Как составить сценарий по стихотворению

ВСЕРОССИЙСКОЕ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО
ЗНАМЕНИ ОБЩЕСТВО СЛЕПЫХ
КУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫЙ РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС    
ОРГАНИЗАЦИОННО – МЕТОДИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ИНСЦЕНИРОВКЕ СТИХА

Из публикаций журнала «Дом Культуры»

МОСКВА
2014

В статье представлены основные этапы работы режиссера с поэтическим материалом, начиная с использования различных видов стихов и продолжая примерами поэтических инсценировок, дается методика работы над по¬становкой «зримого стихотворения».
Инсценированный стих — важнейшая единица театрализованного представления. В нем, как в зеркале, отражается сама суть театрализации.
Вспомним сущность инсценирования применительно к поэтическому творче-ству.
Инсценирование (от лат. «на сце¬не») — это, во-первых, переработка ли-тературной первоосновы (в данном слу¬чае — стихотворения, баллады, поэмы и т.п.) на уровне текста, превращение в литературный сценарий для представ¬ления; во-вторых, воплощение этого сценария театральными средствами, то есть формирование сценической дра¬матургии художественно-творческим методом театрализации. В искусстве ре¬жиссуры театрализованных представле¬ний оба процесса органически и целесо¬образно соединяются в творчестве ре¬жиссера.
Инсценировать стих — это значит оживить все поэтическое содержание небольшого литературного произве¬дения. При поиске инсценированной формы стиха прежде всего сохраняет¬ся конфликтная основа, при помощи ко¬торой изначально прослеживается со¬циально-нравственная проблема. Хотя специально режиссер редко подбира¬ет стихи к раскрытию какой-либо про¬блемы (относительно инсценировки, не театрализации). Режиссер сам должен быть поэтом. Конечно же, это не означа¬ет, что он сам должен писать стихи. Но любить литературу, поэзию, знать твор¬чество разных поэтов он просто обязан. Так же как невозможно творить, не зная и не понимая живопись, музыку, архи¬тектуру… Поэзия, как и другие формы литературы и искусства, рождает боль¬шую и яркую цепь ассоциаций, при ко¬торой одно представление, возникнув в сознании, вызывает по схожести или противоположности другое представ¬ление.
Методика инсценирования стихотво¬рения имеет свои этапы.
Итак, мы выбираем стихотворе¬ние для инсценирования. Данная инс¬ценировка может быть самостоятель¬ным сценическим произведением, а может входить в сюжет представле¬ния. Но в том и другом случае есть ос¬новные и непреложные критерии от-бора поэтического материала. Это ху¬дожественная образность, идейная направленность, эмоциональное воз¬действие, яркая публицистичность, со¬циальная заостренность, выразитель¬ная лиричность, возможность пласти¬ческого решения на сцене, нахождения действенного эквивалента, перевода поэтических строк в форму моноло¬га, диалога, полилога. Все это позволя¬ет выстраивать поэтический материал для раскрытия основной мысли автора и режиссера и в дальнейшем даст воз-можность зрителю не только услышать текст, но и увидеть его на сцене в дей¬ствии.
Обязателен идейно-тематический анализ материала, как, впрочем, и для всех других видов инсценирования и театрализации. Без точных и полных определений темы, идеи, конфликта, сверхзадачи, сквозного и контрсквозно¬го действий режиссер далеко не уйдет, опираясь лишь на чувственность и ин¬туицию.
Нахождение образного реше¬ния в инсценировке стихотворения. Здесь на помощь должны прийти эле¬менты художественного образа: эмо¬циональный смысл (содержание), вы¬мысел как закон художественного об¬раза, художественная правда (правда вымысла) и гармония всех трех эле¬ментов.
Перевод стихотворного текста в форму монолога, диалога, полилога с выявлением героев и персонажей инс¬ценировки.
Нахождение действенного эквива¬лента стихотворным строчкам.
Определение событийного ряда или композиционной структуры инсце¬нировки, так как каждый элемент ком¬позиции является своеобразным собы¬тием.
Мизансценирование, так как каж¬дая мизансцена выражает сущность про-исходящего в данный момент события и отношение к нему исполнителей. Режис¬сер должен быть мастером в построении мизансцен.
Создание сценической атмосфе¬ры как важнейшего фактора идейно-эмоционального восприятия инсцени¬ровки. Сценическая атмосфера созда¬ется самим строем инсценировки, куда непременно подключаются сценогра¬фические и аудиовизуальные средства, световое оформление и, конечно же, музыка.
Музыка является одним из основ¬ных драматургических элементов в соз¬дании инсценировки. Под музыку эф¬фективно сочинять, придумывать, фан¬тазировать. В самой инсценировке и театрализации она также важнейший фактор идейно-эмоционального вос¬приятия.

Пример инсценировки стиха
Для примера инсценировки стиха со всеми методическими требованиями возьмем стихотворение Юрия Визбора «Волейбол на Сретенке». Инсценировка стихотворения Евгения Евтушенко «На “хвосте”» дается в системе поэтического представления «Провинциалы Вселен¬ной».
До начала инсценировки дадим экс¬пликацию. Экспликация (лат.) — под¬робная характеристика идейно-темати¬ческого содержания пьесы, сценария, инсценировки, а также всех без исклю¬чения персонажей с целью формирова¬ния творческих задач для актеров. Кро¬ме того, экспликация — это форма ана¬лиза и планирования будущей поста¬новки.

Экспликация. Обоснование
Стихотворение Юрия Визбора при¬влекло тем, что в нем показывается уни¬кальное поколение наших дедов и отцов в их юные годы в послевоенное время, о котором сам автор поразительно точно сказал в песне «Сретенский двор»: 
Здравствуй, здравствуй, мой сретенский двор! 
Вспоминаю сквозь памяти дюны:
Вот стоит, подпирая забор,
На войну опоздавшая юность.
Вот тельняшка — от стирки бела,
Вот сапог — он гармонью, надраен. 
Вот такая в те годы была 
Униформа московских окраин.
Много знали мы, дети войны,
Дружно били врагов-спекулянтов.
И неслись по дворам проходным 
По короткому крику: «Атанда!»
Кто мы были? Шпана не шпана, 
Безотцовщина с улиц горбатых,
Где, как рыбы, всплывали со дна 
Серебристые аэростаты.

Здесь показывается поколение «безотцовщины», скованное рамками своего жестокого времени, обделен¬ное любовью и вниманием, где каждый человек прошел по тернистым тропам своей судьбы, но где каждый глубоко индивидуален (даже, можно сказать, творчески индивидуален) и неповто¬рим.
Сам Юрий Визбор сказал об этом еще и в своей «Автобиографии»: «…На Сретенке кто-то по ночам наклеивал немец¬кие листовки. В кинотеатре “Уран” шел “Багдадский вор” и “Джордж из динки-джаза”, и два известнейших налетчика по кличкам Портной и Зять фланирова¬ли со своими бандами по улице, лениво посматривая на единственного на Сре¬тенке постового — старшину по кличке Трубка. Все школьники были вооруже¬ны — кто гирькой на веревке, кто брит¬вой, кто ножом. Ухажер моей тетки, чу¬дом вырвавшейся из блокадного Ленин¬града, Юрик, штурман дальней авиации, привозил мне с фронта то германский парабеллум (обменен на билет в кино¬театр “Форум” на фильм “Серенада сол¬нечной долины”), то эсэсовский тесак (отнят у меня в угольном подвале мест¬ным сретенским огольцом по кличке Кыля).
В школе тоже были свои события — то подкладывались пистоны под четыре ножки учительского стола, то школьник Лева Уран — из персов — бросил из ок¬на четвертого этажа парту на директора школы Малахова, но не попал…»
В данном случае для режиссера очень важны факты (от лат. «сделан¬ное», в смысловом значении — невы¬мышленное происшествие, событие, явление) и документы (фиксация, за¬крепление реальности в слове, рисун¬ке, фотографии и т.д.). В стихотворении Ю. Визбора тоже есть фактографиче¬ские детали уже его послевоенной эпо¬хи: полужесткие крепления, радиолы во дворах, веревка для волейбола, «страш¬ный» кирзовый мяч…
Особенность данной инсценировки состоит в том, что она делится на две са-мостоятельные части, и параметры экс¬пликации вполне целесообразно опре¬делить для обеих частей.

Идейно-тематический анализ
Тема — трудное становление под¬растающего послевоенного поколения, детей, оставшихся без отцов, погибших на фронтах войны.
Идея — какими бы ни были трудны¬ми и жестокими периоды времени со¬ветской эпохи, как бы по-разному ни складывались судьбы людей, на поверку история вынесла имена многих, кто стал героями и просто талантливыми, поря¬дочными людьми.
Конфликт — между трудными об¬стоятельствами жизни послевоенно¬го времени и стремлением подростков жить полнокровной жизнью со всеми ее радостями и невзгодами, быть пер¬выми, стремиться к осуществлению мечты.
Сверхзадача — в условиях нашего сложного настоящего показать зрителю ценности прошлого: сплоченность под¬ростков из одного сретенского двора вокруг популярной игры — волейбола, яркие индивидуальности ребят, их цель¬ность и в большинстве своем выдающи¬еся судьбы.
Сквозное действие — подготовка к игре и игра в волейбол в первой части стиха и сложившиеся судьбы — во вто¬рой.
Контрсквозное действие — стол¬кновение двух лидеров подростков в первой части и несложившиеся судь¬бы — во второй.
Сценарный ход — подготовка к во¬лейболу и игра в волейбол.
Режиссерский прием — прием пов¬тора («Да, и это наше поколение…»).

Действующие лица
Так как инсценировка принадлежит поэтическому представлению, участ¬ники в ходе действия одеты в джинсы, клетчатые рубашки и кеды. В некоторых номерах и сценах используются детали реквизита.
Коля Зять. Парень среднего роста с решительным прищуренным взглядом, в кепке набекрень.
Владик Коп. Здоровый парень, раз¬витый физически.
Макс Шароль. Высокий, худющий па¬рень, в очках.
Саид Гиреев. Невысокий вертлявый парень азиатской внешности.
Серега Мухин. Парень в красивой яркой майке, с небольшими усиками.
Юрий Визбор. Парень с высоким за¬чесом волос, открытый, улыбающийся.
Лев Уран. Разбитной парень с блат¬ной походкой, ехидным взглядом, зака-танными рукавами рубашки и наколкой на руке.
Танечка Белова. Внешне красивая девушка, одетая в модное по тому вре¬мени платье.

Композиция
Экспозиция — танцевальная сюита парней.
Завязка — с первой фразы «А пом¬нишь, друг, команду с нашего двора…».
Основное действие — представле¬ние всех персонажей действия, неболь¬шая потасовка лидеров в первой части; разговор о сложившихся и несложив- шихся судьбах — во второй.
Кульминация — несостоявшаяся драка, наконец начавшаяся игра в во¬лейбол в первой части; осознание креп¬кой общности одного поколения — во второй.
Развязка — «кол» Коли Зятя в первой части; выражение гордости за свое нео-бычное поколение — во второй.
На втором плане сцены — две ширмы, разрисованные под стены старого кирпичного дома, на котором надписи: «Сретенка — 7», «Юра + Света = любовь».
Между ширмами изображен холмик земли с березой, в которую вросло ложе проржавевшей с войны винтовки. Из ложа вырастает березовая веточка. Из холмика выходит дорога, которая петляет между березовыми ветками, проходит у портрета Ю. Визбора и теряется в Млечном пути.
У ширм стоит скамейка.
Из глубины сцены к авансцене в высоту человеческого роста натянута бельевая веревка с прищепками.
На первом плане слева стоит старая тумбочка с радиолой.

Появляется Коля Зять с мячом в руках, он подходит к радиоле, включает ее.
Звучит фонограмма песни Б. Окуджавы «Надя-Наденька». Выходят еще два участника (Владик Коп, Макс Шароль) и, предводительствуемые Колей Зятем, исполняют танцевальную сюиту в стилистике дворовых пацанов того времени. В конце сюиты они перебрасывают мяч друг другу и выходят на прямое обращение к зрителям и словесное общение друг с другом.

Коля Зять.
А помнишь, друг, команду с нашего двора, 
Послевоенный — над веревкой — волейбол,
Пока для секции нам сетку не украл 
Четвертый номер — Коля Зять, известный вор.

Владик Коп.
А первый номер на подаче — Владик Коп,
Владелец страшного кирзового мяча, 
Который если попадал кому-то в лоб, 
То можно смерть установить и без врача.

Макс Шароль.
А наш защитник, пятый номер — Макс Шароль,
Который дикими прыжками знаменит, 
А также тем, что он по алгебре король,
Но в этом двор его нисколько не винит.

Появляются Саид Гиреев, Серега Мухин и Юрий Визбор.
Саид Гиреев, таясь и оглядываясь, несет в руках радиоприемник.
Громким полушепотом обращается к зрителям.

Саид Гиреев.
Саид Гиреев, нашей дворничихи сын, 
Торговец краденым и пламенный игрок (прячет радиоприемник за порталом).

Пятый идет походкой важного человека, достает из кармана пачку папирос, предлагает остальным (каждый берет по папиросе), обращается к зрителям.

Серега Мухин.
Серега Мухин, отпускающий усы. 

Юрий Визбор (весело отбирая мяч у одного из товарищей).
И на распасе — скромный автор этих строк.

Все дружно встают в полукруг, говорят зрителям.

Все.
Да, вот это наше поколение, — 
Рудиментом в нынешних мирах, 
Словно полужесткие крепления 
Или радиолы во дворах.

Появляется Лев Уран. Он разухабисто приближается к остальным.
Все боязливо сбиваются в одну кучу, быстро кладя папиросы обратно в пачку, с опаской отшатываются на угрожающий жест Урана, кроме Коли Зятя. Зять в это время прикуривает папиросу.

Лев Уран.
А вот противник — он нахал и скандалист,
На игры носит он то бритву, то наган: 
Здесь капитанствует известный террорист,
Сын ассирийца, ассириец Лев Уран, 
Известный тем, что, перед властью не дрожа, 
Зверью-директору он партой угрожал (приподнимает скамейку и со стуком опускает, все вздрагивают),
И парту бросил он с шестого этажа, 
Но, к сожалению для школы, не попал.

На Урана обращает внимание Зять, отбрасывает папиросу, берет в руки мяч, идет навстречу Урану.
Два лидера начинают переталкиваться с помощью мяча.

Юрий Визбор.
А вот и сходятся два танка, два ферзя, 
Вот наша Эльба, встреча войск далеких стран:
Идет походкой воровскою Коля Зять, 
Навстречу — руки в брюки — Лёвочка Уран.

Появляется Танечка Белова, эффектной походкой шествует между парнями, садится на скамейку.
Парни замирают в восхищении.
Лев Уран и Коля Зять заканчивают перепалку, подходят к скамейке и покорно садятся с двух сторон от Танечки. Юрий Визбор комментирует.

Юрий Визбор.
Вот тут как раз и начинается кино.
И подливает в это блюдо остроты 
Белова Танечка, глядящая в окно,— 
Внутрирайонный гений чистой красоты.

Танечка Белова (обращаясь к лидерам). 
Ну что, без драки? —
Волейбол так волейбол!

Коля Зять бросает мяч ребятам, Левочка Уран и все другие выбегают на воображаемую волейбольную площадку относительно натянутой бельевой веревки, как бы играют несколько секунд в рапиде. Танечка в этой же стилистике выступает болельщицей.

Юрий Визбор.
Ножи отставлены до встречи роковой, 
И Коля Зять уже ужасный ставит «кол», 
Взлетев, как Щагин, над веревкой бельевой.

Все участники на секунду замирают в «мертвой точке», а затем выходят вперед.

Все.
Да, и это наше поколение — 
Рудиментом в нынешних мирах, 
Словно полужесткие крепления 
Или радиолы во дворах.

Юрий Визбор.
Мясной отдел. Центральный рынок. Дня конец.
И тридцать лет прошло — о боже, тридцать лет!

Затемнение. Мелодия «Нади-Наденьки» перестает звучать.
Звучит одна из популярных мелодий советской эстрады 1970-х годов, наиболее подходящих к следующей части действия.
Когда свет включается, бельевой веревки и тумбочки с радиолой уже нет. На скамейке сидят Юрий Визбор (он уже в пиджаке, держится солидно) и Лев Уран (поверх рубашки — фартук, на голове — спортивная шапочка). Происходит как бы диалог двух давно не видевших друг друга товарищей. Они вспоминают, сообщают друг другу информацию о давних товарищах.

И говорит мне ассириец-продавец:

Лев Уран. 
«Конечно, помню волейбол. Но мяса нет!»
Саид Гиреев — вот сюрприз! — подсел слегка,
Потом опять, потом отбился от ребят. 
А Коля Зять пошел в десантные войска, 
И там, по слухам, он вполне нашел себя.

Юрий Визбор.
А Макс Шароль — опять защитник и герой, 
Имеет личность он секретную и кров. 
Он так усердствовал над бомбой гробовой, 
Что стал членкором по фамилии Петров.
А Владик Коп подался в городок Сидней,
Где океан, балет и выпивка с утра,
Где нет, конечно, ни саней, ни трудодней,
Но нету также ни кола и ни двора. 

Лев Уран.
Ну, кол-то ладно,— не об этом разговор,
Дай бог, чтоб Владик там поднакопил деньжат.
Но где найдет он старый сретенский наш двор? 
Вот это жаль, вот это, правда, очень жаль.

Юрий Визбор.
Ну, что же, каждый выбрал веру и житье,
Полсотни игр у смерти выиграв подряд.
И лишь майор десантных войск Н.Н.Зятьев 
Лежит простреленный под городом Герат…

Оба задумываются, вспоминая далекое время. Лев Уран вдруг резко встает и взволнованно говорит.

Лев Уран.
Отставить крики! Тихо, Сретенка, не плачь!
Мы стали все твоею общею судьбой: 
Те, кто был втянут в этот несерьезный матч 
И кто повязан стал веревкой бельевой.

К нему подходит Юрий Визбор, кладет руку на плечо, говорит с внутренней теплотой и светом.

Юрий Визбор.
Да, уходит наше поколение 
Рудиментом в нынешних мирах, 
Словно полужесткие крепления 
Или радиолы во дворах.

Затемнение.

Автор работы: 
Андрей Овчинников,
режиссер, художественный руководитель театра-студии поэтических 
пред¬ставлений «Ветер века» Городского культурного центра, г. Улан-Удэ
 

Нужно написать сценарий к приложенному стихотворению



Знаток

(264),
закрыт



2 года назад

Изольда Белые Руки

Просветленный

(27726)


2 года назад

Школьник выходит на сцену, краснея и запинаясь читает стихотворение без выражение. Перед ним в зале сидят родители, смотрят в телефоны, поправляют бантики своим детям. шорохи, вздохи. шёпот, гудят лампы.
Школьник закончил стихотворение. Он уходит со сцены, сутулясь и осознавая собственную беспомощность перед прихотями взрослых. Его провожают вялые аплодисменты.
Лампы гудят. Учительница выводит на сцену следующего школьника.

Алекс ШпильмейстерИскусственный Интеллект (122297)

2 года назад

Финала нехватает)
Отчитавшийся школьник должен еще что-то сотворить за кулисами.
В зависимости от жанра – повеситься, поджечь школу, с криком “Ура, каникулы!” радостно побежать домой и т. д.

Бегемот

Оракул

(86914)


2 года назад

Тут лучше всего подойдет мультфильм кадр статичный не меняется белые тучи проплывают на синем фоне камера стоит на месте . Можно сделать голос за кадром который рассказывает стихотворение На заднем плане звук ветра. Далее просто рисовать то что в нем происходит. Можно даже детские руки в кадре показывать которые тучи передвигают из вырезанных листов бумаги. Стихотворение детское и мульт может быть детским. Каждой туче можно дать пару реплик которые не входят в стихотворение. Делаются детским голосом или с обработкой скорости вроде как у масяни. Я так вижу

Сценарий
видеоролика по стихотворению В. Маяковского «Послушайте!»

Сцена 1.

*Все
сцены снимаются ночью.

Музыка:
Ludovico EinaudiNuvole Bianche

Видео.

Комната во мраке,
луч света (от лампы) только на действующее лицо. Стол, керосиновая лампа,
желтый лист бумаги, пепельница, карандаш.

За столом
Маяковский (в костюме), пишет стихотворение (первую строчку, зачёркивает).

Камера:
вид сзади. В объективе темный силуэт Маяковского. Камера приближается к герою,
вид из-за плеча. Камера наезжает на руку действующего героя, переход на лицо.
Напряженное состояние на лице Маяковского, будто нет вдохновения.

Герой
показывает, что ему душно (поправляет воротник рубашки). Встает.

Камера:
вид сбоку (отъезжает фокусировка от лица).

Маяковский
подходит к окну. Открывает его.

Камера
снимает звёзды в проеме окна. Переход на лицо героя. Эмоции: недовольство.

Сцена
2.

Маяковский
выходит в коридор

Пустой
коридор. Вешалка. На вешалке плащ.

Герой
надевает плащ (пальто).

Камера
снимает коридор и героя.

Герой
подходит к дверной ручке, дёргает её. Вспоминает, что забыл лист бумаги со
стихотворением и карандаш.

Камера
снимает из угла комнаты. Переход с действующего лица на стол.

Маяковский
возвращается в комнату, подходит к столу, резко хватает лист. Герой
останавливается, поворачивается к столу и берёт карандаш (не так эмоционально,
как лист). 

Камера
снимает силуэт из угла коридора (все остальные действия).

Маяковский
быстро выходит из квартиры. Пока выходит, сворачивает лист пополам, убирает его
вместе с карандашом во внутренний карман.

Камера:
вид со спины (в коридоре).

Сцена
3.

Маяковский
выходит из подъезда.

Камера
снимает спереди.

Достаёт
портсигар. На лице задумчивость, потерянность.

Взгляд
героя на звёздное небо. Переход камеры на небо (яркие звёзды).

Камера
переходит на героя.

Маяковский
кричит «Послушайте!». Взгляд вдохновлённый.

Слышится
рёв мотора мотоцикла (низкая тональность). Герой обращает на него внимание. На
лице удивление.

Переход
камеры на мотоцикл.

Мотоциклист
снимает шлем и кивком головы даёт понять, чтобы герой сел на мотоцикл.  

Маяковский
подходит, садится.

[НАЧИНАЮТСЯ
СЛОВА СТИХОТВОРЕНИЯ]

Плавно
едут по старому кварталу.

Камера
идёт на уровне мотоцикла: профиль мотоциклиста и Маяковского. Снимает как они
въезжают в арку. После этого камера опускается на колеса и снимает резкое
ускорение.

Камера:
вид сзади. 

Выезд
из квартала = будто врываются в будущее.

Сцена
4.

Трасса.
Медленно едут.

Камера
снимает полу-боком. Переход на небо.

Сцена
5.

Оз.
Солёное.

Камера
снимает подъезжающий мотоцикл: с уровня земли, колеса. Видны только сходящие с
мотоцикла ноги.

 Маяковский
сходит с мотоцикла, подходит к берегу, смотрит тревожно вдаль озера.

Камера
с боку снимает все действия героя (герой в полный рост).

Маяковский
достаёт портсигар, достаёт сигарету, подносит к губам и не зажигает. Убирает
сигарету за ухо.

Камера
снимает силуэт героя и его отражение (захватывает отражение звёзд).

Сцена
6.

Вид
камеры из машины: машина едет впереди мотоцикла.

Байк
останавливается. Маяковский сходит с мотоцикла. Байкер уезжает.

Камера
снимает на уровне асфальта, видны ноги и колеса. После того, как байкер уехал,
камера плавно переходит на Маяковского.

Освещение
за счёт фар машин (лучи пересекаются).

Маяковский
достает лист и карандаш, смотрит в даль, на лице удовлетворение. В конце
ухмыляется.

Камера
снимает полностью Маяковского, после ухмылки плавно переходит на небо.

Послушайте!
[СЦЕНА 3]

Ведь,
если звезды зажигают –

значит
— это кому-нибудь нужно?

Значит
–  кто-то хочет, чтобы они были?

Значит
–  кто-то называет эти плевочки

жемчужиной?

И,
надрываясь [СЦЕНА 4]

в
метелях полуденной пыли,

врывается
к богу,

боится,
что опоздал,

плачет,

целует
ему жилистую руку,

просит

чтоб
обязательно была звезда! –

клянется

не
перенесет эту беззвездную муку!

А
после [СЦЕНА 5]

ходит
тревожный,

но
спокойный наружно.

Говорит
кому-то:

“Ведь
теперь тебе ничего?

Не
страшно?

Да?!”

Послушайте!
[СЦЕНА 6]

Ведь,
если звезды

зажигают

значит
— это кому-нибудь нужно?

Значит
— это необходимо,

чтобы
каждый вечер

над
крышами

загоралась
хоть одна звезда?!

Места
съемок:

Квартира:

 

Квартал:

 

 

Трасса:

Оз.
Соленое:

 

Сценарий поэтического вечера
«Встреча в литературной гостиной
«Полёт души»

Автор: Карязина Марина Николаевна

Организация: МОБУ «Новосергиевская СОШ №1»

Населенный пункт: Оренбургская область, п. Новосергиевка

Цели:

1.Познакомить учащихся с творчеством их сверстников.

2. Воспитывать любовь к поэзии, чтению.

3. Объединить сообщество учителей, учащихся, родителей идеей популяризации литературного творчества одаренных детей и подростков.

4. Развивать умение слушать, сопереживать, сочувствовать.

5. Формировать интерес к творческой литературной деятельности.

Оборудование:

– Выставка книг литературного творчества учащихся, изданных в школьной типографии МОБУ «Новосергиевская СОШ №1»

– Выставка рисунков учащихся

– Ноутбук

– Музыкальное сопровождение.

Место проведения: актовый зал.

Форма проведения: литературно-музыкальная композиция.

Ход мероприятия

Звучит музыка «Вальс-бостон» Яна Табачника

Учащиеся танцуют вальс на сцене

1 ведущий: Добрый день, дорогие гости и участники праздника! Сегодня наша литературная гостиная распахнула свои двери и рада приветствовать всех, кто собрался в этом зале.

2 ведущий: В нашей школьной типографии на протяжении нескольких месяцев велась работа по сбору и обработке литературного материала учащихся школ нашего района. В результате, при поддержке компании «Газпром нефть» были изданы 3 книги.

1 ведущий:

Уважаемые гости и юные дарования, мы отправляемся с вами в путешествие в прекрасный неразгаданный, таинственный мир словесного творчества.

2 ведущий:

Стихи не пишутся – случаются,

Как чувства или как закат.

Душа – слепая соучастница.

Не написал – случилось так.

1 ведущий: Эти строки из стихотворения Андрея Андреевича Вознесенского можно взять эпиграфом нашего поэтического вечера.

2 ведущий: Хорошие стихи – всегда тайна. Конечно, ничего бы не случилось, если бы не было стихов. Мир бы не рухнул, но был бы беднее, унылее в духовном плане. Иногда мы просто не замечаем, что поэзия всегда с нами.

1 ведущий: Поэзия – это удивительная вещь. Она заставляет нас по-новому смотреть на мир. Она дает возможность выразить свои чувства, которые накопились в сердце. Поэзия возвышает нас над миром повседневности, будничности, обогащая духовно. Она помогает нам быть добрее, решительнее, нежнее, мужественнее. Поэтому не случайно, что поэзия – это часть нашей жизни.

(Звучит музыка Сентиментальный вальс П.И. Чайковского)

2 ведущий: Любовь к русской природе всегда вдохновляла поэтов на создание истинных шедевров. Образы родной природы, сменяемые вместе с временами года, с нескрываемым патриотизмом и любовью к родным краям, описывали в своих произведениях русские писатели и поэты. Не оставила эта тема равнодушными и наших ребят.И сейчас ученики школы №3 прочтут свои стихи о природе.

***

Весенний лес, как ты прекрасен!

Как ты красив весеннею порой!

Здесь реки разливаются, играя,

И звери пробуждаются от сна.

К тебе все также прилетают птицы,

Чтоб новый дом создать себе опять.

И первые цветочки распускаются,

Хотя ещё не весь растаял снег.

Ах, побывать в лесу – одно лишь наслажденье!

Как я люблю тебя, весенний лес!

Капинус Константин

На закате

Не смогу пройти я весь

Тихий и безлюдный лес.

Он огромен и красив,

В нем особых много лип,

Его краски поражают

И людей так удивляют.

Все деревья, будто в пламени,

Полыхают ярче знамени.

Тут красоты всего края,

Лучше нет земного рая!

Пономарева Полина

***

Что можешь встретить ты в лесу?

Зайчонка, волка и лису.

Вот пролетают птицы:

Вороны и синицы.

Тут можешь ты найти грибы:

Опят, рядовок, рыжиков…

Собрать ты можешь тут малинку,

Боярышник и землянику.

Лес полон красок и цветов,

Чудесных звуков и мелодий.

Захочешь снова возвратиться

И красотою насладиться.

Вахитова Зарина

1 ведущий: Две сестры Раяновы Илянаи Аделина сочинили стихи о лете, послушаем, что у них получилось.

***

Вот и лето наступило.

Фрукты, ягоды, цветы

Распрекрасной красоты!

Лето

Облака бегут по небу.

Дети бегают по брегу.

Вокруг цветы прекрасные:

Белые, синие, красные.

Лето, лето к нам пришло!

Всё цветет и пахнет.

Столько света!

Столько цвета!

Сколько радости от лета!

2 ведущий:

А. Белоусова (школа №3) написала сразу несколько стихотворений о разных временах года. Послушаем её стихи.

Июнь

Палящий зной окутал землю,

От пыла-жара воздух дремлет,

Плывут неспешно облака,

Лениво сморят свысока.

В садах клубника щёки греет,

В ней слаще мёда мякоть зреет,

Свой пух роняют тополя,

И дождик просит вся земля!

Октябрь

Пожелтели берёзки, покраснела рябина.

Дождик мелкие слёзки роняет уныло.

Только ветру не страшно, октябрю он так рад,

И, играя, сдувает осенний наряд.

Апрель

Оживает природа, снова птицы запели,

Зазвенели ручьи после марта капели.

Просыпается лес, набухают все почки,

Скоро выйдут на свет молодые листочки.

Умываются сосны, талый снег с них стекает,

А весёлый скворец домик свой подправляет

И, боясь опоздать, солнце раньше восходит,

Торопитесь проснуться! Как весь мир превосходен!

В книгу «Проба пера» вошли и другие стихотворения, и рассказы Александры Белоусовой.

– Саша, расскажи немного о себе.

Саша, как давно ты начала сочинять стихи, сказки, рассказы?

– Назови своего самого любимого поэта.

– Что тебя вдохновляет на создание стихов?

1 ведущий: Хаустов Дмитрий из Новосергиевкой средней школы №4 прочтёт стихотворение о красоте нашей родной природы.

***

Над рекой туман ложится,

По дороге тройка мчится,

Вдалеке за косогором

Расстилаются просторы

Милый сердцу край родной

И обильный, и большой.

Все мне это сердцу мило,

Лучезарно и красиво.

(Звучит музыка В. Баснера «На безымянной высоте»)

2 ведущий:

Стихотворения о войне – особый род поэзии не только по тематике, но и по своему внутреннему настроению, по тому человеческому состоянию, которое она передает. О Великой Отечественной войне писали стихотворения в военное и в послевоенное время, пишут и сейчас. Эта тема нашла отклик в душе наших ребят.

1 ведущий:

Васильева Карина (Новосергиевская школа №1) прочтёт свое стихотворение «А знали бы вы, что такое война…»

***

А знали бы вы, что такое война.

Война – это очень большая беда,

Война – это горе в наших глазах,

Война отразилась на женских лицах.

Война – это боль, содержащая страх.

У женщин и стариков на устах,

Всё те же просьбы с мольбой:

«Спаси, прошу, Господь мой!»

Все матери детей отдавали своих,

На смерть отправляя живых.

Ведь знали они, что за Родину мать

Надо кому-то, да воевать.

Погибло тогда очень много парней,

Ничем не жалевших душою своей,

Шли они в бой, всё смелее, смелей.

И вот в 45-ом закончилась боль,

Закончился страх.

Погибших тогда уж развеялся прах.

Пришла долгожданная ими победа,

И ликовал весь народ до рассвета

2 ведущий:

Ижока Андрей из Сузановской средней школы написал стихотворение «Врагу Россия не сдалась»

Врагу Россия не сдалась

Бывает так и очень часто,

Что, не вникая в смысл слов,

Ты произносишь их напрасно,

А кто-то к ним и не готов.

Есть много слов на белом свете,

Но слово страшное – война.

Его не понимают дети.

В войну играют, как всегда.

Но если взять, кого постарше,

Дедов иль прадедов моих,

Заплачут ветераны наши

От слова страшного для них.

Заплачут, может быть, негромко,

Но в памяти всплывают звонко

Друзей погибших имена,

Что жизнь отдавши за победу,

Уже не встанут ото сна.

Война: жестоки были дни,

Сироты, вдовы голодали,

И чтобы выжили они,

Вручную хлеба добывали.

На фронте громыхали танки,

Казалось, небо разорвется,

И жили воины в землянке,

И ели мало, что придется.

Жизнь не жалея, наши деды

Шли в бой отважно, не страшась,

Чтоб позади остались беды –

Врагу Россия не сдалась!

Война – все знают это слово.

Но все ли знают его суть?

Произнося впустую, снова

Над ним задумайся чуть-чуть.

Спасибо, Андрей. Расскажи нам немного о себе.

– Со скольки лет ты пишешь стихи?

– О чем тебе нравится писать стихи?

1 ведущий:

Рогачёва Мария из Новосергиевской средней школы №4 сочинила стихотворение «День Победы»

День Победы

День желанной Победы

Все мы ждали давно!

Он пришел! Всюду праздник,

И на сердце тепло!

Прогремели салюты

В нашей славной стране!

Будьте бдительней, люди,

Мир храните себе!

(Звучит музыка Д.Б. Кабалевского «Школьные годы»)

2 ведущий:

Вот ещё одна тема которая волнует наших юных поэтов. Это тема родной школы. Творения наших ребят получились очень искренними и трогательными. Ведь школьные годы самые лучшие в жизни. А время учебы в начальных классах одно из самых беззаботных.

1 ведущий:

Учащиеся Новосергиевской средней школы №3 прочтут свои стихи о школе.

***

Класс наш в школе самый лучший,

В нём уютно и тепло.

И с учительницей нашей

Нам, скажу вам, повезло.

Пусть уроков в школе много,

Одолеем, не беда!

И помогут нам учиться

Наши добрые учителя.

Сюндюков Даниль

***

Школа – наш любимый дом.

Мы в ней весело живём!

Учимся читать, писать,

Математику решать.

Школе нашей – юбилей.

Больше века уже ей!

Степанова Виктория

***

Школа, школа дорогая!

Очень я люблю тебя!

Ты одна у нас такая,

Не забуду никогда.

Здесь я знанья получаю,

Книги учат нас любить.

За поступки отвечаю,

Дружбой буду дорожить.

Я люблю тебя, родная,

И хочу тебе сказать:

Ты одна у нас такая,

Молодец, вот так держать!

Рахимова А

***

После каникул мы в школе опять,

Будем стараться учиться на пять.

Рады мы школьным учителям

И своим близким хорошим друзьям.

Много задачек мы будем решать,

Книги читать и диктанты писать.

Если трудиться, а не лениться,

Многого в жизни можно добиться!

Полуэктова Настя

МОБУ «Новосергиевская СОШ №3»

2 ведущий:

Яна Слабоспицкая посвятила стихотворение своим учителям. Она его так и назвала «Учителя».

Учителя

Школа смотрит добрыми глазами,

Открывая кабинеты вновь,

И листы тетрадей зашуршали,

Потому что начался урок.

Учитель около доски

Вновь объясняет теоремы,

Читает Пушкина стихи,

И учит нас решать проблемы

И, улыбаясь, видит нас.

И как растем, и как взрослеем,

Как на его глазах умнеем.

Учитель нам становится родным,

Уроки жизни учим с ним.

С ним нам уютно и тепло.

Улыбка на лице, в глазах добро.

1 ведущий:

Яна написала не одно стихотворение, темы её стихов очень разные. Несмотря на столь юный возраст, её лирике присуща особая «взрослость», серьёзность мысли и чувства.

– Яна, что значит для тебя поэзия?

– Что для тебя является источником вдохновения?

– Что бы ты хотела пожелать ребятам, которые только начинают пробовать писать стихи?

(Звучит музыка Юрий Чичков «Из чего же сделаны наши мальчишки»)

2 ведущий:

А сейчас мы узнаем, что же ещё волнует наших поэтов, о чем ещё написали наши ребята?

1 ведущий:

Мальнева Кристина, ученица школы №1, сочинила загадку, сейчас она вам её загадает.

Он пушистый и смешной,

А на лапках у него подушечки.

Часто любит он поспать

И поиграть в игрушечки.

(Кот)

2 ведущий:

Молчанова Аня, ученица школы №1, прочтёт стихотворение о своей любимой кошке.

Моя кошка

Моя кошка-лапочка,

Ножки в пушистых тапочках,

Глазки изумрудом горят,

Как увидит своих котят.

Сладко мурчит обнимая,

Когда их к себе прижимает.

Преданно смотрит в глаза

Она говорит: «Их трогать нельзя».

Ушки держит востро,

Чтоб не обижал никто!

Это не сложно понять,

Ведь наша кошка – хорошая мать!

1 ведущий: А еще Аня сочинила басню, которую назвала «Две мухи».

Две мухи

(Басня)

Сидели мухи на стекле

И спорили, кто краше.

Одна: «Я ведь всех милей,

И умна, и младше!»

Ну, а другая ей в ответ:

«Я старше и мудрее,

И лапки у меня сильней,

И крылья серебрее!»

Вот мухи начали борьбу,

Кто из них важнее,

Но не заметили они,

Что нужно быть мудрее.

К ним тихо подошел мудрец

И шлепнул их хлопушкой.

Вот спору их конец!

Ведь нужно быть «вертушкой».

2 ведущий:

А сейчас прослушайте стихотворения Яны Слабоспицкой «Доброе утро»

Доброе утро

Доброе утро всем, кто проснулся,

Всем, кто себе и другим улыбнулся.

Тем, кто под боком, и тем, кто вдали.

Доброе утро, все люди Земли!

Доброго дня пожелайте друг другу,

Вирус добра передайте по кругу.

Радостью всех заразите, теплом-

Станем для ближнего светлым лучом.

Вечером добрым пусть день завершится,

Всё, что от Бога, пусть состоится!

И еще одно стихотворение-пожелание от Яны Слабоспицкой

Добрым людям – добрый вечер

Добрым людям – добрый вечер

Как подарок после дня,

Пусть опустятся на плечи

Пожеланья от меня.

Отдыхайте, вы устали.

Я желаю вам добра,

Чтоб сильнее телом стали

И поспали до утра.

Чтоб вам ночью не мешали

Дней обрывочные сны,

И чтоб сладко-сладко спали

Вы в объятьях тишины.

1 ведущий:

На нашем вечере прозвучали стихотворения, которые вошли в сборник «Проба пера». Конечно, мы услышали лишь небольшую часть из всего количества произведений. Здесь не только стихи, но и рассказы, и сказки, сочинённые нашими юными творцами. Познакомиться с остальными произведениями вы сможете, прочитав нашу книгу.

2 ведущий:

Изданную нами книгу мы хотим подарить в ваши школьные библиотеки.

Вручение книги

1 ведущий: Благодарим всех ребят и взрослых за участие в нашем мероприятии. Творческих вам успехов! На память о нашей встрече мы хотим подарить всем участникам закладки, изготовленные в нашей школьной типографии.

Звучит музыка «Читайте, читайте, творите, мечтайте»

Список используемых источников

  1. Внеклассные мероприятия: 4 класс./ Авт.-сост. О.Е. Жиренко, Л.Н. Яровая, Л.П. Барылкина, Т.И. Цыбина.-3-е изд. Перераб. И доп. – М.: ВАКО, 2007. – 272с. – (Мозаика детского отдыха).
  2. https://infourok.ru/scenariy-poeticheskogo-vechera-poka-gorit-svecha-glazovskie-poeti-i-prozaiki-1928687.html

Приложения:

  1. file0.docx.. 109,0 КБ

  2. file1.docx.. 5,6 МБ

Опубликовано: 24.10.2019

Как написать сценарий: 10 основных шагов

Инструкция для тех, кто не знает, как развить сценарную идею в полноценный текст, который можно воплотить на экране

В сценарии, в отличие от других художественных произведений, действие максимально концентрированное. В нем нет места глубоким размышлениям героев и тщательному описанию пейзажей. Все это сценарист должен выразить через действия и диалоги, а над красивой «картинкой» будет работать режиссер.

В общих чертах все сценарии одинаковы — будь то полнометражная драма, короткий метр, мультфильм или рекламный ролик. Они строятся по стандартной пятичастной структуре, состоящей из экспозиции, завязки, развития, кульминации и развязки, но отличаются в деталях. Если вы планируете извлечь из своей идеи какую-то прибыль, нужно уже на старте обозначить цель, определить тему, жанр и формат кинопроизведения.

С чего начать писать сценарий


Фото: freepik.com

Создание сценария — творческая работа, но киноиндустрия требует формализованного подхода. Продюсерам и режиссерам некогда читать огромные фолианты, поэтому они разработали общепринятую систему «творческой документации», которая позволяет на начальном этапе понять — стоит ли браться за проект. Основные рекомендации по этому поводу содержатся в документах Гильдии сценаристов Америки (Writers Guild of America), которая задает «моду» по всему миру.

Предложенная схема в общем виде подходит к написанию любых сценариев, за исключением, пожалуй, сериалов, которые требуют особого подхода.

1Идея. Вы должны четко понимать, о чем пишете. Фантазия автора не ограничена, но произведению нужен примерный формат — полнометражное кино, мультфильм или что-то другое.


Фото: freepik.com

Кроме того, надо знать конъюнктуру рынка и востребованные форматы различных киностудий и телеканалов, чтобы сразу представлять, кому можно будет продать свою идею.

Помните, что идея, которая кажется вам стопроцентным блокбастером, не обязательно зацепит остальных. Автор зачастую не способен объективно отстраниться от своего труда, поэтому на самом раннем этапе полезно пропустить идею через критический фильтр тех, чьему мнению вы можете доверять.

2Логлайн — максимально краткое изложение идеи фильма, сформулированное в одном-двух предложениях. Он должен содержать описание героев, их действий и некоего результата драматургии. Постарайтесь ввести в логлайн какой-то конфликт и продемонстрировать оригинальность сюжета. Вот, например, логлайн, который вы легко узнаете.

Молодой холостяк, регулярно отмечающий Новый Год с друзьями в бане, по стечению обстоятельств оказывается в другом городе и обнаруживает себя в квартире с молодой симпатичной женщиной. Куда приведет их это случайное знакомство?

3Когда общая концепция фильма уложилась в вашей голове, нужно подобрать 3-5 похожих фильмов в том же жанре. Они станут для вас ориентиром, но это не значит, что можно заимствовать из них идеи.

Маститые сценаристы советуют регулярно анализировать чужие фильмы, разбирать их по сценам и кадрам, подмечая авторские приемы — так можно накопить опыт.

4Пора задаться вопросом «Как правильно написать сценарий»? Какой будет завязка, кульминация и развязка сюжета, кто станет главным героем, а кто — второстепенным, что будет основной линией фильма, а какие сцены могут раскрасить «второй слой» истории?


Фото: freepik.com

Это будет структурой вашего сценария — его скелетом и планом работы. Отдельный документ, также предваряющий написание сценария — это характеристика персонажей. Она описывает внешний вид, характер и историю главного героя, а также остальных действующих лиц.

Если ответственно отнестись к подготовке двух этих документов — работать будет гораздо проще. Четкий план и структурированное видение сюжета — это половина всего сценария.

5Самое время приниматься за синопсис. С ним можно «продать» сценарий продюсерам. Синопсис — квинтэссенция вашего сценария. В нем должны быть кратко описаны завязка, опорные точки сюжета, кульминация и развязка фильма. Но все карты открывать сразу не стоит — синопсис должен заставить продюсера прочитать ваш сценарий целиком. Объем может составлять от 1000 знаков до двух-трех печатных страниц. С хорошо проработанным синопсисом уже можно приступать к поискам продюсера и режиссера для вашего будущего фильма.

Часто судьба даже самой хорошей идеи заканчивается здесь — некачественный синопсис, невнятное изложение сюжета и банальные грамматические ошибки отправят ваш будущий фильм в мусорную корзину раньше, чем продюсер сможет разглядеть его потенциал.

6Чтобы более полно презентовать вашу идею, может потребоваться тритмент. По сути, это расширенный синопсис на 10 страницах, последовательно излагающий сюжет без длинных диалогов. Он помогает продюсеру лучше понять, что зритель в итоге увидит на экране.


Фото: rawpixel.com

В России вместо тритмента распространена сценарная заявка. В ней отражаются ключевые элементы проекта: название, логлайн, целевая аудитория и в произвольной форме излагается основная идея сценария.

Главная задача тритмента и сценарной заявки — захватить внимание, заинтриговать и продать вашу идею будущему заказчику. Именно с ними вы пойдёте к «большим людям» из киностудий.

7Синопсис пришелся по душе продюсеру, инвесторы впечатлились тритментом, в вашем портфеле лежит контракт о намерениях (а еще лучше — объемный задаток в иностранной валюте). Теперь пришла пора первого драфта.


Фото: rawpixel.com

Не ограничивайте свою фантазию, не следите за объемом и качеством текста. Первый вариант сценария вы пишете исключительно для себя, чтобы перенести на бумагу всю историю от начала и до конца в некотором подобии логического порядка. На этом этапе в сценарий включаются все сцены будущего фильма со всеми диалогами, действиями героев и описанием декораций.

Начинающие авторы часто совершают одну и ту же ошибку — едва поставив финальную точку в тексте, они принимаются перечитывать его и пытаться привести в порядок. И вот идея фильма уже не кажется такой привлекательной, диалоги выглядят натужными, а герои становятся похожими на одноклеточных амёб. Не поддавайтесь писательскому пессимизму — закройте текст, возьмите перерыв и отвлекитесь на что-нибудь другое, пока вас снова не посетит вдохновение.

8Пора перенести весь получившийся поток сознания в строгие рамки, собственно, сценария. Сперва нужно определиться с форматом записи.

В русской традиции сценарий выглядит как насыщенная проза с редкими пометками сценариста относительно времени и места действия, декораций и действующих героев. Такой сценарий удобно читать, но снимать кино по нему сегодня мало кто будет.


Фото: rawpixel.com

В мире принят более стандартизированный и краткий «американский» формат. Он похож на предельно урезанную пьесу, и каждая его сцена пишется по строгим правилам. Помимо двух «классических форм» есть также и специфические формы сценарной записи для рекламных роликов, музыкальных клипов и «немых» фильмов. Всегда лучше уточнить у заказчика, какие именно технические требования он предъявляет к сценарию, чтобы не переделывать работу дважды.

Первая редакция должна усадить вас в кресло зрителя. Только поставив себя на его место можно увидеть преимущества и недостатки будущего фильма.

9А вот далее начинаются следующие редакторские версии, которых может быть несколько десятков. Во второй редакции нужно определиться, насколько хорошо отражена задуманная вами структура фильма — все ли повороты сюжета учтены, что можно выкинуть без потери смысла. На третьем заходе уделите внимание своим персонажам — может быть, кто-то «выбился из характера», его нужно заменить или вовсе отправить в копилку для следующего проекта.


Фото: rawpixel.com

В четвертой редакции нужно подвергнуть строгой ревизии диалоги. Проговорите их вслух — похоже ли это на естественную человеческую речь? Наконец, в финале пройдитесь по всем стилистическим, грамматическим и орфографическим ошибкам, чтобы текст было не стыдно показать заказчику.

Научиться смотреть на свой текст как на чужой сложно, поэтому на любом из этих этапов полезно подключить к работе друзей и знакомых. В больших киностудиях к работе над первым драфтом сразу подключается команда профессиональных редакторов, и этот этап может стать самым тяжёлым для сценариста. Они «лучше» знают, как писать сценарий, и часто на глазах автора меняют его первоначальную идею до неузнаваемости.

10Поставив после многочисленных редакций последнюю точку, вернитесь в начало — самое время придумать название. Все заголовки, которыми были подписаны предыдущие документы — это всего лишь рабочие варианты. Но только теперь, когда вы полностью раскрыли всю свою идею, прописали весь сюжет и персонажей, можно определиться с финальным названием.

Название должно быть кратким, понятным и отражающим всю суть фильма. Помните, что эти слова, рождённые бессонными ночами, будут потом красоваться на каждой афише, билборде и в заголовке статей, посвященных фильму.

Сценарий к фильму: образец

Вот так, к примеру, выглядит образец сценария документального фильма, снятого в 2018 году. Он написан в «американском» формате, который оформляется по строгому стандарту.

Во-первых, сценарий пишется только шрифтом Courier New и 12-м кеглем — это позволяет уложить каждую страницу примерно в одну минуту экранного времени. Во-вторых, каждая новая сцена начинается с краткого описания места и времени действия в соответствии с общепринятыми сокращениями. А уже после этого идет описание действия в максимально сжатом формате и диалоги персонажей.


Фото: rawpixel.com

При этом требования разных киностудий могут слегка отличаться, поэтому всегда лучше заранее получить образец приемлемого формата, чтобы в работе ориентироваться на него.

СЦЕНА 37. ИНТ. ДЕРЕВЕНСКАЯ ИЗБА — ВЕЧЕР

Двойная экспозиция: через свиток появляется изображение — ВОЕВОДА держит свиток, на столе рукописи

А вверх Амуром рекою гора, а в ней руда серебряная, а от той горы вверх сидят многия люди деревнями, а в деревнях дворов по пятидесяти и по сту и по полутораста, а пашут пашню, и лошадей и всякой животины и мелкой много, и вина

СЦЕНА 38. ЭКСТ. БЕРЕГ РЕКИ — ДЕНЬ

Ведущий спускается с насыпи к реке Амур

С берегов Лены русские землепроходцы проникли на Амур и первым был письменный глава Василий Поярков. Он принес важные сведения об Амуре, о его богатствах, о народах, его населяющих. Но чтобы получить эти сведения, ему пришлось пройти через очень суровые испытания

Анимация, графика: Карта, по ней плывёт кораблик казаков, показан маршрут их движения

Казаки Василия Пояркова перевалили становой хребет и спустились в долину реки Зея, притока Амура, где поставили зимовье.

Источник статьи: http://tvkinoradio.ru/article/article15143-kak-napisat-scenarij-10-osnovnih-shagov

Если вы хотите написать сценарий, не начинайте писать сценарий

Написание сценария штука любопытная. Средний человек способен напечатать двухчасовой сценарий примерно за несколько дней, но никому не удается писать сценарии так быстро. На каждое слово в сценарии приходятся минуты или даже часы размышлений. При этом большинство начинают вбивать слова в сценарном формате задолго до того, как узнают, что же они собираются писать.

Сценаристов часто воодушевляют такими словами, как «Не пытайся сделать идеально, пытайся написать». И они бросаются писать десятки страниц, в надежде потом отшлифовать все до идеала.

Может быть кто-то способен удержать в голове 120 страниц, с легкостью манипулируя этой информацией. Может быть. Другим же требуется возвращаться к написанным сценам, перечитывать их, обдумывать, в том числе и как они взаимодействуют с другими сценами.

И тут выясняется, что какая-то сцена совсем даже и не нужна. Или персонаж изменил свое поведение без веской причины. И как ее добавить? Что если придется переписать все последующие сцены?

И тут приходит понимание, что первая версия сценария на самом деле не сценарий, а лишь плохо структурированные наброски. Которые каким-то образом нужно превратить в сценарий, непрерывно ковыряясь в огромном объеме текста.

Когда-то придет день, когда сценарий придется написать. Но день появления идеи – это не тот день. Завершение синопсиса – это не тот день. В эти дни нужно обдумывать будущий сценарий, разрабатывая его аутлайн.

Насколько подробный, зависит от сценариста и сложности сценария. В любом случае, создание аутлайна занимает >90% времени работы над сценарием. И чем больше аутлайна будет на бумаге, а не в голове, тем быстрее будет готов сценарий. И наверняка качественнее.

Потратьте время на придумывание и описание того, что из себя будет представлять сценарий, тогда собственно написание сценария много времени не займет. Можно будет написать даже за несколько дней, если захотеть.

С него начинается питчинг, с него логично начать и работу над сценарием. Одно предложение, описывающего историю. Что из себя представляет главный герой (например, полицейский), в чем его критическая для жизни проблема (уволят, если не раскроет преступление), и как он собирается ее решить (внедриться в банду).

Герой, проблема, первоначальная цель. Все просто. Но одну и ту же историю можно описать как логлайном, не вызывающим никаких эмоций, так и заставляющим немедленно проявить интерес к истории. Стремиться нужно к последнему.

Краткое содержание сюжета, без диалогов и не критичных для истории деталей. Синопсис может как вместиться на одну страницу, так и растянуться на десяток. Лучше первое, не стоит пытаться запихнуть в синопсис то, без чего сюжет и так будет понятен.

Когда с сюжетом все будет более-менее ясно, можно приступать к созданию списка сцен. Название сцены, несколько слов о локации, абзац о происходящем в ней, без диалогов.

На этом этапе идея начинает превращаться в сценарий. Синопсис дает представление о герое и происходящим с ним, список сцен – где, как и почему это происходит.

Формат может быть любой, потому что никому аутлайн показывать не обязательно. Список сцен с описаниями действий вполне можно считать аутлайном.

Мне же больше нравится структура: акт – важный элемент истории – сцены – биты. Она заслуживает отдельной статьи.

Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/id/5cc5a6a3707cba00b32b433b/esli-vy-hotite-napisat-scenarii-ne-nachinaite-pisat-scenarii-5cc5a918c6b7e700b3d83ef7

Добавить комментарий