Раз вы тут оказались, наверняка вы школьник, которому надо составить схему предложения. Это стандартное домашнее задание. Схема обычно делается в рамках синтаксического разбора предложения, но бывает и отдельно.
Предлагаю пройти тест — ответить на пять вопросов по схеме предложения.
[quiz-cat id=»2243″]
Ну как, что получили? А теперь объяснения.
Алгоритм составления схемы предложения
- Внимательно прочитайте предложение.
- Найдите подлежащее и сказуемое – грамматическую основу предложения. Грамматических основ может быть и несколько, в этом случае предложение сложное. Подчеркните подлежащее одной чертой и сказуемое двумя чертами.
- Определите, простое или сложное предложение.
- Обозначьте границы предложений вертикальными черточками. Отметьте границы простых предложений.
- Для сложных предложений определите союзную связь: сложносочиненное или сложноподчиненное предложение. Сочинительный или подчинительный союз.
- Выделите деепричастный и причастный оборот, если есть.
- Найдите второстепенные члены предложения. Подчеркните их так:
- определение – волнистая линия
- дополнение – пунктир;
- обстоятельство – точка, тире, точка, тире;
- деепричастный оборот – точка, тире, точка, тире, выделяется с двух сторон вертикальными чёрточками;
- причастный оборот – волнистая линия, выделяется с двух сторон вертикальными чертами.
Графические обозначения
Главное предложение обозначается квадратными скобками, а придаточное — круглыми.
Настя сказала, что она пошла домой.
[-=],(что…).
Еще примеры с круглыми и квадратными скобками к схемам на рисунке. Все это сложноподчиненные предложения:
Настя шла и молилась, чтобы мама ее не ругала.
[-==],(чтобы…).
Когда Настя засобиралась домой, пошел снег.
(Когда…),[=-].
В том городе, где находится дом Насти, пошел снег.
[…,(где),=-].
Схема простого предложения
А теперь вернемся к простым предложениям. Начнем с самого простого:
Настя шла.
[-=].
Это простое предложение, проще некуда. Нераспространенное, так как в нем есть только подлежащее и сказуемое. Двусоставное, так как оба — и подлежащее, и сказуемое — есть.
Вот это уже распространенное предложение, так как помимо главных членов, есть второстепенный член:
Приведу также примеры односоставных предложения. В них присутствует только один член — либо подлежащее, либо сказуемое. Первое предложение — назывное, главный член — подлежащее:
Снег.
[-].
Вот безличное односоставное предложение, где главный член — сказуемое:
Вечереет.
[=].
Вот определенно-личное предложение, в котором главный член — сказуемое.
Желаю тебе добра.
[=…].
Но все эти детали (безличное, неопределенно-личное) в школе запоминать не надо, главное указать подлежащее со сказуемым. Что такое односоставные предложения вообще-то проходят в каком-то классе, но безличные они или неопределенно-личные, по-моему, уже не проходят.
Бывают еще простые и сложные сказуемые. Простое:
Настя собиралась домой.
[-=…].
Далее сложное глагольное. Здесь глагол один — «собиралась идти». Не дайте ввести себя в заблуждение двумя словами, из которых он состоит:
Настя собиралась идти домой.
[-=…].
И сложное именное:
Настя рада быть полезной.
[-=…].
Схемы с обращениями и вводными словами
Настя, иди уже домой!
[|O|,…]!
В схеме обращения обозначаются O и обособляются вертикальными черточками. Обращения не являются членами предложения, потому и обособляются черточками. Они могут быть расположены в любом месте предложения. В схему обычно переносятся стоящие при них знаки препинания.
Пожалуйста, Настя, иди уже домой!
[…|O|,…]!
Вводные слова тоже не являются членами предложения и обособляются вертикальными линиями. Обозначаются они ВВ:
Кажется, Насте пора домой.
[|ВВ|,…].
Схемы с причастными и деепричастными оборотами
«Выйдя из дома» — деепричастный оборот ДО:
Выйдя из дома, Настя внезапно остановилась.
[|ДО|,…].
«постепенно сгущавшийся» — причастный оборот ПО:
Туман, постепенно сгущавшийся, делал передвижение Насти трудным.
[X,|ПО|,…].
Крестиком тут обозначено главное слово «туман». Туман какой? Постепенно сгущавшийся. От него задается вопрос, потому это главное слово.
Деепричастный оборот может стоять в любом месте:
Настя, выйдя из дома, внезапно остановилась.
[…|ДО|,…].
Схемы с прямой речью
В таких схемах обозначаются границы, прямая речь, слова автора и стоящие при них знаки препинания. Например:
«Настя, или домой!» — громко сказал кто-то.
«[П!]»- [а].
Кто-то сказал: «Настя, или домой!».
[A]:«[П!]»
Кто-то сказал: «Настя, или домой!» — и Петя не возразил.
[A]:«[П!]» — [a].
Схема сложного предложения
В сложносочиненном предложении обе части равноправны, ни одна не подчинена другой.
Вот сложносочиненное предложение с союзом «а»:
Настя шла, а туман застилал ей дорогу.
[-=],а [-=].
А вот сложносочиненное предложение с союзом «и»:
Снег падал, и ветер усилился.
[-=],и [-=].
Сложносочиненное бессоюзное:
Снег падал, темнело.
[-=],[=].
В сложноподчиненном предложении есть главное и придаточное, поэтому иногда схемы составляют вертикально, если уровней зависимости несколько. Главное — в квадратных скобках, зависимое — в круглых:
Насте рассказали, что ее ждет испытание.
[-=],(что…).
Если еще уточнить, какое именно испытание ее ждет, получится три уровня:
Насте рассказали, что ее ждет испытание, которое определит ее жизнь.
[-=],(что…),(которое…).
Тут обе пары круглых скобок выглядят одинаково, тогда как на деле «какое испытание» — это второй уровень вложенности. Сначала «что ждет» — «испытание». Потом «какое» — «которое определит»:
[-=],
(что…),
(которое…).
Но не всегда несколько придаточных предложений означают, что они все на разных уровнях. Два придаточных могут быть второстепенными по отношению к главному, но абсолютно равны между собой:
Когда Петя подошел, Настя прищурилась, чтобы лучше рассмотреть его.
(когда…),[-=],(чтобы…).
Настя прищурилась когда? Когда Петя подошел.
Настя прищурилась зачем? Чтобы лучше рассмотреть его.
Оба придаточных относятся к «Настя прищурилась» — уточняют зачем и когда она это сделала. А не одно придаточное уточняет другое придаточное. Оба равноправны, так как каждое уточняет главное:
[-=],
(когда…), (чтобы…).
Для чего вам может понадобиться схема предложения? Вариантов несколько. К примеру, составить схему предложения нужно при его синтаксическом разборе.
Вы также можете схематически изобразить части предложения для себя, чтобы четче представить его структуру и проследить логику присоединения частей предложения друг к другу (актуально для сложных предложений).
Если уж зашла речь о сложных предложениях, с помощью схем удобно анализировать предложения с разными видами связи. А в простых схема помогает наглядно представить синтаксическую структуру.
В общем, как ни крути, схемы предложений в русском языке – вещь далеко не бесполезная. Вот мы сейчас и обобщим эту тему. С тем, чтобы вы этой статьей могли воспользоваться как справочным материалом. Кстати, чтобы правильно составлять схемы, не мешает повторить некоторые темы по синтаксису. Сейчас будем разбирать примеры схем и одновременно повторять. Так что от статьи вам будет двойная польза – заодно получите конспект по видам предложений, знакам препинания при прямой речи, однородных членах и т.д. будет.
План составления схемы предложения
- Внимательно прочитайте предложение, обратите внимание, какое оно по цели высказывания: повествовательное, вопросительное иди побудительное. И приметьте, какое по эмоциональной окраске: восклицательное или не восклицательное.
- Определите грамматические основы. Какими частями речи они выражены?
- После этого будет уже несложно сказать, простое перед вами предложение или сложное.
- В сложном предложении определите границы входящих в его состав простых и с помощью простого карандаша обозначьте их вертикальными чертами. Кстати, причастный и деепричастный оборот и другие виды осложнения также отделите такими чертами.
- Подчеркните дополнительные члены предложения (прерывистой линией – дополнение, волнистой – определение и причастный оборот целиком, «точка-тире-точка» – обстоятельство и деепричастный оборот). Какими частями речи они представлены?
- Если перед вами сложное предложение с союзной связью между его частями, обратите внимание на союзы: сочинительные они или подчинительные.
- Предыдущий пункт поможет вам правильно обозначить предикативные части сложного предложения. Так, части сложносочиненного и бессоюзного сложного предложения равноправны, обозначьте их квадратными скобками. Придаточное предложение в сложноподчиненном предложении обозначьте круглыми скобками. Не забудьте, что союз/союзное слово тоже надо в них включается.
- В сложноподчиненном предложении в главной части найдите слово, от которого можно задать вопрос к придаточному предложению, обозначьте его крестиком. От слова проведите карандашом стрелку к придаточному и запишите вопрос. Бывает и так, что вопрос к придаточному ставится от всего главного предложения.
- И вот теперь на очереди схема простого/сложного предложения – смотря что там у вас. Начертите линейную графическую схему, на которую переносите все основные обозначения, которыми до этого расчертили предложение. В частности, границы предложений, грамматические основы, осложнения, если предложение осложнено, связь между предложениями и стрелку с вопросом, союзы и союзные слова.
- Для сложных предложения с несколькими придаточными потребуется вертикальная схема, чтобы корректно отобразить последовательное, параллельное или однородное подчинение. Мы такие рассмотрим ниже на конкретных примерах.
- Цифрами над частями сложного предложения можно обозначить уровни придаточных, которые будут отражать их позицию в составе сложного предложения. Главное предложение никак не обозначается.
Иногда у преподавателей могут быть специфические требования. Например, обозначит на схеме, кроме главных, дополнительные члены. Кроме того, случаются и обратные задания, когда надо составить по схеме предложение. Пример такого задания вы найдете дальше.
СЛОЖНА-А-А 🙀 Ты же знаешь, что если не разобраться в теме сейчас, то потом придется исправлять оценки. Беги на бесплатное онлайн-занятие с репетитором (подробности тут + 🎁).
Схемы простых предложений
Вот давайте сразу и начнем с задания, без шуток, уровня 2 класса: нужна схема простого предложения вида «подлежащее – сказуемое – подлежащее». Простой пример:
При этом вы держите в голове, что простое предложение на основании наличия главных членов может быть одно- и двусоставным. По наличию второстепенных членов – распространенным и нераспространенным (в примере выше какое?). А также по наличию полного или урезанного набора необходимых членов предложения делятся на полные и неполные.
Перенося главные члены предложения на схему, не дайте сказуемым себя запутать. Они бывают:
Теперь переходим в 5 класс и возьмемся за схемы предложений с обращением и другими видами осложнений простых предложений.
Обращение: обозначается О, знак от остального предложения отделяется на схеме при помощи двух вертикальных линий – │ │. Обращение не является членом предложения и имеет значение лишь его местоположение и стоящие при обращении знаки препинания:
На схеме с однородными членами предложения последние обозначаются кружком – ○, в котором можно отметить их синтаксическую роль в предложении (однородные дополнения, или обстоятельства, или подлежащие – любой из возможных вариантов). Также на схему переносятся стоящие при них союзы и знаки препинания. Обобщающие слова обозначаются тоже, например, кружком, только с точкой посередине. А мы в этой статье используем квадратик – так нам удобнее:
Предложения с вводными словами: можем обозначить их как ВВ и тоже заключить в две вертикальные линии – членом предложения вводные слова не являются. В остальном для схемы с вводным словом важны те же аспекты, что и для схемы с обращением:
В схеме с причастным оборотом, кроме знаков препинания, обозначают определяемое слово. В схеме с деепричастным оборотом и конструкциями со значением присоединения и уточнения – самое важное обозначить их место в предложении:
Вы также наверняка помните, что простое предложение может быть осложнено обособленными членами (некоторые из них уже отражены в примерах выше):
- обособленными определениями (согласованными и несогласованными, одиночными и распространенными, к этой категории относятся и причастные обороты);
- обособленными дополнениями;
- обособленными обстоятельствами (деепричастия, деепричастные обороты, существительные и наречия в роли обстоятельств).
Предложения с прямой речью
Схема предложения с прямой речью совсем нетрудная: на ней обозначаются только границы предложения, слова автора и собственно прямая речь, а также стоящие при них знаки препинания. Вот несколько примеров:
Схемы сложных предложений
И вот теперь мы, наконец, добрались до программы старших классов. И сейчас рассмотрим схемы сложносочиненных и сложноподчиненных предложений с примерами. И предложения с бессоюзной, а также разными видами связи тоже обязательно разберем.
Начнем со сложносочиненного предложения: его части равноправны, поэтому на схеме обозначаем их одинаковыми квадратными скобками.
В сложноподчиненном предложении четко выделяются главная и придаточная часть, поэтому главную обозначим квадратными, а придаточную – круглыми скобками. Придаточное предложение может занимать разные позиции по отношению к главному: стоять впереди или позади него, разрывать главное предложение.
Части бессоюзного сложного предложения равнозначны, поэтому и тут для их обозначения на схеме используются одинаковые квадратные скобки.
Составляя схему предложения с разными видами связи, легко запутаться. Внимательно изучите предложенный пример, чтобы не допускать ошибок в будущем:
Особый случай – сложное предложение с несколькими придаточными. Рисуя схемы придаточных предложений, их располагают не по горизонтали, а по вертикали. Последовательное подчинение:
Параллельное подчинение:
Однородное подчинение:
Составьте по данным схемам предложения
Теперь, после того как мы так подробно разобрали всю теорию, вам, конечно, не составит труда самим написать предложения по готовым схемам. Это неплохая тренировка и хорошее задание для проверки того, насколько материал хорошо усвоен. Так что не пренебрегайте им.
- Предложение с обращением: [ │О?│… ]?
- Предложение с однородными членами: [и ○, и ○, и ○ – □ ].
- Предложение с причастным оборотом и вводным словом: [ Х, |ПЧ|, … |ВВ| … ].
- Предложение с прямой речью: «[П, – а: – П]».
- Сложное предложение с несколькими видами связи: [ … ], зато [ … ], (которое …): [ … ].
Напишите нам свои варианты в комментариях – заодно сможете проверить, хорошо ли вы все усвоили и разобрались ли со схемами. Сами убедитесь, что ничего архисложного тут нет!
Заключение
Вы проработали большую и объемную тему. Она включает в себя знания из разных разделов синтаксиса: виды предложений, виды сказуемых, знаки препинания при однородных членах предложения, прямой речи и т.п. Если вы внимательно изучили весь материал, то смогли не только вспомнить, как обозначать члены предложения на схеме, но и повторить очень важные и полезные правила.
А если вы еще и не поленились записать предложения по схемам, то можно с полной уверенностью сказать: контрольные и экзамены вы встретите во всеоружии.
Считаете, что эта статья пригодится кому-то еще из ваших одноклассников? Так жмите на кнопки внизу и «расшаривайте» ее в соцсетях. И пишите, пишите на комментарии – давайте общаться!
Молодец! Раз ты дочитал это до конца, вероятно, ты все отлично усвоил. Но если вдруг что-то еще непонятно – попробуй онлайн-занятие с репетитором (подробности тут + 🎁).
© blog.tutoronline.ru,
при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.
0
Как составить схему предложения с причастным оборотом?Каролина 9 лет назад
тэги: причастный оборот, русский язык, схема предложения категория: образование ответить комментировать
в избранное
бонус 1 ответ: старые выше новые выше по рейтингу 0 Rogneda 9 лет назад Причастный оборот– это обособленное определение. Поэтому, составляя схему предложения, подлежащее подчеркнем одной прямой чертой, сказуемое–двумя чертами,обстоятельство — точка-тире-точка, дополнение –пунктирной линией,а причастный оборот как один член предложения– волнистой линией. комментировать
в избранное
ссылка
отблагодарить Знаете ответ? |
Смотрите также: Как составить 4 сложных предложения о значении русского языка? Какие составить предложения со словосочетанием Русский Язык? С какого класса нужно учить работать со схемами предложений? Какой член предложения на уроках русского языка подчёркивается пунктиром? Примеры предложений с причастным оборотом со словом солнце? Приведите пример предложений с причастным оборотом из худож. произведения? Почему тех, кто знает настоящий Русский Язык очень трудно обмануть? Русский язык 5 кл. Как выполнить упражнение 615, учебник Ладыженская? Иностранные слова обогащают или засоряют русский язык? В каком предложении причастный оборот употреблён ошибочно? |
В этой статье речь пойдет о том, как правильно составить схему нужного предложения. Кому это необходимо? Всем без исключения. Если коротенькие посты или комментарии в социальных сетях и мессенджерах можно писать и без знания русского языка (чем многие и увлекаются), то уж при написании статей для собственных блогов необходимо руководствоваться этими правилами. Ведь пользователям, посещающим ваши сайты и блоги, намного приятнее и понятнее читать грамотную речь, которая привлекает внимание и задерживает на странице. И, конечно, корректное составление предложений очень важно для людей, занимающих руководящие общественные либо коммерческие посты – грамотность повышает доверие со стороны посетителей, партнеров и клиентов. А для того, чтобы предложения звучали правильно и красиво, их необходимо составлять по определенным схемам. Также данный материал поможет школьникам и студентам подготовиться к экзаменам либо выполнить задание на дом.
Содержание
- План действий по составлению схемы предложения
- Составляем план простого предложения
- Простое предложение с однородными членами
- С вводными словами или обращением
- С деепричастным либо причастным оборотами
- Как создать схему предложений с прямой речью
- Как составить схему сложного предложения
- Как создать схему сложного предложения с несколькими придаточными
План действий по составлению схемы предложения
Для того, чтобы правильно скомпоновать схему предложения, необходимо следовать определенному алгоритму действий:
- Тщательно рассмотреть написанное предложение;
- Определить, к какому типу оно относится по интонации и цели высказывания;
- Найти основу, главную мысль предложения, несущую важную информацию (подлежащее и сказуемое);
- По количеству основ определить, является предложение простым (с одной основой) или сложным (с двумя или несколькими основами);
- Перпендикулярными линиями отделить границы простых предложений (также можно выделить причастные/ деепричастные обороты и иные осложнения);
- Подчеркнуть члены предложения соответствующими черточками;
- Определить наличие и характер союзной связи между фрагментами сложного предложения (подчинительный или сочинительный) – в случае правильного определения вы поймете, с каким типом предложения имеете дело;
- В прямоугольные скобки заключить простые предложения, так как они являются равнозначными фрагментами сложносочиненных или бессоюзных сложных;
- В круглые скобки заключить придаточные предложения, входящие в структуру сложноподчиненных;
- Сложноподчиненное предложение тщательно изучить, и поставить от слова в главном фрагменте (над которым нарисовать крестик) вопрос к придаточному; начертить от этого слова к придаточному предложению стрелку и написать над ней вопрос.
Лучшие сервисы собраны в статье: Синтаксический разбор предложения онлайн.
Вся информация, собранная в процессе изучения, дает возможность правильно составить схему предложения. После исполнения всех вышеперечисленных действий наступает момент, когда можно начинать чертить саму схему. Выпишите из своего предложения по порядку все знаки, которые использовали для разграничения простых предложений, выделения оборотов (деепричастных и причастных), грамматических основ, вопросы и стрелки к придаточному предложению от главного, и другие осложнения. Соберите все эти данные в виде линейной графической схемы. Когда необходимо разобрать сложное предложение, имеющее несколько придаточных, то для корректного отображения подчинения необходима и вертикальная графическая схема (о ней будет рассказано ниже). Цифрами обозначаются степени придаточных – по ним можно определить их место в составе предложений, при этом главное никаких обозначений не имеет.
Если вы школьник или студент, то можете столкнуться с ситуацией, когда преподаватели требуют отметить вместе с главными членами предложения на схеме и второстепенные. Также возможен вариант, когда по предложенной схеме надо составить новое предложение. При внимательном подходе к делу данные действия вас не затруднят.
Составляем план простого предложения
Нам нужно скомпоновать схему простого предложения. Далеко ходить не будем, возьмем пример из начальных классов:
Это предложение двусоставное – в нем есть два главных члена. Еще бывают односоставные предложения, в которых главным членом является только один из двух. Если у предложения нет второстепенных членов, то оно нераспространенное (“Стихи рождались”), если же есть, то распространенное (как представлено выше). Также предложения имеют неполный либо полный вид (в зависимости от того, в какой комплектации присутствуют необходимые члены – в сокращенной или полной). Не допустите ошибок со сказуемыми при составлении графической схемы предложения:
- составные именные сказуемые – Даниил будет спортсменом;
- простые – Даниил плавал;
- составные глагольные – Даниил хотел плавать.
Простое предложение с однородными членами
Однородные члены на графической схеме отображаются при помощи кружков. В этих кружках отмечается их роль в синтаксисе предложения: определения, сказуемые и т. д.
С вводными словами или обращением
На вводные слова указывают буквы “ВВ”, отделяемые от остальных частей на схеме двумя вертикальными чертами и обязательно теми знаками препинания, которые окружают их в предложении.
К обращениям применяются те же правила, что и к вводным словам, только вместо букв “ВВ” используются “О”.
С деепричастным либо причастным оборотами
Для выделения оборотов, в состав которых входят деепричастия (ДО) или причастия (ПО), на схеме используются те же знаки препинания, что и для их разграничения в предложении.
Как создать схему предложений с прямой речью
На схеме прямая речь выделяется следующим образом:
- выделяются границы предложения;
- для обозначения авторских слов используется буква “А”, прямой речи – “П”;
- ставятся знаки препинания.
Как составить схему сложного предложения
Фрагменты сложного бессоюзного и сложносочиненного предложения находятся в равноправном положении, поэтому для их обозначения применяются прямоугольные скобки.
Прямоугольные скобки используются для обозначения и главной части в сложноподчиненном предложении, а круглые – для придаточной. Причем придаточное предложение может стоять в любом месте: сзади, в начале, и даже в середине главного.
Перед тем, как составить план предложения, исходный материал необходимо тщательно изучить, чтобы не возникло трудностей с различными видами связи. Бывает, что в таких предложениях заключена важная мысль, которую легко потерять при попытке упростить текст и переставить части местами.
Как создать схему сложного предложения с несколькими придаточными
Для того, чтобы правильно отобразить предложения, имеющего несколько придаточных, применяется вертикальная схема:
“Мы узнали, что надвигается ураган, который может разрушить все на берегу.” (последовательное подчинение):
[…],
↓что?
(что …)
↓какой?
(который …).
“Когда мы уже подъезжали к городу, Даниил прищурился, чтобы лучше рассмотреть окрестности.” (параллельное подчинение):
[…],
↓когда? ↓зачем?
(когда …), (чтобы …).
“Мы очень рады, что вы приехали, что вы сегодня с нами, что вам здесь нравится.” (однородное подчинение):
[…],
↓чему? ↓чему? ↓чему?
(что …), (что …), (что …).
Главное назначение этой статьи в том, чтобы помочь вам вспомнить школьные правила по русскому языку и напомнить основные моменты, соблюдая которые, можно легко построить схему любого предложения.
Как составить схему предложения
В этой статье речь пойдет о том, как правильно составить схему нужного предложения. Кому это необходимо? Всем без исключения. Если коротенькие посты или комментарии в социальных сетях и мессенджерах можно писать и без знания русского языка (чем многие и увлекаются), то уж при написании статей для собственных блогов необходимо руководствоваться этими правилами. Ведь пользователям, посещающим ваши сайты и блоги, намного приятнее и понятнее читать грамотную речь, которая привлекает внимание и задерживает на странице. И, конечно, корректное составление предложений очень важно для людей, занимающих руководящие общественные либо коммерческие посты – грамотность повышает доверие со стороны посетителей, партнеров и клиентов. А для того, чтобы предложения звучали правильно и красиво, их необходимо составлять по определенным схемам. Также данный материал поможет школьникам и студентам подготовиться к экзаменам либо выполнить задание на дом.
План действий по составлению схемы предложения
Для того, чтобы правильно скомпоновать схему предложения, необходимо следовать определенному алгоритму действий:
- Тщательно рассмотреть написанное предложение;
- Определить, к какому типу оно относится по интонации и цели высказывания;
- Найти основу, главную мысль предложения, несущую важную информацию (подлежащее и сказуемое);
- По количеству основ определить, является предложение простым (с одной основой) или сложным (с двумя или несколькими основами);
- Перпендикулярными линиями отделить границы простых предложений (также можно выделить причастные/ деепричастные обороты и иные осложнения);
- Подчеркнуть члены предложения соответствующими черточками;
- Определить наличие и характер союзной связи между фрагментами сложного предложения (подчинительный или сочинительный) – в случае правильного определения вы поймете, с каким типом предложения имеете дело;
- В прямоугольные скобки заключить простые предложения, так как они являются равнозначными фрагментами сложносочиненных или бессоюзных сложных;
- В круглые скобки заключить придаточные предложения, входящие в структуру сложноподчиненных;
- Сложноподчиненное предложение тщательно изучить, и поставить от слова в главном фрагменте (над которым нарисовать крестик) вопрос к придаточному; начертить от этого слова к придаточному предложению стрелку и написать над ней вопрос.
Вся информация, собранная в процессе изучения, дает возможность правильно составить схему предложения. После исполнения всех вышеперечисленных действий наступает момент, когда можно начинать чертить саму схему. Выпишите из своего предложения по порядку все знаки, которые использовали для разграничения простых предложений, выделения оборотов (деепричастных и причастных), грамматических основ, вопросы и стрелки к придаточному предложению от главного, и другие осложнения. Соберите все эти данные в виде линейной графической схемы. Когда необходимо разобрать сложное предложение, имеющее несколько придаточных, то для корректного отображения подчинения необходима и вертикальная графическая схема (о ней будет рассказано ниже). Цифрами обозначаются степени придаточных – по ним можно определить их место в составе предложений, при этом главное никаких обозначений не имеет.
Если вы школьник или студент, то можете столкнуться с ситуацией, когда преподаватели требуют отметить вместе с главными членами предложения на схеме и второстепенные. Также возможен вариант, когда по предложенной схеме надо составить новое предложение. При внимательном подходе к делу данные действия вас не затруднят.
Составляем план простого предложения
Нам нужно скомпоновать схему простого предложения. Далеко ходить не будем, возьмем пример из начальных классов:
Это предложение двусоставное – в нем есть два главных члена. Еще бывают односоставные предложения, в которых главным членом является только один из двух. Если у предложения нет второстепенных членов, то оно нераспространенное (“Стихи рождались”), если же есть, то распространенное (как представлено выше). Также предложения имеют неполный либо полный вид (в зависимости от того, в какой комплектации присутствуют необходимые члены – в сокращенной или полной). Не допустите ошибок со сказуемыми при составлении графической схемы предложения:
- составные именные сказуемые – Даниил будет спортсменом ;
- простые – Даниил плавал ;
- составные глагольные – Даниил хотел плавать .
Простое предложение с однородными членами
Однородные члены на графической схеме отображаются при помощи кружков. В этих кружках отмечается их роль в синтаксисе предложения: определения, сказуемые и т. д.
С вводными словами или обращением
На вводные слова указывают буквы “ВВ”, отделяемые от остальных частей на схеме двумя вертикальными чертами и обязательно теми знаками препинания, которые окружают их в предложении.
К обращениям применяются те же правила, что и к вводным словам, только вместо букв “ВВ” используются “О”.
С деепричастным либо причастным оборотами
Для выделения оборотов, в состав которых входят деепричастия (ДО) или причастия (ПО), на схеме используются те же знаки препинания, что и для их разграничения в предложении.
Как создать схему предложений с прямой речью
На схеме прямая речь выделяется следующим образом:
- выделяются границы предложения;
- для обозначения авторских слов используется буква “А”, прямой речи – “П”;
- ставятся знаки препинания.
Как составить схему сложного предложения
Фрагменты сложного бессоюзного и сложносочиненного предложения находятся в равноправном положении, поэтому для их обозначения применяются прямоугольные скобки.
Бессоюзное сложное предложение на графической схеме
Прямоугольные скобки используются для обозначения и главной части в сложноподчиненном предложении, а круглые – для придаточной. Причем придаточное предложение может стоять в любом месте: сзади, в начале, и даже в середине главного.
Перед тем, как составить план предложения, исходный материал необходимо тщательно изучить, чтобы не возникло трудностей с различными видами связи. Бывает, что в таких предложениях заключена важная мысль, которую легко потерять при попытке упростить текст и переставить части местами.
Как создать схему сложного предложения с несколькими придаточными
Для того, чтобы правильно отобразить предложения, имеющего несколько придаточных, применяется вертикальная схема:
“Мы узнали, что надвигается ураган, который может разрушить все на берегу.” (последовательное подчинение):
“Когда мы уже подъезжали к городу, Даниил прищурился, чтобы лучше рассмотреть окрестности.” (параллельное подчинение):
“Мы очень рады, что вы приехали, что вы сегодня с нами, что вам здесь нравится.” (однородное подчинение):
Главное назначение этой статьи в том, чтобы помочь вам вспомнить школьные правила по русскому языку и напомнить основные моменты, соблюдая которые, можно легко построить схему любого предложения.
Как составить схему предложения: основные виды с примерами
Раз вы тут оказались, наверняка вы школьник, которому надо составить схему предложения. Это стандартное домашнее задание. Схема обычно делается в рамках синтаксического разбора предложения, но бывает и отдельно.
Предлагаю пройти тест — ответить на пять вопросов по схеме предложения.
[quiz-cat >Ну как, что получили? А теперь объяснения.
Алгоритм составления схемы предложения
- Внимательно прочитайте предложение.
- Найдите подлежащее и сказуемое – грамматическую основу предложения. Грамматических основ может быть и несколько, в этом случае предложение сложное. Подчеркните подлежащее одной чертой и сказуемое двумя чертами.
- Определите, простое или сложное предложение.
- Обозначьте границы предложений вертикальными черточками. Отметьте границы простых предложений.
- Для сложных предложений определите союзную связь: сложносочиненное или сложноподчиненное предложение. Сочинительный или подчинительный союз.
- Выделите деепричастный и причастный оборот, если есть.
- Найдите второстепенные члены предложения. Подчеркните их так:
- определение – волнистая линия
- дополнение – пунктир;
- обстоятельство – точка, тире, точка, тире;
- деепричастный оборот – точка, тире, точка, тире, выделяется с двух сторон вертикальными чёрточками;
- причастный оборот – волнистая линия, выделяется с двух сторон вертикальными чертами.
Графические обозначения
Главное предложение обозначается квадратными скобками, а придаточное — круглыми.
Графические обозначения в схеме
Схема простого предложения
А теперь вернемся к простым предложениям. Начнем с самого простого:
Вот безличное односоставное предложение, где главный член — сказуемое:
Вот определенно-личное предложение, в котором главный член — сказуемое.
Но все эти детали (безличное, неопределенно-личное) в школе запоминать не надо, главное указать подлежащее со сказуемым. Что такое односоставные предложения вообще-то проходят в каком-то классе, но безличные они или неопределенно-личные, по-моему, уже не проходят.
Бывают еще простые и сложные сказуемые. Простое:
Далее сложное глагольное. Здесь глагол один — «собиралась идти». Не дайте ввести себя в заблуждение двумя словами, из которых он состоит:
И сложное именное:
Схемы с обращениями и вводными словами
В схеме обращения обозначаются O и обособляются вертикальными черточками. Обращения не являются членами предложения, потому и обособляются черточками. Они могут быть расположены в любом месте предложения. В схему обычно переносятся стоящие при них знаки препинания.
Схемы с причастными и деепричастными оборотами
Крестиком тут обозначено главное слово «туман». Туман какой? Постепенно сгущавшийся. От него задается вопрос, потому это главное слово.
Схемы с прямой речью
Схема сложного предложения
В сложносочиненном предложении обе части равноправны, ни одна не подчинена другой.
Вот сложносочиненное предложение с союзом «а»:
А вот сложносочиненное предложение с союзом «и»:
В сложноподчиненном предложении есть главное и придаточное, поэтому иногда схемы составляют вертикально, если уровней зависимости несколько. Главное — в квадратных скобках, зависимое — в круглых:
Если еще уточнить, какое именно испытание ее ждет, получится три уровня:
Тут обе пары круглых скобок выглядят одинаково, тогда как на деле «какое испытание» — это второй уровень вложенности. Сначала «что ждет» — «испытание». Потом «какое» — «которое определит»:
Настя прищурилась когда? Когда Петя подошел.
Настя прищурилась зачем? Чтобы лучше рассмотреть его.
Оба придаточных относятся к «Настя прищурилась» — уточняют зачем и когда она это сделала. А не одно придаточное уточняет другое придаточное. Оба равноправны, так как каждое уточняет главное:
Синтаксический разбор предложений
О чем эта статья:
7 класс, 8 класс, 9 класс, ЕГЭ/ОГЭ
Как сделать синтаксический разбор простого предложения
Синтаксический разбор предложения — это характеристика предложения по структуре, типу, членам предложения и частям речи. Другими словами, мы разбираем предложение на кирпичики, из которых оно состоит.
Простое предложение — это такое предложение, в котором есть только одна грамматическая основа. Грамматическая основа предложения может состоять из двух главных членов: подлежащего и сказуемого.
Порядок синтаксического разбора простого предложения:
Определить, какое предложение по цели высказывания:
повествовательное — сообщение, факт (Я сплю.)
побудительное — глагол в повелительном наклонении выражает просьбу или приказ (Спи!)
вопросительное — в конце предложения есть вопросительный знак (Ты спишь?)
Найти основу предложения. Убедиться, что предложение простое.
Определить, односоставное или двусоставное предложение.
Односоставное — предложение с одним главным членом: подлежащее или сказуемое. (Мальчик послушный.)
Двусоставное — предложение содержит два главных члена: подлежащее и сказуемое. (Мальчик сделал домашнюю работу.)
Определить, распространённое предложение или нераспространённое.
Нераспространённое предложение содержит лишь грамматическую основу. (Он пришёл.)
Распространённое предложение состоит из главных и второстепенных членов. (Он пришёл в уютное кафе.)
Отметить, если предложение чем–либо осложнено: однородные члены или обособленные члены предложения.
Осложнённое — когда есть обращения, вводные слова и вводные конструкции, прямая речь, дополнения, причастные или деепричастные обороты, однородные члены. (Катя, иди делать уроки.)
Неосложненное — предложение, которое не содержит осложненные члены. (Иди делать уроки.)
Определить, полное предложение или неполное.
Полное — когда все члены, которые нужны для полноты строения и значения предложения, на месте. (Я буду есть.)
Неполное — где есть пропущенные члены, которые необходимые для полноты строения. (Я — есть.)
Сделать разбор предложения по членам и указать, какими частями речи они являются.
Важно соблюдать порядок разбора. Сначала определить сказуемое и подлежащее, затем второстепенные члены, которые входят в состав сначала — подлежащего, затем — сказуемого.
Подчеркнуть все члены предложения.
Объяснить, почему так или иначе расставлены знаки препинания в предложении.
Указать, чем выражено сказуемое:
простое — какой формой глагола;
составное глагольное — из чего оно состоит;
составное именное — какая употреблена связка, чем выражается именная часть.
Если в предложении есть однородные члены
Если перед нами простое предложение, то при его разборе нужно отметить, что это за однородные члены предложения и каким образом связаны друг с другом. Либо через интонацию, либо интонацию с союзами.
Если в предложении есть обособленные члены
Если перед нами простое предложение, то при его разборе нужно отметить, чем будет являться оборот. Далее разбираем слова, которые входят в этот оборот по членам предложения.
Если в предложении есть прямая речь
Сначала отметим, что в данном предложении есть прямая речь. Укажем прямую речь и текст автора. Разбираем, объясняем, почему так, а не иначе расставлены знаки препинания в предложении. А далее можно начертить схему предложения.
Повторим, как охарактеризовать предложение:
по цели высказывания (повествовательное, вопросительное или побудительное);
по интонации (восклицательное или невосклицательное);
по количеству грамматических основ (простое);
по наличию главных членов (односоставное или двусоставное, если односоставное, указать его тип);
по наличию второстепенных членов (распространенное или нераспространенное);
по наличию необходимых членов (полное или неполное, если неполное, указать, какой член предложения пропущен);
по наличию осложняющих членов (осложнено или не осложнено, если осложнено, указать, чем).
Примеры синтаксического разбора простого предложения
Выполним подробный синтаксический разбор предложений, чтобы закрепить то, что мы узнали.
Пример 1
Остановись — простое глагольное сказуемое, выражено глаголом в повелительном наклонении.
Остановись (как?) немедленно — обстоятельство образа действия.
Предложение простое, по цели высказывания — побудительное, по интонации — восклицательное.
В предложении нет подлежащего. Сказуемое «остановись» выражено глаголом 2 лица единственного числа. Можем по смыслу подставить местоимение «ты».
Предложение односоставное определенно-личное, распространенное, полное, осложнено обращением «Виктория».
Пример 2
Дорога — подлежащее, выраженное существительным.
Дорога (что сделала?) вывела и исчезла — однородные простые глагольные сказуемые.
Дорога (какая?) заросшая высокой травой — обособленное определение, выраженное причастным оборотом.
Вывела (кого?) нас — дополнение, выраженное местоимением.
Вывела (куда?) к дому — обстоятельство места, выраженное существительным с предлогом.
Дому (какому?) полуразрушенному — определение, выраженное причастием.
Исчезла (где?) в зарослях — обстоятельство места, выраженное существительным с предлогом.
Зарослях (каких?) густых — определение, выраженное прилагательным.
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, полное, осложнено однородными сказуемыми и обособленным определением, выраженным причастным оборотом.
На уроках русского языка в 7, 8, 9 классе встречаются задания по синтаксическому работу предложений. Будьте внимательными при чтении заданий — иногда в учебниках не просят подробный разбор, и можно сделать вот так:
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное. Грамматическая основа: ученики и ученицы учатся. Распространённое, осложнено однородными подлежащими.
источники:
http://itlang.ru/kak-sostavit-shemu-predlozheniya-osnovnye-vidy-s-primerami/
http://skysmart.ru/articles/russian/sintaksicheskij-razbor-predlozhenij