Выберите тему
- Для начинающих
- Мат в 1
-
Мат в 2
- Мат в 2. Простые
- Мат в 2. Средние
- Мат в 2. Сложные
-
Мат в 3
- Мат в 3. Простые
- Мат в 3. Средние
- Мат в 3. Сложные
-
Мат в 4
- Мат в 4. Простые
- Мат в 4. Средние
- Мат в 4. Сложные
- Этюды. 1 разряд
Номер
Для многих игроков решить шахматный этюд — наслаждение не меньшее, чем выиграть у реального соперника. Это увлекательные композиции, в которых количество ходов неограниченно и всегда есть место для фантазии. Преподаватели Русской Шахматной Школы предлагают сборник шахматных этюдов с ответами, которые доставят вам удовольствие и помогут развить стратегическое мышление.
Подробнее
Свернуть
В чем их особенность
Главное отличие этюда от задачи в том, что здесь нет строгого ограничения по ходам и есть
много вариантов достижения цели. По сути, этюд ближе к реальной партии, нежели простая
задача. Некоторые даже называют его настоящей поэзией шахматного мира и это недалеко от
истины. Некоторые шахматисты специализируются именно на составлении и решении такого рода
заданий, их называют «этюдисты» или «шахматный композитор».
Основная прелесть шахматных этюдов для начинающих с ответами — тренировка способности
видеть всю картину целиком и находить несколько способов, как можно решить партию в свою
пользу. Благодаря таким задачам мы:
- тренируем комбинационное зрение и внимательность;
- учимся находить большое разнообразие ходов;
- начинаем понимать, как не просто поставить мат королю соперника, но получить стратегическое преимущество на доске.
Решать такие задания сложнее, но интереснее. Они подходят как для начинающих
шахматистов, так и для игроков с определённым стажем. РШШ предлагает попробовать свои силы
в шахматных этюдах онлайн. Вы сами выбираете время и место, когда играть, никто не
ограничивает вас во времени и количестве ходов. Если же попали в затруднительную ситуацию и
никак не получается достичь цели — всегда можно посмотреть ответы. Очень надеемся, что вы
получите истинное удовольствие от решения заданий!
У этого термина существуют и другие значения, см. Этюд (значения).
Ша́хматный этю́д (от фр. étude, буквально — изучение, исследование) — составленная шахматным композитором позиция, в которой одной из сторон (обычно белым) предлагается выполнить задание (выиграть или сделать ничью) без указания количества ходов, необходимых для достижения этой цели. Шахматист, составляющий этюды, называется этюдистом.
Этюдное искусство[править | править код]
Этюд более близок к практической партии, чем задача. Начальная позиция этюда выглядит обычно естественной и напоминает положение из партии (чаще всего из эндшпиля, реже — из середины игры). Решение этюда состоит в нахождении задуманного автором пути, ведущего к выполнению задания.
Художественные принципы[править | править код]
Скрытность и трудность решения этюда достигаются путём маскировки основной идеи при помощи вступительной игры и предоставления чёрным возможности активной контригры. В этюде необходимо соблюдать основные принципы этюдной шахматной композиции[1]:
- Легальность начальной позиции, естественность и экономичность её формы.
- Решаемость во всех вариантах.
- Решение обязано быть единственным (при лучших ответах противника), труднонаходимым и должно производить художественное впечатление. Побочные решения в тематических вариантах недопустимы.
Этюдная тематика[править | править код]
Тематика шахматных этюдов чрезвычайно разнообразна. Ниже перечислены самые популярные темы.
- Традиционные темы: мат, пат, выигрыш фигуры.
- Позиционная ничья. Это практически отдельный жанр со своим обширным набором тем: блокада, привязывание, вечный шах, вечное нападение и др.
- Цугцванг, в том числе взаимный.
- Превращение пешек в слабые фигуры.
- Отказ от взятия фигуры.
- Доминация — ситуация, когда неприятельская фигура на свободной доске проигрывается при любом своём ходе.
- Систематическое движение комплекса фигур.
- Эхо-синтез: повторение однотипной идеи в разных вариантах.
- Тонкое позиционное маневрирование.
- Перенос в этюд задачных идей: критический ход, освобождение линии, отвлечение, перекрытие и т. п.
См. также: Категория:Темы в шахматной композиции.
Связанные термины[править | править код]
- Аристократ — этюд без пешек.
- Дуаль — незначительное отклонение от единственности решения.
- Близнец — вариант этюда с почти такой же начальной позицией, но существенно иным решением.
- Малютка — этюд, число фигур в котором не более пяти.
- Миниатюра — этюд, число фигур в котором не более семи.
История этюда[править | править код]
В ходе развития этюдного творчества требования к его форме и содержанию претерпевали изменения.
Мансубы[править | править код]
Этюд возник как самостоятельная форма композиции из мансуб и при анализе окончаний партий. Первые дошедшие до нас этюды — арабские и среднеазиатские мансубы — составлены ещё по правилам шатранджа, часто громоздки по построению, однако принципиально не отличаются от современных этюдов.
Средневековая Европа[править | править код]
Первые европейские сборники шахматных этюдов датируются XIII веком (см. «Бонус Социус»). Значительная часть включённых в них этюдов — это мансубы из исламских рукописей. С XV века старые правила шатранджа начали постепенно заменяться на современные; игра становилась гораздо более динамичной и богатой.
В XV—XVI веках вышло несколько шахматных книг (Луис Рамирес Лусена, Педро Дамиано), содержащих новые правила игры, руководство по дебютам, а также антологию этюдов и задач. Трактат Дамиано (на итальянском) получил особенную популярность, переиздавался 8 раз, был переведён на несколько языков. В XVI веке аналогичные по содержанию книги выпустили Джулио Чезаре Полерио и Алессандро Сальвио.
Большую роль в развитии композиции сыграли Эрколе дель Рио, Джамбатиста Лолли, Филипп Стамма и Франсуа-Андре Даникан Филидор, сильные шахматисты и авторы содержательных шахматных сборников (XVIII век). Приведённые в этих работах этюды по существу представляют собой эндшпильные позиции с неочевидным решением.
Решение этюда Лолли: 1.Крd6 Крf8! (чтобы на 2.Крe6 ответить 2…Крe8) 2.f7! Кр:f7 3.Крd7 Крf8 4.Крe6 Kpg7 5.Kpe7 Kpg8 6.Kpf6, далее выигрыш прост.
Становление этюдного творчества (XIX век)[править | править код]
a | b | c | d | e | f | g | h | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
8 |
|
8 | |||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
a | b | c | d | e | f | g | h |
Выигрыш
(3 + 3)
Среди обширной шахматной литературы XIX века выделяется монументальный «Сборник лучших шахматных задач» Аарона Александра (1846), содержащий 2000 лучших этюдов и задач разных авторов. К середине XIX века крупные этюдисты имелись во всех развитых странах; среди них Луи Шарль де Лабурдонне, Адольф Андерсен, Лионель Кизерицкий и другие.
Как уже упоминалось выше, вначале этюды имели преимущественно аналитический характер и форсированное решение, красоте комбинации или манёвра уделялось недостаточное внимание.
Историю современного этюда принято начинать со сборника этюдов И. Клинга и Б. Горвица (1851). Они стали не только крупнейшими этюдистами своего времени (более 200 этюдов), но и родоначальниками значительного количества этюдных тем. Кроме того, им принадлежит сам термин «этюд» (нем. Studie; в русский язык, по инициативе М. И. Чигорина, вошёл его французский аналог[2]). В творчестве Клинга и Горвица ещё немало чисто аналитических позиций, но немало и ярких, зрелищных этюдов, красота которых заслуживает быть отмеченной и с современной точки зрения.
Решение этюда Клинга и Горвица: 1. Крa6! (см. 7-й ход белых)[3] Фg6+ 2. Крa7! Фg1+ 3. Крa8! Фb1 4. Фe5+ Фb2 5. Фe1+ Фb1 6. Фc3+ Фb2 7. Фa5+ Крb1 8. Сe4+ Крc1 9. Фe1×
В 1862 году в Лондоне был проведен первый в мире конкурс составления задач и этюдов; треть призов по разделу этюдов получили Клинг и Горвиц. Благодаря подъёму интереса к шахматам такие конкурсы вскоре стали массовым явлением. Начали выходить шахматные журналы и газеты, образовались национальные школы шахматных композиторов (немецкая, чешская, русская и другие).
Мастера этюда конца XIX века[править | править код]
К концу XIX века в творчестве ряда этюдистов начинают формироваться отдельные творческие принципы современного этюда (Йесперсен (Дания), Зеверс и Амелунг (российская Прибалтика) и др.). Принцип экономичности построения, утвердившийся в задаче, становится ведущим и в этюде. Постепенно изживается форсированность решения, разрабатываются новые технические приёмы, расширяется этюдная тематика.
Выигрыш |
Выигрыш |
Выигрыш |
18 мая 1895 года в шотландской газете «Уикли ситизен» был опубликован знаменитый «этюд Сааведры», появившийся на свет благодаря усилиям редактора шахматного раздела Ж. Барбье и местного католического священника Фернандо Сааведры (1847—1922)[4]. Изысканная красота этюда стала настоящим открытием. Шедевр послужил мощным стимулом для шахматных композиторов в их стремлении усилить эстетическую сторону этюда и парадоксальную, зрелищную сторону решения. Решение этюда: 1.c7 Лd6+ 2.Крb5! (2.Крc5? Лd1 и Лc1+, или 2.Крb7? Лd7) Лd5+ 3.Крb4 Лd4+ 4.Крb3 Лd3+ 5.Крc2 Лd4! (ожидая 6.c8Ф? Лc4+! 7.Ф:c4 пат) 6.c8Л!! Лa4 7.Крb3!
Ещё одним «автором одного шедевра» стал голландский мастер Луис ван Флит (Louis van Vliet, 1854—1932), опубликовавший свой классический этюд в 1888 году. Решение этюда ван Флита: 1.Фb4! Цугцванг. Далее возможны 3 варианта.
- 1…Фd5(f3) 2.Фa4+ Крb6 3.Фb3+!! Ф:b3 4.b8Ф+
- 1…Фg2 2.Фa3+ Крb6 3.Фb2+!! Ф:b2 4.b8Ф+
- 1…Фh1 2.Фa3+ Крb6 3.Фb2+ Крc7 (иначе та же жертва) 4.Фh2+!! Ф:h2 5.b8Ф+
Австрийский этюдист Герман Нейштадтль (Hermann Neustadtl, 1862—1909) оставил в истории этюда несколько ярких классических произведений. Решение его этюда: 1.Сh5!! Крg3 2.С:g6! Крf4 3.h7 Далее два варианта:
- 3…Лc8 4.Сe8! и 5.g6 с выигрышем.
- 3…Лc3+ 4.Крb4 Лh3 5.Сh5! и 5.g6.
Лидером австрийской школы композиции на рубеже XIX—XX веков был мастер Иоганн Непомук Бергер, крупный теоретик, многолетний редактор шахматной газеты «Дойче шахцайтунг». В датской школе активно действовал Йеспер Йесперсен (Jesper Karl Lorenz Jespersen, почти 3500 задач и этюдов).
Первый русский мастер Александр Петров составлял только задачи, но его ученики Карл Яниш и Илья Шумов стали первыми русскими этюдистами. Одновременно сильная школа шахматных композиторов появилась в российской Прибалтике: Фридрих Амелунг, братья Янис Бетиньш и Карлис Бетиньш и др. Первый в России этюдный конкурс был проведен в 1895 году газетой «Rigaer tageblatt».
Школа Троицкого[править | править код]
Подлинным основоположником художественного этюда явился Алексей Троицкий, первые работы которого относятся к 1895 году. Он не только дал законченное теоретическое и творческое определение принципов этюдной композиции, но и виртуозно продемонстрировал их на примере собственного творчества.
Этюд 1. Выигрыш |
Этюд 2. Ничья |
Этюд 3. Выигрыш |
Главная заслуга Троицкого состоит в том, что он перенёс в этюд свойственную практической партии борьбу во всей её красоте и разнообразии и выразил эту борьбу в художественной, то есть чистой и экономичной форме. Троицкий ещё более укрепил связь этюда с практической игрой. Эта связь заключается в естественности и жизненности начальной позиции (этюд должен быть как бы эпизодом из партии), в обоюдоострой, полной эмоционального содержания борьбе с неожиданными эффектными жертвами, манёврами, интересными, подчёркивающими основную идею ложными следами, в красивом, запоминающемся финале.
Решение этюда 1: 1. Сh6+ Крg8 2. g7 Крf7 3. g8Ф+!! Кр:g8 4. Крe6 Крh8 5. Крf7 e5 6. Сg7×
Решение этюда 2: 1. Сb4+! Крb3! (1… Кр:b4 2. Кd3+ Крc3 3. К:f2 fe 4. Кe4+ Крd3 5. Кf2+ Крe3 6. Кg4+ с вечным шахом) 2. К:f3!! f1Ф+ 3. Сe1 Фg2 (другого выхода у ферзя нет) 4. Сg3 Крc3 5. Крd1 — ферзю из клетки не вырваться.
Решение этюда 3: 1. Сc6! Лb1+ 2. Крe2 Л:h1 3. Сg2+!! Кр:g2 4. Кf4+ Крg1 5. Крe1 g2 6. Кe2×
Наряду с Троицким, большую роль в становлении художественного этюда сыграл также Анри Ринк.
Советский шахматный этюд[править | править код]
В СССР шахматное творчество пользовалось мощной государственной поддержкой. Ежегодно проводились конкурсы составления и решения этюдов, массовым тиражом выпускались этюдные сборники. Первый конкурс составления этюдов в СССР объявил частный журнал «Шахматы» (выпускавшийся в 1922—1929 годах); в дальнейшем такие конкурсы стали регулярными во многих изданиях, и прежде всего в главном советском шахматном журнале «Шахматы в СССР».
Художественные принципы Троицкого разделяли и обогащали братья Василий и Михаил Платовы и Леонид Куббель. Так называемое «романтическое» направление, начало которому положили Фроим Симхович и Михаил Кляцкин, долгое время развивал Владимир Корольков. Непревзойдённым виртуозом в области пешечного этюда был Николай Григорьев. Идейным манифестом советской школы стала статья «Шахматная поэзия» Абрама Гурвича (вокруг положений которой, впрочем, развернулась оживлённая полемика).[5]
Выигрыш (5 + 4) |
Ничья (2 + 3) |
Выигрыш (4 + 3) |
Решение этюда Селецкого: 1. Фg5!! Крe6+ (1… С:d7 2. Кf4 и 3. Сh5+) 2. Крg1! Кр:d7 3. Кc5+ Крc8 (3… Крd6 4. Фg3+ Крd5 5. Сc4+! Кр:c4 6. Фb3+; не лучше в этом варианте и 4… Крe7 5. Фe5+ Крf7 6. Сc4+ Крg6 7. Сd3+ Крh6 8. Фh2+ с выигрышем ферзя) 4. Сa6+ Крb8 5. Фg3+ Крa8 6. Сb7+! С:b7 7. Кd7!! Фd8 8. Фb8+!! Ф:b8 9. Кb6×
Решение этюда Диментберга: 1. Лd3+ Сf3+! (1… Крg4 2. Л:d1) 2. Л:f3+ Крg2 3. Лf1 Кc3+ 4. Крe1 Кe4! 5. Лh1!! Кр:h1 6.Крf1 с ничьёй.
Решение этюда Тявловского: 1. g7 Далее этюд разветвляется на два варианта.
(A) 1… Сd1 2. g4+! Крh6 3. g8К+!! Крg6 4. Кf6 Крg5 5. Кd5! с выигрышем.
(Б) 1… Сe2 2. Крd5 Сd1 3. Крc4 Сg4! 4. g8С!! с выигрышем.
Помимо уже перечисленных имён, советская этюдная школа прославилась такими выдающимися мастерами этюда, как:[6]
|
|
Сильная школа шахматной композиции образовалась в Грузии: Давид Гургенидзе, Иосиф Крихели, Гиа Надареишвили, Важа Неидзе и др.
Во второй половине XX века появилось новое поколение советских этюдистов: Эрнест Погосянц, Николай Кралин, Александр Максимовских и другие. В начале 1980-х годов появились первые этюды нового лидера российской композиции Олега Первакова.
Этюдная композиция в XX—XXI веках[править | править код]
В период после А. А. Троицкого его принцип яркой, остроумной, обоюдоострой борьбы как основы этюда утвердился и воплотился в лучших произведениях российских и зарубежных мастеров композиции.
Ничья |
Выигрыш |
Выигрыш |
Решение этюда Вильнёв-Эсклапона:
1. Крh5! (проигрывает 1. Крg5? Кe6+ и 2… Л:g7) Кf5 2. С:b2 Л:h6+ 3. Крg5! Лh2! 4. Сe5! Лf2 5. Сf4 Кd4! 6. Сe3 Лf5+ 7. Крg4 Лd5 8. Крf4! Крb6 9. Крe4 Крc5 10. Крd3!, и чёрные, имея лишнюю ладью, не могут усилить свою позицию.
Решение этюда Королькова:
1. d7 Крe7 2. Лb8! (рассчитывая на 2… f1Ф 3. d8Ф+! Кр:d8 4. Сa6+ Крc7 5. С:f1 с быстрым выигрышем) С:g3!! 3. Лa8!! f1Ф 4. d8Ф+ Кр:d8 5. Сa6+ Сb8!! 6. С:f1 Крc7 7. Сa6! e2 8. С:e2 Крb7 9. Сf3! Кр:a8 10. С:c6×
Решение этюда Либуркина:
1. Лc7+ Крb8 2. Лb7+ Крa8 3. Сe8 К:c6 4. Л:b6 Кb4!! (4… Крa7 5. Лb1 и 6. Лa1) 5. Сf7! Сe8! 6. Кр:b4 С:f7 7. Лh6! Сd5 8. Крc5 и 9. Крb6 с выигрышем.
Значительно повысилась техника мастеров этюда, и это позволило художественно реализовать самые дерзкие идеи. Среди популярных этюдных тем — динамическая позиционная ничья, систематическое движение фигурных комплексов, многовариантные сходные финалы и т. п. Этюдным творчеством занялись мастера композиции в десятках новых стран.
Среди известных этюдистов XX века можно назвать следующие имена.
- Австрия: Иоганн Непомук Бергер, Йозеф Крейчик, Алоиз Вотава.
- Аргентина: Хосе Муньос (Jose Joaquin Araiza Muñoz, 1900—1971).
- Великобритания: Гарольд Ломмер (Harold Lommer, 1910—1980).
- Венгрия: Артур Хаваши (1864—1939).
- Германия: Пауль Хойекер, Адольф Херберг (1896—1962).
- Голландия: Генри Венинк, Йохан ван ден Энде.
- Италия: Ринальдо Бианкетти.
- Латвия: Герман Матисон, лидер прибалтийской этюдной школы первой половины XX века.
- Польша: Шая Козловский, Давид Пшепюрка, Ян Русинек.
- Румыния: Эмилиан Добреску.
- США: Николас Россолимо.
- Финляндия: Виса Киви.
- Франция: Жан Вильнёв-Эсклапон, Фредерик Лазар, Андре Шерон, Виталий Гальберштадт.
- Чехословакия дала миру целую плеяду первоклассных этюдистов: Олдржих Дурас, Ладислав Прокеш, Франтишек Дедрле (František Dedrle, 1878—1957), Рихард Рети (автор знаменитого «этюда Рети»), Артур Мандлер, Мирослав Хавель, Франтишек Прокоп, Йиндржих Фритз.
- Швейцария: Самуэль Изенегер.
- Швеция: Хель Рунквист, Аксель Акерблом, Александр Хильдебранд.
Большинство этюдистов, знаменитых своими композициями, практически неизвестны как игроки. Следует отметить, однако, успешное участие Генриха Каспаряна в чемпионатах СССР по шахматам 1931 и 1937 годов. Среди известных шахматистов, составлявших этюды — Эмануил Ласкер, Рихард Рети, Ян Тимман. Одним из признанных мастеров составления этюдов являлся экс-чемпион мира Василий Смыслов.
См. также[править | править код]
- Альбом ФИДЕ
- Всемирная федерация по шахматной композиции
- Личный чемпионат мира по шахматной композиции
- Чемпионат мира по решению шахматных задач и этюдов
- Шахматная задача
Примечания[править | править код]
- ↑ Шахматы: энциклопедический словарь / гл. ред. А. Е. Карпов. — М.: Советская энциклопедия, 1990. — С. 334—335 (Решаемость, Решение шахматной композиции). — 621 с. — 100 000 экз. — ISBN 5-85270-005-3.
- ↑ Шахматная композиция. 1974-1976. М.: Физкультура и спорт, 1978. 225 с. Стр. 4.
- ↑ Существует более короткое решение: 1. Сс4! Фb2 (1… e6 2. Kpa6 или 1… Фf5+ 2. Kpb4 Фb1+ 3. Cb3) 2. Фd1+ Фb1 3. Фa4+ Kpb2 4. Фb3+ Kpc1 5. Фe3+ Kpb2 6. Kpb4 Kpc2+ 7. Cb3+ Kpb2 8. Фс3×
- ↑ История появления позиции Сааведры (англ.). Дата обращения: 4 ноября 2009. Архивировано 26 октября 2009 года.
- ↑ См. Гербстман А. И. Избранные шахматные этюды.
- ↑ Бондаренко Ф. С. Развитие шахматного этюда. Стр. 228.
Библиография[править | править код]
История этюда[править | править код]
- Бондаренко, Ф. С. Становление шахматного этюда / Ф. С. Бондаренко ; рец. междунар. мастер В. Ф. Пересыпкин. — К. : Здоров’я, 1980. — 176 с.
- Бондаренко, Ф. С. Развитие шахматного этюда / Ф. С. Бондаренко ; рец. мастер спорта СССР Н. П. Зелепукин. — К. : Здоров’я, 1982. — 232 с.
- Бондаренко, Ф. С. Триумф советского шахматного этюда / Ф. С. Бондаренко. — К. : Здоров’я, 1984. — 176 с.
Авторские сборники[править | править код]
- Брон В. Избранные этюды и задачи. М.: Физкультура и спорт, 1969, 144с.
- Владимиров Я. Г., Фокин Ю. Г. Леонид Куббель. М.: Физкультура и спорт, 1984, 384 стр.
- Гербстман А. И. Избранные шахматные этюды. Архивная копия от 4 марта 2016 на Wayback Machine М.: Физкультура и спорт, 1963.
- Горгиев Т. Б. Избранные этюды. Архивная копия от 15 марта 2016 на Wayback Machine М.: Физкультура и спорт, 1959.
- Гуляев А. П. Избранные шахматные задачи и этюды. Архивная копия от 15 марта 2016 на Wayback Machine М.: Физкультура и спорт, 1956.
- Гурвич А. С. Этюды. Архивная копия от 15 марта 2016 на Wayback Machine М.: Физкультура и спорт, 1961, 2-е изд. — 190 с.
- Каспарян Г. М. Этюды, статьи, анализы. М.: Физкультура и спорт, 1988.
- Корольков В. А. Избранные этюды. М.: Физкультура и спорт, 1958.
- Корольков В. А., Чеховер В. А. Избранные этюды А. А. Троицкого Архивная копия от 4 марта 2016 на Wayback Machine. М.: Физкультура и спорт, 1959, 184 с.
- Кофман Р. М. Избранные этюды С. Каминера и М. Либуркина. М.: Физкультура и спорт, 1981, 160 с.
- Кузнецов А. Г. Цвета шахматного спектра, М.: Физкультура и спорт, 1980. 96 с.
- Надареишвили Г. А. Избранные шахматные этюды. М.: Физкультура и Спорт, 1976. 103 с. (первое издание — Тбилиси: Сабчота сакартвело, 1970).
- Платов Василий, Платов Михаил. Сборник шахматных этюдов. Архивная копия от 4 марта 2016 на Wayback Machine М.: Госиздат, 1928, 185 стр.
- Шахматное творчество Н. Д. Григорьева. Анализы, теоретические работы, этюды, избранные партии. 2-е издание, исправленное и дополненное. М.: Физкультура и спорт, 1954, 488 с.
Антологии[править | править код]
- Бондаренко, Ф. С. Галерея шахматных этюдистов / Ф. С. Бондаренко. — М. : Физ-ра и спорт, 1968. — 304 с.
- Бондаренко, Ф. С. Этюд в пешечном окончании / Ф. С. Бондаренко. — М. : Физ-ра и спорт, 1973. — 160 с.
- Владимиров, Я. Г. 1000 шахматных этюдов / Я. Г. Владимиров. — М. : АСТ, 2003. — 438 с. — ISBN 5-17-016841-1.
- Владимиров, Я. Г. 1000 шедевров шахматной композиции / Я. Г. Владимиров. — М. : АСТ, 2005. — 542 с. — ISBN 5-17-031575-9.
- Гурвич, А. С. Этюды : [арх. 15 марта 2016] / А. С. Гурвич. — 2-е изд. — М. : Физ-ра и спорт, 1961. — 189 с.
- Дворецкий, М. И. Этюды для практиков / М. И. Дворецкий, О. В. Перваков. — М. : ОАО «Типография „Новости“», 2009. — 240 с. — ISBN 978-5-88149-331-8.
- Каспарян, Г. М. Позиционная ничья / Г. М. Каспарян. — 2-е изд., пер. — М. : Физ-ра и спорт, 1977. — 144 с.
- Надареишвили, Г. А. Этюд глазами гроссмейстеров / Г. А. Надареишвили ; предисл. М. М. Ботвинника. — М. : Физ-ра и спорт, 1982. — 207 с.
- Советский шахматный этюд : [арх. 15 марта 2016] / сост. А. П. Казанцев, Р. М. Кофман, М. С. Либуркин ; критич. очерк. А. С. Гурвича. — М. : Физ-ра и спорт, 1955. — 462 с.
Ссылки[править | править код]
- Библиотека webchess.ru Архивная копия от 5 октября 2008 на Wayback Machine — книги в формате djvu по шахматной композиции.
- 555 этюдов-миниатюр Архивная копия от 24 марта 2019 на Wayback Machine с комментариями.
- Шахматные этюды в формате pgn Архивная копия от 30 апреля 2008 на Wayback Machine.
- 4500 лучших шахматных партий и этюдов с картинами.
Под шахматной композицией понимают вид человеческой деятельности, возникшей из шахмат, результатом которой является некоторая шахматная позиция с заданием и решением. Эти шахматные позиции удовлетворяют ряду критериев, а именно:
- Позиция должна быть легальна (то есть существует последовательность ходов, которые приводят к данной позиции из начального положения);
- Позиция должна быть экономичной (то есть не должно быть фигур, не участвующих в решении);
- Задание должно выполняться единственным образом (требование единственности решения);
- Решение должно выражать некоторую идею;
- Решение должно быть красивым.
Последний пункт требования является самым абстрактным, однако по такому же критерию оценивают и шахматную партию.
Шахматная композиция делится на две большие группы – шахматные задачи (позиции с требованием поставить мат в определённое число ходов) и шахматные этюды (позиции на выигрыш или ничью). Особенности требований к задачам и этюдам делают их идеальным средством тренировки шахматистов. Шахматную композицию используют в следующих случаях:
- Обучение матованию
- Демонстрация простейших комбинационных мотивов
- Демонстрация типичных комбинаций
- Расчет вариантов
- Развитие комбинационного зрения
- Обучение правильному оцениванию позиции
- Изучение эндшпиля
На начальном этапе подготовки шахматистов тренера предпочитают ученикам давать задачи – это приучает учеников видеть и ставить маты. Предпочитаются малофигурные задачи в силу лёгкости позиции. Обычно предлагаются задачи на мат в 2 хода. Когда возникает необходимость продемонстрировать некоторые типичные шахматные приёмы матования – предлагают задачи с большим числом фигур. (см. диаграммы 1-8)
Когда ученик получает некоторые навыки в матовании, наступает этап развития комбинационного зрения. Комбинационное зрение необходимо развивать на всех этапах обучения. Часто комбинационное зрение сводится к узнаванию знакомых или похожих позиций, что позволяет быстро рассчитывать варианты. Определять знакомый рисунок позиции проще всего, когда обучаемый воспринимает только фигуры, участвующие в комбинации.
Д.1 мат в 2 хода |
Д.2 мат в 2 хода |
Д.3 мат в 2 хода |
Д.4 мат в 2 хода |
Д.5 мат в 3 хода |
Д.6 мат в 4 хода |
Д.7 мат в 7 ходов |
Д.8 мат в 12 ходов |
Простейшие этюды, демонстрирующие типичные тактические приёмы
В этом случае ученику подбираются задания с коротким решением, в котором ярко выражена демонстрируемая идея. Обычно этюды с коротким, но запоминающимся решением показывают тактические идеи, на которых основаны комбинации. Эффективность использования шахматной композиции в данном случае обуславливается требованиям к ней, а именно: она представляет некоторую шахматную идею в художественном и экономичном виде. Это позволяет ученику при ознакомлении с идеей не отвлекаться.
На диаграмме 9 черные проводят отвлечение, однако в ответ белые проводят комбинацию привлечения + сброс материала. На диаграмме 10 реализовано привлечение с целью выигрыша фигуры (или выгодный размен). Диаграмма 11 – вычищение линии / поля. На диаграмме 12 представлено перекрытие.
Д.9 ничья |
Д.10 выигрыш |
Д.11 выигрыш |
Д.12 выигрыш |
Этюды для развития счёта
При развитии счёта вариантов у шахматиста, тренер подбирает задания с длинным, но форсированным решением, либо с решением, побочные варианты в котором очень коротки (не превышают, например, 3 ходов – зависит от уровня шахматиста).
Диаграмма 13 показывает пример длинного форсированного варианта. Однако, не стоит забывать о том, что у соперника бывают тихие промежуточные ходы, также создающие угрозу. Например, как на диаграмме 14.
Д.13 выигрыш |
Д.14 выигрыш |
Д.15 выигрыш |
Д.16 выигрыш |
Эндшпильные этюды, для демонстрации шахматных законов
Особая группа этюдов – так называемые эндшпильные (аналитические) этюды. Изучение этих этюдов формирует у шахматиста базу так называемых «точных позиций». Эти этюды помогают оценивать правильно окончания, а также указывают стратегии, которых надо придерживаться для достижения цели. Такие этюды часто не рекомендуется решать, но обязательны к разыгрыванию, для того чтобы шахматист ознакомился с идеей этюда и запомнил её. Следует заметить, что эндшпильные этюды регламентируют не только общие принципы разыгрывания окончаний, но также показывают и «исключения» из правил. Тренер должен подбирать задания, демонстрирующие типичные эндшпильные приёмы, «точные» позиции (по определению Марка Дворецкого), а также демонстрировать способы борьбы против этих приёмов, в зависимости от особенностей позиции.
Д.17 выигрыш |
Д.18 выигрыш |
Д.19 ничья |
Д.20 ничья |
Диаграммы 17-20 показывают некоторые типичные приёмы, характерные для пешечных эндшпилей.
Этюды с оценкой позиции
Одним из важнейших этапов в развитии ученика является обучение правильной оценке позиции. Умение правильно оценивать позицию существенно влияет на выбор ходов-кандидатов, и, как следствие, сокращает дерево вариантов. В этом случае подходят любые этюды, но для начинающих шахматистов рекомендуется подбирать задания с хорошо видными слабостями сторон.
Д.21 оценить позицию |
Д.22 оценить позицию |
О пользе знаний тем шахматной композиции
Шахматная композиция шагнула далеко вперёд в области чередования тактических моментов и выстраивания из них комбинаций. Поэтому имеет смысл ознакомиться с этими идеями шахматистам, чтобы в дальнейшем применять эти идеи. Например, стратегическая школа в композиции работает с комбинациями тактических моментов: блокированиями, перекрытиями, отвлечениями и т.д.
Также надо обратить внимание на тематику логической школы, суть которой состоит в том, что при попытке проведения плана некоторой стороной, у противника находится защита. Тогда проводится предварительный план, уничтожающий эту защиту.
Д.23 Мат в 2 хода. тема Новотного |
Д.24 ход белых |
Д.25 Мат в 4 хода |
Д.26 ход белых |
Д.27 выигрыш |
Д.28 Бронштейн – Ботвинник, 1951, ход черных |
Не смотря на то, что современная задачная композиция довольно сильно оторвана от практики, она может быть использована при обучении младших разрядов, и даже рекомендуется. Этюдная же композиция всегда была мощным средством совершенствования шахматистов на любом этапе. Она рекомендовалась как известнейшими тренерами, так и гроссмейстерами. В своё время гроссмейстер Лев Полугаевский сказал так: «Только решив 100 этюдов я почувствовал себя готовым к борьбе за шахматную корону».
Выводы
При подведении итогов лекции можно сделать следующие выводы:
Шахматная композиция полезна для обучения шахматистов-практиков, так как она предлагает широкий арсенал средств, который позволяет охватить различные аспекты шахматного образования. За годы развития шахматной композиции было составлено около 70 000 этюдов и 300 000 задач. Все эти этюды и задачи доступны в специальных базах этюдов и задач. Достоинство этих баз в том, что они хорошо структурированы – а это позволяет с большим успехом найти подходящий пример на тему, чем при поиске позиции из 5 миллионов партий. Кроме того, теория эндшпиля тесно связана с этюдной композицией – часто ценные теоретические исследования в области эндшпиля проводились этюдистами – ими же были составлены этюды, демонстрирующие итоги исследований.
Библиография
- Ботвинник М.М., Аналитические и критические работы: Статьи и воспоминания, ФиС, 1987
- Полугаевский Л.А., Рождение варианта, ФиС, 1977
- Пожарский В., Шахматный учебник в этюдах, Феникс, 2005
- Пожарский В., Школа шахмат., Феникс, 2007
- Дворецкий М., Перваков О., Этюды для практиков, Новости, 2009
- Владимиров Я., 1000 шедевров шахматной композиции, АСТ, 2005
- Дворецкий М.И., Учебник эндшпиля, Факт, 2006
- Умнов Е., Что такое шахматная композиция, ФиС, 1954
- База шахматных задач – http://www.yacpdb.org
- База шахматных этюдов – http://chess.md/endgame/
День добрый, дорогой друг!
Для кого-то решенная задача или этюд, — является предметом гордости не меньшим, чем победа над соперником. О том, как решать задачи и этюды результативно и получая удовольствие, в представляемой сегодня брошюре.
Автор: Я.Владимиров
Наименование: Как решать задачи и этюды
Выход в печать: 1986г., издательство Физкультура и спорт
Объем 120 страниц
О чем эта книга?
Эта брошюра поможет читателю-шахматисту поближе познакомиться с завораживающим миром шахматной композиции, основами ее теории, разнообразными жанрами и стилями.
В качестве примеров в значительной мере использованы задачи и этюды, которые встречались в заданиях на очных турнирах и конкурсах. Они составляют весьма объективную картину типовых заданий.
Данное пособие будет полезным и начинающим шахматистам, и любителям решения задач и этюдов.
В конце каждого раздела приводятся позиции для самостоятельного решения.
Об авторе
Яков Георгиевич Владимиров (1935г.р.) — советский шахматист и шахматный композитор. Международный гроссмейстер, заслуженный мастер спорта России. Семикратный чемпион мира по шахматной композиции в командном зачете и трехкратный — в личном.
Автор научных работ, более 30 монографий, учебников и книг.
Содержание
Брошюр состоит из 8 основных глав + ответы на задания, которыми завершаются большинство глав:
Немного истории
Азбука композиции. Автор излагает основные принципы составления задач и этюдов, такие как выразительность, единственность решения и красота.
Двухходовка? Это очень просто!
Автор дает последовательность и этапы решения любой задачи
Сквозь лабиринт вариантов
В этой главе Я Владимиров рассказывает как правильно решать многоходовые задачи.
В мире шахматных чудес
Автор знакомит с нетрадиционными формами задач, например, — обратный и кооперативный мат.
Внимание, этюды!
В этой главе состоится знакомство с наиболее сложным жанром шахматной композиции – этюдами, принципами их составления и решения.
Несколько советов
Эта глава содержит рекомендации как участникам соревнований по решению, так и любителям задач и этюдов.
Кто победит гроссмейстеров?
Своеобразное заочное соревнование с гроссмейстерами Нанном и Местелом на быстроту и правильность решения.
Еще М.Ботвинник писал:
«Шахматисты, даже мастера, должны уделять достаточное внимание этюдной композиции. Решение этюда приучает к конкретному мышлению, точному расчету»
Знакомство с лучшими образцами шахматной композиции позволяет постичь красоту и глубину шахмат, развивает комбинационное зрение, повышает общую шахматную культуру.
Скачать книгу
Благодарю за интерес к статье.
Если вы нашли ее полезной, сделайте следующее:
- Поделитесь с друзьями, нажав на кнопки социальных сетей.
- Напишите комментарий (внизу страницы)
- Подпишитесь на обновления блога (форма под кнопками соцсетей) и получайте статьи к себе на почту.
Удачного дня!
В шахматах тоже есть своя Поэзия. И называется она Шахматной композицией.
Шахматная композиция – это составление и решение задач и этюдов. Это особая форма шахматного творчества, которая базируется на средствах и правилах практической игры.
Различают два основных вида шахматной композиции – задачи и этюды.
Шахматная задача — это искусственная позиция, в которой задание должно быть выполнено в определённое число ходов. Например: «мат в 2 хода». Обычно решение задачи максимально замаскировано. По умолчанию – везде начинают белые.
Шахматный этюд — это искусственная позиция, похожая на эндшпиль из практической партии. Заданием является достижение выигранной позиции (либо позиции, в которой очевиден ничейный исход борьбы). В отличие от задач, в этюдах количество ходов заданием не обуславливается. И в этюдах, и в задачах, по умолчанию, начинают белые, и решением является неожиданный, парадоксальный, «красивый» ход.
В этой области творчества правят фантазия, яркие идеи, красивые комбинации, что придает этюдному искусству особую эстетическую ценность. Неслучайно, что среди шахматистов экстра-класса были и есть составители этюдов – международные гроссмейстеры: О. Дурас, Р. Рети, Ю. Авербах, П. Керес, Д. Бронштейн, П. Бенко, Я. Тимман, Дж. Нанн, Дж. Спилмен, А. Морозевич и другие. Отметились своими работами в области этюда практически все чемпионы мира: В. Стейниц, Э. Ласкер, Х.Р. Капабланка, А. Алехин, М. Эйве, М. Ботвинник, В. Смыслов, М. Таль, Т. Петросян и А. Карпов.
7-й чемпион мира Василий Смыслов (кстати, автор двух сборников по этюдам) в книге «В поисках гармонии» (1979 г.) пишет: «Увлечение этюдным творчеством принесло большую пользу: оно способствовало развитию эстетического понимания шахмат и совершенствованию моей игры в эндшпиле».
А вот мнение 10-го чемпиона мира Бориса Спасского: «Для меня, шахматиста-профессионала, красота шахмат прежде всего связана с гармонией содержания замысла и формой его осуществления. Становясь старше, все больше ценю экономичность, четкость, сжатость и законченность формы. Возможно, что красота шахмат ярче всего проявляется в шахматной композиции, в частности – в этюдах».
Также существуют особые виды композиции. К ним относят задачи со специфическими заданиями: например, восстановление шахматной партии, приводящей к заданной позиции из начальной расстановки фигур, различные математические и конструкционные задачи и прочее.
История
Шахматная композиция зародилась на рубеже VIII—IX веков, когда впервые были сделаны попытки составления так называемых «мансуб» (в переводе с арабского: «то, что было воздвигнуто, учреждено, устроено»). С тех пор и до наших дней шахматная композиция прошла долгий путь развития.
Первыми неофициальными первенствами мира по шахматной композиции считаются заочные матчи-турниры ФИДЕ, которые проводились с 1972 года. В настоящее время существуют официальные чемпионаты мира по шахматной композиции: командные и личные.
Основные принципы
К позициям, создаваемым в шахматной композиции, предъявляется набор общих технических и художественных требований. К техническим требованиям относятся:
– легальность начальной позиции, то есть возможность получения её из начальной позиции шахматной партии последовательностью ходов, не противоречащих правилам;
– решаемость во всех вариантах, то есть отсутствие у гипотетического противника возможности избежать достижения цели, поставленной перед решающим;
– единственность решения — позиция допускает лишь один, задуманный автором, путь достижения требуемого результата, который и требуется найти решающему.
К художественным требованиям относятся экономичность формы и содержания, выразительность замысла, красота решения. Два последних требования сложно определить кратко, первое же заключается в том, чтобы в решении задачи были использованы, тем или иным образом, все имеющиеся на доске фигуры (не должно быть лишних, «неработающих» фигур или пешек, решение должно достигаться за минимальное число ходов).
- Взятие на проходе вступительным ходом решения считается возможным только тогда, когда с помощью ретроанализа можно совершенно точно установить, что именно на предыдущем ходу ходила на два поля именно та пешка, которую предполагается взять на проходе.
- Рокировка по ходу решения по умолчанию всегда считается возможной, если только нельзя совершенно точно установить с помощью ретроанализа, что король или ладья уже ходили.
В Шахматной композиции существует два раздела: Ортодоксальная композиция (мат чёрному королю, выигрыш или ничья, правила игры и шахматные фигуры заимствованы из практических шахмат). И Неортодоксальная композиция (кооперативный и обратный мат). В Сказочной композиции используются измененные правила игры или шахматные фигуры.
Шахматного композитора называют «проблемист», если он составляет шахматные задачи, и «этюдист» – если он составляет этюды.
Источник: https://chess.gpntb.ru/chess_university/chess_composition/