Как составить схему по периодизации

В поисках дополнительной информации о периодизации наткнулась еще на одну статью. Она обещает нам «углубленный взгляд, на то как создать себе лучшую периодизационную тренировочную программу и составить собственную программу с использованием циклирования для максимального роста».

Я ее перевила, ничего прям сверхъестественного в ней, кончено, нет. Общие фразы, общие схемы, которые уже встречались. Дано 3 схемы в качестве примера, для новичков, для подводки к соревнованиям, на силу и массу. Выложу, вдруг кому-то будет интересно (хотя понимаю, что такие посты почти не читаемы).

Для себя буду делать выводы исходя из прочтенного, т.к. волновая периодизация и я вместе долго не живем, но оформлю мысли другим постом и буду ждать советов и тапок.

По схеме статьи – сначала немного воды и убеждение читателей в том, что циклирование нагрузок необходимо. Потом идет пара слов автора о тех этапах тренировок, которые он выделяет, и в конце 3 схемы, использующие указанные этапы. Я все разобью на отдельные блоки, т.к. статья большая, а выкладывать кучей отдельный постов смысла не вижу.

Общая информация:

Ключ к составлению действительно эффективных кратко-, средне- и долгосрочных силовых программ – это разработка системы, которая эффективно планирует, организовывает все тренировочные переменные и управляет ими. Периодизация может быть определенна, как система по составлению программ, которая планирует соответствующие циклы и тренировочные фазы, упорядочивает тренировочный график и манипулирует всеми тренировочными переменными.

Эффективность периодизации в достижении тренировочных целей доказана временем, она используется тренерами и коучерами более 50 лет. Исследованиями доказано, что при помощи периодизации можно достичь лучших результатов, чем при постоянном тренинге или тренинге с нормальным видом прогрессии. Постоянная вариативность тренинга необходима для того, чтобы прогрессировать, когда первоначальная адаптация к тренировкам уже произошла. Нейромышечная система быстро обучается тому, что мы делаем на тренировках и быстро адаптируется ко всем новым тренировочным импульсам, которые мы даем. Когда подобная адаптация имеет место, то прогресс может остановиться или вообще случится откат.

Составление программы.

Тренировочную программу всегда следует рассматривать как непрерывную, но разбивать на долго- и краткосрочные периоды времени, которые можно назвать «циклы». Разбиение программы на циклы является полезным при выделения приоритетов и целей тренировок. Циклы могут очень варьироваться, в зависимости от того, какое количество времени они занимают. Они предназначены для того, чтобы сфокусироваться на одних задачах, в соответствии с установленными приоритетами, в то время, когда меньше внимания отводится на другие. Макроциклы – это долгосрочные циклы, которые могут занимать от нескольких месяцев до года и помогают установить приоритеты и временные рамки для достижения тренировочных целей или индивидуальных потребностей. Макроциклы необходимо разбить на более управляемые сегменты, называемые «мезоциклы».

Мезоциклы облегчают людям отслеживание прогресса, позволяют переосмыслить цели, составить новую программу и внести любые необходимые корректировки (в тренировках, диете, графике сна, восстановлении и т.д.), чтобы остаться во временных рамках макроцикла. Продолжительность мезоцикла может широко варьироваться, обычно в пределах 3-12 недель. Для большинства людей отлично работает нормальный мезоцикл длинной в 6-8 недель. Этого времени достаточно, чтобы ощутить и увидеть результаты, но не устать от процесса. Такие временные рамки достаточно коротки, что позволяет увидеть и скорректировать контролируемые проблемы и избежать неконтролируемых переменных, до того, как они остановят прогресс. Людям следует собирать и обрабатывать столько данных, сколько это предстает возможным в течении мезоцикла, что поможет составить новую программу и продолжить успехи.

Тренировочные фазы.

Мезоциклы (фазы макроцикла) сфокусированы на определенных тренировочных целях, но при этом другие не должны полностью игнорироваться в процессе. Соревнующимся спортсменам обычно надо сфокусироваться на специфических тренировочных фазах, таких как сила, выносливости и/или скорость. Но наибольший профит будет при улучшениях в нескольких, если не во всех, областях. Если человек в течении 6-8 недель стремиться только к силе, то он может потерять выносливость или подвижность, если тренировки этих аспектов не будут увеличены в некоторой степени. Баланс приоритетов – это именно то, для чего предназначены тренировочные фазы.

Многие исследования показали неэффективность попытки одновременно улучшить каждую био-моторную способность в течении тренировочной программы, так как в рамках тренировочной сессии недостаточно времени, чтобы дать различные мышечные импульсы и адаптироваться к ним. Поэтому мезоцикл может быть разделен на тренировочные фазы продолжительностью 1-3 недели, которые сфокусированы в первую очередь на определенной нейро-метаболической адаптации. Такие короткие периоды позволяют прогрессировать в одной области, без потерь в других. Однако, тренировочные фазы должны быть спланированы соответствующим образом на протяжении мезоцикла, чтобы гарантировать, что все приоритеты затронуты. Например, 8 недельный мезоцикл, сфокусированный прежде всего на силе, может включать недельную фазу на развитие выносливости и 1-2 гипертрофийных недели с целью поддержания того состава тела, которого хотелось бы.

Ниже приведены различные тренировочные фазы, которые могут быть включены в мезоцикл в зависимости от цели.

Тренировочные фазы:

Переходная фаза:

Этот этап типичен для первой недели мезоцикла и характеризуется низкой нагрузкой и небольшим тренировочным объемом. Этот этап обычно используют, чтобы начать мезоцикл, когда предыдущий высокоинтенсивный или силовой этап закончен. На протяжении недели оценивают прогресс и те адаптационные изменения, которые произошли в предыдущем мезоцикле. Новая программа составляется и прогоняется с акцентом на технику. Изучаются новые движения и практикуется новый порядок упражнений. Диета и схема питания также пересматриваются. Рекомендованный объем для данного этапа – 1-2 сета каждого упражнения по 12-12 повторений.

Выносливость:

Эта фаза обычно состоит из высокоповторных схем с низкой нагрузкой. Основной фокус направлен на выносливость мышечной и сердечно-сосудистой системы. Однако, для этого этапа логично сфокусироваться на выполнении новых или сложных упражнений, так как вес в упражнениях небольшой, что поможет в оттачивании новых движений. Упражнения, в которых требуется баланс и равновесие идеальны для включения в тренировки на этом этапе. Данная фаза может комбинироваться с другими взаимодополняющими фазами, таких как переходная, или гипертрофия. Рекомендованный объем в пределах 1-3 сета из 15-20 повторений для каждого упражнения, но иногда положено и 50 повторов, в крайних случаях.

Гипретрофийная фаза:

Эта фаза предназначена, чтобы использовать наилучшую комбинацию нагрузки и объема с целью получить мышечную гипертрофию или рост мышц. Сочетание увеличивающейся нагрузки при сохранении высокого или среднего объема также делает этот этап высокометаболичным и стимулирует больший гормональный отклик, чем другие фазы, что способствует потери жира так же хорошо, как и гипертрофии. Гипертрофийная фаза может быть необходима даже тем, кто не заинтересован в большом увеличении мышечной массы, если правильно спланированы выборка упражнений и объем нагрузки для конкретных мышц. Рекомендации по сетам и повтором в пределах 3-5 подходов по 8-12 повторений. Гипертрофийный тренинг охватывает широкий диапазон времени под нагрузкой, поэтому в сочетании с другими описанными фазами могут охватить такие цели тренировок, как фаза гипертрофии-выносливости или гипртрофии-силы.

Силовая фаза:

Для этой фазы характерен высокий уровень нагрузки и сокращение тренировочного объема. Большие периоды отдыха и медленный темп тренинга также способствует привлечению большего количества моторных единиц. Данная фаза сконцентрирована на нейро и внутримышечной адаптации больше, чем фазы гипертрофии или выносливости. Стабильность является необходимым условием для развития силы: поэтому, меньше упражнений, вариантов и техники выполнения, которые бы совпадали в таких тренировочных фазах, как силовая-гипертрофийна и силовая-взрывная. По объему тренировок следующие рекомендации: 5-8 сетов с 3-5 повторениями для каждого упражнения. Исходя из таких рекомендаций, можно увидеть почему большинство людей предпочитают комбинацию силы и гипертрофии, а не силу, ведь такое сочетание большого числа сетов с большими весами – зачастую слишком большой риск за возможные преимущества.

Взрывная сила:

Для взрывной силы, скорость и темп выполнения более важен, даже чем количество повторений. По этой причине, для этой фазы характерно использование средней или даже низкой нагрузки, с небольшим объемом сетов и повторов в быстром темпе. Взрывной тренинг со стандартным набором силовых упражнений сложен, т.к. те усилия, которые не потрачены на выигрыш в скорости должны быть пропорционально распределены на уменьшающийся рабочий вес. Тренировки этой фазы включают такие взрывные упражнения, как силовое взятие на грудь, рывок, плиометрические упражнения. Взрывной тренинг требует быстрого продуцирования силы, плюс увеличивается необходимость в равновесии и балансе. Поэтому, рекомендованный тренировочный объем в диапазоне 3-5 сетов по 5-10 повторений

Разбивка макроцикла на управляемые мезоциклы и последующее разделение мезоциклов на различные тренировочные фазы может выглядеть как сложный процесс, но это стоит таких усилий. Четко обозначить свои цели на период, установить приоритет в макроцикле. Связана ли общая цель с выносливостью, силой, гипертрофией или потерей веса, следующим шагом будет постановка подцелей на разумные периоды времени в течении года, и после планирование мезоциклов, соответствующих их достижению.

3 примера периодизационных схем.

7-ми недельный мезоцикл:

Это базовая фитнес-программа, предназначена решить наиболее частые и общие цели тех, кто не тренировался последнее время на регулярной основе и приоритет данной программы – заложение «фундамента», на котором могут быть построены будущие тренировочные схемы и программы.

Неделя 1

Неделя 2

Неделя 3

Неделя 4

Неделя 5

Неделя 6

Неделя 7

Фаза

Переходная

Выносливость

Гипертрофия-выносливость

Гипертрофия-выносливость

Выносливость

Выносливость

Гипертрофия-выносливость

Темп

3-1-2-1

3-1-2-1

3-1-2-1

3-1-2-1

3-1-2-1

3-1-2-1

3-1-2-1

Сеты и повторы

2 x 10-12

2 x 17-20

1-3 x 12-15

1-4 x 8-10

2 x 17-20

1-3-x 10-12

1-4 x 8-10

Разминка: Велосипед 10 минут + активная растяжка

Первая схема (недели 1 – 7)

Выпады с гантелями

2×10-12

2×17-20

1×12-15

1×8-10

2×17-20

1×10-12

1×8-10

Жим гантелей с груди

2×10-12

2×17-20

1×12-15

1×8-10

2×17-20

1×10-12

1×8-10

Подтягивания

2×10-12

2×17-20

1×12-15

1×8-10

2×17-20

1×10-12

1×8-10

Жим гантелей с плеч

2×10-12

2×17-20

1×12-15

1×8-10

2×17-20

1×10-12

1×8-10

Сгибания ног

2×10-12

2×17-20

1×12-15

1×8-10

2×17-20

1×10-12

1×8-10

Сгибания на бицепс

2×10-12

2×17-20

1×12-15

1×8-10

2×17-20

1×10-12

1×8-10

Разгибания на трицепс

2×10-12

2×17-20

1×12-15

1×8-10

2×17-20

1×10-12

1×8-10

Вторая схема (недели 8 – 14)

Приседания со штангой

2×10-12

2×17-20

3×12-15

3×8-10

2×17-20

3×10-12

3×8-10

Тяга к поясу

2×10-12

2×17-20

3×12-15

3×8-10

2×17-20

3×10-12

3×8-10

Жим гантелей на наклонной скамье

2×10-12

2×17-20

3×12-15

3×8-10

2×17-20

3×10-12

3×8-10

Тяга на прямых ногах

2×10-12

2×17-20

3×12-15

3×8-10

2×17-20

3×10-12

3×8-10

Жим плеч в Смите

2×10-12

2×17-20

3×12-15

3×8-10

2×17-20

3×10-12

3×8-10

Бицепс с гантелями

2×10-12

2×17-20

3×12-15

3×8-10

2×17-20

3×10-12

3×8-10

Жим узким хватом

2×10-12

2×17-20

3×12-15

3×8-10

2×17-20

3×10-12

3×8-10

Заминка: велосипед 10 минут

Макроцикл из 5 этапов:

Приведенная ниже периодизационная схема может быть использована соревнующимися спортсменами. Четкая схема периодизации состоит из 4 или 5 стадий. На каждом этапе своя цель и свой метод выполнения. Вообще, программа движется от многоповторного к малоповторному тренингу с увеличением нагрузки. Каждый этап дает мышцам разный вид стресса, что позволяет прогрессировать без плато.

Этап 1: Гипертрофия

Объем

Высокий

Нагрузка

Низкая

Сетов упражнения

3-6

Повторов в сете

8-20

Тип движения

Медленная концентрическая и эксцентрическая фазы

Цель: Увеличение мышц и выносливость

Этап 2: Сила

Объем

Средняя

Нагрузка

Умеренно высокая

Сетов упражнения

3-6

Повторов в сете

2-6

Тип движения

Как в стадии 1

Цель: Основан на предыдущем этапе, увеличение силы мышц

Этап 3: Взрывная сила

Объем

Средний или низкий

Нагрузка

Очень высокий

Сетов упражнения

3-6

Повторов в сете

2-4

Тип движения

Взрывной подъем

Цель: Развитие взрывной силы. Выбор упражнений исходит из специфики вида спорта.

Этап 4: Пик (Или соревнования)

Объем

Низкий

Нагрузка

Очень высокий

Сетов упражнения

1-4

Повторов в сете

1-4

Эта фаза для пауэрлифтеров, выполняющих тяжелые синглы. Все тренировки на этом этапе на полную мощь

Этап 5: Отдых и восстановление

Объем

Очень низкий

Нагрузка

Очень низкая

Сетов упражнения

2-3

Повторов в сете

12-15

Это 2 или 3 недели отдыха. Этап отдыха или легкий нагрузок позволяет телу восстановится после соревнований.

3 этапа: 15-то недельный мезоцикл для силы и гипертрофии.

Приведенная ниже схема может использоваться для мышечной гипертрофии (роста) в течении 8 недель, с последующими тренировками на силу в течении 4 недель и 2 неделями активного отдыха. После круг может быть начат сначала, и продолжаться так долго, как это необходимо в рамках макроцикла.

Гипертрофия

Сила

Активное восстановление

Недель

1-8

8-13

14-15

Повторов

8

1-5

15-20

Сетов

3

5

2

Нагрузка

60-80% 1ПМ

85-100% 1ПМ

40-50% 1RM1ПМ

Период отдыха

2-3 минуты

3+ минуты

2 минуты

+ по 10 минут разминки и заминки

Здесь нет необходимости иметь строгий план на весь год, так что какие-то изменения могут быть внесены. Только основной план должен быть составлен. План должен отражать тренировочные потребности, слабые места и цели. Намного проще планировать цикл, если поставлена конкретная дата, соревнования или особого случая. Исходя от даты можно структурировать тренировочный год.

Сперва необходимо решить, сколько тренировочных фаз требуется в году. Намного проще планировать, если использовать 3-4 фазы, а не большее количество. Так же стоит обозначить цели для каждой фазы.

Например: вы можете выбрать сперва силу, затем набор массы, третьим этапом взрывную силу и последним этапом отдых и восстановление. После того, как у вас есть план, вы должны наметить объем и нагрузку для каждой фазы, так в силовой фазе потребуется низкий объем и высокая нагрузка. В идеале тренировочные фазы стоит начинать с периода адаптации, высокий объем и маленькие веса, и заканчиваться малоповторным тренингом с большими весами. Тщательная оценка с научной точки зрения требуется, чтобы удостоверится в том, что каждая фаза выбрана так, чтобы позволить достичь поставленной цели на каждом этапе.

Основания и схемы периодизации психического развития

Основания и схемы периодизации психического развития

Л. С. Выготский был первым из отечественных психологов, предпринявшим категориальный анализ проблемы возраста, его динамики, структуры, механизмов смены. Проблему возраста он считал ключевой для детской психологии и для педагогической практики.

Основанием для построения подлинной периодизации психического развития для Л. С. Выготского выступил сам ход детского развития. «Только внутренние изменения самого развития, – писал он, – только переломы и повороты в его течении могут дать надежное основание для определения главных эпох построения личности ребенка, которые мы называем возрастами».[20] В качестве центрального основания различения эпох детского развития он полагал новообразования, которые и являются подлинными критериями, отделяющими один возраст от другого. «Под возрастными новообразованиями следует понимать тот новый тип строения личности и ее деятельности, те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношения к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период».[21]

Совокупность законов, которыми определяется возникновение и смена новообразований возраста, составляет динамику развития. Исходным моментом при определении динамики возраста выступают отношения ребенка с окружающей его средой – социальная ситуация развития. Причем если социальная ситуация развития составляет начало возрастного периода, то психологические новообразования возникают к его концу. Возрастные изменения могут происходить резко, критически и могут происходить постепенно, литически. Кризисы отделяют друг от друга эпохи, или стадии развития. Периоды детской жизни, отделенные друг от друга литически, составляют фазы развития. В свою очередь критический период распадается на три подпериода: предкритический, критический и посткритический; стабильный возраст имеет первый и второй периоды. Представление о динамике возраста легло в основу разработанной Л. С. Выготским периодизации детского развития. Она выглядит следующим образом:

Кризис новорожденности

Младенческий возраст (2 мес. – 1 год)

Кризис одного года

Раннее детство (1–3 года)

Кризис 3 лет

Дошкольный возраст (3–7 лет)

Кризис 7 лет

Школьный возраст (8–12 лет)

Кризис 13 лет

Пубертатный возраст (14–18 лет)

Кризис 17 лет

Идеи Л. С. Выготского о возрасте были развиты в отечественной психологии Д. Б. Элькониным. Он предложил рассматривать каждый психологический возраст на основе: 1) социальной ситуации развития – той конкретной формы отношений, в которые вступает ребенок со взрослыми в данный период; 2) ведущего типа деятельности, реализующего социальные отношения; 3) психологических новообразований, возникающих в этот период. При этом понятию ведущей деятельности в теории и периодизации психического развития Д. Б. Эльконин отводил центральное место, полагая что психическое развитие осуществляется в процессе закономерной смены разных типов ведущей деятельности.

В детском возрасте Д. Б. Эльконин выделил шесть периодов, каждому из которых соответствует свой ведущий тип деятельности: младенческий возраст (0–1 год) – непосредственно-эмоциональное общение; раннее детство (1–3 года) – предметно-манипулятивная деятельность; дошкольное детство (3–7 лет) – сюжетно-ролевая игра; младший школьный возраст (7–10 лет) – учебная деятельность; подростковый возраст (10–15 лет) – общение; ранняя юность (15–17 лет) – учебно-профессиональная деятельность.

Все типы ведущих деятельностей Д. Б. Эльконин делил на две большие группы. Первую группу составляют те из них, на основе которых ребенок ориентируется в основных смыслах человеческой деятельности и осваивает задачи, мотивы, нормы отношений между людьми. Это деятельность в системе «ребенок – общественный взрослый»: непосредственно-эмоциональное общение младенца, ролевая игра дошкольника, общение подростка.

Во вторую группу входят деятельности, внутри которых происходит усвоение общественно выработанных способов действий с предметами. Это деятельность в системе «ребенок – общественный предмет»: предметно-манипулятивная деятельность детей раннего возраста, учебная – младших школьников, учебно-профессиональная – юношей и девушек. В ходе психического развития ребенка происходит закономерное чередование периодов преимущественного освоения предметно-содержательной стороны деятельности и развития на этой основе мотивационно-потребностной сферы и периодов овладения операционно-технической стороной деятельности и формирования внутри нее интеллектуально-познавательных способностей детей.

Общая схема периодизации психического развития в детстве, разработанная Д. Б. Элькониным, представлена на рис. 3.

Периодизация детского развития, разработанная Д. Б. Элькониным, явилась несомненным научным событием в отечественной психологии; она в значительной мере структурировала множество разрозненных представлений и экспериментальных фактов, отдельных теоретических и практических разработок в области возрастной психологии, придав им достаточно стройный облик, а тем самым подтвердила инструментальный характер и эвристичность культурно-исторической концепции в целом. В культурно-исторической традиции разрабатывали свои периодизации А. В. Петровский и Д. И. Фельдштейн. Эти периодизации отличает направленность на выявление закономерностей и периодов развития личности в онтогенезе.

Рис. 3. Схема периодизации детского развития

А. В. Петровский разработал концепцию личности и ее развития с позиций социальной психологии. В созданной им социально-психологической концепции личности представлена реализация идеи Л. С. Выготского о социальной ситуации развития. Он считает невозможным использование понятия ведущей деятельности в разработке общей теории психического развития и его периодизации, полагая, что употребление этого понятия возможно только при педагогическом подходе к становлению личности. Педагогический подход по преимуществу ориентирован на задачи формирования личности, которые на данной возрастной стадии ставятся обществом. И именно с позиций педагогического подхода правомерно вести речь о построении иерархии деятельностей, которые на последовательно сменяющихся этапах онтогенеза должны выступать как ведущие для успешного решения задач обучения и воспитания. А. В. Петровский полагает, что для развития личности на каждом возрастном периоде ведущим является не монополия конкретной деятельности, а деятельностно-опосредствованный тип взаимоотношений, которые складываются у ребенка с наиболее референтной для него в этот период группой.[22]

Д. И. Фельдштейн исследует закономерности и строит периодизацию развития личности в онтогенезе на основе выявления характера, особенностей и этапов социального развития индивида. Личностью ребенок становится только в результате осуществления деятельности, совершаемой вначале с помощью взрослых, а затем и самостоятельно. Одной из важнейших закономерностей социального развития является изменение социальной позиции личности.

Различаются два типа рубежей межуровневого социального развития индивида – промежуточные и узловые. Промежуточные рубежи развития связаны с переходом ребенка из одного периода онтогенеза в другой. Узловые рубежи представляют собой качественные сдвиги в социальном развитии, переход ребенка на новый этап онтогенеза.

В социальном развитии автор выделяет три этапа: 1) до трех лет – социализация в форме освоения предметных действий других; 2) с трех лет – осознание своего Я, первые моменты самоутверждения, освоение норм человеческих отношений, ориентация на оценку общества; 3) с 10 лет – стремление подростка утвердить свое Я в системе общественных отношений. Эти этапы составляют две фазы становления личности в период от рождения до зрелости. На первой фазе – детства (от 0 до 10 лет) – происходит становление личности на уровне еще не развитого самосознания. На второй фазе – подростничества (от 10 до 17 лет) – происходит активное формирование самосознания, становление социальной позиции общественно ответственного субъекта.[23]

Достоинство представленных подходов к построению периодизации состоит в хорошо аргументированном различении между общепсихологическим развитием индивида и развитием личности, что позволяет различить «психическое» и «субъективное». Сильная сторона периодизации онтогенетического развития личности – включение индивидуальных особенностей развития в социально-психологический контекст, трактовка развития личности как процесса последовательного прохождения индивида на своем жизненном пути социальных объединений, иерархически расположенных на ступенях онтогенеза.

Однако периодизации, разработанные Д. Б. Элькониным, А. В. Петровским и Д. И. Фельдштейном, не выходят за границы детского возраста. И связано это в первую очередь с тем, что они являются периодизациями развития личности ребенка лишь в ограниченном интервале жизни человека, т. е. оказываются частными периодизациями. Актуальной остается задача разработки интегральной периодизации общего развития субъективности человека в онтогенезе.

Представляется целесообразным подвести основные теоретические итоги развития отечественной возрастной психологии, которые в обобщенной форме можно свести к следующим:

1. Психическое развитие в онтогенезе представляет собой закономерный (а значит, познаваемый), подчиняющийся своей внутренней логике (а значит, самостоятельный) процесс.

2. В целостном процессе психического развития выделяются качественно определенные ступени, этапы, периоды, позволяющие строить периодизации психического развития.

3. Закономерности психического развития едины для всех детей одного возрастного периода; индивидуальные вариации не выходят за пределы возрастной нормы.

4. В основе психического развития лежат закономерности смены ведущих типов деятельности и изменения характера общения ребенка и взрослого; смена типов деятельности проходит в критических периодах развития.

5. Движущей силой психического развития является собственная деятельность ребенка, в которой он под руководством взрослого воспроизводит и присваивает исторически сложившиеся человеческие способности.

6. Обучение и воспитание как способы присвоения опредмеченных в культуре и общественно-исторически заданных способностей являются всеобщими формами психического развития человека.

7. Посредством изменения практики образования и общественного воспитания возможно изменение возрастных характеристик развития.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читайте также

Основные закономерности психического развития ребенка

Основные закономерности психического развития ребенка
Психическое развитие ребенка зависит от целого ряда факторов. Прежде всего от тех качеств, которые заложены в нем природой. Они характеризуют строение и функции его организма. Особая роль отводится нервной системе

Показатели физического и психического развития ребенка

Показатели физического и психического развития ребенка
Третий год жизни ребенка – это последний год раннего детства или ясельного возраста. Ребенок готовится к переходу в дошкольный мир, к поступлению в детский сад. Рассматривая этот период жизни малыша, следует

Особенности психического развития детей

Особенности психического развития детей
Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Развитие ребенка в дошкольном детстве. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Зарубежные психологи о развитии ребенка-дошкольника. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.Диагностика готовности ребенка к школе

2.1. Клинические проявления при задержке психического развития

2.1. Клинические проявления при задержке психического развития
Анализ теоретических разработок и повседневной практики показывает, что в медицине задержку психического развития относят к группе пограничных форм интеллектуальной недостаточности. По результатам

2.2. Систематика задержек психического развития

2.2. Систематика задержек психического развития
В настоящее время существует несколько видов классификаций задержек психического развития: клинические (Г. Е. Сухарева, М. С. Певзнер и Т. А. Власова, В. В. Ковалев, Ю. Г. Демьянов), клинико-психолого-педагогическая (К. С.

2.3. Особенности психического развития при задержанном дизонтогенезе

2.3. Особенности психического развития при задержанном дизонтогенезе
В отечественной дефектологии понятие «задержка психического развития» является в большей степени психолого-педагогическим и характеризует, прежде всего, отставание в психическом развитии ребенка.

3.1. Организация помощи детям с задержкой психического развития на современном этапе общественного развития

3.1. Организация помощи детям с задержкой психического развития на современном этапе общественного развития
Наличие подобной группы детей обратило на себя внимание исследователей еще в девятнадцатом столетии (Н. А. Добролюбов). Они описывались под разными названиями:

Основные понятия психологии развития и факторы психического развития

Основные понятия психологии развития и факторы психического развития
Нервно-психическое развитие является одним из основных показателей здоровья ребенка. Родители, учителя, врач-педиатр должны уметь правильно оценивать нервно-психическое развитие и психологическое

2.2. Натуралистические концепции психического развития человека

2.2. Натуралистические концепции психического развития человека

Теория рекапитуляции как первая теоретическая концепция в детской психологии
Исторически первым в объяснении процессов психического развития ребенка выступил эволюционно-биологический, или

2.3. Социологический (культурологический) подход к изучению психического развития человека

2.3. Социологический (культурологический) подход к изучению психического развития человека

Социум как объяснительный принцип во французской социологической школе
Своя объяснительная конструкция психического развития была предложена исследователями, полагавшими

Экспериментальная разработка проблем психического развития в 1960–80-е гг

Экспериментальная разработка проблем психического развития в 1960–80-е гг
В 1960-е гг. в истории отечественной возрастной психологии начинается новый этап. Он был подготовлен теоретическими разработками проблем онтогенеза на основе реализации культурно-исторического

3.3. Общая теория психического развития в советской психологии

3.3. Общая теория психического развития в советской психологии

Культурно-историческое учение о природе психического
Общепризнанной теорией психического развития в отечественной возрастной психологии и в педагогической практике выступило культурно-историческое

Закономерности психического развития в онтогенезе

Закономерности психического развития в онтогенезе
Согласно Л. С. Выготскому, движущую силу психического развития составляет обучение как специально организованный процесс воздействия на ребенка. Он писал, что «правильно организованное обучение ребенка ведет за собой

1.2. Общенаучные подходы в изучении психического развития

1.2. Общенаучные подходы в изучении психического развития

Системный подход в изучении психических явлений
Системный подход представляет собой особое направление в методологии научного познания, в основе которого лежит представление об объекте как системе. В качестве

Деятельностный подход в изучении психического развития

Деятельностный подход в изучении психического развития
Особое место в психологии занимает деятельностный подход, успешно разрабатываемый в отечественной психологии благодаря работам А. Н. Леонтьева и С. Л. Рубинштейна. Категория «деятельность» в психологии выступила

§ 7. Атипия психического развития

§ 7. Атипия психического развития
Проблема левшества является уже долгие годы одной из наиболее активно обсуждаемых в различных областях науки о человеке. Право или леворукость — одно из важнейших его психофизиологических свойств, отражение которого актуализируется в

Возрастной этап

Признаки возрастного
этапа

Социальная ситуация
развития

Характеристика ведущей
деятельности

Кризисные проявления

Основные новообразования

Характеристика
познавательной, эмоциональной и мотивационной сфер развития

Особенности поведения и
ведущие направленности жизнедеятельности.

Новорожденность (1-2
мес.)

Адаптация ребенка к
новым, внеутробным условиям жизни.

Полная биологическая
зависимость от матери.

       –

Кризис новорожденности.
Признаки: потеря в весе.

Комплекс оживления

Первые мгновений общения с матерью , заложение
фундамента
«симпатий
и антипатий»
.

Малое различие сна и
бодрствования, преобладание торможения над возбуждением, спонтанная
двигательная активность

,установление эмоциональной связи с матерью.

Младенческий возраст ( от
2-х месяцев до 1 года )

Психика ребенка развивается в
результате совместной деятельности ребенка и взрослого
.

Неразрывная связь ребенка
со взрослым. Ситуация “МЫ”

Непосредственно-эмоциональное
общение, или ситуативно-личностное общение со взрослым.

Аффективные вспышки, если
взрослые не понимают или не хотят выполн. его желания.

Ходьба или
попытки ходьбы и первые слова. Потребность в общении со взрослым.
Диффренцированные ощущения и эмоциональные состояния. Восприятие объектов.
Автономная речь.Начальные формы наглядно-действенного мышления.
Кратковременная фиксация на объектах.(непроизвольное внимание)

Основывается на
потребности общения со взрослыми. Процесс общения становится более эмоц.
Предметно-познавательная деят. Манипуляция с предметами. Логика многозначна и
ситуативна.

Действия с предметами.

Раннее детство ( 1-3
года)

Единство
эмоционального и действенного отношения к непосредственно воспринимаемому
миру. Поведение ребенка ситуативно.

Сотрудничество со
взрослым Ситуация “РЕБЕНОК – ПРЕДМЕТ – ВЗРОСЛЫЙ”. Познание мира окруж. Вещей.

Предметно-манипулятивная
деятельность.

Негативизм – реакция не
на содержание предложения взрослых, а на то, что оно идет от взрослых. Упрямство,
строптивость, своеволие, симптом обесценивания.

Речь и 
наглядно-действенное мышление. Сознание «Я сам». Возникает игра с сюжетом.

«Аффективное восприятие
объектов и ситуаций. Наглядно-действенное мышление. Формирование внутреннего
плана действий. Узнавание и воспроизведение. Непроизвольное внимание.
Эмоциональная завышенная самооценка.

Способность к передвижению. Способность ориентироваться в пространстве. Благодаря этому возможность
изучит большее кол-во окруж. Вещей.

Дошкольный
возраст

(3 – 7 лет)

Познание мира
человеческих отношений. Творчество. Первоначальное становление личности.

Отделение ребенка от
взрослого. Две системы социальных отношений: “ребенок – взрослый” и “ребенок
– дети”. Имитация мира человеческих отношений.

Сюжетно-ролевая игра.

Поведение
теряет детскую непосредственность. Манерничанье, паясничанье, кривляние.
Появление оспаривания выполнять родительскую просьбу, отказ от привычных дел
и обязанностей. Демонстративная «взрослость».

Потребность в
общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности. Творчество.

Соподчинение мотивов.
Самосознание. Правильная речь. Развитая непроизвольная память, начало
развития произвольной памяти. Целенаправленное анализирующее восп.
Наглядно-образное мышление, в конце преиода- переход к словестн. Мышл.

Игра.

Младший
школьный возраст

(7 – 11 лет)

Начало школьной жизни, с
преобретанием соответствующей позиции, мотивации, обязанностей.

Переход от свободного от
постоянных обязанностей существования к обязательной, общественно-значимой  и
общественно-оцениваемой деятельности. Социальный статус школьника.

Учебная деятельность.

“Я
сам” в социальном смысле.Глубокий мотивационный кризис, когда мотивация,
связанная с занятием новой социальной позиции исчерпана (учебе превратилась в
житейскую обязанность), а содержательные мотивы учения зачастую отсутствуют.
Снижение продуктивности и способности к учебной.
Негативизм.

Произвольность.
Внутренний план действия. Самоконтроль. Рефлексия. Чувство компетентности.

Внутренняя позиция
школьника, учебная мотивация. Теоретическое мышление. Анализирующие
восприятие. Произвольная смысловая память. Произвольное внимание.  Адекватная
самооценка. Обобщение переживаний, логика чувств и появл. Внутр.  Жизни.

«Школьная жизнь». Учеба.

Подростковый
возраст

(11 – 15 лет)

Переход от детства к
взрослости. Половое созревание.

Стремление приобщиться к
миру взрослых, ориентация поведения на нормы и ценности этого мира.
Эмансипация от взрослых и группирование.

Интимно-личностное
общение в процессе обучения и организационно-трудовой деятельности.

Становление
человека как субъекта собственного развития.

Чувство  «взрослости».
(младший подростковый возраст)Самооценка. «Я-концепция»(старш. Подростк.
Возраст).

Теоретическое
рефлексивное мышление. Интеллектуализация восп. и памяти. Личностная рефлексия.
Гипертрофированная потребность в общении со сверстниками.

Стремление
подростка занять положение в группе сверстников.

Старший школьный возраст
или ранняя юность (15 – 17 лет)

Переход к самостоятельной
взрослой жизни. Стабилизация личности.

Первоначальный выбор
жизненного пути.

Учебно-профессиональная
деятельность.

Страх ошибок в выборе
жизненного пути. Жизнь настоящим, смутное представление будущего.
Ответственность за свой выбор перед собой и близкими.
Философская интоксикация сознания, оказывается поверженным в сомнения, раздумья,
мешающие его активной деятельной позиции.

Мировоззрение.

Профессиональное
самоопределение.

Идеалы. Идентичность.

Дифференциация
способностей. Ориентация на будущее. Нравственная устойчивость поведения. Формально-логическое,
формально-операциональное мышление. Совершенствуется владение сложными
интеллектуальными операциями анализа, синтеза, теоретического обобщения и
абстрагирования, аргументирования и доказательства. эмоциональная
восприимчивость часто сочетается с категоричностью и прямолинейностью
юношеских оценок окружающего.

Учебно-профессиональная деятельность.

Юнность (от 17 до 20-23
лет )

Первый период взрослой,
самостоятельной жизни.

Выбор жизненного пути.
Уход из родительского дома.

Учебная, служба в армии
или поиск работы.

Окончательное
самоопределение.

Реализация жизненных
планов или поиск себя.

Три варианта направленности:
учеба в ВУЗе, поиск работы или служба в армии.

Молодость ( от 20-23 до
30 лет)

Осуществление жизненных
целей. Расцвет любви и дружбы.

Выбор спутника жизни и
создание семьи
.
О
владение
выбранной профессией
.

Труд.

Представления о жизни, сложившиеся
между 20 и 30 годами, не удовлетворяют
чел.  Происходит
переоценка ценностей, критический пересмотр своего Я
.

Семейные отношения и чувство
профессиональной компетентности
.
Рождение детей.

Осознание своих качеств,
способностей, возможностей, знаний, интересов; целостная оценка себя как
чувствующего и мыслящего существа.
Развиваются
теоретическое мышление, умение абстрагировать, делать обобщения. Происходят
качественные изменения в познавательных возможностях
. Реальный «Я» – образ.

Поиск партнера. Создание семьи,
профессиональный рост. Человек более-менее прочно утверждается во взрослой
жизни.

Зрелость ( от 30 до 60-70
лет)

Человек должен раскрыть
свой потенциал, реализовать себя во всех сферах, исполнить жизненное
предназначение.

Реализации себя, полного раскрытия
своего потенциала в профессиональной деятельности и семейных отношений.
Осознание ответственности
за содержание своей жизни перед самим собой и перед другими людьми.

Труд. Творческий труд.

Проблема убывающих физических сил,
привлекательности

– жестокий
удар по самооценке и Я-концепции
.
изменяются
социальные ожидания. Пришло время оправдывать надежды общества и создать
какой-то социально значимый продукт, материальный или духовный, иначе
общество переносит свои ожидания на представителей более молодого поколения.

Продуктивность в
профессиональном плане и в плане воспитания следующего поколения.

Совмещение процессов
повышения, стабилизации и понижения функционального уровня отдельных функций
и познавательных процессов. О
бобщение
на словесном материале

 С
пособность
самому ставить проблемы
,
достойные иногда усилий многих поколений
Совершенствование профессиональной
памяти
.

Расцвет деятельности, передача
опыта  младшим поколениям.

Поздняя зрелость или
старость ( после 60-70 лет)

Заключительный период
жизни, включающий изменение позиции человека в обществе и играющий свою
особую роль в системе жизненного цикла.

Смена общественной
позиции, с выход на пенсию и удаление от активного участия в производительном
труде.  О
тношения
с родственниками
.
С
тремление
воспитывать, подготовить себе «достойную замену» на работе

Если пожилой человек
стремится сохранить себя как личность, то в этом случае в качестве ведущей
деятельности в старости можно рассматривать структуризацию и передачу опыта,
наставничество молодых. С
тремление
«успеть» сделать то, что еще не успел

Встает ряд вопросов
связанных со смертью. Отношение к ней зависит от направленности личности.(
генодистическое –быстро заканчивают сущ, эгоистическое – интенсивное
старение, доживание, духовно-нравственное – сохраняется содержание жизни.

Принятие своей жизни.

Жизненная мудрость.

Счастливая старость.

Интегрированность,
цельность.

Снижение психического
тонуса, силы и подвижности
.
Возрастает время реакции, замедляется обработка перцептивной информации и
снижается скорость когнитивных процессов.  Ведущим типом памяти становится
логическая. Появляется выраженная озабоченность – не вполне осознаваемое
состояние. Озабоченность собственным здоровьем, политическим и экономическим
положением в стране, будущим детей и внуков – в целом все понемногу.
Хроническая озабоченность помогает старым людям выработать тактику сбережения
усилий и тем самым избежать фрустраций.

Другим характерным эмоциональным
переживанием пожилых людей является возрастно-ситуативная депрессия при
отсутствии жалоб на это состояние. Депрессия проявляется в ослаблении
аффективного тонуса и живости.

На пороге старости человек решает
для себя вопрос: пытаться ему сохранить старые и создавать новые социальные
связи или перейти к жизни в кругу интересов близких и своих собственных
проблем, перейти к жизни индивидуальной. Этот выбор определяет стратегию
адаптации – сохранение себя как личности (поддержание и развитие социальных
связей) или сохранение себя как индивида.

Преподаватель:
Великановская Л. А.

  • Структурно-логические схемы
  • Психология
  • Схема периодизации психического развития

Схема периодизации психического развития

Схема периодизации психического развития

  1. Принципы и схемы возрастной периодизации.

Возрастная
периодизация
 —
периодизация этапов в жизни человека
и определения возрастных границ
этих этапов, принятая в обществе система
возрастной стратификации.
В
основе возрастных периодов лежат
определенные закономерности развития,
знание которых необходимо педагогу при
обучении и воспитании развивающейся
личности.

При этом советские
психологи опираются на положение Л. С.
Выготского о том, что возрастная
периодизация должна основываться на
сущности самого процесса развития. Как
указывалось выше, развитие ребенка—это
присвоение им исторического опыта в
ходе организованной взрослыми деятельности
и общения.
Исходя из этого выделяются два
основных принципа в подходе к развитию
ребенка: принцип историзма и принцип
разлития в деятельности.

Эти принципы были выдвинуты и раскрыты
советскими психологами С. Выготским,
П. П. Блонским, А. Н. Леонтьевым, Д. Б.
Элькониным, В. В. Давыдовым и др.

Каждому
возрастному периоду, подчеркивает А Н.
Леонтьев, соответствует определенный
вид деятельности, который влияет на
развитие и формирование всех черт
личности ребенка и ее познавательных
возможностей, характерных именно для
этого периода. В этом виде деятельности
происходит формирование новой ведущей
деятельности, определяющей следующий
этап возрастного развития.

Периодизация Выготского. Схема

  • Л. С. Выготский выделял
    следующие периоды:

  • кризис
    новорожденности (до 2 мес.)

  • младенческий
    возраст (до 1 года)

  • кризис
    1 года

  • раннее
    детство (1-3 года)

  • кризис
    3 лет

  • дошкольный
    возраст (3-7 лет)

  • кризис
    7 лет

  • школьный
    возраст (7-13 лет)

  • кризис
    13 лет

  • пубертатный
    возраст (13-17 лет)

  • кризис
    17 лет

  1. Акселерация, основные тенденции, причины.

Понятие
об акселерации физического развития
введено в 1935 г. немецким специалистом
по школьной гигиене Кохом, который
обозначил этим термином, ранее применявшимся
в теоретической биологии, ускорение
роста и развития детей.Ускорение темпа
роста и развития организма детей и
подростков по сравнению с темпом прошлых
поколений получило название акселерации
(от лат. «ускорение»). Суть ее состоит в
том, что у современного поколения этап
биологического созревания завершается
несколько раньше, чем у предыдущего.
Ускорение развития детей начинается с
самого раннего возраста. Наиболее ярко
это явление проявляется в подростковом
возрасте. Так, например, длина тела детей
13-15 лет в среднем увеличилась на 2,5 см
за последнее десятилетие.

Акселерация
характерна для всех возрастных периодов
развития детей – от новорожденности до
подросткового возраста. Анализ размеров
тела и темпов соматического роста в
грудном, дошкольном и школьном возрастах
указывает на более раннее удвоение
массы тела, более раннее достижение
ребенком периода, когда обхват грудной
клетки достигает величины окружности
головы. В начале ХХ в. этот период
приходился на 1,5-2 года, а в 1960-е годы – на
2-3-й месяцы жизни.

Выдвинуто
множество гипотез причин акселерации,
однако ни одна из них не может исчерпывающе
объяснить этот сдвиг. Скорее всего,
акселерация – это следствие какой-то
общей тенденции к изменениям в биологии
современного человека, происходящим
под влиянием комплекса факторов. Основные
теории, объясняющие
причины акселерации, следующие:

1.
Физико-химические: гелиогенная (влияние

солнечной радиации); радиоволновая,
магнитная, влияние электромагнитного
поля); космическая радиация; повышенная
концентрация углекислого газа.

2.
Теории отдельных факторов условий
жизни
:
алиментарная; нутритивная; повышенной
информации.

3.
Генетические: циклических биологических
изменений; гетерозиса (смешения
популяций).

4.
Теории комплекса факторов условий
жизни: урбанистического влияния;
комплекса социально-биологических
факторов.

  1. Показатели
    физического развития детей и подростков.

Одним
из важнейших показателей
здоровья растущего организма является
физическое

развитие. Под физическим развитием
ребенка понимается степень развития
морфо-функциональных признаков, которые,
с одной стороны, определяют запас его
физических сил, а с другой стороны,
являются критерием нормальности процесса
роста и формирования организма ребенка
в каждом конкретном возрасте. Физическое
развитие подчиняется общебиологическим
законам, а также действию
социально-экономических, медико-биологических
и экологических факторов.

При
этом установлено, что отклонения в
сроках возрастного развития и
дисгармоничность морфо-функционального
состояния, как правило, сочетаются с
изменениями в состоянии здоровья детей,
и чем более значительны нарушения в
физическом развитии, тем более вероятность
заболевания. В связи с этим оценка
физического развития детей включается
в качестве важного показателя в любую
программу изучения состояния здоровья,
от массовых профилактических осмотров
детей и подростков до анализа отдельных
патологических состояний. Существует
балльная оценка состояния здоровья
детей, в которой учтены группа здоровья
и физическое развитие.

Оценка
физического развития может осуществляться
методом сигмальных отклонений

с графическим изображением профиля
физического развития; по шкалам регрессии;
центильным методом; с помощью
скрининг-тестов.

В
последние годы широкое распространение
в практике получил метод комплексной
оценки физического развития, который
предполагает не только определение
морфо-функционального статуса (степени
и гармоничности развития), но и установления
уровня биологического развития детей.

Показателями
биологического развития детей дошкольного
и младшего школьного возраста являются:
длина тела, прибавка длины тела за
последний год, число постоянных зубов
(«зубная зрелость») и др. В старшем
школьном возрасте (пубертатном периоде),
помимо указанных, определяют степень
выражение вторичных половых признаков,
сроки наступления первой менструации
у девочек.

Достоверно
установлено, что дети и подростки,
имеющие гармоничное, соответствующее
возрасту физическое развитие, наиболее
благополучны в отношении состояния
здоровья, так как адаптационные
возможности ребенка, устойчивость его
к различным нагрузкам (физического и
психического порядка) в данном случае
оптимальны. Замедление или ускорение
созревания, напротив, рассматривается
как фактор риска возникновения различных
заболеваний — у крайних вариантов
развития обычно выявляются значимые
различия по ряду нозологических форм.

При
ускоренном темпе развития у детей часто
наблюдается снижение физической
работоспособности, наклонность к
аллергическим заболеваниям, гипертрофия
миндалин, гипертонические реакции.

Отставание
биологического возраста у детей обычно
сочетается со сниженными антропометрическими
показателями, частыми отклонениями со
стороны опорно-двигательного аппарата,
нервной и сердечно-сосудистой систем.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Добавить комментарий