Как составить схему предложения с обобщающим словом при однородных

При составлении схемы предложения все его члены записываются с помощью условных обозначений. Вместо подлежащего рисуется прямая линия, вместо сказуемого – два параллельные линии. Волнистая линия символизирует определение, а пунктирная – дополнение. С помощью точек и тире изображается обстоятельство, а если эти “точки и тире” заключены в вертикальные чёрточки, то это уже – деепричастный оборот. Волнистая линия между вертикальными чёрточками – это причастный оборот.

Однородные члены предложения в схеме рисуются в виде кружков.

Что бы указать синтаксическую роль однородных членов, внутри кружков можно нарисовать соответствующие линии: пунктирные или волнистые и т.д. Обобщающие слова можно обозначить кружком, в центре которого располагается точка или квадратиком.

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим

Карол­ина
[1.2M]

5 лет назад 

Сначала определяем, есть ли в предложении однородные члены (так называют слова, которые отвечают на одинаковые вопросы).

Каждая часть предложения в схеме обозначается конкретными фигурами, указываются знаки препинания, а при наличии – частица (и, но, или, а).

Однородные члены на схеме обозначаются кружками.

Например, схема такого предложения

“Мама купила на рынке и в магазине яблоки, груши и виноград”.

выглядит так:

— == О и О, О, О и О.

В данном предложении два однородных обстоятельства (где? – на рынке, в магазине) и три однородных дополнения (купила что? – яблоки, груши, виноград).

Ольга Сумин­а
[3.1K]

7 лет назад 

Чтобы составить схему предложения с однородными членами предложения, нужно сделать следующее:

  • Правильно найти однородные члены в предложении и сделать соответствующие пометки (подчёркивания: подлежащее – одна черта, сказуемое – две черты, дополнение – пунктир, обстоятельство – пунктир- точка, определение – волнистая линия.
  • Составить схему с учётом синтаксического разбора предложения.

Например, в предложении: “На поляне росли красные, жёлтые, голубые цветы” однородными определениями будут все имена прилагательные (подчёркиваем волнистой линией). А в предложении: “Во дворе стоял могучий и раскидистый клён и ронял свои листья на землю” два ряда однородных членов: однородные сказуемые (стоял и ронял листья – две черты) и однородные определения (могучий и раскидистый – волнистая линия).

  • На схеме однородные члены предложения мы обозначаем кругом, внутри которого – соответствующее подчёркивание.

Например, схема предложения с рядами однородных членов: “Самое главное – читать, вникать в написанное долго и кропотливо”

88Sky­Walke­r88
[428K]

7 лет назад 

Под однородными членами предложения понимают такие члены предложения, которые имеют следующие признаки:

во-первых, речь идет об одинаковых членах предложения. Например, это могут быть обстоятельства, дополнения или подлежащие, то есть любые.

во-вторых, они связаны между собой сочинительной связью. Это могут быть союзы “и”, “но”, “или”.

Вот пример предложений с однородными членами:

В первом предложении однородными являются определения (зеленые, желтые, красные).

Во втором предложении однородными являются подлежащие ( стрижи, журавли, ласточки ),

а в третьем – сказуемые (завяла, засохла, потемнела).

Схематически однородные члены обозначаются кружочками.

Вот какие могут быть схемы:

Rogne­da
[416K]

9 лет назад 

С однородными членами предложения схема предложения может иметь несколько вариантов.

В начале предложения расположены однородные члены предложения, затем идет обобщающее слово. Схема будет выглядеть вот так: 1)О,О, О– обобщ. слово….( Обобщающее слово обозначается кружком с точкой внутри,но я не могу это отобразить).

В поле, в роще, в кустах– повсюду слышались птичьи голоса.

2)Обобщающее слово может быть перед перечислением однородных членов, тогда рисуем вот такую схему:

Обоб.слово: О, О, О– ….

Мы спорили обо всем: об искусстве, религии, науке–и так и не пришли к общему мнению.

3) После обобщающего слова могут употребляться вводные слова: как-то, а именно,например.Перед этими словами ставится запятая,после них — двоеточие.

Обобщ. слово, например: О, О, О–…

Обобщ.слово, а именно: О, О, О — …

Люди испытали на себе многие стихийные бедствия,как-то : пожары,наводнения, засуху.

4) После перечисления однородных членов предложения перед обобщающим словом могут употребляться вводные слова: словом, одним словом, короче говоря и т.п. Тогда тире ставится перед вводным словом, а после него –запятая.

Среди птиц насекомых, в сухой траве– словом, повсюду чувствовалось дыхание приближающейся осени.

Артём Денис­ов
[107K]

7 лет назад 

Составляя схему предложения, его члены обозначаются различными условными знаками, которые мы рассмотрим ниже:

  • однородные члены – круги ;
  • подлежащее обозначается в виде прямой линии ;
  • сказуемое – двумя параллельными линиями ;
  • дополнение – пунктирной линией ;
  • определение – волной (волнистая линия) ;
  • обстоятельство обозначается линией, которая состоит из точек и тире ;
  • и другие.

Используя схему ниже, очень легко составить предложение, содержащее однородные члены, и наоборот, с готового предложения составить правильную схему. Кроме условных обозначений, не стоит забывать и об разделительных знаках, союзах, а также интонации.

Alen4­uk
[161K]

5 лет назад 

Из уроков русского языка мы знаем, что однородными членами предложения являются члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и связаны с одним и тем же словом в предложении.

Обычно однородные члены предложения изображаются в схеме в виде кружочков.

В первом примере на схеме у нас представлена бессоюзная связь между однородными членами предложения.

На второй схеме однородные члены соединены противительным союзом но.

Как видим из примеров однородные члены предложения могут быть как главными , так и второстепенными членами предложения.

Mirra-Mi
[58.7K]

7 лет назад 

Однородные члены предложения обозначаются при составлении схемы в виде кружочков. Все зависит от предложения. Между этим кружочками могут быть запятые или союзы. Их тоже нужно указать.

В некоторых школах (у нас в том числе так было) при рисовании схемы предложения с однородными членами внутри кружочков указывают при помощи линейно-точечных изображений какими членам предложения он являются:

Бывают предложения с обобщающими словами. В данном случае обобщающее слово рисуют в виде большого кружочка ли в виде квадратика:

Людви­го
[136K]

8 лет назад 

Помню, что в школе разные учителя требовали рисовать такие схемы по-разному. Одни просили рисовать линейную схему, а однородные члены заключать в палочки, рамки: / /, / /, / /.

Другие же настоятельно требовали рисование кружочков.

Вот некоторые примеры составления схем:

Это простая схема, когда однородные члены идут друг за другом, между ними могут стоять союзы.

Это пример предложений с обобщающими словами. Заметим, что обобщающее слово может согласоваться с однородными членами в роде, числе, падеже.

Если в предложении есть причастный и деепричастный оборот, его также отражают в схеме.

Магис­тр фитне­с-знани­й
[13.1K]

7 лет назад 

При составлении предложения с однородными членами важно помнить, что:

-однородные члены предложения связаны с одним и тем же словом

-однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос

При составлении схем каждая часть предложения обозначается определенными фигурами, соответствующими знаками препинания и в них присутствует соединяющая частица ( и, или, но, а).

В нашем случае интересуют однородные члены, значит схемы рисуются с кружками.

Знаете ответ?

Русский язык

5 класс

Урок № 27

Обобщающие слова при однородных членах предложения

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

  1. Обобщающие слова при однородных членах предложения.
  2. Знаки препинания при обобщающих словах.

Тезаурус

Однородные члены предложения – это такие члены предложения, которые являются одним и тем же членом предложения, относятся к одному и тому же члену предложения, соединяются друг с другом сочинительной связью.

Обобщающее слово – общее название предметов или признаков, которые перечисляются при помощи однородных членов.

Список литературы

Обязательная литература:

Обязательная литература:

1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 5 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.:Просвещение, 2016. – с. 96-97

Дополнительная литература:

1. Львова С. И. Русский язык. 5 класс. В 2-х частях. Ч.1/ Львова С. И., Львов В. В. – М.:МНЕМОЗИНА, 2012. – с. 132

2. Бунеев Р. Н. Русский язык. 5 класс. В 2-х частях. Ч. 1. // Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Комиссарова Л. Ю., Текучёва И. В. – М.: БАЛАСС, 2015. – с.167.

3. Панов М. В. Русский язык. 5 класс. // Панов М. В., Кузьмина С. М., Ильинская И. С., Ильина Н. Е., Рочко Т. А – М.: Русское слово, 2008. – с. 332.

4. Постникова И. И. Просто и занимательно о русском языке: пособие для учащихся 5-9 классов. // Постникова И. И., Подгаецкая И. М. и др. – М.: Просвещение, 2007. – с. 281.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Некоторые слова обозначают обобщённые, широкие, родовые понятия. Например, слово мебель – родовое понятие для слов шкаф, стол, стул, диван, буфет, тумба. Вокруг слов, обозначающих родовое (обобщённое) понятие, образуются тематические группы. Например, тематическая группа с родовым понятием «ягода»: клубника, малина, смородина, черника, брусника.

Слова, которые обозначают родовое понятие, могут встречаться в предложениях с однородными членами. Тогда говорят об обобщающем слове при однородных членах предложения.

Обобщающее слово – это общее название предметов или признаков, которые перечисляются с помощью однородных членов. Обобщающее слово в схеме обозначается кружочком с точкой посередине. Обобщающее слово является тем же членом предложения, что и однородные члены предложения.

Рассмотрим предложение. В нашем лесу обитают разные звери: белки, зайцы, лисицы. Однородные члены (подлежащие) белки, зайцы, лисицы – это конкретные названия. Слово звери – их общее (родовое) название. Это обобщающее слово. На письме это будет выглядеть следующим образом.

С употреблением обобщающего слова при однородных членах предложения связано несколько правил постановки знаков препинания.

Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то после него ставится двоеточие.

Если обобщающее слово стоит после однородных членов предложения, то перед ним ставится тире.

Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, а после них предложение продолжается, то после обобщающего слова ставим двоеточие, а после однородных членов – тире.

Рассмотрим это на примерах.

Теоретический материал для углубленного изучения.

Вводное слово и обобщающее слово при однородных членах.

Очень часто в предложениях с обобщающим словом есть ещё слова, которые передают дополнительное значение, это вводные слова.

Если вводное слово стоит после однородных членов и перед обобщающим словом, то перед вводным словом ставится тире, а после него — запятая:

Например. На домах, на деревьях, на скамейках – словом, везде лежал снег.

Если вводное слово стоит после обобщающего слова и далее идёт ряд однородных членов, то перед вводным словом ставится запятая, а после него двоеточие:

Например: Снег лежал везде, а именно: на домах, на деревьях, на скамейках.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Найдите предложение, соответствующее схеме: [О:О,О,О …]. (Знаки препинания не расставлены!)

1) В корзине лежали разные фрукты яблоки груши виноград персики.

2) Из морской рыбы трески сельди палтуса можно приготовить много вкусных блюд.

3) Утро рассеивает всё страх усталость волнения.

Разбор задания: Анализируем схему: обобщающее слово стоит перед однородными членами, после них предложение продолжается.Анализируем предложения. В 1 предложении обобщающее слово фрукты стоит перед однородными членами, следовательно, надо ставить двоеточие. После однородных членов предложение заканчивается. Это предложение не соответствует схеме. Во 2 предложении обобщающее словосочетание морская рыба стоит перед однородными членами, ставим двоеточие. После однородных членов предложение продолжается, следовательно, это предложение соответствует схеме. Проверим 3 предложение. Обобщающее слово всё стоит перед однородными членами. Ставим двоеточие. После однородных членов предложение заканчивается. Это предложение не подходит. Ответ: 2.

Выделите цветом предложение, в котором есть обобщающее слово. (Знаки препинания не расставлены!)

1) В наших степях водятся как зайцы так и лисицы.

2) Нигде ничего не было видно ни воды ни деревьев.

3) То справа то слева то позади слышался гул падающих деревьев.

4) И роща и фасад дома отражались в озере.

Разбор задания: В 1 предложении однородные члены есть, но слова, которое их обобщает, нет. Следовательно, это предложение не подходит. Во 2 предложении однородные члены ни воды, ни деревьев обобщает слово ничего. Это предложение соответствует условиям. Проверим оставшиеся предложения. В 3 и 4 предложении нет обобщающих слов.

Ответ:2) Нигде ничего не было видно: ни воды, ни деревьев.

Цель:

  • отработка умения находить обобщающие слова при однородных членах;
    формирование умений:
  • правильно ставить знаки препинания при обобщающих словах;
  • составлять схемы предложений с обобщающими словами при однородных
    членах;
  • содействовать в ходе урока формированию устойчивого интереса к языку.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

1. Вызванный к доске ученик чертит схемы,
рассказывает об однородных членах предложения, связанных сочинительными союзами,
и пунктуации при них.

2. Упражнение № 278 (проверяется « по цепочке»).

II.

Один из учеников читает отрывок из
стихотворения Н.А. Заболоцкого «Не позволяй душе лениться». (На доске текст
записан заранее).

Не позволяй душе лениться!
Чтоб воду в ступе не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!

– Как вы понимаете строчки поэта?
– Укажите роль союзов.
– Назовите типы предложений в тексте (по
наличию грамматических основ, по цели высказывания, по интонации).

III. Знакомство с материалом учебника: §
28

1. На доске под руководством учителя фиксируются этапы работы над понятием.

1) Понятие об обобщающих словах.
2) Понятие о месте обобщающих слов в предложении, об их синтаксической роли.
3) Схематическое изображение конструкций с обобщающими словами:

4) Знаки препинания при обобщающих словах.

2. Проверка понимания темы.
Запись предложений и составление схем.

1) Всё вдруг переменилось: и погода, и характер леса.

2) И погода, и характер леса всё вдруг
переменилось.

3) Всё: и погода, и характер леса вдруг
переменилось.

IV. Закрепление

1. Вставить в предложения обобщающие слова; расставить знаки препинания;
указать графически однородные члены предложения и обобщающие слова; составить
схемы предложений.

1) Брезенты, палуба, чемоданы…(всё) было мокро от тумана.
2) Ни холод, ни дождь…(ничего) не могло остановить туристов в их нелегком
деле.
3) Над нами, кругом нас…(всюду) туман.

2. Составить предложения по следующим схемам:

3. В предложениях, заранее записанных на доске,
найти пунктуационные ошибки и записать их в исправленном виде.

1) И вой урагана и рёв моторов и грохот, всё сливалось в сплошной гул.
2) Повсюду: в клубе на улицах у ворот в домах происходили шумные разговоры.
3) Общение необходимо всем- и молодым и пожилым и детям.

4. Схематический диктант.

1) От зноя всё стало жёлтым: и небо, и поля, и воздух.
2) Всё кругом: зелёная трава, солнце над головой, листва на деревьях-
выглядело радостным и привлекательным.
3) Убранство комнат, костюм хозяйки, портреты на стенах- ничто не укрылось
от наблюдательного гостя.
4) Вся мебель: диваны, столы и стулья- были сделаны из красного дерева.
5) Теперь уже ни гор, ни неба, ни земли- ничего не было видно.

Ответы:

V. Итог урока

VI. Домашнее задание

§ 28, упражнение № 285.

На чтение 10 мин Просмотров 19 Опубликовано 8 апреля 2023 Обновлено 8 апреля 2023

Содержание

  1. Как составить схему предложения
  2. План действий по составлению схемы предложения
  3. Составляем план простого предложения
  4. Простое предложение с однородными членами
  5. С вводными словами или обращением
  6. С деепричастным либо причастным оборотами
  7. Как создать схему предложений с прямой речью
  8. Как составить схему сложного предложения
  9. Как создать схему сложного предложения с несколькими придаточными
  10. Схемы однородных чл предложения как делать
  11. Предложения с однородными членами

Как составить схему предложения

В этой статье речь пойдет о том, как правильно составить схему нужного предложения. Кому это необходимо? Всем без исключения. Если коротенькие посты или комментарии в социальных сетях и мессенджерах можно писать и без знания русского языка (чем многие и увлекаются), то уж при написании статей для собственных блогов необходимо руководствоваться этими правилами. Ведь пользователям, посещающим ваши сайты и блоги, намного приятнее и понятнее читать грамотную речь, которая привлекает внимание и задерживает на странице. И, конечно, корректное составление предложений очень важно для людей, занимающих руководящие общественные либо коммерческие посты – грамотность повышает доверие со стороны посетителей, партнеров и клиентов. А для того, чтобы предложения звучали правильно и красиво, их необходимо составлять по определенным схемам. Также данный материал поможет школьникам и студентам подготовиться к экзаменам либо выполнить задание на дом.

План действий по составлению схемы предложения

Для того, чтобы правильно скомпоновать схему предложения, необходимо следовать определенному алгоритму действий:

  • Тщательно рассмотреть написанное предложение;
  • Определить, к какому типу оно относится по интонации и цели высказывания;
  • Найти основу, главную мысль предложения, несущую важную информацию (подлежащее и сказуемое);

  • По количеству основ определить, является предложение простым (с одной основой) или сложным (с двумя или несколькими основами);

  • Перпендикулярными линиями отделить границы простых предложений (также можно выделить причастные/ деепричастные обороты и иные осложнения);
  • Подчеркнуть члены предложения соответствующими черточками;

  • Определить наличие и характер союзной связи между фрагментами сложного предложения (подчинительный или сочинительный) – в случае правильного определения вы поймете, с каким типом предложения имеете дело;
  • В прямоугольные скобки заключить простые предложения, так как они являются равнозначными фрагментами сложносочиненных или бессоюзных сложных;

  • В круглые скобки заключить придаточные предложения, входящие в структуру сложноподчиненных;

  • Сложноподчиненное предложение тщательно изучить, и поставить от слова в главном фрагменте (над которым нарисовать крестик) вопрос к придаточному; начертить от этого слова к придаточному предложению стрелку и написать над ней вопрос.

Вся информация, собранная в процессе изучения, дает возможность правильно составить схему предложения. После исполнения всех вышеперечисленных действий наступает момент, когда можно начинать чертить саму схему. Выпишите из своего предложения по порядку все знаки, которые использовали для разграничения простых предложений, выделения оборотов (деепричастных и причастных), грамматических основ, вопросы и стрелки к придаточному предложению от главного, и другие осложнения. Соберите все эти данные в виде линейной графической схемы. Когда необходимо разобрать сложное предложение, имеющее несколько придаточных, то для корректного отображения подчинения необходима и вертикальная графическая схема (о ней будет рассказано ниже). Цифрами обозначаются степени придаточных – по ним можно определить их место в составе предложений, при этом главное никаких обозначений не имеет.

Если вы школьник или студент, то можете столкнуться с ситуацией, когда преподаватели требуют отметить вместе с главными членами предложения на схеме и второстепенные. Также возможен вариант, когда по предложенной схеме надо составить новое предложение. При внимательном подходе к делу данные действия вас не затруднят.

Составляем план простого предложения

Нам нужно скомпоновать схему простого предложения. Далеко ходить не будем, возьмем пример из начальных классов:

Это предложение двусоставное – в нем есть два главных члена. Еще бывают односоставные предложения, в которых главным членом является только один из двух. Если у предложения нет второстепенных членов, то оно нераспространенное (“Стихи рождались”), если же есть, то распространенное (как представлено выше). Также предложения имеют неполный либо полный вид (в зависимости от того, в какой комплектации присутствуют необходимые члены – в сокращенной или полной). Не допустите ошибок со сказуемыми при составлении графической схемы предложения:

  • составные именные сказуемые – Даниил будет спортсменом ;
  • простые – Даниил плавал ;
  • составные глагольные – Даниил хотел плавать .

Простое предложение с однородными членами

Однородные члены на графической схеме отображаются при помощи кружков. В этих кружках отмечается их роль в синтаксисе предложения: определения, сказуемые и т. д.

С вводными словами или обращением

На вводные слова указывают буквы “ВВ”, отделяемые от остальных частей на схеме двумя вертикальными чертами и обязательно теми знаками препинания, которые окружают их в предложении.

К обращениям применяются те же правила, что и к вводным словам, только вместо букв “ВВ” используются “О”.

С деепричастным либо причастным оборотами

Для выделения оборотов, в состав которых входят деепричастия (ДО) или причастия (ПО), на схеме используются те же знаки препинания, что и для их разграничения в предложении.

Как создать схему предложений с прямой речью

На схеме прямая речь выделяется следующим образом:

  • выделяются границы предложения;
  • для обозначения авторских слов используется буква “А”, прямой речи – “П”;
  • ставятся знаки препинания.

Как составить схему сложного предложения

Фрагменты сложного бессоюзного и сложносочиненного предложения находятся в равноправном положении, поэтому для их обозначения применяются прямоугольные скобки.

Бессоюзное сложное предложение на графической схеме

Прямоугольные скобки используются для обозначения и главной части в сложноподчиненном предложении, а круглые – для придаточной. Причем придаточное предложение может стоять в любом месте: сзади, в начале, и даже в середине главного.

Перед тем, как составить план предложения, исходный материал необходимо тщательно изучить, чтобы не возникло трудностей с различными видами связи. Бывает, что в таких предложениях заключена важная мысль, которую легко потерять при попытке упростить текст и переставить части местами.

Как создать схему сложного предложения с несколькими придаточными

Для того, чтобы правильно отобразить предложения, имеющего несколько придаточных, применяется вертикальная схема:

“Мы узнали, что надвигается ураган, который может разрушить все на берегу.” (последовательное подчинение):

“Когда мы уже подъезжали к городу, Даниил прищурился, чтобы лучше рассмотреть окрестности.” (параллельное подчинение):

“Мы очень рады, что вы приехали, что вы сегодня с нами, что вам здесь нравится.” (однородное подчинение):

Главное назначение этой статьи в том, чтобы помочь вам вспомнить школьные правила по русскому языку и напомнить основные моменты, соблюдая которые, можно легко построить схему любого предложения.

Источник

Схемы однородных чл предложения как делать

Предложения с однородными членами

Однородные члены предложения:

  • связаны с одним и тем же словом в предложении,
  • отвечают на один и тот же вопрос,
  • являются одним и тем же членом предложения.

Однородные члены предложения:

  • связаны с одним и тем же словом в предложении,
  • отвечают на один и тот же вопрос,
  • являются одним и тем же членом предложения.

Однородные члены предложения связаны между со­бой интонацией и союзами, из которых чаще всего встре­чаются и, а, но. На схеме однородные члены предложения обозначаются овалом, в котором обозначаются члены предложения.

Однородными могут быть все члены предложения. Например:

В данном предложении слова деревья, листва, дорожки отвечают на один и тот же вопрос: что? Являются подлежащими. Связаны со сказуемым покрылись. Значит, являются однородными.

Зимнее солнце светит, но не греет.

В данном предложении слова светит, не греет отвечают на один и тот же вопрос: что делает? Являются сказуемыми. Связаны с подлежащим солнце. Значит, являются однородными.

В картине сливались красные, коричневые, бурые, желтые краски.

В данном предложении слова красные, коричневые, бурые, желтые отвечают на один и тот же вопрос: Краски какие?

красные, коричневые, бурые, жёлтые. Эти слова являются определениями. Связаны со словом краски. Значит, являются однородными.

Однородные члены предложения могут быть объединены (обобщены) одним словом, которое называется обобщающим. Обобщающее слово – более широкое, чем конкретные однородные члены предложения, которыми оно уточняется. Обобщающее слово является тем же членом предложения, что и однородные члены предложения. На схеме обозначается овалом с точкой в центре. Если обобщающее слово стоит впереди однородных членов, то перед однородными членами ставится двоеточие. Например:

В саду растут деревья: сливы, груши и яблони.

В данном предложении слова сливы, груши, яблони отвечают на один и тот же вопрос

что? Связаны со сказуемым растут. Являются подлежащими. Это однородные подлежащие. Эти однородные члены предложения обобщаются словом деревья. Обобщающее слово также является в предложении подлежащим. Построим схему предложения с однородными подлежащими при обобщающем слове.

Схемы соединения и разделения однородных членов предложения и правила постановки знаков препинания

Используются следующие Схемы соединения и разделения однородных членов предложения и правила постановки знаков препинания

О, а О. (могут употребляться союзы но, да)

  1. и О, и О, и О, и О.
  2. О и О, О и О.
  1. Если однородные члены соединяются одиночным союзом и, запятая не ставится О и О.

В данном предложении однородные дополнения соединяются одиночным союзом и, запятая не ставится.

  1. Если однородные члены связаны бессоюзной связью, запятая ставится О,О. Например:

За столом собрались бабушка, мама, папа, брат.

В данном предложении однородные подлежащие связаны при помощи интонации без помощи союзов. Значит, между ними ставятся запятые.

  1. Если однородные члены соединены союзами а, но, да (в значении но), запятая ставится О, а О. (могут употребляться союзы но, да). Например:

Серёжка меня слушал, но не слышал.

В данном предложении однородные сказуемые связаны при помощи союза но. Значит, между ними ставится запятая.

  1. Если однородные члены соединены повторяющимися союзами и, запятые ставятся.

Мы проезжали и леса, и степи, и речушки.

В данном предложении однородные дополнения связаны при помощи повторяющегося союза и. Значит, между ними ставится запятая.

  1. Если однородные члены объединены в пары, то запятая ставится только на границе пар.

Аллея засажена липами и берёзами, вязами и тополями.

В данном предложении однородные дополнения объединены в пары. Значит, запятая ставится на границе пар.

Запятая не ставится в цельных выражениях:

Однородные члены предложения:

  • связаны с одним и тем же словом в предложении,
  • отвечают на один и тот же вопрос,
  • являются одним и тем же членом предложения.

Однородные члены предложения связаны между со­бой интонацией и союзами, из которых чаще всего встре­чаются и, а, но.На схеме однородные члены предложения обозначаются овалом, в котором обозначаются члены предложения. Однородными могут быть все члены предложения.

Однородные члены предложения могут быть объединены (обобщены) одним словом, которое называется обобщающим. Обобщающее слово – более широкое, чем конкретные однородные члены предложения, которыми оно уточняется. Обобщающее слово является тем же членом предложения, что и однородные члены предложения. На схеме обозначается овалом с точкой в центре. Если обобщающее слово стоит впереди однородных членов, то перед однородными членами ставится двоеточие.

Используется следующие схемы соединения и разделения однородных членов предложения и правила постановки знаков препинания

  1. Если однородные члены соединяются одиночным союзом и, запятая не ставится О и О.
  1. Если однородные члены связаны бессоюзной связью, запятая ставится О, О.
  1. Если однородные члены соединены союзами а, но, да (в значении но), запятая ставится О, а О. (могут употребляться союзы но, да).
  1. Если однородные члены соединены повторяющимися союзами и, запятые ставятся.
  1. Если однородные члены объединены в пары, то запятая ставится только на границе пар.

Источник

Обобщающие слова при однородных членах

  • Знаки препинания при обобщающих словах

При однородных членах предложения бывают обобщающие слова, которые могут стоять перед или после однородных членов.

Обобщающие слова — это слова, стоящие при однородных членах и указывающие их общее значение. Обобщающие слова отвечают на тот же вопрос и являются тем же членом предложения, что и однородные члены.

В саду росли цветы: розы, тюльпаны, нарциссы.

Слово  цветы  — это обобщающее слово. И обобщающее слово (цветы), и однородные члены (розы, тюльпаны, нарциссы) являются подлежащими.

В схемах предложений с обобщающими словами, обобщающие слова обозначаются так – .

Особенно часто обобщающими словами бывают следующие местоимения и наречиявсё, всё это, все, все они, вот что, никто, ничто, везде, всюду, нигде, всегда, никогда. Например:

Радовались все: родители, ученики, учителя.

У нас никогда не бывает хорошей погоды: ни летом, ни зимой, ни весной, ни осенью.

После обобщающих слов перед однородными членами иногда могут стоять уточняющие словакак-то, а именно, например  — указывающие, что дальше пойдёт перечисление. Перед уточняющим словом ставиться запятая, а после него двоеточие:

Я хорошо подготовился к походу, а именно: купил палатку, взял спички, вставил батарейки в фонарик.

[, а именно : , и .]

Перед обобщающим словом, стоящим после однородных членов, могут быть употреблены вводные словасловом, одним словом, короче говоря  и др. — имеющие значение итога. После вводного слова перед обобщающим, ставится запятая:

В комнате, на кухне, в коридоре – короче говоря, всюду был ужасный беспорядок.

[, , – короче говоря , .]

Знаки препинания при обобщающих словах

В предложениях с обобщающими словами при однородных членах предложения ставятся двоеточие и тире.

Двоеточие ставится после обобщающего слова, если оно стоит перед однородными членами предложения:

В саду росли разные деревья: дубы, каштаны и липы.

[ : , и .]

Тире ставится перед обобщающим словом, если оно стоит после однородных членов предложения.

Бумага, краски, карандаши всё было аккуратно сложено.

[, , .]

Двоеточие и тире. Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, а после них предложение продолжается, то перед однородными членами ставится двоеточие, а после них, перед остальной частью предложения, ставится тире.

Фрукты: яблоки, груши, сливы начинали уже созревать.

[ : , , – … .]

Добавить комментарий