координировать свои действия в совместной деятельности, считаться с желаниями и потребностями другого, уметь выслушать взрослого и сверстника, устанавливать контакты в совместной деятельности.
- Анализ деятельности детей на занятии.
Дана оценка поведению детей на занятии: их интерес, активность, работоспособность, желание помогать друг другу, адекватно оценивать себя.
Самоанализ НОД. Тема занятия «Путешествие в сказку»
Длительность – 25 мин. (Соответствие требованиям САНПИНа.)
Цель: создание условий для формирования у детей математических представлений при помощи русских народных и литературных сказок.
В ходе занятия предполагала решить следующие задачи:
Образовательные:
– совершенствовать умения детей узнавать сказки по описанным в загадках персонажам;
– формировать умение детей согласовывать движения с текстом, понимать и выполнять словесную инструкцию;
– совершенствовать умение строить последовательный ряд по величине;
– формировать у детей умение проявлять инициативу, самостоятельность выбора.
Развивающие:
– развивать мелкую моторику, координацию движений; психические процессы: память, внимание, мышление, воображение, глазомер, речь; творчество, фантазию.
– закреплять знания о последовательности чисел.
Воспитательные:
– воспитывать интерес к такому литературному жанру, как сказка;
– воспитывать доброжелательное и уважительное отношение к сверстникам.
Создание среды: Экран, проектор, компьютер, столы, стулья, раздаточный материал, мяч.
На занятии присутствовало 9 человек. Занятие осуществляла в соответствии с конспектом. Конспект составлен в соответствии с задачами основной общеобразовательной программы, соответствующими данному возрасту детей. Для реализации каждой задачи подобрала приёмы, в интересной и занимательной форме.
Вводная часть НОД. Предполагала организацию детей: переключение внимания на предстоящую деятельность, стимуляцию интереса к ней создание эмоционального настроя. Это было сделано с помощью игрового сюжета – сказочных героев. НОД была направлена на решение проблемно – игровой ситуации – выполнение заданий от сказочных героев.
Основная часть НОД – это самостоятельная умственная и практическая деятельность детей, направленная на самостоятельную умственную и практическую деятельность, выполнение всех поставленных учебных задач. В основную часть НОД были включены задания на повторение изученного и активизацию опорных знаний с целью повторения пройденного материала систематизацию имеющихся знаний детей в самостоятельной деятельности в д/и «Лесенка», д/и «Математические пазлы».
В середине занятия для удовлетворения двигательной активности детей и сохранения их здоровья мною была организована динамическая пауза «Буратино».
НОД была построена с использованием элементов современных образовательных технологий.
При планировании открытого занятия учла возрастные особенности детей. Дети были активные, чувствовали себя комфортно, охотно принимали участие в дидактических играх.
На каждый момент занятия подготовила слайды, использовала раздаточный материал к д/и «Лесенка», д/и «Математические пазлы». Раздаточный материал достаточного размера, эстетически оформлены.
На занятии использовала музыку, которая усиливала эмоциональное восприятие. Занятие динамичное, используемые мною приемы предусматривали смену деятельности: беседа – сидя на стульчиках, перемещение во время занятия, это позволило избежать утомляемости детей.
Все моменты занятия логичны и последовательны, подчинены одной теме. Занятие интегрированное, включены образовательные области:
– познавательная: закрепляла умение детей составлять числовой ряд от 0 до 5; совершенствовала умение строить последовательный ряд по величине.
– социально-коммуникативная: дети слушали не перебивая своих сверстников; активизировала словарь детей. Дети выражали доброжелательность, сопереживали, оказывали помощь в выполнении заданий.
– физическая культура: для удовлетворения двигательной активности детей и сохранения их здоровья мною была организована динамическая пауза «Буратино» и игра с мячом «Имена сказочных героев», я постоянно следила за посадкой детей, развивала координацию движений.
В заключительной части НОД подводился итог деятельности используя метод анализа успешности выполнения заданий и метод самооценки детьми своих возможностей.
На протяжении всего занятия обращала внимание на речь детей: добивалась полных ответов, ставила поисковые вопросы, создавала условия для диалога с детьми и т.д.
Вывод: Я считаю, что мне удалось полностью реализовать поставленные задачи. В процессе занятия дети были активны, сохраняли интерес, были внимательны.