Как составить схему авторских слов

Схема предложения с прямой речью будет зависеть от расположения ее в предложении.Слова автора обозначим буквой А, прямую речь–буквой П.

Если сначала идут слова автора, то схема будет выглядеть вот так:

1) А: ” П.” Н.Карамзин писал:” Самая неразрывная дружба есть та,которая начинается в юности”.

2) А: ” П!” Я воскликнул:”Она просто прелесть!”

3) А: ” П?” Дети спросили:” Ты купишь нам мороженое?”

Если прямая речь начинает предложение, то

1)”П,”–а. ” Я приеду к тебе в сентябре,”– сказал Лаптев.

2) “П!”–а. “Дед,возьми меня на рыбалку!”–клянчил Артёмка.

3) “П?”–а. “Наносишь в бочку воды?”– спросила бабушка.

Если авторские слова находятся внутри прямой речи:

1) “П,–а,–п”. “Я тебя сейчас отпущу,–пообещала бабушка,–только помоги мне принести с огорода картошку”.

2) “П,–а.–П.” ” Самый верный признак истины–это простота и ясность,–утверждал Лев Толстой.–Ложь всегда бывает сложна, вычурна и многословна.”

3) “П?–а.–П.” “Мы с вами еще увидимся?–спросила она.–Тогда прощайте”.

4) “П!–а.–П.” “Какие хорошие у вас собаки!–сказала девушка.–А уж послушные на зависть.”

Если в авторской речи есть два глагола речи, то после второго мы поставим двоеточие, тире и прямую речь начнем с прописной буквы.

” Я думаю,–нерешительно проговорил он и добавил:–Мне нелегко принять сразу это решение”.

Содержание

  1. Азбучные истины
  2. Интерактивный диктант
  3. Учебник ГРАМОТЫ: орфография
  4. Учебник ГРАМОТЫ: пунктуация
  5. Имена и названия. Интерактивный тренажер
  6. Учебники
  7. Олимпиады
  8. Видео
  9. Полезные ссылки
  10. Летнее чтение
  11. Запоминалки
  12. Цитаты о языке
  13. Скороговорки
  14. Пословицы и поговорки
  15. Учебник ГРАМОТЫ: пунктуация
  16. Знаки препинания при диалоге
  17. Пунктуационное оформление диалога
  18. Упражнение № 1
  19. Упражнение № 2
  20. Упражнение № 3
  21. Правила использования прямой речи в тексте
  22. Введение
  23. Оформление прямой речи (условные обозначения)
  24. Прямая речь: примеры
  25. Видео
  26. Оформление прямой речи на письме
  27. 1. Знаки препинания в предложениях с прямой речью
  28. 2. Предложения с косвенной речью
  29. 3. Предложения с несобственно-прямой речью
  30. 4. Диалог
  31. Знаки препинания при прямой речи – как их правильно расставлять и никогда не путаться
  32. Авторские слова после прямой речи
  33. Прямая речь после слов автора
  34. Если прямая речь разорвана словами автора
  35. Прямая речь внутри авторских слов
  36. Полезные материалы по теме статьи

Азбучные истины

Интерактивный диктант

Учебник ГРАМОТЫ: орфография

Учебник ГРАМОТЫ: пунктуация

Имена и названия. Интерактивный тренажер

Учебники

Олимпиады

Видео

Полезные ссылки

Летнее чтение

Запоминалки

Цитаты о языке

Скороговорки

Пословицы и поговорки

Учебник ГРАМОТЫ: пунктуация

Выберите правильные варианты ответов. Для проверки выполненного задания нажмите кнопку «Проверить».

Знаки препинания при диалоге

Пунктуационное оформление диалога

Диалогом называется один из четырех возможных способов включения чужой речи в авторский текст. О первых трех способах передачи чужой речи мы говорили в предшествующей главе учебника.

Чужие предложения, записанные таким способом, полностью сохраняют и форму, и содержание. Прямая или косвенная речь применяется авторами, когда нужно воспроизвести фразу, принадлежащую какому-либо одному персонажу, а диалог (от греч. dialogos – разговор) используется в тех случаях, когда необходимо передать несколько реплик разговаривающих между собой героев.

Доктор подошёл к мальчику и сказал:

– Нет ли у тебя какой-нибудь вещи, которую держал в руках твой отец?

О пунктуационном оформлении диалогической речи мы поговорим в следующей главе учебника.

В приведенном выше тексте можно легко выделить слова автора и реплики персонажей: первое и последнее предложения представляют авторскую речь, внутри которой две реплики, принадлежащие разным героям. Но одним важным отличием диалога от прямой и косвенной речи является то, что в диалоге вообще могут отсутствовать слова автора. Прочитайте следующий диалог.

– А так иду, куда ноги идут.

– Помоги, добрый человек, мешки снесть! Кто-то колядовал, да и кинул посреди дороги.

Для того чтобы запомнить, как расставляются знаки препинания при записи реплик диалога, можно сравнить эту форму записи чужой речи с уже знакомой нам прямой речью. Оформление диалога отличается от оформления прямой речи тем, что реплики не заключается в кавычки, а начинаются с новой строки и со знака тире. В следующих ниже примерах одни и те же слова записаны двумя способами. Для оформления диалога, так же как и для записи прямой речи, существуют четыре правила, каждому из которых соответствует схема на иллюстрации.

Р – реплика, начинающаяся с прописной буквы;
р – реплика, начинающаяся со строчной буквы;
А – слова автора, начинающиеся с прописной буквы;
а – слова автора, начинающиеся со строчной буквы.

1. Слова автора предшествуют реплике или прямой речи

Чичиков обратился к нему с такими словами: «Я хотел бы поговорить с вами об одном дельце».

2. Прямая речь или реплика стоит перед словами автора

«Вам нужно мертвых душ?» – спросил Собакевич просто, без малейшего удивления…

3. Прямая речь или реплика разрываются словами автора

– Да, – отвечал Чичиков и смягчил выражение, прибавивши, – несуществующих. (Гоголь)

« Да, – отвечал Чичиков и смягчил выражение, прибавивши, – несуществующих».

4. Слова автора разрываются репликой

А:
– Р, – а.
А:
– Р! – а.
А:
– Р? – а.

– Здравствуйте! – и подошел к окну… (Драгунский)

Он сказал: «Здравствуйте!» – и подошел к окну.

Упражнение № 1

_ _ На какую это планету я попал? _

_ _ Вот как. А разве на Земле нет людей? _

(Антуан де Сент-Экзюпери)

Упражнение № 2

_ Артиста Воланда можно попросить? _ _ ладко спросил Варенуха.

_ Они заняты, _ _ тветила трубка дребезжащим голосом, _ а кто спрашивает?

_ Администратор Варьете Варенуха.

_ Иван Савельевич? _ _ адостно вскричала трубка. _ Страшно рад слышать ваш голос! Как ваше здоровье?

_ Мерси, _ _ зумлённо ответил Варенуха, _ _ с кем я говорю?

_ Помощник, помощник его и переводчик Коровьев, _ _ рещала трубка, _ _ есь к вашим услугам, милейший Иван Савельевич! Распоряжайтесь мною как вам будет угодно.

Упражнение № 3

_ Чудовищно! _ _ охвалил Борис Сергеевич.

_ Хорошая песня, правда? _ _ просил я.

_ Хорошая, _ _ казал Борис Сергеевич и закрыл платком глаза.

_ Только жаль, что вы очень тихо играли, Борис Сергеевич, _ _ казал я, _ _ ожно бы ещё погромче.

_ Ладно, я учту, _ _ казал Борис Сергеевич. _ _ ты не заметил, что я играл одно, а ты пел немножко по-другому?

_ Нет, _ _ казал я, _ _ этого не заметил! Да это и неважно. Просто надо было погромче играть.

_ Ну что ж, _ _ казал Борис Сергеевич, _ _ аз ты ничего не заметил, поставим тебе пока тройку. За прилежание.

Источник

Правила использования прямой речи в тексте

В современном мире очень важно оставаться грамотным человеком. Ведь куда приятнее слушать эрудированного человека, который «за словом не лезет в карман», а тем более читать его глубоко осознанные комментарии или статьи в интернете, где нет орфографических и синтаксических ошибок.

Грамотность — не что иное, как свободноео владение письменной и устной речью, вместе с литературным языком.

Грамоте нужно учиться всю жизнь. Это одна из причин, которая заставляет грамотных людей постоянно самосовершенствоваться и читать книги для улучшения своих лингвистических навыков.

Текущая статья поможет закрепить, научить и освежить правила написания чужих реплик и высказываний в многогранном русском языке с помощью прямой речи. Прямую речь можно перевести, как подробное высказывание, внедрённое в авторскую речь в лице говорящего или пишущего человека.

Введение

Прямую речь всегда необходимо выделять кавычками, от начала предложение и до конца речи (предложения), кроме случаев начала прямой речи посредине предложения, которая ещё и прерывается авторскими словами вперемешку с косвенной речью или несобственно-прямой речью, что заставляет задуматься о правильности размещения тех или других знаков препинания. На первый взгляд, все очень сложно и запутанно.

Но, если подойти к решению вопроса поэтапно, правила оформления просты и не требуют для изучения много усилий. Главное, научиться различать прямую и косвенную речь, а также авторские слова (слова автора). Теперь, после детального анализа вышеперечисленных составных прямо-речевого предложения, можно приступить к расстановке всех необходимых знаков препинания.

Для того, чтобы все понять, нужно рассмотреть все возможные нюансы в подробностях и примерах.

Отличаясь от косвенной, прямая речь сохраняет индивидуальность вместе со стилистическими особенностями речи того, кто воспроизводит своё высказывание, считаясь с его деликатным язычным очертанием, вводными словами, паузами и повторами. Введение прямой речи происходит без лишних местоимений и союзов. В глагольной форме подчёркивается прямое отношение к лицу(-цам) гласящего, к примеру: «Джон кричал: Победа!». Теперь сравнение с косвенной речью: «Джон кричал — это победа».

Оформление прямой речи (условные обозначения)

Для удобства и лёгкого усвоения самых распространённых случаев использования ПР, нужно создать условные обозначения в тексте, которые помогут все разложить по полочках:

Прямая речь: примеры

Варианты неоднократно встречаемых примеров употребления прямой речи совместно со словами автора. Оформление:

Пример:

Соня с интересом смотрела на стрелку часов и тихо поговаривала: «Тик-так ».

Когда своё начало прямая речь берёт с нового абзаца, в конце слов автора, необходимо поставить двоеточие; если слова автора, которые берут своё начало с нового абзаца выделяют тире вначале (если говорить о диалогах):

Пример:

Соня с интересом смотрела на стрелку часов и тихо поговаривала:

Также следует обратить внимание на то, что точка всегда ставится снаружи кавычек. Восклицательный с восклицательным знаком, запятой, многоточием, ставятся внутри. Если брать во внимание запятую, бывает так, что она расположена, как внутри так и снаружи. Все зависит от структуры предложения(в большинстве случаев снаружи)

Ещё примеры:

Ав: «Прр!» (Джемисон старался объяснить: « Продавать эти акции бессмысленно! » )

Ав: «Прр?» (Джемисон спросил: « Зачем продавать эти акции? » )

Ав: «Прр. » (Джемисон согласился: « Возможно нам удастся сделать это. » )

Прямая речь, вслед за которой идут слова автора. Здесь все просто. Прр берётся в кавычки, внутри могут быть размещены такие знаки: восклицательный, вопросительный или многоточие. В данных наглядных примерах, запятую нужно ставить за пределами кавычек. Перед словами Ав., ставят дефис.

Пример:

«Это будет очень полезно всем нам», — сказала Эйлин.

«Как бы мне хотелось знать, какой из этих дорог шли пилигримы!» — сказала Эйлин.

«Готовы ли вы приступить к своим обязанностям?» — спросила она, окидывая его лукавым и смеющимся взглядом.

В следующем наглядном примере, слова автора размещены посредине прямой речи сплошного предложения. Тогда, после Пр., вначале предложения, которое начинается с заглавной буквы, последуют слова автора с прописной буквы, где их с обеих сторон выделяют — тире с запятой. Предложение не закончилось, таким образом, после слов автора, прямая р-чь должна писаться с маленькой буквы, кавычки закрыть и поставить точку. А теперь наглядный пример:

«Да, так будет лучше, — слабым голосом согласился Джемисон, — закажите для меня номер!».

В четвёртой схеме-тексте в отличие от предыдущей, С.ав., размещены посередине П-речи, обрываются точкой.

В самом начале предложения ставиться пара кавычек, предложение начинаться с заглавной буквы; дальше, начинаясь с маленькой буквы, идут слова автора, перед которой проставляют запятую, здесь, как и в предыдущем варианте авторские слова выделяются тире несмотря на последующие знаки, запятая это или точка между ними. Далее прямая речь берет начало с надстрочных букв.

Правило гласит: слова автора, которые находятся в средине прямой речи, должны быть захваченные тире. В данном примере может быть множество вариаций размещения знаков препинания:

Восклицательный и вопросительный знаки, многоточие не влияют на правописание заглавных и прописных букв уже после слов автора. Они относятся к прямо-речевому контенту, дальше их приоритет никого не касается.

Примеры:

«Привет! — послышался её голос. — Мистер Стэйн приехал».(«Прр, — ав. — Прр»)

«Ах, Саша, Саша! — вскипало в голове у Иры. — Мне никогда не понять твоей ухмылки».(«Прр! — ав. — Прр»)

«Не могу уйти? — засмеялся он. — Ещё посмотрим».(«Прр? — ав. — Прр»)

«Разве здесь так плохо? — чувствуя себя польщенной, улыбнулась Эйлин. — Признаюсь, даже не обратила на это внимание».

Ещё один пример: «Прр, — ав: — Прр» слова автора связывают обе части разделённой прямой речи. Присутствующие в предложении два глагола-сказуемых, имеющих связь, как с первой частью, так и указания на дополнение второй части прямой речи, после слов автора, размещается двоеточие, далее тире, Пр., пишется с большой буквы, дополняя или продолжая тем самым смысл предложения.

Пример того как все должно оформляться:

«Лучшие мои творения ещё не родились в наш мир, — с улыбкой молвила Грейси и добавила: — Все ещё впереди».

В последнем примере, прямая речь, размещается внутри слов ав,.

Последовательность: вначале идут С.авт., с прописной буквы, дальше ставиться двоеточие(контейнер для прямой речи), позже последует прямая р-чь, и она всегда начинается с прописной буквы(после двоеточия); как и в любом прообразе всегда берётся в кавычки, дальше следует знак — запятая (вслед за закрытием кавычек), потом сразу же тире, слова автора пишутся с маленькой буквы. В контейнере кавычек могут находиться вышесказанные знаки препинания.(. )

Пример: Голос индийской культуры твердит: «Мы никогда не рождаемся и никогда не умираем!» — слова неизвестного гуру.

Видео

Разобраться в тонкостях оформления прямой речи в тексте вам поможет этот видеоурок.

Источник

Оформление прямой речи на письме

В авторское повествование могут быть включены высказывания или отдельные слова, принадлежащие другим лицам. Существует несколько способов введения чужой речи в предложение или текст: прямая речь, косвенная речь, несобственно-прямая речь и диалог.

1. Знаки препинания в предложениях с прямой речью

П – прямая речь, начинающаяся с прописной буквы;
п – прямая речь, начинающаяся со строчной буквы;
А – слова автора, начинающиеся с прописной буквы;
а – слова автора, начинающиеся со строчной буквы.

Различные способы передачи чужой, не принадлежащей автору речи по-разному сохраняют ее содержание и форму. Прямая речь – это такой способ передачи чужой речи, при котором и содержание, и форма сохраняются полностью.

Существует четыре варианта оформления прямой речи на письме. Каждому из них соответствуют схемы, которые необходимо запомнить.

Если прямая речь в предложении стоит только перед словами автора, то она заключается в кавычки и перед словами автора ставится тире. Обратите внимание, что после прямой речи и перед тире должен стоять один из трех знаков: либо восклицательный, либо вопросительный, либо запятая. Слова автора должны быть записаны с маленькой буквы. Например:

«Далече ли до крепости?» – спросил я у своего ямщика (Пушкин).

Схема 2

Если прямая речь стоит в предложении после слов автора, то она заключается в кавычки и начинается с прописной буквы, а после слов автора ставится двоеточие. Например:

Старый священник подошел ко мне с вопросом: «Прикажете начинать?» (Пушкин)


Схема 3

Если прямая речи разрывается словами автора, то кавычки ставятся в начале и в конце предложения, а слова автора с двух сторон отделяются от прямой речи знаками тире. Обратите внимание, что после первого отрывка прямой речи стоит запятая, а слова автора пишутся с маленькой буквы и после них ставится точка. Например:

«Тише, – говорит она мне, – отец болен, при смерти, и желает с тобою проститься» (Пушкин).


Схема 4

Изредка в художественных текстах можно встретить предложения, в которых прямая речь находится внутри слов автора. В таком случае она заключается в кавычки, перед ней ставится двоеточие, а после – тире. Обратите внимание, что вторая часть слов автора начинается с маленькой буквы. Например:

Она вскрикнула: «Ай, не он, не он!» – и упала без памяти (Пушкин).

Количество предложений внутри прямой речи не ограничено. Например:

«Слава богу, – сказала девушка, – насилу вы приехали. Чуть было вы барышню не уморили» (По Пушкину).

В этом примере прямая речь состоит из двух предложений, первое из которых разорвано словами автора. Но если бы слова автора оказались между двумя предложениями, из которых состоит прямая речь, то после слов автора нужно было бы поставить точку. Сравните:

«Слава богу, насилу вы приехали, – сказала девушка. – Чуть было вы барышню не уморили».

Рассмотрите схемы этих предложений.

2. Предложения с косвенной речью

Вам хорошо известны такие понятия, как главная и придаточная части сложноподчиненного предложения. От главной части к придаточной всегда можно задать вопрос. Например:Батюшка не хотел верить, что я мог быть замешан в гнусном бунте. В этом предложении от первой части ко второй можно поставить вопрос (верить ЧЕМУ?), следовательно, первая часть является главной, а вторая – придаточной.

Батюшка не хотел верить,

что я мог быть замешан в гнусном бунте.

Главная часть Придаточная часть

Первая, главная часть предложения в этом случае представляет собой слова автора, а вторая – косвенную речь. Обратите внимание: слова автора стоят перед косвенной речью и отделяются от нее запятой. Этот способ передачи чужой речи, в отличие от прямой речи, сохраняет содержание чужого высказывания, но не сохраняет его форму и интонацию.

Сравните два способа передачи одного и того же высказывания на иллюстрации. Предложение с косвенной речью не передает восклицательной интонации, которая присутствует в прямой речи.

Предложение с прямой речью. Диктор сообщил: «Завтра ожидается похолодание!»
Предложение с косвенной речью. Диктор сообщил, что завтра ожидается похолодание.

Косвенная речь может присоединяться к главной части предложения с помощью союзов ЧТО, БУДТО, ЧТОБЫ, местоимений и наречий КТО, ЧТО, КАКОЙ, ГДЕ, КОГДА, ПОЧЕМУ и других, а также частицы ЛИ. Выбор этих слов зависит от цели высказывания в косвенной речи. В вопросительных предложениях будут использованы местоимения или частица ЛИ:

Я спросил, когда отправляется поезд.

В побудительных предложениях употребляется союз ЧТОБЫ, например:

Капитан приказал, чтобы подняли флаг.

В повествовательных предложениях используются союзы ЧТО, БУДТО, например:

Он рассказывал, будто в лесу видел живого медведя.

Цель высказывания в косвенной речи Способ присоединения косвенной речи
Повествовательное предложение ЧТО, БУДТО
Вопросительное предложение Местоимения и наречия КТО, ЧТО, КАКОЙ, ГДЕ, КОГДА, ПОЧЕМУ или частица ЛИ
Побудительное предложение ЧТОБЫ

3. Предложения с несобственно-прямой речью

Сравните три предложения, которые приводятся в книге Н. С. Валгиной «Синтаксис современного русского языка» для иллюстрации того, что такое несобственно-прямая речь:

В первом случае перед нами конструкция, в которой слова друзей оформлены как прямая речь. Ни содержание, ни форма их высказывания не изменились: то, что заключено в кавычки полностью воспроизводит их речь.

Вторая строка содержит конструкцию с косвенной речью. Чужая речь передана с помощью придаточного предложения, которое присоединяется с помощью союза ЧТО. Содержание высказывания сохранилось, но восклицательная интонация потеряна.

Третий вариант очень похож на первый, но в нем нет двоеточия и кавычек. Кроме этого, местоимение первого лица НАМ поменялось на местоимение третьего лица ИМ, как и при косвенной речи. Такой способ введения чужого текста называется несобственно-прямой речью.

Сущность ее заключается в том, что в ней почти полностью сохраняются лексические и синтаксические особенности чужого высказывания, манера речи говорящего лица, эмоциональная окраска, характерная для прямой речи, но передается она не от имени персонажа, а от имени автора, рассказчика. Автор в этом случае соединяет мысли и чувства своего героя со своими, сливает его речь со своей речью. Этот прием часто используется в художественной литературе и публицистике, когда автору нужно показать своего героя как бы изнутри, дать читателю услышать его внутренний голос. Прочитайте пример несобственно-прямой речи из романа Л. Н. Толстого «Война и мир»:

Николай Ростов отвернулся и, как будто отыскивая чего-то, стал смотреть на даль, на воду Дуная, на небо, на солнце. Как хорошо показалось небо, как голубо, спокойно и глубоко! Как ласково-глянцевито блестела вода в далеком Дунае! (Л. Толстой)

4. Диалог

Следующий способ включения чужой речи в авторский текст – это диалог.

Чужие предложения, записанные этим способом, полностью сохраняют и форму, и содержание. Прямая или косвенная речь применяется авторами, когда нужно воспроизвести фразу, принадлежащую какому-либо одному персонажу, а диалог (от греч. dialogos – разговор) используется в тех случаях, когда необходимо передать несколько реплик разговаривающих между собой героев.

– Нет ли у тебя какой-нибудь вещи, которую держал в руках твой отец?

– Вот, – сказал мальчик и вынул из кармана большой красный носовой платок.

Источник

Знаки препинания при прямой речи – как их правильно расставлять и никогда не путаться

Перед прямой речью двоеточие, после нее – тире. Если она в середине слов автора – после нее ставим запятую и тире.

Самое главное правило – прямая речь всегда берется в кавычки. Они показывают, что вы точно передаете слова другого человека и как бы снимают с вас ответственность за них. Сказал ведь кто-то другой, а как он сказал – с ошибками, грубо, слишком мягко, лживо – его проблемы.

Но помимо кавычек надо еще суметь правильно поставить тире и двоеточие, написать слова автора с заглавной или строчной буквы. Давайте разбираться.

Авторские слова после прямой речи

Вам надо просто отделить слова автора с помощью тире: “«Ешь блины», – сказала мама”.

Авторские слова в данной ситуации ВСЕГДА пишутся с маленькой буквы.

Кроме тире в вашем предложении обязательно должен присутствовать еще какой-то знак. Если в предложении, которое вы оформляете как прямую речь, есть вопрос – то вопросительный, если восклицание/побуждение – восклицательный, а если ничего этого нет – то просто запятая. Восклицательный/вопросительный знаки АБСОЛЮТНО ВСЕГДА ставятся внутри кавычек, а запятая – снаружи. Смотрите:

Прямая речь после слов автора

Слова автора и прямая речь в этом случае разделяются двоеточием. Про этот знак все обычно помнят и все ок. Но надо еще правильно поставить знак после прямой речи.

Вот тут все тупят, в том числе я, когда пишу статьи. Если у вас прямая речь заканчивает грамматическую конструкцию, то вы закрываете кавычки и просто ставите точку. Тут все понятно и прозрачно.

Но. Если в этой прямой речи есть восклицание, эмоциональное побуждение к какому-то действию или вопрос, то восклицательный/вопросительный знаки ставятся внутри кавычек и точка потом НИКОГДА не ставится. То есть как-то так:

Видите, никаких точек в двух последних примерах.

Если прямая речь разорвана словами автора

Самое первое, что надо сделать – взять все предложение в кавычки. Взяли, идем дальше. После первого отрывка прямой речи нужно обязательно что-то поставить – либо вопросительный/восклицательный знак, либо просто запятую. Потом ставим тире и с маленькой буквы пишем слова автора. После них – запятая или точка, тире и снова прямая речь.

Когда надо ставить после авторских слов точку, а когда – запятую? Принцип такой. Если после слов автора у вас начинается новое предложение, то нужно ставить точку. А если продолжается предложение, которое было прервано словами автора – ставим запятую.

В примере про Новгород предложение как раз одно: «Скажите, а сколько еще ехать до Новгорода?» В остальных двух примерах предложений по два: «Молчать! На погоны сначала посмотри!», «Откуда вы? По говору чую, что не местный».

Прямая речь внутри авторских слов

Такие предложения встречаются редко. Но в произведениях классиков они могут вам попасться.

Принцип следующий. Перед прямой речью (по традиции) – двоеточие, после – тире. Если есть восклицательный/вопросительный знак – вы его ставите внутри кавычек, если нет, то нет. Запятую ставить не надо. Слова автора всегда с маленькой буквы. Смотрите:

Полезные материалы по теме статьи

Скоро у меня выйдут статьи про косвенную речь, несобственно-прямую речь и диалог. Из них вы узнаете о том, как еще можно передавать на письме чужие слова и мысли.

Подписывайтесь на мою рассылку. Когда подпишетесь, я буду еженедельно высылать вам лучшие статьи по русскому языку. В ближайшие месяцы их будет много, я хочу выписать тексты по всем темам школьной программы.

Посмотрите обязательно мои подборки с курсами по ЕГЭ, ОГЭ и ВПР. Курсы можно изучать из дома – не придется тратить деньги и время на дорогу до репетитора. Еще в этих статьях я даю ссылки на бесплатные справочники и пособия, которые вам очень пригодятся в процессе подготовки.

Напишите, пожалуйста, свое мнение о статье в комментариях. Был ли этот текст полезен, помог ли он вам разобраться в тонкостях пунктуации. Скажите мне обо всех недостатках, которые вы видите в статье, чтобы я мог ее доработать и исправить.

Источник

При составлении схем для отображения на письме слов автора и прямой речи пользуются следующими символами: А – слова автора, П – прямая речь.

Примеры предложений с прямой речью после слов автора:

  • А: «П». Бабушка вздохнула и сказала: «Ну что ж, придется печь пирожки с картошкой вместо яблочного пирога».
  • А: «П?» Учительница внимательно осмотрела класс и спросила: «Дети, готовы к контрольной?»
  • А: «П!» Митя подбежал ко мне и радостно воскликнул: «Ура! Мы победили!»
  • А: «П…» Профессор горько задумался: «Студенты совсем позабыли нормы приличия…»

Опубликовано 18 октября, 2019

На чтение 12 мин Просмотров 2 Опубликовано 10 апреля 2023 Обновлено 10 апреля 2023

Содержание

  1. Прямая речь: схемы оформления с примерами
  2. Прямая речь после слов автора
  3. Прямая речь перед словами автора
  4. Прямая речь внутри слов автора
  5. Слова автора внутри прямой речи
  6. Схемы оформления цитат
  7. Схемы и примеры знаков в предложениях с прямой речью
  8. Передача высказываний лица на письме
  9. Схемы предложений с прямой речью и знаки препинания в них
  10. Высказывание лица находится перед словами автора
  11. Прямая речь находится после слов автора
  12. Высказывание лица внутри авторских слов
  13. Авторские слова внутри высказывания лица
  14. Диалог
  15. Видео
  16. Как составлять схемы с прямой речью

Прямая речь: схемы оформления с примерами

Чтобы не пересказывать содержание справочников Розенталя и Лопатина, где прямой речи посвящены целые разделы (!), в которых эта тема рассмотрена подробно, прибегнем к упрощению — схемам. Представим наглядные образцы оформления разных случаев со знаками препинания.

На схемах А и а — слова автора, П — прямая речь, !?… — восклицательный знак, вопросительный знак или многоточие — любой из этих знаков.

Прямая речь после слов автора

  • А: «П».Учитель сказал: «Вспомните правила».
  • А: «П!?…»Учитель спросил: «Помните правила?» Учитель призвал: «Вспомните правила!» Учитель решил: «Не помнят они правила…»

Прямая речь перед словами автора

  • «П», — а.«Пишем диктант», — предупредил учитель.
  • «П!?…» — а.«Помните правила?» — спросил учитель.

Прямая речь внутри слов автора

  • А: «П», а.Учитель предупредил: «Пишем диктант», открыл книгу и начал диктовать.
  • А: «П» — а.Учитель предупредил: «Пишем диктант» — и открыл книгу.
  • А: «П!?…» — а.Когда учитель спросил: «Готовы к диктанту?» — все промолчали.

Выбор варианта оформления — первый, с запятой, или второй, с тире, — зависит от того, нужна ли запятая в месте разрыва слов автора. Мысленно выбрасываем прямую речь:

Учитель предупредил, открыл книгу и начал диктовать. Запятая нужна. Значит, она остается — ставится после прямой речи. Правило:

запятая ставится, если она была необходима в месте разрыва вводящих слов автора.

Учитель предупредил и открыл книгу. Запятая между однородными сказуемыми, соединенными союзом «и», не нужна — после прямой речи ставим тире. Правило:

тире ставится в случае отсутствия знака препинания на месте разрыва вводящих слов автора.

В третьем же случае не нужно ничего мысленно выкидывать — достаточно того, что в конце прямой речи стоит восклицательный знак, или вопросительный, или многоточие. Это и есть основание для постановки тире. Правило:

тире ставится, если прямая речь заканчивается многоточием, вопросительным или восклицательным знаком.

Иначе говоря, при наличии в прямой речи знаков !/?/… первое правило (запятая ставится, если она была необходима в месте разрыва слов автора) не действует и вместо запятой ставится тире.

Разница хорошо заметна на таких фразах:

Сказав: «До встречи», она быстро вышла.

Сказав: «До встречи!» — она быстро вышла.

Слова автора внутри прямой речи

  • «П, — а. — П».«Сегодня пишем диктант, — сказал учитель. — Открывайте тетради».
  • «П. — а. — П».«Готовы? — спросил учитель. — Тогда начинаем».
  • «П, — а, — п».«Ребята, — обратился учитель, — сегодня пишем диктант».

Схемы оформления цитат

Цитаты чаще всего оформляются по правилам для прямой речи ↑.

Проверим ваш текст

Проверить грамотность вашего текста? Закажите оценку стоимости корректуры или редактуры.

Это заметка из блога редакторского бюро «По правилам». Разбираем интересные примеры, частые ошибки и сложные случаи из практики. Чтобы следить за новыми публикациями, подпишитесь: Telegram, Facebook, «ВКонтакте».

© Редакторское бюро «По правилам» , 2009–2022

Источник

Схемы и примеры знаков в предложениях с прямой речью

При создании текстов иногда требуется передать слова какого-либо лица, не изменяя их. Для этого используются предложения, которые передают чужую речь. Подобные конструкции передают чьи-то мысли, слова, монологическую и диалогическую речь, помогают конкретизировать сказанное, привнести в текст эмоциональность и экспрессивность, разнообразить его структуру.

Передача высказываний лица на письме

Под прямой речью понимают слова и речь лица, переданную без изменения содержания и формы, то есть порядка слов в речи, обращений, междометий и интонации, на письме обозначаемой посредством восклицательных и вопросительных знаков, тире, многоточий.

Такие синтаксические конструкции состоят из двух частей:

  1. дословная передача чужих слов;
  2. слова автора.

Авторские слова могут содержать в себе указание на то, кому принадлежит высказывание, на сопутствующие этому эмоции, форму передачи речи, поэтому слова автора содержат глаголы, отмечающие это, так называемые глаголы речи-мысли, например: подумал, сказал, спросил, напомнил, согласился, повторил и подобные.

Помимо этих слов вводить высказывание какого-либо лица могут глаголы, отражающие эмоциональное состояние говорящего: захохотал, удивился, нахмурился, усмехнулся, огорчился и другие.

Схемы предложений с прямой речью и знаки препинания в них

  • прямая речь — П(пишется с большой, заглавной буквы), п (пишется с маленькой, прописной буквы);
  • слова автора — А, а

На письме границы чужих мыслей обычно выделяются особыми знаками — кавычками (» «). Следует помнить, что высказывания могут состоять из одного или нескольких предложений.

Высказывание лица находится перед словами автора

Алгоритм написания предложений и расстановки знаков препинания:

  • кавычки открываются;
  • собственно прямая речь пишется с большой буквы;
  • если предложение вопросительное, то используется вопросительный знак;
  • если предложение восклицательное, то ставится восклицательный знак;
  • ставится запятая, если предложение повествовательное;
  • если используется фигура умолчания — используется многоточие, которое не требует постановки после себя запятой;
  • кавычки закрываются;
  • за ними следует тире;
  • слова автора пишутся с маленькой буквы.

Рассмотрим все изложенное выше на примере схем.

„Как красиво осенью в лесу!“ — с восхищением произнес мальчик.

„В жизни бывают взлеты и падения. Но при любых обстоятельствах надо двигаться навстречу своей цели и не сдаваться!“ — призывал своих друзей известный французский писатель.

„Вы обращались за медицинской помощью?“ — спросил бойцов военврач.

„Человек всегда должен помнить о тех, кто когда-то протянул ему руку помощи. Вы со мной согласны?“ — яростно доказывал свои убеждения этот пылкий юноша.

„К большому сожалению, нельзя вернуться в прошлое и исправить содеянное“, — вздохнул каторжанин, сосед Григория по бараку.

„Люди привыкли полагаться на мнение большинства. А это, как часто показывает нам история, чревато неприятными последствиями», — назидательно продолжал старый учитель.

„Господи, да это же…“ — вдруг прошептал испуганно один из господских слуг.

„Я был бы счастлив тогда составить ваше счастье. Не отрекся от этой надежды и сейчас. Мне… Я должен признаться в том…“ — сказал немолодой офицер, но вдруг запнулся и не закончил свою речь.

О предложениях с прямой речью вы узнаете из этого видео.

Прямая речь находится после слов автора

Если авторское повествование предваряет высказывание, то после него ставится двоеточие.

Еще недавно сердитый толстячок сейчас весело размахивал руками, восклицая: „Это какое-то чудо! Вот так удача!“

Вытирая маленькими ручками слезы на раскрасневшемся личике, Аннушка по-детски упрекала старшего брата: «Неужели ты меня ничуть не любишь? Неужели ты мне не поможешь?»

Задумчиво она села в старое кресло, неспеша оглянулась и подумала:»В этой комнате все осталось по-прежнему. Ничего не изменилось, хотя минуло лет пятнадцать — двадцать.»

Старого графа на протяжении всего разговора с сыном раздражал голос жены, который на каждую гневную его тираду ехидно и многозначительно поддакивал: «Конечно, мой дорогой… Ты, как всегда, прав, а нам до тебя…»

Из этого видео вы узнаете о правильной расстановке знаков препинания в предложениях с прямой речью.

Высказывание лица внутри авторских слов

В подобных случаях после авторских слов ставится двоеточие, слова лица заключается в кавычки, после которых ставятся, в зависимости от контекста, такие знаки, как запятая, тире.

Выбор знаков зависит от того, какие знаки должны были бы быть в предложении, если бы в ней не было собственно прямой речи.

А:»П,» — а. Сложносочиненное предложение, между частями которого ставится тире.

Он сказал: «Это конец всему,» — и небо в ответ ответило грозой.

А:»П?» — а. В конце прямой речи после восклицательного и вопросительного знаков, многоточия перед продолжением авторских слов также ставится тире.

На его тихий вопрос: «А что же стало с родительским домом? «— никто не ответил.

Он обрадовался: «Да это же Сергей! «- и кинулся обнимать старого дворового товарища.

Он напомнил себе: «Это не крайний срок. Наверное все можно решить, все можно еще исправить… «— и решил завтра же попробовать все сначала.

А:»П,», а. Запятая ставится, если она закрывает причастный и деепричастный оборот, разделяет однородные члены, разделяет части сложносочиненного предложения.

Лесник пробирался сквозь колючие ветки заросшего кустарника, со злостью думая: «Погоди, старый, сочтемся», но конца этой погоне за волком не видел.

Авторские слова внутри высказывания лица

Если слова находятся внутри прямой речи, то кавычки ставятся только в начале и в конце передачи чужих слов. Но расстановка знаков в таком случае будет иметь свои особенности.

«П, — а, — п». Смысловое единство высказывания разрывается словами автора.

«Все это, — засомневался отец, — звучит заманчиво, но справишься ли ты с этой непростой работой?»

«П, — а. — П». Высказывание лица представляет собой два и более законченных предложений, на стыке которых расположены слова, принадлежащие автору .

«Мать оставила этот сундучок тебе на память, — после некоторого молчания прошептал Миша. — А помнишь, как хотели в детстве заглянуть в него?»

«П, — а: — П». Слова автора содержат два глагола речи-мысли, один из которых относится к первой части высказывания, а другой глагол — ко второй части.

«Бог мне судья, — сказал Иван Алексеевич, подумал и добавил: — А люди давно забыли и простили».

Диалог

Если на письме необходимо передать разговор нескольких людей, то в ряде случаев используют оформление в виде реплик, каждая из которых пишется с новой строки, с абзаца.

В таком случае начало реплики отмечают постановкой тире, а кавычки не используют.

В остальном требования к расстановке знаков препинания остаются те же.

Мальчик с удивлением спросил:

— Маша, почему ты идешь со всем классом в этот поход?

— Я бы с удовольствием погуляла по лесу, посидела у ночного костра со всеми вами, — вздохнула Мария Синичкина, — но завтра я с семьей еду к бабушке в деревню.

— Жаль, — огорчился Петя, но потом горячо затараторил: — Знаешь, я для тебя устрою экскурсию на старую голубятню? Хочешь? Вот прямо сейчас?

Видео

Этот видеоурок поможет вам усвоить, как правильно оформлять прямую речь в предложениях.

Источник

Как составлять схемы с прямой речью

Как правильно оформить прямую речь

Если прямая речь располагается после слов автора , то выделяется кавычками, а первое слово пишется с заглавной буквы . Авторский текст обосабливается двоеточием. Точка всегда располагается за кавычками, все остальные знаки препинания — перед. Схемы оформления выглядят следующим образом:

Рассмотрим примеры.

Доктор озабоченно повернулся ко мне: «Джим, мальчик мой, что случилось?»

Я показал достопочтенным джентльменам карту и пояснил: «Доктор, сквайр, на „Адмирал Бенбоу“ напали пираты, они искали вот эту карту».

Трелони вскочил, едва не опрокинув кресло, и горячо воскликнул: «Мерзавцы ещё поплатятся за свои злодеяния!»

Если прямая речь начинает предложение, то она отделяется от авторского текста тире. Слова автора пишутся со строчной буквы. Прямая речь выделяется кавычками и предусматривает три знака препинания в конце реплики: вопросительный и восклицательный знак и запятую. Запятая располагается после закрывающих кавычек, все остальные — перед.

Рассмотрим схемы оформления прямой речи:

Рассмотрим варианты оформления прямой речи в тексте.

В случае, если реплика оказывается внутри авторского текста, по правилам оформления прямой речи фраза выделяется кавычками и начинается с заглавной буквы. После первого отрывка авторского текста ставится двоеточие, второй отделяется запятой или тире. Тире ставится в том случае, если попавшая в прямую речь реплика заканчивается восклицанием или вопросом.

Посмотрим на варианты оформления прямой речи в тексте.

Доктор пожал плечами, произнёс: « Ох уж этот сквайр» , и скрылся в дверях своей каюты.

Билли Бонс задумчиво поглядел вслед слепому, затем повернулся ко мне, грубо крикнул: «Мальчишка, принеси мне рому !» — и решительно выскочил из комнаты.

«Джентльмены, отличные новости, — улыбаясь во все 32 зуба, сообщил доктор Ливси. — Сюда направляются пираты!»

«Просыпайтесь, все! — истошным голосом закричал Трелони. — Пираты идут!»
«А где Джим? — сонным голосом поинтересовался Ливси. — Он так пропустит всё веселье».

Прямая речь, разделённая словами автора, использует следующие схемы оформления.

Предыдущие примеры нужны, когда вам нужно передать одно-единственное высказывание персонажей. Если вам нужно описать беседу двух или более лиц, следует использовать диалог.

В диалоге все реплики начинаются с новой строчки, предваряются знаком тире и не требуют кавычек.

— Итак, Джим, — произнёс доктор Ливси, откидываясь в кресле, — чем мы обязаны столь неожиданному визиту?

— Джентльмены, — собравшись с силами, произнёс я, — я хочу обратиться к вам за помощью. На «Адмирал Бенбоу» напали пираты.

— Пираты! — вскричал Трелони, вскакивая с кресла. — Здесь? В Англии?

— Да, — подтвердил я. — Полагаю, их интересует это. — Я положил на стол карту, позаимствованную из сундука Билли Бонса. — Полагаю, эта карта укажет путь к сокровищам, спрятанным самим капитаном Флинтом.

Доктор Ливси опёрся кулаками об стол, обвёл нас пристальным взглядом и произнёс:

— Господа, полагаю, наш ход действий очевиден. Мы должны сами добраться до острова и найти эти сокровища, чтобы они не попали в руки к пиратам!

— Мне нужно предупредить матушку, — неуверенно сообщил я.

— Полагаю, с этим проблем не будет, я беру тебя под свою ответственность, — заверил меня доктор и повернулся к Трелони. — А что скажете вы, сквайр? — поинтересовался он.

— В Бристоль, друзья! — вскричал Трелони.

В зависимости от объёма используемого фрагмента, цитаты оформляются по правилам прямой или косвенной речи. Первое применимо к полным самостоятельным предложениям, во втором случае следует руководствоваться правилами косвенной речи и огородить цитируемый текст кавычками. Заглавная буква в первом слове фрагмента не нужна, равно как и двоеточие после авторского текста.

Если вы решили опустить часть цитаты, то на месте пропущенного куска нужно поставить многоточие. Если лакуна выпала на начало цитаты, а сам цитируемый фрагмент, в свою очередь, начинает предложение, первое слово пишется с заглавной буквы. В противном случае оно начинается со строчной.

Стихи и эпиграфы выделять кавычками не нужно.

Источник

Морфемный разбор слова:

Однокоренные слова к слову:

Пунктуация. Прямая речь

Правила записи прямой речи в стихах ничем не отличается от записи прямой речи в прозе. Разве что (поскольку поэтическая речь, как правило, разбита на отдельные строки- стихи), то допускается способ записи, при котором каждая строка независимо ни от чего всегда начинается с заглавной буквы.

Для начала разберемся с правилами пунктуации.

ЧУЖАЯ РЕЧЬ И СПОСОБЫ ЕЕ ПЕРЕДАЧИ

В авторское повествование могут быть включены высказывания или отдельные слова, принадлежащие другим лицам. Существует несколько способов введения чужой речи в предложение или текст: прямая речь, косвенная речь, несобственно-прямая речь и диалог.

В данной статье рассмотрим только «прямую речь» и «диалог».

1. Знаки препинания в предложениях с прямой речью

П – прямая речь, начинающаяся с прописной буквы;
п – прямая речь, начинающаяся со строчной буквы;
А – слова автора, начинающиеся с прописной буквы;
а – слова автора, начинающиеся со строчной буквы.

Различные способы передачи чужой, не принадлежащей автору речи по-разному сохраняют ее содержание и форму. Прямая речь – это такой способ передачи чужой речи, при котором и содержание, и форма сохраняются полностью.

Существует четыре варианта оформления прямой речи на письме. Каждому из них соответствуют схемы, которые необходимо запомнить.

Если прямая речь в предложении стоит только перед словами автора, то она заключается в кавычки и перед словами автора ставится тире. Обратите внимание, что после прямой речи и перед тире должен стоять один из трех знаков: либо восклицательный, либо вопросительный, либо запятая. Слова автора должны быть записаны с маленькой буквы. Например:

«Далече ли до крепости?» – спросил я у своего ямщика (Пушкин).

Если прямая речь стоит в предложении после слов автора, то она заключается в кавычки и начинается с прописной буквы, а после слов автора ставится двоеточие.

Например:
Старый священник подошел ко мне с вопросом: «Прикажете начинать?» (Пушкин).

Схема 3
«П, – а, – п».
«П, – а. – П».

Если прямая речи разрывается словами автора, то кавычки ставятся в начале и в конце предложения, а слова автора с двух сторон отделяются от прямой речи знаками тире. Обратите внимание, что после первого отрывка прямой речи стоит запятая, а слова автора пишутся с маленькой буквы и после них ставится точка.

Например:
«Тише, – говорит она мне, – отец болен, при смерти, и желает с тобою проститься» (Пушкин).

Схема 4
А: «П,» – а.
А: «П!» – а.
А: «П?» – а.

Изредка в художественных текстах можно встретить предложения, в которых прямая речь находится внутри слов автора. В таком случае она заключается в кавычки, перед ней ставится двоеточие, а после – тире. Обратите внимание, что вторая часть слов автора начинается с маленькой буквы.

Например:
Она вскрикнула: «Ай, не он, не он!» – и упала без памяти (Пушкин).

Количество предложений внутри прямой речи не ограничено.

Например:
«Слава богу, – сказала девушка, – насилу вы приехали. Чуть было вы барышню не уморили» (По Пушкину).

В этом примере прямая речь состоит из двух предложений, первое из которых разорвано словами автора. Но если бы слова автора оказались между двумя предложениями, из которых состоит прямая речь, то после слов автора нужно было бы поставить точку.

Сравните:
«Слава богу, насилу вы приехали, – сказала девушка. – Чуть было вы барышню не уморили».

Рассмотрите схемы этих предложений.
«П, – а, – п. П».
«П, – а. – П».

Чужие предложения, записанные таким способом, полностью сохраняют и форму, и содержание. Прямая или косвенная речь применяется авторами, когда нужно воспроизвести фразу, принадлежащую какому-либо одному персонажу, а диалог (от греч. dialogos – разговор) используется в тех случаях, когда необходимо передать несколько реплик разговаривающих между собой героев.

Доктор подошёл к мальчику и сказал:
– Нет ли у тебя какой-нибудь вещи, которую держал в руках твой отец?
– Вот, – сказал мальчик и вынул из кармана большой красный носовой платок. (Чуковский)

В приведенном выше тексте можно легко выделить слова автора и реплики персонажей: первое и последнее предложения представляют авторскую речь, внутри которой две реплики, принадлежащие разным героям. Но одним важным отличием диалога от прямой и косвенной речи является то, что в диалоге вообще могут отсутствовать слова автора. Прочитайте следующий диалог.

– Куда идешь?
– А так иду, куда ноги идут.
– Помоги, добрый человек, мешки снесть! Кто-то колядовал, да и кинул посреди дороги. (Гоголь)

Для того чтобы запомнить, как расставляются знаки препинания при записи реплик диалога, можно сравнить эту форму записи чужой речи с уже знакомой нам прямой речью. Оформление диалога отличается от оформления прямой речи тем, что реплики не заключается в кавычки, а начинаются с новой строки и со знака тире. В следующих ниже примерах одни и те же слова записаны двумя способами. Для оформления диалога, так же как и для записи прямой речи, существуют четыре правила, каждому из которых соответствует схема на иллюстрации.

Р – реплика, начинающаяся с прописной буквы;
р – реплика, начинающаяся со строчной буквы;
А – слова автора, начинающиеся с прописной буквы;
а – слова автора, начинающиеся со строчной буквы.

1). Слова автора предшествуют реплике или прямой речи

Чичиков обратился к нему с такими словами:
– Я хотел бы поговорить с вами об одном дельце. (Гоголь)
Чичиков обратился к нему с такими словами: «Я хотел бы поговорить с вами об одном дельце».

2). Прямая речь или реплика стоит перед словами автора

– Вам нужно мертвых душ? – спросил Собакевич просто, без малейшего удивления… (Гоголь)
«Вам нужно мертвых душ?» – спросил Собакевич просто, без малейшего удивления…

3). Прямая речь или реплика разрываются словами автора

– Да, – отвечал Чичиков и смягчил выражение, прибавивши, – несуществующих.(Гоголь)
«Да, – отвечал Чичиков и смягчил выражение, прибавивши, – несуществующих».

4. Слова автора разрываются репликой

Он сказал:
– Здравствуйте! – и подошел к окну… (Драгунский)
Он сказал: «Здравствуйте!» – и подошел к окну.

Источник

Прямая речь: схемы оформления с примерами

Чтобы не пересказывать содержание справочников Розенталя и Лопатина, где прямой речи посвящены целые разделы (!), в которых эта тема рассмотрена подробно, прибегнем к упрощению — схемам. Представим наглядные образцы оформления разных случаев со знаками препинания.

На схемах А и а — слова автора, П — прямая речь, !?… — восклицательный знак, вопросительный знак или многоточие — любой из этих знаков.

Прямая речь после слов автора

Прямая речь перед словами автора

Прямая речь внутри слов автора

Выбор варианта оформления — первый, с запятой, или второй, с тире, — зависит от того, нужна ли запятая в месте разрыва слов автора. Мысленно выбрасываем прямую речь:

Учитель предупредил, открыл книгу и начал диктовать. Запятая нужна. Значит, она остается — ставится после прямой речи. Правило:

запятая ставится, если она была необходима в месте разрыва вводящих слов автора.

Учитель предупредил и открыл книгу. Запятая между однородными сказуемыми, соединенными союзом «и», не нужна — после прямой речи ставим тире. Правило:

тире ставится в случае отсутствия знака препинания на месте разрыва вводящих слов автора.

В третьем же случае не нужно ничего мысленно выкидывать — достаточно того, что в конце прямой речи стоит восклицательный знак, или вопросительный, или многоточие. Это и есть основание для постановки тире. Правило:

тире ставится, если прямая речь заканчивается многоточием, вопросительным или восклицательным знаком.

Иначе говоря, при наличии в прямой речи знаков !/?/… первое правило (запятая ставится, если она была необходима в месте разрыва слов автора) не действует и вместо запятой ставится тире.

Разница хорошо заметна на таких фразах:

Сказав: «До встречи», она быстро вышла.

Сказав: «До встречи!» — она быстро вышла.

Слова автора внутри прямой речи

Схемы оформления цитат

Цитаты чаще всего оформляются по правилам для прямой речи ↑.

Проверим ваш текст

Проверить грамотность вашего текста? Закажите оценку стоимости корректуры или редактуры.

Это заметка из блога редакторского бюро «По правилам». Разбираем интересные примеры, частые ошибки и сложные случаи из практики. Чтобы следить за новыми публикациями, подпишитесь: Telegram, Facebook, «ВКонтакте».

Источник

Прямая речь

Прямая речь — это точ­ная пере­да­ча чужой речи с сохра­не­ни­ем осо­бен­но­стей лек­си­че­ско­го соста­ва и син­так­си­че­ско­го построения.

Что такое прямая речь?

В про­из­ве­де­ни­ях худо­же­ствен­ной лите­ра­ту­ры ведет­ся повест­во­ва­ние от лица авто­ра. В автор­ском тек­сте часто исполь­зу­ет­ся пря­мая речь — дослов­ное выска­зы­ва­ние или сооб­ще­ние того лица, кто что-то гово­рит или дума­ет. Прямая речь бук­валь­но пере­да­ет выска­зы­ва­ние или мыс­ли пер­со­на­жа произведения.

«Да не пере­жи­вай ты так!» — ска­за­ла сест­ра и обод­ря­ю­ще улыб­ну­лась мне.

«Что мне отве­тить ему?» — поду­ма­ла Катя.

Как дослов­ная пере­да­ча выска­зы­ва­ния, пря­мая речь сохра­ня­ет все его особенности.

Предложения с пря­мой речью состо­ят из двух частей:

Речь авто­ра сопро­вож­да­ет выска­зы­ва­ние гово­ря­ще­го лица. В автор­ских сло­вах упо­треб­ля­ют­ся сло­ва и сло­во­со­че­та­ния, обо­зна­ча­ю­щие про­цес­сы речи или мысли:

Нередко сло­ва пер­со­на­жа пред­ва­ря­ют гла­го­лы, обо­зна­ча­ю­щие дей­ствия или чув­ства, сопро­вож­да­ю­щие про­цесс разговора:

В пред­ло­же­нии автор­ские сло­ва и пря­мая речь объ­еди­ня­ют­ся инто­на­ци­ей и смыслом.

В рус­ском язы­ке суще­ству­ет мно­же­ство вари­ан­тов оформ­ле­ния пред­ло­же­ний с пря­мой речью в зави­си­мо­сти от место­по­ло­же­ния речи гово­ря­ще­го лица по отно­ше­нию к сло­вам автора.

Прямая речь может находиться

Рассмотрим основ­ные спо­со­бы пунк­ту­а­ци­он­но­го оформ­ле­ния пред­ло­же­ний с пря­мой речью. Составим схе­мы пред­ло­же­ний, исполь­зуя услов­ные обозначения:

Прямая речь перед словами автора

Постановка зна­ков пре­пи­на­ния в пред­ло­же­нии с пря­мой речью зави­сит от её места по отно­ше­нию к сло­вам автора.

Если пря­мая речь начи­на­ет пред­ло­же­ние, то она заклю­ча­ет­ся в кавыч­ки, а пер­вое её сло­во пишет­ся с про­пис­ной бук­вы. После кавы­чек ста­вит­ся запя­тая, если это повест­во­ва­тель­ное пред­ло­же­ние. Вопросительный, вос­кли­ца­тель­ный знак или мно­го­то­чие упо­треб­ля­ют­ся перед кавыч­ка­ми. Затем ста­вим тире, а после­ду­ю­щие сло­ва авто­ра пишем со строч­ной (малень­кой бук­вы). В кон­це пред­ло­же­ния ста­вим завер­ша­ю­щий знак — точку.

Схемы оформления предложений с прямой речью перед словами автора

«Я уже про­чи­та­ла эту повесть Пушкина», — ска­за­ла Аня.

«Сколько мож­но звать тебя!» — гром­ко вос­клик­ну­ла сестра.

Источник

Как написать слова автора в тексте

Как правильно оформить прямую речь

Рассмотрим примеры.

Доктор озабоченно повернулся ко мне: «Джим, мальчик мой, что случилось?»

Я показал достопочтенным джентльменам карту и пояснил: «Доктор, сквайр, на „Адмирал Бенбоу“ напали пираты, они искали вот эту карту».

Трелони вскочил, едва не опрокинув кресло, и горячо воскликнул: «Мерзавцы ещё поплатятся за свои злодеяния!»

Если прямая речь начинает предложение, то она отделяется от авторского текста тире. Слова автора пишутся со строчной буквы. Прямая речь выделяется кавычками и предусматривает три знака препинания в конце реплики: вопросительный и восклицательный знак и запятую. Запятая располагается после закрывающих кавычек, все остальные — перед.

Рассмотрим схемы оформления прямой речи:

Рассмотрим варианты оформления прямой речи в тексте.

В случае, если реплика оказывается внутри авторского текста, по правилам оформления прямой речи фраза выделяется кавычками и начинается с заглавной буквы. После первого отрывка авторского текста ставится двоеточие, второй отделяется запятой или тире. Тире ставится в том случае, если попавшая в прямую речь реплика заканчивается восклицанием или вопросом.

Посмотрим на варианты оформления прямой речи в тексте.

Доктор пожал плечами, произнёс: « Ох уж этот сквайр» , и скрылся в дверях своей каюты.

Билли Бонс задумчиво поглядел вслед слепому, затем повернулся ко мне, грубо крикнул: «Мальчишка, принеси мне рому !» — и решительно выскочил из комнаты.

«Джентльмены, отличные новости, — улыбаясь во все 32 зуба, сообщил доктор Ливси. — Сюда направляются пираты!»

«Просыпайтесь, все! — истошным голосом закричал Трелони. — Пираты идут!»
«А где Джим? — сонным голосом поинтересовался Ливси. — Он так пропустит всё веселье».

Прямая речь, разделённая словами автора, использует следующие схемы оформления.

Предыдущие примеры нужны, когда вам нужно передать одно-единственное высказывание персонажей. Если вам нужно описать беседу двух или более лиц, следует использовать диалог.

В диалоге все реплики начинаются с новой строчки, предваряются знаком тире и не требуют кавычек.

— Итак, Джим, — произнёс доктор Ливси, откидываясь в кресле, — чем мы обязаны столь неожиданному визиту?

— Джентльмены, — собравшись с силами, произнёс я, — я хочу обратиться к вам за помощью. На «Адмирал Бенбоу» напали пираты.

— Пираты! — вскричал Трелони, вскакивая с кресла. — Здесь? В Англии?

— Да, — подтвердил я. — Полагаю, их интересует это. — Я положил на стол карту, позаимствованную из сундука Билли Бонса. — Полагаю, эта карта укажет путь к сокровищам, спрятанным самим капитаном Флинтом.

Доктор Ливси опёрся кулаками об стол, обвёл нас пристальным взглядом и произнёс:

— Господа, полагаю, наш ход действий очевиден. Мы должны сами добраться до острова и найти эти сокровища, чтобы они не попали в руки к пиратам!

— Мне нужно предупредить матушку, — неуверенно сообщил я.

— Полагаю, с этим проблем не будет, я беру тебя под свою ответственность, — заверил меня доктор и повернулся к Трелони. — А что скажете вы, сквайр? — поинтересовался он.

— В Бристоль, друзья! — вскричал Трелони.

В зависимости от объёма используемого фрагмента, цитаты оформляются по правилам прямой или косвенной речи. Первое применимо к полным самостоятельным предложениям, во втором случае следует руководствоваться правилами косвенной речи и огородить цитируемый текст кавычками. Заглавная буква в первом слове фрагмента не нужна, равно как и двоеточие после авторского текста.

Если вы решили опустить часть цитаты, то на месте пропущенного куска нужно поставить многоточие. Если лакуна выпала на начало цитаты, а сам цитируемый фрагмент, в свою очередь, начинает предложение, первое слово пишется с заглавной буквы. В противном случае оно начинается со строчной.

Стихи и эпиграфы выделять кавычками не нужно.

Источник

Азбучные истины

Интерактивный диктант

Учебник ГРАМОТЫ: орфография

Учебник ГРАМОТЫ: пунктуация

Имена и названия. Интерактивный тренажер

Учебники

Олимпиады

Видео

Полезные ссылки

Летнее чтение

Запоминалки

Цитаты о языке

Скороговорки

Пословицы и поговорки

Учебник ГРАМОТЫ: пунктуация

Выберите правильные варианты ответов. Для проверки выполненного задания нажмите кнопку «Проверить».

Передача чужой речи на письме

Чужая речь и способы ее передачи

1. Знаки препинания в предложениях с прямой речью

П – прямая речь, начинающаяся с прописной буквы;
п – прямая речь, начинающаяся со строчной буквы;
А – слова автора, начинающиеся с прописной буквы;
а – слова автора, начинающиеся со строчной буквы.

Различные способы передачи чужой, не принадлежащей автору речи по-разному сохраняют ее содержание и форму. Прямая речь – это такой способ передачи чужой речи, при котором и содержание, и форма сохраняются полностью.

Существует четыре варианта оформления прямой речи на письме. Каждому из них соответствуют схемы, которые необходимо запомнить.

Если прямая речь в предложении стоит только перед словами автора, то она заключается в кавычки и перед словами автора ставится тире. Обратите внимание, что после прямой речи и перед тире должен стоять один из трех знаков: либо восклицательный, либо вопросительный, либо запятая. Слова автора должны быть записаны с маленькой буквы. Например:

«Далече ли до крепости?» – спросил я у своего ямщика (Пушкин).

Если прямая речь стоит в предложении после слов автора, то она заключается в кавычки и начинается с прописной буквы, а после слов автора ставится двоеточие. Например:

Старый священник подошел ко мне с вопросом: «Прикажете начинать?» (Пушкин)

Если прямая речи разрывается словами автора, то кавычки ставятся в начале и в конце предложения, а слова автора с двух сторон отделяются от прямой речи знаками тире. Обратите внимание, что после первого отрывка прямой речи стоит запятая, а слова автора пишутся с маленькой буквы и после них ставится точка. Например:

«Тише, – говорит она мне, – отец болен, при смерти, и желает с тобою проститься» (Пушкин).

Изредка в художественных текстах можно встретить предложения, в которых прямая речь находится внутри слов автора. В таком случае она заключается в кавычки, перед ней ставится двоеточие, а после – тире. Обратите внимание, что вторая часть слов автора начинается с маленькой буквы. Например:

Она вскрикнула: «Ай, не он, не он!» – и упала без памяти (Пушкин).

Количество предложений внутри прямой речи не ограничено. Например:

«Слава богу, – сказала девушка, – насилу вы приехали. Чуть было вы барышню не уморили» (По Пушкину).

В этом примере прямая речь состоит из двух предложений, первое из которых разорвано словами автора. Но если бы слова автора оказались между двумя предложениями, из которых состоит прямая речь, то после слов автора нужно было бы поставить точку. Сравните:

Рассмотрите схемы этих предложений.

2. Предложения с косвенной речью

Батюшка не хотел верить,

что я мог быть замешан в гнусном бунте.

Главная часть Придаточная часть

Первая, главная часть предложения в этом случае представляет собой слова автора, а вторая – косвенную речь. Обратите внимание: слова автора стоят перед косвенной речью и отделяются от нее запятой. Этот способ передачи чужой речи, в отличие от прямой речи, сохраняет содержание чужого высказывания, но не сохраняет его форму и интонацию.

Сравните два способа передачи одного и того же высказывания на иллюстрации. Предложение с косвенной речью не передает восклицательной интонации, которая присутствует в прямой речи.

Предложение с прямой речью.

Диктор сообщил : « Завтра ожидается похолодание! »

Предложение с косвенной речью.

Косвенная речь может присоединяться к главной части предложения с помощью союзов ЧТО, БУДТО, ЧТОБЫ, местоимений и наречий КТО, ЧТО, КАКОЙ, ГДЕ, КОГДА, ПОЧЕМУ и других, а также частицы ЛИ. Выбор этих слов зависит от цели высказывания в косвенной речи. В вопросительных предложениях будут использованы местоимения или частица ЛИ:

В побудительных предложениях употребляется союз ЧТОБЫ, например:

В повествовательных предложениях используются союзы ЧТО, БУДТО, например:

Цель высказывания в косвенной речи

Способ присоединения косвенной речи

Местоимения и наречия КТО, ЧТО, КАКОЙ, ГДЕ, КОГДА, ПОЧЕМУ или частица ЛИ

3. Предложения с несобственно-прямой речью

Сравните три предложения, которые приводятся в книге Н. С. Валгиной «Синтаксис современного русского языка» для иллюстрации того, что такое несобственно-прямая речь:

В первом случае перед нами конструкция, в которой слова друзей оформлены как прямая речь. Ни содержание, ни форма их высказывания не изменились: то, что заключено в кавычки полностью воспроизводит их речь.

Вторая строка содержит конструкцию с косвенной речью. Чужая речь передана с помощью придаточного предложения, которое присоединяется с помощью союза ЧТО. Содержание высказывания сохранилось, но восклицательная интонация потеряна.

Третий вариант очень похож на первый, но в нем нет двоеточия и кавычек. Кроме этого, местоимение первого лица НАМ поменялось на местоимение третьего лица ИМ, как и при косвенной речи. Такой способ введения чужого текста называется несобственно-прямой речью.

Сущность ее заключается в том, что в ней почти полностью сохраняются лексические и синтаксические особенности чужого высказывания, манера речи говорящего лица, эмоциональная окраска, характерная для прямой речи, но передается она не от имени персонажа, а от имени автора, рассказчика. Автор в этом случае соединяет мысли и чувства своего героя со своими, сливает его речь со своей речью. Этот прием часто используется в художественной литературе и публицистике, когда автору нужно показать своего героя как бы изнутри, дать читателю услышать его внутренний голос. Прочитайте пример несобственно-прямой речи из романа Л. Н. Толстого «Война и мир»:

Николай Ростов отвернулся и, как будто отыскивая чего-то, стал смотреть на даль, на воду Дуная, на небо, на солнце. Как хорошо показалось небо, как голубо, спокойно и глубоко! Как ласково-глянцевито блестела вода в далеком Дунае! (Л. Толстой)

4. Диалог

Следующий способ включения чужой речи в авторский текст – это диалог.

Чужие предложения, записанные этим способом, полностью сохраняют и форму, и содержание. Прямая или косвенная речь применяется авторами, когда нужно воспроизвести фразу, принадлежащую какому-либо одному персонажу, а диалог (от греч. dialogos – разговор) используется в тех случаях, когда необходимо передать несколько реплик разговаривающих между собой героев.

Доктор подошёл к мальчику и сказал:

– Нет ли у тебя какой-нибудь вещи, которую держал в руках твой отец?

О пунктуационном оформлении диалогической речи мы поговорим в следующей главе учебника.

Источник

Теперь вы знаете какие однокоренные слова подходят к слову Как написать слова автора в тексте, а так же какой у него корень, приставка, суффикс и окончание. Вы можете дополнить список однокоренных слов к слову “Как написать слова автора в тексте”, предложив свой вариант в комментариях ниже, а также выразить свое несогласие проведенным с морфемным разбором.

Добавить комментарий