Как составить схему логистической системы

«Построение схемы логистической системы предприятия»

Цель практической работы: Закрепление теоретических знаний в вопросах построения схемы и анализа функционирования логистической системы предприятия.

Задачи
практической
работы: Ознакомиться
с элементами
логистической системы предприятия,
проанализировать структуру предприятия,
материальные финансовые и информационные
потоки.
Выполнить
учебное задание по
разработке
и построению схемы логистической системы
предприятия.

Задание для практической работы

  1. На
    основе представленных данных конкретного
    предприятия необходимо построить
    организационно-структурную схему
    предприятия, определить уровни и степень
    взаимодействия всех подразделений и
    руководителей.

  2. Проанализировать
    материальные, финансовые и информационные
    потоки в процессе функционирования
    предприятия и на этой основе разработать
    схемы логистической системы предприятия:


Тянущего типа.


Толкающего типа.

Пример.
Ресторан.
Классический
ресторан в центре города, на 110 посадочных
мест с двумя залами и тремя кабинетами.
В основном предлагается европейское
меню. Гостям в вечернее время предлагается
разнообразная танцевально-музыкальная
программа.

Основная
продукция:

Различные
блюда русской, европейской кухни, первые,
вторые блюда, десерты, карта вин,
насчитывающая более трехсот наименований.

Основные
элементы логистической системы:

Генеральный
директор, зам. директора, зав. производством,
главный бухгалтер, администратор,
официанты, старший бармен, шеф-повар,
повара, посудомойки, гардеробщик,
водитель и др.

Основной
бизнес-процесс:

Приготовление
различных блюд по заказам клиентов.

О
рганизационно-структурная
схема предприятия.

Логистическая
схема. Толкающий тип(сверху). Тянущий
тип(снизу).

Справочные данные предприятий

  1. Типография.
    Предприятие полного цикла: дизайн-студия,
    изготовление форм, печать тиражей,
    переплетно-брошюровочные и отделочные
    процессы, работает как с юридическими,
    так и физическими лицами по заказам.
    Типография находится на окраине города,
    имеет несколько цехов, склады, собственный
    транспорт.

Основная
продукция типографии:

печать журналов, книг, брошюр, рекламных
листовок, календарей, визитных карточек
и др.

Основные
элементы логистической системы
типографии:

Генеральный
директор, коммерческий директор,
финансовый директор, директор по
производству, главный бухгалтер,
начальник отдела материально-технического
снабжения, начальник отдела продаж,
начальник отдела маркетинга, заведующий
складом сырья и материалов, заведующий
складом готовой продукции, начальник
дизайн-студии, начальник печатного
цеха, начальник переплетно-брошюровочного
и отделочного цеха, начальник транспортного
отдела, начальник отдела кадров, начальник
планово-экономического отдела, начальник
юридического отдела, цеховые мастера,
начальник участка допечатной подготовки,
и др.

Основной
бизнес-процесс:

Получение заказа на полиграфическую
продукцию. Отдел продаж принимает заказ
и передает его в производственный отдел.
Производственный отдел утверждает цену
на заказ и дает заявку на приобретение
сырья. Отдел продаж заключает договор
и выставляет через бухгалтерию счет на
оплату заказа клиенту. Отдел
материально-технического снабжения
проверяет остатки необходимого сырья
на складе и с учетом имеемых остатков
производит заказ у поставщиков. При
этом заключается договор на поставку
сырья и выписывается счет, который для
оплаты передается в бухгалтерию. После
оплаты передается заявка на доставку
оплаченного сырья в транспортный отдел,
который организует привоз всех необходимых
материалов. Полученное сырье приходуется
на склад сырья и материалов и по заявке
цеха выдается на производство заказа.
Изготовленный заказ в упакованном виде
передается на склад готовой продукции.
После оплаты готовый заказ отгружается
клиенту или организуется его доставка
транспортом типографии на склад
заказчика. Все договора согласуются и
визируются в юридическом отделе
типографии.

  1. Строительная
    компания.
    Специализируется
    на строительстве и ремонте зданий,
    жилых и офисных помещений, загородных
    коттеджей.
    Офис
    находится в центре города, база – в
    ближайшем пригороде.

Основная
продукция:

Дома,
офисные здания, загородные коттедж, все
виды ремонта.

Основные
элементы логистической системы:

Генеральный
директор, коммерческий директор,
финансовый директор, директор по
строительству, главный бухгалтер,
главный инженер, начальник отдела
материально-технического снабжения,
начальник отдела продаж, начальник
отдела маркетинга, заведующий складом
сырья и материалов, главный механик,
главный энергетик, начальник службы
эксплуатации, отдел кадров, начальник
строительного участка, начальник
сантехнического участка, строительные
участки и др.

Основной
бизнес-процесс
:
Строительство по разработанным и
согласованным проектам зданий и
помещений.

  1. Салон
    красоты.
    Располагается
    в спальном районе города. Специализируется
    на оказании парикмахерских,
    косметологических и спа-процедур.

Основные
услуги:

Спа-процедуры,
врача-косметолога, стилиста-визажиста,
массажиста и др.

Основные
элементы логистической системы:

Генеральный
директор, администратор, главный
бухгалтер, кассир, врач-косметолог,
стилист-визажист, мастер маникюра,
массажист и др.

Основной
бизнес-процесс:

Услуги
стилиста-визажиста, мастера маникюра,
врача косметолога, массажиста.

  1. Автосервисная
    компания.
    Осуществляет
    полный цикл ремонтных и сервисных работ
    для легковых и грузовых машин.
    Располагается на въезде в город, рядом
    с главной автомагистралью.

Основная
продукция
:
Оказание транспортно-экспедиторских
услуг.

Основные
элементы логистической системы:

Генеральный
директор, коммерческий директор,
финансовый директор, начальник
транспортного отдела, начальник отдела
логистики, главный бухгалтер, главный
инженер, начальник отдела
материально-технического снабжения,
начальник отдела продаж, начальник
отдела маркетинга, заведующий складом
сырья и материалов, отдел кадров,
юридический отдел и др.

Основной
бизнес-процесс:
транспортно-экспедиторские
услуги по приему и доставке грузов
автомобильным транспортом по России.

  1. Супермаркет.
    Сетевой
    универсальный
    магазин среднего класса. Располагается
    в 500 метрах от станции метрополитена.
    Работает круглосуточно, в ассортименте
    продовольственные товары и продукция
    бытовой химии.

Основная
продукция
:
Реализации в розницу продуктовых и
промышленных товаров.

Основные
элементы логистической системы:

Генеральный
директор, управляющий, отдел пищевых
товаров, отдел промтоваров, отдел
собственного производства, участки
(гастрономия, напитки, фрукты, овощи,
массной цех, рыбный цех, выпечка,
кулинария), начальник службы безопасности,
администрация, бухгалтерия, расчетно-кассовая
служба, склад и др.

Основной
бизнес-процесс:

Приобретение
оптом у производителей и поставщиков
различных товаров и продажа их в розницу,
а также собственное производство
полуфабрикатов, выпечки для продажи в
магазине.

  1. Стоматологическая
    клиника.
    Небольшая
    клиника, специализирующаяся на оказании
    стоматологических услуг, имеет в своем
    составе хирургическое, терапевтическое
    и зубопротезное отделения.

Основные
услуги
:
Стоматологические услуги в полном
объеме (лечение, удаление, протезирование,
отбеливание и др.)

Основные
элементы логистической системы:

Главный
врач, администратор, старшая медсестра,
главный бухгалтер, кассир, врачи
терапевты, хирурги, парадонтологи,
ортопеды, медсестры, санитарки и др.

Основной
бизнес-процесс:
Оказание
стоматологических услуг в полном объеме.

  1. Мебельная
    фабрика.
    Располагается
    в промзоне города. Специализируется
    на изготовлении кухонной мебели по
    типовым проектам. В составе фабрики
    имеется дизайн-бюро, заготовительный
    участок, цех сборки и склады сырья и
    готовой продукции.

Основная
продукция:

Кухонная
мебель по типовым проектам на заказ.

Основные
элементы логистической системы:

Генеральный
директор, коммерческий директор,
финансовый директор, директор по
производству, главный бухгалтер, главный
инженер, начальник отдела
материально-технического снабжения,
начальник отдела продаж, начальник
отдела маркетинга, заведующий складом
сырья и материалов, главный конструктор,
отдел кадров, начальники участков и др.

Основной
бизнес-процесс:

Производство
кухонной мебели под заказ.

  1. Компьютерный
    магазин.
    Современный
    магазин среднего уровня, располагающийся
    рядом со станцией городского
    метрополитена. Площадь торгового зала
    1200 кв. метров. Имеет подразделение для
    сервисного обслуживания и интернет
    продаж, склад.

Основная
продукция
:
Компьютерная техника, мониторы, системные
блоки, принтеры, аксессуары, расходные
материалы и др.

Основные
элементы логистической системы:

Генеральный
директор, коммерческий директор, главный
бухгалтер, администратор, начальник
службы безопасности, заведующий складом
сырья и материалов, продавцы-консультанты,
товароведы, мерчендайзеры и др.

Основной
бизнес-процесс:

Продажа
розницу компьютерной техники, расходных
материалов и аксессуаров.

  1. Хлебокомбинат.
    Расположен
    в промзоне города. Специализируется
    на производстве большого ассортимента
    хлебо-булочных изделий, насчитывающего
    более 115 наименований. В состав комбината
    входят: склад бестарного хранения муки,
    цеха, лаборатория, котельная, три
    фирменных магазина, транспортный
    участок.

Основная
продукция:

Хлебо-булочные
изделия 115 наименований.

Основные
элементы логистической системы:

Генеральный
директор, коммерческий директор,
финансовый директор, директор по
производству, главный бухгалтер,
начальник отдела материально-технического
снабжения, начальник отдела продаж,
начальник отдела маркетинга, заведующий
складом сырья и материалов, заведующий
складом готовой продукции, начальник
лаборатории, начальник транспортного
участка, технический директор, главный
энергетик, начальник службы безопасности,
начальники цехов и участков.

Основной
бизнес-процесс
:
Производство хлебо-булочных изделий в
большом ассортименте.

  1. Механический
    завод.
    Расположено
    на рабочей окраине города. Специализируется
    на производстве деталей оборонного
    значения, а также комплектующих для
    сельхозтехники и бытовых товаров. В
    состав завода входят: склад сырья и
    материалов, производственные цеха и
    отделы, отдел технического контроля,
    склад готовой продукции, отдел сбыта.

Основная
продукция:

Стволы
для войск ПВО, комплектующие детали для
подводных лодок, побочная продукция:
утюги, детали погрузчика (экскаваторы,
подъемные установки).

Основные
элементы логистической системы:

Генеральный
директор, коммерческий директор,
финансовый директор, зам. генерального
директора по производству, главный
энергетик, главный механик, главный
бухгалтер, начальник отдела
материально-технического снабжения,
зам. генерального директора по технике
безопасности, начальник отдела
технического контроля, начальник отдела
труда, начальник отдела сбыта, заведующий
складом сырья и материалов, главный
технолог, главный конструктор, начальники
цехов.

Основной
бизнес-процесс
:
Производство деталей оборонного значения
по государственному заказу.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Содержание страницы

  1. Цели и задачи логистики
  2. Составляющие логистической структуры
  3. Организационная логистическая схема
  4. Базовые направления деятельности логистических служб
  5. Рекомендации по организации логистики
  6. Два логистических рынка
  7. Три уровня логистической структуры
  8. Информационный уровень
  9. Основные логистические проблемы

Логистика – это контроль и оптимизация передачи продукции и услуг от поставщика конечному потребителю. Правильная организация этого процесса позволит минимизировать затраты.

Вопрос: Организация оптовой торговли имеет в своей структуре обособленное подразделение логистики, работники которого самостоятельно не осуществляют грузоперевозку товара, а управляют процессом доставки товара до покупателя. Обязаны ли указанные работники проходить медосмотр?
Посмотреть ответ

Цели и задачи логистики

Главная стратегическая цель функционировании логистической службы на предприятии – повышение эффективности деятельности предприятия путем сокращения расходов, повышения конкурентоспособности, увеличения ликвидности и стоимости основных средств, обеспечения быстрой приспособляемости к изменяющемуся рынку, повышения добавочной ценности продукции, снижения бизнес-рисков в рамках корпоративной стратегии.

Какие существуют проблемы учета логистических затрат?

Достижение этой цели реализуется за счет решения следующих задач:

  • оптимизация процессов производства, складирования, транспортировки, снабжения;
  • грамотное осуществления руководства материальными запасами;
  • алгоритмизация движения товаров;
  • минимализация времени достижения товаром конечного потребителя;
  • рационализация различных потоков – денежного, информационного, материального и пр.;
  • снижение затрат на общую логистику;
  • повышение стандартов потребительского сервиса;
  • работа с упаковкой и тарой.

Составляющие логистической структуры

Логистика включает в себя такие элементы, как:

  • Минимизация издержек.
  • Увеличение прибыльности от каждой поставки.
  • Заключение договоров.
  • Управление запасами.
  • Создание эффективной схемы доставки товара.
  • Налаживание связи с таможенными органами.
  • Мониторинг текущего спроса на рынке.
  • Транспортировка продукции до конечного потребителя.
  • Контроль над запасами на складах.
  • Хранение и упаковка.

Для целей оптимизации используются различные модели. Они могут быть маркетинговыми, то есть направленными на извлечение прибыли, транспортными.

Организационная логистическая схема

ВАЖНО! Инструкция менеджера по логистике от КонсультантПлюс доступна по ссылке

Логистическая служба предполагает наличие ряда управленческих уровней. Она включает эти структурные звенья:

  • Исполнительный директор, входящий в состав совета компании.
  • Менеджеры различных отделов и их подчиненные.
  • Группы воплощения конкретных логистических проектов: организация центров распределения товаров, расширение соответствующих платформ, работа над дизайном систем логистики.
  • Руководители, отвечающие за оперативную работу, транспортировку сырья и комплектующих.

Организация групп воплощения проектов – это особенно сложная задача. Существуют методы их формирования:

  • Встраивание групп в состав логистической службы. К примеру, это может быть контроль над исполнением проекта, инжиниринг в различных хозяйствах.
  • Создание отдельных подразделений. В них будут задействованы свои сотрудники. Перед подразделениями ставятся конкретные задачи. К примеру, это может быть организация доставки ресурсов.
  • Группы создаются с участием сотрудников, которые уже работают в компании.

Выбор конкретного метода зависит от особенностей функционирования компании.

Базовые направления деятельности логистических служб

Логистическая служба обычно подразделяется на 5 групп. Каждая из них отвечает за следующие аспекты деятельности:

  • Транспортировку. Включает в себя внутренние и внешние перевозки, подбор вида ТС, заботу об обслуживании транспортных средств.
  • Структуру основных средств. Предполагает управление складами, оборудованием, распределение активов.
  • Запасы. Включает в себя снабжение сырьем, создание различных типов запасов, обработка возвращенных запасов.
  • Маневрирование ресурсами. Это сортировка, обработка и упаковка товара.
  • Коммуникация. Включает в себя обработку поступающих заказов, составление прогнозов относительно спроса, планирование производственных процессов, обновление базы данных.

Ранее часть рассмотренных функций выполнялась отделом снабжения материальными ресурсами.

Рекомендации по организации логистики

Компания должна ориентироваться на практическую эффективность логистической структуры. Для этого нужно исполнять следующие условия:

  • Правильное формулирование функций подразделения и конкретных сотрудников. Функции должны быть оговорены предельно точно. Необходимо сформулировать наименование должности, подотчетность, ответственность, обязанности и права.
  • Определение точного количества сотрудников, которое необходимо для решения задачи. Руководитель фирмы должен определять стратегию логистики, составлять прогнозы.
  • Прием на работу профессионального менеджера. Специалист должен разбираться именно в логистике. Он должен соответствовать должности, иметь все соответствующие знания и навыки.

Это три «кита», на которых держится эффективная логистика: точно определенные задачи, профессионализм и наличие прогнозов.

Два логистических рынка

Организация логистики на любом предприятии должна принимать во внимание оптимизацию логистических процессов на 2 полярных рынках – предпринимательском и потребительском.

Рынок поставщиков включает в себя:

  • сырье;
  • оборудование;
  • комплектующие, запчасти;
  • расходные материалы;
  • товары, которые предназначены к перепродаже;

К рынку потребителей относятся:

  • конечные пункты потребления;
  • сеть розничной торговли;
  • оптовики;
  • дистрибьюторы;
  • дилеры;
  • торговые дома.

По каждому пункту рынка поставщиков и клиентского рынка следует продумать и организовать соответствующую логистическую структуру.

Три уровня логистической структуры

Как правило, логистическая служба включает в себя три уровня:

  1. Общее управление и планирование. Ответственность за это возлагается на вице-президента компании. Его должностные обязанности: контроль над состоянием системы, изменение планов в зависимости от текущей ситуации, оценка деятельности подразделений, координация политики с прочими филиалами, определение затрат. Специалист должен собрать всю необходимую информацию о подразделении. Сведения понадобятся для дальнейших исследований и анализов. Конечная цель – составление прогнозов и принятие обоснованных решений.
  2. Программное управление. Менеджер должен осуществлять контроль над конкретными подсистемами. Этот специалист несет ответственность за складское хозяйство, действия с материалами, обработку заказов, за устранение ошибок. Менеджер на основании полученной информации подводит итоги и составляет отчет. Последний отправляется руководству. Если менеджер не справляется со своими обязанностями, он может привлекать к работе своих подчиненных.
  3. Оперативное управление. На этом уровне осуществляется работа с поставщиками, фиксируются ошибки, производится управление временем и затратами. Главными функциями являются оперативные действия, заключение контрактов. На этом уровне эффективность измеряется в объемах отгруженных партий продукции. Также учитываются траты на отгрузку, убытки от порчи товара.

Инструментом проверки эффективности логистики считается аудит. Он относится ко второму уровню структуры.

Информационный уровень

Структура логистики включает в себя информационный уровень. Он также подразделяется на уровни:

  • Оперативный. На этом этапе принимаются и реализуются решения, которые возникли как ответ на поступившую информацию.
  • Контроль. Получаемые сведения нужны для осуществления оперативного планирования, контроля над принятыми решениями.
  • Средний. Этот уровень отличается более узким информационным потоком. Здесь фигурировать будут только те сведения, которые нужны управленческому составу. Это та информация, на базе которой принимаются решения и выполняется тактическое планирование.
  • Высший. Информация отличается максимальной концентрацией. Это аналитические и справочные данные, на базе которых выполняется стратегическое планирование. На основании данных можно строить глобальные планы.

Информационный поток – это важнейшая составляющая логистики. Именно на основании сведений принимаются все решения.

Основные логистические проблемы

Рассмотрим основные логистические проблемы и причины их возникновения:

  • Служба логистики и прочие подразделения компании не связаны между собой. Проблема часто возникает тогда, когда функциями логистики ранее были наделены прочие подразделения, однако позже был сформирован обособленный отдел.
  • Отсутствует эффективная логистическая структура. Проблема возникает вследствие расхождения направлений производственной деятельности.
  • Нет оптимальной организационной структуры. Мотивацией сотрудников является их неуверенность в своем положении.

Введение нового логистического подразделения – это очень сложная задача. Доверить ее можно только профессиональному менеджеру. Он должен уметь выявлять проблемы, осуществлять поиск их причин. Для предупреждения сложностей нужно наметить точный план организации логистики. На каждом из его этапов требуется осуществлять сбор сведений. Оперативный сбор информации позволит обнаружить «слабые» места, быстро решить наметившиеся проблемы. На основе сведений могут приниматься различные решения.

Логистические системы, взятые в целом, и их внешние подсистемы не имеют пространственных ограничений, тогда как внутренние логистические подсистемы находятся в четких пространственных границах.

Однако временные ограничения действуют как во внешней, так и во внутренней подсистеме. Это означает, что в любом пространстве, в котором функционирует данная логистическая система, сроки осуществления логистических функций и логистических операций должны быть отрегламентированы.

Их регламентация в ряде случаев не жесткая, а эластичная и ограничивает срок осуществления отдельных операций или частей логистического процесса некоторым интервалом времени.

Всякая логистическая система состоит из совокупности элементов звеньев, среди которых устанавливаются функциональные связи.

В.И. Сергеевым дается следующее определение звена логистической системы – это некоторый экономически и (или) функционально обособленный объект, не подлежащий дальнейшей декомпозиции в рамках поставленной задачи анализа или построения логистической системы, выполняющий свою локальную цель, связанную с определенными логистическими операциями или функциями.

Логистические цепи, их построение

Звенья логистической системы (ЗЛС) могут быть трех основных типов: генерирующие, преобразующие, поглощающие материальные, материальные, а также информационные и финансовые потоки (рис. 1.1). Могут быть и смешанные звенья, в которых три указанные выше основные типы комбинируются.

На рис. 1.1 M, I, F – векторы параметром входящих (входных) потоков, соответственно М = {m1, m2, …, mn} – материального; F = f1, f2, …, fn} – финансового; I = {i1, i2, … in} – информационного; R = {r1, r2, …, rn} –вектор внешних возмущений; Х = {х1, х2, …, хn} – вектор параметров звена; (М′, I′, F′) – вектор параметров выходящих (выходных) потоков.

Интересно

Звеньями логистической системы могут быть предприятия- поставщики сырья, производственные предприятия и их подразделения, сбытовые, посреднические, торговые организации, финансовые учреждения, банки, биржи, организации информационного обеспечения и компьютерной поддержки и т.д.

В звеньях логистической системы материальные и сопутствующие им информационного и финансовые потоки могут сходиться, дробиться, разветвляться, изменять свои параметры и характеристики.

В отечественной и зарубежной литературе достаточно часто применяется понятие логистической цепи. Вот какое определение цепи дает А.Н. Родников в терминологическом словаре по логистике.

Логистическая цепь (logistical chain) – линейно упорядоченное множество физических, юридических лиц (производителей, дистрибуторов, складов общего пользования и т. д.), осуществляющих логистические операции по доведению материального потока внешнего от одной логистической системы до другой или до конечного потребителя.

В приведенном определении логистической цепи главным является утверждение, что логистическая цепь – это взаимосвязанные совместными действиями производители, посредники и покупатели товаров производственно-технического назначения: одного производителя с одним покупателем, одного покупателя с одним посредником, одного посредника-покупателя с другим посредником и более сложные взаимодействия, охватывающие более двух участников логистических операций.

В. И. Сергеев логистической цепью называет множество звеньев логистической системы линейно упорядоченное по материальному (информационному, финансовому) потоку с целью анализа или синтеза определенного набора логистических активностей и (или) издержек.

Целесообразность такого подхода к определению подтверждается попытками за рубежом выделить или сгруппировать определенные логистические активности и соответствующие им затраты в логистическую цепь для повышения эффективности управления.

В литературе также употребляют, как синонимы, понятия «логистический канал» (logistical channel) и «распределительный канал» (distribution channel).

Согласно терминологическому словарю логистический канал, канал распределения, канал сбыта, канал товародвижения (logis tical channel) – частично упорядоченное множество посредников (дилеров, фирм, осуществляющих транспортно-экспедиторское обслуживание и др.), осуществляющих доведение материального потока от конкретного производителя до его потребителей.

На рис. 1.2 изображена ориентированная по материальному потоку простейшая логистическая цепь, включающая производителя однородной продукции, потребителя и логистического посредника (юридическое или физическое лицо), осуществляющего доставку товара (перевозчика).

Логистические цепи в представленной схеме, но ориентированные по информационным и финансовым потокам, могут отличаться от цепи по материальному потоку (рис. 1.3).

Логистические цепи, их построение

Логистические цепи, их построение

Логистические операции по информационным потокам:

i1 – подача заказа;

i2 – обработка заказа и передача производителю;

i3 – оформление счета;

i4 – передача счета на оплату потребителю;

i5 – оформление документов на груз;

i6 – прием (регистрация) грузовых документов потребителем;

i7 – выставление счета за перевозку производителю.

Логистические операции по финансовым потокам:

f1 – оплата товара получателем (предоплата);

f2 – получение денег от потребителя;

f3 – оплата производителем услуг перевозчика, торгового посредника, банка;

f4 – получение денег за транспортировку перевозчиком;

f5 – получение денег за услуги торговым посредником.

На схеме можно выделить несколько логистических цепей, например:

ЗЛС3→I1→ЗЛС4→I2→ЗЛС1 – оформление заказа;

ЗЛС1→I5→ЗЛС2→I6→ЗЛС3 – экспедирование груза;

ЗЛС3→f1→ЗЛС5→f2→ЗЛС1 – расчеты с производителем и т. д.

На рис. 1.4 представлена более сложная схема материальных потоков без нанесения на нее информационных и финансовых.

Она включает в себя 15 звеньев взаимодействующих между собой. Каждую логистическую операцию сопровождают соответствующие издержки.

В приведенной схеме на рис. 1.4 также можно выделить ряд логистических цепей, хотя большее внимание должно уделяться так называемым полным логистическим цепям, представляющим собой линейно упорядоченное множество звеньев логистической системы от поставщика сырья (материальных ресурсов) до конечного потребителя готовой продукции (ЗЛС1→ЗЛС3→ЗЛС4→ЗЛС5→→ЗЛС7→ЗЛС11→ЗЛС13).

Полные логистические цепи в реальных условиях встречаются нечасто в связи с большим числом логистических посредников, многоассортиментностью готовой продукции и разветвленностью сети распределения.

Логистические цепи, их построение

Поэтому в зарубежной литературе определение общих издержек как понятием логистического канала. В отличие от определения терминологического словаря А.Н. Родникова, В.С. Сергеев считает упорядоченное множество звеньев логистической системы, включающее в себя все логистические цепи и их участки, проводящие материальные потоки от поставщиков сырья, необходимого для изготовления конкретного вида продукции, до ее конечных потребителей (ГП1–ЗЛС1, ЗЛС2, ЗЛС3, ЗЛС4, ЗЛС5, ЗЛС7, ЗЛС8, ЗЛС11, ЗЛС13).

Наряду с понятиями логистической системы, логистической цепи и логистического канала используется понятие логистической сети.

Интересно

Логистическая сеть – это полное множество звеньев логистической системы, взаимосвязанных между собой по материальным и сопутствующим им информационным и финансовым потокам в рамках исследуемой логистической системы.

Понятие логистической сети не идентично понятию логистической системы, так как не включает комплексное управление всей логистической системой, реализующее ее целевую функцию.

Понятия логистических цепей, каналов, сетей распространяются как на микро-, так и на макрологистические системы и их всевозможные разновидности.

Каждой логистической активности сопутствуют конкретные издержки, которые несут соответствующие звенья логистической системы.

Логистические издержки (logistical costs) – это затраты на выполнение логистических операций. По своему экономическому содержанию они частично совпадают с издержками обращения и производства (затратами по завозу и отправке товаров, их хранению, расходами на упаковку и др.) как в сфере материального производства, так и в сфере обращения.

Выделение тех или иных издержек или группы их зависит от вида логистических систем и особенностей управления и оптимизации в логистических цепях и каналах.

На схеме рис. 1.4 можно выделить издержки снабжения, производства и сбыта. Эти издержки дополняются затратами на информационные и финансовые операции при реализации базисных логистических функций, а также логистическое администрирование, и такая сумма всех издержек носит название общих логистических
издержек.

В масштабе отдельно взятой фирмы логистические издержки обычно исчисляются: в процентах от суммы продаж, в стоимостном выражении в расчете на единицу массы сырья, материалов, готовой продукции (например, руб./т материальных ресурсов). В общенациональном масштабе – в процентах от валового национального продукта.

Доля рассматриваемых издержек от суммы продаж может составлять в промышленности от нескольких процентов до нескольких десятков процентов в течение года.

При росте эффективности логистической системы до определенного уровня логистические издержки растут линейно, затем экспоненциально.

За рубежом логистические издержки в основном рассматриваются и анализируются в системах сбыта и реализации товаров.

В составе издержек обычно выделяют затраты на транспортировку, управление запасами, складирование, администрирование, грузопереработку. Зачастую в состав общих логистических издержек включают потери прибыли от замораживания сырья и готовой продукции.

Анализ структуры логистических издержек развитых стран показывает, что наибольшая доля в них приходится на управление запасами (20–40 %), транспортные расходы (15–35 %), административно-управленческие функции (9–14 %).

За последние годы наметился рост логистических издержек в ряде стран на транспортировку, обработку заказов, информационно-компьютерную поддержку, администрирование.

В современной организации труда невозможно обойтись без компьютерных технологий. В интеграции логистических процессов большое значение имеют информационные технологии.

Разнообразие программных продуктов, предлагаемых на рынке вносит некоторые сложности с интеграцией логистических процессов, однако многие логистические информационные системы предприятий позволяют стандартными блоками и алгоритмами поддерживать интеграцию большинства логистических процессов.

Добавить комментарий