Как составить схему обучения технике низкого старта

Схема обучения  технике низкого и высокого старта.

Выполнил:

Учитель физической культуры

ГБОУ Школа №978

Смирнов Максим Александрович

 Москва
– 2018

1.     Схема обучения  технике низкого старта.

Последовательность обучения технике низкого
старта

      Упражнение №1

Старты из различных исходных положений

      Упражнение №2

Стоя на сильно согнутой ноге, туловище горизонтально, другая
нога (прямая) отведена назад. Руки полусогнуты, одна впереди, другая сзади. Из
этого положения начать бег, сохраняя горизонтальное положение туловища как
можно дольше.

      Упражнение №3

Старт из положения «упор присев»

      Упражнение №4

Выполнение команд «На старт!» (низкий старт) и «Внимание!»
без стартовых колодок

      Упражнение №5

Бег с низкого старта без колодок(без сигнала и по сигналу
учителя).

      Упражнение №6

Установка стартовых колодок.

      Упражнение №7

Выполнение команд «На старт!», «Внимание!» (ноги упираются в
стартовые колодки).

      Упражнение №8

Выталкивание из стартовых колодок без шага. Приземляться на
руки. Для смягчения ударов класть впереди колодок мат.

      Упражнение №9

Бег с низкого старта с колодок (без сигнала и с сигналом
учителя).

2.     Схема обучения  технике высокого старта

Последовательность обучения
технике высокого старта.

Высокий старт из различных исходных положений
применяется как упражнение, подводящее к низкому старту.

      Упражнение №
1

Старты во время ходьбы в наклоне, выполняемые по
сигналу учителя или при подходе к определенной отметке.

      Упражнение №
2

Старты «падением» из положения, стоя на носках.

Учащийся, наклоняя плечи, как бы падает, вперед
теряя равновесие. В момент окончательной потери равновесия занимающийся делает
быстрый шаг (с акцентированным выносом бедра) и бежит в наклоне заданный
отрезок.  

      Упражнение №
3

Старты «падением» из положения, стоя в наклоне
вперед (руки опущены вперед или на коленях).

      Упражнение №
4

В парах – бег преодолевая сопротивление партнера,
на отрезках 15-20 м.. При выполнении этого упражнения ученик из положения, стоя
в наклоне вперед упирается прямыми руками в спину партнера, оказывающего
умеренное сопротивление.

      Упражнение №
5

И.п. – стоя в наклоне вперед. Сильнейшая
(толчковая) нога впереди. Имитация активного выноса вперед сзади стоящей ноги
от бедра в сочетании с работой рук.

      Упражнение №
6

Высокий старт из положения стоя, выставив вперед
сильнейшую ногу.

Обучение следует начинать со всем классом сразу:
объяснить, показать и принять положение высокого старта по команде. В исходном
положении нужно сразу же сильно наклонить туловище вперед. Затем по команде
«Марш» учащиеся пробегают 10-15м. Как только техника высокого старта будет
освоена всеми учащимися, можно переходить к его совершенствованию. В этом
случае учитель может использовать поточно-групповой (по 5-7 человек) и поточный
(одному ученику – друг за другом) методы совершенствования высокого старта.
Ученики занимают положение по команде учителя «На старт!», «Внимание!», а по
команде «Марш!» начинают бег.

      Упражнение №
7

Принятие положения высокого старта с опорой на одну
руку.

Принимая данное положение, учащийся ставит
толчковую ногу на расстоянии 1-1,5 стопы от стартовой линии, другую на такое же
расстояние отставляет назад. Рука разноименная впереди стоящей ноги, ставится
перед линией старта. Масса равномерно распределяется на ногу и руку.

      Упражнение №
8

Бег с высокого старта с опорой на одну руку без
сигнала и по сигналу учителя. Движение начинается с энергичного отталкивания,
выполняемого одновременно двумя ногами. Нога стоящая сзади энергично выносится
бедром вперед с одновременным взмахом противоположной руки. Нога, находящаяся
впереди резко выпрямляется. Первые шаги делаются в большом наклоне, который
постепенно уменьшается. Длина шагов увеличивается, бег ускоряется, а
занимающийся переходит к бегу.

Обучение бегу с низкого старта

Низкий старт– наиболее распространенный способ начала спринтерского бега, так как позволяет быстрее начать бег и развить максимальную скорость на коротком отрезке. Для обеспечения удобства и прочности опоры ног используются стартовые колодки или стартовые станки.

Наиболее оптимальным для школьной практики является такой способ установки стартовых колодок, когда передняя колодка для сильнейшей (толчковой) ноги устанавливается на расстоянии 1,5 стопы от линии старта, а задняя – на расстоянии 1-1,5 стопы от передней (или на расстоянии длины голени от передней колодки). Опорная площадка передней колодки наклонена под углом 45-60°, задняя – под углом 60-80°. Расстояние между колодками по ширине обычно равно длине стопы.

По команде: «На старт!» учащийся перешагивает через стартовую линию и встает так, чтобы колодки оказались позади него. Далее ученик приседает, ставит руки на грунт, упирается стопой сильнейшей ноги в опорную площадку задней колодки. Затем он опускается на колено ноги, упирающейся в заднюю колодку, подтягивает руки за стартовую линию и ставит их вплотную к ней таким образом, чтобы опора тела приходилась на кисти, большие пальцы были повернуты внутрь, а остальные – наружу (можно опираться на кисти с согнутыми пальцами).

Руки в локтях должны быть выпрямлены, но не напряжены, плечи – слегка падать вперед. Спину следует округлить, но не напрягать. Голова свободно продолжает линию тела, а взгляд устремлен вперед на расстояние 0,5-1 м от стартовой линии.

По команде: «Внимание!» ученик отрывает колено ноги, упирающейся в заднюю колодку, от земли, поднимает таз несколько выше плеч и подает туловище вперед-вверх. Тяжесть тела перемещается на руки и впереди стоящую ногу. Переходить из положения «На старт!» в положение «Внимание!» следует плавно. Затем надо прекратить всякие движения, ожидая выстрела или команды: «Марш!».

После выстрела или команды: «Марш!» ученик отрывает руки от дорожки и одновременно отталкивается от колодок. Первой от колодки отрывается сзади стоящая нога, которая выносится вперед и слегка внутрь бедром. Чтобы сократить время и путь прохождения стопы от колодки до места ее постановки на грунт, первый шаг должен быть стелющимся, т.е. проносить стопу нужно возможно ближе к земле.

Благоприятные условия для наращивания скорости бега в возможно более короткий срок создаются благодаря достаточно острому углу отталкивания от колодок и наклонному положению тела спринтера при выходе со старта.

Методическая последовательность обучения технике низкого старта

1.Старты из различных исходных положений: из положения стоя согнувшись, из упора лежа согнувшись, из упора стоя на коленях, из упора стоя на одном колене (маховой ноги), туловище прямо, руки опущены вниз.

2.Стоять на сильно согнутой толчковой ноге, туловище горизонтально, другую ногу (прямую) отвести назад. Руки полусогнуты, одна впереди, другая сзади. Из этого положения начать бег, сохраняя горизонтальное положение туловища как можно дольше.

З. Наклоны туловища в ходьбе. Впереди стоящая нога согнута, руки опущены. По сигналу учителя – резкое движение вперед головой и плечами. Нога, стоящая сзади, активным движением бедра выносится вперед по кратчайшему пути, а нога, стоящая впереди, с нарастающим усилием проталкивает учащегося вперед, он принимает положение, как при беге с низкого старта в момент ухода с колодок, и переходит на бег.

4. Выполнение команд: «На старт!» и «Внимание!» без стартовых колодок. Учитель проверяет правильность принятия стартовых положений занимающихся и устраняет ошибки.

Только после того как все учащиеся освоят стартовые позиции, можно переходить к обучению бегу с низкого старта.

5. Бег с низкого старта без колодок (без сигнала и по сигналу учителя). Выполнение низкого старта без стартового сигнала необходимо для того, чтобы учащиеся могли сосредоточить внимание на правильности формы и ритма движений, а не на быстроте и силе выполнения.

6. Установка стартовых колодок.

Выполнение команд: «На старт!», «Внимание!» с колодок. Положение по команде: «Внимание!» сохранять неподвижно 2-3 сек.

  1. Выталкивание от стартовых колодок без шага приземления на руки. Впереди колодок можно положить мат для смягчения падения на кисти.

  2. Прыжки в длину с места из положения низкого старта с колодок. Упражнения 8 и 9 выполняются для овладения техникой отталкивания.

  3. Бег с низкого старта с колодок без сигнала.

  4. Бег с низкого старта с колодок по сигналу учителя (команда:«Марш!», выстрел стартового пистолета, хлопок стартовой хлопушки). Учащимся дается установка на быстрое выполнение первого шага.

Упражнения для закрепления и совершенствования техники низкого старта

Бег с низкого старта с колодок в горку.

  1. Бег с низкого старта с колодок по различным сигналам, заменяющим стартовые команды (например:«Гоп!», «Беги!» и т.п.).

  2. Бег с низкого старта с колодок с затягиванием команды: «Марш!» после команды: «Внимание!» на 3-5 сек.

  3. Бег с низкого старта с колодок после выполнения кувырка вперед.

  4. Бег с низкого старта с колодок после прыжка в длину с места.

  5. Из положения «На старт!» ‘бросок набивного мяча вперед с последующим быстрым стартом, пытаясь догнать летящий мяч.

Специальные упражнения

К коротким – спринтерским классическим дистанциям в легкой атлетике относятся: бег на 100, 200 и 400 м. В зимнее время, когда соревнования проходят в закрытых помещениях – манежах, к вышеперечисленным дистанциям прибавляется бег на 60 м.

Известно, что бег на короткие дистанции подразделяется на 4 фазы: старт, стартовый разбег, бег по дистанции, финиширование. Бегун должен уметь быстро выбегать со старта, развить высокую скорость в стартовом разбеге, достичь максимальной скорости во время бега на дистанции и по возможности еще увеличить ее на финише или сохранить скорость до финишной черты.

Комплекс упражнений

для улучшения техники бега на короткие дистанции, ознакомим с комплексом упражнений для совершенствования низкого старта, стартового разбега, бега по дистанции и финиширования.

Для совершенствования техники низкого старта применяются следующие упражнения.

  1. Выполнение команды «На старт!» (б-8 раз). Бегун выполняет команду «На старт!» следующим образом. Он приседает, ставит руки у стартовой линии, упирается ногой во впередистоящую колодку, другую ставит в заднюю стартовую колодку. Встав на колено сзади стоящей ноги, бегун ставит руки вплотную к линии старта, руки расставлены примерно на расстоянии ширины плеч. Четыре пальца руки ставятся вместе, большой отдельно, параллельно четырем пальцам. Туловище выпрямлено.

  2. Выполнение команды «Внимание!» (6-8 раз). При выполнении команды «Внимание!» бегун немного выпрямляет ноги, сзади стоящая нога поднимается, не касаясь поверхности дорожки, ОЦМ бегуна несколько перемещается вперед, таз поднимается выше уровня плеч, голова находится прямо по отношению к туловищу.

  3. Быстрый бег по сигналу «Марш!» (б-8 раз).

  4. Метание набивного мяча из различных исходных положений двумя руками вперед (б-8 раз).

  5. Метание набивного мяча из различных исходных положений двумя руками вперед с последующим стартовым ускорением – 15-20 м (6-8 раз).

  6. Прыжок в длину с места (8-10 раз).

  7. Прыжок в длину из стартовых колодок (10 раз).

  8. Выбегание со старта под планкой или резиновым жгутом (8-10 раз).

  9. Упражнение с партнером. Выбегание со старта, партнер упирается руками в плечи бегуна, стоя лицом к бегуну. Бег с сопротивлением (8-10 раз х 20 м).

  10. Старт с сопротивлением (с резиновым жгутом, который держит сзади партнер, с шиной (8-10 раз х 30 м).

  11. Бег в гору (б-8 раз х 30-40 м).

  12. Бег по лестнице (4х6 раз).

  13. Выпрыгивание вверх из и.п. сед на одной ноге, другая прямая – «пистолетик» (8-10 раз).

Для совершенствования стартового разгона используют многочисленные упражнения скоростно-силовой направленности, в основном это различные многоскоки, бег.

  1. Прыжки на одной ноге (ЗхЗ0 м на каждую ногу).

  2. Прыжки на двух ногах (5х30 м).

  3. Прыжки «с ноги на ногу» (6х40-50 м).

  4. Прыжки в длину с места (8-10 раз).

  5. Тройной прыжок с места (8-10 раз).

  6. Прыжки в глубину с последующим выпрыгиванием вверх (8-10 раз).

  7. Прыжки по лестнице на одной ноге или двух ногах (2-3 раза на каждую ногу, 20 м).

  8. Различные многоскоки в гору (прыжки на одной ноге, на двух ногах, с ноги на ногу): 2-3 раза на каждой ноге, 3 раза на двух ногах, 5-б раз с ноги на ногу.

  9. Бег с барьерами (между барьерами пробегать в 3, 5 шагов; 4-5 раз х 50-60 м).

23.Выполнение прыжковых упражнений на время (прыжки, на одной ноге, на двух ногах, с ноги на ногу).

24. Прыжки на одной ноге (2 раза х 20 м на каждую ногу).

25. Прыжки на двух ногах (2 раза х 20 м).

26. Прыжки с ноги на ногу (4 раза х 30-40 м).

27. Прыжки в глубину с последующим выпрыгиванием вверх (6-8 раз).

28.Прыжки на одной ноге через отметки (3-5 раз х 30 м на каждую ногу).

29. Прыжки с ноги на ногу через отметки.

30.Бег в гору (5, 6 раз х 30-40 м).

31. Бег с низкого старта на 30-40 м (3, 4 раза). (Обратить внимание на мощное быстрое отталкивание при сохранении стартового наклона туловища.)

32. Бег с высокого старта на 40 м (3-5 раз). (Выход со старта в наклоне.)

Основными средствами подготовки бегунов на короткие дистанции являются бег с максимальной скоростью и упражнения скоростно-силовой направленности.

Для того чтобы бегун быстро бежал по дистанции, он должен выполнять следующие упражнения:

  1. Бег с максимальной скоростью на отрезках 60-80 м (4 раза).

  2. Бег с низкого старта на дистанциях 30, 40. 60 м (5, 6 раз).

  3. Бег с коду на 30 м (5 раз).

Для развития быстроты применяются средства в облегченных условиях.

  1. Бег с горы 40-50 м (4-5 раз).

  2. Бег по беговой дорожке с небольшой горки (первые 10-12 м бегун сбегает с небольшой горки с последующим пробеганием по дорожке) (4, 5 раз х 50 м).

6.Прыжки в длину с полного разбега (3-5 раз).

7.Бег через барьеры 50х60 м (5, 6 раз).

8. Бег на месте на время (3-5 раз х 30 сек.).

9.Различныемногоскоки на время.

10. Прыжки на одной ноге (3 раза х 20-30 м на каждую ногу).

11. С ноги на ногу (4 раза х 40-50 м).

Для воспитания скоростной выносливости используют бег на различные дистанции. Бег на 150, 200 м с повтором каждой из дистанций является хорошим средством для воспитания скоростной выносливости.

  1. Бег 150, 200 м х 3, 4 раза. Достаточно хорошо использовать переменный бег.

150 м х 4 раза переменный бег.

200 м х 3 раза переменный бег.

  1. Бег с высоким подниманием бедра (30 м х 3 раза).

  2. Быстрый бег через отметки (30-40 м х 6 раз).

Это упражнение необходимо для совершенствования ритма бега.

1.Быстрый бег с поворота на прямую и с прямой дорожки с входом в поворот.

2. Бег 150 м х 3, 4 раза; 200 м х 3 раза.

Очень полезен для воспитания скоростной выносливости кроссовый бег.

Кроссовый бег 15-20 мин.

Для совершенствования 4-й фазы – финиширования применяют следующие упражнения:

  1. Наклон вперед на финишную черту с отведением рук назад при быстром беге (4-6 раз х 60 М).

  2. Пробегание отрезков 50-60 м с максимальной скоростью с ускорением на финише (4-6 раз х 50-60 м).

  3. Бег на 100, 200 м с низкого старта.

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ  ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССА

ТЕМА: «Обучение техники низкого старта».

Целеполагание: Развитие скоростных индивидуальных качеств обучающихся.

Основные задачи:

Образовательные:

  • Научить технике низкого старта.        
  • Способствовать развитию скоростных качеств и быстроты реакции

в беге с низкого старта.

  • Содействовать формированию знаний о технике бега с низкого старта.                      

Развивающие:

  • Способствовать развитию внимания.

Воспитательные:

  • Содействовать воспитанию морально-волевых качеств учащихся

Тип урока: изучение новых знаний и умений

Место проведения: спортивный зал  (24×18)

Инвентарь и оборудование: стартовые колодки; свисток.

Время проведения:  09 часов 55 минут (45 минут)

Конспект составила :учитель физической культуры

ГБОУ школы №413

Коркка Жанна Джемалиевна

Часть

урока

Частные задачи

Содержание учебного материала

Дозировка

Организационно-методические указания

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ 8 МИНУТ

Обеспечить начальную организацию и психологическую готовность учащихся к уроку.

1.Построение в шеренгу, приветствие.

10сек

Требовать четкого выполнения команд,

Создать установку на достижение конкретных результатов предстоящей деятельности на уроке

2.Сообщение задач урока

20 сек

Обеспечить конкретность задач, доступность формулировок

Содействовать осмыслению учащимися техники выполнения бега с низкого старта.

3.Рассказ: низкий старт;

спринтерские дистанции; стартовый разгон.

2мин.

Доступно рассказать низкий старт и стартовый разгон; на каких дистанциях применяется.

Подготовить организм учащихся для дальнейшей работы

4.Ходьба в обход зала

– без задания;

– на носках;

– на пятках;

– перекатом с пятки на носок;

– мах согнутой ногой, хлопок под коленом;

– выпад вперед.

1 мин.

Дистанция 2 шага. Обратить внимание на сохранение правильной осанки.

Поднимать колено выше 90°

Подготовить ССС и дыхательную систему для выполнения последующих упражнений

5.Бег в умеренном равномерном темпе с сохранением дистанции.

30 сек

Обратить внимание на контроль за ритмом дыхания.

Дистанция 2 шага.

Организовать учащихся для выполнения специальных беговых упражнений.

ОРУ в движении

1) И.п.  руки в замок на грудь. 1–руки  в замке вперед; 2 – руки на грудь; 3 – руки вверх; 4 – и.п.

 2) И.п. о.с. руки в замок; круговые вращение кистями в произвольном темпе,  

 3) И.п. 1–руки  к плечам; 2 – круговые вращения 4 вперёд 4 раза назад;

 4) И.п. – левая вверх, правая вниз;

 1 – 2  рывки руками, 3- 4 смена рук

 5) И.п. – руки вперед, в стороны

  1 – мах правой  ногой достать левую руку; 2 – и.п.

  3- мах левой ногой достать правую руку;

 4 – и. п.

 5) И.п. руки на поясе; 1 –шаг левой,2 –правую приставить;3- наклон вперёд к правой ноге; 4 – и.п.

 3 – наклон вперёд к левой ноге;

 4 – и. п.

6) И.п. руки на поясе. 1 – шаг левой; 2-правую ногу приставить; 3-присед, руки вперёд; 4 – и. п.

 7) И.п. – руки на поясе, прыжки  в движении 1-4 – на правой ноге; 5-8 – на левой ноге.

6.Ходьба в заданном темпе с последующим переходом в ходьбу на месте.

4 мин

2-3 раза

2-3 раза

2-3 раза

2-3 раза

2-3 раза

2-3 раза

2-3 раза

2-3 раза

10-15сек.

Ориентировать учащихся на размыкание на  дистанцию  в 2 шага

 Следить за осанкой, тянуться  вверх на носках

Осанка: прямая спина, голова – направление верх вперед

Следить  за осанкой и дистанцией

 Следить, чтобы ноги в коленях не сгибали

Стараться колени не сгибать, руками достать пол

 Спину держать прямо, пятки от пола не отрывать

                                  ОСНОВНАЯ  ЧАСТЬ 19 МИН.

Содействовать увеличению эластичности мышечной ткани и связок тазобедренного, коленного и голеностопного суставов

Разучить команду: «На старт!»

7.Специальные беговые упражнения:

– бег с высоким подниманием  бедра;

– бег с захлестыванием голени;

– многоскоки;

– подскоки вверх;

7. Выполнение команды

      «На старт!»

4 мин

1 раз

1 раз

1 раз

1 раз

2 мин

2 раза

Выполнять на волейбольной площадке в двух колоннах, по команде учителя, дистанция 3 шага, возвращаться шагом, восстанавливая дыхание.

Подъем колена выше 90°, руки работают вдоль туловища.

Пятками касаться ягодиц, корпус наклонен чуть вперед

Обратить внимание на отталкивание

Ученик выполняет команду «На старт!» следующим образом. Он приседает, ставит руки у стартовой линии, упирается толчковой (сильнейшей) ногой в впереди стоящую колодку, другую ставит в заднюю стартовую колодку. Встав на колено сзади стоящей ноги, бегун ставит руки вплотную к линии старта, руки расставлены примерно на ширину плеч. Четыре пальца руки ставятся вместе, большой отдельно, параллельно четырем пальцам. Туловище выпрямлено.

  8.Выполнение команды    

       «Внимание!»

2 мин

2 раза

 При выполнении команды «Внимание!» ученик немного выпрямляет ноги, сзади стоящая нога поднимается, не касаясь поверхности дорожки, ОЦТ бегуна перемещается чуть вперед, таз поднимается выше уровня плеч, взгляд направлен вниз-вперед на 1,5-2 метра.

Разучить команду: «Марш!»

    9.Стартовый разгон по

         команде «Марш!»

2 мин

2 раза по 3-4 м

Стартовый разбег длится от 5- до 10 м. Основная задача –  как можно быстрее набрать максимальную скорость бега. Правильное выполнение первых шагов со старта зависит от отталкивания (под острым углом к дорожке с максимальной силой) и быстроты движений бегуна. Первые шаги бегун бежит в наклоне, затем (6—7-й шаг) начинает подъем туловища.

Обучать низкому старту.

Содействовать закреплению полученных знаний на уроке.

Перестроение в колонну по два.

Старты из различных исходных положений:

-в упоре на руки;

– сидя;

– выбегание с «низкого старта» с сопротивлением партнера, который, упираясь руками в плечи стартующего, оказывает ему сопротивление, отбегает спиной назад.

Бег с низкого старта

1 мин

1мин

1мин

3мин

3мин

2раза

Установка: быстрое выполнение первого шага высоко не поднимать.

Быстрое выполнение первого шага, голень двигается почти параллельно полу стопой вперед, а не вверх; нога касается пола передней частью стопы движениями вниз-назад, находится в согнутом положении.

Усилия сопротивления 30-40% от максимального.

При выполнении низкого старта необходимо проконтролировать:

а) поднимание таза по команде «Внимание!» медленным плавным движением (при этом пятки следует оттянуть назад);

б) одновременную и разноименную (с ногами) работу рук при выходе со старта;

в) выход со старта и стартовый разгон в наклонном положении;

г) постепенное увеличение длины шагов и нарастание скорости бега при законченном отталкивании;

д) постепенное выпрямление туловища во время стартового разгона и плавный переход в бег по дистанции.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

3 МИН

Содействовать оптимизации ритма дыхания и ЧСС.

Построение в шеренгу

Ходьба по залу, упражнения  восстановление ритма дыхания.

1 мин

Постепенно снизить у учащихся ЧСС

Организовать внимание учащихся и настроить их на предстоящую учебную деятельность

Ходьба на месте, построение в шеренгу.

20-30 сек

Остановка и перестроение по команде учителя

Содействовать осмыслению учащимися результативности собственной учебно-познавательной деятельности

Подведение итогов урока, выставление оценок за урок.

1-2 мин

Стимулировать учащихся к самоанализу результативности работы на уроке. Оценить степень решения задач урока.

Наверняка каждый хоть раз в жизни говорил или слышал фразу: «Я на низком старте». В этой статье мы разберёмся, что такое низкий старт и почему он ассоциируется с быстротой и готовностью незамедлительно действовать.

Что такое низкий старт

Это особое положение тела спортсмена при начале забега, когда бегун опускается на покрытие и опирается о него руками. С низкого старта принято начинать спринтерские дистанции.

Бег с низкого старта: техника, виды, ошибки

История появления

В 1887 году на соревнованиях среди студентов Йельского университета, США, бегун Чарльз Шерилл встал в низкий старт перед началом забега. Он удивил и насмешил как своих соперников, так и судей, ведь в то время принято было стартовать стоя.

Судьи сначала не разрешали Шериллу бежать из такого положения, но атлет настаивал на своём. И так как в правилах не были прописаны подобные нюансы, пришлось позволить Чарльзу стартовать из нетипичной позы. К немалому изумлению всех присутствующих, он с лёгкостью выиграл этот забег.

Как оказалось, идея необычного старта пришла к Шериллу во время путешествия по Австралии. Она наблюдал за кенгуру и заметил, что перед прыжком животное пригибается к земле, и это позволяет ему делать мощный толчок и развивать скорость до 70 км/ч.

Шерилл адаптировал эту идею для бега и начал выигрывать одно соревнование за другим. Новшеством заинтересовались специалисты, начали активно его изучать и пришли к выводу, что методика очень эффективна.

Какие дистанции бегают с низкого старта

Все, в которых необходимо разогнаться за короткое время и набрать максимальную скорость:

  • Спринт: 60, 100, 200 и 400 м
  • Барьерные дисциплины: 60 м с/б, 100 м с/б, 110 м с/б, 400 м с/б
  • Эстафетный бег: 4х100 м и 4х400 м, где участник первого этапа начинает гонку с низкого старта.

Для чего нужен низкий старт

Такая техника позволяет мощно оттолкнуться от дорожки и сделать стартовый разгон наиболее эффективным, что очень важно в спринтерских дисциплинах, где на счету каждая сотая доля секунды.

По сравнению с высоким стартом, где корпус бегуна располагается практически вертикально и нужно потратить дополнительное время, чтобы перенести его вперёд, низкий старт даёт возможность расположить центр тяжести тела далеко за точку опоры – стартовую линию.

Виды

Современные специалисты выделяют 4 типа низкого старта:

  1. Обычный

Первая колодка располагается на расстоянии примерно 1,5-2 стопы от линии старта. Вторая устанавливается на расстоянии 1-1,5 стопы от первой.

  1. Растянутый

При этом типе старта расстояние между передней колодкой и стартовой линией увеличено и составляет около 3 стоп. Отрезок между первой и второй колодкой остаётся прежним.

  1. Сближенный

В этом случае от линии старта следует отмерить 1,5 стопы, а между колодками 1 стопу.

  1. Узкий

Здесь расстояние между колодками сокращается до половины стопы, а до первой колодки остаётся таким же, как и в обычном старте – 1,5-2 стопы.

Применяют эти виды в зависимости от индивидуальных особенностей спортсмена, силы ног и его реакции на сигнал.

Стартовые колодки и их применение

Стартовые колодки – это специальное приспособление, позволяющее спортсмену упереться в них ногами и оттолкнуться при старте. В те времена, когда покрытие на стадионах было ещё гаревым, спортсмены специальной лопаточкой выкапывали себе углубления в дорожке для мощного первого толчка.

В современном виде стартовые колодки появились примерно через 40 лет после того, как низкий старт пришёл в лёгкую атлетику. Они представляют собой две небольшие наклонные платформы, регулируемо крепящиеся на металлическую жёсткую рамку. Угол наклона, расстояние между ними, а также расстояние до стартовой линии может меняться на усмотрение спортсмена.

Колодки фиксируются на дорожке при помощи определённого количества шипов в их основании, благодаря чему они неподвижны во время старта.

Техника 

Бег с низкого старта разделяется на три фазы:

  1. На старт

По команде «на старт» спортсмен упирается руками в стартовую линию, ноги согнуты в коленях. При этом одна нога ставится чуть впереди, другая – сзади, и именно она упирается коленом в дорожку. Голова опущена, взгляд направлен вниз.

  1. Внимание

По команде «внимание» колено отрывается от земли, таз поднимается, плечи подаются немного вперёд, а вес тела переносится на переднюю ногу.

  1. Марш!

По команде «марш» или выстрелу стартового пистолета спортсмен отрывает обе руки от пола, задняя нога совершает мощный толчок и первый беговой шаг, и всё тело стремится вперёд, к финишу.

Бег с низкого старта: техника, виды, ошибки

Правила 

Помимо определённых телодвижений, которые совершает спортсмен в зависимости от трёх команд судьи, существуют ещё правила низкого старта.

  • Во время команды «на старт» руки спортсмена не должны ни на один сантиметр пересекать стартовую линию.
  • Судья не даст команду «внимание», если хоть один из участников забега не застыл неподвижно в стартовых колодках.
  • Иногда в положении «на старт» атлет может почувствовать, что колодки установлены неудобно или ему что-то мешает. До команды «внимание» он имеет право поднять руку и выйти из стартовых колодок. Стартёр в этом случае поднимает всех участников забега и команда «на старт» даётся ещё раз.
  • Если по команде «внимание» кто-то из участников раньше выстрела выбегает из колодок или даже просто дёргает плечами вперёд, судья поднимает всех спортсменов либо делает два выстрела из стартового пистолета подряд и объявляет фальстарт.

Фальстарт переводится с английского как «неправильное начало». В некоторых забегах могло быть столько фальстартов, сколько участников выходило на дорожку, и это давало определённую лазейку для морального уничтожения соперников.

Потом правила ужесточили: после первого фальстарта участник получал предупреждение или жёлтую карточку, после второго – снимался с соревнований. В современных условиях любой участник, сделавший фальстарт, автоматически дисквалифицируется.

Этой участи не избегают даже мэтры лёгкой атлетики. Великий спринтер, многократный чемпион мира и олимпийский чемпион Усэйн Болт в финале бега на 100 м на чемпионате мира в Тэгу в 2011 году сделал фальстарт и был дисквалифицирован. Таковы нынешние правила, не позволяющие допускать ошибок.

Читайте по теме: 20 самых быстрых спринтеров

Ошибки при выполнении 

Наиболее распространённые ошибки при выполнении низкого старта – это:

  1. При выполнении команды «внимание» поднять голову и посмотреть на финиш. В этом случае по сигналу стартового пистолета атлет неминуемо прыгнет вверх и резко выпрямится, а значит, сразу же растеряет преимущества низкого старта.
  2. Поставить заднюю колодку слишком далеко от передней. Из положения, когда задняя нога далеко и практически выпрямлена, нет эффекта пружины и невозможно сделать мощный и сильный толчок вперёд.
  3. Поставить колодки слишком узко между собой и очень близко к стартовой линии. Первое движение получится коротким и слабым.
  4. Не оттолкнуться от колодок, а просто выйти из них и только потом побежать. Этим часто грешат новички. В этом случае драгоценные секунды, предназначенные для разгона, будут утеряны.

Упражнения для освоения техники

Для освоения техники такого старта, в первую очередь, нужно многократное и правильно выполнение всех трёх фаз. Также необходимо, чтобы спортсмен в тренировочном режиме подобрал для себя удобное расстояние для установки стартовых колодок. Обычно это 1,5-2 стопы от линии старта до первой колодки и 1-1,5 стопы между первой и второй колодкой.

Низкий старт – это квинтэссенция мощи, быстроты и скорости, поэтому для его освоения подойдут все те же методы и упражнения, которые используются в спринтерских тренировках. Например:

  • Старты из разных положений: с опорой на одну руку, из выпада, из упора лёжа, из полного приседа;
  • Бег с низкого старта без колодок по команде и без неё;
  • Бег с высоким подниманием бедра в упоре;
  • Бег с высоким подниманием бедра с нарастающей скоростью;
  • Максимально частое сведение ног в разножке;
  • Прыжковые упражнения – скачки, многоскоки, перескоки, выпрыгивания с полного и полуприседа;
  • Бег с сопротивлением – с резинкой или с отягощением.

Читайте по теме:

Спринтерский бег и его особенности
Спринтер vs марафонец: 8 главных отличий

П

О

Д

Г

О

Т

О

В

И

Т

Е

Л

Ь

Н

А

Я

О

С

Н

О

В

Н

А

Я

З

А

К

Л

Ю
Ч
И

Т

Е

Л

Ь

Н

А

Я

1) Построение, сообщение задачи урока, сдача рапорта;

2) Строевая подготовка:

-повороты на месте

3) Ходьба:

-«Руки вверх ставь!» «на носках -Марш!»;

-«без задания – Марш!»

– «Руки за голову ставь!» «на пятках -Марш!»

-«без задания – Марш!»

– «Руки на пояс ставь!» «на внешней стране стопы – Марш!»

-«без задания – Марш!»

-«Руки на пояс ставь!» «на внутренней стороне стопы – Марш!»

-«без задания – Марш!»

– «Руки за спину ставь!» «перекатом с пятки на носок – Марш!»

-«без задания – Марш!»

4) Бег:

-«приставными шагами (правым и левым боком) – Марш!»

-«без задания – Марш!»

-«с высоким подниманием бедра -Марш!»

-«без задания – Марш!»

-«захлестом голени – Марш!»

-«без задания – Марш!»

-«выпрыгивание с ноги на ногу –

Марш!»

-«без задания – Марш!»

-ускорение

5)«По кругу шагом – марш!»

6) ОРУ без предметов

I) и.п – о.с, руки на поясе

1-наклон головы вперед

2- наклон головы назад

3- наклон головы вправо

4- наклон головы влево

II) и.п- стойка ноги в розь, руки в стороны

1-4- круговые движения в локтевом суставе во внутрь

5-8- круговые движения в локтевом суставе наружу

III) и.п- руки вверх ладонями во внутрь

1-наклон в правую сторону

2- и.п

3- наклон в левую сторону

4- и.п

5- наклон назад

6- и.п

7- наклон вперед

8- и.п

IV) и.п – о.с

1- руки вверх, правая нога назад

2- и.п

3- руки вверх, со сменой ног

4-и.п

V) и.п – о.с

1- упор присев

2- упор лежа

3- упор присев

4- и.п

VI) и.п – руки на пояс

1-прыжок вперед

2- прыжок назад

3- прыжок влево

4- прыжок вправо

1)Низкий старт:

По команде: «На старт!» учащийся подходит к стартовой линии отмеряет полторы стопы. Далее ученик приседает, ставит руки на линию. Затем он опускается на колено задней ноги, подтягивает руки за стартовую линию и ставит их вплотную к ней таким образом, чтобы опора тела приходилась на кисти, большие пальцы были повернуты внутрь, а остальные – наружу (можно опираться на кисти с согнутыми пальцами).

Руки в локтях должны быть выпрямлены, но не напряжены, плечи – слегка падать вперед. Спину следует округлить, но не напрягать. Голова свободно продолжает линию тела, а взгляд устремлен вперед на расстояние 0,5–1 м от стартовой линии.

По команде: «Внимание!» ученик отрывает колено ноги, от земли, поднимает таз несколько выше плеч и подает туловище вперед вверх. Тяжесть тела перемещается на руки и впереди стоящую ногу. Переходить из положения «На старт!» в положение «Внимание!» следует плавно. Затем надо прекратить всякие движения, ожидая выстрела или команды: «Марш!».

После выстрела или команды: «Марш!» ученик отрывает руки от дорожки и одновременно отталкивается.

2) Стартовый разгон:

Стартовым разгоном называют бег на начальном участке дистанции после старта, где ученик развивает скорость, близкую к максимальной, и постепенно принимает характерное для бега по дистанции положение, чтобы обеспечить плавное увеличение длины шага и соответственно скорости бега. В начале стартового разгона ученик должен сохранять достаточный наклон тела вперед, но не чрезмерный (во избежание падения). Чем лучше у ребёнка развиты скоростно-­силовые качества, тем в большем наклоне он сможет удержать туловище, чтобы обеспечить себе благоприятные условия для отталкивания.

Построение, подведение итогов урока

Задание на дом

Организованный выход

15

1 мин

1 мин

3 мин

4 мин

6 мин

4-6 раз

6-8раз

6-8 раз

6-8раз

6-8раз

6-8 раз

27мин

15мин

12 мин

3 мин

Спина прямая, руки прижаты к туловищу

Спина прямая, тянемся верх

Локти в стороны, спина прямая, идем точно на пятках

Взгляд направлен вперед

Спина прямая, выше поднимаемся на носки

Чаще выполнять упражнения с наименьшим продвижением вперед

Выпрыгивать как можно выше

Самостоятельно востанавлеваем дыхание

Стараемся коснуться подбородком груди, спина прямая

Точное выполнение упражнения

Наклон точно в сторону

Руки прямые, спина прямая

Прогибаться в спине

Глубже присед

Прогибаться в спине

Мягкое приземление на переднюю часть стопы

Распространенные ошибки: Голова закинута назад, спина прогибается.

Руки не выпрямлены – центр тяжести сдвинут назад.

Руки опираются, под углом – тяжесть тела чрезмерно переносится назад.

Спина прогибается.

Ученик «сидит», слишком отклонив туловище назад.

Таз поднят очень высоко – ноги почти выпрямлены.

Ученик слишком сильно опирается на руки.

Выпрямление произошло до того, как ноги сделали первое движение.

Маховая нога поднимается чрезмерно высоко.

Обе руки слишком отводятся назад.

Если ученик с первых шагов после старта преждевременно выпрямляется, целесообразно увеличить расстояние до стартовой линии или установить на старте наклонную рейку, ограничивающую возможность подъема. Хорошим упражнением для устранения преждевременного выпрямления бегуна со старта является начало бега из высокого стартового положения с опорой рукой и горизонтальным положением туловища.Обучая низкому старту, необходимо на первых занятиях указать занимающимся, чтобы они не начинали бег до сигнала — фальстарт. При фальстарте надо обязательно возвращать бегунов и обращать их внимание на недопустимость фальстартов. Рекомендуется подавать только один заключительный сигнал. При этом ученики принимают без команды позу, занимаемую по сигналу «Внимание!». Низкий старт по сигналу применяется на занятиях после овладения правильными движениями. Количество повторений может колебаться от 3 до 15.

Оценить работу учащихся, дать домашнее задание

Добавить комментарий