Выступление
на тему: «Самоанализ урока учителя в контексте требований ФГОС».
«Кто
на себя глядит, свой видит лик,
Кто
видит лик свой, цену себе знает,
Кто
знает цену, строг к себе бывает,
Кто строг к себе – тот истинно велик!»
(Пьер
Гренгор)
Порой
легче продумать, подготовить и провести открытый урок, чем проанализировать
свой же урок. Садишься перед монитором компьютера или листом бумаги и….
возникает чувство, что ты сороконожка, у которой спросили, какая из ног сделает
шаг первой.
На
самом деле всё просто: нужно думать не о том, с какой ноги начинаешь шагать, а
о том, куда в конечном итоге нужно прийти, и как это сделать.
Что
же такое самоанализ? Если заглянуть в словарь Ожегова, то
там написано: “Самоанализ – анализ, оценка своих собственных поступков,
переживаний.”
Самоанализ
урока же по ФГОС подразумевает анализ построения учебного процесса на уроке,
выявление оптимальных учебных задач, оценку рациональности подобранных учителем
форм, содержания, методики обучения. Эффективность отдельного урока
определяется не задачами, которые были поставлены педагогом, а знаниями,
усвоенными учениками во время урока.
В современной педагогике выделяют несколько видов самоанализа
урока, каждый из которых затрагивает отдельную составляющую часть всего урока.
Вот приблизительная классификация видов самоанализа:
·
Краткий — самый простой вид, дающий
главную оценку уроку: каковы были задачи, выполнены ли все заявленные цели
урока.
·
Структурный, или поэтапный —
анализ каждого этапа урока, каждого элемента, и, что не менее важно, анализ
взаимосвязи этих этапов и элементов урока.
·
Структурно-временной. Во время такого
самоанализа учитель анализирует время, которое затрачивается на тот или иной
этап урока, рациональное использование отведенного времени. Помогает понять, не
была ли затянутой, к примеру, проверка домашнего задания, не мало ли времени
было отведено времени на практическое применение нового правила или стоило
уделить больше внимания объяснению новой темы.
·
Комбинированный — это оценка основной
дидактической цели урока и его структурных элементов.
·
Дидактический — анализ методов
и приемов, использованных учителем для
достижения главной дидактической цели: формирования ЗУН.
·
Аспектный анализ — полная и подробная оценка
отдельного аспекта урока: например, использование развивающих методов,
использование приемов дифференцированного обучения, проверка ЗУН учащихся,
применение технологии проблемного обучения, использование ИКТ на уроке и т.д.
·
Полный самоанализ. Этот тип самоанализа
совмещает дидактический, аспектные виды анализа, проверку ЗУН учащихся и оценку
результативности урока.
·
Психологический — оценивает, как учитель
обеспечивает внимание учащихся на каждом этапе, как проводит индивидуальную
работу, как используется мотивация и т.д.
·
Комплексный — объединяет в себе все
вышеперечисленные типы анализов. Такой вид самоанализа применяется для оценки
целого ряда уроков (например, при проведении аттестации учителя).
В основном в работе мы с вами используем полный самоанализ.
Рассмотрим структуру самоанализа урока по ФГОС.
Пример и
образец самоанализа урока по ФГОС
1.Обозначить тему
урока.
2.
Указать тип урока по ФГОС.
3. Характеристика цели
урока и планируемых результатов.
4. Взаимосвязь
изучаемого с пройденным ранее материалом.
5. Общая характеристика
класса, которая включает в себя анализ:
·
общего развития учеников;
·
знаний учеников по русскому языку;
·
личностного развития.
6. План урока.
Характеристика:
·
универсальные учебные действия;
·
методы преподавания;
·
формы контроля.
7. Проанализировать, насколько рационально выделено время для
каждого вида работы и для каждого этапа урока. Насколько логично выстроена
структура, как организованы связки между этапами урока.
8. Проанализировать, какие наглядные, дидактические материалы, ТСО
были использованы на уроке. Соответствует ли отбор этих материалов поставленным
целям?
9. Анализ
качества отношений между классом и педагогом.
10. Оценка конечного
результата:
·
определение того, насколько запланированная цель достигнута на
уроке;
·
если не достигнута, то по каким причинам это произошло;
·
вывод.
Сейчас мы с вами проведём самоанализ урока русского языка в 3
классе по технологической карте, которые находятся у вас на руках.
Самоанализ урока
1.Тема урока:
Склонение имён существительных.
Урок был проведён по программе Н.Ф. Виноградовой «Начальная школа
21 века».
2. Тип урока: урок первичного усвоения
новых знаний.
3. Цель урока – познакомить со склонением
имен существительных.
Планируемые результаты: предметные – дать
начальные представления о грамматических нормах русского языка;
личностные – осознание
языка как основного средства человеческого общения.
метапредметные – умение
использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках
для решения учебных задач.
В уроке я отразила универсальные учебные действия. Цель урока
привязана к задачам и «планируемым результатам».
4.Урок я провела в конце 2 четверти. Это
первый по счету урок в теме «Склонение имён существительных». Усвоению этого
материала предшествовало знакомство обучающихся с мужским, женским и средним
родом имён существительных.
5. Учащиеся моего класса имеют хорошие учебные возможности. В
классе 4 отличника, 17 ударников и 8 учеников, которые учатся на «3».
При планировании данного урока я учла возрастные особенности
детей младших классов и реальные возможности учеников своего класса.
6.
Структура урока |
Планируемые УУД |
Методы обучения, формы контроля |
I Организационный этап |
Личностные: Самоопределение. Познавательные: Формулирование Коммуникативные: Планирование (определение Регулятивные: Целеполагание |
Метод: словесный |
II Постановка цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности. |
Личностные: Самоопределение. Познавательные: Подведение под понятие. Коммуникативные: Планирование (определение Регулятивные: Планирование. |
Метод: словесный |
Единственное, цели урока были обозначены мною, поскольку дети |
||
III Актуализация знаний. |
Личностные: Самоопределение. Познавательные: Подведение под понятие, Коммуникативные: Сотрудничество в поиске Регулятивные: Контроль. |
Методы: словесный, проблемный, наглядный. Форма контроля: фронтальная. |
Детям я предложила интерактивную игру – пазлы, где они не только |
||
IV Первичное усвоение новых знаний. |
Личностные: Самоопределение. Познавательные: Моделирование. Выбор Коммуникативные: Инициативное Регулятивные: Контроль. |
Методы: словесный, практический Форма контроля: фронтальная |
V Первичная проверка понимания. |
Личностные: Самоопределение. Познавательные: Построение логической цепи Коммуникативные: Инициативное Регулятивные: Контроль и оценка. |
Методы: словесный, наглядный, частично-поисковый Форма контроля: групповая |
На этом этап я создала проблемную ситуацию, которая была успешно |
||
VI Первичное закрепление. |
Личностные: Самоопределение. Познавательные: Построение логической цепи Коммуникативные: Постановка вопросов. Регулятивные: Контроль, коррекция, |
Метод: практический Форма контроля: индивидуальный, групповой (взаимоконтроль) |
Было предложено упражнение из учебника, где нужно было |
||
VII Информация о домашнем задании и |
Личностные: Самоопределение. Познавательные: Выбор оснований и Коммуникативные: Умение выражать свои Регулятивные: Планирование. |
Метод: словесный |
VIII Рефлексия. |
Личностные: Самоопределение. Познавательные: Построение логической цепи Коммуникативные: Умение с точностью Регулятивные: Самооценка. |
Метод: словесный |
Учащиеся адекватно оценили достигнутые результаты. У некоторых |
7. Все этапы урока логически взаимосвязаны между собой. Каждый
этап рационально и чётко спланирован. Весь урок направлен на выполнение цели,
этому способствовала единая тематическая направленность. Продолжительность
каждого этапа урока полностью соответствовала временным рамкам.
Материал урока доступный, логичный. Плотность урока выше
среднего. Познавательная активность учащихся стимулировалась следующими
технологиями, которые я использовала на уроке:
ü информационно-коммуникационные
технологии, которые направлены на улучшении качества образования, на
обеспечение гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве;
ü технология
проблемного обучения, благодаря которой развивается познавательная активность,
любознательность, творческое мышление, формируется способность к
самостоятельному добыванию знаний;
ü игровые
технологии, которые стимулируют познавательную деятельность, усиливают
мотивацию к изучению предмета;
ü здоровьесберегающие
технологии, которые помогают сохранению и укреплению здоровья школьников,
предупреждают переутомление учащихся, снимают уровень тревожности. На уроке у
меня была чёткая организация учебного труда, строгая дозировка учебной
нагрузки, смена видов деятельности, были использованы физминутки, работа в
парах, когда «слабый» ученик чувствовал поддержку товарища, соблюдались
временные рамки применения ТСО, была учтена дозировка домашнего задания.
8. Отбор дидактических материалов и технических средств, наглядных
пособий были использованы мною в соответствии с заданиями урока. Применение
различных средств наглядности активизирует учащихся, возбуждает их внимание и
тем самым помогает их развитию, способствует более прочному усвоению материала,
дает возможность экономить время.
9. Урок проводился в условиях благоприятного психологического
микроклимата, способствовал эмоциональному подъёму учащихся. Для создания
благоприятного климата я должна была выполнить 3 функции:
– «открытие» ребёнка на общение
– «соучастие» ребёнка в процессе
– «возвышение» ребёнка
Для «открытия» ребёнка на общение я выстроила общение с позиции
«МЫ», установила с детьми вербальный (посредством слов) и визуальный контакт.
Для «соучастия» ребенка в процессе я демонстрировала свою расположенность к
детям, благожелательность, старалась не только слушать, но и услышать каждого
из детей. Для «возвышения» ребенка, нужно, чтобы ученик поверил в себя, в свои
силы, способности. Для этого я обращалась к детям за помощью, посильной для
них, при объяснении материала.
10. В целом урок я считаю удавшимся, так как:
1) реализован замысел урока, то есть достигнут
запланированный сдвиг в способах работы детей, достигнуты цель и запланированные
достижения;
2) этот результат получен не
насильственным по отношению к детям путём, то есть дети работали инициативно, с
интересом, говорили на уроке больше, чем учитель.
3) Материал урока оказался доступным,
интересным для учащихся. Дети ушли с урока удовлетворёнными.
4)Я сама в целом осталась довольна и
процессом урока, и его результатами, и работой детей. Бесспорно, этот урок ещё
можно доработать, сделать его ещё лучше, добавить творческие работы. И я буду
работать в этом направлении. Ведь педагогу необходимо постоянно
учиться, развиваться и познавать этот мир во всех его проявлениях.
В заключении хочется сказать. Профессия учителя очень ответственна. Написано о
почетной педагогической миссии и ответственности много строк: торжественных,
официальных, возвышенных. Поэтому хочется просто пожелать вам учеников,
которые превзойдут своих учителей. Ведь для настоящего наставника самая большая
награда и признак педагогического таланта – успешные ученики.
Самоанализ урока
Урок _____________________________________________________был проведён в ____ классе.
Согласно календарно-тематическому планированию тема урока «___________________________________________________________________________»,
раздел «__________________________________________________________________».
Целью данного урока является: ____________________________________________________________________________
Были определены задачи педагога:
1. Образовательные:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Развивающие:
- развивать познавательную активность, интерес к предмету;
- учить наблюдать, сравнивать, делать выводы, обобщать знания;
- развивать речь учащихся; способность выдвигать гипотезы, приводить аргументы.
3. Воспитательные:
- воспитывать интерес к _______________________________________________________________________;
- формировать толерантность в отношениях учащихся в группе;
- умение распределять роли в общем деле и оценивать собственный результат.
По типу урока – это урок ___________________________________________________.
_________________________________________________________________________
В соответствии с темой урока, целью и задачами были выбраны формы организации учебной работы: индивидуальная, фронтальная и групповая. А также использовано оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал.
На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся.
Свой урок я строила в соответствии с ФГОС. На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера, детям надо было не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного им действия. На уроке прослеживалась межпредметная связь: _____________________________________________________________________________.
Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими. Учебный материал на протяжении всего урока работал на организацию посильного поиска и исследования учащихся, соответствовал их жизненному опыту.
Структура урока соответствовала требованиям ФГОС:
1. Ориентация на новые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные)
2. Нацеленная деятельность на формирование УУД
Планируемые результаты:
предметные: ученик научится
_________________________________________________________________________
ученик получит возможность научиться:
· выбирать языковые средства в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи;
· участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
личностные: ученик
· проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу
· понимает причины успеха в учебной деятельности
Универсальные учебные действия:
регулятивные ученик
· определяет цель деятельности на уроке с помощью учителя;
· учиться работать по предложенному учителем плану;
познавательные ученик
· использует знако-символические средства при оформлении работы в группах;
· делает выводы о результате совместной работы класса и учителя;
· составляет алгоритм под руководством учителя;
коммуникативные ученик
· слушает и понимает речь других;
· договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками, в том числе в ситуации столкновения интересов.
3.Использование современных образовательных технологий – ____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________
Содержание урока:
Каждый этап урока был нацелен на достижение определённого результата.
Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учеников данного класса. Учебная информация была привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке.
Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока /выполнен, не выполнен/. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей учеников.
Оценка результатов проведенного урока:
Удалось ли достичь поставленных целей? _________________________________________
_____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Если нет — укажите причину, в чем возникло затруднение __________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Самоанализ урока
Класс: 2 б
Предмет: Окружающий мир
УМК «Перспективная начальная школа»
Тема: «Свойства воды».
Вашему вниманию был предоставлен урок окружающего мира во 2 классе по теме «Свойства воды». Тип урока- открытие нового знания.
Урок тесно связан с предыдущим материалом и работает на последующие уроки, занимает место между __________________ и ______________________ уроками.
Целями урока было:
– познакомить учащихся со свойствами воды, подчеркнуть важность свойств воды для жизни человека.
– развивать личность обучающегося на основе формирования умения учиться, развивать внимание, логическое мышление, память, речь.
– воспитывать толерантное отношение друг к другу при постановке и решении учебной проблемы, бережное отношение к окружающей нас природе, воспитывать трудолюбие и ответственность.
Планируемые результаты:
Предметные: научиться ставить простейшие опыты, исследуя свойства воды, называть основные свойства воды.
Познавательные: узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы, проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы.
Регулятивные: планировать учебную деятельность, следовать точным инструкциям учителя.
Коммуникативные: уметь договариваться между собой, высказывать свое мнение, слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.
Личностные: осознать необходимость охраны природы, всего живого и неживого
Использовалось следующее оборудование: глобус, материалы для опытов (питьевая вода, стаканы, блюдце, ложка, сахар, соль, лимон, мел, речной песок, цветные полоски)
Предполагалось включение учащихся как субъектов деятельности на некоторых этапах урока; характер – компетентностно-ориентированный
На уроке были использованы следующие методы
-по виду источника информации:
словесные (беседа на этапе самоопределения, при подготовке к активизации познавательной деятельности, на этапе рефлексии, при подведении итогов урока.)
наглядные ( при подготовке к активной познавательной деятельности, на основном этапе – как сопровождение)
практические (работа в группах, в парах, работа с учебником, работе с дополнительной литературой)
-по виду учебной деятельности:
самостоятельная работа (работа в группах, работа в парах с раздаточным материалом )
был использован проблемно-поисковый метод (при работе в парах дети не получали знания в готовом виде, ответы на вопросы плана они искали в разных источниках)
Формы познавательной деятельности: групповая (работа парами, группами), коллективная, индивидуальная.
Задействованы на уроке наглядные, технические, дидактические средства обучения.
Содержание учебного материала и виды работы, используемые на уроке, были направлены на поддержание познавательной активности учащихся на протяжении всего урока.
Урок – позволил активизировать познавательную деятельность учащихся. Работоспособность учащихся на протяжении всего урока обеспечивалась за счёт реализации личностно-ориентированного подхода, грамотно подобранных заданий. Была организована смена видов деятельности, что позволило сделать урок динамичным. На протяжении всего урока ребята были достаточно активны, проявляли самостоятельность, доказывали свою точку зрения, приводили примеры из жизни.
На уроке был реализован компонент «социальное взаимодействие», то есть каждому ученику на уроке была предоставлена возможность проявить свои знания и умения в практической деятельности и получить одобрение педагога и одноклассников. Данный компонент помог ребятам постоянно находиться в процессе мыслительной деятельности, что благоприятно влияет на развитие учащихся.
Психологическая атмосфера урока была доброжелательной, что способствовало созданию эмоционального настроя в начале урока, привлечению внимания к теме и целям урока. Учащиеся не боялись дать неправильный ответ.
Урок достиг целей.
Самоанализ урока
учителя начальных классов
Куттиной Ольги Михайловны
Тема урока: «Пётр Великий».
Дата проведения: 22.12.2020 г.
Класс: 4.
Количество учеников: 7 человек.
УМК: «Школа России» А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова. Окружающий мир: учебник для общеобразовательных организаций. Москва: «Просвещение», 2014 год, часть 2.
Данный урок является уроком №11 в системе уроков по разделу «Страницы истории России».
Цель урока: Создать условия для формирования понятия о личности Петра Великого, как о великом реформаторе Российского государства, разносторонне развитого человека; дать представления о реформах Петра I.
В данном классе я поставила следующие задачи:
Образовательные: сформировать представление о Петре I, как о человеке осуществившем преобразование Российского государства; сформировать представления о преобразованиях в культуре, науке, быту.
Развивающие: развивать познавательные способности обучающихся, развивать устную речь и коммуникативные умения.
Воспитательные: воспитывать интерес к прошлому России; способствовать формированию чувства гордости за нашу Родину, за великих людей, живших и творивших в нашей стране.
Задачи направлены на формирование УУД:
Познавательные – овладение способностью самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.
Коммуникативные – развивать умения слушать и понимать устную речь других, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; планировать учебное сотрудничество со сверстниками при работе в группе – определять цели, функции участников, способы взаимодействия.
Регулятивные – формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, оценивать качество и уровень усвоения материала.
В результате проведенного урока я предполагала получить следующие результаты:
Предметные: знать о Петре I, как о человеке осуществившем преобразование Российского государства; знать о преобразованиях в культуре, науке, быту.
Метапредметные: формируемые УУД, о которых я говорила выше.
Личностные: формирование целостного взгляда на мир, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Данный урок – это урок открытия нового знания.
Он включал в себя 7 этапов: 1) Самоопределение к деятельности. (Цель: включение в учебную деятельность).
2) Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности. (Цель: готовность мышления и осознание потребности построения нового способа действий).
3) Постановка учебной задачи. Мотивация учебной деятельности. (Цель: выявление места затруднения. Фиксирование во внешней речи причины затруднения. Формулирование цели урока).
4) Открытие нового знания. (Цель: составление совместного плана действий. Создание условий для формулирования (открытия) «правила» урока).
5) Первичное закрепление. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу. (Цель: усвоение обучающимися новых способов действий, индивидуальная рефлексия достижения цели).
6) Подведение итогов. (Цель: обобщение знаний по теме. Оценивание обучающихся).
7) Рефлексия деятельности. (Цель: самооценка результатов деятельности. Обсуждение и запись домашнего задания).
8. При проведении урока я использовала современные образовательные технологии в соответствии с требованиями ФГОС. Это информационно-коммуникативные технологии, что позволило сделать урок ярким, материал урока интересным и лёгким для восприятия. Также это дало возможность наглядно продемонстрировать отдельные моменты с эффектом «полного погружения» (за счет комплексного использования визуальной составляющей и звука). Я использовала компьютерную презентацию почти на всех этапах урока, а также были использованы аудио запись и видео ролик.
Мною ещё была использована на этапах актуализации знаний и при мотивации учебной деятельности технология проблемного обучения. Это постановка проблемной ситуации (ребятам было дано задание: подумать и определить, кому же из императоров принадлежат туфли), что требует от детей ведения творческого поиска, слаженного взаимодействия и командной работы. Для этого класс был разделён на две группы. И через выдвижение предположений, ребята нашли пути выхода из данной ситуации.
Ещё на уроке мною были использованы здоровьесберегающие технологии – на этапе самоопределения к деятельности. Это психологический настрой на начало урока или организационный момент. Также в течение этапа открытия нового знания, в связи с частой сменой видов деятельности была проведена физкультминутка. Это способствовало снизить уровень переутомления обучающихся, тем самым повысить показатели внимательности и концентрации внимания во время изучения новой темы.
Чтобы добиться цели урока, я к каждому этапу подобрала задания, которые логически связаны с темой урока. Практически все задания имеют поисковую направленность:
Это тест, самопроверка которого производится листом накладкой.
Это задание, при котором нужно было ответить на вопросы через аудио письмо от Петра 1.
Просмотр видео ролика, после которого нужно было выполнить задания в рабочей тетради на основе увиденного и услышанного.
Использование бумажных наглядных пособий: фотографий императора и изображений некоторых предметов в натуральную величину (туфли Петра 1).
Также дети самостоятельно изучали предложенный текст, делали выводы, работали с иллюстрациями, далее осуществляли текущий контроль действий, соотносили запланированный и полученный результаты. Таким образом на уроке был реализован системно-деятельностный подход к обучению.
Все вопросы и задания соответствовали возрастным особенностям обучающихся и были направлены на достижение метапредметных, предметных и личностных результатов.
Материал урока был доступным, легким, интересным для учащихся.
В ходе урока были организованы индивидуальная, фронтальная и групповая формы работы учащихся.
Наиболее эффективной оказалась групповая форма работы, потому что при совместной деятельности ученики выясняли друг у друга всё, что им было не ясно, особенно слабые ученики, которые получают больше возможностей, чем при фронтальной форме работы.
Соотношение деятельности учитель-ученик соответствует реализации личностно ориентированного подхода в обучении. В процессе работы осуществлялось постоянное взаимодействие между мною и детьми, а также учеников между собой. Стилем нашего общения было конструктивное сотрудничество. Урок составлен с опорой на психолого-педагогическую характеристику класса с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
Распределение времени было рациональное. Мне удалось уложиться по времени и вести урок было легко. Учащиеся включались в работу активно.
Исходя из результатов урока, я считаю, что поставленная цель была достигнута. Дети не перегружены. Темп урока – средний.
Самооценка урока – средняя.
Домашнее задание имеет оптимальный объем, имеет место предоставление права выбора, поэтому не вызовет затруднения у учащихся.
Я считаю, что в целом урок был продуктивным. Мне удалось реализовать запланированную дидактическую задачу и цель урока. Важно, что дети были мотивированы и нацелены на работу.
Устранить выявленные замечания, продумать варианты решения данной задачи.
Самоанализ урока учителя в контексте требований ФГОС.
«Каждый урок должен быть для наставника задачей,
которую он должен выполнять, обдумывая это заранее:
на каждом уроке он должен чего-нибудь достигнуть,
сделать шаг дальше и заставить весь класс сделать этот шаг»
К. Д. Ушинский
При переходе на новые стандарты, учитель может испытывать затруднения в ходе конструирования урока, при создании моделей уроков разного типа в соответствии с основными идеями ФГОС. Не вызывает сомнений, что совершенствование мастерства учителя и учебного процесса в целом во многом зависит от грамотно организованного самоанализа урока. Самоанализ может позволить выявить причины недостаточной эффективности при решении тех или иных учебно-воспитательных задач, принять их во внимание при дальнейшем проектировании учебно-воспитательного процесса.
Учитель, не владеющий навыками осмысления своих профессиональный действий, не умеющий мысленно оглянуться и восстановить ход проведенного урока, не сможет в полной мере соответствовать идеологии стандартов второго поколения.
Самоанализ урока дает возможность:
-
правильно формулировать и ставить цели своей деятельности и деятельности учащихся на уроке;
-
развивать умения устанавливать связи между условиями своей педагогической деятельности и средствами достижения целей;
-
формировать умения четко планировать и предвидеть результаты своего педагогического труда;
-
формировать самосознание ученика, когда он начинает видеть связь между способами действий и конечным результатом урока.
Учитель может использовать следующие критерии самоанализа урока.
Схема самоанализа урока по ФГОС
Класс___________
Предмет_________
Тема урока_________________________________________________________
(Вывод о степени её соответствия стандарту, учебной программе и учебно-тематическому планированию)
№ п/п |
Этапы анализа |
Пояснения |
||||||||||||||||||||||
1. |
Место данного урока в теме. |
Как этот урок связан с предыдущим. |
||||||||||||||||||||||
Как урок работает на последующие уроки. |
||||||||||||||||||||||||
2. |
Особенности обучающихся, которые преподаватель учитывал при подготовке к уроку. |
Краткая психолого-педагогическая характеристика класса: количество слабоуспевающих, сильных учащихся и т.д. |
||||||||||||||||||||||
3. |
Соответствие целей теме и типу урока. |
Соответствует цели урока, не соответствует цели урока. |
||||||||||||||||||||||
Цель урока определяется учителем, цель урока согласуется в обсуждении с учеником, оформляются несколько целей урока. (учителем для себя, учеником для себя). |
||||||||||||||||||||||||
Соответствует типу урока, не соответствует типу урока.
|
||||||||||||||||||||||||
4. |
Содержание урока в соответствии с поставленной целью. |
Соответствует, не соответствует. |
||||||||||||||||||||||
Учитель (умеет, недостаточно умеет, не умеет) отбирать содержание учебного материала согласно поставленным целям и результатам обучения. |
||||||||||||||||||||||||
5. |
Организационное начало урока |
Количество времени, затраченное на организационное начало урока. |
||||||||||||||||||||||
Количество присутствующих на уроке ___________ из ____________ человек. |
||||||||||||||||||||||||
Готовность учащихся к уроку |
||||||||||||||||||||||||
Подготовленность классного помещения. |
||||||||||||||||||||||||
6. |
Мотивация Каким образом происходит обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности |
1 уровень Эмоциональная (доброжелательность, заинтересованность учебным материалом) 2 уровень Эмоциональная, содержательная (интересные формы, нестандартный урок и др.) 3 уровень Эмоциональная, содержательная, социальная (ученик осознаёт, насколько важен для него учебный материал). |
||||||||||||||||||||||
7. |
Структура урока |
Структура урока соответствует его типу, целевому назначению. Структура урока не соответствует его типу, целевому назначению. |
||||||||||||||||||||||
Логичны ли связи между этапами. |
||||||||||||||||||||||||
Соразмерность этапов урока выдержана, не выдержана. |
||||||||||||||||||||||||
8. |
Методы обучения, выбранные для объяснения нового материала. |
Соответствие методов обучения цели урока. |
||||||||||||||||||||||
Какие методы обучения применялись на уроке:
|
||||||||||||||||||||||||
9. |
Формы обучения, выбранные учителем |
Формы обучения, выбранные учителем: рассказ, беседа, самостоятельная работа, пересказ, лекция, тест, конференция, лабораторная работа, соревнование, контрольная работа, путешествие, семинар, зачёт, экскурсия, анализ работы учащихся, консультация, проверка домашнего задания и т.д. |
||||||||||||||||||||||
10. |
Средства обучения, выбранные учителем. |
Средства обучения, выбранные учителем: учебные книги, справочники, словари, тетради с печатной основой, таблицы, чертежи, схемы, карты, картины, муляжи, модели, ТСО, спец.оборудование, индивидуальные карточки, дидактический материал и т.д. |
||||||||||||||||||||||
11. |
Отражение на уроке основных дидактических принципов |
Дидактические принципы, используемые на уроке: – научности; -последовательности и систематичности; – доступности; – прочности; – сознательности и активности; – наглядности; – связи теории и практики; – учета возрастных особенностей и индивидуальных особенностей; – принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации; -принцип управляемого перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности; – другие. |
||||||||||||||||||||||
12. |
Педагогические технологии, применяемые на уроке |
Педагогические технологии, применяемые на уроке:
Другие технологии. |
||||||||||||||||||||||
13. |
Как учитель стимулирует интерес к учению. |
Учитель стимулирует интерес: через познавательную книгу, учебную дискуссию, занимательные элементы, межпредметную связь, практическую направленность, соревнование и т.д. |
||||||||||||||||||||||
14. |
Какие именно личностные результаты и УУД формируются в процессе урока |
1. Личностные (нравственно-оценочные). Умения самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за этот выбор. 2. Регулятивные (организационные). Умения организовывать свою деятельность. 3. Познавательные (интеллектуальные). Умения результативно мыслить и работать с информацией в современном мире. 4. Коммуникативные (коммуникативные). Умения общаться, взаимодействовать с людьми. |
||||||||||||||||||||||
15. |
Проверка усвоения учебного материала. |
Проверялось интуитивно-визуально, выборочно, содержательно. |
||||||||||||||||||||||
Применялись: пересказ изложенного, тест, ответы на вопросы, самоконтроль, самостоятельная работа, взаимоконтроль. |
||||||||||||||||||||||||
Проверки учебного материала не было. |
||||||||||||||||||||||||
16. |
Работа с классом |
Применение диалоговых форм общения. |
||||||||||||||||||||||
Создание нестандартных ситуаций при использовании знаний учащихся. |
||||||||||||||||||||||||
Осуществление обратной связи: ученик – учитель. – Обратная связь на уровне контроля (учитель спрашивает – ученик отвечает). – Инициатива исходит от учителя (ставит проблему и т.п), но ученики могут выбрать способы и формы обратной связи. – Постоянное «субъект/субъектное» взаимодействие между учителями и учащимися. (Обратная связь как особая образовательная среда (оценки обсуждаются совместно с учащимися). Рефлексия, самооценка не только результата, но и деятельности). |
||||||||||||||||||||||||
Сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы |
||||||||||||||||||||||||
Реализация дифференцированного обучения. Наличие заданий для детей разного уровня обученности. |
||||||||||||||||||||||||
Обучающиеся самостоятельно формулируют возникшие затруднения и осуществляют их коррекцию. |
||||||||||||||||||||||||
Использование наглядного материала: в качестве иллюстрирования, для эмоциональной поддержки, для решения обучающих задач. |
||||||||||||||||||||||||
Формирование навыков самоконтроля и самооценки. |
||||||||||||||||||||||||
Характер учебных заданий Репродуктивный (выполнение по образцу); Репродуктивный с включением самостоятельной работы Поисковый, творческий (должно быть не больше половины) Система оценивания достижений учащихся – Самооценка учащихся на основе словесной характеристики; – Включение учащихся в обсуждение ответа; – Выстраивание своей траектории обучения на уроке, заявка на оценку. |
||||||||||||||||||||||||
Выставлено отметок ________ , из них «5» _____ , «4» _____ , «3» ____ , «2» _____ . |
||||||||||||||||||||||||
Активность класса (активны все, активна группа учащихся, большая часть класса пассивна) |
||||||||||||||||||||||||
Уровень усвоения знаний 1 уровень – информация дана в готовом виде 2 уровень – применяется знания по образцу 3 уровень – творческое применение знаний |
||||||||||||||||||||||||
(отличная, хорошая, удовлетворительная, неудовлетворительная) |
||||||||||||||||||||||||
17. |
Психологические основы урока |
Реализация развивающей функции обучения. Развитие качеств: восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, речи. |
||||||||||||||||||||||
Ритмичность урока: чередование материала разной степени трудности, разнообразие видов учебной деятельности. |
||||||||||||||||||||||||
Наличие психологических пауз и разрядки эмоциональной сферы урока. |
||||||||||||||||||||||||
Наличие физкультминутки. |
||||||||||||||||||||||||
18. |
Результативность урока |
Результативность соответствует типу урока.
|
||||||||||||||||||||||
2. Результаты урока совпадают с целью урока, поставленной учителем. – Результаты урока совпадают с целью урока, сформулированной совместно с учениками. – Результаты урока совпадают с субъективными целями учеников и результатами контрольного среза. |
||||||||||||||||||||||||
19. |
Домашнее задание |
1. Объяснено и задано до звонка; задано своевременно, но не объяснено; задано после звонка; не задано. |
||||||||||||||||||||||
Оптимальный объем |
||||||||||||||||||||||||
Доступность инструктажа |
||||||||||||||||||||||||
Дифференциация, представление права выбора. |
||||||||||||||||||||||||
Задания, подобные классным. Объем не более 25-30 % от классной работы |
||||||||||||||||||||||||
Контекстные задания, для решения которых необходима информация (мотивирующие на более сложные задания). |
||||||||||||||||||||||||
20. |
Подведение итогов деятельности |
Учитель выясняет у обучающихся, что они узнали, запомнили. |
||||||||||||||||||||||
Учитель организует рефлексию: – ученики высказываются по поводу результата урока; – ученики оценивают результат и процесс деятельности; – ученики объективно анализируют результаты урока и определяют субъектное значение результатов деятельности. |
||||||||||||||||||||||||
Подведение итогов не осуществляется ни в каком виде. |
||||||||||||||||||||||||
21. |
Наличие элементов нового в педагогической деятельности учителя. |