Как составить схему для предложения с косвенной речью

Очень многие при расстановке знаков препинания в предложениях с прямой и косвенной речью в русском языке испытывают сомнения. Так давайте разберемся раз и навсегда, как надо расставлять запятые, точки, кавычки и другие знаки. 

Прямая речь — правила и оформление

Что понимается под прямой речью (далее ПР)? ПР- это передача напрямую слов чужого человека, практически их воспроизведение.

ПР может стоять до, внутри и после слов автора (далее СА), а также она может одновременно находиться как до, так и после СА, таким образом заключая их посередине.

Схема предложения с прямой речью

Если предложение начинается со СА, то после должно стоять двоеточие, а ПР выделяется кавычками. ПР должна начинаться с большой буквы. И еще одно очень полезное напоминание – знаки «?» и «!» ставятся внутри кавычек, а точка всегда за ними.

Если же предложение начинается с ПР, то она пишется в кавычках, после кавычек необходимо поставить запятую. Если в предложении надо поставить вопросительный «?», восклицательный «!» знаки или многоточие «…», то они должны стоять внутри кавычек, и тогда запятой после них уже не требуется. Между ПР и СА всегда находится тире, СА записываются с маленькой буквы.

Если СА заключены внутри ПР, то кавычки будут стоять в начальной и в конечной части СА. Если на месте прерывания ПР не должны были стоять никакие знаки или же должны были стоять запятая, точка с запятой, двоеточие и тире, то до и после СА ставятся запятая и тире.

Если же в месте разрыва должна была находиться точка, то перед СА ставится «,» и «-», после них всегда ставится точка и тире, а отрывок ПР начинается с заглавной буквы.

Если в месте разрыва ПР должны были стоять такие знаки, как (!?…), то после ПР будет стоять данный знак и тире, а после СА точка с тире.

Схемы и примеры расстановки знаков

Схема

Пример

№1

СА: «ПР!?».

Миша сказал: «Я завтра пойду в библиотеку».

Миша спросил меня: «Ты пойдешь со мной завтра в библиотеку?»

№2

«ПР», – СА.

«ПР!?…» – СА.

«Может мне позвать с собой Ирину?» – сказала Полина.

«Позвоню ей попозже», – подумала она.

№3

«ПР, – СА, – ПР».

«ПР, – СА. – ПР».

«ПР!?…- СА. – ПР».

«Я подумал,- сказал Миша,- может завтра мы с тобой пойдем ловить рыбу?».

«Я хочу тебе кое-что сказать,- сказал Петя.- Я завтра уезжаю».

«Мне теперь идти одному?- расстроенно произнес Миша.- Может ты не поедешь?».

Косвенная речь

Косвенная речь (далее КР) это по сути пересказ чьего-то высказывания. Главная часть в предложении строится от имени автора, а придаточная содержит само высказывание. Между главной и придаточной частью должна стоять запятая.

Прямая и косвенная речь

Предложения с КР бывают повествовательные, побудительные и вопросительные.

Повествовательные образуются при помощи союзов «будто» и «что».

Примеры оформления косвенной речи:

Повествовательное:

Ваня сказал, что приедет завтра утром.

Вопросительное будет образовываться при помощи местоимений и наречий, таких как: «кто», «что», «какой», «почему», «когда» и частицы «ли», которая используется в качестве союза:

Миша спросил, когда приедет Ваня.

Побудительное будет образовываться при помощи союза «чтобы»:

Мама сказала Мише, чтобы он завтра ждал Ваню в восемь часов.

Цитирование и оформление цитат при письме

Цитата – это выдержка из текста художественной или иной литературы, высказывание авторов или других знаменитых личностей.

Цитата в прямой речи

Цитированный текст должен быть точной копией его оригинала. Текст цитирования должен быть обязательно заключен в кавычки.

Запрещается объединять в одну цитату тексты взятые из разных источников.

Пример оформления цитаты:

Юлий Цезарь говорил: «Лучше умереть сразу, нежели всю жизнь провести в ожидании смерти».

Также цитата может применяться и в КР.

Правильно оформить цитату на письме не составит труда. Правила пунктуации остаются такими же, как при написании диалогов.

Отличить ПР от косвенной и от цитирования очень просто. Нужно только запомнить, что ПР содержит в себе указание на лицо, сделавшее высказывание, и само высказывание. 

Косвенная речь образуется при помощи союзов, местоимений и наречий. А цитата является выдержкой из текста или же высказыванием известной, значимой личности. Ну и конечно же, самым главным отличием являются знаки препинания.

Меня предупредили, что я пойду первым.

Предложения с косвенной речью — это сложноподчинённые предложения. Главное предложение в них соответствует словам автора в предложениях с прямой речью. В придаточном изъяснительном предложении содержится косвенная речь.

Источник

Косвенная речь в русском языке

Косвенная речь — это чужая речь, кото­рая пере­да­ет толь­ко основ­ной смысл выска­зы­ва­ния и сле­ду­ет за сло­ва­ми авто­ра в виде при­да­точ­но­го предложения.

Что такое косвенная речь?

В текстах часто встре­ча­ет­ся чужая речь, вклю­чён­ная в автор­ское повест­во­ва­ние, в виде выска­зы­ва­ния дей­ству­ю­ще­го лица. Для её пере­да­чи исполь­зу­ет­ся пря­мая и кос­вен­ная речь.

«Сейчас я пой­ду на озе­ро купать­ся!» — весе­ло закри­чал в труб­ку теле­фо­на Ваня.

Ваня сооб­щил мне по теле­фо­ну, что он сей­час пой­дет на озе­ро купаться.

В отли­чие от пря­мой речи, кото­рая пере­да­ёт чужую речь дослов­но с сохра­не­ни­ем всех её осо­бен­но­стей, кос­вен­ная речь не стре­мит­ся вос­про­из­ве­сти все инто­на­ци­он­ные, лек­си­че­ские и син­так­си­че­ские осо­бен­но­сти выска­зы­ва­ния дру­го­го лица. Чужая речь дела­ет акцент толь­ко на пере­да­чу его основ­но­го содержания.

Прямая речь может нахо­дить­ся перед сло­ва­ми авто­ра. В отли­чие от неё кос­вен­ная речь в виде при­да­точ­но­го пред­ло­же­ния все­гда сле­ду­ет за сло­ва­ми авто­ра, к кото­рым она при­со­еди­ня­ет­ся под­чи­ни­тель­ны­ми сою­за­ми «что», «буд­то», «что­бы» или союз­ны­ми сло­ва­ми «кто», «что», «кото­рый», «когда» и пр.

«Чем мы можем помочь вам?» — поин­те­ре­со­ва­лись дру­зья. — Друзья поин­те­ре­со­ва­лись, чем они могут помочь нам.

Как видим, в такой рече­вой ситу­а­ции про­ис­хо­дит изме­не­ние после­до­ва­тель­но­сти рас­по­ло­же­ния чужой речи и слов автора.

Если пря­мая речь обя­за­тель­но берет­ся в кавыч­ки и в ней в зави­си­мо­сти от инто­на­ции и цели выска­зы­ва­ния ста­вит­ся вопро­си­тель­ный или вос­кли­ца­тель­ный знак, то для кос­вен­ной речи эти зна­ки пре­пи­на­ния излиш­ни. В слож­но­под­чи­нен­ном пред­ло­же­нии, содер­жа­щем кос­вен­ную речь, ста­вит­ся запя­тая перед под­чи­ни­тель­ным сою­зом или союз­ным сло­вом, а в кон­це — точка.

Понаблюдаем:

Алена попро­си­ла подру­гу: «Таня, обя­за­тель­но сооб­щи мне о сво­ем при­ез­де с моря!»

Алёна попро­си­ла подру­гу, что­бы она сооб­щи­ла ей о сво­ем при­ез­де с моря.

Как видим, кос­вен­ная речь менее выра­зи­тель­на и эмо­ци­о­наль­на, чем пря­мая речь. Если в пря­мой речи актив­но исполь­зу­ют­ся обра­ще­ния, меж­до­ме­тия, части­цы, то кос­вен­ная речь лише­на этих средств выра­зи­тель­но­сти. Этот вид чужой речи толь­ко пере­да­ет основ­ной смысл выска­зы­ва­ния без выра­же­ния лич­ной и любой эмо­ци­о­наль­ной оценки.

Замена прямой речи косвенной

При замене пря­мой речи кос­вен­ной необ­хо­ди­мо пра­виль­но постро­ить слож­но­под­чи­нен­ное пред­ло­же­ние, при­чем обра­тить при­сталь­ное вни­ма­ние на упо­треб­ле­ние лич­ных и при­тя­жа­тель­ных место­име­ний, а так­же форм глаголов.

Учтем, что кос­вен­ная речь вос­про­из­во­дит чужие сло­ва от лица авто­ра, а не того лица, кото­ро­му при­над­ле­жит пря­мая речь. В свя­зи с этим при замене пря­мой речи кос­вен­ной вме­сто место­име­ний и гла­го­лов в фор­ме 1 и 2 лица сле­ду­ет упо­тре­бить грам­ма­ти­че­ские фор­мы 3 лица.

Андрей шеп­нул Насте: » Завтра вече­ром я жду от тебя сообщения».

Андрей шеп­нул Насте, что зав­тра вече­ром он ждёт от неё сообщения.

Обратим так­же вни­ма­ние, что в этом при­ме­ре пря­мая речь выра­же­на повест­во­ва­тель­ным пред­ло­же­ни­ем. При замене кос­вен­ной речью она пере­да­ет­ся изъ­яс­ни­тель­ным при­да­точ­ным пред­ло­же­ние с сою­зом «что».

Укажем слу­чай, когда в кос­вен­ной речи исполь­зу­ет­ся фор­ма 1 лица место­име­ния и гла­го­ла. Если речь идет о непо­сред­ствен­ном собе­сед­ни­ке авто­ра, то в кос­вен­ной речи место­име­ния и гла­го­лы 1 или 2 лица заме­ня­ют­ся соот­вет­ству­ю­щи­ми фор­ма­ми 1 лица.

Вчера она поин­те­ре­со­ва­лась: «А с кем ты дру­жишь ?»

Вчера она поин­те­ре­со­ва­лась, с кем я дру­жу .

При замене пря­мой речи кос­вен­ной изъ­яви­тель­ное и услов­ное накло­не­ние гла­го­ла сохра­ня­ет­ся, кро­ме пове­ли­тель­но­го.

Если пря­мая речь выра­жа­ет побуж­де­ние к дей­ствию в виде прось­бы, поже­ла­ния, при­ка­за, запре­та и ска­зу­е­мым в ней явля­ет­ся гла­гол пове­ли­тель­но­го накло­не­ния, то кос­вен­ная речь оформ­ля­ет­ся в виде при­да­точ­но­го изъ­яс­ни­тель­но­го пред­ло­же­ния с сою­зом «что­бы».

Саша попро­сил нас: «Только не гово­ри­те мате­ри о моей неудаче».

Саша попро­сил нас (о чём?), что­бы мы не гово­ри­ли мате­ри о его неудаче.

В пред­ло­же­нии с кос­вен­ной речью вме­сто при­тя­жа­тель­но­го место­име­ния «моей» исполь­зу­ет­ся место­име­ние «его», а вме­сто ска­зу­е­мо­го в фор­ме пове­ли­тель­но­го накло­не­ния исполь­зу­ет­ся гла­гол изъ­яви­тель­но­го накло­не­ния про­шед­ше­го времени.

Поскольку гла­гол «гово­ри­те» име­ет фор­му 2 лица мно­же­ствен­но­го чис­ла, в кос­вен­ной речи вполне оправ­дан­но упо­треб­ле­ние место­име­ния 1 лица мно­же­ствен­но­го числа.

Проиллюстрируем спо­со­бы пра­виль­ной пере­да­чи пря­мой речи кос­вен­ной с помо­щью сле­ду­ю­щей таблицы.

Прямая речь Косвенная речь
«Сегодня вече­ром про­хлад­но», — про­из­нёс Игорь задумчиво. Игорь задум­чи­во про­из­нёс, что сего­дня вече­ром прохладно.
Генерал стро­гим голо­сом при­ка­зал: «Принесите мне бинокль!» Генерал стро­гим голо­сом при­ка­зал, что­бы ему при­нес­ли бинокль.
Приезжий спро­сил: «Где в горо­де набережная?» Приезжий спро­сил, где в горо­де набережная.
«Ты уме­ешь кле­ить обои?» — полю­бо­пыт­ство­вал мой друг. Мой друг полю­бо­пыт­ство­вал, умею ли я кле­ить обои.

Что такое косвенный вопрос?

Прямая речь часто содер­жит в себе вопрос. Говорящий спра­ши­ва­ет о чём-то у собе­сед­ни­ка, инте­ре­су­ет­ся чем-то, хочет полу­чить какую-то досто­вер­ную инфор­ма­цию. В такой рече­вой ситу­а­ции чужая речь оформ­ля­ет­ся в виде кос­вен­но­го вопроса.

Косвенный вопрос пред­став­ля­ет собой при­да­точ­ное изъ­яс­ни­тель­ное пред­ло­же­ние, кото­рое при­со­еди­ня­ет­ся к сло­вам авто­ра части­цей «ли» в роли сою­за или с помо­щью союз­ных слов «что», «кто», «какой», «как», «где», «поче­му» и др. В отли­чие от пря­мой речи, оформ­лен­ной в виде пред­ло­же­ния с вопро­си­тель­ным зна­ком, в кон­це пред­ло­же­ния с кос­вен­ной вопро­сом ста­вит­ся точка.

Наташа спро­си­ла меня: «Ты любишь джаз?» — Наташа спро­си­ла меня, люб­лю ли я джаз.

Павел поин­те­ре­со­вал­ся: «Кто пой­дет со мной в театр?» — Павел поин­те­ре­со­вал­ся, кто пой­дет с ним в театр.

Улыбаясь, она осве­до­ми­лась у нас: «А какой вы меня пред­став­ля­ли?» — Улыбаясь, она осве­до­ми­лась у нас, какой мы её представляли.

Если в вопро­си­тель­ной пря­мой речи исполь­зу­ет­ся обра­ще­ние, то в кос­вен­ном вопро­се оно ста­вит­ся подлежащим.

Мать гром­ко спро­си­ла: «Надежда, ты успе­ешь вер­нуть­ся из дерев­ни к поне­дель­ни­ку?» — Мать гром­ко спро­си­ла, успе­ет ли вер­нуть­ся Надежда из дерев­ни к понедельнику.

Видео «Косвенная речь»

Источник

Adblock
detector

Чужая речь: прямая и косвенная

  • Прямая и косвенная речь
  • Знаки препинания в предложениях с прямой речью
  • Знаки препинания в косвенной речи
  • Перевод прямой речи в косвенную

Чужая речь — это высказывания автора или других лиц. Чужой речью может быть устная речь, письменная речь или мысли, не записанные и не высказанные вслух. Чужая речь может быть передана двумя способами: прямой речью и косвенной речью.

Прямая и косвенная речь

Прямая речь — это чужая речь, воспроизведённая без каких-либо изменений, переданная от лица того, кто её произнёс, написал или подумал:

Ваня сказал мне: Я хочу поиграть с тобой.

Какое красивое платье! – подумала Маша.

Прямая речь состоит из двух частей: прямой речи (П) и слов автора (А). Прямая речь — это слова какого-либо лица, слова автора — слова, сопровождающие прямую речь:

А П
Я сказал: Идём со мной.

Слова автора могут указывать: кому принадлежит прямая речь, когда, как или при каких обстоятельствах она была произнесена.

Осторожно! – предупредил охотник, показывая на капкан.

Слова автора, сопровождающие прямую речь, обычно содержат глаголы, обозначающие процессы речи или мысли, а также глаголы, обозначающие действия, сопутствующие речи, мыслям, чувствам:  пробормотал,  говорил,  сказал,  подумал,  спросил,  воскликнул,  приказал,  написал,  вздохнул,  обрадовался,  улыбнулся,  удивился  и др.

Косвенная речь — это чужая речь, передаваемая не от лица говорящего, в форме придаточных предложений. Косвенная речь всегда идёт после слов автора:

Ваня сказал мне, что он хочет поиграть со мной.

Прямая речь ведётся от имени того лица, которым она была сказана, косвенная – от лица автора.

Знаки препинания в предложениях с прямой речью

Прямая речь заключается в кавычки, её первое слово пишется с большой буквы:

Приплыла к нему рыбка и спросила: «Чего тебе надобно, старче?» (А.С. Пушкин)

Слова автора могут стоять перед прямой речью, после неё, а также в середине прямой речи или обрамлять её с обеих сторон. От расположения слов автора будет зависеть и расстановка знаков препинания в предложениях с прямой речью:

Прямая речь перед словами автора
После прямой речи ставится запятая и тире (после кавычек):
П, – а.
У меня сегодня пять уроков, – сказала Маша.
Если прямая речь содержит вопрос или произносится с восклицанием, то после неё ставится вопросительный или восклицательный знак (внутри кавычек) и тире (после кавычек):
П? – а.
П! – а.
Сколько сегодня уроков? – спросила Маша.
Прямая речь после слов автора
Перед прямой речью ставится двоеточие:
А: П.
А: П?
А: П!
Маша спросила: Сколько сегодня уроков?
Прямая речь внутри слов автора
А: П, – а.
А: П? – а.
А: П! – а.
А: П… – а.
Понатужился немножко: Как бы здесь на двор окошко Нам проделать? молвил он, вышиб дно и вышел вон.
(А.С. Пушкин)
Слова автора внутри прямой речи
Если слова автора идут в середине прямой речи, то кавычки не закрываются. Их надо закрыть после окончания прямой речи – в конце всего предложения.
П, – а, – п.
П, – а. – П.
П! – а. – П.
П? – а. – П.
П… – а. – П.
«Разъедемся, пора! сказали, – Безвестной вверимся судьбе».
(А.С. Пушкин)

Если прямая речь передаётся в виде разговора двух или нескольких лиц (диалог), то речь каждого собеседника заключается в кавычки и отделяется от речи других лиц тире:

«Здорово, парнище!» – «Ступай себе мимо!» – «Уж больно ты грозен, как я погляжу! Откуда дровишки?» – «Из леса, вестимо; отец, слышишь, рубит, а я отвожу!» (Н.А. Некрасов)

Знаки препинания в косвенной речи

  1. Косвенная речь не заключается в кавычки:

    Оля сказала, чтобы Витя взял с собой палатку.

  2. Если косвенная речь представляет собой придаточное предложение, то она отделяется от главного предложения запятой.

    Коля подумал, что опять заняли его место.

  3. Если косвенный вопрос заключает в себе вопросительный смысл, пред ним ставится двоеточие, а после него вопросительный знак.
    прямая речь косвенная речь
    Долго вам ещё ехать? – спрашивает Маша. Маша спрашивает: долго ли нам ещё ехать?
  4. Если косвенный вопрос рассматривается как простая передача содержания вопроса, перед ним ставится запятая, а в конце сложного предложения тот знак, который требуется по смыслу.
    прямая речь косвенная речь
    Родители интересовались: Когда ты к нам приедешь? Родители интересовались, когда я к ним приеду.

Косвенный вопрос — вопрос, переданный в косвенной речи.

Перевод прямой речи в косвенную

При замене предложения с прямой речью предложением с косвенной речью слова автора становятся главным предложением. Если слова автора стояли после прямой речи, то в предложении с косвенной речью меняется порядок слов — слова автора ставятся перед косвенной речью.

При переводе прямой речи в косвенную встречаются следующие случаи:

  1. Если прямая речь — повествовательное предложение, то при обращении её в косвенную речь получается придаточное предложение с союзом  что.
    прямая речь косвенная речь
    Миша подумал: Она очень красивая. Миша подумал, что она очень красивая.
  2. Если прямая речь выражает приказ или просьбу в форме повелительного наклонения, то она заменяется придаточным предложением с союзом  чтобы. Повелительное наклонение заменяется условным, причём частица  бы, имеющаяся в союзе  чтобы, не повторяется. Обращение становится подлежащим придаточного предложения.
    прямая речь косвенная речь
    Яна, отойди от собаки, – сказала мама. Мама сказала, чтобы Яна отошла от собаки.
  3. Если прямая речь – вопросительное предложение, то в косвенной речи получается косвенный вопрос, то есть придаточное предложение с вопросительными словами  кто, что, какой, где  и т. п. или с частицей  ли.
    прямая речь косвенная речь
    Как тебя зовут?, – спросил дядя. Дядя спросил, как меня зовут.
    Я поинтересовался: Эта книга интересная? Я поинтересовался, интересная ли эта книга.

    Примечание: частица  ли  употребляется, если прямая речь представляет собой вопросительное предложение с частицей  ли  или вообще не содержит вопросительных слов.

  4. Если в прямой речи имеются личные местоимения и личные формы глаголов, то в косвенной речи они употребляются с точки зрения передающего чужую речь, а не того, чья речь передаётся.
    прямая речь косвенная речь
    Я уже дома, – сказала мама. Мама сказала, что она уже дома.
    Папа сказал: Я готовить не буду. Папа сказал, что он готовить не будет.
    Меня предупредили: Ты пойдёшь первым. Меня предупредили, что я пойду первым.

Предложения с косвенной речью — это сложноподчинённые предложения. Главное предложение в них соответствует словам автора в предложениях с прямой речью. В придаточном изъяснительном предложении содержится косвенная речь.

Неправильное построение предложения с косвенной речью


Неправильное построение предложения с косвенной речью

4.1

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 171.

Обновлено 31 Августа, 2022

4.1

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 171.

Обновлено 31 Августа, 2022

Слова персонажа в повествовании чаще всего произносит сам персонаж. Это прямая речь. Монологи, реплики, диалоги героев дают автору возможность полнее воссоздать образ героя (речевая характеристика). Но если такой задачи нет, а важно только содержание высказывания, автор прибегает к косвенной речи. Особенно охотно делают это школьники в своих сочинениях. При этом важно избежать ошибок при трансформации прямой речи в косвенную.

Что такое косвенная речь

Косвенная речь — это передача чужой речи в форме сложноподчинённого предложения с придаточным изъяснительным. В справочной сообщили, что поезд отправляется в 6 утра. Вера объяснила, что вернулась только из-за мамы.

В части предложения, передающей смысл чужого высказывания, используются только местоимения 3 лица. Ведь говорит о персонаже не он сам, говорит автор, и речь персонажа сливается с авторской, грамматически приспосабливаясь к ней. Особенности речевой манеры героя в косвенной речи не воспроизводятся, передаётся лишь её основное содержание, поэтому в косвенной речи нет места междометиям, эмоционально окрашенным частицам и обращениям.

В некоторых источниках утверждается, что косвенную речь можно передать в простом предложении. Но по правилам русского языка косвенная речь является только придаточным предложением.

Структура предложения с косвенной речью

Придаточное, содержащее косвенную речь, стоит после главной части или разрывает его. Света спросила, когда он будет дома. Света спросила, когда он будет дома, и, получив ответ, нахмурилась.

Косвенная речь присоединяется союзами что, как, будто, чтобы. Он уверял, будто всё видел своими глазами. Директор распорядился, чтобы в кабинет поставили новую мебель.

Если косвенная речь передаёт заданный персонажем вопрос, в её начале стоит то же вопросительное слово, что и в вопросе. Мать спросила, что произошло и где сейчас дед.

В главной части сложноподчинённого предложения может быть указательное слово (местоимение или наречие).

Сестра жаловалась на то, что они редко видятся, что встречи их коротки и случайны.

Нарушения в построении предложения с косвенной речью. Примеры

Неправильное построение предложения с косвенной речью выражается в допущении следующих ошибок.

  • Употребление местоимений и глаголов 1 и 2 лица вместо 3-го. Ошибка: Мальчик сказал, что я хочу спать. Правильно: Мальчик сказал, что он хочет спать;
  • Употребление обращений и глаголов повелительного наклонения. Ошибка: Андрей предложил, что пойдите, ребята, за водой к колодцу. Правильно: Андрей предложил, чтобы ребята принесли воды из колодца;
  • Неуместное использование указательного слова. Ошибка: Инструктор сказал то, что нужно поставить палатки. Правильно: Инструктор сказал, чтобы ставили палатки. Или: Инструктор сказал, что нужно поставить палатки;
  • Ошибки в постановке знаков препинания, пропуск союза. Ошибка: Фёдор ответил, он не сможет ничем помочь. Фёдор ответил: он не сможет ничем помочь. Фёдор ответил: что он не сможет ничем помочь. Правильно: Фёдор ответил, что он не сможет ничем помочь.

Союз чтобы уместен там, где речь идёт о просьбе, приказе, побуждении к действию. Примеры: Он велел, чтобы отчёт был готов к вечеру. Бабушка просила, чтобы её оставили в покое. Союз будто используется, когда есть сомнения в точности информации. Павел клялся, будто сам помогал тушить пожар.

Заключение

Что мы узнали?

Косвенная речь выражается в форме придаточного предложения, присоединяется к главному подчинительными союзами и союзными словами. В косвенной речи используются местоимения и глаголы 3 лица. В ней недопустимы обращения, междометия, глаголы в форме повелительного наклонения. Нужно следить за уместным использованием союзов и указательных слов. Между частями сложноподчинённого предложения ставится только запятая. Неправильно построенное предложение с косвенной речью считается грамматической ошибкой.

Тест по теме

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда – пройдите тест.

    Пока никого нет. Будьте первым!

Оценка статьи

4.1

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 171.


А какая ваша оценка?

Для чего вам может понадобиться схема предложения? Вариантов несколько. К примеру, составить схему предложения нужно при его синтаксическом разборе.

Вы также можете схематически изобразить части предложения для себя, чтобы четче представить его структуру и проследить логику присоединения частей предложения друг к другу (актуально для сложных предложений).

Если уж зашла речь о сложных предложениях, с помощью схем удобно анализировать предложения с разными видами связи. А в простых схема помогает наглядно представить синтаксическую структуру.

В общем, как ни крути, схемы предложений в русском языке – вещь далеко не бесполезная. Вот мы сейчас и обобщим эту тему. С тем, чтобы вы этой статьей могли воспользоваться как справочным материалом. Кстати, чтобы правильно составлять схемы, не мешает повторить некоторые темы по синтаксису. Сейчас будем разбирать примеры схем и одновременно повторять. Так что от статьи вам будет двойная польза – заодно получите конспект по видам предложений, знакам препинания при прямой речи, однородных членах и т.д. будет.

 План составления схемы предложения

  1. Внимательно прочитайте предложение, обратите внимание, какое оно по цели высказывания: повествовательное, вопросительное иди побудительное. И приметьте, какое по эмоциональной окраске: восклицательное или не восклицательное.
  2. Определите грамматические основы. Какими частями речи они выражены?
  3. После этого будет уже несложно сказать, простое перед вами предложение или сложное.
  4. В сложном предложении определите границы входящих в его состав простых и с помощью простого карандаша обозначьте их вертикальными чертами. Кстати, причастный и деепричастный оборот и другие виды осложнения также отделите такими чертами.
  5. Подчеркните дополнительные члены предложения (прерывистой линией  – дополнение, волнистой – определение и причастный оборот целиком, «точка-тире-точка» – обстоятельство и деепричастный оборот). Какими частями речи они представлены?
  6. Если перед вами сложное предложение с союзной связью между его частями, обратите внимание на союзы: сочинительные они или подчинительные.
  7. Предыдущий пункт поможет вам правильно обозначить предикативные части сложного предложения. Так, части сложносочиненного и бессоюзного сложного предложения равноправны, обозначьте их квадратными скобками. Придаточное предложение в сложноподчиненном предложении обозначьте круглыми скобками. Не забудьте, что союз/союзное слово тоже надо в них включается.
  8. В сложноподчиненном предложении в главной части найдите слово, от которого можно задать вопрос к придаточному предложению, обозначьте его крестиком. От слова проведите карандашом стрелку к придаточному и запишите вопрос. Бывает и так, что вопрос к придаточному ставится от всего главного предложения.
  9. И вот теперь на очереди схема простого/сложного предложения – смотря что там у вас. Начертите линейную графическую схему, на которую переносите все основные обозначения, которыми до этого расчертили предложение. В частности, границы предложений, грамматические основы, осложнения, если предложение осложнено, связь между предложениями и стрелку с вопросом, союзы и союзные слова.
  10. Для сложных предложения с несколькими придаточными потребуется вертикальная схема, чтобы корректно отобразить последовательное, параллельное или однородное подчинение. Мы такие рассмотрим ниже на конкретных примерах.
  11. Цифрами над частями сложного предложения можно обозначить уровни придаточных, которые будут отражать их позицию в составе сложного предложения. Главное предложение никак не обозначается.

Иногда у преподавателей могут быть специфические требования. Например, обозначит на схеме, кроме главных, дополнительные члены. Кроме того, случаются и обратные задания, когда надо составить по схеме предложение. Пример такого задания вы найдете дальше.

СЛОЖНА-А-А 🙀 Ты же знаешь, что если не разобраться в теме сейчас, то потом придется исправлять оценки. Беги на бесплатное онлайн-занятие с репетитором (подробности тут + 🎁).

Схемы простых предложений

Вот давайте сразу и начнем с задания, без шуток, уровня 2 класса: нужна схема простого предложения вида «подлежащее – сказуемое – подлежащее». Простой пример:

Shemy -predlozhenij -1

При  этом вы держите в голове, что простое предложение на основании наличия главных членов может быть одно- и двусоставным. По наличию второстепенных членов – распространенным и нераспространенным (в примере выше какое?). А также по наличию полного или урезанного набора необходимых членов предложения делятся на полные и неполные.

Перенося главные члены предложения на схему, не дайте сказуемым себя запутать. Они бывают:

Shemy -predlozhenij -2

Теперь переходим в 5 класс и возьмемся за схемы предложений с обращением и другими видами осложнений простых предложений.

Обращение: обозначается О, знак от остального предложения отделяется на схеме при помощи двух вертикальных линий – │ │. Обращение не является членом предложения  и имеет значение лишь его местоположение и стоящие при обращении знаки препинания:

Shemy -predlozhenij -3

На схеме с однородными членами предложения последние обозначаются кружком – ○, в котором можно отметить их синтаксическую роль в предложении (однородные дополнения, или обстоятельства, или подлежащие – любой из возможных вариантов). Также на схему переносятся стоящие при них союзы и знаки препинания. Обобщающие слова обозначаются тоже, например, кружком, только с точкой посередине. А мы в этой статье используем квадратик – так нам удобнее:

Shemy -predlozhenij -4

Предложения с вводными словами: можем обозначить их как ВВ и тоже заключить в две вертикальные линии – членом предложения вводные слова не являются. В остальном для схемы с вводным словом важны те же аспекты, что и для схемы с обращением:

Shemy -predlozhenij -5

В схеме с причастным оборотом, кроме знаков препинания, обозначают определяемое слово. В схеме с деепричастным оборотом и конструкциями со значением присоединения и уточнения – самое важное обозначить их место в предложении:

Shemy -predlozhenij -6

Вы также наверняка помните, что простое предложение может быть осложнено обособленными членами (некоторые из них уже отражены в примерах выше):

  • обособленными определениями (согласованными и несогласованными, одиночными и распространенными, к этой категории относятся и причастные обороты);
  • обособленными дополнениями;
  • обособленными обстоятельствами (деепричастия, деепричастные обороты, существительные и наречия в роли обстоятельств).

Предложения с прямой речью

Схема предложения с прямой речью совсем нетрудная: на ней обозначаются только границы предложения, слова автора и собственно прямая речь, а также стоящие при них знаки препинания. Вот несколько примеров:

Shemy -predlozhenij -7

Схемы сложных предложений

И вот теперь мы, наконец, добрались до программы старших классов. И сейчас рассмотрим схемы сложносочиненных и сложноподчиненных предложений с примерами. И предложения с бессоюзной, а также разными видами связи тоже обязательно разберем.

Начнем со сложносочиненного предложения: его части равноправны, поэтому на схеме обозначаем их одинаковыми квадратными скобками.

Shemy -predlozhenij -8

В сложноподчиненном предложении четко выделяются главная и придаточная часть, поэтому главную обозначим квадратными, а придаточную – круглыми скобками. Придаточное предложение может занимать разные позиции по отношению к главному: стоять впереди или позади него, разрывать главное предложение.

Shemy -predlozhenij -9

Части бессоюзного сложного предложения равнозначны, поэтому и тут для их обозначения на схеме используются одинаковые квадратные скобки.

Shemy -predlozhenij -10

Составляя схему предложения с разными видами связи, легко запутаться. Внимательно изучите предложенный пример, чтобы не допускать ошибок в будущем:

Shemy -predlozhenij -11

Особый случай – сложное предложение с несколькими придаточными. Рисуя схемы придаточных предложений, их располагают не по горизонтали, а по вертикали. Последовательное подчинение:

Shemy -predlozhenij -12

Параллельное подчинение:

Shemy -predlozhenij -13

Однородное подчинение:

Shemy -predlozhenij -14

Составьте по данным схемам предложения

Теперь, после того как мы так подробно разобрали всю теорию, вам, конечно, не составит труда самим написать предложения по готовым схемам. Это неплохая тренировка и хорошее задание для проверки того, насколько материал хорошо усвоен. Так что не пренебрегайте им.

  1. Предложение с обращением: [ │О?│…  ]?
  2. Предложение с однородными членами: [и ○, и ○, и ○ – □ ].
  3. Предложение с причастным оборотом и вводным словом: [ Х, |ПЧ|, … |ВВ| … ].
  4. Предложение с прямой речью: «[П, – а: – П]».
  5. Сложное предложение с несколькими видами связи: [ … ], зато [ … ], (которое …): [ … ].

Напишите нам свои варианты в комментариях – заодно сможете проверить, хорошо ли вы все усвоили и разобрались ли со схемами. Сами убедитесь, что ничего архисложного тут нет!

Заключение

Вы проработали большую и объемную тему. Она включает в себя знания из разных разделов синтаксиса: виды предложений, виды сказуемых, знаки препинания при однородных членах предложения, прямой речи и т.п. Если вы внимательно изучили весь материал, то смогли не только вспомнить, как обозначать члены предложения на схеме, но и повторить очень важные и полезные правила.

А если вы еще и не поленились записать предложения по схемам, то можно с полной уверенностью сказать: контрольные и экзамены вы встретите во всеоружии.

Считаете, что эта статья пригодится кому-то еще из ваших одноклассников? Так жмите на кнопки внизу и «расшаривайте» ее в соцсетях. И пишите, пишите на комментарии – давайте общаться!

Молодец! Раз ты дочитал это до конца, вероятно, ты все отлично усвоил.  Но если вдруг что-то еще непонятно – попробуй онлайн-занятие с репетитором (подробности тут + 🎁).

© blog.tutoronline.ru,
при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Добавить комментарий