Как составить схему разбора предложения с прямой речью

Синтаксический разбор предложения с прямой речью


Синтаксический разбор предложения с прямой речью

4.3

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 260.

4.3

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 260.

В школе часто дают задание выполнить синтаксический разбор предложений; встречаются среди них и предложения с прямой речью. О том, как правильно выполнить этот разбор, читайте в нашей статье.

Опыт работы учителем русского языка и литературы – 30 лет.

Прямая речь

Прямой речью называют дословную передачу (в отличие от косвенной) высказывания какого-нибудь лица.

Чаще всего прямая речь используется для передачи не говорения, а внутреннего монолога, мыслей; обычная же речь, даже монологическая, оформляется как реплика диалога. Также прямой речью чаще всего оформляются цитаты.

Прямая речь заключается в кавычки; при ней имеются слова автора – комментирующая часть. Они сообщают, кто, кому, как сказал это.

Порядок синтаксического разбора предложения с прямой речью

Синтаксический разбор предложения с прямой речью принято начинать не так, как разборы других предложений.

Необходимо сначала определить, что является прямой речью, а что – комментирующей частью – словами автора. Затем надо оценить расположение прямой речи относительно слов автора и можно сразу же составить схему прямой речи.

Продолжать синтаксический разбор предложения с прямой речью надо так же, как разбор сложного предложения, то есть разбирать по частям.

Нужно подчеркнуть члены предложения, надписать части речи в прямой речи и дать характеристику этой части как отдельному предложения. Затем то же самое сделать для комментирующей части.

Как составить схему

Сначала надо определить, где в предложении находится прямая речь относительно слов автора, и найти ее границы.

Если знаки не расставлены, прямую речь надо найти. Для этого нужно разграничить части по смыслу.

В комментирующей части обычно есть глагол «говорения» или «размышления» («сказал», «крикнул», «пробормотал», «сообразил» и т.д.)

Обычно в схеме прямую речь обозначают буквой «П», а слова автора – буквой «А»; если часть начинается с заглавной буквы, буква в схеме тоже большая, если начинается со строчной буквы, то и в схеме буква строчная.

Если прямая речь состоит из нескольких предложений

Иногда внутри кавычек не одно предложение, а несколько. Это может быть, например, так: А: «П? П.»

Я задумался: «Но как я могу решить эту проблему? Она затрагивает не только меня».

Разбор такого предложения не труднее, а всего лишь длиннее, так как каждое предложение внутри кавычек надо разобрать отдельно, а в полной характеристике указать: «Прямая речь состоит из двух предложений».

Как дать характеристику

Сначала даем общую характеристику: по цели высказывания, интонации. Затем указываем, что предложение с прямой речью и даем отдельно характеристику каждой из частей.

Собственно прямая речь может быть выражена предложением, отличным по интонации и цели высказывания от всего предложения; это надо указать (например, все предложение повествовательное невосклицательное, а прямая речь – это побудительное восклицательное предложение:

«Немедленно замолчи!» – прикрикнула мать.

Предложение повествовательное невосклицательное, а прямая речь – побудительное восклицательное предложение).

Характеристика всего предложения по цели высказывания и интонации совпадает с характеристикой комментирующей части по тем же пунктам; то есть если слова автора – повествовательное невосклицательное предложение (что чаще всего и бывает), то и все предложение повествовательное невосклицательное.

Пример синтаксического разбора предложения с прямой речью

нар. глаг. сущ. нар. глаг. сущ.

«Уже едем, мама?» – печально спросил

Максим

.

«П?» – а.

Предложение повествовательное, невосклицательное, осложнено прямой речью, которая стоит перед словами автора. Прямая речь выражена вопросительным невосклицательным предложением, простым, односоставным определенно-личным, распространенным; осложнена обращением. Комментирующая часть выражена простым двусоставным распространенным предложением.

Заключение

Что мы узнали?

Разбор предложения с прямой речью надо начинать с разграничения прямой речи и слов автора и составления схемы. Затем надо подчеркнуть члены предложения (начиная с грамматической основы и не забывая ставить вопросы к второстепенным членам) и надписать части речи. После всего этого можно дать характеристику предложению в целом по цели высказывания и по интонации, а затем охарактеризовать каждую из частей отдельно.

Тест по теме

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда – пройдите тест.

  • Елена Елена

    4/5

  • Марк Алиев

    5/5

Оценка статьи

4.3

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 260.


А какая ваша оценка?

Прямая речь — это точная передача чужой речи с сохранением особенностей лексического состава и синтаксического построения.

Рассмотрим, что такое прямая речь, способы её оформления с помощью знаков препинания. Приведем примеры и схемы предложений с прямой речью.

Что такое прямая речь?

В произведениях художественной литературы ведется повествование от лица автора. В авторском тексте часто используется прямая речь — дословное высказывание или сообщение того лица, кто что-то говорит или думает. Прямая речь буквально передает высказывание или мысли персонажа произведения.

«Да не переживай ты так!» — сказала сестра и ободряюще улыбнулась мне.

«Что мне ответить ему?» — подумала Катя.

Как дословная передача высказывания, прямая речь сохраняет все его особенности.

Прямая речь

Предложения с прямой речью состоят из двух частей:

  • слова автора;
  • речь действующего лица.

Речь автора сопровождает высказывание говорящего лица. В авторских словах употребляются слова и словосочетания, обозначающие процессы речи или мысли:


Примеры

сказать, говорить, спросить, поинтересоваться, ответить, промолчать, шептать, кричать, приказать, решить, просить, думать, подумать, вспомнить и пр.


Нередко слова персонажа предваряют глаголы, обозначающие действия или чувства, сопровождающие процесс разговора:


Примеры

удивиться, насторожиться, обрадоваться, засмеяться, вздохнуть, обидеться, огорчиться, ужаснуться и пр.


В предложении авторские слова и прямая речь объединяются интонацией и смыслом.

В русском языке существует множество вариантов оформления предложений с прямой речью в зависимости от местоположения речи говорящего лица по отношению к словам автора.

Прямая речь может находиться

  • перед словами автора;
  • после авторских слов;
  • внутри авторской речи;
  • слова автора внутри прямой речи.

Рассмотрим основные способы пунктуационного оформления предложений с прямой речью. Составим схемы предложений, используя условные обозначения:

  • А (а) — слова автора;
  • П (п) — прямая речь.

Прямая речь перед словами автора

Постановка знаков препинания в предложении с прямой речью зависит от её места по отношению к словам автора.

Если прямая речь начинает предложение, то она заключается в кавычки, а первое её слово пишется с прописной буквы. После кавычек ставится запятая, если это повествовательное предложение. Вопросительный, восклицательный знак или многоточие употребляются перед кавычками. Затем ставим тире, а последующие слова автора пишем со строчной (маленькой буквы). В конце предложения ставим завершающий знак — точку.

Схемы оформления предложений с прямой речью перед словами автора

«Я уже прочитала эту повесть Пушкина», — сказала Аня.

«Сколько можно звать тебя!» — громко воскликнула сестра.

«Неужели уже пошёл дождь?» — огорчилась Настя.

«Как здесь тихо и темно…» — подумал Андрей.

Прямая речь после слов автора

Если слова автора вводят прямую речь, то после них ставятся двоеточие, а прямая речь оформляется кавычками. Первое слово прямой речи начинается с прописной буквы. После завершения прямой речи ставится соответствующий знак конца предложения. Учтем, что вопросительный, восклицательный знак и многоточие следует поставить перед кавычками, а точка — после них.

Схемы предложений с прямой речью после слов автора

Саша сказал своему другу Алёшке: «Я отремонтировал велосипед и накачал шины, можем поехать на реку».

Мама взглянула в окно и вздохнула: «Когда же закончится этот нудный дождь?»

Через минуту из дома на крыльцо выскочил босоногий Петька и закричал: «Айда на речку!»

Валя с грустью подумала: «Никто не звонит…»

Слова автора внутри прямой речи

Прямая речь делится на две части, если авторские слова находятся в её середине.

Если прямая речь представляет собой одно предложение, которое разрывается словами автора, то после первой её части ставится запятая и тире, а слова автора пишутся с маленькой буквы. После них снова ставится запятая и тире. Прямая речь продолжается со строчной буквы. В конце предложения ставится соответствующий цели или интонации предложения пунктуационный знак.

«В нашем весеннем саду, — говорит Лена, — лепестки цветов яблони как розовое облако».

Если прямая речь состоит из нескольких предложений, а слова автора располагаются между ними, то знаки препинания после первой части прямой речи те же. После слов автора ставится точка и тире. Следующее предложение прямой речи начинается с прописной буквы. В конце ставится соответствующий знак препинания.

«Сегодня чудесный день, — сказала Ирина маме.- Я, пожалуй, позвоню подруге и схожу с ней в зоопарк».

«На улице морозный ветер, — сообщила Настя.- У меня щеки так и горят огнём!»

«Стучатся в дверь! — испугался мальчик. — Кто там?»

«Постоим немного тут…- прошептала она.- А сейчас звони в дверь».

В словах автора могут быть два глагола со значением речи или мысли. Первый глагол относится к первой части прямой речи, а второй вводит второе предложение. Тогда после слов автора следует поставить двоеточие и тире. А вторая часть прямой речи пишется с прописной буквы, как представлено на схеме.

«Я сегодня что-то притомился, — сказал отец и добавил: — Сейчас отдохну немного и тогда помогу тебе».

Прямая речь внутри слов автора

Слова автора могут «обрамлять» прямую речь. Знаки препинания расставляются так, как представлено на схемах.

Его слова: «Тихо вокруг» — прозвучали неожиданно громко.

На зов внучки:» Пойдёмте играть в шашки!» — бабушка только укоризненно посмотрела на неё, не переставая помешивать кипящее вишневое варенье в широкой кастрюле.

Мой вопрос: «Как вы себя чувствуете?» — смутил Надюшу.

Его просьба, высказанная с некоторым смущением в голосе: «Обожди немного…» — прозвучала некстати.

Особо обратим внимание на случай, когда после прямой речи ставится только запятая без тире.

При расставании друг сказал мне напоследок: «Может, мы никогда больше не увидимся с тобой», грустно вздохнул и обнял меня.

Прямую речь можно убрать, и тогда выяснится, что в предложении необходима запятая, оформляющая перечисление однородных сказуемых:

При расставании друг сказал мне напоследок, грустно вздохнул и обнял меня.

Видео «Прямая речь»

Тест

Схема предложения с прямой речью будет зависеть от расположения ее в предложении.Слова автора обозначим буквой А, прямую речь–буквой П.

Если сначала идут слова автора, то схема будет выглядеть вот так:

1) А: ” П.” Н.Карамзин писал:” Самая неразрывная дружба есть та,которая начинается в юности”.

2) А: ” П!” Я воскликнул:”Она просто прелесть!”

3) А: ” П?” Дети спросили:” Ты купишь нам мороженое?”

Если прямая речь начинает предложение, то

1)”П,”–а. ” Я приеду к тебе в сентябре,”– сказал Лаптев.

2) “П!”–а. “Дед,возьми меня на рыбалку!”–клянчил Артёмка.

3) “П?”–а. “Наносишь в бочку воды?”– спросила бабушка.

Если авторские слова находятся внутри прямой речи:

1) “П,–а,–п”. “Я тебя сейчас отпущу,–пообещала бабушка,–только помоги мне принести с огорода картошку”.

2) “П,–а.–П.” ” Самый верный признак истины–это простота и ясность,–утверждал Лев Толстой.–Ложь всегда бывает сложна, вычурна и многословна.”

3) “П?–а.–П.” “Мы с вами еще увидимся?–спросила она.–Тогда прощайте”.

4) “П!–а.–П.” “Какие хорошие у вас собаки!–сказала девушка.–А уж послушные на зависть.”

Если в авторской речи есть два глагола речи, то после второго мы поставим двоеточие, тире и прямую речь начнем с прописной буквы.

” Я думаю,–нерешительно проговорил он и добавил:–Мне нелегко принять сразу это решение”.

вернуться на стр. “Синтаксический и пунктуационный разбор в табл.“

Порядок разбора.

1.Выделить прямую речь и слова автора.
Прямая речь – это чья-либо речь, переданная без изменения.
Слова автора – это слова, комментирующие то, кем и каким образом была произнесена прямая речь.
Прямая речь может находиться ДО, ПОСЛЕ слов автора или разрываться словами автора.
2. Определить, где находится прямая речь по отношению к словам автора.
Составить схему предложения с прямой речью.
Обозначения: «П»  – прямая речь. А, а – слова автора.
3. Произвести синтаксический разбор прямой речи и слов автора как предложений.
4. Объяснить постановку знаков препинания.

Схема анализа конструкций с прямой речью:
1. Установить факт конструкции с прямой речью.
2. Назвать слова автора…, указать прямую речь…, отметить позицию слов автора.
3. Определить количество компонентов в конструкции (2,3 или более) и начертить её схему, например: «п.р, — с.а, — п.р….»).
4. Анализ слов автора: слово, вводящее прямую речь (значение: ГОВОРЕНИЕ, мыслительная операция, сопутствующее действие и т.п.; часть речи), адресант, адресат, какие-то обстоятельства речи.
5. Синтаксический анализ слов автора по схеме соответствующего предложения, например: [ == ___]
6. Синтаксический анализ прямой речи по схеме соответствующего предложения

Образец синтаксического разбора предложения с прямой речью (школьный вариант).
 «Поздравляю вас, ребята, с началом нового учебного года!» — торжественно произнёс директор. (Выделена прямая речь).
 «П!» — а.

Повеств., восклиц., простое, односост. определенно-личное, распростр, полное, осложнено обращением ребята, которое не является членом предложения.
Члены предложения выражены частями речи: поздравляю – сущ., вас — местоим., с – предлог, началом – сущ., нового – прилаг., учебного – сущ., года – сущ.

Повеств., невосклиц., простое, двусост., распростр, не осложнено.
Так как прямая речь находится перед словами автора, то после неё ставится тире, слова автора пишутся с маленькой буквы. Прямая речь берётся в кавычки.
Прямая речь — восклицательное предложение, поэтому после неё ставится восклицательный знак.
В конце всего предложения – точка, заканчивается повествование.

Остались вопросы — задай в обсуждениях https://vk.com/board41801109
Усвоил тему — поделись с друзьями.
Тесты на тему Способы передачи чужой речи

#обсуждения_русский_язык_без_проблем
вернуться на стр. “Синтаксический и пунктуационный разбор в табл.“

Содержание

  1. Разбор № 4. Синтаксический разбор предложения с прямой речью.
  2. Прямая речь
  3. Что такое прямая речь?
  4. Прямая речь перед словами автора
  5. Схемы оформления предложений с прямой речью перед словами автора
  6. Разбор № 4. Синтаксический разбор предложения с прямой речью.
  7. Синтаксический разбор предложения с прямой речью
  8. Прямая речь
  9. Порядок синтаксического разбора предложения с прямой речью
  10. Как составить схему
  11. Если прямая речь состоит из нескольких предложений
  12. Как дать характеристику
  13. Пример синтаксического разбора предложения с прямой речью
  14. Что мы узнали?

Разбор № 4. Синтаксический разбор предложения с прямой речью.

Порядок разбора.

1.Выделить прямую речь и слова автора.

2.Опредлить, где находится прямая речь по отношению к словам автора.

1.Прямая речь – это чья-либо речь, переданная без изменения.

Слова автора – это слова, комментирующие то, кем и каким образом была произнесена прямая речь.

2.Прямая речь может находиться ДО, ПОСЛЕ слов автора или разрываться словами автора.

II.Составить схему предложения с прямой речью.

«П» – прямая речь.

А, а – слова автора.

III. Произвести синтаксический разбор прямой речи и слов автора как предложений.

См. разбор № 4 простого предложения.

IV.Объяснить постановку знаков препинания.

Знаки препинания в предложениях с прямой речью.

Образцы синтаксического разбора предложения с прямой речью.

Образец письменного разбора.

Образец устного разбора.

«Поздравляю вас, ребята, с началом нового учебного года!» — торжественно произнёс директор.

«Поздравляю вас, ребята, с началом нового учебного года!» — торжественно произнёс директор.

1.«Поздравляю вас, ребята, с началом нового учебного года!» — торжественно произнёс директор. (Выделена прямая речь).

«Поздравляю вас, ребята, с началом нового учебного года!» — торжественно произнёс директор. (Выделены слова автора).

Примечание: при письменном разборе надо надписать, где прямая речь, где слова автора.

1.«Поздравляю вас, ребята, с началом нового учебного года!» — торжественно произнёс директор. (Выделена прямая речью).

Это прямая речь, так как является речью учителя и передаётся без изменения.

«Поздравляю вас, ребята, с началом нового учебного года!» — торжественно произнёс директор. (Выделены слова автора).

Это слова автора, комментирующие то, кем и каким образом была произнесена прямая речь.

«Поздравляю вас, ребята, с началом нового учебного года!»

Повеств., восклиц., простое, двусост., распростр, осложнено обращением.

Примечание: подчеркнуть члены предложения, надписать, какой частью речи они выражены.

Повествовательное, так как в нём повествуется о чём-либо; восклицательное, так как произносится с интонацией восклицания; простое, так как в нём одна грамматическая основа: поздравляю; односоставное, так как есть только сказуемое, определённо-личное; распространённое, есть второстепенные члены:

(с чем?) – с началом, дополнение,

с началом (чего?) года – дополнение,

(года какого?)- нового учебного – определения.

Члены предложения выражены частями речи:

Полное, так как в нём не пропущен ни один член предложения.

Осложнено обращением ребята, которое не является членом предложения.

…торжественно произнёс директор.

Повеств., невосклиц., простое, двусост., распростр, не осложнено.

Примечание: подчеркнуть члены предложения, надписать, какой частью речи они выражены.

Повествовательное, так как в нём повествуется о чём-либо; невосклицательное, так как не произносится с интонацией восклицания; простое, так как в нём одна грамматическая основа: директор произнёс); двусоставное, так как есть оба главных члена предложения; распространённое, есть второстепенный член -обстоятельство торжественно;

не осложнено.

Члены предложения выражены частями речи:

4.Так как прямая речь находится перед словами автора, то после неё ставится тире, слова автора пишутся с маленькой буквы. Прямая речь берётся в кавычки.

Прямая речь — восклицательное предложение, поэтому после неё ставится восклицательный знак.

В конце всего предложения – точка, заканчивается повествование.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Источник

Прямая речь

Прямая речь — это точ­ная пере­да­ча чужой речи с сохра­не­ни­ем осо­бен­но­стей лек­си­че­ско­го соста­ва и син­так­си­че­ско­го построения.

Что такое прямая речь?

В про­из­ве­де­ни­ях худо­же­ствен­ной лите­ра­ту­ры ведет­ся повест­во­ва­ние от лица авто­ра. В автор­ском тек­сте часто исполь­зу­ет­ся пря­мая речь — дослов­ное выска­зы­ва­ние или сооб­ще­ние того лица, кто что-то гово­рит или дума­ет. Прямая речь бук­валь­но пере­да­ет выска­зы­ва­ние или мыс­ли пер­со­на­жа произведения.

«Да не пере­жи­вай ты так!» — ска­за­ла сест­ра и обод­ря­ю­ще улыб­ну­лась мне.

«Что мне отве­тить ему?» — поду­ма­ла Катя.

Как дослов­ная пере­да­ча выска­зы­ва­ния, пря­мая речь сохра­ня­ет все его особенности.

Предложения с пря­мой речью состо­ят из двух частей:

  • сло­ва автора;
  • речь дей­ству­ю­ще­го лица.

Речь авто­ра сопро­вож­да­ет выска­зы­ва­ние гово­ря­ще­го лица. В автор­ских сло­вах упо­треб­ля­ют­ся сло­ва и сло­во­со­че­та­ния, обо­зна­ча­ю­щие про­цес­сы речи или мысли:

Нередко сло­ва пер­со­на­жа пред­ва­ря­ют гла­го­лы, обо­зна­ча­ю­щие дей­ствия или чув­ства, сопро­вож­да­ю­щие про­цесс разговора:

В пред­ло­же­нии автор­ские сло­ва и пря­мая речь объ­еди­ня­ют­ся инто­на­ци­ей и смыслом.

В рус­ском язы­ке суще­ству­ет мно­же­ство вари­ан­тов оформ­ле­ния пред­ло­же­ний с пря­мой речью в зави­си­мо­сти от место­по­ло­же­ния речи гово­ря­ще­го лица по отно­ше­нию к сло­вам автора.

Прямая речь может находиться

  • перед сло­ва­ми автора;
  • после автор­ских слов;
  • внут­ри автор­ской речи;
  • сло­ва авто­ра внут­ри пря­мой речи.

Рассмотрим основ­ные спо­со­бы пунк­ту­а­ци­он­но­го оформ­ле­ния пред­ло­же­ний с пря­мой речью. Составим схе­мы пред­ло­же­ний, исполь­зуя услов­ные обозначения:

  • А (а) — сло­ва автора;
  • П (п) — пря­мая речь.

Прямая речь перед словами автора

Постановка зна­ков пре­пи­на­ния в пред­ло­же­нии с пря­мой речью зави­сит от её места по отно­ше­нию к сло­вам автора.

Если пря­мая речь начи­на­ет пред­ло­же­ние, то она заклю­ча­ет­ся в кавыч­ки, а пер­вое её сло­во пишет­ся с про­пис­ной бук­вы. После кавы­чек ста­вит­ся запя­тая, если это повест­во­ва­тель­ное пред­ло­же­ние. Вопросительный, вос­кли­ца­тель­ный знак или мно­го­то­чие упо­треб­ля­ют­ся перед кавыч­ка­ми. Затем ста­вим тире, а после­ду­ю­щие сло­ва авто­ра пишем со строч­ной (малень­кой бук­вы). В кон­це пред­ло­же­ния ста­вим завер­ша­ю­щий знак — точку.

Схемы оформления предложений с прямой речью перед словами автора

«Я уже про­чи­та­ла эту повесть Пушкина», — ска­за­ла Аня.

«Сколько мож­но звать тебя!» — гром­ко вос­клик­ну­ла сестра.

Источник

Разбор № 4. Синтаксический разбор предложения с прямой речью.

Порядок разбора.

1.Выделить прямую речь и слова автора.

2.Опредлить, где находится прямая речь по отношению к словам автора.

1.Прямая речь – это чья-либо речь, переданная без изменения.

Слова автора – это слова, комментирующие то, кем и каким образом была произнесена прямая речь.

2.Прямая речь может находиться ДО, ПОСЛЕ слов автора или разрываться словами автора.

II.Составить схему предложения с прямой речью.

«П» – прямая речь.

А, а – слова автора.

III. Произвести синтаксический разбор прямой речи и слов автора как предложений.

См. разбор № 4 простого предложения.

IV.Объяснить постановку знаков препинания.

Знаки препинания в предложениях с прямой речью.

Образцы синтаксического разбора предложения с прямой речью.

Образец письменного разбора.

Образец устного разбора.

«Поздравляю вас, ребята, с началом нового учебного года!» — торжественно произнёс директор.

«Поздравляю вас, ребята, с началом нового учебного года!» — торжественно произнёс директор.

1.«Поздравляю вас, ребята, с началом нового учебного года!» — торжественно произнёс директор. (Выделена прямая речь).

«Поздравляю вас, ребята, с началом нового учебного года!» — торжественно произнёс директор. (Выделены слова автора).

Примечание: при письменном разборе надо надписать, где прямая речь, где слова автора.

1.«Поздравляю вас, ребята, с началом нового учебного года!» — торжественно произнёс директор. (Выделена прямая речью).

Это прямая речь, так как является речью учителя и передаётся без изменения.

«Поздравляю вас, ребята, с началом нового учебного года!» — торжественно произнёс директор. (Выделены слова автора).

Это слова автора, комментирующие то, кем и каким образом была произнесена прямая речь.

«Поздравляю вас, ребята, с началом нового учебного года!»

Повеств., восклиц., простое, двусост., распростр, осложнено обращением.

Примечание: подчеркнуть члены предложения, надписать, какой частью речи они выражены.

Повествовательное, так как в нём повествуется о чём-либо; восклицательное, так как произносится с интонацией восклицания; простое, так как в нём одна грамматическая основа: поздравляю; односоставное, так как есть только сказуемое, определённо-личное; распространённое, есть второстепенные члены:

(с чем?) – с началом, дополнение,

с началом (чего?) года – дополнение,

(года какого?)- нового учебного – определения.

Члены предложения выражены частями речи:

Полное, так как в нём не пропущен ни один член предложения.

Осложнено обращением ребята, которое не является членом предложения.

…торжественно произнёс директор.

Повеств., невосклиц., простое, двусост., распростр, не осложнено.

Примечание: подчеркнуть члены предложения, надписать, какой частью речи они выражены.

Повествовательное, так как в нём повествуется о чём-либо; невосклицательное, так как не произносится с интонацией восклицания; простое, так как в нём одна грамматическая основа: директор произнёс); двусоставное, так как есть оба главных члена предложения; распространённое, есть второстепенный член -обстоятельство торжественно;

не осложнено.

Члены предложения выражены частями речи:

4.Так как прямая речь находится перед словами автора, то после неё ставится тире, слова автора пишутся с маленькой буквы. Прямая речь берётся в кавычки.

Прямая речь — восклицательное предложение, поэтому после неё ставится восклицательный знак.

В конце всего предложения – точка, заканчивается повествование.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Источник

Синтаксический разбор предложения с прямой речью

Всего получено оценок: 197.

Всего получено оценок: 197.

В школе часто дают задание выполнить синтаксический разбор предложений; встречаются среди них и предложения с прямой речью. О том, как правильно выполнить этот разбор, читайте в нашей статье.

Прямая речь

Прямой речью называют дословную передачу (в отличие от косвенной) высказывания какого-нибудь лица.

Чаще всего прямая речь используется для передачи не говорения, а внутреннего монолога, мыслей; обычная же речь, даже монологическая, оформляется как реплика диалога. Также прямой речью чаще всего оформляются цитаты.

Прямая речь заключается в кавычки; при ней имеются слова автора – комментирующая часть. Они сообщают, кто, кому, как сказал это.

Порядок синтаксического разбора предложения с прямой речью

Синтаксический разбор предложения с прямой речью принято начинать не так, как разборы других предложений.

Необходимо сначала определить, что является прямой речью, а что – комментирующей частью – словами автора. Затем надо оценить расположение прямой речи относительно слов автора и можно сразу же составить схему прямой речи.

Продолжать синтаксический разбор предложения с прямой речью надо так же, как разбор сложного предложения, то есть разбирать по частям.

Нужно подчеркнуть члены предложения, надписать части речи в прямой речи и дать характеристику этой части как отдельному предложения. Затем то же самое сделать для комментирующей части.

Как составить схему

Сначала надо определить, где в предложении находится прямая речь относительно слов автора, и найти ее границы.

Если знаки не расставлены, прямую речь надо найти. Для этого нужно разграничить части по смыслу.

В комментирующей части обычно есть глагол «говорения» или «размышления» («сказал», «крикнул», «пробормотал», «сообразил» и т.д.)

Обычно в схеме прямую речь обозначают буквой «П», а слова автора – буквой «А»; если часть начинается с заглавной буквы, буква в схеме тоже большая, если начинается со строчной буквы, то и в схеме буква строчная.

Если прямая речь состоит из нескольких предложений

Иногда внутри кавычек не одно предложение, а несколько. Это может быть, например, так: А: «П? П.»

Разбор такого предложения не труднее, а всего лишь длиннее, так как каждое предложение внутри кавычек надо разобрать отдельно, а в полной характеристике указать: «Прямая речь состоит из двух предложений».

Как дать характеристику

Сначала даем общую характеристику: по цели высказывания, интонации. Затем указываем, что предложение с прямой речью и даем отдельно характеристику каждой из частей.

Собственно прямая речь может быть выражена предложением, отличным по интонации и цели высказывания от всего предложения; это надо указать (например, все предложение повествовательное невосклицательное, а прямая речь – это побудительное восклицательное предложение:

Предложение повествовательное невосклицательное, а прямая речь – побудительное восклицательное предложение).

Характеристика всего предложения по цели высказывания и интонации совпадает с характеристикой комментирующей части по тем же пунктам; то есть если слова автора – повествовательное невосклицательное предложение (что чаще всего и бывает), то и все предложение повествовательное невосклицательное.

Пример синтаксического разбора предложения с прямой речью

нар. глаг. сущ. нар. глаг. сущ.

Предложение повествовательное, невосклицательное, осложнено прямой речью, которая стоит перед словами автора. Прямая речь выражена вопросительным невосклицательным предложением, простым, односоставным определенно-личным, распространенным; осложнена обращением. Комментирующая часть выражена простым двусоставным распространенным предложением.

Что мы узнали?

Разбор предложения с прямой речью надо начинать с разграничения прямой речи и слов автора и составления схемы. Затем надо подчеркнуть члены предложения (начиная с грамматической основы и не забывая ставить вопросы к второстепенным членам) и надписать части речи. После всего этого можно дать характеристику предложению в целом по цели высказывания и по интонации, а затем охарактеризовать каждую из частей отдельно.

Источник

Добавить комментарий