Как составить схему простого предложения с обращением

Для чего вам может понадобиться схема предложения? Вариантов несколько. К примеру, составить схему предложения нужно при его синтаксическом разборе.

Вы также можете схематически изобразить части предложения для себя, чтобы четче представить его структуру и проследить логику присоединения частей предложения друг к другу (актуально для сложных предложений).

Если уж зашла речь о сложных предложениях, с помощью схем удобно анализировать предложения с разными видами связи. А в простых схема помогает наглядно представить синтаксическую структуру.

В общем, как ни крути, схемы предложений в русском языке – вещь далеко не бесполезная. Вот мы сейчас и обобщим эту тему. С тем, чтобы вы этой статьей могли воспользоваться как справочным материалом. Кстати, чтобы правильно составлять схемы, не мешает повторить некоторые темы по синтаксису. Сейчас будем разбирать примеры схем и одновременно повторять. Так что от статьи вам будет двойная польза – заодно получите конспект по видам предложений, знакам препинания при прямой речи, однородных членах и т.д. будет.

 План составления схемы предложения

  1. Внимательно прочитайте предложение, обратите внимание, какое оно по цели высказывания: повествовательное, вопросительное иди побудительное. И приметьте, какое по эмоциональной окраске: восклицательное или не восклицательное.
  2. Определите грамматические основы. Какими частями речи они выражены?
  3. После этого будет уже несложно сказать, простое перед вами предложение или сложное.
  4. В сложном предложении определите границы входящих в его состав простых и с помощью простого карандаша обозначьте их вертикальными чертами. Кстати, причастный и деепричастный оборот и другие виды осложнения также отделите такими чертами.
  5. Подчеркните дополнительные члены предложения (прерывистой линией  – дополнение, волнистой – определение и причастный оборот целиком, «точка-тире-точка» – обстоятельство и деепричастный оборот). Какими частями речи они представлены?
  6. Если перед вами сложное предложение с союзной связью между его частями, обратите внимание на союзы: сочинительные они или подчинительные.
  7. Предыдущий пункт поможет вам правильно обозначить предикативные части сложного предложения. Так, части сложносочиненного и бессоюзного сложного предложения равноправны, обозначьте их квадратными скобками. Придаточное предложение в сложноподчиненном предложении обозначьте круглыми скобками. Не забудьте, что союз/союзное слово тоже надо в них включается.
  8. В сложноподчиненном предложении в главной части найдите слово, от которого можно задать вопрос к придаточному предложению, обозначьте его крестиком. От слова проведите карандашом стрелку к придаточному и запишите вопрос. Бывает и так, что вопрос к придаточному ставится от всего главного предложения.
  9. И вот теперь на очереди схема простого/сложного предложения – смотря что там у вас. Начертите линейную графическую схему, на которую переносите все основные обозначения, которыми до этого расчертили предложение. В частности, границы предложений, грамматические основы, осложнения, если предложение осложнено, связь между предложениями и стрелку с вопросом, союзы и союзные слова.
  10. Для сложных предложения с несколькими придаточными потребуется вертикальная схема, чтобы корректно отобразить последовательное, параллельное или однородное подчинение. Мы такие рассмотрим ниже на конкретных примерах.
  11. Цифрами над частями сложного предложения можно обозначить уровни придаточных, которые будут отражать их позицию в составе сложного предложения. Главное предложение никак не обозначается.

Иногда у преподавателей могут быть специфические требования. Например, обозначит на схеме, кроме главных, дополнительные члены. Кроме того, случаются и обратные задания, когда надо составить по схеме предложение. Пример такого задания вы найдете дальше.

СЛОЖНА-А-А 🙀 Ты же знаешь, что если не разобраться в теме сейчас, то потом придется исправлять оценки. Беги на бесплатное онлайн-занятие с репетитором (подробности тут + 🎁).

Схемы простых предложений

Вот давайте сразу и начнем с задания, без шуток, уровня 2 класса: нужна схема простого предложения вида «подлежащее – сказуемое – подлежащее». Простой пример:

Shemy -predlozhenij -1

При  этом вы держите в голове, что простое предложение на основании наличия главных членов может быть одно- и двусоставным. По наличию второстепенных членов – распространенным и нераспространенным (в примере выше какое?). А также по наличию полного или урезанного набора необходимых членов предложения делятся на полные и неполные.

Перенося главные члены предложения на схему, не дайте сказуемым себя запутать. Они бывают:

Shemy -predlozhenij -2

Теперь переходим в 5 класс и возьмемся за схемы предложений с обращением и другими видами осложнений простых предложений.

Обращение: обозначается О, знак от остального предложения отделяется на схеме при помощи двух вертикальных линий – │ │. Обращение не является членом предложения  и имеет значение лишь его местоположение и стоящие при обращении знаки препинания:

Shemy -predlozhenij -3

На схеме с однородными членами предложения последние обозначаются кружком – ○, в котором можно отметить их синтаксическую роль в предложении (однородные дополнения, или обстоятельства, или подлежащие – любой из возможных вариантов). Также на схему переносятся стоящие при них союзы и знаки препинания. Обобщающие слова обозначаются тоже, например, кружком, только с точкой посередине. А мы в этой статье используем квадратик – так нам удобнее:

Shemy -predlozhenij -4

Предложения с вводными словами: можем обозначить их как ВВ и тоже заключить в две вертикальные линии – членом предложения вводные слова не являются. В остальном для схемы с вводным словом важны те же аспекты, что и для схемы с обращением:

Shemy -predlozhenij -5

В схеме с причастным оборотом, кроме знаков препинания, обозначают определяемое слово. В схеме с деепричастным оборотом и конструкциями со значением присоединения и уточнения – самое важное обозначить их место в предложении:

Shemy -predlozhenij -6

Вы также наверняка помните, что простое предложение может быть осложнено обособленными членами (некоторые из них уже отражены в примерах выше):

  • обособленными определениями (согласованными и несогласованными, одиночными и распространенными, к этой категории относятся и причастные обороты);
  • обособленными дополнениями;
  • обособленными обстоятельствами (деепричастия, деепричастные обороты, существительные и наречия в роли обстоятельств).

Предложения с прямой речью

Схема предложения с прямой речью совсем нетрудная: на ней обозначаются только границы предложения, слова автора и собственно прямая речь, а также стоящие при них знаки препинания. Вот несколько примеров:

Shemy -predlozhenij -7

Схемы сложных предложений

И вот теперь мы, наконец, добрались до программы старших классов. И сейчас рассмотрим схемы сложносочиненных и сложноподчиненных предложений с примерами. И предложения с бессоюзной, а также разными видами связи тоже обязательно разберем.

Начнем со сложносочиненного предложения: его части равноправны, поэтому на схеме обозначаем их одинаковыми квадратными скобками.

Shemy -predlozhenij -8

В сложноподчиненном предложении четко выделяются главная и придаточная часть, поэтому главную обозначим квадратными, а придаточную – круглыми скобками. Придаточное предложение может занимать разные позиции по отношению к главному: стоять впереди или позади него, разрывать главное предложение.

Shemy -predlozhenij -9

Части бессоюзного сложного предложения равнозначны, поэтому и тут для их обозначения на схеме используются одинаковые квадратные скобки.

Shemy -predlozhenij -10

Составляя схему предложения с разными видами связи, легко запутаться. Внимательно изучите предложенный пример, чтобы не допускать ошибок в будущем:

Shemy -predlozhenij -11

Особый случай – сложное предложение с несколькими придаточными. Рисуя схемы придаточных предложений, их располагают не по горизонтали, а по вертикали. Последовательное подчинение:

Shemy -predlozhenij -12

Параллельное подчинение:

Shemy -predlozhenij -13

Однородное подчинение:

Shemy -predlozhenij -14

Составьте по данным схемам предложения

Теперь, после того как мы так подробно разобрали всю теорию, вам, конечно, не составит труда самим написать предложения по готовым схемам. Это неплохая тренировка и хорошее задание для проверки того, насколько материал хорошо усвоен. Так что не пренебрегайте им.

  1. Предложение с обращением: [ │О?│…  ]?
  2. Предложение с однородными членами: [и ○, и ○, и ○ – □ ].
  3. Предложение с причастным оборотом и вводным словом: [ Х, |ПЧ|, … |ВВ| … ].
  4. Предложение с прямой речью: «[П, – а: – П]».
  5. Сложное предложение с несколькими видами связи: [ … ], зато [ … ], (которое …): [ … ].

Напишите нам свои варианты в комментариях – заодно сможете проверить, хорошо ли вы все усвоили и разобрались ли со схемами. Сами убедитесь, что ничего архисложного тут нет!

Заключение

Вы проработали большую и объемную тему. Она включает в себя знания из разных разделов синтаксиса: виды предложений, виды сказуемых, знаки препинания при однородных членах предложения, прямой речи и т.п. Если вы внимательно изучили весь материал, то смогли не только вспомнить, как обозначать члены предложения на схеме, но и повторить очень важные и полезные правила.

А если вы еще и не поленились записать предложения по схемам, то можно с полной уверенностью сказать: контрольные и экзамены вы встретите во всеоружии.

Считаете, что эта статья пригодится кому-то еще из ваших одноклассников? Так жмите на кнопки внизу и «расшаривайте» ее в соцсетях. И пишите, пишите на комментарии – давайте общаться!

Молодец! Раз ты дочитал это до конца, вероятно, ты все отлично усвоил.  Но если вдруг что-то еще непонятно – попробуй онлайн-занятие с репетитором (подробности тут + 🎁).

© blog.tutoronline.ru,
при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как составить схему предложения с обращением?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Обращение указывает на человека или предмет, к которому адресована речь. Оно не служит членом предложения, соответственно, при синтаксическом разборе обращение никак не подчёркивается. Встречается в распространенной форме и всегда выделяется на письме знаками препинания.

Как создать схему сложного предложения с несколькими придаточными

Для того, чтобы правильно отобразить предложения, имеющего несколько придаточных, применяется вертикальная схема:

“Мы узнали, что надвигается ураган, который может разрушить все на берегу.” (последовательное подчинение):

[…],

↓что?

(что …)

↓какой?

(который …).

“Когда мы уже подъезжали к городу, Даниил прищурился, чтобы лучше рассмотреть окрестности.” (параллельное подчинение):

[…],

↓когда? ↓зачем?

(когда …), (чтобы …).

“Мы очень рады, что вы приехали, что вы сегодня с нами, что вам здесь нравится.” (однородное подчинение):

[…],

↓чему? ↓чему? ↓чему?

(что …), (что …), (что …).

Главное назначение этой статьи в том, чтобы помочь вам вспомнить школьные правила по русскому языку и напомнить основные моменты, соблюдая которые, можно легко построить схему любого предложения.

Схема сложного предложения

В сложносочиненном предложении обе части равноправны, ни одна не подчинена другой.

Вот сложносочиненное предложение с союзом «а»:

Настя шла, а туман застилал ей дорогу.

[-=],а [-=].

А вот сложносочиненное предложение с союзом «и»:

Снег падал, и ветер усилился.

[-=],и [-=].

Сложносочиненное бессоюзное:

Снег падал, темнело.

[-=],[=].

В сложноподчиненном предложении есть главное и придаточное, поэтому иногда схемы составляют вертикально, если уровней зависимости несколько. Главное — в квадратных скобках, зависимое — в круглых:

Насте рассказали, что ее ждет испытание.

[-=],(что…).

Если еще уточнить, какое именно испытание ее ждет, получится три уровня:

Насте рассказали, что ее ждет испытание, которое определит ее жизнь.

[-=],(что…),(которое…).

Тут обе пары круглых скобок выглядят одинаково, тогда как на деле «какое испытание» — это второй уровень вложенности. Сначала «что ждет» — «испытание». Потом «какое» — «которое определит»:

[-=],
(что…),
(которое…).

Но не всегда несколько придаточных предложений означают, что они все на разных уровнях. Два придаточных могут быть второстепенными по отношению к главному, но абсолютно равны между собой: Когда Петя подошел, Настя прищурилась, чтобы лучше рассмотреть его.

(когда…),[-=],(чтобы…).

Настя прищурилась когда? Когда Петя подошел.

Настя прищурилась зачем? Чтобы лучше рассмотреть его.

Оба придаточных относятся к «Настя прищурилась» — уточняют зачем и когда она это сделала. А не одно придаточное уточняет другое придаточное. Оба равноправны, так как каждое уточняет главное:

[-=],
(когда…), (чтобы…).

Схема сложного предложения

В сложносочиненном предложении обе части равноправны, ни одна не подчинена другой.

Вот сложносочиненное предложение с союзом “а”:

А вот сложносочиненное предложение с союзом “и”:

В сложноподчиненном предложении есть главное и придаточное, поэтому иногда схемы составляют вертикально, если уровней зависимости несколько. Главное – в квадратных скобках, зависимое – в круглых:

Если еще уточнить, какое именно испытание ее ждет, получится три уровня:

Тут обе пары круглых скобок выглядят одинаково, тогда как на деле “какое испытание” – это второй уровень вложенности. Сначала “что ждет” – “испытание”. Потом “какое” – “которое определит”:

Настя прищурилась когда? Когда Петя подошел.

Настя прищурилась зачем? Чтобы лучше рассмотреть его.

История обращения в русском языке

А теперь, когда мы с вами освоили базовые правила в отношении произношения и написания обращений, можно немного расслабиться и погрузиться в небольшой исторический экскурс. Поверьте, будет интересно).

Впервые, в этике обращения упоминаются в XVIII столетии в учебнике, который был составлен по распоряжению Петра I. Он рекомендовал не перебивать старших и не противоречить, ждать пока они закончат говорить. Он указывал чествовать родителей и обращаться к ним не иначе, как — «Что изволите, батюшка (матушка)?». Не приемлемым считалось сказать: «что, что надо».

Тогда же в нашем языке появляется правило использовать «вы» и Россия приходит к использованию европейского стиля в поведении. В первоисточнике «вы», адресованное к одному человеку, означало «один стоит многих». Этим высказывалось уважение к человеку.

На официальном уровне признавалась форма «милостивый государь». Это использовалось при разговоре с малознакомыми людьми или для сглаживания возникшей ссоры. Все государственные документы начинались именно так. Далее осталось одно слово, «государь», «сударыня».

У военных такие правила подчеркивали субординацию: «Ваше благородие», «Ваше превосходительство». К низшему, по рангу, подчиненному – «господин», добавляя при этом имя или фамилию.

Регалии и чины упразднились после Февральской революции. С того времени в языке нет альтернативы общей формы относительно мужчины или женщины, чего не скажешь об Европе. «Товарищ», «гражданин», которые были адресованы коллегам по партии, во время ВОВ стали использоваться как общепринятые. После распада СССР эти формулировки потеряли популярность и постепенно перестали применяться.

Схема сложного предложения

В сложносочиненном предложении обе части равноправны, ни одна не подчинена другой.

Вот сложносочиненное предложение с союзом “а”:

А вот сложносочиненное предложение с союзом “и”:

В сложноподчиненном предложении есть главное и придаточное, поэтому иногда схемы составляют вертикально, если уровней зависимости несколько. Главное – в квадратных скобках, зависимое – в круглых:

Если еще уточнить, какое именно испытание ее ждет, получится три уровня:

Тут обе пары круглых скобок выглядят одинаково, тогда как на деле “какое испытание” – это второй уровень вложенности. Сначала “что ждет” – “испытание”. Потом “какое” – “которое определит”:

Настя прищурилась когда? Когда Петя подошел.

Настя прищурилась зачем? Чтобы лучше рассмотреть его.

Алгоритм составления схемы предложения

  1. Внимательно прочитайте предложение.
  2. Найдите подлежащее и сказуемое – грамматическую основу предложения. Грамматических основ может быть и несколько, в этом случае предложение сложное. Подчеркните подлежащее одной чертой и сказуемое двумя чертами.
  3. Определите, простое или сложное предложение.
  4. Обозначьте границы предложений вертикальными черточками. Отметьте границы простых предложений.
  5. Для сложных предложений определите союзную связь: сложносочиненное или сложноподчиненное предложение. Сочинительный или подчинительный союз.
  6. Выделите деепричастный и причастный оборот, если есть.
  7. Найдите второстепенные члены предложения. Подчеркните их так:
    • определение – волнистая линия
    • дополнение – пунктир;
    • обстоятельство – точка, тире, точка, тире;
    • деепричастный оборот – точка, тире, точка, тире, выделяется с двух сторон вертикальными чёрточками;
    • причастный оборот – волнистая линия, выделяется с двух сторон вертикальными чертами.

Обращение — определение и формы

Обращение указывает на человека или предмет, к которому адресована речь. Оно не служит членом предложения, соответственно, при синтаксическом разборе обращение никак не подчёркивается. Встречается в распространенной форме и всегда выделяется на письме знаками препинания.

Друзья, пойдёмте к столу.

Займите свои места, уважаемые слушатели.

Родина моя, ненаглядная.

Эта часть предложения, как правило, употребляется в виде существительного в форме именительного падежа, но также может относиться к другой части речи в значении существительного. Обращение произносится с призывом, особой интонацией.

Дети! Будьте внимательны на проезжей части.

Какие планы на сегодня, братик?

Синтаксические функции обращений

Обратите внимание! Обращение – это часть предложения, но у него нет синтаксических функций. Оно не связано с главными или второстепенными членами предложений, не соединяется с ними с помощью союзов или перечислительной интонацией.

Школьники иногда путают обращение и подлежащее. Между ними имеется важное отличие: подлежащее грамматически всегда согласовывается со сказуемым в роде, числе и падеже, а обращение – нет.

Мой друг помнит прошлогоднее лето.

В этом предложении грамматическая основа – подлежащее «друг», сказуемое «помнит». Сказуемое стоит в форме глагола 3-го лица.

Мой друг, помнишь ли ты прошлогоднее лето?

В этом предложении сказуемое стоит в форме глагола 2-го лица. «Мой друг» играет роль обращения.

Различные типы связи в сложном предложении

Изучая в школе сложное предложение (8 класс), проходят и различные виды связи в рамках одного предложения. Разберем составление схемы подобной конструкции.

Сувениры, приобретенные во время поездки, были связаны с какой-нибудь историей, а каждая безделушка обладала длинной родословной, но среди всех этих редкостных вещей не нашлось бы ни одной, которая стоила бы внимания сама по себе. (Б. Гарт)

В данном предложении 4 части, связанные сочинительной и подчинительной связью. Первая — сувениры (подлежащее) были связаны (сказуемое), вторая — безделушка (подлежащее) обладала (сказуемое), третья — не нашлось (только сказуемое), четвертая которая (союзное слово, подлежащее) стоила бы внимания (сказуемое). Между первой и второй частями сочинительная связь, кроме того, в первой находится обособленное определение; между второй и третьей также сочинительная, между третьей и четвертой подчинительная. Схема будет такой: [-,/п.о./,=], [а-=], [но =], (которая =).

Горизонтальная схема предложения

На горизонтальной схеме придаточные предложения изображаются при помощи круглых скобок, главные – при помощи квадратных, показываются разрывы конструкций, ставятся знаки препинания, стрелками обозначается подчинительная связь (стрелки идут от главного к придаточному предложению). На такой схеме хорошо видны границы предложений, с ее помощью легко объяснить расстановку знаков препинания между предложениями, показать, к какому слову в главном относится придаточное.

Пример.

Я все вспоминаю тот день, когда ты устроилась в цветочный магазин, чтобы заработать денег, когда пришла домой с целой охапкой цветов, когда ты рассказала о более ценных вещах, чем деньги, ты была счастлива в тот вечер, и я подарил тебе вазу для цветов, которая до сих пор стоит на журнальном столике, изображая, что все осталось по-прежнему.

Как выделяется обращение?

Так как обра­ще­ние не явля­ет­ся пол­но­прав­ным чле­ном пред­ло­же­ния, оно отде­ля­ет­ся зна­ка­ми пре­пи­на­ния. Если обра­ще­ние про­из­но­сит­ся без вос­кли­ца­тель­ной инто­на­ции, оно выде­ля­ет­ся запя­той в нача­ле или кон­це пред­ло­же­ния и запя­ты­ми, если нахо­дит­ся в сере­дине предложения:

Каждый труд бла­го­сло­ви, уда­ча (С. Есенин). […, O].

Если обра­ще­ние нахо­дит­ся в нача­ле пред­ло­же­ния и про­из­но­сит­ся с вос­кли­ца­тель­ной инто­на­ци­ей, то после него ста­вит­ся вос­кли­ца­тель­ный знак. При этом пер­вое сло­во пишет­ся с про­пис­ной бук­вы, например:

Старик! Я слы­шал мно­го раз, что ты меня от смер­ти спас (М. Лермонтов)

Природа-мать! К тебе иду с сво­ей глу­бо­кою тос­кою (А. Майков).

Как хоро­шо ты, о море ноч­ное! (Ф. Тютчев)

Засветись, о день счаст­ли­вый! Разгони густой туман (А. Майков).

Тебе, Казбек, о страж Востока, при­нес я, стран­ник, свой поклон (М. Лермонтов).

Как выделяется обращение?

Так как обра­ще­ние не явля­ет­ся пол­но­прав­ным чле­ном пред­ло­же­ния, оно отде­ля­ет­ся зна­ка­ми пре­пи­на­ния. Если обра­ще­ние про­из­но­сит­ся без вос­кли­ца­тель­ной инто­на­ции, оно выде­ля­ет­ся запя­той в нача­ле или кон­це пред­ло­же­ния и запя­ты­ми, если нахо­дит­ся в сере­дине пред­ло­же­ния:

Саша, нари­суй мне море. [О, …]

Поведай, кни­га, мне тай­ны при­ро­ды. […, O, …].

Каждый труд бла­го­сло­ви, уда­ча (С. Есенин). […, O].

Если обра­ще­ние нахо­дит­ся в нача­ле пред­ло­же­ния и про­из­но­сит­ся с вос­кли­ца­тель­ной инто­на­ци­ей, то после него ста­вит­ся вос­кли­ца­тель­ный знак. При этом пер­вое сло­во пишет­ся с про­пис­ной бук­вы, напри­мер:

Старик! Я слы­шал мно­го раз, что ты меня от смер­ти спас (М. Лермонтов)

Природа-мать! К тебе иду с сво­ей глу­бо­кою тос­кою (А. Майков).

Как хоро­шо ты, о море ноч­ное! (Ф. Тютчев)

Засветись, о день счаст­ли­вый! Разгони густой туман (А. Майков).

Тебе, Казбек, о страж Востока, при­нес я, стран­ник, свой поклон (М. Лермонтов).

Схема сложноподчиненного предложения с однородным подчинением

Если в сложноподчиненном предложении более двух придаточных частей, то подчинение в тем может быть либо последовательным, либо однородным. Отразить характер подчинения с помощью обычной горизонтальной схемы можно только при условии использования стрелок, так что в случаях, когда требуется большая наглядность, обычно используют вертикальную схему. Однако без необходимости используется и обычная горизонтальная схема.

Вот пример предложения с однородным подчинением.

Они ехали к морю в большом нетерпении, дожидаясь часа, когда можно будет выйти из надоевшей машины, когда под ногами окажется теплый песок: , (когда…), (когда…). Параллельность этого подчинения на горизонтальной схеме можно подчеркнуть, если от главного предложения провести две стрелки к двум придаточным.

Составляем схему предложения

Пусть нам дано предложение «Я получил три оценки за сегодняшний день». Выделяем в нем все члены и составляем схему. Схема предложения заключается в квадратные скобки:

Схемы предложений в русском языке необходимы для объяснения постановки знаков препинания. Также они незаменимы при анализе данной синтаксической единицы, особенно если речь идет о сложном предложении. Прямая речь вызывает трудности почти у каждого школьника. Если на этапе изучения этой темы научиться составлять соответствующее графическое объяснение — совершенно не возникнет проблем в пунктуации. Разберем, что представляет собой схема предложения, пример простого рассмотрим, всех типов сложных, а также единиц с прямой речью. Это поможет наиболее глубоко вникнуть в тему.

Похожие записи:

На чтение 14 мин Просмотров 21 Опубликовано 11 апреля 2023 Обновлено 11 апреля 2023

Содержание

  1. Как составить схему предложения: основные виды с примерами
  2. Алгоритм составления схемы предложения
  3. Графические обозначения
  4. Схема простого предложения
  5. Схемы с обращениями и вводными словами
  6. Схемы с причастными и деепричастными оборотами
  7. Схемы с прямой речью
  8. Схема сложного предложения
  9. Как составить схему предложения
  10. План действий по составлению схемы предложения
  11. Составляем план простого предложения
  12. Простое предложение с однородными членами
  13. С вводными словами или обращением
  14. С деепричастным либо причастным оборотами
  15. Как создать схему предложений с прямой речью
  16. Как составить схему сложного предложения
  17. Как создать схему сложного предложения с несколькими придаточными
  18. Предложение с обращением
  19. Обращение — определение и формы
  20. Разница между обращением и подлежащим
  21. Пунктуация при обращении
  22. Примеры предложений с обращением
  23. Распространенные и нераспространенные
  24. Несколько обращений в одном предложении
  25. Определение или приложение после обращения
  26. Расчленённое обращение
  27. Обращение в конце предложения
  28. История обращения в русском языке
  29. Вопросы для проверки

Как составить схему предложения: основные виды с примерами

Раз вы тут оказались, наверняка вы школьник, которому надо составить схему предложения. Это стандартное домашнее задание. Схема обычно делается в рамках синтаксического разбора предложения, но бывает и отдельно.

Предлагаю пройти тест — ответить на пять вопросов по схеме предложения.

[quiz-cat >Ну как, что получили? А теперь объяснения.

Алгоритм составления схемы предложения

  1. Внимательно прочитайте предложение.
  2. Найдите подлежащее и сказуемое – грамматическую основу предложения. Грамматических основ может быть и несколько, в этом случае предложение сложное. Подчеркните подлежащее одной чертой и сказуемое двумя чертами.
  3. Определите, простое или сложное предложение.
  4. Обозначьте границы предложений вертикальными черточками. Отметьте границы простых предложений.
  5. Для сложных предложений определите союзную связь: сложносочиненное или сложноподчиненное предложение. Сочинительный или подчинительный союз.
  6. Выделите деепричастный и причастный оборот, если есть.
  7. Найдите второстепенные члены предложения. Подчеркните их так:
    • определение – волнистая линия
    • дополнение – пунктир;
    • обстоятельство – точка, тире, точка, тире;
    • деепричастный оборот – точка, тире, точка, тире, выделяется с двух сторон вертикальными чёрточками;
    • причастный оборот – волнистая линия, выделяется с двух сторон вертикальными чертами.

Графические обозначения

Главное предложение обозначается квадратными скобками, а придаточное — круглыми.

Графические обозначения в схеме

Схема простого предложения

А теперь вернемся к простым предложениям. Начнем с самого простого:

Вот безличное односоставное предложение, где главный член — сказуемое:

Вот определенно-личное предложение, в котором главный член — сказуемое.

Но все эти детали (безличное, неопределенно-личное) в школе запоминать не надо, главное указать подлежащее со сказуемым. Что такое односоставные предложения вообще-то проходят в каком-то классе, но безличные они или неопределенно-личные, по-моему, уже не проходят.

Бывают еще простые и сложные сказуемые. Простое:

Далее сложное глагольное. Здесь глагол один — «собиралась идти». Не дайте ввести себя в заблуждение двумя словами, из которых он состоит:

Схемы с обращениями и вводными словами

В схеме обращения обозначаются O и обособляются вертикальными черточками. Обращения не являются членами предложения, потому и обособляются черточками. Они могут быть расположены в любом месте предложения. В схему обычно переносятся стоящие при них знаки препинания.

Схемы с причастными и деепричастными оборотами

Крестиком тут обозначено главное слово «туман». Туман какой? Постепенно сгущавшийся. От него задается вопрос, потому это главное слово.

Схемы с прямой речью

Схема сложного предложения

В сложносочиненном предложении обе части равноправны, ни одна не подчинена другой.

Вот сложносочиненное предложение с союзом «а»:

А вот сложносочиненное предложение с союзом «и»:

В сложноподчиненном предложении есть главное и придаточное, поэтому иногда схемы составляют вертикально, если уровней зависимости несколько. Главное — в квадратных скобках, зависимое — в круглых:

Если еще уточнить, какое именно испытание ее ждет, получится три уровня:

Тут обе пары круглых скобок выглядят одинаково, тогда как на деле «какое испытание» — это второй уровень вложенности. Сначала «что ждет» — «испытание». Потом «какое» — «которое определит»:

Настя прищурилась когда? Когда Петя подошел.

Настя прищурилась зачем? Чтобы лучше рассмотреть его.

Оба придаточных относятся к «Настя прищурилась» — уточняют зачем и когда она это сделала. А не одно придаточное уточняет другое придаточное. Оба равноправны, так как каждое уточняет главное:

Источник

Как составить схему предложения

В этой статье речь пойдет о том, как правильно составить схему нужного предложения. Кому это необходимо? Всем без исключения. Если коротенькие посты или комментарии в социальных сетях и мессенджерах можно писать и без знания русского языка (чем многие и увлекаются), то уж при написании статей для собственных блогов необходимо руководствоваться этими правилами. Ведь пользователям, посещающим ваши сайты и блоги, намного приятнее и понятнее читать грамотную речь, которая привлекает внимание и задерживает на странице. И, конечно, корректное составление предложений очень важно для людей, занимающих руководящие общественные либо коммерческие посты – грамотность повышает доверие со стороны посетителей, партнеров и клиентов. А для того, чтобы предложения звучали правильно и красиво, их необходимо составлять по определенным схемам. Также данный материал поможет школьникам и студентам подготовиться к экзаменам либо выполнить задание на дом.

План действий по составлению схемы предложения

Для того, чтобы правильно скомпоновать схему предложения, необходимо следовать определенному алгоритму действий:

  • Тщательно рассмотреть написанное предложение;
  • Определить, к какому типу оно относится по интонации и цели высказывания;
  • Найти основу, главную мысль предложения, несущую важную информацию (подлежащее и сказуемое);

  • По количеству основ определить, является предложение простым (с одной основой) или сложным (с двумя или несколькими основами);

  • Перпендикулярными линиями отделить границы простых предложений (также можно выделить причастные/ деепричастные обороты и иные осложнения);
  • Подчеркнуть члены предложения соответствующими черточками;

  • Определить наличие и характер союзной связи между фрагментами сложного предложения (подчинительный или сочинительный) – в случае правильного определения вы поймете, с каким типом предложения имеете дело;
  • В прямоугольные скобки заключить простые предложения, так как они являются равнозначными фрагментами сложносочиненных или бессоюзных сложных;

  • В круглые скобки заключить придаточные предложения, входящие в структуру сложноподчиненных;

  • Сложноподчиненное предложение тщательно изучить, и поставить от слова в главном фрагменте (над которым нарисовать крестик) вопрос к придаточному; начертить от этого слова к придаточному предложению стрелку и написать над ней вопрос.

Вся информация, собранная в процессе изучения, дает возможность правильно составить схему предложения. После исполнения всех вышеперечисленных действий наступает момент, когда можно начинать чертить саму схему. Выпишите из своего предложения по порядку все знаки, которые использовали для разграничения простых предложений, выделения оборотов (деепричастных и причастных), грамматических основ, вопросы и стрелки к придаточному предложению от главного, и другие осложнения. Соберите все эти данные в виде линейной графической схемы. Когда необходимо разобрать сложное предложение, имеющее несколько придаточных, то для корректного отображения подчинения необходима и вертикальная графическая схема (о ней будет рассказано ниже). Цифрами обозначаются степени придаточных – по ним можно определить их место в составе предложений, при этом главное никаких обозначений не имеет.

Если вы школьник или студент, то можете столкнуться с ситуацией, когда преподаватели требуют отметить вместе с главными членами предложения на схеме и второстепенные. Также возможен вариант, когда по предложенной схеме надо составить новое предложение. При внимательном подходе к делу данные действия вас не затруднят.

Составляем план простого предложения

Нам нужно скомпоновать схему простого предложения. Далеко ходить не будем, возьмем пример из начальных классов:

Это предложение двусоставное – в нем есть два главных члена. Еще бывают односоставные предложения, в которых главным членом является только один из двух. Если у предложения нет второстепенных членов, то оно нераспространенное (“Стихи рождались”), если же есть, то распространенное (как представлено выше). Также предложения имеют неполный либо полный вид (в зависимости от того, в какой комплектации присутствуют необходимые члены – в сокращенной или полной). Не допустите ошибок со сказуемыми при составлении графической схемы предложения:

  • составные именные сказуемые – Даниил будет спортсменом ;
  • простые – Даниил плавал ;
  • составные глагольные – Даниил хотел плавать .

Простое предложение с однородными членами

Однородные члены на графической схеме отображаются при помощи кружков. В этих кружках отмечается их роль в синтаксисе предложения: определения, сказуемые и т. д.

С вводными словами или обращением

На вводные слова указывают буквы “ВВ”, отделяемые от остальных частей на схеме двумя вертикальными чертами и обязательно теми знаками препинания, которые окружают их в предложении.

К обращениям применяются те же правила, что и к вводным словам, только вместо букв “ВВ” используются “О”.

С деепричастным либо причастным оборотами

Для выделения оборотов, в состав которых входят деепричастия (ДО) или причастия (ПО), на схеме используются те же знаки препинания, что и для их разграничения в предложении.

Как создать схему предложений с прямой речью

На схеме прямая речь выделяется следующим образом:

  • выделяются границы предложения;
  • для обозначения авторских слов используется буква “А”, прямой речи – “П”;
  • ставятся знаки препинания.

Как составить схему сложного предложения

Фрагменты сложного бессоюзного и сложносочиненного предложения находятся в равноправном положении, поэтому для их обозначения применяются прямоугольные скобки.

Бессоюзное сложное предложение на графической схеме

Прямоугольные скобки используются для обозначения и главной части в сложноподчиненном предложении, а круглые – для придаточной. Причем придаточное предложение может стоять в любом месте: сзади, в начале, и даже в середине главного.

Перед тем, как составить план предложения, исходный материал необходимо тщательно изучить, чтобы не возникло трудностей с различными видами связи. Бывает, что в таких предложениях заключена важная мысль, которую легко потерять при попытке упростить текст и переставить части местами.

Как создать схему сложного предложения с несколькими придаточными

Для того, чтобы правильно отобразить предложения, имеющего несколько придаточных, применяется вертикальная схема:

“Мы узнали, что надвигается ураган, который может разрушить все на берегу.” (последовательное подчинение):

“Когда мы уже подъезжали к городу, Даниил прищурился, чтобы лучше рассмотреть окрестности.” (параллельное подчинение):

“Мы очень рады, что вы приехали, что вы сегодня с нами, что вам здесь нравится.” (однородное подчинение):

Главное назначение этой статьи в том, чтобы помочь вам вспомнить школьные правила по русскому языку и напомнить основные моменты, соблюдая которые, можно легко построить схему любого предложения.

Источник

Предложение с обращением

Обращение — выделенная интонацией и грамматикой часть предложения в виде слова либо словосочетания, указывающая на человека или предмет, к которому она адресована. Не представляет из себя член предложения, выделяется знаками препинания.

В русском языке этот элемент употребляется в виде имени существительного в именительном падеже, и в похожем словосочетании в связке с повышенной интонацией, а часто – восклицанием.

В других языках (в древних европейских, из современных языков это украинский, чешский, из не европейских – язык народов Грузии) у него есть индивидуальный элемент придания эмоционального состояния —звательный падеж. В болгарском и македонском наречиях такая форма служит наследием древнего призыва. Сегодня в русском языке присутствует новая форма обращения, применяемая часто в беседе, за счет сокращения – пап, Паш, Саш, Тань.

В зависимости от степени установленных правил общения между собеседниками, конкретной ситуации, обращениям можно придавать различный статус:

  • Родственный статус ( дочь, сын, мама, внук и т. п.);
  • Гражданский, социальный, деловой статус, титул, сан или чин ( господин, товарищ, сударь, мадам, коллега, водитель, служивый, воин и т. п.)
  • Различные комбинации первых двух ( господин прапорщик, товарищ генерал ); физическая принадлежность ( ребёнок, бабушка, девушка, юноша и т. п.);
  • Другое ( подруга, тёзка, земляк ).

Основной целью служит привлечение внимания, а иногда оно выражает личное отношение к собеседнику. Вот некоторые примеры обращения:

Что грустишь, родная?

Обращение — определение и формы

Обращение указывает на человека или предмет, к которому адресована речь. Оно не служит членом предложения, соответственно, при синтаксическом разборе обращение никак не подчёркивается. Встречается в распространенной форме и всегда выделяется на письме знаками препинания.

Друзья, пойдёмте к столу.

Займите свои места, уважаемые слушатели.

Родина моя, ненаглядная.

Эта часть предложения, как правило, употребляется в виде существительного в форме именительного падежа, но также может относиться к другой части речи в значении существительного. Обращение произносится с призывом, особой интонацией.

Дети! Будьте внимательны на проезжей части.

Какие планы на сегодня, братик?

Разница между обращением и подлежащим

Подлежащее – это член предложения.
Обращение – это слово, определяющее того, к кому адресована речь.

Отличие заметно, если внимательно читать предложение. В основном оно остается без внимания по причине того, что ему не придают особого значения. Это слово всегда озвучивает того, с кем ведётся или будет начата беседа.

Наташа, принеси альбом. И Наташа принесла альбом.

В первом случае присутствует обращение к Наташе с просьбой. Далее – констатируется факт. От обращения не зависят другие слова в предложении, к нему нельзя поставить вопрос. Его можно вычеркнуть без всякой потери смысла.

Пунктуация при обращении

Поскольку слово, выполняющее роль обращения, не является членом предложения, то оно выделяется знаками препинания. Если речь без восклицательной интонации, выделяется обычными запятыми.

Родной, какой сегодня день?

Спой мне, дорогая, романс.

Если это слово стоит в начале предложения и интонационно выделяется восклицанием, ставится соответствующий знак. Первое слово пишется с заглавной буквы:

Дружище! Как я рад тебя видеть.

Если перед ним есть частицы, они не отделяются знаком препинания:

О море! Как ты прекрасно

Ах красавица! Чудесно выглядишь.

Примеры предложений с обращением

Ниже мы рассмотрим разные варианты предложений и обращений в них, чтобы раскрыть тему максимально глубоко. Сочетание примеров обращений с их синтаксическим описанием позволят в лёгкой форме усвоить данный материал.

Распространенные и нераспространенные

Обращение в предложении выражается одним или несколькими словами. То есть, оно бывает нераспространённым и распространённым.

А ну ка, песню нам пропой, веселый ветер! — распространённое обращение

Товарищ, смотри веселей! — нераспространённое обращение

Если состав распространённой формы разделен членами предложения, то они выделяются запятыми.

Откуда, печальный, держишь путь, странник?

Местоимения, «вы» или «ты» могут являться членами предложения, а могут относиться к распространенному обращению.

Ты, приятель, всегда меня удивлял.

Приветствую, друг ты мой любимый!

Несколько обращений в одном предложении

В одном предложении возможно наличие нескольких обращений, адресованных одному человеку или предмету, одно будет называть, а другое – оценивать.

Никита! Скорее возвращайся, родной мой.

Иногда в поэзии встречается риторическое обращение. Оно предлагает неодушевленному предмету присоединиться к беседе.

Шуми, шуми, моя роща, волнуйся и радуй глаз, красавица!

Определение или приложение после обращения

Если после него есть определение или приложение, оно выделяется знаками препинания и характеризуется как второе обращение.

Дружочек, миленький , как тебя долго не было!

Скажите, Антон, голубчик , что Вы думаете по этому поводу?

Расчленённое обращение

Часто возникают трудности с выделением знаками в письменных работах, когда обращение разделяется членами предложения. При таком составе предложения все его части обосабливаются запятыми.

Быстрее, ранний, начинайся, рассвет.

Когда, молодой, придёшь, друг?

Обращение в конце предложения

Всего вам доброго, мой уважаемый и верный товарищ!

Не нужно переживать раньше времени, любимая мама.

Кто тут похозяйничал, аа Жулька!

Будь аккуратен и непременно позвони, мой дорогой!

История обращения в русском языке

А теперь, когда мы с вами освоили базовые правила в отношении произношения и написания обращений, можно немного расслабиться и погрузиться в небольшой исторический экскурс. Поверьте, будет интересно).

Впервые, в этике обращения упоминаются в XVIII столетии в учебнике, который был составлен по распоряжению Петра I. Он рекомендовал не перебивать старших и не противоречить, ждать пока они закончат говорить. Он указывал чествовать родителей и обращаться к ним не иначе, как — «Что изволите, батюшка (матушка)?» . Не приемлемым считалось сказать: «что, что надо» .

Тогда же в нашем языке появляется правило использовать «вы» и Россия приходит к использованию европейского стиля в поведении. В первоисточнике «вы» , адресованное к одному человеку, означало «один стоит многих». Этим высказывалось уважение к человеку.

На официальном уровне признавалась форма «милостивый государь» . Это использовалось при разговоре с малознакомыми людьми или для сглаживания возникшей ссоры. Все государственные документы начинались именно так. Далее осталось одно слово, «государь» , «сударыня» .

У военных такие правила подчеркивали субординацию: «Ваше благородие» , «Ваше превосходительство» . К низшему, по рангу, подчиненному – «господин» , добавляя при этом имя или фамилию.

Регалии и чины упразднились после Февральской революции. С того времени в языке нет альтернативы общей формы относительно мужчины или женщины, чего не скажешь об Европе. «Товарищ» , «гражданин» , которые были адресованы коллегам по партии, во время ВОВ стали использоваться как общепринятые. После распада СССР эти формулировки потеряли популярность и постепенно перестали применяться.

Вопросы для проверки

По традиции, каждый урок, насыщенный разнообразными правилами и формулировками, мы завершаем тестами, чтобы вся информация окончательно уляглась по полочкам. Данный урок не исключение, поэтому предлагаем вам пройти финальную проверку.

Источник

Павел Ямб

Привет двоечники. Бродил недавно по просторам интернета и наткнулся на учебник по русскому языку. Вспомнил эту школу, в которую приходилось ходить каждый день и просиживать штаны. Несмотря на то, что я всегда учился ну…. скажем неплохо, повторить этот опыт я бы не хотел. В учебнике нашёл урок про то, как правильно составляется структура предложений.  И решил написать про это статью, чтобы вы, застигнутые ностальгией по школьным временам, или, вдруг, необходимостью, не бродили в поисках учебниках по русскому языку, а пришли ко мне в блог.

Кто-то возразит: «Школа давно закончилась, напишем без схем». Такая точка зрения вполне справедлива. Для тех, кто общается с помощью СМС и игровых чатов.  Итак, сегодня тема нашего занятия звучит так: «Как составить схему предложения?»  Тем более если вы копирайтер или хотите им стать и зарабатывать больше чем ваша училка, знание схем предложений, к сожалению, необходимо.

Порядок составления схемы предложения

  1. Определить тип предложения по цели высказывания и по интонации. Предложения по цели высказывания делаться: на повествовательные, вопросительные, побудительные. По эмоциональной окраске – восклицательные и невосклицательные.
  2. Найти основу – подлежащее и сказуемое. Основа ‑ это главная мысль предложения, та важная информация, которую мы хотим донести.Составление схемы предложений
  3. Определить тип предложения по строению: простое или сложное.
  4. Разбить сложное предложение на простые составляющие. Отметить границы простых предложений.
  5. Выделить причастный или деепричастный оборот, проследить перечисления.
  6. Определить союзную связь. Проверить правильность применения сочинительного или подчинительного союза.

Для составления схемы понадобятся графические обозначения. Равноправные предложения в составе сложного предложения обозначим квадратными скобками. Подчиненное вместе с союзом – круглыми скобками. Главное слово, от которого задается вопрос, — крестиком.

Схемы предложений

Схема простого предложения

Рассмотрим сразу пример. Начнем с самого легкого задания для начальной школы.

Screenshot_1

Это простое двухсоставное предложение. Различают также односоставное, когда главные члены предложения выражены одним подлежащим или одним сказуемым. Простые предложения бывают распространенными, как в нашем случае, или нераспространенными, к примеру:

Screenshot_2

Обращаем внимание на сказуемое. Оно может быть простым или сложным:

  • Простым: «Михаил сочинял».
  • Составным глагольным: «Миша хотел писать на диване».
  • Составным именным: «Миша был другом для меня».

В простом предложении может быть обращение:

Иван, сядь в левый ряд. Схема предложения следующая

[│О│,…..].

Важно выделить обращение запятыми так же, как и вводные слова.

К несчастью, такое случалось довольно часто

[│ВВ│,…..].

Не забываем найти и выделить деепричастный или причастный обороты.

Не отрывая глаз, смотрел на нее пес

[│ДО│, Х …].

Вид, открывшийся перед ним, был похож на зачарованное царство холода.

 [ Х,│ ПО│, …..].

В литературных текстах, в текстах-рассуждениях часто встречается прямая речь.

«Не заходи во двор!»- громко крикнул незнакомец.

«[П!]»- [а].

«Ура, братцы!- закричал он. – Кажется, наше дело начинает идти на лад».

«[П..,│О│!] — [а]. — [│ВВ│,…П..]».

Итак, училка по английскому. Представьте у меня все пятерки (80 процентов), я иду на красный диплом техникума, олимпиады, конференции – меня знают все. И эта…… ну…. женщина ставит мне тряк. Я ей говорю: вы что не нормальная, посмотрите на мои оценки, вы что творите? И нифига – якобы принцип. Хотя какой на хер принцип, когда она ставила четверки спортсменам, которые не приходили вообще на пары и за банку кофе ставила пятерки. И ей все это говорили, Паше надо поставить хотя бы четверку.  Короче жесть. Уже на защите диплома вмешался сам директор и она поставила мне 4 уже после защиты, но красный диплом был потерян.

Схема сложного предложения.

Различают несколько видов сложных предложений. Рассмотрим их по порядку.

Сложносочиненное — это два простых равноправных предложения, соединенные сочинительным союзом.

Стены тоннеля раздвинулись, и путешественники очутились в огромном подлунном гроте.

Схема здесь несложная […..], и […..].

В сложноподчиненном предложении одна часть главная, вторая подчиняется, сопутствует первой.

Отдельные колонны были так огромны, что доставали своими вершинами до самого свода.

[…..], (что ….).

Окружающий воздух был намного чище того, который он вдыхал дома.

[…..], (которым ….).

Подчинение в таких предложениях происходит с помощью подчинительных союзов.

Бессоюзное предложение аналогично сложносочиненному, но не имеет союза.

Телевизионная студия предлагала смехотворно малую сумму – Мига рассердился.

[…..] — […..].

В нашем примере недовольство Миги вызвано действиями, произведенными в первой части сложного предложения. Но союза нет, его заменяет знак тире.

Не запутайтесь, составляя схему с разными типами связи. Разбить такие предложения, при этом не потеряв главную мысль, бывает очень сложно.

Дно тоннеля уходило вниз, поэтому идти было легко и просто: казалось, кто-то толкает в спину, и впереди скоро зажжется свет.

 […..], (поэтому ….): [│ВВ│,…], и [….].

Сложное предложение может иметь несколько придаточных частей, вытекающих одно из другого. Это последовательное подчинение.

Ребятам сообщили, что завтра будет праздник, который закончится карнавальным шествием.

[…..],

↓ что?

 (что ….),

↓ какой?

 (который ….).

Различают также параллельное подчинение. От главного предложения задаются разные вопросы к придаточным частям. Придаточные части в данном случае могут практически без изменения сделаться отдельными простыми предложениями.

Когда пришел фотограф, Серенький завернул акцию в платочек, чтобы спрятать ее за пазуху.

                      […..]

↓ когда?                   ↓ зачем?

 (когда ….),             (чтобы ….).

В русском языке выделяют однородное подчинение. Это перечисление простых предложений. К ним задается одинаковый вопрос от главной части, и соединяются они одинаковым союзом.

Наблюдая весной за природой, можно заметить, как прилетают птицы, как появляются нежные листочки, как зацветают первые цветы.

                      […..]

↓ что?            ↓ что?            ↓ что?

 (как ….),     (как ….),      (как ….).

Основные виды предложений рассмотрены. Читая и анализируя текст, внимательно просматривайте большие по конструкции предложения. Выделяйте главную информацию. Мысленно задавайте вопросы от главного слова или главной части к придаточной или подчиненной. Это поможет уловить суть и правильно расставить знаки препинания.

Всем творческих успехов. Ну и найдите 10 отличий на этих картинках и напишите за сколько у вас это получилось сделать.

Подарок от нашего художникаНайди 10 отличий
Подарок от нашего художника

Как составить схему предложения с обращением?

Каролина
[1.2M]

9 лет назад 

RIOLI­t
[176K]

9 лет назад 

нужно иметь образец такого предложения,-и сказал отец сыну: “я тебя породил,я тебя и убью.”

то есть,примерная схема,-простое предложение-двоеточие-прямая речь в кавычках.есть и другие формы,-“уважаемые пассажиры,трамвай сломался!”- объявил водитель.здесь-прямая речь(обращение)в кавычках-подходящий по смыслу знак препинания, тире и простое предложение.как-то так.

комментировать

в избранное

ссылка

отблагодарить

Знаете ответ?

Добавить комментарий