Как составить семейный портрет

Желание запечатлеть родных людей на холсте было присуще людям с эпохи Возрождения. Именно тогда был написан первый семейный портрет. С тех пор повелось одевать для этого случая все самое лучшее и позировать на фоне роскошных интерьеров. Это и понятно, долгие столетия возможность заказать портрет была только у состоятельных персон, стремившихся показать свое богатство, подчеркнуть положение в обществе. Развитие искусства фотографии постепенно сделало семейную съемку доступной широкому кругу граждан, благодаря чему у каждого из нас в альбоме хранятся изображения собравшихся вместе родственников.

Фотокнига с классическим переплетом. Фото –  © МоиФотоСтраницы
Фотокнига с классическим переплетом. Фото – © МоиФотоСтраницы

Какие бывают семейные портреты

Живопись и фотография имеют несколько разновидностей в портретном жанре, часть из которых свойственна и семейным портретам. В зависимости от настроения, возраста членов семьи, количества участников предпочтение отдают одному из перечисленных ниже направлений:

1. Парадный семейный портрет. Семья запечатлена в роскошной обстановке, в парадных одеждах и в полный рост (сидя или стоя). Цветовая гамма спокойная, нейтральная.

Парадный семейный портрет можно сделать веселым!
Парадный семейный портрет можно сделать веселым!

2. Камерный портрет. Фотограф старается отобразить внутренний мир людей, их эмоциональное, духовное состояние. Одежду отличает элегантность, определенная строгость. Члены семьи изображены примерно по пояс, чтобы была возможность видеть их глаза.

Камерный семейный портрет может быть и совсем непринужденным и расслабленным
Камерный семейный портрет может быть и совсем непринужденным и расслабленным

3. Костюмированный семейный портрет. Позволяет участникам предстать в стилизованном образе понравившейся эпохи или приурочить съемку к костюмированную празднику. В настоящее время достаточно популярное направление семейной фотосъемки.

Хэллуин даже в России – частый повод сделать общий семейный портрет
Хэллуин даже в России – частый повод сделать общий семейный портрет

4. Портрет-прогулка. Актуален для семей с небольшим количеством домочадцев. Его особенность – стремление фотографа при помощи окружающей обстановки передать состояние души людей. Цветовая гамма отличается нежными пастельными оттенками.

Портрет-прогулка хорош и для небольшого количества людей в кадре
Портрет-прогулка хорош и для небольшого количества людей в кадре

Взгляд изнутри: фотопроект «Семья Чэнь»

© Fang Tong /  Фан Тонг
© Fang Tong / Фан Тонг

Фотографы ищут самореализации, предлагают новый взгляд на традиционные вещи. Что можно увидеть в семейном портрете? Ванкуверский фотограф Фан Тонг в своем фотопроекте предложил окунуться в атмосферу семьи Чэнь, все три поколения которой сыграны актерами. Тонг искусственно создал семью богатых иммигрантов из Китая, осевших в Северной Америке. Внимательный взгляд за внешним благополучием увидит и напряженность членов семьи, и недопонимание, и внутренние барьеры, отдаляющие их друг от друга. Из-за этого в душе зрителя возникает чувство сожаления. Чтобы подобного не случилось с вашим портретом, поведаем секреты того, как показать в кадре, что семья вместе.

© Fang Tong /  Фан Тонг
© Fang Tong / Фан Тонг

Пять секретов семейного единства в кадре

· Физическое заслонение. Способ построения композиции, при котором члены семьи размещены на среднем плане и частично перекрыты объектами переднего плана. Например, дети стоят перед родителями.

· Эмоции объединяют. Самые удачные кадры получаются при съемке искренне улыбающихся людей, объединенных одной эмоцией. И хоть это не всегда может быть улыбка, ясно одно: общие эмоции свидетельствуют о взаимопонимании, характерном для настоящей семьи.

· Дела объединяют. В уличной, студийной или домашней съемке фотографы часто используют такой прием, как занятие всех членов семьи одним делом. Например, украшение новогодней елки, сбор пазлов, игра.

© Fang Tong /  Фан Тонг
© Fang Tong / Фан Тонг

· Одинаковые позы. Согласно основам языка жестов, одинаковые позы свидетельствуют о полном взаимопонимании между людьми.

· Family look. Под иностранным названием скрывается понятие «семейный образ», создаваемый при помощи одинаковой одежды для всей семьи. Хотя одежда не обязательно должна быть идентичной – достаточно выдержать стиль, цветовую гамму, чтобы у людей создалось ощущение общности ее обладателей.

Мастерство фотографа – основа хороших снимков, но ведь многое зависит и от нас. Фотографии станут интереснее, если общаться во время съемки искренне и с удовольствием, чувствовать друг друга и проявлять настоящие эмоции. А как подготовиться к съемке вам расскажет фотограф и наши статьи.

Вам могут понравиться:

«Лайфхак, как фотографировать свою семью!»

«5 секретов счастливой семьи. Результат всегда на фото»

«Красивый семейный портрет. 7 рекомендаций»

С моими знаниями в классическом студийном портрете (иначе говоря «скучном») и 25-летним опытом портретной и свадебной съёмки, у меня есть несколько советов для вас. Если вы ещё не снимали семейные и групповые портреты – не пугайтесь. Будьте честны с заказчиками и скажите им, что вы только учитесь. Я уверена, что они помогут вам в съёмке чтобы получить в обмен несколько хороших фотографий.

При несложном планировании, создание семейных портретов будет веселым занятием и для вас и для снимаемой семьи. Вот 10 простых советов, которые помогут вам провести удачную и веселую фотосессию.

Советы по фотосъемке семейных портретов:

  1. Используйте штатив, когда это возможно
  2. Снимайте в режиме ручной экспозиции
  3. Зафиксируйте фокус или используйте ручную фокусировку
  4. Не выстраивайте людей по росту
  5. Позвольте детям быть детьми и дурачьтесь с ними
  6. Если гнется – гните. Помогайте людям позировать
  7. Помогите выбрать наиболее выгодное позирование
  8. Свет: пусть он будет у них в глазах
  9. Эмоции – это всё!
  10. Получайте удовольствие и дайте всему произойти

Давайте рассмотрим каждый из советов более подробно.

1. Используйте штатив всегда когда это возможно

Ух, я уже представляю, что вы подумали. Штатив не соответствует вашему стилю. Он слишком тяжелый и громоздкий. Ваш стиль более свободный. Это всё, конечно, так и в некоторых случаях (например при съемке бегающих детей или более репортажном стиле съемки) может быть лучше снимать с рук. Однако рассмотрим другую сторону медали.

Многие если не все люди нервничают когда их фотографируют. Да, нервничают! Многие испытывают настоящую панику, а некоторые заходят так далеко, что открыто говорят «ненавижу это». Так что это часть нашей работы – помочь людям почувствовать себя комфортнее и расслабиться. Это может быть непросто, когда фотограф сам нервничает, особенно если он новичок. Но вы получите большое преимущество, поставив камеру на штатив. На самом деле – даже два преимущества.

Во-первых, это автоматически успокаивает вас. Это уже хорошо. Вы можете проверить настройки, выстроить композицию и экспозицию и убедиться, что всё правильно. Кроме прочего легко увлечься, поднеся камеру к глазам и забыть проверить настройки, а потом уже увидеть, что ошиблись с балансом белого, или снимали на ISO 6400, или в жпег низкого разрешения. Успокаиваясь вы избежите этих неожиданностей.

Во-вторых, это позволит вам оторвать глаза от камеры, так что у вас будет зрительный контакт с объектами съёмки. Они люди и им гораздо более комфортно смотреть не в стекло объектива, а вам в глаза. Вы можете жестикулировать чтобы привлечь внимание детей, или корчить рожицы. В любом случае вы получите гораздо более яркие эмоции, чем если будете глядеть через видоискатель. Попробуйте!

2. Снимайте в режиме ручной экспозиции

Если вы выстраиваете композицию снимка, выбираете время и место съёмки, то вы можете контролировать все эти элементы. И вы можете, настроив экспозицию, уже не менять её. Но если вы выставите режим приоритета выдержки или диафрагмы, камера сама сможет выбирать несколько различные параметры для разных кадров. А это НЕ то, что вам нужно! Постоянство очень важно.

Непостоянство экспозиции создает дополнительную работу при постобработке, чтобы выровнять разные кадры. Это также может привести к небольшому сдвигу цветов, усилению шумов (в случае недоэкспонирования) и другим нежелательным последствиям. Чтобы сохранить постоянство экспозиции в течение съёмки – используйте ручной режим. Просто помните, что если вы сменили позу, место съёмки или что-то ещё – нужно проверить параметры экспозиции. Я просто делаю пробный снимок, проверяю гистограмму, подстраиваю параметры если нужно и продолжаю съёмку.

3. Блокируйте фокус

Так же как вам нежелательно изменение экспозиции от кадра к кадру – вам не нужен автофокус в каждом кадре. Предполагая, что вы послушались совета №1 и используете штатив – камера не будет двигаться. Если вы поставили группу в сравнительно статичную позицию – они также не будут двигаться. Во всяком случае не значительно. Речь идет только о движении дальше или ближе относительно камеры. Так что…

Настройте камеру одним из способов: используйте блокировку фокуса или ручную фокусировку. С любым из этих вариантов фокусировка не будет сама меняться по время съемки. Если вы будете фокусироваться в помощью кнопки спуска – то чьё-нибудь движение может вызвать промах фокусировки или фокусировку по фону. Если вы не уверены, как это настроить – посмотрите в инструкции к камере.

Бонусный совет: если ваша камера имеет режим проверки фокуса по экрану – у вас есть возможность удобнее фокусироваться вручную. Включите Live View чтобы видеть изображение на экране. Нажмите кнопку зума (она может иметь пиктограмму лупы или «+»), раз или два. Картинка на экране увеличится без зуммирования объектива, так что вы сможете осуществить более точную ручную фокусировку. Нажмите кнопку зума еще раз чтобы вернуться к обычному режиму Live View.

4. Выстраивайте людей не по росту

Возможно вы слышали или не слышали об этом ранее или были не вполне уверены, как это делается. Что нам требуется – это избежать скучных прямых линий, рядов и колонн из голов. Диагонали более динамичны и интересны в кадре, так что попытайтесь создать их из людей, которых снимаете.

Представьте себе линии, соединяющие каждое лицо с последующим. Попробуйте расположить их так, чтобы ни одно лицо не было строго над или рядом (на одном уровне) с предыдущим.  Делайте диагонали, а не тотемные столбы. Используйте реквизит чтобы усадить некоторых людей или принесите на съёмку небольшие складные стулья. Пусть одни люди присядут, а другие встанут на что-то. Используйте элементы окружающей обстановки чтобы расположить их или, если совсем ничего нет – хотя бы просто расположите их вразнобой по росту.

5. Если гнётся – гните

Это общее правило при любой съёмке людей и это хорошее правило. Люди как правило стоят прямо и напряженно когда вы выстраиваете их, так что вам требуется их в нескольких местах согнуть чтобы они выглядели более естественно. Никто в жизни не стоит прямо как палка. Вот несколько идей:

  • Пусть они перенесут вес на одну ногу и повернут одно бедро от камеры.
  • Пусть они положат руку в карман. Я обычно рекомендую оставить большой палец снаружи, иначе они пытаются засунуть руку как можно глубже, что тоже не выглядит естественно.
  • Или зацепите палец за ремень или шлёвку для ремня.
  • Если они сидят – можно наклониться вперед и перенести вес на одно бедро.
  • Если они стоят, прислонившись к чему-то – пусть скрестят ноги.
  • Если мужчина сидит – пусть положит ногу на ногу и повернется чтобы в кадре не было шагового шва.

Итак, вы что-то придумали. Лучший способ передать это – сделать самой, чтобы за вами зеркально повторили. Встаньте перед ними, примите нужное положение и предложите его точно повторить.

Пример сгибания частей тела. Девушки сделали это гораздо лучше, чем ребята, но даже согнутые в локтях руки – уже неплохо.  Некоторые люди настолько зажатые, что это становится проблемой… Просто делайте всё что в ваших силах.

6. Позвольте детям быть детьми

Я обнаружила, что обычно родители говорят своим детям перед фотосессией что-то типа «ты должен хорошо себя вести и улыбаться». Для большинства детей это слишком сложное задание. Я обычно предлагаю своим клиентам сказать детям вместо этого:

Мы пойдем в парк чтобы пофотографироваться. Будет весело.

Вот и всё! Нет других поручений кроме веселья. Затем подготовьтесь сами. Возьмите с собой реквизит, пусть родители возьмут с собой одну из любимых игрушек или книг. Я обычно ношу с собой пальчиковые куклы и мыльные пузыри вместе со своим оборудованием. Если дети не хотя сидеть и улыбаться – не заставляйте их. Пусть они побегают вокруг, побудут детьми – снимайте это. Играйте с ними, пусть будет весело. Тогда они некоторое время спустя смогут сотрудничая с вами некоторое время сидеть.

Когда я фотографирую детей – я выставляю себя полной идиоткой. Я издаю смешные звуки, пою песни (получается у меня плохо, но это никого не заботит), я делаю рыбье лицо, играю в «ку-ку» за камерой. Я бегаю туда и обратно с куклой-мариронеткой. Я лежу на земле, оттопыривая попу. Только дети живут правильной жизнью, а мы взрослые так не умеем. Так не мешайте детям оставаться детьми, пусть веселятся. И будьте готовы подстраивать съёмку под них.

Это была игра в «ку-ку» вокруг дерева. Посмотрите на эти искренние улыбки! Их невозможно подделать.

7. Помогите людям выбрать наиболее выигрышные позы

Суть в том, что если мама считает, что она выглядит толстой – не важно насколько замечательные получились свет и эмоции (смотри пункты 8 и 9 ниже). Так что запомните это правило.

Знайте о человеческих «недостатках» и работайте с ними. Вот несколько простых советов.

  • Если у кого-то большая нижняя половина тела – не располагайте его близко к краю кадра при съёмке широкоугольным объективом.
  • Для борьбы с двойными подбородками выберите чуть более высокую точку съёмки – выше уровня глаз объекта. Заставляя его смотреть вверх вы растяните шею и минимизируете этот эффект.
  • Шишка на носу обычно бывает лучше видна с какой-то одной стороны, чем с другой, так что следует изучить лицо чтобы определить с какой стороны лучше снимать.
  • Если вы снимаете пару, имеющую большую разницу в росте, попросите мужчину (обычно они выше) расставить ноги. Это сделает его несколько ниже и сократит разрыв.
  • Для очень полных людей (или тех, которые очень стесняются своего веса) хорошо подойдут съёмки лёжа на траве с детьми сверху. Это всегда выходит красиво. Скрываем животики, подтягиваем подбородки и приближаем детские лица.

Лёжа горкой на траве. Отлично для семей с маленькими детьми. Этой семье не нужно было что-либо корректировать, было просто весело с детьми прыгающими по папе с мамой.

8. Свет очень важен – пусть он будет у них в глазах

Свет может создать или испортить любую фотографию и портрет не является исключением. Сама фотография по сути является «рисованием светом». Самое важное, за чем следует следить в портретной съёмке – это за правильным освещением глаз объектов. Есть много способов это сделать и это отдельная большая тема, но я дам несколько простых советов, которые помогут вам в работе с освещением.

  • Выбирайте правильно время дня для съёмки портретов! Идеальным будет поздний вечер, около часа перед закатом. Потому что солнце низко над горизонтом и отсутствует жесткий полуденный свет над головой. В это время свет лучше направлен и более рассеянный, особенно если есть дымка на горизонте.
  • Если вы не можете снимать на закате – найдите тень. Уведите семью с яркого солнечного места, но убедитесь, что у вас не слишком светлый фон. Светлые участки фона отвлекут внимание от объектов съёмки. Ищите места в тени больших зданий или под большими деревьями.
  • Не стоит использовать пасмурные дни только потому, что свет менее жесткий, чем на ярком солнце. Хотя свет действительно мягче и не такой жесткий, но его направление не самое лучшее. В пасмурные дни свет все равно падает сверху и затемняет глаза, особенно если они глубоко посажены.
  • Добавляйте света с помощью отражателя или вспышки если потребуется. Конечно, это совсем другой тип освещения, но научитесь им пользоваться, чтобы лучше освещать лица. Если вы не видите бликов в глазах – значит света на лицах недостаточно.

Не менее важным, чем дополнительное освещение лиц является то, откуда исходит этот свет. Мы помним, что верхний свет не является самым лучшим, так же, как и свет от камеры. Так что использование встроенной вспышки не даст вам хорошего света. Так же, как и установленная на камеру внешняя вспышка. Свет, направленный от камеры, делает объекты плоскими, а это не то, что нам нужно.

Нам следует стремиться получить свет исходящий из источника, находящегося под углом 30-45 градусов от камеры. Больше об этом написано в моей статье «6 световых схем для съемки портрета».

Это было снято прямо перед закатом. Солнце находится слева позади них. Я использовала вспышку, отраженную зонтом, также слева, чтобы добавить света на лица, без которого они были бы в тени.

9. Эмоции – это всё

Если во главе всего – свет, то получение правильных эмоций – это всё! Вы можете испортить освещение, позы, но если вы снимете их смеющимися или с «тем самым» лицом – это будет успех! Как это сделать?

Смотрите пункт 1 в первую очередь. Затем – пункт 6. Быть фотографом означает иногда становиться комиком или клоуном. Умение сказать или сделать что-то, что заставит людей улыбаться приходит с опытом. Иногда удается затронуть и взрослых. Папа у кирпичной стены на фото выше практически все время имеет такое же выражение на лице. Я знакома с этой семьей и фотографирую их уже 13 лет. И я знаю, что могу немного подоставать его или изобразить уточку чтобы подшутить над ним.

Если в съёмке участвуют маленькие или грудные дети – не забудьте привлечь их внимание. Тут может потребоваться помощь, так что попросите привести с собой бабушку или друга. Но что обычно происходит когда дети смотрят на вас и смеются, что делают родители? Поворачиваются к ребенку! Снова упс! Я всегда говорю родителям: «Несмотря ни на что, продолжайте смотреть на меня пока я дурачусь. НЕ смотрите на ребенка».

Ребенок смеётся, а все остальные выполняют инструкцию и смотрят на меня, повезло!

10. Подурачьтесь немного вместе

Последний совет – не относится к съемке слишком серьёзно. Сделайте несколько действительно дурацких фотографий в конце фотосессии (или даже в середине, если начнёт становиться скучно). Попросите их всех вместе сделать глупость и пусть они действительно это сделают. Обычно они начинают хохотать и когда они развеселятся – вы сделаете снимок. Пусть сваляться друг на друга в кучу на траве. Попросите их вместе подпрыгнуть или сделать глупое лицо (и вы изобразите такое же). Это снимает напряжение и заряжает настроение.

Я работала волонтером в проекте «Help Portrait» в прошлом году. Проект объединяет фотографов, визажистов и организаторов, готовых посвятить свое время съёмке портретов людей, которые не могут себе позволить заказ профессиональных портретов. В итоге большинство семей были направлены сниматься ко мне прежде всего из-за того, что у меня в студии много места для таких съёмок, а во-вторых потому что другие фотографы решили, что у меня лучше всего получается работать с детьми. Некоторые мои работы можно посмотреть по ссылке «Help Portrait, Edmonton 2012».

Я делала такое же лицо!

Моя внешняя вспышка перестала работать, так что тут пришлось использовать встроенную. Но в этот момент мы все устали и я подумала, что это будет весело, так что мы легко пошли на это. Обратите внимание на новое выражение лица папы!

Бонусный совет

Пусть семья подумает, что надеть на съёмку. Некоторые люди не соглашаются с моим взглядом на данный момент, но если хотите можете почитать больше в материале «Одежда для портретов».

Выходите на улицу, фотографируйте семьи и получайте удовольствие!

Об авторе: Дарлин Хильдебрандт (Darlene Hildebrandt)  – профессиональный фотограф и преподаватель, обучающий начинающих, любителей и профессионалов, через виртуальные уроки, мастерклассы и фототуры. На сайте Дарлин вы можете скачать бесплатную книгу «10 уроков для совершенствования фотосъёмки» (на английском).

Считаю, что этих факторов для “психологического портрета” явно недостаточно. Видно, что хотят создать негативный образ этой женщины, но факты, честно говоря, высосаны из пальца.

По первому пункту: знаю мужчин, которые могут надеть первое, что выпадет из шкафа и ходить так чуть ли не месяцами, и их не заботят дорогие вещи, бренды. Удобно, практично, а значит надо брать. При этом люди далеко не бедные и не в целях экономии так поступают, просто приоритеты у них другие. А девушки и жены их выглядят по-разному, если она может себе позволить дорогую одежду, а не на берет кредит на маечку “с подиума”, то почему она не должна так делать? Жена это не мама, и муж не ребенок, он может сам пойти и приобрести себе новые ботинки, так же как сам в состоянии следить за степенью изношенности своей обуви. Кстати, брендовые вещи можно покупать на распродажах, и качество зачастую у них получше чем у обычных, так что можно годами ходить “в брендах” не имея несметных богатств. Если же денег нет, но муж последние тратит на то, чтобы жена обновила гардероб, то видимо его все устраивает.

По второму: а у многих ли есть общие друзья? Не всем так везет дружить семьями и собираться одной большой компанией, обычно в парах близкие друзья знакомы с “вторыми половинками” пар, но все понимают, что вот это – друг мужа, а это – подруга жены, и это не совсем равно выражению “общие друзья”. Невозможно навязать кому-то своих друзей, даже если для вас они самые замечательные, то не факт, что для супругасупруги будет так же, в конце концов, вы уже хорошо знаете этих людей, а для него они такие же незнакомцы, как и любые другие люди на улице. И бывает, что компания не принимает или скептически настроена по отношению к новому человеку, это неприятно и не каждый после такого сунется туда еще раз, проще сказать “Ну, я с ними уже знаком(а), так что, хочешь – сходи один/одна”. Никого не оправдываю, просто лично сталкивалась с тем, что общей компании у пары не складывается, ничего особенного в этом факте нет.

По третьему: В чем проблема вообще? А муж сам выкладывает фотографии жены? Раз его это беспокоит. И хотел бы он огласки в соц.сетях? Некоторые сознательно отказываются от “виртуальной славы”, или по роду деятельности стараются не светиться особо. В том же инстаграме часто вижу фото с подписями типа “Наш папа сегодня сделал то-то и то-то! Мы сегодня рисовали для папы открытку!Нашему счастью уже столько-то месяцев! *имяребенка* так плачет, когда наш папа уходит на работу((” при этом самого мужчины на этих фото нет. Из тех ситуаций, которые я знаю лично сама, в двух мужчина просто просит не выкладывать его фото( или закрашивать лицо), не любит фотографироваться, в третьей мужчина сотрудник полиции, и появляется на фото крайне редко, его и в соц.сетях нет. В этих ситуациях сомнений о том, что муж есть и является частью их жизни, не возникает, несмотря на то, что фотографий они не выкладывают. Как видите, “невыкладывание” “невыкладыванию” рознь. Для каких-то мужчин совсем не важны все эти фотографии, упоминания, “семейные положения” на сайтах, кому-то важны и нужны, о этом стоит прямо говорить, а не ждать, что ваш партнер догадается как-нибудь сам.

Если же получается так, что, помимо всего этого, жена в принципе живет отдельной жизнью, и даже не заметит отсутствия в своей жизни мужа,( а то и вздохнет с облегчением), то фотографиями такой брак не спасешь. Но думать стоит о том, есть ли у них двоих общие интересы, как они проводят досуг, предпочтут ли вечер с партнером( не просто обыденно дома чай попить и ребенка уложить, а реально свободный вечер, когда можно делать что угодно и сходить куда угодно) аналогичному вечеру с друзьямиподругами( только оценивать адекватно, не юбилейную встречу выпускников раз в десятилетие, а самый обычный день и друзей, с которым и так нередко виделись), есть ли о чем поговорить друг с другом, как они вели себя в стрессовых ситуациях, когда партнеру была нужна помощь и так далее. А то что друзей общих нет – это несерьезная претензия.

«ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ СЕМЕЙНОГО  ПОРТРЕТА»

     Автор: Первухина Валерия

Васильевна

 Первухин Захар

Васильевич

                                                                                                     Фотостудия «Трёхгорье»

                                                                                       МБУДО «ЦДТ»

                                                                                                                 Руководитель:

                                                                                  Мыльникова

                                                                                                      Людмила Владимировна

                                                                                                         Педагог доп. образования

Трёхгорный        2021

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………….. 3

1. Глава I.Портрет как жанр изобразительного искусства……………………… ..6

1.1. Портрет в изобразительном искусстве.

1.2. Поджанры и виды фотопортретов…………………………………..……6

Глава II. Технология создания портретной фотографии …………………………..6

Заключение……………………………………………………………………….8

Библиографический список……………………………………………………….9

«ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ СЕМЕЙНОГО  ПОРТРЕТА»

                           Первухина Валерия, 8 класс,                    Первухин Захар, 5класс

                                                МБУДО «ЦДТ»  фотостудия «Трёхгорье»

Введение

        Семейный фотоальбом – это история рода, которую обязательно нужно сохранить, это прекрасная традиция, способствующая укреплению семьи. Семейная фотография – это наша родословная, которую можно изучить не только по генеалогическому дереву.

Для меня фотография – маленькая история, сохраненная на память. Разглядывая снимки, мы узнаем или вспоминаем о разных моментах жизни.

Цель работы: создать серию семейных портретов.

Объект творческого проекта: процесс съемки.

Предмет творческого проекта: технология создания семейного портрета.

Задачи:

  1. Изучить и проанализировать литературу.
  2. Узнать историю семейной фотографии

3. Изучить технологию создания семейного портрета.

4. Осуществить процесс фотосъемки.

5. Обработать фотографии в фоторедакторе.

6. Представить фотопроект в виде серии снимков.

7. Подготовить онлайн-фотовыставку «Моя семья» на странице фотостудии «Трёхгорье».

Для осуществления цели и задач использовались следующие методы исследования: – теоретические: изучение литературы в области фотографии, фотоискусства, жанра « Семейный портрет», анализ технологий создания семейной фотографии.

эмпирические: наблюдение, ознакомление с лучшими работами фотографов; осуществление фотосъёмки; обработка фотографий в компьютерных программах.

Для осуществления процесса создания фотопортретов использовалось следующее оборудование: Фотоаппарат NIKON  3300D. Объективов Nikkor 18-55mm f/3.5-5.6 IS II. Штатив. Софтбоксы.

Программы для обработки фотографии Adobe Photoshop CS6 , ACDSee PRO 3

 Продукт:   фотовыставка семейной фотографии.  

Практическая значимость.  Материалы, представляют интерес для проведения мастер-класса по семейной  фотосъёмке. Структура проекта.  Проект состоит из введения, 2 глав, заключения, списка использованных источников и литературы.

«ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ СЕМЕЙНОГО  ПОРТРЕТА»

Первухина Валерия, 8 класс,  Первухин Захар 5 класс

                                                Фотостудия «Трёхгорье» МБУДО «ЦДТ»

Глава I   Семейные портреты

  Написание портретов уже давно стало самостоятельным жанром в изобразительном искусстве. Великие портретисты изображали внешний облик конкретного человека. Но особенно затрагивает любителей живописи попытка авторов передать на холсте внутренний мир нарисованного персонажа.  

        Сандро Боттичелли решил увековечить знаменитое семейство, написав картину, изображающую три его поколения: отца Козимо, сына Пьетро и внуков Лоренцо и Джулиано. Они представлены в образе волхвов, а глава рода преклоняется перед Девой Марией.  Сандро Ботичелли «Поклонение волхвов»          (Приложение 1. Рис.1, 2).

Художник Тыранов Алексей Васильевич (1808-1859) Известный русский художник-портретист. А. В. Тыранов – один из наиболее одаренных учеников А. В. Венецианова, портретист и жанрист.   (Приложение 1. Рис.3).

        Но возможность заказать такой портрет была только у состоятельных персон.  

В XIX с изобретением фотографии семейный портрет  стал  доступен  широкому кругу людей.  

        Семейная фотография – это вовсе не выдумка. Мы все храним семейные альбомы с черно-белыми снимками, а некоторые семьи обладают ценными артефактами в виде пожелтевших карточек с пра-пра-прабабушками в платьях с кринолином, и дедушками в пенсне и тройке. Старые фотографии сменяются фотографиями советских времен. Фотографии передаются из поколения в поколение, их показывают родственникам и новым членам семьи.  Традиция изображать семью «в рядок», а то и в два, и в три, с одинаковыми окаменевшими лицами, направленным в объектив, уходит в прошлое.

        Теперь у каждой семьи есть свой фотоальбом с семейными портретами. Сила семейной фотографии  стала особенно заметна, когда появились технические возможности визуализации нашей жизни.

Глава 2  «Технология создания семейного  портрета»

        Существует несколько видов семейных портретов: Парадный, Камерный, Костюмированный, Портрет-прогулка.

На парадном семейном портрете семья находится в богатой обстановке, все одеты в модные костюмы (Приложение 1.  Рис.3)..

На камерном портрете главную роль играют эмоции людей, их внутренний мир. Одежда чаще всего строгая. Семья запечатлена по пояс  (Приложение 1. Рис.4)..

Костюмированный портрет. Здесь семья принимает образ, подходящий к какому-нибудь празднику, эпохи.  Часто, этот вид портретов включается в праздничную программу  (Приложение 1. Рис.5).

На портрете-прогулке фотограф стремится показать внутренний мир участников за счет окружающей обстановки  (Приложение 1. Рис.6)..

        Задача семейного фотографа – сделать событие из самого обычного дня, запечатлеть его.  Когда я фотографирую свою семью, мне хочется, чтобы люди видели каждый день жизни, который мы прожили вместе.

2.  Правильно организованная  семейная фотосессия – это отличный способ просто провести время со своей семьей, погулять, поехать куда-то в интересное место или просто посидеть дома.  

Локации для семейной съемки.   Съемку можно производить в Парках, агроусадьбах, в городе

Правила семейной фотосъёмки:

1.Начинать снимать лучше не раньше, чем за 2 часа до заката.

2.Выбирать строго безопасные локации (исключайте крутые склоны, проезжую часть, глубокие водоемы).

3.Обращать внимание на фон, он должен вписываться в ваше цветовое решение и не должен содержать лишних деталей.

4.Солнце должно садиться за героями.

5.Перед героями должна быть открытая местность.

Подбор одежды для фотосессии:

1.Подберите одежду без активных принтов, надписей и рисунков.

2.Не сочетайте больше двух цветов в образе.

3.Лучше используйте оттенки в одежде, чем идентичный цвет.

4.Выбирайте одежду из натуральных тканей.

5.Комфорт превыше всего!

Оформление семейных фотографий н стене

1.Выберите подходящую стену.

2.Планируйте тематику.

3.Выбор рам.  4. Заготовка коллажа

Семейный фотопортрет это не просто фотографии это взгляд со стороны на свою семью.  

Для семейного портрета мы используем следующие приёмы.

1. Оденьтесь в едином стиле.   Снимки в стиле фэмили лук смотрятся особенно эффектно. Оденьте одинаковые пижамы, тельняшки, рубашки или платья с принтом.  (Приложение2. Рис.1)

2. Не проходите мимо красивого фона для фото  (Елка в первухе на улице) Тюлюк группа

3. Снимайте монохромные фотографии.  Чёрно-белые фотоснимки обладают особым шармом.

4. Добавьте юмора.  Глядя на такие фотографии, вы точно будете улыбаться.  Царевич Проша в Первухе.

5. Ладошки и пяточки. Ох уж эти милые ладошки и пяточки разных размеров. 

6. Используйте рамки  –  Захар   С помощью самых обычных рамок можно сделать оригинальные детские и семейные фотографии.

7. Отражения в лужах.  Используйте даже то, что под ногами, например — лужи. Поиграйтесь с ракурсом, захватите кусочек пейзажа и у вас точно получатся красивые кадры.

8. Силуэты.  На закате можно сделать просто фантастические семейные кадры. Поиграйтесь с тенями и силуэтами на закатном солнце. В результате вы получите очень теплые атмосферные фотографии.

9. Выберете необычный ракурс.    В профиль  Захар. Чем больше человек в кадре, тем интереснее.

Заключение.         Для создания фоторабот, были проанализированы разнообразные источники информации:  научно-популярная литература, научно-познавательные журналы, статьи, книги из интернет  источников.

В данной работе была изучена и опробована на практике технология создания семейной портретной фотографии.  Из этого следует, что поставленная в начале работы цель достигнута и все задачи решены.

Семейные фотореликвии – важная составляющая нашей жизни. Благодаря им, мы строим историю своей семьи внутри себя и укрепляем свой род воспоминаниями, которые навсегда остаются в нашей памяти и, рано или поздно, радуют новые поколения бережным отношением к истории своей семьи.

Стать семейным фотографом может каждый, кто считает это звание достойным себя. Ничего особенного для этого не нужно, разве что, верить в семейные ценности.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1.Андроникова М. И. Об искусстве портрета. М.: Искусство, 1975.328 с.4.

2.Машковцев Н. Г., Соколова Н. И. Очерки по истории русского портрета конца XIX -начала XX вв. М.; Изд-во, 1964. кол-во с. 427.

3.Морозов С.А. Искусство видеть -М.: Искусство, 1963. 272 с15.

4.Соколов И. История фотографии // Советское фото.1959. No 5. С.45

5.Композиция в портретной фотографии [Электронный ресурс]. –Режим доступа: https://prophotos.ru/lessons/14942-kompozitsiya-v-portretnoy-fotografii (статья в интернете

6. Композиция портрета [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://fotopanteleev.ru/panteleev_pages/fotoshkola_post.php?shkola_id=23 (статья в интернете

7.Портрет с начала времен до наших дней [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=134290#_Toc11739244-

8. Художественный портрет [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://photocasa.ru/photo-journal/new_photographer/4828-hudozhestvennyy-portret.html (статья в интернете)

Приложение

ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ СЕМЕЙНОГО ПОРТРЕТА

Семейный фотопортрет это не просто фотографии это взгляд со стороны на свою семью.  

Для семейного портрета мы используем следующие приёмы.

Модель

1

Оденьтесь в едином стиле  Снимки в стиле фэмили лук смотрятся особенно эффектно. Оденьте одинаковые пижамы, тельняшки, рубашки или платья с принтом.  

2

Не проходите мимо красивого фона для фото  

Снимайте монохромные фотографии 

Чёрно-белые фотоснимки обладают особым шармом.

Добавьте юмора

Глядя на такие фотографии, вы точно будете улыбаться.  

Используйте рамки

С помощью самых обычных рамок можно сделать оригинальные детские и семейные фотографии.

Отражения в лужах  Используйте даже то, что под ногами, например — лужи.

Силуэты

 На закате можно сделать просто фантастические семейные кадры.

Выберите необычный ракурс  

Автор Кузнецова Лариса Ивановн, г. Губкин Белгородская область

Социально-психологический портрет современной семьи.

Кузнецова Лариса Ивановна,  педагог дополнительного образования,

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Дворец детского (юношеского) творчества «Юный губкинец»

Губкинский городской округ Белгородской области.

Семья создаётся не только ради счастья двоих, мужа и жены, но и для счастья их детей. Крепкие, духовно здоровые семьи — благополучие всего Отечества. Устойчивость семьи достигается только в том случае, если она полноценно функционирует.

Семья имеет социальную и личностную направленность, внешнюю и внутреннюю стороны жизнедеятельности. Эти качества отражаются во всех действиях членов семьи и выражаются в ее функциях. Функции семьи удовлетворяют одновременно определенные потребности каждого в семье и имеют общественную значимость. Воспитание детей, формирование личности ребенка – основная обязанность семьи. Однако есть немало трудностей в этом важном деле. Родители не всегда  могут оптимально организовать процесс воспитания детей. Им не хватает знаний, опыта. Поэтому они нуждаются в помощи. Получить ее они могут в образовательном учреждении, которое посещает ребенок. Но прежде чем квалифицированные специалисты – педагоги определят основные направления работы с семьей, они должны иметь полное представление о современной семье. Эту задачу призвано решить данное социологическое исследование.

Цель работы: на основе данных социологического исследования составить социально-психологический портрет  современной семьи.

Исследование было проведено среди родителей и учащихся образовательных учреждений г. Губкин Белгородской области. Количество участников опроса: 2759 человек.

В результате проведенного исследования обозначился следующий социально-психологический портрет семей, проживающих в городе Губкин. Так как выборка была случайной, то оказалось, что большинство участников опроса составляют женщины. Лишь пятая часть от общего числа респондентов – мужчины. Следовательно, можно сказать, что наш социально-психологический портрет в основном имеет женское лицо.

Участники опроса представлены однодетными и двухдетными семьями примерно в равной мере. Более половины (65,5%) имеют собственное жилье. Социальный состав респондентов разнообразен. Но преобладают работники промышленной и бюджетной сферы.

Семья – это тот специфический социальный институт, в котором переплетаются интересы общества, членов семьи в целом и каждого в отдельности. В настоящее время для среднестатистической семьи характерны определенные жизненно важные функции, с исключением которых теряется смысл самого существования семьи.

Среди важнейших функций, применительно к современной семье, можно выделить следующие функции:

  • Воспитательная функция.
  • Эмоциональная функция.
  • Функция интеллектуального общения.
  • Функция хозяйственно – бытовых отношений.
  • Духовная функция.

Опираясь на результаты данного исследования, рассмотрим каждую из них.

1.Воспитательная функция.

Во многих семьях, принявших участие в исследовании, воспитание детей осуществляется на основе «женской психологии»  Роль главы семьи отведена мужчине в 29,8% семей.

Большинство участников опроса (54.0%) считают, что основное воспитательное воздействие на своих детей оказывает мать. Следующую по значимости позицию занимает отец (29.8%). Далее следуют школа (23.2%), друзья и улица (21.5%), телевидение (19.8%), бабушки и дедушки (14.1%). Последнюю позицию в данном рейтинге занимают книги (8.3%).

Известно, что общественное воспитание детей дошкольного и школьного возраста осуществляется также в основном женщинами. Поэтому из-за неучастия в воспитании детей мужчин, с каждым годом более острыми становятся вопросы поло-ролевой идентификации мальчиков, воспитания у них «мужских» качеств личности.

Данное исследование показало, что 82.1% родителей сохранили свой брак. 21.1% респондентов заявляет, что воспитание детей осуществляется в крепкой семье, где, по их мнению, сложилась полная гармония между супругами. Однако, большая часть участников опроса не смогла отнести свою семью к вышеназванной категории.

В 17.9% семей – родители в разводе (примерно каждая восьмая). 4,6% респондентов охарактеризовали свои семьи, как проблемные, где взаимоотношения между супругами плохие. 17.2% семей в целом устойчивые, но скандалы между супругами бывают часто.

Таким образом, выявлены семьи, находящиеся в сложном социально – психологическом положении из-за неблагоприятных супружеских взаимоотношений.

В вопросах воспитания детей супругам помогают родители. Это предполагает наличие традиционных подходов в воспитании детей, предающихся из поколения в поколение.

В 4.2% семей детей не наказывают. В остальных семьях наказание – один из методов воспитания. Основные формы наказания: чтение «морали», запрет чего-либо, окрики, «домашний арест». Физическое наказание применяется крайне редко.

Более половины родителей считают, что их взаимоотношения с детьми строятся на основе равноправия. Некоторые придерживаются авторитарного стиля во взаимоотношениях.

Воспитательная функция семьи состоит в том, что реализует потребности супругов в отцовстве и материнстве через общение с детьми и их воспитание. В ходе выполнения воспитательной функции семья обеспечивает социализацию подрастающего поколения, подготовку новых граждан общества.

64.9% участников опроса считают, что воспитание детей – это тяжелая и нервная работа. Этот факт настораживает. Если супруги выросли в атмосфере пропаганды «абортного мышления» и имеют страх перед родительством, то рождение детей будет восприниматься ими как непреодолимая трудность и ущемление личной свободы. Аборты в таких семьях неизбежны. Это, в свою очередь, может привести к охлаждению отношений, вплоть до развода.

Влияние школы на воспитание детей.

По степени влияния на детей родители отводят школе третье место. В то же время большинство родителей (96%) считает, что образовательное учреждение в целом оказывает положительное воспитательное воздействие на детей. Почти каждый пятый родитель (18.9%), принявший участие в исследовании, признал, что у него не хватает педагогических знаний и опыта.

Полученные данные могут свидетельствовать о положительном отношении родителей к школе и уважении к ней. С другой стороны, известно, что значительная часть семей не сотрудничает с образовательным учреждением, и, в силу различных причин, они становятся все более закрытыми для внешнего влияния.

Все это говорит о необходимости  высоко профессионально и тактично  работать с каждой семьей, а не только с теми, кто в силу сложившегося положительного отношения к школе легко идут на сотрудничество.

2. Эмоциональная функция.

Эта функция тесно связана с досугом, организацией свободного времени. Как показало исследование, есть родители (13.2%) для которых организация досуга детей является проблемой.

Наиболее популярной формой проведения свободного времени является просмотр телепередач (36.2%). Однако такое время провождение отрицательно влияет на развитие личности. Известно, что восприятие телепередач приводит к большому расходу энергии у человека. Быстро сменяющиеся яркие картины на экране постоянно «атакуют» в долговременной памяти образы, которые составляют индивидуальный опыт жизни ребенка. Создаются оптимальные условия для внедрения в детское сознание транслируемых по телевидению моделей поведения.

Психологи утверждают, что длительный просмотр телепередач – это не что иное, как форма психологической зависимости, уход от реальной жизни.

В данной ситуации взрослым можно предложить не критиковать впустую телевизионные программы и не запрещать детям их просмотр. Следует больше усилий направлять на организацию такого же зрелищного, динамичного и красочного детского досуга, как и телевизионные передачи, но только с пользой для здоровья и личностного развития детей.

«Важнее всего в воспитании – личный пример!» – все знают этот лозунг, но редко, кто его глубоко осознает и тем более осуществляет.

Как показал опрос, не достаточно популярными формами проведения досуга в семьях являются любимые дела. Возможно, любимым делом стало труднее заниматься из-за нехватки денег. (Более половины родителей, принявших участие в исследовании, испытывают недостаток денежных средств). Однако это происходит и из-за неумения взрослых организовать доступный по средствам, совместный и полезный для всей семьи отдых или какое-либо занятие. Поэтому и дети не умеют осуществлять такой целенаправленный поиск. У них нет интересных увлечений во время своего досуга, что в рамках профессионального и личностного самоопределения может рассматриваться как тревожащий фактор, предполагающий не успешную социализацию не только подрастающего поколения, но и самих родителей.

Эмоциональная функция семьи способствует удовлетворению потребности домочадцев в симпатии, уважении, признании, поддержке, психологической защищенности. Данная функция обеспечивает эмоциональную стабилизацию общества, содействует сохранению психического здоровья граждан.

Если в семье отсутствует атмосфера мира и взаимопомощи, если супруги недоброжелательны друг к другу и агрессивны к детям, то происходит невротизация всех членов семьи. В детях формируется психология разрушителя с дивеантным поведением. Неумение выстроить правильные отношения делает развод единственным выходом.

3.Функция интеллектуального общения.

Назначение функции интеллектуального общения – обеспечение взаимопонимания как наиболее прочного основания семьи. Ведь порой только для того, чтобы выговориться и быть услышанным приходит клиент на консультацию к психологу. Каждому члену семьи нужен уют и комфорт, отношение доверия, чувство защищенности и покоя. Но, главное, человек нуждается в том, чтобы его выслушали, поняли, и приняли таким, какой он есть.

Обеспечение функции интеллектуального общения происходит на фоне дефицита времени для общения и свидетельствует о том, что данная функция является особенно проблематичной.

Поэтому настораживает тот факт, что 60,2% родителей назвали «нехватку» времени как одну из основных причин, мешающих воспитанию детей. В то же время А.С. Макаренко считал, что для воспитания нужно не большое время, а разумное использование малого времени.

Для большинства родителей наиболее актуальной проблемой является успеваемость детей. Вслед за ней значимыми являются проблемы дисциплины, нравственное воспитание.

Каковы особенности планирования родителями перспектив своих детей?

Прослеживается ориентация не на профессию, а на образ жизни.  Это положительная тенденция. Многие родители заранее не программируют своих детей на получение определенной профессии или высокого социального статуса, а просто хотят, чтобы ребенок вырос хорошим человеком. Некоторые родители ориентируют своих детей на получение высшего образования. Они хотят видеть своих детей успешными, имеющими высокий социальный статус.

4.Функция хозяйственно – бытовых отношений.

Хозяйственно-бытовая функция семьи заключается в обеспечении семьи родным домом, питанием, одеждой; содействует сохранению здоровья членов семьи. В ходе выполнения семьей этой функции обеспечивается полноценный отдых и восстановление затраченных в общественном труде физических сил.

Две трети участников опроса имеют собственное жилье. Однако большинство испытывают материальные трудности. Четверть родителей обеспокоены отсутствием трудолюбия у своих детей. Поэтому можно предположить, что в силу объективных обстоятельств эта функция до конца не реализуется.

Если общество не создает условий для обеспечения молодой семьи собственным жильем, то отсутствие семейного крова становится причиной разладов и разводов. Молодые родители не выдерживают бремени материальных трудностей, что ведет к безотцовщине и безнадзорности детей. Поэтому возможно предположение, что самая объемная функция хозяйственно – бытовых отношений в семье, от которой в огромной степени зависит нравственное и трудовое воспитание, вообще благополучное существование семьи, является «слабым» местом для многих семей.

5. Духовная функция семьи утверждает ценность семьи; определяет необходимость исполнения Заповеди любви; реализует потребность быть с родными во всех жизненных обстоятельствах и иметь общую благословлённую судьбу. В семье создаются наилучшие условия для раскрытия творческого потенциала каждой личности с гражданской позицией созидателя.

Отсутствие духовно-религиозных оснований в современной семье искажает всю эмоционально-смысловую систему внутрисемейных отношении. Порождают безнравственность, сексуальную невоздержанность и пошлость. Негативно влияет на все функции семьи. Разводы становятся нормой.

Исследование показало, что более половины родителей считают себя верующими и полагают, что Православная Церковь способствует укреплению семьи. 80% родителей используют в воспитании детей ценности православной культуры.

И.А. Ильин писал: «человеческая семья, в отличие от «семьи» у животных, есть целый остров духовной жизни. И если она этому не соответствует, то она обречена на разложение и распад. История показала и подтвердила это с достаточной наглядностью: великие крушения и исчезновения народов возникают из духовно-религиозных кризисов, которые выражаются, прежде всего, в разложении семьи…» /7/

Семья создаётся не только ради счастья двоих, мужа и жены, но и для счастья их детей. Крепкие, духовно здоровые семьи — благополучие всего Отечества. Устойчивость семьи достигается только в том случае, если она полноценно функционирует.

Семья имеет социальную и личностную направленность, внешнюю и внутреннюю стороны жизнедеятельности. Эти качества отражаются во всех действиях членов семьи и выражаются в ее функциях. Функции семьи удовлетворяют одновременно определенные потребности каждого в семье и имеют общественную значимость.

Нарушения функций семьиэто такие особенности ее жизнедеятельности, которые затрудняют и препятствуют выполнению семьей своего предназначения. В таком случае супружеский союз в буквальном смысле «раздирается» внутриличностными противоречиями и растет число семей, духовно неграмотно и психологически беспомощно несущих последствия взаимных претензий, ссор, обид, конфликтов, кризисов и разводов.

Поиском выхода из сложившегося кризиса семьи занимаются, как государственные, так и общественные институты. Пробудилась потребность сохранения лучшего наследия отечественной культуры. Ищется национальная идея, способная выразить тысячелетние традиции России и дать ясные духовно-нравственные ориентиры в общественной жизни. Этой объединяющей идеей может стать Православие. Культура жизни православной семьи восходит к святоотеческой традиции и пронизана ее духом. Она сосредотачивает высокие смыслы человеческой жизни, которые сохраняются в традициях и передаются от родителей к детям, объединяя этнос в единый народ, сильную нацию.

Понимание основ построения настоящей семьи позволит сократить число разводов и поможет родителям правильно воспитывать своих детей, учитывая особенности детско-родительских отношений. Это может произойти, если в семью вновь вернутся христианские добродетели: вера, надежда, любовь.

Литература.

1. Афанасьева Т.М. Семья. М.: Просвещение, 1985.

2.Браун Дж., Кристеисен Д. Теория и практика семейной психотерапии. — СПб.: «Питер», 2001. —352 с.

3.ВеберГ. Кризисы любви. – М.,2002.— 304 с.

4.Витакер К. Полночные размышления семейного терапевта. – М.: «Класс», 1998. — 208 с.

5.Витакер К., Бамберри В. Танцы с семьей: семейная терапия.— М.: «Класс», 1999. —176с.

6.Зорин К.Н. И будут два одной плотью.— М.:«Русский Хронограф», 2004.—288 с.

7.Ильин И.Л. Путь духовного обновления: О семье/ Сост. Ю.Т. Лисица, собр. соч. в 10 т.. т.1. М.: «Русская книга», 1996. —400 с.

8.Кравцова М. Воспитание детей на примере святых царственных мучеников. — М.: «Благо», 2002. —286 с.

9.Культура семьи: учебное пособие/ Сост.: Н.Г. Храмова, Г.Г. Алексеева, А.А. Сараева. Кострома: ГОУВПО КГУ им. Некрасова, 2005. -208с.

10.Минияров В.М. Психология семейного воспитания.-  Воронеж: «Модэк», 2000. — 256 с.

11.Протоиерей Евгений Шестун. Православная семья. — Самара, 2000.— 272 с.

12.Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. Под ред. Е.Г. Селяевой. – М.: «ACADEMIA», 2002. – 192 с.

13.Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред.Б.Д. Карвасарского. – СПб.: «Питер».2002. —1019с.

14.Разумихина Г. Мир семьи. — М.: «Просвещение». 1986. —208 с

15.Ривина Е.К. Зачем знакомить дошкольников с родословной.- М..2005. —24 с.

16.Сапогова Е.Е. Психология развития человека. — М.: «Аспект Пресс». 2001. —460 с.

17.Сатир  В. Психотерапия  семьи.  —  СПб.:   «Речь», 2001.  —283 с.

18.Семейная психотерапия. Хрестоматия / Составители: Э.Г. Эйдемиллер. Н.В. Александрова, В. Юстицкис. — СПб.: «Питер», 2000. —506 с.

19.Соловьёв В. Смысл любви. — М.: «Путь», 1995. — 288 с.

20.Троицкий С.В. Христианская философия брака. — Клин: «Христианская жизнь», 2001.   —224 с.

21.Флоренская Т.А. Диалоги о воспитании и здоровье. – М.: «Школа-Пресс», 2001. —96 с.

Приложение

Анкета  

Предлагаем Вам принять участие  в исследовании «Социально-психологический портрет современной семьи». Только благодаря вашей помощи возможно определение основных направлений работы с семьей и решения задач воспитания подрастающего поколения. Анкетирование анонимное – фамилию указывать не надо. Выбор ответа отмечайте любым значком.

1. Ваша семья… (Выберите ответ)

а) очень крепкая: полная гармония между супругами в целом

б) крепкая, хотя между супругами иногда случаются размолвки

в) в целом устойчивая, хотя ссоры между супругами бывают часто

г) семья проблемная, взаимоотношения между супругами плохие

д) не полная

2. Как вы оцениваете состояние бюджета вашей семьи?

а) денег до зарплаты не хватает

б) живем от зарплаты до зарплаты

в) на повседневные расходы денег хватает, но покупка одежды затруднена

г) в целом желания совпадают с возможностями

д) можем почти ни в чем себе не отказывать

3. Как изменилось материальное положение Вашей семьи за последний год?

а) осталось без изменений          б) улучшилось          в) ухудшилось

4.Кто (что) оказывает на вашего ребенка основное воспитательное влияние?  

а) жена      б) муж            в) бабушки, дедушки

г) улица    д) школа         е) телевидение, компьютер

ж) книги    з) друзья, улица         и) кто (что) еще

5. Какие проблемы воспитания детей являются для вас наиболее важными?

а) незнание психологических и возрастных особенностей детей

б) дисциплина

в) нравственное воспитание

г) воспитание трудолюбия

д) организация досуга

е) несогласованность супругов в выборе методов воспитания

ж) здоровье

з) общение со сверстниками

и) успеваемость

6. Что мешает вам в воспитании детей?

а) мало времени                    б) плохие жилищные условия

в) нет педагогического опыта, знаний

г) ситуация в семье не благоприятная для воспитания детей

д) не хватает денег

7. Чем занимается ваш ребенок (дети) в свободное время?

а) спорт                                                       б) просмотр телевизора

в) слушание музыки                                   г) чтение книг   д) общение с друзьями

е) прогулки на улице                                 ж) любимое дело

8. С какими из суждений Вы согласны, а с какими нет?

а) согласен                 б) не согласен

Суждения

А

Б

1.Хороший родитель должен оберегать своих маленьких детей даже от маленьких трудностей и обид

   

2.Ребёнок, когда повзрослеет, будет благодарить родителей за строгое воспитание

   

3.Если бы родители больше интересовались делами своих детей, дети были бы лучше и счастливее

   

4.Родители должны воспитать   детей высоконравственными людьми

   

5.Родители должны считать детей равноправными по отношению к себе во всех вопросах жизни

   

6. Родители должны знать, как поступить, чтобы их дети не попали в трудные ситуации

   

7.Ребёнка, который злится на весь мир, лучше оставить в покое

   

8.Самое лучшее наследство – воспитанность

   

9.Дети, которым внушили уважение к нормам поведения, становятся хорошими уважаемыми людьми

   

10.Пороки ребенка не рождаются, а воспитываются

   

11.Воспитание детей это тяжёлая и нервная работа

   

12.Внимательный родитель должен знать, о чём думает его ребёнок

   

9. Какие меры поощрения и наказания, с Вашей точки зрения, более всего применимы к ребенку (детям)? (напишите)

меры поощрения:

меры и наказания:

10. Какое воспитательное воздействие оказывает на Вашего ребенка (детей) школа.?

а) большое положительное воздействие

б) в целом положительное воздействие

в) никакого воспитательного воздействия не оказывает

г) оказывает отрицательное воздействие

11. Какой должна быть семья в идеале? Напишите__________________________________

12. Кем (каким) бы Вы хотели видеть своего ребенка (детей) в будущем?

13.К кому (куда) бы Вы обратились за помощью в случае необходимости?

а) к родственникам

б) к друзьям

в) в школу (учителя, администрация)

г) в организацию, где работаю

д) другое

14. Можно ли сказать, что Вы:

а) верующий

б) колеблющийся

в) не верующий

15. Считаете, ли Вы, что Православная Церковь способствует укреплению семьи?

а) да

б) нет

в) затрудняюсь ответить

16.Используете ли Вы в воспитании детей ценности православной культуры?

а) да

б) нет

в) частично

Сообщите, пожалуйста, некоторые сведения о себе:

17.Ваш пол_______________ 18.Возраст_________________

19.Количество детей в семье

20.Образование

21. К какой социальной группе Вы себя относите?

1.Работник промышленного предприятия

2.Служащий государственных или муниципальных органов власти;

3.Работник сельскохозяйственного предприятия;

4.Работник бюджетной сферы (культура, образование,  здравоохранение);

5.Пенсионер;

6.Предприниматель;

7.Временно не работающий;

8.Другое

22. Вы проживаете:

1. в собственном доме

2. в муниципальной квартире

3.   в собственной квартире

4.   в общежитии

5.в съемной квартире

6.у родственников

7.другое (напишите)

Благодарим за сотрудничество!

Добавить комментарий