Схема сложносочиненного предложения
4.6
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 566.
4.6
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 566.
Составление схемы сложного предложения необходимо не только для того, чтобы выполнить данную часть задания по синтаксическому разбору, но и для того, чтобы понять, по какому принципу построено предложение. Кроме прочего, это необходимо еще и для того, чтобы все знаки препинания были расставлены верно. Все это касается, конечно, и сложносочиненного предложения, составление схемы которого может представлять определенные трудности для учащихся. Чтобы составить его схему правильно, нужно учесть ряд важных моментов.
Опыт работы учителем русского языка и литературы – 27 лет.
Схема сложносочиненного предложения: этапы ее составления
Для начала нужно определиться с тем, сколько частей входит в разбираемую синтаксическую единицу и каким образом они связаны, то есть найти все грамматические основы, а также сочинительные союзы, которые служат для связи простых предложений в общее сложное.
Сочинительные союзы могут быть не только простыми, но и составными, так что их части могут находиться в разных частях предложения.
Когда будут определены границы частей сложносочиненного предложения, можно приступать к составлению схемы. Поскольку все части в этой синтаксической единице равноправны, они обозначаются квадратными скобками. При этом и знак препинания, и союз выносятся за скобки.
Примеры составления схемы сложносочиненного предложения
Проще всего данный материал рассмотреть на примерах – несколько будут приведены ниже.
Она старалась не плакать, но чувства были слишком сильными. В этом предложении две грамматические основы, а значит, две части, которые связаны между собой сочинительным союзом но, перед которым стоит запятая. Следовательно, схема данного предложения будет выглядеть следующим образом: […], но […]. Это самый простой пример.
Вот более сложное предложение. Фиалки уже отцветали, а на смену им готовились прийти яркие и ароматные тюльпаны – и разносящий по степи их запах ветер был первым предвестником перемен. В данном предложении три грамматические основы, а значит, три равноправные части. При этом во второй использован сочинительный союз а, перед которым стоит запятая, а в третьем – сочинительный союз и, перед которым стоит тире. Следовательно, схема этого сложносочиненного предложения будет такой: […], а […] – и […].
Рассмотренные примеры сложносочиненных предложений со схемами показывают, как важно внимательно подходить к вопросу их составления.
Составление схемы сложносочиненного предложения: важные моменты
Сложносочиненные предложения с разрывом конструкции – большая редкость, поэтому при составлении схемы следует быть внимательнее: возможно, речь идет не о разрыве конструкции, а о двух разных частях предложения.
Обычно в сложносочиненном предложении используется такой знак препинания, как запятая, однако если оно достаточно объемное, то между несколькими частями может ставиться и точка с запятой. Тире же хоть и используется, но все же достаточно редко.
Что мы узнали?
Непосредственно перед составлением схемы сложносочиненного предложения необходимо проделать подготовительную работу по определению количества частей, из которых состоит синтаксическая единица. Кроме того, необходимо определить, с помощью каких синтаксических союзов эти части связаны и какие между ними стоят знаки препинания. Поскольку части сложносочиненного предложения равноправны, на схеме они обозначаются квадратными скобками, между которыми ставится соответствующий знак препинания, а после него – сочинительный союз. При составлении схемы очень важно проявить внимательность и правильно определить границы предложений.
Тест по теме
Доска почёта
Чтобы попасть сюда – пройдите тест.
-
Nonna Alehina
8/10
-
Sasha Milekhin
9/10
-
Людмила Новицкая
9/10
-
Лиза Лузина
10/10
-
Сергей Ефремов
9/10
Оценка статьи
4.6
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 566.
А какая ваша оценка?
Для чего вам может понадобиться схема предложения? Вариантов несколько. К примеру, составить схему предложения нужно при его синтаксическом разборе.
Вы также можете схематически изобразить части предложения для себя, чтобы четче представить его структуру и проследить логику присоединения частей предложения друг к другу (актуально для сложных предложений).
Если уж зашла речь о сложных предложениях, с помощью схем удобно анализировать предложения с разными видами связи. А в простых схема помогает наглядно представить синтаксическую структуру.
В общем, как ни крути, схемы предложений в русском языке – вещь далеко не бесполезная. Вот мы сейчас и обобщим эту тему. С тем, чтобы вы этой статьей могли воспользоваться как справочным материалом. Кстати, чтобы правильно составлять схемы, не мешает повторить некоторые темы по синтаксису. Сейчас будем разбирать примеры схем и одновременно повторять. Так что от статьи вам будет двойная польза – заодно получите конспект по видам предложений, знакам препинания при прямой речи, однородных членах и т.д. будет.
План составления схемы предложения
- Внимательно прочитайте предложение, обратите внимание, какое оно по цели высказывания: повествовательное, вопросительное иди побудительное. И приметьте, какое по эмоциональной окраске: восклицательное или не восклицательное.
- Определите грамматические основы. Какими частями речи они выражены?
- После этого будет уже несложно сказать, простое перед вами предложение или сложное.
- В сложном предложении определите границы входящих в его состав простых и с помощью простого карандаша обозначьте их вертикальными чертами. Кстати, причастный и деепричастный оборот и другие виды осложнения также отделите такими чертами.
- Подчеркните дополнительные члены предложения (прерывистой линией – дополнение, волнистой – определение и причастный оборот целиком, «точка-тире-точка» – обстоятельство и деепричастный оборот). Какими частями речи они представлены?
- Если перед вами сложное предложение с союзной связью между его частями, обратите внимание на союзы: сочинительные они или подчинительные.
- Предыдущий пункт поможет вам правильно обозначить предикативные части сложного предложения. Так, части сложносочиненного и бессоюзного сложного предложения равноправны, обозначьте их квадратными скобками. Придаточное предложение в сложноподчиненном предложении обозначьте круглыми скобками. Не забудьте, что союз/союзное слово тоже надо в них включается.
- В сложноподчиненном предложении в главной части найдите слово, от которого можно задать вопрос к придаточному предложению, обозначьте его крестиком. От слова проведите карандашом стрелку к придаточному и запишите вопрос. Бывает и так, что вопрос к придаточному ставится от всего главного предложения.
- И вот теперь на очереди схема простого/сложного предложения – смотря что там у вас. Начертите линейную графическую схему, на которую переносите все основные обозначения, которыми до этого расчертили предложение. В частности, границы предложений, грамматические основы, осложнения, если предложение осложнено, связь между предложениями и стрелку с вопросом, союзы и союзные слова.
- Для сложных предложения с несколькими придаточными потребуется вертикальная схема, чтобы корректно отобразить последовательное, параллельное или однородное подчинение. Мы такие рассмотрим ниже на конкретных примерах.
- Цифрами над частями сложного предложения можно обозначить уровни придаточных, которые будут отражать их позицию в составе сложного предложения. Главное предложение никак не обозначается.
Иногда у преподавателей могут быть специфические требования. Например, обозначит на схеме, кроме главных, дополнительные члены. Кроме того, случаются и обратные задания, когда надо составить по схеме предложение. Пример такого задания вы найдете дальше.
СЛОЖНА-А-А 🙀 Ты же знаешь, что если не разобраться в теме сейчас, то потом придется исправлять оценки. Беги на бесплатное онлайн-занятие с репетитором (подробности тут + 🎁).
Схемы простых предложений
Вот давайте сразу и начнем с задания, без шуток, уровня 2 класса: нужна схема простого предложения вида «подлежащее – сказуемое – подлежащее». Простой пример:
При этом вы держите в голове, что простое предложение на основании наличия главных членов может быть одно- и двусоставным. По наличию второстепенных членов – распространенным и нераспространенным (в примере выше какое?). А также по наличию полного или урезанного набора необходимых членов предложения делятся на полные и неполные.
Перенося главные члены предложения на схему, не дайте сказуемым себя запутать. Они бывают:
Теперь переходим в 5 класс и возьмемся за схемы предложений с обращением и другими видами осложнений простых предложений.
Обращение: обозначается О, знак от остального предложения отделяется на схеме при помощи двух вертикальных линий – │ │. Обращение не является членом предложения и имеет значение лишь его местоположение и стоящие при обращении знаки препинания:
На схеме с однородными членами предложения последние обозначаются кружком – ○, в котором можно отметить их синтаксическую роль в предложении (однородные дополнения, или обстоятельства, или подлежащие – любой из возможных вариантов). Также на схему переносятся стоящие при них союзы и знаки препинания. Обобщающие слова обозначаются тоже, например, кружком, только с точкой посередине. А мы в этой статье используем квадратик – так нам удобнее:
Предложения с вводными словами: можем обозначить их как ВВ и тоже заключить в две вертикальные линии – членом предложения вводные слова не являются. В остальном для схемы с вводным словом важны те же аспекты, что и для схемы с обращением:
В схеме с причастным оборотом, кроме знаков препинания, обозначают определяемое слово. В схеме с деепричастным оборотом и конструкциями со значением присоединения и уточнения – самое важное обозначить их место в предложении:
Вы также наверняка помните, что простое предложение может быть осложнено обособленными членами (некоторые из них уже отражены в примерах выше):
- обособленными определениями (согласованными и несогласованными, одиночными и распространенными, к этой категории относятся и причастные обороты);
- обособленными дополнениями;
- обособленными обстоятельствами (деепричастия, деепричастные обороты, существительные и наречия в роли обстоятельств).
Предложения с прямой речью
Схема предложения с прямой речью совсем нетрудная: на ней обозначаются только границы предложения, слова автора и собственно прямая речь, а также стоящие при них знаки препинания. Вот несколько примеров:
Схемы сложных предложений
И вот теперь мы, наконец, добрались до программы старших классов. И сейчас рассмотрим схемы сложносочиненных и сложноподчиненных предложений с примерами. И предложения с бессоюзной, а также разными видами связи тоже обязательно разберем.
Начнем со сложносочиненного предложения: его части равноправны, поэтому на схеме обозначаем их одинаковыми квадратными скобками.
В сложноподчиненном предложении четко выделяются главная и придаточная часть, поэтому главную обозначим квадратными, а придаточную – круглыми скобками. Придаточное предложение может занимать разные позиции по отношению к главному: стоять впереди или позади него, разрывать главное предложение.
Части бессоюзного сложного предложения равнозначны, поэтому и тут для их обозначения на схеме используются одинаковые квадратные скобки.
Составляя схему предложения с разными видами связи, легко запутаться. Внимательно изучите предложенный пример, чтобы не допускать ошибок в будущем:
Особый случай – сложное предложение с несколькими придаточными. Рисуя схемы придаточных предложений, их располагают не по горизонтали, а по вертикали. Последовательное подчинение:
Параллельное подчинение:
Однородное подчинение:
Составьте по данным схемам предложения
Теперь, после того как мы так подробно разобрали всю теорию, вам, конечно, не составит труда самим написать предложения по готовым схемам. Это неплохая тренировка и хорошее задание для проверки того, насколько материал хорошо усвоен. Так что не пренебрегайте им.
- Предложение с обращением: [ │О?│… ]?
- Предложение с однородными членами: [и ○, и ○, и ○ – □ ].
- Предложение с причастным оборотом и вводным словом: [ Х, |ПЧ|, … |ВВ| … ].
- Предложение с прямой речью: «[П, – а: – П]».
- Сложное предложение с несколькими видами связи: [ … ], зато [ … ], (которое …): [ … ].
Напишите нам свои варианты в комментариях – заодно сможете проверить, хорошо ли вы все усвоили и разобрались ли со схемами. Сами убедитесь, что ничего архисложного тут нет!
Заключение
Вы проработали большую и объемную тему. Она включает в себя знания из разных разделов синтаксиса: виды предложений, виды сказуемых, знаки препинания при однородных членах предложения, прямой речи и т.п. Если вы внимательно изучили весь материал, то смогли не только вспомнить, как обозначать члены предложения на схеме, но и повторить очень важные и полезные правила.
А если вы еще и не поленились записать предложения по схемам, то можно с полной уверенностью сказать: контрольные и экзамены вы встретите во всеоружии.
Считаете, что эта статья пригодится кому-то еще из ваших одноклассников? Так жмите на кнопки внизу и «расшаривайте» ее в соцсетях. И пишите, пишите на комментарии – давайте общаться!
Молодец! Раз ты дочитал это до конца, вероятно, ты все отлично усвоил. Но если вдруг что-то еще непонятно – попробуй онлайн-занятие с репетитором (подробности тут + 🎁).
© blog.tutoronline.ru,
при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.
Сложносочиненное предложение – что это такое понятным языком, как отличить его от простого и сложного и как правильно построить его схему
Предложение с несколькими грамматическими основами, которые связаны друг с другом союзами.
2 553
Сложносочиненное предложение – это, прежде всего, сложное предложение. То есть грамматических основ в нем две или более. «Сочиненное» – значит части у него соединяются «сочинительными» союзами. Части сложносочиненных предложений всегда равноправны, то есть от одной части нельзя задать вопрос к другой.
Отличительные признаки сложносочиненных предложений
Сначала научимся отличать эти грамматические конструкции от простых предложений с однородными членами.
Поясню разницу сразу на трех примерах:
- В эту ночь ветер неистово выл в проводах и врывался в печные трубы. Тут одно подлежащее – «ветер» и при нем два сказуемых: ветер (что делал?) выл, врывался. Предложение простое, однако оно осложнено однородными сказуемыми.
- Флейты, гобои и скрипки слились в одном звуке. Тут три подлежащих и при них одно сказуемое: (что?) флейты, гобои, скрипки (что сделали?) слились. Тоже простое предложение, которое осложняют однородные подлежащие.
- Кот мурлыкал, а хомячок спал. Вот это уже предложение сложное, потому что в нем две грамматические основы. Первая представлена подлежащим «кот» и сказуемым «мурлыкал», вторая – хомячком, который спал. Смотрим, как связаны части этой конструкции – между ними сочинительный союз «и». Делаем вывод – предложение сложносочиненное.
Как отличить сложносочиненное от сложноподчиненного
Две стратегии. Первая – по союзам. Есть союзы сочинительные (и, а, но, однако, ни – ни, то ли – то ли), есть подчинительные (что, когда, потому что).
У меня выходила статья про союзы, где я приводил вот эту классификацию и давал советы по запоминанию – прочитайте.
Мне лично запоминать союзы не нравится. Более простой способ – попробовать задать вопрос от одной части к другой. Если он задается – то предложение сложноподчиненное, а если нет – сложносочиненное. Сравните:
- Когда начался дождь, мы укрылись в маленькой хижине. Мы укрылись в хижине (когда?), когда начался дождь – сложноподчиненное предложение, потому что можно задать вопрос от одной части к другой.
- Начался дождь и мы решили укрыться в хижине. Вопрос от одной части к другой ну никак не задается – части предложения равноправные, оно сложносочиненное.
- Я не пошел в школу, потому что начался снегопад. Я не пошел в школу (почему?), потому что начался снегопад – вопрос задается, предложение сложноподчиненное.
- Я хотел пойти в школу, но начался снегопад – вопрос от одной части к другой не задается, конструкция сложносочиненная.
Вот так. И если у вас предложение сложносочиненное, то и союз в нем однозначно сочинительный. А если сложноподчиненное – то подчинительный.
Как отличить сложносочиненную конструкцию от бессоюзной
В бессоюзной нет союза. Части связываются просто с помощью интонации. Сравните три примера:
- Весь день шел снег, дул сильный северный ветер – бессоюзное предложение, потому что между частями «шел снег» и «дул ветер» нет союза.
- Весь день шел снег и дул сильный ветер – сложносочиненное предложение, ибо между частями теперь появился союз «и».
- Шел снег, но ветра не было – тоже сложносочиненное.
А как быть, если у вас в предложении три части и первая со второй связана бессоюзно, а вторая с третьей – союзно? Например: «Шел снег, дул ветер и море набрасывалось на черные скалы»?
В этом случае надо сказать, что перед нами «сложная синтаксическая конструкция», или, сокращенно, ССК. ССК – это как раз когда в предложении разные типы связи. То есть и бессоюзность, и союзность.
Вот еще один пример: «Начиналась буря, ветер крепчал, и море словно наполнялось злобой, которая готова была выплеснуться на наш корабль». Тут у нас:
- БСП (бессоюзное сложное предложение): «начиналась буря, ветер крепчал».
- ССП (сложносочиненное): ветер крепчал и море наполнялось злобой.
- СПП (сложноподчиненное): море наполнялось злобой (какой?), которая готова была выплеснуться.
Это тоже ССК. По другому и не скажешь, потому что тут все три возможных типа связи.
Как составить схему сложносочиненного предложения
Запомните, что если оно сложносочиненное, то скобки всегда квадратные. Круглые скобки бывают только в сложноподчиненном предложении.
Пример: «В аквариуме плавали рыбки, а кот зорко следил за ними». Схема будет такая:
Обратите внимание, знаки ставятся между скобками, союз тоже отмечается на схеме. В конце предложения ставится точка.
Еще момент. Как быть, если какое-то предложение у вас осложнено? Например: «Я сидел дома, учил уроки, а мои друзья веселились на улице».
Смотрите. По правилам русского языка осложнение простых предложений мы на схеме не отмечаем. Схема нужна для того, чтобы понять структуру сложного предложения. Поэтому схема этого предложения будет точно такая же, как и предыдущего:
Но. Иногда учителя велят показывать осложнения на схемах. Мол, чтобы дети лучше их запоминали. Тогда придется это делать:
Подробнее об этом читайте в моей статье про осложненное предложение. Я рассказываю там про все пять осложнителей и учу отмечать их на схемах.
Полезные материалы по теме
Прочитайте другие мои статьи по синтаксису. Я стараюсь там все разжевывать и объяснять на примерах, чтобы вам было понятно:
- Что такое словосочетание.
- Предложение.
- Простое предложение.
- Главные члены предложения.
- Второстепенные члены предложения.
Подпишитесь на мою рассылку. Я буду писать статьи по русскому языку еще примерно полгода, рассылка позволит мне присылать вам свежие материалы.
Посмотрите подборки курсов для подготовки к ЕГЭ, ОГЭ и ВПР. Большая часть курсов проводится в групповом формате, преподают лучшие учителя России. Готовиться можно из дома, не надо тратить время на дорогу до репетитора. Цены приемлемые.
Еще там есть бесплатные справочники для скачивания. Они очень классные, я сам подбирал.
Напишите, пожалуйста, комментарий к статье. Скажите, что вам нравится и что не нравится. Мне важнее знать, что НЕ нравится. Критикуйте смело, чтобы я мог сделать этот текст лучше.
Спасибо.
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Оцените статью
ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ РАССЫЛКА
Получайте самые интересные статьи по почте и подписывайтесь на наши социальные сети
ПОДПИСАТЬСЯ
Ваш браузер устарел рекомендуем обновить его до последней версии
или использовать другой более современный.
Всех приветствую! ГИА(ОГЭ;ЕГЭ) не за горами, поэтому продолжим углубляться в его подноготную. Одна из главных тем по русскому языку, как 9 класса, так и ОГЭ, это тема “Сложные предложения“.
Не будем затягивать, сразу начнём с таблиц:
Сложные предложения— это предложения, имеющее две или более грамматических основ, соединённых в одно целое. Есть 2 вида сложных предложений- Союзные; Бессоюзные.
Бессоюзные
• Бессоюзное Сложное Предложение (БСП)
— это сложное предложение, части которого соединяются интонационно, без помощи союзов или союзных слов
(и, а, но, что, который, чей).
Союзные
• Сложноcочинённое Предложение (ССП)
— это предложение, состоящее из двух или более простых предложений, связанных с помощью сочинительных союзов (см. картинку ниже).
• Сложноподчинённое Предложение (СПП)
это предложение, состоящее из двух или более простых предложений, связанных с помощью подчинительных союзов (см. картинку ниже).
Надеюсь, данная статья поможет вам улучшить ваши знания в этой области. Не забудьте поделится ею со своими друзьями! 🙂
Рекомендую подписаться, чтобы не пропустить продолжение этой темы. А также оценить данный пост и поделиться своим мнением в комментариях. Спасибо за внимание!)
В этой статье речь пойдет о том, как правильно составить схему нужного предложения. Кому это необходимо? Всем без исключения. Если коротенькие посты или комментарии в социальных сетях и мессенджерах можно писать и без знания русского языка (чем многие и увлекаются), то уж при написании статей для собственных блогов необходимо руководствоваться этими правилами. Ведь пользователям, посещающим ваши сайты и блоги, намного приятнее и понятнее читать грамотную речь, которая привлекает внимание и задерживает на странице. И, конечно, корректное составление предложений очень важно для людей, занимающих руководящие общественные либо коммерческие посты – грамотность повышает доверие со стороны посетителей, партнеров и клиентов. А для того, чтобы предложения звучали правильно и красиво, их необходимо составлять по определенным схемам. Также данный материал поможет школьникам и студентам подготовиться к экзаменам либо выполнить задание на дом.
Содержание
- План действий по составлению схемы предложения
- Составляем план простого предложения
- Простое предложение с однородными членами
- С вводными словами или обращением
- С деепричастным либо причастным оборотами
- Как создать схему предложений с прямой речью
- Как составить схему сложного предложения
- Как создать схему сложного предложения с несколькими придаточными
План действий по составлению схемы предложения
Для того, чтобы правильно скомпоновать схему предложения, необходимо следовать определенному алгоритму действий:
- Тщательно рассмотреть написанное предложение;
- Определить, к какому типу оно относится по интонации и цели высказывания;
- Найти основу, главную мысль предложения, несущую важную информацию (подлежащее и сказуемое);
- По количеству основ определить, является предложение простым (с одной основой) или сложным (с двумя или несколькими основами);
- Перпендикулярными линиями отделить границы простых предложений (также можно выделить причастные/ деепричастные обороты и иные осложнения);
- Подчеркнуть члены предложения соответствующими черточками;
- Определить наличие и характер союзной связи между фрагментами сложного предложения (подчинительный или сочинительный) – в случае правильного определения вы поймете, с каким типом предложения имеете дело;
- В прямоугольные скобки заключить простые предложения, так как они являются равнозначными фрагментами сложносочиненных или бессоюзных сложных;
- В круглые скобки заключить придаточные предложения, входящие в структуру сложноподчиненных;
- Сложноподчиненное предложение тщательно изучить, и поставить от слова в главном фрагменте (над которым нарисовать крестик) вопрос к придаточному; начертить от этого слова к придаточному предложению стрелку и написать над ней вопрос.
Лучшие сервисы собраны в статье: Синтаксический разбор предложения онлайн.
Вся информация, собранная в процессе изучения, дает возможность правильно составить схему предложения. После исполнения всех вышеперечисленных действий наступает момент, когда можно начинать чертить саму схему. Выпишите из своего предложения по порядку все знаки, которые использовали для разграничения простых предложений, выделения оборотов (деепричастных и причастных), грамматических основ, вопросы и стрелки к придаточному предложению от главного, и другие осложнения. Соберите все эти данные в виде линейной графической схемы. Когда необходимо разобрать сложное предложение, имеющее несколько придаточных, то для корректного отображения подчинения необходима и вертикальная графическая схема (о ней будет рассказано ниже). Цифрами обозначаются степени придаточных – по ним можно определить их место в составе предложений, при этом главное никаких обозначений не имеет.
Если вы школьник или студент, то можете столкнуться с ситуацией, когда преподаватели требуют отметить вместе с главными членами предложения на схеме и второстепенные. Также возможен вариант, когда по предложенной схеме надо составить новое предложение. При внимательном подходе к делу данные действия вас не затруднят.
Составляем план простого предложения
Нам нужно скомпоновать схему простого предложения. Далеко ходить не будем, возьмем пример из начальных классов:
Это предложение двусоставное – в нем есть два главных члена. Еще бывают односоставные предложения, в которых главным членом является только один из двух. Если у предложения нет второстепенных членов, то оно нераспространенное (“Стихи рождались”), если же есть, то распространенное (как представлено выше). Также предложения имеют неполный либо полный вид (в зависимости от того, в какой комплектации присутствуют необходимые члены – в сокращенной или полной). Не допустите ошибок со сказуемыми при составлении графической схемы предложения:
- составные именные сказуемые – Даниил будет спортсменом;
- простые – Даниил плавал;
- составные глагольные – Даниил хотел плавать.
Простое предложение с однородными членами
Однородные члены на графической схеме отображаются при помощи кружков. В этих кружках отмечается их роль в синтаксисе предложения: определения, сказуемые и т. д.
С вводными словами или обращением
На вводные слова указывают буквы “ВВ”, отделяемые от остальных частей на схеме двумя вертикальными чертами и обязательно теми знаками препинания, которые окружают их в предложении.
К обращениям применяются те же правила, что и к вводным словам, только вместо букв “ВВ” используются “О”.
С деепричастным либо причастным оборотами
Для выделения оборотов, в состав которых входят деепричастия (ДО) или причастия (ПО), на схеме используются те же знаки препинания, что и для их разграничения в предложении.
Как создать схему предложений с прямой речью
На схеме прямая речь выделяется следующим образом:
- выделяются границы предложения;
- для обозначения авторских слов используется буква “А”, прямой речи – “П”;
- ставятся знаки препинания.
Как составить схему сложного предложения
Фрагменты сложного бессоюзного и сложносочиненного предложения находятся в равноправном положении, поэтому для их обозначения применяются прямоугольные скобки.
Прямоугольные скобки используются для обозначения и главной части в сложноподчиненном предложении, а круглые – для придаточной. Причем придаточное предложение может стоять в любом месте: сзади, в начале, и даже в середине главного.
Перед тем, как составить план предложения, исходный материал необходимо тщательно изучить, чтобы не возникло трудностей с различными видами связи. Бывает, что в таких предложениях заключена важная мысль, которую легко потерять при попытке упростить текст и переставить части местами.
Как создать схему сложного предложения с несколькими придаточными
Для того, чтобы правильно отобразить предложения, имеющего несколько придаточных, применяется вертикальная схема:
“Мы узнали, что надвигается ураган, который может разрушить все на берегу.” (последовательное подчинение):
[…],
↓что?
(что …)
↓какой?
(который …).
“Когда мы уже подъезжали к городу, Даниил прищурился, чтобы лучше рассмотреть окрестности.” (параллельное подчинение):
[…],
↓когда? ↓зачем?
(когда …), (чтобы …).
“Мы очень рады, что вы приехали, что вы сегодня с нами, что вам здесь нравится.” (однородное подчинение):
[…],
↓чему? ↓чему? ↓чему?
(что …), (что …), (что …).
Главное назначение этой статьи в том, чтобы помочь вам вспомнить школьные правила по русскому языку и напомнить основные моменты, соблюдая которые, можно легко построить схему любого предложения.