Как составить схему предложения
В этой статье речь пойдет о том, как правильно составить схему нужного предложения. Кому это необходимо? Всем без исключения. Если коротенькие посты или комментарии в социальных сетях и мессенджерах можно писать и без знания русского языка (чем многие и увлекаются), то уж при написании статей для собственных блогов необходимо руководствоваться этими правилами. Ведь пользователям, посещающим ваши сайты и блоги, намного приятнее и понятнее читать грамотную речь, которая привлекает внимание и задерживает на странице. И, конечно, корректное составление предложений очень важно для людей, занимающих руководящие общественные либо коммерческие посты – грамотность повышает доверие со стороны посетителей, партнеров и клиентов. А для того, чтобы предложения звучали правильно и красиво, их необходимо составлять по определенным схемам. Также данный материал поможет школьникам и студентам подготовиться к экзаменам либо выполнить задание на дом.
План действий по составлению схемы предложения
Для того, чтобы правильно скомпоновать схему предложения, необходимо следовать определенному алгоритму действий:
- Тщательно рассмотреть написанное предложение;
- Определить, к какому типу оно относится по интонации и цели высказывания;
- Найти основу, главную мысль предложения, несущую важную информацию (подлежащее и сказуемое);
- По количеству основ определить, является предложение простым (с одной основой) или сложным (с двумя или несколькими основами);
- Перпендикулярными линиями отделить границы простых предложений (также можно выделить причастные/ деепричастные обороты и иные осложнения);
- Подчеркнуть члены предложения соответствующими черточками;
- Определить наличие и характер союзной связи между фрагментами сложного предложения (подчинительный или сочинительный) – в случае правильного определения вы поймете, с каким типом предложения имеете дело;
- В прямоугольные скобки заключить простые предложения, так как они являются равнозначными фрагментами сложносочиненных или бессоюзных сложных;
- В круглые скобки заключить придаточные предложения, входящие в структуру сложноподчиненных;
- Сложноподчиненное предложение тщательно изучить, и поставить от слова в главном фрагменте (над которым нарисовать крестик) вопрос к придаточному; начертить от этого слова к придаточному предложению стрелку и написать над ней вопрос.
Вся информация, собранная в процессе изучения, дает возможность правильно составить схему предложения. После исполнения всех вышеперечисленных действий наступает момент, когда можно начинать чертить саму схему. Выпишите из своего предложения по порядку все знаки, которые использовали для разграничения простых предложений, выделения оборотов (деепричастных и причастных), грамматических основ, вопросы и стрелки к придаточному предложению от главного, и другие осложнения. Соберите все эти данные в виде линейной графической схемы. Когда необходимо разобрать сложное предложение, имеющее несколько придаточных, то для корректного отображения подчинения необходима и вертикальная графическая схема (о ней будет рассказано ниже). Цифрами обозначаются степени придаточных – по ним можно определить их место в составе предложений, при этом главное никаких обозначений не имеет.
Если вы школьник или студент, то можете столкнуться с ситуацией, когда преподаватели требуют отметить вместе с главными членами предложения на схеме и второстепенные. Также возможен вариант, когда по предложенной схеме надо составить новое предложение. При внимательном подходе к делу данные действия вас не затруднят.
Составляем план простого предложения
Нам нужно скомпоновать схему простого предложения. Далеко ходить не будем, возьмем пример из начальных классов:
Это предложение двусоставное – в нем есть два главных члена. Еще бывают односоставные предложения, в которых главным членом является только один из двух. Если у предложения нет второстепенных членов, то оно нераспространенное (“Стихи рождались”), если же есть, то распространенное (как представлено выше). Также предложения имеют неполный либо полный вид (в зависимости от того, в какой комплектации присутствуют необходимые члены – в сокращенной или полной). Не допустите ошибок со сказуемыми при составлении графической схемы предложения:
- составные именные сказуемые – Даниил будет спортсменом ;
- простые – Даниил плавал ;
- составные глагольные – Даниил хотел плавать .
Простое предложение с однородными членами
Однородные члены на графической схеме отображаются при помощи кружков. В этих кружках отмечается их роль в синтаксисе предложения: определения, сказуемые и т. д.
С вводными словами или обращением
На вводные слова указывают буквы “ВВ”, отделяемые от остальных частей на схеме двумя вертикальными чертами и обязательно теми знаками препинания, которые окружают их в предложении.
К обращениям применяются те же правила, что и к вводным словам, только вместо букв “ВВ” используются “О”.
С деепричастным либо причастным оборотами
Для выделения оборотов, в состав которых входят деепричастия (ДО) или причастия (ПО), на схеме используются те же знаки препинания, что и для их разграничения в предложении.
Как создать схему предложений с прямой речью
На схеме прямая речь выделяется следующим образом:
- выделяются границы предложения;
- для обозначения авторских слов используется буква “А”, прямой речи – “П”;
- ставятся знаки препинания.
Как составить схему сложного предложения
Фрагменты сложного бессоюзного и сложносочиненного предложения находятся в равноправном положении, поэтому для их обозначения применяются прямоугольные скобки.
Бессоюзное сложное предложение на графической схеме
Прямоугольные скобки используются для обозначения и главной части в сложноподчиненном предложении, а круглые – для придаточной. Причем придаточное предложение может стоять в любом месте: сзади, в начале, и даже в середине главного.
Перед тем, как составить план предложения, исходный материал необходимо тщательно изучить, чтобы не возникло трудностей с различными видами связи. Бывает, что в таких предложениях заключена важная мысль, которую легко потерять при попытке упростить текст и переставить части местами.
Как создать схему сложного предложения с несколькими придаточными
Для того, чтобы правильно отобразить предложения, имеющего несколько придаточных, применяется вертикальная схема:
“Мы узнали, что надвигается ураган, который может разрушить все на берегу.” (последовательное подчинение):
“Когда мы уже подъезжали к городу, Даниил прищурился, чтобы лучше рассмотреть окрестности.” (параллельное подчинение):
“Мы очень рады, что вы приехали, что вы сегодня с нами, что вам здесь нравится.” (однородное подчинение):
Главное назначение этой статьи в том, чтобы помочь вам вспомнить школьные правила по русскому языку и напомнить основные моменты, соблюдая которые, можно легко построить схему любого предложения.
Как составить схему предложения: основные виды с примерами
Раз вы тут оказались, наверняка вы школьник, которому надо составить схему предложения. Это стандартное домашнее задание. Схема обычно делается в рамках синтаксического разбора предложения, но бывает и отдельно.
Предлагаю пройти тест — ответить на пять вопросов по схеме предложения.
[quiz-cat >Ну как, что получили? А теперь объяснения.
Алгоритм составления схемы предложения
- Внимательно прочитайте предложение.
- Найдите подлежащее и сказуемое – грамматическую основу предложения. Грамматических основ может быть и несколько, в этом случае предложение сложное. Подчеркните подлежащее одной чертой и сказуемое двумя чертами.
- Определите, простое или сложное предложение.
- Обозначьте границы предложений вертикальными черточками. Отметьте границы простых предложений.
- Для сложных предложений определите союзную связь: сложносочиненное или сложноподчиненное предложение. Сочинительный или подчинительный союз.
- Выделите деепричастный и причастный оборот, если есть.
- Найдите второстепенные члены предложения. Подчеркните их так:
- определение – волнистая линия
- дополнение – пунктир;
- обстоятельство – точка, тире, точка, тире;
- деепричастный оборот – точка, тире, точка, тире, выделяется с двух сторон вертикальными чёрточками;
- причастный оборот – волнистая линия, выделяется с двух сторон вертикальными чертами.
Графические обозначения
Главное предложение обозначается квадратными скобками, а придаточное — круглыми.
Графические обозначения в схеме
Схема простого предложения
А теперь вернемся к простым предложениям. Начнем с самого простого:
Вот безличное односоставное предложение, где главный член — сказуемое:
Вот определенно-личное предложение, в котором главный член — сказуемое.
Но все эти детали (безличное, неопределенно-личное) в школе запоминать не надо, главное указать подлежащее со сказуемым. Что такое односоставные предложения вообще-то проходят в каком-то классе, но безличные они или неопределенно-личные, по-моему, уже не проходят.
Бывают еще простые и сложные сказуемые. Простое:
Далее сложное глагольное. Здесь глагол один — «собиралась идти». Не дайте ввести себя в заблуждение двумя словами, из которых он состоит:
И сложное именное:
Схемы с обращениями и вводными словами
В схеме обращения обозначаются O и обособляются вертикальными черточками. Обращения не являются членами предложения, потому и обособляются черточками. Они могут быть расположены в любом месте предложения. В схему обычно переносятся стоящие при них знаки препинания.
Схемы с причастными и деепричастными оборотами
Крестиком тут обозначено главное слово «туман». Туман какой? Постепенно сгущавшийся. От него задается вопрос, потому это главное слово.
Схемы с прямой речью
Схема сложного предложения
В сложносочиненном предложении обе части равноправны, ни одна не подчинена другой.
Вот сложносочиненное предложение с союзом «а»:
А вот сложносочиненное предложение с союзом «и»:
В сложноподчиненном предложении есть главное и придаточное, поэтому иногда схемы составляют вертикально, если уровней зависимости несколько. Главное — в квадратных скобках, зависимое — в круглых:
Если еще уточнить, какое именно испытание ее ждет, получится три уровня:
Тут обе пары круглых скобок выглядят одинаково, тогда как на деле «какое испытание» — это второй уровень вложенности. Сначала «что ждет» — «испытание». Потом «какое» — «которое определит»:
Настя прищурилась когда? Когда Петя подошел.
Настя прищурилась зачем? Чтобы лучше рассмотреть его.
Оба придаточных относятся к «Настя прищурилась» — уточняют зачем и когда она это сделала. А не одно придаточное уточняет другое придаточное. Оба равноправны, так как каждое уточняет главное:
Схемы предложений с однородными членами предложения
Однородные члены предложения – слова, которые выполняют в предложении одинаковую синтаксическую функцию, относятся к одному слову и отвечают на один вопрос. Могут быть как главными, так и второстепенными членами предложения.
В таблице представлены основные виды схем предложений с однородными членами предложения. В схемах однородные члены предложения обозначены кружками.
Тип предложения с однородными членами
Примеры предложений
Схемы предложений
Каким членом предложения выражены однородные члены
Девочки и мальчики с утра убирали сухие листья на школьном дворе.
Мы придумали название, а также составили план сочинения.
Саша собирал в лесу и землянику, и ежевику.
Неожиданно автомобиль поехал не вперед, а назад.
Нам предложили оформить комнату в синих, голубых или белых оттенках.
Сложные схемы предложений с однородными членами
обобщающее слово перед однородными членами предложения
В нашей библиотеке есть разные книги: учебники, справочники, словари, но не художественные романы.
обобщающее слово после однородных членов предложения
Теплый ветерок, ароматы цветущих деревьев и заглядывающие в окна лучи солнца – все говорило о том, что пришла весна.
в предложении есть два (или более) ряда однородных членов предложения
Витя и Аня решили не только простые, но и сложные задачи.
(между рядами однородных членов предложения, если они являются разными членами предложения, знаки препинания не ставятся)
В школе предложения с однородными членами и правила синтаксического разбора однородных членов предложения изучаются с 4 класса.
источники:
http://itlang.ru/kak-sostavit-shemu-predlozheniya-osnovnye-vidy-s-primerami/
http://obrazovaka.ru/russkiy-yazyk/shemy-predlozheniy-s-odnorodnymi-chlenami-predlozheniya.html
На чтение 16 мин Просмотров 18 Опубликовано 8 апреля 2023 Обновлено 8 апреля 2023
Содержание
- Как составлять схему предложения с однородными
- Предложения с однородными членами
- Схемы предложений с однородными членами предложения
- Однородные члены предложения
- Примеры однородных членов предложения
- Знаки препинания при однородных членах
- Однородные члены предложения: упражнения
- Заходите также в Книжную лавкуза полезными книгами!
Как составлять схему предложения с однородными
Предложения с однородными членами
Однородные члены предложения:
- связаны с одним и тем же словом в предложении,
- отвечают на один и тот же вопрос,
- являются одним и тем же членом предложения.
Однородные члены предложения:
- связаны с одним и тем же словом в предложении,
- отвечают на один и тот же вопрос,
- являются одним и тем же членом предложения.
Однородные члены предложения связаны между собой интонацией и союзами, из которых чаще всего встречаются и, а, но. На схеме однородные члены предложения обозначаются овалом, в котором обозначаются члены предложения.
Однородными могут быть все члены предложения. Например:
В данном предложении слова деревья, листва, дорожки отвечают на один и тот же вопрос: что? Являются подлежащими. Связаны со сказуемым покрылись. Значит, являются однородными.
Зимнее солнце светит, но не греет.
В данном предложении слова светит, не греет отвечают на один и тот же вопрос: что делает? Являются сказуемыми. Связаны с подлежащим солнце. Значит, являются однородными.
В картине сливались красные, коричневые, бурые, желтые краски.
В данном предложении слова красные, коричневые, бурые, желтые отвечают на один и тот же вопрос: Краски какие?
красные, коричневые, бурые, жёлтые. Эти слова являются определениями. Связаны со словом краски. Значит, являются однородными.
Однородные члены предложения могут быть объединены (обобщены) одним словом, которое называется обобщающим. Обобщающее слово – более широкое, чем конкретные однородные члены предложения, которыми оно уточняется. Обобщающее слово является тем же членом предложения, что и однородные члены предложения. На схеме обозначается овалом с точкой в центре. Если обобщающее слово стоит впереди однородных членов, то перед однородными членами ставится двоеточие. Например:
В саду растут деревья: сливы, груши и яблони.
В данном предложении слова сливы, груши, яблони отвечают на один и тот же вопрос
что? Связаны со сказуемым растут. Являются подлежащими. Это однородные подлежащие. Эти однородные члены предложения обобщаются словом деревья. Обобщающее слово также является в предложении подлежащим. Построим схему предложения с однородными подлежащими при обобщающем слове.
Схемы соединения и разделения однородных членов предложения и правила постановки знаков препинания
Используются следующие Схемы соединения и разделения однородных членов предложения и правила постановки знаков препинания
О, а О. (могут употребляться союзы но, да)
- и О, и О, и О, и О.
- О и О, О и О.
- Если однородные члены соединяются одиночным союзом и, запятая не ставится О и О.
В данном предложении однородные дополнения соединяются одиночным союзом и, запятая не ставится.
- Если однородные члены связаны бессоюзной связью, запятая ставится О,О. Например:
За столом собрались бабушка, мама, папа, брат.
В данном предложении однородные подлежащие связаны при помощи интонации без помощи союзов. Значит, между ними ставятся запятые.
- Если однородные члены соединены союзами а, но, да (в значении но), запятая ставится О, а О. (могут употребляться союзы но, да). Например:
Серёжка меня слушал, но не слышал.
В данном предложении однородные сказуемые связаны при помощи союза но. Значит, между ними ставится запятая.
- Если однородные члены соединены повторяющимися союзами и, запятые ставятся.
Мы проезжали и леса, и степи, и речушки.
В данном предложении однородные дополнения связаны при помощи повторяющегося союза и. Значит, между ними ставится запятая.
- Если однородные члены объединены в пары, то запятая ставится только на границе пар.
Аллея засажена липами и берёзами, вязами и тополями.
В данном предложении однородные дополнения объединены в пары. Значит, запятая ставится на границе пар.
Запятая не ставится в цельных выражениях:
Однородные члены предложения:
- связаны с одним и тем же словом в предложении,
- отвечают на один и тот же вопрос,
- являются одним и тем же членом предложения.
Однородные члены предложения связаны между собой интонацией и союзами, из которых чаще всего встречаются и, а, но.На схеме однородные члены предложения обозначаются овалом, в котором обозначаются члены предложения. Однородными могут быть все члены предложения.
Однородные члены предложения могут быть объединены (обобщены) одним словом, которое называется обобщающим. Обобщающее слово – более широкое, чем конкретные однородные члены предложения, которыми оно уточняется. Обобщающее слово является тем же членом предложения, что и однородные члены предложения. На схеме обозначается овалом с точкой в центре. Если обобщающее слово стоит впереди однородных членов, то перед однородными членами ставится двоеточие.
Используется следующие схемы соединения и разделения однородных членов предложения и правила постановки знаков препинания
- Если однородные члены соединяются одиночным союзом и, запятая не ставится О и О.
- Если однородные члены связаны бессоюзной связью, запятая ставится О, О.
- Если однородные члены соединены союзами а, но, да (в значении но), запятая ставится О, а О. (могут употребляться союзы но, да).
- Если однородные члены соединены повторяющимися союзами и, запятые ставятся.
- Если однородные члены объединены в пары, то запятая ставится только на границе пар.
Источник
Схемы предложений с однородными членами предложения
Однородные члены предложения – слова, которые выполняют в предложении одинаковую синтаксическую функцию, относятся к одному слову и отвечают на один вопрос. Могут быть как главными, так и второстепенными членами предложения.
В таблице представлены основные виды схем предложений с однородными членами предложения. В схемах однородные члены предложения обозначены кружками.
Тип предложения с однородными членами
Примеры предложений
Схемы предложений
Каким членом предложения выражены однородные члены
Девочки и мальчики с утра убирали сухие листья на школьном дворе.
Мы придумали название, а также составили план сочинения.
Саша собирал в лесу и землянику, и ежевику.
Неожиданно автомобиль поехал не вперед, а назад.
Нам предложили оформить комнату в синих, голубых или белых оттенках.
Сложные схемы предложений с однородными членами
обобщающее слово перед однородными членами предложения
В нашей библиотеке есть разные книги: учебники, справочники, словари, но не художественные романы.
обобщающее слово после однородных членов предложения
Теплый ветерок, ароматы цветущих деревьев и заглядывающие в окна лучи солнца – все говорило о том, что пришла весна.
в предложении есть два (или более) ряда однородных членов предложения
Витя и Аня решили не только простые, но и сложные задачи.
(между рядами однородных членов предложения, если они являются разными членами предложения, знаки препинания не ставятся)
В школе предложения с однородными членами и правила синтаксического разбора однородных членов предложения изучаются с 4 класса.
Источник
Однородные члены предложения
Чтобы ребенку правильно находить однородные члены предложения и выделять их запятыми на письме необходимо знать правило и алгоритм рассуждения.
Самое главное! Необходимо понимать, что однородные члены предложения:
- относятся к одному слову;
- отвечают на один и тот же вопрос;
- выражены одной частью речи.
Однородные члены предложения могут могут быть как главными (однородные подлежащие и однородные сказуемые), так и второстепенными членами (однородные определения, однородные дополнения и однородные обстоятельства).
Примеры однородных членов предложения
Однородные подлежащие:
К кормушке подлетели воробьи и синички.
Кто? воробьи (сущ.), кто? синички(сущ.)
Воробьи что сделали? подлетели, синички что сделали? подлетели
Воробьи и синички — однородные подлежащие, т.к. относятся к одному слову; отвечают на один и тот же вопрос и выражены одной частью речи — существительным.
Однородные сказуемые:
Капли дождя падают с неба и барабанят по крышам домов.
Капли что делают? падают (гл.), капли что делают? барабанят (гл.)
Падают и барабанят — однородные сказуемые, т.к. относятся к одному слову; отвечают на один и тот же вопрос и выражены одной частью речи — глаголом.
Однородные определения:
В небо полетели красные, голубые и жёлтые шары.
шары какие? красные (прил.), шары какие? голубые (прил.), шары какие? жёлтые (прил.)
Красные, голубые и жёлтые — однородные определения, т.к. относятся к одному слову; отвечают на один и тот же вопрос и выражены одной частью речи — прилагательным.
Однородные дополнения:
В деревне пахло яблоками и дымком.
Пахло чем? яблоками (сущ), пахло чем? дымком (сущ.)
Яблоками и дымком — однородные дополнения, т.к. относятся к одному слову; отвечают на один и тот же падежный вопрос и выражены одной частью речи — существительным.
Однородные обстоятельства:
Около реки было спокойно и легко.
Было как? спокойно (нар.), было как? легко (нар.)
Спокойно и легко — однородные обстоятельства, т.к. относятся к одному слову; отвечают на один и тот же вопрос и выражены одной частью речи — наречием.
В устной речи однородные члены предложения выделяются паузой, а в письменной запятыми. Существуют определенные правила, согласно которым ставятся запятые.
В схемах однородные члены обозначаются кружком. Схемы помогают лучше понять, какие знаки препинания необходимо ставить при однородных членах предложения.
Знаки препинания при однородных членах
- Если однородные члены предложения соединены без союзов, то между ними всегда ставится запятая.
В чаще леса живут звери, птицы, насекомые.
- Запятая ставится и перед союзами а , но , да (в значении но), которые связывают однородные члены.
Я люблю не тёплый, а горячий чай.
Солнце прорывалось сквозь облака, но тучи все равно вновь скрывали его.
Яблоки красивые, да пресные.
- Запятая не ставится, если между однородными членами один раз употребляется союз и (или) .
В воскресенье мы купались в озере и катались на лодке.
- Союз и (или) может связывать однородные члены, которые повторяются.
Я люблю читать стихи и сказки, рассказы и повести.
В кафе продавалось и мороженое, и пирожные, и торты.
Предложите ребенку придумать свои предложения к каждой из схем. Это упражнение можно выполнить как устно, так и письменно.
Однородные члены предложения: упражнения
Карточка 1
- Найди однородные члены предложения. Подчеркни их. Составь схемы.
- В садах растут цветы, овощи и фрукты.
- Дядя Федя улыбнулся, влез в кабину и завёл мотор.
- Яблоки были крупные сочные вкусные.
- Моя мама замечательно шьёт и вышивает.
2. Из пары предложений составь и запиши одно предложение с однородными членами.
Галки кричали тревожно. Галки кричали громко.
Карточка 2
- Найди однородные члены предложения. Подчеркни их. Составь схемы.
- Веселый ветерок гонит легкие и пушистые облака.
- Над цветами кружатся пчёлы и бабочки.
- В лесу пахнет прелыми листьями и грибами.
- Шустрые желтогрудые синички подбирают хлебные крошки.
2. Из пары предложений составь и запиши одно предложение с однородными членами.
Ветер срывал с деревьев листья. Ветер кружил листья на дороге.
Карточка 3
- Расставь знаки препинания, подчеркни однородные члены предложения.
- Уже улетели на юг ласточки скворцы зяблики журавли.
- В нашем лесу растут и березы и осины и ели и дубы.
- Саша взял карандаши тетрадь но забыл ручку.
- Скворец повернулся к востоку растопырил крылышки громко запел.
- Завод выпускает автобусы грузовики легковые машины.
- Природа даёт нам пищу одежду кров и тепло.
- В лесу люди заготавливают и древесину и ягоды и грибы.
2. Составь и запиши предложение с однородными определениями.
- Подчеркни однородные члены в каждом предложении. Раставь знаки препинания.
- Летом мы купались и загорали.
- Воздушные шары были не голубые а белые.
- Задача была трудная но интересная.
- Медведь за лето отъелся приготовил берлогу.
- Щенок лег на спину поднял лапки стал махать хвостиком.
- Березы орешник ольха стали золотыми.
- Листья осины не зелёные а оранжевые.
- Листья ясеня на одном дереве могут быть и зелёными и красными и жёлтыми.
2. Составь и запиши предложения с однородными подлежащими и сказуемыми.
- Спиши. Выдели однородные члены предложения. Раставь знаки препинания.
В октябре большие стаи птиц собираются на лугу или на берегу реки. Они шумят волнуются. Потом птицы поднимаются и летят на юг. Также ведут себя вороны галки. Осенью можно увидеть в небе огромные стаи волнующихся и кричащих вороньих. Покричат а потом остаются зимовать в городах и сёлах.
2. Составь и запиши предложения с однородными подлежащими и сказуемыми.
- Спиши. Выдели однородные члены предложения. Раставь знаки препинания.
- Волчишко вылез осмотрелся походил и сел рядом с мамой.
- Солнце светит но не греет.
- В саду растут сливы и яблони груши и персики малина и смородина.
- В гостях хорошо а дома лучше.
- Ветер загудел сорвал крышу с сарая и понёс её на край села.
- На реке зацвели белые лилии и желтые кувшинки.
- По пруду плывут жёлтые оранжевые и багряные кораблики осенних листьев.
- Потемнело нахмурилось осеннее небо.
2. Составь и запиши 2 предложения с однородными подлежащими.
- Спиши. Выдели однородные члены предложения. Раставь знаки препинания.
- Дети собирают букет из лимонных и красных листьев.
- Осенью ёж забирается в нору или енота или барсука.
- Я люблю не сливочное мороженое а пломбир.
- Осенью звёзды светят ярко но холодно.
- Листья облетели с берёз но остались на дубах.
- Ночью месяц сверкает и всё освещает.
- Белка наелась оглянулась и исчезла.
- В светлой зелени лесов и парков птицы звонкими голосами встречают рассвет.
2. Составь и запиши 2 предложения с однородными сказуемыми.
- Спиши. Выдели однородные члены предложения. Раставь знаки препинания.
- Лисёнок отпрянул но не убежал.
- Осина шумела листвой и сбрасывала листья на землю.
- В лесу пахло или прелыми листьями или нагретой корой.
- По лесу бежал шумел весёлый озорной ручей.
- Под листьями спрятались мокрые сыроежки и блестящие лисички.
- И медью и золотом отливают осенние листья.
- В ажурные одежды облачились и рябины и кусты калины.
- После ночных заморозков резко но обильно посыпались на землю осенние листья.
2. Составь и запиши предложение с однородными определениями.
- Спиши. Выдели однородные члены предложения. Раставь знаки препинания.
- Другу в подарок я куплю или игру или книгу.
- По дорожке красиво расхаживал и расправлял свой хвост павлин.
- Лес уже пожелтел поскучнел под дыханием осени.
- Сухой лист трепетал на ветке опадал крутился в воздухе.
- Листопад покрывал землю пёстрым мягким шуршащим ковром.
- Лес задумался и смотрел в бледное но низкое и хмурое небо.
- Тишину нарушал и треск сухой ветки и шумный полёт птицы и сердитый крик вороны.
2. Составь и запиши 2 предложения с однородными сказуемыми.
Карточка 10
- Спиши. Выдели однородные члены предложения. Раставь знаки препинания.
- Сильный порыв ветра вырвался из-за вершин деревьев закружил пыль по дороге и умчался.
- Потоки воды и размывают вершины оврага роют ямы на его дне и образуют новые овражки.
- Вечером завыл в трубах ветер загудел среди деревьев будоражил лес угрожающим присвистом.
- Однажды Лебедь Рак да Щука везти с поклажей воз взялись.
- И роща и красивый фасад дома отражались в заливном озере.
- Был серенький промозглый ветреный день.
2. Составь и запиши 2 предложения с однородными подлежащими.
Карточка 11
- Спиши. Выдели однородные члены предложения. Раставь знаки препинания.
- В зоопарке мы видели лисиц медведя слона волчат обезьян змей.
- Люди готовят из плодов калины вкусный мармелад полезный сок джем и варенье.
- Я осторожно взял утёнка, положил его в кепку и понёс домой.
- На севере деревья растут медленно но вырастают крепкими и могучими.
- Учился читать и писать а выучился петь и плясать.
- Ребята пишут читают решают задачи.
- Держи голову в холоде а ноги в тепле.
2. Составь и запиши 2 предложения с однородными сказуемыми.
Карточка 12
- Спиши. Выдели однородные члены предложения. Раставь знаки препинания.
- Скворец повернулся к востоку растопырил крылышки громко запел.
- Завод выпускает автобусы грузовики легковые машины.
- Дождь стучал по крыше трепал листья плескался во дворе.
- В магазине продают овощи фрукты ягоды и соки.
- Ветер несётся ломает сучья крутит пыль подхватывает солому но вдруг резко затихает.
- Вечером я буду или читать или делать поделку для конкурса.
- Лев смотрел на собачку поворачивал голову из стороны в сторону и не трогал её.
2. Составь и запиши 2 предложения с однородными подлежащими.
Карточка 13
- Спиши. Выдели однородные члены предложения. Раставь знаки препинания.
- Вода в реке была тёплая но очень мутная.
- Я глянул вдоль аллеи и увидал молодого воробья с жёлтым клювом.
- Илья достал банку сгущенки горшочек с мёдом яблоки грибы и мочёную бруснику.
- Течение подхватило льдину покружило на месте а потом понесло вперёд и ударило в ледяной затор.
- Дача просторна и удобна но находится далеко от станции.
- Подула зима холодом сорвала листья с лесов и разметала их по дорогам.
- Дом был завален удочками дробью яблоками и сухими листьями.
2. Составь и запиши 2 предложения с однородными сказуемыми.
Карточка 14
- Спиши. Выдели однородные члены предложения. Раставь знаки препинания.
- С моря дул влажный но холодный ветер.
- Вечером я почитаю газеты или журналы.
- Лиса уткнула нос в хвост и дремлет а сама посматривает на караван.
- Вежливость ничего не стоит но приносит много.
- В густых лесах скрываются медведи быстроногие серны и прекрасные олени.
- На смелого собака лает а трусливого кусает.
- Пёс бил хвостом по земле но головы не поднимал.
2. Составь и запиши 2 предложения с однородными подлежащими.
Карточка 15
- Спиши. Выдели однородные члены предложения. Раставь знаки препинания.
- На речке мы не купались но загорали.
- Воздушные шары были и синие и красные и белые.
- В окно лилось зимнее но очень яркое солнце.
- Пошёл снег и засыпал лесные дорожки и тропинки.
- Дети собирали в лесу ягоды, грибы, орехи
- Ласточки, скворцы, жаворонки весной вернутся к нам.
- Дятел долбит деревья достаёт из-под коры вредных насекомых.
- Листья шуршат скребутся лопочут.
2. Составь и запиши 2 предложения с однородными сказуемыми.
Карточка 16
- Отгадай загадки. Спиши, напиши отгадки. Выдели однородные члены предложения. Раставь знаки препинания.
- В потёмках родится в огне умирает.
- По земле ползёт а к себе не подпускает.
- В воде родилась а в ней мало бывает.
- Чёрненькая маленькая гладенькая ребятам миленькая.
- Дышит растёт а ходить не может.
- Зимой и летом одним цветом.
2. Допиши. Выдели однородные члены предложения. Раставь знаки препинания.
- В наших лесах растут дуб, … .
- В реках водятся окуни, … .
- У меня в портфеле лежат учебники, ….
- В моей комнате есть стол, … .
- К кормушке прилетают синицы, … .
- Домашние животные — это кошка, … .
Карточка 17
- Спиши пословицы. Выдели однородные члены предложения. Раставь знаки препинания.
- Сам погибай а товарища выручай.
- Без одежды но не без надежды.
- Смелого да умелого страх не берёт.
- Одним глазом спит другим видит.
- Не силою дерутся а умением.
- Не по словам судят а по делам.
- На смелого собака лает а трусливого кусает.
- Сначала думай а потом делай.
2. Допиши. Выдели однородные члены предложения. Раставь знаки препинания.
- Моих друзей зовут Олег, … .
- Зима засыпала снегом поля, … .
- В радуге семь цветов: красный, … .
- На празднике дети пели, … .
- В школе мы учимся считать, … .
- В летнем саду птицы поют, … .
Карточка 18
- Закончи и спиши предложения. Выдели однородные члены предложения. Раставь знаки препинания.
1. В этом году зима была снежная, но не … . 2. Встречают по одёжке, а … . 3. Совы охотятся не днём, а … . 4. В транспорте нужно уступать место пожилым людям и …. 5. Сначала подумай, а потом … . 6. Прилетели скворцы и … . 7. Ягоды были мелкие, но … . 8. Платье было старое, но … . 9. Зимой ночи короткие, а … .
2. Составь и запиши 3 предложения с однородными подлежащими, сказуемыми и определениями.
В конце 4 класса учащиеся пишут ВПР по русскому языку. Первая часть представляет собой диктант с грамматическими заданиями. Одно из заданий обычно связано с однородными членами.
Заходите также в Книжную лавку за полезными книгами!
С уважением, Ольга Наумова
Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!
Источник
При составлении схемы предложения все его члены записываются с помощью условных обозначений. Вместо подлежащего рисуется прямая линия, вместо сказуемого – два параллельные линии. Волнистая линия символизирует определение, а пунктирная – дополнение. С помощью точек и тире изображается обстоятельство, а если эти “точки и тире” заключены в вертикальные чёрточки, то это уже – деепричастный оборот. Волнистая линия между вертикальными чёрточками – это причастный оборот. Однородные члены предложения в схеме рисуются в виде кружков. Что бы указать синтаксическую роль однородных членов, внутри кружков можно нарисовать соответствующие линии: пунктирные или волнистые и т.д. Обобщающие слова можно обозначить кружком, в центре которого располагается точка или квадратиком. автор вопроса выбрал этот ответ лучшим Каролина 5 лет назад Сначала определяем, есть ли в предложении однородные члены (так называют слова, которые отвечают на одинаковые вопросы). Каждая часть предложения в схеме обозначается конкретными фигурами, указываются знаки препинания, а при наличии – частица (и, но, или, а). Однородные члены на схеме обозначаются кружками. Например, схема такого предложения “Мама купила на рынке и в магазине яблоки, груши и виноград”. выглядит так: — == О и О, О, О и О. В данном предложении два однородных обстоятельства (где? – на рынке, в магазине) и три однородных дополнения (купила что? – яблоки, груши, виноград). Ольга Сумина 7 лет назад Чтобы составить схему предложения с однородными членами предложения, нужно сделать следующее:
Например, в предложении: “На поляне росли красные, жёлтые, голубые цветы” однородными определениями будут все имена прилагательные (подчёркиваем волнистой линией). А в предложении: “Во дворе стоял могучий и раскидистый клён и ронял свои листья на землю” два ряда однородных членов: однородные сказуемые (стоял и ронял листья – две черты) и однородные определения (могучий и раскидистый – волнистая линия).
Например, схема предложения с рядами однородных членов: “Самое главное – читать, вникать в написанное долго и кропотливо” 88SkyWalker88 7 лет назад Под однородными членами предложения понимают такие члены предложения, которые имеют следующие признаки: во-первых, речь идет об одинаковых членах предложения. Например, это могут быть обстоятельства, дополнения или подлежащие, то есть любые. во-вторых, они связаны между собой сочинительной связью. Это могут быть союзы “и”, “но”, “или”. Вот пример предложений с однородными членами: В первом предложении однородными являются определения (зеленые, желтые, красные). Во втором предложении однородными являются подлежащие ( стрижи, журавли, ласточки ), а в третьем – сказуемые (завяла, засохла, потемнела). Схематически однородные члены обозначаются кружочками. Вот какие могут быть схемы: Rogneda 9 лет назад С однородными членами предложения схема предложения может иметь несколько вариантов. В начале предложения расположены однородные члены предложения, затем идет обобщающее слово. Схема будет выглядеть вот так: 1)О,О, О– обобщ. слово….( Обобщающее слово обозначается кружком с точкой внутри,но я не могу это отобразить). В поле, в роще, в кустах– повсюду слышались птичьи голоса. 2)Обобщающее слово может быть перед перечислением однородных членов, тогда рисуем вот такую схему: Обоб.слово: О, О, О– …. Мы спорили обо всем: об искусстве, религии, науке–и так и не пришли к общему мнению. 3) После обобщающего слова могут употребляться вводные слова: как-то, а именно,например.Перед этими словами ставится запятая,после них — двоеточие. Обобщ. слово, например: О, О, О–… Обобщ.слово, а именно: О, О, О — … Люди испытали на себе многие стихийные бедствия,как-то : пожары,наводнения, засуху. 4) После перечисления однородных членов предложения перед обобщающим словом могут употребляться вводные слова: словом, одним словом, короче говоря и т.п. Тогда тире ставится перед вводным словом, а после него –запятая. Среди птиц насекомых, в сухой траве– словом, повсюду чувствовалось дыхание приближающейся осени. Артём Денисов 7 лет назад Составляя схему предложения, его члены обозначаются различными условными знаками, которые мы рассмотрим ниже:
Используя схему ниже, очень легко составить предложение, содержащее однородные члены, и наоборот, с готового предложения составить правильную схему. Кроме условных обозначений, не стоит забывать и об разделительных знаках, союзах, а также интонации. Alen4uk 5 лет назад Из уроков русского языка мы знаем, что однородными членами предложения являются члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и связаны с одним и тем же словом в предложении. Обычно однородные члены предложения изображаются в схеме в виде кружочков. В первом примере на схеме у нас представлена бессоюзная связь между однородными членами предложения. На второй схеме однородные члены соединены противительным союзом но. Как видим из примеров однородные члены предложения могут быть как главными , так и второстепенными членами предложения. Mirra-Mi 7 лет назад Однородные члены предложения обозначаются при составлении схемы в виде кружочков. Все зависит от предложения. Между этим кружочками могут быть запятые или союзы. Их тоже нужно указать. В некоторых школах (у нас в том числе так было) при рисовании схемы предложения с однородными членами внутри кружочков указывают при помощи линейно-точечных изображений какими членам предложения он являются: Бывают предложения с обобщающими словами. В данном случае обобщающее слово рисуют в виде большого кружочка ли в виде квадратика: Людвиго 8 лет назад Помню, что в школе разные учителя требовали рисовать такие схемы по-разному. Одни просили рисовать линейную схему, а однородные члены заключать в палочки, рамки: / /, / /, / /. Другие же настоятельно требовали рисование кружочков. Вот некоторые примеры составления схем: Это простая схема, когда однородные члены идут друг за другом, между ними могут стоять союзы. Это пример предложений с обобщающими словами. Заметим, что обобщающее слово может согласоваться с однородными членами в роде, числе, падеже. Если в предложении есть причастный и деепричастный оборот, его также отражают в схеме. Магистр фитнес-знаний 7 лет назад При составлении предложения с однородными членами важно помнить, что: -однородные члены предложения связаны с одним и тем же словом -однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос При составлении схем каждая часть предложения обозначается определенными фигурами, соответствующими знаками препинания и в них присутствует соединяющая частица ( и, или, но, а). В нашем случае интересуют однородные члены, значит схемы рисуются с кружками. Знаете ответ? |
Однородные сказуемые — это главные члены предложения, которые обозначают действие или состояние предмета, являющегося подлежащим в предложении.
Чтобы выяснить, что такое однородные сказуемые, опираемся на суть понятия «однородные члены предложения».
Определение
Однородные члены предложения — это слова, которые являются одним и тем же членом предложения, поясняют один и тот же член предложения и соединяются друг с другом сочинительной связью и интонацией перечисления.
Простое предложение может быть осложнено однородными членами. Однородными могут быть все члены предложения. С этой точки зрения рассмотрим, что такое однородные сказуемые в русском языке.
В предложении грамматическую основу составляют подлежащее и сказуемое.
Определение
Сказуемое — это главный член предложения, который обозначает действие или состояние предмета, имеющего форму именительного падежа.
Легкий ветерок (что делает?) развевает занавеску на окне.
Все (что делают?) радуются весеннему солнцу и теплу.
Подлежащее может поясняться не одним сказуемым, а несколькими. Субъект выполняет одновременно или в определенной последовательности ряд действий. Тогда можно сказать, что в предложении имеются однородные сказуемые. Они относятся к одному и тому же члену предложения — подлежащему. Чаще всего выражаются глаголами в одной и той же грамматической форме и являются простыми глагольными сказуемыми или составными.
Над лесом медленно встает солнце и красит в розовый цвет окна домов.
Мальчик хочет расспросить отца о космосе и узнать о нём многое.
К однородным сказуемым задается один и тот же вопрос от подлежащего:
- солнце (что делает?) встает;
- солнце (что делает?) красит.
Во втором примере у однородных составных глагольных сказуемых общий вспомогательный глагол «хочет» и два смысловых глагола, обозначенных неопределенными формами.
Мальчик (что делает?) хочет расспросить и узнать.
Однородные сказуемые могут быть выражены словами других частей речи. Тогда назовем их именными сказуемыми.
Для меня этот день оказался радостным и удивительным.
Глагол-связка «оказался» общий, а две именные части сказуемого, выраженные прилагательными, соединяются сочинительным союзом «и».
Определение
Однородные сказуемые — это два и более главных члена предложения, которые обозначают действие, состояние, признак подлежащего, отвечают на один и тот же вопрос и соединены сочинительной связью или интонацией перечисления.
Однородные сказуемые являются равноправными членами предложения. Они могут быть соединены сочинительной связью с помощью союзов или бессоюзной связью, в оформлении которой участвует интонация перечисления.
Сказуемые являются неоднородными, если в предложении они относятся к разным подлежащим.
Солнце встало, и первый его луч скользнул по верхушкам деревьев.
В этом предложении разные действующие предметы (подлежащие «солнце», «луч») выполняют каждый своё действие. Неоднородные сказуемые, обозначенные глаголами «встало» и «скользнул», не поясняют одно и то же подлежащее и отвечают на разные вопросы:
- солнце (что сделало?) встало;
- луч (что сделал?) скользнул.
Это предложение имеет две грамматические основы и является сложным по составу.
Рассмотрим знаки препинания в предложении с однородными сказуемыми.
Запятая и однородные сказуемые
Если два однородных сказуемых соединены единичным союзом, кроме противительного (а, но, да в значении «но»), то запятая между ними не ставится.
В реке резвились дети и брызгали друг на друга водой.
Если однородные главные члены соединяются повторяющимся союзом, то запятая ставится перед его второй частью.
Ты либо ответь по существу вопроса, либо промолчи.
Анюта то смеялась, то грустила.
За рекой что -то то ли мерцает, то ли блестит.
Однородные сказуемые бывают не только в двусоставных, но и в односоставных предложениях, в которых отсутствует подлежащее.
Наденьте пальто и шапку и идите за мной.
Хотелось пойти в лес, присесть на пенек и смотреть вверх в голубое бездонное небо.
Приведем примеры предложений с однородными сказуемыми, соединенными разными сочинительными союзами или без союзов.
Предложения с однородными сказуемыми
За окном завывает осенний ветер, чем-то громко стучит и гремит по крыше.
Из-под ног охотника вспорхнула куропатка, отлетела немного вперед и снова села в траву, как бы приглашая идти за ней. Видимо, гнездо рядом.
Андрей не то недоволен чем-то, не то просто устал.
Эта ученица либо невнимательна на уроке, либо неусидчива.
К вечеру мать начала беспокоиться и волноваться о сыне.
Малышка перестала плакать и начала вытирать ладошками слезы со щек.
Её глаза напряжённы и суровы.
Августовское утро было туманное и холодное.
Осенний лес стоит зеленый, желтый и багряный.
Однажды я возвращался домой и услышал жалобное мяуканье у двери.
Дождь то перестает лить, то снова начинает сыпать мелкой изморосью.
В пасмурном небе летят и кричат, прощаясь до весны, журавли.
Видеоурок «Однородные подлежащие и сказуемые. 3 класс»
Тест
Для чего вам может понадобиться схема предложения? Вариантов несколько. К примеру, составить схему предложения нужно при его синтаксическом разборе.
Вы также можете схематически изобразить части предложения для себя, чтобы четче представить его структуру и проследить логику присоединения частей предложения друг к другу (актуально для сложных предложений).
Если уж зашла речь о сложных предложениях, с помощью схем удобно анализировать предложения с разными видами связи. А в простых схема помогает наглядно представить синтаксическую структуру.
В общем, как ни крути, схемы предложений в русском языке – вещь далеко не бесполезная. Вот мы сейчас и обобщим эту тему. С тем, чтобы вы этой статьей могли воспользоваться как справочным материалом. Кстати, чтобы правильно составлять схемы, не мешает повторить некоторые темы по синтаксису. Сейчас будем разбирать примеры схем и одновременно повторять. Так что от статьи вам будет двойная польза – заодно получите конспект по видам предложений, знакам препинания при прямой речи, однородных членах и т.д. будет.
План составления схемы предложения
- Внимательно прочитайте предложение, обратите внимание, какое оно по цели высказывания: повествовательное, вопросительное иди побудительное. И приметьте, какое по эмоциональной окраске: восклицательное или не восклицательное.
- Определите грамматические основы. Какими частями речи они выражены?
- После этого будет уже несложно сказать, простое перед вами предложение или сложное.
- В сложном предложении определите границы входящих в его состав простых и с помощью простого карандаша обозначьте их вертикальными чертами. Кстати, причастный и деепричастный оборот и другие виды осложнения также отделите такими чертами.
- Подчеркните дополнительные члены предложения (прерывистой линией – дополнение, волнистой – определение и причастный оборот целиком, «точка-тире-точка» – обстоятельство и деепричастный оборот). Какими частями речи они представлены?
- Если перед вами сложное предложение с союзной связью между его частями, обратите внимание на союзы: сочинительные они или подчинительные.
- Предыдущий пункт поможет вам правильно обозначить предикативные части сложного предложения. Так, части сложносочиненного и бессоюзного сложного предложения равноправны, обозначьте их квадратными скобками. Придаточное предложение в сложноподчиненном предложении обозначьте круглыми скобками. Не забудьте, что союз/союзное слово тоже надо в них включается.
- В сложноподчиненном предложении в главной части найдите слово, от которого можно задать вопрос к придаточному предложению, обозначьте его крестиком. От слова проведите карандашом стрелку к придаточному и запишите вопрос. Бывает и так, что вопрос к придаточному ставится от всего главного предложения.
- И вот теперь на очереди схема простого/сложного предложения – смотря что там у вас. Начертите линейную графическую схему, на которую переносите все основные обозначения, которыми до этого расчертили предложение. В частности, границы предложений, грамматические основы, осложнения, если предложение осложнено, связь между предложениями и стрелку с вопросом, союзы и союзные слова.
- Для сложных предложения с несколькими придаточными потребуется вертикальная схема, чтобы корректно отобразить последовательное, параллельное или однородное подчинение. Мы такие рассмотрим ниже на конкретных примерах.
- Цифрами над частями сложного предложения можно обозначить уровни придаточных, которые будут отражать их позицию в составе сложного предложения. Главное предложение никак не обозначается.
Иногда у преподавателей могут быть специфические требования. Например, обозначит на схеме, кроме главных, дополнительные члены. Кроме того, случаются и обратные задания, когда надо составить по схеме предложение. Пример такого задания вы найдете дальше.
СЛОЖНА-А-А 🙀 Ты же знаешь, что если не разобраться в теме сейчас, то потом придется исправлять оценки. Беги на бесплатное онлайн-занятие с репетитором (подробности тут + 🎁).
Схемы простых предложений
Вот давайте сразу и начнем с задания, без шуток, уровня 2 класса: нужна схема простого предложения вида «подлежащее – сказуемое – подлежащее». Простой пример:
При этом вы держите в голове, что простое предложение на основании наличия главных членов может быть одно- и двусоставным. По наличию второстепенных членов – распространенным и нераспространенным (в примере выше какое?). А также по наличию полного или урезанного набора необходимых членов предложения делятся на полные и неполные.
Перенося главные члены предложения на схему, не дайте сказуемым себя запутать. Они бывают:
Теперь переходим в 5 класс и возьмемся за схемы предложений с обращением и другими видами осложнений простых предложений.
Обращение: обозначается О, знак от остального предложения отделяется на схеме при помощи двух вертикальных линий – │ │. Обращение не является членом предложения и имеет значение лишь его местоположение и стоящие при обращении знаки препинания:
На схеме с однородными членами предложения последние обозначаются кружком – ○, в котором можно отметить их синтаксическую роль в предложении (однородные дополнения, или обстоятельства, или подлежащие – любой из возможных вариантов). Также на схему переносятся стоящие при них союзы и знаки препинания. Обобщающие слова обозначаются тоже, например, кружком, только с точкой посередине. А мы в этой статье используем квадратик – так нам удобнее:
Предложения с вводными словами: можем обозначить их как ВВ и тоже заключить в две вертикальные линии – членом предложения вводные слова не являются. В остальном для схемы с вводным словом важны те же аспекты, что и для схемы с обращением:
В схеме с причастным оборотом, кроме знаков препинания, обозначают определяемое слово. В схеме с деепричастным оборотом и конструкциями со значением присоединения и уточнения – самое важное обозначить их место в предложении:
Вы также наверняка помните, что простое предложение может быть осложнено обособленными членами (некоторые из них уже отражены в примерах выше):
- обособленными определениями (согласованными и несогласованными, одиночными и распространенными, к этой категории относятся и причастные обороты);
- обособленными дополнениями;
- обособленными обстоятельствами (деепричастия, деепричастные обороты, существительные и наречия в роли обстоятельств).
Предложения с прямой речью
Схема предложения с прямой речью совсем нетрудная: на ней обозначаются только границы предложения, слова автора и собственно прямая речь, а также стоящие при них знаки препинания. Вот несколько примеров:
Схемы сложных предложений
И вот теперь мы, наконец, добрались до программы старших классов. И сейчас рассмотрим схемы сложносочиненных и сложноподчиненных предложений с примерами. И предложения с бессоюзной, а также разными видами связи тоже обязательно разберем.
Начнем со сложносочиненного предложения: его части равноправны, поэтому на схеме обозначаем их одинаковыми квадратными скобками.
В сложноподчиненном предложении четко выделяются главная и придаточная часть, поэтому главную обозначим квадратными, а придаточную – круглыми скобками. Придаточное предложение может занимать разные позиции по отношению к главному: стоять впереди или позади него, разрывать главное предложение.
Части бессоюзного сложного предложения равнозначны, поэтому и тут для их обозначения на схеме используются одинаковые квадратные скобки.
Составляя схему предложения с разными видами связи, легко запутаться. Внимательно изучите предложенный пример, чтобы не допускать ошибок в будущем:
Особый случай – сложное предложение с несколькими придаточными. Рисуя схемы придаточных предложений, их располагают не по горизонтали, а по вертикали. Последовательное подчинение:
Параллельное подчинение:
Однородное подчинение:
Составьте по данным схемам предложения
Теперь, после того как мы так подробно разобрали всю теорию, вам, конечно, не составит труда самим написать предложения по готовым схемам. Это неплохая тренировка и хорошее задание для проверки того, насколько материал хорошо усвоен. Так что не пренебрегайте им.
- Предложение с обращением: [ │О?│… ]?
- Предложение с однородными членами: [и ○, и ○, и ○ – □ ].
- Предложение с причастным оборотом и вводным словом: [ Х, |ПЧ|, … |ВВ| … ].
- Предложение с прямой речью: «[П, – а: – П]».
- Сложное предложение с несколькими видами связи: [ … ], зато [ … ], (которое …): [ … ].
Напишите нам свои варианты в комментариях – заодно сможете проверить, хорошо ли вы все усвоили и разобрались ли со схемами. Сами убедитесь, что ничего архисложного тут нет!
Заключение
Вы проработали большую и объемную тему. Она включает в себя знания из разных разделов синтаксиса: виды предложений, виды сказуемых, знаки препинания при однородных членах предложения, прямой речи и т.п. Если вы внимательно изучили весь материал, то смогли не только вспомнить, как обозначать члены предложения на схеме, но и повторить очень важные и полезные правила.
А если вы еще и не поленились записать предложения по схемам, то можно с полной уверенностью сказать: контрольные и экзамены вы встретите во всеоружии.
Считаете, что эта статья пригодится кому-то еще из ваших одноклассников? Так жмите на кнопки внизу и «расшаривайте» ее в соцсетях. И пишите, пишите на комментарии – давайте общаться!
Молодец! Раз ты дочитал это до конца, вероятно, ты все отлично усвоил. Но если вдруг что-то еще непонятно – попробуй онлайн-занятие с репетитором (подробности тут + 🎁).
© blog.tutoronline.ru,
при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.