Как составить сенсорный профиль ребенка

Тема обучающего семинара-практикума:

«Сенсорная
интеграция детей дошкольного возраста. Сенсорный портрет ребенка дошкольного
возраста»

Аннотация: В Российской
Федерации, по неполным данным статистического учета, ежегодно рождается более
100 тыс. детей, имеющих множественные нарушения, часто сопряжённые с поражением
сенсорных и двигательных систем. Как правило, таких детей относят к категории
«дети с ограниченными возможностями здоровья». Но как много сегодня детей
категории «норма», имеющих дисфункции сенсорной интеграции.
Работая в детском коллективе можно
заметить, что дошкольники испытывают много трудностей: испытывает трудности при
закрашивании рисунков, выбиваясь за линии контуров, или не может проводить
линии, когда рисует, раскрашивает или пишет; не видит сходства и различия в
узорах или рисунках;
не всегда отвечает, когда к нему
обращаются; разговаривает монотонно или очень громко; не любит погружать пальцы
в песок, макать их в специальные краски, касаться клея и тому подобных
материалов; в целом развивается типично, но сталкивается с трудностями, учась
читать или считать; путает право и лево, верх и низ;
медленно
ходит по лестнице, чаще других детей хватается за перила. А таких примеров
можно приводить еще очень много. В проблемных ситуациях педагоги часто теряются
и списывают сложности на плохо развитое внимание, неусидчивость,
невоспитанность. Но суть проблемы кроется совсем в другом направлении – в
нарушении сенсорной интеграции дошкольника. И очень важно показать педагогам,
что реальные причинами неприемлемого поведения ребенка. Научить его определять
суть проблемы и в дальнейшем проектировать педагогический процесс опираясь на
особенные потребности ребенка.

Участники обучающего семинара – воспитатели
и специалисты дошкольного отделения «Ягодка» МАОУ СОШ №217

Место
проведения:
дошкольное
отделение «Ягодка» МАОУ СОШ №217

Форма
проведения:
обучающий
семинар-практикум

Дата
проведения:
28.10.2021
г.

Учебное
время:
60
минут

Место
проведения:
методический
кабинет

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОБУЧАЮЩЕГО
СЕМИНАРА-ПРАКТИКУМА

Цель: повысить
профессиональную компетентность воспитателей в области сенсорной интеграции
детей дошкольного возраста.

Задачи:

Обучающие:

1.                
Актуализация
знаний по проблеме сенсорной интеграции детей дошкольного возраста.

2.                
Формирование
умений составлять сенсорный портрет ребенка.

3.                
Овладение
педагогами опыт планирования работы с детьми исходя из их сенсорных
особенностей.

4.                
 Формирование
навыка оценки проектной деятельности для совершенствования профессиональных
компетенций педагогов.

Развивающие:

1.                
Развитие
операций конструктивного и дивергентного мышления на основе решения проблемных
педагогических ситуаций.

2.                
Развитие
навыков субъект-субъектного взаимодействия.

3.                
Совершенствование
навыков командного взаимодействия, способностей к сотрудничеству.

Воспитательные:

1.                
Развитие
личности профессионала.

2.                
Развитие
личностных качеств и профессиональных компетенций для осуществления развивающей
деятельности.

3.                
Мотивировать
педагога на непрерывное постоянное совершенствование профессионального
мастерства.

Формируемые
компетенции:

1.                
Эффективно
определять воспитательные цели, формы и методы работы для получения высоких
педагогических результатов.

2.                
Стремиться
повышать свою педагогическую грамотность.

3.                
Эффективно
решать педагогические проблемы используя разные методы решения задач.

4.                
Способность
оказывать адресную помощь воспитанникам опираясь на их педагогические
потребности.

5.                
Владеть
психолого-педагогическими формами работы с разными категориями обучающихся.

6.                
Уметь
составлять план работы с воспитанниками на основе диагностики индивидуальных
трудностей.

Оборудование:

1.                
раздаточный
материал: справочно-информационные материалы, бумага, ручки.

2.                
мультимедийный
проектор.

Список
рекомендуемой литературы

1.                
Айрес,
Э. Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития / Э.
Дж. Айрес; [пер. с англ. Юлии Даре]. – М. :Теревинф, 2009.

2.                
Улла
Кислинг. Сенсорная интеграция в диалоге: понять ребенка, распознать проблему,
помочь обрести равновесие / Улла Кислинг; под ред. Е.В. Клочковой; [пер. с нем.
К.А. Шарр]. – М.: Теревинф, 2010.

Технологическая карта обучающего семинара
Сенсорная интеграция детей дошкольного
возраста. Сенсорный портрет ребенка дошкольного возраста “

Тема

Сенсорная интеграция детей дошкольного возраста. Сенсорный портрет
ребенка дошкольного возраста

Основное

содержание

темы,

термины и понятия

Формирование понятия сенсорной интеграции и навыка построения
сенсорного портрета ребенка у воспитателей для выстраивания успешной
педагогической деятельности.

·        
Сенсорная интеграция, нарушения сенсорной системы (тактильные
нарушения, дисфункция вестибулярного аппарата, пропреоцептивная дисфункция,
аудиальная дисфункция,
оральные дисфункции, обонятельная
дисфункция, визуальная дисфункция, социальная дисфункция, эмоциональная
дисфункция).

Межпредметные связи

Формы работы

Методы обучения

Ресурсы:

Профессиональная педагогика,
профессиональная психология.

Групповая работа,
практическая работа, презентация моделей работы по проблемам.

Моделирование, проектная
работа в группах, метод “мозгового штурма”, метод анализа
собственной деятельности, метод решения проблемных ситуаций, практический
метод обучения, наглядный метод (презентация).

Справочно-методические материалы для проведения обучающего
семинара;

Презентация основных положений для организации проектной работы
в группах.

Характеристика этапов обучающего
семинара-практикума

Этап
семинара

Время

Цель,
задачи

Содержание
этапа

Методы
и приемы

Дидакт.
средства

Деятельность
ведущего

Деятельность
участников семинара

Планируемый
результат

1.Организация
начала семинара, создание рабочей атмосферы, постановка темы и цели
обучающего семинара

5 мин.

Формирование
готовности участников семинара к работе, , создание настроя на совместную
продуктивную деятельность в аспекте поставленных целей и задач

Приветствие
участников семинара, выполнение упражнения «Покажи…», «Мое настроение»,
направленных повышение психофизиологической работоспособности, подготовка
участников к совместной работе

Наблюдение,
беседа, устное сообщение

Упражнения
«Покажи…», «Мое настроение»

Презентация

Приветствует
участников семинара, выполняет совместно упражнения на консолидацию,
настраивает участников на совместную работу, сообщает тему, цели и задачи
семинара

Восприятие
информации, выполняют упражнения совместно с ведущим

Создание рабочей
атмосферы на занятии, установка на совместную работы по проблеме

2. Актуализация
опорных знаний и представление новых знаний участникам по проблеме: понимание
сенсорной интеграции, закономерности ее развития, способы выявления сенсорных
трудностей у детей. “Мозговой штурм”,

20 мин.

Актуализировать
представления о сенсорных особенностях дошкольников от рождения до школы,
проблемах в результате нарушений сенсорной интеграции.

Систематизация
знаний о формировании сенсорной интеграции в разные возрастные периоды,
признаки нарушения сенсорной интеграции, перечень дисфункций и
профессиональном развитии личности. ФГОС. Постановка проблемы.

Презентация
материала участникам семинара в аспекте этапов работы, «мозговой штурм» (по
средством педагогического опыта выявление особенностей детей с нарушенной
интеграцией).

Презентация

Представляет
презентацию для актуализации и систематизации понятий и постановки проблемы.

Знакомство с
особенностями сенсорной интеграции дошкольников, ее возможными нарушениями и
последствиями для детей.

Формирование
образа – модели ребёнка с нормальной и нарушенной сенсорной интеграцией.

3. Практическое
применение знаний 

Метод
моделирования,  метод решения проблемных ситуаций.

20 мин.

Подведение
участников семинара к созданию сенсорного портрета ребенка, умнею выявлять
основные трудности в развитии дошкольников и проектирование педагогической
деятельности на основе полученных данных.

Процедура
составления сенсорного портрета ребенка на основе контрольного чек-листа,
выявление основных проблем ребенка на реальном примере и предположительные
педагогические способы решения сложившихся трудностей.

Метод
моделирования, работа в группах, анализ педагогических ситуаций и поиск
решения проблемы. Упражнение «Атомы» (снятие эмоционального напряжения,
разделение на группы).

Чек-лист
«Сенсорный портрет ребенка», информационный материал

Организует
диалог с участниками семинара по построению сенсорного портрета и выводов из
проделанной работы, подводит их к определению проблем ребенка с нарушением
поведения или восприятия,  создание педагогического маршрута для ребенка с
выявленной проблематикой.

На основе
полученных знаний и материалов создают сенсорный портрет ребенка на реальном
педагогическом примере и находят пути решения выявленных проблем ребенка
применяя  опыт субъект-субъектного взаимодействия с участниками.

Умение работать
с чек-листом по созданию сенсорного портрета, вычленять сенсорные системы
ребенка, имеющими нарушения и проектировать дальнейшую педагогическую работу
с данным воспитанником.

4. Обобщение и
систематизация результатов выполненных заданий – сенсорный портрет дошкольника
и возможные варианты решения выявленных проблем.

10

Сформировать
умение воспитателей представлять результат своей деятельности –
аргументировать доказывать правильность полученных результатов

Каждая группа
представляет полученный вариант портрета с выявленными трудностями.

Показ,
комментирование, дискуссия.

Чек-лист (опора
для представления портрета), сенсорные портреты.

Организация
коммуникативной деятельности участников, помощь в представлении сенсорного
портрета дошкольника.

Предъявление
результатов творческой работы, защита проектов.

Формирование
умения публично представлять свой проект, защищать и аргументировать
основание своего выбора.

5.Рефлексия

5 мин

Анализ
результатов собственной деятельности участниками.

Анализ
результатов собственной деятельности:

Какой опыт
сегодня получил(а) и где буду применять?

Что смогу
изменить в свой профессиональной деятельности?

Метод анализа
собственной деятельности

Афоризмы,
высказывания об процессе воспитательной работы метод анализа собственной
деятельности

Выслушивание и
принятие мнений и полученного опыты участников семинара.

Анализируют
возможности применения полученного опыта и знаний, формулируют устное
высказывание по профессиональному изменению и саморазвитию.

Мотивация на
решение задач профессиональной деятельности: созданию условий, эффективному
выбору средств педагогического воздействия.

Конспект обучающего семинара-практикума:

«Сенсорная
интеграция детей дошкольного возраста. Сенсорный портрет ребенка дошкольного
возраста»

– Здравствуйте, уважаемые коллеги! На просторах
интернета я наткнулась на одну очень точную примету: если встретились 2
воспитателя или педагога, то обязательно начинается семинар! Тогда чего же
ждать нам сегодня, когда собралось вместе так много воспитателей и педагогов.

Прежде чем начать наш семинар хочу попросить каждого
из Вас в двух-трех слова охарактеризовать свое настроение.

– Что бы мы с вами настроились на рабочий лад и
привели наш мозг в рабочее состояние мы с Вами выполним упражнение «Покажи…».
Инструкция; Я буду назвать части тела – голова, руки, ноги. Надо будет показать
эти части тела, но с запозданием, например, говорю голова, а Вы ничего не
показываете, я говорю Руки, а Вы показываете голову и т.д.

– Я вижу, что Вы все взбодрились, стали активными. А это
значит можно начинать наш семинар.

Сенсорная интеграция – это организация сенсорных
сигналов, благодаря которой мозг обеспечивает эффективные реакции тела и
перцепцию, формирует эмоции и мысли (Э. Джин Айрес, 1972). (Слайд 2)

Сенсорная интеграция – является бессознательным
процессом, происходящим в головном мозге (мы не задумываемся о ней, как не
задумываемся о дыхании) (Слайд 3);

Осязание, обоняние, слух, зрение, вестибулярный
аппарат вкус информируют человека о происходящем вокруг и подсказывают, как
нужно поступить. Например, вестибулярный аппарат требует занять определенное
положение телу, неприятный вкус предупреждает о несвежести продуктов,
поглаживания и объятия расслабляют нервную систему. Процесс происходит
автоматически и обеспечивает ребенку правильное сенсомоторное развитие.

У детей с нарушением сенсорной интеграции происходит
сбой в обработке полученных от рецепторов данных. Синдром проявляется в
поведении, тактильных ощущениях, познавательном и моторном развитии. Дети с
сенсорными нарушениями кажутся истеричными, капризными, избалованными. На самом
деле, причина деструктивных реакций кроется в нарушениях работы ЦНС.

По мнению Лоер А. Хоекман, психолога, дисфункция
сенсорной интеграции вызвана двумя основными причинами: ребёнок получает
слишком много чувственной информации и его мозг перегружен; ребёнок не получает
достаточного количества чувственной информации. Упорядочивание ощущений – это и
есть сенсорная интеграция. Сенсор (от лат. sensus, «восприятие»).

Интеграция – это вид организации чего-либо.
Интегрировать – значит собрать или организовать разные части в единое целое.
Тогда части работают слаженно, как одна система.

Сенсорная интеграция представляет собой упорядочивание
ощущений, которые потом будут как-либо использованы. Ощущения дают нам
информацию о физическом состоянии нашего тела и окружающей среды.

Сенсорная интеграция, необходимая для движения,
говорения и игры, – это фундамент более сложной интеграции, сопровождающей
чтение, письмо и адекватное поведение.

При успешной сенсорной интеграции все 1005 внутренней
энергии, внимания распределяется равномерно (в соответствии с требованиями
обстановки) между всеми сенсорными системами, и каждая система работает
максимально эффективно, человек адекватно реагирует на окружающие
обстоятельства и изменения в них (Слайд 4).


Коллеги, по каким признакам у дошкольников можно определить, что у них
произошло нарушение сенсорной интеграции? (Выслушивание участников семинара)

Признаки
нарушений сенсорной интеграции (Слайд 5):

1.     Одаренность

2.     Депрессии

3.     СДВГ

4.     Нарушение
координации

5.     Неврозы

6.     Сложности
адаптации в социуме

7.     Страхи

8.     Трудности
в обучения

9.     Задержка
речевого развития

10. Расстройства
аутистического спектра

Давайте рассмотрим основные симптомы нарушения
интеграции в соответствии с сенсорными системами (Слайды 6 -11).

Сенсорная дисфункция

Признаки

Вестибулярная
дисфункция

– ребенок
постоянно хочет играть в подвижные игры с бегом, раскачиваниями,

– не устает
дольше других;

– переписывая
текст с доски теряется в строчках;

– неловок в
спортивных играх;

– плохо
справляется с заданиями, в которых задействованы обе половины тела (резание
бумаги ножницами, езда на велосипеде, завязывание шнурков);

– избегает
пересекать среднюю линию тела;

Гравитационная
дисфункция


становится тревожным, будучи оторван от земли;

– боится
упасть и высоты;


пугается подъема по наклонной поверхности;


избегает игр, угрожающих равновесию (пятнашки, футбол);


избегает наклонять голову вниз, в сторону, не нравиться переворачиваться,
лежа на полу;

Тактильная
дисфункция

– ребенок
избегает чужих прикосновений;

– не любит мыть
лицо, голову;

– не любит
погружать пальцы в песок, крайне тяжело и негативно реагирует;

– крайне
негативно переносит загрязнения рук;

– негативно
реагирует на одевание, определенные виды одежды;

– не любит
ходить босиком;

– особенно
придирчив к текстуре и температуре пищи;

– тревожится,
если к нему подходят сзади;

Зрительная дисфункция

– не может
раскрашивать замкнутые области, не выходя за край;

– с трудом
собирает мозаику;

– не любит
незнакомые места, боится потеряться;

– долго возится
с пуговицами;

– не может ровно
резать по линии, заниматься поделками;

– не видит
сходства или различия в узорах или рисунках;

Слуховая дисфункция

– не
всегда отвечает на вопросы;


неверно понимает обращенные слова;


затрудняется повторить;

– не
может указать направление, откуда идет звук;

– не
может смотреть и слушать одновременно;


монотонно и громко разговаривает;


высокая чувствительность к шуму;


выглядит обеспокоенным, когда вокруг все одновременно разговаривают,

шумят,
смеются;

Нарушение
оральных функций

– избегает
кушать твердую пищу;

– пристрастия к
несъедобным предметам;

– предпочтение
острой или кислой пищи.

Дисфункция
обоняния

– слишком
сильная или слабая реакция на запахи;

Дисфункция
эмоционального характера

– ребенок может
быть активен при индивидуальной работе с педагогом, а в коллективе
сверстников становится молчаливым и замкнутым.

Социальная
дисфункция

– испытывает
трудности в общении с детьми;

– избегает
общение  сродными и близкими людьми.

Коллеги, переходим к практической части нашего
семинара. Предлагаю Вам разбиться на 3 команды. Представим себе, что все мы
атомы. Атомы постоянно двигаются и объединяются в молекулы. Число атомов в
молекуле может быть разное, оно определяется тем, какое число я назову. Мы все
сейчас начнем быстро двигаться, и я буду говорить, например, три. И тогда атомы
должны объединиться в молекулы по три атома в каждый. После вы снова будете
передвигаться по аудитории и ждать моей команды. (команды даются несколько раз,
в последний раз участников необходимо разделить на три команды). Теперь
садитесь своими командами рядом. Продолжим.

Как же нам диагностировать нарушения сенсорной
интеграции?

Диагностика
нарушений сенсорной интеграции (Слайд 12)

Дисфункция сенсорной
интеграции также называется нарушением сенсорной обработки, которое
характеризуется изменениями в сензитивности к различным сенсорным сигналам,
трудностями моторного контроля, повышенной или пониженной активностью и
эмоциональной нестабильностью. Ранняя диагностика дисфункций сенсорной
интеграции, особенно в дошкольном возрасте очень важна, поскольку именно в этот
период происходит интенсивное формирование психики и моторики на основе тех
предпосылок, которые сформировались в более раннем возрасте, и развитие
психомоторной организации ребенка в целом на всех ее уровнях и ее различных
формах создает психологическую готовность к дальнейшему школьному обучению. Для
выявления возможных проблем с сенсорной интеграцией могут быть использованы методы
наблюдения, для выявления особенностей поведения ребенка, так называемый
сенсорный профиль, вопросы в котором строятся с учетом особенностей всех
сенсорных систем. Для составления наиболее полной картины родителям ребенка
предлагается заполнение анкеты. При наличии большого количества положительных
ответов в анкете и составлении сенсорного профиля, стоит говорить о нарушениях
сенсорной интеграции у обследуемого ребенка. Ниже представлен сенсорный
профиль, разработанный на основе опросника Э. Джин Айрес (Приложение).

Если у ребенка выявляются признаки нарушений сенсорной
интеграции, то целесообразно ввести упражнения, основанные на методах сенсорно-интегративной
коррекции. Цель упражнений на сенсорную интеграцию – это усилить,
сбалансировать, развить обработку сенсорных стимулов нервной системой. Чем
больше у ребенка будет сенсорный опыт, тем лучше будет работать мозг в целом.
Мозг обучаем. Если в занятия добавлять упражнения, направленные на стимуляцию и
обогащение сенсорного опыта, то путем тренировки возможно добиться увеличения
скорости прорабатывания сенсорной информации. Дети, которые могли быстро
перерабатывать сенсорную информацию, стали в речевом отношении развиваться
быстрее других. Упражнения могут быть использованы как для стимуляции отдельных
сенсорных каналов (зрительного, слухового, тактильного, вестибулярного и гравитационного),
если в каком-либо из них обнаруживаются элементы дезинтеграции, так и в
комплексе, направленном на общую суммацию сенсорных стимулов.

Практические рекомендации по организации
педагогической работы с детьми с нарушениями сенсорной интергации:

Идеи
для вестибулярной системы

При
низкой сенсорной чувствительности.


поощряйте занятия, которые способствуют развитию вестибулярной системы –
лошади-качалки, качели, карусель и кресла-качалки, иппотерапия.

При
высокой сенсорной чувствительности.


разделяйте деятельность на маленькие шаги, используйте визуальные подсказки для
обозначения финишной линии (напр. цветной скотч) или поощрения.

Идеи
для проприоцептивной системы

При
низкой сенсорной чувствительности.


размещайте мебель у стены комнаты, чтобы сделать передвижение по комнате проще


обозначайте границы передвижения с помощью яркого скотча на полу


прививайте правило «вытянутой руки».

-Используйте
вибромассажеры, вибрирующие игрушки, бинтование, утяжеленные одеяла.

При
высокой сенсорной чувствительности.

Все
виды занятий для развития мелкой моторики, любой вид
рукоделия,бисероплетение,рисование и раскрашивание.

Идеи
для развития органов восприятия внешних стимулов

Идеи
для обонятельной системы

При
низкой сенсорной чувствительности.


применение веществ с сильными запахами в качестве награды или переключения
внимания от неприемлемых обонятельных стимулов

-ароматерапия.

При
высокой сенсорной чувствительности.


использование чистящих средств и шампуней без запаха, отказ от ношения духов,
избавление окружающей среды от запаха по мере возможностей

Идеи
для зрительной системы

При
низкой сенсорной чувствительности.


увеличивайте применение визуальной стимуляции, использование ярких, мигающих
игрушек.


сопровождайте любые действия визуальными подсказками: предметами,карточками,игрушками.

При
высокой сенсорной чувствительности.


избегайте флуоресцентных ламп, используя вместо них окрашенные лампы


солнцезащитные очки


создайте огороженное рабочее место в классе: пространство или парту с высокими
стенками или ширмами по обеим сторонам, чтобы блокировать лишнюю визуальную
стимуляцию спереди и по бокам


используйте непроницаемые шторы

Идеи
для слуховой системы

При
низкой сенсорной чувствительности.

Музыкальная
терапия. Преимущества музыкальной терапии были заново открыты, и она часто
применяется для людей аутичного спектра. Музыкальная терапия предоставляет
уникальные возможности для коммуникации, общения и самовыражения.

При
высокой сенсорной чувствительности.


закрывайте двери и окна, чтобы уменьшить внешние звуки


готовьте ребёнка к тому, что придётся посетить шумное или людное место


беруши


аудиоплеер


создание огороженного рабочего места

Идеи
для тактильной системы

При
низкой сенсорной чувствительности.


тяжелые одеяла, спальные мешки, массажные коврики, растирание жёсткой мочалкой,
развитие мелкой моторики, работа с материалами разной фактуры и плотности.

При
высокой сенсорной чувствительности.


всегда предупреждайте ребенка, что вы собираетесь прикоснуться к нему,
приближайтесь к нему только спереди


помните, что объятия могут быть скорее болезненными, чем утешающими


постепенно знакомьте ребёнка с различными текстурами – приготовьте для этого
коробку с материалами


учите ребёнка самостоятельным действиям, позволяющим регулировать чувствительность
(например, при расчесывании волос и мытье).

– Наступило время применить полученные знания сегодня!
Каждая команда получает описание поведения ребенка. Ваша задача, используя
чек-лист, построить сенсорный портрет ребенка (Приложение , Слайд 13), а так же
возможные варианты педагогической работы с данным ребенком. На работу дается 10
минут.

– И так, мы готовы, выслушать каждую команду по
очереди. (Команды выступают по очереди, демонстрируя результаты групповой
работы, совместное обсуждение и дополнение.)

– Отличный получился результат нашего семинара.
Коллеги, прошу Вас высказаться о своих ощущениях после семинара и попробовать
ответить на вопросы «Какой опыт сегодня получил и где буду применять?», «Что
смогу изменить в свой профессиональной деятельности?».

Приложение
1

ЧЕК-ЛИСТ

СЕНСОРНЫЙ
ПОРТРЕТ РЕБЕНКА.

Ф.и. 
ребенка______________________________________________________

Дата рождения_____________________________________________________

Наличие
диагноза (какой?)_____________________________________________________

Вестибулярный аппарат, билатеральная
функция

Сенсорная
Область

Да

Нет

Пример
(конкретно что) или другое

Необязательное
заполнение

-Не любит неожиданных и
резких перемещений в пространстве

-сам перемещается очень
быстро

-ловкость при лазанье,
балансировании.

– любит прыгать на
батуте, с высоких препятствий, мебели

– качаться высоко на качелях,
кататься с высоких горок

– стереотипно
раскачивается

-любит кресло-качалки,
игрушки-качалки, гамаки

– стереотипно вращается

– любит игры со взрослым
типа верчения, кружения, подбрасывания

– любит карусели

-любить вращающиеся
стулья

– бегает взад-вперед

-любит стоять вниз
головой

– любит стоять на
ступеньках эскалатора

-любит ездить вверх-вниз
в лифте.

-вверх и вниз по
эскалатору.

– езда в автомобиле,
автобусе

-авиаперелеты

Мышечное чувство

Сенсорная
Область

Да

Нет

Пример
(конкретно что) или другое

Необязательное
заполнение

-Трудно
обучить новому движению

-не
принимает помощь взрослых или сопротивляется ей

-Не любит
подниматься в горку, по лестнице

-Располагает
руки и тело в необычной позе.

-Есть
аутостимуляции с напряжением тела

-Конечностей

-Битьем
себя по ушам и голове

-Зажимает
уши при зевании

– хлопает в
ладоши

-Ритмические
сгибания и разгибания пальцев рук.

-Машущие
движения пальцами либо всей кистью.

-Вычурный
рисунок двигательных стереотипий.


заворачивает себя в одеяло


предпочитает узкие  места (например, за диваном)

-засыпает
под тяжелым одеялом или при крепком обнимании

– настаивает
на том, чтобы одеть узкую одежду

– часто
лежит на полу

-Спотыкается
и падает или натыкается на предметы

-людей

-Изгибает
спину, когда его держат или переносят.

– держит
предметы в руке постоянно

– кладет предметы
в рот

– скрипит
зубами

– редко
плачет, когда ему больно

-навязчиво
обнимает и гладит детей

-не любит
одевать шапку и перчатки

кусает сам
себя или других,

щиплет кожу
себе или другим.

Мимика (в
том числе по фотографиям в данном возрасте): бедность мимических комплексов
(улыбки, испуга, плача и т. д.).

Напряженность,
неадекватные гримасы

Движения.

Сенсорная
Область

Да

Нет

Пример
(конкретно что) или другое

Необязательное
заполнение

Движения заторможенные, вялые

Медлительные,

Угловатые

Неуклюжие

Мешковатость

расторможенность,
возбудимость

Двигательная
порывистость,

 марионеточность
движений.

Необычные граациозность,
плавность движений

Особенности бега:
импульсивность, особый ритм, стереотипное перемежение с застываниями.

Бег с широко
расставленными руками, на цыпочках.

Особенности походки:
“деревянность” (на негнущихся ногах), порывистость,
некоординированность, по типу “заводной игрушки” и т. д.

Разница моторной ловкости
в привычной обстановке и вне ее.

Тактильное восприятие.

Сенсорная Область

Да

Нет

Пример (конкретно что)
или другое

Необязательное
заполнение

-Избегает использовать
руки для игры или уходом за собой

– не любит когда что-то
липкое на его руках (пластилин, грязь, краска)

–  любит и не любит
конкретную текстуру одежды

-Предпочитает длинные
рукава и штаны, даже в теплой погоде.

– Плохая переносимость
одежды, обуви, стремление раздеться.

-раздражают воротники,
манжеты, ярлыки на одежде, грубые швы.

-не любит мыть руки, лицо
с мылом, шампунем

– не любит мочить или
подстригать волосы

-испытывает неприятные
ощущения при касании или объятиях

– Чрезмерно боится
щекотки

– предпочитает
определенную температуру воды, воздуха (тепло, жара, горячо, холодно)

-Получает удовольствие от
ощущения разрывания, расслоения тканей, бумаги, пересыпания круп.

Сенсетивность рта.   Вкус.    Запах.

Сенсорная Область

Да

Нет

Пример (конкретно что)
или другое

Необязательное
заполнение

– предпочитает пищу
определенной консистенции

-предпочитает пищу
определенного вкуса

-Непереносимость многих
блюд.

–  лезет руками в рот,
раздирает его

-предпочитает напитки с
газом

-предпочитает напитки и
пищу определенной температуры

– Стремление есть
несъедобное.

– Сосание несъедобных
предметов, тканей.

– стереотипно произносит 
неречевые звуки(причмокивания, визг…)

– Обследование
окружающего с помощью облизывания.

Гиперчувствительность к
запахам.

Обследование окружающего
с помощью обнюхивания.

-Не различает запахи
съедобного и несъедобного

– Имеет тенденцию
игнорировать неприятные ароматы, когда они присутствуют

Какие
продукты предпочитает (подробные данные на отдельном листе)

Какие
продукты не ест

Звук

Сенсорная Область

Да

Нет

Пример (конкретно что)
или другое

Необязательное
заполнение

– Отсутствие реакции на
звук

– не показывает вид, что
слышит, что люди говорят

Стремление к звуковой
аутостимуляции: сминанию и разрыванию бумаги, шуршанию целлофановыми
пакетами, раскачиванию створок двери.

– любит игрушки, которые
издают конкретные звуки

– Ранняя любовь к музыке.

– Хороший музыкальный
слух.

-любит музыку и
конкретные звуки, произведения, исполнителей

-Характер предпочитаемой
музыки.

-Ее роль в осуществлении
режима, компенсация поведения.

– любит, когда говорят с
ним, как говорят в мультфильмах

– любит, когда  говорю
мягким голосом, шепотом

– закрывает ушки

–  отрицательная реакция
на музыку.

– Страхи отдельных
звуков.

– плачет, когда  включают
домашние электроприборы (посудомойку, пылесос)

– может слышать очень
слабые звуки

– Предпочтение тихих
звуков.

– Отсутствие привыкания к
пугающим звукам.

вздрагивает при
неожиданном звуке

Зрение.

Сенсорная Область

Да

нет

Пример (конкретно что)
или другое

Необязательное
заполнение

-Упорный поиск
определенных зрительных ощущений.

– Длительное вызывание
стереотипной смены зрительных ощущений (при включении и выключении света,
открывании и закрывании дверей, двиганий стекол полок, верчении колес,
пересыпании мозаики и т. д.).

– выстраивает вещи в
линию

– Стойкое стремление к
созерцанию ярких предметов, их движения, верчения, мелькания страниц.

– стереотипные движения
пальцами, кистью руки, предметом близко  около глаз. Задержка на этапе
рассматривания своих рук, перебирания пальцев у лица.

– Рассматривание и
перебирание пальцев матери.

– смотрит на предметы,
скосив глаза

– смотрит на предметы из
необычного угла зрения

-Зрительная
гиперчувствительность: испуг, крик при включении света, раздвигании штор;
стремление к темноте.

– часто закрывает глаза

– предпочитает темноту,
неяркий свет

-любит играть в игры с
повязкой на глазах, прозрачным платком, пакетом на голове

– избегает солнечного
света

-прослеживает глазами за
предметом

-отслеживает действия
своей рукой (координация рука-глаз)

-Взгляд
“сквозь” объект.

-“Псевдослепота”.

-Сосредоточенность
взгляда на “беспредметном” объекте: световом пятне, участке
блестящей поверхности, узоре обоев, ковра, мелькании теней

. Завороженность таким
созерцанием.

-Раннее различение
цветов.

-Рисование стереотипных
орнаментов

-Любит играть с мелкими предметами
(бусинки, соломинки, кнопки)

-Любит собирать из блоков
ЛЕГО, пазлы.

Приложение 2

Педагогический пример 1

Мальчик, 5 лет, у него отмечались непоседливость,
многословие, привычка перебивать собеседника, вторжение в чужие игры и их дезорганизация,
неумение соблюдать тишину, очередность, неспособность довести начатое дело до
конца, непонимание опасных ситуаций, постоянные поиски нужных вещей и т.п.
Посторонний наблюдатель может сделать вывод, что эти дети гораздо активнее
обычных, однако эта активность ничем не мотивирована.

Педагогический пример 2

Девочка, 7 лет. В дошкольном возрасте она была
творческой девочкой, часто на ватмане рисовала большие насыщенные картины. Ей
нравилось петь и танцевать под музыку. Когда она пошла в школу, возникли
проблемы – с трудом могла выписывать буквы, скопировать с доски в тетрадь
представляло ей большую трудность. Кроме того, у нее часто ломались карандаши,
так ка она сильно на них нажимала. А когда на читала, часто переставляла буквы
местами.

Педагогический пример 3

Девочка, 4 года, очень смышлёная разговорчивая,
развивалась нормально. Она очень часто капризничала и плакала, очень плохо
спала. Успокаивалась только тогда, когда ее брали на руки и качали, с самого
раннего возраста она не любила мыться в ванной, резко отрицательно реагировала
на прикосновения одежды, одеяла, игрушек, вкуси запах многих продуктов, на
громки и необычные звуки. А еще ей не нравилось, когда ее держали не так как она
привыкла.



Сенсорный профиль ребенка

(С) Ененкова Л.Н

СЕНСОРНЫЙ ПРОФИЛЬ РЕБЕНКА.

Ф.и. ребенка______________________________________________________

Дата рождения_____________________________________________________

Наличие диагноза (какой?)_____________________________________________________

Есть ли снижение слуха у ребенка? ДА НЕТ

Есть ли нарушения в строении рта? ДА НЕТ

Есть ли нарушения физического зрения у ребенка? ДА НЕТ

Вестибулярный аппарат, билатеральная функция

Пример (конкретно что)

или другое

Необязательное заполнение

Не любит неожиданных и резких перемещений

в пространстве

сам перемещается очень быстро

ловкость при лазанье, балансировании.

любит прыгать на батуте, с высоких

препятствий, мебели

качаться высоко на качелях, кататься с

высоких горок

стереотипно раскачивается

любит креслокачалки, игрушкикачалки,

гамаки

любит игры со взрослым типа верчения,

кружения, подбрасывания

любить вращающиеся стулья

любит стоять вниз головой

любит стоять на ступеньках эскалатора

любит ездить вверхвниз в лифте.

вверх и вниз по эскалатору.

езда в автомобиле, автобусе

Другое:

(С) Ененкова Л.Н

Пример (конкретно что)

или другое

Необязательное заполнение

Трудно обучить новому движению

не принимает помощь взрослых или

сопротивляется ей

Не любит подниматься в горку, по лестнице

Располагает руки и тело в необычной позе.

Есть аутостимуляции с напряжением тела

Битьем себя по ушам и голове

Зажимает уши при зевании

Ритмические сгибания и разгибания пальцев

рук.

Машущие движения пальцами либо всей

кистью.

Вычурный рисунок двигательных стереотипий.

заворачивает себя в одеяло

предпочитает узкие места (например, за

диваном)

засыпает под тяжелым одеялом или при

крепком обнимании

настаивает на том, чтобы одеть узкую одежду

Спотыкается и падает или натыкается на

предметы,

Изгибает спину, когда его держат или

переносят.

держит предметы в руке постоянно

(С) Ененкова Л.Н

Пример (конкретно что)

или другое

Необязательное заполнение

редко плачет, когда ему больно

навязчиво обнимает и гладит детей

не любит одевать шапку и перчатки

кусает сам себя или других,

щиплет кожу себе или другим.

Мимика том числе по фотографиям в данном

возрасте): бедность мимических комплексов

(улыбки, испуга, плача и т. д.).

Напряженность, неадекватные гримасы

Другое:

(С) Ененкова Л.Н

Пример (конкретно что)

или другое

Необязательное заполнение

расторможенность, возбудимость

Двигательная порывистость,

марионеточность движений.

Необычные граациозность, плавность движений

Особенности бега: импульсивность,

особый ритм, стереотипное перемежение с

застываниями.

Бег с широко расставленными руками, на

цыпочках.

Особенности походки: “деревянность” (на

негнущихся ногах), порывистость,

некоординированность,

по типу “заводной игрушки” и т. д.

Разница моторной ловкости в привычной

обстановке и вне ее.

Другое:

(С) Ененкова Л.Н

Пример (конкретно что)

или другое

Необязательное заполнение

Избегает использовать руки для игры или

уходом за собой

не любит когда чтото липкое на его руках

(пластилин, грязь, краска)

любит и не любит конкретную текстуру

одежды

Предпочитает длинные рукава и штаны, даже в

теплой погоде.

Плохая переносимость одежды, обуви,

стремление раздеться.

раздражают воротники, манжеты, ярлыки на

одежде, грубые швы.

не любит мыть руки, лицо с мылом, шампунем

не любит мочить или подстригать волосы

испытывает неприятные ощущения при

касании или объятиях

Чрезмерно боится щекотки

предпочитает определенную температуру

воды, воздуха (тепло, жара, горячо, холодно)

Получает удовольствие от ощущения

разрывания, расслоения тканей, бумаги,

пересыпания круп.

Обследование окружающего преимущественно

с помощью ощупывания

Другое:

(С) Ененкова Л.Н

Сенсетивность рта. Вкус. Запах.

Пример (конкретно что) или

другое

Необязательное заполнение

предпочитает пищу определенной

консистенции

предпочитает пищу определенного вкуса

Непереносимость многих блюд.

лезет руками в рот, раздирает его

предпочитает напитки с газом

предпочитает напитки и пищу

определенной температуры

Стремление есть несъедобное.

Сосание несъедобных предметов, тканей.

стереотипно произносит неречевые

звуки(причмокивания, визг…)

Обследование окружающего с помощью

облизывания.

Гиперчувствительность к запахам.

Обследование окружающего с помощью

обнюхивания.

Не различает запахи съедобного и

несъедобного

Имеет тенденцию игнорировать

неприятные ароматы, когда они

присутствуют

Какие продукты предпочитает (подробные

данные на отдельном листе)

Другое:

(С) Ененкова Л.Н

Пример (конкретно что)

или другое

Необязательное

заполнение

Отсутствие реакции на звук

не показывает вид, что слышит, что люди

говорят

Стремление к звуковой аутостимуляции:

сминанию и разрыванию бумаги, шуршанию

целлофановыми пакетами, раскачиванию створок

двери.

любит игрушки, которые издают конкретные

звуки

Ранняя любовь к музыке.

Хороший музыкальный слух.

любит музыку и конкретные звуки,

произведения, исполнителей

Характер предпочитаемой музыки.

Ее роль в осуществлении режима, компенсация

поведения.

любит, когда говорят с ним, как говорят в

мультфильмах

любит, когда говорю мягким голосом, шепотом

отрицательная реакция на музыку.

Страхи отдельных звуков.

плачет, когда включают домашние

электроприборы (посудомойку, пылесос)

может слышать очень слабые звуки

Предпочтение тихих звуков.

Отсутствие привыкания к пугающим звукам.

вздрагивает при неожиданном звуке

Другое:

(С) Ененкова Л.Н

Пример (конкретно что) или

другое

Необязательное заполнение

Упорный поиск определенных зрительных

ощущений.

Длительное вызывание стереотипной смены

зрительных ощущений (при включении и

выключении света, открывании и закрывании

дверей, двиганий стекол полок, верчении

колес, пересыпании мозаики и т. д.).

выстраивает вещи в линию

Стойкое стремление к созерцанию ярких

предметов, их движения, верчения, мелькания

страниц.

стереотипные движения пальцами, кистью

руки, предметом близко около глаз. Задержка

на этапе рассматривания своих рук,

перебирания пальцев у лица.

Рассматривание и перебирание пальцев

матери.

смотрит на предметы, скосив глаза

смотрит на предметы из необычного угла

зрения

Зрительная гиперчувствительность: испуг,

крик при включении света, раздвигании штор;

стремление к темноте.

предпочитает темноту, неяркий свет

любит играть в игры с повязкой на глазах,

прозрачным платком, пакетом на голове

избегает солнечного света

прослеживает глазами за предметом

отслеживает действия своей рукой

(координация рукаглаз)

(С) Ененкова Л.Н

Пример (конкретно что) или

другое

Необязательное заполнение

Сосредоточенность взгляда на

“беспредметном” объекте: световом пятне,

участке блестящей поверхности, узоре обоев,

ковра, мелькании теней

. Завороженность таким созерцанием.

Раннее различение цветов.

Рисование стереотипных орнаментов

Любит играть с мелкими предметами

(бусинки, соломинки, кнопки)

Любит собирать из блоков ЛЕГО, пазлы.

Другое:

Как узнать, что вашему ребенку нужна помощь специалиста по сенсорной интеграции?

Самый главный признак того, что важно пройти диагностику сенсорной интеграции –
вы не можете повлиять на поведение и развитие ребенка обычными способами. В этом случае встает вопрос – почему ребенок себя так ведет?

Одной из причиной может быть нарушение сенсорной интеграции у ребенка. Если это так, то это важно быстро узнать и сразу с этим помочь, чтобы не усугублять состояние ребенка, не закреплять у него нежелательное поведение.

Ведь поведение ребенка нарушает обычный ход жизни семьи и заставляет всех искать нестандартные способы организации жизни с ребенком.

Самый распространенный способ понять, если у ребенка нарушение сенсорной интеграции – это прийти на встречу к такому специалисту, он проведет диагностику (сделает практические пробы с ребенком), даст свое заключение и рекомендации.

Или пройти нашу диагностику онлайн и сразу получить ответ – есть ли у моего ребенка сенсорные особенности, или нет?

   Авторские материалы от Мастерская лого. Узнать подробнее

В последнее время к нам поступает много вопросов по сенсорным особенностям детей. 

Прекрасно, если в команде есть специалист по сенсорной интеграции, но зачастую нам приходится самим искать причины и корректировать свою работу учетом сенсорных дефицитов. 

Сегодня мы делимся с вами опросником в формате word по составлению сенсорного профиля О. Богдашиной

ИП Балдина Екатерина Адольфовна

ОГРНИП: 321508100524423

ИНН:503210100346

Все права защищены ©2021-2023

Для выявления возможных проблем с сенсорной интеграцией используется метод наблюдения, и заполнение анкеты разработанной на основании опросника Э. Джин Айрес.

Анкета для определения сенсорного профиля.

ФИО ребенка__________________ Возраст ____________

Зрительное восприятие

Замечаете ли Вы, что Ваш ребенок:

  • Испытывает трудности при закрашивании рисунков, не выбиваясь за линии контуров, или не может проводить линии, когда рисует, раскрашивает или пишет?

  • Испытывает трудности, собирая мозаику и строит что-либо из кубиков?

  • Не может рассчитать шаги, поднимаясь/спускаясь по лестнице?

  • Не любит незнакомые места, так как боится, что легко может там потеряться?

  • Не видит сходства и различия в узорах или рисунках?

  • С трудом находит что-либо в ящике стола или различает лицо в толпе?

  • Долго возится с пуговицами/молниями на одежде или надевает обувь не на ту ногу?

  • Не может резать ровно по линии и /или склеивать предметы и бумагу в нужном месте?

Звуковое восприятие

Замечаете ли Вы, что Ваш ребенок:

  • Не всегда отвечает, когда к нему обращаются?

  • Неверно понимает обращённые к нему слова?

  • Путает схожие по звучанию слова (например, «принеси кошку» вместо «принеси ложку»)?

  • Затрудняется повторить за кем-либо слова или предложения?

  • Невнятно говорит: неправильно произносит слова или спотыкается на многосложных словах (например, говорит «сипед» вместо «велосипед»)

  • Частично понимает, но пропускает детали внятно произнесенных описаний, указаний или рассказов?

  • В тишине слышит хорошо, но в шумной обстановке путается?

  • Не может верно указать направление, откуда идёт звук?

  • Не может смотреть и слушать одновременно?

  • На групповых занятиях (играх) несколько отстранен, не интересуется происходящим или вообще избегает групповых мероприятий?

  • Странно отвечает на вопросы, неправильно их понимая?

  • Разговаривает монотонно или очень громко?

  • Демонстрирует высокую чувствительность к шуму и время от времени слышит то, чего не слышат другие?

  • Выглядит рассеянным или ошарашенным, если вокруг смеются, шумят или разговаривают все одновременно (например, в кафе)?

Тактильное восприятие

Замечаете ли Вы, что Ваш ребенок:

  • Избегает чужих прикосновений или отворачивает лицо от всего, что находится близко к нему?

  • Не любит мыть лицо и голову?

  • Боится осмотров у стоматологов больше, чем другие дети?

  • Терпеть не может, когда ему стригут волосы или ногти на руках или ногах?

  • Не любит, когда его касаются, даже по-дружески или из чувства симпатии, уворачивается от объятий, даже если его всего лишь похлопывают по плечу, склонен избегать любого физического контакта с друзьями, хотя с удовольствием болтает и общается с ними?

  • Каждый раз реагирует на прикосновения по-разному и странным образом?

  • Негативно реагирует на одевание, определенные виды или особенности одежды (например, на эластичные манжеты, определенную длину рукава, швы и т.д.)?

  • Тревожится сильнее обычного, если к нему подходят сзади или если он не видит происходящего?

  • Сильно беспокоится, когда люди находятся близко к нему (например, в очереди или в толпе)?

  • Испытывает необычную потребность в прикосновении или, наоборот, избегании прикосновений к определенным поверхностям или предметам с конкретной текстурой, таким как одеяла, ковры или мягкие игрушки?

  • Не любит погружать пальцы в песок, макать их в специальные краски, касаться клея и тому подобных материалов?

  • Не любит ходить босиком, особенно по песку или траве?

  • Особенно придирчив к консистенции или температуре пищи?

Вестибулярное восприятие

Замечаете ли Вы, что Ваш ребенок:

  • В целом развивается типично, но сталкивается с трудностями, учась читать или считать?

  • Постоянно хочет играть /долго играет в подвижные игры, включающие раскачивание, бег, прыжки, и не устает дольше других детей?

  • Не может удержать взгляд на движущемся предмете или, переписывая текст с доски в тетрадь, «теряется» в строчках?

  • Не особенно ловок в спортивных играх?

  • Чаще сверстников падает и иногда терпит неудачу, пытаясь предупредить падение (или вовсе не пытается удержаться от падения)?

  • Становится тяжелым, когда Вы пытаетесь помочь ему переместиться в нужное положение и сохранить равновесие?

  • Не может сидеть прямо или скрючивается, сидя за столом?

  • Плохо справляется с заданиями, в которых задействованы обе руки или обе стороны тела, например, с разрезанием бумаги ножницами (здесь надо держать одной рукой лист, а другой резать), прыжками с разведением рук и ног, завязыванием шнурков, ездой на велосипеде и т.д.?

  • Меняет руки, выполняя задание (например, при письме), хотя ему уже больше 6 лет?

  • Путает право и лево, верх и низ?

  • Переворачивает буквы зеркально, например, Я и R, или пишет не слева направо, а в иных направлениях?

  • Избегает пересекать среднюю линию своего тела: например, предпочитает повернуться всем телом вместо того, чтобы протянуть руку поперек осевой линии тела?

  • Демонстрирует резкие и неритмичные движения?

  • Выглядит неорганизованным или «потерянным в пространстве»?

Гравитационное восприятие.

Замечаете ли Вы, что Ваш ребенок

  • Становится тревожным, будучи оторван от земли, или упорно старается сохранять вертикальное положение, стремясь к тому, чтобы ноги всегда находились внизу?

  • Очень боится упасть, боится высоты?

  • Боится ездить на эскалаторе и в лифте?

  • Реагирует на движение или изменение положения головы появлением симптомов стресса?

  • Избегает наклонять голову вниз или в сторону, и ему не нравится кувыркаться через голову или просто переворачиваться, лежа на полу?

  • Не получает, в отличие от сверстников, большого удовольствия от игры на детской площадке с гимнастическими снарядами, не любит движущихся игрушек и не играет в них?

  • Избегает прыгать с высоты, но если и прыгает, то прыжок отнимает у него много времени и сил?

  • Медленно ходит по лестнице, чаще других детей хватается за перила?

  • Никуда не поднимается, даже когда имеет возможность держаться обеими руками?

  • Пугается подъема по наклонной поверхности, словно вопреки реальности высота ему кажется слишком большой?

  • Особенно боится потерять равновесие?

  • Во время поездок на машине боится резко поворачивать за угол или не любит очень извилистых дорог?

  • Ошибается в оценке пространства и расстояний?

  • Тревожится, если его внезапно потянут за плечи, когда он сидит?

  • Избегает игр, предполагающих непредсказуемое перемещение окружающих, особенно тех, что угрожают его равновесию (пятнашки, футбол, «вышибалы»)?

  • Выглядит тревожным, незащищенным, попадая на открытое пространство?

Если в каком-либо разделе имеется более, чем 3 положительных ответов, то у ребенка имеются признаки нарушения сенсорной интеграции в его деятельность целесообразно ввести упражнения сенсорно-интегративной коррекции.

Признаки нарушения сенсорной интеграции в поведении ребенка.

Проявления вестибулярной дезинтеграции:

  • Ребенок постоянно хочет играть в подвижные игры с бегом, раскачиваниями,

  • Не устает дольше других;

  • Переписывая текст с доски теряется в строчках;

  • Не ловок в спортивных играх;

  • Плохо справляется с заданиями, в которых задействованы обе половины тела (резание бумаги ножницами, езда на велосипеде, завязывание шнурков);

  • Избегает пересекать среднюю линию тела;

Проявления гравитационная дезинтеграции:

  • Становиться тревожным, будучи оторван от земли;

  • Боится упасть и высоты;

  • Пугается подъема по наклонной поверхности;

  • Избегает игр, угрожающих равновесию (пятнашки, футбол);

  • Избегает наклонять голову вниз, в сторону, не нравиться переворачиваться, лежа на полу;

Проявления тактильной дезинтеграции:

  • Ребенок избегает чужих прикосновений;

  • Не любить мыть лицо, голову;

  • Не любит погружать пальцы в песок, крайне тяжело и негативно реагирует;

  • Крайне негативно переносит загрязнения рук;

  • Негативно реагирует на одевание, определенные виды одежды;

  • Не любит ходить босиком;

  • Особенно придирчив к текстуре и температуре пищи;

  • Тревожиться, если к нему подходят сзади;

Проявления зрительной дезинтеграции:

  • Не может раскрашивать замкнутые области, не выходя за край;

  • С трудом собирает мозаику;

  • Не любит незнакомые места, боится потеряться;

  • Долго возиться с пуговицами;

  • Не может ровно резать по линии, заниматься поделками;

  • Не видит сходства или различия в узорах или рисунках;

Проявления слуховой дезинтеграции:

  • Не всегда отвечает на вопросы;

  • Неверно понимает обращенные слова;

  • Затрудняется повторить;

  • Не может указать направление, откуда идет звук;

  • Не может смотреть и слушать одновременно;

  • Монотонно и громко разговаривает;

  • Высокая чувствительность к шуму;

  • Выглядит обеспокоенным, когда вокруг все одновременно разговаривают, шумят, смеются;

Если у ребенка выявляются признаки нарушений сенсорной интеграции, то целесообразно ввести упражнения, основанные на методах сенсорно-интегративной коррекции.

Добавить комментарий