Как составить схему доставки

Планирование маршрутов доставки. Алгоритм автоматической маршрутизации

Содержание

Поделимся с вами:
1.  Важность планирования оптимальных маршрутов доставки
2.  Как можно планировать маршруты?
3.  Как работает алгоритм автоматического планирования маршрутов?
4.  Кому полезно решение?
5.  Как планируют маршруты наши клиенты?

Важность планирования оптимальных маршрутов доставки

Логистику «последней мили» сложно недооценить. Она является заключительным шагом на пути клиента к сделке. Покупатель может найти у вас привлекательную цену и качественный продукт, подходящие условия оплаты, положительные отзывы и хорошую репутация вашей компании, но…отказаться от сделки, потому что его не устроили условия доставки.
Главную роль в выборе клиента играет стоимость доставки. Но высококонкурентных условиях, когда снижать цену отправления нерационально, игроки стараются повышать качество.

Клиент ориентируется на скорость доставки: 19% всех заказов в 2021 году отправлены доставкой, заявленной как срочная (Источник: Data Insight, январь 2022).

Чтобы удовлетворять условиям, которые диктует покупатель и рынок, современный сервис доставки должен быть оптимизирован:
• Использовать минимум транспорта для закрытия потребности в ежедневных доставках;
• Равномерно распределять нагрузку на водителей во избежание срывов поставок, переносов и текучки кадров;
• Иметь актуальную картину транспортных расходов и инструменты для их сокращения
• Соблюдать окна доставки, требуемые клиентом.

Выполнение каждой из этих задач связано с процессом планированием маршрутов.

Как планировать маршруты?

Планировать маршруты можно вручную. Опытный логист учитывает самые тонкие особенности бизнеса, порядок следования по маршруту в случае специфических требований.

Планирование маршрутов вручную имеет обратную сторону: оно может занимать весь рабочий день сотрудника даже при малом объеме ежедневных заказов. Логист перебирает ограниченное количество вариантов маршрутов, а для оптимального может потребоваться перебрать сотни и тысячи. Человек не способен это сделать.

В работе логиста не исключены ошибки по причине человеческого фактора: одновременный учет временных окон, грузоподъемности машин, распределение заказов по зонам и оперативный контроль водителей на маршрутах через звонки. Это нагрузка, с которой невозможно всегда справляться на 100%.

Планировать маршруты можно с помощью запрограммированных алгоритмов. Планировщики, так же, как и логисты, учитывают параметры доставки и ограничения транспортных средств, ориентируются на пробки и сокращают протяженность маршрута.

Современные системы интуитивно понятны. Требования к квалификации человека, управляющего процессом доставки, снижаются, так как система помогает оптимизировать процесс и логисту не нужно учитывать параметры доставки у себя в голове. Планировщик облегчает процесс работы.

«За» и «против» двух способов планирования мы разбирали в статье «Опытный логист или алгоритм маршрутизации?».

Как работает алгоритм автоматического планирования маршрутов?

Алгоритм представляет собой математическую модель, которая решает комбинаторную задачу – перебор множества возможных вариантов маршрута доставки.
В общем виде, алгоритм планирования решает одну из самых известных задач комбинаторной оптимизации – задачу коммивояжера.

При переборе вариантов маршрута алгоритм учитывает изначально заданные условия (количество автомобилей, грузовместимость, временное окно доставки и др.) и их приоритетность (например, важнее использовать наименьшее количество транспорта или максимально загрузить все автомобили).


Вы можете попробовать распределить свои заявки с помощью планировщика Маппы бесплатно! Напишите на info@mappa-logistics.ru с запросом Распределение заявок, и мы предоставим форму для заполнения.

Определение приоритетности параметров важная часть настройки алгоритма.


Например, логист службы доставки интернет-магазина ставит в приоритет сокращение протяженности маршрутов. И его водители действительно проехали за день 290км вместо ожидаемых 310км. Но алгоритм для сокращения дистанции потребовал выхода в рейсы пяти водителей вместо четырех. Обоснована ли экономия ГСМ и ресурса транспорта при сокращении дистанции на 20км? Покрывает ли она выплаты водителю, который дополнительно вышел на маршрут?


Приоритетность параметров оценивается задачами бизнеса.

Увеличение заявок на распределение и добавление новых параметров увеличивает время работы планировщика, так как количество возможных комбинаций маршрутов возрастает.

Алгоритм настроен таким образом, что останавливает свою работу и выдает решение при достижении 89–92% от «эталонного» варианта.

На опыте наших клиентов доказано, что это самый сбалансированный вариант. Дальнейший прогон комбинаций алгоритмом занимает длительное время, а результаты не улучшаются значительно, если вы не работаете в масштабе сотен машин и тысяч ежедневных заявок.

Простыми словами, алгоритм представляет собой Доктора Стрэнджа из области логистики. Он, как и супергерой из вселенной Marvel, перебирает тысячи вариантов и находит наилучший сценарий.

Кому полезно решение?

Планировщик маршрутов подходит компаниям, которые:
• Имеют автопарк от 3–5 автомобилей или собираются масштабироваться в объеме работы службы доставки
• Имеют доставку, которая требует учета сразу нескольких факторов: точного времени, характерных особенностей товара (вес, объем и др.), несколько волн доставки и т. д.
• Хотят достичь прозрачности в управлении бизнес-процессами службы доставки: получать аналитику по запланированному километражу и фактическому пробегу. Настраивать приоритеты в построении маршрутов.

Например, региональный интернет-магазин мебели столкнулся с наплывом клиентов после ухода известного зарубежного производителя. Логисты перестали справляться с распределением заявок по маршрутам, сроки доставки растянулись, и клиенты стремительно уходят к конкурентам.

Или дистрибьютор снековой продукции подсчитал, что к лету сеть сбыта расширится до 80 розничных точек, а найм и обучение второго логиста не укладывается в сроки и обойдется на 30% дороже.


И в той, и в другой ситуации планировщик маршрутов позволит бизнесу масштабироваться, не потеряв в качестве доставки. При этом инвестиция в автоматизацию окажется выгоднее, чем расширение штата логистического отдела.

Как планируют маршруты наши клиенты?

Маппа имеет собственный планировщик маршрутов и имеет интеграцию со сторонними планировщиками.

В кейсе «Мир Света» руководитель отдела логистики и склада сети гипермаркетов рассказал, как использование автоматического планировщика увеличило бизнес-показатели.


Читайте кейс на сайте: https://mappa-logistics.ru/cases/lightworld

Демонстрация работы планировщика

Попробуйте поработать в планировщике Маппы бесплатно! Напишите на info@mappa-logistics.ru с запросом Демодоступ к планировщику маршрутов, и получите пробную версию алгоритма.

Установка, поддержка, демонстрация Telegram | WhatsApp | info@mappa-logistics.ru | 8 (812) 309-29-03
Telegram-канал логиста – https://t.me/mappalogistics

Автор статьи

Зоя Владимировна Слепокуруова

Эксперт по предмету «Логистика»

Задать вопрос автору статьи

Определение 1

Транспортно-технологическая схема – это таблица, которая содержит словесную, графическую и количественную информацию о доставляемом грузе, а также о совершаемых с ним действиях.

Сущность транспортно-технологической схемы доставки груза

Составной частью любого производственного процесса является технологический процесс, который заключается в совершении целенаправленных действий по изменению предмета труда, а в основе технологического процесса лежит определенная технология. В случае грузовых перевозок эта технология представляет собой совокупность приемов и способов выполнения процесса доставки груза потребителю.

В четкой организации процесса доставки груза важную роль играют разработка, выбор и обоснование транспортно-технологических схем. Они необходимы для тщательной проработки перевозочного процесса, что, в свою очередь, способствует повышению эффективности использования подвижного состава.

Транспортно-технологическая схема представляет собой таблицу, столбцы и строки которой включают в себя буквенную, количественную и графическую информацию о грузе, подлежащем доставке. Кроме того, схема содержит сведения о действиях, которые совершают в связи с решением этой задачи. Транспортно-технологическая схема учитывает конкретные условия организуемой доставки груза, и потому – согласуется грузоотправителем и грузополучателем.

Необходимость разработки и внедрения транспортно-технологической схемы доставки груза обусловлена стремлением участников перевозочного процесса решить следующие задачи:

  • упростить оперативное планирование и диспетчерское руководство доставкой груза;
  • сократить время доставки грузов;
  • согласовать совместное выполнение операций работниками различных предприятий;
  • обеспечить непрерывность, поточность и параллельность выполнения операций.

Содержание транспортно-технологической схемы доставки груза

Транспортно-технологическая схема доставки груза, прежде всего, содержит в себе сведения о наименовании груза. Речь идет как об описательной форме, так и о коде по товарной номенклатуре экономической деятельности.

«Выбор и обоснование транспортно-технологической схемы доставки грузов» 👇

В схеме также указывается годовой грузопоток в количественном эквиваленте. В качестве единиц измерения могут выступать тысячи тонн, штуки или транспортные средства в кубометрах.

Указанию также подлежит величина транспортной партии. Это, например, может быть 1 транспортное средство, 1 контейнер, 1 паллет, 1 биг-бэг, 1 мешок и т.д.

Графическая информация о производимых действиях с грузом в процессе его доставки отражается в виде схематичного рисунка, в котором используются условные обозначения операций. Операции, отображаемые условными обозначениями, могут быть технологическими, транспортными, погрузочно-разгрузочными (загрузка и разгрузка, укладка, кантование и пр.), складскими (штабелирование, разбиение штабелей), контрольными, вспомогательными.

В транспортно-технологической схеме доставки груза приводят описание производимых механизированных и ручных операций. Это означает указание продолжительности выполнения операций, количество задействованных работников, используемое подъемно-транспортное оборудование, число операционных циклов на одно транспортное средство или контейнер.

Транспортно-технологическая схема состоит из двух ведомостей, которые составлены в виде таблиц и чертежа-схемы. В первой таблице дается общая характеристика процесса. Во второй таблице приводятся данные о количестве и способе выполнения операций, о количестве занятых в каждой операции человек.

Разработка транспортно-технологической схемы доставки грузов

Выбор и обоснование транспортно-технологической схемы доставки грузов является важным этапом при перевозке товара от потребителя к получателю. Эти действия необходимо осуществлять соответственно сложившимся к текущему моменту конкретным условиям перевозки и с учетом действующих нормативов перевозочной деятельности.

Начало и конец грузопотока обуславливают содержание работ, которые подлежат включению в транспортно-технологическую схему, их последовательность, сроки и способы выполнения. Прежде всего, различают механизированные и ручные способы выполнения работ. Механизированные способы более производительные, но в то же время более дорогие. Выбор между ними зависит от наличия/отсутствия материально-технических, трудовых, финансовых ресурсов, а также от необходимости соблюдения временных сроков.

В транспортно-технологическую схему могут быть внесены коррективы ввиду изменения количества привлеченных сотрудников предприятия, а также их профессионального уровня после прохождения курсов переподготовки и повышения квалификации. Факторы человеческого капитала сказываются на возможностях предприятия использовать и обслуживать более или менее совершенное оборудование, что предопределяет уровень производительности труда.

Другим не менее значимым аспектом выбора и обоснования транспортно-технологической схемы доставки грузов является определение вида транспорта и конкретного транспортного средства. Это определяется маршрутом и географической доступностью, требованиями и условиями хранения груза, степень надежности и стоимостью доставки, рядом других факторов.

После того, как будет выбран вид транспорта, анализируют рынок транспортных услуг, чтобы выбрать перевозчика. В данном случае нужно придерживаться определенной схемы выбора, в которой используют специально разработанные системы ранжированных показателей (таких как тарифы и время доставки, финансовая стабильность, квалификация персонала и др.).

Таким образом, выбор и обоснование транспортно-технологической схемы доставки грузов является важным элементом логистической деятельности многих современных предприятий и к нему нужно подходить заранее подготовленным.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Как выстроить идеальную схему доставки?

Как выстроить идеальную схему доставки?

  • для В2В
  • для В2С
  • для транспортных компаний, 3pl операторов, курьерских служб
  • снижение затрат на доставку
  • управление временем выполнения заказа
  • расчет рентабельности выполнения заказов

Задумывались ли вы над тем, как выглядит идеальный процесс доставки для вашей компании? Ваш текущий процесс близок к идеалу? Если нет, то как его оптимизировать?

Безусловно, для каждой компании в зависимости от вида деятельности, размера предприятия, специфики бизнеса критерий оптимальности будет свой. Рассмотрим укрупненно, какие могут быть варианты.

Для сегмента В2В. Для компаний этого сегмента первостепенным является выполнение всех заказов, с учетом использования минимальных ресурсов (количество автомобилей, времени, персонала и денег). Наибольшие затраты сегмента В2В расходуются, как правило, на расширение клиентской базы, поскольку именно тогда возникает острая необходимость в дополнительных ресурсах (существенных денежных инвестиций и привлечении дополнительного транспорта).

Для сегмента В2С – первостепенным является высокий уровень сервиса: выполнение всех заказов в срок, точность попадания в узкие временные окна, при оптимальном бюджете. Компании сегмента В2С рассматривают доставку в комплексе всей системы продаж. Это весомая составляющая сервиса компании. Сегмент В2С отличается тем, что клиенты, как правило, не одни и те же и маршруты приходиться прокладывать достаточно часто, ввиду этого именно качество планирования маршрута играет ключевую роль в эффективности процесса доставки. В данном сегменте эффект оптимизации затрат может быть в несколько раз больше, чем, к примеру, в сегменте В2В, поскольку в текущей деятельности компании не всегда обращают должное внимание на расходы, связанные с доставкой.

Для транспортных компаний, 3pl операторов, курьерских служб. Доставка – это основной процесс бизнеса, поэтому критерием оптимальности будет выполнение всех обязательств по доставке при системном уменьшении ее стоимости, и как результат, увеличении маржинальной прибыли компании. Реальная оценка рентабельности доставки – это первоочередное условие достижения вышеперечисленных целей. Для данного сегмента особенно сложно посчитать рентабельность доставки последней мили, не имея нужного инструментария.

Как мы видим в разных сегментах свои цели и требования к идеальной схеме доставки и подходить к вопросу оптимизации следует индивидуально для каждой сферы. Предлагаем вам ознакомиться с лучшим опытом оптимизации в разных отраслях с помощью системы ABM Rinkai https://abmcloud.com/case-studies/. Данная система является универсальной, может использоваться компаниями разных сфер бизнеса в большинстве направлений транспортной логистики.

Как с помощью ABM Rinkai выстроить идеальную схему доставки грузов

Снижение затрат на доставку

Ваша компания может достичь существенной экономии путем динамического планирования маршрутов доставки с помощью системы ABM Rinkai. Система рассчитает и предложит 10 вариантов наиболее экономичных маршрутов с учетом выполнения всех условий доставки (временные окна, грузоподъемность и др). Это и есть основная задача алгоритма, заложенного в программное решение ABM Rinkai TMS. Система позволяет экономить ваше время и показывает лучшие результаты для экономии транспортных расходов, соблюдая все требования, которые невозможно учесть при ручном планировании.Эффективно спланированный маршрут позволяет сократить суммарный километраж, минимизировать требуемый автопарк, а также снизить сопутствующие затраты.

Такой подход приводит не только к экономии транспортных расходов, но и к более высокому уровню обслуживания. Узнайте 5 ключевых факторов экономии транспортных расходов — http://tms.abmcloud.com/sokrashhenie-transportnyx-rasxodov/

Управление временем выполнения заказа

Своевременность выполнения заказа – для многих компаний этот пункт оказывается основополагающим. И это правильно, ведь быть надежным поставщиком, в котором можно быть уверенным – абсолютное конкурентное преимущество. Оптимизировать время на доставку помогает система ABM Rinkai. После внедрения системы точность выполнения заказов в срок значительно увеличивается, а время, затрачиваемое на выполнение заказов в среднем, снижается на 10%. Алгоритм системы сфокусирован на 100%-й своевременной доставке и при расчете маршрутов учитываются все временные окна. Также ABM Rinkai TMS может спланировать очередь загрузки автомобилей и выстроить четкую последовательность погрузки заказа в автомобиль, исходя из того в каком порядке они будут выгружаться. За счет чего пассивное время при выгрузке сокращается минимум на 5 минут. На первый взгляд незначительный результат, но если в 250 точек, сократить хотя бы по 1 минуте – это больше 4 часов рабочего времени! Это время можно использовать для покрытия большего количества точек.

Налаженное управление временем выполнения доставки с помощью системы ABM Rinkai выводит на новый уровень взаимодействие между поставщиком и клиентом.

Важный фактор – это контроль. Если Вы не знаете точное время фактического выполнения заказа, то система доставок еще не является вашим конкурентным преимуществом.

Даже идеальное планирование еще не является гарантией хорошего результата. Чтоб приблизить план к факту, нужен контроль. Оперативный контроль позволит сразу увидеть все отклонения по времени и километражу – где водитель отстает, где опережает график, где стоит незапланированно. АВМ Rinkai — комплексная система, включающая функции планирования, он-лайн контроля и аналитики.

А как же считать насколько рентабельны заказы?

Желание удовлетворить прихоти заказчика – это тот аспект, на котором прогорают многие компании, изматывая и опустошая самих себя. Все понимают, что в любом случае какие-то из заказов будут просто не рентабельными. Хотя общая маржа и перекроет такие заказы, однако их неочевидность и нехватка информации сковывает руководство в принятии правильных решений. Но когда эти заказы четко видны – можно предметно говорить о результативных способах решения. Возможно, стоит поменять дни или частоту доставки.

К примеру, 2 точки могут находиться в 50 м друг от друга. В одну точку доставку осуществляют в понедельник, а в другую – в среду, при этом затраты на обе точки, скажем 100 р. Но если бы доставку в обе точки осуществляли либо в понедельник, либо в среду, либо в любой другой день, то затраты были бы в 2 раза меньше – 50-60 р. Не имея инструмента для расчета стоимости доставки в точку, такие данные сложно получить и проанализировать.

Эта ситуация характерна для сегмента В2В. В В2С немного иначе. Доставить заказ нужно в любом случае, но важно понимать, какие направления менее рентабельны, какие более. Система ABM Rinkai поможет смоделировать маршруты и просмотреть все оптимальные варианты. В этом также поможет аналитика, которая должна быть быстрой, оперативной, доступной, а также работать на всех устройствах. С помощью мобильного приложения ABM Rinkai у вас есть возможность в любое время посмотреть интересующие вас показатели.

Опыт наших экспертов и система ABM Rinkai помогут вам выстроить идеальный процесс доставки: предоставить клиенту то, что он хочет, когда он этого хочет и потратить для этого как можно меньше ресурсов. Это конкурентное преимущество, которое может иметь Ваша компания.

Блог по теме:

  • Система дистрибуции
  • Лучшее оборудование для автоматизации складской логистики
  • Программа для логистики транспорта компании Engin

Закажите демонстрацию системы ABM Rinkai TMS!

..и давайте вместе делать Ваш бизнес еще прибыльнее!

Запросить презентацию

Один из важных аспектов развития экономики — скорость, с которой грузы доставляются из одного пункта в другой. Ведь эффективность любой компании в условиях рынка во многом определяется возможностью обеспечить сбыт произведенных изделий. При этом пункты А и B могут находиться как на территории одного государства, так и в разных странах. Различные методы транспортной логистики позволяют сократить время, необходимое для этого, максимально эффективно использовать транспортные средства и осуществлять доставку в соответствии с требованиями местного законодательства.

Содержание:

  1. В двух словах: что такое транспортная логистика
  2. Какие существуют схемы транспортной доставки
  3. Категории грузов
  4. Плюсы и минусы различных видов перевозки

В двух словах: что такое транспортная логистика

Это сложная система, цель которой — организовать своевременную доставку материальных предметов из одной точки в другую. Она позволяет решать следующие задачи:

  • привезти груз точно в срок;
  • построить оптимальный маршрут, по которому он будет следовать;
  • эффективно использовать ТС. (Вопервых, выбрать одно или несколько ТС, которые подходят для перевозки. Во-вторых, следить за тем, чтобы они были максимально укомплектованы);
  • обеспечить сохранность товаров;
  • затратить на транспортировку как можно меньше средств;
  • оформить необходимые документы;
  • соблюдать требования местного и международного законодательства.

Максимально эффективно решать эти задачи помогает автоматизация. Благодаря ей компания может оптимизировать транспортные расходы, что благотворно влияет на конечную стоимость товара и повышает его конкурентоспособность.

Какие существуют схемы транспортной доставки

По числу видов транспорта, которые участвуют в процессе, они могут быть:

  • юнимодальные. Для транспортировки груза используются либо автомобили, либо ж/д, либо воздушные пути сообщения и т. д.;
  • интермодальные. Это схема доставки грузов несколькими видами транспорта. Она предполагает таможенное опломбирование контейнера, согласно требованиям международного законодательства. Вся ответственность за груз возлагается на одного перевозчика на всем пути его следования вне зависимости от того, сколько видов транспорта участвует в перевозке;
  • мультимодальные. Эта схема доставки также подразумевает использование нескольких видов транспорта. Однако в данном случае каждый перевозчик несет ответственность за груз на своем участке пути.

Грамотное использование интер/мультимодальных перевозок позволяет существенно снизить себестоимость транспортировки. В свою очередь, транспортные схемы могут варьироваться в соответствии с типом ТС, видом тары и упаковки, условиями хранения и рядом других аспектов.

Категории грузов

При выборе схемы транспортной доставки следует учитывать разновидности грузов, которые бывают:

  • длинномерными. Требуют повышенного внимания со стороны перевозчика, поскольку он должен обеспечить сохранность товара;
  • скоропортящимися. Транспортировка выполняется с помощью холодильного оборудования;
  • сыпучими. Предъявляет особые требования в отношении контейнеров;
  • в цистернах. Выбор емкости должен осуществляться с учетом того, какие виды жидкости перевозятся;
  • неделимыми. Предполагается транспортировка крупных конструкций;
  • в контейнерах.

Плюсы и минусы различных видов перевозок

Автомобильный транспорт

В настоящий момент это очень востребованный вид перевозок, что обусловлено рядом объективных причин. Использование автомобильного транспорта позволяет доставлять грузы со склада непосредственно потребителю. К достоинствам таких перевозок также относятся оперативность доставки и гибкость в выборе маршрута. К минусам — дорогое топливо, относительно ограниченную грузоподъемность, риск ДТП и угона ТС.

Железнодорожные перевозки

Их очевидный плюс заключается в том, что, в отличие от автомобильного транспорта, они не зависят от погодных условий. Кроме того, они позволяют быстро доставить любые виды груза в отдаленные пункты назначения. Железнодорожный транспорт имеет четкий график передвижений, характеризуется высоким уровнем безопасности и низкой себестоимостью. Однако с его помощью нельзя доставить груз прямо к потребителю.

Авиационные перевозки

Их достоинства — это высокая скорость доставки, использование самого короткого маршрута, надежность. Однако авиационные перевозки дорого стоят, что отражается на стоимости конечного продукта. Кроме того, сроки доставки напрямую зависят от погоды.

Водный транспорт

Перевозки по морю или реке позволяют переправлять практически любые виды грузов, при это они имеют небольшую стоимость. Главным недостатком этой категории транспорта можно назвать долгий срок доставки, его зависимость от погодных условий, а также наличия судоходных водных путей и инфраструктуры, обилия различных нормативов и стандартов, которые касаются упаковки и фиксации грузов.

У вас есть своя доставка? Разбираемся с тем, как ее оптимизировать.

Не так важно, что вы продаете – оберточную бумагу для производства, телефоны для покупателей, хлеб ритейлерам или зеленую петрушку в рестораны. Так или иначе, вы всегда столкнетесь с вопросом доставки, по которой 71% покупателей выбирают того или иного продавца.

Всегда можно отдать доставку на аутсорс специальным компаниям и надеяться, что вам попадется транспортный партнер, который не подведет. Однако, если вы решили держать качество и стоимость доставки под своим контролем, то перед вами встанет один из самых главных вопросов – как правильно планировать маршруты?

Как задачи по планированию меняются с ростом бизнеса?

Самый простой вариант на старте бизнеса, когда объёмы еще недостаточно большие, а заказы доставляют один-два курьера – зайти на Яндекс.Карты, отметить точки доставки и построить маршрут. В прошлом году мы добавили в них бесплатную автоматическую маршрутизацию. Теперь там можно указать до 50 адресов, выбрать дату и время старта маршрута, а затем нажать на кнопку “оптимизировать”.

Алгоритм построит маршрут так, чтобы он был оптимален с точки зрения последовательности посещения точек. Если вы не знаете, как работает система, то подробности можно почитать по ссылке, а попробовать прямо на Яндекс.Картах: кнопка оптимизации появится после добавления четвертой точки.

Однако все самое интересное начинается, когда бизнес вырастает и приходится учитывать не только последовательность посещения точек, но и другие нюансы, которые нужно учитывать:

  • Курьеров становится больше чем один;
  • Заказ “обретает” физические габариты и вес, которые нужно учесть при его размещении в машине, где уже лежит 10-15 заказов;
  • Точка доставки превращается во временной интервал с 9-11 часов утра или с 6-8 вечера;
  • Неоплаченный заказ может ехать только с курьером у которого есть платежный терминал, а замороженное мясо – только в машине с холодильником.

Таких аспектов можно выписать много, но их суть не изменится – с каждым новым параметром, который приходится учитывать, сложность задачи возрастает, а удержать все данные в голове и получить выполнимые маршруты становится все сложнее.

Мы проанализировали, какие параметры планирования являются самыми популярными для малого и среднего бизнеса и то, как они влияют на итоговые логистические показатели.

Сегодня мы расскажем про один из самых популярных параметров – интервалы доставки.

Как интервалы доставки влияют на планирование маршрутов

Интервалы доставки – это один из самых часто используемых параметров планирования. Интервалом обозначается промежуток времени, в который будет осуществляться доставка. Интервалы могут быть как широкими, так и узкими.

В качестве примера возьмем компанию, которая предлагает клиентам широкие интервалы: доставку в течение всего дня.

Предположим, руководство компании решило повысить уровень сервиса и предложить своим клиентам узкие временные интервалы: двухчасовые промежутки, в которые к ним приедет курьер. Смоделируем, как будет отличаться стоимость логистики в случае широких и узких интервалов. Для этого возьмем модельную задачу.

Так будут выглядеть маршруты компании в случае широких интервалов доставки. Потребуется пять машин, чтобы доставить все заказы.

А так будут выглядеть маршруты в случае узких двухчасовых интервалов. Для этого понадобится уже 7 машин.

Разница в две машины – это, безусловно дополнительные издержки. В среднем, один день коммерческого транспорта стоит от 3 до 6 000 руб, а значит, что обещание клиентам двухчасовых интервалов, как минимум, увеличит стоимость всей логистики на 10 тысяч рублей в день.

Давайте посмотрим на другие логистические метрики – как изменятся они.

Сравним два решения.

В результате того, что на один адрес приходилось ездить несколько раз, на 75% увеличился общий пробег машин с 393 км до 686 км. Также увеличилось и общее время выполнения маршрутов. Поэтому планируя улучшить клиентский сервис, лучше сначала прикинуть, как это повлияет на стоимость вашей логистики.

Что хорошо в этой ситуации:

  • Вы сами можете решить, какие интервалы вам нужны. Это не обязательный параметр, а скорее улучшение, которое поможет выигрывать конкуренцию.
  • Алгоритм позволяет быстро моделировать разные ситуации и вы можете понять, как это будет влиять на вашу доставку и сколько дополнительных ресурсов для этого потребуется.
  • Вы можете подобрать оптимальный вариант, который не сильно увеличит стоимость логистики, но покажет хороший результат в части улучшения клиентского сервиса.

Добавить комментарий