Содержание
- Обобщающее слово в предложении с однородными членами
- Правила пунктуации
- В начале
- В конце фразы
- В середине высказывания
- Замена двоеточия на тире
- Обобщение с вводным словом
- Роль в предложении
- Часть речи
- Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них
- Ход урока
- I. Проверка домашнего задания
- III. Знакомство с материалом учебника: § 28
- IV. Закрепление
- Обобщающие слова в предложении, их использование с однородными членами
- Что такое обобщающее слово
- Примеры однородных членов предложения
- Какие знаки требуются при обобщающих словах
- Пунктуация при однородных членах предложения с обобщающими словами
- Обобщающее слово находится перед однородными членами
- Обобщающее слово находится после однородных членов
- Обобщающее слово перед однородными членами, но предложение после них продолжается
- Перед обобщающими словами или после них находятся вводные слова
Обобщающее слово в предложении с однородными членами
К однородным членам можно задать один и тот же вопрос от члена предложения. Они встречаются везде, где идёт перечисление чего-либо. Например: «Нам нужно купить хлеб, молоко и яйца». Иногда требуется дать одно название, объединить в группу по общему признаку:«Нам нужно купить продукты: хлеб, молоко и яйца». Здесь «продукты» ― слово, обобщающее однородные члены предложения, каждый из которых раскрывает и конкретизирует его.
Правила пунктуации
Интуитивно чувствуется, что нужно каким-то образом отделить обобщающее слово (далее в схемах будет обозначено как ОС) от ряда однородных членов (оч). Для этого по правилам русского языка используется тире или двоеточие, а в более сложных случаях ― и то и другое. Что именно использовать, зависит от того, где стоит однородный ряд по отношению к обобщающему слову в предложении.
В начале
Пример: «И молодёжь, и старики, и даже маленькие дети ― все высыпали на улицу в тот памятный день». Здесь идёт перечисление через запятую, после него ставится тире и следует обобщение «все», то есть предложение строится по следующей схеме: оч, оч, оч ― ОС.
В конце фразы
Пример: «Кота не было нигде: ни в зале, ни на балконе, ни на кухне». В этом случае после обобщения «нигде» используется двоеточие, а затем идёт перечисление через запятую, согласно схеме: ОС: оч, оч, оч.
Иногда обобщающее слово и вовсе опускается, но двоеточие всё равно ставится, предупреждая, что за ним последует перечисление: «Нам повстречались: русалки и ведьмы, единороги и феи, драконы и грифоны». (Нам повстречались [разные существа]: …)
Однако если однородные члены выражены именами собственными и следуют за другим существительным без интонационной паузы, это существительное не является обобщающим, и двоеточие после него ставить не нужно:
«Мы обсудили писателей Достоевского и Толстого». «Писателей» будет приложением ― определением, выраженным существительным. Оно будет относиться к обоим однородным дополнениям:«Достоевского» и «Толстого».
В середине высказывания
Частный случай предыдущего: обобщающее слово стоит перед однородными членами, но после них предложение продолжается.
Пример: «Точные науки: математика, физика, химия ― даются мне нелегко».
Предложение подобного рода нужно составить таким образом: поставить двоеточие после обобщающего словосочетания «точные науки», написать однородные подлежащие через запятую, затем поставить тире и дописать фразу: ОС: оч, оч, оч ― […].
Для усиления эмоциональной окраски обобщение может повториться после однородного ряда ещё раз. Знаки препинания ставятся при этом точно так же: сначала двоеточие, потом тире: ОС: оч, оч, оч ― ОС.
Пример: «Всё, что было на ноутбуке: и фотографии, и важные документы, и даже моя презентация ― всё удалилось безвозвратно!»
Замена двоеточия на тире
В предложениях допускается ставить вместо двоеточия тире, если внимание акцентируется на обобщающей части, а перечисление просто уточняет сказанное.
«Всё вокруг — дома, фонари и вывески — было овеяно дымкой, и поэтому казалось чем-то призрачным, нереальным». Паузы перед однородными подлежащими нет, они упоминаются как бы между прочим, проговариваются вскользь, чтобы скорее перейти к концу фразы. Такие примеры часто можно встретить в художественной литературе, но встречаются они и в повседневной речи:«Мультфильм понравится всем — и взрослым, и детям».
Хотя тенденция заменять двоеточие на тире распространяется, нужно быть готовыми, что с такой постановкой знака кто-то может не согласиться. В любом случае использовать двоеточие не ошибка, поэтому если есть сомнения, после обобщающего слова лучше ставить именно двоеточие, в соответствии с устоявшейся языковой нормой.
Обобщение с вводным словом
В предложении перед обобщением или после него может стоять вводный оборот: например, то есть, как то, короче говоря и др.
- Если одна из вводных конструкций стоит после обобщения, она выделяется так: запятая до вводного слова, а двоеточие после него ―«Он знал множество языков, а именно: английский, немецкий, итальянский, французский и китайский».
- Если же вводное слово стоит перед обобщением, перед вводным словом ставится тире, а после него ― запятая: «Моя бабушка выходит на утреннюю прогулку зимой и летом, в дождь и слякоть― словом, всегда».
Роль в предложении
Выполняя синтаксический разбор предложения, ученики 5 класса при знакомстве с этой темой часто не знают, каким членом предложения является обобщающее слово. А оно играет в предложении такую же роль, как и ряд однородных членов. Разница только в более широком значении.
Соответственно, обобщающее слово подчёркивается при синтаксическом разборе так же, как однородные члены, которые к нему относятся:
«Актриса могла быть разной: печальной и весёлой, красивой и смешной». Здесь оно находится при однородных определениях, отвечающих на вопрос «какой?», а значит «разной» ― тоже определение, и его нужно подчеркнуть волнистой линией.
Часть речи
И последний сложный момент. Обобщающее слово может быть выражено самыми разными частями речи:
- существительными;
- прилагательными;
- местоимениями: всё, все, никто, ничто, что-то, многое и др.;
- наречиями: всегда, везде, нигде, по-разному и др.;
- всевозможными сочетаниями: например, всё что угодно.
Местоимения и наречия будут встречаться чаще всего. Что касается словосочетаний, они могут быть достаточно развёрнутыми. Пример: «Я хочу сделать что-нибудь дух захватывающее: прыгнуть с парашютом или сплавиться по реке».
Как обобщение здесь выступает «сделать что-нибудь дух захватывающее» целиком. Я хочу (что?) сделать ― не просто «что-нибудь», а «что-нибудь дух захватывающее», без этого предложение теряет смысл.
В состав обобщающего словосочетания к тому же входит видоизменённый фразеологизм «дух захватывает». Фразеологические обороты также часто используются в качестве обобщений.
Источник
Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них
- отработка умения находить обобщающие слова при однородных членах; формирование умений:
- правильно ставить знаки препинания при обобщающих словах;
- составлять схемы предложений с обобщающими словами при однородных членах;
- содействовать в ходе урока формированию устойчивого интереса к языку.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания
1. Вызванный к доске ученик чертит схемы, рассказывает об однородных членах предложения, связанных сочинительными союзами, и пунктуации при них.
2. Упражнение № 278 (проверяется « по цепочке»).
Один из учеников читает отрывок из стихотворения Н.А. Заболоцкого «Не позволяй душе лениться». (На доске текст записан заранее).
Не позволяй душе лениться!
Чтоб воду в ступе не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
– Как вы понимаете строчки поэта?
– Укажите роль союзов.
– Назовите типы предложений в тексте (по наличию грамматических основ, по цели высказывания, по интонации).
III. Знакомство с материалом учебника: § 28
1. На доске под руководством учителя фиксируются этапы работы над понятием.
1) Понятие об обобщающих словах.
2) Понятие о месте обобщающих слов в предложении, об их синтаксической роли.
3) Схематическое изображение конструкций с обобщающими словами:
4) Знаки препинания при обобщающих словах.
2. Проверка понимания темы.
Запись предложений и составление схем.
1) Всё вдруг переменилось: и погода, и характер леса.
2) И погода, и характер леса – всё вдруг переменилось.
3) Всё: и погода, и характер леса – вдруг переменилось.
IV. Закрепление
1. Вставить в предложения обобщающие слова; расставить знаки препинания; указать графически однородные члены предложения и обобщающие слова; составить схемы предложений.
1) Брезенты, палуба, чемоданы…(всё) было мокро от тумана.
2) Ни холод, ни дождь…(ничего) не могло остановить туристов в их нелегком деле.
3) Над нами, кругом нас…(всюду) туман.
2. Составить предложения по следующим схемам:
3. В предложениях, заранее записанных на доске, найти пунктуационные ошибки и записать их в исправленном виде.
1) И вой урагана и рёв моторов и грохот, всё сливалось в сплошной гул.
2) Повсюду: в клубе на улицах у ворот в домах происходили шумные разговоры.
3) Общение необходимо всем- и молодым и пожилым и детям.
1) От зноя всё стало жёлтым: и небо, и поля, и воздух.
2) Всё кругом: зелёная трава, солнце над головой, листва на деревьях- выглядело радостным и привлекательным.
3) Убранство комнат, костюм хозяйки, портреты на стенах- ничто не укрылось от наблюдательного гостя.
4) Вся мебель: диваны, столы и стулья- были сделаны из красного дерева.
5) Теперь уже ни гор, ни неба, ни земли- ничего не было видно.
Источник
Обобщающие слова в предложении, их использование с однородными членами
Что такое обобщающее слово
Обобщающие слова — слова, объединяющие однородные члены предложения в одну смысловую группу и выражающие их общее значение.
Чаще всего обобщающие слова представлены существительным, наречием или местоимением. Обобщающее слово, сопровождающее перечень однородных членов, выполняет такую же синтаксическую роль и является таким же членом предложения.
В саду росли цветы: гортензии, розы, нарциссы.
«Цветы» — это обобщающее слово. Подлежащими являются и обобщающее слово «цветы», и однородные члены «гортензии, розы, нарциссы».
Обобщающее слово может обозначать понятие целого, а однородные члены — части целого, они обозначают понятия разных объемов. Обобщающие слова в таких случаях дают им общее обозначение и общее название. Значение обобщающего слова шире значения каждого из однородных членов. Обобщающее слово, как правило, представляет собой родовое понятие, а однородные члены — видовое.
Обобщающие слова призваны:
- обнаруживать значения, заключенные в перечне однородных членов;
- показывать логическое основание, заложенное в перечисление;
- обозначать родовое понятие, под которое подводятся обозначенные однородными членами понятия.
Однородные члены при обобщающих словах в речи выделяются интонацией перечисления. В зависимости от расположения обобщающего слова по отношению к однородным членам — в речи перед ним или после него должна быть интонационная пауза.
То слово, которое конкретизируется и уточняется однородными членами, является обобщающим и выполняет с ними одну синтаксическую роль.
Рядом с театром росли хвойные деревья: сосны, ели, пихты.
В этом предложении четыре подлежащих, но не все они являются однородными, так как первое из подлежащих «деревья» объединяет значения последующих, то есть три последних подлежащих «сосны, ели, пихты» уточняют и конкретизируют значение первого. От первого подлежащего «деревья» к последующим «сосны, ели, пихты» можно задать вопрос: «А какие именно?».
Обобщающие слова могут быть выражены цельными словосочетаниями.
Всякий день стал приносить старый Мосеич разную крупную рыбу: щук, язей, голавлей, линей, окуней (Аксаков).
Примеры однородных членов предложения
Однородными являются два или более одинаковых члена предложения, которые:
- выполняют одну синтаксическую функцию;
- относятся к одному члену предложения (дополнения — к сказуемому, определения — к подлежащему или дополнению, обстоятельства — к сказуемому и т. д.).
Они связаны между собой интонацией (перечислительной) и сочинительной связью. В роли однородных членов предложения выступают слова одной и той же части речи, которые отвечают на один и то же вопрос. Реже встречаются случаи, когда однородные члены представлены разными частями речи.
Он говорил медленно, с длинными паузами.
Однородные члены в предложениях могут иметь зависимые слова.
Мужики снимали шапки с головы и кланялись.
Однородные сказуемые — «кланялись» и «снимали». Первое сказуемое распространено дополнением «шапки» и обстоятельством «с головы», а у второго нет зависимых слов и оно не распространено.
Предложение может быть осложнено несколькими рядами однородных членов.
Солнце поднималось и освещало дорогу, дома деревни и поле.
Первый ряд однородных членов в этом предложении создается сказуемыми, дополнениями — второй.
Какие знаки требуются при обобщающих словах
Однородные члены в предложениях с обобщающим словом могут быть соединены бессоюзной или союзной сочинительной связью. В зависимости от расположения обобщающего слова по отношению к перечислительному ряду, оно выделятся двоеточием или тире. Знаки препинания ставятся в зависимости от того, после однородных членов или до них стоит обобщающее слово. Есть частные ситуации, когда в выделении обобщающего слова используется запятая.
Пунктуация при однородных членах предложения с обобщающими словами
Правило расстановки знаков препинания в предложениях, осложненных обобщающими словами, состоит из четырех основных пунктов.
Обобщающее слово находится перед однородными членами
Если обобщающее слово расположено перед однородными членами и предшествуют перечислению, то после него ставится двоеточие.
Желтые листья клена лежали всюду: на крышах машин, скамейках, на дорожках.
Знак двоеточия показывает, что далее раскрывается содержание значения, когда после обобщающего слова можно вставить слова «а именно».
Желтые листья клена лежали всюду, а именно: на крышах машин, на скамейках, на дорожках.
Обобщающее слово находится после однородных членов
Если обобщающее слово расположено после ряда однородных членов, то перед ним ставится тире.
На скамейках, на дорожках, на крышах машин — всюду лежали желтые листья клена.
В этом случает тире как знак итога, показывает, что перечисление исчерпывается обобщающим словом и завершает его.
Бумага, карандаши, краски — все было аккуратно сложено.
Обобщающее слово перед однородными членами, но предложение после них продолжается
Если перед однородными членами стоит обобщающее слово, а после них предложение продолжается, то двоеточие ставится после обобщающего слова, а, перед остальной частью предложения, после однородных членов, — тире.
Всюду: на крышах машин, на скамейках, на дорожках — лежали желтые листья клена.
В таких предложениях однородные члены выполняют роль уточняющих элементов.
Фрукты: груши, яблоки, сливы — начинали уже созревать.
Перед обобщающими словами или после них находятся вводные слова
Перед обобщающими словами в предложении могут находиться вводные слова, которые указывают, что дальше пойдет перечисление:
- словом;
- одним словом;
- например;
- короче говоря;
- а именно.
В таких случаях перед вводным словом ставят тире, а после него — запятую.
В комнате, в коридоре, на кухне — короче говоря, всюду был ужасный беспорядок.
Если уточняющие слова, которые находятся под логическим ударением, расположены после обобщающих слов и перед однородными членами, то запятая ставится перед уточняющим словом, а после него двоеточие:
Я хорошо подготовился к походу, а именно: купил палатку, вставил батарейки в фонарик, взял спички.
Источник
Обобщающие слова при однородных членах
- Знаки препинания при обобщающих словах
При однородных членах предложения бывают обобщающие слова, которые могут стоять перед или после однородных членов.
Обобщающие слова — это слова, стоящие при однородных членах и указывающие их общее значение. Обобщающие слова отвечают на тот же вопрос и являются тем же членом предложения, что и однородные члены.
В саду росли цветы: розы, тюльпаны, нарциссы.
Слово цветы — это обобщающее слово. И обобщающее слово (цветы), и однородные члены (розы, тюльпаны, нарциссы) являются подлежащими.
В схемах предложений с обобщающими словами, обобщающие слова обозначаются так – .
Особенно часто обобщающими словами бывают следующие местоимения и наречия: всё, всё это, все, все они, вот что, никто, ничто, везде, всюду, нигде, всегда, никогда. Например:
Радовались все: родители, ученики, учителя.
У нас никогда не бывает хорошей погоды: ни летом, ни зимой, ни весной, ни осенью.
После обобщающих слов перед однородными членами иногда могут стоять уточняющие слова: как-то, а именно, например — указывающие, что дальше пойдёт перечисление. Перед уточняющим словом ставиться запятая, а после него двоеточие:
Я хорошо подготовился к походу, а именно: купил палатку, взял спички, вставил батарейки в фонарик.
[, а именно : , и .]
Перед обобщающим словом, стоящим после однородных членов, могут быть употреблены вводные слова: словом, одним словом, короче говоря и др. — имеющие значение итога. После вводного слова перед обобщающим, ставится запятая:
В комнате, на кухне, в коридоре – короче говоря, всюду был ужасный беспорядок.
[, , – короче говоря , .]
Знаки препинания при обобщающих словах
В предложениях с обобщающими словами при однородных членах предложения ставятся двоеточие и тире.
Двоеточие ставится после обобщающего слова, если оно стоит перед однородными членами предложения:
В саду росли разные деревья: дубы, каштаны и липы.
[ : , и .]
Тире ставится перед обобщающим словом, если оно стоит после однородных членов предложения.
Бумага, краски, карандаши – всё было аккуратно сложено.
[, , – .]
Двоеточие и тире. Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, а после них предложение продолжается, то перед однородными членами ставится двоеточие, а после них, перед остальной частью предложения, ставится тире.
Фрукты: яблоки, груши, сливы – начинали уже созревать.
[ : , , – … .]
Русский язык
5 класс
Урок № 27
Обобщающие слова при однородных членах предложения
Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:
- Обобщающие слова при однородных членах предложения.
- Знаки препинания при обобщающих словах.
Тезаурус
Однородные члены предложения – это такие члены предложения, которые являются одним и тем же членом предложения, относятся к одному и тому же члену предложения, соединяются друг с другом сочинительной связью.
Обобщающее слово – общее название предметов или признаков, которые перечисляются при помощи однородных членов.
Список литературы
Обязательная литература:
Обязательная литература:
1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 5 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.:Просвещение, 2016. – с. 96-97
Дополнительная литература:
1. Львова С. И. Русский язык. 5 класс. В 2-х частях. Ч.1/ Львова С. И., Львов В. В. – М.:МНЕМОЗИНА, 2012. – с. 132
2. Бунеев Р. Н. Русский язык. 5 класс. В 2-х частях. Ч. 1. // Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Комиссарова Л. Ю., Текучёва И. В. – М.: БАЛАСС, 2015. – с.167.
3. Панов М. В. Русский язык. 5 класс. // Панов М. В., Кузьмина С. М., Ильинская И. С., Ильина Н. Е., Рочко Т. А – М.: Русское слово, 2008. – с. 332.
4. Постникова И. И. Просто и занимательно о русском языке: пособие для учащихся 5-9 классов. // Постникова И. И., Подгаецкая И. М. и др. – М.: Просвещение, 2007. – с. 281.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Некоторые слова обозначают обобщённые, широкие, родовые понятия. Например, слово мебель – родовое понятие для слов шкаф, стол, стул, диван, буфет, тумба. Вокруг слов, обозначающих родовое (обобщённое) понятие, образуются тематические группы. Например, тематическая группа с родовым понятием «ягода»: клубника, малина, смородина, черника, брусника.
Слова, которые обозначают родовое понятие, могут встречаться в предложениях с однородными членами. Тогда говорят об обобщающем слове при однородных членах предложения.
Обобщающее слово – это общее название предметов или признаков, которые перечисляются с помощью однородных членов. Обобщающее слово в схеме обозначается кружочком с точкой посередине. Обобщающее слово является тем же членом предложения, что и однородные члены предложения.
Рассмотрим предложение. В нашем лесу обитают разные звери: белки, зайцы, лисицы. Однородные члены (подлежащие) белки, зайцы, лисицы – это конкретные названия. Слово звери – их общее (родовое) название. Это обобщающее слово. На письме это будет выглядеть следующим образом.
С употреблением обобщающего слова при однородных членах предложения связано несколько правил постановки знаков препинания.
Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то после него ставится двоеточие.
Если обобщающее слово стоит после однородных членов предложения, то перед ним ставится тире.
Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, а после них предложение продолжается, то после обобщающего слова ставим двоеточие, а после однородных членов – тире.
Рассмотрим это на примерах.
Теоретический материал для углубленного изучения.
Вводное слово и обобщающее слово при однородных членах.
Очень часто в предложениях с обобщающим словом есть ещё слова, которые передают дополнительное значение, это вводные слова.
Если вводное слово стоит после однородных членов и перед обобщающим словом, то перед вводным словом ставится тире, а после него — запятая:
Например. На домах, на деревьях, на скамейках – словом, везде лежал снег.
Если вводное слово стоит после обобщающего слова и далее идёт ряд однородных членов, то перед вводным словом ставится запятая, а после него двоеточие:
Например: Снег лежал везде, а именно: на домах, на деревьях, на скамейках.
Примеры заданий из Тренировочного модуля
Найдите предложение, соответствующее схеме: [О:О,О,О– …]. (Знаки препинания не расставлены!)
1) В корзине лежали разные фрукты яблоки груши виноград персики.
2) Из морской рыбы трески сельди палтуса можно приготовить много вкусных блюд.
3) Утро рассеивает всё страх усталость волнения.
Разбор задания: Анализируем схему: обобщающее слово стоит перед однородными членами, после них предложение продолжается.Анализируем предложения. В 1 предложении обобщающее слово фрукты стоит перед однородными членами, следовательно, надо ставить двоеточие. После однородных членов предложение заканчивается. Это предложение не соответствует схеме. Во 2 предложении обобщающее словосочетание морская рыба стоит перед однородными членами, ставим двоеточие. После однородных членов предложение продолжается, следовательно, это предложение соответствует схеме. Проверим 3 предложение. Обобщающее слово всё стоит перед однородными членами. Ставим двоеточие. После однородных членов предложение заканчивается. Это предложение не подходит. Ответ: 2.
Выделите цветом предложение, в котором есть обобщающее слово. (Знаки препинания не расставлены!)
1) В наших степях водятся как зайцы так и лисицы.
2) Нигде ничего не было видно ни воды ни деревьев.
3) То справа то слева то позади слышался гул падающих деревьев.
4) И роща и фасад дома отражались в озере.
Разбор задания: В 1 предложении однородные члены есть, но слова, которое их обобщает, нет. Следовательно, это предложение не подходит. Во 2 предложении однородные члены ни воды, ни деревьев обобщает слово ничего. Это предложение соответствует условиям. Проверим оставшиеся предложения. В 3 и 4 предложении нет обобщающих слов.
Ответ:2) Нигде ничего не было видно: ни воды, ни деревьев.
Для чего вам может понадобиться схема предложения? Вариантов несколько. К примеру, составить схему предложения нужно при его синтаксическом разборе.
Вы также можете схематически изобразить части предложения для себя, чтобы четче представить его структуру и проследить логику присоединения частей предложения друг к другу (актуально для сложных предложений).
Если уж зашла речь о сложных предложениях, с помощью схем удобно анализировать предложения с разными видами связи. А в простых схема помогает наглядно представить синтаксическую структуру.
В общем, как ни крути, схемы предложений в русском языке – вещь далеко не бесполезная. Вот мы сейчас и обобщим эту тему. С тем, чтобы вы этой статьей могли воспользоваться как справочным материалом. Кстати, чтобы правильно составлять схемы, не мешает повторить некоторые темы по синтаксису. Сейчас будем разбирать примеры схем и одновременно повторять. Так что от статьи вам будет двойная польза – заодно получите конспект по видам предложений, знакам препинания при прямой речи, однородных членах и т.д. будет.
План составления схемы предложения
- Внимательно прочитайте предложение, обратите внимание, какое оно по цели высказывания: повествовательное, вопросительное иди побудительное. И приметьте, какое по эмоциональной окраске: восклицательное или не восклицательное.
- Определите грамматические основы. Какими частями речи они выражены?
- После этого будет уже несложно сказать, простое перед вами предложение или сложное.
- В сложном предложении определите границы входящих в его состав простых и с помощью простого карандаша обозначьте их вертикальными чертами. Кстати, причастный и деепричастный оборот и другие виды осложнения также отделите такими чертами.
- Подчеркните дополнительные члены предложения (прерывистой линией – дополнение, волнистой – определение и причастный оборот целиком, «точка-тире-точка» – обстоятельство и деепричастный оборот). Какими частями речи они представлены?
- Если перед вами сложное предложение с союзной связью между его частями, обратите внимание на союзы: сочинительные они или подчинительные.
- Предыдущий пункт поможет вам правильно обозначить предикативные части сложного предложения. Так, части сложносочиненного и бессоюзного сложного предложения равноправны, обозначьте их квадратными скобками. Придаточное предложение в сложноподчиненном предложении обозначьте круглыми скобками. Не забудьте, что союз/союзное слово тоже надо в них включается.
- В сложноподчиненном предложении в главной части найдите слово, от которого можно задать вопрос к придаточному предложению, обозначьте его крестиком. От слова проведите карандашом стрелку к придаточному и запишите вопрос. Бывает и так, что вопрос к придаточному ставится от всего главного предложения.
- И вот теперь на очереди схема простого/сложного предложения – смотря что там у вас. Начертите линейную графическую схему, на которую переносите все основные обозначения, которыми до этого расчертили предложение. В частности, границы предложений, грамматические основы, осложнения, если предложение осложнено, связь между предложениями и стрелку с вопросом, союзы и союзные слова.
- Для сложных предложения с несколькими придаточными потребуется вертикальная схема, чтобы корректно отобразить последовательное, параллельное или однородное подчинение. Мы такие рассмотрим ниже на конкретных примерах.
- Цифрами над частями сложного предложения можно обозначить уровни придаточных, которые будут отражать их позицию в составе сложного предложения. Главное предложение никак не обозначается.
Иногда у преподавателей могут быть специфические требования. Например, обозначит на схеме, кроме главных, дополнительные члены. Кроме того, случаются и обратные задания, когда надо составить по схеме предложение. Пример такого задания вы найдете дальше.
СЛОЖНА-А-А 🙀 Ты же знаешь, что если не разобраться в теме сейчас, то потом придется исправлять оценки. Беги на бесплатное онлайн-занятие с репетитором (подробности тут + 🎁).
Схемы простых предложений
Вот давайте сразу и начнем с задания, без шуток, уровня 2 класса: нужна схема простого предложения вида «подлежащее – сказуемое – подлежащее». Простой пример:
При этом вы держите в голове, что простое предложение на основании наличия главных членов может быть одно- и двусоставным. По наличию второстепенных членов – распространенным и нераспространенным (в примере выше какое?). А также по наличию полного или урезанного набора необходимых членов предложения делятся на полные и неполные.
Перенося главные члены предложения на схему, не дайте сказуемым себя запутать. Они бывают:
Теперь переходим в 5 класс и возьмемся за схемы предложений с обращением и другими видами осложнений простых предложений.
Обращение: обозначается О, знак от остального предложения отделяется на схеме при помощи двух вертикальных линий – │ │. Обращение не является членом предложения и имеет значение лишь его местоположение и стоящие при обращении знаки препинания:
На схеме с однородными членами предложения последние обозначаются кружком – ○, в котором можно отметить их синтаксическую роль в предложении (однородные дополнения, или обстоятельства, или подлежащие – любой из возможных вариантов). Также на схему переносятся стоящие при них союзы и знаки препинания. Обобщающие слова обозначаются тоже, например, кружком, только с точкой посередине. А мы в этой статье используем квадратик – так нам удобнее:
Предложения с вводными словами: можем обозначить их как ВВ и тоже заключить в две вертикальные линии – членом предложения вводные слова не являются. В остальном для схемы с вводным словом важны те же аспекты, что и для схемы с обращением:
В схеме с причастным оборотом, кроме знаков препинания, обозначают определяемое слово. В схеме с деепричастным оборотом и конструкциями со значением присоединения и уточнения – самое важное обозначить их место в предложении:
Вы также наверняка помните, что простое предложение может быть осложнено обособленными членами (некоторые из них уже отражены в примерах выше):
- обособленными определениями (согласованными и несогласованными, одиночными и распространенными, к этой категории относятся и причастные обороты);
- обособленными дополнениями;
- обособленными обстоятельствами (деепричастия, деепричастные обороты, существительные и наречия в роли обстоятельств).
Предложения с прямой речью
Схема предложения с прямой речью совсем нетрудная: на ней обозначаются только границы предложения, слова автора и собственно прямая речь, а также стоящие при них знаки препинания. Вот несколько примеров:
Схемы сложных предложений
И вот теперь мы, наконец, добрались до программы старших классов. И сейчас рассмотрим схемы сложносочиненных и сложноподчиненных предложений с примерами. И предложения с бессоюзной, а также разными видами связи тоже обязательно разберем.
Начнем со сложносочиненного предложения: его части равноправны, поэтому на схеме обозначаем их одинаковыми квадратными скобками.
В сложноподчиненном предложении четко выделяются главная и придаточная часть, поэтому главную обозначим квадратными, а придаточную – круглыми скобками. Придаточное предложение может занимать разные позиции по отношению к главному: стоять впереди или позади него, разрывать главное предложение.
Части бессоюзного сложного предложения равнозначны, поэтому и тут для их обозначения на схеме используются одинаковые квадратные скобки.
Составляя схему предложения с разными видами связи, легко запутаться. Внимательно изучите предложенный пример, чтобы не допускать ошибок в будущем:
Особый случай – сложное предложение с несколькими придаточными. Рисуя схемы придаточных предложений, их располагают не по горизонтали, а по вертикали. Последовательное подчинение:
Параллельное подчинение:
Однородное подчинение:
Составьте по данным схемам предложения
Теперь, после того как мы так подробно разобрали всю теорию, вам, конечно, не составит труда самим написать предложения по готовым схемам. Это неплохая тренировка и хорошее задание для проверки того, насколько материал хорошо усвоен. Так что не пренебрегайте им.
- Предложение с обращением: [ │О?│… ]?
- Предложение с однородными членами: [и ○, и ○, и ○ – □ ].
- Предложение с причастным оборотом и вводным словом: [ Х, |ПЧ|, … |ВВ| … ].
- Предложение с прямой речью: «[П, – а: – П]».
- Сложное предложение с несколькими видами связи: [ … ], зато [ … ], (которое …): [ … ].
Напишите нам свои варианты в комментариях – заодно сможете проверить, хорошо ли вы все усвоили и разобрались ли со схемами. Сами убедитесь, что ничего архисложного тут нет!
Заключение
Вы проработали большую и объемную тему. Она включает в себя знания из разных разделов синтаксиса: виды предложений, виды сказуемых, знаки препинания при однородных членах предложения, прямой речи и т.п. Если вы внимательно изучили весь материал, то смогли не только вспомнить, как обозначать члены предложения на схеме, но и повторить очень важные и полезные правила.
А если вы еще и не поленились записать предложения по схемам, то можно с полной уверенностью сказать: контрольные и экзамены вы встретите во всеоружии.
Считаете, что эта статья пригодится кому-то еще из ваших одноклассников? Так жмите на кнопки внизу и «расшаривайте» ее в соцсетях. И пишите, пишите на комментарии – давайте общаться!
Молодец! Раз ты дочитал это до конца, вероятно, ты все отлично усвоил. Но если вдруг что-то еще непонятно – попробуй онлайн-занятие с репетитором (подробности тут + 🎁).
© blog.tutoronline.ru,
при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.
Цель:
- отработка умения находить обобщающие слова при однородных членах;
формирование умений: - правильно ставить знаки препинания при обобщающих словах;
- составлять схемы предложений с обобщающими словами при однородных
членах; - содействовать в ходе урока формированию устойчивого интереса к языку.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания
1. Вызванный к доске ученик чертит схемы,
рассказывает об однородных членах предложения, связанных сочинительными союзами,
и пунктуации при них.
2. Упражнение № 278 (проверяется « по цепочке»).
II.
Один из учеников читает отрывок из
стихотворения Н.А. Заболоцкого «Не позволяй душе лениться». (На доске текст
записан заранее).
Не позволяй душе лениться!
Чтоб воду в ступе не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
– Как вы понимаете строчки поэта?
– Укажите роль союзов.
– Назовите типы предложений в тексте (по
наличию грамматических основ, по цели высказывания, по интонации).
III. Знакомство с материалом учебника: §
28
1. На доске под руководством учителя фиксируются этапы работы над понятием.
1) Понятие об обобщающих словах.
2) Понятие о месте обобщающих слов в предложении, об их синтаксической роли.
3) Схематическое изображение конструкций с обобщающими словами:4) Знаки препинания при обобщающих словах.
2. Проверка понимания темы.
Запись предложений и составление схем.
1) Всё вдруг переменилось: и погода, и характер леса.
2) И погода, и характер леса – всё вдруг
переменилось.3) Всё: и погода, и характер леса – вдруг
переменилось.
IV. Закрепление
1. Вставить в предложения обобщающие слова; расставить знаки препинания;
указать графически однородные члены предложения и обобщающие слова; составить
схемы предложений.
1) Брезенты, палуба, чемоданы…(всё) было мокро от тумана.
2) Ни холод, ни дождь…(ничего) не могло остановить туристов в их нелегком
деле.
3) Над нами, кругом нас…(всюду) туман.
2. Составить предложения по следующим схемам:
3. В предложениях, заранее записанных на доске,
найти пунктуационные ошибки и записать их в исправленном виде.
1) И вой урагана и рёв моторов и грохот, всё сливалось в сплошной гул.
2) Повсюду: в клубе на улицах у ворот в домах происходили шумные разговоры.
3) Общение необходимо всем- и молодым и пожилым и детям.
4. Схематический диктант.
1) От зноя всё стало жёлтым: и небо, и поля, и воздух.
2) Всё кругом: зелёная трава, солнце над головой, листва на деревьях-
выглядело радостным и привлекательным.
3) Убранство комнат, костюм хозяйки, портреты на стенах- ничто не укрылось
от наблюдательного гостя.
4) Вся мебель: диваны, столы и стулья- были сделаны из красного дерева.
5) Теперь уже ни гор, ни неба, ни земли- ничего не было видно.
Ответы:
V. Итог урока
VI. Домашнее задание
§ 28, упражнение № 285.