Как составить схему слова во втором классе

Схемы слов дети учатся составлять, начиная с первого класса. Однако многим ребятишкам трудно отделить форму от содержания, они путаются с условными обозначениями, забывают определения понятий. Дело в том, что для составления схем школьник должен уметь мыслить абстрактно, владеть приемами анализа. Если эти навыки не сформированы, требуется помощь педагогов и родителей.

Это слово или предложение?

Схема представляет собой графическую модель, которая при помощи условных обозначений отображает составные части целого, их взаимосвязь. С первых дней учебы дети узнают, что предложения состоят из слов, слова – из слогов, слоги – из звуков. Увидеть это наглядно помогают схемы слов и предложений.

Однако нередко в голове ребенка эти понятия перемешиваются. Первоклассники путаются в условных обозначениях, рисуя вместо цветных квадратиков линии. Объясните ребенку, что слово – это наименование отдельного предмета, действия, признака. Предложение же состоит из нескольких слов, связанных друг с другом, и передает законченную мысль.

схема слова

Пусть первоклассник определит, слышит он отдельные слова или предложение. Так, фраза “Ворона сидит на заборе” будет предложением. Нарисуйте к нему схему. Если же вы произнесете “ворона, сидеть, забор” – то перед нами просто набор не связанных друг с другом слов. Схему предложения чертить не надо.

Слог и ударение

Выяснив разницу между словом и предложением, можно перейти к составлению слоговых схем. Учтите, что в учебниках встречаются разные условные обозначения. Чаще всего слово изображается чертой или прямоугольником, которые делят вертикальными линиями на нужное количество слогов. Ударение обозначается коротенькой косой палочкой сверху. С подобных схем слов в 1 классе начинается работа над звуковым составом.

Схема слова 1 класс

Объяснить деление слов на слоги в русском языке не всегда могут студенты филологических вузов. Самый простой способ: представить, что вы общаетесь с человеком на другом берегу реки. Прокричите слово громко и протяжно. Звуки, произносимые на одном выдохе, составляют слог. Ударение можно определить, поставив кулачки один на другой и положив сверху подбородок, но не плотно. При проговаривании ударного слога давление челюсти на руки будет самым сильным.

Звуковые схемы слов

Больше всего проблем у детей возникает на этом этапе. Между тем, именно звуковые схемы слов помогают ребятам осознать, что написание и произношение часто не совпадают друг с другом. Тренировку лучше начать с простых слов, постепенно усложняя задачу. Первое действие – деление слова на слоги.

Второй этап – определение количества и качества звуков. На первых порах воспользуйтесь табличкой-подсказкой. Красным цветом на ней, как и на схеме, отмечаются гласные. Звуки из верхнего ряда ставятся после твердых согласных, из нижнего – после мягких. Буквы я, е, ю, е обозначают два звука (й+а, й+о, й+у, й+э), если стоят в самом начале слов, после другого гласного, а также за “немыми” буквами ъ, ь.

Звуковые схемы слов

Согласные могут быть твердыми (на схеме отмечаются синим цветом) или мягкими (раскрашиваются зеленым карандашом). При рисовании схемы анализируем по очереди каждый слог. Одиночный звук изображаем в виде квадратика соответствующего цвета. Слияние согласного с гласным – прямоугольником, разделенным пополам диагональной чертой. Нижняя часть обозначает согласный звук, верхняя – гласный. Нарисовав схему, поставьте ударение и отделите слоги вертикальной чертой.

Состав слова

Морфемный анализ слов обычно изучается во 2 классе, хотя некоторые программы знакомят с ним и первоклассников. Умение находить корень, приставку и другие значимые части очень важно для формирования навыка грамотного письма. Дети рисуют новые схемы слов, запоминают общепринятые условные обозначения.

Не всем школьникам это дается легко. Разучите с ребенком простой алгоритм:

  1. Напиши слово.
  2. Просклоняй его по падежам или проспрягай по лицам, числам. Конечные буквы, меняющиеся при этом, будут окончанием. Остальная часть слова – основа. Иногда встречается нулевое окончание.
  3. Подбери как можно больше родственных слов. Их общая часть называется корнем.
  4. Буквы, стоящие перед ним, являются приставкой.
  5. Между корнем и окончанием может стоять суффикс. Или несколько суффиксов, как в слове “учительница”.
  6. Выдели графически все части в слове, перерисуй их условные обозначения ниже или рядом. Получилась схема.

схема слова корень суффикс окончание

Учимся думать

Чаще всего ошибки школьников связаны с формальным подходом. Лексическое значение слова не берется в расчет. Дети пытаются найти в слове уже знакомые суффиксы (-чик- в лексемах “мячик”, “лучик”), приставки (-у- в прилагательных “утренний”, “узкий”). Чтобы избежать этого, ребятишек учат подбирать слова к указанным схемам. Вы можете сами составить такие задания.

Нарисуйте схему слова: корень + суффикс + окончание. Какие лексемы из перечисленных к ней подходят: гонщик, плащик, кладовщик, хрящик? В каких словах есть нулевое окончание, приставка и корень: налет, напев, налим?

Составление схемы слова – достаточно сложная задача для младшего школьника. Чтобы не отбить скучными тренировками интерес к учебе, превратите их в игру. Проводите уроки для кукол, устраивайте соревнования с призами, давайте за правильные ответы часть картинки, которую нужно будет собрать в итоге. Приложите немного усилий, и они обязательно будут вознаграждены.

Предлагаю алгоритм по составлению звуковой схемы слова. Для начала разберемся в том, какие знаки мы будем использовать.

Как составить звуковую схему слова. УМК "Школа России" (Памятка)

Внимание! Посмотрите на последние две схемы: именно слияние СОГЛАСНОГО и ГЛАСНОГО звуков, а не наоборот.

Как составить звуковую схему слова. УМК "Школа России" (Памятка)

Иногда дети путают, какой схемой и какие звуки обозначать. Чаще всего это связано с выбором одиночного квадрата или раздвоенного прямоугольника, обозначающего два звука.

Для примера разберем слово ТРОПКИ.

Как составить звуковую схему слова. УМК "Школа России" (Памятка)

1. Прочитаем слово: ТРОПКИ. Находим в слове все сочетания согласного и гласного. Внимание! Не гласного и согласного, а только СОГЛАСНЫЙ + ГЛАСНЫЙ. Сначала их можно выделять простым карандашом.

Как составить звуковую схему слова. УМК "Школа России" (Памятка)

Также можно тренироваться взяв любой текст и попросить ребенка найти все сочетания согласный + гласный и выделить их дугой. Можно попросить ребенка выделить в тексте определенный слог, например, найди все слоги СА и выдели их.

Как составить звуковую схему слова. УМК "Школа России" (Памятка)

2. Рисуем схему. Для одиночного звука [ т ] мы берем одиночный квадрат. Для сочетания звуков [ р ] [ о ] мы берем схему раздвоенного прямоугольника. Для одиночного звука [ п ] мы берем одиночный квадрат. Для сочетания звуков [ к ] [ и ] мы берем схему раздвоенного прямоугольника.

Как составить звуковую схему слова. УМК "Школа России" (Памятка)

3. Красным карандашом подчеркиваем все гласные буквы и определяем сколько слогов в слове. В нашем случае в слове ТРОПКИ 2 слога, т. к. в нем две гласные О и И. Разделим слово на слоги. Обозначим это в слове и на схеме.

Как составить звуковую схему слова. УМК "Школа России" (Памятка)

Далее ставим ударение. Для этого слово нужно произнести слитно. Гласный, который произносится с особой силой и будет ударным. В слове ТРОПКИ первый слог ударный. Обозначаем ударение в слове и на схеме.

4. Анализируем каждый звук. Произнесите первый звук в слове: [ т ]. Нам встречается преграда во рту при произношении этого звука, значит звук [т] согласный. Твердый он или мягкий? В нашем случае звук [ т ] твердый, значит первый квадратик мы закрасим синим цветом.

Как составить звуковую схему слова. УМК "Школа России" (Памятка)

Произнесем второй звук: [ р ]. Нам встречается преграда во рту при произношении этого звука, значит звук [ р ] согласный. Он твердый.

Как составить звуковую схему слова. УМК "Школа России" (Памятка)

Обращаем внимания на то, что рядом стоит гласная О. Она обозначает твердость предшествующего согласного звука. Так проводим весь анализ.

Как составить звуковую схему слова. УМК "Школа России" (Памятка)

В слове ТРОПКИ встречается мягкий звук [ к’ ]. На схеме его мы обозначаем зеленым цветом. Рядом стоит гласная И. Она указывает на мягкость, смягчает предшествующий согласный звук [ к’ ].

Желаю успешной учебы!

Как составить звуковую схему слова. УМК "Школа России" (Памятка)

План урока:

Фонетический разбор – что это такое?

Цветовая схема слова

Число букв и звуков в словах

Практические упражнения

Фонетический разбор – что это такое?

Слово «фонетика» пришло в русскую речь из греческого языка. В переводе означает «звук».

Что изучает фонетика

Наука «фонетика» изучает звуковой состав языка, историю происхождения разных звуков, а также характеристику каждого звука.

Фонетика подробно рассматривает, какие органы речи человека участвуют в образовании того или иного звука: губы, язык, зубы, нёбо.

Так, например, мы уже знаем, что звуки делятся на гласные и согласные. В образовании гласных принимает участие голос, согласных – голос и шум или только шум.Всего в русском языке 6 гласных и 36 согласных. Согласные звуки делятся на две группы.

1 группа «Твёрдые и мягкие согласные»

1 razbor po bukvam i zvukam

2 группа «Звонкие и глухие согласные»

2 razbor po bukvam i zvukam

Звуки, соединяясь друг с другом, образуют слоги и слова. С помощью звуков мы различаем слова в речи. Можно поменять всего лишь один звук в слове, и его значение полностью меняется:

  • кот (животное) – код (шифр);
  • мак (цветок) – маг (волшебник);
  • порт (место для стоянки морского транспорта)– корт (площадка для игры в теннис).

Фонетика рассматривает также, в какой позиции находятся звуки: сильной или слабой. Позиция для звука считается сильной, если он произносится отчётливо.

Сильная позиция для гласного – нахождение звука под ударением:варе́нье, го́сти, ноя́брь. Все безударные звуки в этих и других словах занимают слабую позицию.

Для согласного звука позиция является сильной, если рядом расположены гласные звуки: молоточки, вьюга, нога, дороги. Каждый согласный произносится чётко, не возникает сомнений в написании.

Согласный находится в слабой позиции, если:

3 razbor po bukvam i zvukam
 

Проверяют правописание, изменяя слово, чтобы после слабой согласной стоял гласный звук: молоток – молотки, друг – у друга, бязь – из бязи, ошибка – ошибочка, ложка – ложечки. Если такой способ не подходит, то написание слова запоминаем и проверяем в орфографическом словаре.

Звуки на письме отображаются в виде букв.

4 razbor po bukvam i zvukam

Порядок фонетического разбора слова

Слово часто произносится совсем не так, как пишется. Например: пишем «молоко», «шоколад», а произносим «малако», «шакалат». Фонетический разбор слова, по-другому, звуковой анализ, помогает понять, разницу между звуками, которые мы произносим, и буквами, которые пишем. Звуковую запись слова делают с помощью транскрипции.

Послушаем академика Звуковеда, как правильно выполнить эту работу.

5 razbor po bukvam i zvukam

Примеры от академика Звуковеда:

6 razbor po bukvam i zvukam

Важно правильно записывать слово в транскрипции:

  • гласные и согласные в сильной позиции пишутся так, как слышатся;
  • обязательно ставится ударение;
  • звуки в слабой позиции записываются, как произносятся;
  • мягкость согласных обозначается знаком в виде запятой справа над буквой.

Цветовая схема слова 

Ребята, а вы знаете, что звуки имеют свой цвет? Наш гость сказочный художник Карандаш расскажет об этом подробнее.

8 razbor po bukvam i zvukam

Теперь слово можно записать в виде цветных квадратиков:

9 razbor po bukvam i zvukam

Ребята, согласные звуки произносятся слитно вместе с гласными, которые стоят за ними: каша, Буратино. Это явление носит название слияние звуков. Давайте узнаем, как Карандаш предлагает обозначать слияние согласного с гласным в цветовой схеме.

10 razbor po bukvam i zvukam

Чёрная чёрточка сверху – знак ударения. Он ставится над гласной в сильной позиции. В цветовой схеме используют ещё один знак (прямая вертикальная чёрная черта): разделение слова на слоги.

11 razbor po bukvam i zvukam

А вот как записываются в цветовой схеме йотированные буквы, которые дают два звука:

12 razbor po bukvam i zvukam

Звук [й’] согласный и мягкий. Поэтому в схеме обозначается зелёным цветом. Он сливается с гласной [о], в схеме слова эти звуки делят один прямоугольник на две части.

Число букв и звуков в словах

Ребята, используя цветовую схему слова, вам не составит труда дать характеристику каждому звуку, подсчитать количество букв и звуков.

Вы уже знаете из предыдущих уроков, что в словах может наблюдаться несовпадение количества звуков и букв. Рассмотрим, в каких случаях это происходит.

  • Если в слове имеется мягкий знак Ь: мышь, пальчик. Запишем транскрипции слов, подсчитаем количество букв и звуков в словах: [мыш] (4 буквы, 3 звука), [пал’ч’ик] (7 букв, 6 звуков). Звуков меньше, чем букв.
  • Если в слове имеются йотированные буквы, которые образуются двумя звуками: согласным [й]и гласными:[а], [у], [о][э]. Пример:ёлка [й’олка] (4 буквы, 5 звуков), юг [й’ук] (2 буквы, 3 звука), ягода [й’агада] (5 букв, 6 звуков). В этих примерах звуков больше, чем букв.

Кроме Ь, не имеет звука буква Ъ. Но твёрдый знак не изменяет количество звуков в словах. За ним следуют йотированные гласные, у которых 2 звука, поэтому число букв и звуков в словах с Ъ может совпадать: подъезд [падй’эст] (7 букв, 7 звуков), отъезд [атй’эст] (6 букв, 6 звуков).

Ребята, друг Карандаша, сказочный изобретатель Самоделкин предлагает потренироваться в выполнении заданий, связанных с темой нашего урока.

Практические упражнения

13 razbor po bukvam i zvukam

Задание 1.

Соотнесите слово хозяйка со схемами, сделайте правильный выбор.

14 razbor po bukvam i zvukam

Задание 2.

Отгадайте загадку.

Непоседа пёстрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая.

Вещунья белобока,

А зовут её …

Запишите транскрипцию отгадки и составьте цветовую схему слова. Сколько букв в слове? Сколько звуков? Сколько слогов?

Задание 3.

Рассмотрите цветовую схему. Подберите слова, которые этой схеме соответствуют.

15 razbor po bukvam i zvukam

Список слов: метель, бочка, шофёр, стол, тюлень, ведро, кресло, капель. Сколько слов подходит для данной схемы?

Задание 4.

Соедините стрелкой цветовые схемы с подходящими по звуковому составу словами.

16 razbor po bukvam i zvukam

Правильные ответы:

Задание 1. Схема под цифрой 3.

Задание 2. Сорока. [сарока], 6 букв, 6 звуков, 3 слога.

17 razbor po bukvam i zvukam

Задание 3. Метель, тюлень, капель.

Задание 4.

18 razbor po bukvam i zvukam

Ребята, наш урок закончился. Волшебные человечки Карандаш и Самоделкин прощаются с вами. Вам осталось сделать самопроверку знаний – пройти тестирование.

Всем добрый день! Сегодня вы узнаете, что такое фонетический разбор слова и как он делается во 2 классе. Увидите, какие слова требуют звукобуквенного разбора по программе «Школа России» 2 класса.

Памятка разбора русский язык 2 класс

Правила звукобуквенного разбора 2 класс «Школа России»

Звукобуквенный или фонетический разбор – это анализ слова, характеристика его звуковой и буквенной структуры.

Алгоритм действий при выполнении письменного звукобуквенного разбора слова:

  1. Произнесите слово по слогам. Старайтесь выделить ударение.
  2. Определи, сколько слогов в слове, запиши значение.
  3. Произнесите слово по звукам, запишите их в квадратных скобках.
  4. Укажите ударение, мягкость.
  5. Распишите каждый звук по списку, определяя его характеристику.
  6. Определи, сколько букв и звуков в слове, запиши их количество.

Как определить, сколько слогов в слове:

  1. Посмотрите, сколько гласных звуков. Сколько будет и слогов.
  2. Разложите слово для переноса. По каким частям слово переносится, те и слоги.

Виды слога:

  • открытый, заканчивается на гласный звук (открытка, книга);
  • закрытый, заканчивается на согласный звук (тревожный, телефон).

Примеры слов с разным количеством слогов:

  • 1 слог – класс, кит, дом, ком;
  • 2 слога – кни-га, вес-на, зи-ма, до-мик, па-ук, про-езд, трам-вай;
  • 3 слога – гра-мо-та, во-ро-на, у-чё-ба, по-го-да, у-ли-ца, на-у-ка;
  • 4 слога – жа-во-ро-нок, вол-шеб-ни-ца, ав-то-мо-биль;
  • 5 слогов – ма-те-ма-ти-ка, па-ра-зи-тель-но, ки-бер-не-ти-ка.

Мягкость согласным звукам на письме дают буквы е, ё, ю, я, и. К примеру, лён, мёд, вилы, мел, люк, мята. А также мягкий знак в словах:

  • конь;
  • деньги;
  • коньки;
  • день.

Всегда твердые согласные – [ж], [ш], [ц].

Всегда мягкие согласные – [ч’], [щ’], [й’].

Памятки букв и звуков

Звуки могут быть гласные и согласные. Согласные делятся на глухие и звонкие, а те в свою очередь делятся на парные и не парные по глухости и звонкости. Сориентироваться вам помогут следующие таблицы.

Таблица гласных звуков.

Звуки [а] [о] [у] [э] [ы] [и]
Буквы а я о ё у ю э е ы и

Таблица согласных звуков.

Твердые согласные звуки
Звонкие [б] [в] [г] [д] [ж] [з] [л] [м] [н] [р]
Глухие [п] [ф] [к] [т] [ш] [с] [х] [ц]
Мягкие согласные звуки
Звонкие [б’] [в’] [г’] [д’] [з’] [й’] [л’] [м’] [н’] [р’]
Глухие [п’] [ф’] [к’] [т’] [с’] [х’] [ч’] [щ’]

Таблица йотированных гласных с двойным значением.

Буква Звук Значение
я [й’а]

В начале слова (яблоко [й’аблака] – 6 б., 7 зв.).

После гласного (поёт [пай’от] – 4 б., 5 зв.).

После ь ъ (деревья [д’ирэвй’а] – 7 б., 7 зв.).

ё [й’о]
ю [й’у]
е [й’э]

Если гласные буквы (я, ё, ю, е) употреблены после мягкого согласного, они имеют только один звук [а, о, у, э].

Таблица по составлению характеристики звука.

Звук
Гласный Согласный
Ударный или безударный Звонкий или глухой
Парный или непарный по глухости, звонкости.
Твердый или мягкий
Парный или непарный по твердости, мягкости

Правила разбора школа России

Список принятых сокращений в фонетическом разборе:

  • гласный – гласн.;
  • ударный – ударн.;
  • безударный – безуд.;
  • согласный – согл.;
  • звонкий – звонк.;
  • глухой – глух.;
  • твердый – тверд.;
  • мягкий – мягк.;
  • парный – парн.;
  • непарный – непарн.

Мягкость звука указывается апострофом, это специальная черточка (запятая), которая ставится сверху звука справа (‘).

Фонетический разбор слов 2 класс

Далее вы увидите звукобуквенные разборы следующих слов:

  • мяч;
  • куртка;
  • страница;
  • зима;
  • июль;
  • мороз;
  • платок;
  • шляпа.

А также других слов:

  • синица;
  • ноябрь;
  • якорь;
  • платье;
  • ночка;
  • пальто;
  • каюта;
  • медведь;
  • ручьи;
  • касса.

Все разборы выполнены школьником 2 класса в классной или домашней работе по всем вышеперечисленным правилам. Работы проверены учителем, поставлены положительные оценки.

Разбор слова 2 класс

Мяч – [мач’] – 1 слог, 3 буквы, 3 звука.

м — [м] – согласный, мягкий, звонкий, непарный;

я — [а] – гласный, ударный;

ч — [ч’] – согласный, мягкий, глухой, непарный.

Куртка – [куртка] – 6 букв, 6 звуков, 2 слога.

к — [к] – согласный, твердый, глухой, парный;

у — [у] – гласный, ударный;

р — [р] – согласный, звонкий, твердый, непарный;

т — [т] – согласный, глухой, твердый, парный;

к — [к] – согласный, твердый, глухой, парный;

а — [а] – гласный, безударный.

Страница – [стран’ица] – 8 букв, 8 звуков, 3 слога.

с — [с] – согласный, глухой, твердый, парный;

т — [т] – согласный, глухой, твердый, парный;

р — [р] – согласный, звонкий, твердый, непарный;

а — [а] – гласный, безударный;

н — [н’] – согласный, звонкий, мягкий, непарный;

и — [и] – гласный, ударный;

ц — [ц] – согласный, глухой, твердый, непарный;

а — [а] – гласный, безударный.

Зима – [з’има] – 4 буквы, 4 звука, 2 слога.

з — [з’] – согласный, звонкий, мягкий, парный;

и — [и] – гласный, безударный;

м — [м] – согласный, звонкий, твердый, непарный;

а — [а] – гласный, ударный.

Июль — [ий’ул] – 4 буквы, 4 звука, 2 слога?

и — [и] – гласный, безударный;

ю — [й’] – согласный, звонкий, мягкий, непарный;

— [у] – гласный, ударный;

л — [л] – согласный, звонкий, твердый, непарный;

ь.

Мороз – [марос] – 5 букв, 5 звуков, 2 слога.

м — [м] – согласный, звонкий, твердый, непарный;

о — [а] – гласный, безударный;

р — [р] – согласный, звонкий, твердый, непарный;

о — [о] – гласный, ударный;

з — [с] – согласный, глухой, твердый, парный.

Платок – [платок] – 6 букв, 6 звуков, 2 слога.

п — [п] – согласный, твердый, глухой, парный;

л — [л] – согласный, твердый, звонкий, непарный;

а — [а] – гласный, ударный;

т — [т] – согласный, твердый, глухой, парный;

о — [о] – гласный, ударный;

к — [к] – согласный, твердый, глухой, парный.

Шляпа – [шл’апа] – 5 букв, 5 звуков, 2 слога.

ш — [ш] – согласный, твердый, глухой, парный;

л — [л’] – согласный, мягкий, звонкий, непарный;

я — [а] – гласный, ударный;

п — [п] – согласный, твердый, глухой, парный;

а — [а] – гласный, безударный.

Синица – [с’ин’ица] – 6 букв, 6 звуков, 3 слога.

с — [с’] – согласный, мягкий, глухой, парный;

и — [и] – гласный, безударный;

н — [н’] – согласный, мягкий, звонкий, непарный;

и — [и] – гласный, ударный;

ц — [ц] – согласный, твердый, глухой, непарный;

а — [а] – гласный, безударный.

Ноябрь – [най’абр] – 6 букв, 6 звуков, 2 слога.

н — [н] – согласный, звонкий, твердый, непарный;

о — [а] – гласный, безударный;

я — [й’] – согласный, звонкий, мягкий, непарный;

— [а] – гласный, ударный;

б — [б] – согласный, звонкий, твердый, парный;

р — [р] – согласный, звонкий, твердый, непарный;

ь.

Якорь – [й’акар] – 5 букв, 5 звуков, 2 слога.

я — [й’] – согласный, звонкий, мягкий, непарный;

— [а] – гласный, ударный;

к — [к] – согласный, глухой, твердый, парный;

о — [а] – гласный, безударный;

р — [р] – согласный, звонкий, твердый, непарный;

ь.

Платье – [плат’й’э] – 6 букв, 6 звуков, 2 слога.

п — [п] – согласный, глухой, твердый, парный;

л — [л] – согласный, звонкий, твердый, непарный;

а — [а] – гласный, ударный;

т — [т’] – согласный, глухой, мягкий, парный;

ь;

е — [й’] – согласный, звонкий, мягкий, непарный;

— [э] – гласный, безударный.

Ночка – [ноч’ка] – 5 букв, 5 звуков, 2 слога.

н — [н] – согласный, звонкий, твердый, непарный;

о — [о] – гласный, ударный;

ч — [ч’] – согласный, глухой, мягк., непарный;

а — [а] – гласный, безударный.

Пальто – [пал’то] – 6 букв, 5 звуков, 2 слога.

п — [п] – согласный, глухой парн., твердый, парный;

а — [а] – гласный, безударный;

л — [л’] – согласный, звонкий непарн., мягкий парный;

ь;

т — [т] – согласный, глухой парн., твердый парн;

о — [о] – гласный, ударный.

Каюта – [кай’ута] – 5 букв, 6 звуков, 3 слога.

к — [к] – согласный, глухой парн., твердый парн;

а — [а] – гласный, безударный;

ю – [й’] – согласный, звонкий непарн., мягкий непарн;

— [у] – гласный, ударный;

т — [т] – согласный, глухой парн., твердый парн.;

а — [а] – гласный, безударный.

Медведь – [м’идв’эт’] — 7 букв, 6 зв., 2 слога.

м — [м’] – согл., звонк. непарный, мягкий парн.;

е — [и] – гласн., безуд.;

д — [д] – согл., звонк. парн, тверд. парн.;

в — [в’] – согл., звонк. парн., мягк. парн.;

е — [э] – гласн., ударн.;

д — [т’] – согл., глух. парн., мягк. парн.;

ь.

Ручьи – [руч’й’и] – 5 зв., 5 букв, 2 слога.

р — [р] – согл., звонк. непарн., тверд. непарн.;

у — [у] – гласн., безударн.;

ч — [ч’] – согл., глух. непарн., мягк. непарн.;

ь;

и — [й’] – согл., звонк. непарн., мягк. непарн.;

—  [и] – гласн., ударн.

Касса – [каса] – 4 зв., 5 букв, 2 слога.

к — [к] – согл., глух. парн., тверд. парн.;

а — [а] – гласн., ударн.;

с — [с] – согл, глух. парн, тверд. парн.;

с -;

а — [а] – гласн., безударн.

Домашняя работа 2 класс

Сделать звукобуквенный разбор слов во 2 классе по программе «Школа России» несложно. При классных и домашних работах используется множество разнообразных слов, но все они зачастую состоят из 2-3 слогов. А с данной статьей, надеюсь, вы никогда не запутаетесь. До скорых встреч, дорогие читатели.

Термины и группы фонетики

Термины и группы фонетики

Наука далеко зашла в изучении русского языка. Отдельный упор был сделан на раздел фонетики — изучения письменного отображения звуков. Специалистами была собрана статистика звучности человеческого языка:

  • В среднем человек за одни сутки производит пару сотен звуков.
  • Чтобы выразить свои мысли, используют больше 50 звуков.
  • При этом на письме используется всего лишь 33 их обозначения.

Два главных инструмента фонетики — буквы и звуки. Важно знать особенности каждой группы и их отличия:

  • Элемент, который используют только для письменного отображения и чтения — буква.
  • Элемент, который только произносят и слушают — звук.

Сложность разбора состоит в том, что произношение слова может значительно отличаться от его написания. Например, количество одной из групп элементов (букв или звуков) может быть больше/меньше другой. В ином случае количество может оставаться одинаковым, но письменное отображение будет не совпадать со слышимым. Обусловливается это правилами орфографии и орфоэпии.

Однако, фонетика включает в себя только аспекты произношения. К ним относятся:

  • звук;
  • буква;
  • ударение;
  • слог.

Все вышеуказанные термины имеют индивидуальные свойства, но вместе они составляют характеристику звучания слова — фонетический анализ.

Особенности разбора

Самая распространённая ситуация, при которой допускают ошибки, — когда звучание и письменное обозначение не совпадают с друг другом. Если за правильность написания отвечает орфография, то фонетика регулирует правила произношения слов. Чтобы успешно завершить звуковой разбор, рекомендуется учитывать несколько советов:

Звуковая схема слова

  • Точно установить все особенности звучания слова.
  • Для каждой буквы составить свою транскрипцию.
  • Ни при каких условиях не подгонять звуки и буквы под друг друга. Например, ши [ шы ] – машин.
  • После завершения ещё раз чётко и тщательно произнести слово вслух, проверяя каждую единицу речи.

Для фонетического разбора существует специальный алгоритм. Некоторая информация обязательна для заучивания, остальное рекомендуется записать в виде памятки. Главные правила в фонетическом анализе в рамках школьной программы:

Звуковой анализ слова

  • Звонкие согласные на конце слова становятся глухими. Например, дуб [п].
  • Твёрдые согласные становятся мягкими, если после них стоят мягкие согласные. Например, здесь [з’д’эс’]. В основном это происходит с буквами: з/с, д/т, н.
  • Звонкие согласные становятся глухими, если после них стоит глухой согласный. Например, редко [ р ‘ этк а] .
  • Глухие преображаются в звонкие, если стоят перед такими же звонкими. Например, сдать [ здат ‘] образец.

Для студентов высших учебных заведений филологического профиля правил несколько больше. Они дополнительно изучают:

  • аккомодацию;
  • диссимиляцию;
  • редукцию.

Эти три пункта изучают для более глубоко понимания фонетики и того, как преобразуются нормы речи. Также они помогут студентам, которые желают в будущем преподавать, понятнее и быстрее объяснять сложные темы и разбирать популярные ошибки уже своих учеников.

Классификация звуков

В свою очередь, звуки тоже сортируют на две группы. Их главное отличие от друг друга — анатомия образования. Какие существуют классы:

Особенности разбора

  • Согласные. При их произношении человек сталкивается с препятствиями. Преградой выступает один орган или целая их группа (губы, зубы или язык).
  • Гласные. При помощи гортани и отдельных частей ротовой полости воздух без каких-либо помех выходит из лёгких — так образуется гласный звук.

Чтобы понять остальные различия, необходимо детально разобрать каждое понятие.

Виды гласных

Всего в русском языке существует 6 гласных звуков (о, и, а, э, ы, у), но для обозначения их на письме используют до 10 букв. Связано это с тем, что некоторые из гласных могут иметь несколько буквенных обозначений одновременно. Например, есть полугласная «й». Стоит учитывать, что в школьной программе она будет обозначаться согласным звуком. Также её предназначение — отображение дополнительных гласных (я, е/ё, ю). В фонетическом разборе это будет выглядеть:

  • я — [ йа ] ;
  • е — [ йэ ] ;
  • ю — [ йу ] ;
  • ё — [ йо ] .

Гласные звуки

Однако эти гласные не всегда будут отображаться в схеме двумя буквенными элементами. Правило сохраняется только в некоторых условиях:

  • В начале слова. (Яна, январь).
  • После гласных звуков (тихая гавань, молодая мама, скоростной поезд).
  • После твёрдого/мягкого знака (въехать в дом).

В противном случае эти гласные будут смягчать, но двойного звучания вместе с «й» не будут давать (ребята, ветер).

Все гласные подразделяют ещё на две подгруппы, в зависимости от звука, стоящего перед ними. К ним относят:

  • Если стоит твёрдый согласный (чашка, сорока). В эту группу входят: а/о, у, э, ы.
  • Если впереди указан мягкий согласный (пила, перо). Сюда включают: я, е/ё, и/е.

Каждая гласная имеет и свой личный характеризующий признак — ударение. Его в обязательном порядке требуется указать в фонетическом разборе. По этому признаку гласный может быть либо ударным, либо безударным. Ударный звук пишется и произносится всегда одинаково (Москва — под ударением «а»).

Группы согласных

Согласных звуков значительно больше, чем гласных. Всего их насчитывается 20. Они тоже делятся на группы по определённым признакам. При этом согласные могут одновременно значиться в нескольких группах, то есть иметь несколько признаков:

Классификация звуков

  • Звонкие: б, в, г, д, ж, з, р, л, н, м.
  • Глухие: п, ф, к, т, ш, с, х, ц, ч, щ.
  • Парные: б/п, в/ф, г/к, д/т, ж/ш, з/с.
  • Непарные, но они делятся на ещё 2 подгруппы. Звонкие: р, л, н, м. Глухие: х, ц, ч, щ.
  • Шипящие: ж, ч, ш, щ. Все остальные можно отнести к мягким или твёрдым.
  • Твёрдые: ж, ш, ц. Их мягкость не меняется в любых ситуациях.
  • Также неизменные мягкие: й, ч, щ.

При произношении могут возникнуть проблемы с правильным определением звонкости, так как и глухие, и звонкие имеют одну и ту же артикуляцию (кактус). Есть два метода решения задачи парных согласных:

  • Разделить алфавит на две части. Вначале будут идти звонкие согласные, после — глухие.
  • Изучить правила позиций согласных, при которых они в обязательном порядке становятся звонкими/глухими.

Схематическая модель

При фонетическом разборе составляется схематическое отображение слова. На деле это схема в виде цветовых карточек разных форм. Звуковой анализ слова и схема для дошкольников — пример, который способствует созданию образа для восприятия и понимания деталей структуры слова. Форм бывает всего две — прямоугольная или квадратная. А вот цветного отличия множество:

Разбор слова по слогам

  • Синяя карточка квадратной формы — твёрдый согласный звук.

  • Зелёная карточка в форме квадрата — мягкий согласный звук.
  • Квадрат в красном цвете — гласный звук.
  • Два треугольника (синего и красного оттенка), соединённых в один прямоугольник — слог, состоящий из твёрдого согласного и гласного.
  • Красный и зелёный треугольник, которые соединены в 1 прямоугольник — слог, состоящий из мягкого согласного и гласных звуков.

Звуковые схемы слов в 1 классе (карточки) имеют свою точную последовательность в цвете и формах. Если правильно пользоваться этим методом, обучение пройдёт быстро и легко.

Используют звуковой анализ слова в 1 классе (схемы и разбор) и дошкольном образовании, как вспомогательный инструмент при обучении чтению. Преподаватель сможет не только рассказать о каждой единице речи отдельно, но научит собирать их воедино и снова разделять. К тому же модель выделяет разницу в произношении между согласными и гласными звуками.

Алгоритм фонетического разбора

Когда все термины изучены, единицы речи отсортированы по группам, можно переходить непосредственно к самому фонетическому разбору. Все результаты анализа обязательно записывают. По внешнему виду он похож на составление транскрипции при чтении и произношении слов из иностранных языков.

Чтобы провести разбор правильно, необходимо следовать алгоритму. Порядок действий:

Как делят слово по слогам

  • Записать выбранное слово по правилам орфографии.
  • Выделить основные части — слоги. Например, азбука — аз-бу-ка.
  • Установить, какая из гласных является ударной. Лыжа — ударный звук «ы».
  • Составить схему (транскрипцию) звуков. Играть — [играт’].
  • Вывести подсчёт количества букв и звуков в слове. Елена — 5 букв, 6 звуков.

Разбор можно записывать не только по пунктам, но и в виде столбика. В таком случае каждая буква выписывается в отдельной строке и ей даётся своя характеристика.

Деление на слоги

Слоги в словах

Одним из пунктов разбора является поделить слово на слоги. Слоги — это самая маленькая единица строения речи. Существует небольшая хитрость: «чтобы сосчитать количество слогов в слове, можно просто посчитать гласные звуки». Например, в слове «астр» всего 1 слог.

Однако деление всё равно подчиняется строгим правилам, которые не всегда согласуются с требованиями переноса слова.

Первоначально важно знать, что слоги имеют несколько разновидностей:

  • Открытый — если заканчивается на гласный звук.
  • Закрытый — если в конце согласный (тетрадь).
  • Прикрытый, если в начале стоит согласный звук (ки-слый). Следовательно, если гласный — неприкрытый (окно).

Помимо видов, есть и другие правила разбора. Что необходимо знать о слогах:

Фонетический разбор слова

  • В составе слога обязательно должно быть по одному гласному и согласному звуку. Например, роза (ро-за). При этом отдельные даже важные части не могут быть полноценными слогами. Например, приставка не является слогом.
  • В основном слоги начинаются с согласного, а после него должен идти гласный. Сам по себе согласный звук не может составлять слог. Например, в слове мир — один слог, а не два.
  • Если в слове имеется мягкий/твёрдый знак, он входит в состав предыдущего слога. Например, подъ-езд. К тому же твёрдый/мягкий знак не может быть отдельным слогом. Например, семь — 1 слог, мальчик — 2 слога.
  • Несколько букв, которые создают собой один звук, нельзя разделить на разные слоги. Например, кружиться — кру-жи-ться .

Как и любая другая наука, фонетика постоянно развивается. Поэтому правила фонетического разбора могут со временем изменяться. Последние изменения в анализе:

  • Двойные буквы в слове по старым правилам распределялись по разным слогам. Сегодня их принято записывать в слог, который они начинают. Например, кла-ссный.
  • По нововведениям глухие согласные записывают в следующий за ними слог (точка: то-чка). В это время звонкие остаются в предшествующем слоге (клубника: клуб-ни-ка).

Знание фонетики не только даёт орфографическую грамотность. Эта наука способствует развитию памяти и фонетического слуха, учит правильно и красиво произносить те или иные звуки, понимая детали их состава. А если выполнить анализ самостоятельно не получается, можно сделать звуковой разбор слова онлайн.

Добавить комментарий