Как составить схему предложения в подготовительной группе

Как правильно составить схемы предложения.

Работа над предложением в дошкольном возрасте способствует не только подготовке к обучению грамоте, но и общеречевому и умственному развитию детей. Без нее представление о слове у дошкольника носит неопределенный характер, а умение проводить анализ словесного состава развивается очень медленно.

Особенности выделения дошкольниками слов из предложения в условиях стихийного становления понятий о языковых явлениях и в условиях специального обучения изучались С. Н. Карповой. При стихийном формировании этот процесс протекает чрезвычайно медленно, ориентировка ребенка на слово ограниченна и неустойчива. Он часто выделяет не одно слово, а комплекс слов, повторяет услышанное предложение, не осознавая существенных признаков слова.

Каждый ребенок до поступления в школу должен уметь членить предложение на слова и называть в нем количество слов в нем, любое слово по порядку, придумывать предложения по заданному количеству слов, составлять деформированное предложение, записывать предложения графически.

1. Повторить с детьми правила:

Все предложения состоят из слов.

Слова в предложении пишутся раздельно.

Начало предложения пишется с большой буквы.

В конце предложения ставится точка.

2.  Схема анализа предложения:

Шаг 1. Читаем предложение, соблюдая паузы

между словами.

Например: У мамы сын.

Шаг 2. Членим предложение на слова, определяя количество

и порядок слов в предложении с помощью вопросов:

«Сколько слов в предложении?» (В предложении три слова.)

«Назови первое слово» (Первое слово «У»)                                        

(Второе слово «мамы», третье слово «сын»)        

Шаг 3. Графически отображаем слова с помощью чёрточек.

Начало предложения имеет выступ вверх.

В конце ставится точка.                                                        

*Имена людей и клички животных имеют выступ вверх.

У  мамы  сын.   У мамы сын Вова.                                        

 │_   ________    _____  .         _  ________  _____ │_______ .            

Игры и задания по работе по составлению схемы предложения.

учитель – логопед :

 Гзимуллина Г. С.

        

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Москвы

«Школа № 1155»

123458, Москва, ул. Таллинская, дом 16,
корпус 4

Конспект
открытого занятия по обучению грамоте

 в
подготовительной группе
N 4

Тема:
Предложение. Схема предложения.

Провела:
учитель – логопед Селиванова К.Л.

Москва,
2019г.

Конспект
открытого занятия в подготовительной группе № 4.

Тема:
« Предложение. Схема предложения»

Образовательные
цели
:
закрепить понятие схема предложения, научиться составлять, познакомить с
разделительным знаком – точкой в конце предложения и условным обозначением
первого слова в предложении.

Развивающие
цели
:
развитие внимание, памяти, мышления, речи.

Воспитательные: воспитывать умение
работать в коллективе.

Методы
и приемы: наглядные, словесные, практические.

Ход
урока.

1.      
Организационный
момент. Развитие фонематического слуха.

Логопед:
Найдите и объясните ошибки в шуточных стихах.

К
нам пришли зверята:

Белочки,
ежата,

Утюги,
моржи,

Голуби
стрижи.

К
нам пришли зверята:

Щуки
и телята,

Кошки
и вороны,

Тигры,
макароны.

К
нам пришли зверята:

Окуни,
ягнята,

Лоси
и кукушки,

Пироги
и плюшки.   (Т. А. Ткаченко)

2.      
Основная
часть
.
Схема слова.

Логопед
вешает на доску картинку с изображением куклы.

Что
вы видите, ребята? – Куклу.

Сколько
слов мы сказали сейчас? – Одно.

Как
мы изобразим схему слова кукла? – Прямоугольником

А
что мы можем сказать про куклу? Какая она? – Красивая, большая, нарядная.

Красивая
кукла – сколько слов мы сейчас сказали? – Два

Напишите
схему.

Сколько
слогов в слове кукла? – 2 слога.

Если
кукла сделана из дерева- она какая? – Деревянная

Если
кукла сделана из бумаги, пластмассы, фарфора? – …

Схема
предложения.

Логопед:
Ребята, сегодня нам Незнайка прислал письмо. Давайте его прочитаем. (читает
воспитатель)

Письмо:
ИДТИ, СНЕГ, СИЛЬНЫЙ, ЗИМА.

Вы
что-нибудь поняли? Как нам нужно поменять слова местами, чтобы получилась
красивая фраза?

ЗИМОЙ
ИДЕТ СИЛЬНЫЙ СНЕГ.

Логопед:
поднимите столько карандашей , сколько слов в предложении.

Давайте
составим схему предложения. (один ребенок выходит к доске, остальные составляют
на столах при помощи раздаточного материала).

Логопед:
Ребята, как нам понять, где первое слово в предложении? – Первое слово пишут с
большой буквы.

Логопед:
Как мы можем обозначить на схеме? – Дорисовать сверху на прямоугольнике
маленький хвостик.

Логопед:
Как мы поймем, что предложение закончилось? – В конце предложения ставим точку.

В
предложениях может быть и два, и три и больше слов.

Предложение
– это связанные  между собой по смыслу слова.

3.      
Физминутка.

Игра
«Просьба»

Логопед
просит выполнить движения только если он перед инструкцией произнесет слово
просьба.

4.      
Использование
ИКТ.

Программа
«Комплексная подготовка детей к школе». Составление схем предложения.

5.      
Итог
занятия
.

6.      
Логопед:
О чем мы сегодня с вами говорили на занятии? Что мы составляли? Какое предложение
нам хотел прислать Незнайка? Что такое слово? Что такое слово? Что такое
предложение? Чем отличается слово от предложения?

7.      
Игра на
закрепление темы.

Логопед:
Хлопните в ладоши, если я скажу слово, топните ножкой, если я скажу
предложение.

Конспект занятия в подготовительной группе

по развитию речи.

Тема:»ПРЕДЛОЖЕНИЕСХЕМА ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Цель:

Закреплять понятие «слово», дифференцировать короткие и длинные слова, упражнять детей в графическом изображении слов в виде полосок; учить детей подбирать слова-рифмы; формировать представления о родственных словах.

Задачи:

Дать понятие «предложение», учить рисовать схему предложения, учить распространять простые предложения и сокращать длинные предложения.

познакомить с повествовательным, вопросительным и восклицательным предложением.

Ход занятия:

1. Называние заданного количества слов.

– Назовите два слова… Назовите одно слово … Назовите три слова …

– Сколько слов вы сказали?

– Какое слово вы назвали первым? Вторым? Третьим?

– Каким по счету было слово?

2. Формирование представления о предложении

– Ребята, мне утром пришла телеграмма от Карандаша. Он отправился на прогулку в лес и сообщает нам о том, что там увидел. Давайте прочитаем.

ПРЫГАЕТ ПЕРЕЛЕТАЮТ ТРЕЩИТ СТУЧИТ

– Ой, ребята, что-то я ничего не понимаю. А вы? Нужно подождать Карандаша, может быть, он нам объяснит, что хотел сказать.

Карандаш (игрушка) :

– Здравствуйте, ребята. Вы получили мою телеграмму(Да, но здесь ничего не понятно)

– Почему не понятно? Ведь я же написал: ПРЫГАЕТ

Воспитатель:

-Карандаш, ты не сказал, кто прыгает. Поэтому мы ничего не поняли.

Карандаш:

– ПРЫГАЕТ ЗАЙЧИК

Воспитатель:

– Ребята, как вы думаете, почему нам была непонятна телеграмма? Правильно, потому что Карандаш написал только одно слово ПРЫГАЕТ, а другое важное слово ЗАЙЧИК написать забыл. Мы с вами знаем, что слово может только называть предмет или действие, но ничего не рассказывает нам об этом предмете. А вот если мы хотим что-то рассказать, то нужно сказать не слово, а ПРЕДЛОЖЕНИЕ.

Предложение – это несколько слов, которые выражают законченную мысль.

В телеграмме было слово ПРЫГАЕТ. Как только Карандаш добавил еще одно слово, то сразу стало понятно, о ком он хотел рассказать: ЗАЙЧИК ПРЫГАЕТ. «Зайчик прыгает» – это предложение. В предложении говорится о ком-нибудь или о чем-нибудь.

Давайте попробуем разобраться, о чем еще хотел нам сообщить Карандаш в своей телеграмме.

ПЕРЕЛЕТАЮТ – ПТИЦЫ ПЕРЕЛЕТАЮТ С ВЕТКИ НА ВЕТКУ

ТРЕЩИТ – ТРЕЩИТ СОРОКА

СТУЧИТ – ДЯТЕЛ СТУЧИТ КЛЮВОМ ПО ДЕРЕВУ

– Карандаш, мы правильно прочитали твою телеграмму(Да)

– Что мы сейчас говорили? (Предложения)

– Сколько предложений мы сказали(Четыре предложения)

– О ком говорится в каждом из этих предложений?

– Из чего состоят предложения(Из слов)

– Послушайте, это предложение или нет :

МАШИНА КРАСИВЫЙ БЫСТРО

– Почему вы так думаете? (Это три слова, которые не

связаны между собой и не выражают законченную мысль.)

– Любой рассказ или сказка состоят из предложений.

3. Закрепление понятия «ПРЕДЛОЖЕНИЕ»схема предложения.

Посмотрите на картинку. К какой сказке эта картинка?

(«Репка»).

– Вы помните, как начинается эта сказка?

Назовите первое предложение.

ПОСАДИЛ ДЕД РЕПКУ.

– О чем или о ком говорится в этом предложении?

– Какое второе предложение в этой сказке?

ВЫРОСЛА РЕПКА БОЛЬШАЯ-ПРЕБОЛЬШАЯ.

– Что было потом?

СТАЛ ДЕД РЕПКУ ТЯНУТЬ.

– Сколько предложений вы сказали?

– О чем вы успели рассказать?

– Мы рассказали начало сказки «Репка». Что вы называли

сейчас? (Предложения)

– А мы можем посчитать, сколько слов в предложении ПОСАДИЛ ДЕД РЕПКУ? Сколько? (Три слова).

– Какое слово первое? Какое слово второе? Какое слово третье?

– Давайте нарисуем это предложение.

У нас получилась схема этого предложения.

– Начало предложения обычно обозначают черточкой (Дорисовывается на схеме)

– Что вы видите на доске? (Схему предложения).

– Что обозначает каждая линия? (Одно слово)

– А теперь возьмите карандаши и начертите схему своего предложения с помощью линий. Не забывайте о коротких и длинных словах.

– Чем слово отличается от предложения?

Запомните, дети:

В ПРЕДЛОЖЕНИИ ГОВОРИТСЯ О ЧЕМ-ЛИБО ИЛИ О КОМ-ЛИБО, А СЛОВО ТОЛЬКО НАЗЫВАЕТ ПРЕДМЕТ, ДЕЙСТВИЕ ИЛИ ПРИЗНАК, НО НИЧЕГО НАМ О НИХ НЕ СООБЩАЕТ. КОГДА МЫ ХОТИМ ЧТО-ТО РАССКАЗАТЬ, МЫ ГОВОРИМ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

4. Подсчет количества слов в предложении.

– Слушайте предложения. Положите на стол столько фишек, сколько слов в предложении.

МАЛЬЧИК ЧИТАЕТ КНИГУ.

МАЛЬЧИК ЧИТАЕТ КНИГУ БРАТУ.

УЧИТЕЛЬ ПИШЕТ МЕЛОМ.

МАЛЫШ ПЛАЧЕТ.

МАЛЫШ ГРОМКО ПЛАЧЕТ.

БАБУШКА ВЯЖЕТ.

БАБУШКА ВЯЖЕТ НОСКИ.

БАБУШКА ВЯЖЕТ НОСКИ СВОЕЙ ВНУЧКЕ.

– Предложения, точно так же как и слова, могут быть длинными и короткими. Если много слов в предложении, значит оно … какое? (длинное, а если слов мало, если предложение можно сказать быстро, значит оно короткое.

5. Расширение объема предложения

– Карандаш слышал, как вы определяли, сколько слов в предложении. Он хочет открыть вам один секрет.

Карандаш:

– Знаете, ребята, а ведь можно из короткого предложения сделать длинное. Для этого нужно добавить в короткое предложение несколько слов. Давайте станем на несколько минут волшебниками и будем из коротких предложений делать длинные.

ДИМА СТРОИТ – ДИМА СТРОИТ ДОМ – ДИМА СТРОИТ ДОМ ИЗ ПЕСКА

КАТЯ ПОЕТ – КАТЯ ПОЕТ ПЕСНЮ – КАТЯ ГРОМКО ПОЕТ ПЕСНЮ – КАТЯ ГРОМКО ПОЕТ ВЕСЕЛУЮ ПЕСНЮ

СОЛНЦЕ СВЕТИТ – СОЛНЦЕ ЯРКО СВЕТИТ – СЕГОДНЯ СОЛНЦЕ ЯРКО СВЕТИТ

6. Формирование графических навыков. Написание наклонных линий снизу вверх.

Итог занятия:

Ребята, мы сегодня познакомились и узнали что такое «предложение». Научились составлять схемы предложений. Вы сегодня очень усердно потрудились и узнали много нового. Молодцы!!!

Обновлено: 17.05.2023

Материал: сюжетная картинка, модели для составления предложений, схемы предложений с заданным количеством слов, вопросительный, восклицательные знаки, салфетки бумажные, музыкальный диск.

– Замечательно! А как вы думаете, из чего состоит наша речь? (из предложений) Слова должны подружиться, чтобы получилось понятное предложение.

– У нас получилось длинное или короткое предложение? (короткое)

– Давайте мы с вами в предложении добавим еще слова, чтобы получилось длинное, красивое предложение. Какие слова подойдут? (пушистый, белый)

Прекрасно! Какое сейчас время года? (Зима)

Давайте подойдем к мольберту. Какую прекрасную картинку нарисовал художник, а писатель увидел и написал рассказ. Послушайте:

СНЕГ, МНОГО, НАМЕЛО.

КОМ, ПЕТЯ, ОГРОМНЫЙ, СКАТАТЬ.

ЛЕПИТЬ, ОЧЕНЬ, ПЕТЯ, СНЕГОВИК, НРАВИТСЯ.

– Очень интересный рассказ, а вы поняли, о чем он. Почему не поняли? (каждое слово само по себе)

– А что надо сделать, чтобы мы поняли, о чем это рассказ? (надо слова подружить)

– Давайте попробуем, составим первое предложение из слов: наступить, зима.

– Наступила зима. Замечательное предложение! Давайте, подружим слова из рассказа: снег, много, намело. Какое предложение можно составить из этих слов?

– Намело много снега. Замечательное! Сколько слов в предложении? (3)

– В рассказе еще есть слова, которые мы еще не подружили: ком, Петя, огромный, скакать. Какое предложение можно составить из этих слов? (Петя скатал огромный ком.)

– Сколько слов в этом предложении? (4)

– В рассказе еще есть слова, которые мы не подружили. Пожалуйста, послушайте внимательно: лепить, очень, Петя, снеговик, нравится. Какое предложение можно составить из этих слов? (Пете очень нравиться лепить

снеговика.) Сколько слов в этом предложении? (5)

– Давайте, прочитаем рассказ писателя красивыми, законченными предложениями:

НАМЕЛО МНОГО СНЕГА.

ПЕТЯ СКАТАЛ ОГРОМНЫЙ КОМ.

ПЕТЕ ОЧЕНЬ НРАВИТСЯ ЛЕПИТЬ СНЕГОВИКА.

– А давайте, теперь составим схемы предложений, из которых составлен рассказ. Первое предложение состоит из двух слов. Вспомните, какое первое слово? (наступила)

– Первое слово в предложении всегда начинается с большой буквы. Какая мне нужна полоска? (с уголком)

– Какое второе слово? (зима)

– В конце предложения, что ставим? (точку)

– Точка указывает на то, что предложение закончено.

(показ схемы первого предложения)

Дети у мольбертов составляют схемы следующих предложений. Вопросы по разбору схем предложений:

1. Схема, какого предложения?

2. Сколько слов в предложении?

3. Какая полоска нужна для начала предложения?

4. Что ставили в конце предложения?

5. Можно ли составить предложение из 2–3- х слов?

– Ребята, посмотрите, на ваших схемах в конце предложений у всех стоит точка. А почему? (предложение закончено)

– Но, ребята, не всегда в предложении в конце ставят точку. Иногда в конце предложения встречается вопросительный знак. Этот знак ставят в конце предложения, когда хотят спросить о чем- то или о ком- то. Давайте в предложениях поменяем точку на вопросительный знак. Какие предложения у нас получатся? (вопросительные)

– Послушайте первое вопросительное предложение.

Наступила зима? Слышите, я спросила, наступила зима? Превращать из простого предложения в вопросительное предложение мне помогает голос и интонация.

Катя спроси, у меня наступила, ли зима. И Дима спроси.

– А теперь вы попробуйте сказать свои предложения вопросительно. Ребенок произносит предложения вопросительно, а дети отвечают на вопрос.

– Отлично у вас получилось! Какое у вас предложение было? (простое)

– Какое предложение стало? (вопросительное)

– Какой знак был? (точка)

– Поменяли, на какой знак? (вопросительный)

ФИЗКУЛЬМИНУТКА.

Проведем мы сейчас разминку

Возьмите листочки, сделайте комочки.

И поиграем в снежки

И с гостями тоже.

– Замечательно, соберите снежки и уложите под елку.

– Посмотрите, у вас на столах лежат модели и схемы предложений. Проходите и удобно садитесь. Придумайте предложение с моделью, которое соответствует схеме. Будьте внимательны, помогайте пальчиком, чтоб не сбиться.

– Вы составили простые предложения, в конце предложения у вас стоит? (точка)

– А теперь переверните карточку. Какой знак стоит в конце предложения? (вопросительный знак)

– Прочитайте свои предложения вопросительно. Замечательно! Было какое предложение? (простое)

– А стало, какое предложение? (вопросительное)

– Что вам помогло? (знак, голос, интонация)

– Еще есть необычный знак. Это восклицательный знак! Такой знак ставят в конце предложения, когда говорят с радостью, восклицанием. Сейчас я вам скажу предложения с восклицательным знаком.

– Какие замечательные дети!

– Вы сегодня хорошо отвечали!

– Какие прекрасные придумывали предложения!

– С восклицательным знаком мы познакомимся в следующий раз. Кто желает, может поменяться моделями и схемами и придумать новые предложения или поиграть в снежки.

Схема предложения и составление предложений по схемам и по картинке

Дошкольников желательно научить составлять схему прослушанного или придуманного предложения и самостоятельно составлять разные предложения по одной схеме.

Что должен знать ребенок о составлении схемы предложения?

1. Каждое слово в предложении заменяется горизонтальной линией определенной длины. Короткие слова можно обозначать короткой линией.

2. Так как в предложении первое слово всегда пишется с большой буквы, первая горизонтальная линия в схеме предложения рисуется с короткой вертикальной черточкой. То же относятся к именам и некоторым другим словам, которые пишутся всегда с большой буквы.

3. После последней линии пишется точка, вопросительный или восклицательный знаки (многоточие обычно тут не рассматривается).

схемы предложений.jpg

Ребенку можно предложить следующее задание-тест. Взрослый читает длинное предложение, а ребенок одновременно рисует схему этого предложения.

схемы предложений 2.jpg

Если ребенок правильно нарисовал схему этого предложения, его следует похвалить. А если он ошибся, укажите ребенку на его ошибки и продолжайте давать подобные задания на других занятиях до тех пор, пока он не перестанет ошибаться.

После того, как ребенок научится правильно рисовать схему услышанного или придуманного предложения, вероятно, ему будет нетрудно по одной схеме предложения придумать несколько разных предложений. Так, для следующей схемы подойдёт много разных предложений:

схемы предложений 3.jpg

1. Грибы растут быстро. 2. Голубой шарик улетел. 3. Дождь становился сильнее. 4. Собака громко лаяла. 5. Кошка кормила котят.

Ниже представлена фотография, по которой можно предложить детям несколько заданий.

1. Посмотри на фотографию, придумай длинное предложение на тему отдыха детей и нарисуй схему этого предложения.

2. Посмотри на фотографию, придумай предложения, в которых число слов постоянно увеличивается на единицу (например, от одного до 15 слов) и для самого длинного предложения нарисуй схему (если ребенок умеет считать только до 10, можно ограничиться 10 словами).

3. Выполни задание №2 так, чтобы каждое следующее предложение точно повторялось и к нему добавлялось одно слово. Первое предложение в этой цепочке может состоять из трех или четырех слов.

Примеры составления предложений (к заданию № 2).

Жарко(1). Дети играют(2). Дети увлеченно играют (3). Мальчик и девочка играют (4). Мальчик и девочка лепят куличики(5). Мальчик и девочка лепят песочные куличики(6). Мальчик и девочка лепят куличики из песка(7). Светловолосые мальчик и девочка лепят куличики из песка(8). Светловолосые мальчик и девочка увлеченно лепят куличики из песка(9). Мальчик Сережа и девочка Таня увлеченно лепят куличики из песка(10). Старший брат Сережа и сестренка Таня на пляже лепили песочные куличики (11). На жарком пляже старший брат Сережа и сестренка Таня лепили песочные куличики(12). Вчера на жарком пляже старший брат Сережа и сестренка Таня лепили песочные куличики(13). Вчера днем на жарком пляже старший брат Сережа и сестренка Таня лепили песочные куличики (14). Вчера днем на жарком пляже старший брат Сережа и сестренка Таня вылепили много песочных куличиков(15).

Примеры выполнения задания №3.В вышеприведенных примерах к заданию №2: от 2 к 3, от 5 к 6, от 7 к 8 и к 9, от 12 к 13 и 14.

Приведенная ниже фотография может использоваться как материал для составления рассказа. Если ребенку трудно придумать рассказ по картинке, задавайте ему наводящие вопросы и развивайте его речь.

Помогите, пожалуйста, с домашним заданием
Племяннику (5 лет) в детском саду задали домашнее задание. Как делать он не знает. Я тоже, т.к. закончила детский сад в 1996 году и такого не припомню.
Есть в тетради похожее задание, которое они делали. Нарисованы там какие то черточки, палочки, кружочки синего и красного цвета, а предложения не написано, а то бы может я “въехала” в тему. Не могу понять принцип этого задания.

Составить звуковую схему слов: Сом, Кот.
Составить схемы предложений :
Посадил дед репку
Выросла репка большая
Стал дед репку из земли тянуть

На этом занятии поговорим о словах, обозначающих действия предметов, будем учиться составлять предложения из двух слов и обозначать слова в предложении схемой.

1.

Назови, что ты видишь на картинке

– Что ты сейчас произносил?
– Что обозначают слова, которые ты называл?

2.

– А сейчас мы поиграем в цирк. Я буду дрессировщиком, а ты – дрессированной собачкой. Выполняй мои команды!
– Хлопай! (ребёнок выполняет) Что ты сейчас делаешь? (- Я хлопаю)
– Топай! (ребёнок выполняет). Что ты сейчас делаешь? (- Я топаю)
– Приседай! (ребёнок приседает). Что ты сейчас делаешь? (Я приседаю)

– Что ты сейчас произносил?
– Эти слова обозначали предметы?
– Слова, которые ты произносил, обозначали действия. Ты называл действие.
– Придумай сам слова, которые обозначают действие.
.
– Слова – действия отвечают на вопрос “Что делает?” или “Что делал?”

– Рассмотрите картинки. Назовите слова – действия.

3.

– А сейчас я буду называть слова-действия, а ты догадайся, кто эти действия выполняет, человек какой профессии.
– Лечит –
– Учит –
– Шьёт –
– Рисует –
– Фотографирует –
.

4.

– А теперь поиграем в игру “Я молодец”. Я буду говорить о том, что я сейчас делаю, а ты похвалишь себя, и скажешь, что это действие ты уже выполнил.
– Я читаю – Я молодец, я уже прочитал.
– Я рисую – Я молодец, я уже нарисовал.
– Я леплю – Я молодец, я уже слепил.
– Я купаюсь – Я молодец, я уже искупался.
– Я гуляю – Я молодец, я уже погулял.
.
Закончить можно несерьёзным предложением:
– Я дерусь – Я молодец, я уже подрался.

5.

– Скажи, что делает мальчик.

– Если я произнесу слово “мальчик” и не покажу тебе картинку, ты будешь знать, что он делает?
– Если я произнесу слово “спит” и не покажу тебе картинку, ты будешь знать, кто спит?

Если мы хотим что-то рассказать, то нужно сказать не слово, а предложение.

Предложение – это несколько слов, которые выражают законченную мысль. (Выучить наизусть)

– Составь ещё раз предложение по картинке. Сколько слов ты произнёс?
– Давай составим схему предложения. Запомни, что предложение начинается с большой буквы, а в конце предложения ставится точка. Это мы покажем в схеме.

– Составь предложения из двух слов по картинкам и составь схемы этих предложений.

Читайте также:

      

  • Семья как фактор социализации ребенка школьного возраста
  •   

  • Каким образом новгородцы добивались бесконфликтного правления нового князя кратко 6 класс
  •   

  • Содержание форма и структура плана воспитательной работы кратко
  •   

  • Как воздействует на человека эмп радиочастотного диапазона кратко
  •   

  • Бесплодная земля анализ кратко

Цели и задачи

Цель игры «Составь предложение» – развитие лексических элементов речи, совершенствование грамматического строя.

Задачи:

  • расширение индивидуального словаря;
  • обучение навыку составления простых и предложных предложений;
  • формирование умения подбирать однородные члены, а также качества и действия к объектам;
  • обучение навыку расширения предложения путем добавления разных членов;
  • развитие связной речи, умения строить диалог, отвечать и спрашивать развернуто и грамотно;
  • обогащение лексики;
  • развитие воображения.

Алгоритм построения схемы

Примеры предложений и образцы схем

«Составь схему предложения», — задания в 1-м классе чаще всего звучат именно так. Выполнить их не сложно. Достаточно придерживаться простого алгоритма. Главное правило – сколько слов, столько черточек. Сколько слов с заглавной буквы, столько вертикальных черточек.

Учащиеся следуют такому алгоритму:

  • Читают предложение.
  • Устанавливают смысл.
  • Выявляют орфограммы в виде слов, которые пишут с большой буквы.
  • Определяют тип предложения: повествование, рассуждение, вопрос. От этого зависит расстановка знаков препинания.
  • Если есть диалог, ставят тире.
  • Считают количество слов, включая предлоги, союзы и частицы.
  • После этого можно чертить схему в тетради. Важно не забывать обо всех орфограммах.

Первый вариант игры – с кубиками

Для игры подготовьте игральные кубики, плотные и достаточного размера, чтобы можно было приклеить картинки. На каждой грани должно быть тематическое изображение. Например, если тема «Игрушки», найдите картинки куклы, мяча, машинки, ракетки, юлы, конструктора. Кубик с объектами отвечает на вопрос «Что это?». Либо «Кто это?», если выбрана тема семья или животный мир.

Лучше всего вырезать картинки из раскрасок, ведь они стилистически одинаковы. Перед приклеиванием на кубик пусть дети раскрасят изображения.

Помимо предметных, сделайте следующие кубики:

  • изображающий действия, например, летит, шагает, спит, ползет, бежит, ест;
  • обозначающий цифры от 1 до 6 в виде точек (либо обычным арабским начертанием);
  • цветовой – красный, синий, зеленый, желтый, оранжевый, фиолетовый;
  • с геометрическими формами – круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник, полукруг;
  • с эмоциями в виде рожиц – веселый, печальный, испуганный, сердитый, удивленный, злой.

Есть несколько вариантов игры в зависимости от используемых сочетаний. Ребенок должен бросить кубики. И, когда определятся изображения, попросите его, составь предложение по схеме.

Примеры заданий для дошкольников:

  1. Объект + действие. Нужен ответ на вопрос «Что делает?». Например, «папа» + «читать» = «папа читает», «лошадь» + «бежать» = «лошадь бежит». Иногда при соединении вариантов получается нелепица, тогда спросите у ребенка, может ли такое быть. Если выпадет «лягушка» + «летит», игрок должен объяснить, что такого не бывает. Спросите, что делает лягушка – прыгает. А если выпадет «лошадь» + «летит», объясните ребенку, что бывают слова с переносным значением. Про лошадь так говорят, когда она бежит очень быстро.
  2. Объект + числительное. Ответ на вопрос «Сколько?». Важно, чтобы игрок правильно произносил окончания существительных. Например, «кот» + «семь» = «семь котов», но «два кота», «один кот».
  3. Объект + геометрическая форма. Игрок отвечает на вопрос «Какой?»: «круглая тарелка», «квадратный стол», «овальное зеркало».
  4. Объект + колер. Тоже ответ на вопрос «Какой?»: «красное яблоко», «синий автомобиль», «желтая кружка». Помним про вероятность нелепиц и, как в игре «Исправь ошибку в предложении», каждый раз спрашиваем у игрока, возможно ли такое сочетание.
  5. Семья + эмоция. Игрок рассказывает, какое настроение у персонажа на выпавшем кубике: «Мама сердитая», «Сын веселый», «Дедушка печальный».

Когда детсадовцы научатся легко составлять предложения из двух членов, усложните игру. Пусть теперь бросают не два, а три кубика. Следовательно, предложения будут содержать 3 признака:

  • объект + числительное + фигура – «пять прямоугольных книг»;
  • объект + колер + фигура – «красный круглый помидор»;
  • объект + числительное + действие – «две собаки спят»;
  • объект + колер + действие – «синий автомобиль едет»;
  • семья + эмоция + действие – «удивленная бабушка сидит»;
  • объект + объект + действие – «мама и девочка читают».

Отображение в схемах орфограмм

Как помочь ребенку?

Перед тем как в 1-м классе составляют схему предложения, сначала учат орфограммы. Первая – большая буква в именах собственных. С нее начинаются названия городов, имена людей, клички животных. В схемах ее обозначают с помощью вертикальной черты. Они и выступают наглядным пособием, с помощью которого закрепляют уже полученные знания.

  • Петя и Ваня поедут летом к бабушке. I_____ _ I_____ ____ _____ __ _____.
  • Алена очень любит конфеты. I____ _____ _____ ____.
  • Папа помог Рите и Косте сделать домашнее задание. I____ ____ I____ _ I_____ _____ ____ ____.
  • Москва и Волгоград находятся в России. I___ _ I____ ____ __ I____.

Позже дети узнают о таком понятии, как диалог. В букварном периоде закладываются первые знания о прямой речи. Учащиеся узнают, что предложения начинаются с большой буквы, а перед каждой новой строчкой ставится необычный знак «тире».

— Кто съел все конфеты? — I___ __ ___ ___?

— Дети! — I___!

Ребята уже в 1-м классе составляют схему предложения со всеми знаками препинания. Это поможет правильно записывать слова, а при прочтении выделять знаки препинания с помощью интонации.

Возрастные особенности дошкольников

Детсадовцы после 5 лет очень активные, подвижные, любознательные. Они стремительно взрослеют, умнеют, развиваются физически и психически. При подготовке к школе, обучению чтению по слогам родителям, педагогам стоит обратить внимание на следующие возрастные особенности малышей 4-7 лет:

  • Основная потребность детсадовцев — общение, игры. Дети задают много вопросов взрослым, себе, сверстникам. Учатся, играя.
  • Ведущая психическая функция — воображение, фантазия. Это помогает проявить творческий потенциал.
  • Эмоции, впечатления, положительный опыт важны для дальнейшего развития, желания продолжать деятельность. Детсадовцу 5-7 лет необходимы похвала, поддержка, отсутствие сравнения с другими детьми.
  • Активно развиваются познавательные процессы: внимание, память. Запомнить и проанализировать в 5-7 лет дошкольники могут большое количество информации. Но давать ее нужно дозировано, стараясь не перегрузить детский мозг на одном уроке.
  • Речь становится более развитой. В 5 лет малыш говорит сложными предложениями, может подобрать несколько синонимов к одному слову, знает много стихов, загадок, несколько сказок наизусть.
  • Детсадовец хочет познавать новое и учиться. Малыша подстегивает любопытство, его интересует все новое, неизвестное.

Дошкольник

Учитывайте возрастные и индивидуальные особенности дошкольников, выбирая тексты для чтения. В этом случае обучающие занятия будут более эффективными.

Графические обозначения

Главное предложение обозначается квадратными скобками, а придаточное — круглыми.

Настя сказала, что она пошла домой.

[-=],(что…).

Еще примеры с круглыми и квадратными скобками к схемам на рисунке. Все это сложноподчиненные предложения:

Настя шла и молилась, чтобы мама ее не ругала.

[-==],(чтобы…).

Когда Настя засобиралась домой, пошел снег.

(Когда…),[=-].

В том городе, где находится дом Насти, пошел снег.

[…,(где),=-].

Учимся составлять таблицы

Таблицы содержат больше информации, чем схемы. Они состоят из заголовков, подзаголовков и краткой информации по теме. При обучении составлению таблиц нужно знакомить детей с такими требованиями:

  • таблицу следует делать компактной и выразительной;
  • названия, заглавия должны быть сформулированы лаконично и точно;
  • в таблицу следует помещать только основную информацию.

Таблицы состоят из столбиков и строчек. Сначала дети знакомятся с самыми простыми таблицами, без анализа их структуры. Ученики визуально воспринимают и запоминают, что в верхней строчке записывается название, а ниже содержится краткое описание. На этом этапе удобно предлагать готовые шаблоны таблиц, которые дети должны заполнить. Темами таких заданий может быть «Гласные и согласные звуки», «Типы предложений», «Части речи», «Разрядный состав чисел», «Единицы измерений», «Сравнительная характеристика героев произведения», «Типы растений» и т.д.

Лучше работу над таблицей проводить по ходу изучения нового материала или на этапе закрепления. Важной особенностью обучающих таблиц является наличие примеров в конце каждого правила.

Для развития умений составлять таблицы можно предлагать такие подготовительные упражнения:

  • придумай заглавие;
  • выбери заглавие, которое более точно подходит к содержанию;
  • распредели слова на два столбца;
  • подбери примеры к каждому понятию;
  • выбери из представленного ряда слов те, которые относятся к теме задания;
  • определи основные понятия, которые иллюстрируют тему;
  • сформулируй кратко.

Последовательность работы над составлением таблицы разберем на примере темы «Имя существительное».

  1. Назвать тему, которая изучалась на уроке. Записать ее в верхней строке.
  2. Указать из каких групп состоит это понятие. Записать подзаголовки.

На первом этапе работа над составлением таблицы проводится фронтально под управлением учителя. В дальнейшем нужно переходить к групповой деятельности. Это удобно делать в ходе реализации таких интерактивных методов, как «Ажурная пила», «Карусель», «Аквариум». Они предусматривают обработку определенной информации и представление ее в краткой форме для изложения перед всем классом.

Метод «Ажурная пила»

Например, для использования метода «Ажурная пила» весь учебный материал делится на несколько частей и распределяется по группам. Детям демонстрируется пустая таблица, в которую записывают название темы. Далее каждая группа должна прочитать текст на карточке (или в учебнике), определить тему и найти соответствующий столбец в таблице. После этого участники группы обрабатывают материал и формулирует еекраткое содержание. Информация заносится в таблицу.

По истечению указанного времени каждая группа презентует результаты своей работы, а остальные ученики вносят их данные в таблицы в своих тетрадях. В итоге каждый получает таблицу, в которой содержится весь основной материал, подлежащий запоминанию. Дома детям не придется перечитывать весь параграф, а достаточно будет еще раз перечитать содержимое таблицы.

Подобное задание можно использовать для домашней работы. В таком случае отдельные части статьи учебника распределяются между учениками, которые дома изучают ее и заполняют свою часть таблицы. Затем в классе каждый сообщает свою информации.

Учитель должен следить за соблюдением правил составления таблицы и не допускать переизбытка информации. Нужно исключать лишние предложения, переформулировать их в более краткую форму, избегать дублирования информации. Любые замечания нужно обсуждать коллективно, давая возможность детям самостоятельно исправить указанные замечания.

Дети быстро привыкают к структурному виду таблицы и не путаются с ее заполнением. Наиболее сложным заданием является составление таблицы «с нуля». В этом случае детям нужно уметь самостоятельно разделить весь материал на составные части. Для развития такого навыка есть два основных способа:

  • работа над составлением плана произведения и его изложением, которая ведется на уроках литературного чтения и русского языка;
  • ознакомление с порядком изучения параграфа в учебнике, который уже разделен на отдельные подтемы (лучше всего это делать на примере учебника по природоведению).

Помощь в составлении схем

Алгоритм построения схем

Чтобы помочь ребенку составить схему предложения в 1-м классе, образец кладут перед школьником. Он должен знать, с чего начать разбор. Лучше начинать тренировку с простого предложения, которое состоит из двух-трех слов.

Сначала его списывают в тетрадь, затем приступают к разбору. Если ребенку сложно определить количество слов и то, какой знак нужно поставить, взрослому необходимо проговорить предложение. А количество слов можно прохлопать.

Важно обращать внимание на маленькие слова. Это союзы, частицы и предлоги. Когда ребенок в 1-м классе составляет схему предложения, такие слова выделяет маленькой чертой. То есть уже при обучении показывают, что такие слова неравнозначны другим членам предложения.

( 1 оценка, среднее 5 из 5 )

Добавить комментарий