Как составить шахматный этюд

Выберите тему

  • Для начинающих
  • Мат в 1
  • Мат в 2

    • Мат в 2. Простые
    • Мат в 2. Средние
    • Мат в 2. Сложные
  • Мат в 3

    • Мат в 3. Простые
    • Мат в 3. Средние
    • Мат в 3. Сложные
  • Мат в 4

    • Мат в 4. Простые
    • Мат в 4. Средние
    • Мат в 4. Сложные
  • Этюды. 1 разряд

Номер

Для многих игроков решить шахматный этюд — наслаждение не меньшее, чем выиграть у реального соперника. Это увлекательные композиции, в которых количество ходов неограниченно и всегда есть место для фантазии. Преподаватели Русской Шахматной Школы предлагают сборник шахматных этюдов с ответами, которые доставят вам удовольствие и помогут развить стратегическое мышление.

Подробнее

Свернуть

В чем их особенность


Главное отличие этюда от задачи в том, что здесь нет строгого ограничения по ходам и есть
много вариантов достижения цели. По сути, этюд ближе к реальной партии, нежели простая
задача. Некоторые даже называют его настоящей поэзией шахматного мира и это недалеко от
истины. Некоторые шахматисты специализируются именно на составлении и решении такого рода
заданий, их называют «этюдисты» или «шахматный композитор».
Основная прелесть шахматных этюдов для начинающих с ответами — тренировка способности
видеть всю картину целиком и находить несколько способов, как можно решить партию в свою
пользу. Благодаря таким задачам мы:

  • тренируем комбинационное зрение и внимательность;
  • учимся находить большое разнообразие ходов;
  • начинаем понимать, как не просто поставить мат королю соперника, но получить стратегическое преимущество на доске.

Решать такие задания сложнее, но интереснее. Они подходят как для начинающих
шахматистов, так и для игроков с определённым стажем. РШШ предлагает попробовать свои силы
в шахматных этюдах онлайн. Вы сами выбираете время и место, когда играть, никто не
ограничивает вас во времени и количестве ходов. Если же попали в затруднительную ситуацию и
никак не получается достичь цели — всегда можно посмотреть ответы. Очень надеемся, что вы
получите истинное удовольствие от решения заданий!

У этого термина существуют и другие значения, см. Этюд (значения).

Ша́хматный этю́д (от фр. étude, буквально — изучение, исследование) — составленная шахматным композитором позиция, в которой одной из сторон (обычно белым) предлагается выполнить задание (выиграть или сделать ничью) без указания количества ходов, необходимых для достижения этой цели. Шахматист, составляющий этюды, называется этюдистом.

Этюдное искусство[править | править код]

Этюд более близок к практической партии, чем задача. Начальная позиция этюда выглядит обычно естественной и напоминает положение из партии (чаще всего из эндшпиля, реже — из середины игры). Решение этюда состоит в нахождении задуманного автором пути, ведущего к выполнению задания.

Художественные принципы[править | править код]

Скрытность и трудность решения этюда достигаются путём маскировки основной идеи при помощи вступительной игры и предоставления чёрным возможности активной контригры. В этюде необходимо соблюдать основные принципы этюдной шахматной композиции[1]:

  • Легальность начальной позиции, естественность и экономичность её формы.
  • Решаемость во всех вариантах.
  • Решение обязано быть единственным (при лучших ответах противника), труднонаходимым и должно производить художественное впечатление. Побочные решения в тематических вариантах недопустимы.

Этюдная тематика[править | править код]

Тематика шахматных этюдов чрезвычайно разнообразна. Ниже перечислены самые популярные темы.

  • Традиционные темы: мат, пат, выигрыш фигуры.
  • Позиционная ничья. Это практически отдельный жанр со своим обширным набором тем: блокада, привязывание, вечный шах, вечное нападение и др.
  • Цугцванг, в том числе взаимный.
  • Превращение пешек в слабые фигуры.
  • Отказ от взятия фигуры.
  • Доминация — ситуация, когда неприятельская фигура на свободной доске проигрывается при любом своём ходе.
  • Систематическое движение комплекса фигур.
  • Эхо-синтез: повторение однотипной идеи в разных вариантах.
  • Тонкое позиционное маневрирование.
  • Перенос в этюд задачных идей: критический ход, освобождение линии, отвлечение, перекрытие и т. п.

См. также: Категория:Темы в шахматной композиции.

Связанные термины[править | править код]

  • Аристократ — этюд без пешек.
  • Дуаль — незначительное отклонение от единственности решения.
  • Близнец — вариант этюда с почти такой же начальной позицией, но существенно иным решением.
  • Малютка — этюд, число фигур в котором не более пяти.
  • Миниатюра — этюд, число фигур в котором не более семи.

История этюда[править | править код]

В ходе развития этюдного творчества требования к его форме и содержанию претерпевали изменения.

Мансубы[править | править код]

Этюд возник как самостоятельная форма композиции из мансуб и при анализе окончаний партий. Первые дошедшие до нас этюды — арабские и среднеазиатские мансубы — составлены ещё по правилам шатранджа, часто громоздки по построению, однако принципиально не отличаются от современных этюдов.

Средневековая Европа[править | править код]

Первые европейские сборники шахматных этюдов датируются XIII веком (см. «Бонус Социус»). Значительная часть включённых в них этюдов — это мансубы из исламских рукописей. С XV века старые правила шатранджа начали постепенно заменяться на современные; игра становилась гораздо более динамичной и богатой.

В XV—XVI веках вышло несколько шахматных книг (Луис Рамирес Лусена, Педро Дамиано), содержащих новые правила игры, руководство по дебютам, а также антологию этюдов и задач. Трактат Дамиано (на итальянском) получил особенную популярность, переиздавался 8 раз, был переведён на несколько языков. В XVI веке аналогичные по содержанию книги выпустили Джулио Чезаре Полерио и Алессандро Сальвио.

Большую роль в развитии композиции сыграли Эрколе дель Рио, Джамбатиста Лолли, Филипп Стамма и Франсуа-Андре Даникан Филидор, сильные шахматисты и авторы содержательных шахматных сборников (XVIII век). Приведённые в этих работах этюды по существу представляют собой эндшпильные позиции с неочевидным решением.

Решение этюда Лолли: 1.Крd6 Крf8! (чтобы на 2.Крe6 ответить 2…Крe8) 2.f7! Кр:f7 3.Крd7 Крf8 4.Крe6 Kpg7 5.Kpe7 Kpg8 6.Kpf6, далее выигрыш прост.

Становление этюдного творчества (XIX век)[править | править код]

И. Клинг, Б. Горвиц
1851

a b c d e f g h
8

Chessboard480.svg

e7 чёрная пешка

a5 белый король

d5 белый слон

e2 белый ферзь

a1 чёрный король

b1 чёрный ферзь

8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
a b c d e f g h

Выигрыш
(3 + 3)

Среди обширной шахматной литературы XIX века выделяется монументальный «Сборник лучших шахматных задач» Аарона Александра (1846), содержащий 2000 лучших этюдов и задач разных авторов. К середине XIX века крупные этюдисты имелись во всех развитых странах; среди них Луи Шарль де Лабурдонне, Адольф Андерсен, Лионель Кизерицкий и другие.

Как уже упоминалось выше, вначале этюды имели преимущественно аналитический характер и форсированное решение, красоте комбинации или манёвра уделялось недостаточное внимание.

Историю современного этюда принято начинать со сборника этюдов И. Клинга и Б. Горвица (1851). Они стали не только крупнейшими этюдистами своего времени (более 200 этюдов), но и родоначальниками значительного количества этюдных тем. Кроме того, им принадлежит сам термин «этюд» (нем. Studie; в русский язык, по инициативе М. И. Чигорина, вошёл его французский аналог[2]). В творчестве Клинга и Горвица ещё немало чисто аналитических позиций, но немало и ярких, зрелищных этюдов, красота которых заслуживает быть отмеченной и с современной точки зрения.

Решение этюда Клинга и Горвица: 1. Крa6! (см. 7-й ход белых)[3] Фg6+ 2. Крa7! Фg1+ 3. Крa8! Фb1 4. Фe5+ Фb2 5. Фe1+ Фb1 6. Фc3+ Фb2 7. Фa5+ Крb1 8. Сe4+ Крc1 9. Фe1×

В 1862 году в Лондоне был проведен первый в мире конкурс составления задач и этюдов; треть призов по разделу этюдов получили Клинг и Горвиц. Благодаря подъёму интереса к шахматам такие конкурсы вскоре стали массовым явлением. Начали выходить шахматные журналы и газеты, образовались национальные школы шахматных композиторов (немецкая, чешская, русская и другие).

Мастера этюда конца XIX века[править | править код]

К концу XIX века в творчестве ряда этюдистов начинают формироваться отдельные творческие принципы современного этюда (Йесперсен (Дания), Зеверс и Амелунг (российская Прибалтика) и др.). Принцип экономичности построения, утвердившийся в задаче, становится ведущим и в этюде. Постепенно изживается форсированность решения, разрабатываются новые технические приёмы, расширяется этюдная тематика.

Ж. Барбье, Ф. Сааведра
«Уикли ситизен» (Глазго), 1895

a b c d e f g h
8

Chessboard480.svg

b6 белый король

c6 белая пешка

d5 чёрная ладья

a1 чёрный король

8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
a b c d e f g h

Выигрыш
(2 + 2)

Луис ван Флит
«Дойче шахцайтунг», 1888

a b c d e f g h
8

Chessboard480.svg

a8 белый король

b7 белая пешка

a6 чёрный король

c6 чёрный ферзь

b3 белый ферзь

8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
a b c d e f g h

Выигрыш
(3 + 2)

Герман Нейштадтль
«Стратежи», 1897

a b c d e f g h
8

Chessboard480.svg

c6 чёрная ладья

g6 чёрная пешка

h6 белая пешка

g5 белая пешка

a3 белый король

h2 чёрный король

d1 белый слон

8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
a b c d e f g h

Выигрыш
(4 + 3)

18 мая 1895 года в шотландской газете «Уикли ситизен» был опубликован знаменитый «этюд Сааведры», появившийся на свет благодаря усилиям редактора шахматного раздела Ж. Барбье и местного католического священника Фернандо Сааведры (1847—1922)[4]. Изысканная красота этюда стала настоящим открытием. Шедевр послужил мощным стимулом для шахматных композиторов в их стремлении усилить эстетическую сторону этюда и парадоксальную, зрелищную сторону решения. Решение этюда: 1.c7 Лd6+ 2.Крb5! (2.Крc5? Лd1 и Лc1+, или 2.Крb7? Лd7) Лd5+ 3.Крb4 Лd4+ 4.Крb3 Лd3+ 5.Крc2 Лd4! (ожидая 6.c8Ф? Лc4+! 7.Ф:c4 пат) 6.c8Л!! Лa4 7.Крb3!

Ещё одним «автором одного шедевра» стал голландский мастер Луис ван Флит (Louis van Vliet, 1854—1932), опубликовавший свой классический этюд в 1888 году. Решение этюда ван Флита: 1.Фb4! Цугцванг. Далее возможны 3 варианта.

  • 1…Фd5(f3) 2.Фa4+ Крb6 3.Фb3+!! Ф:b3 4.b8Ф+
  • 1…Фg2 2.Фa3+ Крb6 3.Фb2+!! Ф:b2 4.b8Ф+
  • 1…Фh1 2.Фa3+ Крb6 3.Фb2+ Крc7 (иначе та же жертва) 4.Фh2+!! Ф:h2 5.b8Ф+

Австрийский этюдист Герман Нейштадтль (Hermann Neustadtl, 1862—1909) оставил в истории этюда несколько ярких классических произведений. Решение его этюда: 1.Сh5!! Крg3 2.С:g6! Крf4 3.h7 Далее два варианта:

  • 3…Лc8 4.Сe8! и 5.g6 с выигрышем.
  • 3…Лc3+ 4.Крb4 Лh3 5.Сh5! и 5.g6.

Лидером австрийской школы композиции на рубеже XIX—XX веков был мастер Иоганн Непомук Бергер, крупный теоретик, многолетний редактор шахматной газеты «Дойче шахцайтунг». В датской школе активно действовал Йеспер Йесперсен (Jesper Karl Lorenz Jespersen, почти 3500 задач и этюдов).

Первый русский мастер Александр Петров составлял только задачи, но его ученики Карл Яниш и Илья Шумов стали первыми русскими этюдистами. Одновременно сильная школа шахматных композиторов появилась в российской Прибалтике: Фридрих Амелунг, братья Янис Бетиньш и Карлис Бетиньш и др. Первый в России этюдный конкурс был проведен в 1895 году газетой «Rigaer tageblatt».

Школа Троицкого[править | править код]

Подлинным основоположником художественного этюда явился Алексей Троицкий, первые работы которого относятся к 1895 году. Он не только дал законченное теоретическое и творческое определение принципов этюдной композиции, но и виртуозно продемонстрировал их на примере собственного творчества.

А. А. Троицкий
«Новое время», 1895

a b c d e f g h
8

Chessboard480.svg

f8 чёрный король

e7 чёрная пешка

h7 чёрная пешка

g6 белая пешка

d5 белый король

e3 белый слон

8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
a b c d e f g h

Этюд 1. Выигрыш
(3 + 2)

А. А. Троицкий
«Задачи и этюды», 1928, III приз

a b c d e f g h
8

Chessboard480.svg

e5 белый конь

a3 белый слон

c3 чёрный король

f3 чёрная пешка

h3 чёрная пешка

e2 белая пешка

f2 чёрная пешка

h2 белая пешка

c1 белый король

8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
a b c d e f g h

Этюд 2. Ничья
(5 + 4)

А. А. Троицкий
«Новое время», 1897

a b c d e f g h
8

Chessboard480.svg

e8 белый слон

g6 белый конь

f5 чёрная пешка

b4 чёрная ладья

g4 чёрная пешка

g3 чёрная пешка

h3 чёрный король

h2 чёрный слон

e1 белый король

h1 белый ферзь

8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
a b c d e f g h

Этюд 3. Выигрыш
(4 + 6)

Главная заслуга Троицкого состоит в том, что он перенёс в этюд свойственную практической партии борьбу во всей её красоте и разнообразии и выразил эту борьбу в художественной, то есть чистой и экономичной форме. Троицкий ещё более укрепил связь этюда с практической игрой. Эта связь заключается в естественности и жизненности начальной позиции (этюд должен быть как бы эпизодом из партии), в обоюдоострой, полной эмоционального содержания борьбе с неожиданными эффектными жертвами, манёврами, интересными, подчёркивающими основную идею ложными следами, в красивом, запоминающемся финале.

Решение этюда 1: 1. Сh6+ Крg8 2. g7 Крf7 3. g8Ф+!! Кр:g8 4. Крe6 Крh8 5. Крf7 e5 6. Сg7×

Решение этюда 2: 1. Сb4+! Крb3! (1… Кр:b4 2. Кd3+ Крc3 3. К:f2 fe 4. Кe4+ Крd3 5. Кf2+ Крe3 6. Кg4+ с вечным шахом) 2. К:f3!! f1Ф+ 3. Сe1 Фg2 (другого выхода у ферзя нет) 4. Сg3 Крc3 5. Крd1 — ферзю из клетки не вырваться.

Решение этюда 3: 1. Сc6! Лb1+ 2. Крe2 Л:h1 3. Сg2+!! Кр:g2 4. Кf4+ Крg1 5. Крe1 g2 6. Кe2×

Наряду с Троицким, большую роль в становлении художественного этюда сыграл также Анри Ринк.

Советский шахматный этюд[править | править код]

В СССР шахматное творчество пользовалось мощной государственной поддержкой. Ежегодно проводились конкурсы составления и решения этюдов, массовым тиражом выпускались этюдные сборники. Первый конкурс составления этюдов в СССР объявил частный журнал «Шахматы» (выпускавшийся в 1922—1929 годах); в дальнейшем такие конкурсы стали регулярными во многих изданиях, и прежде всего в главном советском шахматном журнале «Шахматы в СССР».

Художественные принципы Троицкого разделяли и обогащали братья Василий и Михаил Платовы и Леонид Куббель. Так называемое «романтическое» направление, начало которому положили Фроим Симхович и Михаил Кляцкин, долгое время развивал Владимир Корольков. Непревзойдённым виртуозом в области пешечного этюда был Николай Григорьев. Идейным манифестом советской школы стала статья «Шахматная поэзия» Абрама Гурвича (вокруг положений которой, впрочем, развернулась оживлённая полемика).[5]

А. С. Селецкий
«Шахматы в СССР», 1933
I приз

a b c d e f g h
8

Chessboard480.svg

f8 чёрный ферзь

a7 чёрный конь

d7 белая пешка

f7 чёрный король

c6 чёрный слон

d3 белый конь

e2 белый слон

f2 белый король

g1 белый ферзь

8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
a b c d e f g h

Выигрыш (5 + 4)

М. Ф. Диментберг
«Шахматы в СССР», 1947
Специальный почётный отзыв

a b c d e f g h
8

Chessboard480.svg

g3 чёрный король

d2 белая ладья

e2 белый король

h2 чёрная пешка

d1 чёрный конь

h1 чёрный слон

8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
a b c d e f g h

Ничья (2 + 3)

В. И. Тявловский
Magyar Sakkélet, 1962
III приз

a b c d e f g h
8

Chessboard480.svg

e7 белый слон

e6 белый король

g6 белая пешка

c5 чёрная пешка

h5 чёрный король

f3 чёрный слон

g3 белая пешка

8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
a b c d e f g h

Выигрыш (4 + 3)

Решение этюда Селецкого: 1. Фg5!! Крe6+ (1… С:d7 2. Кf4 и 3. Сh5+) 2. Крg1! Кр:d7 3. Кc5+ Крc8 (3… Крd6 4. Фg3+ Крd5 5. Сc4+! Кр:c4 6. Фb3+; не лучше в этом варианте и 4… Крe7 5. Фe5+ Крf7 6. Сc4+ Крg6 7. Сd3+ Крh6 8. Фh2+ с выигрышем ферзя) 4. Сa6+ Крb8 5. Фg3+ Крa8 6. Сb7+! С:b7 7. Кd7!! Фd8 8. Фb8+!! Ф:b8 9. Кb6×

Решение этюда Диментберга: 1. Лd3+ Сf3+! (1… Крg4 2. Л:d1) 2. Л:f3+ Крg2 3. Лf1 Кc3+ 4. Крe1 Кe4! 5. Лh1!! Кр:h1 6.Крf1 с ничьёй.

Решение этюда Тявловского: 1. g7 Далее этюд разветвляется на два варианта.
(A) 1… Сd1 2. g4+! Крh6 3. g8К+!! Крg6 4. Кf6 Крg5 5. Кd5! с выигрышем.

(Б) 1… Сe2 2. Крd5 Сd1 3. Крc4 Сg4! 4. g8С!! с выигрышем.

Помимо уже перечисленных имён, советская этюдная школа прославилась такими выдающимися мастерами этюда, как:[6]

  • Зиновий Бирнов
  • Владимир Брон
  • Александр Гербстман
  • Тигран Горгиев
  • Глеб Заходякин
  • Александр Казанцев
  • Сергей Каминер
  • Генрих Каспарян
  • Анатолий Кузнецов
  • Марк Либуркин
  • Александр Сарычев
  • Евгений Сомов-Насимович
  • Витольд Якимчик

Сильная школа шахматной композиции образовалась в Грузии: Давид Гургенидзе, Иосиф Крихели, Гиа Надареишвили, Важа Неидзе и др.

Во второй половине XX века появилось новое поколение советских этюдистов: Эрнест Погосянц, Николай Кралин, Александр Максимовских и другие. В начале 1980-х годов появились первые этюды нового лидера российской композиции Олега Первакова.

Этюдная композиция в XX—XXI веках[править | править код]

В период после А. А. Троицкого его принцип яркой, остроумной, обоюдоострой борьбы как основы этюда утвердился и воплотился в лучших произведениях российских и зарубежных мастеров композиции.

Жан Вильнёв-Эсклапон
«Schweizerische Schachzeitung», 1923
II приз

a b c d e f g h
8

Chessboard480.svg

a7 чёрный король

g7 белый слон

h7 чёрная ладья

h6 белая пешка

d4 чёрный конь

g4 белый король

b2 чёрный слон

8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
a b c d e f g h

Ничья
(3 + 4)

В. А. Корольков
«Труд», 1935
I приз

a b c d e f g h
8

Chessboard480.svg

c8 белый слон

a7 чёрная пешка

b7 белая ладья

c6 чёрная пешка

d6 белая пешка

f6 чёрный король

g4 белый король

h4 чёрный слон

e3 чёрная пешка

g3 белая пешка

f2 чёрная пешка

8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
a b c d e f g h

Выигрыш
(5 + 6)

М. С. Либуркин
«64», 1930 (II полугодие)
I приз

a b c d e f g h
8

Chessboard480.svg

c8 белая ладья

a7 чёрный король

d7 белый слон

e7 чёрный конь

b6 чёрная пешка

c6 белая пешка

a4 чёрный слон

c3 белый король

8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
a b c d e f g h

Выигрыш
(4 + 4)

Решение этюда Вильнёв-Эсклапона:
1. Крh5! (проигрывает 1. Крg5? Кe6+ и 2… Л:g7) Кf5 2. С:b2 Л:h6+ 3. Крg5! Лh2! 4. Сe5! Лf2 5. Сf4 Кd4! 6. Сe3 Лf5+ 7. Крg4 Лd5 8. Крf4! Крb6 9. Крe4 Крc5 10. Крd3!, и чёрные, имея лишнюю ладью, не могут усилить свою позицию.

Решение этюда Королькова:
1. d7 Крe7 2. Лb8! (рассчитывая на 2… f1Ф 3. d8Ф+! Кр:d8 4. Сa6+ Крc7 5. С:f1 с быстрым выигрышем) С:g3!! 3. Лa8!! f1Ф 4. d8Ф+ Кр:d8 5. Сa6+ Сb8!! 6. С:f1 Крc7 7. Сa6! e2 8. С:e2 Крb7 9. Сf3! Кр:a8 10. С:c6×

Решение этюда Либуркина:
1. Лc7+ Крb8 2. Лb7+ Крa8 3. Сe8 К:c6 4. Л:b6 Кb4!! (4… Крa7 5. Лb1 и 6. Лa1) 5. Сf7! Сe8! 6. Кр:b4 С:f7 7. Лh6! Сd5 8. Крc5 и 9. Крb6 с выигрышем.

Значительно повысилась техника мастеров этюда, и это позволило художественно реализовать самые дерзкие идеи. Среди популярных этюдных тем — динамическая позиционная ничья, систематическое движение фигурных комплексов, многовариантные сходные финалы и т. п. Этюдным творчеством занялись мастера композиции в десятках новых стран.

Среди известных этюдистов XX века можно назвать следующие имена.

  • Австрия: Иоганн Непомук Бергер, Йозеф Крейчик, Алоиз Вотава.
  • Аргентина: Хосе Муньос (Jose Joaquin Araiza Muñoz, 1900—1971).
  • Великобритания: Гарольд Ломмер (Harold Lommer, 1910—1980).
  • Венгрия: Артур Хаваши (1864—1939).
  • Германия: Пауль Хойекер, Адольф Херберг (1896—1962).
  • Голландия: Генри Венинк, Йохан ван ден Энде.
  • Италия: Ринальдо Бианкетти.
  • Латвия: Герман Матисон, лидер прибалтийской этюдной школы первой половины XX века.
  • Польша: Шая Козловский, Давид Пшепюрка, Ян Русинек.
  • Румыния: Эмилиан Добреску.
  • США: Николас Россолимо.
  • Финляндия: Виса Киви.
  • Франция: Жан Вильнёв-Эсклапон, Фредерик Лазар, Андре Шерон, Виталий Гальберштадт.
  • Чехословакия дала миру целую плеяду первоклассных этюдистов: Олдржих Дурас, Ладислав Прокеш, Франтишек Дедрле (František Dedrle, 1878—1957), Рихард Рети (автор знаменитого «этюда Рети»), Артур Мандлер, Мирослав Хавель, Франтишек Прокоп, Йиндржих Фритз.
  • Швейцария: Самуэль Изенегер.
  • Швеция: Хель Рунквист, Аксель Акерблом, Александр Хильдебранд.

Большинство этюдистов, знаменитых своими композициями, практически неизвестны как игроки. Следует отметить, однако, успешное участие Генриха Каспаряна в чемпионатах СССР по шахматам 1931 и 1937 годов. Среди известных шахматистов, составлявших этюды — Эмануил Ласкер, Рихард Рети, Ян Тимман. Одним из признанных мастеров составления этюдов являлся экс-чемпион мира Василий Смыслов.

См. также[править | править код]

  • Альбом ФИДЕ
  • Всемирная федерация по шахматной композиции
  • Личный чемпионат мира по шахматной композиции
  • Чемпионат мира по решению шахматных задач и этюдов
  • Шахматная задача

Примечания[править | править код]

  1. Шахматы: энциклопедический словарь / гл. ред. А. Е. Карпов. — М.: Советская энциклопедия, 1990. — С. 334—335 (Решаемость, Решение шахматной композиции). — 621 с. — 100 000 экз. — ISBN 5-85270-005-3.
  2. Шахматная композиция. 1974-1976. М.: Физкультура и спорт, 1978. 225 с. Стр. 4.
  3. Существует более короткое решение: 1. Сс4! Фb2 (1… e6 2. Kpa6 или 1… Фf5+ 2. Kpb4 Фb1+ 3. Cb3) 2. Фd1+ Фb1 3. Фa4+ Kpb2 4. Фb3+ Kpc1 5. Фe3+ Kpb2 6. Kpb4 Kpc2+ 7. Cb3+ Kpb2 8. Фс3×
  4. История появления позиции Сааведры (англ.). Дата обращения: 4 ноября 2009. Архивировано 26 октября 2009 года.
  5. См. Гербстман А. И. Избранные шахматные этюды.
  6. Бондаренко Ф. С. Развитие шахматного этюда. Стр. 228.

Библиография[править | править код]

История этюда[править | править код]

  • Бондаренко, Ф. С. Становление шахматного этюда / Ф. С. Бондаренко ; рец. междунар. мастер В. Ф. Пересыпкин. — К. : Здоров’я, 1980. — 176 с.
  • Бондаренко, Ф. С. Развитие шахматного этюда / Ф. С. Бондаренко ; рец. мастер спорта СССР Н. П. Зелепукин. — К. : Здоров’я, 1982. — 232 с.
  • Бондаренко, Ф. С. Триумф советского шахматного этюда / Ф. С. Бондаренко. — К. : Здоров’я, 1984. — 176 с.

Авторские сборники[править | править код]

  • Брон В. Избранные этюды и задачи. М.: Физкультура и спорт, 1969, 144с.
  • Владимиров Я. Г., Фокин Ю. Г. Леонид Куббель. М.: Физкультура и спорт, 1984, 384 стр.
  • Гербстман А. И. Избранные шахматные этюды. Архивная копия от 4 марта 2016 на Wayback Machine М.: Физкультура и спорт, 1963.
  • Горгиев Т. Б. Избранные этюды. Архивная копия от 15 марта 2016 на Wayback Machine М.: Физкультура и спорт, 1959.
  • Гуляев А. П. Избранные шахматные задачи и этюды. Архивная копия от 15 марта 2016 на Wayback Machine М.: Физкультура и спорт, 1956.
  • Гурвич А. С. Этюды. Архивная копия от 15 марта 2016 на Wayback Machine М.: Физкультура и спорт, 1961, 2-е изд. — 190 с.
  • Каспарян Г. М. Этюды, статьи, анализы. М.: Физкультура и спорт, 1988.
  • Корольков В. А. Избранные этюды. М.: Физкультура и спорт, 1958.
  • Корольков В. А., Чеховер В. А. Избранные этюды А. А. Троицкого Архивная копия от 4 марта 2016 на Wayback Machine. М.: Физкультура и спорт, 1959, 184 с.
  • Кофман Р. М. Избранные этюды С. Каминера и М. Либуркина. М.: Физкультура и спорт, 1981, 160 с.
  • Кузнецов А. Г. Цвета шахматного спектра, М.: Физкультура и спорт, 1980. 96 с.
  • Надареишвили Г. А. Избранные шахматные этюды. М.: Физкультура и Спорт, 1976. 103 с. (первое издание — Тбилиси: Сабчота сакартвело, 1970).
  • Платов Василий, Платов Михаил. Сборник шахматных этюдов. Архивная копия от 4 марта 2016 на Wayback Machine М.: Госиздат, 1928, 185 стр.
  • Шахматное творчество Н. Д. Григорьева. Анализы, теоретические работы, этюды, избранные партии. 2-е издание, исправленное и дополненное. М.: Физкультура и спорт, 1954, 488 с.

Антологии[править | править код]

  • Бондаренко, Ф. С. Галерея шахматных этюдистов / Ф. С. Бондаренко. — М. : Физ-ра и спорт, 1968. — 304 с.
  • Бондаренко, Ф. С. Этюд в пешечном окончании / Ф. С. Бондаренко. — М. : Физ-ра и спорт, 1973. — 160 с.
  • Владимиров, Я. Г. 1000 шахматных этюдов / Я. Г. Владимиров. — М. : АСТ, 2003. — 438 с. — ISBN 5-17-016841-1.
  • Владимиров, Я. Г. 1000 шедевров шахматной композиции / Я. Г. Владимиров. — М. : АСТ, 2005. — 542 с. — ISBN 5-17-031575-9.
  • Гурвич, А. С. Этюды : [арх. 15 марта 2016] / А. С. Гурвич. — 2-е изд. — М. : Физ-ра и спорт, 1961. — 189 с.
  • Дворецкий, М. И. Этюды для практиков / М. И. Дворецкий, О. В. Перваков. — М. : ОАО «Типография „Новости“», 2009. — 240 с. — ISBN 978-5-88149-331-8.
  • Каспарян, Г. М. Позиционная ничья / Г. М. Каспарян. — 2-е изд., пер. — М. : Физ-ра и спорт, 1977. — 144 с.
  • Надареишвили, Г. А. Этюд глазами гроссмейстеров / Г. А. Надареишвили ; предисл. М. М. Ботвинника. — М. : Физ-ра и спорт, 1982. — 207 с.
  • Советский шахматный этюд : [арх. 15 марта 2016] / сост. А. П. Казанцев, Р. М. Кофман, М. С. Либуркин ; критич. очерк. А. С. Гурвича. — М. : Физ-ра и спорт, 1955. — 462 с.

Ссылки[править | править код]

  • Библиотека webchess.ru Архивная копия от 5 октября 2008 на Wayback Machine — книги в формате djvu по шахматной композиции.
  • 555 этюдов-миниатюр Архивная копия от 24 марта 2019 на Wayback Machine с комментариями.
  • Шахматные этюды в формате pgn Архивная копия от 30 апреля 2008 на Wayback Machine.
  • 4500 лучших шахматных партий и этюдов с картинами.

Под шахматной композицией понимают вид человеческой деятельности, возникшей из шахмат, результатом которой является некоторая шахматная позиция с заданием и решением. Эти шахматные позиции удовлетворяют ряду критериев, а именно:

  1. Позиция должна быть легальна (то есть существует последовательность ходов, которые приводят к данной позиции из начального положения); 
  2. Позиция должна быть экономичной (то есть не должно быть фигур, не участвующих в решении);
  3. Задание должно выполняться единственным образом (требование единственности решения);
  4. Решение должно выражать некоторую идею;
  5. Решение должно быть красивым.

Последний пункт требования является самым абстрактным, однако по такому же критерию оценивают и шахматную партию.

Шахматная композиция делится на две большие группы – шахматные задачи (позиции с требованием поставить мат в определённое число ходов) и шахматные этюды (позиции на выигрыш или ничью). Особенности требований к задачам и этюдам делают их идеальным средством тренировки шахматистов. Шахматную композицию используют в следующих случаях:

  1. Обучение матованию
  2. Демонстрация простейших комбинационных мотивов
  3. Демонстрация типичных комбинаций
  4. Расчет вариантов
  5. Развитие комбинационного зрения
  6. Обучение правильному оцениванию позиции
  7. Изучение эндшпиля

На начальном этапе подготовки шахматистов тренера предпочитают ученикам давать задачи – это приучает учеников видеть и ставить маты. Предпочитаются малофигурные задачи в силу лёгкости позиции. Обычно предлагаются задачи на мат в 2 хода. Когда возникает необходимость продемонстрировать некоторые типичные шахматные приёмы матования – предлагают задачи с большим числом фигур. (см. диаграммы 1-8)

Когда ученик получает некоторые навыки в матовании, наступает этап развития комбинационного зрения. Комбинационное зрение необходимо развивать на всех этапах обучения. Часто комбинационное зрение сводится к узнаванию знакомых или похожих позиций, что позволяет быстро рассчитывать варианты. Определять знакомый рисунок позиции проще всего, когда обучаемый воспринимает только фигуры, участвующие в комбинации.

Д.1 мат в 2 хода

Д.2 мат в 2 хода

Д.3 мат в 2 хода

Д.4 мат в 2 хода

Д.5 мат в 3 хода

Д.6 мат в 4 хода

Д.7 мат в 7 ходов

Д.8 мат в 12 ходов

 Простейшие этюды, демонстрирующие типичные тактические приёмы

В этом случае ученику подбираются задания с коротким решением, в котором ярко выражена демонстрируемая идея. Обычно этюды с коротким, но запоминающимся решением показывают тактические идеи, на которых основаны комбинации. Эффективность использования шахматной композиции в данном случае обуславливается требованиям к ней, а именно: она представляет некоторую шахматную идею в художественном и экономичном виде. Это позволяет ученику при ознакомлении с идеей не отвлекаться.

На диаграмме 9 черные проводят отвлечение, однако в ответ белые проводят комбинацию привлечения + сброс материала. На диаграмме 10 реализовано привлечение с целью выигрыша фигуры (или выгодный размен). Диаграмма 11 – вычищение линии / поля. На диаграмме 12 представлено перекрытие.

Д.9 ничья

Д.10 выигрыш

Д.11 выигрыш

Д.12 выигрыш

Этюды для развития счёта

При развитии счёта вариантов у шахматиста, тренер подбирает задания с длинным, но форсированным решением, либо с решением, побочные варианты в котором очень коротки (не превышают, например, 3 ходов – зависит от уровня шахматиста).

Диаграмма 13 показывает пример длинного форсированного варианта. Однако, не стоит забывать о том, что у соперника бывают тихие промежуточные ходы, также создающие угрозу. Например, как на диаграмме 14.

Д.13 выигрыш

Д.14 выигрыш

Д.15 выигрыш

Д.16 выигрыш

Эндшпильные этюды, для демонстрации шахматных законов

Особая группа этюдов – так называемые эндшпильные (аналитические) этюды. Изучение этих этюдов формирует у шахматиста базу так называемых «точных позиций». Эти этюды помогают оценивать правильно окончания, а также указывают стратегии, которых надо придерживаться для достижения цели. Такие этюды часто не рекомендуется решать, но обязательны к разыгрыванию, для того чтобы шахматист ознакомился с идеей этюда и запомнил её. Следует заметить, что эндшпильные этюды регламентируют не только общие принципы разыгрывания окончаний, но также показывают и «исключения» из правил. Тренер должен подбирать задания, демонстрирующие типичные эндшпильные приёмы, «точные» позиции (по определению Марка Дворецкого), а также демонстрировать способы борьбы против этих приёмов, в зависимости от особенностей позиции.

 

Д.17 выигрыш

  

Д.18 выигрыш

Д.19 ничья

Д.20 ничья

Диаграммы 17-20 показывают некоторые типичные приёмы, характерные для пешечных эндшпилей.

Этюды с оценкой позиции

Одним из важнейших этапов в развитии ученика является обучение правильной оценке позиции. Умение правильно оценивать позицию существенно влияет на выбор ходов-кандидатов, и, как следствие, сокращает дерево вариантов. В этом случае подходят любые этюды, но для начинающих шахматистов рекомендуется подбирать задания с хорошо видными слабостями сторон.

 

Д.21 оценить позицию

Д.22 оценить позицию

О пользе знаний тем шахматной композиции

Шахматная композиция шагнула далеко вперёд в области чередования тактических моментов и выстраивания из них комбинаций. Поэтому имеет смысл ознакомиться с этими идеями шахматистам, чтобы в дальнейшем применять эти идеи. Например, стратегическая школа в композиции работает с комбинациями тактических моментов: блокированиями, перекрытиями, отвлечениями и т.д.

Также надо обратить внимание на тематику логической школы, суть которой состоит в том, что при попытке проведения плана некоторой стороной, у противника находится защита. Тогда проводится предварительный план, уничтожающий эту защиту.

Д.23 Мат в 2 хода. тема Новотного

Д.24 ход белых

Д.25 Мат в 4 хода

Д.26 ход белых

Д.27 выигрыш

Д.28 Бронштейн – Ботвинник, 1951, ход черных

Не смотря на то, что современная задачная композиция довольно сильно оторвана от практики, она может быть использована при обучении младших разрядов, и даже рекомендуется. Этюдная же композиция всегда была мощным средством совершенствования шахматистов на любом этапе. Она рекомендовалась как известнейшими тренерами, так и гроссмейстерами. В своё время гроссмейстер Лев Полугаевский сказал так: «Только решив 100 этюдов я почувствовал себя готовым к борьбе за шахматную корону».

Выводы

При подведении итогов лекции можно сделать следующие выводы:

Шахматная композиция полезна для обучения шахматистов-практиков, так как она предлагает широкий арсенал средств, который позволяет охватить различные аспекты шахматного образования. За годы развития шахматной композиции было составлено около 70 000 этюдов и 300 000 задач. Все эти этюды и задачи доступны в специальных базах этюдов и задач. Достоинство этих баз в том, что они хорошо структурированы – а это позволяет с большим успехом найти подходящий пример на тему, чем при поиске позиции из 5 миллионов партий. Кроме того, теория эндшпиля тесно связана с этюдной композицией – часто ценные теоретические исследования в области эндшпиля проводились этюдистами – ими же были составлены этюды, демонстрирующие итоги исследований.

Библиография

  1. Ботвинник М.М., Аналитические и критические работы: Статьи и воспоминания, ФиС, 1987
  2. Полугаевский Л.А., Рождение варианта, ФиС, 1977
  3. Пожарский В., Шахматный учебник в этюдах, Феникс, 2005
  4. Пожарский В., Школа шахмат., Феникс, 2007
  5. Дворецкий М., Перваков О., Этюды для практиков, Новости, 2009
  6. Владимиров Я., 1000 шедевров шахматной композиции, АСТ, 2005
  7. Дворецкий М.И., Учебник эндшпиля, Факт, 2006
  8. Умнов Е., Что такое шахматная композиция, ФиС, 1954
  9. База шахматных задач – http://www.yacpdb.org
  10. База шахматных этюдов – http://chess.md/endgame/

День добрый, дорогой друг!

Для кого-то решенная задача или этюд, — является предметом гордости не меньшим, чем победа над соперником. О том, как решать задачи и этюды результативно и получая удовольствие,  в представляемой сегодня брошюре.

Автор: Я.Владимиров

Наименование: Как решать задачи и этюды

Выход в печать: 1986г., издательство Физкультура и спорт

Объем 120 страниц

Kak-reshat-zadachi

О чем эта книга?

Эта брошюра поможет читателю-шахматисту поближе познакомиться с завораживающим миром шахматной композиции, основами ее теории, разнообразными жанрами и стилями.

В качестве примеров в значительной мере использованы задачи и этюды, которые встречались в заданиях на очных турнирах и конкурсах. Они составляют весьма объективную картину типовых заданий.

Данное пособие будет полезным и начинающим шахматистам, и любителям решения задач и этюдов.

В конце каждого раздела приводятся позиции для самостоятельного решения.

Об авторе

Яков Георгиевич Владимиров (1935г.р.) — советский шахматист и шахматный композитор. Международный гроссмейстер, заслуженный мастер спорта России. Семикратный чемпион мира по шахматной композиции в командном зачете и трехкратный  — в личном.

Автор научных работ, более 30  монографий, учебников и книг.

Содержание

Брошюр состоит из 8 основных глав + ответы на задания, которыми завершаются большинство глав:

Немного истории

Азбука композиции. Автор излагает основные принципы составления задач и этюдов, такие как выразительность, единственность решения и красота.

Двухходовка? Это очень просто!

Автор дает последовательность и этапы решения любой задачи

Сквозь лабиринт вариантов

В этой главе Я Владимиров рассказывает как правильно решать многоходовые задачи.

В мире шахматных чудес

Автор знакомит с нетрадиционными формами задач, например, — обратный и кооперативный мат.

Внимание, этюды!

В этой главе состоится знакомство с наиболее сложным жанром шахматной композиции – этюдами, принципами их составления и решения.

Несколько советов

Эта глава содержит рекомендации как участникам соревнований по решению, так и любителям задач и этюдов.

Кто победит гроссмейстеров?

Своеобразное заочное соревнование с гроссмейстерами Нанном и Местелом на быстроту и правильность решения.

Еще М.Ботвинник писал:

«Шахматисты, даже мастера, должны уделять достаточное внимание этюдной композиции. Решение этюда приучает к конкретному мышлению, точному расчету»

Знакомство с лучшими образцами шахматной композиции позволяет постичь красоту и глубину шахмат, развивает комбинационное зрение, повышает общую шахматную культуру.

Скачать книгу

Благодарю за интерес к статье.

Если вы нашли ее полезной, сделайте следующее:

  • Поделитесь с друзьями, нажав на кнопки социальных сетей.
  • Напишите комментарий (внизу страницы)
  • Подпишитесь на обновления блога (форма под кнопками соцсетей) и получайте статьи к себе на почту.

Удачного дня!

В шахматах тоже есть своя Поэзия. И называется она Шахматной композицией.

Шахматная композиция – это составление и решение задач и этюдов. Это особая форма шахматного творчества, которая базируется на средствах и правилах практической игры.

Различают два основных вида шахматной композиции – задачи и этюды.

Шахматная задача — это искусственная позиция, в которой задание должно быть выполнено в определённое число ходов. Например: «мат в 2 хода». Обычно решение задачи максимально замаскировано. По умолчанию – везде начинают белые.

Мат в 3 хода
Мат в 3 хода
Мат в 3 хода
Мат в 3 хода

Шахматный этюд — это искусственная позиция, похожая на эндшпиль из практической партии. Заданием является достижение выигранной позиции (либо позиции, в которой очевиден ничейный исход борьбы). В отличие от задач, в этюдах количество ходов заданием не обуславливается. И в этюдах, и в задачах, по умолчанию, начинают белые, и решением является неожиданный, парадоксальный, «красивый» ход.

Знаменитый «Этюд Рети»: ничья
Знаменитый «Этюд Рети»: ничья
Этюд Троицкого: выигрыш
Этюд Троицкого: выигрыш

В этой области творчества правят фантазия, яркие идеи, красивые комбинации, что придает этюдному искусству особую эстетическую ценность. Неслучайно, что среди шахматистов экстра-класса были и есть составители этюдов – международные гроссмейстеры: О. Дурас, Р. Рети, Ю. Авербах, П. Керес, Д. Бронштейн, П. Бенко, Я. Тимман, Дж. Нанн, Дж. Спилмен, А. Морозевич и другие. Отметились своими работами в области этюда практически все чемпионы мира: В. Стейниц, Э. Ласкер, Х.Р. Капабланка, А. Алехин, М. Эйве, М. Ботвинник, В. Смыслов, М. Таль, Т. Петросян и А. Карпов.

7-й чемпион мира Василий Смыслов (кстати, автор двух сборников по этюдам) в книге «В поисках гармонии» (1979 г.) пишет: «Увлечение этюдным творчеством принесло большую пользу: оно способствовало развитию эстетического понимания шахмат и совершенствованию моей игры в эндшпиле».

А вот мнение 10-го чемпиона мира Бориса Спасского: «Для меня, шахматиста-профессионала, красота шахмат прежде всего связана с гармонией содержания замысла и формой его осуществления. Становясь старше, все больше ценю экономичность, четкость, сжатость и законченность формы. Возможно, что красота шахмат ярче всего проявляется в шахматной композиции, в частности – в этюдах».

Также существуют особые виды композиции. К ним относят задачи со специфическими заданиями: например, восстановление шахматной партии, приводящей к заданной позиции из начальной расстановки фигур, различные математические и конструкционные задачи и прочее.

История

Шахматная композиция зародилась на рубеже VIII—IX веков, когда впервые были сделаны попытки составления так называемых «мансуб» (в переводе с арабского: «то, что было воздвигнуто, учреждено, устроено»). С тех пор и до наших дней шахматная композиция прошла долгий путь развития.

Первыми неофициальными первенствами мира по шахматной композиции считаются заочные матчи-турниры ФИДЕ, которые проводились с 1972 года. В настоящее время существуют официальные чемпионаты мира по шахматной композиции: командные и личные.

Основные принципы

К позициям, создаваемым в шахматной композиции, предъявляется набор общих технических и художественных требований. К техническим требованиям относятся:

легальность начальной позиции, то есть возможность получения её из начальной позиции шахматной партии последовательностью ходов, не противоречащих правилам;

решаемость во всех вариантах, то есть отсутствие у гипотетического противника возможности избежать достижения цели, поставленной перед решающим;

единственность решения — позиция допускает лишь один, задуманный автором, путь достижения требуемого результата, который и требуется найти решающему.

К художественным требованиям относятся экономичность формы и содержания, выразительность замысла, красота решения. Два последних требования сложно определить кратко, первое же заключается в том, чтобы в решении задачи были использованы, тем или иным образом, все имеющиеся на доске фигуры (не должно быть лишних, «неработающих» фигур или пешек, решение должно достигаться за минимальное число ходов).

  • Взятие на проходе вступительным ходом решения считается возможным только тогда, когда с помощью ретроанализа можно совершенно точно установить, что именно на предыдущем ходу ходила на два поля именно та пешка, которую предполагается взять на проходе.
  • Рокировка по ходу решения по умолчанию всегда считается возможной, если только нельзя совершенно точно установить с помощью ретроанализа, что король или ладья уже ходили.

В Шахматной композиции существует два раздела: Ортодоксальная композиция (мат чёрному королю, выигрыш или ничья, правила игры и шахматные фигуры заимствованы из практических шахмат). И Неортодоксальная композиция (кооперативный и обратный мат). В Сказочной композиции используются измененные правила игры или шахматные фигуры.

Шахматного композитора называют «проблемист», если он составляет шахматные задачи, и «этюдист» – если он составляет этюды.

Источник: https://chess.gpntb.ru/chess_university/chess_composition/

Добавить комментарий