В моей родной Тюменской области луговое сообщество представлено слабо, и только на самом ее юге. В основном, все тюменские луга — это пастбища с подсеваемой луговой травой, которой питается домашний скот. Но и тут есть небольшой участок лесостепи, где водятся даже редкие представители луговой фауны, которые были завезены к нам из казахских земель.
Узконадкрылки
Эти жуки маленьких размеров с удлиненным телом могут достигать в длину до 2 см. Имеют достаточно длинные усы и голову без шеи. Надкрылья имеют вытянутую форму и прочный хитиновый покров, иногда немного опушенный.
Взрослые жуки живут на цветах и на поверхности почвы, реже встречаются на деревьях. Питаются пыльцой.
Большой тушканчик
Его еще называют земляной заяц, и он попал в нашу область, будучи завезенным из Средней Азии. Его распространению в луговой части лесостепей поспособствовали:
- Его всеядность.
- Осторожность (мало контактирует с представителями даже своего рода, за исключением брачного периода).
- Способность пережить зиму в спячке.
Сам тушканчик очень похож на зайца — такие же длинные уши, но отличается чрезвычайно удлиненным хвостом (больше своего тела), характерным для тушканчиков.
Его задние лапы также удлиненные и скорее приспособлены для прыжков, нежели для бега. Питается он всеми видами корней кормовой травы и насекомыми. Жилище свое строит в виде нор с разветвленными ходами. Однако могут быть и временные норы.
Степной хорь
Еще один иммигрант из Средней Азии. Ночной представитель рода хорьков и ласок куньего семейства. Физиологические данные его следующие:
- Длина тела — до 56 см.
- Длина хвоста — до 18 см.
- Масса тела — до 2 кг.
Растительные корма в питании отсутствуют, это хищник. Охотится на грызунов, наносит существенный вред домашней птице.
Пищевая цепь на лугах Тюменской области
Таким образом, применительно к теме задания, пищевая цепь будет выглядеть следующим образом:
- Узконадкрылки.
- Большой тушкан.
- Степной хорь.
Примечательно, что, хоть хорек и питается тушканчиком, но он для него слишком велик, поэтому хорек оставляет его тушки про запас.
На лугу растут травы – злаки, бобовые, ползучие, розеточные растения.
Еще началом пищевой цепочки (продуцентами) могут служить микроорганизмы, живущие в почве, питающиеся газами и солями.
Следующее звено цепочки – консументы, питающиеся растительной пищей (первого плана), за которыми следуют консументы более высоких уровней – плотоядные.
В конце цепочки – самый крупный и сильный хищник данной местности.
Пример пищевой цепочки луга:
Разновидностью луга является пастбище, для которого можно составить такую цепочку:
В представленной статье описаны различные пищевые цепочки луга.
Территории, покрытые травянистой растительностью, называют лугами. Отличие лугов от лесов – отсутствие деревьев. Растительность луга – это в большей степени травы, деревья и кустарники здесь практически не встречаются. Луга возникают на берегах рек и болот, на склонах холмов и даже в горах.
Растения на лугах растут ярусами. Первый ярус самый
высокий, его образуют светолюбивые растения, тянущиеся к солнечным лучам.
Второй ярус сложен менее светолюбивыми травами, приспособившимися жить в тени и
полутени. Последний ярус образуют, как правило, мхи, стелящиеся по земле. Обитатели
лугов: насекомые, черви, птицы. Крупные животные на лугах встречаются редко,
однако полон луг мелких животных: различных грызунов, земноводных и рептилий.
Живые организмы, населяющие луга, находятся в тесной
взаимосвязи, отследить которую возможно с помощью пищевых цепочек. Пищевая
цепочка – это ряд, отражающий взаимоотношения между группами живых организмов.
Все организмы в пищевой цепочке принято распределять
на группы.
1 группа – это растения и бактерии
2 группа – это растительноядные животные
3 группа – хищники, питающиеся растительноядными
животными
4 группа — сильные хищники,
которые питаются хищниками, относящимися к 3 группе
Составим пищевые цепочки, характерные для лугового
сообщества:
нектар
колокольчиков –> бабочка –> легкокрылая стрекоза -> жаба
Бабочки, цветочные мухи, пчёлы, осы, шмели и многие
другие насекомые-обитатели лугов питаются цветочным нектаром. Бабочки
встречаются с врагами на всех стадиях своей жизни. Взрослые особи стрекоз –
хищники, пищей для которых являются бабочки, москиты, пчёлы, мухи и другие
насекомые.
На стрекоз ведут охоту жабы.
Другая пищевая цепочка:
ковыль
–> саранча -> розовый скворец -> пустельга
Саранча – насекомое, которое известно, как настоящий
вредитель. Саранча сбивается в стаи и может опустошать целые поля, луга,
фруктовые сады и даже леса. Нашествие саранчи разрушительно, эти насекомые
съедают растения полностью, вплоть до корней. Саранча является пищей для многих
птиц и излюбленной для розового скворца. Птица преследует саранчу, поэтому
вместе с нашествием насекомых местность заполняется стаями розовых скворцов.
Саранча ест любую растительную пищу, но излюбленной для неё являются злаковые,
в том числе ячмень, мятлик, бухарник, ковыль.
На розового скворца и других небольших птиц охотятся
более сильные хищные: пустельга, ястреб, коршун, полевой лунь.
Пищей для хищных птиц также служат пресмыкающиеся, амфибии,
мелкие хищники и грызуны.
черви
–> ящерица –> полоз –> коршун
Излюбленная пища ящериц – насекомые, черви, пауки,
падаль, реже – растительная пища. На ящериц охотятся другие, более крупные
рептилии – змеи, в частности: уж, медянка, гадюка.
корни
растений-> полёвка -> уж -> ястреб
Мышь полёвка – представитель грызунов, питается
растительной пищей: корнями растений, луковицами, семенами. В день полёвка
может съесть количество корма, равное её массе!
Ещё одна пищевая цепочка:
побеги
деревьев -> хомяк -> полевой лунь -> енотовидная собака
Полевой лунь – хищная птица, её основная пища – мелкие
хищники, грызуны, насекомые, ящерицы. Полевой лунь селится на полях, долинах
рек, лугах и оказывает неоценимый вклад человеку в борьбе с грызунами.
Несмотря на то, что полевой лунь – сильный хищник, врагов он всё же имеет. Лунь становится пищей для енотовидной собаки, которая является ближайшим родственником лисицы. Енотовидная собака часто селится вблизи водоёмов, на влажных лугах. Её можно хоть и нечасто встретить на Южном Урале.
Окружающий мир. Плешаков, Крючкова. 4 класс. Рабочая тетрадь. Ответы
содержание
Жизнь луга
1. Запишите названия растений луга, которые вам удалось определить при работе с гербарием. Отметьте галочкой названия тех растений, которые вам доводилось видеть в природе.
V Колокольчик
V Клевер
Зверобой
V Василек луговой
Мышиный горошек
2. Мама Серёжи и Нади интересуется, знаешь ли ты растения луга. Вырежи картинки из Приложения и расположи их в соответствующих окошках. Проверь себя по учебнику. После самопроверки наклей картинки.
3. С помощью атласа-определителя «От земли до неба» узнай названия этих растений луга, подпиши. Отметь растения, которые тебе доводилось встречать в природе (закрась кружок).
4. Муравей Вопросик хочет познакомить тебя со своими друзьями-насекомыми. Догадайся, кто изображён на рисунках. Соедини стрелками рисунки и названия.
Сравни пчелу и цветочную муху; кобылку и кузнечика; жука-навозника и жука-могильщика. Выдели признаки, по которым их можно различить в природе (ответь устно).
Сравнение пчелы и цветочной мухи
Сходство:
Жёлто-чёрная контрастная расцветка.
Похожее жужжание.
Различие:
Глаза у цветочной мухи намного больше, чем глаза у цветочной пчелы.
У цветочной мухи короткие усики, а у пчелы — длинные.
У цветочной мухи два крыла, а у пчелы 4 — по два сросшихся врыла с каждой стороны.
У цветочной мухи раскраска на брюшке состоит из чёрных и жёлтых пятен, а у пчелы из ровных полосок.
Сравнение кобылки и кузнечика
Сходство:
Одинаковое расположение задних лап.
Похожие жёсткие надкрылья на спине.
Одинаковые усики-антенны.
Похожее стрекотание (кобылки стрекочут громче).
Различие:
Брюшко кузнечика значительно короче, чем брюшко кобылки.
У кузнечика более мощные и длинные лапки, чем у кобылки.
Кузнечики прыгают намного выше, чем кобылки.
Кузнечики ведут ночной образ жизни, а кобылки — ночной.
Кузнечик хищник, а кобылка травоядное насекомое.
Кузнечики приносят пользу сельскому хозяйству поедая личинки и вредных насекомых, а кобылки наносят ущерб урожаю, так как поедают растения в огромных количествах.
Сравнение жука-навозника и жука-могильщика
Сходство:
Одинаковая форма усов — пластинчатая
Различие:
У жука-могильщика более длинные лапы, чем у жука-навозника.
Жук-могильщик умеет быстро бегать, а жук-навозник передвигается неторопливо.
У жука-могильщика ярко-оранжевые полоски на брюшке, а жук-навозник окрашен в тёмно-синий цвет.
У жука-могильщика длина тела меньше и имеет продолговатую форму, тело жука-навозника в полтора раза длиннее и имеет овальную форму.
5. Наш наблюдательный Попугай тоже спешит дать тебе задание. Ведь кто-кто, а он — лучший на свете знаток птиц. Узнай птиц по характерным особенностям поведения и напиши названия. Найди этих птиц на рисунках, пронумеруй.
1) Постоянно потряхивает хвостиком: трясогузка
2) Издаёт скрипучий крик «дёрг-дёрг»: коростель
3) Выдаёт своё присутствие песенкой «пить-полоть»: перепел
6. Составь схему цепи питания, характерной для лугового сообщества вашего края. Сравни её со схемой, предложенной соседом по парте. С помощью этих схем расскажи об экологических связях в луговом сообществе.
растение → гусеница → перепел
или
пшеница → мышь-полевка → змея
7. По заданию учебника (с. 133) составь памятку, придумай и нарисуй условные знаки.
Как вести себя на лугу
-
Главная
-
ГДЗ
- 4 класс
- Окружающий мир
-
Плешаков, Крючкова. Рабочая тетрадь
-
Страница 80. Часть 1
Старая редакция 2011-2018 г.
Вернуться к содержанию рабочей тетради
Вопрос
5. Наш наблюдательный Попугай тоже спешит дать тебе задание. Ведь кто – кто, а он – лучший на свете знаток птиц. Узнай птиц по характерным особенностям поведения и напиши их названия. Найди этих птиц на рисунках, пронумеруй.
1) Постоянно встряхивают хвостиком:
_____________________________________________ .
2) Издаёт скрипучий крик “дёрг – дёрг”:
_____________________________________________ .
3) Выдаёт своё присутствие песенкой “пить – полоть”:
_____________________________________________ .
Ответ
Вопрос
6. Составь схему цепи питания, характерной для лугового сообщества вашего края. Сравни её со схемой, предложенной соседом по парте. С помощью этих схем расскажи об экологических связях в луговом сообществе.
Ответ
Вернуться к содержанию рабочей тетради