Как составить схематический конспект

Хорошо усвоить тему и быстро воспроизвести её в памяти школьникам помогут навыки составления конспекта. Правильно выполняемое конспектирование заставляет глубоко осмыслить материал, погрузившись в его содержание в процессе переработки. Освоив правила ведения записей, учащийся сможет улавливать и фиксировать основные мысли, складывая их в понятный сжатый текст непосредственно при поступления информации. 

Полученные умения пригодятся при дальнейшем обучении – качественное конспектирование лекций необходимо для студента. В профессии этот навык даёт дополнительные шансы сделать успешную карьеру. Даже в быту умение коротко, но понятно сделать необходимые записи сильно облегчит вашу жизнь. 

Что такое конспект?

Конспект – краткая, но ёмкая запись материалов по пройденной теме в удобной и понятной для школьника форме. Это сокращенный текст, построенный в строгой логической последовательности, составленный школьником из материала, предложенного преподавателем, и дополненный информацией из других источников. 

Написание конспекта может производиться тезисно, схематически, сокращённо, таблично, с применением аббревиатур и иностранных слов. Важно, чтобы ученик сам понимал своё изложение, мог его воспроизвести, не теряя логического смысла повествования. 

Для этого важно понимать, как правильно сделать конспект. Полученные выписки должны быть понятными, эффективными и удобными для дальнейшей работы. В статье мы разберём, какие способы их написания существуют, как разработать план и структуру конспекта и какие ошибки можно допустить при подборке тезисов.

Первая неделя занятий бесплатно!

Начните заниматься, а по окончании пробного
периода оплатите выбранный формат!

Начать заниматься

Как составить конспект по теме: пошаговая инструкция

Написание требует внимания и сосредоточенности. Ряд рекомендаций поможет выполнить работу качественно. Что нужно сделать?

  1. По возможности заранее ознакомьтесь с темой изучения;
  2. Научитесь сокращать слова общепринятыми, понятными способами;
  3. Предварительно составьте план конспекта; 
  4. Набросайте тезисы по основным пунктам изучаемого материала;
  5. Фиксируйте ключевые фразы после прослушивания каждого предложения;
  6. Сделайте краткие выписки – изложение полученной информации;
  7. Оставьте место слева для заметок и отмечайте там непонятные элементы, требующие уточнения;
  8. Оставляйте место для пропущенного учебного материала. Например, если не успели за учителем или произошел технический сбой;
  9. Уточняйте непонятные моменты у преподавателя после занятия или в других источниках. Например, в Домашней школе «ИнтернетУрок» всегда можно задать вопрос учителю и в течение 15-ти минут получить ответ.
  10. Заполняйте пропуски непосредственно после прояснения информации, пока она свежа в памяти.

Записываемый текст – не пересказ лекции или урока. Его назначение – фиксация в памяти конкретных знаний.

Виды конспектов

Конспекты различаются по форме и содержанию в зависимости от предмета, изучаемой темы и основного назначения, предусмотренного пользователем. Среди самых распространённых видов конспектов для школьников выделяются:

  • ТЕКСТУАЛЬНЫЙ. Идеально подходит для работы с книгами. В процессе написания содержание фиксируется тезисно. Допускается использование основных терминов и цитат. 
  • СВОБОДНЫЙ. Допускается запись информации под диктовку. Учащийся делает выписки на своё усмотрение. Они могут записываться сокращениями, тезисами, условными обозначениями, рисунками, схемами.
  • ТЕМАТИЧЕСКИЙ. Представляет собой изложение информации из нескольких источников, раскрывающих конкретную тему. Позволяет обработать большой объём информации, составив общую базовую выборку данных по заданному вопросу. 
  • СХЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН. Структурный конспект, включающий соединённые единым смыслом вопросы. Под вопросом пишется краткий ответ или несколько ответов-тезисов. Допустимы краткие предложения и выписки, связывающие весь текст. 
  • ПЛАН-КОНСПЕКТ. Базируется на общем плане, освещающем важные вопросы изучаемой сферы. Пункты раскрываются по мере изложения материала и поступления новой информации. Считается самым объёмным видом конспектирования со всесторонним рассмотрением предмета изучения. 

Методы конспектирования 

Характеризуются способам оформления текста в конспекте. Рассмотрим наиболее распространенные:

Метод Корнелла 

Отдельный лист делится на 4 части. Сверху проводится горизонтальная линия, над которой фиксируется заголовок и дата урока. Нижняя линия располагается за несколько строк до завершения листа. Под ней кратко записываются основные выводы лекции. Между горизонтальными линиями площадь разделяют две колонки. Правая должна быть примерно в два раза шире левой. Слева отмечаются важные даты, термины, имена, определения, события. Справа – информация, излагаемая преподавателем.

Такое составление записей считается идеальным для обработки оперативно поступающей информации.

Схематический метод 

Структура написания представлена в виде большого маркированного списка с несколькими уровнями вложений. Верхний уровень – основная тема и мысль, средний – подтема, далее – тезисы. Разработка и анализ каждой темы происходит в процессе обучения. Ученик сразу вникает в тему, создавая удобную для запоминания структуру. Важно не перегружать список. Нужно составить его так, чтобы легко проанализировать информацию в дальнейшем.

Метод таблиц 

Эффективен при получении материала структурными блоками: по годам, значимым событиям или конкретным темам. Расчертив лист в таблицу, в каждой ячейке ученик записывает конкретное событие или факт. Метод удобен для школьников, потому что учитель дает материал структурированно, и ученик может облегчить запись, используя табличный вариант. 

Метод интеллект-карт 

Актуален для разбора сложных тем, самостоятельной работы над докладами и эссе. Основная цель вписывается в центре. Линиями соединяются мысли, объяснения, тезисы, идеи. Это мысли-якоря, призванные помогать создать основу для изложения главных идей. 

Метод предложений

Считается одним из самых несложных. Предложения записываются с новой строки с соответствующей нумерацией. Связь между предложениями формируется отсылкой на другой пункт с указанием его номера.

Метод индексов 

Схематическая запись информации. При составлении конспекта используются рамки, рисунки, стрелки, таблицы. Каждый объект имеет для автора определенное значение, носит понятную ему смысловую нагрузку. Если запись сделана в круге, это значит, что её нужно обязательно выучить. В квадрате – уточнить и дополнить полученный материал. В треугольнике – обратить особое внимание. Каждое обозначение индивидуально для автора. На форзаце тетради необходимо сделать пометки, какой символ что значит. Это позволит ориентироваться в условных обозначениях, если их окажется много.

Метод течения 

Позволяет обеспечить максимальное усвоения материала в ходе урока при минимальном количестве записей. Требуется выделять основные моменты и мысли тезисами, схемами, рисунками, не зацикливаясь на изложении. Материал активно обдумывается, дополняется собственными идеями и комментариями в свободной форме. Этот метод написания хорошо использовать, если важно моментальное усвоение данных, а не изучение их через длительное время.

Метод боксов

Идеален для визуалов – людей, у которых доминирует зрительная память. При составлении конспекта задействуются даты, исторические личности, иностранные слова и определения. Лист делится на неровные квадраты, треугольники, прямоугольники. Размещение на странице хаотично. Вверху прямоугольника указывается заголовок, далее – несколько базовых фактов. Метод позволяет концентрироваться на основных мыслях, выделяя конкретику.

Метод нумерации

Эффективен на занятиях и лекциях, где информация выдается быстро: преподаватель не останавливает рассказ, не акцентирует для учеников основные моменты. Оптимально использовать две разноцветные ручки. Первой фиксировать номер мысли. Второй – её содержание. Между номерами оставляется место – отступы, а в них вносится дополнительная информация. 

back

Подпишитесь на нашу рассылку

Главные ошибки при составлении конспекта

  • Потеря структуры и авторских особенностей текста;
  • Чрезмерная краткость;
  • Избыток вводных слов и эпитетов;
  • Отсутствие связи записей, плана;
  • Дословное повторение тезисов;
  • Бессвязный пересказ текста;
  • Незаконченность основных смысловых положений – тезисов.

Как красиво оформить конспект: основные техники

Необходимо определить, как сделать конспект понятным для себя, разработать собственную унифицированную систему записи информации. Удобно использовать систему стикеров, подчёркиваний, схем, выделений разными цветами. Важно, чтобы процесс ведения изложения был удобен конкретному школьнику.

Красивая запись не имеет пропусков. При наличии их необходимо заполнять должным образом сразу после занятия.

Заголовки новых тем можно выделять маркерами либо записывать большими буквами. Подтемы лучше подчеркивать.

Важно помнить, что чётко разработанная система способствует пониманию текста и внешней красоте записей. Красивый конспект, в свою очередь, помогает лучше запомнить информацию.

10 лайфхаков

Как выучить уроки быстрее или написать контрольную работу лучше? Как запомнить стихотворение или решить насущные вопросы легко и непринуждённо, не затрачивая на них слишком много времени и усилий?

Полезные советы вне конкретных методов

Они помогают вести конспектирование, независимо от вида и метода. Нужно:

  1. Выработать собственную систему понятных сокращений. Для этого полезно изучить общепринятую и дополнить её понятными для себя элементами.
  2. Разработать единую цветовую схему для выделения конкретных тезисов, фраз и значений. 
  3. Изучив информацию из разных источников, распределить основные приоритеты и воспроизвести их тезисно, в понятной для себя последовательности. 
  4. Если источник предлагает исчерпывающее количество данных, из них нужно вычленить главную мысль и выписать её. Для этого лучше вести краткую запись всей информации и выделить основную мысль – резюме – после полного изучения данных. 

6 приложений и онлайн-сервисов для создания конспектов

В современном мире существуют сервисы, помогающие автоматизировать ведение записей. Они не заменяют, но существенно облегчают составление плана конспекта. Грамотно выделяют основные моменты, обрабатывают материал и подают его в удобной форме. 

  • Speechpad. Преобразует звучащую речь в текст. 
  • SpeechTexter. Телефонное онлайн-приложение, преобразующее речь лектора в написанный текст.
  • HandWriter. Конвертирует печатный текст в рукописный. Любая статья из книги преобразуется в рукописный текст лекции.
  • Писец. Преобразует электронный конспект в рукописный.
  • Canva. Систематизирует написанное, облегчая запоминание текста лекции.
  • ЭБС Лань. Создание лекций по пройденному материалу в одном окне с дополнительными возможностями выгрузки, записи и цитирования.

Методов конспектирования бесконечно много. Мы описали самые востребованные. Важно, чтобы учащийся, ознакомившись с ними, самостоятельно определил наиболее удобные. Если это будет сделано правильно, конспектирование станет успешным подспорьем в учёбе и в работе.

Редакция Домашней школы «ИнтернетУрок»

Рекомендации
по созданию схематизированного конспекта

для
студентов 1 курса СПО

Цель создания
схематизированного конспекта:

1.      упрощение
задачи восприятия и запоминания информации;

2.      развитие
навыка выделять главное;

3.      развитие
мышления (анализа, синтеза, систематизации информации)

Практическая
значимость для дальнейшего обучения: подготовка к защите дипломного проекта.

Информационный
материал: текст учебника

Результат: оценка
от 0 до 5 баллов за конспект (часть итогового рейтинга)

Правила
работы с текстом

Так как текст
учебный, к нему приведены вопросы (даются в конце текста).

1.      Составление
конспекта начинается с анализа заголовка параграфа и вопросов в конце него.

Задача работы с
текстом – создать такой конспект, в котором в виде схем/таблиц/последовательностей
будут даны ответы на вопросы к параграфу + изложена вся важная информация,
представленная в тексте.

2.      Понятия, встречающиеся
в тексте, в конспекте выделяются графически (например, большими буквами), его
определение – сокращается при возможности до минимума при полном сохранении
смыла (например, слово «совокупность» заменить на «все»).

3.      Использовать
графические символы часто встречающихся слов (например,
существовать/развитие/функция и т.п.) – общий набор знаков-символов даётся на
первом занятии.

4.      Первый раз
прочитать сразу половину или третью часть всего параграфа в зависимости от его
объема (а не по абзацам, параллельно конспектируя его); в процессе чтения
постараться увидеть логические информационные блоки, соотнести их друг с
другом.

5.      Второй раз
текст читается уже по абзацам с целью выделения главной мысли и определения
визуального способа её фиксации в конспекте (определение понятия,
характеристики/функции процесса, таблица, схема), одновременно с этим
производится конспектирование информации.

6.      Проверка
конспекта на эффективность: как минимум конспект должен содержать
графические/текстовые элементы, в которых дан ответ на все вопросы к параграфу.

7.      Стараться
не использовать текстовыделители разных цветов (только синяя ручка + можно один
текстовыделитель)

Приемы
схематизации текста:

– выделение
понятий графически (например, большими буквами)

– цифровка
перечней столбиком:

1.

2.

3.

– выделение
характеристик чего-либо знаками «-» или «*»

– создание таблиц

– создание схем
(чаще всего для классификаций: горизонтальные одноуровневые (если не более 3
частей), горизонтальные двух-трехуровневые (если более 3 частей); при
использовании стрелок правило: рисуем с прямыми углами, если двух-трехуровневая
схема. 

Пример работы с текстом по составлению
схематизированного конспекта

Тема: ЦЕЛЬ И
СМЫСЛ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

ЗАДАНИЕ: составьте
конспект-схему по тексту параграфа.

Цель: формирование
умения трансформировать текст в графическо-схематическую форму.

Рекомендации:

1.      Конспект-схема
должна отражать главные мысли-рассуждения автора текста и раскрыть тему, то
есть в конспекте должен быть дан ответ на вопрос «В чем смысл жизни человека?»

2.      Конспект
также должен отражать ответы на вопросы № 2, 3, 4, 6, представленные после текста
параграфа.

В ходе чтения текста
выделяем главные мысли в каждом абзаце:

Человек в отличие от
животных осознает конечность свое существования.
Рано или поздно
каждый задумывается о том, что он смертен, и о том, что же он оставит на земле
после себя. Но часто мысли о неизбежности собственной смерти вызывают у
человека сильнейшее эмоциональное потрясение. У него может возникнуть чувство
безнадежности и растерянности, даже паники. Некоторые задаются вопросом: зачем
же жить, если все равно в конце концов умрешь? Зачем что-то делать, к чему-то
стремиться? Не проще ли смириться и плыть по течению? Преодолев чувство
безнадежности, человек оценивает уже пройденный жизненный путь и то, что еще
предстоит. Никто не знает, когда придет его последний час. Поэтому каждый
нормальный человек стремится достичь определенных результатов к концу своего
жизненного пути. Таким образом, знание о грядущей
смерти становится основополагающим в последующем духовном развитии человека, в
определении цели и смысла жизни.

Размышления над смыслом жизни
становятся для многих людей основой в определении главной цели жизненного пути,
поведения и отдельных поступков. Цель и смысл жизни каждой личности тесно
связаны с социальными явлениями, определяющими Цель и смысл всей человеческой
истории, общества, в котором человек живет, человечества как единого целого. Каждый сам для себя решает, какими средствами можно достигать
намеченных целей, а какими — нельзя. Здесь появляются такие нравственные 
категории, как добро и зло, правда и ложь, справедливость и несправедливость
.

Перед человеком встает
вопрос: жить, творя добро на благо другим, или замкнуться в своих мелких
страстях и желаниях, жить для себя.
Ведь смерть уравнивает всех — богатых и
бедных, таланты и бездарности, королей и подданных. Разрешение этого вопроса
люди искали в религии, а затем в философском учении об «абсолютном разуме» и
«абсолютных моральных ценностях», создающих основу нравственного существования
человека.

Задумываясь о смысле жизни, человек
начинает вырабатывать собственное отношение к жизни и смерти. Будучи важной для
каждого человека, эта проблема занимает центральное место во всей культуре
человечества. Оно пыталось разгадать тайну небытия и, не найдя ответа, осознало
необходимость духовно, нравственно победить смерть.

Религиозные взгляды на
смысл жизни продиктованы постулатом о загробной жизни, истинной жизни после
физической смерти. Поступки человека в земной жизни должны определять его место
в потустороннем мире. Если человек творил добро по отношению к ближним, то он
попадет в рай, если нет — в ад.

Современная наука, прежде
всего философия, в вопросе поиска смысла жизни взывает к разуму человека и
исходит из того, что человек должен искать ответ самостоятельно, прилагая для
этого собственные духовные усилия и критически анализируя предшествующий опыт
человечества в такого рода поисках
. Физическое бессмертие невозможно.
Средневековые алхимики искали эликсир жизни, но безуспешно. Сейчас ученые и не
пытаются этого делать, хотя существуют общеизвестные способы продления жизни
(здоровое питание, занятия спортом и т.д.). Тем не менее возрастные пределы
жизни человека составляют в среднем 70—75лет. Долгожители, достигшие 90, 100 и
более лет, встречаются редко.

Жизнь конкретного человека нельзя
рассматривать в отрыве от жизни остальных людей, поскольку каждый человек
включен в определенную группу, является частью общества ,ив широком смысле,
всего человечества. На протяжении своей жизни человек может добиваться
поставленных перед собой целей, но никогда не достигнет целей своей общности,
народа, человечества. Такое положение содержит в себе побудительные силы
творческой деятельности. Именно поэтому призвание,
назначение, задача всякого человека — всесторонне развивать все свои
способности, вносить свой личный вклад в историю, в прогресс общества, в его
культуру.
В этом и заключается смысл жизни отдельной личности, который
реализуется через общество. Таков же и смысл жизни общества, человечества в
целом, который реализуется посредством жизней отдельных индивидов.

Однако соотношение личного и
общественного было неодинаковым в разные исторические периоды и определялось
ценностью человеческой жизни в каждой конкретной эпохе. В условиях угнетения человека, принижения его достоинства отдельная жизнь
не считается ценной. Да и сам человек часто не стремится достичь чего-то
большего, подавляемый обществом и государством. Напротив, в демократическом
обществе, где признается индивидуальность человека, смысл жизни личности и
общества все более совпадают.

Такое представление о смысле и
ценности человеческой жизни связано с пониманием социальной природы человека.
Поведение личности определяется социально-нравственными нормами. Поэтому неправильно искать смысл жизни человека в его биологической
природе.

Человек не может жить
только для себя,
хотя
и такое нередко бывает. На пути к достижению основной цели жизни человек проходит ряд этапов, ставя перед собой промежуточные
цели. Сначала он учится, стремясь получить знания
. Но знания важны не
сами по себе, а потому, что их можно применить на практике. Диплом с отличием, более глубокие знания, полученные в
институте, служат залогом получения престижного рабочего места, а успешное
выполнение служебных обязанностей способствует карьерному росту.

Одни и те же стартовые показатели
разных людей не означают их одинакового жизненного пути. Один человек может
остановиться на достигнутом и не стремиться идти дальше, другой ставит перед
собой все более высокие цели, добиваясь их реализации.

Практически каждый
человек ставит перед собой цель создать семью, воспитать детей.
Дети
становятся смыслом жизни родителей. Человек работает, чтобы обеспечить ребенка,
дать ему образование, научить жизни. И он достигает цели. Дети становятся
помощниками в делах, поддержкой в старости.

Стремление оставить свой
след в истории— смысл существования людей.
Большинство
оставляют свой след в памяти детей и близких. Но некоторые хотят большего. Они
занимаются творчеством, политикой, спортом и т.д., стремясь выделиться из массы
Других людей. Но и здесь нельзя заботиться только о личном благе, о своей
известности среди современников и потомков любо ценой. Нельзя уподобляться
Герострату, разрушившему храм Артемиды (одно из 7 чудес света), чтобы сохранить
свое имя в истории. Подлинным смыслом жизни человека можно считать только его
деятельность на пользу общества в сочетании ее с удовлетворением личных
интересов и потребностей.

Как писал Николай Островский,
«Жизнь прожить нужно так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые
годы». Человеку важно в конце жизни почувствовать удовлетворение от того, что
он чего-то достиг, принес кому-то пользу, решил поставленные перед собой
задачи.

И здесь возникает вопрос: сколько нужно человеку времени для того, чтобы полностью
реализовать цели своей жизни
? В истории немало примеров выдающихся
людей, рано умерших или погибших и, тем не менее, оставшихся в памяти
человечества. А сколько они могли бы сделать, если бы прожили еще пять, десять,
пятнадцать лет? Такой подход позволяет по-новому взглянуть на проблему
продолжительности человеческой жизни, возможности ее продления.

Проблема продления жизни
может ставиться как научная цель. Но при этом надо четко понимать, для чего это
необходимо и человеку, и обществу. С точки зрения гуманизма человеческая жизнь
сама по себе представляет высшую ценность. В этом смысле увеличение нормальной
социальной продолжительности жизни становится прогрессивным шагом
и в
отношении отдельных людей, и в отношении человеческого общества в целом.

Но проблема
увеличения продолжительности жизни имеет и биологический аспект
.
Условием существования человечества является индивидуальное чередование жизней
отдельных людей. Современная наука уже сейчас знает много способов продления
жизни — от лечения различных болезней до трансплантации органов. Тем не менее
проблема старения человеческого организма современной наукой пока не решена. В
старости организм не всегда может выполнять свойственные ему функции, и человек испытывает физические страдания. Часто это
сопровождается психическими переживаниями человека по поводу своей
беспомощности.

А как быть в ситуации,
когда мозг человека уже не функционирует, а тело еще живет?

Подобная постановка проблемы
означает, что задачей медицины должно быть не только
продление жизни человека, но и сохранение его умственной и физической
дееспособности.
Несомненно, человеку надо жить дольше, хотя это во
многом зависит от социальных условий жизни общества. Следовательно, не само по
себе продление индивидуальной жизни должно стать целью
науки
, общества и самого человека, а именно развитие
богатства человеческой природы, степень участия личности в коллективной жизни
человечества
.

Наряду
с вопросом о цели и смысле жизни люди всегда задавались вопросом о конечности
своего бытия. Проблема смерти встала перед
человечеством еще в те времена, когда человек впервые осознал временные пределы
своего существования. Отношение к смерти было различным у разных народов и
проявлялось в первую очередь в религиозных воззрениях.

   В настоящее время проблема смерти стала актуальна
как никогда. В соответствии с демократическими идеалами, все более
завоевывающими мир, жизнь провозглашается высшей ценностью. В странах Евросоюза
смертная казнь отменена. В статье 20 Конституция Российской  Федерации
провозглашено право каждого человека на жизнь. Там же определена перспектива
отмены смертной казни в России. Сейчас у нас в стране смертная казнь не
применяется.

     Этические и нравственные аспекты проблемы смерти
привлекают в наши дни внимание в связи с успехами биомедицинских исследований,
в частности в области реаниматологии, занимающейся вопросами возвращения к
жизни людей.

   Наряду с безоговорочным признанием права человека
на жизнь в наши дни всерьез обсуждается его право на
смерть
. Один настаивают на неограниченной свободе человека в решении
этого вопроса, другие – на отказе в праве на смерть, исходя из гуманитарных,
общественных и государственных интересов. Человечество всегда боролось за право
на жизнь. Все остальные права человека рассматривались как его производные,
поскольку каждое из них так или иначе отражало одно из проявлений жизни,
необходимость удовлетворения каких-либо жизненных потребностей, интересов,
устремлений.

    Самоубийство как
добровольный уход из жизни во все времена осуждалось
обществом и Церковью
. Самоубийц даже не хоронили на кладбищах.
Исключение составили случаи, связанные с нежеланием людей попасть в плен к
врагу.

    В настоящее время вопрос о жизни и смерти
становится вопросом выбора, причем не только самого человека, которого этот
вопрос касается. Возникает проблема: может ли общество
сохранять жизнь человека вопреки его воле? При этом речь идет не о самоубийце, а
об умирающем человеке ,которому искусственно задерживают наступление смерти.
Неслучайно вопрос о разрешении или запрете эвтаназии – безболезненной
искусственной кончине страдающего неизлечимой болезнью человека – стал
предметом острых дискуссий не только медиков, но и юристов, правозащитников,
политиков.

   Проблемы жизни и смерти поднимают медицинские,
правовые, моральные вопросы. Биологически человек смертен. Но осознание
смертности не должно стать поводом для отчаяния.

Наоборот, нужно понять, что людям отводится не так уж
и много времени для реализации своего жизненного потенциала и надо использовать
это время с пользой и для себя, и для общества.

Вопросы и задания

1.В чем проявляется взаимосвязь между пониманием
человеком конечности своего существования и определением им цели и смысла своей
жизни?

2.Как решалась проблема смысла жизни в культуре
человечества?

3.Как понимает проблему смысла жизни философия?

4.Как взаимосвязаны смысл жизни человека и смысл жизни
общества?

5.Какие цели ставит перед собой человек в процессе
своего жизненного пути? Какие цели актуальны для вас в данный момент?

6.В чем состоит проблема продления человеческой жизни?
Необходимо ли это? Почему?

7.На примере конкретных личностей охарактеризуйте
проблемы целей и смысла жизни, времени, необходимого для реализации этих целей.

8.Прочитайте высказывание Л. Н. Толстого: «Человек
может рассматривать себя как животное среди животных, живущих сегодняшним днем,
он может рассматривать себя и как члена семьи и как члена общества, народа,
живущего веками, может и даже непременно должен (потому что к этому неудержимо
влечет его разум) рассматривать себя как часть всего бесконечного мира,
живущего бесконечное время. И потому разумный человек должен был сделать и
всегда делал в отношении бесконечно малых жизненных явлений, могущих влиять на
его поступки, то, что в математике называется интегрирование, т.е. установлять,
кроме отношения к ближайшим явлениям жизни, свое отношение ко всему
бесконечному по времени и пространству миру, понимая его как одно целое.
Понимать, что жизнь есть глупая, сыгранная надо мною шутка, и все-таки жить,
умываться, одеваться, обедать, говорить и даже книжки писать. Это было для меня
отвратительно… Я умру так же, как и все… но моя жизнь и смерть будут иметь смысл
для меня и для всех… человек умер, но его отношение к миру продолжает
действовать на людей, даже не так, как при жизни, а в огромное число раз
сильнее, и действие это по мере разумности и любовности увеличивается и растет,
как все живое, никогда не прекращаясь и не зная перерывов».

Объясните, в чем он видит смысл жизни.

9. Охарактеризуйте слова поэта В. А. Жуковского с
точки зрения смысла жизни:

О милых спутниках, которые наш свет

Своим сопутствием для нас животворили,

Не говори с тоской: их нет;

Но с благодарностию: были.

Пример
итогового конспекта данного текста

Цель
и смысл жизни человека

Человек (Ч.)

Животное

знает,
что умрет

не
знает

это
ОСНОВА для:


духовного развития


определения ЦЕЛИ и смысла жизни

Ч.
также выбирает СРЕДСТВА достижения целей

«+»

«-»

добро

правда

справедливость

жить для
других (альтруизм)

зло

ложь

несправедливость

жить
для себя (эгоизм)

Точи зрения на смысл жизни Ч.

Суть

Условие для реализации

Религия

выбирай
«+» средства достижения цели, иначе ад

индивидуально

Современная
наука (философия)

найди
ответ самостоятельно, опираясь на разум

индивидуально

Учебник

(Важенин
А. Г.)

саморазвитие
+ вносить свой личный вклад в историю, в прогресс общества, в его культуру

1.      нужно
демократическое общество

2.      нельзя
постоянно проявлять эгоизм

Промежуточные цели
в жизни Ч:

1.     
получить
знания (образование)

2.     
карьера
 

3.     
создать
семью, воспитать детей.

4.     
оставить
свой след в истории (нельзя заботиться только о личном благе, о своей известности
среди современников и потомков любо ценой)

Сколько нужно человеку времени, чтобы реализовать цели
своей жизни?

ПРОБЛЕМА ПРОДЛЕНИЯ ЖИЗНИ

Продлевать?

Точки зрения

Гуманистическая  

Да

Биологическая  

не всегда

Увеличение нормальной социальной продолжительности
жизни – это прогресс

Аргументация:

– физические, психические  страдания из-за
невозможности организма выполнять свои функции;

– мозг умер, а тело живет – что делать?

Т.о.,

ЗАДАЧА медицины – не только продление жизни человека,
но и сохранение его умственной и физической дееспособности.

Цель науки, общества, Ч. –развивать степень участия
личности в коллективной жизни человечества.

Проблема смерти:

ПРАВО
Ч. на СМЕРТЬ – возможно ли такое, ведь самоубийство всегда осуждалось обществом
и Церковью? Можно ли сохранять жизнь человека вопреки его воле?

(не
самоубийца, а умирающий человек и ему задерживают наступление смерти)

ЭВТАНАЗИЯ –
безболезненная искусственная кончина страдающего неизлечимой болезнью человека.

ПРАВО на ЭВТАНАЗИЮ
– предмет спора медиков, юристов, правозащитников, политиков.

Конспект-схема
может рассматриваться как частный
случай фреймовой модели. Лучше запоминаются
те образы, которые раскрыты со всех
сторон и на всех уровнях. Так, образ
самолета воспринимается на первом
уровне глубины проникновения в образ
как его внешнее описание, на втором
уровне – взаимодействие с окружающей
средой, на третьем уровне воспринимаются
процессы и явления, происходящие
непосредственно. Выделяют 5 уровней
глубины, с которыми связано с определенным
образом в конспект-схему. По периметру
схемы располагаются блоки, отражающие:
внешнее описание объекта изучения;
взаимодействие его с окружающим миром;
внутренние механизмы, процессы, гипотезы;
применение теории в практике. В центре
схемы расположен блок с указанием на
нерешенные в данной области проблемы.
В блоки А, Б, В заносится то, что студент
должен знать, а в блок Г и Д – то, что он
должен уметь. Стрелки показывают связи
между частями. На блок нерешенных проблем
оказывают влияние все части, т. е.
проблемы могут быть на любом уровне
глубины. Специфика содержания учебного
предмета и учебные цели его изучения
помогают преподавателю разработать
собственную структуру схемы-конспекта.
Конспект-схемы можно эффективно
использовать для проведения практических
занятий. Тогда наполнение основных
блоков несколько меняется с учетом
усиления самостоятельной работы
студентов, а также специфика предмета.
Свертывание материала в конспект-схему
– наиболее сложный и трудный этап, т. к.
на одном развернутом листе нужно наглядно
разместить материал целой темы. Выделить
из всего целостного отобранного
содержания самое главное, чтобы
сконцентрировать на нем внимание, это
значит: выделить предмет мысли, разделить
информацию на логические части,
рассортировать материал (отделить
главное от второстепенного), найти
смысловые опорные пункты, произвести
группировку материала в виде записи,
схемы, модели и т. д. Наполнение блоков
возможно по принципу ассоциативного
опорного конспекта, либо в виде краткого
отображения узловых моментов темы.
Опорный конспект или лист опорных
сигналов – это построенная по специальным
принципам визуальная модель содержания
учебного материала, в которой сжато
изображены основные смысловые вехи
изучаемой темы, а также используются
графические приемы повышения мнемонического
эффекта. Его можно считать качественно
новым этапом в схематизации учебного
материала, который не отрицает, а
развивает схему. Он в большей степени,
чем любая схема учитывает психологические
особенности восприятия информации,
поскольку не приемлет жесткую структуру.
В обычной схеме информация не кодируется,
а материал представлен словесно простым
предложением или полным понятием. Лишь
иногда можно наблюдать схемы, максимально
приближенные к опорным конспектам,
например схема круговорота воды в
природе изобразительно соответствует
содержанию заложенной в ней информации.
Еще в большей степени опорный конспект
отличается от конспекта, даже очень
краткого, в обычном понимании этого
слова. Опорный конспект должен быть
немногословным и предельно сжатым.
Каждый символ, слово или знак отражают
лишь самое главное. Часто сигнальные
опоры – это только намек на то, что
нужно рассказывать. Дальше мысль должна
следовать сама, выстраивая цепочки
слов, фраз, новых мыслей. Основными
требованиями к составлению опорного
конспекта являются: лаконичность,
структурность, унификация, автономность
блоков, использование привычных
ассоциаций и стереотипов, непохожесть,
простота. Остановимся подробнее на этих
требованиях.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Во время учебного процесса студенту очень важно не только получить новые знания, но и прочно закрепить их в памяти. Качественно усвоить материал поможет грамотная работа над конспектом. Обычно под конспектом понимают быструю запись главных моментов лекции или краткое изложение информации, содержащейся в книгах.

как правильно составить конспект урока самому?
как правильно составить конспект урока самому?

Сегодня предлагаем ознакомиться с правилами составления разных видов конспектов и рассказываем о самых распространенных ошибках учащихся.

Содержание:

  1. Что такое конспект
  2. Какой объем должен иметь конспект
  3. Особенности составления конспекта
  4. Основные типы конспектов
  5. Общие рекомендации по написанию конспекта
  6. Правила работы с различными видами текста
  7. – Запись конспекта на лекциях
  8. – Конспектирование статей
  9. – Написание конспектов по книгам
  10. – Составление конспекта по параграфу
  11. – Работа над конспектом учебника
  12. Типичные студенческие ошибки
  13. Нужна ли проверка на плагиат?
  14. Способы повышения уникальности
  15. Учебный конспект – что это такое?

Что такое конспект?

Конспект – это сокращение чужого материала с выделением основных моментов. Обычно он представляет собой не просто текстовую запись. В правильно составленном конспекте присутствуют схемы, тезисы, цитаты, планы. Все эти элементы логически связаны между собой, помогая быстро восстановить в памяти необходимую для учебы информацию.

конспект урока
конспект урока

Студенты, обладающие навыками конспектирования, более эффективно усваивают знания. Поэтому учиться составлять конспекты правильно нужно с первого курса.

В начале каждого занятия опытный преподаватель обычно представляет его план, сообщает, о каких темах пойдет речь далее, записывает на доске новые термины, перечисляет книги для самостоятельной работы. Получив первоначальное представление о лекции, студенты настраиваются на работу и переходят к написанию конспекта.

Лектор излагает учебный материал, а слушатели фиксируют в своих записях ключевые моменты. Поначалу успевать за преподавателем довольно трудно. Со временем приходит опыт, учащийся легко выделяет главное, применяет много сокращений и символов вместо слов. Одни обозначения подсказывает преподаватель, а другие появляются у студентов сами.

К сожалению, довольно часто преподаватели бывают ограничены во времени. Учебного материала слишком много, и часов, отведенных для курса, не хватает. Учить студентов правильно готовить записи некогда, темп лекций становится напряженным. Более того, часть нужного материала приходится изучать только по книгам. Поэтому освоить принципы конспектирования учебников и лекций лучше самостоятельно.

Совет!

Каждый студент рано или поздно сталкивается с необходимостью написания уникальной работы. Быстро повысить уникальность текста любой сложности и выполнить проверку на плагиат можно на нашем сайте. Проверка выполняется с помощью преподавательской системы. Оригинальность достигается за счет специальной программы антиплагиат киллер. Она преобразует документ с помощью автоматического кодирования файла, оставляя неизменным текст. Результат впечатляет – за считанные секунды уникальность повышается до 90%. И переписывать при этом ничего не нужно, напишите нам сообщение и мы поможем.

Какой объем должен иметь конспект по теме

Главный принцип написания учебных конспектов – грамотное сокращение. Информация должна быть представлена в сжатой форме. Поэтому объем хорошо составленного конспекта обычно не превышает трети исходного материала.

Но это лишь общие правила. На практике четких ограничений по объему не существует. Например, некоторые студенты способны внимательно слушать, быстро записывая при этом практически все слова. Получается развернутый конспект, который будет полезен при подготовке к экзамену. Другие студенты пишут медленно или быстро устают от письма. Поэтому они стараются определить и зафиксировать только самое важное.

То есть, ориентироваться исключительно на объем не стоит. При составлении конспекта важно учесть другие моменты. Именно о них и пойдет речь далее.

Как красиво оформить конспект, основные техники

Для составления хорошего конспекта требуются внимание, сосредоточенность на теме и умение выделять главное. Но поддерживать хорошую умственную работоспособность в течение всего дня бывает непросто. А, значит, энергию необходимо грамотно распределять.

Как составить конспект по теме урока – советы и подробная инструкция

Так, если с самого утра студент взялся записывать за преподавателем каждое слово, скоро наступит усталость. Уже на второй или третьей паре внимание начнет рассеиваться, появится тяжесть в руках. Нормально конспектировать лекцию будет невозможно. Захочется пораньше уйти домой.

Переутомления на лекциях допускать нельзя. Важно научиться беречь свои силы и равномерно распределять нагрузку. Поэтому не стоит старательно записывать в тетрадь каждое слово лектора. Достаточно определить ключевые тезисы, которые помогут вспомнить весь материал. При этом очень важно сохранить все смысловые связи, стараясь не нарушать логическую последовательность элементов.

Нередко сэкономить усилия помогает небрежный почерк. Но здесь необходимо знать меру. Записи должны быть разборчивыми. Иначе, когда тема лекции начнет забываться, полностью восстановить смысл не получится.

Составить полноценный конспект без лишних усилий помогут популярные техники.

Создание майнд-карт

В центральной части листа обозначают тему и выделяют ее кружочком. Затем к этому ядру присоединяют блоки с важнейшей информацией по данной теме. Причем в блоках могут быть указаны не только термины, но и ассоциации, рисунки, символы, идеи.

Методика Корнелла

Страница для записей разделяется на три блока. Сначала проводят горизонтальную линию, отделив снизу примерно одну пятую листа. Затем с помощь вертикальной линии разделяют блок сверху. Причем правая его часть должна быть гораздо больше левой.

Справа конспектируют лекцию в обычном режиме. В левую колонку после завершения лекции вносят ключевые слова и основные идеи. А в нижнем блоке подводят итог, кратко сформулировав главную мысль конспекта. Причем откладывать работу надолго не стоит. Техника Корнелла должна быть реализована в течение 24 часов с момента заполнения правой колонки. Имея под рукой такие записи, можно моментально вспомнить весь материал по теме.

Важно! Сегодня многие студенты предпочитают скачивать готовые конспекты из интернета. Но важно помнить, что любую студенческую работу могут проверить на уникальность. Поэтому над текстом придется поработать. Успешно пройти проверку на плагиат помогут специальные методы описанные ниже.

Основные виды конспектов, оформление, план

В зависимости от объема, структуры и техники составления выделяют несколько основных видов конспектов.

Как составить конспект по теме урока – советы и подробная инструкция
  • План-конспект . Эту разновидность конспекта можно назвать классической. Сначала делают общий план. Он включает несколько позиций, обычно 4-5. Затем каждый пункт раскрывают в основном содержании работы.
  • Схематический план . Этот конспект отличается особой структурой. Он состоит из логически связанных между собой вопросов. На каждый вопрос дают несколько ответов. Таким образом, можно объединить весь текст краткими предложениями.
  • Текстуальный конспект . Прежде всего, он рассчитан на самостоятельную работу с книгами. Из книги выписывают важные цитаты, а текст между ними заполняют ключевыми словами и краткими тезисами.
  • Тематический конспект . Здесь определенную тему изучают с использованием разных источников. При этом сжато конспектируют идеи и точки зрения разных исследователей. Это помогает собрать большое количество информации и полностью охватить проблему.
  • Свободный конспект . Он представляет собой запись лекций во время аудиторных занятий. Записывать под диктовку можно по-разному. Одни студенты применяют много сокращенных слов и даже условных обозначений. Другие прибегают к тезисам, выпискам, составлению плана. Для достижения максимального результата желательно использовать сразу несколько методов, помогающих ускорить запись информации.

Это был краткий обзор основных разновидностей конспекта. А теперь давайте поговорим о том, как правильно применять на практике различные варианты конспектирования.

Как составить конспект по теме урока – советы и подробная инструкция

Общие рекомендации по написанию конспекта: пошаговая инструкция

Научиться быстро и грамотно составлять информативные конспекты помогут несколько правил.

  • Если речь идет о самостоятельной работе с учебником, перед началом конспектирования нужно получить общее представление о материале. Что касается лекций, то в первые 5 минут пары преподаватель обычно сообщает студентам, о чем будет рассказывать и акцентирует внимание на самых важных моментах.
  • Облегчить написание конспекта по книге поможет составление плана или предварительная разработка структуры. А перед началом лекции план занятия должен предоставить студентам преподаватель.
  • Очень важно выписывать больше тезисов и цитат. Они помогают легко воссоздать в памяти всю нужную информацию.
  • Записывать под диктовку каждое слово преподавателя очень трудно. Лучше прослушать предложение до конца и зафиксировать в конспекте ключевое слово или фразу.
  • Во время лекции преподаватели обычно разбавляют основную информацию комментариями. Это время можно эффективно использовать для записей.
  • Не пытайтесь записывать каждое слово полностью. Ведь существует множество условных обозначений. Вместо «метр» нужно писать «м», вместо «сантиметр» – «см», и т.д.
  • Также можно применять собственные сокращения, использовать интернет-сленг, рисунки или символы.
  • В левой части страницы желательно оставлять небольшой столбец для примечаний. В нем отмечают ключевые мысли или вопросы, которые необходимо прояснить.
  • Если в процессе лекции что-то было упущено и возникло непонимание, перебивать преподавателя нельзя. Зато в конце занятия все непонятные моменты нужно обязательно уточнить.
  • Упустив во время лекции важную мысль, оставьте в конспекте место. А после пары не забудьте заполнить пробел.

Эти простые советы помогут записать всю необходимую информацию, не прилагая лишних усилий. А сейчас перейдем к особенностям составления конспекта в зависимости от вида исходного текста.

Правила работы с различными видами текста

Как повысить эффективность составления конспектов в зависимости от типа исходного текста? Прежде всего, для этого необходимо учитывать все описанные выше рекомендации, а также правильно подобрать для конкретного источника способ конспектирования.

Запись конспекта на лекциях, оформление конспектов в тетради

Во время аудиторных занятий чаще всего записи ведут в виде свободного конспекта. То есть, каждый студент старается зафиксировать как можно больше устной информации с помощью удобных для него способов. Эту популярную методику рекомендуется сочетать с составлением плана-конспекта. Обычно этот план предоставляет преподаватель. А студент во время лекции дополняет его своими краткими записями. Главное – сохранить логическую цепочку между ключевыми моментами текста.

Конспектирование статей

Для работы со статьями рекомендуется использовать два варианта конспекта – тематический и схематический. Первый вариант дает возможность объединять в один текст важнейшие моменты из разных статей и получить развернутую картину. Второй вариант помогает отделять мнения в различных статьях и добиваться большей объективности. То есть, у каждого из этих конспектов есть свои преимущества. И выбор остается за студентом. Но если необходимо сделать конспект быстро, то больше всего подойдет именно схематический вид, потому что текстуальная составляющая в такой работе сводится к минимуму. При помощи лаконичной вопросно-ответной цепочки нередко удается передать весь объем необходимой информации.

Написание конспектов по книгам

Во время работы над книгой лучше всего сочетать ведение текстуального конспекта со свободным. В этом случае можно не только зафиксировать весь необходимый материал, но и сделать процесс конспектирования более интересным. Здесь очень важно точно и кратко передать эмоциональную и выразительную основу произведения. Тогда, перечитывая конспект, студент сможет вернуться к тем ассоциациям, которые у него вызывала данная книга. В результате все позабытые детали с легкостью восстановятся в памяти.

Составление конспекта по параграфу

Для изложения смысла параграфа отлично подойдет свободный конспект. Исходного материала немного, поэтому конспектировать можно практически дословно.

Работа над конспектом учебника

Законспектировать целый учебник гораздо проще, чем кажется на первый взгляд. Все основные моменты, которые необходимо запомнить, в учебной литературе обычно выделяются. Именно их и нужно переносить в конспект. Главное – быть внимательным и ничего не пропустить.

Если же никаких выделенных положений в учебном пособии нет, на помощь придут навыки составления плана-конспекта. Тем более, что готовый план – содержание учебника – уже под рукой.

Таким образом, для разных типов исходного текста подходят разные варианты конспектирования. И если применять описанные выше рекомендации на практике, то можно без труда и лишних затрат времени составить емкий информативный конспект, который будет полезен в учебе. Главное – не допускать распространенных ошибок. О них поговорим дальше.

Типичные студенческие ошибки при написании конспекта

Неправильно составленный конспект может сыграть злую шутку. Поэтому очень важно постараться не совершать ошибок.

Как составить конспект по теме урока – советы и подробная инструкция
  • Первые слова любого текста или лекции обычно служат лишь введением в тему. И тратить время на запись этих общих фраз не стоит.
  • Не нужно записывать каждое слово лектора. Иначе будет трудно сконцентрироваться на главном. И очень быстро наступит усталость.
  • Во время лекции нельзя пропускать ключевые идеи и термины. Если же что-то было упущено, в конспекте нужно оставить место. После занятия его можно будет заполнить, прояснив непонятные моменты у преподавателя или однокурсников.
  • Пытаясь сэкономить время, некоторые студенты пишут неразборчиво, а потом сами не могут понять, что написали. Поэтому до самого конца учебного дня нужно сохранять нормальный почерк.
  • Использовать для конспектов отдельные листы нежелательно. Потом их можно потерять. Но если так получилась, нужно в тот же день переписать информацию в тетрадь или хотя бы подклеить страницы.

Вот такие досадные ошибки многие студенты повторяют из года в год. Это может помешать образовательному процессу и снизить успеваемость. А ведь если задуматься, то избежать подобных ошибок не так уж и трудно. Поэтому учитесь на чужом опыте и будьте успешны в учебе. Помните, что правильно составленный конспект спасает от плохих оценок.

Нужна ли проверка на плагиат?

Записи, сделанные в тетради от руки, проверить программой-антиплагиатом невозможно. Но сегодня все чаще преподаватели требуют от студентов конспектировать учебный материал с помощью компьютера или планшета. Такие электронные конспекты, как и рефераты, обычно проходят проверку и могут повлиять на экзамен.

Поэтому скачав конспект из интернета, нужно обязательно позаботиться об уникальности. Определить процент оригинальности текста можно с помощью разных программ. Но лучше всего использовать преподавательскую систему . Обеспечить качественную проверку может только антиплагиат ВУЗ. В этом случае студент сразу же получает результаты проверки и видит, откуда были позаимствованы неуникальные фрагменты.

Способы повышения уникальности

Для повышения оригинальности текста можно переписать своими словами все позаимствованные предложения. Но такой способ подходит только для тех конспектов, где заимствований немного. Иначе придется перефразировать практически всю работу. А это огромная трата времени. Поэтому для неуникальных конспектов больше подойдет обработка специальной программой, об этом мы писали в статье про способы повышения уникальности текста и программу антиплагиат киллер. Принцип ее работы – автоматическая кодировка файла. После этого обнаружить в тексте плагиат не сможет ни одна система. С помощью такого метода можно добиться показателей уникальности 80 и даже 90 %.

Как составить конспект по теме урока – советы и подробная инструкция

Как видите, для составления хорошего материала студенты должны учитывать много факторов. Нужно определиться с видом конспекта и правильно подобрать методику. Важно научиться экономить время, писать сокращенно и выделять только главное. А в случае необходимости придется позаботиться и о высокой уникальности текста.

Остались вопросы или нужна помощь, есть замечания по данной статье пишите в комментариях будем рады подискутировать, так же подписывайтесь на наш канал или другие соц сети:

ПОДПИСАТЬСЯ I ИНСТАГРАММ I САЙТ I ВКОНТАКТЕ



Как записывать?
Делать конспекты, с одной стороны, легко и просто – записывайте под диктовку и все. С другой, не все то, что рассказывает лектор, достойно находиться в вашей тетради. По сути, все подряд фиксировать и не нужно, только главную мысль.



Что учесть?
Вы можете делать записи от руки или набирать на клавиатуре – кому как удобно. Не лишним будет выделять заголовки и основную суть маркерами. Самые продвинутые рекомендуют специальные мобильные приложения, которые запишут лекцию за вас.

В статье рассказывается:

  1. Что такое конспект и в чем его польза
  2. Виды конспектов
  3. Общие принципы конспектирования
  4. Как делать конспект
  5. 5 типичных ошибок в конспектировании
  6. Приложения и онлайн-сервисы для создания конспектов
  7. Часто задаваемые вопросы про составление конспекта
  8. Пройди тест и узнай, какая сфера тебе подходит:
    айти, дизайн или маркетинг.

    Бесплатно от Geekbrains

Что такое конспект и в чем его польза

Конспект – это переработанная вами информация, полученная из лекции, учебника или другого первоисточника, имеющая определенную структуру. Чаще всего к помощи конспектов прибегают учащиеся, но это не означает, что больше такие записи никому не нужны. К примеру, вы можете законспектировать доклад на конференции. Отдельная тема – как оформить такую запись.

Это целая наука, применение которой зависит от целей структурирования информации. Поэтому как делать конспект, каждый выбирает сам. Кому-то нравится красиво оформлять свои записи, но на это уходит время; кто-то хочет ускорить процесс и быстро записывает большой объем информации без какой-либо структуризации.

Конспекты обычно пишут хорошие ученики. И не только потому, что этого требует преподаватель. Чтобы объяснить остальным учащимся преимущества конспектирования, определим проблему, которая состоит из трех пунктов:

  1. Лекции – это большой объем данных.
  2. Этот объем далеко не весь состоит из полезной информации.
  3. Время усвоения материалов лекции у вас ограничено.

Скачать
файл

Все правильные лекции строятся по одной схеме: лектор обозначает проблему, рассказывает о ее возникновении, предлагает решение, приводит жизненные примеры.

Предпосылки – да, должны быть, но это может быть большой и запутанный клубок. В первую очередь вас интересует само решение, но лектор вдруг решил показать, как оно связано с предпосылками. И вот уже важная для вас информация перемешивается со второстепенной. На примерах из жизни материал лучше усваивается, но они никак не структурируют знания и чаще всего обособлены от остальных деталей лекции.

Правильное решение – выяснить, как делать конспект урока, и кратко записывать все, что говорит преподаватель. Проблема, которой посвящена лекция, должна стать заголовком текста – так ее легче будет найти при необходимости. Предпосылки лучше сократить до пары фраз и записать рядом, но в отдельный столбик. Когда мы захотим вспомнить содержание лекции и откроем конспект, то сможем проглядеть этот столбик и связать основную проблему с ее зарождением.

Решение надо записать очень подробно, но в тезисной форме, чтобы можно было потом сформулировать алгоритм ответа. Если примеры играют важную роль, записываем их в отдельный блок на странице, чтобы быстро просмотреть и вспомнить, если это потребуется.

Конспект – это не просто краткое изложение учебного материала. Чтобы его составить, нам надо проанализировать входящий поток информации, отсеять то, что можно не записывать, сократить до минимума и перенести на лист. В итоге вы пропускаете данные через себя, то есть в процессе составления записи учите лекционный материал. Поэтому даже от конспектирования в свободной форме будет больше пользы, чем от простого прослушивания.

Что такое конспект

Что такое конспект

Еще один положительный момент – свои записи вы всегда сможете перечитать, чтобы разобраться в материале и лучше его понять.

Виды конспектов

Преподаватели требуют ведения конспектов не просто так. С ними учебный материал усваивается заметно быстрее. Существует несколько видов таких записей:

  • В основе план-конспекта лежит план, по которому выстраивается вся информация.
  • Конспект-схема демонстрирует логические связи между отдельными частями лекции.
  • Текстовый конспект – это цитаты, имеющие между собой логическую связь.
  • Свободный конспект состоит из выписок, тезисов, цитат.
  • Тематический конспект пишется по конкретной теме, например, фиксирует хронологию событий.

Общие принципы конспектирования

Даже при свободной записи лекции надо знать, как правильно делать конспект, чтобы сохранить эффективность. Существуют общие принципы оформления записей:

  • Структура. Она определяется тремя основными подходами составления плана и может представлять собой дерево, набор блоков или сплошной поток. При выборе древовидной структуры запись ведется от центра, в который вынесена основная мысль, к другим записям-ветвям. Если вы решили конспектировать блоками, то заносите в виде них отдельные мысли, а потом логически связываете их между собой. Поточный конспект – самый простой вид записи: вы просто фиксируете основные мысли в том порядке, в каком их преподносит лектор.
  • Краткость. Это суть любого конспекта – записываете только основные мысли, умещая каждую в одно предложение.

pdf иконка

Топ-30 самых востребованных и высокооплачиваемых профессий 2023

Поможет разобраться в актуальной ситуации на рынке труда

doc иконка

Подборка 50+ ресурсов об IT-сфере

Только лучшие телеграм-каналы, каналы Youtube, подкасты, форумы и многое другое для того, чтобы узнавать новое про IT

pdf иконка

ТОП 50+ сервисов и приложений от Geekbrains

Безопасные и надежные программы для работы в наши дни

Уже скачали 20946 pdf иконка

  • Сокращения. При конспектировании сокращения используются всегда. Есть общепринятые обозначения: «таким образом» – «т.о.», «из этого следует, что» – «->» и так далее (и т. д.). Можно придумать и свои сокращения, главное — потом понять, что вы написали. Лучше всего составить небольшой словарик и записать его на первой странице конспекта.
  • Визуализация. Можно обойтись и без этого принципа, но с ним гораздо удобнее. Простые схемы, зарисовки, стрелочки помогут структурировать материал, который с их помощью лучше запомнится.
  • Подведение итогов. Очень полезный принцип, которым пользуются крайне редко. Обычно конспект пишется второпях, пока идет лекция, и на выводы не остается времени. Но лучше немного задержаться после занятия и записать результаты лекции в трех-четырех предложениях. Благодаря подведению итогов можно быстро повторить даже очень большую тему, читая только выводы.

Как делать конспект

Когда речь заходит о конспектировании, бывает очень сложно решить, как делать конспект текстов различного вида. В каждом отдельном случае рекомендации могут отличаться, но всегда можно найти то, что их объединяет. Предлагаем вам познакомиться с тем, как должно происходить конспектирование информации из разных источников.

Лекции

Студентам для записи лекций больше всего подойдет знание того, как делать план-конспект, но можно использовать и свободную форму. Порой выбор зависит не столько от обучающегося, сколько от преподавателя, читающего материал.

Как делать конспект

Как делать конспект

Чаще всего происходит синтез этих видов: в начале лекции составляется план конспекта, а потом студент делает краткие записи, исходя из собственных возможностей.

Главное – не нарушать логические связи между планом и цитатами.

Статьи

Иногда приходится конспектировать статьи из журналов или газет. В этом случае удобнее всего воспользоваться формой тематического или схематического конспекта.

Первый вариант поможет записать наиболее важные мысли из статей по конкретной теме в виде единого текста.

Конспект в схематичной форме поможет зафиксировать разные взгляды и по этому признаку отделить статьи друг от друга. Сухой язык схем не дает в полной мере проявить субъективность, которая присуща тематическому конспекту. Так что студент должен сам решить, в какой форме записывать статьи.

Но надо сказать, что схематический конспект считается наиболее быстрым и удобным способом записи информации. Здесь не надо продумывать текст, но с помощью схемы «вопрос-ответ» можно занести в конспект гораздо больше информации.

Книги

Если не знаете, как делать конспект книги, советуем выбрать для этого сразу две формы – текстуальную и свободную. Так вы сможете не только получить максимально информативный конспект, но и сделать сам процесс записи более увлекательным.

Только до 25.05

Скачай подборку тестов, чтобы определить свои самые конкурентные скиллы

Список документов:

Тест на определение компетенций

Чек-лист «Как избежать обмана при трудоустройстве»

Инструкция по выходу из выгорания

Чтобы получить файл, укажите e-mail:

Подтвердите, что вы не робот,
указав номер телефона:


Уже скачали 7503

Эмоционально окрашенный текст создаст ту атмосферу, которая сопутствовала автору в процессе чтения книги. Возникнет ассоциативный ряд, благодаря которому память восстановит все подзабытые нюансы.

Параграфа

Здесь подойдет свободная форма. Источник информации не так велик, поэтому автор конспекта может почти дословно его переписать.

Навыки аргументации для руководителей и менеджеров

Читайте также

Учебника

Проще всего составлять конспект по учебнику. Обычно основные правила и положения в них и так выделяют. Надо только найти их в тексте и переписать в тетрадь.

Если в материале нет выделенных цитат, то работать придется с план-конспектом, так как содержание учебника и является тематическим планом.

Мы привели вам варианты, как можно конспектировать информацию из разных источников. Если вы примените наши советы и рекомендации, то в результате будете иметь отличные конспекты. Но хотим предупредить вас, что в процессе их создания вы можете столкнуться с целым рядом проблем.

5 типичных ошибок в конспектировании

  • Делать несколько дел одновременно

Как делать конспект занятия, если вы параллельно разговариваете с товарищем и просматриваете ленту соцсетей в смартфоне? Хороших результатов в такой ситуации ждать не приходится. Человек не способен делать несколько дел одновременно.

Хотя, почему нет? Способен, конечно, но результат будет некачественным. Когда вы пытаетесь одномоментно выполнять несколько дел (слушать и конспектировать лекцию, разговаривать с товарищем, переписываться в мессенджере), вы делите свое внимание на все действия, но в то же время до конца не выполняете ни одного.

  • Записывать все подряд

Многие студенты глубоко заблуждаются, когда считают, что должны дословно записать все, что рассказывает лектор. Разумеется, они не успевают, прерывают преподавателя, просят повторить уже разобранный материал.

Не стоит думать, что от полноты конспекта у вас в голове прибавится знаний. Если вам так интересны подробности и примеры из жизни, возьмите книгу по этой тематике и прочитайте ее. Зачем мешать проведению занятия?

Учебные материалы, преподнесенные в виде лекции, помогают лучше уяснить законы и принципы действия изучаемого предмета, а не многочисленные следствия этого явления.

  • Не пользоваться сокращением слов, а записывать их полностью

В предыдущем пункте мы убеждали вас, что не надо пытаться записывать каждое слово. Но иногда бывают ситуации, когда за одну лекцию надо успеть законспектировать большой объем действительно важной и нужной информации.

5 типичных ошибок в конспектировании

5 типичных ошибок в конспектировании

Когда перед студентами встает такая задача, они бывают не готовы записывать лекцию даже под диктовку преподавателя, потому что не успевают. И что тогда делать?

Подскажем, как делать краткий конспект с помощью собственной системы сокращений слов и часто употребляемых выражений. Вы сможете пользоваться ей на всех предметных лекциях.

Сокращать слова можно как угодно. Главное, чтобы, во-первых, длинные слова действительно уменьшались до нескольких букв и, во-вторых, вы смогли потом понять, что именно вы сократили.

Вот несколько примеров: «который» можно записать как «к-й», «государство» сократить до «г-во», «в том числе» заменить на «в т.ч.», а слово «через» заменить на «ч/з».

Это только малая часть сокращений. У каждого человека со временем вырабатывается своя система, поэтому мы не претендуем на то, чтобы диктовать какие-то правила.

  • Не выделять основные моменты лекции цветом или как-то еще

Это даже не пожелание, а острая необходимость. Представьте типичную ситуацию, когда до сессии осталась пара дней, а вам надо найти в конспекте тему, которую лектор дал помимо учебника.

Вы знаете, что записывали, но найти именно этот материал не можете, а в учебнике его нет. Время идет, надо готовиться к экзаменам.

Вы начинаете паниковать, погружаетесь в состояние глубокого стресса и т. д. Но подобной ситуации можно легко избежать, чтобы не создавать проблему на пустом месте.

Как делать конспект в тетради и быстро находить то, что нужно? Выделяйте цветом основные моменты лекции так, чтобы потом можно было найти не только саму запись, но и то место в ней, которое вам кажется наиболее важным (тогда его не придется в панике искать по всей тетради).

Но не переборщите с цветными ручками и маркерами – в таком «раскрашенном» конспекте вы также ничего не сможете найти.

Выделять надо только самое основное: обязательно тему лекции, кроме нее можно отметить главные определения, формулы, тезисы и т. п.

А рисовать будете на досуге и в другом блокноте. Не надо из конспекта делать объект для творчества.

  • Делать записи неаккуратно

Первой ошибкой при составлении конспекта мы назвали то, что человек не способен одинаково хорошо производить несколько действий одновременно.

В итоге конспект записывается небрежно, неаккуратно, корявым почерком, хотя автор считает, что он свою задачу выполнил – законспектировал всю лекцию, да еще и с товарищем успел поговорить.

А в результате студент не может прочитать ни слова из того, что он, как ему казалось, усердно записывал за преподавателем.

Такой конспект годится разве что для того, чтобы отметить галочкой его наличие. Если вы и учитесь ради «галочки» или «корочек» об образовании, то этого вам будет достаточно.

Но если вы пришли получать знания, то пишите конспекты аккуратным разборчивым почерком. Хороший конспект для студента – залог его успеваемости и глубины знаний, его хлеб. Не забывайте, что хлеб – всему голова.

Приложения и онлайн-сервисы для создания конспектов

Сегодня существует множество технических возможностей для того, чтобы делать конспект красиво. Различные сервисы помогают автоматизировать процесс: облегчают составление плана, грамотно выделяют основные мысли, обрабатывают лекционный материал для придания ему удобной формы.

  • Speechpad. Преобразует любую речь в текст на экране.
  • SpeechTexter. Онлайн-приложение для телефонов, способное преобразовать речь лектора в написанный текст.
  • HandWriter. Способен преобразовать любой печатный материал из учебника в рукописный текст лекции.
  • Писец. Легко преобразует конспект из электронной формы в рукописную.
  • Canva. Систематизирует и структурирует записанный материал, облегчая запоминание текста лекции.
  • ЭБС Лань. Создает лекции по уже пройденному материалу. Одно окно позволяет производить выгрузку, запись и цитирование текста.

Часто задаваемые вопросы про составление конспекта

Какой объем конспекта считается приемлемым?

Четких правил здесь нет. Ведь объем конспекта зависит от целого ряда субъективных факторов. У разных людей скорость записи слов может сильно отличаться. Кто-то пишет мелким почерком, а у кого-то всего три слова в строчке помещаются. Одни без устали строчат все слова под диктовку, словно пишущая машинка, другие в процессе записи теряют смысл речи и выхватывают из нее только ключевые слова.

Топ-40 книг о саморазвитии: пора прокачивать свои знания

Читайте также

Объем конспекта напрямую зависит и от объема первоисточника – учебника или статьи. Так что при конспектировании на объем записей обращать внимание не стоит.

Что лучше – конспект, написанный вручную, или отпечатанный?

Нет никаких ограничений на то, как делать конспект, выбор всегда за вами. Можем только обратить ваше внимание на то, что схематические конспекты с блоками, стрелочками и другими пометками проще писать от руки. Но если вы способны печатать вслепую всеми десятью пальцами, то у вас точно получится быстрее набирать текст на клавиатуре, чем писать его.

Приложения и онлайн-сервисы для создания конспектов

Приложения и онлайн-сервисы для создания конспектов

Как выделять в конспекте главные идеи?

Многие выделяют основные мысли цветными ручками или маркерами. Но постарайтесь, чтобы конспект оставался учебным материалом, а не превращался в альбом для раскрашивания.

Очень удобно для каждого случая использовать только определенный цвет. Например, заголовки выделять красным, подразделы – желтым, важные факты и определения – зеленым и т.д. Ориентироваться в записях станет проще.

Зачем каждый раз перечитывать конспекты?

Это проще, чем каждый раз листать учебник. Весь материал в сжатом виде у вас перед глазами. Если вы будете регулярно его перечитывать, то быстро усвоите. Лучше просматривать не весь конспект сразу, а по пять минут каждый день или методом интервальных повторений. Тогда новая информация надежно закрепится в вашей памяти.

Откуда питать вдохновение?

Благодаря Интернету мы имеем свободный доступ к различным видео, фото, инструкциям ведения записей. Многие блогеры выпускают для этого собственные планеры и стикеры.

Так что нет ничего постыдного в изучении чужих идей и способов ведения конспектов с целью использовать эти знания в собственной практике. Заведите на диске папку и сохраняйте в нее скриншоты и фото, или зарегистрируйтесь на Pinterest для создания собственной доски. Это станет отличной мотивацией для изучения того, как сделать опорный конспект.

Запомните одно: вы ведете эти записи не для учителя или куратора, а только для себя! Превратите конспект в удобный, понятный и приятный способ закрепления новых знаний и навыков!

Добавить комментарий