Федеральное казенное дошкольное общеобразовательное учреждение
«Детский сад № 2 ФСО России»
САМОАНАЛИЗ
педагогической деятельности
Дерябиной Елены Евгеньевны, 1972 года рождения, воспитателя,
аттестующегося на первую квалификационную категорию.
2023 год
ВВЕДЕНИЕ
Проработав долгое время воспитателем в детском саду, можно сказать, что это самая нужная, самая интересная профессия на земле.
- Быть воспитателем – это постоянная работа над собой, над повышением своего профессионализма.
- Общаясь с детьми, воспитатель год от года становится мудрее, терпеливее.
- Мой педагогический принцип – помочь ребенку открыть в себе способности в какой – либо области, стараться развить их полнее, создать нужное образовательное пространство.
- Воспитатель для родителей – это наставник, друг, помощник в нелегком процессе воспитания и образования детей.
- Быть воспитателем – это значит смотреть на мир глазами ребенка, замечать вокруг все самое необычное, играть с детьми во все интересующие их игры, придумывать новые значения для старых слов, всегда реагировать на любые детские эмоции.
Цели и задачи моей педагогической деятельности:
- Сохранить здоровье детей.
- Создать и обеспечить условия социально-личностного развития ребенка.
- Создать условия для полноценного и успешного усвоения знаний, умений и навыков воспитанников.
- Развивать речь, мышление, память, внимание, наблюдательность детей.
- Способствовать формированию познавательного интереса в разных видах деятельности.
- Способствовать проявлению творческой индивидуальности каждого ребенка.
- Использовать современные педагогические технологии, методики, приемы и способы для успешного обучения и воспитания.
- Совершенствовать межличностные отношения в группе.
- Формировать у воспитанников привычку к здоровому образу жизни.
- Обобщать и передавать опыт.
СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
- Использование современных образовательных технологий.
Старшая группа, в которой я работаю, имеет общеразвивающую направленность, что предполагает общее развитие интеллектуальных, творческих и физических способностей детей. Для решения педагогических задач в группе я использую следующие образовательные технологии:
- Здоровьесберегающие
- Личностно-ориентированные
- Информационно-коммуникативные
- Игровые
- Проектные
- Интегрированные
- Музейные
Здоровьесберегающие технологии являются приоритетными в воспитательно-образовательной деятельности. В течение дня для детей проводятся динамические паузы, дыхательные гимнастики, гимнастики для глаз и т. д. В центре Спорта находится действующий стенд «Час чемпиона», где выкладываются карточки с физкультурными заданиями, есть «Кубик движений» с заданиями.
После сна проводится постепенное пробуждение детей: звучит музыка для релакса, дети постепенно просыпаются, выполняя простейшие упражнения на дыхание, потягивания. Разные комплексы помогают детям проснуться, являются профилактикой заболеваний.
Пальчиковая гимнастика помогает развивать мелкую моторику рук. Это способствует не только правильному развитию речи, но и готовит руку к письму будущих школьников.
Музыкотерапия используется во время подготовки ко сну для создания спокойного настроя.
Личностно-ориентированные технологии. Работая по инновационной программе, сотрудничество с детьми строится, исходя из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития. В формате «Утреннего и вечернего круга» дети учатся слышать друг друга, обсуждать определенную тему, делиться впечатлениями, делать выводы. Занятия провожу в разных формах: коллективные, самостоятельная деятельность по образцу, индивидуальная работа, подгрупповая. В центрах активности дети выбирают свободные игры, дидактические игры разной направленности за столом. Провожу беседы, использую приемы активного слушания, читаю и обсуждаю литературный материал воспитательной направленности и т. д.
При оценке деятельности использую поощрение и похвалу.
Представляя возможность детям самим выбирать занятие по интересам в свободной деятельности или на прогулке, я откликаюсь на любую просьбу ребенка в совместной деятельности. Создаю такие ситуации, чтобы неуверенные в себе дети были успешными.
Говоря о создании пространства детской реализации, необходимо грамотно подходить к вопросу предметно-развивающей среды.
Эта среда должна поддерживать и развивать детскую инициативу, предоставлять свободу выбора способов самореализации, поддерживать самостоятельный творческий поиск, создавать условия для представления своих достижений. В группе созданы следующие центры: спортивный, игровой, творческий, «уголок природы», «конструкторское бюро», книжный, патриотический, музыкально-театральный уголок, центр экспериментирования, центр математики, центр развития речи, уголок уединения.
Результат: Разделение пространства группы на центры активности способствует большей упорядоченности самостоятельных игр и занятий и позволяет детям заниматься конкретной деятельностью, используя конкретные материалы, без дополнительных пояснений и вмешательства со стороны взрослого. Наличие центров активности помогает детям лучше понимать, где и как работать с материалом. Моя задача как воспитателя – своевременно менять, пополнять, трансформировать материал в центрах активности.
Педагогический процесс в группе—это единая личностно-ориентированная система совместной жизни взрослых и детей.
Информационно-коммуникативные технологии.
В своей работе я активно внедряю ИКТ. Мною используются как готовые презентации, так и созданные самостоятельно.
ПРЕЗЕНТАЦИИ
2019-2020 уч. год |
«Физкультурно-оздоровительная работа в старшей группе «Подсолнушки» |
2020-2021 уч. год |
«Создание мини-музея в ДОУ» |
2021-2022 уч. год |
Викторина «Угадай профессию» |
2022-2023 уч. год |
«Русская народная одежда» |
Результат: Использование ИКТ в образовательном процессе способствует повышению эффективности обучения и воспитания, мотивации детей к познавательной деятельности.
Игровые технологии.
Игра – это основной вид деятельности в жизни дошкольников. Внедрение игровых технологий способствует социально-коммуникативному развитию детей. В свободной деятельности детей использую все виды игр:
- Сюжетно-ролевые;
- Подвижные;
- Дидактические;
- Строительные;
- Театральные;
- Речевые;
- Режиссерские;
- Квесты.
Игра помогает детям в познавательном развитии, быстрее формируются и развиваются социальные навыки и умения.
Через народные игры приобщаю детей к духовно-нравственным ценностям.
С 2020-2021 учебного года года в ФКДОУ внедрена ООП, основанная на инновационной программе «От рождения до школы» и парциальной программе «С чистым сердцем». Дошкольники старшей группы приобщаются к культурному наследию нашей страны через фольклорный материал, через ознакомление с биографиями выдающихся личностей. Использование игр в театральной деятельности помогает обогащать детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес детей к литературе.
Результат: Эта технология помогает детям проигрывать разные роли, учит ребенка правильно строить реальные отношения.
Проектные технологии.
С 2020-2021 учебного года в ФКДОУ внедрена ООП, основанная на инновационной программе «От рождения до школы» и парциальной программе «С чистым сердцем». Дошкольники старшей группы приобщаются к культурному наследию нашей страны через фольклорный материал, через ознакомление с биографиями выдающихся личностей.
В рамках тематической недели «Народное творчество» ежегодно провожу проект «Народные промыслы», где дети узнают не только о декоративно-прикладном искусстве, но и сами пробуют побыть мастерами (рисуют, лепят, занимаются аппликацией), изучая разные виды росписи.
В 2018-2019 учебном году совместно с музыкальным руководителем разработала и внедрила проект «Музыкальные пейзажи», целью которого стало ознакомление детей с шедеврами классической музыки, работами известных художников, собственное изобразительное творчество. В ходе реализации проекта воспитанники развивали умение передавать свои чувства от услышанной музыки на бумаге при помощи красок. Этот проект действует на протяжении 5 лет.
В 2019-2020 г. в рамках проекта «Музыкальный натюрморт» был проведен открытый показ интегрированного занятия по музыке, конструированию и аппликации совместно с музыкальным руководителем.
С целью приобщения старших дошкольников к чтению, литературе мною был разработан и внедрен совместный с библиотекой проект «Растим читателей». Проект рассчитан на ежемесячные встречи в библиотеке по определенным темам: дни рождения литературных героев, викторины по детским книжкам и др.
2018-2019 уч. год |
Внедрение совместного проекта «Музыкальные пейзажи». |
Старшая группа |
2019-2020уч. год |
Совместный проект «Музыкальный натюрморт» |
Старшая группа |
2018 – 2023 гг. |
Проект «Народные промыслы» |
Старшая группа |
2022-2023 уч. год |
Совместный проект с библиотекой КДЦ «Растим читателей» |
Старшая группа |
Результат: Эта технология ориентируется на совместную деятельность всех участников образовательного процесса: воспитатель-ребенок, ребенок-родитель, воспитатель-родитель. При опросе родителей о применении разных современных технологий в сотрудничестве ДОУ и семьи проектная деятельность находится в приоритете.
Этот метод позволяет развить в ребенке социально-коммуникативные умения. Дети могут получать сведения при помощи взрослого, делать выводы на основе аналогичного примера, осознанно выбирают источники информации.
Также в течение учебного года проводятся мини-проекты по желанию детей.
Интегрированные технологии.
В своей педагогической деятельности использую:
- Метод «Образовательная ситуация». Перед ребенком ставится проблемная ситуация, которую необходимо решить, используя поисковый метод. Например, во время тематической недели «Животные Севера» дошкольники помогали медвежонку найти его маму, выполняя ряд интересных заданий.
- Метод экспериментирования. Дошкольники по своей природе любознательны, всегда откликаются на любые эксперименты.
Результат: У детей повысился интерес к учебной задаче, которую ставлю в начале каждой тематической недели. Ребенок учится самостоятельно искать пути решения проблемы. Повысилась творческая активность детей.
Музейные технологии.
С 2015 года ежегодно в старшей группе работает мини-музей по разным темам. Тема музея учитывает интерес детей.
2018-2019уч. год 2019-2020 уч. год |
«Почта России» |
Старшая группа |
2020-2021 уч.год |
«Чайные посиделки» |
Старшая группа |
2021-2022 уч.год |
«Новогодняя открытка» (рукотворная) |
Старшая группа |
2022-2023 уч.год |
«Мир открытки» (история открытки) |
Старшая группа |
Результат: Это направление играет большую роль в формировании системы ценностей ребенка, в его приобщении к историческому, культурному, природному наследию.
На сайте – http://nsportal.ru/deryabina-elena-0 выложены некоторые материалы.
- Результаты освоения воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений.
С 2018 года я работаю только в старшей группе. Чтобы показать полную картину динамики освоения детьми старшего дошкольного возраста образовательной программы, я взяла показатели с 2019 по 2022 учебные годы.
Оценка развития детей старшей группы и их подготовки к обучению в школе.
№ пп |
Образовательная область |
Старшая группа |
||
2019-2020 уч.г. |
2020-2021 уч. г. |
2021-2022 уч. г. |
||
1. |
Социально-коммуникативное развитие |
100 |
100 |
100 |
2. |
Познавательное развитие |
100 |
100 |
100 |
3. |
Речевое развитие |
99 |
100 |
100 |
4. |
Художественно-эстетическое развитие |
100 |
100 |
100 |
5. |
Физическое развитие |
100 |
100 |
100 |
6. |
«Юные патриоты» |
– |
100 |
100 |
Вывод. Проведя анализ умений и навыков воспитанников старшей группы в соответствии с реализуемой программой, можно сказать следующее:
- В течение трех лет: с 2019 по 2022 учебный год – выпускники детского сада показали высокие результаты по всем образовательным областям. Выписки из Протоколов педагогических советов прилагаю.
В течение трех лет в ДОУ были проведены различные конкурсы, выставки, где воспитанники принимали активное участие, волонтерские акции.
Мероприятия |
2019-2022гг. |
Конкурсы |
Конкурс рисунка на асфальте (ежегодно 1 июня) Конкурс чтецов «У моей России» (6 воспитанников от старшей группы) 2022г. Конкурс вокалистов «Серебристый голосок» 2021г. |
Выставки |
Выставка детских поделок из природного материала «Осенний вернисаж»». Выставка творческих работ «Мастерская Деда Мороза». Выставка «Народные промыслы». Выставка детских рисунков «Наши папы – удальцы, наши папы – молодцы!». Выставка детских работ «Весенний вернисаж» Выставка любимой книги. Выставка детского творчества «Пасха». Выставка детских работ «Мы – юные пожарные». Выставка творческих работ выпускников. |
Волонтерские акции (всероссийские) |
«Фронтовая открытка» (15 воспитанников). 2022г. |
Динамика участия воспитанников в мероприятиях городка и ДОУ.
- Спортивные 2- творческие 3- интеллектуальные
- Вклад в повышение качества образования, транслирование собственного опыта.
Участие в методической работе ДОУ
№ пп |
Дата |
Форма участия |
Тема |
1 |
2018-2019 уч.год |
Доклад на тренинге |
«Современный дошкольник. Как найти к нему подход в обучении?» |
2 |
2019-2020 уч. год |
Доклад на педсовете |
«Формы и методы работы с детской агрессией» |
3 |
2020-2021 уч. год |
Доклад на педсовете |
«Навыки 21века для наших детей»» |
4 |
2021-2022 уч. год |
Доклад на педсовете |
«Использование интерактивных форм взаимодействия по развитию речи детей дошкольного возраста» |
5 |
2022-2023 уч. год |
Мастер-класс |
Создание поэтического дерева в группе в рамках «Педагогического марафона» (создание предметно-развивающей среды) |
Самообразование
Сроки |
Тема |
Итог работы |
2018-2019 уч. год |
«Методы и формы работы с гиперактивными детьми» |
Материал для педагогов и родителей в папке «Работа с гиперактивными детьми» |
2019-2020 уч. год |
«Методы и формы работы с детской агрессией» |
Папка с консультациями для педагогов и родителей. |
2020-2021уч. год |
«Роль музейной педагогики в воспитании дошкольников» |
Презентация «Мини-музеи в ДОУ» |
2021-2022 уч.год 2022-2023уч.год |
«Использование шкал ECERS-3 в оценке качества образования дошкольников» |
Материал в электронном формате |
Открытая демонстрация педагогического опыта в ДОУ
2018-2019 уч. год |
Открытый просмотр занятия кружка «Подготовка к обучению в школе» |
Старшая группа |
2019-2020 уч. год |
Интегрированное занятие в рамках проекта «Музыкальный натюрморт» |
Старшая группа |
2021-2022 уч. год |
ООД по развитию речи «Разговор о профессиях» |
Старшая группа |
2022-2023 уч. год |
Тематическая зимняя прогулка с персонажем |
Младшая группа |
Результат: В конце каждого учебного года по результатам работы разрабатывается индивидуальный педагогический маршрут в соответствии с Профстандартом.
- Взаимодействие с родителями.
Родители являются полноправными участниками образовательного и воспитательного процесса.
Можно выделить основные задачи в работе с родителями:
- Изучение семей детей;
- Привлечение родителей к активному участию в деятельности группы;
- Изучение семейного опыта воспитания и обучения детей;
- Просвещение родителей в области педагогики и детской психологии.
Взаимоотношения с родителями строятся с позиции сотрудничества и взаимопонимания. В конце учебного года родители отвечают на вопросы анкеты «Детский сад глазами родителей» На основании ответов и годовых задач ДОУ строится дальнейшая работа с родителями. Наиболее эффективны индивидуальные консультации, беседы с родителями, родительские собрания, особенно в нетрадиционной форме, наглядная агитация. Чтобы родители были полноправными участниками образовательного и воспитательного процесса, принимаю активное участие в создании Консультационного центра для родителей (законных представителей) воспитанников, не посещающих ДОУ. Мною было разработано Положение о работе Консультационного центра. Из-за ограничительных мер на данный момент возможна только дистанционная форма работы центра.
- Награды и поощрения за успехи в профессиональной деятельности.
Наименование награды |
Документ |
||
наименование |
номер |
дата |
|
«За достойный вклад в патриотическое воспитание подрастающего поколения» |
Почетная грамота от Московской областной думы |
2022 год |
Заключение
Проведя самоанализ педагогической деятельности, я выявила у себя сильные и слабые стороны.
Мои сильные стороны выражаются:
- В умении мотивировать воспитанников, вовлекать родителей в образовательный процесс;
- В проведении диагностических мероприятий, на основании которых составляется индивидуальный маршрут развития ребенка;
- В умении применять современные педагогические технологии;
- В умении применять гибкое планирование работы с воспитанниками.
- В поддержке детской инициативы.
- В умении формулирования цели образовательной и воспитательной деятельности в зависимости от ситуации;
- В умении планировать зону ближайшего развития собственной педагогической деятельности;
- В умении выявить наиболее успешные направления в используемых технологиях, которые вызвали интерес у детей;
- В умении совершенствовать работу по развитию артистических способностей детей.
Одним из ключевых условий успешной реализации образовательной миссии детского сада является непрерывное совершенствование педагогом своей методической грамотности. Для этого очень важно видеть итоговые и промежуточные результаты своей работы в контексте организации непосредственной образовательной деятельности (НОД), представление о которых даёт самоанализ занятия.
Цели и задачи проведения самоанализа в детском саду
Самоанализ — это разбор содержания (тематики, целей, задач, приёмов) и формы (соблюдения хронометража, логичности и последовательности видов работы) проведённого элемента образовательной деятельности, то есть занятия, развлечения, утренника или режимного момента.
Умение делать самоанализ и использовать его в работе является важной составляющей успешного педагога
Целями проведения самоанализа является:
- выявление уровня освоения воспитанниками образовательной программы (эта цель проведения самоанализа становится основной при разборе занятий в старшей и подготовительной группах, так как данный параметр является главным показателем готовности детей к школе);
- определение недостатков в использовании методических приёмов взаимодействия с детьми (например, в первой младшей группе акцент на практические способы взаимодействия, вместо игровых и наглядных, которые детьми 1,5–3 лет воспринимаются лучше);
- установление организационных просчётов (например, слишком затянутая физминутка в основном этапе занятия и, как следствие, скомканная рефлексия в заключительном).
Для осуществления поставленных целей самоанализа образовательной деятельности этот вид диагностики призван решить следующие задачи:
- оценить объективность поставленных целей, то есть то, насколько соотносятся между собой время на их реализацию и уровень подготовленности детей (критерий реалистичности часто «хромает» на занятиях молодых педагогов, которые задаются целями «глобального» масштаба, например, в старшей группе развивать навык чтения длинных отрывков сказок, не учитывая того, что некоторые дети в 5–6 лет не читают вовсе или делают это очень медленно);
- выявить уровень усвоения детьми программного материала и определить пробелы, которые затем будут устранены в процессе дальнейшей работы со всей группой или индивидуально;
- выбрать оптимальный для группы способ интеграции разных образовательных областей в рамках одного вида НОД (так, для некоторых групп, хорошо усваивающих материал, допустимо совмещать математику с рисованием, когда как для других, неуспевающих детей, интеграция возможна только в рамках близких направлений, к примеру, рисование и лепка);
- определить психологическую оправданность содержания форме занятия, то есть выбора приёмов работы (игр, наглядности и т. д.) под конкретную тему;
- оценить эффективность использования мотивационных приёмов, формы подведения итогов и способов поддержания интереса ребят (особенно актуальной эта задача становится в работе с детьми первой и второй младших групп, так как малыши не обладают в нужной мере способностью самостоятельно переключаться с той или иной деятельности, указанной педагогом).
Это интересно. Анализ образовательной деятельности может быть двух видов: собственно самоанализ или рефлексивная диагностика и проблемный анализ или анализ коллег. При этом в самоанализе обязательно присутствуют элементы проблемного, например, при оценке уровня освоения малышами материала по программе.
Самоанализ включает элементы проблемного анализа, который проводится методистом или коллегами
Виды деятельности для самоанализа
Как и при проведении мониторинга проблемного характера, самоанализ организуется для любого образовательного направления. Более того, схемы составления диагностических карт для диагностики занятий также будут едины. Самоанализ проводится и для прогулок, развлечений, утренников. Однако если при разборе НОД ключевой будет организация познавательной активности (к примеру, проведение обучающей игры) и физического развития, то акценты в самоанализе развлечений и прогулок смещаются в сторону социально-коммуникативной деятельности, то есть организации и проведения игр.
Анализ своей работы на занятиях и досуговых мероприятиях позволяет педагогу составить диагностическую карту развития:
- игровой деятельности (например, во второй младшей группе малыши не делились игрушками, но в средней и старшей эта проблема была решена);
- нравственно-патриотического, культурного воспитания (так, обычно с помощью самоанализа педагог намечает те направления изучения географии и культуры своей страны, с которыми дети ещё не знакомы, отметив в самоанализе, к примеру, что дети путаются в различении понятий столица и страна, или не могут объяснить разницу между выставкой и ярмаркой);
- познавательной деятельности (это направление обычно исследуется в динамике начиная с первой младшей группы и вплоть до подготовительной, то есть результаты имеет только промежуточные, а в подготовительной группе этот аспект анализа становится ключевым, составляя основу характеристики будущего первоклассника).
Видео: самоанализ совместной игровой деятельности
Приёмы для проведения самоанализа
Самоанализ проводится при помощи интеграции трёх видов приёмов.
Речевые способы
Как правило, форма составления самоанализа письменная. Если воспитатель принимает участие в конкурсе педагогического мастерства, то составление письменного мониторинга является обязательным требованием к наполнению методической папки соискателя. При этом выступления на методическом или педагогическом совете детского сада с выводами по самодиагностике проходят в устной форме.
Наблюдение
В контексте самоанализа этот приём применяется для анализа деятельности детей, а также организационной подготовки занятия. Так, при помощи наблюдения педагог может судить о:
- выборе подходящих или неподходящих иллюстраций по теме (например, если во второй младшей группе иллюстрации сезонных изменений в природе будут маленького формата, то составить описание примет разных времён года по картинкам дети не смогут, так как просто не увидят всех деталей);
- детях, нуждающихся в особом внимании (к примеру, если обычно спокойный ребёнок много крутится, отвлекает других на этапе систематизации знаний, возможно, есть блок материала по теме, который малыш не запомнил);
- удачных или неудачных вариациях приёмов взаимодействия с воспитанниками (например, выполнение рисунка после чересчур активной физкультпаузы может быть скомканным, так как дети будут перевозбуждены предшествовавшей двигательной активностью).
Наблюдая за ребятами в процессе той или иной деятельности педагог может оценить продуктивность сочетания разных приёмов в работе
Практические приёмы для самоанализа
Этот вид работы предполагает анализ ожидаемых результатов, обозначенных в конспекте занятия, тем, которые были достигнуты по факту. Иными словами, воспитатель соотносит первую часть конспекта с целями, задачами и свои впечатления от проведённого занятия, касающиеся уровня усвоения детьми знаний, умений и навыков по конкретной теме.
Это интересно. Практическое осмысление занятия обычно вызывает затруднения у молодых педагогов, которым трудно сделать вывод об уровне усвоения детьми материала в соответствии с целями на основании лишь одного занятия.
Алгоритм проведения самоанализа
- Обозначаем возрастную группу детей.
- Указываем количество присутствующих.
- Перечисляем цели, задачи и ожидаемые результаты урока.
- Даём описание структуры занятия, то есть суть вводного, основного и заключительного этапов.
- Рассматриваем методические приёмы, использованные на уроке, указывая оборудование и материалы, которые были использованы для каждого.
- Оцениваем уровень организации, то есть подготовку к каждому этапу работы, приёмы мотивации детей.
- Описываем насколько этапы занятия были логично выстроены, оцениваем темп урока, уровень инициативности ребят в процессе работы.
- Даём краткую характеристику показателей речи педагога (темп речи, выразительность, доброжелательные интонации).
- Описываем общую эмоциональную атмосферу на занятии. Это пункт может быть сопутствующим при описании предыдущих позиций.
- Приводим перечень недостатков и намечаем пути их устранения.
- Обобщаем всё сказанное выше.
Пример самоанализа занятия (фрагменты)
Пашкова И.А., воспитатель
Цель: формировать у детей интерес к знаниям об овощах через интеграцию образовательных областей — познание, коммуникация социализация, художественное творчество, здоровье.
Задачи:
— Формировать представления детей об овощах, о месте прорастания и заготовке их на зиму;
— Закрепить умения детей описывать овощи по характерным признакам,
согласно схеме;
— Совершенствовать умение грамматически правильно, последовательно строить свои высказывания;
— Расширять активный словарь, активизировать в речи детей названия овощей…>
<…Занятие осуществлялось в соответствии с конспектом. Конспект составлен самостоятельно, в соответствии с задачами основной общеобразовательной программы, соответствующими данному возрасту детей. Для реализации каждой задачи были подобраны приёмы, в интересной и занимательной форме.
На каждый момент занятия были наглядные пособия, которые стимулировали и активизировали детей к мыслительной деятельности. Пособия достаточного размера, эстетически оформлены. Их размещение и использование было рациональным, продуманным в учебном пространстве и в занятии.
На занятии использовалась музыка, которая усиливала эмоциональное восприятие.
Организационный приём «Приветствие» в стихотворной форме был направлен на развитие коммуникативных качеств, установлению дружеских взаимоотношений как внутри детского коллектива, так между гостями и детьми.
Занятие динамичное, оно включает приёмы, которые предусматривают быструю смену деятельности. Беседа — сидя на стульчиках, перемещение по группе во время поиска выхода из проблемной ситуации с зайцем — поход на огород, работа с тестом развитие мелкой моторики рук — сидя на стульчиках, поисковая деятельность — стоя, работа с крупой «Найди овощ», логоритмическое упражнение – «Ходьба в огород». Быстрая сменяемость приёмов и смена поз в течение занятия позволили избежать утомляемости детей.
Все моменты занятия логичны и последовательны, подчинены одной теме. В занятие были интегрированы моменты из образовательных областей:Познание. Закрепляла умение описывать овощ по характерным признакам, согласно схеме, формировала умение различать и называть цвет;
Коммуникация. Дети участвовали в общей беседе, слушали не перебивая своего сверстника. Активизировала словарь детей за счёт слов-названий овощей, упражняла в согласовании существительных, прилагательных;
Социализация. Дети были доброжелательны;
Художественное творчество. Совершенствовала умение детей скатывать пластилин между ладонями прямыми движениями, закрепляла приёмы вдавливания, развивая мелкую моторику рук…>
<…В каждом моменте занятия я старалась направлять малышей на поиск решений проблемы, помогала приобрести новый опыт, активизировать самостоятельность и поддерживать положительный эмоциональный настрой.
Создание поисковых, проблемных ситуаций активизировало мыслительную и речевую деятельность детей.
Специфика работы с детьми на занятии отражалась в личностно-ориентированном подходе. Робких детей подбадривала, хвалила, чтобы закрепить у них ситуацию успеха.
Во время занятия старалась общаться с детьми на одном уровне, старалась поддерживать у детей интерес к занятию на протяжении всего времени.
Итог занятия был организован в виде игровой проблемной ситуации «Угадай угощение?» так, чтобы в ходе его проведения проверить качество усвоения материала.
В связи с тем, что дети маленькие, и было много хоровых ответов, я планирую особое внимание уделить индивидуальным ответам. Также необходимо добиваться чёткого произношения слов. Работать над звукопроизношением, пополнять активный и пассивный словарь. Но, несмотря на эти затруднения, я считаю, что все поставленные мной программные задачи в течение занятия были решены.
В процессе самоанализа педагог понимает логику сочетания содержания занятия с его формой
Таблица: схема карты самоанализа занятия
Образовательная направленность занятия: | ||||
Задачи | ||||
Педагог Ф. И. О. | ||||
Дата проведения | ||||
Количество присутствовавших детей | ||||
№ п/п |
Анализируемый критерий | Высокий уровень проявления | Средний уровень проявления | Низкий уровень проявления |
1 | Насколько содержание, обоснованное программой, соотносится с возрастом воспитанников. | |||
2 | Занятие имеет познавательную эффективность (дети узнают что-то новое). | |||
3 | Дети имеют возможность для реализации мыслительной деятельности (путём решения поисковых ситуаций, формулированием ответов на проблемные вопросы). | |||
4 | Уровень развития психических процессов у малышей. | |||
4.1. Речь. | ||||
4.2 Внимание. | ||||
4.3 Память. | ||||
4.4. Мышление. | ||||
5 | Уровень воспитательного значения занятия. | |||
6 | Соблюдение гигиенических требований и норм при организации урока. | |||
6.1. Готовность помещения. | ||||
6.2 Удобная одежда. | ||||
6.3 Подходящее по теме и возрасту малышей оборудование. | ||||
7 | Эстетическая сторона занятия. | |||
7.1 Внешний вид воспитанников. | ||||
7.2 Внешний вид педагога. | ||||
7.3 Эстетичность оборудования, используемого на занятии. | ||||
8 | Применение наглядности. | |||
8.1 Качество. | ||||
8.2 Разнообразие. | ||||
8.3 Эффективность использования. | ||||
9 | Рациональность структуры занятия. | |||
9.1 Правильная мотивация. | ||||
9.2 Взаимосвязь этапов занятия. | ||||
9.3 Целесообразность смены видов активности на занятии. | ||||
9.4 Проведение физкультминутки в качестве профилактики утомляемости. | ||||
10 | Разнообразие методов и приёмов. | |||
10.1 Оправданность использованных приёмов с точки зрения методики реализации образовательной программы, по которой работает детский сад. | ||||
10.2 Владение воспитателем методикой выбора эффективных мотивационных приёмов. | ||||
10.2 Владение педагогом методикой выбора действенных приёмов для обеспечения эмоциональности занятия. | ||||
10.3 Владение педагогом методикой выбора эффективных приёмов презентации нового материала. | ||||
10.4 Владение педагогом методикой выбора приёмов активизации самостоятельности детей. | ||||
11 | Оценка речи воспитателя | |||
11.1 Грамотность. | ||||
12.1 Понятность. | ||||
12.3. Логичность. | ||||
12.4 Эмоциональность. | ||||
12 | Насколько педагог тактичен (при решении вопросов дисциплинарного характера, исправления ошибок малышей и пр.) | |||
13 | Осуществление индивидуального подхода в работе. | |||
14 | Насколько выполненные детьми задания качественны. | |||
15 | Поведение малышей на уроке. | |||
15.1 Дисциплинированность. | ||||
15.2 Собранность. | ||||
16 | Сформированность навыков учебной деятельности (умения слушать и слышать, смотреть и видеть, а также понимать суть задания). | |||
17 | Качество подведения итогов урока. | |||
18 | Оценка выполненных заданий детьми (любуются, радуются, веселятся). | |||
Итог | ||||
Выводы по занятию: | ||||
Направления дальнейшей работы: | ||||
Дата, подпись педагога |
Это интересно. Уровни проявления критериев обозначаются «+» в графе соответствующей оценки.
Образцы самоанализа разных элементов учебно-воспитательного процесса
Описанный алгоритм, но в упрощённом варианте — без описания этапов, применяется и для самоанализа прогулки, утренника. Ознакомиться с примером анализа прогулки во второй младшей группе можно в работе воспитателя Шварц Т.С. При анализе мероприятий, например, утренников, педагог описывает не только сам элемент досуга, но и этап подготовки к нему. Пример самоанализа новогоднего утренника в первой младшей группе из опыта воспитателя Ярославцевой О. можно увидеть здесь
Видео: самоанализ логопедического занятия
Видео: самоанализ музыкального занятия
Выводы по самоанализу с примерами
Диагностика занятий для педагога ценна выводами (аналитической справкой), которыми завершается самоанализ. Однако, несмотря на наличие алгоритма и карты, нужно учитывать тот факт, что анализ, проводимый самим педагогом, всё равно имеет определённую долю субъективности, которая чаще всего проявляется в отсутствии недостатков или перечислении недочётов, лишь опосредованно связанных с методикой.
<…Недостатки: недостаточно правильно поставлена работа с ИКТ, во время занятия приходилось отвлекаться на установку…>
Обычно в самодиагностике происходит детальное рассмотрение методов и приёмов в работе, как, например, в самоанализе воспитателя Акининой Н.А. В целом же выводы по самоанализу носят характер оценки эмоционального контакта педагога с детьми. Пример развёрнутого самоанализа занятия в старшей группе с выводами можно увидеть в работе воспитателя Степановой О.А.
Видео: выводы по самоанализу интегрированной НОД
Самоанализ занятий и других видов образовательной деятельности в детском саду имеет большое значение не только для выявления уровня освоения детьми учебно-воспитательной программы, но и для определения векторов последующей работы с малышами в группе и индивидуально. Для получения объективной картины к проведению самоанализа нужно подходить ответственно, опираясь на алгоритм и схему. А также стараться указывать не только достоинства, но и недостатки в работы. Это позволит методически грамотно определить пути их устранения.
- Автор: Наталья Василишин
- Распечатать
Высшее филологическое образование, 11 лет стажа преподавания английского и русского языков, любовь к детям и объективный взгляд на современность – ключевые линии моей 31-летней жизни. Сильные качества: ответственность, желание узнавать новое и самосовершенствоваться.
Оцените статью:
- 5
- 4
- 3
- 2
- 1
(29 голосов, среднее: 3.7 из 5)
Поделитесь с друзьями!
Самоанализ деятельности воспитателя
МБДОУ
«Детский сад № 26» с. Верхнерусского
за период с 01.09.2021 по по 31.05.2022
Ф. И. О. педагога: |
Медведева Людмила Николаевна |
Должность: |
воспитатель |
Возрастной контингент обучающихся: |
средняя группа |
Количество групп: |
1 |
Дата заполнения: |
«31» мая 2022 года |
Раздел 1. Взаимодействие с детьми
Анализ выполнения программных задач: в течение учебного года педагогическая деятельность была направлена на обеспечение непрерывного, всестороннего развития ребенка. Работа проводилась с детьми четырех лет, возрастная группа – средняя.
Целью работы является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, развитие физических и психических качеств в соответствии с возрастными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе.
Воспитание и обучение детей проводится по основной образовательной программе дошкольного образования, разработанной на основе примерной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой и требований ФГОС ДО. Дети развивались согласно возрасту, изучали программный материал и показали позитивную динамику по всем направлениям развития.
Образовательная область «Речевое развитие»
Реализовывала через формирование словаря, обучение звуковой культуре речи, работала над грамматическим строем и формированием связной речи детей. Совершенствовала диалогическую речь: учила участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их. Учила детей рассказывать: описывать предмет, картину; упражнять в составлении рассказов по картине, созданной ребенком с использованием раздаточного дидактического материала. Упражняла детей в умении пересказывать наиболее выразительные и динамичные отрывки из сказок. К концу года у 63 процентов детей значительно увеличился словарный запас, активизировалось употребление слов, обозначающих эмоциональное состояние, этические качества, разнообразные свойства и качества предметов. Многие дети научились выделять первый звук в словах, употреблять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
Образовательная область «Познавательное развитие»
Создавала условия для расширения представлений детей об объектах окружающего мира. Рассказывала о предметах, необходимых детям в разных видах деятельности (игре, труде, рисовании, аппликации и т. д.). Расширяла знания детей об общественном транспорте (автобус, поезд, самолет, теплоход). Продолжала знакомить детей с признаками предметов, побуждать определять их цвет, форму, величину, вес. Рассказывала о материалах (стекло, металл, резина, кожа, пластмасса), из которых сделаны предметы, об их свойствах и качествах. Объясняла целесообразность изготовления предмета из определенного материала (корпус машин — из металла, шины — из резины и т. п.). Продолжала воспитывать любовь к родному краю; рассказывать детям о самых красивых местах родного села, его достопримечательностях. Дала детям доступные их пониманию представления о государственных праздниках. Рассказывала о Российской армии, о воинах, которые охраняют нашу Родину (пограничники, моряки, летчики). Расширяла представления детей о природе. Через использование в работе игр «Когда это бывает?», «Опиши, я отгадаю», «Что сначала, что потом?», «Так бывает или нет?», «Времена года», «Животные», «Растения» – закрепляла полученные знания и представления детей о мире природы. 80 процентов детей научились различать и называть виды транспорта, профессии. С целью ознакомления с правилами поведения в общественных местах я проводила беседы, организовывала рассматривание сюжетных картинок, на которых дети не только знакомились с правилами поведения, но и учились оценивать ситуацию. Через использование игры «Профессии» продолжала знакомить детей с трудом взрослых, результатом их труда, воспитывала уважение к труду взрослых. Также знакомила детей с трудом взрослых через наблюдения, организовывала дежурство по столовой, давала детям поручения.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
В течение годаучила детей навыкам владения разнообразными средствамии методами рисования (карандашом, кистью, гуашью и мелками; мазок, линия, вертикальные и горизонтальные прямые и волнообразные линии). Знакомила детей с нетрадиционными техниками рисования: ватными палочками, пальчиками рук. На занятиях лепкой дети создавали образы разных предметов и игрушек, объединяли их в коллективную композицию, умеют использовать многообразие усвоенных приемов. В аппликации продолжала учить детей правилам пользования ножницами, вырезать предметы прямой и округлой формы, аккуратно наклеивать изображения предметов, составлять узоры, композиции. 70 процентов детей освоили навыки и приемы рисования, лепки, аппликации, у 30 процентов не всегда все получается. Это связано с возрастными особенностями, с ограниченными возможностями по здоровью.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Социально-коммуникативное развитие детей реализовывала через формирование личностного отношения ребенка к соблюдению (и нарушению) моральных норм: взаимопомощи, сочувствия обиженному и несогласия с действиями обидчика; одобрения действий того, кто поступил справедливо, уступил по просьбе сверстника. На протяжении учебного года продолжала работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми, обращала внимание детей на хорошие поступки друг друга. Учила коллективным играм, правилам добрых взаимоотношений. Воспитывала скромность, отзывчивость, желание быть справедливым, сильным и смелым; учила испытывать чувство стыда за неблаговидный поступок. Напоминала детям о необходимости здороваться, прощаться, называть работников дошкольного учреждения по имени и отчеству, не вмешиваться в разговор взрослых, вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу. Продолжала воспитывать у детей опрятность, привычку следить за своим внешним видом. Воспитывала привычку самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом. Закрепляла умение пользоваться расческой, носовым платком; при кашле и чихании отворачиваться, прикрывать рот и нос носовым платком. Совершенствовала навыки аккуратного приема пищи: умение брать пищу понемногу, хорошо пережевывать, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами (ложка, вилка), салфеткой, полоскать рот после еды. Поощряла желание детей ухаживать за растениями, привлекала детей к посильной работе.
Образовательная область «Физическое развитие»
Формировать у детей потребность в здоровом образе жизни. Прививать интерес к физической культуре и спорту и желание заниматься физкультурой и спортом. Учила детей играть в коллективные подвижные игры: «У медведя во бору», «Мышеловка», «Угадай, что делали», «Бездомный заяц», «Наседка и цыплята», «Найди себе пару» и др. Физические упражнения я организовала в игровой форме. В течение года обучала и закрепляла у детей основные навыки личной гигиены, формировала навыки самообслуживания, взаимопомощи. Развивала и совершенствовала двигательные умения и навыки детей, умение творчески использовать их в самостоятельной двигательной деятельности. Во всех формах организации двигательной деятельности развивала у детей организованность, самостоятельность, инициативность, умение поддерживать дружеские взаимоотношения со сверстниками.
Создание развивающей предметно-пространственной среды
Развивающая предметно-пространственная среда моей группы насыщенна, пригодна для совместной деятельности взрослого и ребенка и самостоятельной деятельности детей, отвечающей потребностям детского возраста. В групповой комнате имеются:
• уголок для сюжетно-ролевых игр;
• книжный уголок;
• зона для настольно-печатных игр;
• выставка (детского рисунка, детского творчества, изделий народных мастеров и т. д.);
• уголок природы (наблюдений за природой);
• спортивный уголок;
• уголок для игр с водой и песком;
• уголки для разнообразных видов самостоятельной деятельности детей — конструктивной, изобразительной, музыкальной и др.;
• игровой центр с крупными мягкими конструкциями (блоки, домики, тоннели и пр.) для легкого изменения игрового пространства;
• игровой уголок (с игрушками, строительным материалом).
В группе имеются обучающие и развивающие игры, книги, рекомендованные для чтения детям этого возраста, сезонная литература, сюжетные игрушки: машины, куклы и т. д. Я старалась создать детям комфортные условия для игр, для самостоятельной деятельности. В этом году развивающая среда была пополнена играми: «Собери картинку», «Дорожные знаки», «Пазлы», «Профессии», был приобретены игрушки: конструктор «Лего», машинки, инструменты для ремонта, коляска для катания кукол.
Использование современных технологий в образовательной деятельности,
успешность их применения
Технологии проектной деятельности: мною в течение года были реализованы два краткосрочных проекта: «Красавица осень» и «В гости к Деду Морозу» и один долгосрочный «В гостях у сказки» Над реализацией проектов работали дети, педагог и родители в сотрудничестве. В ходе проектной деятельности дети приобрели необходимые социальные навыки, у детей повысился познавательный и творческий интерес, улучшилась разговорная речь.
Личностно ориентированная технология: личностно ориентированную технологию использую с целью взаимодействия с детьми в развивающем пространстве, позволяющей ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя. Эту технологию я использовала в играх, в наблюдениях, в проектной деятельности, в беседах.
Здоровьесберегающие технологии: в своей работе использую здоровьесберегающие технологии: физкультминутки, пальчиковые игры, дыхательную гимнастику, гимнастику для глаз, гимнастику пробуждения, дорожки здоровья, утреннюю гимнастику, подвижные и спортивные игры. Данную технологию я использовала для укрепления и сохранения здоровья детей, а также для формирования осознанного и ценностного отношения к своему здоровью.
Информационно-коммуникативные технологии:
-
подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы (сканирование, интернет, принтер, презентация);
-
подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий;
-
обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России;
-
оформление групповой документации, отчетов;
-
создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.
При помощи этой технологии у детей формировались основы информационной культуры, я повышала свой профессиональный уровень, а также компетентность родителей.
Игровые технологии: для формирования коммуникативных навыков в свободной деятельности я использую все виды игр: сюжетно- ролевые, подвижные, дидактические, строительные, игры-драматизации, словесные, социальные. К концу года было заметно, как дети научились между собой общаться, научились договариваться друг с другом, стали более любознательными.
Эффективность работы по снижению заболеваемости воспитанников
Главная моя задача, как воспитателя состояла в том, чтобы выработать у детей разумное отношение к своему организму, привить необходимые культурно-гигиенические навыки, научить вести здоровый образ жизни. Воспитательно-образовательная работа группы организована в соответствии со строгим соблюдением режима, построение занятий с рациональным использованием времени, выполнением гигиенических требований. Для укрепления здоровья детей в течение учебного года проводились регулярные физкультурные занятия в группе и на улице два раза в неделю, ежедневная утренняя гимнастика. В первой половине дня больше использовала подвижные игры. После дневного сна проводила гимнастику с ходьбой по массажным дорожкам. В группе регулярно осуществлялось сквозное и частичное проветривание. Вся эта работа привела к снижению заболеваемости детей в группе.
Выявление творчески одаренных детей, их сопровождение в ДОО в соответствии с разработанной программой (планом сопровождения)
В этом году дети активно участвовали в конкурсах международного, всероссийского, регионального уровней, которые направлены на показ знаний в той или иной области образования, художественно-эстетического развития, развития интеллекта. Участие детей в интеллектуальных и творческих конкурсах дало возможность показать уровень развития дошкольников.
Результаты участия воспитанников в мероприятиях и конкурсах различных уровней
Ф. И. О. ребенка |
Сроки проведения |
Наименование мероприятия, конкурса |
Уровень |
Достижение |
Воробьёв Кирилл |
2021 год |
V Всероссийском конкурсе рисунков по ПДД «Новый дорожный знак глазами детей» г. Барнаул |
Федеральный |
Диплом I степени |
Яковенко Анна |
2021 год |
Международный конкурс детского творчества «СНЕГОВиКо» г. Омск |
Федеральный |
Диплом III степени |
Ткачёва Милана |
2021год |
Районный этап Всероссийского детского экологического Форума «Зелёная планета» |
Региональный |
Грамота III место |
Синицын Игнат |
Грамота I место |
|||
Сварыч Варвара |
2022 год |
III Всероссийский творческий конкурс “Весеннее настроение» |
Федеральный |
Сертификат участника |
Емельянова Злата |
2022 год |
IV Всероссийский конкурс рисунков «Пасхальное яйцо» |
Федеральный |
Сертификат участника |
Раздел 2. Сотрудничество с родителями
Внедрение современных форм сотрудничества с семьями воспитанников:
-
родительские собрания: «Начало учебного года – начало нового этапа в жизни детского сада и его воспитанников»(сентябрь), «Игра как важнейшее средство воспитательно-образовательной работы с детьми в саду и семье» (ноябрь), «Готовимся к школе: развиваем мелкую моторику» (февраль), «Вот и стали мы на год взрослее» (май). Три последних собрания прошли в режиме «онлайн» на платформе zoom.
-
привлечение родителей к проектам «Красавица Осень», «В гости к Деду Морозу»; «В гостях у сказки».
-
привлечение родителей к конкурсам и выставкам: «Весёлый огород», «Осенняя фантазия», « Осенняя сказка», «Снеговик», «В гостях у зимы», «Будущие защитники!», «Мамины руки не знают скуки».
-
Взаимодействие с родителями через WhatsApp: консультация «Знаете ли вы своего ребенка», консультация «Основы безопасности жизнедеятельностидетей дошкольного возраста», консультация «Методы воспитания детей дошкольного возраста», Консультация «Игры с ребёнком в домашних условиях», памятка «Как отвечать на детские вопросы»
-
Размещение офлайн-консультаций и мастер-классов для родителей на сайте ДОО: «Готовимся к новому году или поделки своими руками», «Медведь в берлоге», «Как научить ребёнка пользоваться ножницами», «Восковые материалы как средство разностороннего развития дошкольника».
Раздел 3. Самообразование педагога, участие в методической работе ДОО, муниципалитета, региона.
Повышение квалификации, профессиональная переподготовка:
Повышение квалификации в ООО «Центр инновационного образования и воспитания г. Саратов(2021 г.) : «Обеспечение санитарно-эпидемиологических требований к образовательным организациям согласно СП 2.4.3648 -20» в объёме 36 ч.(удостоверение), «Навыки оказания первой помощи в образовательных организациях в объёме 36 ч.(удостоверение), «Профилактика гриппа и острых респираторных вирусных инфекций, в том числе и новой коронавирусной инфекции (COVID – 19) в объёме 36 ч.(удостоверение)
Участие в инновационной деятельности:
-
Участие во всероссийской конференции «Методики дошкольного образования в соответствии с ФГОС» (22.05.2022г.);
-
Слушатель всероссийского вебинара (2 ч.) «Проектная деятельность в современном детском саду» на сайте»Всероссийский журнал ВОСПИТАТЕЛЬ (16.04.2022 г.)
-
Участие во всероссийской педагогической конференции «Дошкольные образовательные организации в период эпидемий: организация образовательго процесса и требования к режиму работы» на сайте «Центр развития педагогики» г. Санкт – Петербург(06.12.2021 г.);
-
Участие в вебинаре «Коррекционно-развивающая работа с детьми с ОВЗ» (4 ч.) на образовательном портале «Продлёнка» (21.11.2021 г.);
-
Участив семинаре «Современные образовательные технологии – залог высокого качества организации образовательного процесса в условиях ФГОС» на образовательном портале «ФГОС Онлайн»(16.11.2021 г.)
Участие в разработке и реализация проектов различных уровней по направлениям
В течение года разработала и реализовала два краткосрочных проекта:
-
тематический проект «Красавица Осень»;
-
познавательно-творческий проект «В гости к деду Морозу».
И один познавательно-речевой долгосрочный проект «В гостях у сказки»
Руководство творческой группой; участие в оргкомитетах, жюри конкурсов:
–
Наличие собственных авторских технологий, обобщенного педагогического опыта, программ, статей:
–
Презентация собственного педагогического опыта в открытых формах:на уровне детского сада провела открытое занятие по познавательной деятельности «Наш общий дом – планета Земля».
Наличие профессионального сайта, YouTube-канала, странички в педагогических интернет-сообществах: создала мини-сайт на портале «Социальная сеть работников образования» (https://nsportal.ru/).
Участие в профессиональных конкурсах
Приняла участие во всероссийском конкурсе «Лучший проект воспитателя», 2021, диплом победителя с работой «Инновационная деятельность с дошкольниками в рамках познавательного развития».
Участие в общественно значимой деятельности ДОО:
-
лауреат фотоконкурса Энской региональной организации профсоюза «Профсоюзный фотофакт»;
-
участник акции «Белый цветок» в помощь онкобольным детям, помощник в сборе макулатуры и осеннем субботнике.
Использование в образовательной деятельности ИКТ-ресурсов:
-
подбор иллюстративного материала для организованной деятельности;
-
подбор материала для оформления стендов, предметно-развивающей среды группы;
-
подбор дополнительного познавательного материала;
-
оформление и показ презентаций;
-
показ мультфильмов по разной тематике;
-
слушание детских песен;
-
использование музыки, различных звуков (пение птиц, шум реки и т. д.).
Печать в СМИ:
-
публикация в журнале «Дошколенок», авторская статья «Использование театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста», выписка из журнала № 123/564 от 20.05.2019, стр. 98–101;
-
публикация в справочнике «Детский сад – территория знаний», авторская разработка «Лэтбук – как средство развития речи», выписка из справочника № 1234/63152 от 24.09.2021, стр. 110–115.
Поощрение на различных уровнях:
Благодарственное письмо от департамента образования администрации г. Энска Детскому клубу «Таис» за активное участие и подготовку победителя Всероссийского конкурса «Рождественская сказка» в 2021 учебном году.
Благодарственное письмо от департамента образования администрации г. Энска Детскому клубу «Таис» за подготовку победителя Всероссийского конкурса «Поделкин».
Общий вывод
С детьми систематически проводилась ООД в соответствии с основной общеобразовательной программой и утвержденным расписанием образовательной деятельности.
На протяжении всего учебного года велась планомерная работа с родителями. В соответствии с годовым планом работы проводились общие и групповые родительские собрания.
Систематически в течение года в родительском уголке обновлялась информация, помещались различные консультации.
В течение года я старалась поддерживать доброжелательную психологическую атмосферу в группе, создавала благоприятные условия для физического и психоэмоционального комфорта детей. Пыталась достичь взаимодействия и взаимопонимания с родителями в воспитании общей культуры детей, в создании эмоционально благоприятного климата.
В течение года вела работу по теме самообразования «Познавательное развитие дошкольников через дидактические игры».
Повысила свою педагогическую компетентность, прослушав вебинары. Прошла курсы повышения квалификации по теме «Способы оценки качества дошкольного образования на основе результатов мониторинговых исследований». Считаю свою работу удовлетворительной, хотя и были некоторые проблемы.
В течение года возникли следующие проблемы в работе:
-
некоторые дети имеют частые пропуски ДОО, из-за этого снижается уровень показателей их развития;
-
не полностью укомплектована предметно-пространственная развивающая среда в соответствии с современными требованиями ФГОС ДО;
-
затруднения при проведении занятий по ФЭМП: недостаточное количество раздаточного материала, разнообразие демонстрационного материала, отсутствие рабочих тетрадей по математике для работы с детьми;
-
проблема во взаимодействии и взаимопонимании с родителями.
Определение «проблемного поля» по трем направлениям деятельности (дети, родители, самообразование):
-
посещаемость детей;
-
не полностью укомплектована предметно-пространственная развивающая среда в группе в соответствии с ФГОС;
-
взаимодействие с родителями;
-
наличие собственных авторских технологий, обобщенного педагогического опыта, программ, статей;
-
печать в СМИ.
Перспектива профессионального роста и пути решения «проблемных полей»:
1. Провести консультацию для родителей о значении посещения детского сада.
2. Пополнить развивающую среду необходимым материалом:
-
привлечь родителей;
-
изготовить материал своими руками.
3. Во взаимодействии с родителями:
-
изучить методическую литературу по взаимодействию работы с родителями;
-
использовать во взаимодействии с родителями нетрадиционные формы (мастер-классы, конкурсы для родителей, анкетирование, фотовыставки, выставки поделок и рисунков, спортивные мероприятия, проводить открытые занятия);
-
обобщить свой педагогический опыт на своем сайте;
-
выбрать актуальную тему и напечатать статью в СМИ;
-
продолжать повышение уровня педагогического мастерства путем самообразования, обмена опытом работы, посещения мастер-классов, семинаров.
21.01.2022
Самоанализ педагогической деятельности воспитателя. Зачем нужен самоанализ педагогу-дошкольнику? Этот документ – вроде удостоверения личности воспитателя. По самоанализу можно оценить профессионализм педагога, умение видеть, анализировать собственные плюсы и минусы как специалиста, а также – планировать дальнейший рост своего мастерства.
Оценить
2381
Содержимое разработки
МБДОУ «Детский сад «Ягодка» с. Владимиро – Александровское Партизанского муниципального района
Самоанализ воспитателя детского сад «Ягодка»
о проделанной работе за период
2019 – 2020 учебный год.
Воспитатель: Димитрак Е.Н.
Вторую младшую группу «Вишенки» посещало на начало учебного года 20 детей. Из них 10 девочек и 10 мальчиков, возраст детей от 3до 4лет.
В 2019-2020 учебном году воспитательно-образовательная работа во II младшей группе проводилась соответственно возрасту детей разработанной на основании примерной программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Веракса. Текущая образовательная деятельность в группе осуществляется по следующим образовательным областям: физическое развитие; познавательное развитие; социально – коммуникативное развитие; художественно – эстетическое развитие, речевое развитие.
Основная цель деятельности группы: разностороннее развитие детей, обеспечение процесса ранней социализации, позволяющей обеспечить успешную адаптацию детей.
На протяжении первой половины учебного года моя работа была направлена на создание условий для успешной адаптации детей к условиям детского сада. Я постаралась обеспечивать эмоциональный комфорт, в группе, побуждала детей к совместным действиям с предметами и игрушками, используя положительную оценку.
Атмосфера в коллективе доброжелательная и позитивная. Между мной и детьми партнерские отношения. Совместная деятельность осуществлялась в ходе режимных моментов и была направлена на решение образовательных задач. Уровень конфликтности в группе низкий. Старалась создать детям комфортные условия для игр, для самостоятельной деятельности, с помощью дидактических и развивающих игр, которые помогают детям играть вместе и индивидуально. Чтобы установить контакт с каждым ребёнком, расположить его к себе, вызвать и сохранить интерес к жизни детей в детском саду, применяла различные методы: метод личного примера, требования, стимулирования, поручения.
Комплексно-тематическое планирование в младшей группе осуществлялось по перспективному плану, прописанному в рабочей программе. С детьми систематически проводила НОД в соответствии с основной общеобразовательной программой и утверждённым расписанием непосредственно образовательной деятельности. Поставленные цели достигала в процессе осуществления разнообразных видов деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной.
СОЦИАЛЬНО-КОММУКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ
Дети самостоятельно одеваются и раздеваются в определенной последовательности; соблюдает порядок и чистоту в помещении и на участке. Соблюдают доступные ему правила безопасного поведения в быту и на улице. Имеют первичные гендерные преставления отражая в игре действия с предметами и взаимоотношения людей. В быту, самостоятельных играх посредством речи налаживают контакты, в случае затруднения в игре, взаимодействии обращаются за помощью к взрослому.
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
Правильно используют детали строительного материала, при создании знакомых построек располагают кирпичики в соответствии с замыслом или целью постройки.
Группируют предметы по цвету, размеру, форме, отбирают по одному признаку. Находят в окружающей знакомой обстановке несколько одинаковых предметов по одному признаку. Различают круг, квадрат, треугольник, предметы, имеющие углы и круглую форму. Понимают смысл обозначений: вверх-вниз, спереди-сзади, слева-справа. Понимает смысл слов: утро, вечер, день, ночь.
Знают свое имя, возраст, пол. Узнают и называют некоторые растения, животных, их детенышей. Выделяют наиболее характерные сезонные изменения в природе.
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
Используют речь для общения, обращаются к взрослому с просьбами, вопросами, делятся впечатлениями из личного опыта. Отвечают на разнообразные вопросы, касающиеся предметного окружения.
Сопровождают речью индивидуальные игры, рисование, конструирование, бытовые действия. Вступают в игровое взаимодействие со сверстниками, используя речь.
ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
С интересом рассматривают иллюстрации в книгах, слушают новые сказки, рассказы, стихи, узнают и эмоционально реагируют на знакомые стихи, сказки, рассказы. Самостоятельно читают наизусть потешки и небольшие стихи.
В свободной деятельности с удовольствием рисуют, лепят, изображая отдельные предметы, сюжеты, простые по композиции и содержанию.
Лепят различные предметы, состоящие из одной – трех частей, используя разнообразные приемы лепки.
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Ходят прямо, сохраняя заданное воспитателем направление. Ползают на четвереньках произвольным способом. Прыгают в длину, отталкиваясь двумя ногами. Катят мяч в заданном направлении, бросают двумя руками от груди, вверх и ловят.
Самостоятельно выполняют доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдают элементарные правила поведения во время еды.
В течение всего учебного года детки строго выполняли и соблюдали требования, предъявляемые санитарно-гигиеническими нормами, придерживались правил внутреннего распорядка.
Проведена диагностика развития детей на начало и на конец года.
В течение времени 2019 – 2020 были проведены следующие мероприятия с детьми: Праздник «Осенний бал» (октябрь,2 младшая-подготовительная группа), Развлечение с мамами «Мамы всякие важны» (март, 2 младшая-подготовительная группа), Новогодний бал «Ёлочка зажгись» (декабрь,2 младшая-подготовительная группа), Праздник с папами к Дню Защитника Отечества «Аты-баты, шли солдаты!», (февраль, подготовительная группа) Утренник с мамами и бабушками «Мамочка милая, мама моя!» (март, (2 младшая-подготовительная группа), Развлечение «Пижамная вечеринка», (подготовительная группа), День здоровья, День Космонавтики (апрель, 2 младшая -подготовительная группа), День Победы (май, 2 младшая-подготовительная группа).
Еще в течение года дети второй младшей и подготовительной группы принимали активное участие во всероссийских и международных интернет – конкурсах:
-
Всероссийский конкурс «Талантливые дети России» был получен диплом победителя. 09.10.2019http://odarennie.ru
-
Всероссийский конкурс детского рисунка «Радуга» были так же получены дипломы I степени, II степени, III степени. 09.10.2019 «Центр Международного сотрудничества дети России»
Взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников в течение всего учебного года осуществляется по перспективному плану, прописанному в рабочей программе. Оформлен уголок для родителей, информационные стенды, куда помещается необходимая информация, папки с консультациями, советами, папки-передвижки. Здесь же находится уголок-выставка детских работ по ИЗО и уголок по лепке, все работы хранятся в личных папках – творческих работ ребенка. Использовала разные формы работы: беседы коллективные и индивидуальные, собрания, телефонные звонки, совместное проведение развлечений, совместное творчество.
На родительских собраниях были детально изучены следующие актуальные темы:
-
Родительское собрание №1 « Организационное. Возрастные особенности детей 3 – 4 лет»;
-
Родительское собрание №2 « Встречаем Новый Год»;
-
Родительское собрание №3 « Бережем здоровье с детства или 10 заповедей здоровья»;
-
Родительское собрание №4 « Подведение итогов работы группы за прошедший год.
-
Отчет родительского комитета».
На базе детского сада родители и дети моей группы приняли активное участие в следующих мероприятиях:
Поделки из природного материала «Осенние дары»; 10.2019
Конкурс творческих работ «Ёлочка, зеленая иголочка»; 12.2019
Творческий конкурс День добрых дел «Наши пернатые друзья»; 11.2019
Акция «Подарок солдату»; 02.2020
Конкурс творческих семейных работ «Мир космоса»; 04.2020
Выставка творческих работ «День Победы». 05.2020
Акция «Окна победы» 05.2020
Принимали участие в челлендже «Георгевская лента» 05.2020
Участие во флешмобе « 1 Мая – Мир, труд, май» 05.2020,
«Мы вместе 2020» 04.2020
В начале учебного года провела по теме самообразования мастер – класс для педагогов на тему: «Использование квест – технологий в организации образовательной деятельности в ДОУ».
Провела интегрированное занятия – квеста на тему: «В поисках пиратских сокровищ»
В течении года повышала свой профессиональный уровень и компетенцию:
-
Пройдены мною курсы повышения квалификации: ООО «Инфоурок» «Система сопровождения ребенка с ОВЗ в общеразвивающем детском саду» 108 часов. 2019
-
Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования «Приморский краевой институт развития образования» (ГАУ ДПО ПК ИРО) «Игровые образовательные технологии в ДОО: сюжетно – ролевая игра» в объеме 40 часов. 21.10.19
-
Вебинар на тему: «Самообразование педагога как необходимое условие личностного и профессионального роста» 26.11.18
-
(2 академических часа).
-
Приняла участие во Всероссийской педагогической конференции «Тенденции и перспективы развития современного образования». 25.05.2019
-
Всероссийский конкурс «Талантливые дети России» за подготовку победителя 01.12.19
-
«Здравствуй, Осень!» был получен диплом победителя. 09.10.2019
-
Диплом регионального сетевого познавательно – педагогического проекта – конкурса «Страны огромной малая частица, край Приморский – Родина моя» за 2 место. 05.2019
-
Центр развития STEAM – образования был получен сертификат участника семинара – практикума «Место музыкального образования в структуре STEAM – образования дошкольника». 26.05.2020
-
Диплом регионального сетевого познавательно – педагогического проекта – конкурса «Крепкая, здоровая семья – сильная, великая Россия» за 2 место. 12.2019
-
Всероссийский конкурс детского рисунка «Радуга» был выдан диплом за подготовку победителя. (10.2019)
-
Всероссийский конкурс «Талантливые дети России» так же был получен диплом за подготовку победителя. (10.2019)
-
Была получена благодарность за активное участие в жизни группы и детского сада. (11.2019)
-
Смотр-конкурс на лучший участок занявшая первое место, была получена грамота. (06.2019)
-
Работа и ведение Инстаграмм ДОУ (В ТЕЧЕНИЕ ГОДА)
-
Монтирование видеоролика «Моя мамочка, мамуля» (06.2020)
-
Участие в смотре- конкурсе «Образцовый детский сад» (09.2019)
В следующем учебном году планирую:
Продолжать сохранять благоприятный эмоционально – психологический климат в группе;
Поддерживать партнерские отношения между педагогами, детьми и родителями;
Продолжить обучение на курсах повышения квалификации.
Повышать уровень педагогического мастерства путем самообразования, обмена опытом работы, посещения районных мероприятий (семинаров, практикумов, мастер-классов).
Пополнила предметно – развивающую среду дидактическими и развивающими играми:
Дидактическая игра «чья где мама?»
Дидактическая игра «Зеленая аптека»
“Дорожная безопасность” (познавательно-речевое развитие)
Дидактические игры “Узнай Флаг, Герб своей страны»
Дидактические игры «Найди отличие»
Намечены следующие задачи на 2020 – 2021учебный год.
-
Продолжать целенаправленную работу по всем направлениям воспитательно-образовательной сферы;
-
Углублять и совершенствовать работу по взаимодействию с родителями;
-
Искать новые способы совершенствования развивающей предметно-пространственной среды в группе;
-
Продолжать проводить профилактические мероприятия с целью повышения посещаемости детей, укрепления здоровья, развития двигательной и гигиенической культуры детей;
-
Продолжать воспитывать в детях творчество, эмоциональность, активность для их дальнейших достижений и успехов;
-
Повышать собственный уровень профессионализма путем самообразования, участия на РМО, курсах повышения квалификации.
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/480666-samoanaliz-vospitatelja-detskogo-sad-jagodka-
«Свидетельство участника экспертной комиссии»
Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!
Самоанализ результатов профессиональной деятельности воспитателя
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №8 «Огонёк»
Иванова Марина Владимировна
Дата рождения – 27.02.81г.
Образование – Бурятский Республиканский педагогический колледж – 2009г.
Присвоена квалификация – Воспитатель детей дошкольного возраста.
Педагогический стаж – 4 года.
Стаж работы в МБДОУ – 11лет.
Стаж работы в занимаемой должности – 4 года.
Наличие квалификационной категории – соответствие занимаемой должности.
Прохождение курсов.
Работаю по Программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой, одна из основных задач которой – способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремления самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей в наиболее близких и естественных для ребёнка – дошкольника видов деятельности: игре, общении со взрослыми и сверстниками, труде. Именно в этих видах деятельности, по мнению авторов программы, происходит становление таких новообразований, как произвольность поведения, способность к логическому мышлению, самоконтроль, творческое воображение, что составляет важнейшую базу для начала систематического обучения.
Цель моей педагогической деятельности – создание благоприятных условий, направленных на развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: физическое, познавательно-речевое, социально – личностное, художественно – эстетическое. При организации воспитательно – образовательного процесса стараюсь доверять детям, принимаю их такими какие они есть, стараюсь чтобы их детство было содержательным. Считаю важным моментом ежедневного общения с родителями, именно совместная работа с родителей и воспитателя направленная на развитие личности ребёнка, способствует наилучшему результату в достижении поставленных задач. Для родителей проводятся родительские собрания, беседы, консультации, согласно опросу и анкетированию родители удовлетворены уровнем качеством образовательного процесса, они ценят, что в работе с детьми мы учитываем индивидуальные способности и интересы детей, приветствуем их активное участие в жизни группы и детского сада. Формирую привычку у детей к здоровому образу жизни. Использую закаливающие процедуры: «дорожки здоровья», физические упражнения после сна, воздушные и солнечные ванны, а так же дыхательную гимнастику, динамические паузы.
Постоянно работаю над оснащением предметно – развивающей среды. В зависимости от годовых задач детского сада в нашей группе оформляются или обновляются различные центры. Развивающая среда – это система материальных объектов деятельности ребёнка, функционально моделирующая содержания развития его духовного и физического обмена. Пытаюсь обеспечить потребность детей участвовать в совместной деятельности со сверстниками, а также побыть одному, для этой цели есть так называемый «уголок уединения». Постоянно тематика игр меняется.
Считаю, что, детский сад, а конкретно группа, должны предоставлять детям возможность не только изучать и узнавать окружающий мир, но и жить в гармонии с ним, получать удовольствие от каждого прожитого дня.
Для успешного решения поставленных задач в группе создана комфортная обстановка, что позволяет детям свободно проявлять свои желания и развивать способности и интересы. Созданы условия для охраны и укрепления здоровья и физического развития детей. Психологическая атмосфера в нашем ДОУ здоровая, сложился коллектив единомышленников, работают люди творческие, у которых многому можно научиться. Старшие коллеги являются для меня наставниками.
Для педагогов ДОУ проводила открытые занятия:
– Конспект «Гимнастика после сна» – 2 младшая группа « Колокольчик»
– Конспект непосредственно образовательной деятельности во 2 младшей группе « Волшебница вода»
Участвовала в конкурсах:
– « Сенсорная дидактическая игрушка» – 2013г
– « Пасхальное яичко»- 2013г
– выставка детских рисунков « Солнышко и одуванчик»- 2013г
– « Осень золотая»- поделки из природного материала.
– « Чудо овощ» – ярмарка с участием родителей.
– «Лучшее полезное меню»
– «Новогодняя открытка» и другие.
Таким образом, понимая значимость моей цели, системность, последовательность в работе, созданные педагогические условия, использование эффективных форм работы с детьми, родителями, а так же рост моей профессиональной компетентности, творческого потенциала, способствуют реализации права детей на доступное, качественное образование, направленное на всестороннее развитие каждого ребенка.