Как составить сценарий по сказке

Как написать сценарий сказки

Чтобы сделать праздник интереснее и объединить всех собравшихся вне зависимости от возраста, можно поставить спектакль по сказке. Взрослые смогут окунуться в детство, а малыши насладятся любимой историей. Прежде чем начать репетиции и подготовку костюмов, нужно поработать над тестом сказки. Его нужно значительно переделать, чтобы получился сценарий спектакля.

Как написать сценарий сказки

Инструкция

Выберите сказку, по которой будет поставлен спектакль. Ориентируйтесь на аудиторию, для которой вы его делаете. Сказка не должна быть слишком глубокомысленной и философской, если спектакль будут смотреть малыши-дошкольники, а «Колобок» не подойдет для пятиклассников. Также учитывайте количество актеров и материальные затраты на костюмы и реквизит.

Определите тип повествования, который будет представлен на сцене. Все авторские слова может произносить отдельный герой – повествователь (для него можно придумать роль сказочника или другого персонажа). Либо можно обойтись без авторского текста, если суть происходящего останется понятной. Кроме того, можно трансформировать слова рассказчика в действия основных героев или вплести в их монологи. Главное требование при такой переписке сказки – органичность происходящего на сцене.

Выпишите из произведения оставшиеся диалоги и монологи героев. Каждый из них нужно проработать отдельно. Уберите лишние фразы, которые не влияют на общее действие и не раскрывают характер героя. Это необходимо в том случае, если сценарий в несокращенном виде рискует превратиться в слишком долгий спектакль.

Адаптируйте текст для вашей аудитории и актеров. Если в зале будут маленькие дети, а на сцене – непрофессиональные актеры, слишком длинные предложения можно разбить на короткие фразы. А непонятные для детей слова заменить синонимами.

Добавьте в сценарий описание мизансцен. Распишите движения актеров, расстановку их на сцене в каждом фрагменте спектакля. При этом нужно учитывать как законы композиции, так и внутреннюю «психологию» спектакля. Расположение действующих лиц на сцене должно подчеркивать действие, продолжать его в движениях или контрастно оттенять.

Добавьте в сценарий ремарки. Это пометки для актеров и режиссера-постановщика. В нескольких предложениях сценарных ремарок описывается, что, в каких условиях, как происходит.

Войти на сайт

или

Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.

Как написать сценарий

Мы уже говорили о том, что такое сценарий фильма. Теперь мы постараемся сами научиться писать сценарии по литературным произведениям — например, по рассказам В. Драгунского.
Мы написали небольшую инструкцию — не стóит запоминать всё, что здесь написано. Этот текст полезно иметь перед глазами, как справочник или словарь, и проверять по нему свой рабочий вариант сценария.


Давайте посмотрим на фрагмент настоящего киносценария, написанного по рассказу писателя О’Генри «Персики».

Для удобства мы выделили цветом разные элементы, из которых состоит сценарий.


ИНТ. ПОЛИЦЕЙСКИЙ УЧАСТОК УТРО

На столе лежит несколько свежих заявлений, авторучка и зажигалка, рядом стоит кружка с горячим кофе.
ДЕЖУРНЫЙ (45 лет), откинувшись на стуле, внимательно читает какую-то статью в газете. Он полноват,
у него кудрявые волосы.
В участок заходит МАЛЫШ МАК-ГАРИ (20 лет) и решительно подходит к Дежурному.

МАЛЫШ МАК-ГАРИ
Капитан здесь?

ДЕЖУРНЫЙ
(Громко)
Сэр, к вам пришли!

Откуда-то из темноты за спиной Дежурного появляется КАПИТАН (60 лет) — высокий мужчина в тёмных брюках
и белой рубашке, на поясе висит полицейский значок и кобура с пистолетом. Костяшки на правой руке,
в которой он держит папку с делом, украшают свежие ссадины.

КАПИТАН
(Пожимает руку Малышу)
Здорóво, Мак-Гари! Я думал, ты в свадебном
путешествии.

МАЛЫШ МАК-ГАРИ
Вчера вернулись. Скажите-ка, капитан, вы бы
хотели накрыть заведение Денвера Дика?

КАПИТАН
Поздно! Денвера накрыли два месяца назад.

Капитан хлопает по плечу Дежурного, который пытается сделать глоток кофе.

МАЛЫШ МАК-ГАРИ
Верно. Два месяца назад его выкурили с Сорок
Третьей. Но теперь он неплохо обосновался на вашем участке.
И дела у него идут лучше прежнего.



Итак, сценарий всегда состоит из сцен. Сцены в кино очень похожи на эпизоды в литературе, а с эпизодами в «Денискиных раcсказах» Драгунского мы уже научились работать. Чтобы нам было проще, мы будем считать, что у нас в сценарии будет столько же сцен, сколько эпизодов в произведении, по которому мы пишем сценарий. Поэтому первым делом, когда мы начинаем писать сценарий, например, по рассказу Драгунского, нам нужно выделить в этом рассказе эпизоды — это и будут наши сцены.

Каждая сцена в сценарии состоит из нескольких блоков. Сначала это может показаться сложным, но на самом деле блоки помогают сразу увидеть, как устроена сцена.  Поэтому читать сценарий всегда проще, чем рассказ или повесть. Давайте посмотрим, какие блоки есть в нашем сценарии и зачем они нужны.

1. Время и место действия

В нашем примере этот блок выделен жёлтым цветом и выглядит так: ИНТ. ПОЛИЦЕЙСКИЙ УЧАСТОК УТРО

Этот блок называется «Время и место действия». С него всегда начинается любая сцена. Нужен он для того, чтобы показать, где и когда происходит действие в этой сцене.
Мы начинаем этот блок со слова «ИНТ.» или «НАТ.» Так в кино говорят, когда действие происходит в помещении (интерьер, ИНТ) или на улице (натура, НАТ). 
На самом деле всё очень просто — если сцена происходит на открытом воздухе, то надо написать НАТ., а в любом другом случае — в комнате, в классе, в машине, в цирке — ИНТ.

Дальше мы указываем место действия — в нашем примере это полицейский участок. Другие примеры мест действия — «тихая улица», «комната», «арена цирка». Если для фильма важно, где именно происходит действие, то так и надо писать — «комната Дениски», «арена цирка на Цветном бульваре».

И, наконец, время действия — это всегда только одно из четырёх слов — УТРО, ДЕНЬ, ВЕЧЕР или НОЧЬ.В каждой сцене есть только один такой блок — в самом начале.

2. Описание действия

В нашем сценарии эти блоки выделены голубым цветом. Цель такого блока — помочь режиссёру фильма и съёмочной группе точно представить себе, что делают герои в сцене, как они выглядят, обратить внимание на важные детали, предметы. В этом блоке мы как бы рисуем картинку словами. 

Если в сцене появляется герой, которого раньше не было в фильме, то его имя в первый раз пишется ЗАГЛАВНЫМИ БУКВАМИ и в скобках указывается его возраст — например, КАПИТАН (60 лет). Если автору сценария это важно, он может включить описание внешности героя, его одежды, особых признаков (например морщины, веснушки). Обратите внимание — в нашем сценарии такие описания есть. Они нужны для того, чтобы выбрать на эту роль подходящих актёров. Если мы уже знакомы с героем, то его имя пишется как обычно — Капитан, и его внешность описывать уже не нужно. 

Вот как правильно написать этот блок:

  • В сцене должен быть хотя бы один блок «Описание действия» — сразу после первого блока «Время и место действия»
    Их может быть и больше — такие блоки появляются почти каждый раз, когда герои что-то делают, а не просто разговаривают. Или когда в сцене появляется или исчезает герой. Обратите внимание — в нашем фрагменте сценария таких блоков три. 
  • Когда мы пишем блок «Описание действия», мы используем только настоящее время глаголов. «Ручка лежит на столе», «Дениска подходит к плите и открывает кастрюлю», а не «Ручка лежала на столе», «Дениска подошёл к плите и открыл кастрюлю». Почему так делается, очень просто понять, если вспомнить наш текст «Что такое сценарий» — мы можем описывать только то, что зрители увидят глазами, всё должно происходить здесь и сейчас.
  • Ещё раз — мы пишем только о том, что можно увидеть глазами. «Дениска думает о том, что сказал Мишка» — так мы не можем написать в сценарии, нам нужно сначала придумать, как показать это зрителям, чтобы они поняли, о чём именно думает Дениска. Если мы просто покажем, как Дениска задумался, как зрители поймут, что он думает именно о том, что говорил Мишка?
  • Обо всех героях мы говорим только в третьем лице, как будто мы смотрим на них со стороны (Мишка думает, Дениска идёт в школу, папа возмущается, капитан появляется). Писать «я», «ты», «мы» и так далее в этом блоке нельзя — режиссёр и съёмочная группа должны всегда чётко понимать, о каком герое идёт речь. Мы как бы представляем себе, что наши глаза — это камера, которая снимает фильм.

3. Диалоги

Диалоги нужны для описания того, что и как именно герои говорят. Они состоят из трёх элементов —

  • ИМЯ ГЕРОЯ (в нашем примере такие элементы обозначены оранжевым цветом) — дает нам понять, кто говорит. В диалоге имя всегда записывается заглавными буквами. Имя героя должно быть таким же, как в блоке «Описание действия»
  • Ремарка (в нашем примере ремарки обозначены зелёным цветом) — необязательный элемент. Пишется в скобках. Нужна только тогда, когда важно уточнить, как именно герой говорит, к кому он обращается, или если герой что-то делает одновременно с разговором, какое-то простое действие. Если герой должен сделать что-то посложнее, нам понадобится блок «Описание действия», после которого можно будет продолжить писать диалог. Обратите внимание — в нашем фрагменте сценария есть две ремарки.
  • Реплика (в нашем примере реплики обозначены синим цветом) — то, что говорит герой. 

Герои всегда говорят по очереди, и это записывается именно так, как в нашем фрагменте сценария: 

ИМЯ ГЕРОЯ
(Ремарка, если есть)
Реплика

Иногда герои при разговоре перебивают друг друга — и тогда реплика одного героя может закончиться внезапно. Например:

ДЕНИСКА
Видеть не могу манную ка…

МАМА
(Громко)
Посмотри, на кого ты стал похож! Вылитый Кощей! Ешь. Ты должен поправиться.



Написание сценария — это творческая работа. Даже когда сценарий основан на литературном произведении, автор сценария совсем не обязан точно повторять то, что там написано. В сценариях фильмов по произведениям Драгунского, например, часто объединяются сцены из разных рассказов, меняется порядок событий, сами герои и то, что они говорят. Что-то выбрасывается, а что-то, наоборот, добавляется. Даже в тех сценариях, которые написал сам Драгунский! Главное, о чём думает автор сценария — это то, какой у него получится фильм, как он будет выглядеть на экране.

Последнее изменение: Среда, 12 Август 2020, 00:18

Как  создаются  сценарии  к  кукольному  спектаклю.

Камчатский  край, город Елизово,

 МБДОУ «Детский  сад  №9 «Звёздочка».

Воспитатель Лучко  Татьяна  Леонидовна.

   Для  того чтобы  создать  сценарий  кукольного  спектакля  необходимо  учесть  возраст  ребёнка. Это  поможет  подобрать  сказку, которая  будет  ему  понятна; рассчитать  время  проведения  спектакля, чтобы  не  утомить дошкольника.  В  подборе  сказки  можно  обратиться  к  программе  по  дошкольному  воспитанию  или  посмотреть  список  рекомендованной  литературы  на  сайте  министерства  образования.

   Обычно  сказки  рассказываются  кем-то  и  диалогов   или  монологов  очень  мало. Конечно, можно  ввести  рассказчика, но  тогда  спектакль  сильно  отличать  не  будет  от  прочтения  иллюстрированной  книги. Всё-таки  кукольный  спектакль – это  волшебство, где  герои  оживают  и  сами  говорят  и  живут.

   Поэтому  можно  описание  заменить, например  вместо  «Жили  были  Дед  и  Баба»  на  диалог: Дед: «Бабка, а Бабка, утро  наступило, давай уж  завтракать». Бабка: «Слезай  Дед  с  печи  да  иди  есть  калачи». Вместо  текста «Посадил  Дед  репку»  на  монолог: Дед: «Посажу-ка я  репку».

     Если  в  тексте  говорится  о  длительном  действии: «И  пошла  она  через  лес», то  текст  поменять  на  движение  куклы  по  сцене  под  музыку, песню  или  монолог  героя: «По  лесной  тропинке я  пойду  и  для  бабушки  любимой  я  цветы  найду. Вот  ромашка, а  вот  незабудки – положу  я  их  в  корзинку  и  дальше  поспешу». То  есть  происходит  либо  движение  героев  на  сцене, либо  идёт  их  диалог  или монолог. Напоминаю, если  идёт  диалог, то  движется  та  кукла, которая  говорит.

       Если  есть  возможность, то  хорошо  бы  запланировать  музыкальное  сопровождение. Музыка  подбирается  согласно  действию  или  образу  персонажа, дополняя  его.  Музыкальные  фрагменты  лучше  расположить сразу  в  нужном  порядке. Если  фрагмент  повторяется, то  его  следует  записать  требуемое  число  раз, чтобы  не  искать  и  не  прерывать  спектакль. Одно  включение  должно  плавно  перетекать  в  другое. Использовать  можно  и  магнитофон, и  синтезатор  с  программой, компьютер  или  мощный  планшет.

       В  сценарии  реплика  нового  персонажа   записывается с  новой  строки  так: вначале  имя  персонажа, двоеточие, курсивом  пометка  о  музыкальном  сопровождении, текст  героя. Если  при  этом  планируются  перемещение  персонажа  или  какие-либо  действия, то это  прописывается    курсивом (или  в  скобка).

      Дополнением  будут  декорации. Их  эскиз  можно  набросать  и  приложить  к  сценарию. Обязательно  в  тексте  нужно  пометить, в  какой  момент  декорации  следует  сменить (если  это  необходимо).

       Если  без  слов  автора  просто  не  обойтись, можно  ввести  Петрушку (или  Лесовичка, или…), который  вначале  пригласит  всех  в  сказку, по  ходу будет  давать  пояснения, а  в  конце  попрощается. Конечно, ведущим  может  быть  и  взрослый, но  персонаж  лучше.

     Прочтите  сценарий; проверьте,  не  упустили вы что-нибудь  важное, отредактируйте.

     Просчитайте,   насколько  по  времени  рассчитан  спектакль. Если  более  чем  пятнадцать  минут, то  следует  вставить  подвижную  игру  или  упражнения, чтобы  дети  встали  и могли  подвигаться  возле  своего  места.

     Если, по  вашему  мнению,  вы  всё  учли, то  приступайте  к  созданию  сценария. Успехов  вам  в  написании  и  аншлагов  после  проведения!

В прошлых постах я выкладывал написанный мной сценарий по произведениям в стиле фэнтези. А в этом хочу уделить немного времени тому, как сценарии пишутся.

https://pixabay.com/photos/writing-write-fountain-pen-ink-1209121/
https://pixabay.com/photos/writing-write-fountain-pen-ink-1209121/

Основы

Основные правила:

  • Сценарии пишутся глаголами и картинками.
  • Сценарии пишутся в «длину», т. е. развитие усиливает действие каждой следующей сценой, кадром.
  • Сценарии не пишутся. Они переписываются! Нельзя придумать, можно ощутить. Знать про героя по максимуму – анкета героя.

Этапы работы над сценарием:

  • Заявка, синопсис. Литературный пересказ сценария, где видны герои и действие.
  • Поэпизодный план. 1,5 часа – 20-30 эпизодов. Размер эпизода – 5-7 минут. Если вы можете записать эпизод одним предложением, эпизод есть.
  • Первый вариант сценария.

Сценарии не придумываются, они проживаются.

Упругость текста – каждая следующая фраза усиливает предыдущую.

Сквозной персонаж! Иногда используется для усиления, развлечения.

Категории сценарного мастерства:

  • Жанр – вопрос сценариста. Комедия.
  • Стиль – вопрос режиссера. Лирическая часть.

Линейка жанров:

  • Мюзикл
  • Комедия
  • Трагедия
  • Приключения
  • притча
  • Кинороман
  • Мелодрама
  • Киноповесть – атмосферная история, эмоциональная, де важно настроение. История нескольких жизней в одной истории.

Герой и система образов

Должны быть:

– Рассказчик.

– Герой (протогонист) тот, кто действует.

– Второй герой, ради кого действуют.

– Друг.

– Альтернатива, выбор для второго героя.

– Антагонист, тот кто противодействует.

– Шут.

– Гек-пара.

– А также сквозные персонажи (например, заблудившийся гость в “Чародеях”).

Эпизодические персонажи имеют свойство находиться рядом с героями.

Рассказчик может быть главным героем (тем, глазами кого мы «видим» историю).

Друг – тот, кто помогает главному герою.

Фабула – событийный ряд

Сюжет – главный герой важнее фабулы. Важен характер – под него придумывается фабула.

В сценарном мастерстве:

Сюжет – такое развитие отношений между героями, которое вызывает последовательность возрастающих по драматизму ситуаций.

Фабула – такая последовательность драматических ситуаций, которые вызывают развитие отношений и даже характера героя (особенно в кинороманах).

Драматическая ситуация – обстоятельства, которые порождает герой силой своего характера.

Драматическое событие – это обстоятельства, которые происходят не по воле героя, но независимо от него, вызывая при этом изменение его состояния, жизни и характера.

Материал для сценария ВСЕГДА ДЕЛИТСЯ НА СЮЖЕТ И ФАБУЛУ.

Событийный ряд и история развития характера.

Разберем, для примера, какой-нибудь всем известный фильм (слева сюжет, справа – фабула).

“Белое солнце пустыни”

1. Опытный человек с чувством юмора – Сухов находит Саида и дает ему воды из чайника

2. Сухов не берет на себя ответственность за гарем – Сухов встречает гарем.

3. Сухов психует, нервничает, показывает свой характер – Рахимов бросает женщин на Сухова

4. Сухов смиряется с судьбой – Женщина и Петруха остаются с Суховым

Сюжет важнее в: мелодрама, трагедия, притча.

Фабула важнее в: приключения, комедия.

Действие в кино равняется сюжет +фабула.

Для полного метра – минимум 10 изменений отношений.

Закон кинематографа – героя порождают те обстоятельства, которые сильнее его.

Форматы записи сценариев.

Русский формат.

Между репликами – действие.

Одно предложение – один кадр. Лучше подходит для киноповести, аналитической программы.

Хр. 1 стр – 1-1,5 минуты.

Образец. СЦЕНА У ФОНТАНА:

Миша увидел Машу. Подошел и, нежно глядя в глаза, сказал:

– Девушка, сколько сейчас времени?

По серьезному лицу Маши пробежала улыбка «счастливые часов не наблюдают»:

– Понятия не имею! – сказала Маша.

И помахала рукой бегущему сквозь толпу с букетом наперерез Паше.

– Я даже знаю, почему, – сказал Миша, глядя ей вслед.

Ему сделалось грустно и легко от того, что однажды, может быть, и его кто-то будет так ждать…

Он даже зажмурился, представив себя на месте Паши.

Когда он открыл глаза, у фонтана уже никого не было.

Европейский формат (кинопьеса).

Смысловая диалоговая история. Удобен для записей скетчей, ток-шоу, интервью, большинства ТВ-продуктов. В основе – диалог. Много режиссерского “воздуха”.

Хр. 1 стр – 2 – 3 минуты.

Ремарки по центру действия.

Виктор: Где мой лимон?

Мария: Иди ты сам за лимоном.

Он встает и идет одеваться.

Образец. Сцена у фонтана:

Миша подходит к Маше.

МИША: Девушка, который сейчас час?

МАША (улыбаясь): Понятия не имею!

Маша машет рукой Паше.

МИША: Я даже знаю, почему.

МАША: Почему?

МИША: Счастливые часов не наблюдают.

Американский формат (профессиональный или голливудский).

Каждый эпизод озаглавливается. Либо “ИНТ”. Либо “ЭКСТ” (интерьер – искусственное освещение, экстерьер – натуральный свет).

Хр. 1 стр. – 1 мин. Строго!

ЭКСТ. Парк горького. – У фонтана. День.

Капля фонтанных брызг капает на ладонь карапуза, который тянется из маминых рук к струям. Мама занята разговором по телефону.

Брызги фонтана отскакивают прямо в лицо Маше. Она смахивает влагу с лица, как слезу.

Потом неспешно достает зеркальце, внимательно рассматривает веко, нет ли туши. Убедившись, что нет, оглядывается по сторонам. Видит взгляд Миши. Миша подходит ближе. Маша выжидающе смотрит.

МИША (решившись):

– Девушка, который час?

МАША (пытается сделать лицо серьезным и вдруг улыбается):

– Понятия не имею!

Эпизод длится 3-7 минут. Эпизод делится на сцены.

Сцена – 1-2 минуты. Длина кадра – не менее 8 секунд. Кадр – перестановка камеры.

С чего начать писать свой первый сценарий? Зачем нужен логлайн и что это такое? Из каких частей состоит сценарий? Как прописывать персонажей, их действия и диалоги? Что делать, когда готов первый драфт? Советы профессионалов, успешные примеры и частые ошибки в написании сценария.

Что такое сценарий?

Сценарий — это кино-драматургическое произведение, являющееся основой для съёмки проектов или театральной постановки. Сценарий является в первую очередь текстовым документом, на базе которого команда проекта выполняет свою часть работы для воплощения сценария в жизнь.

Правильный формат текста в сценарии такой: шрифт Courier New 12-ым размером. При таком форматировании каждая страница текста будет равняться одной минуте хронометража. 

Сценарий полнометражного фильма обычно составляет от 90 до 120 страниц, то и длительность фильма составит от полутора до двух часов. Сценарий пишут не только к фильмам, но и к эпизодам сериалов. Ситкомы — это обычно серии на 20-30 минут, соответственно на 20-30 страниц. Драмы — 50-60 страниц. 

Вы можете создать свой сценарий на основе оригинальной идей или же на основе существующих интеллектуальных прав (книг, фильмов, комиксов, журналистских статей). 

Использование чужих интеллектуальных прав должно всегда оформляться договором и сопровождаться, конечно же, оплатой. Но есть произведения, за использование образов из которых, не нужно платить. Они называются общественным достоянием. Общественное достояние в России — это произведение, с года смерти автора которого прошло 70 лет. Подробно про поиск идей и интеллектуальные права мы писали здесь.

Сценарий — это чёткий план фильма или эпизода сериала. В этом работа сценариста очень сильно отличается от работы писателя. 

Если на этапе разработки сценарист тоже ищет эмоциональные ходы, яркие образы, любые другие творческие решения, то на этапе написания все эти наработки все равно должны улечься в инструкцию для съемки. Хороший сценарий должен быть чётким, понятным, наглядным документом, отражающим всю предыдущую творческую подоплёку. 

Ваш сценарий увидит огромная команда из продюсеров, режиссёров, актёров, постановщиков и других, и для их работы важным станет каждое написанное вами слово. Давайте ниже разберёмся вместе, как написать сценарий.

Выбор названия

Название сценария можно оставить на самый последний момент работы над ним. Но если вы всё-таки решили всё-таки чем-то назвать текстовый файл, то название должно:

  • отражать жанр вашего проекта;
  • быть цепким и броским;
  • заявлять эмоции, которые зритель скорее всего испытает;
  • быть лёгким в произношении и запоминающимся.

Логлайн

Логлайн — это основная идея вашего фильма. По старым голливудским стандартам логлайн принято формулировать не более чем в тридцать слов. То есть вставить туда все сюжетные линии, описание мира и гениальные навыки главного героя не получится. В России к этому относятся мягче – допустимо уложиться в 35-45 слов. Что же включить в логлайн:

  • кратко укажите, кто герой (мальчик-волшебник, вдовец и отец пятерых детей, говорящая мышка);
  • чего герой хочет (победить злого волшебника, отомстить за смерть жены, найти семью);
  • что стоит на пути к достижению цели (огромная армия из злых магов, вынужденность постоянно уделять внимание детям или то, что мышка не такая как люди). 

Существует такое драматургическое правило: та цель, которую вы сформулировали для героя в начале должна проходить через всю историю. Как только цель перестаёт быть важной или достигается героем, то история заканчивается. Интересная и чётко сформулированная цель главного героя поможет написать хороший сценарий. 

Персонажи сценария

Когда вы знаете, о чём ваша история, пора для себя решить, кто её раскроет и покажет. Выше мы уже сформулировали логлайн и знаем, какие качества героя точно понадобятся для раскрытия темы. 

На этом этапе важно выяснить, как герой изменится, и с какими своими пороками будет сражаться. С учётом логлайна поиск ответа на этот вопрос может быть таким. Например, наш главный герой отец семейства, потерявший жильё за долги. Его цель вернуть квартиру, чтобы дети смогли вновь обрести дома. Каким герой должен быть в начале, чтобы набрать столько долгов, не платить их и даже лишится квартиры? Что это за качества, которые привели его сюда? Возможно, лень, игромания, вера в удачу, безответственность? Тогда каким герой должен стать в конце, чтобы достичь цели? Возможно, он будет вынужден победить свою лень, вылечится от игромании, начать принимать ответственные решения.

Для сценарной записи вам потребуется придумать имя каждому из героев, знать приблизительно их возраст и особенности внешности. Когда вы будете презентовать героев впервые, то их имя нужно писать большими буквами, в скобках давать возраст и краткую характеристику через запятую. Например. “ЖЕКА (45), тучный мужчина в деловом костюме”.

Структура сценария

На данном этапе ещё рано создавать титульный лист в вордовском документе. Нужно провести работу над структурой сценария и расставить основные точки сюжета. Как правило, в этом помогает трёхактная структура. 

Трёхактная структура — это классическая структура практически любого драматического произведения. Все остальные структуры, так или иначе основаны на ней. Так что начинающим сценаристам мы рекомендуем начать с нее. Разделите историю как минимум на начало проблем персонажа, развитие событий (попытки решения проблем) и их разрешение. Ниже мы рассмотрим, что нужно включить в каждую из частей. Обязательно запишите все эти части в виде текста, это станет хорошей основой будущего сценария.

Акт 1. Вступление и завязка истории

Первый акт может располагаться приблизительно на 20-25 страницах. Обязательно начните с интересной экспозиции, то есть описания статуса-кво персонажа. Что можно включить в экспозицию:

  • показать главные черты героя;
  • рассказать о его семье, социальном статусе, любых других важных для истории социальных аспектах;
  • заявить второстепенных персонажей;
  • продемонстрировать текущие проблемы героя или наоборот его беззаботную жизнь до того, как он окунулся в перипетии;
  • обозначить первые звоночки надвигающейся проблемы на героя.

Когда всё выше готово, то пора и ударить первыми сложностями по нашему главному герою. Следующей сюжетной точкой станет катализатор — событие, которое меняет всё. 

Правило для катализатора такое: нужно придумать событие, после которого герой ни сможет не решать проблемы или ни сможет не отправиться в путешествие.

Например, в начале у главного героя, главы семейства, много долгов, но из-за своей лени и плохого характера, он никак не может заработать денег и погасить их. Но за долги у него наконец-таки отбирают квартиру. До этого долги героя мало влияли на его жизнь и жизнь его семьи. Да даже после того, как тот лишится квартиры, он может и не особо против поспать в машине. Но понимая, что дети не могут жить в машине, герой вынужден изменить свой характер, чтобы справится с финансовыми сложностями. То есть перед героем в этот момент должна чётко оформиться цель, о которой мы говорили выше, и которую он будет достигать от начала до конца, а от усугубившейся проблемы уже никуда не деться. 

Акт 2. Борьба главного героя со сложностями на пути к заданной цели

Основная часть сценария должна уйти под борьбу главного героя за поставленную цель. Если сказать простыми словами, то главное правило, которое существует для написания второго акта такое. Герой решает возникшую проблему, она не решается и становится всё хуже. Затем герой снова что-то делает для решения проблемы — и вновь должно стать хуже. И так до конца второго акта. 

Правильным будет второй акт закончить тем, что герой опускается до самой нижней точки своего состояния. Чем хуже ему, тем лучше. В качестве примера можно вспомнить фильм “Дюна” (2021). Второй акт фильма заканчивается тем, что весь народ и семью главного героя, Пола Атрейдеса, уничтожили Харконнены. Пол остался без дома, без отца, без своего народа, без каких-либо средств к существованию, да ещё и посреди дикой неподвластной человеку пустыни, убивающей всё живое. 

Акт 3. Главный герой выходит победителем

В начало третьего акта герой входит, будучи на дне. Зритель должен видеть, что все отвернулись от героя, его покинули силы, ресурсы утрачены, а злодей ликует. Но в какой-то момент у главного героя появляется некий лучик надежды, и он совершает что-то невероятное, чтобы перевернуть ситуацию с ног на голову. 

Кульминация должна быть яркой, оригинальной, логичной и эмоциональной. В чём её яркость может состоять? В нетривиальных решениях. То есть герой должен сделать что-то такое, чего раньше не делал или на что не решился бы никогда. Как проявляется логика? Хорошей логичной кульминацией можно назвать ту, где именно действия героя становятся финальным источником решения проблемы, исходя из качеств и изменений героя. А также кульминация не должна наступать благодаря “богу из машины” или “роялю в кустах”. Не надо в кульминации вестерна про ковбоев и борьбу за сердце дочери местного губернатора прописывать пришельцев, которые уничтожают врага главного героя своими лазерами. О том, что такое “бог из машины” и почему использовать его надо в исключительных случаях, мы рассказывали здесь.

Кульминация — это момент, когда антагонист повержен, а герой заполучил желаемое. Но на этом фильм не заканчивается. Не забывайте про развязку. 

Развязка — это то, к чему привела кульминация. Как изменился герой и его жизнь после достижения цели? Вот наконец-то желаемый Кубок огня в руках Гарри Поттера в финале Турнира трёх волшебников, и он возвращается победителем на поле Хогвартса (“Гарри Поттер и Кубок огня”). Трибуны ликуют, ведь ученики Хогвартса и Гарри получили то, что хотели — победу школы в престижнейшем и опаснейшем международном конкурсе магов. Но чем она обернулась? В руках Гарри труп Седрика Диггори, его соперника, перед глазами до сих пор жуткий процесс возрождения лорда Волан-де-Морта, и пока только Гарри знает, что самый жестокий и сильный маг современности жив и строит планы на весь мир. Победа ему уже не нужна. Седрику победа принесла смерть, а его отцу и ученикам — скорбь. 

Диалоги и описание действий

Что нам поможет на этапе диалогов из предыдущей разработки? Всё, что мы знаем про персонажа. Мы уже прописали какой он, как действует, его фишки и даже особенности речи. Всё это необходимо понимать при прописывании действий и диалогов.

В этом разделе мы используем слово диалоги в общепринятом значении. На внутреннем сленге сценаристов диалогами называют собственно сам сценарий – финальный документ, где расписана вся история с действиями и репликами.

Когда вы пишите действия, то старайтесь каждое описывать отдельным абзацем, что позволит проще читать и чётко видеть, кто, куда и как направляется в рамках сцены. Сами описания действий и вообще любые другие описания должны быть краткими и лаконичными. О том, как этого можно достичь мы рассказывали здесь. 

Если даже вы нашли для вашего героя увлекательные действия, с помощью которых герой круто решает свои проблемы, это не значит, что всю сцену надо превращать в сплошной набор из них. Не стесняйтесь разбивать действия ёмкими фразами, шутками, комментариями героя. Но и не увлекайтесь. 

Не торопитесь начинать прописывать диалоги. Убедитесь, что все сюжетные линии продуманы, все важные события расставлены, а структура работает как надо. 

Одно из главных правил диалогов в том, что он, как и действие, должен продвигать сюжет. Например, один герой уговаривает скромного друга пойти с ним на концерт рок-группы. Каждый герой будет гнуть свою линию: первый уговаривать, другой отказывать. Ни один из героев не должен повторять свои предыдущие аргументы. Более того, каждая реплика героев должна отдалять или приближать их к концерту. А в идеале диалог должен усугублять отношения между персонажами, вскрывать их обиды друг на друга, а может быть и разгораться в ссору, которая возможно сильно ударит по их отношениям или сюжету. 

Ещё один важный совет при написании диалогов: не повторяйте уже известную информацию. Пример. Ваш герой входит в сцену, он избитый и окровавленный. А его мать говорит: “О, Боже, у тебя кровь!”. То есть мы потратили лишний бит и лишнюю строчку, чтобы описать то, что зритель уже увидел, а читающий прочитал. 

Избегайте в диалоге длинных непонятных слов: жаргонизмов, терминов, просто заумных выражений. Зрителю будет скучно даже полминуты смотреть и слушать то, чего он не понимает и что его не продвигает по истории. 

Ну и заключительная рекомендация в написании диалогов состоит в том, чтобы их проговаривать. Диалог должен произноситься естественно, без запинок, звучать приятно для ушей. При произнесении реплик вслух вы сразу почувствуете, всё ли хорошо с фразами.

Редактирование сценария

Закончили писать – пора переписывать. Редактирование и переписывание — это вторая по объёму часть работы сценариста (первая — разработка идеи). 

Самостоятельно

Во-первых, перечитайте сами. Уже в первую читку вам захочется местами подправить диалоги, убрать те или иные действия, что-то будет вас раздражать в тексте по мелочам.

Во-вторых, проанализируйте, работает ли каждая сцена, эпизод, акт. Работают ли детали, которые вы указали. Всё должно быть действующим в сценарии и не должно быть лишних движений, слов, вздохов, одёргиваний юбки и подобного. Каждый раз можно спрашивать себя: 

  • для чего это написано?
  • как это работает на историю?
  • что даёт это зрителю?

В-третьих, проверьте, не нарушилась ли логика в процессе создания первого драфта сценария. Точно ли одно событие вытекает из другого? Или это только вам так кажется?

В-четвёртых, в процессе написания сценария некоторые сцены могут просто перестать быть нужными. Удаляйте их безжалостно. 

В-пятых, проверьте мотивацию героев. Каждый раз ваш главный персонаж входит в сцену по какой-то причине. И если эта причина не выглядит весомой и понятной для читателя или зрителя, то она оставит негативное впечатление. 

Редактор

Если у вас есть бюджет и потребность в профессиональной помощи, то можно обратиться к редактору. Он прочтёт работу от начала до конца и будет искать примерно то же, что перечислено выше. Профессиональный редактор сможет найти все нестыковки, слабые мотивации персонажей, задаст нужные вопросы к тексту и даже отметит ненужные диалоги или описания. 

Часто встречающиеся ошибки

Драматургия и кинодраматургия развивается уже не первую сотню лет. Современный зритель ожидает с каждым годом всё более крутых, увлекательных и сложных проектов. Давайте обсудим, какие ошибки вы можете избежать на пути к своему первому фильму, если обратите на них внимание и что сделать, чтобы он соответствовал уровню самых искушённых зрителей. 

Персонажи

Во-первых, ошибкой может быть слишком много неработающих персонажей. Не нужно для каждого безобидного взаимодействия героя создавать нового персонажа — ограничьтесь массовкой. Каждый полноценный персонаж должен нести какую-то функцию, отражаться на истории, на главном герое и даже лучше бы иметь свою понятную и законченную линию.

Во-вторых, чисто технически большое количество персонажей может запутать зрителя. А если у них ещё и похожие или плохо запоминающиеся имена, то зрителя это может ещё и раздражать. 

Задавайте себе вопрос при разработке и перечитывании: нужен ли мне этот персонаж? Нужен ли он вообще? Можно ли его удалить?

Конфликты

Конфликт — это основа любой истории. Правильный конфликт — это когда два героя преследуют противоположные интересы. Убедитесь, что герой постоянно вынужден противостоять кому-то или чему-то. 

Ошибкой сценариста станет слабый или поверхностный конфликт внутри истории. Если цель героя легко достижима, то ему ничего не стоит просто подойти и взять то, что ему нужно. Достигнута цель — закончилась история. 

Нужно избегать и слабых антагонистов. Каждый раз зритель должен видеть усугубление и ломать голову, как же наш герой одолеет невероятно жуткого огромного монстра или вооружённого до зубов террориста. А ещё лучше бы, чтобы в эти же моменты у героя заканчивались бы все пули и укрытия. 

Конфликт должен проявляться не только в виде внешнего противостояния. Например, когда герою нужно спасти мир и забрать у антагониста супер-лазер, которым он его собирается взорвать. Конфликт должен лежать внутри ценностных убеждений. Самая распространённая и довольно банальная тема, которую можно отыскать в кино — это противостояние добра и зла. Но и за этими категориями чаще стоит что-то ещё. Например, Гарри Поттер (сторона добра) смог победить Волан-де-Морта (сторона зла) с помощью любви и дружбы. В то время как тот пытался вести борьбу с помощью устрашения сторонников и силы. 

Мир

Условности и законы мира должны быть понятны с первых сцен. Если вы начинаете проект в жанре сай-фай, антиутопии, фэнтэзи, хоррора, то так или иначе нужно обозначать грань того, как работают придуманные законы. Мир должен иметь свои незыблемые законы и быть опасным для главного героя.

Если у вас фильм ужасов, в котором существуют призраки, то нельзя, чтобы герой в конце их всех уничтожил магией своей взятой из ниоткуда волшебной палочки.

Антиутопии тоже подразумевают очень строгое соблюдение жанровых условий. Для создания антиутопического произведения обычно берётся какая-то одна сторона жизни людей, меняется по усмотрению автора, и мы наблюдаем, как это воздействует на остальной мир по естественным его законам. Допустим, государство приказало с этого дня сдавать всех рождённых младенцев в специальное учреждение. Звучит жутко. Это не означает, что в следующем акте государство прикажет сдавать стариков, потом решит уволить с работы и лишить собственности всех мужчин, а затем сделать президентом мышь. Это всё будет противоречить жанру, и напоминать абсурд.

Далее ошибкой может стать то, что вы не вписали своего героя и его окружение в общий исторический, мировой или национальный контекст. Может быть, иногда отсутствие сеттинга и играет на идею, но это считанные случаи. Ваш мир не может быть безликим и откровенно пластиковым. Например, в сериале “Засланец из космоса” главный герой, внеземное существо, приземляется в американский городок. Казалось бы, зачем уточнять? Американский городок — понятная категория. Внеземное существо мы тоже можем себе представить. Но чтобы сделать пребывание инопланетянина как можно более сложным, авторы поселили его в городок штата Колорадо в горах рядом с огромными ледниками. Более того, город настолько мал, что скрыть свои инопланетные способности там почти невозможно. А ещё в нём живут представители коренных народов, индейцев, погружающие главного героя в человеческие ценности. 

В мире вашего сценария должно работать всё — и даже время года. Зачем в одной из сцен дождь? Что он означает? Как он помогает или мешает? Почему именно сейчас пошёл дождь? Или он нужен только для красивой картинки? Если только последнее, то сцену стоит убрать, так как её просто напросто будет дорого снять.

Диалоги

Во-первых, любой бессмысленный диалог ради болтовни станет ошибкой. Если в диалоге нет конфликта, цели и он не продвигает сюжет, то его нужно переписать.

Во-вторых, не очень хорошо, когда зритель не понимает, на чьей он стороне в диалогах. Такое бывает тогда, когда взгляды и убеждения героев размыты и плохо продуманы. 

В-третьих, нельзя бросать сцену без ясного финала, то есть результата взаимодействия персонажей. К чему-то в конце должны прийти либо сами герои, либо зритель.

В-четвёртых, попробуйте закрыть рукой или удалить имена персонажей над их репликами и понять, кому принадлежит та или иная фраза. Если вы не смогли точно определить, где чьи реплики и чётко различить персонажей по их словам, то надо вновь начинать работать над описанием персонажей.

Высказывание и изменение героя

Уделите отдельное внимание высказыванию вашего сценария. Откровенно говоря, навык выражать высказывание через сюжет — это постоянная упорная работа. Поэтому лучше заранее знать, с какими ошибками можно столкнуться на пути к хорошему сценарию. 

Во-первых, ошибкой будет, если ваш герой никак не изменится. Именно изменение героя транслирует определённую мысль произведения.

Во-вторых, у героя обязательно должны быть какие-то убеждения, через которые он проносит происходящее. То есть как минимум он должен реагировать на события вокруг, как-то оценивать их, делать какой-то вывод. Может эти события противоречат убеждениям героя? Или учат его чему-то? То есть реакции главного героя будут составлять ваше высказывание.

В-третьих, плохо, если у героя отсутствуют сложные дилеммы. Только через морально тяжёлый выбор герой сможет расти, побеждать свои ложные убеждения и выражать высказывание.

В-четвёртых, высказывание не должно быть слишком общим и банальным, типа “Семья — самое важное в жизни” или “Убивать нехорошо”. Зритель сразу почувствует эту натянутость и заезженность темы.

Секреты сценарного мастерства от успешных сценаристов

Есть один самый главный секрет, о котором говорит почти каждый сценарист и в России, и зарубежом. Написать хороший сценарий поможет выбор темы, которая должны быть очень личной для автора. То есть нужно придавать идее такие эмоции, которые автор уже испытывал сам и понимает их. Нельзя назвать сценариста или автора сценарной книги, который не говорил бы об этом.

Ещё одно близкое к этому правило прозвучало от Ильи Куликова, автора знаменитых сериалов “Глухарь” и “Полицейский с Рублёвки”, в подкасте “Поэпизодный клан”. Он считает, что сценарист должен писать то, о чём он знает, что он понимает и что проживает. Например, по его словам, автор не может написать сценарий о странах, в которых не был, а также о людях в этих странах, об их морали, душах, образах жизни. Простыми словами, нужно брать в качестве темы то, что вам знакомо, и это станет сильной стороной вашего проекта. 

Примеры хороших сценариев

В сети Интернет выложено в свободном доступе немало сценариев российских и зарубежных фильмов. Часто это делается, когда сезон сериала закончился, или когда проект номинирован на награду в сценарной номинации. Что точно стоит почитать и посмотреть, чтобы научится писать сценарии и избежать потенциальных ошибок, мы перечислим ниже. 

“Рассказ служанки”

Пилот и одну из серий 4-го сезона «Рассказа служанки», номинированную на “Эмми” можно найти в свободном доступе. Сценарии эпизодов “Рассказа служанки” отличаются лаконичностью описаний и чёткими эмоциональными битами. Особенность сцен данного проекта в том, что там мало ярких и широких внешних действий, мало драк, погонь и ругани. Эмоциональные изменение и высказывание авторы умело выражают тонкими, но говорящими, кинодействиями. 

“Дюна”

В данном фильме начинающему сценаристу может быть интересна структура сценария. 

Во-первых, она соответствует классической трёхактной структуре. Более того, во многом там можно найти элементы структуры Блейка Снайдера из его книги про сценарное мастерство “Спасите котика”. 

Во-вторых, каждый акт и его подэлементы достаточно краткие, ёмкие и не затянутые.

В-третьих, несмотря на то, что данный проект является экранизацией одноимённой книги, автор сценария, Джон Спейтс, смог создать сразу несколько логичных завершённых сюжетных линий и не увлечься мифологией.

Отдельно хочется сказать про мир “Дюны”. Данный сценарий является хорошим примером того, как автор смог интересно передать множество сложнейших законов вселенной, не спугнуть зрителя, а также ещё и создать плацдарм для эффектной визуальной составляющей. 

“Достать ножи”

Не так давно в общем доступе появился сценарий детективного фильма “Достать ножи”. Что полезного можно почерпнуть в нём?

Во-первых, Райан Джонсон, сценарист и режиссёр, смог воплотить сюжет в стиле классического детектива с соблюдением всех законов жанра. 

Во-вторых, к детективному жанру автор умело добавил и комедийный элемент. Главная героиня не способна врать физически: её тошнит при произнесении любой лжи. Данная комедийная черта была использована очень сбалансировано: она использовалась для создания юморных ситуаций, в качестве препятствий для героини, но не слишком злоупотреблялась. 

В-третьих, данный сценарий можно похвалить за то, как ярко и полноценно прописан каждый герой. Зритель действительно много узнаёт про всех наследников жертвы убийства: про их финансовое состояние, мотивы, отношения, боли, социальное положение и так далее. Но при этом не перегружает деталями — мы видим только то, что работает на убийство как основу сюжета.

Часто начинающие сценаристы пытаются изобрести колесо, начиная сценарий без какой-либо теоретический подготовки. Безусловно любой опыт написания станет полезным, но так или иначе начинающий сценарист будет совершать ошибки, которые до этого уже проходили другие сценаристы. Смелее приступайте к созданию своего первого сценария, используя наши советы.

Добавить комментарий