Самоанализ
урока по ФГОС
Совершенствование
мастерства учителя и учебного процесса во многом зависит от грамотно
организованного самоанализа урока. Учитель испытывает затруднения в
моделировании и конструировании современного урока, именно самоанализ позволит
ему выявить причины недостаточной эффективности решения тех или иных
учебно-воспитательных задач на уроках, принять их во внимание при дальнейшем
проектировании учебно-воспитательного процесса. Для учителя самоанализ урока,
рефлексивная деятельность в целом приобретает особо важное значение, потому что
учитель, не научившийся осмысливать свои собственные действия, не умеющий
оглянуться назад и восстановить ход урока, навряд ли когда-нибудь по-настоящему
глубоко освоит ФГОС второго поколения.
Самоанализ
урока дает возможность:
– правильно
формулировать и ставить цели своей деятельности и деятельности учащихся на
уроке;
– развивать умения
устанавливать связи между условиями своей педагогической деятельности и
средствами достижения целей;
– формировать
умения четко планировать и предвидеть результаты своего педагогического труда;
– формировать
самосознание ученика, когда он начинает видеть связь между способами действий и
конечным результатом урока.
Самоанализ урока – средство
самосовершенствования учителя
План самоанализа урока
1. Характеристика
класса:
– межличностные
отношения;
– недостатки
биологического и психического развития;
– недостатки
подготовленности класса.
2. Место урока в
изучаемой теме:
– характер связи
урока с предыдущим и последующим уроками.
3. Характеристика
общей цели урока, конкретизируемой в дидактических целях: образовательной,
развивающей и воспитывающей.
4. Характеристика
плана урока:
– содержание учебного
материала;
– методы обучения;
– приёмы обучения;
– формы организации
познавательной деятельности.
5. Как был построен
урок в соответствии с планом:
– разбор этапов
урока, т.е. как используемые учебно-воспитательные элементы повлияли на ход
урока (положительно, отрицательно), на получение конечного результата.
6. Структурный аспект
самоанализа урока:
– анализ каждого
элемента урока;
– его вклад в
достижение результата;
– доказательства
оптимального выбора каждого элемента урока.
7. Функциональный
аспект:
– насколько структура
урока соответствовала общей цели;
– соответствие
возможностям класса;
– анализ стиля
отношений учителя и учащихся;
– влияние на конечный
результат урока.
8. Аспект оценки конечного
результата урока:
– формирование
универсальных учебных действий на уроке;
– определение разрыва
между общей целью урока и результатами урока;
– причины разрыва;
– выводы и
самооценка.
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ САМОАНАЛИЗУ УРОКА
I. Краткая общая
характеристика класса
1. Общая
подготовленность класса:
– умение детей
работать в парах;
– умение детей
работать в малых группах;
– умение слушать друг
друга и фронтально взаимодействовать;
– умение
самооценивать себя и взаимооценивать друг друга.
2. Общая
характеристика общения.
3. Что преобладает:
соперничество или сотрудничество? Проблема лидеров и аутсайдеров.
4. Включенность детей
в учебную деятельность и общий уровень ее сформированности в классе.
5. Общая
характеристика освоения программы к этому времени.
II. Анализ
эффективности проекта урока
1. Реальность цели
урока.
2. Каким образом организовать
работу на уроке?
3. Что проектировалось
изучить? Зачем? Роль этого материала в предмете. Достаточно ли глубоко учитель
сам знает этот материал?
4. Какие (ое) понятия
были намечены для усвоения учащимися? На какие другие понятия они (оно)
опираются? Для каких понятий являются базой?
5. Что знают ученики
об изучаемом понятии?
6. Сущность
характеристики изучаемого понятия, которые должны быть в центре внимания
учащихся.
7. Какие учебные
действия должны осуществить учащиеся, чтобы освоить данное понятие и общий
способ действия?
8. Каким образом
проектировался вод учащихся в учебную задачу?
9. Как проектировалось
осуществление остальных этапов решения учебной задачи?
10. Предусматривались
ли в проекте урока реальные трудности, с которыми могли встретиться дети в ходе
решения учебной задачи? Прогнозировались ли возможные ошибки учащихся?
11. Какие критерии
освоения данного материала намечались в проекте урока?
12. Общий вывод о
реальности и эффективности проекта урока.
III. Как был
осуществлен урок, исходя из его замысла?
1. Совпадает ли цель
урока с его конечным результатом? В чем выражается разрыв? Удалось ли
осуществить намеченную программу? Если да, то почему? Если нет, то почему?
2. Соответствие формы
организации поставленной цели урока? Удалось ли учителю занять роль
равноправного члена дискуссии?
3. Каким образом в
начале урока учитель создал ситуацию успеха?
4. При помощи каких
способов была создана ситуация принятия учащимися учебной задачи? Как она
повлияла на дальнейший ход ее решения?
5. Была ли принята
учебная задача учащимися?
6. Насколько
эффективно осуществлялся этап преобразования условий задачи?
7. Каким образом
учитель создал ситуацию, при которой дети приняли такие учебные действия как
моделирование и преобразование модели?
8. Какие формы
использовал учитель для организации решения частных задач? Уровень задач, их
«интересность» с точки зрения лингвистического или математического материала?
9. Как был организован
контроль? Контроль проходил, как самостоятельное действие или был включен в
состав других действий? Что ученик контролировал: процесс выполнения действия
или только результат? Когда контроль осуществлялся: в начале действия, в
процессе действия или после его окончания? Какой арсенал средств и форм
использовал учитель для освоения действия контроля детьми?
10. Опирались ли дети
при работе на свою собственную оценку или прибегали к оценке учителя?
IV. Оценка целостности
урока
1. Насколько
содержание урока соответствовало требованиям ФГОС?
2. На каком уровне
было организовано на уроке взаимодействие ученик-ученик, ученик-учитель,
ученик-группа?
3. Охарактеризовать
взаимодействие этапов учебной задачи в ходе саморешения. Выделить наиболее
сильные и слабые этапы (с точки зрения качества их осуществления) и их влияния
на конечный результат урока.
4. Рефлексивная
деятельность учащихся в результате решения учебной задачи.
Типы
современного урока.
Самоанализ урока
Урок _____________________________________________________был проведён в ____ классе.
Согласно календарно-тематическому планированию тема урока «___________________________________________________________________________»,
раздел «__________________________________________________________________».
Целью данного урока является: ____________________________________________________________________________
Были определены задачи педагога:
1. Образовательные:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Развивающие:
- развивать познавательную активность, интерес к предмету;
- учить наблюдать, сравнивать, делать выводы, обобщать знания;
- развивать речь учащихся; способность выдвигать гипотезы, приводить аргументы.
3. Воспитательные:
- воспитывать интерес к _______________________________________________________________________;
- формировать толерантность в отношениях учащихся в группе;
- умение распределять роли в общем деле и оценивать собственный результат.
По типу урока – это урок ___________________________________________________.
_________________________________________________________________________
В соответствии с темой урока, целью и задачами были выбраны формы организации учебной работы: индивидуальная, фронтальная и групповая. А также использовано оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал.
На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся.
Свой урок я строила в соответствии с ФГОС. На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера, детям надо было не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного им действия. На уроке прослеживалась межпредметная связь: _____________________________________________________________________________.
Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими. Учебный материал на протяжении всего урока работал на организацию посильного поиска и исследования учащихся, соответствовал их жизненному опыту.
Структура урока соответствовала требованиям ФГОС:
1. Ориентация на новые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные)
2. Нацеленная деятельность на формирование УУД
Планируемые результаты:
предметные: ученик научится
_________________________________________________________________________
ученик получит возможность научиться:
· выбирать языковые средства в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи;
· участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
личностные: ученик
· проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу
· понимает причины успеха в учебной деятельности
Универсальные учебные действия:
регулятивные ученик
· определяет цель деятельности на уроке с помощью учителя;
· учиться работать по предложенному учителем плану;
познавательные ученик
· использует знако-символические средства при оформлении работы в группах;
· делает выводы о результате совместной работы класса и учителя;
· составляет алгоритм под руководством учителя;
коммуникативные ученик
· слушает и понимает речь других;
· договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками, в том числе в ситуации столкновения интересов.
3.Использование современных образовательных технологий – ____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________
Содержание урока:
Каждый этап урока был нацелен на достижение определённого результата.
Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учеников данного класса. Учебная информация была привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке.
Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока /выполнен, не выполнен/. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей учеников.
Оценка результатов проведенного урока:
Удалось ли достичь поставленных целей? _________________________________________
_____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Если нет — укажите причину, в чем возникло затруднение __________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
САМОАНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО УРОКА
Введение.
«Каждый урок должен быть для наставника задачей,
которую он должен выполнять, обдумывая это заранее:
на каждом уроке он должен чего-нибудь достигнуть,
сделать шаг дальше и заставить весь класс сделать этот шаг»
К. Д. Ушинский
Самоанализ урока является важнейшим элементом педагогической деятельности регламентированной ФГОС. Именно самоанализ позволяет педагогу выявить собственные ошибки и приложить максимум усилий для их преодоления. Каждый педагог должен уделять время самоанализу урока, так как это позволит изучить свои результаты и повысить эффективность уроков. По причине часто смены подходов и требований к современному уроку у учителя могут возникнуть проблемы с распределение времени и структурой занятий. Зачем нужен самоанализ урока? Все очень просто. Учитель, который не умеет анализировать и выявлять недочеты в своей деятельности, не сможет в полной мере соответствовать идеологии стандартов второго поколения.
Самоанализ урока по ФГОС в классе позволяет:
-
формулировать реальные учебные цели и определять, насколько быстро они были достигнуты;
-
осознавать эффективность отдельных педагогических методов и приемов;
-
определить, несколько сильно условия педагогической деятельности сказываются на достижении поставленных задач;
-
формировать умение планировать этапы урока и предвидеть результаты образовательной деятельности;
-
выработать стратегию ведения педагогического труда, стимулировать развитие профессионального мастерства и талантов учителей.
1 Самоанализ урока – важнейший элемент педагогической деятельности
-
Определение, сущность и возможности самоанализа урока.
В современной педагогике существует четко обозначенное определение самоанализ урока. Данное определение зафиксировано во ФГОС второго поколения и позволяет полностью осознать сущность и роль самоанализа урока в деятельности педагога. Самоанализ урока – инструмент самосовершенствования учителя, формирования и развития его профессиональных качеств. Важно понимать, что именно самоанализ урока играет важную роль в выявлении недостаточно эффективных методов и приемов, которые мешают добиться поставленных учебных задач в отведенные временные сроки.
При переходе на новые стандарты, учитель может испытывать затруднения в ходе конструирования урока, при создании моделей уроков разного типа в соответствии с основными идеями ФГОС. Не вызывает сомнений, что совершенствование мастерства учителя и учебного процесса в целом во многом зависит от грамотно организованного самоанализа урока. Самоанализ может позволить выявить причины недостаточной эффективности при решении тех или иных учебно-воспитательных задач, принять их во внимание при дальнейшем проектировании учебно-воспитательного процесса.
Учитель, не владеющий навыками осмысления своих профессиональный действий, не умеющий мысленно оглянуться и восстановить ход проведенного урока, не сможет в полной мере соответствовать идеологии стандартов второго поколения.
Систематическое самооценивание качества ведения урочной деятельности позволяет педагогу: выявлять наиболее эффективные методы педагогической работы с классом; своевременно устранять недостатки организации учебно-воспитательного процесса; определять перспективные направления для самообразования, повышать уровень профессионального мастерства.
Самоанализ урока дает возможность:
-
правильно формулировать и ставить цели своей деятельности и деятельности учащихся на уроке;
-
развивать умения устанавливать связи между условиями своей педагогической деятельности и средствами достижения целей;
-
формировать умения четко планировать и предвидеть результаты своего педагогического труда;
-
формировать самосознание ученика, когда он начинает видеть связь между способами действий и конечным результатом урока.
-
Уровни и виды самоанализа урока.
Уровни самоанализа урока
1. Эмоциональный – непроизвольный уровень, когда учитель чувствует удовлетворенность или неудовлетворенность своей педагогической деятельностью.
2. Оценочный, когда оценивается соответствие результата урока намеченному целям и плану.
3. Методический, когда анализируется урок с позиций существующих требований к уроку.
4. Рефлексивный, когда определяются причины и вытекающие из них последствия. Это высший уровень анализа, для осуществления которого необходимо привлечь психолого-педагогическую теорию.
Среди основных недостатков анализа уроков педагогами являются: бессистемный характер анализа, слишком общие замечания по уроку, стремление пересказать урок, выдвижение на передний план несущественных достоинств и недостатков, нерешительный характер анализа и др.
При самоанализе многие учителя затрудняются объяснить (доказать) целесообразность выбора тех или иных методов обучения и структуры урока, их обусловленность содержанием учебного материала, целевыми установками урока, уровнем подготовки учащихся конкретного класса.
Самоанализ урока дает возможность:
– правильно формулировать и ставить цели своей деятельности и деятельности учащихся на уроке;
– развивать умения устанавливать связи между условиями своей педагогической деятельности и средствами достижения целей;
– формировать умения четко планировать и предвидеть результаты своего педагогического труда;
– формировать самосознание ученика, когда он начинает видеть связь между способами действий и конечным результатом урока.
Самоанализ урока – средство самосовершенствования учителя
Перед нами часто встает проблема: по каким критериям оценивать современный урок, как лучше анализировать его эффективность и качество? На уроке, как в фокусе, концентрируется вся деятельность педагога, его научная подготовка, педагогические навыки, методические умения, способность организовать самостоятельную работу всех школьников. Реальная ценность урока — его результат; степень усвоения материала учениками. К числу основных критериев оценки урока относится в первую очередь соблюдение на нем принципов обучения, а также критериев оценки деятельности школы, утвержденных Министерством просвещения. Опираясь на эти требования, мы можем проанализировать само построение учебного процесса на уроке, выявить оптимальность задач, рациональность избранного учителем содержания урока, форм и методов обучения. Но эффективность обучения в конечном счете определяется не тем, что хотел дать учитель, а тем, что получили ученики во время урока. Поэтому при оценке урока надо выявлять уровень решения всех его основных задач – образовательных, воспитательных, а также задач развития школьников. Анализ и самоанализ урока должен быть направлен на сопоставление выдвинутых общеобразовательных, воспитательных и развивающих целей с достигнутыми результатами. Цель анализа заключается в выявлении методов и приемов организации деятельности учителя и учащихся на уроке, которые приводят или не приводят к позитивным результатам. Основной же задачей при этом является поиск резервов повышения эффективности работы учителя и учащихся.
Виды анализа и самоанализа урока
1 – краткий (оценочный) анализ – это общая оценка учебно-воспитательной функции урока, достижение основных целей и задач;
2 – структурный (поэтапный) анализ – это выявление и оценка доминирующих структур (элементов) урока, их целесообразность, обеспечивающая развитие познавательных способностей учащихся;
3 – системный анализ – это рассмотрение урока как единой системы с точки зрения решения главной дидактической задачи и одновременного решения развивающих задач урока, обеспечение формирования знаний, умений и навыков учащихся, усвоения ими способов обучения;
4 – полный анализ – это система аспектных анализов, включающих оценку реализации задач урока, проводится с целью изучения и разбора всех аспектов урока;
5 – структурно-временной анализ – это оценка использования времени урока по каждому его этапу;
6 – комбинированный анализ – это оценка (одновременная) основной дидактической цели урока и структурных элементов;
7 – психологический анализ – это изучение выполнения психологических требований к уроку (обеспечение познавательной деятельности учащихся развивающего типа);
8 – дидактический анализ – это анализ основных дидактических категорий (реализация принципов дидактики, отбор методов, приемов и средств обучения и учения школьников, дидактическая обработка учебного материала урока, педагогическое руководство самостоятельной познавательной деятельностью учащихся и т.п.);
9 – аспектный анализ – это рассмотрение отдельных элементов урока с точки зрения какой-либо стороны или отдельной цели урока во взаимосвязи с результатами деятельности учащихся;
10- комплексный анализ – в единстве и взаимосвязи целей, содержания, форм и методов организации урока.
Наиболее распространенными типами анализа являются полный, комплексный, краткий и аспектный.
Основные виды анализа современного урока –
Краткий анализ — проводится сразу после урока и не является окончательным. Он дает начало другому анализу. Наблюдая урок, анализирующий оценивает выполнение поставленной цели или урока и сопоставляет задачи и полученный результат с прогнозируемым.
Структурный анализ — является основой для всех анализов и проводится вслед за кратким. Он определяет логическую последовательность и взаимосвязь структурных элементов урока и выделяет доминирующие этапы урока.
Системный анализ – это рассмотрение урока как единой системы с точки зрения решения главной дидактической задачи и одновременно решения развивающих задач урока, обеспечения формирования знаний, умений и навыков учащихся, усвоения ими способов учения.
Комбинированный анализ – это оценка основной дидактической цели урока и структурных элементов.
Аспектный анализ — осуществляется на основе структурного. Главное внимание уделяется анализу одного из аспектов урока:
• цель урока;
• структура и организация урока;
• содержания урока;
• деятельность учителя на уроке;
• деятельности учащихся на уроке;
• домашнее задания;
• санитарно-гигиенические условия урока;
• психологического аспекта урока.
Комплексный анализ – это одновременный анализ дидактических, психологических и других основ урока (чаще всего системы уроков)
Полный анализ — это система аспектных анализов. Полный анализ может быть осуществлен одновременно несколькими анализирующими или является суммой обобщенных выводов по всем аспектам урока. Проводится при аттестации педагога, при обобщении педагогического опыта, конфликтной ситуации с педагогом.
-
Самоанализ современного урока.
2.1 Самоанализ урока, план, карта самоанализа урока.
Самоанализ урока –
это мысленное разложение проведенного урока на его составляющие с глубоким проникновением в их сущность, задачи с целью оценить конечный результат своей деятельности путем сравнения запланированного с осуществленным, учитывая успехи и продвижения учащихся. Без самоанализа невозможно:
• построить целостную систему обучения;
• повысить мастерство, развить творческие способности;
• обобщить передовой педагогический опыт;
• сократить затраты времени на техническую работу;
• обеспечить психологический комфорт и самозащиту учителя.
Самоанализ урока, как один из инструментов самосовершенствования учителя, формирования и развития его профессиональных качеств дает возможность:
формировать и развивать творческую сознательность, проявляющуюся в умении сформулировать и поставить цели своей деятельности и деятельности учеников;
развить умения устанавливать связи между условиями своей педагогической деятельности и средствами достижения педагогических целей;
формировать умение четко планировать и предвидеть результаты своего педагогического труда;
формировать педагогическое самосознание учителя, когда он постепенно начинает видеть, понимать необходимую и существенную связь между способом его действий и конечным результатом урока.
От умения анализировать свой собственный урок, конкретные педагогические ситуации, возникающие на нем, результаты педагогических воздействий на ученика, результаты своего труда во многом зависит умение учителя спланировать” организовать, проконтролировать, отрегулировать свою педагогическую деятельность. От самоанализа урока во многом зависят педагогическое мастерство учителя, производительность его педагогического труда.
Основные требования к анализу урока учителем:
• цель и задача анализа темы;
• знание основ дидактики, психологии, методики, программ, нормативных требований и методических рекомендаций;
• умение выделять позиции и показатели, по которым необходимо анализировать свой урок;
• характеристика особенностей учащихся и их учет в работе на уроке;
• обоснование образовательных, воспитательных и развивающих задач урока;
• обоснованность намеченного плана урока, его типа, структуры, содержания, методов и средств;
• психологическая и педагогическая оценка системы учебных задач, заданий и упражнений, выполняемых учащимися на уроке;
• оценка развития самостоятельности мышления учащихся на различных этапах урока;
• выполнение намеченных задач урока;
• оценка педагогической целесообразности действий и фактов на уроке;
• умение показать взаимосвязь этапов урока и оценить их;
• удовлетворенность (неудовлетворенность) проведенным уроком (или его отдельными этапами);
• намечаемые меры по устранению недостатков.
Самоанализ и самооценка урока преподавателем.
При самоанализе урока преподаватель дает:
• краткую характеристику целям, которые ставил и анализирует их достижение;
• информацию об объеме материала и качестве его усвоения учащимися;
• характеристику применяемых методов работы с учащимися и оценивает их;
• оценку активности учащихся и обосновывает использованные приемы организации их труда;
• самооценку отдельных аспектов своей деятельности (речь, логика, характер отношений с учениками).
В заключении преподаватель высказывает свои предложения по улучшению качества урока и намечает меры по совершенствованию своего педагогического мастерства.
Самоанализ урока в классе
Применимо к урочной деятельности понятие «самоанализ» стало широко использоваться в отечественной педагогической практике после утверждения образовательных стандартов второго поколения, основанных на реализации системно-деятельностного подхода. Документация ФГОС регламентирует практику самоанализа уроков как ключевой элемент самосовершенствования педагогов. Проведение такого типа рефлексии также дает возможность обеспечить решение ряда ключевых задач:
-
Осуществлять последовательное совершенствование качества школьного образования через поступательное повышение уровня профмастерства педработников.
-
Реализовать последовательный отказ от традиционных технологий организации занятий в школе в пользу инновационных педагогических приемов, позволяющих повысить результативность учебной деятельности.
-
Создать оптимальные условия для освоения педагогами практик рефлексии, конструирования, перспективного моделирования, необходимых для достижения программных требований и понимания принципов ФГОС второго поколения. Очень важно, чтобы самоанализ педагогом урока в классе проводился с учетом типа, структуры, особенностей организации занятия.
Очень важно, чтобы самоанализ педагогом урока в классе проводился с учетом типа, структуры, особенностей организации занятия.
Цель урока (определяется в соответствии с типом занятия по ФГОС) |
Этапы занятия |
Что следует выделить при самоанализе |
Усвоение нового учебного материала. |
|
Наиболее эффективные приемы работы, использованные при обработке нового материала. |
Комплексное применение знаний и умений |
|
Какие приемы, методы работы позволили добиться правильного воспроизведения образцов выполнения заданий. |
Актуализация знаний и умений (урок повторения) |
|
Анализ эффективных методов индивидуальной и коллективной работы с классом. |
Систематизация знаний и умений |
|
Методы систематизации предметных знаний. |
Контроль знаний и умений |
|
Анализ эффективности методов контроля учащихся. |
Коррекция знаний, навыков и умений. |
|
Корректировка коллективных и индивидуальных способов обучения на основании данных проведенной диагностики. |
Комбинированный урок. |
|
Анализ эффективности использования методов комплексного обучения. |
Самоанализ урока по ФГОС
Практика самоанализа педагогической деятельности должна быть нацелена не только на характеристику отдельных составляющих процесса обучения, но и определение, соответствуют ли выбранные формы и методы требованиям новых образовательных стандартов.
Деятельностные связи этапов урока
-
Актуализация знаний и умений.
Проблема / Интерес
Цель / Предполагаемый результат / План 2. Реализация плана:
учебные действия,
направленные на
3.Результат / Оценка достижение цели.
Рефлексия
Перспектива
Критерии урока, соответствующего ФГОС, которые должны быть учтены при самоанализе:
-
Структура занятия обеспечивает передачу активной позиции учащимся, а не педагогу, как это было ранее.
-
Учитель последовательно обучает школьников рефлексивным практикам (учащимся предлагается оценить уровень готовности, знаний по конкретной теме, выявить причины затруднений с выполнением разных заданий и наметить пути их преодоления).
-
Осуществляется использование разнообразных приемов обучения, стимулирующих активность детей.
-
Реализуется адекватное сочетание репродуктивной и проблемной учебной деятельности, что обеспечивает развитие критического мышления учащихся.
-
Школьникам озвучиваются строгий регламент проведения работы по самооценке. При выполнении самоанализа урока по требованиям ФГОС важно обратить внимание, внедряется ли система устных поощрений за достижение новых образовательных результатов, способствующая реальному продвижению каждого ученика, повышению общего уровня мотивации.
-
Создаются условия для обеспечения осмысленного понимания темы занятия. При работе с учащимися используются разные педагогические приемы для достижения этой цели.
-
Выполняется планирование коммуникативных целей: педагог вовлекает класс в диалог, учит грамотно строить вопросы и отвечать на них.
-
Учитель поощряет выражение мнения учеников, помогает составлять корректные, содержательные высказывания.
-
Образовательная работа проходит в атмосфере дружелюбия, равноправия, сотворчества, взаимоуважения.
План самоанализа урока
Анализ характера собственной педагогической деятельности, который является важным условием успешного прохождения аттестации, вызывает сложности не только у начинающих, но и у опытных педработников. Причины такой ситуации кроются в отсутствии тематических методических разработок в образовательных организациях, авторитарном стиле управления, неуверенности специалистов в собственных силах. И если последние два вопроса должны решаться на общешкольном уровне по инициативе школьной администрации, но представление план проведения самоанализа урока — простой методической разработки, которая может быть использована всеми учителями-предметниками — не вызывает трудностей.
Схема полного анализа урока.
-
Анализ цели урока.
-
Анализ структуры, организации урока.
-
Анализ содержания урока.
-
Анализ методики проведения урока (деятельность учителя).
-
Анализ работы учащихся на уроке.
-
Анализ домашнего задания.
-
Оценка санитарно-гигиенических условий урока.
-
Психологический анализ урока.
-
Общие выводы по уроку.
Примерный план самоанализа школьного занятия
-
Общая характеристика класса (отношения в классном коллективе, особенности психофизиологического развития, уровень подготовленности по предмету).
-
Место урока в изучаемой теме, короткий анализ предметных и межпредметных связей.
-
Рассмотрение общей цели в рамках образовательной, воспитательной, развивающей направленности.
-
Характеристика плана занятия, разрабатываемого с целью поиска наиболее эффективных путей достижения учебных целей (оценка содержания учебного материала, методов и приемов обучения, форм организации самостоятельной познавательной деятельности).
-
Соответствие проведенного занятия составленному плану (важно рассмотреть, удалось ли достичь учебных целей, последовательно разобрать все этапы с целью оценки использования ресурсов, выделить наиболее эффективные приемы обучения).
-
Структурный аспект самоанализа, в рамках которого выполняется рассмотрение каждого отдельного элемента занятия с целью определения его вклада в достижение общей цели, приводятся доказательства правильности выбора используемой методики (или рассматривается возможность использования альтернативы).
-
Функциональный аспект, основанный на рассмотрении соответствия выбранной структуры образовательным целям, возможностям класса. Дополнительно оценивается стиль общения педагога с классом, влияние характера общение на порядок реализации программного минимума.
-
Оценка конечного результата занятия (формирование УУД, определение разрыва между образовательными целями и достигнутыми результатами, анализ причин разрыва, разработка возможностей преломления сложившейся учебной ситуации). Выводы и самооценка.
Карта самоанализа урока
Заполнение схемы — еще один простой способ проведения содержательной деятельности по самоанализу, которая может быть выполнена в короткие сроки.
Карта-схема самоанализа урока
Класс:_____________ Предмет:___________________ ФИО педагога:____________________
Тема урока:_____________________________________________________________
Вопросы для самоанализа |
Рекомендации по выполнению рефлексии |
Тип урока и место в системе занятий |
Типы школьных занятий согласно системно-деятельностному подходу по ФГОС:
|
Формулировка целей и задач учебной деятельности |
Типы задач, которые должны быть реализованы:
|
Краткая характеристика класса, особенности психофизического развития |
Активность и работоспособность классного коллектива, отношение к воспитательно-образовательному процессу, интерес к предмету, сформированность общеучебных и специальных умений. Трудности в работе по предмету с данным классом. |
Выбор и обоснование структуры занятия |
Этапы урока:
|
Анализ содержания этапов урочной деятельности |
На данном этапе саморефлексии важно выделить задачи занятия, соответствие использованных педагогических методов и приемов программным требованиям, принципам научности, последовательности, доступности; указать межпредметные связи и связь изучаемой темы с реальной жизнью. |
Оценка оптимальности выбранных форм и методов обучения, обоснование педагогической целесообразности |
Указание реализованных форм работы (общеклассных, групповых и индивидуальных). Обоснование использованных комплексов методов, к числу которых следует отнести:
|
2.2 Пример самоанализа урока
Переосмысление качества педагогической деятельности удобнее всего проводить на основе примера, позволяющего не только наметить направления рефлексии, но и подобрать оптимальные формулировки. Анализ школьных занятий может выполняться устно или письменно, в описательной или табличной форме. Педагогу рекомендуется найти для себя оптимальную форму работы по рефлексии и выработать собственные алгоритмы по ее осуществлению, чтобы включить этот вид деятельности в ежедневную практику.
Пример письменного самоанализа урока по математике.
Самоанализ урока математики в 3а классе по ФГОС
Тема урока: Задачи на движение.
Цели урока:
Образовательные: :
– закрепить умение решать задачи на движение арифметическим способом с опорой на схемы, таблицы, краткие записи, используя знание зависимости между величинами, характеризующими процессы движения ( пройденный путь, скорость, время)
– создать условия для формирования умения видеть, сравнивать, обобщать и делать выводы;
Развивающие:
– развивать вычислительные навыки путём привлечения занимательного материала, создания проблемных ситуаций;
– развивать логическое мышление, воображение, восприятие, речь.
Воспитательные:
–воспитывать ответственность, коллективизм, взаимопомощь, аккуратность, самостоятельность, дисциплину, наблюдательность)
– воспитывать желание учиться и делать открытия;
-воспитывать умение слушать других.
В процессе обучения формирую следующие блоки УУД.
Личностные УУД:
-внутренняя позиция школьника;
– учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
-самоанализ и самоконтроль результата;
-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Познавательные УУД:
-поиск и выделение необходимой информации;
-применение методов информационного поиска;
– способность и умение учащихся производить простые логические действия ( анализ, сравнение).
Коммуникативные УУД:
–формирую умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; умение работать в парах, в группах, учитывая позицию собеседника; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.
Регулятивные УУД:
–контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;
-коррекция;
-оценка.
Ресурсы: Компьютер, проектор, презентация. Учебник «Математика», 3 класс (авторы Демидова Т.Е., Козлова С.А.. Тонких А.П.)
Тип урока: урок закрепление нового знания.
Свой урок я строила в соответствии с ФГОС, используя информационно-коммуникативные технологии.
Данный урок представлен по ходу изучения раздела «Задачи на движение».
На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержание урока я включила элементы обучения школьников универсальным учебным действиям: цели урока определяли сами ученики, исходя из соответствующей проблемной ситуации.
На данном уроке применялся деятельностный метод обучения, который был реализован в следующих видах деятельности: учебной и учебно-исследовательской.
Любой процесс познания начинается с импульса, побуждающего к действию. Необходима мотивация, побуждающая ученика к вступлению к деятельности. Помня об этом, я продумывала каждый этап урока, составляла задания, подбирала вопросы, использовала различные приёмы активизации учеников.
На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера, детям надо было не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного им действия.
Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими.
Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению.
При постановке вопросов и определении заданий на уроке я учитывала индивидуальные особенности учеников, давала только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке.
Учебная информация была привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке.
Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей детей.
Самоанализ урока по теме
В соответствии с принципами системно-деятельностного подхода, являющегося методологической основой ФГОС, одной из ключевых задач реализации воспитательно-образовательного комплекса является овладение школьниками деятельностными умениями, которые впоследствии будут применены в реальной жизни, при решении каждодневных профессиональных и личностных задач.
Деятельностные навыки, основанные на умении переходить от общего к частному, обобщать, вычленять важные факты из большого информационного потока, первоочередно формируются во время уроков открытия новых знаний.
Соответственно, самоанализ урока по новой теме должен выполняться с особой тщательностью, поскольку результативность такого типа занятий является ключевым показателем педагогического мастерства.
При планировании и рефлексии важно учитывать способности детей к усвоению нового материала. Исследования, проведенные ведущими педагогами-психологами, свидетельствуют, что процесс формирования ключевых компетенций напрямую зависит от временных рамок:
-
В начале школьного занятия (1-4 минуты) усваивается 60 % учебного материала.
-
2. Основной процесс формирования ЗУН (усвоение 80 % озвученной информации) осуществляется в первой половине урочного часа (5-23 минут). 3.
-
Во второй половине урока (24-34 минуты) способность учеников к восприятию информации снижается (усваивается не более 50 % информации). 4.
-
В конце занятия (35-45 минут) дети фактически не воспринимают новые знания (усваивается около 5% информации).
В связи с этим самоанализ педпрактики может считаться удовлетворительным при условии, что структура занятий по новой теме выстроена согласно рекомендациям, представленным в таблице.
Составляющие урока «открытия» новых знаний |
Временные рамки этапа, минуты |
Оглашение темы, мотивация к обучению. |
1-2 |
Актуализация ранее полученных знаний, фиксация индивидуальных затруднений. |
5-6 |
Выявление причин образовательных затруднений. |
2-3 |
Определение вариантов решения образовательной проблемы. |
5-6 |
Реализация построенного проекта. |
5-6 |
Первичное закрепление нового знания с проговариванием. |
4-5 |
Выполнение самостоятельной работы по алгоритму с последующей проверкой. |
4-5 |
Включение новых умений в систему знаний. |
4-5 |
Рефлексия, подведение итогов. |
2-3 |
Самоанализ открытого урока
Открытые уроки являются одной из важнейших составляющих в системе методической работы современной образовательной организации. В отличие от обычных занятий, данная составляющая воспитательно-образовательного комплекса реализуется с целью демонстрации педагогического мастерства на примере реального учебного процесса. Открытую урочную работу следует рассматривать, в первую очередь, как средство распространения инновационного опыта в сфере образования, что определяет особые требования и к последующей рефлексии.
Занятия, нацеленные на распространение передового образовательного опыта, должны проводиться педагогами, имеющими высокий уровень методической подготовки и способными предлагать эффективные приемы работы в условиях нового времени. Рефлексия, выполненная на основе широко распространенной практики обучения, не представляет интереса для большинства учителей (если только речь не идет о начинающих педагогах).
Самоанализ урока.
1 уровень – учителем подготовлен самоанализ урока как формальный пересказ.
2 уровень – в ходе анализа и рефлексии дано обоснование отдельных параметров урока.
3 уровень – в ходе анализа и рефлексии дано обоснование всех позиций анализа урока, выражена логика «цель – средства – результат»
4 уровень – учитель в ходе анализа и рефлексии продемонстрировал способность самостоятельного адекватного обоснования всех структурных элементов урока – с учетом изменений плана: с различением замысла и реализации урока, запланированных и достигнутых учащимися результатов.
Самоанализ проведенного открытого урока имеет ряд особенностей, о которым важно помнить и ответственному педработнику, и его коллегам, и представителям проверяющих органов:
Самоанализ не является обязательной составляющей открытого занятия. Если в регламенте мероприятия не предусмотрен данный вид активности, педагог может сделать выводы по результатам урочной деятельности в индивидуальном порядке и не выносить личное мнение, выводы на суд учительской общественности.
Выполнять рефлексию следует последовательно, в соответствии с общепризнанным планом, чтобы слушатели могли зафиксировать свое мнение по ряду пунктов и позже организовать дискуссию, обмен мнениями.
Рекомендуется выделить новизну занятия (необычная структура урочного блока, особые приемы обработки учебного материала) и продемонстрировать эффективность использования новации, которая может быть использована в стандартных условиях обучения. Отдельно следует обратить внимание на сочетаемость инноваций с традиционными методиками обучения.
При самоанализе важно учитывать два аспекта: средства достижения методической цели и уровень усвоения учебного материала. Системно-деятельностный подход предусматривает актуализацию внимания только на последнем пункте, но в условиях актуальной образовательной действительности очень важно фиксировать и распространять методы повышения качества образовательной практики.
Самоанализ урока в начальной школе
Главной тенденцией последних лет в образовательной среде стало включение начальной школы в общий воспитательно-образовательный комплекс. Обучение в младших классах в соответствии с ФГОС признано базовым этапом освоения программного материала. В связи с этим изменились требования к наполненности, глубине урочного содержания в начальной школе.
Первому учителю предстоит не только обеспечить освоение малышами базового программного материала, но и стимулировать развитие познавательной активности, инициативности, привить учащимся «надпредметные» универсальные умения. Комплекс этих вопросов должен быть отражен при выполнении педагогом саморефлексии, которая стала обязательной составляющей педпрактики в начальной школе.
На уроке фокусируется деятельность педагога.
-
Научная подготовка
-
Педагогические навыки.
-
Методические умения.
-
Способность организовать самостоятельную работу всех школьников.
Реальная ценность урока – его результат; степень усвоения материала учениками.
Самоанализ проведенного урока в начальной школе, помимо выше изложенных компонентов, должен включать такие аспекты:
-
Оценку точности формулировки целей и установок занятия, которые могут касаться всего класса или отдельных групп учащихся.
-
Проговаривание задач вслух позволяет всем участникам образовательного процесса фиксировать учебные неудачи и прогресс, облегчает подведение итогов.
-
Анализ оптимальной плотности урочной деятельности с учетом возрастного и индивидуального фактора.
-
Определение сформированности у детей общеучебных «надпредметных» умений, к числу которых следует отнести умение читать бегло и выразительно, вычленять из текста главную информацию, делать выводы, задавать содержательные вопросы и отвечать на них.
-
Использование во время занятий максимального количества каналов информирования младших школьников (посредством чтения, восприятия на слух).
-
Отметить факты привлечения детей к обучению в качестве помощников педагогов, консультантов, тренеров.
-
Использование методов организации самостоятельной работы малышей (чтение, выполнение письменных заданий, подготовка мини-докладов).
-
Разделение программного материала на основной и дополнительный, внедрение принципа дифференциации в процесс обучения.
-
Включение в структуру занятия элементов физической активности, способствующих сохранению и укреплению психофизического здоровья детей (гимнастика для глаз, физкультминутка, переключение внимания).
Самоанализ урока: образец
Проявление рефлексии в повседневной жизни педагога должно стать не обязанностью, отнимающей много времени и сил, а необходимостью, способствующей профессиональному росту и осуществлению личного посильного вклада в повышение качества отечественной системы образования. Усовершенствовать процесс выполнения анализа собственного стиля преподавания поможет адаптация стандартного образка, карты-схемы с учетом реалий, предметных особенностей и других факторов, влияющих на процесс реализации образовательного комплекса.
Самоанализ урока по готовому образцу не занимает много времени, позволяет уверенно осуществлять рефлексию хода и результатов своей обучающей деятельности, выполнять стратегическое планирование и систематически развивать профессионально значимые качества — воспитывать в себе качества, отличающие успешного учителя современной школы.
2.3 Схема самоанализа урока по ФГОС
Класс___________
Предмет_________
Тема урока_________________________________________________________
(Вывод о степени её соответствия стандарту, учебной программе и учебно-тематическому планированию)
№ п/п |
Этапы анализа |
Пояснения |
||||||||||||||||||||||
1. |
Место данного урока в теме. |
Как этот урок связан с предыдущим. |
||||||||||||||||||||||
Как урок работает на последующие уроки. |
||||||||||||||||||||||||
2. |
Особенности обучающихся, которые преподаватель учитывал при подготовке к уроку. |
Краткая психолого-педагогическая характеристика класса: количество слабоуспевающих, сильных учащихся и т.д. |
||||||||||||||||||||||
3. |
Соответствие целей теме и типу урока. |
Соответствует цели урока, не соответствует цели урока. |
||||||||||||||||||||||
Цель урока определяется учителем, цель урока согласуется в обсуждении с учеником, оформляются несколько целей урока. (учителем для себя, учеником для себя). |
||||||||||||||||||||||||
Соответствует типу урока, не соответствует типу урока.
|
||||||||||||||||||||||||
4. |
Содержание урока в соответствии с поставленной целью. |
Соответствует, не соответствует. |
||||||||||||||||||||||
Учитель (умеет, недостаточно умеет, не умеет) отбирать содержание учебного материала согласно поставленным целям и результатам обучения. |
||||||||||||||||||||||||
5. |
Организационное начало урока |
Количество времени, затраченное на организационное начало урока. |
||||||||||||||||||||||
Количество присутствующих на уроке ___________ из ____________ человек. |
||||||||||||||||||||||||
Готовность учащихся к уроку |
||||||||||||||||||||||||
Подготовленность классного помещения. |
||||||||||||||||||||||||
6. |
Мотивация Каким образом происходит обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности |
1 уровень Эмоциональная (доброжелательность, заинтересованность учебным материалом) 2 уровень Эмоциональная, содержательная (интересные формы, нестандартный урок и др.) 3 уровень Эмоциональная, содержательная, социальная (ученик осознаёт, насколько важен для него учебный материал). |
||||||||||||||||||||||
7. |
Структура урока |
Структура урока соответствует его типу, целевому назначению. Структура урока не соответствует его типу, целевому назначению. |
||||||||||||||||||||||
Логичны ли связи между этапами. |
||||||||||||||||||||||||
Соразмерность этапов урока выдержана, не выдержана. |
||||||||||||||||||||||||
8. |
Методы обучения, выбранные для объяснения нового материала. |
Соответствие методов обучения цели урока. |
||||||||||||||||||||||
Какие методы обучения применялись на уроке:
|
||||||||||||||||||||||||
9. |
Формы обучения, выбранные учителем |
Формы обучения, выбранные учителем: рассказ, беседа, самостоятельная работа, пересказ, лекция, тест, конференция, лабораторная работа, соревнование, контрольная работа, путешествие, семинар, зачёт, экскурсия, анализ работы учащихся, консультация, проверка домашнего задания и т.д. |
||||||||||||||||||||||
10. |
Средства обучения, выбранные учителем. |
Средства обучения, выбранные учителем: учебные книги, справочники, словари, тетради с печатной основой, таблицы, чертежи, схемы, карты, картины, муляжи, модели, ТСО, спец.оборудование, индивидуальные карточки, дидактический материал и т.д. |
||||||||||||||||||||||
11. |
Отражение на уроке основных дидактических принципов |
Дидактические принципы, используемые на уроке: – научности; -последовательности и систематичности; – доступности; – прочности; – сознательности и активности; – наглядности; – связи теории и практики; – учета возрастных особенностей и индивидуальных особенностей; – принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации; -принцип управляемого перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности; – другие. |
||||||||||||||||||||||
12. |
Педагогические технологии, применяемые на уроке |
Педагогические технологии, применяемые на уроке:
Другие технологии. |
||||||||||||||||||||||
13. |
Как учитель стимулирует интерес к учению. |
Учитель стимулирует интерес: через познавательную книгу, учебную дискуссию, занимательные элементы, межпредметную связь, практическую направленность, соревнование и т.д. |
||||||||||||||||||||||
14. |
Какие именно личностные результаты и УУД формируются в процессе урока |
1. Личностные (нравственно-оценочные). Умения самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за этот выбор. 2. Регулятивные (организационные). Умения организовывать свою деятельность. 3. Познавательные (интеллектуальные). Умения результативно мыслить и работать с информацией в современном мире. 4. Коммуникативные (коммуникативные). Умения общаться, взаимодействовать с людьми. |
||||||||||||||||||||||
15. |
Проверка усвоения учебного материала. |
Проверялось интуитивно-визуально, выборочно, содержательно. |
||||||||||||||||||||||
Применялись: пересказ изложенного, тест, ответы на вопросы, самоконтроль, самостоятельная работа, взаимоконтроль. |
||||||||||||||||||||||||
Проверки учебного материала не было. |
||||||||||||||||||||||||
16. |
Работа с классом |
Применение диалоговых форм общения. |
||||||||||||||||||||||
Создание нестандартных ситуаций при использовании знаний учащихся. |
||||||||||||||||||||||||
Осуществление обратной связи: ученик – учитель. – Обратная связь на уровне контроля (учитель спрашивает – ученик отвечает). – Инициатива исходит от учителя (ставит проблему и т.п), но ученики могут выбрать способы и формы обратной связи. – Постоянное «субъект/субъектное» взаимодействие между учителями и учащимися. (Обратная связь как особая образовательная среда (оценки обсуждаются совместно с учащимися). Рефлексия, самооценка не только результата, но и деятельности). |
||||||||||||||||||||||||
Сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы |
||||||||||||||||||||||||
Реализация дифференцированного обучения. Наличие заданий для детей разного уровня обученности. |
||||||||||||||||||||||||
Обучающиеся самостоятельно формулируют возникшие затруднения и осуществляют их коррекцию. |
||||||||||||||||||||||||
Использование наглядного материала: в качестве иллюстрирования, для эмоциональной поддержки, для решения обучающих задач. |
||||||||||||||||||||||||
Формирование навыков самоконтроля и самооценки. |
||||||||||||||||||||||||
Характер учебных заданий Репродуктивный (выполнение по образцу); Репродуктивный с включением самостоятельной работы Поисковый, творческий (должно быть не больше половины) Система оценивания достижений учащихся – Самооценка учащихся на основе словесной характеристики; – Включение учащихся в обсуждение ответа; – Выстраивание своей траектории обучения на уроке, заявка на оценку. |
||||||||||||||||||||||||
Выставлено отметок ________ , из них «5» _____ , «4» _____ , «3» ____ , «2» _____ . |
||||||||||||||||||||||||
Активность класса (активны все, активна группа учащихся, большая часть класса пассивна) |
||||||||||||||||||||||||
Уровень усвоения знаний 1 уровень – информация дана в готовом виде 2 уровень – применяется знания по образцу 3 уровень – творческое применение знаний |
||||||||||||||||||||||||
(отличная, хорошая, удовлетворительная, неудовлетворительная) |
||||||||||||||||||||||||
17. |
Психологические основы урока |
Реализация развивающей функции обучения. Развитие качеств: восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, речи. |
||||||||||||||||||||||
Ритмичность урока: чередование материала разной степени трудности, разнообразие видов учебной деятельности. |
||||||||||||||||||||||||
Наличие психологических пауз и разрядки эмоциональной сферы урока. |
||||||||||||||||||||||||
Наличие физкультминутки. |
||||||||||||||||||||||||
18. |
Результативность урока |
Результативность соответствует типу урока.
|
||||||||||||||||||||||
2. Результаты урока совпадают с целью урока, поставленной учителем. – Результаты урока совпадают с целью урока, сформулированной совместно с учениками. – Результаты урока совпадают с субъективными целями учеников и результатами контрольного среза. |
||||||||||||||||||||||||
19. |
Домашнее задание |
1. Объяснено и задано до звонка; задано своевременно, но не объяснено; задано после звонка; не задано. |
||||||||||||||||||||||
Оптимальный объем |
||||||||||||||||||||||||
Доступность инструктажа |
||||||||||||||||||||||||
Дифференциация, представление права выбора. |
||||||||||||||||||||||||
Задания, подобные классным. Объем не более 25-30 % от классной работы |
||||||||||||||||||||||||
Контекстные задания, для решения которых необходима информация (мотивирующие на более сложные задания). |
||||||||||||||||||||||||
20. |
Подведение итогов деятельности |
Учитель выясняет у обучающихся, что они узнали, запомнили. |
||||||||||||||||||||||
Учитель организует рефлексию: – ученики высказываются по поводу результата урока; – ученики оценивают результат и процесс деятельности; – ученики объективно анализируют результаты урока и определяют субъектное значение результатов деятельности. |
||||||||||||||||||||||||
Подведение итогов не осуществляется ни в каком виде. |
||||||||||||||||||||||||
21. |
Наличие элементов нового в педагогической деятельности учителя. |
Заключение
Памятка учителю при анализе своего урока
Приучите себя к самоанализу урока.
Пусть не уйдут из поля вашего зрения следующие вопросы:
1. Работа по формированию учебных навыков и умений:
-
работа с книгой;
-
использование справочников и словарей;
-
развитие устной и письменной речи учащихся;
-
самоконтроль учащихся за своей учебной деятельностью;
-
самостоятельная работа.
2.Сколько учащихся не справилось с самостоятельной работой? Как вы поработали с учащимися по ликвидации пробелов в их знаниях?
3.Планомерно ли осуществляли контроль за знаниями учащихся на уроке? Учли ли вы следующее:
-
не преобладали ли фронтальные опросы?
-
как давно вы использовали ТСО, наглядные средства для оптимизации учебно-воспитательного процесса?
-
включили ли вы повторение в опрос? Делаете ли вы это в системе?
-
каково соотношение в составе опрошенных слабых и сильных учеников?
Зачем нужен самоанализ урока по ФГОС? Педагог, рассказывая коллегам о результатах своей деятельности, отмечает все положительные и отрицательные моменты. Среди обязательных элементов, включаемых в самоанализ урока, выделим проработку методов деятельности педагога на учебном занятии. Учитель рассказывает коллегам о том, какими способами учащиеся привлекались к усвоению материала. Оценивается в самоанализе и свобода владения темой школьников, учителя.
Не остается без пристального внимания и рациональность организации разноуровневых заданий, создание условий для помощи слабым ученикам. Самоанализ включает материал, касающийся методов закрепления и формирования интереса у учеников к преподаваемой дисциплине. Особое место в оценке своей деятельности педагог должен уделять обратной связи со школьниками, созданию им условий для полноценного саморазвития каждого ученика. В выводах к проведенному занятию учитель отмечает полноту выполнения плана занятия, достижение цели, интересные и поучительные моменты. Важна и та атмосфера, которая будет царить в процессе проведения анализа урока.
Если коллеги настроены доброжелательно и объективно, аттестуемому педагогу намного проще и комфортнее отметить недостатки, которые он для себя выявил в проведенном уроке. После введения федеральных государственных стандартов второго поколения в структуру самоанализа были внесены некоторые изменения. Классический вариант в новых реалиях уже не позволяет получать полноценную картину деятельности педагога, поэтому не применяется при диагностике профессионализма современного школьного учителя.
Самоанализ является важным элементом федеральных стандартов нового поколения. При правильном и полном составлении оценки собственной деятельности, педагог получает гораздо больше шансов на признание его профессионализма, компетентности. Проведя самоанализ, учитель может самостоятельно оценить свою работу, внести определенные корректировки в методику преподавания предмета.
Как написать самоанализ урока
Одним из важных профессиональных навыков учителя является умение анализировать свою педагогическую деятельность. Самоанализ урока будет полезным и качественным, если учитель будет придерживаться определенного плана и осветит при этом следующие вопросы.
Инструкция
Определите замысел и план проведения урока. Объясните, почему вы выбрали именно такую структуру классного (или внеклассного) занятия.
Укажите место конкретного урока в системе занятий по данной теме. Связан ли он с предыдущими и последующими уроками. В полной ли мере учтены при подготовке программные требования, образовательные стандарты. Ответьте на вопрос: в чем вы видите специфику подготовленного вами урока?
Укажите форму учебного занятия и объясните выбор именно этой формы. Напишите о том, какие особенности учащихся класса учитывались при подготовке и проведении урока.
Укажите цели урока. Отдельно распишите воспитывающие, развивающие и обучающие задачи. Изложите информацию о том, какие специальные знания и компетенции понадобились при подготовке.
Обоснуйте выбор структуры и темпа проведения урока, характер взаимодействия учителя и учащихся в ходе преподавания. Укажите методы и средства, использованные на занятии.
Расскажите о том, каким образом урок способствует формированию определенных умений и навыков.
Проследите и напишите, как осуществлялась связь теоретической и практической части урока. Как осуществлялся контроль за усвоением материала. Проводилась ли самостоятельная работа учащихся. Если да, то в какой форме.
Отметьте, были ли по итогу изменения по сравнению с первоначальным замыслом урока. Определите, какие именно и почему они возникли. Как они повлияли на конечный результат.
Проанализируйте, удалось ли решить на оптимальном уровне конкретные задачи урока и получить желаемые результаты обучения, избежать учебной перегрузки учащихся, сохранить мотивацию к учебе.
Расскажите о достоинствах и причинах недостатков проведенного урока. Сделайте выводы. Помните, что самоанализ урока формирует у учителя способности критически и адекватно оценивать результаты своей деятельности и осуществлять необходимые корректировки в работе.
Войти на сайт
или
Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Самоанализ урока
Данный урок (по предмету . ) является уроком №… в системе уроков по разделу … Тема урока: (назвать тему…)
Цели урока: образовательные…, воспитательные…, развивающие….
В данном классе я поставила следующие задачи (указать задачи), направленные на формирование УУД (личностные:…, познавательные: …, коммуникативные: …, регулятивные: …)
В результате проведенного урока я предполагала получить следующие результаты:. .
Это урок (указать тип урока).
Он включал в себя (указать количество) этапов (структура урока).
При проведении урока я использовала современные образовательные технологии в соответствии с требованиями ФГОС (назвать 1 или несколько технологий) и использовала их на следующих этапах урока (указать этапы урока).
Чтобы добиться цели урока, я подобрала … (содержание урока: примеры, вопросы, задания), соответствующие возрастным особенностям.
Материал урока оказался … (сложным, легким, интересным для учащихся и др.) .
В ходе урока была организована … ( индивидуальная, фронтальная, групповая, коллективная) работа учащихся.
Наиболее эффективной оказался (указать вид работы), потому что (указать причину).
Соотношение деятельности учитель-ученик соответствует / не соответствует реализации личностно ориентированного подхода в обучении: (применение диалоговых форм общения, создание проблемных ситуаций, осуществление обратной связи, объем и характер самостоятельной работы).
На уроке мною использовались следующие средства обучения: (наглядный материал, различные источники информации и др.).
Темп урока быстрый/медленный; монотонный/динамичный/ ; исходя из возможностей класса .
Распределение времени было рациональное/нерациональное.
Мне удалось/не удалось уложиться по времени.
Мне было (легко/тяжело) вести урок. Учащиеся включались в работу (активно, неохотно, тяжело).
Меня порадовали … , удивили … , огорчили … (кто из учащихся?), потому что ….
Результаты урока совпадают/не совпадают с целью урока.
Я полагаю, что все научились …, что подтверждают результаты самоконтроля и самооценки учащихся.
Домашнее задание имеет (оптимальный объем, предоставление права выбора, доступность и др.), поэтому (не) вызовет затруднения у учащихся.
В целом урок можно считать ….
1. Каково место данного урока в теме?
2. Как данный урок связан с преды дущим, как работает на последующие уроки?
3. Каковы цель и задачи урока (образовательная, воспитательная, развивающая)? Какой результат хотелось получить к концу урока?
4. Насколько удачно было отобрано содержание урока в соответствии с поставленной целью?
5. Можно ли считать, что избранное сочетание методов (изложения зна ний, закрепления, контроля, стимулирования деятельности), приемов и средств обучения является на уроке оптимальным для данного класса?
6. Рационально ли было распределено время на этапы урока?
7. Логичны ли были «связки» между этапами урока?
8. Какую роль сыграли наглядные пособия в достижении поставленной цели?
9. Насколько удачно осуществлялся на уроке контроль за качеством ус воения знаний, умений и коррекция?
10. Правильно ли определен объем и содержание домашнего задания с уче том цели, особенностей класса и качества усвоения материала на уро ке?
11. Психологическая атмосфера урока. Получили ли учащиеся удовлетворение от урока?
12. Как Вы сами оцениваете результаты своего урока?
13. Удалось ли реализо вать все поставленные задачи урока? Если не удалось, то почему?
14. По лучили ли удовлетворение от урока? Что стоит исправить? Над чем нужно еще поработать?
Источник статьи: http://zh-nikishina.edusite.ru/p31aa1.html
Выступление на тему «Самоанализ урока учителя начальных классов в контексте требований ФГОС».
Международные дистанционные “ШКОЛЬНЫЕ ИНФОКОНКУРСЫ”
для дошкольников и учеников 1–11 классов
Выступление на тему: «Самоанализ урока учителя в контексте требований ФГОС».
«Кто на себя глядит, свой видит лик,
Кто видит лик свой, цену себе знает,
Кто знает цену, строг к себе бывает,
Кто строг к себе – тот истинно велик!»
Порой легче продумать, подготовить и провести открытый урок, чем проанализировать свой же урок. Садишься перед монитором компьютера или листом бумаги и…. возникает чувство, что ты сороконожка, у которой спросили, какая из ног сделает шаг первой.
На самом деле всё просто: нужно думать не о том, с какой ноги начинаешь шагать, а о том, куда в конечном итоге нужно прийти, и как это сделать.
Что же такое самоанализ? Если заглянуть в словарь Ожегова, то там написано: “Самоанализ – анализ, оценка своих собственных поступков, переживаний.”
Самоанализ урока же по ФГОС подразумевает анализ построения учебного процесса на уроке, выявление оптимальных учебных задач, оценку рациональности подобранных учителем форм, содержания, методики обучения. Эффективность отдельного урока определяется не задачами, которые были поставлены педагогом, а знаниями, усвоенными учениками во время урока.
В современной педагогике выделяют несколько видов самоанализа урока, каждый из которых затрагивает отдельную составляющую часть всего урока. Вот приблизительная классификация видов самоанализа:
Краткий — самый простой вид, дающий главную оценку уроку: каковы были задачи, выполнены ли все заявленные цели урока.
Структурный, или поэтапный — анализ каждого этапа урока, каждого элемента, и, что не менее важно, анализ взаимосвязи этих этапов и элементов урока.
Структурно-временной . Во время такого самоанализа учитель анализирует время, которое затрачивается на тот или иной этап урока, рациональное использование отведенного времени. Помогает понять, не была ли затянутой, к примеру, проверка домашнего задания, не мало ли времени было отведено времени на практическое применение нового правила или стоило уделить больше внимания объяснению новой темы.
Комбинированный — это оценка основной дидактической цели урока и его структурных элементов.
Дидактический — анализ методов и приемов , использованных учителем для достижения главной дидактической цели: формирования ЗУН.
Аспектный анализ — полная и подробная оценка отдельного аспекта урока: например, использование развивающих методов, использование приемов дифференцированного обучения, проверка ЗУН учащихся, применение технологии проблемного обучения, использование ИКТ на уроке и т.д.
Полный самоанализ . Этот тип самоанализа совмещает дидактический, аспектные виды анализа, проверку ЗУН учащихся и оценку результативности урока.
Психологический — оценивает, как учитель обеспечивает внимание учащихся на каждом этапе, как проводит индивидуальную работу, как используется мотивация и т.д.
Комплексный — объединяет в себе все вышеперечисленные типы анализов. Такой вид самоанализа применяется для оценки целого ряда уроков (например, при проведении аттестации учителя).
В основном в работе мы с вами используем полный самоанализ.
Рассмотрим структуру самоанализа урока по ФГОС.
Пример и образец самоанализа урока по ФГОС
2. Указать тип урока по ФГОС.
3. Характеристика цели урока и планируемых результатов.
4. Взаимосвязь изучаемого с пройденным ранее материалом.
5. Общая характеристика класса, которая включает в себя анализ:
знаний учеников по русскому языку;
6. План урока. Характеристика:
универсальные учебные действия;
7. Проанализировать, насколько рационально выделено время для каждого вида работы и для каждого этапа урока. Насколько логично выстроена структура, как организованы связки между этапами урока.
8. Проанализировать, какие наглядные, дидактические материалы, ТСО были использованы на уроке. Соответствует ли отбор этих материалов поставленным целям?
9. Анализ качества отношений между классом и педагогом.
10. Оценка конечного результата:
определение того, насколько запланированная цель достигнута на уроке;
если не достигнута, то по каким причинам это произошло;
Сейчас мы с вами проведём самоанализ урока русского языка в 3 классе по технологической карте, которые находятся у вас на руках.
1.Тема урока : Склонение имён существительных.
Урок был проведён по программе Н.Ф. Виноградовой «Начальная школа 21 века».
2. Тип урока : урок первичного усвоения новых знаний.
3. Цель урока – познакомить со склонением имен существительных.
Планируемые результаты: предметные – дать начальные представления о грамматических нормах русского языка;
личностные – осознание языка как основного средства человеческого общения.
метапредметные – умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач.
В уроке я отразила универсальные учебные действия. Цель урока привязана к задачам и «планируемым результатам».
4.Урок я провела в конце 2 четверти. Это первый по счету урок в теме «Склонение имён существительных». Усвоению этого материала предшествовало знакомство обучающихся с мужским, женским и средним родом имён существительных.
5. Учащиеся моего класса имеют хорошие учебные возможности. В классе 4 отличника, 17 ударников и 8 учеников, которые учатся на «3».
При планировании данного урока я учла возрастные особенности детей младших классов и реальные возможности учеников своего класса.
Познавательные : Формулирование познавательной цели.
Коммуникативные : Планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия)
II Постановка цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности.
Познавательные : Подведение под понятие.
Коммуникативные : Планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия)
Единственное, цели урока были обозначены мною, поскольку дети ещё не владеют понятием «склонение», но по ФГОС лучше, когда в определении учебных целей принимают участие школьники.
Познавательные : Подведение под понятие, выведение следствий.
Коммуникативные : Сотрудничество в поиске информации.
Методы: словесный, проблемный, наглядный.
Форма контроля: фронтальная.
Детям я предложила интерактивную игру – пазлы, где они не только обобщили ранее полученные знания по русскому языку, но и закрепили свои знания по окружающему миру, сотрудничали друг с другом.
IV Первичное усвоение новых знаний.
Познавательные : Моделирование. Выбор оснований и критериев для классификации.
Коммуникативные : Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
Методы: словесный, практический
Форма контроля: фронтальная
V Первичная проверка понимания.
Познавательные : Построение логической цепи рассуждения.
Коммуникативные : Инициативное сотрудничество в поиске решения.
Регулятивные : Контроль и оценка.
Методы: словесный, наглядный, частично-поисковый
На этом этап я создала проблемную ситуацию, которая была успешно разрешена детьми. Дети должны были расставить карточки со словами в 3 столбика, при этом правильно определив его склонение.
Познавательные : Построение логической цепи рассуждения.
Коммуникативные : Постановка вопросов.
Регулятивные : Контроль, коррекция, оценка, взаимоконтроль.
Форма контроля: индивидуальный, групповой (взаимоконтроль)
Было предложено упражнение из учебника, где нужно было определить склонение имён существительных. Но, когда я провела урок, я поняла, что это в этом упражнении можно было дифференцировать задание. Для более сильных детей можно было раздать карточки с этим же упражнением, но в словах убрать окончания, тем самым усложнив им задачу.
VII Информация о домашнем задании и инструктаж по его выполнению.
Познавательные : Выбор оснований и критериев.
Коммуникативные : Умение выражать свои мысли.
Познавательные : Построение логической цепи рассуждений.
Коммуникативные : Умение с точностью выражать свои мысли.
Учащиеся адекватно оценили достигнутые результаты. У некоторых детей тема вызвала затруднения. Работу с этими учениками в дальнейшем буду строить через индивидуальную работу.
7. Все этапы урока логически взаимосвязаны между собой. Каждый этап рационально и чётко спланирован. Весь урок направлен на выполнение цели, этому способствовала единая тематическая направленность. Продолжительность каждого этапа урока полностью соответствовала временным рамкам.
Материал урока доступный, логичный. Плотность урока выше среднего. Познавательная активность учащихся стимулировалась следующими технологиями, которые я использовала на уроке:
информационно-коммуникационные технологии, которые направлены на улучшении качества образования, на обеспечение гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве;
технология проблемного обучения, благодаря которой развивается познавательная активность, любознательность, творческое мышление, формируется способность к самостоятельному добыванию знаний;
игровые технологии, которые стимулируют познавательную деятельность, усиливают мотивацию к изучению предмета;
здоровьесберегающие технологии, которые помогают сохранению и укреплению здоровья школьников, предупреждают переутомление учащихся, снимают уровень тревожности. На уроке у меня была чёткая организация учебного труда, строгая дозировка учебной нагрузки, смена видов деятельности, были использованы физминутки, работа в парах, когда «слабый» ученик чувствовал поддержку товарища, соблюдались временные рамки применения ТСО, была учтена дозировка домашнего задания.
8. Отбор дидактических материалов и технических средств, наглядных пособий были использованы мною в соответствии с заданиями урока. Применение различных средств наглядности активизирует учащихся, возбуждает их внимание и тем самым помогает их развитию, способствует более прочному усвоению материала, дает возможность экономить время.
9. Урок проводился в условиях благоприятного психологического микроклимата, способствовал эмоциональному подъёму учащихся. Для создания благоприятного климата я должна была выполнить 3 функции:
— «открытие» ребёнка на общение
— «соучастие» ребёнка в процессе
Для «открытия» ребёнка на общение я выстроила общение с позиции «МЫ», установила с детьми вербальный (посредством слов) и визуальный контакт. Для «соучастия» ребенка в процессе я демонстрировала свою расположенность к детям, благожелательность, старалась не только слушать, но и услышать каждого из детей. Для «возвышения» ребенка, нужно, чтобы ученик поверил в себя, в свои силы, способности. Для этого я обращалась к детям за помощью, посильной для них, при объяснении материала.
10. В целом урок я считаю удавшимся, так как:
1) реализован замысел урока, то есть достигнут запланированный сдвиг в способах работы детей, достигнуты цель и запланированные достижения;
2) этот результат получен не насильственным по отношению к детям путём, то есть дети работали инициативно, с интересом, говорили на уроке больше, чем учитель.
3) Материал урока оказался доступным, интересным для учащихся. Дети ушли с урока удовлетворёнными.
4)Я сама в целом осталась довольна и процессом урока, и его результатами, и работой детей. Бесспорно, этот урок ещё можно доработать, сделать его ещё лучше, добавить творческие работы. И я буду работать в этом направлении. Ведь педагогу необходимо постоянно учиться, развиваться и познавать этот мир во всех его проявлениях.
В заключении хочется сказать. Профессия учителя очень ответственна. Написано о почетной педагогической миссии и ответственности много строк: торжественных, официальных, возвышенных. Поэтому хочется просто пожелать вам учеников, которые превзойдут своих учителей. Ведь для настоящего наставника самая большая награда и признак педагогического таланта — успешные ученики.
Источник статьи: http://infourok.ru/vistuplenie-na-temu-samoanaliz-uroka-uchitelya-nachalnih-klassov-v-kontekste-trebovaniy-fgos-3859223.html