Литературное чтение 3 класс. Проект “Народные сказки (русские народные сказки)”: как правильно сделать, где найти готовые образцы? Сказки – это небольшие истории, которые на протяжении веков передавались из поколения в поколение. Их можно разделить на две большие категории: к первой мы отнесем те сказки, которые сочинил народ, а ко второй – сказки, написанные писателями. Изначально народные сказки были устными, поэтому часто сказители, рассказывая ту или историю, слегка изменяли их, прибавляли или, наоборот, убирали некоторые детали. В основе сказки лежит история, которая произошла когда-то (очень давно). Поэтому сказки часто начинаются со слов: Существует три основные вида сказок: волшебные, о животных и бытовые. Действие в сказках обычной происходит в нереальном, выдуманном мире. Герои – люди, животные, которые умеют думать и говорить, а также различные волшебные существа – феи, колдуны, страшные чудища. Некоторые сказочные персонажи – добрые и злые – кочуют из сказки в сказку. Например, Кощей Бессмертный, Баба-Яга, Иван Царевич, Василиса Премудрая. На помощь героям в сказках приходят волшебные помощники и волшебные предметы – ковер-самолет, волшебная палочка, сапоги-скороходы, шапка-невидимка и др. Роль волшебных помощников могут выполнять не только добрые феи, но и животные, например, Серый волк (из одноименной сказки), Жар-птица, щука. _ Вывод: сказки создавались не только для развлечения. В каждой сказке обязательно присутствует скрытая или явная мораль – урок, который должен извлечь внимательный слушатель. автор вопроса выбрал этот ответ лучшим Санитарный врач 3 года назад Литературное чтение 3 класс. Проект “Народные сказки” мы делали по следующему плану:
Viridi 3 года назад Для того чтобы сделать проект нужно определить для себя основные пункты, по которым вы будете работать. Для начала можно написать что же такое сказки, откуда они появились, виды произведений, а в конце сделать небольшой вывод. Готовые проекты можно найти в ответах на этот вопрос. Например работа может выглядеть так: В мире очень много сказок, среди которых есть самые разные по стилю, сюжету и характеру. Народные сказки передаются от одного поколения людей другому: бабушки рассказывают их своим внукам, мамы – деткам, а малыши – игрушкам. Со временем во многих сказках появляются новые не менее интересные детали. Считается что авторами многих произведений могли быть пастухи и обычные крестьяне. Для детей сказка – способ познания мира, порой они весьма поучительны и учат находить выход даже из самых сложных ситуаций. Существует несколько видов сказок, обычно выделяют Героями волшебных сказок обычно становятся добрые герои, которые противостоят злу и подлости и в итоге побеждают. В сказках о животных каждый зверь имеет определённые черты характера ( лиса – хитрая, волк – злой, медведь – неуклюжий и так далее). В социально бытовых сказках дети знакомятся с людьми разных профессий ( плотник, дровосек, пекарь), которые учат быть трудолюбивыми и добрыми. В своём проекте можно использовать загадки про различные знакомые всем сказки, а также иллюстрации из них. В конце можно подвести итог. Ната лия 3 года назад Сказки это то что передается от бабушек и дедушек, это то что рассказывают на ночь своим детям родители, это все что мы впитывает в себя как губки с детства. Каждое поколение добавляет , что -то свое, но всегда в в сказочной истории идет противостояние добра со злом, у зла большое количество возможностей, но добрые молодцы или Иван дурак справляются с ним. Сделать проект “Народные сказки” можно по такому или по похожему шаблону: Первым делом рассказываем, что такое сказка(даем определение) В сказке всегда есть хорошие и плохие герои, чаще всего хорошие персонажи попадают в трудные ситуации, но с помощью выходят из них с блеском. Эти фантастические истории не однородны и у них есть деление Сказки являются самым популярным устным жанром с давних давних пор, в ней не бывает не чего лишнего и не нужного, как не странно , но там все на своем месте и поэтому сказки буду рассказывать постоянно, в них побеждает справедливость , что в жизни бывает не всегда. Бархатные лапки 3 года назад Найти готовый проект можно просто в этом вопросе, смотрим ниже готовый проект. Начнем с оформления титульного листа. Далее дадим определение народной сказки – это сказки, которые придумал народ. У таких сказок нет определенного автора. Народные сказки бывают таких видов: бытовые сказки, сказки о животных и волшебные сказки. Самыми древними являются сказки о животных. Каждый из животных наделен своей чертой, к примеру заяц – трусливый, лиса – хитрая. В бытовых сказках главные герои: это обычные люди, которые борются не с сказочными героями, а с обычными людьми, как правило это богачи, генералы, попы и так далее. В волшебных сказках – герои противостоят злу, в таких сказках есть волшебные существа и предметы. В конце сделаем выводы: народные сказки очень интересные, они никогда не потеряют свою актуальность. Другой проект можно найти здесь (ссылка не реклама, дана для ознакомления). -Irinka- 3 года назад Для того, чтобы выполнить проект на тему “Народные сказки” необходимо составить план проекта. Пример плана приведён ниже:
Готовый проект для учеников 3 класса можно найти в ответе ниже. Марина Вологда 3 года назад Название проекта: “Народные сказки” Пишем актуальность темы, что сказка интересна все, не только детям, но и взрослым. Через сказку детей учат, как правильно поступать, что надо уважать старших. Основные вопросы, которые надо проработать: Для чего нужны народные сказки? Чему они учат? Далее прописываем цель проекта: Раскрыть понятие “народной сказки”, сделать презентацию по данной теме”, сделать выводы. Можно написать гипотезу План: Среди методов исследования пишем анализ литературных источников. Сама презентация: Делаем выводы по презентации: сказки разнообразны, в них добро всегда побеждает зло, поэтому они учат положительным качествам. Точно в цель 3 года назад В данном проекте нужно как можно больше информации привести о народных сказках – в каком веке эти сказки были написаны и какая у них мораль, нужно рассказать об общих особенностях народных сказок, что их объединяет, какая главная мысль. Найти готовый проект по теме “Народные сказки” для 3 класса можно по этой ссылке Go Green 3 года назад Выполнить проект “Народные сказки” для 3 класса нужно, составив предварительно план проекта. Он может быть таким: 1.Напишите титульный лист с указанием названия проекта, ваших имени и фамилии, класса и школы. 2.Эпиграф к проекту. Можно взять цитаты и высказывания известных людей о сказках. Указать цель проекта. 3.далее дать определение термину “сказка”. 4.Рассмотреть композиционное построение сказки. 5.указать отличительные черты сказки. 6.Перечислить виды русских народных сказок. 7.Далее дать определение каждому виду русской народной сказки, отличительные черты героев в каждом виде, привести пример сказок этого вида. Пример готового проекта “Народные сказки” можно посмотреть здесь, в моем ответе на фото ниже: Бекки Шарп 3 года назад “Народные сказки” – сделаем проект в виде слайдов. Сказки придумали задолго до появления литературы, их передавали из уст в уста, от поколения к поколению. Сказки – основа. Позже их записали. Многие писатели записали народные сказки, дополнив их. Например сказка Пушкина “О мертвой царевне и семи богатырях” является авторской, но записана на основе русской народной сказки. . . . Сказки бывают волшебные, бытовые и о животных. В волшебных сказках присутствует какое-нибудь чудо. Это волшебные предметы, волшебные персонажи, волшебные действия. Примеры таких сказок – “Василиса Прекрасная”, “По щучьему веленью”, в сказке Щука говорит человеческим голосом и исполняет желания. . . . . . В сказках о животных главные персонажи наряду с людьми – животные. Например – “Лягушка-Царевна”. . . . . Есть еще социально-бытовые сказки. Действие этих сказок происходит в привычных бытовых условиях. Например – “Репка”, “Каша из топора”. В таких сказках рассматриваются какие-либо сложные жизненные ситуации. Герои – обычные люди. Сказки эти описывают народный быт и являются кладезью знаний, ведь именно из них мы узнаем о жизни наших предков. . . . . . В сказках используются разные приемы, такие как гипербола, антитеза, эпитеты. Все это Выразительно-изобразительные средства языка. . . . Знаете ответ? |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Одинцовская средняя общеобразовательная школа № 8
143000,
Московская область, г. Одинцово, ул. Вокзальная дом 35 А
телефон/факс
591-07-79, school8-odincovo@mail.ru
_________________________________________________________________
Проект
по литературе на тему:
«Сборник
сказок»
Выполнил: ученик
6а класса
Кцян Андрис
Руководитель: Архицкая
О.В.
Одинцово, 2017-2018
ученый год
Содержание
Введение ____________________________________________________3
1. Русские народные сказки_____________________________________3
1.1. Бытовые сказки___________________________________________3
1.2. Сказки о животных________________________________________5
1.3. Волшебные сказки_________________________________________7
2.Русские авторские сказки (А.С.Пушкин)_________________________9
2.1. Золотая рыбка_____________________________________________10
2.2. У Лукоморья дуб зеленый___________________________________10
2.3. Сказка о царе Салтане______________________________________10
2.4. Сказка о попе и о работнике его Балде ________________________11
2.5. Сказка о золотом петушке___________________________________11
3. Зарубежные авторские сказки (Г.Х.Андерсен)____________________11
3.1. Огниво___________________________________________________12
3.2. Девочка со спичками_______________________________________12
3.3. Пряничный домик__________________________________________13
3.4. Снежная королева__________________________________________13
3.5. Принцесса на горошине_____________________________________14
Заключение __________________________________________________14
Введение
Эмпирически
все мы представляем, что такое сказка, и имеем о ней более или менее ясное
представление. Мы, может быть, храним о ней поэтические воспоминания, помним ее
с детства. Мы интуитивно чувствуем ее обаяние, наслаждаемся ее красотами,
смутно понимаем, что перед нами что-то очень значительное. В понимании и оценке
сказки нами руководит поэтическое чутье.
Поэтическое
чутье совершенно необходимо для понимания сказки, и не только сказки, но любых
произведений словесного искусства. Однако поэтического восприятия, хотя оно и
необходимо для понимания сказки, еще недостаточно. Плодотворным оно окажется
только в соединении со строгими методами научного познания и исследования.
Определение сказки как «рассказа, основанного на поэтической
фантазии», слишком широко. На поэтической фантазии основано любое
литературно-художественное произведение. В большинстве сказок нет никакого
волшебства. Оно есть только в так называемых волшебных сказках. Все не
волшебные сказки остаются вне этого определения.
Сказка
определяется своими сюжетами. Действительно, когда мы думаем о сказке, мы
вспоминаем сказки о лисе, о похищенной царевне, о жар-птице и т.д., т.е.
представляем себе целый ряд сюжетов.
Русские народные сказки бывают: бытовые, о животных и волшебные.
Рассмотрим каждые из них.
1. Русские народные сказки
Русская народная сказка (до XVII в. басни, байка) – произведение устного
творчества русского народа. Согласно традиционной
трактовке, сказка – это произведение либо устного народного, либо индивидуально
авторского творчества. Русские народные сказки, которые до XVII века назывались
байками или баснями, представляют собой одну из форм фольклорной прозы. Они
создавались в течение длительного времени путём наращений и убавлений в
повествовании, которые производились каждым отдельно взятым человеком и,
отсюда, всем русским народом.
1.1. Бытовые сказки
Бытовые сказки – это сказки, в которых отражается народный быт и повседневная
жизнь, реальная действительность, без всяких чудес, без всякого волшебства. Герой бытовой сказки – это не богатырь, а обычный
человек, например, солдат, крестьянин или кузнец. Он не совершает ратных
подвигов и не имеет волшебных дарований, однако преодолевает все трудности с
помощью своей смекалки и ловкости. Также нередко в качестве основного мотива
выступает любовная тема – венчание, свадьба или жизнь после замужества. Эта
разновидность сказок появилась не так давно.
·
Каша из топора:
·
Репка:
·
Как мужик гусей делил:
·
Курочка Ряба:
·
Горшок:
1.2. Сказки о животных
Главные персонажи таких сказок — это
дикие звери. Хотя встречается немало рассказов и о домашних животных. По
преданию первые детские сказки о животных
появились еще в эпоху, когда охота была одним из
главных ремесел. Матери рассказывали своим детям истории о могучих
представителях животного мира, а дети в силу развитой фантазии уже
приписывали персонажам человеческие черты. Сказки про животных передавались
из поколения в поколение, и с каждым пересказом персонажи
приобретали новые черты. В русском фольклоре сказки о животных
интерпретировались по-разному. Но главными действующими персонажами всегда
были: лиса и волк, заяц и медведь, собака и петух; коза и бык.
·
Волк
и семеро козлят:
·
Волк
и лиса:
·
Лиса
и журавль:
·
Петушок-
золотой гребешок:
·
Теремок:
1.3. Волшебные сказки
Волшебные сказки – это один из
интереснейших и удивительнейших жанров литературного творчества. Это, можно
сказать, наше наследие, которое досталось нам от предков. Как и раньше, сейчас
сказки играют большую роль в развитии ребенка, его формировании восприятия человеческих
ценностей.
Кто же мог сочинить волшебную сказку? В
далеком прошлом это были те люди, которые много путешествовали, а потому
немало повидали и услышали. Они сказывали о том, что нового узнали. Затем эти
рассказы постепенно видоизменялись, привносился дух фантастичности.
·
Принцесса-
лягушка:
·
Баба-
Яга:
·
Василиса
Прекрасная:
·
Гуси-лебеди:
·
Колобок
2.Русские авторские сказки (А.С.Пушкин)
В отличие от народных сказок, авторские
сказки имеют одного “родителя” -писателя, который показал своё
индивидуальное видение сказочной истории. В чём же особенность такой сказки?
Во-первых – это волшебный сюжет, возможно искусно переписанный из старого
народного повествования на литературный язык. Во-вторых – это сказка-фантазия
самого автора, придуманная и написанная им лично. И в целом, рассказы
классиков, являются одним из важнейших разделов классической литературы.
2.1. Сказка о золотой рыбке (1833
г.)
2.2. Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях (1833
г.)
2.3. Сказка о царе Салтане (1831
г.)
2.4. Сказка о попе и о работнике его Балде (1830
г.)
2.5. Сказка о золотом петушке(1834
г.)
3. Зарубежные авторские сказки (Г.Х.Андерсен)
Значение зарубежной литературы для читателя- ребенка
состоит в том, что она является средством обогащения знаний о мире, о жизни в
разных странах, о культуре различных народов. Зарубежные книги попадают в
детское чтение разными способами. Во-первых, как переводы произведений,
адресованных непосредственно детям. Самое большое число переводов и пересказов
у нас в стране составляют народные и авторские сказки.
3.1. Огниво( 1835г.)
3.2. Девочка со спичками(1845г.)
3.3. Гадкий утенок(1843г.)
3.4. Снежная королева(1844г.)
3.5. Принцесса на горошине(1835г.)
Заключение
Сказки – самые древние
творения человеческого духа. Сказка – один из популярных и любимых жанров в
фольклоре и литературе. Мы ещё не умели ходить, но уже слышали от наших мам и
бабушек сказки. Сколько же сказок уже услышано и прочитано нами с раннего
детства! Русских и английских, французских и польских, датских, шведских и
испанских. И нет среди них таких, которые бы нам не нравились. Сказки – это
невероятная страна фантазий и чудес, которая учит человека быть добрым,
отзывчивым, честным и порядочным. Сказка помогает нам поверить в себя и свои
силы, помогает преодолевать трудности, воспитывать в себе силу духа и смелость.
Дарит надежду, а иногда, даже помогает принять верное решение в сложной
жизненной ситуации.
С помощью сказок многим из нас стало еще
более понятно, почему взрослые за нас беспокоятся, почему пытаются вырастить
нас вежливыми и отзывчивыми не только на просьбы старших, но и наших, же
сверстников. Они, взрослые, хотят научить нас уму-разуму. Ведь тот, кто в детстве
не научится, потом намучится. И сказки, написанные многие столетия назад,
помогают всем нам понять это.
Учреждение:
МБОУ Ленинская средняя школа
Ученический творческий проект “Русские народные сказки” является образцом детского проекта на тему “Русские народные сказки” и содержит в себе описание цели, задач, объекта и предмета творческой работы по литературному чтению (литературе), а также определение и анализ русских народных сказок.
Подробнее о проекте:
Учебная исследовательская работа на тему “Русские народные сказки” содержит справочную информацию об истории возникновения и принципах создания русской народной сказки, в работе выделяются основные виды сказок. дается их определение. Ознакомившись с материалами этого проекта, вы сможете лучше понять структуру и характер сказок, научитесь их классифицировать.
Индивидуальный проект “Русские народные сказки” могут подготовить учащиеся 1, 2, 3, 4 класса начальной школы в рамках предмета литературное чтение и ученики 5 класса школы в рамках предмета литература. В процессе работы над проектом о русских народных сказках дети могут реализовать свои творческие способности – придумать свою сказку, создать рисунок или поделку по мотивам народной сказки, подготовить театрализованное выступление.
Работу над творческим проектом на тему “Русские народные сказки” также можно организовать для воспитанников детского сада с участием воспитателя и родителей.
Оглавление
Введение
1. История русской народной сказки.
2. Виды русских народных сказок.
2.1. Русские народные волшебные сказки
2.2. Русские народные бытовые сказки.
2.3. Русские народные сказки о животных.
Заключение
Литература
Приложение 1. Сказки учеников 3 класса.
Приложение 2. Иллюстрации к русским народным сказкам.
Введение
Вы знаете, что такое сказка? Нам казалось, что ответ на этот вопрос может дать любой человек: и взрослый, и ребенок. Приступив к работе над проектом, мы и не подозревали, что сказка играет огромную роль в жизни каждого отдельно взятого человека и народа в целом.
Народные сказки передаются от дедов внукам и правнукам. И каждое поколение вносит в них что-то своё, присущее своему времени. Но неизменным остаётся противостояние добра и зла, светлых и тёмных сил. Причём во всех сказках зло всегда имеет много средств, с помощью которого оно вредит людям и животным, но всегда находятся герои, которые могут победить зло или перевоспитать злодеев сказки.
Актуальность работы: сказка помогает ребенку в выборе нравственных ориентиров.
Цель: выяснить, что такое сказка и какие виды сказок бывают, познакомиться с русскими народными сказками.
Задачи:
- Дать определение сказки.
- Установить виды народных сказок.
- Дать определение понятий русской народной сказки как жанра устного народного творчества;
- Проследить историю возникновения сказок и их типологию.
- Сочинить свою сказку.
Методы:
- Знакомство с литературой;
- Чтение и изучение русских народных сказок;
- Анализ сказок;
- Просмотр мультфильмов и сказок;
- Рисование героев сказок.
Практическая значимость: расширение представлений младших школьников о сказках, развитие творческих способностей у детей.
История русской народной сказки
Сказка – это особый литературный жанр. Создание сказок имеет древнюю историю. Сказки появились в столь глубокой древности, что с точностью определить время их рождения очень сложно. Так же мало знаем мы и об их авторах. Скорее всего, сказки сочиняли те самые крестьяне и пастухи, которые часто выступали в роли главных героев повествования.
Они же передавали сказочные истории из уст в уста, от поколения к поколению, по ходу дела изменяя их и дополняя новыми деталями. Сказки рассказывали взрослые и — вопреки нашему нынешнему представлению – не только детям, но и взрослым тоже. Сказки учили выпутываться из непростых положений, с честью выходить из испытаний, побеждать страх – и любая сказка оканчивалась счастливым финалом. Некоторые ученые полагают, что в истоках сказки лежат первобытные обряды. Сами обряды забылись – рассказы же сохранились как клад полезных и поучительных знаний.
Итак, сказка – это занимательный устный рассказ, повествующий о невероятной, но поучительной истории.
Действующие лица такой истории – вымышленные персонажи, попадающие в сложные ситуации и выходящие из них благодаря помощникам, чаще всего наделенным волшебными свойствами. При этом коварные злодеи чинят им разные козни, однако в конечном итоге добро побеждает
Сказки бывают разные. Народные сказки делятся на сказки о животных, волшебные сказки, бытовые сказки. В одних- главными персонажами являются животные (иногда им противостоит человек). Это — сказки о животных.
В других – главными персонажами являются люди и фантастические существа; животные здесь чаще всего – добрые помощники главного героя. В этих сказках речь идет об удивительных приключениях Ивана-царевича или Ивана -дурака, обязательно связанных с волшебством. Это – волшебные сказки.
И, наконец, есть сказки, главными персонажами которых также являются люди, но, в отличие от волшебных сказок, где герои одерживают победу
благодаря волшебству, в них герои становятся победителями благодаря своему уму, смекалке, смелости, хитрости. Это – социально-бытовые сказки.
Говоря о различии между сказками, интересно обратить внимание на истоки их вымысла, фантастики. Почему звери в сказках разговаривают как люди, почему умерший отец награждает младшего сына Сивкой-буркой, почему брошенный назад гребень превращается в лес? Эти и многие другие вопросы останутся без ответа, если не обратиться к той эпохе в жизни человека, когда сказок еще не было, а существовали устные рассказы о вере человека во всякого рода чудеса.
Древний человек был далек от правильного понимания явлений природы. Ветер, вырывавший с корнями деревья, черные тучи, проливавшие на землю потоки воды, оглушительный гром и ослепительные молнии, обрушивавшиеся на беззащитного человека, звери, подстерегавшие его в дремучих лесах и глубоких оврагах, – все это наводило на него страх, заставляло думать о том, что в природе все живет, двигается, имеет свой разум. И человек отождествлял себя и природу.
Он считал, что животные могут разговаривать между собой, деревья – двигаться; он думал, что солнце, луна, тучи, ручьи и реки – живые существа. А раз так, значит, они могли принести ему и вред и пользу. Будучи бессильным перед природой, он стал поклоняться кажущимся ему живыми воде, огню, солнцу, деревьям, животным. Ощущая себя частицей природы, такой грозной и всесильной, он искал у нее защиты и стремился защититься от нее.
Древний человек поклонялся и своим умершим предкам. Смерть была необъяснимой для него, загадкой. Считалось, что человек не умирает, а лишь переселяется (он или его душа) в другой мир. Поэтому умерший человек, в представлении древних, — это живой человек, но обладающий в силу необычности своего состояния сверхъестественной силой. Так возник культ предков, требовавший поклонения умершим.
Все сказанное объясняет нам, почему звери в сказках разговаривают, почему в сказке „Сивка-бурка” умерший отец ведет разговоры со своим младшим сыном. Учеными установлено также, что Змей, Горыныч в сказках — олицетворение огня, образы Бабы Яги и Кощея Бессмертного связаны с культом предков и т. д.
Но все это говорит лишь об истоках фантастики сказок.
Говоря о сказках разных народов со сходными сюжетами, необходимо отметить три случая:
- Сказки формируются в среде какого-нибудь народа, а потом перемещаются в другие страны, но на них действуют свои фольклорные традиции (зачины, мотивы), приспосабливаются к местным обычаям.
- Есть сходные сказки, которые возникают независимо друг от друга в разных странах в силу общности быта, психологии, условий и законов социально – исторического развития народов.
- Сказки могут передаваться и через книгу.
Национальные черты сказки определяются фольклорными традициями народа. В сказках находит отражение животный и растительный мир той страны, где эти сказки появились. Животные – герои сказок – напоминают своей речью и поведением людей той страны, где бытуют эти сказки. А иначе и быть не может, так как сказка всегда была отражением народной жизни, зеркалом народного сознания.
Виды русских народных сказок
Виды сказок подразделяются: на сказки о животных, волшебные и бытовые. Дадим определение каждому виду.
Русские народные волшебные сказки
Мечты об иной, светлой жизни, в которой люди оказываются победителями в жизненной борьбе, воплотились в волшебных сказках. Волшебные сказки богаты вымыслом, яркими образами. В них показаны чудесные события, действуют фантастические персонажи.
Одним из таких персонажей является Жалмауыз – кемпир. Это страшная старуха, напоминающая Бабу -Ягу.
В русских народных сказках мы встречаем волшебные предметы: сапоги- скороходы, скатерть – самобранку и т.д.
Положительные герои в волшебных сказках проходят через все препятствия, побеждают злых духов, достигают благородной цели. Они часто действуют не только на земле, но и в подземном и в подводном царствах, встречаются со страшными чудовищами и побеждают их. На этом пути героям помогают замечательные люди, наделённые необыкновенными способностями животные и сказочные птицы.
Русские народные бытовые сказки
Бытовые сказки отличаются от волшебных. В их основе лежат события каждодневной жизни. Здесь нет чудес и фантастических образов, действуют реальные герои: муж, жена, солдат, купец, барин, поп и др. Это сказки о женитьбе героев и выходе героинь замуж, исправлении строптивых жен, неумелых, ленивых хозяйках, господах и слугах, об одураченном барине, богатом хозяине, барыне, обманутой хитрым хозяином, ловких ворах, хитром и смекалистом солдате и др. Это сказки на семейно-бытовые темы. В них выражается обличительная направленность; осуждается корысть духовенства, не следующего священным заповедям, жадность и завистливость его представителей; жестокость, невежество, грубость бар-крепостников.
С симпатией в этих сказках изображен бывалый солдат, который умеет мастерить и рассказывать сказки, суп варит из топора, может перехитрить кого надо. Он способен обмануть черта, барина, глупую старуху. Служилый умело достигает своей цели, несмотря на нелепость ситуаций. И в этом обнаруживается ирония.
Бытовые сказки кратки. В центре сюжета обычно один эпизод, действие развивается быстро, нет повторения эпизодов, события в них можно определить как нелепые, смешные, странные. В этих сказках широко развит комизм, что определяется их сатирическим, юмористическим, ироническим характером. В них нет ужасов, они веселы, остроумны, все сосредоточено на действии и особенностях повествования, которые раскрывают образы героев.
Русские народные сказки о животных
Их очень много. Герои этих сказок – домашние животные, звери и птицы, которым приписываются человеческие черты.
Для сказок о животных характерен яркий оптимизм: слабые всегда выходят из сложных положений. Он поддерживается комизмом многих ситуаций и юмором.
Главными персонажами народных сказок являются волк или лиса, олицетворяющие собой зло, а добрые качества присущи зайцу, петуху, коту, барану, ягнятам, или курице.
Овца – символизирует безобидность, спокойствие, волк – глупость, бык в сказках труженик; лиса – хитрая, притворщица; тигр – жестокосердный тиран.
Весь сюжет сказок построен на постоянном столкновении добра и зла. Волк и лиса очень коварны и опасны. Но силу зла смягчает юмор, который занимает весомое место в сказках. Злые герои постоянно высмеиваются и часто попадают в нелепые, комические ситуации.
Обычно сказка заканчивается победой добра. Зло наказуемо. Волк и лиса сполна получают по заслугам за свои деяния. Сказки о животных поучительны, познавательны.
Заключение
Сказки – самые древние творения человеческого духа. Она один из популярных и любимых жанров в устном народном творчестве.
Мы ещё не умели ходить, но уже слышали от наших мам и бабушек сказки.
Сколько же сказок уже услышано и прочитано нами с раннего детства! И нет среди них таких, которые бы нам не нравились. Бывали сказки, похожие друг на друга и не похожие, бывали весёлые и грустные, длинные и короткие. А вот скучные и глупые не попадались никогда
Повзрослев, мы будем их читать и изучать ещё долго. А, читая, всегда погружаемся в их фантастический, волшебный и одновременно такой живой и реальный мир. Каждый сказочный образ оживает в воображении ярче, чем кадры кино или телевидения. И это не случайно. Ведь сказка – совершенное произведение народного духа.
В сказке нет ничего лишнего. Всё на своём необходимом, точно пригнанном месте. И поэтому сказка вечна.
Справедливость, которой так не хватает в жизни, почти всегда торжествует в сказках.
На изученном материале видно, что поставленные перед нами цели и задачи Пока существует человечество, оно нуждается в мечте, а следовательно, ему не обойтись без сказки, которая вдохновляет, подаёт надежду, забавляет и утешает.
Литература
- А.Н.Афанасьев Сборник «Народные русские сказки»
- Детская литература сказка»Волк и семеро козлят»
- Художественная литература хрестоматия «КАПЕЛЬКА»
- Литературное чтение, учебник 3 класс
- А.Любарской Сборник сказок «В ТРИДЕВЯТОМ ЦАРСТВЕ»
Приложение 1. Сказки, сочинённые учащимися 3 класса
Жила-Была девочка. Её звали Елена. Когда она была очень маленькой, родители бросили её. Девочка умела колдовать.
Однажды Елена пошла в лес за ягодами. Набрала полную корзину ягод и пошла домой. На другой день она снова пошла в лес. Но она увидела красные яблоки на яблоне и собрала целое лукошко.
На третий день пошла малину собирать. И вдруг слышит, что в кустах кто-то плачет. Посмотрела Елена и увидела старенькую бабушку. Девочка спрашивает: «Зачем вы плачете?»
«Видишь ли,- отвечает старушка,- когда я была молодой, была очень красивой, а сейчас превратилась в некрасивую старушку. Я сама на себя не похожа. А мне хочется всегда быть молодой и красивой».
«Вы не плачьте,- говорит Елена,- я вас мигом сделаю молодой и красивой».
Поверила бабка Елене и пошла за ней. Стала колдовать над бабкой Елена, и старушка превратилась в такую красавицу, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Но Елена предупредила, что старушка будет молодой и красивой до тех пор, пока она будет делать добрые дела. Как только в её мыслях появится зло, она снова превратится в дряхлую старушку.
Тут и сказке конец, а кто слушал молодец.
Сухов Иван, ученик 3 класса
В одной деревне жила с родителями девочка Маша, а рядом с деревней в лесу было логово злого чудища. Однажды Маша пошла в лес за грибами. Чудище заметил её и поймал, принёс в логово и посадил в темницу. Но в темнице Маша оказалась не одна. Там жила серая мышка.
Мышка пожалела Машу и подарила ей волшебный платочек. Если загадать желание и взмахнуть платочком один раз, то желание исполнится. Маша поблагодарила мышку, загадала желание, взмахнула платочком и оказалась за пределами логова в лесу.
Узнал про это чудище и помчался за Машей. Бежит Маша, а перед ней длинная и широкая река. Взмахнула Маша платочком и появился мост. Перешла она речку и побежала дальше. Бежит Маша, а перед ней густой, тёмный лес, а чудище уже почти рядом. Взмахнула Маша платочком и появилась тропинка через лес. Тропинка вывела её из леса. Вскоре Маша увидела свою деревню.
Но как чудище остановить? Ведь он может навредить жителям деревни. Взмахнула она платочком и появились волки, которые напугали чудище и заставили его вернуться в своё логово, а волки ушли в лес. Прибежала Маша домой и рассказала всё родителям, а они предупредили жителей деревни, чтобы те не ходили далеко в лес.
Кривощёкова Юлия? ученица 3 класс
Приложение 2. Иллюстрации к русским народным сказкам
Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:
Сказка “Дудочка и кувшинчик” семья Кулишовых |
Семейное чтение – почти утраченная традиция в современном мире.
В обществе нарастает мысль о том, что с развитием интернета книги и библиотеки сойдут на нет. Слова “пойти в библиотеку” становятся экзотикой, сама наблюдала в беседе это не раз…
Но ведь именно чтение – совместное чтение мамы и ребенка – это удивительной силы профилактическая прививка от бед подросткового возраста, духовные скрепы, соединяющие семью.
Читая интересную историю, обсуждая ее, родители и дети находят едва заметные тропинки в сердце друг друга, позволяющие обойти, спустя время, вечную проблему отцов и детей. Конечно, обсуждать – не значит, непререкаемым тоном давать наставления и морали, а вспоминать на основе прочитанного что-то свое, выслушивать ребенка, спрашивать его мнение, подводить его незаметно к умению разбираться, что такое хорошо и что такое плохо, что такое лень и что такое трудолюбие, что включает в себя забота и что приносит огорчение…
Сейчас мы читаем сказки.
И я решила – почему бы не создать семейную аудиокнигу?!
Технически это совсем не трудно.
Сказки выбраны и разобраны…
Прочитаны…
Критерии обозначены.
Работа проходит так:
дети и родители записывают свои 3-минутные отрывки в виде видеозаписи, аудиозаписи или голосового сообщения в воцапе и присылают мне.
Я конвертирую файлы в MP3, собираю их в Audacity в один целый файл и готово!
Пока делала, поняла, что хочу вставлять местами музыкальное сопровождение… Классическое… Какое, буду ждать идеи от родителей и детей
Все наши аудиокниги будут собраны в одном месте.Получится наш собственноручно созданный сборник аудиокниг! С удовольствием будем слушать книги, как только представиться минутка. Они ведь записаны нами, букволетами и их родителями.
Итак – представляю первую работу:
В. Катаев “Дудочка и кувшинчик”.
Записывали Данил, мама, папа, бабушка.
Как сказала потом мама: “Взрослые стеснялись больше детей”…
Пожалуйста, уважаемые родители, напишите несколько слов в комментариях – впечатления от совместного времяпровождения.
P.S. Вопросы, которые мне обычно задают:)
Да, такую работу сделают не все родители. Но ведь это такая память! К тому же – удовольствие от совместного семейного творчества и возможности представить свои результаты и гордиться ими – дорогого стоит Так что желающие точно будут. Пусть несколько человек, но от души.
Ребята! Нам нужна обложка к нашему сборнику. Обращаюсь к нашим художникам. Кто нарисует?
Найдите в школьной или домашней библиотеке сборники сказок, пословиц и поговорок, былин. Сделайте выставку, составьте аннотацию на один из сборников.
reshalka.com
ГДЗ Литературное чтение 4 класс (часть 1) Климанова. Проверьте себя (стр.54). Номер №8
Решение
Аннотация на сборник сказок:
В сборник вошли рекомендованные для чтения в начальной школе русские народные сказки: о животных, волшебные, бытовые.
Сказки – это произведения, в которых описываются выдуманные события с вымышленными персонажами.
Предлагаю погрузиться в мир сказок в этом издании, в котором более тридцати любимых сказочных историй.
Эта книга понравится всем читателям, их порадуют и знакомые и новые сказки. В этом сборнике есть такие сказки, как “Золушка”, “Снежная королева”, “Огниво”, “Спящая красавица”, “Джек и бобовый стебель” и другие.
Книга красочно иллюстрирована, чтобы сразу погрузить читателя в сказочный волшебный мир.