Как составить сборник в библиотеке

Предисловие

Настоящее методические
рекомендации предназначены оказать помощь библиотечным специалистам в
разработке, составлении и унификации оформления различных методических изданий.
При подготовке материалов был использован ГОСТ Р 7.0.4 – 2006 «Издания.
Выходные сведения. Общие требования и правила оформления», который определяет
требования к оформлению не тиражируемых типографским способом изданий.
Терминология отдельных разновидностей печатной продукции даётся в соответствии
с ГОСТ 7.60-2003 «Издания. Основные виды. Термины и определения».

Методика составления методических изданий

В основе составления методических
изданий лежит упрощённая модель общей методики библиографирования (методики
подготовки библиографических пособий).

Работа по составлению методических изданий
состоит из 3 основных этапов: подготовительного, основного (аналитического и
синтетического) и заключительного. При создании пособий с простой структурой
отдельные этапы или их составные звенья могут опускаться либо значительно
упрощаться.

Подготовительный этап включает в себя выбор и изучение темы, а также выявление
документов по теме издания.

Определяя тему будущего издания,
необходимо исходить из её новизны, актуальности, соответствия профилю и
возможностям библиотеки. В ходе изучения темы предполагается определить
обеспеченность темы литературой, детально разобраться в терминологии, существом
самой проблемы. В наиболее сложных случаях на данном этапе желательно привлечь
специалистов в этой области знания к консультационной и методической помощи.

Выявление литературы по теме пособия
является поиском и оценкой документов с целью их последующего использования.
Здесь определяется круг источников: куда вы будете обращаться за литературой, к
каким ресурсам и т.д.

На основном этапе производится
просмотр, изучение и отбор выявленной литературы, соответствие её тематике
издания, его целевому

назначению.
Результатом должна стать тщательно продуманная структура

издания.

Заключительный этап подготовки методических изданий включает в себя подготовку справочного
аппарата, редактирование и оформление пособия. В состав справочного аппарата
входят: введение, оглавление приложения.

Работа над изданием завершается его
редактированием и оформлением. Художественное оформление методических изданий предполагает
использование различных иллюстративных материалов, например, яркая
выразительная обложка, украшает пособие и привлекает к нему внимание. Однако
элементы внешнего оформления должны раскрывать основное содержание пособия.

Виды
методических изданий

Есть несколько
разновидностей  методических  изданий. Методические пособия содержат
советы по организации и методике библиотечно-библиографической деятельности.
Примерами методических пособий являются методические письма и методические разработки.

Методические
письма
— это консультации по
конкретным вопросам библиотечной работы, которые недостаточно освещены в
специальной литературе, являются новыми или малоизвестными библиотечным
работникам.

Тематика
методических писем определяется кругом наиболее типичных вопросов, с которыми
обращаются в методический центр библиотекари, типичными затруднениями и
ошибками в работе библиотек, которые выявлены при анализе их работы.

Методическое
письмо включает краткую характеристику темы, практические советы по выполнению
конкретной работы в библиотеке. Во всех случаях обязательно указывается
имеющаяся литература по данному вопросу, даются советы, как её использовать.

Методические
письма составляются теми методическими центрами, которые разработали и экспериментально
проверили на практике, тот или иной метод работы или более эффективную форму её
организации.

Методические
письма могут выпускаться в виде самостоятельных изданий, а также входить в
состав сборников комплексного содержания.

Методические
разработки
— это издание,
содержащее материалы в помощь подготовке и проведению конкретных работ
(мероприятий) в библиотеке (организация выставок, оформление плакатов и
стендов, и т. п.), сочетающее описание последовательности действий, отражающих
ход его проведения, с методическими советами по его организации. Методические
разработки — это комплексная форма, которая может включать также сценарии,
планы выступлений, описание творческих заданий,  схемы, рисунки и т.д.

Следующую группу
составляют инструктивно-методические пособия, определяющие
наиболее целесообразный порядок выполнения тех или иных библиотечных процессов
и операций, регламентирующие различные участки и стороны деятельности
библиотек. Инструктивно- методические пособия издаются в следующих видах:

1.              
Регламентирующая документация (уставы, положения,
инструкции, стандарты, нормы, правила и т. д.). Определяют границы, рамки
деятельности библиотек и их структурных подразделений, а также порядок
выполнения тех или иных процессов и операций, и т.п.

2.            
Применение регламентирующей документации связано с разработкой инструктивно-методических
материалов,
призванных помочь внедрению регламентирующих документов в практику.

3.   Важной формой
методического обеспечения деятельности библиотек являются методические
рекомендации
, основанные на изучении передового библиотечного опыта, и
определяющие наиболее целесообразный порядок выполнения конкретных библиотечных работ.

Это пособия,
содержащие советы для оказания методической помощи во внедрении наиболее
эффективных форм и методов работы. И, наконец, следует выделить группу изданий
комплексного характера
.

Среди них можно назвать:

1.      
Методико-библиографические пособия, которые представляют
собой сочетание методических советов и рекомендаций, разработок практического
их осуществления, библиографических списков литературы. Они призваны показать
библиотекарю, какие задачи решает данная тема, какую следует привлекать
литературу, какие методические приёмы в работе  с этой литературой использовать.

2.      Библиотечные
сборники
(бюллетени) включают разнообразные материалы: методические
консультации, разработки, инструктивные и информационные материалы, описания
библиотечных новшеств и т.п. Библиотечные сборники, как правило, продолжающиеся
издания. Иногда они

имеют строгую периодичность выпуска. По своему характеру
эти издания методических центров приближаются к библиотечным журналам.

Структура методических изданий

Методическое
издание может иметь следующую структуру:

§  обложка;

§  титульный лист;

§  оглавление;

§  введение;

§  основная часть;

§  заключение;

§  библиографический список источников;

§  приложения.

Обложка не является обязательным элементом методического издания.

Титульный лист
методического издания
заполняется по строго определенным правилам:

В верхней части
титульного листа приводится полное наименование библиотеки; наименование
отдела.

В средней части
титульного листа приводится имя автора (полное имя автора, авторов, соавторов,
составителей и т.д. приводится на обороте титульного листа в надвыпускных
данных). Здесь же приводятся сведения поясняющие заглавие; вид издания, его
целевое и читательское назначение, и т.д.

В нижней части указывается место и
год создания пособия.

Обратная
сторона титульного листа
содержит
сведения о классификационных индексах (УДК и ББК), которые располагаются в
верхнем левом углу оборотной стороны титульного листа. Авторский знак
(определяется по двузначным таблицам авторских знаков Л.Б. Хавкиной),
помещается под первой цифрой индекса ББК.

Следующий элемент
– надвыпускные данные, в которых приводятся полное имя автора, авторов,
соавторов, составителей и т.д.

Далее
располагается библиографическое описание издания и аннотация (факультативный
элемент).

В нижнем правом
углу оборотной стороны титульного листа размещается знак охраны авторского
права – копирайт– ©.

После титульного листа помещается оглавление.

Оглавление
(содержание)
. Заголовки
оглавления должны точно повторять структуру заголовков в тексте. Сокращать или
давать их в другой

формулировке, последовательности и
соподчинённости по сравнению с заголовками в тексте нельзя.

Оглавление может
быть помещено вначале методического издания – после титульного листа, или в
конце его – после списка источников.

Введение (предисловие, пояснительная записка). Этим разделом
должно открываться любое, даже сравнительно небольшое издание. В нём
раскрывается:

     актуальность и значимость
методического издания;

      степень
разработанности данной проблемы в теории и практике библиотечного дела;

   практическая или научная ценность;

Особое внимание
во введении уделяется целевому и читательскому назначению издания, то есть
объяснение того какие знания, умения, навыки должны быть приобретены в
результате работы с ним.

Во введении также
может быть в кратком виде представлена логическая структура издания и принципы
отбора материала.

Основная
часть.
Основная часть
методического издания может состоять из теоретической и практической частей.

В содержании
основной части необходимо точно и полно раскрыть заявленную тему, описать
конкретный методический опыт библиотечной практики и раскрыть систему
методических приёмов, позволяющих воспроизвести этот опыт. Кроме этого, в этом
разделе пособия могут отражаться и описываться используемые формы работы,
методические приёмы и т.д.

Если по данному
вопросу имеются учебники и практические пособия, где необходимые вопросы теории
изложены на должном уровне, необходимо на них сослаться, если их нет, то
следует в методическом пособии поместить извлечение из теории, в таком виде,
который требуется для выполнения данной работы. Здесь показывается умение
кратко, ясно, логично, точно и аргументировано излагать материал.

Заключение является факультативным элементом. В нём
необходимо подвести итоги, представить результаты (возможен тезисный вариант),
а по возможности сформулировать то новое, что внесено автором (авторами), в
решение проблемы.

Библиографический список источников составляет одну
из существенных частей и отражает самостоятельную творческую работу автора или
авторского коллектива.

Он составляется
после завершения информационного поиска и тщательного отбора выявленных
источников. Представляет собой перечень

библиографических записей, включающей
описания используемых, цитируемых или рекомендуемых документов, а также их
составных частей.

Приложение (я)
– это часть основного текста,
которая имеет дополнительное (обычно справочное) значение, но является
необходимой для более полного освещения материала.

В состав приложений к
библиографическим пособиям входят списки просмотренных источников (каталоги,
картотеки, прикнижные и пристатейные списки литературы, библиографические
пособия и т.д., – приводятся все источники, которые просматривались
составителем), списки условных сокращений, списки документов вышедших после
окончания работы над пособием и т.д.

Требования к
библиографическому описанию различных изданий

При составлении
библиографического описания следует соблюдать нормы современной орфографии.

Библиографическое
описание изданий приводится в соответствии с действующими стандартами:

ГОСТ 7.80-2000
«Библиографическая запись. Заголовок. Общие требования и правила составления».

ГОСТ 7.82-2001«Библиографическая
запись. Библиографическое описание электронных ресурсов. Общие требования и
правила составления» (для электронных изданий).

ГОСТ 7.1-2003
«Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и
правила составления» (для печатных изданий).

При составлении
рукописи издания автор или авторский коллектив обязан оформить
библиографические ссылки на источники информации согласно требованиям ГОСТа.

ГОСТР 7.0.5-2008
«Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления».

ГОСТ Р7.0.12-2011
«Библиографическая запись. Сокращение слов и словосочетаний на русском языке.
Общие требования и правила».

Место (название
города) дается без сокращения, за исключением названий Москва, Санкт-Петербург,
Ленинград, приводимых в сокращенном виде; соответственно М., СПб., Л.

Примеры различных описаний см. в приложении № 2.

Заключение

Составление и выпуск методических
изданий одно из приоритетных видов деятельности библиотек-методических центров.
Поскольку не все сотрудники библиотек имеют достаточную подготовку и владеют
навыками составительской деятельности, то освоение методики составления
методических изданий является актуальной задачей для библиотечных специалистов.

Список
источников

1.                
Ванеев А.Н. Методическое обеспечение библиотечной деятельности: учеб. пособие / А.Н.
Ванеев; СПб. гос. ун-т культуры и искусств. – М. : Профиздат, 2001. –
(Современная библиотека). – 144с.

2.                
ГОСТ Р 7.0.4-2006 «Издания. Выходные сведения. Общие требования
и правила оформления» [Электронный ресурс]. – URL:

http://www.gosthelp.ru/text/GOSTR7042006SIBIDIzdaniya.html

3.                
Справочник
библиотекаря / науч. ред. А.Н. Ванеев. – 4-е изд., перераб. и доп. – СПб.:
Профессия, 2000. – (Серия «Библиотека»). –640
с.

4.                
Составление библиографических пособий : метод. рек. / ЯОУНБ им.
Н. А. Некрасова, ИБО; сост. А.В. Журавлева. – Ярославль, 2011. – 25 с.

Приложение № 1

Правила оформления методических
изданий

Текст рукописи издания должен быть
тщательно выверен. За достоверность содержащихся в нём материалов отвечает
автор (составитель) или ответственный редактор.

Целесообразно придерживаться следующих параметров:

—     левое (внутреннее) поле – 3 см, правое
(внешнее) – 2 см;

—     верхнее  и нижнее поля – 2 см;

—     расстояние от края до колонтитула (колонцифры)
– 1,5 см;

—     абзацный отступ – 1,25 см;

—     режим зеркальных полей включен;

—     для всего текста межстрочный интервал – одинарный;

—     номера страниц (колонтитулы) помещаются внизу;

—     выравнивание    по     ширине    страницы    с     автоматической расстановкой переносов;

—     шрифт для всего текста –
Times New Roman 14 пт для основного текста, заголовки – кеглем больше (на
усмотрение авторов);

—     мелкий шрифт (10-12 пт) допускается
в таблицах и схемах. Общая нумерация текста начинается с 3-й страницы (1-я страница –

титульный лист, 2-я – оборот титульного листа).

Если глава начинается с новой страницы, то последняя
страница предыдущей главы должна быть заполнена на 2/3 (не менее половины).

Приложение № 2

Примеры библиографических записей

Запись под заголовком:

Семенов, В.В. Философия: итог тысячелетий.  Философская
психология [Текст] / В.В.Семенов, Рос. акад. наук, Пущин. науч. центр, Ин-т
биофизики клетки, Акад. проблем сохранения жизни. – Пущино: ПНЦ РАН, 2000. 64, [3] с.; 22 см. Рез.: англ. Библиогр.:
с.60-65. 200 экз. ISBN 5-

201-14433-0.

Запись под заглавием:

Аппаратура
радиоэлектронная бытовая. Входные и выходные параметры и типы соединений.
Технические требования [Текст]: ГОСТ Р 51771-2001. – Введ. 2002-01-01. – М.:
Госстандарт России: Изд-во стандартов, 2001. – IV, 27 с.: ил.; 29 см.

Сериальные и другие продолжающиеся ресурсы Газета

Академия здоровья [Текст]: науч.-
попул. газ. о здоровом образе  жизни: прил. к журн. «Аквапарк» / учредитель
«Фирма «Вивана». – 2001, июнь. М., 2001. –. 8 полос. Еженед.2001, N 1-24. 10000 экз.; 2002, N 1

(25)-52 (77). – 15000 экз.

Журнал

Актуальные проблемы современной науки [Текст]:
информ.- аналит. журн. / учредитель ООО “Компания “Спутник +”. –
2001, июнь – . – М.: Спутник +, 2001– . –- Двухмес. – ISSN 1680-2721. 2001, N
1-3. – 2000 экз.

Электронные ресурсы

Художественная энциклопедия зарубежного
классического искусства [Электронный ресурс]. – Электрон. текстовые, граф., зв.
дан. и прикладная прогр. (546 Мб). – М.: Большая Рос. энцикл. [и др.], 1996. –
1 электрон. опт. диск (CD-ROM): зв., цв.; 12 см + рук. пользователя (1 л.) +
открытка (1 л.). – (Интерактивный мир). – Систем. требования: ПК 486 или выше;
8 Мб ОЗУ; Windows 3.1 или Windows 95; SVGA 32768 и более цв.; 640×480; 4х
CD-ROM дисковод; 16-бит. зв. карта; мышь. – Загл. с экрана. – Диск и сопровод.
материал помещены в контейнер 20×14 см.

Составные части документов

Двинянинова, Г.С. Комплимент:
Коммуникативный статус или стратегия в дискурсе [Текст] / Г.С. Двинянинова //
Социальная власть языка: сб. науч. тр. / Воронеж. межрегион. ин-т обществ.
наук, Воронеж, гос. ун-т, Фак. романо-герман. истории. – Воронеж, 2001. –
С.101-106. – Библиогр.: с.105-106.

Андреева А.Звуки
музыки для вашего бренда / А. Андреева, Ю. Маленькая // Рекламные идеи. – 2011.
– № 6. – С. 104-108; То же [Электронный ресурс]. – URL:
http://www.advi.ru/magazin/2011-06/music_104- 109.pdf
(22.02.2014)

Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)

Библиографическая запись:
Подготовка сборника, издания одного произведения, собрания сочинений, серийного издания. Принципы формирования серий «Золотая библиотека», «Школьная библиотека». — Текст : электронный // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. – URL: https://myfilology.ru//164/podgotovka-sbornika-izdaniya-odnogo-proizvedeniya-sobraniya-sochinenij-serijnogo-izdaniya-princzipy-formirovaniya-serij-zolotaya-biblioteka-shkolnaya-biblioteka/ (дата обращения: 20.05.2023)

Подготовка сборника, издания одного произведения, собрания сочинений, серийного издания

По структуре книжных изданий выделяют: сборник, отдельное издание одного произведения (моноиздание), серийное издание, собрание сочинений (преимущественно для литературно-художественной книги).

Редактор формирует массив изданий, разрабатывает концепцию и модель каждого отдельного издания, привлекает специалистов, которые участвуют в его подготовке, готовит произведение литературы к сдаче в производство, анализирует эффективность использования вышедшей из печати книги.

Редактор должен иметь в виду и решение задачи, которую мы можем отнести к задачам общекультурного плана. Это задача приобщения читателя к книжной культуре. Каждое издание сообщает ребенку определенную сумму знаний, учит его говорить и мыслить, оценивать события и явления. Тут речь идет о воздействии на личность содержания книги. И в то же время каждая книга — это самостоятельное явление. Явление, которое, с одной стороны, дает характеристику человеческому бытию, а с другой — само есть яркая, наглядная характеристика человеческой цивилизации — цивилизации, книжная культура которой органически связана с ее сущностью.

И читатель-ребенок прежде всего знакомится именно с собственно книгой, учится быть читателем.

Важнейшим аспектом работы редактора при формировании массива изданий является отбор ранее выходивших произведений литературы для подготовки переизданий и новых произведений для подготовки первоизданий.

Качество отбора произведений определяет во многом и качество массива изданий.

В деятельности редактора собственно организационная и аналитическая работа занимают значительное место, охватывая изучение потребностей читателей, а также массива отечественных и зарубежных изданий, анализ вновь вышедшей литературы и откликов на нее критики и читателей, знакомство с работой литобъединений, помощь авторам в доработке произведений, организацию рецензирования поступающих рукописей.

Кроме того, изучая интересы своих читателей, редактор определяет темы и проблемы, которые занимают ребят, но не нашли еще отражения в литературе. Эти темы и проблемы рассматриваются как основание для заказа авторам новых произведений.

Сборник

Наиболее характерное издание литературы для детей — сборник. В сборник включаются произведения на одну тему (тематический) либо одного автора (авторский), либо одного жанра (сборник стихов, сборник рассказов, сборник пьес), либо одного периода или посвященные одному региону.

Одно произведение

Отдельное издание одного произведения (моноиздание) для детей может включать работу любого жанра: пословицу, загадку, стихотворение, сказку, рассказ, пьесу, повесть, роман. Следует иметь в виду, что типология литературно-художественных изданий связана с возрастными характеристиками читателей, а также с родами и жанрами художественной литературы.

Например, читателям-дошкольникам прежде всего адресуются издания фольклорных произведений малых жанров — песенок, считалок, загадок. Создавая произведения для этой категории читателей, писатели ориентируются именно на фольклорные жанры, используя найденные в устном народном творчестве формы повествования.

Самый простой аппарат используется в литературно-художественной книге. Толкование непонятных слов и выражений дается не в комментариях, а в подстрочных материалах, поскольку читатели младшего и среднего школьного возраста не имеют навыков работы с книгой при чтении художественного произведения и обращения к словарям, комментариям, указателям.

Собрание сочинений

Выпуск собраний сочинений довольно редко используется в издательской практике для детей. Как правило, издают собрания сочинений детских писателей (например, А. Гайдара, К.И. Чуковского, А. Алексина и других) или писателей, чьи произведения входят в так называемый золотой фонд литературы для детей (например, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова и др.), т. е., как писал И. Мотяшов, в «…отстоявшееся в течение многих лет собрание книг, постоянно находящихся в обращении и систематически переиздающихся для удовлетворения незатухающего читательского спроса… это культурный минимум, которым по неписаному установлению общественного мнения следует владеть всякому культурному человеку».

Собрания сочинений предназначаются читателям старшего школьного, юношеского возраста. Цель подготовки такого издания — ознакомление не только с произведениями, но и с творчеством писателя.

Как правило, дети запоминают не книги, не авторов, а названия произведений и героев. Собрание сочинений значительно расширяет их познания в литературе. Тут на первый план вы-двигается фигура автора. Читатель не только запоминает его имя, но и видит взаимосвязь произведений. Такие издания участвуют в формировании определенного уровня культуры чтения, решая воспитательно-познавательные и эстетические задачи.

Собрание сочинений включает лучшие произведения автора, демонстрирует возможности писателя, развивает интерес не только к содержанию произведений, но и к художественному мастерству, позволяет сосредоточить внимание читателя на индивидуальной творческой манере, на внутреннем мире художника, на отражении этого мира в литературных работах. Например, издательство «Центрполиграф» начиная с 2000 г. выпускает полное собрание сочинений Анатолия Алексина, в котором представлены лучшие сочинения автора.

Справочный аппарат собрания сочинений включает вступительную статью, комментарии, оглавление, аннотацию. Вступительная статья, как правило, представляет собой биографический научно-художественный очерк.

Основные критерии оценки редактором такой статьи определяются характером ее содержания. Так, полнота материала предполагает показ биографии, творческой судьбы и особенностей творчества автора.

Критерии оценки комментариев также определяются характером содержания и спецификой читательского адреса.

Содержание комментариев предполагает использование текстологической и реально-исторической информации. Основные требования редактора к этим материалам — доступность приводимых характеристик, органическая связь с содержанием произведения, а также с другими элементами аппарата, прежде всего со вступительной статьей.

Серийное издание

Книжная серия (серийное издание) для детей — это ряд самостоятельных однотипных книжных изданий, которые выпускают в свет в соответствии с определенным замыслом, имеющим общественное звучание и педагогическую направленность. Замысел раскрывается частично в каждом издании, а полностью — во всей их совокупности. Серию можно рассматривать как сборник, развернутый во времени.

Серийные издания для детей отличает разнообразие замыслов, читательских категорий, целевого назначения. Практически каждый возраст учтен при формировании серийных изданий.

Научно-популярные издания формируют систему знаний. Они, как правило, представлены сборниками или выпускаются в серийных изданиях (например, «Ученые — школьникам», «Компас», «Эврика» и др.).

К примеру, замысел серийного издания «Библиотека мировой литературы» предполагал создание серии, включающей лучшие произведения. Фактически издание было направлено на совершенствование круга чтения детей и юношества. Целью подготовки серии явилось широкое приобщение читателей к достижениям отечественной и зарубежной литературы.

За счет единообразия справочного аппарата обеспечивается и единство, целостность серийного издания. Поскольку требования к аппарату и его составу определяются при формировании модели издания, редактор сразу же формулирует основные критерии оценки каждого элемента, решает организационные и методические вопросы подготовки аппарата (состав авторов, основное содержание), возможности обеспечения целостности серии за счет аппарата (информация о серии, списки вышедших и готовящихся к изданию томов и т.д.).

Принципы формирования серий «Золотая библиотека», «Школьная библиотека»

Серия “Золотая библиотека”

Издательство “Детская литература”. В этой серии представлены лучшие советские произведения для детей и юношества. Направленные на формирование сильной личности, они дарят море удовольствия от чтения, ведь в этих книгах герои попадают в совершенно разные ситуации: грустные, веселые, страшные и не очень. Серия выходила с 1956 года по 1992. 

«Детская литература» – первое и старейшее в России издательство, выпускающее книги для детей. Оно начало свое существование в 1933 году под названием «Детгиз» (Детское государственное издательство) во главе с Самуилом Маршаком. В организации и работе издательства участвовали также Максим Горький, Корней Чуковский и Аркадий Гайдар, совместными силами объединившие вокруг «Детгиза» лучших детских писателей и книжных иллюстраторов.

Издательство было создано сразу в двух городах — в Москве и Ленинграде.

Активное участие в организации и работе издательства приняли Максим Горький, Самуил Маршак, Корней Чуковский, Тамара Габбе, Лидия Чуковская, Александра Любарская, Аркадий Гайдар.

Первым главным редактором издательства стал Самуил Яковлевич Маршак, собравший таких авторов как М. Ильин, Борис Житков, Виктор Шкловский, Соломон Лурье, Л. Пантелеев, Даниил Хармс, Александр Введенский, Алексей Толстой, Евгений Шварц и др. В 1933 году, в первый год работы Детгиза, вышло 168 названий книг общим тиражом 7744 тыс. экземпляров.

В 1937 году редакция ленинградского Детиздата была разгромлена: некоторые сотрудники (Лидия Чуковская) были уволены, другие в разное время были арестованы, расстреляны, погибли в заключении.

Это издательство называли «университетом» для иллюстраторов детской книги. Через уроки художника Владимира Лебедева прошли сотни петербургских художников, впоследствии ставших мэтрами книжной графики: Юрий Васнецов, Алексей Пахомов, Николай Тырса, Владимир Конашевич, Евгений Чарушин, Нина Носкович, Валентин Курдов и другие…

Сменило несколько официальных названий:

  • — Детгиз (постановлением ЦК ВКП(б) от 09.09.1933 с момента образования до 1936 года);
  • — Детиздат при ЦК ВЛКСМ (с 1936 по 24.09.1941);
  • — Государственное издательство Детской литературы Наркомпроса РСФСР (24.09.1941 — 1946);
  • — Государственное издательство детской литературы Министерства Просвещения РСФСР (1946-1963). При этом аббревиатура осталась прежней (Детгиз);
  • — Издательство «Детская литература» Государственного комитета по печати (с 1963 года).

В первые годы в планах Детгиза преобладали переиздания. Выпускались большими тиражами произведения дореволюционных классиков, книжки К.Чуковского, С.Маршака, Б.Житкова, лучшие образцы зарубежной прозы для детей. Одной из приоритетных задач всегда было издание книг, изучаемых в рамках школьной программы по литературе. Так появились серии: «Школьная серия классиков» и «Школьная серия современных писателей», «Первая библиотечка школьника» и «Библиотека школьника», в которых выходили книги, предусмотренные программой Народного комиссариата просвещения. Упомянутые серии впоследствии были объединены в самую известную серию «Школьная библиотека». Еще при создании первых тематических планов были выработаны основные принципы этих изданий: книги должны содержать предисловие, расширенные комментарии, портрет автора и иллюстрации, помогающие раскрытию образа, показывающие историческую обстановку.

“Школьная библиотека”

  • Школьная библиотека (с логотипом «V»)
  • Школьная библиотека (с логотипом «Бегунок»)
  • Школьная библиотека (с логотипом «Факел/Книга»)

Одной из приоритетных задач издательства “Детская литература” всегда было издание книг, изучаемых в рамках школьной программы по литературе. Так появились серии: «Школьная серия классиков» и «Школьная серия современных писателей», «Первая библиотечка школьника» и «Библиотека школьника», в которых выходили книги, предусмотренные программой Народного комиссариата просвещения. Упомянутые серии впоследствии были объединены в самую известную серию «Школьная библиотека».

Еще при создании первых тематических планов были выработаны основные принципы этих изданий: книги должны содержать предисловие, расширенные комментарии, портрет автора и иллюстрации, помогающие раскрытию образа, показывающие историческую обстановку.

17.06.2017, 2808 просмотров.

Как делать сборники

Для того чтобы упорядочить документацию, архив фотографий или музыкальную коллекцию, рекомендуется создавать сборники-каталоги. С их помощью вы всегда будете знать, какие элементы коллекции у вас имеются, и сможете воспользоваться ими в нужный момент.

Как делать сборники

Вам понадобится

  • – папка для документов;
  • – ручка;
  • – бумага;
  • – степлер или канцелярские скрепки.

Инструкция

Приготовьте удобную папку для документов. Если она оснащена скоросшивателем, вам будет удобнее хранить в ней свой сборник.

Составьте общий список вашей коллекции, по пунктам.

Перенесите каждый пункт вашего предварительного списка на отдельный лист бумаги. Обязательно указывайте всю известную вам информацию. Если вам требуется сделать сборник музыкальных произведений, то стоит указывать имена или псевдонимы исполнителей, авторов слов песен, полные имена композиторов, написавших музыку. Если это музыкальные альбомы, то указывайте их названия и перечни входящих в них композиций. Также отметьте годы выпуска альбомов или конкретных музыкальных произведений. Если же речь идет о книжной библиотеке, не забудьте указать автора и название каждой книги, год ее написания автором и выпуска в издательстве. Обязательно опишите содержания художественных или документальных произведений. В случае если вы работаете с фотографиями и стремитесь создать их каталог, опишите запечатленных на фото людей и сведения о том, где и когда был сделан снимок. Составьте отдельно для каждого фото подробное описание события, отраженного на нем. Таким образом, у каждого элемента вашей коллекции появится собственная карточка.

Установите порядок расположения карточек в общей папке. Вы можете расположить элементы коллекции по алфавиту, учитывая названия элементов или имена их создателей. Также удобно располагать карточки согласно дате создания каждого из элементов, по возрастанию или убыванию.

Обратите внимание

Бумажные карточки не долговечны. Рекомендуется поместить каждую карточку в канцелярский файл или заламинировать, чтобы предотвратить их старение и порчу.

Полезный совет

Если в одной папке вы решили хранить картотеки нескольких разных коллекций, скрепите предварительно карточки отдельных коллекций степлером или скрепкой, иначе может возникнуть путаница.

Войти на сайт

или

Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.

Муниципальное учреждение «Библиотека»

Центральная библиотека им. Ю. Гагарина

Организационно-методический отдел

Издательская деятельность
 библиотек

Информационный дайджест

Новочебоксарск

2008

Содержание

I. Издательская деятельность
библиотек города.

II. Виды издательской
продукции.

III. Правила оформления
печатных изданий.

IV. Программный уровень
поддержки.

V.  Литература.

I. Издательская
деятельность библиотек города.

Автоматизация
библиотечно-библиографических процессов и форми­рование на их основе
электронных библиографических и фактографиче­ских ресурсов привели к развитию издательской деятельности библиотек города.

Издательская продукция библиотек создается ее же сотрудниками. Она
формируется, в основном, на основе собственных фондов.

Неуклонно увеличивающийся информационный поток делает от­бор,
оценку, представление и продвижение нужной информации жизненно необходимыми.
Библиотеки выпускают списки литературы и тематические библиографические
указатели. Большее внимание уделяется созданию библиографических пособий малых
форм: списков, закладок, буклетов. Тематику библиографических пособий
определяют информационные за­просы пользователей. Востребованы тематические
дайджесты. Если тема востребована, а издание библиографического материала по
каким-либо причинам невозможно, библиотеки создают тематические папки (информационно-библиографические досье). Они
составляются на основе типовых запросов читателей и представляют собой подборку
печатных материалов (вырезки статей и их копии, библиографические списки,
перепечатанный материал).

Печатная продукция оказывает эффек­тивную помощь в
информационно-библиографическом обслуживании, помогает созданию положительного
имиджа библиотеки, направлениях деятельности, программах и проектах,
осуществляемых ею, в освещении памятных событий и дат.

За 2007 год работниками библиотек города Новочебоксарск подготовлено и
выпущено 96 изданий с большим диапазоном тематического
охвата и читательского назначения (
Приложение №1).

Основные
направления:

1.
В помощь потребителям правовой информации
сотрудниками информационно-библиографического отдела выпущены
дайджесты «Имущественный налоговый вычет – это просто!», «Расчет отпускных по
новому», «О пособиях по уходу за ребенком до 1,5 лет и детских пособиях»,
«Безопасность вашего жилища», «Материнский капитал», «Новый порядок расчета
пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам»,
информационные листки: «Что должен знать призывник», «Новый порядок расчета
среднего заработка», «Новые ПДД: штрафы на дорогах», «Пенсия по наследству»,
«Социальное жилье для работников бюджетной сферы», «Что такое «детский» вычет и
кто имеет на него право», «Расчет досрочных пенсий работникам вредных
производств».

2. В помощь воспитательному процессу:

·       
рекомендательные
списки ««ЧИТАЛЕНОК»: программа семейных чтений для детей до 3-х лет»
(библиотека семейного чтения им. С.Маршака), ««ЧИТАЛЯТА»: программа семейных
чтений для детей от 3  до 5лет»
(библиотека семейного чтения им. С.Маршака), «ЧИАТШКА»: программа семейных
чтений для детей до 5 – 7 лет» (библиотека семейного чтения им. С.Маршака),
«Ребенок и семья» (библиотека семейного чтения им. С.Маршака), «Молодым
родителям»  (библиотека им. Н.Носова), «Право на жизнь»: о
вреде наркотиков (детско-юношеская библиотека);

·       
буклеты «Душа на вырост»:
нравственное воспитание (детско-юношеская библиотека),
«Готов ли ребенок
учиться читать?»: тест (библиотека семейного чтения им. А.Николаева), «Если
ребенок не любит читать»: памятка для родителей (библиотека семейного чтения
им. А.Николаева), «Как научиться читать?»: советы начинающим (библиотека
семейного чтения им. А.Николаева), 
«Учимся читать»: советы для начинающих (библиотека семейного чтения им.
А.Николаева),  «Хочешь, почитаем?»
(библиотека семейного чтения им. А.Николаева), 
«Чтение – это…» (библиотека семейного чтения им. А.Николаева),  «Что почитать малышу?» – советы для молодых
родителей (библиотека семейного чтения им. А.Николаева), «Какую книжку купить
ребенку?», (организационно-методический отдел),   «Вырастить книгочея! Как?»,
(организационно-методический отдел),  «В
мир книг – с рождения» (организационно-методический отдел),  «Толерантность – искусство жить рядом» (библиотека
им. Полоруссова-Шелеби);

·       
закладка «Для вас, родители!»
(детско-юношеская библиотека),

·       
папка-досье «Дорога в никуда» (библиотека им. Н.Носова).

3. В помощь продвижению чтения:

указатель,
посвященный к 100-летию со дня рождения шведской писательницы Астрид Анны Эмили
Линдгрен «В гостях у Астрид Линдгрен»;

·       
рекомендательный
список  «Мы читаем – не скучаем!»
(библиотека семейного чтения им. С.Маршака);

·       
буклеты «Лето, книга, я –
друзья» (детско-юношеская библиотека), «Книга года 2005: Тарнаккай Р. Сарби»
(детско-юношеская библиотека), «Тропой судьбы»: Г. Белгалис (детско-юношеская
библиотека), «Год ребёнка проведём вместе с книгой» (детско-юношеская
библиотека), «Слово Айги, всё в нём кажется вечным» (детско-юношеская
библиотека), «Поэзия – как Молчание» (детско-юношеская библиотека), «Мы хотим,
чтоб ваше лето было книгами согрето» (детско-юношеская библиотека),
«Каждому
читателю – его книгу» (организационно-методический отдел); 

·       
закладки «Страна остановленного времени» Д.
Суслина  (детско-юношеская библиотека),
«Читают все!»: о приключениях Камо Д. Пеннака (детско-юношеская библиотека),
«Какое дерево важнее»: по книге Г. Белгалис (детско-юношеская библиотека), к
Неделе памяти Г. Айги: «Отмеченная зима», «Без меня перечти» (детско-юношеская
библиотека),  к летним чтениям: «Здоровье
из леса», «В лес по загадки», «Мир лесных растений», «Самые-самые», «Советы
дядюшки Градусника», «Ребятам о зверятах», «Наперегонки с летом», «Загадки Бабы
Яги», «Участнику летних чтений», «О тех, кто плавает, жужжит, мяукает и лает»
(детско-юношеская библиотека);

·       
информационные листки «Эрудит-шоу» в рамках
летних чтений (детско-юношеская библиотека),
«Горячая десятка»: 10 лучших книг для детей
(организационно-методический отдел);

            4. Создание положительного
имиджа библиотеки:

·       
буклеты «Городская детско-юношеская
библиотека» (детско-юношеская библиотека), «ГДЮБ: экскурсия по
библиотеке» (детско-юношеская библиотека),
«Библиотека
семейного чтения им. С.Маршака»;

·       
визитки (все библиотеки).

5. Помощь
учебному процессу:

·       
буклеты 
«ГДЮБ предлагает воспитателям, педагогам, родителям»,
«Заповедники» (библиотека семейного чтения им.
С.Маршака), «Здоровье, унесенное дымом» (библиотека семейного чтения им.
С.Маршака), «Откуда берется вода» (библиотека семейного чтения им. С.Маршака),
«Где меня научат?» (библиотека им. Н.Носова);

·       
закладки «Удивительный мир путешествий»:
весёлая география для малышей (детско-юношеская библиотека), «Английский язык с
Винни-Пухом»:
 об обучающем
курсе для детей младшего школьного возраста (детско-юношеская библиотека);

·       
информационный листок «Советы абитуриенту»
(детско-юношеская библиотека).

            6. Методические рекомендации:

·       
«Книжная выставка
– свежим взглядом» (организационно-методический отдел),  «Пришла пора – уроки начинаются»
(организационно-методический отдел),  
«Довольные читатели – лучшие друзья библиотеки!»
(организационно-методический отдел). 

            7. Формирование информационной культуры:

·       
рекомендательные
списки: «С
D и смотри»: список СD (библиотека семейного чтения им. С.Маршака), «Новые
информационные ресурсы библиотеки» (библиотека им. Полоруссова-Шелеби);

·        
буклеты: «Золотой ключик: выбор книг в
библиотеке» (детско-юношеская библиотека),
«Новые
информационные ресурсы библиотеки» (детско-юношеская библиотека), «Правила
пользования библиотекой» (библиотека им. Полоруссова-Шелеби), «Библиотека: инструкция по
применению» (библиотека
им. Н.Носова),
«Первые шаги в библиотеке» (библиотека семейного чтения
им. А.Николаева), «Периодика для вас» (библиотека семейного чтения им.
А.Николаева);

·        
закладки: «Моя первая
библиотека»: об электронном каталоге для детей (детско-юношеская библиотека),
«Как обращаться с книгой» (детско-юношеская библиотека), «Пять
основных правил пользования библиотекой» (детско-юношеская библиотека), «Читай
нас с толком»: о правилах работы с книгой (детско-юношеская библиотека),
«О
бережном обращении с книгой» (библиотека им. Полоруссова-Шелеби), «Правила пользования
библиотекой» (библиотека
им. Полоруссова-Шелеби),
«Продлите жизнь книге! Невредные советы»
(библиотека семейного чтения им. С.Маршака), «Если вы заблудились в книжном
лабиринте» (организационно-методический отдел);

·        
информационный
листок «Ресурсы
библиотеки» (детско-юношеская библиотека);

·        
рекомендательная
папка «Что приносит почтальон» (библиотека им. Н.Носова).

            8. Профориентация:

·       
рекомендательный
список «Будущему педагогу» (библиотека им. Н.Носова);

·        
буклеты: «Ориентир»:
информационный центр (детско-юношеская библиотека), «У меня растут года»
(детско-юношеская библиотека).

Ежегодно информационно-библиографическим отделом выпускаются «Календари
знаменательных дат» (в том числе КЗД Чувашии и г. Новочебоксарск).

Несмотря на все наши усилия, внешний вид издательской продукции,
выпускаемой библиотекой, зачастую оставляет желать лучшего. Это связано с
отсутствием
в некоторых библиотеках  цветного принтера. Также возможен недостаток
навыков в работе с программами,
необходимыми для создания издания.

II. Виды издательской продукции.

Начало издательскому проекту по­ложили рекомендательные
списки ли­тературы
(Приложение №
2).  
Они составляются по
наи­более важным и актуальным темам и проблемам в соответствии с чита­тельским
и целевым назначением. Как показывает опыт, больше всего такие списки
необходимы учащейся моло­дежи и преподавательскому составу, соответственно и
темы их чаще всего связаны с учебным процессом.

Выпуск Бюллетеней — также тра­диционная
и весьма востребованная форма работы.

Библиотеки выпускают также информационные листы, памятки (правила, рекомендации), буклеты, брошюры, дайджесты, сборники, пригласительные билеты, визитные
карточки
, календари, аппликации,
ярлыки, закладки
с собственным логотипом и вручают их читателям абонемента,
читаль­ных залов или посетителям при проведении рекламных акций.    

Информационные листы, закладки (Приложение № 3)

Привлекательная черта данных малых форм — возможность инфор­мировать
пользователей по конкрет­ному вопросу, теме, каталогу, фонду, отделу. Обычно
это четко выражается в самом названии продукта: «Как пользоваться
межбиблиотечным або­нементом», «Заповеди читателя», «Разделы систематического
катало­га», «Правила пользования читальным залом», «Перечень разделов система­тического
каталога», «Алгоритм поис­ка в систематическом каталоге», «По­иск книги в
алфавитном каталоге».
Оправдал себя и выпуск целых се­рий малоформатных
информацион­ных листов, каждая из которых затра­гивает актуальную тему или
проблему для определенной группы населения, например: «Летопись Великой Отече­ственной»,
«Советы выпускникам», «Льготы студентам» и т. д.

Такая продукция малозатратна и удобна для заинтересованных
поль­зователей (листы можно держать в книге, блокноте, тетради и т. п.). Лю­бой
посетитель может взять такую продукцию с выставки, кафедры, сто­ла в
библиотеке.

Памятки (правила, рекомендации) (Приложение №4)

По сути, это более облегченная или сокращенная форма справочни­ков,
путеводителей, методических по­собий и — очень распространенная. Они
выпускаются большим тиражом, чем другие издания библиотеки. В ра­боте с ними
тщательно отбираются факты. Памятка должна быть лаконич­на, и в то же время
информативна. И что не менее важно — доступна для всех пользователей. Такие
продукты мы выпускаем в двух видах:

Рекомендации по широкому спект­ру деятельности
библиотеки: обслужи­вание читателей, жизнь библиотеки, услуги и т. п. Эти
пособия включают са­мую лаконичную характеристику тех­нических сторон работы
библиотеки, содержат сжатую информацию прак­тического характера. Большим
спросом у читателей пользуются разработанные нашим библиографом памятки-посо­бия:
«Как правильно написать конс­пект», «Как составить резюме», «Сочи­нение:
секреты успеха» (серия памяток из 4-х выпусков), «Культура чтения»,
«Увлекательный мир фэнтези».

Персональные памятки. Их цель — познакомить читателей с
основными произведениями определенного авто­ра и помочь в изучении его жизни и
де­ятельности.

Отбираются самые ценные издания произведений писателя,
имеющиеся в библиотеке, а также литература о его жизни и деятельности. Поистине
неза­менимыми стали персональные памят­ки краеведческого характера. Обычно эти
публикации содержат краткую информацию о жиз­ни людей, их достижениях,
творчестве; перечень произведений; публикации о них в прессе. Помимо этого, в
них печа­таются тексты самых значительных про­изведений (если это поэт), обычно
3—5 наименований. Часто такие памятки вы­пускаются к персональным книжным
выставкам и другим мероприятиям. Широко используются они для работы в читальных
залах библиотек района.

Буклеты (Приложение
№5)

Буклетом называют согнутое (сфальцованное) в один или
несколько раз “гармошкой”, треугольником, “домиком” и т. п.
многокрасочное, хорошо иллюстрированное издание.

Применительно к библиотечной специфике выделяют
различные жанры буклета: посвященные самой библиотеке, какому-либо значимому
направлению деятельности или крупному мероприятию, культурному центру, региону,
где находится библиотека. Вместе с рекламным текстом в буклетах помещаются
красочные фотографии, иллюстрации. Буклеты издаются на самой лучшей бумаге, они
очень престижны. Их обязательно вручают на презентациях, пресс-конференциях,
выставках, при заключении договоров и контрактов

Дайджесты

Дайджесты (от лат. digest — краткое изложение) — это фрагменты тек­стов
многих документов (цитаты, выдержки, конспекты, реже рефераты), подобранные по
определенной теме, не обеспеченной обобщающими публи­кациями, и находящиеся в
сфере интересов реальных или потенциальных читателей.

Их преимущество в том, что соби­рается исчерпывающая информация на
интересующую пользователей те­му: наиболее интересные и важные материалы из
периодических изда­ний и сборников. Прежде всего, это касается краеведческих
изданий биб­лиотеки. Переработка разрозненных сведений позволяет предоставлять
читателям информацию краеведческого характера, облегчаю­щую пользователям
доступ к различ­ным документам.

            Отличие дайджестов от
проблемно-тематических указателей состоит в том, что единицей группировки при
составлении указателей являются доку­менты, а при составлении дайджеста —
фрагменты текстов (иногда очень небольшие по объему).

            Для дайджестов характерны:

   узость тематики;

   различие аспектов рассмотрения проблемы;

   различие в терминологии, используемой
специалистами разных от­раслей;

    возможная противоречивость сведений,
несовпадение точек зрения разных авторов.

Подобные дайджесты становятся особенно востребованными в
усло­виях быстро растущего числа перио­дических изданий, за которыми сред­ний
пользователь просто физически не в состоянии уследить.

Дайджесты используются нами как в индивидуальной работе с
читателя­ми, так и при организации книжных выставок, проведении массовых ме­роприятий.
Например, библиотекой г. Борск 
подготовле­ны такие дайджесты: «Гор­дость и боль» (борчане — афганцы),
«В истории — навечно» (борчане — Герои Советского Союза») и т. п.

Структура дайджеста имеет следующий вид:

ü      титульный лист;

ü      оглавление;

ü      предисловие (от составителя);

ü      основной текст, обычно разделенный на
параграфы;

ü      список использованной литературы;

ü      приложения (иллюстративный материал —
таблицы, графики, диаг­раммы, раскрывающие основной текст);

ü      словарь основных терминов (в случае
необходимости).

Сборники

Особое место в деятельности биб­лиотеки последних лет
занимает под­готовка тематических сборников. Они, как правило, посвящены
наиболее ак­туальным темам и юбилейным датам. Выпуск подобных сборников предпо­лагает
серьезную подготовку, обраще­ние к различным документам, справоч­ному аппарату
библиотеки, каталогам и картотекам.

Они составляются при одновременном действии двух условий:
устойчивом читательском интересе к какой-либо проблеме и отсутствии обобщающих
книжных публикаций по ней, рассре­доточении информации по широкому кругу
источников.  Основными этапами
составления тематической подборки являются:

  • ознакомление с темой, составление
    рубрикатора (см. предыдущий раздел);
  • выявление литературы по теме,
    составление библиографического списка;
  • копирование текстов микродокументов,
    отраженных в списке и име­ющихся в распоряжении библиографа;
  • группировка текстов документов;
  • оформление оглавления тематической
    подборки и списка просмот­ренных источников, написание предисловия.

Структура
тематических подборок имеет, как правило, следующий вид:

  • титульный лист, на котором помимо
    темы указываются хронологи­ческие границы отбора документов или год начала
    выявления инфор­мации, если тематическая подборка пополняется новыми материала­ми;
  • оглавление;
  • краткое предисловие (от составителя);
  • определенным образом сгруппированные
    копии текстов документов, а часто и иллюстративный материал;
  • библиографический список, отражающий
    всю выявленную литера­туру (а не только включенную в подборку в виде
    копий);
  • список просмотренных источников.

Например, библиотекой г. Борск  подготовле­ны такие сборники: «Польза, честь
и слава: почетные граждане Борского района» (биографический сборник); «Мы о
войне стихами говорим» (стихи борчан, посвященные Великой Отече­ственной
войне); «Острова моей души» (сборник борской поэтессы В. Савель­евой,
составленный по страницам местных газет); «Выбор профессии: путь к успеху»
(сборник популярных профессий); «Российские меценаты», «Такая им судьба была
дана: женщины в истории России »(сборники биогра­фических очерков) и т. д.

Пригласительный билет

Выполненный в форме буклета
пригласительный билет обычно фокусирует внимание на конкретном событии:
презентации библиотеки в связи с ее юбилеем, переездом, открытием после ремонта
и т. п.;  вернисаже картин местного
художника; встрече с интересным гостем и т. п. Тем не менее, как уже
неоднократно подчеркивалось, сверхзадача приглашения, как и других рекламных
изданий, — акцентировать  внимание на
достоинствах библиотеки, продемонстрировать ее высокие возможности.

Тематические подборки

            В практике
библиотечно-библиографического обслуживания зачастую ис­пользуются тематические
подборки.
Они составляются при одновременном действии двух условий:
устойчивом читательском интересе к какой-либо проблеме и отсутствии обобщающих
книжных публикаций по ней, рассре­доточении информации по широкому кругу
источников.              Основными этапами составления тематической подборки
являются:

   ознакомление с темой, составление
рубрикатора;


выявление литературы по теме, составление библиографического списка;

   копирование текстов микродокументов,
отраженных в списке и име­ющихся в распоряжении библиографа;

    группировка текстов документов;

    оформление оглавления тематической подборки
и списка просмот­ренных источников, написание предисловия.

            Структура тематических подборок
имеет, как правило, следующий вид:

    титульный лист, на котором помимо темы
указываются хронологи­ческие границы отбора документов или год начала выявления
инфор­мации, если тематическая подборка пополняется новыми материала­ми;

    оглавление;

    краткое предисловие (от составителя);

    определенным образом сгруппированные копии
текстов документов, а часто и иллюстративный материал;


библиографический список, отражающий всю выявленную литера­туру (а не только
включенную в подборку в виде копий);

    список просмотренных источников.

III. Правила оформления печатных изданий.

Полезно запомнить несколько
несложных правил оформления этих изданий.

1.
Многокрасочные объявления заметнее черно-белых на 65%.

2.
Объявления в 1/4 полосы, вытянутые в столбец, привлекают больше внимания, чем
квадратные и вытянутые вдоль.

3.
Косое расположение текста — скорее недостаток, чем достоин­ство.

4.
Высококачественная иллюстрация побуждает прочитать текст в полтора раза больше
людей, чем рядовая.

5.
Одна большая иллюстрация лучше множества маленьких.

6.
Для привлечения рекламы к “скучному” объекту можно использо­вать
иллюстративный материал, не имеющий отношения к самой услу­ге, однако между
ними должна обязательно иметься ясно просматри­ваемая связь, понятная и
объяснимая в короткой фразе.

7.
Фотографии известных людей в качестве иллюстрации привлека­ют значительное
внимание, но затмевают рекламируемый объект.

8. Параметры страницы. При установке
величины полей, прежде всего, необходимо опре­делить, односторонняя или
двухсторонняя печать будет использо­ваться. При односторонней печати содержимое печатного издания располагается
только на одной стороне печатного листа (такая пе­чать часто используется при
оформлении докладов, рефератов, дис­сертаций и т. п.). В этом случае различают
верхнее, нижнее, левое и правое поля. При подготовке журнальных и книжных
изданий используется двухсторонняя печать.
Здесь различают так называе­мые зеркальные поля, а также вместо левого и
правого полей ис­пользуют понятия внутренних и внешних полей.

Многовековым опытом издательства книг было установлено, что
достаточно большие поля снижают нагрузку на зрение и облегчают восприятие
информации, в то время как маленькие поля такую на­грузку существенно
увеличивают. Кроме того, были выработаны не­которые соотношения между
величинами полей. Самым маленьким должно быть поле около переплета (иногда его
называют корешко­вым), т. е. левое поле — при односторонней печати и внутреннее
— при двухсторонней. Несколько более широким должно быть верхнее поле.
Следующее — правое, или внешнее, поле, и самое большое — нижнее. Такая величина
полей объясняется особенностями челове­ческого зрения. Глаз человека видит
середину каждой вертикальной линии несколько выше, чем она расположена на самом
деле, поэто­му середина полосы набора должна быть несколько выше середины
страницы. При просмотре разворота издания внутренние поля сли­ваются в одно
большое, из чего следует, что для улучшения зритель­ного восприятия полосы
должны быть несколько сдвинуты внутрь.

IV. Программный уровень поддержки.

            Под программным
уровнем понимается совокупность программ, не­обходимых для создания издания.
Условно его можно разделить на несколько конкретных компьютерных технологий:

■ технология
обработки изображений;

■ технология
полиграфического дизайна;

■ технология собственно настольной издательской системы.

Компьютерные технологии издательского дела

Технология

Основные операции с
объектами

Программные продукты

Технология
обработки изображений (растровая графика)

Создание   и  
обработка   ил­люстративных
материалов:


преобразование   готовых изображений,
созданных на каком-либо материаль­ном 
носителе   в   цифро­вую форму;


создание иллюстративных материалов сразу в циф­ровом виде

Adobe Photoshop, Corel Photo-Paint, Fractal Design
Painter, Micrografx Picture Publisher

Технология
полиграфического дизайна (векторная графика)

Разработка
самостоятельных графических продуктов: фир­менные знаки, логотипы, ви­зитки,
бланки, объявления, афиши, пригласительные би­леты, открытки и т. п.

Adobe Illustrator, Corel DRAW, Macromedia FreeHand,
Micrografx Designer

Технология
собственно настольной издательской системы

Разработка
издания (газеты, книги, журнала, брошюры, многостраничного  докумен­та) с помощью персональ­ного    компьютера.    Может включать в себя результаты
технологий графики и поли­графического дизайна

Adobe PageMaker, QuarkXPress, Corel Ventura,
Microsoft Publisher, Microsoft Word

V.  Литература.

1.       Доморацкий В.П., Белоколенко М.В.
Наглядность в работе библиотеки: системный подход: Методическое пособие. – М.:
«Издательство Либерея», 1999. – 56 с.: ил.

2.      
Информатика. 10-11 класс / Под ред. Н. В. Макаровой. — СПб.:
Питер, 2003. – 300 с: ил.

3.       Матлина С. Г. Привлекательная
библиотека, или Что может реклама: Практ. пособие. — М.: Либерея, 1997. — 96 с.

4.       Суслова И. М. Практический
маркетинг в библиотеках: Учебно-методиче­ское пособие. — М.: Издательство
“ЛИБЕРЕЯ”, 2004. —с. 125-126

5.       Борисова
Т.
Традиции
старые, подходы современные: инновации в библиотеках г. Бор Нижегородской
области / Т. Борисова // Библиотека. – 2007. – : 3. –  С. 66-69

6.      
Отчет  МУ «Библиотека» за
2007.

Приложение № 1.
Печатная продукция библиотек г. Новочебоксарск.  

     

      

    

     

Приложение № 2. Оформление
рекомендательных списков литературы в виде буклетов

Приложение № 3.
Примеры оформления вкладышей в книги для предупреждения задолжности читателей

Приложение № 3. 1. Варианты оформления
листков-отзывов о книгах

Приложение № 3. 2. Примеры оформления опросного (а) и наградного (б) листков для юного
читателя

Приложение №4.
Пример плаката (памятки) с изложением структуры библиотечной классификации

Приложение № 5.
Пример буклета-памятки для читателей детской библиотеки “Как найти нужную
книгу”

Наш адрес:

г.Новочебоксарск,

ул. Солнечная,

д. 19

Телефон:

73-80-84

E mail:

gagarinka@cbx.ru

Составитель ведущий методист

Федотова О.П.

Добавить комментарий