Параллельный способ связи предложений
4.3
Средняя оценка: 4.3
Всего получено оценок: 314.
4.3
Средняя оценка: 4.3
Всего получено оценок: 314.
Предложения в тексте могут связываться тремя разными способами: присоединительным, последовательным (он же цепной) и параллельным. Последний чаще всего используется в текстах описательного и повествовательного вида, ее еще также называют централизованной, поскольку они имеют один и тот же субъект отношений, что позволяет сравнивать тексты с параллельной связью предложений со сложноподчиненными предложениями, в которых подчиняющиеся части относятся к главной по такому же принципу.
Опыт работы учителем русского языка и литературы – 27 лет.
Параллельный способ связи предложений: характерные черты
Наиболее характерная структура текста с параллельной связью выглядит так. Первой идет мысль-зачин, которая представляет собой основной тезис текста. За этой мыслью следует несколько предложений, которые ее раскрывают – они объединены в серию и называется такое явление синтаксическим параллелизмом. Данные предложения параллельны по своей структуре и сказуемые в них выражены в единой форме.
Заканчивается такой текст концовкой, в которой отсутствует параллелизм, обычно меняется временной план. Разобрав текст с такой связью, несложно выделить характерные для всех предложений черты и найти однотипные части.
Предложения, которые соединены параллельной связью, относительно самостоятельны: например, от контекста они зависят меньше, чем при цепной связи. Содержание их также вполне самостоятельное.
Текст с параллельной связью предложений предполагает интересный ритмический рисунок. А еще параллелизм – прекрасная основа для многих стилистических фигур. Так. параллелизм предполагает не только сопоставление, но и противопоставление.
Лучше понять все сказанное поможет пример текста с параллельной связью предложений.
“Он долго сидел на берегу озера. Звезды смотрелись в воду, любуясь собой. Влажный воздух оседал на траве и опавших листьях, покрывал все капельной дымкой. Огни далекого города едва мерцали, представляясь россыпью светлячков. Веяло теплом и нежностью”.
Рассмотрев данный тест, можно заметить, что во всех предложениях соблюдена одна и та же структура: они начинаются с подлежащего, за которым следует сказуемое, выраженное глаголом в прошедшем времени.
Параллельная синтаксическая связь между предложениями в тексте нередко усиливается анафорой, то есть повторением первого слова в каждой синтаксической единице (или даже целого выражения).
Например: “Что есть человек, если не животное? Что есть счастье, если не жизнь на поводу у своих инстинктов? Что есть социум, если не то, что ограничивает свободную волю? Что есть мир, если не место, которым следует наслаждаться?”.
Таким образом, определить параллельный способ синтаксической связи не слишком сложно: если текст описательный или повествовательный, нужно посмотреть на структуру предложений: если она имеет характерные общие черты, то надо найти субъект, к которому могут относиться все три предложения. Совпадение всех трех признаков говорит о том, что параллельная связь между предложениями налицо.
Что мы узнали?
Параллельная связь предложений в тексте предполагает соблюдение нескольких правил. Первое – они все относятся к одному предмету (обычно это мысль-тезис, которая раскрывается в предложениях с параллельной связью). Второе – они идентичны или очень схожи по структуре. И третье – текст обычно относится в повествовательному или описательному типу. В некоторых случаях эти признаки усиливаются анафорой. При этом и по содержанию, и контекстуально предложения в тексте с параллельной связью обычно достаточно самостоятельны.
Тест по теме
Доска почёта
Чтобы попасть сюда – пройдите тест.
-
Лёша Алфёров
10/10
-
Замзагуль Адилова
5/10
-
Валерия Макиева
10/10
-
Андрей Юшин
10/10
-
Арсений Мочалин
10/10
Оценка статьи
4.3
Средняя оценка: 4.3
Всего получено оценок: 314.
А какая ваша оценка?
- Главная
- Справочники
- Справочник по русскому языку 5-9 класс
- Памятки
- Способы связи предложений в тексте
По характеру связи между предложениями все тексты можно разделить на три вида:
- тексты с последовательной (цепной, линейной) связью;
- тексты с параллельной связью;
- тексты с присоединительной связью.
При последовательной (цепной, линейной) связи второе предложение связано с первым, третье со вторым и т. п. Мысль автора развивается последовательно: то, что в первом предложении было “новым”, во втором становится “данным” и т. п.
Например. Однажды мы пошли на экскурсию на автозавод. Там нам показали конвейер. На конвейере собирают новые автомобили. Время сборки каждого автомобиля примерно шесть часов.
При параллельной связи первое предложение содержит тему, даёт общий план картины, а все последующие (сходные по структуре) связаны с первым предложением: объясняют, раскрывают содержание первого предложения.
Например. Наступила осень. Дни стали короче. На улице с каждым днем становится прохладнее. Листья на берёзах пожелтели и стали осыпаться.
Присоединительная связь предложений в тексте – это такой принцип построения высказывания, когда к основному сообщению прикрепляется еще одна часть в виде дополнительной информации.
Например: Он был человеком очень мнительным. И неспроста.
Для связи предложений в «данном» используются следующие средства: лексический повтор, местоимения, синонимы (в том числе контекстные), слова со значением «целое и его части».
Советуем посмотреть:
Орфоэпический разбор
План текста-рассуждения
Описание
План текста-описания
Повествование художественного стиля. Рассказ
Повествование делового и научного стилей
План текста-повествования
Сравнительная характеристика
Способы сжатия текста
Репортаж
Очерк
Как писать свободный диктант
Средства выразительности речи
Памятки
Правило встречается в следующих упражнениях:
6 класс
Упражнение 486,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2
Упражнение 479,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 660,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 732,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
7 класс
Упражнение 328,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 388,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 390,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 391,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
8 класс
Упражнение 39,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 182,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 142,
Бархударов, Крючков, Максимов, Учебник
Способы соединения
Благодаря таким связям, текст может иметь различные смысловые отношения между конструкциями. Для объединения предложений в грамотный и понятный текст авторы применяют два ее вида — цепную и параллельную. Первый случай подразумевает связь новых предложений со старыми, образуя звенья одной цепи. Во параллельном случае кажется, будто конструкции не имеют связи, однако они все же выстроены вокруг единого общего тезиса. Правило использования каждого из случаев следует разобрать подробнее.
Цепное соединение является более распространенным и появляется там, где авторская лексика раскрывает тему по порядку. Каждое следующее предложение будто бы продолжает предшествующее или служит его развитием. Также этот тип связи именуют последовательным/линейным. Работа его совсем проста: из предложения извлекается информация и продолжается уже в новом.
Пара примеров: Тусклое зимнее солнце скрылось за тучами. Оно больше не освещало дома и улицы; Мальчик бежал за кошкой и упал. Животное же скрылось за углом.
В последнем примере кошка упоминается как в первой конструкции, так и во второй. Этот повтор позволяет связывать оба высказывания и постепенно развивать мысль.
Используется цепная связь очень часто. Она встречается в различных литературных стилях:
- Деловом.
- Художественном.
- Публицистическом.
- Научном.
При этом в последнем стиле соединение проявляется наиболее четко, ведь автору в таком проекте нужно создать максимально убедительный и логичный материал. Последовательная связь отлично подходит для повествования, описания и рассуждения. Объяснить это можно тем, что она в некоторой степени имитирует человеческое мышление.
Как можно понять из примера, смысл этой связи заключается в повторе. Чтобы удачно соединить два предложения, они должны содержать одно и то же слово (его синоним) или речь должна идти об одном и том же предмете, вещи и т. д.
Самые популярные варианты линейной связи:
- Лексический, а также синтаксический повтор. В конструкции должны повторяться некоторые элементы предшествующего предложения: На веточке дикой яблони сидела стая синиц. Увидев меня, синицы встревоженно зачирикали.
- Замена синонимами. В таком случае происходит не повтор слова, а его замена синонимом: Мы с отцом собрали полное ведро опят. Грибы были очень вкусными.
- Использование местоимений. Когда это случается, существительные, прилагательные и другие члены предложения замещаются местоимениями: Маша учится на третьем курсе университета. Она увлекается легкой атлетикой и танцами.
Параллельная связь
Когда человек применяет параллельную связь, конструкции в его проекте несколько независимы друг от друга, но все же выстроены вокруг определенного общего тезиса. По содержанию любое из них выглядит независимым, но при этом считается элементом определенного списка, сопоставления и противопоставления. Пример: Наступило утро. Деревня начала просыпаться. Послышались голоса людей и лай собак. Уличные фонари погасли и открылись магазины.
Смысловым центром в составе этих предложений является выражение наступило утро. Именно вокруг него и формируются все остальные конструкции. Еще этот вид связи именуют централизованным.
Какой в этом тексте порядок — почти неважно. Их можно перемешивать, не меняя общего смысла. Стандартная структура текста:
- Центральная мысль, вокруг которой формируются все предложения.
- Серия словосочетаний, которые доказывают или раскрывают тезис.
- Дополнительная часть — смена плана. Это заключительная конструкция, которая служит выводом всего вышесказанного или является «мостиком», связывающим остальной текст.
Небольшой абзац, построенный по такой схеме: Мой пес Тузик — вредное животное. Ночью он громко лает на всех подряд и бегает по двору. По утрам он хочет есть и будит весь дом. Не пройдет и дня, чтобы он не погонял кур по двору и нашего энергичного кота Бориса. Однако я его все равно очень люблю.
Предложения с параллельной связью имеют два характерных признака:
- Параллельность структуры. Это означает, что все конструкции по большому счету сохраняют порядок и форму слов. Для большей значимости можно повторить первое слово.
- Единая форма сказуемых. Обычно это глаголы в единой форме (в последнем примере: лает, бегает, хочет, будит).
Тексты с параллельным соединением помогают человеку передать мысль о нескольких явлениях, случаях и вещах сразу. Нередко такой пример можно встретить в описании или повествовании.
Сочетание способов
В стандартном тексте оба типа связи редко встречаются по отдельности. Если же он большой, то это практически невозможно. Автор сам решает, какой способ соединения выбрать, исходя из поставленных задач и целей. К примеру, для описания местности или помещения выбирается централизованная связь, а о том, что случилось за день — цепная.
Они оба могут встречаться даже в одном абзаце: Маршрутки все не было, а люди начали беспокоиться. Женщина в красном платье теребила часы на руке, посматривая на циферблат. Мужчина морщился и смотрел на дорогу. Однако дорога все так же была безлюдна и пуста.
Разбор: второе и третье предложения имеют централизованную связь, а последнее — цепную.
Средства связи
Для формирования всех связей существуют как грамматические средства связи, так и смысловые. Всего выделяют три группы:
- Лексические.
- Морфологические средства связи.
- Синтаксические элементы.
Каждую из них следует рассмотреть подробнее. Лексические соединения можно условно поделить на шесть типов:
- Лексические повторы или повторение слов/словосочетаний: Мальчик держал в руке мороженое. Мороженое таяло и текло по руке.
- Слова с единым корнем: Я надеялся, что весной я выиграю много наград. Моя надежда, к счастью, сбылась.
- Синонимы и замены близкими по значению словами (контекстуальные синонимы, обороты, родовидовые термины и др.): Книга была издана еще 7 месяцев назад. Повесть была подвержена критике как со стороны профессионалов, так и со стороны читателей; Лермонтов написал роман «Герой нашего времени» в 1838—1840 годах. Великий писатель прекрасно передал атмосферу и настроение того периода.
- Обычные антонимы и контекстуальные: Вдруг все поняли, что друзей у Геннадия Алексеевича мало. Врагов оказалось гораздо больше.
- Слова связки, которые указывают на логику высказывания (так как, получается, в заключение): Фрукты и овощи содержат много витаминов. Именно поэтому их необходимо употреблять ежедневно.
- Термины на одну и ту же тему: Пришло лето. Началась невыносимая жара и полились дожди.
Морфологические и синтаксические
Чтобы создать морфологическую связь, нужно применять разные языковые средства речи. Чаще всего используют:
Части речи | Примеры |
Союзы, частицы и союзные слова | Во время похода я потерял свои часы. Зато наловил целое ведро рыбы. |
Соединение происходит за счет местоимений, местоименных наречий | Рыбаки хорошо устроились у пологого берега реки. Они еще не знали, какой улов их ожидает. |
Наречия места и времени | Посуда на кухне была помыта. Полы и окна просто блестели. Здесь везде царил порядок и чистота |
Глаголы-сказуемые в единой форме времени | Наступила середина зимы. Ударили сильные морозы. Деревья покрылись белоснежным снегом. |
Степень сравнения прилагательного и наречия | Я опоздал на свой рейс. Хуже и быть не могло. |
Синтаксические средства связи можно поделить на 5 категорий. Таблица с примерами и средствами:
Параллельные конструкции синонимов | Мужчина сидел на диване близ телевизора. Ребенок ползал на полу возле его ног. |
Парцелляция — намеренный разрыв связного текста на небольшие части | Девочки уже повзрослели и выползают из своих кроваток. Ползают по комнате. Смеются. |
Неполные предложения | Знаете, где обитают панды? В горных регионах Китая! |
Применение прямого и обратного порядка слов | Это час ей никогда не забыть. Никогда не забыть, как она чуть не попрощалась с жизнью. |
Вводные элементы и риторические вопросы | Во-первых, он самый лучший муж. Во-вторых, он отлично ладит с детьми. |
В сложноподчиненном предложении средством связи служат подчинительные союзы, союзные слова, различные местоимения. В сложносочиненном предложении связь построена на использовании сочинительных союзов: соединительных, противительных и разделительных. Не стоит забывать правильно применять в них запятые.
Бессоюзное соединение существует в сложных предложениях, где все основные элементы связаны при помощи смысла и интонации, без использования союзов.
Для грамотного распознавания нужно понимать, что такое средства связи в русском языке между предложениями или элементами сложного предложения. Кроме того, соединяться могут не только соседние конструкции, но и удаленные.
Авторы не всегда используют все типы в своем тексте. Это больше зависит от целей произведения и его стиля.
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Одиннадцатое января.
Классная работа.
Цепная и параллельная связи в тексте. -
2 слайд
Что такое текст?
Диалог.
Разговор двух или нескольких лиц называется диалогом. Диалог состоит из реплик. Репликой называются слова, обращённые к собеседнику. -
3 слайд
Цепная связь предложений
В тексте предложения могут быть связаны по смыслу последовательно, как бы по цепочке: второе – с первым, третье – со вторым и т.д. Такую связь называют цепной.
Схематически цепную связь предложений в тексте можно изобразить так:
1
2
3
.
.
. -
-
-
6 слайд
Примеры
В поле стоит берёзка. Она, точно живая, вся трепещет на ветру.
С малых лет учись быть верным слову. Верность слову – твоя личная честь.
Человек, впервые встретивший павлина, был поражён его красотой. Грудка птицы горела на солнце, а хвост был расцвечен огромными «глазами».
Все блага и радости жизни создаются трудом. Без труда нельзя честно жить. -
-
8 слайд
Параллельная связь предложений
Предложения в тексте могут связываться без сцепляющих слов. При этом все предложения, начиная со второго, и по смыслу, и грамматически связаны с первым. Они как бы развёртывают, конкретизируют его смысл. Порядок главных членов в них обычно такой же, как и в первом предложении.
Такая связь предложений в тексте называется параллельной. -
9 слайд
Параллельная связь предложений
1
2
3
4
Схематически параллельную связь предложений в тексте можно изобразить так:
.
.
.
. -
-
-
12 слайд
Определи способ связи предложений в тексте
1. Ястреб кинулся на зайца. Русак быстро перевернулся на спину и ударил хищника задними лапами.2. Быстро Владик и Толька перебегали дорожки…Вскоре они очутились высоко над берегом моря.
3. На лесной полянке играют два мальчика. Около них бегают два козлика.
-
13 слайд
Чем сцепляются слова в предложениях?
Там небеса и воды ясны!
Там песни птичек сладкогласны!
а)повторяющимися словами;
б)местоимением;
в)однокоренными словами;
г)близкими по смыслу словами. -
14 слайд
Чем сцепляются слова в предложениях?
По утрам весь омут покрыт туманом. Туманная завеса настолько плотная, что можно заблудиться .
а)повторяющимися словами;
б)местоимением;
в)однокоренными словами;
г)близкими по смыслу словами. -
15 слайд
Домашнее задание:
1. по учебнику русской речи – выполнить письменно упражнение.
-
16 слайд
Подведем итоги.
1. Какие виды связей предложений в тексте вы знаете?
2. Что такое последовательная связь?
3. Какая связь называется параллельной?
4. Перечислите типы сцепляющих слов.
Текст – это совокупность предложений, их всегда роднит общая мысль. При этом они связаны не только по смыслу, но также и грамматически.
Предложения в тексте подчиняются определенному порядку, для этого существует параллельная связь, а также последовательная.
Уже названия этих видов связи подсказывает их отличие.
Нас интересует параллельная. Можно вспомнить математику и параллельные прямые, которые никогда не пересекаются. Так и в нашем случае, предложения в тексте, где использована параллельная связь, по смыслу не связаны.
А как же тогда получается текст и общая мысль? Так вот, для этого существует первое предложение, которое заключает в себе основную мысль, тезис. А все последующие раскрывают смысл этого тезиса.
Очень часто такой вид связи используется в текстах-описаниях. Например, дается введение.
Весна была ранняя.
А далее пишем, какая погода, какие дожди, какая листва, какие птицы…
В заключении – вывод.
И конечно, глаголы в одной форме.