АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА
на тему:
Планирование семейного бюджета
Кольчугино
2018
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ |
3 |
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАНЯТИЯ |
5 |
2. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАНЯТИЯ |
7 |
3. МЕТОДИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАНЯТИЯ |
10 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ |
11 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ДОКУМЕНТОВ И ИСТОЧНИКОВ |
12 |
ПРИЛОЖЕНИЯ |
13 |
ВВЕДЕНИЕ
Перед образовательными учреждениями государство поставило цель подготовить выпускников к успешному вхождению во взрослую жизнь. Одной из составляющих успеха является возможность грамотного и эффективного использования своих доходов, правильного составления своего бюджета, иметь в своём багаже знания, позволяющие тщательно продумать покупки и делать сбережения для достижения своих целей. Особенно эти навыки актуальны после создания семьи, когда человек способен нести ответственность не только за своё будущее, но и за успешное будущее других людей в этой семье.
Бюджет — важная составляющая благополучия в семейной жизни. Именно он диктует стиль жизни семьи, определяет возможность тех или иных трат. Семейный бюджет предусматривает наличие определенных доходов и расходов. Семейная экономика, предусматривает грамотное их соотношение.
Вопрос о распределении денежных средств незамедлительно встает перед молодой семьей практически сразу после ее создания. И, к сожалению, ни одна семья не застрахована от финансовых ошибок.
Основная цель данной методической разработки заключается в воспитании грамотного финансового мышления и культуры обращения с деньгами при составлении семейного бюджета. Создать ситуацию, при которой полученные знания помогут избежать финансовых ошибок и донести необходимость в получении большей информации по заданной теме.
Форма проведения занятия – внеурочное занятие с элементами квест-игры, основной дидактической целью которой является формирование понятий в интеллектуальной и практической деятельности учащихся.
Актуальность темы заключается в том, что в настоящее время проблема изучения формирования и расходования семейного бюджета становится особенно актуальной, так как семейный бюджет является неотъемлемой частью бюджета государства. Он является основой благосостояния всего государства и отражает уровень развития экономики.
Практической значимостью данной темы является то, что ее можно использовать как на внеклассных мероприятиях, так и в других формах обучения, а также актуален для практического применения в жизни. Данный учебный проект рассчитан на детей, обучающихся в 4 классе общеобразовательной школы.
Название предмета: внеурочное занятие по финансовой грамотности
Вид деятельности учащихся: внеурочная
Количество занятий по теме/ порядковый номер в теме: 3 / 2
Тип занятия: комбинированный
Формы проведения: занятие с элементами практикума и игры
Оборудование и/ или характеристика образовательной среды: проектор, компьютер, экран, индивидуальная карта путешествия, сводная таблица, карточки для выполнения заданий.
Учебно-методическое обеспечение:
Литература:
1. Гловели Г.Д. Финансовая грамотность: Материалы для учащихся (4 класс). — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
2. Федин С.Н. Финансовая грамотность: Материалы для учащихся (2–3 класс). — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
Интернет-источники
1. Cайт журнала «Семейный бюджет» http://www.7budget.ru;
2. Журнал «Работа и зарплата» — http://zarplata-i-rabota.ru/zhurnalrabota-i-zarplata;
3. Портал «Профориентир» «Мир профессий» – http://www.clskuntsevo.ru/portal_proforientir/mir_professii_news_prof.php;
4. Сайт «Все о пособиях» — http://subsidii.net/
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАНЯТИЯ
Тема: «Планирование семейного бюджета»
Цель занятия:
Формирование у воспитанников финансового мышления и умения рационального использования денежных средств из доходов получаемой семьёй.
Задачи занятия:
– Повторить и обобщить полученные ранее теоретические знания о доходных и расходных частях семейного бюджета.
– Развивать умение рационально мыслить при планировании семейного бюджета и предстоящих статей необходимых расходов.
– Воспитывать бережное отношение к поступающей в семейный бюджет денежным средствам.
– Развивать познавательный интерес и способность критического мышления.
– Формировать умения слышать мнение на проблему других заинтересованных лиц , а так же заинтересованность в коллективном обсуждении рациональности затрат и принятие разумного решения.
Предметные образовательные результаты:
Составлять и распределять бюджет семьи.
Метапредметные образовательные результаты:
Уметь правильно распределять и вычислять денежные суммы. Грамотно формулировать свои доводы в диалогах.
Познавательные:
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
Личностные:
– осознание себя, как членом семьи, так и членом общества;
– понимание необходимости решения экономических вопросов, возникающих у человека и семьи;
– овладение начальными навыками адаптации в мире финансов
-сопоставление доходов и расходов, планирование собственного бюджета;
-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
Регулятивные:
– понимание цели своих действий;
– оценка верности выполнения действий;
– проявление творческой и познавательной активности.
Коммуникативные:
– аргументировано выражать свои мысли и идеи;
– взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, учитывать точку зрения, отличающуюся от собственной, при принятии решения;
– развивать умение работать в группе;
– приходить к общему решению в совместной деятельности.
Описание учебного процесса
Этап |
Продолжительность |
Действия учащихся при выполнении заданий или типы заданий для учащихся |
Действия педагогов при выполнении заданий |
|
3мин |
Внимательно слушают педагога. Отвечают на вопросы. |
Актуализация знаний. Обозначение проблемы. |
II. Основной |
30 мин |
Внимательно слушают педагога. Делятся на группы. Знакомятся с маршрутными листами. Выполняют задания. |
Постановка целей и задач. Знакомство с правилами игры. Раздача маршрутных листов, организация работы групп, контроль за прохождением станций. |
III. Рефлексия |
7 мин |
Учащиеся отвечают на вопросы, делают выводы, находят решение проблемы. |
Подводит итоги. |
Этап |
Метод |
Типы заданий контрольно-измерительных процедур |
I. Организационный момент. |
Проблемная ситуация |
Постановка проблемных вопросов. |
II. Основной |
словесный, наглядный, мозговой штурм, работа в группах |
Ответы на вопросы, работа с индивидуальными картами путешествий, экономическая игра. |
III. Рефлексия |
Подведение итогов |
Обмен впечатлениями. Объективная самооценка. |
МЕТОДИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАНЯТИЯ
Перечень методик (технологий, методических приемов), рекомендуемых к использованию на занятии
– словесные (беседа);
– наглядные (индивидуальная карта путешествия групп, сводная таблица);
– работа учащихся в группах (решение практических задач, ответы на вопросы);
– критическое мышление, частично- поисковый (совместная деятельность по усвоению новой темы);
– игровой.
Методика оценки педагогической эффективности занятия:
- Подведение итогов.
Все группы собираются вместе. Оценка спланированного бюджета каждой группы.
- Рефлексия: обмен впечатлениями от игры. Самооценка своих знаний и возможностей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Семейный бюджет – это финансовый план, который суммирует доходы, и расходы семьи за определенный период времени. Для того чтобы эффективно использовать свои доходы, семья должна правильно составить свой бюджет, тщательно продумать покупки и делать сбережения для достижения своих целей. Так же семейный бюджет одно из слагаемых благополучия семейной жизни. Каждому из нас знакома ситуация, когда возникает желание приобрести ту или иную понравившуюся вещь, и как часто огорчаемся, когда выясняется, что в данный момент эта покупка оказывается не запланированной и её стоимость не может быть покрыта семейным бюджетом. В настоящее время проблема расходования семейного бюджета стала очень актуальной, т.к. она является ещё и неотъемлемой частью государственного бюджета. Он является основой благосостояния всего государства и отражает уровень развития экономики. В семейной экономике необходимо грамотно соотносить доходы и расходы. А чтобы грамотно использовать свои доходы семья должна правильно составить свой бюджет, продумать все затраты и покупки, умело применяя все полученные знания в финансовой сфере.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ДОКУМЕНТОВ И ИСТОЧНИКОВ
- Горяев А.,Чумаченко В. Финансовая грамота для школьников. — Российская экономическая школа, 2010.
- Как вести семейный бюджет: учеб. пособие / Н.Н. Думная, О.А. Рябова, О.В. Карамова; под ред. Н.Н. Думной. — М.: Интеллект-Центр, 2010.
Интернет-ресурсы
- Журнал «Экономика в школе» с вкладкой «Школьный экономический журнал» и финансовым приложением — http://ecschool.hse.ru
- Сайт «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» — http://festival.1september.ru/
- Cайт журнала «Семейный бюджет» — http://www.7budget.ru
- «Достаток.ру» — сайт по основам финансовой грамотности http://www.dostatok.ru
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение № 1.
Сценарий занятия на тему: «Планирование семейного бюджета»
Цель занятия:
Способствовать формированию у воспитанников навыков планирования семейного бюджета на основе моделирования различных ситуаций.
Задачи:
• закрепить при помощи игровых ситуаций полученные ранее знания о семейном бюджете;
• формировать навыки работы в группах, обучить принятию коллективных решений в процессе обсуждения проблемы;
• развивать умение разбираться в потребностях предполагаемой семьи, определить виды расходов и доходов;
• воспитывать бережное отношение к деньгам.
Вид: квест – игра по станциям
Ход занятия:
I. Организационный момент (педагог)
-Добрый день, дорогие друзья. Мы снова вместе. Посмотрите, пожалуйста, на соседей справа и слева, настройтесь на работу и начнем наше необычное занятие.
На уроке окружающего мира мы уже узнали, что такое деньги, как они появились, для чего нужны, а также, что такое бюджет страны и отдельно взятой семьи. Мы познакомились с экономикой ведения домашнего хозяйства и узнали, что в семье планируются доходы и расходы, запомнили основные понятия, которые нам сегодня пригодятся.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ (смотрим, озвучивает и комментирует педагог)
-Тема нашего занятие так и называется «Планирование семейного бюджета». Давайте в игровой форме попробуем научиться планировать семейный бюджет. Научившись рационально составлять семейный бюджет, вы в дальнейшем сможете применять свои навыки в ведении домашнего хозяйства при планировании доходов и расходов.
-Правильно распределять семейный бюджет нам поможет
квест-игра
Игра по станциям
Участниками игры являются обучающиеся 4 классов, из которых формируются 4 команды. Каждая команда – это семья (бабушка, дедушка, мама, папа, 3-4 ребенка),группы получают карточку семьи с заданными параметрами. Смотри приложение №2
– На каждой станции вас будет встречать тьютер, который объяснит вам задания, оценит ваши результаты. Учитель направляет и контролирует процесс.
(Игре предшествует подготовительный этап, в процессе которого обучающиеся дома у родителей выясняют, каковы обязательные расходы в семье, как планируется семейный бюджет, из чего складываются доходы семьи .)
Послушайте правила игры.(стихотворение рассказывают дети, заранее подготовленные учителем)
1.Сядем за стол
Дружной семьёй,
Думать, как тратить
Бюджет наш родной.
2.Каждый имеет
Слово в ответ,
Но с уважением,
Ведь тратим бюджет.
- «Но не спешите»,-
Отец нам сказал,
«Будем засчитывать
Мысли как балл.
4.Если нас больше
Придет к мысли той,
То приведёт нас
К победе лихой.
5.Надо подумать
И в большинстве,
Примем решение
В этой игре» .
6.Деньги потратить,
Не слово сказать.
Надо ребята
Финансы считать!
II. Основная часть
– Приступаем к игре.
Каждая команда получает карту путешествий (учитель даёт старт к началу игры)
Станция № 1 «ОТВЕЧАЛКИ»
Всем командам предлагается устно ответить на ряд вопросов, за каждый правильный ответ начисляется по 1 баллу.
Смотри приложение №2
Станция № 2 «ОБЪЯСНЯЛКИ»
Командам необходимо составить пословицы и поговорки
(найти к предложенному началу концовку)
Пословицы:
- Не было ни гроша – да вдруг алтын
- Восьми гривен до рубля не хватает
- Пожалел алтын – потерял полтину
- Три денежки в день – куда хочешь, туда и день
- Лучше на гривенник убытку, чем на алтын стыда
- Сделал на пятак, а испортил на гривенник
Станция №3 «УГАДАЛКИ»
Сопоставить старинное название денег с современным
значением
Старинное название денег |
Современное значение |
алтын |
3 копейки |
грош |
2 копейки |
гривна (гривенник) |
10 копеек |
полтина |
50 копеек |
денежка |
12копейки |
пятак |
5 копеек |
Станция № 4 «ПОКУПАЛКИ»
Обучающимся необходимо выбрать основные виды продуктов для продовольственной корзины «семьи» на месяц из предложенных. При выборе продуктов, необходимо учитывать условия именно виртуальной семьи, роль которой они играют. Также участникам необходимо сделать запись в расходах в таблице «бюджет семьи». Свой выбор игроки должны обосновать.
Смотри приложение №2
Станция № 5 «Поедалки»
Командам-участникам предлагается выбрать карточки, на обратной стороне которых изображен набор продуктов. Задача команде – составить бюджетное меню на 3 дня (завтрак, обед и ужин) используя различные варианты блюд из предложенных продуктов. Условие – варианты блюд не должны повторяться. Используя данные «потребительской корзины» рассчитать стоимость трехдневного меню.
Смотри приложение №2
Станция №6 «ПОЗДРАВЛЯЛКИ»
Участникам игры предлагается выбрать наиболее приемлемый для их «семьи» вариант подготовки дня рождения одного из члена «семьи» с учетом размера их дохода и количества 15 – 20 человек. Ответ необходимо обосновать и сделать запись в расходах в таблице «бюджет семьи».
III. Подведение итогов. Рефлексия ( учащиеся, подготовленные заранее учителем, читают стихи) Смотри приложение №2
1.Как хорошо
Когда расход,
Не превышает
Наш доход.
2.Остатком средств
Мы очень рады.
За всё получим
Мы награды.
3.В игре учили
Рассчитать,
Как тратить деньги
И считать.
4.Теперь бюджет
Удача ждёт.
Он нам
Победу принесёт.
-(Учитель) Какое богатство мы приобрели сегодня? (Знания)
-Давайте поместим их в наш банк, Банк Знаний.
(Дети помещают в Банк Знаний смайлы по своему выбору)
Смотри приложение №2
Приложение 2
Станция №1 «ОТВЕЧАЛКИ»
1. Что такое бюджет?
2. Что такое доход?
3. Что такое деньги?
4. Назовите денежные единицы трех разных стран.
5. Что такое расходы?
6. Что такое семейный бюджет?
Станция №2 «ОБЪЯСНЯЛКИ»
Не было ни гроша |
до рубля не хватает |
Три денежки в день |
– потерял полтину |
Восьми гривен |
– куда хочешь, туда и день |
Сделал на пятак, |
чем на алтын стыда |
Пожалел алтын |
а испортил на гривенник |
Лучше на гривенник убытку, |
– да вдруг алтын |
Станция №3 «УГАДАЛКИ»
алтын |
50 копеек |
грош |
2 копейки |
гривна (гривенник) |
5 копеек3 |
полтина |
12копейки |
денежка |
10 копеек |
пятак |
копейки |
Станция «ПОКУПАЛКИ»
Продовольственная корзина
№ |
Наименование продуктов |
Стоимость |
Стоимость продуктов (на месяц) |
1 |
хлеб |
от 10 руб |
|
2 |
сахар |
от 30 руб / кг |
|
3 |
минеральная вода |
от 12 руб |
|
4 |
масло сливочное |
от 100 р/кг |
|
5 |
кукурузные хлопья |
35 руб |
|
6 |
масло растительное |
от 40 руб |
|
7 |
рыба |
от 100 руб |
|
8 |
кальмар сушеный |
от 50 руб |
|
9 |
газированные напитки |
от 15 руб |
|
10 |
молоко |
от 30 руб |
|
11 |
яйцо |
от 50 руб |
|
12 |
майонез |
от 15 руб |
|
13 |
картофель |
от 17 руб/кг |
|
14 |
овощи (морковь, лук, свекла, капуста и др) |
от 30 руб/кг |
|
15 |
сухофрукты |
от 100 руб |
|
16 |
соль |
от 9 руб |
|
17 |
кондитерские изделия |
от 20 руб |
|
18 |
сельдь иваси |
от 100 руб |
|
19 |
маринады |
от 50 руб |
|
20 |
сало копченое |
от 100 руб |
|
21 |
орешки соленые |
от 40 руб |
|
22 |
конфеты |
от 20 руб |
|
23 |
чипсы |
от 30 руб |
|
24 |
мясо |
от 200 руб |
Станция «ПОЕДАЛКИ»
Карточка № 1
Карточка № 2
Карточка № 3
Карточка № 4
Рефлексия
Было интересно
Было трудно
Меня удивило
Я научился
Меня удивило
Мне захотелось
Карточка семьи
Семья _________________________________
СОСТАВ СЕМЬИ: мама, папа, бабушка, 3 детей (школьник, школьник, ребёнок д/сада)
ДОХОДЫ СЕМЬИ:
Заработная плата папы: 30 000 рублей
Заработная плата мамы: 18 000 рублей
Пенсия бабушки: 12 000 рублей
Зарплата дедушки: 20000 рублей
Маршрутный лист
Семья______________________________
№ |
Название станции |
Тьютер |
Баллы |
1 |
«Отвечалки» |
||
2 |
«Объяснялки» |
||
3 |
«Угадалки» |
||
4 |
«Покупалки» |
||
5 |
«Поедалки» |
||
6 |
«Поздравлялки» |
1
«Как правильно планировать семейный бюджет»
Конспект урока по финансовой грамотности в 4 «б» классе. Учитель: Смолина Н.А.
Тема: «Как правильно планировать семейный бюджет»
Цель занятия:
Формирование у учащихся финансового мышления и умения рационального использования денежных средств из доходов получаемой семьёй.
Задачи занятия:
– Повторить и обобщить полученные ранее теоретические знания о доходных и расходных частях семейного бюджета.
– Развивать умение рационально мыслить при планировании семейного бюджета и предстоящих статей необходимых расходов.
– Воспитывать бережное отношение к поступающей в семейный бюджет денежным средствам.
– Развивать познавательный интерес и способность критического мышления.
– Формировать умения слышать мнение на проблему других заинтересованных лиц , а так же заинтересованность в коллективном обсуждении рациональности затрат и принятие разумного решения.
Предметные образовательные результаты:
Составлять и распределять бюджет семьи.
Метапредметные образовательные результаты:
Уметь правильно распределять и вычислять денежные суммы. Грамотно формулировать свои доводы в диалогах.
Познавательные:
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
Личностные:
– осознание себя, как членом семьи, так и членом общества;
– понимание необходимости решения экономических вопросов, возникающих у человека и семьи;
– овладение начальными навыками адаптации в мире финансов
-сопоставление доходов и расходов, планирование собственного бюджета;
-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
Регулятивные:
– понимание цели своих действий;
– оценка верности выполнения действий;
– проявление творческой и познавательной активности.
Коммуникативные:
– аргументировано выражать свои мысли и идеи;
– взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, учитывать точку зрения, отличающуюся от собственной, при принятии решения;
– развивать умение работать в группе;
– приходить к общему решению в совместной деятельности.
Оборудование: карточки – схемы, карточки с новыми словами, раздаточный материал (список товаров, список советов для экономии), тесты, листы для самооценки, презентация, таблички с фамилиями «семей», калькуляторы.
Ход урока
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Организационный момент. |
Эмоциональный и организационный настрой учащихся. – Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжим разговор о семье и ее жизни. – Определите свое настроение на начало занятия. (Приложение 1.) |
Рисунки выставлены на мини магнитные доски. |
Актуализация знаний. |
Актуализация знаний детей о государственном бюджете и основных экономических понятиях. – Что такое государственный бюджет? – Что обозначает выражение «денежная сумка»? – Как называются деньги, которые в нее кладут? – Как называются деньги, уходящие из государственного бюджета? – Что составляет доходы государства? На доске схема: Государственный бюджет Доходы Расходы Образование Здравоохранение Армия Милиция Наука Культура Охрана природы Пенсии Стипендии Пособия для детей |
– План доходов и расходов государства. – Бюджет. – Доходы. – Расходы. – Налоги граждан и организаций. |
Постановка проблемы. |
– А может ли быть другой бюджет, кроме государственного? – Как называются люди, которые живут вместе и ведут общее хозяйство? – Может ли у семьи быть свой бюджет? – Вы уже знаете, из чего складывается государственный бюджет, а как вы думаете, из чего складывается семейный бюджет? – Какая же будет сегодня тема урока? |
Выяснить из чего складывается семейный бюджет. Дать понятие новым терминам. Определить приоритеты семейных расходов. Варианты детей. – Семья. -Да. – Из доходов и расходов. – Семейный бюджет. |
«Открытие» детьми нового знания. |
-На занятии у нас сегодня 4 группы – 4 семьи. В каждой группе по 5 человек. – Выберите фамилию своей семье. – Какие доходы могут поступать в семейный бюджет? на доске схема: Семейный бюджет Доходы Расходы – Так что такое доход семьи? Практическая работа в группах. – У вас, у каждой семьи, есть список товаров и услуг. Выберете то, на что потратите свой месячный бюджет. (Приложение 2.) – Выслушаем, что у вас получилось. – Как вы думаете, что должно стоять на первом месте в этом списке? – Добропорядочные граждане в первую очередь должны оплатить все налоги, платежи. – А теперь переверните листочки и подсчитайте, какая сумма расходов у вас получилась. – Что получилось? Однако бюджет вашей семьи в месяц составляет 100 рублей. Сумели ли вы уложиться в эту сумму? |
– Заработная плата – родители. Пенсия – дедушки и бабушки. Стипендия – студенты. Пособие – на ребенка. Гонорар – авторское вознаграждение. – Сумма, заработанная членами семьи за месяц. Работают в группах. Заслушиваем представителей каждой группы. Предположения детей. Ученики подсчитывают сумму. |
Физкультминутка Игра “Сигнальщики” |
Поднять зелёную карточку, когда будет называться статья дохода семьи, красную- статья расходов. Сбор грибов, ягод и продажа на рынке. Оплата коммунальных платежей. Поездка в больницу к врачу. Зарплата папы. Выигрыш в лотерею Проценты по сберегательным вкладам. Покупка костюма для мамы Покупка новой книги. Продажа картофеля со своего огорода. Поездка на пикник. Премия маме за хорошую работу. Посещения бассейна. Детское пособие. Покупка продуктов питания. Поход в кинотеатр. Оформление подписки. Получение наследства. Продажа молока Источник дохода семьи, получаемого человеком за работу. Денежное пособие, получаемое человеком от государства при потери трудоспособности. Деньги, полученные от продажи фруктов с садового участка. Сумма денег, которую тратит семья. Денежная помощь, оказываемая семье государством. Денежное пособие, выдаваемое студентам. |
Ученики выполняют задание, поднимают нужную карточку. |
Первичное закрепление. |
Определить лучшую формулу семейного бюджета, учиться экономить. – Как могут распределиться доходы и расходы? – Какая формула будет лучшей? – В вашем семейном бюджете образовался дефицит или экономия? Выясним значение этих слов. Найдите на карточках – подсказках, что такое дефицит. (Приложение 3.) Что в этом случае надо делать? – На чем можно сэкономить? – Как вы думаете, жадный и экономный – это одно и то же? – Все мы должны помнить, что семейная экономика – это правильное ведение семейного хозяйства. |
– Доходы = расходы Доходы > расходы Доходы < расходы – Та, в которой доходы больше, чем расходы. – Если дефицит – нужно на чем-то экономить, если экономия – можно отложить сбережения. – На сладостях и излишествах в еде. – На транспорте (пользоваться проездным). – На коммунальных услугах (экономия электричества). – На одежде и обуви (если беречь, то продлиться срок службы). Выслушиваем предположения. В случае затруднения обращаемся к карточкам-подсказкам. |
Самостоятельная работа в группах. |
– У нас с вами уже есть небольшой опыт составления бюджета. Вместе мы выяснили, что является основными источниками доходов и расходов семейного бюджета. Могут ли в семье появиться незапланированные доходы? – А непредвиденные расходы? – Какие советы для экономии семейного бюджета вы бы предложили? – Замечательные ваши советы. Но как вы думаете, что нужно, для того, чтобы доходы семейного бюджета были больше, чем расходы? – Совершенно верно. -Вспомните пословицы о труде. Составление пословиц (работа в группах: у каждой группы – карточки с частями пословиц) Нелегко деньги нажить, а легко прожить. Береги денежку на чёрный день. Копейка рубль бережёт. Кто долго спит, тот денег не скопит. Береги хлеб для еды, а деньги для беды. Не клади все деньги в один карман. Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей. «Малое дело лучше большого безделья». «Что посеешь, то и пожнёшь» Без труда – не выловишь и рыбку из пруда. Кто любит труд, того люди чтут. Труд человека кормит, а лень портит. |
Применение знаний на практике: составление рекомендаций для экономии семейного бюджета. – Лотерея, премия, наследство. -Болезнь, несчастье. Работая в группах, дети составляют советы и рекомендации. В случае затруднения предлагаю воспользоваться готовым списком и выбрать из предложенных вариантов верные утверждения. (Приложение 4) Нужно много трудиться. |
Обобщение |
– Сейчас вам предстоит в группе решить тест. (Приложение 5) Выпишите буквы, выбранных вариантов ответов. Какое слово у вас получилось? – Абсолютно верно! Молодцы! – Ребята, на наш электронный адрес пришло сообщение «Прошу помочь!» Срочно нужна помощь маленькой девочке на дорогостоящую операцию. Талантливому скрипачу на покупку скрипки. Врачу-ветеринару для открытия приюта для бездомных собак. Спортсменам лыжникам для поездки на соревнования. – Обсудите в своей « семье», согласны ли вы помочь кому-нибудь из нуждающихся и прокомментируйте свой выбор. – Да, мы должны помогать друг другу. Я рада, что вы так поступили. Сегодня ты помог, завтра помогут тебе. Ведь не все измеряется деньгами. Главное: Больше работаешь – лучше живешь, Лучше живешь – больше людям даешь, Старым и малым, и тем, кто в нужде. А будет нужно – помогут тебе. Помни, мой друг, – в делах не зевай, Прибыль свою и страны умножай. Прибыль – трудам и уменью награда. Как получить ее? Думать тут надо. Сложно? Не просто! Но ты уж прости, В жизни у нас нет другого пути. |
Обобщить полученные знания в ходе решения теста. В группах выполняют тест. – Бюджет. Выполняют задание в группах, слушаем представителей от групп. |
Итог урока. Рефлексия и самооценка. |
Рефлексия. – Зажмите руку в кулак и Кому было интересно – разогните мизинец, Кто считает, что знания пригодятся в жизни – безымянный, Кто хорошо потрудился – средний, Кто помогал работе в группах – указательный, Кому урок понравился – большой. – Всем спасибо за работу на уроке! 2). Самооценка своей деятельности. Оценка настроения в конце занятия. |
Дети выполняют задания. Ученики высказывают свое мнение . |
Приложение 1.
Лист оценивания настроения в начале и конце урока
Моё настроение |
|||
В начале |
|||
|
|
|
|
В конце |
Приложение 2.
Список товаров и услуг |
||
Товар или услуга |
Цена, руб. |
Ваш выбор |
Лекарства |
5 |
|
Продукты |
50 |
|
Одежда |
10 |
|
Обувь |
10 |
|
Бытовая химия |
4 |
|
Транспорт |
10 |
|
Велосипед |
15 |
|
Музыкальная (спортивная) школа |
10 |
|
Книги |
5 |
|
Компьютер |
40 |
|
Игрушки |
5 |
|
Платежи и налоги |
30 |
|
Диски с мультфильмами |
6 |
|
Посещение цирка |
6 |
|
Посещение боулинга |
7 |
|
Туристическая поездка |
80 |
|
Поход в кино |
4 |
|
Мороженое, конфеты |
5 |
|
Фрукты |
8 |
Сумма расходов
Приложение 3.
Дефицит – превышение расходов бюджета над доходами. |
Экономия – бережливое ведение хозяйства. |
Жа́дный – стремящийся получить побольше, не желающий делиться тем, что имеет. |
Экономный – бережливо расходующий что-нибудь, соблюдающий экономию. |
Приложение 4.
Советы по экономии семейного бюджета |
|
Совет |
Ваш выбор |
Планируйте семейный бюджет исходя из доходов. |
|
Уходя из дома, выключайте свет. |
|
Просите у родителей новую игрушку к каждому празднику. |
|
Бережно относитесь к своим вещам. |
|
Чаще пользуйтесь услугами такси. |
|
Сходил в магазин – оставь сдачу себе. |
|
Чаще разговаривайте с друзьями по сотовому телефону. |
Приложение 5.
Тест |
|
Вопросы |
Варианты ответов |
1. Из чего складывается семейный бюджет? |
А) из заработной платы, пенсии, стипендии. Б) из доходов и расходов. В) из денег. |
2. Деньги, которые поступают в бюджет семьи это: |
Я) расходы Е) проценты Ю) доходы |
3. Авторское вознаграждение это: |
Б) зарплата Г) налог Д) гонорар |
4. Деньги, которые тратятся из бюджета семьи это: |
Ш) доходы Ж) расходы Х) прибыль |
5. Лучшим бюджетом считается тот, в котором: |
Е) доходы больше расходов И) доходы равны расходам А) доходы меньше расходов |
6. Зарплата, пенсия, стипендия – это разные виды: |
Т) доходов П) расходов К) гонорара |
Доходы = расходы
Доходы > расходы
Доходы < расходы
13
Опубликовано 22.08.19 в 09:36
Размер файла: 110.5 Кбайт
Комментарии (1)
Россиева Антонина Владимировна, 22.08.19 в 10:16
0Ответить Пожаловаться
Эта тема – одна из любимых моих тем по окружающему миру: вот уж где есть возможность “развернуться” (я про формы, методы и прочее). И вам удалось реализовать этот потенциал “развернутости”. Поздравляю, очень интересный урок)
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.
План урока:
Почему не все родители учат детей планировать бюджет?
Как лучше распределять семейный бюджет?
Правила составления семейного бюджета
Какие ошибки возникают у семьи при планировании бюджета
Почему не все родители учат детей планировать бюджет?
Представим такую ситуацию. На кассе магазина мама с подростком расплачивается за товар. Ребенок очень хочет, чтобы мама купила ему новую игрушку по мотивам популярного фильма. Мама отказывается, ребенок обижается на маму — почему не купила, ведь у всех его одноклассников есть такая. Наверное, мама его не любит, раз не хочет покупать игрушку. Или мама не просто отказывает подростку в покупке, а ужасно стесняясь, говорит, что у семьи сейчас нет денег. «Как нет, когда папа на этой неделе получил зарплату» — продолжает диалог подросток. Переговоры мамы и сына заходят в тупик. Такая проблема возникает, потому что многие родители не рассказывают детям о том, сколько они зарабатывают, на что уходят деньги, сколько средств семья может потратить на развлечения.
В 2020 году Аналитический Центр НАФИ провел опрос среди 1 600 россиян о том, ведут ли они учет своих доходов и расходов. Голоса разделились практически поровну:
51 % ответили — «да», 49 % — «нет». Следующий вопрос касался способа учета доходов и расходов. Вот, как отвечали люди:
Из тех, кто ответил утвердительно, только 12 % опрошенных фиксирует бюджет[1] на бумаге, 7 % ведет учет в электронном виде, и 32 % респондентов «держат бюджет в уме». Результаты исследования говорят о том, что составление бюджета пока непопулярно у россиян, ведь только 19 % опрошенных планируют, на что потратить деньги. Показательно, что учет денежных средств ведут в основном молодые люди от 18 до 24 лет и пожилые.
Не все родители умеют планировать семейный бюджет, поэтому не могут научить этому своих детей. Некоторые семьи не хотят нагружать ребенка семейной бухгалтерией и денежными проблемами, считая, что тот еще маленький. Другие боятся, что раннее приобщение подростка к миру финансов — превратить деньги в жизненный приоритет ребенка, вытеснив другие ценности.
Без привычки считать деньги и грамотно управлять финансами семье приходится трудно. Чтобы приобретать крупные покупки не в кредит, накапливать сбережения, отказаться от ненужных трат, понимать ценность вещей — подросток должен знать, как происходит построение семейного бюджета.
Как лучше распределять семейный бюджет?
Бюджет — это план расходов и доходов за определенный промежуток времени. К доходам семьи относятся:
- Зарплата;
- Пенсии и пособия;
- Доходы от использования собственности, например сдача в аренду квартиры;
- Банковские вклады;
- Дивиденды.
Доходы бывают номинальные — деньги, которые семья заработала за определенное время, и реальные — количество товаров и услуг, что семья может приобрести на заработанные деньги. Реальные доходы учитывают темпы роста цен.
Все расходы семьи можно разделить на 4 группы:
Задание №1. Алексей хочет за 3 года накопить деньги на машину, которая стоит 1 млн. 200 тыс. рублей. Алексей ежемесячно зарабатывает 80 000 рублей, а также имеет первоначальные накопления в размере 100 000 рублей. Определи, какую сумму Алексей сможет откладывать ежемесячно и получится ли у него накопить на свою мечту.
Ответ в конце урока.
У каждой семьи свои потребности и интересы, поэтому не существует однозначного ответа на вопрос: «Какой семейный бюджет лучше?». Экономисты предлагают разные способы планирования расходов, рассмотрим некоторые из них:
Способ 50—30—20
Нужно сложить все семейные доходы: зарплату родителей, доходы от использования собственности, проценты по депозитам (если такие имеются) и поделить на 3 части.
- 50 % средств уйдет на оплату коммунальных услуг, покупку одежды и продуктов, проезд в общественном транспорте и другие насущные нужды.
- 30% от общих доходов семья может пустить на развлечения и незапланированные траты.
- Оставшиеся 20 % необходимо положить на счет в банке или инвестировать.
Способ 80—20
Это правило называется еще «Принцип Парето» в честь итальянского социолога и экономиста Вильфредо Парето.
Суть принципа: если приложить 20 % усилий, то человек может достичь 80 % результата, а если применить 80 % усилий, то человек получит только 20 % результата.
Например, после прочтения 2-3 книг информация усвоиться лучше и принесет больше пользы, чем после 10.
В экономике семьи этот принцип применяется так:
- 80 % средств, составляющих семейный бюджет, можно потратить на покупку всего необходимого.
- 20 % отложить в резервный фонд.
Способ 60—10—10—10—10
Все доходы семейного бюджета нужно поделить на 5 частей:
- 60 % денег семья тратит на обязательные расходы;
- На развлечения и совместный досуг семья расходует 10 % от ежемесячного дохода;
- Еще 10 % нужно отложить для формирования накоплений.
- 10 % уходят на выплаты по кредитам и на долгосрочные покупки.
- На нерегулярные траты уйдет еще 10 %. Это мелкие покупки бытовых принадлежностей, канцелярии и непредвиденные расходы.
Метод 4 конвертов
Некоторым семьям проще планировать расходы по неделям. Для этого нужно разделить доход семьи на 4 конверта — в каждый положить то количество денег, которое домохозяйство планирует потратить за неделю. На конверте нужно подписать, на что потратятся деньги. 3 конверта запечатываются, а 4 семья пользуется на текущей неделе. Если через 7 дней в первом конверте остаются деньги, их можно добавить к бюджету второй недели. Деньги, которые удалось сэкономить в конце месяца, откладываются в резерв.
Метод 6 кувшинов
Этот способ помогает семье распределять деньги на насущные потребности и накапливать сбережения. Для этого доход разделяется на 6 воображаемых кувшинов:
- В первый кувшин складываем 55 % заработанных семьей денег. Эти средства пойдут на обязательные расходы: оплату ЖКХ, приобретение продуктов, оплату кредитов.
- Во втором кувшине окажется 10 % от дохода. Это деньги на досуг и отдых: походы в ресторан, кино или парк аттракционов.
- 10 % в третьем кувшине — это средства, которые семья должна потратить на инвестиции с целью получения пассивного дохода. Без этих вложений семья не станет финансово независимой.
- 10 % из четвертого кувшина можно потратить на самообразование. Ведь без него не узнать, какие вложения безопасны и доходны. Сюда входят покупка книг, обучение на курсах и посещение мастер-классов.
- Пятый кувшин нужен в качестве резервного фонда на крайний случай, либо для накопления денег на крупную покупку, например приобретение машины. Поместим в него еще 10 % от дохода.
- И в шестом кувшине окажется всего 5 %. Это те деньги, что уйдут на подарки близким или взносы в благотворительные организации.
Какой бюджет подходит вашей семье можно определить, только попробовав на практике.
Кроме общего семейного бюджета у подростка может быть — индивидуальный бюджет.
Задание №2: Посчитай свой индивидуальный бюджет. Выбери из таблицы возможные расходы и доходы, укажи стоимость. Вычти из доходов расходы, чтобы узнать сальдо — разницу между тем, что удалось заработать и тем, сколько пришлось потратить. Сальдо считается по формуле:
Х — Y
Правила составления семейного бюджета
Планировать семейный бюджет нужно правильно:
- Для начала стоит определить финансовую цель, которую семья хочет достичь. Это может быть оплата образования, покупка квартиры или совместный отпуск.
- Далее необходимо выбрать удобный метод накопления и схему учета доходов и расходов.
- На третьем этапе необходимо проанализировать текущие расходы за месяц и скорректировать их.
- На последнем этапе нужно спланировать расходы на месяц, несколько месяцев и на полгода вперед.
На чем можно сэкономить?
Тратить меньше денег помогают следующие советы:
- Отказаться от питания в кафе и ресторанах.
- За покупками лучше ходить со списком необходимых продуктов, чтобы не купить лишнего.
- Оплачивать покупки картой с кэшбеком[2].
- Установить дома энергосберегающие лампочки.
- Приобретать товары по акциям.
Какие ошибки возникают у семьи при планировании бюджета
Самая распространенная проблема — дефицит[3] бюджета. Чаще всего нехватка средств возникает, если семья не умеет планировать свои доходы и расходы и живет по принципу «получили деньги и тут же потратили».
Вторая ошибка заключается в отсутствии накоплений. Без ведения семейного бюджета практически невозможно создать финансовую подушку безопасности, то есть резервный фонд. Резерв используется на непредвиденные расходы и гарантирует, что семье при возникновении экстренного случая не придется брать кредит в банке или деньги в долг.
Еще одной проблемой, не дающей семье добиться финансовой стабильности, могут стать импульсивные, то есть необдуманные покупки. Магазины используют различные «ловушки», чтобы заманить покупателей и заставить купить определенный товар. Например, такие:
Источник
Задание №3. Найди на фото «уловки», которые использует супермаркет для увеличения продаж.
Фото №1.
Фото №2. План торгового зала продуктового магазина
Фото №3
Ответы:
Фото №1 — некруглые цены создают иллюзию выгодной покупки.
Фото №2 — чтобы купить хлеб придется обойти весь магазин. Сложно будет не купить что-то ненужное.
Фото №3 — сладости и жевательная резинка на кассе размещены на уровне глаз ребенка. Магазины используют этот трюк, чтобы маленький покупатель упросил родителей потратить деньги на незапланированные покупки.
Ответ на задания
Задание №1. Алексей хочет за 3 года накопить деньги на машину, которая стоит 1 млн. 200 тыс. рублей. Алексей ежемесячно зарабатывает 80 000 рублей, а также имеет первоначальные накопления в размере 100 000 рублей. Определи, какую сумму Алексей сможет откладывать ежемесячно и получится ли у него накопить на свою мечту.
Ответ:
Посчитаем общие ежемесячные расходы Алексея:
8 700 + 8 000 + 7 500 + 3 700 + 7 000 + 4 000 = 38 900 рублей расходов за 1 месяц
Посчитаем, по сколько денег может откладывать Алексей:
80 000 — 38 900 = 41 100 рублей
Теперь узнаем расходы за весь период. 3 года — это 36 месяцев
38 900 х 36 = 1 400 400 рублей расходов за 3 года
Посчитаем доходы:
80 000 х 36 + 100 000 = 2 980 000 рублей доходов за 3 года
Далее вычитаем из доходов расходы, чтобы узнать сальдо:
2 980 000—1 400 400 = 1 579 600 рублей.
Если цена на автомобиль и затраты Алексея не изменятся, то он сможет за 3 года накопить на свою мечту.
Словарь
Бюджет — это план расходов и доходов за определенный промежуток времени.
Дефицит семейного бюджета — нехватка денег для удовлетворения первоочередных потребностей семьи.
Кэшбек — возврат части денег с покупки.
В 8 классе на уроках Технологии в разделе Семейный бюджет освещают вопрос сбалансированности доходов и расходов в семье, как обращаться с накопленными сбережениями обучая финансовой грамотности.
Зачем нужен бюджет семьи. Для того чтобы понять, много или мало денег в семье, хватает ли их для нужд всех домочадцев, надо рассчитать семейный бюджет. Бюджет – в переводе с французского – «денежный кошелёк». Семейный бюджет характеризует материальное положение семьи, её финансовое состояние. Он показывает величину и сбалансированность всех доходов и расходов семьи.
Итак, семейный бюджет – это финансовый план, который учитывает и сопоставляет всеи доходы и расходы семьи за определённый период (месяц, год).
Бюджет позволяет:
· Проанализировать доходы и расходы семьи;
· Выявить дополнительные резервы;
· Накопить средства для крупных покупок;
· Разумно спланировать будущие расходы.
Иными словами, семейный бюджет – это учёт, планирование, контроль и регулирование доходов и расходов семьи. Составление бюджета позволяет не только оценить финансовое состояние семьи, но и создать систему защиты от нежелательных явлений в жизни, определить схемы сохранения и приумножения сбережений и т.д.
Как составить семейный бюджет. Для того чтобы эффективно использовать свои доходы, семья должна правильно составить свой бюджет, тщательно продумать покупки и делать сбережения для достижения своих целей. Для составления семейного бюджета нужно указать все источники доходов семьи: зарплата, пенсия, социальные пособия на детей и проценты на сбережения и т.д. В статье расходов следует перечислить все платежи, которые нужно осуществить в течении месяца (оплата ЖКУ, питание, необходимые покупки, транспорт, уплата налогов и взносов и т.д.). В бюджете семьи должны быть предусмотрены и сбережения на будущее.
На рисунке 1 представлены возможные составляющие семейного бюджета – источники дохода и статьи расхода.
Количество граф в части «Расходы» зависит от ваших потребностей и заинтересованности. Предположим, вы захотели отучить старшего брата или отца от курения, выделите графу, в которой будут отражены расходы на покупку сигарет. Эта сумма может стать веским аргументом в борьбе с курением. Например, средняя цена 1 пачки сигарет равна 100 руб. Если 1 пачка расходуется за 1 день, то в месяц это составит 3000 рублей, а за год – 36000 рублей. Это сопоставимо с месячной зарплатой одного работающего члена семьи.
Записи в части «Расходы» лучше делать сразу после совершения покупки, так как трудно удержать в памяти траты, сделанные мимоходом.
К концу месяца суммируются все доходы и расходы. Отнимите сумму расходов от суммы доходов и запишите остаток – это сбережения вашей семьи. Если эта сумма сходится с той, что осталась в вашем кошельке, значит, записи велись верно.
Анализ учётной книги позволяет узнать, на что потрачены деньги, определить, на каких расходах можно сэкономить, заранее спланировать свой бюджет, исходя из фактических затрат.
Бюджет можно представить в виде весов. На одну чашу весов мысленно помещаем доход семьи, на другую постепенно ставим гирьки расходов так, чтобы чаши пришли в полное равновесие. Трудность в том, что набор гирек очень велик и важно выбрать наиболее подходящие по весу.
Если весы находятся в равновесии, т.е. расходы равны доходам, – бюджет сбалансированный. Сбалансированный бюджет семьи позволяет рационально использовать её ресурсы и удовлетворять большую часть потребностей. Когда расходы превышают доходы, тогда говорят, что бюджет дефицитный. Если же складывается ситуация, при которой доходы больше расходов, то бюджет называют избыточным.
Расходы семьи можно разделить на постоянные и переменные. Постоянные – это расходы, которые можно осуществить или запланировать на какой-либо период, в течение которого они не меняются. К ним относят покупку основных продуктов питания, плату за квартиру, подписку на периодические печатные издания, оплату услуг страховых компаний, проездной билет и т.д. Переменные – эти расходы включают в себя покупку мебели, верхней одежды, бытовой техники, материалов для ремонта квартиры или дома. Переменные расходы могут носить сезонный характер – затраты на заготовку впрок ягод и овощей, закупку семян и удобрений для садового участка и т.п.
Как сэкономить на постоянных расходах. К постоянным расходам относят коммунальные платежи (плата за отопление, газ, воду, электроэнергию, телефон и др.) и расходы на питание.
Плата за отопление. Тепловая энергия в быту в основном идёт на отопление помещения – 79% и лишь 15% – на подогрев воды для бытовых нужд. Однако значительную часть тепловой энергии мы теряем. Чтобы сэкономить тепловую энергию, нужно:
· Утеплить окна и двери, особенно балкон;
· Рационально расставить мебель; она не должна препятствовать циркуляции тёплого воздуха от батареи;
· Содержать отопительные батареи открытыми.
Плата за газ зависит от способа его доставки: по газопроводным трубам или в баллонах. В частных домах, отапливаемых газом, расчёт зависит от площади отапливаемого помещения.
Плата за воду. Расходы на воду составляют значительную часть бюджета. Экономия воды позволит сэкономить и энергоресурсы. В нашей стране в большинстве случаев плата за воду входит в общую сумму платы за квартиру и является одинаковой для всех. Однако в ряде городов она зависит от метража – общей площади квартиры. Сегодня в городских квартирах устанавливаются специальные приборы учёта – счётчики измерения расхода горячей и холодной воды. Как показывает практика, это приводит к значительному уменьшению потребления воды жителями домов.
Оплата электроэнергии осуществляется исходя из фактического количества израсходованной энергии. Для её расчёта определяется разница между текущим показанием счётчика электрической энергии и его показанием на момент предыдущего платежа, затем эта разница умножается на стоимость одного киловатт-часа. В настоящее время в домах устанавливаются двухтарифные и трёхтарифные счётчики, которые позволяют измерять расход электроэнергии отдельно в дневное и ночное время. «Ночная» электроэнергия стоит дешевле, чем «дневная», что стимулирует семьи к снижению расхода электроэнергии днём и увеличению расхода ночью. Всё это приводит к более равномерной нагрузке на электрические сети и снижает риск их отключения из-за перегрузки.
Расходы на питание составляют у многих семей значительную часть их бюджета, примерно 40%, и также зависят от продуманности покупок. Питание должно быть сбалансированным, рациональным, т.е. отвечать определённым требованиям: регулярность, разнообразие, необходимое количество и качество. Наиболее рациональным медики считают трёх- или четырёхразовое питание.
Рациональное ведение домашнего хозяйства – это прежде всего хорошо продуманные покупки продуктов и их запасы. Чтобы рационально делать покупки, необходимо соблюдать несколько простых правил:
· следует заранее планировать покупки, лучше всего составить список необходимых продуктов и иметь его при себе;
· нужно тщательно рассчитать деньги, соотносить все покупки со своими финансовыми, физическими возможностями и физиологическими потребностями;
· необходимо покупать только то, что нужно, не поддаваясь соблазну покупать то, что покупают все, не прельщаясь броской рекламой или яркой упаковкой;
· не следует ходить в супермаркет или на рынок на голодный желудок, чтобы избежать соблазна покупать всё подряд.
Для учёта расходов на продукты целесообразно вести домашнюю расходную книгу, из которой можно извлечь много полезного, например:
· узнать, сколько и какие продукты потребляет вся семья за месяц, и закупить их оптом по приемлемой цене на определённый период;
· выявить, какие дорогостоящие продукты можно заменить другими, но той же питательной ценности;
· подсчитать, сколько тратится средств в месяц на продукты, и заранее учитывать это в бюджете семьи.
Анализ статей расходов (мясные, молочные, крупяные продукты) на протяжении нескольких месяцев просто необходим, так как позволяет лучше планировать и сохранять средства (не покупать лишние продукты).
Рекомендуется заранее составлять меню питания, учитывая полезность и разнообразие пищи. При этом следует помнить, что у человека, занимающегося физическим трудом, потребность в пище выше, чем у человека умственного труда. Учитывайте состав семьи, энергетические затраты её членов, потребность в продуктах питания (на день, неделю, месяц, год), способы их приобретения и заготовки, хранения и приготовления пищи, возможность производства продуктов питания на приусадебном участке.
Где хранить сбережения семьи. Для покупки товаров длительного пользования, которые приобретаются нерегулярно и достаточно дороги, как правило, необходим запас денежных средств. Поэтому бюджет в семье строят так, чтобы часть денег осталась неизрасходованной. Это ваши сбережения. Где же хранить накопленные сбережения? Хранить деньги дома невыгодно из-за инфляции, они постоянно должны работать – приносить доход семье и всему обществу. Для этой цели можно хранить деньги в банке. Вложенная сумма при этом возрастает на величину процента, который выплачивает банк владельцу денег. Регулярно откладывая определённую сумму можно создать первоначальный капитал. Сбережения можно вложить также в покупку ценных бумаг (облигации, акции, валюту), ювелирных изделий из драгоценных металлов (золото, серебро и др.), предметов антиквариата, произведений искусства. Прибыльным и стабильным способом хранения средств является покупка старинных монет и марок. Однако следует иметь в виду, что денежные средства, находящиеся на личном счёте в банке, можно получить в любой момент, а перевод ювелирных изделий и других видов собственности в денежный эквивалент без значительной потери их стоимости может занять длительное время.
Одним из надёжных способов размещения накопленных средств является приобретение недвижимости, цены на которую растут более высокими темпами, чем инфляция. Однако приобретение недвижимости сопровождается новыми расходами: на выплату налогов, на содержание и ремонт недвижимости и её страхование.
Как уже отмечалось, сбережения возможны только при обдуманном планировании семейного бюджета (рис. 2)
Литература и источники:
1. Технология : 8 класс : учебник для общеобразовательных организаций / В.Д.Симоненко, А.А.Электов, Б.А.Гончаров и др. – 4-е изд., стереотип. – М. : Вентана-Граф, 2019. – 160 с. : ил.
2. Технология : 8 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., перераб. / Б.А.Гончаренко, Е.В.Елисеева, А.А.Электов и др. : под ред. В.Д.Симоненко. – М. : Вентана-Граф, 2011. – 208 с. : ил.
Дополнительная информация на канале по теме Семейная экономика:
Семья как экономическая ячейка общества
Экономика приусадебного и дачного участка
Семейная экономика. Предпринимательство в семье
Как составить бизнес-план самостоятельно
Технология ведения семейного бизнеса
Любой
семье всегда очень важно знать, сколько денег у них есть, сколько они получат в
ближайшее время и сколько потратят в будущем, то есть планировать свои расходы,
доходы и сбережения.
Для того, чтобы узнать, сколько у семьи есть денег, необходимо сложить все
семейные доходы – это и будет максимальная сумма, которую можно будет
потратить.
Сложив все деньги, семья может начинать планировать свои расходы. Самый простой
и наглядный способ планирования расходов – это разложить все семейные доходы по
конвертам. На каждом из них должно быть написано, для чего предназначены эти
деньги, например, продукты питания; одежда и бытовая химия; коммунальные
услуги; транспорт; лечение и лекарства; возврат кредитов и долгов; хобби и
отдых и так далее. Надписи на конвертах (статьи расходов) могут быть разные,
как и количество конвертов, поскольку каждая семья уникальна, и сама определяет
их для себя.
Как вы уже поняли, распределяя доходы по «конвертам расходов», семья панирует
свой бюджет, то есть семейный бюджет – это финансовый план семьи
на определённый срок, в котором учтены все семейные доходы и расходы.
Сопоставление
доходов и расходов может показать, какой у семьи вид бюджета: дефицитный, профицитный или сбалансированный.
· Дефицит
бюджета означает, что доходы меньше расходов, то есть денег
недостаточно для покрытия существующих расходов. В этом случае необходимо либо
увеличивать доходы, либо уменьшать расходы.
· Профицит
бюджета наблюдается, когда доходы больше расходов, то есть
денег достаточно. В данной ситуации необходимо задуматься над тем, как более
эффективно использовать излишек денег.
· Сбалансированный
бюджет – это такой бюджет, при котором
доходы
равны расходам. Однако внешний баланс не обязательно
означает
баланс внутренний. Необходимо планировать бюджет таким образом, чтобы среди
расходов был финансовый резерв – на
непредвиденные
расходы и сбережения.
Цель
составления семейного бюджета – это контроль над
финансовым положением семьи, уменьшение незапланированных и ненужных расходов
для того, чтобы семейный бюджет как минимум был сбалансированным.
Конечно
же, все эти конверты – просто наглядный образ, для большинства людей удобно
вести семейный бюджет на бумаге, где доходы и расходы отображаются в виде
таблицы. В одну её часть записываются, все семейные доходы, а в другую все
семейные расходы. Ну, а тем, кто уверенно себя чувствует в общении с мобильными
телефонами или компьютерами, такую таблицу могут заменить специальные программы
или мобильные приложения.
Такие
«электронные помощники» по учёту личных финансов можно скачать в Интернете. Они
предоставляют пользователям современные сервисы: одни фотографируют чеки,
другие распознают операции из мобильного банка, третьи могут вести бюджет
нескольких человек одновременно.
Выбирая
приложение, необходимо обратить внимание на простоту его использования,
удобство, приятную визуальную составляющую, возможность получения отчётов за
конкретный период времени и сохранения данных, чтобы нужная информация всегда
была у вас под рукой.
С
их помощью можно вести полный учёт доходов и расходов, планировать затраты,
составлять специальные отчёты о состоянии бюджета в виде разнообразных
диаграмм. В таких программах, как правило, предусмотрены подкатегории доходов и
расходов, позволяющие разграничивать денежные поступления и траты по
подгруппам. Они просты и удобны в использовании, и их может легко освоить любой
желающий.
При составлении семейного бюджета важно помнить два простых правила:
· во-первых,
необходимо серьёзно обдумать и обсудить с другими членами семьи (а при
возможности и просчитать), сколько реально придётся потратить на те или иные
семейные нужды в следующем месяце;
· во-вторых,
нужно составлять бюджет так, чтобы намечаемые расходы были равны ожидаемым
доходам, а лучше – меньше.
Кстати,
расходы семьи отличаются по месяцам года. Так, к примеру, в конце лета и осенью
многие российские семьи тратят на продукты питания меньше, чем в другие месяцы,
поскольку потребляют в пищу овощи и фрукты, выращенные на своих дачных
участках.
Если же становится понятно, что на всё запанированных денег всё равно не
хватит, надо оставить в бюджете только обязательные, жизненно важные расходы, а
остальные постараться сократить, прежде всего за счёт желательных расходов, то
есть тех товаров и услуг, без которых прожить можно. Например, можно отказаться
от завтраков в кафе по дороге на работу, а делать это дома.
Уменьшить свои расходы, конечно, удаётся не сразу. Согласитесь, что иногда
бывает очень трудно устоять перед различными акциями в торговых центрах, на
которых нам обещают большие скидки если купить какую-то вещь прямо здесь и
сейчас. Если в семейном бюджете эта покупка запланирована не была, то денег
может не хватить на запланированные траты. Поэтому принято говорить о том, что
держать свои расходы под контролем легче тому, кто дисциплинирован.
Так, если начать записывать свои расходы из месяца в месяц, то со временем
можно научиться достаточно точно определять, сколько придётся потратить на те
же цели в следующем месяце. И ваши записи предстоящих расходов будут совпадать
с реальными тратами. И тогда уже не деньги будут править вашей жизнью, а вы –
деньгами!
Особенно вы в этом преуспеете, если научитесь выполнять и второе правило – намечать
и реально осуществлять расходы на сумму, не превышающую фактических доходов в
следующем месяце. Вообще-то именно это умение и убережёт вас в жизни от
постоянной нехватки денег и долгов. Если человек или семья будут всё время
тратить больше, чем получают, и влезать в долги, то добром это точно не
кончится.
Отдавать взятые в долг деньги приходится обычно с процентами, то есть платой за
временное пользование ими, и свести концы с концами становится всё труднее.
Вот почему путь к благополучию, зажиточности и, возможно, богатству всегда
предполагает овладение двумя важнейшими умениями: тратить денег меньше, чем
зарабатываешь, то есть держать под контролем свой бюджет находить законные
способы увеличения своих регулярных доходов. При ведении семейного бюджета
также очень важно приучиться всё время сверять, сколько и на что потрачено
денег и сколько ещё можно в этом месяце потратить.
Существует
три типа семейного бюджета: совместный, долевой и
раздельный.
· Совместный
бюджет. При таком способе организации бюджета все средства,
заработанные членами семьи, складываются вместе, и затем принимаются совместные
решения, как их распределять в конкретный период времени (обычно в месяц).
Самый большой плюс такого подхода – в ощущении семейного единства.
Например,
Катя и Костя живут вместе уже 20 лет. У них двое детей – 8 и 14 лет. Костя
всегда был добытчиком в семье, а Катя не работает и занимается домом и детьми.
У них общий бюджет – совместный счёт, к которому есть доступ у обоих супругов.
При этом Костя берёт на себя крупные расходы: походы в магазины за продуктами,
покупку одежды, ремонт, образование детей, отпуск за границей. Катя же отвечает
за оплату коммунальных услуг, мелкие регулярные покупки и прочие текущие
расходы. Катя и Костя никогда не сорятся из-за денег и чувствуют себя
счастливыми.
· Долевой
бюджет (или совместно-раздельный). В настоящее время
приобретает всё большую популярность. В этом случае сначала рассчитывают,
сколько денег семья тратит каждый месяц на питание, оплату коммунальных услуг,
хозяйственные расходы и прочие нужды. Далее эта сумма распределяется между
членами семьи либо поровну, либо в соотношении, которое семья посчитает
справедливым, в зависимости от уровня дохода каждого из членов семьи.
Например, Сергей и Наташа живут вместе около
года. Сергей – руководитель отдела в большой IT-компании, Наташа – воспитатель в детском
саду. Когда они стали жить вместе, то договорились, что нужные им обоим
покупки будут оплачивать из общего бюджета, а индивидуальные – обеды,
косметику, одежду, проезд на общественном транспорте – из личных доходов.
Затем они посчитали, сколько тратят в месяц на продукты,
аренду квартиры, развлечения и прочее, и разделили сумму
пропорционально заработку друг друга. Сергей взял на себя 80 %
расходов, остальное досталось Наташе. Они открыли общий банковский
счёт с двумя картами, на который каждый переводил оговорённую
часть суммы. Этими деньгами они рассчитываются в магазинах за общие
покупки, совместные походы в кино и рестораны. Остаток денег
(и такое иногда случалось) они скидывают на другой общий счёт –
копилку на отпуск, – который каждый также ежемесячно, независимо
от обстоятельств, пополняет на 5 000 рублей.
· Раздельный
бюджет. В данном случае каждый член семьи сам распоряжается
своей зарплатой. За общие покупки супруги платят либо пополам, либо по очереди.
Каждый член семьи обеспечивает себя сам тем, в чём нуждается.
Например,
Юля и Рома встречаются около полугода. Они не живут вместе, только иногда
остаются друг у друга и вместе проводят выходные, но при этом чувствуют себя семьёй.
И Юля, и Рома в курсе уровня зарплат друг друга. Рома предпочитает платить за
совместные развлечения и посиделки в кафе, Юля иногда покупает билеты на
концерты, в театр или в кино. Они могут попросить друг друга оплатить
незначительную покупку, например, завтрак, поездку на такси или доставку пиццы.
Но этой возможностью они не злоупотребляют. Траты на предстоящий отпуск они
договорились разделить поровну. В остальном Рома и Юля сами оплачивают свои
расходы – от квартплаты и курсов английского до продуктов и салонов красоты.
Нельзя
сказать, что какой-то из вариантов работает лучше. В каждой семье – свои
правила. Главное, чтобы всех участников устраивал способ ведения бюджета. Также
варианты могут меняться в зависимости от обстоятельств. Например, появление
детей или потеря работы почти всегда приводят к пересмотру способа управления
финансами.
Семейный
бюджет можно рассчитывать и на короткий период (например, месяц), и на длинный
(год и больше).
Проще всего составлять бюджет на месяц, поскольку регулярные доходы обычно люди
получают ежемесячно, так же, как и значительная часть расходов тоже может быть
ежемесячной, например, оплата аренды квартиры или процентов по кредиту. То есть
когда речь идёт о краткосрочном планировании, доходная часть семейного бюджета,
как правило, определяется текущими доходами, и семья планирует только то, на
что её потратить деньги и как это сделать грамотно и рационально.
А
вот при долгосрочном планировании неопределёнными являются как доходы семьи,
так и её расходы. Согласитесь, что трудно планировать на несколько лет вперёд,
поскольку может измениться всё, начиная от места работы, уровня зарплаты,
состава семьи, а, следовательно, изменятся и расходы.
Для того чтобы быть материально готовым к таким изменениям, человек должен научиться
откладывать часть своей текущей зарплаты, формируя таким образом резервный фонд
(своеобразную подушку безопасности). Имея резервный фонд, он может взять оттуда
в долг у самого себя. Нужно только понимать, что этот долг тоже следует
обязательно отдавать. Иначе можно очень быстро лишиться такого бесплатного
источника денег и в следующий раз придётся брать уже дорогой кредит в банке.
От того, как человек планирует свой бюджет на далёкую перспективу, зависят и
параметры его бюджета на ближайшую перспективу.
Например, если он хочет купить в ближайшем будущем дом, то необходимо накопить
денег на первоначальный взнос, который составляет обычно не меньше 15 %
стоимости недвижимости. Кредит с первоначальным взносом дешевле, да и взять его
проще. Но это означает, что нужно начать копить уже сейчас, хотя дом человек
будет покупать в будущем.
Планирование расходов и ведение семейного бюджета приучает людей к финансовой
дисциплине. Обычно привыкнуть к планированию бюджета удаётся за три-четыре
месяца. За это время результат учёта доходов и расходов становится наглядно
виден. Когда финансы распределены грамотно, семья может позволить себе больше.
Это стимулирует продолжать вести бюджет, чтобы достичь всех финансовых целей,
чтобы комфортно жить не только сейчас, но и откладывать деньги на будущие
крупную покупку, путешествие за границу, престижно образование или обеспеченную
старость.
В
конце нашего занятия попробуйте составить свой личный финансовый план на
неделю. Сначала спланируйте свои доходы и расходы, а затем в течение недели
ведите записи фактических доходов и расходов.