МЕТОДИЧЕСКАЯ
РАЗРАБОТКА ЛЕКЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ
Тема:
Тип лекции:
Аудитория:
Тематический курс:
Место лекции в курсе:
Предыдущая лекция:
–
Последующая лекция:
–
Лекция рассчитана
на: час мин.
Цель:
Задачи:
1.
2.
3.
План лекции:
1.
2.
3.
4.
Структура лекции
Вводная часть —
минут.
Основная часть —
минут.
–
–
– Перерыв – мин
–
–
Заключительная
часть — минут.
Методические
рекомендации по проведению лекции.
1.
2.
3.
Обозначения:
-
Слова для аудитории
-
Вопросы аудитории
для размышления -
Важное и под запись
-
Примеры и практические
выдержки
Рекомендуемая
литература:
1.
2.
Далее КОНСПЕКТ
ЛЕКЦИИ
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- Авторы
- Резюме
- Файлы
- Ключевые слова
- Литература
Балкаров Б.Б.
1
1 ФГБОУ ВПО «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова»
В работе рассматривается электронная лекция как инструмент современного дистанционного образования. Указываются особенности этого инструмента, требующие иной технологии разработки, практически несовместимой с традиционной подготовкой к лекции. Методика разработки здесь базируется на создании сценария, во многом схожим с разработкой сценария кинофильма. При этом лекция предстает как четкая структура, жестко определяющая место, время и взаимодействие компонентов обучающих материалов, включаемых в лекцию. Приводится определение сценария лекции. Указываются основные этапы разработки электронной лекции: формирование идеи; создание структуры лекции; разработка поэпизодного плана; раскадровка. Рассмотрение этих этапов иллюстрируется примером из курса компьютерной графики, При этом строится временная шкала, показывающая, каким образом и в каком порядке формировать используемые в лекции материалы.
электронная лекция
структура
методика разработки
сценарий
временная диаграмма
дидактические материалы
этапы разработки
Балкаров Б.Б. Об одном аспекте использования информационных технологий в образовательном процессе. Materiały X Międzynarodowej naukowi-praktycznej konferencji «Strategiczne pytania światowej nauki – 2014» Vol. 15. Pedagogiczne nauki. : Przemyśl. Nauka i studia. С. 25–30.
Бородин А. В помощь начинающему драматургу. – М.: Изд-во МОДПиК, 1926. – 59 с.
Митта А. Как написать профессиональный сценарий. http://www.shelep.msk.ru/?page_id=2335.
Порев В. Компьютерная графика. – СПб.: БХВ-Петербург, 2002. – 432 с.
Тхагапсоев Х.Г. О новой парадигме образования // Педагогика. – 1999. – № 1. – С. 103–110.
Современное образование все больше и больше начинает использовать информационные технологии, предназначенные как для повышения эффективности образования в целом, так и повышения его доступности за счет использования дистанционных методов [1].
Действительно, электронные дидактические материалы становятся доступными для всех, для кого доступен Интернет. И каждый может использовать их, возвращаясь к непонятому материалу многократно [5].
Однако это порождает ряд проблем, которые не возникали при традиционном, аудиторном способе обучения. Сразу оговоримся, здесь речь пойдет не о лекции, которая читается в интерактивном режиме через Интернет и допускает определенную степень общения с обучаемыми. Речь пойдет о лекции, которая специально создается так, чтобы материал, включенный в нее, был бы доступен в любое удобное для обучаемого время.
И тут напрашиваются следующие аналоги. Если традиционную лекцию автор уподобляет театральному спектаклю, точнее, моноспектаклю, то электронная лекция будет соответствовать телеспектаклю в прямой трансляции. Тот же, о чем говорит автор, ближе всего к кинофильму. Из этого сопоставления следует очень важный вывод: все три типа дидактических материалов должны разрабатываться по разным технологиям.
В частности, если первые два типа оставляют в процессе представления место для импровизации, то в последнем типе (его-то для определенности мы и будем называть электронной лекцией) импровизация заменяется дублированием. Имеется в виду, что какой-то материал при фиксации на носителе реализуется в виде нескольких дублей, после чего за счет монтажа в нем остается только один, но самый удачный, на взгляд обучающего, дубль. А такая технология не может базироваться на конспекте, но только на продуманном и правильно написанном сценарии!
В учебниках драматургии написание сценария разделяется на этапы, [2] и первым этапом является этап формирования идеи – сути всей дальнейшей истории, изложенной как можно более коротко и емко. Для преподавателя это во многом соответствует теме лекции. Например, «Исследование функций с помощью производных». Название же «Алгоритмы вычислительной геометрии» не является идеей, поскольку не указывает на суть того, для чего эти алгоритмы нужны. Здесь уместнее было бы говорить об алгоритмах, позволяющих вычислять взаимоположение различных графических объектов на плоскости. Таким образом идея приобретает следующую формулировку: «Для чего и каким образом вычислять взаимное расположение графических объектов на плоскости».
Вторым этапом при разработке сценария лекции будет создание структуры.
Здесь отправной точкой является ситуация, масштаб которой достаточен для создания цельного материала. Если говорить о взаимном расположении графических объектов на плоскости, то это сводится к ситуациям, постоянно встречающимся в компьютерной графике, начиная от взаимного расположения точек и отрезков (рис. 1, а) до задачи построения звездчатого многоугольника (рис. 1, б). Понятно, что тема должна быть обобщением в применении к множеству точек и множеству отрезков или ко множеству многоугольников.
Кроме того, в теме обязательно должна присутствовать прагматика. Другими словами, нужно показать, что алгоритмы вычислительной геометрии служат не для упражнений пытливых умов в математике, а необходимы для решения задач которые постоянно встречаются, в данном случае в компьютерной графике.
В отличие от традиционной драматургии в сценарии лекции не обязательно должны присутствовать протагонист и антагонист – главный положительный и главный отрицательный герои. Однако и здесь есть место для конфликта. Так, в компьютерной графике это чаще всего конфликт между объемом вычислений и скоростью работы алгоритма.
Теперь можно непосредственно переходить к структурированию. А. Митта [3] предлагает выстраивать структуру вдоль оси времени. В этом есть свои резоны.
Построим ось времени. При этом по другой оси будем отмечать те эпизоды, которые мы хотим изложить. Этих эпизодов пять:
1. Графические примитивы.
2. Взаимное расположение пикселей в растре.
3. Требования к алгоритмам рисования графических примитивов в растре.
4. Алгоритм Брезенхейма для рисования прямой [4].
5. Алгоритм Брезенхейма для рисования окружности [4].
Построив соответствующую временную диаграмму, получим следующее (рис. 2).
Сразу отметим, что подобная диаграмма позволит преподавателю не только строить сценарий лекции по времени, но и определить, сколькими иллюстративными компьютерными материалами насыщать каждый отрезок лекции и с какой частотой их демонстрировать.
Третий этап, согласно [3] – разработка поэпизодного плана. На этом этапе важно выстроить событийную канву – наметить, что будет происходить в лекции, как будет развиваться материал – от постановки задачи до ее алгоритма и/или программной реализации. В результате должно получиться то, что сейчас называется «синопсисом». Основное отличие синопсиса от конспекта заключается в том, что синопсис содержит информацию не только о том, о чем будет говорить преподаватель, но и том, что он будет при этом демонстрировать обучаемым.
а б
Рис. 1. Задачи вычислительной геометрии: а – положение точки относительно отрезка; б – построение звездчатого многоугольника
Рис. 2. Временная диаграмма лекции по растровым алгоритмам
Следующий этап – ракадровка. Раскадровка содержит в себе сценарный план, увязанный с эскизной визуализацией эпизодов. Напомним, что под эпизодом понимается некий отрывок, содержащий законченное действие. Например, если персонаж переходит из одного угла комнаты в другой, то это и есть эпизод, который может быть отображен в одном эскизе. Действие, связанное с этим событием, может быть указано в описании эпизода или непосредственно на самом эскизе. Понятно, что здесь не нужна детальная проработка визуального ряда – достаточно наметить эскизно, что будет представлено обучаемому, а вербальный ряд должен быть представлен конспективно.
Покажем на примере разработки, которую осуществлял автор – «Детский русско-кабардинский разговорник». Целью разработки было создание анимации, в которой герой совершал некоторые простые действия, которые комментировались на русском языке и дублировались на кабардинском. Тема, раскадровка которой предлагается ниже, называется «Я встаю утром».
Раскадровка начала темы «Я встаю утром»
Эпизод 1. Пробуждение (рис. 3)
Девочка открывает глаза.
Отодвигает одеяло.
Поднимает голову с подушки и садится на кровать.
Надевает тапочки.
Встаёт с кровати.
Расставляет руки и приятно потягивается.
Поворачивается к кровати.
Начинает поправлять подушку и заправлять одеяло.
Рис. 3. Эскиз к эпизоду 1
Эпизод 2. Зарядка (рис. 4)
Девочка берёт мяч и поднимает над головой.
Расставляет ноги на ширину плеч.
Она начинает делать наклоны с мячом вправо и влево по 2 раза в одну и в другую сторону, 8 раз.
Выпрямляется и отпускает мяч.
Наклоняется и берет скакалку.
Начинает упражнение со скакалкой.
Рис. 4.Эскиз к эпизоду 2
Эпизод 3. Умывание (рис. 5)
Она стоит около умывальника.
Наклоняется и открывает воду.
Девочка берёт мыло и подставляет руки под воду.
Девочка намыливает руки, и кладет мыло в мыльницу
Смывает с рук мыльную пену.
Складывает руки «ковшиком» и набирает в них воду.
Умывает себе лицо.
Поворачивается и берёт полотенце.
Вытирает руки и лицо, вешает полотенце.
Рис. 5. Эскиз к эпизоду 3
Рис. 6. Окончательный вариант эпизода 1 с текстом и анимацией
На следующем этапе в раскадровку может быть добавлен требуемый по замыслу разработчика текст, который должен быть отображен на экране.
Пользуясь подобным материалом, дизайнер или художник, который, по нашему мнению, обязательно должен работать в паре с автором, может создавать уже более тщательно проработанные в художественном плане кадры, правильно выстраивать движения и отображать весь сюжет как единое целое. Иллюстрация и является примером такой окончательной проработки (рис. 6).
В конечном итоге, преподаватель создаёт сценарий электронной лекции, на основании которого дизайнер (художник) сможет выстроить логически непротиворечивый по отношению к вербальному ряду, излагаемому преподавателем, визуальный ряд, а оператор воплотить его в видеоматериал в конгениальный визуальный ряд.
Таким образом, создание электронных лекций должно опираться не на традиционный конспект, но на четкую структурированную схему – сценарий.
Рецензенты:
Петросян В.Г., д.п.н., профессор, директор, ГОУ «Лицей для одаренных детей», г. Нальчик;
Загаштоков А.Х., д.п.н., профессор, кафедра методики и дошкольного начального образования, ФГБОУ ВПО «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова», г. Нальчик.
Библиографическая ссылка
Балкаров Б.Б. РАЗРАБОТКА СЦЕНАРИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ЛЕКЦИЙ // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 2-24.
– С. 5488-5492;
URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=38374 (дата обращения: 24.05.2023).
Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)
Download Article
Download Article
Most people are required to deliver a lecture at some point in their life, whether it be for school, work, or other activities. Delivering a strong lecture will demonstrate intelligence, expertise, and leadership to your audience. However, many struggle to organize their information and may suffer from public speaking anxiety. By learning how to research, develop your content, and deliver the speech, you can impress and educate your audience.
-
1
Consider your purpose. The general purpose of your lecture is most likely to inform your audience about something they don’t know. However, you can consider this purpose more deeply. Are you trying to prepare them for an exam on the material? Are you leading them toward developing their own unique thoughts on the subject? Throughout the research and development of your lecture content, ask how you’re serving your overall purpose.
-
2
Read diverse sources. Don’t develop your lecture material from a single source. Try to get a diverse perspective from professional texts, academic papers, news sources, and even less formal sources like blog posts. Diverse sourcing will give you a more comprehensive understanding of the subject matter and reflect a more authoritative ethos to your audience.
- It’s good to present scholarly perspectives that conflict with each other. This will demonstrate that you are aware of critical perspectives, present a more comprehensive view of the topic, and give your audience something to think about.
Advertisement
-
3
Keep track of your sources. Make sure you are properly citing any sources you plan on using in the lecture and know precisely where each piece of information comes from. Keep written bibliography on the side in case someone requests this information.
- Verbal citations for a lecture don’t have to be as complete as written citations for a paper. You can say some like “According to the U.S. Department of Labor’s 2008 study…” before presenting the relevant information. Still, you should have a complete citation that includes the author, date, author’s qualifications, title, publication, relevant page numbers, and instructions for finding the source on the internet or in print in case someone wants to see your sources firsthand.
-
4
Listen to similar lectures. Use your preferred internet search engine to find other lectures on similar subjects. This can help you both in developing information for your content and giving you a template for how the lecture can be organized and delivered.[1]
YouTube and onlineuniversities.com are good places to find lecture videos.- As with any other source, make sure you cite the lecture if you are using specific information you gathered from it.
Advertisement
-
1
Start with an outline. Divide your content into major points and use them to set up an outline and develop subpoints underneath the major points. Starting with an outline will help you organize your thoughts and help you get starting in writing the actual wording of the lecture.[2]
- Try to organize for consistency and include a relatively equal amount of information, subpoints, reflective questions, and sources for each larger unit of your outline.
-
2
Include an introduction and conclusion. Introductions and conclusions are even more important for verbal lecture than written content because, unlike a written paper, the audience likely won’t be able to go back if they missed something. The introduction should prepare the audience for the most important parts of the lecture and the conclusion should restate those essential parts. [3]
- The statement of purpose should clearly outline the functional value of the lecture. For example, say “By the end of this lecture, you should be able to apply the Pythagorean theorem to calculate the length of sides of a triangle.”
- Directly state the purpose of the lecture in both the introduction and conclusion.
-
3
Work in audience participation. Try to work in elements of your speech that are directly engaging the audience. The best way to do this is to include open questions in your lecture and offer an opportunity to for listeners to answer or give their thoughts. Interactive elements will keep your audience involved and give them an opportunity to apply the information or skills they’re learning.
- You can also organize activities for break out sections. You can break your audience into groups and have them and have them debate a subject against other groups or have them review separate case studies. This works specifically for a classroom lecture.
- Ask an open-ended question that requires your audience to reason their answer like “Why do you think that Britain declined to recognize the Confederacy during the American Civil War?”
-
4
Tailor the length to the amount of time that you have to speak. Consider ahead of time what you can cover in your allotted time. Generally, it takes 2 minutes to recite 1 double-spaced page, although this can vary from person to person. Assign a certain amount of time to each part of your lecture and time yourself as you practice.[4]
- If you don’t have much time, hit only the important points. Try not to go off topic or spend time discussing things that aren’t relevant to your main point.
- It is usually better go slightly shorter with your lecture than to go over the time limit.
-
5
Anticipate questions and confusion. Try to anticipate parts of your lecture that might be confusing and specific questions that the audience may ask. Where you do anticipate confusion, do your best to clarify each part of the information and make time to respond to questions or concerns. You should also try to demonstrate the concept in a practical way. For example, if you’re explaining a difficult math formula, do work out several problems while clearly explaining how the formula applies.[5]
- If you’re having trouble determining this on your own, ask a friend or colleague to review it and determine areas of confusion.
Advertisement
-
1
Provide an outline. If you’re concerned about the audience’s ability to follow along with your lecture, print out copies of your outline and hand them out to the audience. If you have a projector available, you could just project a copy of the outline instead. PowerPoint is an excellent tool for presenting an outline along with your spoken lecture.
- It isn’t a good idea to read your lecture verbatim from a script so try to limit your outline to the key conceptual aspects of the lecture.
- With a PowerPoint or projected outline, don’t over rely on it to keep you on track. Think of it as a note-taking guide for the audience and a way to incorporate visual material like images or video that support your lecture content.[6]
-
2
Practice on your own. Practice will not only improve your technique but lessen any speech anxiety you may be experiencing.[7]
Go over your speech as many times as possible to perfect your delivery.- Consider recording yourself delivering the lecture. This will give you direct insight into how your audience will see you.
- Time yourself when you practice using your phone or a clock. This will help you realize if your lecture is too long or too short.
-
3
Maintain eye contact. Eye contact will demonstrate confidence and help keep your audience engaged. Try to pick out 3 or 4 targets for eye contact amongst the audience ahead of time and rotate between them.
-
4
Moderate your tone and pace. Consider how quickly you’re delivering the lecture and variations in your tone. Going too quickly will cause you to lose some members in your audience, as will speaking with a monotone.
- Public speaking anxiety can cause you to speed up without noticing it. If you find yourself doing this, break up sentences with some sort of marking reminding you to pause. This make you more conscious of your pace.
- You can also mark certain words to put emphasis on. This will provide variation in your delivery tone.
Advertisement
Add New Question
-
Question
How do you deliver a lecture?
Christopher Taylor is an Adjunct Assistant Professor of English at Austin Community College in Texas. He received his PhD in English Literature and Medieval Studies from the University of Texas at Austin in 2014.
English Professor
Expert Answer
To effectively deliver a lecture, provide your audience with a clear outline of your lecture, rehearse your talking points, remain in control of your delivery, use eye contact strategically, and maintain energy throughout.
-
Question
How long should a lecture be?
Christopher Taylor is an Adjunct Assistant Professor of English at Austin Community College in Texas. He received his PhD in English Literature and Medieval Studies from the University of Texas at Austin in 2014.
English Professor
Expert Answer
The length of a lecture totally depends on the circumstances surrounding your talk. Make sure to clarify these circumstances before writing and delivering your lecture.
-
Question
How do you become a lecturer?
Christopher Taylor is an Adjunct Assistant Professor of English at Austin Community College in Texas. He received his PhD in English Literature and Medieval Studies from the University of Texas at Austin in 2014.
English Professor
Expert Answer
If you are interested in becoming a lecturer, make sure you are an expert in your field and have some public speaking experience. Proposing a lecture at your local library might be a good way to begin.
See more answers
Ask a Question
200 characters left
Include your email address to get a message when this question is answered.
Submit
Advertisement
References
About This Article
Article SummaryX
To prepare a lecture, start by putting the information you want to convey into an outline, so you can organize the points you want to make. Then, make sure you have an introduction that states the most important points of your lecture, as well as a conclusion that restates those points. Additionally, include open questions and opportunities for group discussion if you can, since that can keep your audience engaged. Finally, practice your lecture in advance so you can make any necessary adjustments to stay within your allotted time. For tips from our English reviewer on how to research your lecture by listening to other lectures on similar subjects, read on!
Did this summary help you?
Thanks to all authors for creating a page that has been read 76,928 times.
Reader Success Stories
-
“Very helpful for beginners. Thanks a lot!”
Did this article help you?
Как составить план лекции
Чтобы лекция прошла на высоком уровне, необходимо иметь план. Поскольку, прежде чем начать что–то говорить слушателям, надо четко представлять себе, что говорить, в какой последовательности и т.д. В решении этого вопроса может помочь план–конспект или план-тезисы. В нем должна быть отражена мысль лектора, его желание донести до аудитории новые знания, активизировать деятельность слушателей, помочь усвоить материал.
Инструкция
Первое, что вам надлежит сделать, – это четко сформулировать тему. Она должна быть ясной и конкретной. Отталкиваясь от темы, продумайте структуру построения плана лекции. Каждый лектор определяет структуру по-разному. Это зависит от его личности, заинтересованности, его желания работать и от подготовленности слушателей. Разной аудитории одну и ту же тему не всегда следует преподносить одинаково. Вы можете составить план-конспект или план-тезисы. Каждый лектор сам должен определиться, что ему подходит больше. Далеко не каждый может грамотно провести лекцию, основываясь лишь на тезисах. С другой стороны, иному лектору вовсе не нужен подробный план-конспект.
Следующее, на что стоит обратить внимание, – это цель, которая должна быть достигнута благодаря вашей лекции. Цели делятся на: образовательные, воспитательные, развивающие и т.д.
Следующий пункт плана лекции – это ход самой лекции. Здесь должны быть расписаны все действия преподавателя, методы, применяемые им, предположения, как в том или ином случае должен себя повести себя слушатель.
Собственно лекция должна состоять из трех частей: вступительной, изложения и заключения.
Вступление должно заинтересовать слушателя, поэтому следует обратить внимание на “цепляющие” фразы, а также некую недосказанность, заставляющую аудиторию находиться на протяжении всей лекции в состоянии внимания и внутреннего напряжения, ожидая разгадки, раскрытия, квинтэссенции темы и ответов на все вопросы. В то же время вступление должно быть кратким.
Основная часть лекции – это ее изложение, в ней должна быть раскрыта тема и достигнута цель.
Заключение – подведение итогов, краткое повторение темы, закрепление ее основных пунктов.
Обратите внимание
Составив план лекции, вы не упустите самые мельчайшие вопросы темы и предполагаемого хода вашего выступления перед аудиторией.
Полезный совет
При составлении плана необходимо помнить, что во время лекции должно быть раскрыто не более четырех вопросов.
В плане вы можете даже набросать вопросы, которые, по вашему мнению, могут задать вам слушатели, и подготовиться к ним. Тогда на лекции вы не попадете впросак.
В плане лекции обязательно должно быть упомянуто оборудование, наглядные пособия, которые помогут слушателям лучше и эффективнее воспринять тему.
Войти на сайт
или
Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Интервью Наталии Деминой с Александром Марковым, Сергеем Поповым, Алексеем Водовозовым, Александром Пиперски, Дмитрием Вибе
«Троицкий вариант — Наука» №2(271), 29 января 2019 года
В свете дискуссий в социальных сетях с обсуждением достоинств или недостатков тех или иных научно-популярных лекций мы обратились к лучшим лекторам России с просьбой поделиться рассказами о том, как они готовятся к выступлениям перед слушателями.
Кстати говоря, культурно-просветительский центр «Архэ» проводит конкурс начинающих лекторов «Первая кафедра».
Под конец семестра иногда начинаю звереть
Александр Марков, палеонтолог, лауреат премий «Просветитель» и «За верность науке»
— Как часто вы готовите новую лекцию?
— Совсем новые лекции «с нуля» я готовлю редко: всего несколько раз в год. Обычно за основу берутся материалы уже имеющихся лекций, ведь у меня три больших лекционных курса («Введение в эволюционную биологию», «Эволюция человека», «История жизни на Земле»). Но я постоянно обновляю эти материалы, каждый раз всё заново обдумываю, ищу новые статьи по теме, что-то меняю, что-то добавляю. За осенний семестр (сентябрь-декабрь) я прочел в общей сложности где-то 35–40 лекций. Это и открытые лекции, и лекции в МГУ для студентов (для меня это не разные жанры, потому что я рассказываю публике практически то же самое, что и студентам, разве что чуть более простыми словами).
— Много ли вы времени тратите на подготовку новой лекции?
— В среднем где-то половина рабочего дня уходит на подготовку одной лекции, если это не совсем новая лекция, а апдейт уже имеющихся материалов. Если совсем новая — уходит в два-четыре раза больше времени.
— Что самое сложное в подготовке такой лекции?
— Успеть ее подготовить. Времени вечно не хватает. А сам процесс подготовки лекции интересный и приносит мне удовольствие. Хотя под конец семестра иногда начинаю звереть. Для удовольствия я читал бы раза в три меньше лекций, чем читаю.
— Вы на ком-то обкатываете новую лекцию? Советуетесь ли с кем-то?
— Редко. Как правило, мне хватает научных статей.
— Какие советы по подготовке новой лекции вы бы дали начинающим просветителям?
— Ну и вопросики вы задаете! Я сам впервые начал заниматься популяризацией, лишь отработав в науке пятнадцать лет, защитив кандидатскую и докторскую. Если бы начал раньше, черт знает, какую ахинею бы нес, наверное. Но люди все разные, и таланты у всех разные. Определенно существуют хорошие научные журналисты, способные читать интересные научно-популярные лекции, вообще не работав в науке. Как это у них получается, я не очень понимаю, и вряд ли могу давать им советы. Видимо, здесь помогает опыт участия во всяких летних школах, олимпиадах, ведение школьных кружков в студенческие годы и т. п.
Конечно, у вас должно быть высшее образование по той специальности, по которой вы собираетесь читать популярные лекции. Хотя на самом деле изредка встречаются такие уникумы, которые ухитряются без профильного образования стать не только популяризаторами, но и уважаемыми учеными. Но это исключительно редкие случаи.
Могу еще посоветовать «Школу лекторов», организованную фондом «Эволюция». Еще совет: консультируйтесь со специалистами, т. е. с грамотными учеными, и игнорируйте записных критиканов, которых сейчас много развелось в соцсетях. Они сами ничего полезного не делают и только поливают грязью тех, кто пытается делать. Довольно бессмысленная публика с невысоким уровнем научной компетентности, компенсирующая резкостью критики отсутствие собственных достижений.
— Имеет ли смысл создать какой-то экспертный совет по обкатке лекций или же каждый лектор сам может создать такой при необходимости?
— На этот вопрос мне трудно ответить, потому что сам я не великий активист-общественник, прямо скажем. Я думаю, что талантливым лекторам, которые при этом не являются профессиональными учеными в той области, о которой собираются рассказывать в популярной лекции, в высшей степени полезно консультироваться с профессионалами. И действительно обкатать лекцию, если найдутся такие профессионалы, готовые не пожалеть собственного времени на это. А в какие-то специальные экспертные советы на общественных началах я не очень верю. Но, может быть, в этом я неправ, просто с детства не люблю коммунистические субботники и всякую прочую неоплачиваемую общественную нагрузку.
Никогда не готовьте лекции по научно-популярным источникам
Сергей Попов, астрофизик, лауреат премии «За верность науке»
— Небольшая преамбула. Ниже я обсуждаю только «статусные» лекции, призванные дать адекватное представление о том, что на самом деле современная наука себе думает по тому или иному вопросу. Сюда не попадают ни встречи вроде «книжного кружка в библиотеке» (или другие виды посиделок с друзьями), ни рассказы для детей младшего школьного возраста, ни совсем базовый культпросвет (вроде «почему бывают затмения»), ни заведомо развлекательные мероприятия.
— Как часто вы готовите новую лекцию?
— Формальный ответ — «несколько в год» (хотя сейчас это скорее один-два раза, не считая традиционных итогов года, а когда-то было пять-шесть, если не больше), но вопрос не вполне корректен, так как темп сильно зависит и от текущей занятости, и от внешних стимулов (важные открытия или другие события в близких областях), и от «срока популяризаторства». Поясню последний пункт. Лекции можно делать только по тем темам, в которых достаточно хорошо разбираешься (в идеале — по темам, в которых так или иначе работаешь). И этот набор конечен. Поэтому со временем существенно исчерпывается тематика (происходит скорее углубление, чем расширение). И тогда темп определяется в основном внешними стимулами (а занятость работает как ограничитель). При этом, конечно, всякое следующее прочтение лекции будет требовать апдейта-апгрейда в свете новых результатов (или того самого углубления), но «дом покрасить — не дом построить».
— Много ли вы времени тратите на подготовку новой лекции?
— Опять же вопрос в том, как считать. Если поставить перед собой задачу «а не подготовить ли мне лекцию по теме, в которой я ничего не понимаю», то в случае лекции по астрономии это займет у меня недели три чистого времени минимум (найти и вдумчиво прочесть несколько больших обзоров по теме и, видимо, несколько важных оригинальных работ). По другим областям (имею в виду физику) я бы просто никогда не взялся (да и в астрономии не за всё возьмусь). Если же речь идет о нормальной ситуации, когда в ходе профессиональной работы у меня возникло некоторое понимание, которым я хочу поделиться, — то два-три дня чистого времени, поскольку всё уже прочитано, в голове более-менее уложено и возникло ощущение, что есть важные вещи, которые можно выразить простыми словами. И тогда это в основном техническая работа — сделать несколько десятков слайдов и освежить в памяти, что там на графиках и в таблицах.
— Что самое сложное в подготовке такой лекции?
— Создать у себя в голове адекватное представление о достаточно полном современном уровне знаний по соответствующей проблематике, позволяющее не только представить рассказ, но и ответить на вопросы по лекции. Причем это представление должно быть выражено в понятных терминах.
Адекватное представление требует хорошего понимания того, что важно, а что нет, поскольку на популярной лекции нет смысла уходить в частности, если они не иллюстрируют общую картину. Кроме того, важно четко отделять надежно установленные вещи от гипотез и понимать статус этих гипотез.
Важно учитывать, что лекция принципиально отличается от статьи. В научно-популярной статье автор может выверить по источникам любое свое утверждение. Лекция имеет смысл, только если вы можете внятно ответить на вопросы и вообще уйти экспромтом в сторону, раскрывая какой-то вопрос, без потери качества. То есть статья может быть тонкой льдиной (автор пересказал пресс-релиз с пояснениями терминов из энциклопедии), а лекция — только айсбергом. Выходя к аудитории, нужно знать по теме гораздо больше, чем планируешь рассказать.
— Вы на ком-то обкатываете новую лекцию? Советуетесь ли с кем-то?
— Нет. Постфактум всегда рад советам коллег, которые разбираются в теме лучше меня.
— Какие советы по подготовке новой лекции вы бы дали начинающим просветителям?
— Никогда не делать лекции по темам, в которых вы не разбираетесь на уровне, позволяющем прочесть университетскую лекцию по этой теме или сделать научный семинар в профессиональной аудитории.
Представлять, что в зале сидит незлобный, но и не суперснисходительный ученый очень хорошего уровня, работающий в этой области, и слушает вас.
Никогда не готовить лекции по научно-популярным источникам.
— Имеет ли смысл создать какой-то экспертный совет по обкатке лекций или же каждый лектор сам может создать такой при необходимости?
— Нет. Это дело того, кто читает лекции. Ну и, конечно, в конце концов в YouTube дурь всякого будет видна, и устроители нормальных лекториев сделают свои выводы.
Обкатываю лекции на прекрасной аудитории «Гипериона»
Алексей Водовозов, медицинский журналист
— Как часто вы готовите новую лекцию?
— Регулярно. Из меня получился бы плохой преподаватель — очень тяжело повторять один и тот же материал, поэтому и старые лекции основательно модернизируются, адаптируются под конкретные аудитории, собираются новые из нескольких старых и готовятся абсолютно новые, с нуля.
— Много ли вы времени тратите на подготовку новой лекции?
— Около месяца. Это время уходит на предварительный сбор материала, его анализ, подготовку иллюстраций (перевод инфографики или иногда работа с художниками, если не получается найти готовую картинку, а она очень нужна), подбор, перевод (при необходимости) и редактирование видео. Презентация требует примерно одного-двух дней работы, обычно это около 60 слайдов.
— Что самое сложное в подготовке такой лекции?
— Первое — не налажать в фактуре. Второе — найти ту подачу проблемы, которая заинтересует слушателей разных уровней подготовленности.
— Вы на ком-то обкатываете новую лекцию? Советуетесь ли с кем-то?
— Обкатываю на прекрасной, но небольшой аудитории книжного клуба-магазина «Гиперион», основная часть премьер проходит там. Так уж сложилось, что среди слушателей много биологов, так что кое-что поправляют сразу на месте, что-то — уже после лекции во время сессии вопросов-ответов, а также по итогам комментариев под опубликованной видеозаписью во всех соцсетях. Особенно это касается всяких мультидисциплинарных тем, например, по тем же ядовитым животным и растениям правки вносились после комментариев герпетологов и химиков, микологов и ботаников, которые, по сути, становились соавторами следующих версий лекций. Примерно как «Теперь уже точно все ядовитые грибы России, издание второе, исправленное».
— Какие советы по подготовке новой лекции вы бы дали начинающим просветителям?
— Не начинайте читать лекцию по какой-то теме, пока основательно в ней не разобрались. Да, вы можете в лекции высказывать свое собственное мнение, но оно должно быть хорошо аргументированным, остающимся как в рамках здравого смысла, так и научной картины мира.
— Имеет ли смысл создать какой-то экспертный совет по обкатке лекций или же каждый лектор сам может создать такой при необходимости?
— При желании можно взять за основу опыт проекта «15×4», там очень давно так делают: лекторы собираются вместе и обкатывают свою лекцию на других лекторах и участниках проекта. Сразу вылезают все крупные несостыковки, непонятные для слушателей метафоры и недочеты оформления. Но в таком случае нужно быть готовым не только спокойно выслушать аргументированную критику, но и не игнорировать ее, исправляя и корректируя свои материалы. Думаю, что для единичных лекций в этом нет смысла, достаточно видеозаписи, которую потом от души покритикуют в Сети все желающие. А вот для фестивалей, форумов и прочих крупных мероприятий такая практика может оказаться полезной.
Сложнее всего остановиться и не пытаться объять необъятное
Александр Пиперски, лингвист, лауреат премии «Просветитель»
— Как часто вы готовите новую лекцию?
— Я посмотрел в папку, в которой я храню презентации к популярным лекциям для взрослых и школьников, и обнаружил за 2018 год восемь названий, которые можно считать новыми, — так что, наверное, раз в полтора месяца.
— Много ли вы времени тратите на подготовку новой лекции?
— Это невозможно оценить, потому что абсолютно новых лекций у меня не бывает. Популярные лекции как-то вырастают друг из друга, из курсов, которые я преподаю студентам, из моих научных статей и докладов, из популярных текстов, которые я пишу, а не так, что я придумываю тему, про которую вообще ничего не знаю, и начинаю с нуля готовить рассказ для широкой публики.
Например, осенью прошлого года я читал в Калининграде лекцию «Откуда берутся названия народов?» — я это делал впервые, но до того я написал двадцать небольших текстов для рубрики «Этноним дня» на «Арзамасе». Если засекать только время работы над презентацией, то получатся, наверное, не слишком солидные полдня, но если учесть, сколько времени я писал про эти этнонимы, выйдет уже на порядок больше.
— Что самое сложное в подготовке такой лекции?
— Мне сложнее всего остановиться и не пытаться объять необъятное. Когда я только начинал преподавать, я всегда беспокоился, что мне не хватит материала на всю пару — и в итоге готовил столько, что не успевал. Сейчас я гораздо лучше понимаю свой темп, но тем не менее приходится всё время говорить себе: «Не делай 80 слайдов, ты всё равно столько не успеешь и придется комкать».
— Вы на ком-то обкатываете новую лекцию? Советуетесь ли с кем-то?
— Лекцию не обкатываю, но если я не знаю языка, пример на котором я подобрал, стараюсь уточнять у специалистов, всё ли правильно.
— Какие советы по подготовке новой лекции вы бы дали начинающим просветителям?
— Репетировать перед зеркалом с секундомером. Это полезно еще и потому, что ты заранее понимаешь, когда тебя заносит в слишком сухую науку, а когда, наоборот, в слишком веселую болтовню о жизни, и можешь это скорректировать.
— Имеет ли смысл создать какой-то экспертный совет по обкатке лекций или же каждый лектор сам может создать такой при необходимости?
— Не представляю себе, кто бы пошел работать в такой совет (а точнее, даже советы — по каждой специальности ведь нужен свой): это же огромная работа, если ею реально заниматься. Кроме того, статус такого совета непонятен: не хотелось бы, чтобы он превратился в цензурный комитет — но это, к счастью, и не получится.
Подготовка лекции — это непрерывный процесс
Дмитрий Вибе, астрохимик
— Как часто вы готовите новую лекцию?
— Совсем с нуля — не чаще чем раз в год. На большее нет времени. Но, с другой стороны, подготовка лекции — это непрерывный процесс. Кроме того, у меня в репертуаре есть лекции, которые по самой своей сути предполагают постоянное существенное обновление, например лекция о современных исследованиях Солнечной системы. Да и в других тематиках наука не стоит на месте.
— Много ли вы времени тратите на подготовку новой лекции?
— Много, конечно. Чтобы сделать лекцию качественной, нужно знать существенно больше, чем рассказываешь. Это подразумевает знакомство с очень большим объемом материала, даже когда готовишь лекцию, казалось бы, по знакомой теме.
— Что самое сложное в подготовке такой лекции?
— Я бы выделил две вещи. Первое — адекватная оценка аудитории и соответственный подбор материала, чтобы не изрекать уж совсем азбучные истины и не углубиться в никому не интересную детализацию. Второе — четко определить границы и качество своего знания. Отделить вещи, которые я знаю, от вещей, к которым я привык. Если мне зададут вопрос о первых, я на него отвечу, а вот если зададут вопрос о вторых, может получиться неудобно.
— Вы на ком-то обкатываете новую лекцию? Советуетесь ли с кем-то?
— Нет. Как правило, нет времени на обкатку. К тому же для меня чтение лекций — хобби, и я могу себе позволить делать их именно так, как считаю нужным.
— Какие бы советы по подготовке новой лекции вы бы дали начинающим просветителям?
— Первый совет — крупно, полужирным курсивом. Ничего лучшего, чем черные буквы на белом фоне, человечество не придумало. Не старайтесь поразить зрителей палитрой. С одной стороны. Но с другой — интересуйтесь условиями освещения в том помещении, где вы будете читать лекцию. Если лекция будет проходить в темном зале (так практически всегда бывает в планетариях), стоит подумать о светлых буквах на темном фоне.
Вообще, запомните второй совет: старайтесь заранее проверить презентацию в боевых условиях, потому что с высочайшей вероятностью на экране проектора ваша презентация будет выглядеть не так, как на компьютере (и всегда хуже и по четкости, и по контрастности, и по цветности, и еще края слайдов будут обрезаться или не попадать на экран).
Третье: для тех, кто использует желтые линии на графиках, в аду есть специальный котел. Четвертое: включая в презентацию видеоролики, на всякий случай заранее научитесь уверенно произносить фразу: «Странно, у меня на компьютере всё работало».
Пятое: если в вашей лекции есть слайд с заключением, пишите слова «Спасибо за внимание!» на этом же слайде меленько внизу, а не на отдельном слайде.
И последнее: уважайте свою аудиторию. Даже тех ее представителей, которые будут убеждать вас, что американцы не летали на Луну, потому что с плоской Земли отправить ракету на Луну невозможно.
— Имеет ли смысл создать какой-то экспертный совет по обкатке лекций или же каждый лектор сам может создать такой при необходимости?
— Я думаю, что человек, сомневающийся в своих силах, сам найдет, на ком обкатать лекцию. Создание совета мне представляется совершенно бессмысленным.