Как составить схему прямой речи в русском языке 5 класс

Прямая речь — это точная передача чужой речи с сохранением особенностей лексического состава и синтаксического построения.

Рассмотрим, что такое прямая речь, способы её оформления с помощью знаков препинания. Приведем примеры и схемы предложений с прямой речью.

Что такое прямая речь?

В произведениях художественной литературы ведется повествование от лица автора. В авторском тексте часто используется прямая речь — дословное высказывание или сообщение того лица, кто что-то говорит или думает. Прямая речь буквально передает высказывание или мысли персонажа произведения.

«Да не переживай ты так!» — сказала сестра и ободряюще улыбнулась мне.

«Что мне ответить ему?» — подумала Катя.

Как дословная передача высказывания, прямая речь сохраняет все его особенности.

Прямая речь

Предложения с прямой речью состоят из двух частей:

  • слова автора;
  • речь действующего лица.

Речь автора сопровождает высказывание говорящего лица. В авторских словах употребляются слова и словосочетания, обозначающие процессы речи или мысли:


Примеры

сказать, говорить, спросить, поинтересоваться, ответить, промолчать, шептать, кричать, приказать, решить, просить, думать, подумать, вспомнить и пр.


Нередко слова персонажа предваряют глаголы, обозначающие действия или чувства, сопровождающие процесс разговора:


Примеры

удивиться, насторожиться, обрадоваться, засмеяться, вздохнуть, обидеться, огорчиться, ужаснуться и пр.


В предложении авторские слова и прямая речь объединяются интонацией и смыслом.

В русском языке существует множество вариантов оформления предложений с прямой речью в зависимости от местоположения речи говорящего лица по отношению к словам автора.

Прямая речь может находиться

  • перед словами автора;
  • после авторских слов;
  • внутри авторской речи;
  • слова автора внутри прямой речи.

Рассмотрим основные способы пунктуационного оформления предложений с прямой речью. Составим схемы предложений, используя условные обозначения:

  • А (а) — слова автора;
  • П (п) — прямая речь.

Прямая речь перед словами автора

Постановка знаков препинания в предложении с прямой речью зависит от её места по отношению к словам автора.

Если прямая речь начинает предложение, то она заключается в кавычки, а первое её слово пишется с прописной буквы. После кавычек ставится запятая, если это повествовательное предложение. Вопросительный, восклицательный знак или многоточие употребляются перед кавычками. Затем ставим тире, а последующие слова автора пишем со строчной (маленькой буквы). В конце предложения ставим завершающий знак — точку.

Схемы оформления предложений с прямой речью перед словами автора

«Я уже прочитала эту повесть Пушкина», — сказала Аня.

«Сколько можно звать тебя!» — громко воскликнула сестра.

«Неужели уже пошёл дождь?» — огорчилась Настя.

«Как здесь тихо и темно…» — подумал Андрей.

Прямая речь после слов автора

Если слова автора вводят прямую речь, то после них ставятся двоеточие, а прямая речь оформляется кавычками. Первое слово прямой речи начинается с прописной буквы. После завершения прямой речи ставится соответствующий знак конца предложения. Учтем, что вопросительный, восклицательный знак и многоточие следует поставить перед кавычками, а точка — после них.

Схемы предложений с прямой речью после слов автора

Саша сказал своему другу Алёшке: «Я отремонтировал велосипед и накачал шины, можем поехать на реку».

Мама взглянула в окно и вздохнула: «Когда же закончится этот нудный дождь?»

Через минуту из дома на крыльцо выскочил босоногий Петька и закричал: «Айда на речку!»

Валя с грустью подумала: «Никто не звонит…»

Слова автора внутри прямой речи

Прямая речь делится на две части, если авторские слова находятся в её середине.

Если прямая речь представляет собой одно предложение, которое разрывается словами автора, то после первой её части ставится запятая и тире, а слова автора пишутся с маленькой буквы. После них снова ставится запятая и тире. Прямая речь продолжается со строчной буквы. В конце предложения ставится соответствующий цели или интонации предложения пунктуационный знак.

«В нашем весеннем саду, — говорит Лена, — лепестки цветов яблони как розовое облако».

Если прямая речь состоит из нескольких предложений, а слова автора располагаются между ними, то знаки препинания после первой части прямой речи те же. После слов автора ставится точка и тире. Следующее предложение прямой речи начинается с прописной буквы. В конце ставится соответствующий знак препинания.

«Сегодня чудесный день, — сказала Ирина маме.- Я, пожалуй, позвоню подруге и схожу с ней в зоопарк».

«На улице морозный ветер, — сообщила Настя.- У меня щеки так и горят огнём!»

«Стучатся в дверь! — испугался мальчик. — Кто там?»

«Постоим немного тут…- прошептала она.- А сейчас звони в дверь».

В словах автора могут быть два глагола со значением речи или мысли. Первый глагол относится к первой части прямой речи, а второй вводит второе предложение. Тогда после слов автора следует поставить двоеточие и тире. А вторая часть прямой речи пишется с прописной буквы, как представлено на схеме.

«Я сегодня что-то притомился, — сказал отец и добавил: — Сейчас отдохну немного и тогда помогу тебе».

Прямая речь внутри слов автора

Слова автора могут «обрамлять» прямую речь. Знаки препинания расставляются так, как представлено на схемах.

Его слова: «Тихо вокруг» — прозвучали неожиданно громко.

На зов внучки:» Пойдёмте играть в шашки!» — бабушка только укоризненно посмотрела на неё, не переставая помешивать кипящее вишневое варенье в широкой кастрюле.

Мой вопрос: «Как вы себя чувствуете?» — смутил Надюшу.

Его просьба, высказанная с некоторым смущением в голосе: «Обожди немного…» — прозвучала некстати.

Особо обратим внимание на случай, когда после прямой речи ставится только запятая без тире.

При расставании друг сказал мне напоследок: «Может, мы никогда больше не увидимся с тобой», грустно вздохнул и обнял меня.

Прямую речь можно убрать, и тогда выяснится, что в предложении необходима запятая, оформляющая перечисление однородных сказуемых:

При расставании друг сказал мне напоследок, грустно вздохнул и обнял меня.

Видео «Прямая речь»

Тест

Схемы предложений с прямой речью


Схемы предложений с прямой речью

4.5

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 99.

Обновлено 5 Марта, 2022

4.5

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 99.

Обновлено 5 Марта, 2022

Для передачи чужой речи в русском языке на письме используется особая синтаксическая конструкция — предложение с прямой речью. В 5 классе ученики знакомятся с правилами оформления такого рода предложений, учатся составлять их схемы и придумывать конструкции, соответствующие схемам. Далее изучаются более сложные случаи (прерывание прямой речи словами автора и пр.). Работа со схемами, задание составить предложение по схеме развивает речь и способствует запоминанию правил пунктуации.

Схема предложения с прямой речью

Схема предложения, содержащего чужую речь, очень отличается от уже знакомых ученикам 5 и 6 класса схем простых и сложных предложений. В них не отображается ни основа предложения, ни второстепенные члены. Отмечаются только его основные части: слова автора и прямая речь. Слова автора обозначаются буквой А. Прямая речь — буквой П.

Речь персонажа может состоять из нескольких предложений, но правила оформления схемы предполагают обозначение всего высказывания только одной буквой П, не несколькими. После буквы П стоит знак, которым прямая речь заканчивается, даже если она состояла из нескольких предложений, оканчивавшихся разными знаками препинания.

Пример: «Я не видел его два дня. Думаешь, он пропал?

» — встревожился брат. Схема выглядит так:

«П?» — а.

Как составлять схемы предложений с прямой речью

Слова автора обозначаются большой буквой А, если с них начинается предложение. После неё следует большая буква П, обозначающая прямую речь. Она берётся в кавычки. На схеме отображаются знаки препинания между словами автора и прямой речью (в данном случае двоеточие) и знак, завершающий прямую речь.

Посмотрим на примеры со схемами этих простых случаев.

Света вскрикнула: «Смотрите, змея!» А: «П!»
Ему пришла в голову странная мысль: «А если я попал в иную реальность?» А: «П?»
Кто-то прошептал: «Так тихо становится перед рассветом…» А: «П…»

Точка и запятая после прямой речи ставятся за кавычками, в то время как восклицательный и вопросительный знаки, многоточие стоят внутри их.

Если в предложении прямая речь идёт перед словами автора, между ними ставится тире. После прямой речи стоит запятая, если предложение повествовательное, невосклицательное, в других случаях − вопросительный или восклицательный знаки. Слова автора обозначаются маленькой буквой а.

Схема предложения с прямой речью перед словами автора.

«Бежим!» − закричал Павел. «П!» − а.
«Вы за это ответите», − прошипел Аверин. «П», − а.

Примеры со схемами предложений, где прямая речь прерывается словами автора.

«Давайте ужинать, − сказала мать, − поздно уже». «П, — а, — п».
«Здравствуйте, дети! — радостно воскликнула Катя. — Как я рада вас видеть!» «П! — а — П!»

Обратите внимание, что второй отрезок прямой речи обозначается строчной буквой «п», если он является продолжением предложения, и прописной буквой «П», если это отдельное предложение.

Примеры со схемами предложений, где слова автора прерываются прямой речью.

Дед всегда говорил: «Лучше начать делать и не сделать, чем даже не попытаться», − и был прав. А: «П», − а.
Незнакомец вдруг крикнул: «Отставьте меня! Я ни в чём не виноват!» − и выбежал вон. А: «П!» − а.

Заключение

Что мы узнали?

Построить схему предложения с прямой речью совсем несложно. Её части обозначаются буквами А (слова автора) и П (прямая речь). При этом воспроизводятся все знаки препинания, входящие в предложение.

Тест по теме

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда – пройдите тест.

    Пока никого нет. Будьте первым!

Оценка статьи

4.5

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 99.


А какая ваша оценка?

ЗАДАНИЕ 5 ВПР ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 5 КЛАССА. КАК НАЙТИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ С ПРЯМОЙ РЕЧЬЮ?

В задании № 5 ВПР по русскому языку 5 класса учащимся необходимо найти предложение с прямой речью, выписать его, расставить в нем знаки препинания и составить схему. Казалось бы, какие сложности могут возникнуть у пятиклассника? Подумаешь, прямая речь какая-то. К сожалению, на практике всё оказывается гораздо сложнее. В чем же проблема?

Дело в том, что 5 задание требует от школьника умения разграничивать предложение с прямой речью и косвенной, с обращением, понимания того, что такое прямая речь, из каких частей она должна состоять.

Итак, при поиске предложения с прямой речью учащийся должен ответить на следующие вопросы:

Также особой приметой прямой речи можно считать глаголы говорения и мысли, которые можно обнаружить в той ее части, где находятся слова автора

ЗАДАНИЕ 5 ВПР ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 5 КЛАССА. КАК НАЙТИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ С ПРЯМОЙ РЕЧЬЮ?

В рамках знакомства с пунктуацией в предложении с прямой речью рекомендую использовать следующее задание:

ЗАДАНИЕ 5 ВПР ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 5 КЛАССА. КАК НАЙТИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ С ПРЯМОЙ РЕЧЬЮ?

Чем же тогда отличается предложение с прямой речью от предложения с косвенной?

Прямая речь – дословная передача высказывания, принадлежащего какому-либо лицу.

МАША ПРОИЗНЕСЛА: «СЕГОДНЯ Я ПОЙДУ В ТЕАТР.»

Косвенная речь – передача высказывания от третьего лица в виде сложного предложения с союзами ЧТО, КОГДА, ЧТОБЫ, ЛИ.

МАША СКАЗАЛА, ЧТО ОНА ПОЙДЕТ В ТЕАТР.

Также в рамках 5 задания можно встретить предложения со следующими вводными словами: по мнению, по слухам, по словам и т.п. В них мы можем обнаружить не прямую речь, а лишь указание на источник сообщения (кто это сказал).

ЗАДАНИЕ 5 ВПР ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 5 КЛАССА. КАК НАЙТИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ С ПРЯМОЙ РЕЧЬЮ?

Итак, давайте рассуждать логически и заодно учиться выполнять задание 5 ВПР по русскому языку правильно.

Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.

1) Коля сказал что встанет до зари.

Первое предложение Коля сказал, что встанет до зари – сложное с союзом ЧТО (это предложение с косвенной речью). Этот вариант ответа нам не подходит.

2) Коля вставай скорее а то весь клёв проспишь.

Второе предложение Коля, вставай скорее, а то весь клёв проспишь – содержит обращение (Коля). В нем отсутствуют слова автора (помните про глаголы говорения?), поэтому этот вариант ответа нам не подходит.

ЗАДАНИЕ 5 ВПР ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 5 КЛАССА. КАК НАЙТИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ С ПРЯМОЙ РЕЧЬЮ?

3) По словам отца в этом озере много рыбы.

Третье предложение По словам отца, в этом озере много рыбы – содержит вводное слово (по словам отца), которое указывает на источник сообщения, поэтому этот вариант ответа нам не подходит.

4) На заре хорошо карась клюёт напомнил отец.

Четвертое предложение «На заре хорошо карась клюёт»,- напомнил отец – состоит из двух частей

1 часть – прямая речь (на заре хорошо карась клюет)

2 часть – слова автора (глагол говорения – напомнил)

Этот вариант ответа нам подходит. Осталось расставить знаки препинания правильно и начертить схему «П», – а.

Дорогие подписчики, если Вам интересны мои статьи, то жду ваших отзывов, пожеланий, комментариев, лайков.

ЗАДАНИЕ 5 ВПР ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 5 КЛАССА. КАК НАЙТИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ С ПРЯМОЙ РЕЧЬЮ?

Как правильно оформить прямую речь

Рассказываем, как правильно расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью, и приводим примеры для каждого случая.

Любой художественный текст немыслим без прямой речи. Персонажи общаются, задаются риторическими вопросами, что-то восклицают и стремятся поделиться с миром мыслями. Даже в нехудожественном произведении нам может повстречаться необходимость правильно передать прямую речь, например, пересказав разговор с важными для понимания темы спикерами или процитировав эксперта. Как писать диалоги мы уже рассказывали, а в этой статье мы рассмотрим, как правильно расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью.

Прямая речь после слов автора

Если прямая речь располагается после слов автора, то выделяется кавычками, а первое слово пишется с заглавной буквы. Авторский текст обосабливается двоеточием. Точка всегда располагается за кавычками, все остальные знаки препинания — перед. Схемы оформления выглядят следующим образом:

А: «П».
А: «П?»
А: «П!»

Рассмотрим примеры.

Доктор озабоченно повернулся ко мне: «Джим, мальчик мой, что случилось?»

Я показал достопочтенным джентльменам карту и пояснил: «Доктор, сквайр, на „Адмирал Бенбоу“ напали пираты, они искали вот эту карту».

Трелони вскочил, едва не опрокинув кресло, и горячо воскликнул: «Мерзавцы ещё поплатятся за свои злодеяния!»

Прямая речь перед словами автора

Если прямая речь начинает предложение, то она отделяется от авторского текста тире. Слова автора пишутся со строчной буквы. Прямая речь выделяется кавычками и предусматривает три знака препинания в конце реплики: вопросительный и восклицательный знак и запятую. Запятая располагается после закрывающих кавычек, все остальные — перед.

Рассмотрим схемы оформления прямой речи:

«П», — а.
«П?» — а.
«П!» — а.

Рассмотрим варианты оформления прямой речи в тексте.

«Джим, мальчик мой, передай мне карабин», попросил доктор Ливси.
«А где Джим?» спохватился Трелони.
«Пираты, сэр!» — воскликнул Джойс.

Прямая речь внутри слов автора

В случае, если реплика оказывается внутри авторского текста, по правилам оформления прямой речи фраза выделяется кавычками и начинается с заглавной буквы. После первого отрывка авторского текста ставится двоеточие, второй отделяется запятой или тире. Тире ставится в том случае, если попавшая в прямую речь реплика заканчивается восклицанием или вопросом.

А: «П», а.
А: «П!» — а.
А: «П?» — а.

Посмотрим на варианты оформления прямой речи в тексте.

Доктор пожал плечами, произнёс: «Ох уж этот сквайр», и скрылся в дверях своей каюты.

Билли Бонс задумчиво поглядел вслед слепому, затем повернулся ко мне, грубо крикнул: «Мальчишка, принеси мне рому!» —

и

решительно выскочил из комнаты.

Слова автора внутри прямой речи

Если авторская речь оказывается внутри прямой, то слова автора отделяются от прямой речи знаками тире. Если вся прямая речь представляет собой одно предложение, то в конце первой части реплики ставится запятая, а вторая начинается со строчной буквы.

«Знаешь, Джим, — задумчиво произнёс Ливси, — мне никак не даёт покоя одна мысль».

Авторский текст может оказаться внутри реплики, в таком случае слова автора отделяются от прямой речи знаком тире. Реплика может состоять как из одного предложения, так и из нескольких. В первом случае в месте разрыва ставится запятая, а второй отрывок начинается со строчной буквы. Во втором в месте разрыва по-прежнему держится запятая, а вот после авторского текста уже должна ставиться точка, а второй отрывок стартует с прописной.

«Джентльмены, отличные новости, — улыбаясь во все 32 зуба, сообщил доктор Ливси. — Сюда направляются пираты!»

«Просыпайтесь, все! — истошным голосом закричал Трелони. — Пираты идут!»
«А где Джим? — сонным голосом поинтересовался Ливси. — Он так пропустит всё веселье».

Вторая часть может состоять и из нескольких предложений. Закрывающие кавычки должны стоять в конце последнего из них.

«Я арендовал шхуну, нашёл нам отличного повара и нанял остальную команду, — с довольным видом сообщил Трелони. — Джентльмены, вы просто не представляете! Все, буквально все, узнав, что мы отправляемся за сокровищами, пытаются нам помочь!»

Прямая речь, разделённая словами автора, использует следующие схемы оформления.

«П, — а, — п».
«П! — а. — П».
«П? — а. — П».

Знаки препинания при диалоге

Предыдущие примеры нужны, когда вам нужно передать одно-единственное высказывание персонажей. Если вам нужно описать беседу двух или более лиц, следует использовать диалог.

В диалоге все реплики начинаются с новой строчки, предваряются знаком тире и не требуют кавычек.

— Итак, Джим, — произнёс доктор Ливси, откидываясь в кресле, — чем мы обязаны столь неожиданному визиту?

— Джентльмены, — собравшись с силами, произнёс я, — я хочу обратиться к вам за помощью. На «Адмирал Бенбоу» напали пираты.

— Пираты! — вскричал Трелони, вскакивая с кресла. — Здесь? В Англии?

— Да, — подтвердил я. — Полагаю, их интересует это. — Я положил на стол карту, позаимствованную из сундука Билли Бонса. — Полагаю, эта карта укажет путь к сокровищам, спрятанным самим капитаном Флинтом.

Если реплику предваряет авторская речь, она отделяется двоеточием, а сама фраза пишется с новой строки.

Доктор Ливси опёрся кулаками об стол, обвёл нас пристальным взглядом и произнёс:

— Господа, полагаю, наш ход действий очевиден. Мы должны сами добраться до острова и найти эти сокровища, чтобы они не попали в руки к пиратам!

Если реплика предваряет авторскую речь, то она отделяется тире и одним из трёх знаков препинания.

— Мне нужно предупредить матушку, — неуверенно сообщил я.

— Полагаю, с этим проблем не будет, я беру тебя под свою ответственность, — заверил меня доктор и повернулся к Трелони. — А что скажете вы, сквайр? — поинтересовался он.

— В Бристоль, друзья! — вскричал Трелони.

Если авторская речь разрывает реплику, то отделяется запятой и тире.

— Одни боялись Пью, другие Билли Бонса, а меня, — Сильвер обвёл свирепым взглядом присутствующих, — меня боялся сам Флинт.

Если реплика разделяет слова автора, то её следует начать с новой строки. Первый авторский отрывок замыкает двоеточие, а от второго реплику отделяют запятая или два других знака препинания.

Открылась дверь, вошёл высокий, статный джентльмен.
Мужчина поставил саквояж на столик и дружелюбно взглянул на лежащего в постели пирата.
— Здравствуйте, здравствуйте, я — доктор Ливси. — доктор внимательно оглядел Бонса и сморщил нос.

При диалоге авторский текст не обязателен.

— Атос!
 — Портос!
 — И Арамис!
 — А где гасконец?
 — Вот он я!

Абзацы при прямой речи

С нового абзаца следует начинать:

  • Вводящие в текст прямую речь предложения за исключением тех, что начинаются с союзов И или НО.

  • Не связанный с прямой речью по смыслу авторский текст сразу после неё, за исключением предложений, начинающихся с союзов И или НО.

  • Обозначающий действие авторский текст, оказавшийся между двумя репликами одного и того же оратора.

  • Выражающую невысказанные мысли автора прямую речь, если слова автора попадают в конец или середину мысли.

Прямая речь и цитаты

В зависимости от объёма используемого фрагмента, цитаты оформляются по правилам прямой или косвенной речи. Первое применимо к полным самостоятельным предложениям, во втором случае следует руководствоваться правилами косвенной речи и огородить цитируемый текст кавычками. Заглавная буква в первом слове фрагмента не нужна, равно как и двоеточие после авторского текста.

Если вы решили опустить часть цитаты, то на месте пропущенного куска нужно поставить многоточие. Если лакуна выпала на начало цитаты, а сам цитируемый фрагмент, в свою очередь, начинает предложение, первое слово пишется с заглавной буквы. В противном случае оно начинается со строчной.

Стихи и эпиграфы выделять кавычками не нужно.

Другие правила использования прямой речи

Прямая речь не выделяется кавычками, если:

  • Не ясно, кто её произносит.
    Про Джона Сильвера говорили, что его боится сам Флинт.

  • Её нельзя отличить от косвенной.
    И тут Джим задумался: зачем он вообще полез в эту бочку?

  • Посреди прямой речи встречается слово «говорит», проясняющее личность оратора.
    Выйду, говорит, и всех пиратов уложу одной левой.

  • Мы пишем новостную заметку и вставляем в середину прямой речи ссылку на её авторство.
    На острове Черепа, передаёт наш специальный корреспондент с борта шхуны «Испаньола», состоялись стычки между представителями короны и зловредными пиратами.

  • Автор приводит цитируемый фрагмент не дословно.
    Размеры сокровищ Флинта, отметил Трелони, никому конкретно не известны.

Была ли данная статья полезна для Вас?

Русский язык

5 класс

Урок № 33

Прямая речь. Диалог

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

  1. Прямая речь.
  2. Знаки препинания при прямой речи.
  3. Диалог. Оформление диалога на письме.

Тезаурус

Прямая речь – это высказывание какого-либо лица, передаваемое дословно.

Косвенная речь – воспроизведение чужого высказывания, которое каким-то образом изменено.

Диалог – это разговор двух или более лиц.

Список литературы

Обязательная литература:

1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 5 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение,2016. – с. 113,116

Дополнительная литература:

1. Львова С. И., Русский язык. 5 класс. В 2-х частях. Ч. 1 // Львова С. И., Львов В. В. – М.: МНЕМОЗИНА, 2012. – с.143

2. Панов М. В., Русский язык. 5 класс. // Панов М. В., Кузьмина С. М., Ильинская И. С., Ильина Н. Е., Рочко Т. А. – М.: Русское слово, 2008 – с. 347

3. Розенталь Д. Э. Русский язык на отлично. Правила и упражнения. – М.: Оникс, Мир и Образование, 2009 – с. 281-283

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Когда мы хотим передать слова собеседника или свои собственные, но сказанные ранее, то мы используем предложения с прямой речью.

Прямая речь – это дословная, точная передача чужого высказывания. Предложения с прямой речью состоят из двух частей: слов автора и собственно прямой речи. Рассмотрим предложение из повести А. Гайдара «Тимур и его команда».

Слов автора и прямая речь связываются без союзов, по смыслу и при помощи интонации. Слова автора указывают, кому принадлежит высказывание, при каких условиях оно было произнесено, как произнесено.

Слова автора могут стоять перед прямой речью, после неё или в середине прямой речи. Найдём все варианты в повести Аркадия Гайдара «Тимур и его команда».

В словах автора часто употребляются слова и словосочетания, которые обозначают процессы речи или мысли: говорить, сказать, спросить, ответить, прошептать, крикнуть, спросить, вспомнить и т.д.

На письме прямая речь выделяется кавычками.

В схемах прямая речь обозначается буквой П, п, слова автора – А, а. В некоторых учебниках прямая речь обозначается заштрихованным прямоугольником, а слова автора – прямоугольником без штрихов.

Схемы расстановки знаков препинания в предложениях с прямой речью выглядят следующим образом.

В первом столбике представлены схемы предложений, в которых слова автора расположены перед прямой речью. Обратите внимание, что точка ставится после кавычек, а восклицательный, вопросительный знаки и многоточие – внутри кавычек.

Во втором столбике представлены схемы предложений, в которых слова автора стоят после прямой речи. Обратите внимание, что во всех схемах слова автора пишутся с маленькой буквы.

В третьем столбике представлены схемы предложений, в которых слова автора разрывают прямую речь. Более подробно с этими правилами вы будете знакомиться позже.

Прямая речь, представляющая собой разговор двух или более лиц, называется диалогом. Слова каждого лица, участвующего в разговоре, называются репликами. Слова автора могут сопровождать реплику, а могут и отсутствовать.

Все реплики диалога даются с нового абзаца, и перед каждой репликой ставится тире. Если реплика сопровождается словами автора, то ставятся те же знаки препинания, что при прямой речи, но без кавычек.

Прочитайте фрагмент повести Аркадия Гайдара «Тимур и его команда» и обратите внимание на оформление диалога. В первой реплике приведён пример с использованием слов автора в диалоге.

На покрытой мешками соломе вокруг Тимура расположились ребята.

– В доме номер двадцать два девчонка плачет, – как бы нехотя сообщил Гейка.

– Чего же она плачет?

– Спрашивал – не говорит.

– А ты спросил бы получше… Может быть, кто-нибудь её поколотил… обидел?

– Спрашивал – не говорит.

– А велика ли девчонка?

– Четыре года.

– Вот ещё беда! Кабы человек… а то – четыре года! Постой, а чей это дом?

– Дом лейтенанта Павлова. Того, что недавно убили на границе.

Теоретический материал для углубленного изучения

Косвенная речь.

Для передачи чужой речи от лица автора, но не того, кто её произнёс, часто используют предложения с косвенной речью. В косвенной речи обычно воспроизводится только содержание высказывания. Подлинные слова так или иначе изменены. Приведём пример из повести А. Гайдара «Тимур и его команда».

Во втором предложении указано, кто сказал, что он сказал, но дословно речь героини не передана.

С точки зрения синтаксиса, предложение с косвенной речью – это сложноподчинённое предложение. Главное предложение в нём – это слова автора, а придаточное – прямая речь. При замене прямой речи косвенной часто меняется порядок слов в предложении.

Придаточное предложение, передающее чужую речь, присоединяется к главному при помощи союзов.

Если прямая речь представляет собой повествовательное предложение, то используются союзы что, будто.

Если прямая речь представляет собой побудительное предложение – чтобы.

Если прямая речь – это вопросительное предложение, то роль союзов выполняют вопросительные местоимения, наречия, частицы, которые были в прямой речи, или союз ли.

В косвенной речи личные местоимения 1-го и 2-го лица ставятся в форму 3-го лица. Местоимения и глаголы употребляются не от лица автора, а от лица того человека, который рассказывает об этом. Обращения, слова ДА и НЕТ, частицы и междометия при замене прямой речи опускаются.

Проанализируйте предложения из повести А. Гайдара «Тимур и его команда».

В первом предложении представлена прямая речь. При переводе её в косвенную появляются союзы что, чтобы. Местоимение наши меняется на местоимение их, обращение папа меняется на дополнение с добавлением глагола попросила папу.

Косвенная речь передает содержание прямой речи с большей или меньшей точностью.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

  1. Единичный / множественный выбор

Укажите, какой схеме соответствует данное предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены!)

Внимание раздался с чердака звонкий, торжествующий голос Жени. Подаю по форме номер один позывной сигнал общий.

1) «П», – а.

2) «П! – а.– П».

3) «П,– а,– п».

Разбор задания: Читаем предложение. Находим в нём, кто говорит и что говорит. Мы видим грамматическую основу голос раздался. Это слова автора. Этот голос говорит внимание и подаю позывной. Следовательно, слова автора расположены в середине прямой речи. Слово внимание передаёт призыв, следовательно после него надо поставить восклицательный знак. Ответ: 2.

  1. Выделение цветом.

Выделите зелёным цветом слова автора в предложениях. (Знаки препинания не расставлены!)

1. Ольга в страхе спросила Женя, ты откуда? Как ты сюда попала?

2. Ты вся в грязи, лицо чёрное! Как ты сюда попала? опять спросила Ольга.

Разбор задания: В первом предложении Ольга спрашивает Женю, следовательно слова автора в начале предложения. Собственно прямая речь начинается с обращения.

Во втором предложении Ольга продолжает спрашивать Женю. Вначале идёт прямая речь, а потом слова автора.

Ответ:

1. Ольга в страхе спросила Женя, ты откуда? Как ты сюда попала?

2. Ты вся в грязи, лицо чёрное! Как ты сюда попала? опять спросила Ольга.

Добавить комментарий