При составлении схемы предложения все его члены записываются с помощью условных обозначений. Вместо подлежащего рисуется прямая линия, вместо сказуемого – два параллельные линии. Волнистая линия символизирует определение, а пунктирная – дополнение. С помощью точек и тире изображается обстоятельство, а если эти “точки и тире” заключены в вертикальные чёрточки, то это уже – деепричастный оборот. Волнистая линия между вертикальными чёрточками – это причастный оборот. Однородные члены предложения в схеме рисуются в виде кружков. Что бы указать синтаксическую роль однородных членов, внутри кружков можно нарисовать соответствующие линии: пунктирные или волнистые и т.д. Обобщающие слова можно обозначить кружком, в центре которого располагается точка или квадратиком. автор вопроса выбрал этот ответ лучшим Каролина 5 лет назад Сначала определяем, есть ли в предложении однородные члены (так называют слова, которые отвечают на одинаковые вопросы). Каждая часть предложения в схеме обозначается конкретными фигурами, указываются знаки препинания, а при наличии – частица (и, но, или, а). Однородные члены на схеме обозначаются кружками. Например, схема такого предложения “Мама купила на рынке и в магазине яблоки, груши и виноград”. выглядит так: — == О и О, О, О и О. В данном предложении два однородных обстоятельства (где? – на рынке, в магазине) и три однородных дополнения (купила что? – яблоки, груши, виноград). Ольга Сумина 7 лет назад Чтобы составить схему предложения с однородными членами предложения, нужно сделать следующее:
Например, в предложении: “На поляне росли красные, жёлтые, голубые цветы” однородными определениями будут все имена прилагательные (подчёркиваем волнистой линией). А в предложении: “Во дворе стоял могучий и раскидистый клён и ронял свои листья на землю” два ряда однородных членов: однородные сказуемые (стоял и ронял листья – две черты) и однородные определения (могучий и раскидистый – волнистая линия).
Например, схема предложения с рядами однородных членов: “Самое главное – читать, вникать в написанное долго и кропотливо” 88SkyWalker88 7 лет назад Под однородными членами предложения понимают такие члены предложения, которые имеют следующие признаки: во-первых, речь идет об одинаковых членах предложения. Например, это могут быть обстоятельства, дополнения или подлежащие, то есть любые. во-вторых, они связаны между собой сочинительной связью. Это могут быть союзы “и”, “но”, “или”. Вот пример предложений с однородными членами: В первом предложении однородными являются определения (зеленые, желтые, красные). Во втором предложении однородными являются подлежащие ( стрижи, журавли, ласточки ), а в третьем – сказуемые (завяла, засохла, потемнела). Схематически однородные члены обозначаются кружочками. Вот какие могут быть схемы: Rogneda 9 лет назад С однородными членами предложения схема предложения может иметь несколько вариантов. В начале предложения расположены однородные члены предложения, затем идет обобщающее слово. Схема будет выглядеть вот так: 1)О,О, О– обобщ. слово….( Обобщающее слово обозначается кружком с точкой внутри,но я не могу это отобразить). В поле, в роще, в кустах– повсюду слышались птичьи голоса. 2)Обобщающее слово может быть перед перечислением однородных членов, тогда рисуем вот такую схему: Обоб.слово: О, О, О– …. Мы спорили обо всем: об искусстве, религии, науке–и так и не пришли к общему мнению. 3) После обобщающего слова могут употребляться вводные слова: как-то, а именно,например.Перед этими словами ставится запятая,после них — двоеточие. Обобщ. слово, например: О, О, О–… Обобщ.слово, а именно: О, О, О — … Люди испытали на себе многие стихийные бедствия,как-то : пожары,наводнения, засуху. 4) После перечисления однородных членов предложения перед обобщающим словом могут употребляться вводные слова: словом, одним словом, короче говоря и т.п. Тогда тире ставится перед вводным словом, а после него –запятая. Среди птиц насекомых, в сухой траве– словом, повсюду чувствовалось дыхание приближающейся осени. Артём Денисов 7 лет назад Составляя схему предложения, его члены обозначаются различными условными знаками, которые мы рассмотрим ниже:
Используя схему ниже, очень легко составить предложение, содержащее однородные члены, и наоборот, с готового предложения составить правильную схему. Кроме условных обозначений, не стоит забывать и об разделительных знаках, союзах, а также интонации. Alen4uk 5 лет назад Из уроков русского языка мы знаем, что однородными членами предложения являются члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и связаны с одним и тем же словом в предложении. Обычно однородные члены предложения изображаются в схеме в виде кружочков. В первом примере на схеме у нас представлена бессоюзная связь между однородными членами предложения. На второй схеме однородные члены соединены противительным союзом но. Как видим из примеров однородные члены предложения могут быть как главными , так и второстепенными членами предложения. Mirra-Mi 7 лет назад Однородные члены предложения обозначаются при составлении схемы в виде кружочков. Все зависит от предложения. Между этим кружочками могут быть запятые или союзы. Их тоже нужно указать. В некоторых школах (у нас в том числе так было) при рисовании схемы предложения с однородными членами внутри кружочков указывают при помощи линейно-точечных изображений какими членам предложения он являются: Бывают предложения с обобщающими словами. В данном случае обобщающее слово рисуют в виде большого кружочка ли в виде квадратика: Людвиго 8 лет назад Помню, что в школе разные учителя требовали рисовать такие схемы по-разному. Одни просили рисовать линейную схему, а однородные члены заключать в палочки, рамки: / /, / /, / /. Другие же настоятельно требовали рисование кружочков. Вот некоторые примеры составления схем: Это простая схема, когда однородные члены идут друг за другом, между ними могут стоять союзы. Это пример предложений с обобщающими словами. Заметим, что обобщающее слово может согласоваться с однородными членами в роде, числе, падеже. Если в предложении есть причастный и деепричастный оборот, его также отражают в схеме. Магистр фитнес-знаний 7 лет назад При составлении предложения с однородными членами важно помнить, что: -однородные члены предложения связаны с одним и тем же словом -однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос При составлении схем каждая часть предложения обозначается определенными фигурами, соответствующими знаками препинания и в них присутствует соединяющая частица ( и, или, но, а). В нашем случае интересуют однородные члены, значит схемы рисуются с кружками. Знаете ответ? |
Для чего вам может понадобиться схема предложения? Вариантов несколько. К примеру, составить схему предложения нужно при его синтаксическом разборе.
Вы также можете схематически изобразить части предложения для себя, чтобы четче представить его структуру и проследить логику присоединения частей предложения друг к другу (актуально для сложных предложений).
Если уж зашла речь о сложных предложениях, с помощью схем удобно анализировать предложения с разными видами связи. А в простых схема помогает наглядно представить синтаксическую структуру.
В общем, как ни крути, схемы предложений в русском языке – вещь далеко не бесполезная. Вот мы сейчас и обобщим эту тему. С тем, чтобы вы этой статьей могли воспользоваться как справочным материалом. Кстати, чтобы правильно составлять схемы, не мешает повторить некоторые темы по синтаксису. Сейчас будем разбирать примеры схем и одновременно повторять. Так что от статьи вам будет двойная польза – заодно получите конспект по видам предложений, знакам препинания при прямой речи, однородных членах и т.д. будет.
План составления схемы предложения
- Внимательно прочитайте предложение, обратите внимание, какое оно по цели высказывания: повествовательное, вопросительное иди побудительное. И приметьте, какое по эмоциональной окраске: восклицательное или не восклицательное.
- Определите грамматические основы. Какими частями речи они выражены?
- После этого будет уже несложно сказать, простое перед вами предложение или сложное.
- В сложном предложении определите границы входящих в его состав простых и с помощью простого карандаша обозначьте их вертикальными чертами. Кстати, причастный и деепричастный оборот и другие виды осложнения также отделите такими чертами.
- Подчеркните дополнительные члены предложения (прерывистой линией – дополнение, волнистой – определение и причастный оборот целиком, «точка-тире-точка» – обстоятельство и деепричастный оборот). Какими частями речи они представлены?
- Если перед вами сложное предложение с союзной связью между его частями, обратите внимание на союзы: сочинительные они или подчинительные.
- Предыдущий пункт поможет вам правильно обозначить предикативные части сложного предложения. Так, части сложносочиненного и бессоюзного сложного предложения равноправны, обозначьте их квадратными скобками. Придаточное предложение в сложноподчиненном предложении обозначьте круглыми скобками. Не забудьте, что союз/союзное слово тоже надо в них включается.
- В сложноподчиненном предложении в главной части найдите слово, от которого можно задать вопрос к придаточному предложению, обозначьте его крестиком. От слова проведите карандашом стрелку к придаточному и запишите вопрос. Бывает и так, что вопрос к придаточному ставится от всего главного предложения.
- И вот теперь на очереди схема простого/сложного предложения – смотря что там у вас. Начертите линейную графическую схему, на которую переносите все основные обозначения, которыми до этого расчертили предложение. В частности, границы предложений, грамматические основы, осложнения, если предложение осложнено, связь между предложениями и стрелку с вопросом, союзы и союзные слова.
- Для сложных предложения с несколькими придаточными потребуется вертикальная схема, чтобы корректно отобразить последовательное, параллельное или однородное подчинение. Мы такие рассмотрим ниже на конкретных примерах.
- Цифрами над частями сложного предложения можно обозначить уровни придаточных, которые будут отражать их позицию в составе сложного предложения. Главное предложение никак не обозначается.
Иногда у преподавателей могут быть специфические требования. Например, обозначит на схеме, кроме главных, дополнительные члены. Кроме того, случаются и обратные задания, когда надо составить по схеме предложение. Пример такого задания вы найдете дальше.
СЛОЖНА-А-А 🙀 Ты же знаешь, что если не разобраться в теме сейчас, то потом придется исправлять оценки. Беги на бесплатное онлайн-занятие с репетитором (подробности тут + 🎁).
Схемы простых предложений
Вот давайте сразу и начнем с задания, без шуток, уровня 2 класса: нужна схема простого предложения вида «подлежащее – сказуемое – подлежащее». Простой пример:
При этом вы держите в голове, что простое предложение на основании наличия главных членов может быть одно- и двусоставным. По наличию второстепенных членов – распространенным и нераспространенным (в примере выше какое?). А также по наличию полного или урезанного набора необходимых членов предложения делятся на полные и неполные.
Перенося главные члены предложения на схему, не дайте сказуемым себя запутать. Они бывают:
Теперь переходим в 5 класс и возьмемся за схемы предложений с обращением и другими видами осложнений простых предложений.
Обращение: обозначается О, знак от остального предложения отделяется на схеме при помощи двух вертикальных линий – │ │. Обращение не является членом предложения и имеет значение лишь его местоположение и стоящие при обращении знаки препинания:
На схеме с однородными членами предложения последние обозначаются кружком – ○, в котором можно отметить их синтаксическую роль в предложении (однородные дополнения, или обстоятельства, или подлежащие – любой из возможных вариантов). Также на схему переносятся стоящие при них союзы и знаки препинания. Обобщающие слова обозначаются тоже, например, кружком, только с точкой посередине. А мы в этой статье используем квадратик – так нам удобнее:
Предложения с вводными словами: можем обозначить их как ВВ и тоже заключить в две вертикальные линии – членом предложения вводные слова не являются. В остальном для схемы с вводным словом важны те же аспекты, что и для схемы с обращением:
В схеме с причастным оборотом, кроме знаков препинания, обозначают определяемое слово. В схеме с деепричастным оборотом и конструкциями со значением присоединения и уточнения – самое важное обозначить их место в предложении:
Вы также наверняка помните, что простое предложение может быть осложнено обособленными членами (некоторые из них уже отражены в примерах выше):
- обособленными определениями (согласованными и несогласованными, одиночными и распространенными, к этой категории относятся и причастные обороты);
- обособленными дополнениями;
- обособленными обстоятельствами (деепричастия, деепричастные обороты, существительные и наречия в роли обстоятельств).
Предложения с прямой речью
Схема предложения с прямой речью совсем нетрудная: на ней обозначаются только границы предложения, слова автора и собственно прямая речь, а также стоящие при них знаки препинания. Вот несколько примеров:
Схемы сложных предложений
И вот теперь мы, наконец, добрались до программы старших классов. И сейчас рассмотрим схемы сложносочиненных и сложноподчиненных предложений с примерами. И предложения с бессоюзной, а также разными видами связи тоже обязательно разберем.
Начнем со сложносочиненного предложения: его части равноправны, поэтому на схеме обозначаем их одинаковыми квадратными скобками.
В сложноподчиненном предложении четко выделяются главная и придаточная часть, поэтому главную обозначим квадратными, а придаточную – круглыми скобками. Придаточное предложение может занимать разные позиции по отношению к главному: стоять впереди или позади него, разрывать главное предложение.
Части бессоюзного сложного предложения равнозначны, поэтому и тут для их обозначения на схеме используются одинаковые квадратные скобки.
Составляя схему предложения с разными видами связи, легко запутаться. Внимательно изучите предложенный пример, чтобы не допускать ошибок в будущем:
Особый случай – сложное предложение с несколькими придаточными. Рисуя схемы придаточных предложений, их располагают не по горизонтали, а по вертикали. Последовательное подчинение:
Параллельное подчинение:
Однородное подчинение:
Составьте по данным схемам предложения
Теперь, после того как мы так подробно разобрали всю теорию, вам, конечно, не составит труда самим написать предложения по готовым схемам. Это неплохая тренировка и хорошее задание для проверки того, насколько материал хорошо усвоен. Так что не пренебрегайте им.
- Предложение с обращением: [ │О?│… ]?
- Предложение с однородными членами: [и ○, и ○, и ○ – □ ].
- Предложение с причастным оборотом и вводным словом: [ Х, |ПЧ|, … |ВВ| … ].
- Предложение с прямой речью: «[П, – а: – П]».
- Сложное предложение с несколькими видами связи: [ … ], зато [ … ], (которое …): [ … ].
Напишите нам свои варианты в комментариях – заодно сможете проверить, хорошо ли вы все усвоили и разобрались ли со схемами. Сами убедитесь, что ничего архисложного тут нет!
Заключение
Вы проработали большую и объемную тему. Она включает в себя знания из разных разделов синтаксиса: виды предложений, виды сказуемых, знаки препинания при однородных членах предложения, прямой речи и т.п. Если вы внимательно изучили весь материал, то смогли не только вспомнить, как обозначать члены предложения на схеме, но и повторить очень важные и полезные правила.
А если вы еще и не поленились записать предложения по схемам, то можно с полной уверенностью сказать: контрольные и экзамены вы встретите во всеоружии.
Считаете, что эта статья пригодится кому-то еще из ваших одноклассников? Так жмите на кнопки внизу и «расшаривайте» ее в соцсетях. И пишите, пишите на комментарии – давайте общаться!
Молодец! Раз ты дочитал это до конца, вероятно, ты все отлично усвоил. Но если вдруг что-то еще непонятно – попробуй онлайн-занятие с репетитором (подробности тут + 🎁).
© blog.tutoronline.ru,
при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.
На чтение 10 мин Просмотров 16 Опубликовано 8 апреля 2023 Обновлено 8 апреля 2023
Содержание
- Как составить схему предложения
- План действий по составлению схемы предложения
- Составляем план простого предложения
- Простое предложение с однородными членами
- С вводными словами или обращением
- С деепричастным либо причастным оборотами
- Как создать схему предложений с прямой речью
- Как составить схему сложного предложения
- Как создать схему сложного предложения с несколькими придаточными
- Схемы однородных чл предложения как делать
- Предложения с однородными членами
Как составить схему предложения
В этой статье речь пойдет о том, как правильно составить схему нужного предложения. Кому это необходимо? Всем без исключения. Если коротенькие посты или комментарии в социальных сетях и мессенджерах можно писать и без знания русского языка (чем многие и увлекаются), то уж при написании статей для собственных блогов необходимо руководствоваться этими правилами. Ведь пользователям, посещающим ваши сайты и блоги, намного приятнее и понятнее читать грамотную речь, которая привлекает внимание и задерживает на странице. И, конечно, корректное составление предложений очень важно для людей, занимающих руководящие общественные либо коммерческие посты – грамотность повышает доверие со стороны посетителей, партнеров и клиентов. А для того, чтобы предложения звучали правильно и красиво, их необходимо составлять по определенным схемам. Также данный материал поможет школьникам и студентам подготовиться к экзаменам либо выполнить задание на дом.
План действий по составлению схемы предложения
Для того, чтобы правильно скомпоновать схему предложения, необходимо следовать определенному алгоритму действий:
- Тщательно рассмотреть написанное предложение;
- Определить, к какому типу оно относится по интонации и цели высказывания;
- Найти основу, главную мысль предложения, несущую важную информацию (подлежащее и сказуемое);
- По количеству основ определить, является предложение простым (с одной основой) или сложным (с двумя или несколькими основами);
- Перпендикулярными линиями отделить границы простых предложений (также можно выделить причастные/ деепричастные обороты и иные осложнения);
- Подчеркнуть члены предложения соответствующими черточками;
- Определить наличие и характер союзной связи между фрагментами сложного предложения (подчинительный или сочинительный) – в случае правильного определения вы поймете, с каким типом предложения имеете дело;
- В прямоугольные скобки заключить простые предложения, так как они являются равнозначными фрагментами сложносочиненных или бессоюзных сложных;
- В круглые скобки заключить придаточные предложения, входящие в структуру сложноподчиненных;
- Сложноподчиненное предложение тщательно изучить, и поставить от слова в главном фрагменте (над которым нарисовать крестик) вопрос к придаточному; начертить от этого слова к придаточному предложению стрелку и написать над ней вопрос.
Вся информация, собранная в процессе изучения, дает возможность правильно составить схему предложения. После исполнения всех вышеперечисленных действий наступает момент, когда можно начинать чертить саму схему. Выпишите из своего предложения по порядку все знаки, которые использовали для разграничения простых предложений, выделения оборотов (деепричастных и причастных), грамматических основ, вопросы и стрелки к придаточному предложению от главного, и другие осложнения. Соберите все эти данные в виде линейной графической схемы. Когда необходимо разобрать сложное предложение, имеющее несколько придаточных, то для корректного отображения подчинения необходима и вертикальная графическая схема (о ней будет рассказано ниже). Цифрами обозначаются степени придаточных – по ним можно определить их место в составе предложений, при этом главное никаких обозначений не имеет.
Если вы школьник или студент, то можете столкнуться с ситуацией, когда преподаватели требуют отметить вместе с главными членами предложения на схеме и второстепенные. Также возможен вариант, когда по предложенной схеме надо составить новое предложение. При внимательном подходе к делу данные действия вас не затруднят.
Составляем план простого предложения
Нам нужно скомпоновать схему простого предложения. Далеко ходить не будем, возьмем пример из начальных классов:
Это предложение двусоставное – в нем есть два главных члена. Еще бывают односоставные предложения, в которых главным членом является только один из двух. Если у предложения нет второстепенных членов, то оно нераспространенное (“Стихи рождались”), если же есть, то распространенное (как представлено выше). Также предложения имеют неполный либо полный вид (в зависимости от того, в какой комплектации присутствуют необходимые члены – в сокращенной или полной). Не допустите ошибок со сказуемыми при составлении графической схемы предложения:
- составные именные сказуемые – Даниил будет спортсменом ;
- простые – Даниил плавал ;
- составные глагольные – Даниил хотел плавать .
Простое предложение с однородными членами
Однородные члены на графической схеме отображаются при помощи кружков. В этих кружках отмечается их роль в синтаксисе предложения: определения, сказуемые и т. д.
С вводными словами или обращением
На вводные слова указывают буквы “ВВ”, отделяемые от остальных частей на схеме двумя вертикальными чертами и обязательно теми знаками препинания, которые окружают их в предложении.
К обращениям применяются те же правила, что и к вводным словам, только вместо букв “ВВ” используются “О”.
С деепричастным либо причастным оборотами
Для выделения оборотов, в состав которых входят деепричастия (ДО) или причастия (ПО), на схеме используются те же знаки препинания, что и для их разграничения в предложении.
Как создать схему предложений с прямой речью
На схеме прямая речь выделяется следующим образом:
- выделяются границы предложения;
- для обозначения авторских слов используется буква “А”, прямой речи – “П”;
- ставятся знаки препинания.
Как составить схему сложного предложения
Фрагменты сложного бессоюзного и сложносочиненного предложения находятся в равноправном положении, поэтому для их обозначения применяются прямоугольные скобки.
Бессоюзное сложное предложение на графической схеме
Прямоугольные скобки используются для обозначения и главной части в сложноподчиненном предложении, а круглые – для придаточной. Причем придаточное предложение может стоять в любом месте: сзади, в начале, и даже в середине главного.
Перед тем, как составить план предложения, исходный материал необходимо тщательно изучить, чтобы не возникло трудностей с различными видами связи. Бывает, что в таких предложениях заключена важная мысль, которую легко потерять при попытке упростить текст и переставить части местами.
Как создать схему сложного предложения с несколькими придаточными
Для того, чтобы правильно отобразить предложения, имеющего несколько придаточных, применяется вертикальная схема:
“Мы узнали, что надвигается ураган, который может разрушить все на берегу.” (последовательное подчинение):
“Когда мы уже подъезжали к городу, Даниил прищурился, чтобы лучше рассмотреть окрестности.” (параллельное подчинение):
“Мы очень рады, что вы приехали, что вы сегодня с нами, что вам здесь нравится.” (однородное подчинение):
Главное назначение этой статьи в том, чтобы помочь вам вспомнить школьные правила по русскому языку и напомнить основные моменты, соблюдая которые, можно легко построить схему любого предложения.
Источник
Схемы однородных чл предложения как делать
Предложения с однородными членами
Однородные члены предложения:
- связаны с одним и тем же словом в предложении,
- отвечают на один и тот же вопрос,
- являются одним и тем же членом предложения.
Однородные члены предложения:
- связаны с одним и тем же словом в предложении,
- отвечают на один и тот же вопрос,
- являются одним и тем же членом предложения.
Однородные члены предложения связаны между собой интонацией и союзами, из которых чаще всего встречаются и, а, но. На схеме однородные члены предложения обозначаются овалом, в котором обозначаются члены предложения.
Однородными могут быть все члены предложения. Например:
В данном предложении слова деревья, листва, дорожки отвечают на один и тот же вопрос: что? Являются подлежащими. Связаны со сказуемым покрылись. Значит, являются однородными.
Зимнее солнце светит, но не греет.
В данном предложении слова светит, не греет отвечают на один и тот же вопрос: что делает? Являются сказуемыми. Связаны с подлежащим солнце. Значит, являются однородными.
В картине сливались красные, коричневые, бурые, желтые краски.
В данном предложении слова красные, коричневые, бурые, желтые отвечают на один и тот же вопрос: Краски какие?
красные, коричневые, бурые, жёлтые. Эти слова являются определениями. Связаны со словом краски. Значит, являются однородными.
Однородные члены предложения могут быть объединены (обобщены) одним словом, которое называется обобщающим. Обобщающее слово – более широкое, чем конкретные однородные члены предложения, которыми оно уточняется. Обобщающее слово является тем же членом предложения, что и однородные члены предложения. На схеме обозначается овалом с точкой в центре. Если обобщающее слово стоит впереди однородных членов, то перед однородными членами ставится двоеточие. Например:
В саду растут деревья: сливы, груши и яблони.
В данном предложении слова сливы, груши, яблони отвечают на один и тот же вопрос
что? Связаны со сказуемым растут. Являются подлежащими. Это однородные подлежащие. Эти однородные члены предложения обобщаются словом деревья. Обобщающее слово также является в предложении подлежащим. Построим схему предложения с однородными подлежащими при обобщающем слове.
Схемы соединения и разделения однородных членов предложения и правила постановки знаков препинания
Используются следующие Схемы соединения и разделения однородных членов предложения и правила постановки знаков препинания
О, а О. (могут употребляться союзы но, да)
- и О, и О, и О, и О.
- О и О, О и О.
- Если однородные члены соединяются одиночным союзом и, запятая не ставится О и О.
В данном предложении однородные дополнения соединяются одиночным союзом и, запятая не ставится.
- Если однородные члены связаны бессоюзной связью, запятая ставится О,О. Например:
За столом собрались бабушка, мама, папа, брат.
В данном предложении однородные подлежащие связаны при помощи интонации без помощи союзов. Значит, между ними ставятся запятые.
- Если однородные члены соединены союзами а, но, да (в значении но), запятая ставится О, а О. (могут употребляться союзы но, да). Например:
Серёжка меня слушал, но не слышал.
В данном предложении однородные сказуемые связаны при помощи союза но. Значит, между ними ставится запятая.
- Если однородные члены соединены повторяющимися союзами и, запятые ставятся.
Мы проезжали и леса, и степи, и речушки.
В данном предложении однородные дополнения связаны при помощи повторяющегося союза и. Значит, между ними ставится запятая.
- Если однородные члены объединены в пары, то запятая ставится только на границе пар.
Аллея засажена липами и берёзами, вязами и тополями.
В данном предложении однородные дополнения объединены в пары. Значит, запятая ставится на границе пар.
Запятая не ставится в цельных выражениях:
Однородные члены предложения:
- связаны с одним и тем же словом в предложении,
- отвечают на один и тот же вопрос,
- являются одним и тем же членом предложения.
Однородные члены предложения связаны между собой интонацией и союзами, из которых чаще всего встречаются и, а, но.На схеме однородные члены предложения обозначаются овалом, в котором обозначаются члены предложения. Однородными могут быть все члены предложения.
Однородные члены предложения могут быть объединены (обобщены) одним словом, которое называется обобщающим. Обобщающее слово – более широкое, чем конкретные однородные члены предложения, которыми оно уточняется. Обобщающее слово является тем же членом предложения, что и однородные члены предложения. На схеме обозначается овалом с точкой в центре. Если обобщающее слово стоит впереди однородных членов, то перед однородными членами ставится двоеточие.
Используется следующие схемы соединения и разделения однородных членов предложения и правила постановки знаков препинания
- Если однородные члены соединяются одиночным союзом и, запятая не ставится О и О.
- Если однородные члены связаны бессоюзной связью, запятая ставится О, О.
- Если однородные члены соединены союзами а, но, да (в значении но), запятая ставится О, а О. (могут употребляться союзы но, да).
- Если однородные члены соединены повторяющимися союзами и, запятые ставятся.
- Если однородные члены объединены в пары, то запятая ставится только на границе пар.
Источник
Схемы предложений с однородными членами предложения
Однородные члены предложения – слова, которые выполняют в предложении одинаковую синтаксическую функцию, относятся к одному слову и отвечают на один вопрос. Могут быть как главными, так и второстепенными членами предложения.
Опыт работы учителем русского языка и литературы – 27 лет.
В таблице представлены основные виды схем предложений с однородными членами предложения. В схемах однородные члены предложения обозначены кружками.
Тип предложения с однородными членами |
Примеры предложений |
Схемы предложений |
|
Каким членом предложения выражены однородные члены |
однородные подлежащие |
Девочки и мальчики с утра убирали сухие листья на школьном дворе. |
о и о |
однородные сказуемые |
Мы придумали название, а также составили план сочинения. |
о, а также о |
|
однородные дополнения |
Саша собирал в лесу и землянику, и ежевику. |
и о, и о |
|
однородные обстоятельства |
Неожиданно автомобиль поехал не вперед, а назад. |
о, а о |
|
однородные определения |
Нам предложили оформить комнату в синих, голубых или белых оттенках. |
о, о или о |
|
Сложные схемы предложений с однородными членами |
обобщающее слово перед однородными членами предложения |
В нашей библиотеке есть разные книги: учебники, справочники, словари, но не художественные романы. |
О: о, о, о, но о |
обобщающее слово после однородных членов предложения |
Теплый ветерок, ароматы цветущих деревьев и заглядывающие в окна лучи солнца – все говорило о том, что пришла весна. |
о, о и о – О |
|
в предложении есть два (или более) ряда однородных членов предложения |
Витя и Аня решили не только простые, но и сложные задачи. |
о и о не только о, но и о (между рядами однородных членов предложения, если они являются разными членами предложения, знаки препинания не ставятся) |
Важно! Однородные члены предложения соединяются сочинительной бессоюзной и союзной связью. При бессоюзной связи, а также если между однородными членами предложения стоят противительные союзы (а, но) либо двойные или повторяющиеся союзы (как – так и, но – но, и – и) между однородными членами всегда ставится запятая. Если между однородными членами стоит одиночный сочинительный или разделительный союз и, или, запятая между ними не ставится.
В школе предложения с однородными членами и правила синтаксического разбора однородных членов предложения изучаются с 4 класса.
Оценка статьи
А какая ваша оценка?
Простое
предложение–
предложение, которое состоит из одной грамматической основы.
1) Мама купила
вкусный торт. [ ___ _____
].
2) Идёт мелкий дождь.
[_____ _____].
3) Осень. [ ___ ].
4) Холодает. [_____ ].
Сложное
предложение
– предложение, которое состоит из двух или более основ.
1) На берегу горел костёр, около костра сидели
туристы.
[_____ _____], [_____ _____].
2) Наступила весна,
а цветы не расцвели. [_____ _____], а [_____ _____
].
3) Шёл дождик,
и светило солнце. [_____ _____], и [_____ _____].
4) Утро было
морозное, но лужи не замерзли. [_____ _____], но [_____ _____].
Предложения с однородными членами.
1) Предложение
с однородными подлежащими.
В реке плавают
окуни, караси и лещи. [ ________
, и ].
2) Предложение
с однородными сказуемыми.
Гром грохочет,
ворчит, рокочет. [_______ ,
, ].
3) Предложение с однородными определениями.
Холодные, тяжёлые тучи
неслись над землёй. [ , _____ ______ ].
4) Предложение
с однородными обстоятельствами.
В поле, в
кустах жили серые куропатки. [ , _____
_____].
5) Предложение
с однородными дополнениями.
Мы собирали
ромашки, лютики и васильки. [ ____ ______
, и ].
Простое
предложение–
предложение, которое состоит из одной грамматической основы.
5) Мама купила
вкусный торт. [ ___ _____
].
6) Идёт мелкий дождь.
[_____ _____].
7) Осень. [ ___ ].
8) Холодает. [_____ ].
Сложное
предложение
– предложение, которое состоит из двух или более основ.
5) На берегу горел костёр, около костра сидели
туристы.
[_____ _____], [_____ _____].
6) Наступила весна,
а цветы не расцвели. [_____ _____], а [_____ _____
].
7) Шёл дождик,
и светило солнце. [_____ _____], и [_____ _____].
8) Утро было
морозное, но лужи не замерзли. [_____ _____], но [_____ _____].
Предложения с однородными членами.
6) Предложение
с однородными подлежащими.
В реке плавают
окуни, караси и лещи. [ ________
, и ].
7) Предложение
с однородными сказуемыми.
Гром грохочет,
ворчит, рокочет. [_______ ,
, ].
8) Предложение с однородными определениями.
Холодные, тяжёлые тучи
неслись над землёй. [ , _____ ______ ].
9) Предложение
с однородными обстоятельствами.
В поле, в
кустах жили серые куропатки. [ , _____
_____].
10)
Предложение
с однородными дополнениями.
Мы собирали
ромашки, лютики и васильки. [ ____ ______
, и ].