Как написать сценарий массового мероприятия?
Методические рекомендации
Общее понятие о сценарии
СЦЕНАРИЙ – это подробно литературно- режиссерская разработка кругоподнимаемых проблем.
Уровни сценария:
1.СЦЕНАРНЫЙ ПЛАН – сжатое, краткое содержание мероприятия (в тезисах)
2.ЛИТЕРАТУРНЫЙ СЦЕНАРИЙ – либретто-текст театрализованного, музыкального, вокального произведения, сценарий балета, а также краткое изложение содержания спектакля в театрализованной программе.
3.ЛИТЕРАТУРНО – РЕЖИССЕРСКАЯ РАЗРАБОТКА – подробное содержание всего массового мероприятия, театрализованной постановки и т.д. с дополнением к нему приложения (тексты песен, ноты, описание игр, хореография, атрибутики, костюмов, конкурсов, спецэффектов и т.п.)
ВИДЫ СЦЕНАРИЯ:
1.КОМПЕЛЛИРОВАННЫЙ (использование нескольких сценариев)
2.АВТОРСКИЙ сценарий (новое драматургическое произведение)
3.СМЕШАННЫЙ (авторский плюс компеллированный)
ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СОДЕРЖАНИЯ СЦЕНАРИЯ
ТЕМА – круг поднимаемых проблем или предмет разговора
ИДЕЯ – авторское видение темы (свой взгляд) « идея» от греч. «Мысль» – совокупность понятий, представлений, отражающих действительность в сознании человека, его отношение к ней и является основным принципом мировоззрения, или это основная мысль, замысел, определяющий содержание чего-либо.
Сверхзадача – воспитательная цель, отвечает на вопрос «зачем?» этот замысел.
Сюжет или сюжетный ход – воплощение идеи и темы. Содержание сценария – тексты, номера, мизансценирование.
Учёт возможностей (материальных, технических, творческих, возрастных, учет интеллекта, аудитории, время и место проведения)
Анализ и подбор материала (подбор материала подскажет сюжет)
Литературная обработка материала.
Основные этапы работы над сценарием:
Сценарий начинается с социального заказа. Существует социальный заказ: сложились должным образом обстоятельства или возникло желание или острая необходимость провести массовое мероприятие, потому что приближается праздник или потому что данная тема актуальна. Писать пока рано. Подумайте над темой мероприятия и определите цели и задачи, тогда в соответствии с ними будет легко работать с материалом. Надо собрать и проанализировать всю литературу и интернет-ресурсы по данной проблеме и вычленить из потока информации то нужное и полезное, что может пригодиться в дальнейшем. Все этапы должны быть последовательно выполнены.
1.Социально-творческий заказ – два вида: кто-то (физическое лицо, организация и др.) заказывает или складывается так социум (обстоятельства), что это необходимо сделать (провести).
2.Выбор и анализ темы, формирование проблемы
3.Сбор материала, информации (работа с литературой и Интернет-ресурсами)
4.Анализ проблемы, формирование идеи, формирование сверхзадачи
5.Разработка замысла ( разработка смыслового каркаса, поиск жанра, разработка формы, сценарно-режиссерского хода, сценических блоков, эпизодов)
6.Литературная обработка материалов
7.Отбор художественно-выразительных средств
8.Монтаж материала с учетом композиционной целостности
Композиционное решение сценария
Композиция – это последовательное расположение материалов сценария, структурно-обусловленная идейным содержанием, характером, назначением. Термин появился в 19 веке от лат. слова «складывать».
Сценарий начинается с
1. экспозиции ввод в действие (слово ведущего, музыка)
2. завязка-момент, когда возникает конфликт ( событие), которое подтолкнет к действию.
ЭПОС- жанр, когда автор не имеет своей экспозиции, т.е. просто списывает, констатация фактов.
3. Развитие действия – основное действие, всегда логически связано с заданным сценарным ходом. Это изображение процесса борьбы, цели событий, столкновений, нарастание, в котором решается конфликт. Эта часть подчинена законам драматургии: логичность, последовательность, нарастание действия, законченность.
Кульминация – конечная точка развития, наивысшая точка, она заостряет идею мероприятия. Это должен быть самый сильный по эмоциональному воздействию фрагмент. Кульминация обычно перерастает в финал и развязку – завершение действия
ТВОРЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ СЦЕНАРИСТА
Инверсия – (от лат. «переворачивать», перестановка) – меняет местами развязку и завязку с целью переноса акцента с того, что произошло на то как это произошло.
Контрастность – новое ощущение
Лейтмотив – определенная тема, напоминание через какую часть номера
Рефрентность – напоминание в лоб, повторение того, что было.
Контрапункт– развитие в сценарии двух разных тем, сначала никак не соприкасающихся, затем должны столкнуться.
Монтаж – является авторским видением кругоподнимаемых проблем, концепцией действительности, идеологической позиции. Монтаж представляет уровень культуры сценариста, насколько умеет наблюдать жизнь, разбираться в наблюдениях, самостоятельно осмыслить. Монтаж (от франц. «сборка», соединение) – это особая форма художественного мышления интерпретация собранного материала, путём отбора и сочетания отдельных кусков. Монтаж похож на коллаж. Факты искусства и факты жизни выстроены в ряд, где возникают определенные взаимоотношения (в промежутке должно родиться суждение.) Последовательный монтаж – выстроен в логическом порядке, одно за другим. Параллельный монтаж – одновременный разговор, действие в нескольких плоскостях, дополняя друг друга. Ассоциативный монтаж.
Метод коллективной импровизации: – спонтанная массовая самодеятельность, представляющая собой активный, действительный отклик, эмоциональную реакцию на событие, дающий человеку возможность персификации (выделение из толпы), опробование себя как личности в различных ролях. В замысле предусмотреть ситуацию, когда человек становится в положение участника, а не зрителя.
Ассоциации – найти в замысле такое образно- игровое действие, которое бы при режиссерском воплощении вызвало бы ассоциации. Найденная верно, с помощью игры массовая ассоциативная образность создаёт необходимую атмосферу, помогает активизировать эмоциональный настрой.
Метод инсценирования – перевод литературного и документального материала на сценический язык, т.е. переложение словесного материала в действующее зрелище. Описать текст инсценировки нельзя, только – действие. Словесный материал обыгрывается в различных интерпретациях.
Сценарий оформляется согласно правилам оформления, а именно:
Оригинал печатается на белой бумаге формата А 4, шрифт 12, интервал-1,5
Объём сценария не должен быть меньше 3-х печатных листов, исключая титульный лист , содержание и приложение к сценарию. Нумерация страниц в правом верхнем углу.
Титульный лист включает название заведения, название мероприятия, коллектива, формы проведения мероприятия, возрастной ценз, Ф.И.О. автора (полностью), должность, социальное происхождение, дату написания.
На первом листе пишется название мероприятия, место проведения, дата проведения, цели, задачи, оборудование, действующие лица и исполнители, методические рекомендации
Сценарий должен иметь композиционную основу: экспозицию, кульминацию, финал и носить развлекательный, познавательный, воспитательный и др. характер, отвечать масштабам мероприятия, а также служить методическим пособием во внешкольной работе.
Сценарист должен использовать творческие приёмы, строить развитие действия по нарастающей (от более спокойного, слабого момента мизансцены к более сильному).
Сценарий должен соответствовать возрастным особенностям учащихся, быть интересным, нести этику.
В приложении указывается литература ( источники), с помощью которой был написан сценарий. Обязательно даются тексты и ноты песен, описание игр, конкурсов, схемы и рисунки к атрибутам, бутафории, костюмам, танцам и другое
В приложении могут быть фотографии мероприятия по этому сценарию, видеозапись, аудиозапись, мультимедийная презентация и другое.
С чего начать писать свой первый сценарий? Зачем нужен логлайн и что это такое? Из каких частей состоит сценарий? Как прописывать персонажей, их действия и диалоги? Что делать, когда готов первый драфт? Советы профессионалов, успешные примеры и частые ошибки в написании сценария.
Что такое сценарий?
Сценарий — это кино-драматургическое произведение, являющееся основой для съёмки проектов или театральной постановки. Сценарий является в первую очередь текстовым документом, на базе которого команда проекта выполняет свою часть работы для воплощения сценария в жизнь.
Правильный формат текста в сценарии такой: шрифт Courier New 12-ым размером. При таком форматировании каждая страница текста будет равняться одной минуте хронометража.
Сценарий полнометражного фильма обычно составляет от 90 до 120 страниц, то и длительность фильма составит от полутора до двух часов. Сценарий пишут не только к фильмам, но и к эпизодам сериалов. Ситкомы — это обычно серии на 20-30 минут, соответственно на 20-30 страниц. Драмы — 50-60 страниц.
Вы можете создать свой сценарий на основе оригинальной идей или же на основе существующих интеллектуальных прав (книг, фильмов, комиксов, журналистских статей).
Использование чужих интеллектуальных прав должно всегда оформляться договором и сопровождаться, конечно же, оплатой. Но есть произведения, за использование образов из которых, не нужно платить. Они называются общественным достоянием. Общественное достояние в России — это произведение, с года смерти автора которого прошло 70 лет. Подробно про поиск идей и интеллектуальные права мы писали здесь.
Сценарий — это чёткий план фильма или эпизода сериала. В этом работа сценариста очень сильно отличается от работы писателя.
Если на этапе разработки сценарист тоже ищет эмоциональные ходы, яркие образы, любые другие творческие решения, то на этапе написания все эти наработки все равно должны улечься в инструкцию для съемки. Хороший сценарий должен быть чётким, понятным, наглядным документом, отражающим всю предыдущую творческую подоплёку.
Ваш сценарий увидит огромная команда из продюсеров, режиссёров, актёров, постановщиков и других, и для их работы важным станет каждое написанное вами слово. Давайте ниже разберёмся вместе, как написать сценарий.
Выбор названия
Название сценария можно оставить на самый последний момент работы над ним. Но если вы всё-таки решили всё-таки чем-то назвать текстовый файл, то название должно:
- отражать жанр вашего проекта;
- быть цепким и броским;
- заявлять эмоции, которые зритель скорее всего испытает;
- быть лёгким в произношении и запоминающимся.
Логлайн
Логлайн — это основная идея вашего фильма. По старым голливудским стандартам логлайн принято формулировать не более чем в тридцать слов. То есть вставить туда все сюжетные линии, описание мира и гениальные навыки главного героя не получится. В России к этому относятся мягче – допустимо уложиться в 35-45 слов. Что же включить в логлайн:
- кратко укажите, кто герой (мальчик-волшебник, вдовец и отец пятерых детей, говорящая мышка);
- чего герой хочет (победить злого волшебника, отомстить за смерть жены, найти семью);
- что стоит на пути к достижению цели (огромная армия из злых магов, вынужденность постоянно уделять внимание детям или то, что мышка не такая как люди).
Существует такое драматургическое правило: та цель, которую вы сформулировали для героя в начале должна проходить через всю историю. Как только цель перестаёт быть важной или достигается героем, то история заканчивается. Интересная и чётко сформулированная цель главного героя поможет написать хороший сценарий.
Персонажи сценария
Когда вы знаете, о чём ваша история, пора для себя решить, кто её раскроет и покажет. Выше мы уже сформулировали логлайн и знаем, какие качества героя точно понадобятся для раскрытия темы.
На этом этапе важно выяснить, как герой изменится, и с какими своими пороками будет сражаться. С учётом логлайна поиск ответа на этот вопрос может быть таким. Например, наш главный герой отец семейства, потерявший жильё за долги. Его цель вернуть квартиру, чтобы дети смогли вновь обрести дома. Каким герой должен быть в начале, чтобы набрать столько долгов, не платить их и даже лишится квартиры? Что это за качества, которые привели его сюда? Возможно, лень, игромания, вера в удачу, безответственность? Тогда каким герой должен стать в конце, чтобы достичь цели? Возможно, он будет вынужден победить свою лень, вылечится от игромании, начать принимать ответственные решения.
Для сценарной записи вам потребуется придумать имя каждому из героев, знать приблизительно их возраст и особенности внешности. Когда вы будете презентовать героев впервые, то их имя нужно писать большими буквами, в скобках давать возраст и краткую характеристику через запятую. Например. “ЖЕКА (45), тучный мужчина в деловом костюме”.
Структура сценария
На данном этапе ещё рано создавать титульный лист в вордовском документе. Нужно провести работу над структурой сценария и расставить основные точки сюжета. Как правило, в этом помогает трёхактная структура.
Трёхактная структура — это классическая структура практически любого драматического произведения. Все остальные структуры, так или иначе основаны на ней. Так что начинающим сценаристам мы рекомендуем начать с нее. Разделите историю как минимум на начало проблем персонажа, развитие событий (попытки решения проблем) и их разрешение. Ниже мы рассмотрим, что нужно включить в каждую из частей. Обязательно запишите все эти части в виде текста, это станет хорошей основой будущего сценария.
Акт 1. Вступление и завязка истории
Первый акт может располагаться приблизительно на 20-25 страницах. Обязательно начните с интересной экспозиции, то есть описания статуса-кво персонажа. Что можно включить в экспозицию:
- показать главные черты героя;
- рассказать о его семье, социальном статусе, любых других важных для истории социальных аспектах;
- заявить второстепенных персонажей;
- продемонстрировать текущие проблемы героя или наоборот его беззаботную жизнь до того, как он окунулся в перипетии;
- обозначить первые звоночки надвигающейся проблемы на героя.
Когда всё выше готово, то пора и ударить первыми сложностями по нашему главному герою. Следующей сюжетной точкой станет катализатор — событие, которое меняет всё.
Правило для катализатора такое: нужно придумать событие, после которого герой ни сможет не решать проблемы или ни сможет не отправиться в путешествие.
Например, в начале у главного героя, главы семейства, много долгов, но из-за своей лени и плохого характера, он никак не может заработать денег и погасить их. Но за долги у него наконец-таки отбирают квартиру. До этого долги героя мало влияли на его жизнь и жизнь его семьи. Да даже после того, как тот лишится квартиры, он может и не особо против поспать в машине. Но понимая, что дети не могут жить в машине, герой вынужден изменить свой характер, чтобы справится с финансовыми сложностями. То есть перед героем в этот момент должна чётко оформиться цель, о которой мы говорили выше, и которую он будет достигать от начала до конца, а от усугубившейся проблемы уже никуда не деться.
Акт 2. Борьба главного героя со сложностями на пути к заданной цели
Основная часть сценария должна уйти под борьбу главного героя за поставленную цель. Если сказать простыми словами, то главное правило, которое существует для написания второго акта такое. Герой решает возникшую проблему, она не решается и становится всё хуже. Затем герой снова что-то делает для решения проблемы — и вновь должно стать хуже. И так до конца второго акта.
Правильным будет второй акт закончить тем, что герой опускается до самой нижней точки своего состояния. Чем хуже ему, тем лучше. В качестве примера можно вспомнить фильм “Дюна” (2021). Второй акт фильма заканчивается тем, что весь народ и семью главного героя, Пола Атрейдеса, уничтожили Харконнены. Пол остался без дома, без отца, без своего народа, без каких-либо средств к существованию, да ещё и посреди дикой неподвластной человеку пустыни, убивающей всё живое.
Акт 3. Главный герой выходит победителем
В начало третьего акта герой входит, будучи на дне. Зритель должен видеть, что все отвернулись от героя, его покинули силы, ресурсы утрачены, а злодей ликует. Но в какой-то момент у главного героя появляется некий лучик надежды, и он совершает что-то невероятное, чтобы перевернуть ситуацию с ног на голову.
Кульминация должна быть яркой, оригинальной, логичной и эмоциональной. В чём её яркость может состоять? В нетривиальных решениях. То есть герой должен сделать что-то такое, чего раньше не делал или на что не решился бы никогда. Как проявляется логика? Хорошей логичной кульминацией можно назвать ту, где именно действия героя становятся финальным источником решения проблемы, исходя из качеств и изменений героя. А также кульминация не должна наступать благодаря “богу из машины” или “роялю в кустах”. Не надо в кульминации вестерна про ковбоев и борьбу за сердце дочери местного губернатора прописывать пришельцев, которые уничтожают врага главного героя своими лазерами. О том, что такое “бог из машины” и почему использовать его надо в исключительных случаях, мы рассказывали здесь.
Кульминация — это момент, когда антагонист повержен, а герой заполучил желаемое. Но на этом фильм не заканчивается. Не забывайте про развязку.
Развязка — это то, к чему привела кульминация. Как изменился герой и его жизнь после достижения цели? Вот наконец-то желаемый Кубок огня в руках Гарри Поттера в финале Турнира трёх волшебников, и он возвращается победителем на поле Хогвартса (“Гарри Поттер и Кубок огня”). Трибуны ликуют, ведь ученики Хогвартса и Гарри получили то, что хотели — победу школы в престижнейшем и опаснейшем международном конкурсе магов. Но чем она обернулась? В руках Гарри труп Седрика Диггори, его соперника, перед глазами до сих пор жуткий процесс возрождения лорда Волан-де-Морта, и пока только Гарри знает, что самый жестокий и сильный маг современности жив и строит планы на весь мир. Победа ему уже не нужна. Седрику победа принесла смерть, а его отцу и ученикам — скорбь.
Диалоги и описание действий
Что нам поможет на этапе диалогов из предыдущей разработки? Всё, что мы знаем про персонажа. Мы уже прописали какой он, как действует, его фишки и даже особенности речи. Всё это необходимо понимать при прописывании действий и диалогов.
В этом разделе мы используем слово диалоги в общепринятом значении. На внутреннем сленге сценаристов диалогами называют собственно сам сценарий – финальный документ, где расписана вся история с действиями и репликами.
Когда вы пишите действия, то старайтесь каждое описывать отдельным абзацем, что позволит проще читать и чётко видеть, кто, куда и как направляется в рамках сцены. Сами описания действий и вообще любые другие описания должны быть краткими и лаконичными. О том, как этого можно достичь мы рассказывали здесь.
Если даже вы нашли для вашего героя увлекательные действия, с помощью которых герой круто решает свои проблемы, это не значит, что всю сцену надо превращать в сплошной набор из них. Не стесняйтесь разбивать действия ёмкими фразами, шутками, комментариями героя. Но и не увлекайтесь.
Не торопитесь начинать прописывать диалоги. Убедитесь, что все сюжетные линии продуманы, все важные события расставлены, а структура работает как надо.
Одно из главных правил диалогов в том, что он, как и действие, должен продвигать сюжет. Например, один герой уговаривает скромного друга пойти с ним на концерт рок-группы. Каждый герой будет гнуть свою линию: первый уговаривать, другой отказывать. Ни один из героев не должен повторять свои предыдущие аргументы. Более того, каждая реплика героев должна отдалять или приближать их к концерту. А в идеале диалог должен усугублять отношения между персонажами, вскрывать их обиды друг на друга, а может быть и разгораться в ссору, которая возможно сильно ударит по их отношениям или сюжету.
Ещё один важный совет при написании диалогов: не повторяйте уже известную информацию. Пример. Ваш герой входит в сцену, он избитый и окровавленный. А его мать говорит: “О, Боже, у тебя кровь!”. То есть мы потратили лишний бит и лишнюю строчку, чтобы описать то, что зритель уже увидел, а читающий прочитал.
Избегайте в диалоге длинных непонятных слов: жаргонизмов, терминов, просто заумных выражений. Зрителю будет скучно даже полминуты смотреть и слушать то, чего он не понимает и что его не продвигает по истории.
Ну и заключительная рекомендация в написании диалогов состоит в том, чтобы их проговаривать. Диалог должен произноситься естественно, без запинок, звучать приятно для ушей. При произнесении реплик вслух вы сразу почувствуете, всё ли хорошо с фразами.
Редактирование сценария
Закончили писать – пора переписывать. Редактирование и переписывание — это вторая по объёму часть работы сценариста (первая — разработка идеи).
Самостоятельно
Во-первых, перечитайте сами. Уже в первую читку вам захочется местами подправить диалоги, убрать те или иные действия, что-то будет вас раздражать в тексте по мелочам.
Во-вторых, проанализируйте, работает ли каждая сцена, эпизод, акт. Работают ли детали, которые вы указали. Всё должно быть действующим в сценарии и не должно быть лишних движений, слов, вздохов, одёргиваний юбки и подобного. Каждый раз можно спрашивать себя:
- для чего это написано?
- как это работает на историю?
- что даёт это зрителю?
В-третьих, проверьте, не нарушилась ли логика в процессе создания первого драфта сценария. Точно ли одно событие вытекает из другого? Или это только вам так кажется?
В-четвёртых, в процессе написания сценария некоторые сцены могут просто перестать быть нужными. Удаляйте их безжалостно.
В-пятых, проверьте мотивацию героев. Каждый раз ваш главный персонаж входит в сцену по какой-то причине. И если эта причина не выглядит весомой и понятной для читателя или зрителя, то она оставит негативное впечатление.
Редактор
Если у вас есть бюджет и потребность в профессиональной помощи, то можно обратиться к редактору. Он прочтёт работу от начала до конца и будет искать примерно то же, что перечислено выше. Профессиональный редактор сможет найти все нестыковки, слабые мотивации персонажей, задаст нужные вопросы к тексту и даже отметит ненужные диалоги или описания.
Часто встречающиеся ошибки
Драматургия и кинодраматургия развивается уже не первую сотню лет. Современный зритель ожидает с каждым годом всё более крутых, увлекательных и сложных проектов. Давайте обсудим, какие ошибки вы можете избежать на пути к своему первому фильму, если обратите на них внимание и что сделать, чтобы он соответствовал уровню самых искушённых зрителей.
Персонажи
Во-первых, ошибкой может быть слишком много неработающих персонажей. Не нужно для каждого безобидного взаимодействия героя создавать нового персонажа — ограничьтесь массовкой. Каждый полноценный персонаж должен нести какую-то функцию, отражаться на истории, на главном герое и даже лучше бы иметь свою понятную и законченную линию.
Во-вторых, чисто технически большое количество персонажей может запутать зрителя. А если у них ещё и похожие или плохо запоминающиеся имена, то зрителя это может ещё и раздражать.
Задавайте себе вопрос при разработке и перечитывании: нужен ли мне этот персонаж? Нужен ли он вообще? Можно ли его удалить?
Конфликты
Конфликт — это основа любой истории. Правильный конфликт — это когда два героя преследуют противоположные интересы. Убедитесь, что герой постоянно вынужден противостоять кому-то или чему-то.
Ошибкой сценариста станет слабый или поверхностный конфликт внутри истории. Если цель героя легко достижима, то ему ничего не стоит просто подойти и взять то, что ему нужно. Достигнута цель — закончилась история.
Нужно избегать и слабых антагонистов. Каждый раз зритель должен видеть усугубление и ломать голову, как же наш герой одолеет невероятно жуткого огромного монстра или вооружённого до зубов террориста. А ещё лучше бы, чтобы в эти же моменты у героя заканчивались бы все пули и укрытия.
Конфликт должен проявляться не только в виде внешнего противостояния. Например, когда герою нужно спасти мир и забрать у антагониста супер-лазер, которым он его собирается взорвать. Конфликт должен лежать внутри ценностных убеждений. Самая распространённая и довольно банальная тема, которую можно отыскать в кино — это противостояние добра и зла. Но и за этими категориями чаще стоит что-то ещё. Например, Гарри Поттер (сторона добра) смог победить Волан-де-Морта (сторона зла) с помощью любви и дружбы. В то время как тот пытался вести борьбу с помощью устрашения сторонников и силы.
Мир
Условности и законы мира должны быть понятны с первых сцен. Если вы начинаете проект в жанре сай-фай, антиутопии, фэнтэзи, хоррора, то так или иначе нужно обозначать грань того, как работают придуманные законы. Мир должен иметь свои незыблемые законы и быть опасным для главного героя.
Если у вас фильм ужасов, в котором существуют призраки, то нельзя, чтобы герой в конце их всех уничтожил магией своей взятой из ниоткуда волшебной палочки.
Антиутопии тоже подразумевают очень строгое соблюдение жанровых условий. Для создания антиутопического произведения обычно берётся какая-то одна сторона жизни людей, меняется по усмотрению автора, и мы наблюдаем, как это воздействует на остальной мир по естественным его законам. Допустим, государство приказало с этого дня сдавать всех рождённых младенцев в специальное учреждение. Звучит жутко. Это не означает, что в следующем акте государство прикажет сдавать стариков, потом решит уволить с работы и лишить собственности всех мужчин, а затем сделать президентом мышь. Это всё будет противоречить жанру, и напоминать абсурд.
Далее ошибкой может стать то, что вы не вписали своего героя и его окружение в общий исторический, мировой или национальный контекст. Может быть, иногда отсутствие сеттинга и играет на идею, но это считанные случаи. Ваш мир не может быть безликим и откровенно пластиковым. Например, в сериале “Засланец из космоса” главный герой, внеземное существо, приземляется в американский городок. Казалось бы, зачем уточнять? Американский городок — понятная категория. Внеземное существо мы тоже можем себе представить. Но чтобы сделать пребывание инопланетянина как можно более сложным, авторы поселили его в городок штата Колорадо в горах рядом с огромными ледниками. Более того, город настолько мал, что скрыть свои инопланетные способности там почти невозможно. А ещё в нём живут представители коренных народов, индейцев, погружающие главного героя в человеческие ценности.
В мире вашего сценария должно работать всё — и даже время года. Зачем в одной из сцен дождь? Что он означает? Как он помогает или мешает? Почему именно сейчас пошёл дождь? Или он нужен только для красивой картинки? Если только последнее, то сцену стоит убрать, так как её просто напросто будет дорого снять.
Диалоги
Во-первых, любой бессмысленный диалог ради болтовни станет ошибкой. Если в диалоге нет конфликта, цели и он не продвигает сюжет, то его нужно переписать.
Во-вторых, не очень хорошо, когда зритель не понимает, на чьей он стороне в диалогах. Такое бывает тогда, когда взгляды и убеждения героев размыты и плохо продуманы.
В-третьих, нельзя бросать сцену без ясного финала, то есть результата взаимодействия персонажей. К чему-то в конце должны прийти либо сами герои, либо зритель.
В-четвёртых, попробуйте закрыть рукой или удалить имена персонажей над их репликами и понять, кому принадлежит та или иная фраза. Если вы не смогли точно определить, где чьи реплики и чётко различить персонажей по их словам, то надо вновь начинать работать над описанием персонажей.
Высказывание и изменение героя
Уделите отдельное внимание высказыванию вашего сценария. Откровенно говоря, навык выражать высказывание через сюжет — это постоянная упорная работа. Поэтому лучше заранее знать, с какими ошибками можно столкнуться на пути к хорошему сценарию.
Во-первых, ошибкой будет, если ваш герой никак не изменится. Именно изменение героя транслирует определённую мысль произведения.
Во-вторых, у героя обязательно должны быть какие-то убеждения, через которые он проносит происходящее. То есть как минимум он должен реагировать на события вокруг, как-то оценивать их, делать какой-то вывод. Может эти события противоречат убеждениям героя? Или учат его чему-то? То есть реакции главного героя будут составлять ваше высказывание.
В-третьих, плохо, если у героя отсутствуют сложные дилеммы. Только через морально тяжёлый выбор герой сможет расти, побеждать свои ложные убеждения и выражать высказывание.
В-четвёртых, высказывание не должно быть слишком общим и банальным, типа “Семья — самое важное в жизни” или “Убивать нехорошо”. Зритель сразу почувствует эту натянутость и заезженность темы.
Секреты сценарного мастерства от успешных сценаристов
Есть один самый главный секрет, о котором говорит почти каждый сценарист и в России, и зарубежом. Написать хороший сценарий поможет выбор темы, которая должны быть очень личной для автора. То есть нужно придавать идее такие эмоции, которые автор уже испытывал сам и понимает их. Нельзя назвать сценариста или автора сценарной книги, который не говорил бы об этом.
Ещё одно близкое к этому правило прозвучало от Ильи Куликова, автора знаменитых сериалов “Глухарь” и “Полицейский с Рублёвки”, в подкасте “Поэпизодный клан”. Он считает, что сценарист должен писать то, о чём он знает, что он понимает и что проживает. Например, по его словам, автор не может написать сценарий о странах, в которых не был, а также о людях в этих странах, об их морали, душах, образах жизни. Простыми словами, нужно брать в качестве темы то, что вам знакомо, и это станет сильной стороной вашего проекта.
Примеры хороших сценариев
В сети Интернет выложено в свободном доступе немало сценариев российских и зарубежных фильмов. Часто это делается, когда сезон сериала закончился, или когда проект номинирован на награду в сценарной номинации. Что точно стоит почитать и посмотреть, чтобы научится писать сценарии и избежать потенциальных ошибок, мы перечислим ниже.
“Рассказ служанки”
Пилот и одну из серий 4-го сезона «Рассказа служанки», номинированную на “Эмми” можно найти в свободном доступе. Сценарии эпизодов “Рассказа служанки” отличаются лаконичностью описаний и чёткими эмоциональными битами. Особенность сцен данного проекта в том, что там мало ярких и широких внешних действий, мало драк, погонь и ругани. Эмоциональные изменение и высказывание авторы умело выражают тонкими, но говорящими, кинодействиями.
“Дюна”
В данном фильме начинающему сценаристу может быть интересна структура сценария.
Во-первых, она соответствует классической трёхактной структуре. Более того, во многом там можно найти элементы структуры Блейка Снайдера из его книги про сценарное мастерство “Спасите котика”.
Во-вторых, каждый акт и его подэлементы достаточно краткие, ёмкие и не затянутые.
В-третьих, несмотря на то, что данный проект является экранизацией одноимённой книги, автор сценария, Джон Спейтс, смог создать сразу несколько логичных завершённых сюжетных линий и не увлечься мифологией.
Отдельно хочется сказать про мир “Дюны”. Данный сценарий является хорошим примером того, как автор смог интересно передать множество сложнейших законов вселенной, не спугнуть зрителя, а также ещё и создать плацдарм для эффектной визуальной составляющей.
“Достать ножи”
Не так давно в общем доступе появился сценарий детективного фильма “Достать ножи”. Что полезного можно почерпнуть в нём?
Во-первых, Райан Джонсон, сценарист и режиссёр, смог воплотить сюжет в стиле классического детектива с соблюдением всех законов жанра.
Во-вторых, к детективному жанру автор умело добавил и комедийный элемент. Главная героиня не способна врать физически: её тошнит при произнесении любой лжи. Данная комедийная черта была использована очень сбалансировано: она использовалась для создания юморных ситуаций, в качестве препятствий для героини, но не слишком злоупотреблялась.
В-третьих, данный сценарий можно похвалить за то, как ярко и полноценно прописан каждый герой. Зритель действительно много узнаёт про всех наследников жертвы убийства: про их финансовое состояние, мотивы, отношения, боли, социальное положение и так далее. Но при этом не перегружает деталями — мы видим только то, что работает на убийство как основу сюжета.
Часто начинающие сценаристы пытаются изобрести колесо, начиная сценарий без какой-либо теоретический подготовки. Безусловно любой опыт написания станет полезным, но так или иначе начинающий сценарист будет совершать ошибки, которые до этого уже проходили другие сценаристы. Смелее приступайте к созданию своего первого сценария, используя наши советы.
Загрузить PDF
Загрузить PDF
Считаете себя вторым Шекспиром или Кауфманом? Чтобы это выяснить, вам нужно написать сценарий для демонстрации ваших талантов. Воспользуйтесь нашим руководством.
-
1
Сделайте титульный лист. Вашему сценарию необходим титульный лист, на котором будут написаны название и ваше имя. Кроме того, он должен содержать вашу контактную информацию и данные вашего агента (если он у вас есть).
-
2
Используйте правильный шрифт, поля и интервалы. Нужно использовать шрифт Courier (шрифт печатной машинки), высотой 12 пунктов. Это придаст вашему сценарию более профессиональный вид и улучшит читаемость теста. Также следует выбирать правильный отступ для разных частей сценария, чтобы диалоги, описания сцен и тому подобное были отделены друг от друга.[1]
-
3
Добавьте нужные подробности о месте действия и персонажах. Для каждой сцены следует написать вступление: в нем сообщается, где и когда происходит действие — внутри помещения или снаружи, днем или ночью… Имя персонажа пишется прописными буквами над или рядом с его репликой (в зависимости от цели). Кроме того, в круглых скобках можно добавить ремарки о характере реплики или действиях персонажа.
-
4
Для каждого вида сценария — будь это кино или пьеса — существует свой определенный формат. И хотя они по большей части одинаковы, каждый имеет свои характерные особенности, изучение которых может потребовать времени.[2]
Прочтите несколько сценариев выбранного вами жанра, чтобы поучиться у профессионалов. -
5
Не пишите слишком много. На чтение одной страницы сценария обычно уходит около минуты времени, так что тексту на бумаге должно быть просторно.[3]
В этом смысле сценарий не похож на книгу — для него характерен меньший объем написанного.Реклама
-
1
Сформулируйте основу сюжета. Напишите короткое предложение или фразу, заключающую в себе основную идею, вокруг которой будут развиваться события. Это основа повествования, очень короткая мысль, формирующая цели происходящих событий и развития сюжета.
-
2
Сделайте набросок истории. Перед написанием собственно сценария и диалогов, продумайте основу сюжета и главные события — это поможет логично развивать повествование и не уходить слишком далеко в отступлениях. Набросок должен быть написан от третьего лица.
-
3
Пришло время насыщать рассказ деталями. Опишите основную интригу произведения, но добавьте много подробностей и вариантов развития событий; сейчас можно не думать о формате стили и тому подобном — дайте волю творчеству. В результате вы должны получить сюжет, личности героев, отношения, связи персонажей и саму суть истории. Можно использовать рисунки и диаграммы для наглядности, чтобы наглядно продемонстрировать другим интригу и персонажей сценария.
- Ваши образы должны стать двигателями событий на экране или сцене, поэтому убедитесь, что они интересны и новы. Не обязательно сразу продумывать их до деталей, но они должны «вжиться» в свои собственные роли, пока пишется сценарий.
-
4
Теперь нужно все упорядочить и выбросить лишнее. Когда сценарий уже на бумаге, нужно найти все слабые места, перегружающие описания, чересчур сильные отступления — и вообще все, что затягивает ход событий и ослабляет впечатление от происходящего. Вам понадобится твердость: даже если вы полюбили какие-либо моменты или героев, это не говорит о том, что их стоит оставлять в сценарии после ревизии.
Реклама
-
1
Имея готовый набросок сценария, проведите исследование: посмотрите пьесы, телешоу и кинофильмы с аналогичным вашему сюжетом. Сравните вашу работу с другими. Возможно, вы переусердствовали — например, увлеклись тропами? Подумайте, чем ваше произведение отличается от просмотренных вами?
- Постарайтесь глубоко прочувствовать написанное. Философски подойдите к теме и старайтесь мыслить нестандартно. Так ваш сценарий станет более увлекательным.
-
2
Упростите ваш стиль. Вам не нужны причудливые диалоги или сумасшедшие сцены, чтобы удержать интерес аудитории. Как и в написании книги, наиболее ценно — показать присходящее, а не рассказать о нем. Позвольте поступкам героев говорить за них, придайте больше смысла несказанному.[4]
-
3
Пропишите сюжет в формате сценария. Точная форма будет отличаться в зависимости от способа показа и даже от географии. Каждая сцена должна иметь заголовок с описанием, а перед каждой репликой должно быть имя произносящего ее героя и так далее. Продюсеры могут даже не взглянуть на сценарий, не соответствующий формату.
- На этом этапе работы подумайте о приобретении программы для написания сценариев. Таких программ несколько, и они помогут вам придать тексту нужный вид.
-
4
Выдерживайте стиль. Помните, что главное в сценарии — действия и диалоги. Старайтесь, чтобы ваши герои говорили реалистично, и не смешивайте стили и лексику — если только не делаете это специально ради нужного эффекта.
Реклама
-
1
Опишите сцену. Не забудьте о важных деталях (например, время суток), месте действия и поведении героев. Это не менее важно самих диалогов.
-
2
Кратко описывайте действия. Передайте смысл происходящего, а детализацию оставьте режиссеру. Прописывать события «до миллиметра» — не задача писателя. Включив в описание слишком много деталей, вы только расстроитесь в итоге.
-
3
Уделите много времени работе над диалоговой частью. Диалог может как сделать персонаж интересным или уничтожить его. Что хуже — большинству людей исключительно тяжело дается написание диалогов. Чтобы получить нужный результат, запишите реальные разговоры — и вы сможете понять, как люди говорят в жизни и какие выражения используют.
- Послушайте больше людей — так вы сможете придать герою интересные особенности и индивидуальность.
- Чтобы герои не были похожи друг на друга, у них должен быть свой образ и свой «голос». Помните: образ героя определяет его положение, выбор слов и манеру речи.
- Прочитайте ваши диалоги вслух, уделяя особое внимание звучанию: не слишком ли оно неуверенное, обыденное или чрезмерное.
Реклама
-
1
Отредактируйте сценарий, но не переборщите с перфекционизмом: стремитесь к совершенству, но не пытайтесь довести до него вашу работу.
-
2
Дайте прочесть оконченный сценарий тем людям, чье мнение вы уважаете. Обращайтесь к людям с разными вкусами и личными особенностями. Важно также, чтобы они хотели дать вам честный отзыв о вашей работе.
- Не позволяйте себе расстраиваться, оскорбляться или злиться из-за критики или замечаний — они всего лишь мнения, а не факты. Доброжелательно и с энтузиазмом воспринимайте чужое мнение, но помните: менять что либо или нет — решать только вам.
-
3
Правьте вашу работу столько раз, сколько потребуется. Возможно, иногда это будет неприятно, но вы обрадуетесь, если в итоге сможете донести свое видение.
Реклама
Советы
- Определитесь с жанром сценария. Если это комедия, убедитесь, что другие тоже находят его смешным. Если пишете драму — делайте диалоги драматичными и захватывающими.
- Сценарий должен звучать, как в жизни — а не так, будто это голос робота.
- Если вы написали киносценарий, попробуйте воспользоваться одним из сервисов поиска новых сценариев — тогда вашу работу оценят профессионалы, а за ее сохранность не нужно будет опасаться.
- Сценарий пьесы должен иметь титульную страницу с указанием названия, имени автора и приблизительной продолжительности. Сценические и прочие ремарки должны быть написаны курсивом.
- Прежде чем писать на своей работе слово «киносценарий», проверьте ее на плагиат. Это можно сделать через интернет.
- Возможно, вам стоит посетить курсы по написанию сценариев — там вы можете получить полезные навыки, особенно в плане развития сюжета, героев или написания диалогов.
- Делайте сценарий максимально оригинальным.
Реклама
Предупреждения
- Запаситесь терпением — писательство требует временных затрат, а результаты работы в спешке обычно бывают не на должном уровне. Посвятите написанию время — и получите прекрасный сценарий.
- Не стоит ждать, что ваш первый сценарий сразу же будет нарасхват. В этот бизнес непросто войти.
- Если вы захотите сделать постановку, вам нужен будет агент, который поможет передать сценарий продюсерам и режиссерам. Обычно процесс принятия сценария долгий и трудный, так что будьте терпеливы.
Реклама
Об этой статье
Эту страницу просматривали 148 971 раз.
Была ли эта статья полезной?
Шпаргалка. Технология работы над
сценарием.
Организаторам внеклассной деятельности,
педагогам дополнительного образования
и всем, кто пишет сценарии для школьных
(и не только) мероприятий…
Каждый
год все педагоги дополнительного образования ведут образовательную и
воспитательную работу, и помимо занятий мы проводим всевозможные мероприятия в
объединениях: концерты, викторины и прочие праздники. И естественно, возникает
необходимость писать для этого сценарии – простые и сложные, гениальные и не
очень, писать самим или переделывать уже написанные кем-то. Шоу-бизнес
развивается, и мы шагаем в ногу вместе с ним (или пытаемся изо всех сил).
Я
предлагаю вашему вниманию свой небольшой опыт по написанию сценариев – этакая
шпаргалка для педагога. Пользоваться ею может любой, даже не владеющий
режиссерской грамотой.
Итак,
нам необходимо провести мероприятие и для этого написать сценарий.
Для написания хорошего,
грамотного сценария необходимо
поставить несколько вопросов:
1. Для
кого сценарий – каков зритель: возраст, количество, социальный уровень.
2. Направленность
мероприятия – цели, задачи мероприятия, статус (город, республика,
телевидение)
3. Что
мы имеем:
Место
проведения: сцена, улица, малый зал, поляна и пр.
Оснащенность:
освещение, музыкальная база.
Костюмы
(подбор или вариант пошива), реквизит, бутафория.
Художественные
номера, стихи по теме, загадки, анекдоты, подобные сценарии,
методические
пособия.
Человеческая
база- ведущий(ие) мероприятия, персонажи, постановщики (или их
отсутствие).
Финансы.
4. Как
мы его будем делать – ход, формы, приемы.
Когда
определены все первые организационные моменты, можно приступать к собственно
написанию сценария.
Любому творческому акту предшествует творческий замысел
– это основа любого сценария, именно он является важнейшим фактором в отборе
методического и практического материала, событий, героев и других выразительных
средств
Замысел
зависит от личности автора, от его взглядов, от его знаний, способностей и темы,
которая в данный момент волнует сценариста.
Правильно определенная тема и идея – это стержень хорошего
сценария- это то, что я хочу сказать зрителю, чему научить, какими
мыслями поделиться, какое решение проблемы могу (хочу) предложить, какую
педагогическую задачу ставлю. Начинаем собирать факты и данные по этой теме,
искать героев, персонажей (характерных, ярких, на контрасте), интересный сюжет,
форму, сложный ход, образную выразительность, работать с документами (да
здравствует интернет!).
Формы
сценария – это отправная точка всего творческого процесса. Их множество –
вот самые распространенные:
сказочное
представление,
путешествие,
пародия,
форма
телепередачи,
канва
известного литературного произведения, сказки,
сказка
на новый лад,
путешествие
по сказочному городу именинников,
КВН,
компьютерная
игра, прохождение уровней и многое другое…
Схема построения сценария:
1.
Пролог
(предисловие).
2.
Экспозиция
(представление героев). Сюжетное действие берет свое начало в экспозиции.
3.
Завязка. Привлекает
внимание зрителей и заставляет следить за дальнейшим ходом событий.
4.
Основное развитие действий
– это самая обширная часть сценария, здесь фактически укладывается весь
основной сюжет.
5.
Кульминация –
это высшая точка эмоционального восприятия зрителями вершины драматургического
развития в сценарии. Кульминация должна вытекать естественно из логики развития
действия, она является смысловым и эмоциональным центром всего сценария.
6.
Развязка выполняет
функцию завершения сложной линии сценария.
7.
Финал следует
за развязкой и означает полное завершение сценического действия. Финал – это
средство подведения итогов.
8.
Эпилог – это не
финал, это послесловие, одна из форм финала. У него важная опофиозная роль.
Благодаря нему, каждая программа заканчивается эмоционально зрелищным
действием.
Важно следить за композиционной целостностью, чтобы
сценарий не состоял из отдельно взятых кусков, логически не связанных друг с
другом, а необходимое количество эпизодов, наиболее полно раскрывало авторский
замысел, нанизываясь на одну тему. НЕ забудьте, что жизнь – это борьба и
диалектический закон единства и борьбы противоположностей, закон контраста является
опорой при отборе материалов в композиционном построении сценария. Стремимся
показать явления и факты окружающей действительности в конфликтном отношении
друг к другу, при этом решаем педагогическую задачу.
Основа сценария есть. Осталось выписать характеры
персонажей, придать им яркость и самобытность (опять таки, помним о законе
контраста).
Очень важно на этом этапе работы обратить внимание на речь
героев, она должна быть логически связана с первоисточником образа. Речь
положительного персонажа не может содержать сленга, жаргона, в то же время
отрицательные персонажи могут позволить себе грубоватые обороты. Предложения
должны быть не длинными (исключение-образ «зануды»). Следует избегать слов не
несущих информацию, избегать повторений – «встречайте, внимание, ваши
аплодисменты, итак и пр.» и слов-паразитов – «ну, э…, как бы, вот, можно так
сказать и пр.»
Речь,
звучащая со сцены должна быть речевой школой для зрителя – хорошо выстроенной и
правильно произнесенной. Манера общения персонажей – как нравственное
воспитывающее условие.
И еще,
чем писать плохие стихи, лучше использовать хороший прозаический текст.
Довершает образ костюм, реквизит, бутафория и, конечно же, пластика
персонажа. Почему-то на пластичность героев очень мало обращают внимания, а
зря. Ритм, характерность движений, плавность или резкость, повторяющиеся жесты,
интересная походка – все выразительные средства, которыми обладают актеры –
ведущие, необходимо использовать в полной мере.
Способы активизации зрителя.
Все
используемые способы активизации должны быть обусловлены сюжетом сценария,
плавно из него вытекать и помогать решить основной конфликт. При проведении
конкурсов, викторин, игр с залом нужно стремиться к их логической
обоснованности, а от результатов игры должно зависеть дальнейшее развитие
сценария. Новую игру не всегда возможно придумать, но наполнить знакомую по
форме игру другим содержанием, связанным по смыслу с сюжетом сценария – наш
долг.
Итак, у нас вырисовывается простой
план работы над сценарием:
1. Необходимость
– отклик на социальный заказ
2. Изучение
аудитории
3. Анализ
своих возможностей
4. Определение
темы, сюжетного хода, постановка педагогических задач.
5. Поиск
дополнительных фактов, реальных героев-прототипов, работа с документами
6. Выбор
формы, обоснование конфликта, поиск сложного хода, образной выразительности
7. Работа
над композицией сценария, отбор приемов активизации зрителей, постановка и
поиск решения организационных вопросов.
8. Доработка
и рализация замысла в одной из форм сценарной записи.
9. Окончательный
отбор изобразительных и выразительных средств.
Вот и
все – праздник готов!
Хорошо,
когда вся жизнь- праздник, и создаем мы его сами. Но, работая в школе, неважно
кем, задача каждого взрослого сделать жизнь наших детей праздником, создать его,
и научить наших милых детей жить с ощущением праздника в душе.
Малютина Людмила Петровна,
преподаватель актерского мастерства и
подиумной походки
педагог высшей квалификационной категории.
Почему каждый автор должен уметь хорошо описывать действие в сценарии?
Конечно, кроме диалогов, реплик, которые произносят персонажи, нужно уметь описывать и действия персонажей. Ведь через действие можно дать информации не меньше, чем прямой речью через диалоги. Одну и ту же информацию можно дать через реплику либо это же показать. Вы наверняка не раз уже услышали о правиле “не рассказывай, а показывай”.
Видя визуальное доказательство информации на экране — мы понимаем, что оно стопроцентное. Например, если герой, говорит, что он обладатель рекорда книги Гиннеса, — это вполне может оказаться неправдой. Герой может солгать, пытаться выглядеть лучше и что-то приукрашивать. Может быть, он был всего лишь номинантом на рекорд.
Ведь, как говорил доктор Хаус: “Все лгут”.
Даже те читатели, которые не смотрели сериал Доктор Хаус, исходя из своего жизненного опыта, понимают, что персонаж не всегда может говорить правду. Зато, если мы увидим, как герою в торжественной обстановке на сцене вручают сертификат книги рекордов Гиннесса, то поймём, что информация правдива.
Доктор хаус (сериал 2004 – 2012)
Или, допустим, герою понравилась девушка. Он может просто об этом сказать другому персонажу. И совсем другое дело дать эту информацию через действие. Даже если банально показать то же самое через еле заметные неловкие взгляды — за этим уже интереснее наблюдать.
Также хорошо вовлекает в историю, когда герой пока еще чего-то не знает. Например, зрителю показали бомбу под столом, а герои об этом не подозревают…. Это классический приём. В этой ситуации зрителю становится неважно, о чем говорят герои. Зритель ждет разрешения критической ситуации, и он намного сильнее вовлечен в то, что происходит на экране. Это заслуга именно действия, а не слов.
Что в нём может быть?
▪ Начинайте каждую сцену с описания того, что и кого мы видим в кадре
Даже если вам кажется, что локация стандартна и понятна (квартира, чердак, пустыня, сад) — всё равно. Когда мы впервые оказываемся в новой локации — нужно дать её описание в плане стилистики и атмосферы. Чтобы “не вмешиваться в работу художника-постановщика” сценарист обычно передаёт только «настроение места», которое описывает.
Если локация — «бабушкина квартира» в стиле начала 90-х (конца Советского Союза) так и нужно писать. А если сцена происходит в захолустном помещении — мы так и напишем, без излишних описаний того, что в углу, стоит ржавое ведро, разворочен паркет и штукатурка летит с потолка. Не перегружайте сцену деталями, если такие детали не работают конкретно в этой истории.
Например, у Уолтера Уайта на стене висел сертификат. Эта деталь наверняка была в сценарии, потому что она работает в истории. Дальше раскрывается, что у него был партнёр, а еще в прошлом у него была любовь на этом предприятии, его оттуда выжили и он ушёл. В совокупности все эти детали раскрывают характер, предысторию, мотивацию, т.е. влияют на решения и выбор, который делает герой. Конечно же, такие деталиважны.
Спортсмена в сцене легко можно обозначить тем, что у него дома есть различные фигурки, ракетки, дипломы и так далее. При этом каждую вещь описывать точно нет смысла. Нужно лишь, в целом, обозначить эту характеристику без дальнейших погружений, потому что хороший художник-постановщик — это человек, который очень внимательно читает сценарий. Он прекрасно понимает характер персонажей. Для него это творчество — придумать, в каком мире живёт тот или иной герой, что у него есть, чего нет…
Итак, оказавшись в сцене, самое первое, что мы должны описывать, — что и кого мы видим в кадре/как выглядит герой. Если герой впервые появляется в истории — мы даём его краткое описание. Если герой в следующей сцене не меняется — заново задавать те же описания не надо, если это неважно.
К примеру, если героиня ночью была в клубе, а следующая сцена на её рабочем месте, важно показать, что она ночевала не дома. Как это проще всего сделать? Нужно показать, что героиня пришла в той же одежде, что и в клубе. Если же мы этого не подразумеваем и прямо не укажем в сценарии, то для образа персонажа на следующий день чаще всего, художники по костюмам для персонажа выберут какую-то другую одежду (если в сценарии нет никакой информации о том, что героиня не была дома).
Необязательно прописывать, есть ли у героя шляпа или какие-то конкретные аксессуары. Будет достаточным задать референс, обозначить образ, стиль одежды. Если это не принципиально, можно оставить подумать над этим самим художникам по костюмам.
Ход королевы (Сериал, 2020)
- Решение сцены
Первым делом, определитесь что и как герои делают (это и называется решением сцены). Герой лежит? Стоит на голове? Может быть, он нервно перебирает что-нибудь у себя в руках? Например, четки, и это по задумке авторов является его особенностью. Нужно чтобы это было обоснованно, четки не должны просто иногда появляться будто из воздуха. Необязательно долго объяснять, что герой сходил и купил их или кто-то их ему подарил, но автор, как минимум, должен понимать откуда они вообще появились.
Нужно поставить для себя вопрос — зачем они нужны? Если сценарист просто хотел показать, что артист нервничает — стоит тысячу раз подумать, почему он должен нервничать именно с чётками? Не начинается ли здесь ваше личное вторжение в работу артиста? Вполне возможно, опытный артист может показать нервозность через что-то другое и без чёток. У артиста может быть тысяча вариантов.
Нужно обозначить: в каком состоянии герой находится? И при этом обязательно учитывать, что происходило перед той сценой, которую вы сейчас описываете.
Что персонаж делал раньше? Даже если это простая, бытовая история, герой может быть раздражённым или, наоборот, находиться в приподнятом настроении.
Как это показать в сценарии?
Можно написать, что герой в хорошем настроении. Как именно это передать — уже актёрская задача. А прямо написать, что герой, например, входит и подпрыгивает, пританцовывает — будет уже лишним.
Не забудьте указать с какими интонациями говорят герои.
Важно не частить с интонациями, которые стандартно прописываются в скобочках внутри реплик. Если из интонации и из описания сцены, в целом, понятно настроение героя, можно и не описывать, что герой говорит радостно либо грустно.
Например, реплика “привет”.
Если это обычное “привет”, то в скобках больше не надо ничего добавлять. Но если это “привет” сквозь зубы, если это злорадное “привет” — стоит на этом заострить внимание. Если не сделать подобную пометку, то актер скажет “привет” обычным тоном.
Нужно описать, как герой реагирует. И снова мы прописываем реакции, которые не вытекают из контекста, которые непонятны из тех реплик и описаний, которые уже есть в сцене.
Также можно поработать на контрасте. Каким может быть контраст? Например, состояние у героя было одно (радостное). Вдруг что-то изменилось, ему задали вопрос на неприятную тему, и он резко изменился. Это тоже описание действия.
Доктор хаус (сериал 2004 – 2012)
Какие ошибки бывают? Или с чем возникают проблемы?
1. Часто внутри сцен практически нет описания действия. Что это значит? Автор задает оформление сцены, локацию и дальше сразу идут реплики, без описаний (где, кто, что делает, кто вообще находится в кадре остается непонятным).
2. Следом идет противоположность первого пункта, когда автор дает слишком детальное и подробное описание, используя абсолютно ненужные детали, вплоть до цвета ботинок героя.
3. Постановка невыполнимых задач артистам. Чаще всего это связано с тем, что сценарист ставит задачу актёру сыграть, как герой что-то вспомнил (без использования флешбэков, без голоса за кадром). Задача в стиле “герой вспоминает, как сильно этот человек обидел его в детстве”. Как актёру нужно сыграть, что сценарист имеет в виду именно ту сцену, а не другую? Мы должны понимать, что артист может передать состояние, эмоцию. Артист не может передать смысловое, текстовое послание, если у него нет возможностей что-то прочитать, дополнительно сказать и пр.
Если вы увлекаетесь и даёте невыполнимые задачи артистам, подумайте сами, что именно должен сделать даже самый талантливый артист, которого вы знаете? Как именно он покажет, что именно вот этот случай он сейчас вспомнил в кадре, если мы не показываем этот случай прямо здесь в кадре (флэшбеком, флэшфорвардом и т.п.)?
4. Профдеформация писателя (излишние художественные описания локаций, героев).
“Герой посмотрел на кого-то так, словно…” И дальше пошли метафоры. Мы помним, что описание действий зритель прочитать не может. Зритель вообще не увидит сценарий. Через сценарий мы даём указания режиссёру, артистам, операторам, что мы должны получить в кадре. Сценарий — это инструкция для киношников, а художественное описание подходит для книги, когда ваше произведение взаимодействует непосредственно с читателем.
1. Нужно действовать минимумом слов. Описание должно быть максимально лаконичным. Всё в сцене должно быть информативно, а формулировки нужно максимально упрощать. Старайтесь убирать художественные описания. Конечно, где-то они могли бы передать атмосферу. Однако, если таким образом будет написан весь сценарий — те, кто будет работать над производством могут остаться недовольными работой сценариста. Ведь художественный стиль описания отвлекает. Вы можете увлечься и не дать нужных деталей, именно поэтому сейчас написание сценариев стремится, скорее, к некому стандарту. Это ни хорошо, и ни плохо, это реалии современного кинопроизводства.
Часто можно услышать:
“Раньше сценарии были, как пьесы… Или даже, как романы”.
Но чаще всего такие произведения писали сами режиссёры, и потом они всё равно перерабатывали их в режиссёрский сценарий.
Не просто так индустрия перешла именно на стандартизированное оформление. Ведь когда в индустрию приходит рынок, всё должно быть стандартизировано, чтобы при переходе от сценария к производству не потерялись важные детали. Именно поэтому, чем понятнее вы опишите то, что должно быть в кадре, тем лучше получится результат.
2. Сценарист не дает указаний режиссёру, оператору, актерам
Например, не нужно описывать крупности. Часто в сценариях можно увидеть что-то вроде: “крупный план” или “мы видим крупно глаза”. А зачем мы крупно видим глаза?
Вы рассказываете историю, описываете сцену. Может быть, режиссер решит, что тут не нужны «крупно глаза». Может быть, режиссёр вообще придумает показать эту сцену, силуэтами. Или в кадре будут только какие-то тени на стене, герои будут говорить, и вдруг сценарист говорит, что режиссеру нужно показать глаза…
Иногда автор начинает описывать очерёдность кадров: “Сначала видим крупно вот это, потом видим крупно вот то”.
Важно понимать, что управление вниманием в сцене — это не задача сценариста. Задача сценариста — описать драматургию сцены. А то, какими именно кадрами мы увидим эту сцену и в какой последовательности эти кадры будут стоять, лучше придумает режиссёр. Он будет работать с каждой сценой, будет думать, как лучше её показать. Какой-то режиссёр делает это лучше, какой-то чуть хуже, но тем не менее всё равно в этом и есть работа режиссёра.
То же касается оператора
Авторы начинают описывать “отлёты, подлёты”, съемку дроном. Не надо думать за оператора, как именно он будет снимать. От хорошего автора будут ожидать, что он уделит все внимание именно драматургии сцены.Важны состояния, действия, контекст, смыслы, сюжет. Часто, насмотревшись фильмов, особенно с интересными ракурсами и стилями съёмки, начинающему сценаристу сразу же хочется вписать их в сценарий, но все же не нужно путать работу сценариста и оператора.
То же самое касается и артистов
Мы не можем ставить актерам слишком сложные задачи: сыграть какой-то конкретный случай из жизни либо сыграть воспоминание, касающееся героя. В кадре сделать это практически невозможно. Также не нужно слишком подробно прописывать жесты, например:
“От испуга прикрывает рот рукой”
Задавая в сцене подобную физиологию, сценарист ограничивает артиста, ведь артист может придумать, что герой удивляется совсем в другой неповторимой манере. Может быть, он не закрывает рот при удивлении, а падает в обморок или делает что-то совсем другое. Это будет интересно, это будет уместно, и так вы не будете загонять актера в рамки. Это тоже работа артиста — найти, как передать, как сделать героя узнаваемым, интересным так, чтобы за ним было интересно наблюдать, чтобы он приковывал внимание своим поведением в кадре.
Отличный пример в этом плане сериал “Ход королевы”. Прописывали ли в сценарии, что главная героиня всё время кладёт руки определённым образом? Вряд ли. Это работа хорошего артиста, который сам намного интереснее придумает, как герой будет вести себя в кадре так, чтобы зрителю за этим было интересно наблюдать. То же самое касается мимики: удивлённые глаза, определённый взгляд. Лучше просто обозначить, что герой посмотрел на другого героя, и он ему явно понравился или, наоборот, он явно его раздражает. Как именно это сыграет артист — это уже вопрос к нему.
Настоящий детектив (сериал 2014-2019)
В случае с экшеном или дракой лучше всего давать описание в формате сюжетных поворотов.
Так, в сцене драки, нужно описать, кто побеждает или, кто обороняется. Кто-то из участников драки начинает проигрывать, потому что один сделал какое-то действие. Но, конечно, количество ударов, описывать не нужно (если это неважно для сценария). Сценарист должен постараться описать это драматургически.
Также стоит избегать излишних микро-действий (вроде – тянется к пистолету, один держит другого за шею, а этот держит его за ногу и т.п.). То же касается и постельных сцен. В постельной сцене опишите состояние героев: кто хочет, кто не хочет, это страсть, принуждение либо что-то другое. Физиологию подробно описывать не нужно.
Например, в пилотной серии “Кухни” мы увидели начало постельной сцены. Потом нам показали то же самое образно — на примере фруктов, ягод и всего, что можно найти на кухне. Это юмор, с одной стороны. Через него авторы показали всё, что произошло в сцене. Драматургически в этом особо не было потребности. Но ведь это была ещё и комедия. В дальнейшем это стало узнаваемой фишкой сериала — появилось узнавание. Через основную тему сериала была показана постельная сцена.
Итак. Логика в целом понятна. Вы как сценарист отвечаете за драматургию, а не за актёрское мастерство, операторскую работу или за режиссуру.
Кухня (сериал 2012-2016)
Ни в коем случае нельзя забывать про баланс
У новичков довольно часто возникает вопрос о том, есть ли оптимальное соотношение описаний, действий и диалогов в сценах и сценарии?
Однозначного ответа на эти вопросы быть не может.
Всё зависит от жанра, истории и от того, какие идеи вы планируете реализовать. Конечно, в боевике, экшен-истории будет много описаний действий (погони, драки) и мало диалогов. Безусловно, там будут отдельные реплики, но акцент всегда будет на действии. В мелодраме будет больше разговоров, переживаний и реплик. Бывают и исключения. Например, было сформировано общепринятое видение детективных сериалов, но когда вышел сериал “Настоящий детектив”,то он сломал установившийся шаблон. В этом детективе главное — не расследование. Безусловно, расследование присутствует, но в этом сериале больше работают диалоги главных героев — то, что они рассказывают.
Важно понимать, что правила можно нарушать, если вы понимаете, зачем это делаете, почему вы решили их нарушить, что именно вам это даёт.
Можно нарушить правила и получить свежий интересный формат, но можно сделать это, оставаясь и в рамках референсов, в рамах своего жанра и тоже получить интересную историю. В этом плане у каждого свой путь.
Стоит обратить внимание на детали:
▪ При первом появлении героя нужно указать его внешний вид/образ и возраст. Причём не нужно писать “от 18 до 25 лет” или “40-60 лет”, лучше задать конкретный возраст: например, 43 или 16. Не ваша проблема, какой конкретно игровой возраст будет у артиста в кадре. Это абсолютно рабочий момент. Ваша задача — указать конкретный возраст, под который будут искать артиста (возможно даже немножко его “подгонять”).
▪Опишите образ персонажа. Если вы пытаетесь подчеркнуть творческую составляющую его характера — опишите, что вы хотите получить на выходе. Не забывайте, что между написанием сценария и съёмками проходит определённое количество времени. Допустим, вы хотите показать модного персонажа. Но через год, когда начнутся съёмки, модными будут уже совсем другие аксессуары и предметы.
▪Оказываясь в новой локации — опишите ее особенности (если они, конечно, есть). При стандартных локациях вроде торгового центра или аптеки не нужно подробно описывать, какие там стоят стеллажи, как они расположены. В данном случае нужно просто обозначить локацию и дальше указать, что и как делают герои.
▪Старайтесь заканчивать сцену описанием действия, а не репликой. Когда на съемочной площадке сцена заканчивается репликой артисты не знают, что и как сделать. Лучше всегда начинать и заканчивать сцену действием.
▪ Помните, что по хронометражу действия всегда объёмнее реплик. 1-2 строчки действия будут занимать гораздо больше экранного времени, чем 1-2 строчки диалога. Проговорить реплику и показать действие — совершенно разные вещи. В 2 строчки сценария можно уместить долгое перемещение в кадре одного героя или нескольких персонажей. Поэтому, если вы не следите за хронометражем, можете сбиться и не рассчитать. Вроде бы у вас сценарий на 90 страниц, и вам кажется, что он укладывается примерно в 1,5 часа экранного времени. А фактически это будет 3-4 часа, потому что в сценарии очень много действий, в кадре всё время что-то происходит, много перемещений, событий, которые занимают довольно много времени в кадре.
- Итоги:
Через действие можно дать не меньше информации, чем через диалоги. В целом, зрителю интереснее догадываться о чем-то, нежели слышать прямые ответы на вопросы. Плюс всегда очень хорошо работает контраст, когда герои говорят одно, но визуально мы видим, что они обманывают, имеют в виду что-то противоположное другое. Поэтому мы всегда думает над решением сцены: чем герой занимается в кадре, что происходит в сцене, чем она заканчивается, как именно мы передаём внутренние конфликты и переживания героя.
Описание должно быть лаконичным (без литературы, без излишних указаний режиссёру, оператору, актёрам, художникам-постановщикам).
Помним, что у истории каждого жанра может быть свой баланс соотношения описания и диалогов. В первую очередь, сценарист отвечает за драматургию, сюжетные повороты, с одной стороны, не уходя в детали, с другой — оставляя возможность творить другим участникам съемочного процесса.
Как грамотно описывать действия в сценарии мы подробно рассказываем на наших курсах — записывайтесь на Базовый курс, скоро старт >>>>