Как составить схему сложноподчиненного предложения с союзами

Если составление схем для сложноподчиненных предложений все еще представляет для вас сложность, прочитайте внимательно эту статью. В ей собраны примеры сложноподчиненных предложений со схемами всех возможных видов. Вдумчиво ознакомьтесь с ними – и задача составить схему для сложного предложения больше не покажется вам трудной.

Дальше, чтобы было проще читать, мы будем время от времени использовать аббревиатуру СПП для обозначения сложноподчиненных предложений.

Что такое сложноподчиненное предложение

Сложноподчиненным называют предложение, предикативные части которого находятся в неравных отношениях по отношению друг к другу. Одна из частей является главной, другая (другие) – придаточной, т.е. зависимой от главной. Подчинение придаточного предложения выражается с помощью подчинительных союзов и союзных слов.

Кроме того, придаточное предложение может относится ко всему главному предложению в целом (то есть распространять его) либо к какому-то слову в его составе.

СЛОЖНА-А-А 🙀 Ты же знаешь, что если не разобраться в теме сейчас, то потом придется исправлять оценки. Беги на бесплатное онлайн-занятие с репетитором (подробности тут + 🎁).

Типы сложноподчиненных предложений по значению

В зависимости от того, какими союзами и союзными словами придаточное предложение присоединяется к главному и какие смысловые отношения складываются между частями СПП, последние разделяются на несколько типов. Чтобы было короче, будем называть типы сложноподчиненных предложений по видам придаточных:

  • Придаточная изъяснительная. Связь с главным предложением осуществляется за счет союзов что, как, чтобы, ли.

    Отец сказал, что мама вернется с работы поздно.

    [ … ], (что …).

  • Придаточная определительная. Связь с главным предложением осуществляется с помощью союзных слов какой, который, чей, что, где, куда, откуда, как.

    Никто так и не смог вспомнить, чей желтый зонт весь вечер простоял в углу.

    [ … ], (чей …).

  • Придаточная присоединительная. Связь с главным предложением осуществляется при помощи союзных слов отчего, почему, зачем, всех падежных форм слова что.

    Объясни мне толком, зачем Настя все это делает.

    [ … ], (зачем …).

  • Придаточная обстоятельственная. Это значение выражает большое количество союзов и союзных слов. Поэтому этот тип СПП разбивается еще на несколько подпунктов – в зависимости от того, какие обстоятельственные значения выражают средства связи (союзы и союзные слова).

    Дети с нетерпением ждали, когда, наконец, наступит праздник, а в дом принесут елку.

    [ … ], (когда …), а ( … ).

Обстоятельственные значения:

    • места (средства связи придаточной и главной частей – союзные слова где, куда, откуда);

      Долго брели, спотыкаясь, и вышли к вечеру на опушку, откуда видна была дорога к городу.

      [ … ], (откуда …).

    • времени (средства связи придаточной и главной частей – союзы когда, пока, лишь, только);

      И она все звала и плакала, плакала и звала, пока окно, наконец, не открылось.

      [ … ], (пока …).

    • условия (средства связи придаточной и главной частей – союз если и т.п.);

      Если сейчас пойти прямо, на углу повернуть направо, то сможете выйти прямо к библиотеке.

      (если …), [то … ].

    • причины (средства связи придаточной и главной частей – союзы потому что, так как);

      Дети часто поступают против воли родителей, потому что молодежи хочется быстрее попробовать собственные силы.

      [ … ], (потому что…).

    • цели (средство связи придаточной и главной частей – союз чтобы);

      Чтобы добиться осуществления мечты, ты должен будешь хорошо постараться.

      (чтобы …), [ … ].

    • следствия (средство связи придаточной и главной частей – союз так что);

      Актер много готовился к прослушиванию, так что он смог получить роль.

      [ … ], (так что…).

    • уступки (средство связи придаточной и главной частей – союз хотя);

Хотя я никогда прежде не поднимался в воздух на воздушном шаре, управлять горелкой и держать корзину на нужной высоте оказалось не так уж сложно.

(хотя …), [ … ].

  • сравнения (средства связи придаточной и главной частей – союзы как, будто, словно, чем);

    Все кружилось и плыло перед глазами, будто дурацкая цветная карусель завертела меня по кругу.

    [ … ], (будто …).

  • меры и степени (средства связи придаточной и главной частей – союзы что, чтобы и союзные слова сколько, насколько);

    Не могу выразить словами, насколько все эти люди благодарны вам за своевременную помощь!

    [ … ], (насколько …).

  • образа действия (средства связи придаточной и главной частей – союзы что, чтобы, будто, как, точно, как будто, словно и союзное слово как).

    Соберись с духом и танцуй так, будто во всем большом зале нет ни одного человека.

    [ … ], (будто …).

Положение придаточного предложения в СПП

Как вы могли обратить внимание, глядя на сложноподчиненные предложения со схемами, положения главного и придаточного предложений не закреплены жестко, можно придумать несколько разнообразных комбинаций.

  • Придаточное предложение может располагаться перед главным:

    Какие бы сложности не поджидали на пути, ты должен упорно идти к своей заветной цели!

    (какие …), [ … ].

  • Придаточное предложение может располагаться после главного:

    Сходи к маме, попроси, чтобы она нам помогла.

    [ … ], (чтобы …).

  • Придаточное предложение может быть включено внутрь главного:

    Всюду, куда бы мы ни пошли, нас провожали удивленными взглядами.

    [ …, (куда …), … ].

Очевидно, что придаточная в СПП не обязательно должна быть одна. Их может быть и несколько. Тогда стоит рассмотреть все варианты того, какие отношения складываются между придаточными предложениями и главным.

Стоит еще уточнить, схема сложноподчиненного предложения может быть не только линейной (горизонтальной), как в примерах выше. Для того чтобы наглядно продемонстрировать зависимые отношения между главным предложением и несколькими придаточными, лучше подходят блок-схемы (вертикальные).

Блок -схемы (1)

Итак, для нескольких придаточных возможны такие случаи:

  • Однородное подчинение. Все придаточные предложения относятся к главному (или к какому-то слову в его составе). Кроме этого они отвечают на один вопрос. И между собой придаточные связаны по тому же принципу, что и однородные члены предложения.

    Дети притопывали ногами от нетерпения и не могли дождаться, когда же уже пора будет отправляться, когда же они, наконец, увидят море, когда все смогут вдоволь набегаться по берегу.

    Predlozhenija1

  • Параллельное подчинение. Все придаточные предложения относятся к главному. Но отвечают на разные вопросы.

    Когда пришла ее очередь выбирать, Оля взяла ту коробку, которая первой попалась ей под руку.

    Predlozhenija2

  • Последовательное подчинение. Одно придаточное предложение присоединяется к главному (его называют придаточным первой степени). Другое придаточное, второй степени, присоединяется к придаточному предложению первой степени. Кстати, при этом виде подчинения одно придаточное может быть включено в состав другого.

    Ребята решили, что все вместе сами справятся со сложной задачей, которую мужественно решил взвалить на свои плечи Миша.

    Predlozhenija3

Схема разбора сложноподчиненного предложения

Может возникнуть резонный вопрос, зачем же нужны все эти схемы СПП. У них есть как минимум одно прикладное назначение – обязательной частью синтаксического разбора сложноподчиненного предложения является составление его схемы.

Кроме того, как раз схема сложноподчиненного предложения поможет правильно проанализировать его для разбора.

Схема разбора СПП включает следующие пункты-задачи:

  1. Определить, каким предложение является по цели высказывания: повествовательным, вопросительным или побудительным.
  2. Каким – по эмоциональной окраске: восклицательным или невосклицательным.
  3. Чтобы доказать, что предложение именно сложное, нужно определить и обозначить грамматические основы.
  4. Обозначить, какой вид связи частей сложного предложения присутствует: союзная связь, интонация.
  5. Указать тип сложного предложения: сложноподчиненное предложение.
  6. Указать, сколько простых предложений входит в состав сложного, какими средствами присоединены придаточные предложения к главному.
  7. Обозначить главную и придаточную части. В случае сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными следует обозначить их цифрами (степени подчинения).
  8. Указать, с каким словом в главном предложении (или со всем предложением) связано придаточное предложение.
  9. Отметить способ связи предикативных частей сложного предложения: союз либо союзное слово.
  10. Если они имеются, обозначить в главной части указательные слова.
  11. Указать тип придаточного: изъяснительная, определительная, присоединительная, обстоятельственная.
  12. И, наконец, составить схему сложноподчиненного предложения.

Чтобы было понятнее, образец разбора сложноподчиненного предложения:

Predlozhenija5

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное. Это сложноподчиненное предложение, в состав которого входит четыре простых предложения. Средства связи: интонация, союзное слово когда, подчинительный союз что.

СПП состоит из одного главного и трех придаточных предложений: первое (2) и второе (3) придаточные предложения являются определительными, оба распространяют слово день в главном предложений и отвечают на вопрос какой? Между собой связаны сочинительным союзом и. Третье придаточное предложение (4) обстоятельственное (меры и степени), распространяет сказуемое второго придаточного предложения (3) и отвечает на вопросы насколько? в какой мере?

Таким образом, это сложноподчиненное предложение с подчинением придаточных следующих видов: однородным и последовательным.

Predlozhenija4

Резюме

Мы подробно рассмотрели разные схемы сложноподчиненных предложений с примерами. Если вы вдумчиво прочитали статью, никакое задание, связанное с СПП, больше не покажется вам сложным.

Мы также остановились на разновидностях схем СПП (горизонтальные и вертикальные). И, главное, на том, как эти схемы помогут вам правильно сделать синтаксический разбор сложноподчиненного предложения.

Поделитесь ссылкой на эту страничку со своими одноклассниками – нужные кнопки найдете под текстом. Пускай они тоже хорошо разберутся в этой теме и заработают хорошие оценки в классе и на экзамене.

Молодец! Раз ты дочитал это до конца, вероятно, ты все отлично усвоил.  Но если вдруг что-то еще непонятно – попробуй онлайн-занятие с репетитором (подробности тут + 🎁).

© blog.tutoronline.ru,
при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Схема сложноподчиненного предложения


Схема сложноподчиненного предложения

3.9

Средняя оценка: 3.9

Всего получено оценок: 575.

3.9

Средняя оценка: 3.9

Всего получено оценок: 575.

Умение составить схему предложения обязательно не только для того, чтобы делать качественный синтаксический разбор, но и для того, чтобы понимать принципы построения синтаксической единицы и правильно расставлять знаки препинания. Поскольку в сложноподчиненном предложении есть главная и придаточная часть, на схеме они будут обозначаться по-разному. Кроме того, из-за отношений подчинения между частями, часто удобно делать не только стандартную горизонтальную, но и вертикальную схему как более наглядный вариант.

Опыт работы учителем русского языка и литературы – 27 лет.

Схема сложного предложения с одной придаточной частью

Это самый простой вариант из всех. Главная часть обозначается квадратными скобками, придаточная – круглыми, запятая выносится за скобки, а подчинительный союз ставится внутри.

Вот несколько примеров со схемами сложноподчиненного предложения, у которого только одна придаточная часть.

Когда все закончилось, сотрудники выдохнули с облегчением.: (Когда…), […] – в данном предложении придаточная часть располагается перед главной, что полностью отражено на схеме.

Сотрудники вздохнули с облегчением, когда все закончилось.: […], (когда…) – здесь придаточная часть стоит после главного предложения, что также понятно из составленной схемы.

Самым сложным случаем является тот, когда главная часть разорвана придаточной. Чтобы это определить, нужно найти основу обоих предложений. На схеме это также отражается специфическим образом.

Вот пример такого предложения.

Сейчас, куда бы мы ни направлялись, нас сопровождала охрана.: [ …, (куда …), … ].

Схема сложноподчиненного предложения с однородным подчинением

Если в сложноподчиненном предложении две и более придаточных частей, то подчинение в тем может быть либо последовательным, либо однородным. Отразить характер подчинения с помощью обычной горизонтальной схемы можно только при условии использования стрелок, так что в случаях, когда требуется большая наглядность, обычно используют вертикальную схему. Однако часто используется и обычная горизонтальная схема.

Вот пример предложения с однородным подчинением.

Они ехали к морю в большом нетерпении, дожидаясь часа, когда можно будет выйти из надоевшей машины, когда под ногами окажется теплый песок.: […], (когда…), (когда…). Параллельность этого подчинения на горизонтальной схеме можно подчеркнуть, если от главного предложения провести две стрелки к двум придаточным.

Схема сложноподчиненного предложения с параллельным подчинением

Горизонтальная схема такого предложения будет выглядеть так же, но стрелки будут идти либо от разных слов главного предложения к придаточным, либо придаточные предложения будут отвечать на разные вопросы.

Когда настало время выбирать, Аня закрыла глаза и взяла бумажку, которая лежала на самом дне коробки.: (Когда …), […], (которая …).

Схема сложноподчиненного предложения с последовательным подчинением

Горизонтальная схема такого предложения будет выглядеть так же, как схема предложения с однородным подчинением, но стрелки будут идти не от главного предложения к придаточным, а от главного – к одному придаточному, а уже от него – ко второму и так далее.

Аня закрыла глаза и взяла бумажку, что лежала на самом дне коробки, в которой до того хранились какие-то вещи.: […], (что …), (которая …).

Разбор сложноподчиненного предложения помогает не только выявить отношения между его частями, но и уточнить, какой смысл вкладывал в данную синтаксическую единицу автор.

Заключение

Что мы узнали?

Чтобы составить схему сложноподчиненного предложения, нужно определить, сколько в нем частей, а также то, какая из них является главной – она будет обозначаться на схеме квадратными скобками. Придаточные части обозначаются круглыми скобками, а союз указывается внутри них, в то время как знак препинания выносится за пределы скобок в любом случае. Если в предложении больше двух частей и необходимо указать на характер подчинения (оно может быть однородным, последовательным или параллельным), для этого используется вертикальная схема или стрелки на горизонтальной.

Тест по теме

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда – пройдите тест.

  • Людмила Кириллова

    10/10

  • Кувандык Эгамбердиев

    10/10

Оценка статьи

3.9

Средняя оценка: 3.9

Всего получено оценок: 575.


А какая ваша оценка?

На чтение 15 мин Просмотров 82 Опубликовано 7 апреля 2023 Обновлено 7 апреля 2023

Содержание

  1. Как составить схему предложения: основные виды с примерами
  2. Алгоритм составления схемы предложения
  3. Графические обозначения
  4. Схема простого предложения
  5. Схемы с обращениями и вводными словами
  6. Схемы с причастными и деепричастными оборотами
  7. Схемы с прямой речью
  8. Схема сложного предложения
  9. Сложное предложение в русском языке
  10. Что такое сложное предложение
  11. Союзное предложение
  12. Сложносочиненное предложение
  13. Сложноподчиненное предложение
  14. Бессоюзное предложение
  15. Сложные предложения с разными видами связи
  16. Методика определения сложного предложения
  17. Запятые и другие знаки препинания в сложных предложениях
  18. Тест на проверку усвоения материала
  19. Сколько грамматических основ в сложном предложении
  20. Определение типа связи в сложном предложении
  21. Определение необходимости знаков препинания

Как составить схему предложения: основные виды с примерами

Раз вы тут оказались, наверняка вы школьник, которому надо составить схему предложения. Это стандартное домашнее задание. Схема обычно делается в рамках синтаксического разбора предложения, но бывает и отдельно.

Предлагаю пройти тест — ответить на пять вопросов по схеме предложения.

[quiz-cat >Ну как, что получили? А теперь объяснения.

Алгоритм составления схемы предложения

  1. Внимательно прочитайте предложение.
  2. Найдите подлежащее и сказуемое – грамматическую основу предложения. Грамматических основ может быть и несколько, в этом случае предложение сложное. Подчеркните подлежащее одной чертой и сказуемое двумя чертами.
  3. Определите, простое или сложное предложение.
  4. Обозначьте границы предложений вертикальными черточками. Отметьте границы простых предложений.
  5. Для сложных предложений определите союзную связь: сложносочиненное или сложноподчиненное предложение. Сочинительный или подчинительный союз.
  6. Выделите деепричастный и причастный оборот, если есть.
  7. Найдите второстепенные члены предложения. Подчеркните их так:
    • определение – волнистая линия
    • дополнение – пунктир;
    • обстоятельство – точка, тире, точка, тире;
    • деепричастный оборот – точка, тире, точка, тире, выделяется с двух сторон вертикальными чёрточками;
    • причастный оборот – волнистая линия, выделяется с двух сторон вертикальными чертами.

Графические обозначения

Главное предложение обозначается квадратными скобками, а придаточное — круглыми.

Графические обозначения в схеме

Схема простого предложения

А теперь вернемся к простым предложениям. Начнем с самого простого:

Вот безличное односоставное предложение, где главный член — сказуемое:

Вот определенно-личное предложение, в котором главный член — сказуемое.

Но все эти детали (безличное, неопределенно-личное) в школе запоминать не надо, главное указать подлежащее со сказуемым. Что такое односоставные предложения вообще-то проходят в каком-то классе, но безличные они или неопределенно-личные, по-моему, уже не проходят.

Бывают еще простые и сложные сказуемые. Простое:

Далее сложное глагольное. Здесь глагол один — «собиралась идти». Не дайте ввести себя в заблуждение двумя словами, из которых он состоит:

Схемы с обращениями и вводными словами

В схеме обращения обозначаются O и обособляются вертикальными черточками. Обращения не являются членами предложения, потому и обособляются черточками. Они могут быть расположены в любом месте предложения. В схему обычно переносятся стоящие при них знаки препинания.

Схемы с причастными и деепричастными оборотами

Крестиком тут обозначено главное слово «туман». Туман какой? Постепенно сгущавшийся. От него задается вопрос, потому это главное слово.

Схемы с прямой речью

Схема сложного предложения

В сложносочиненном предложении обе части равноправны, ни одна не подчинена другой.

Вот сложносочиненное предложение с союзом «а»:

А вот сложносочиненное предложение с союзом «и»:

В сложноподчиненном предложении есть главное и придаточное, поэтому иногда схемы составляют вертикально, если уровней зависимости несколько. Главное — в квадратных скобках, зависимое — в круглых:

Если еще уточнить, какое именно испытание ее ждет, получится три уровня:

Тут обе пары круглых скобок выглядят одинаково, тогда как на деле «какое испытание» — это второй уровень вложенности. Сначала «что ждет» — «испытание». Потом «какое» — «которое определит»:

Настя прищурилась когда? Когда Петя подошел.

Настя прищурилась зачем? Чтобы лучше рассмотреть его.

Оба придаточных относятся к «Настя прищурилась» — уточняют зачем и когда она это сделала. А не одно придаточное уточняет другое придаточное. Оба равноправны, так как каждое уточняет главное:

Источник

Сложное предложение в русском языке

Предложение является основной синтаксической единицей в русском языке. Это группа слов, которые объединены между собой смыслом. А грамматической основой является подлежащее (отвечает на вопрос Кто? Что?) и сказуемое (Что делать?). Когда в предложении одна грамматическая основа, его называют простым.

Что такое сложное предложение

Предложение, которое состоит из нескольких (двух, трех или более) простых, называется сложным. Части (грамматические основы) связываются между собой с помощью союзов, союзных слов или интонации.

Мама ушла на работу, а папа уехал в магазин.
Дети кричали громко, я не услышал, что сказала мама.
Белки на зиму запасают орешки, и барсуки готовят припасы.

Простые предложения, являющиеся частью сложного, могут быть как распространенными, так и не распространенными:

  • Голая грамматическая основа. Витя играет, Катя кушает. (бессоюзная связь, части связаны только запятой)
  • Основа со второстепенными членами. Витя в комнате играет машинками, а Катя в столовой долго кушает суп. (это предложение связано союзом)

Составить пример такого типа не тяжело, достаточно собрать несколько простых предложений в одно.

  • Имеем на входе: Маша гуляет . Катя доучивает уроки . Ее мама не отпустила из-за плохих оценок .
  • После объединения: Маша гуляет, а Катя доучивает уроки, потому что ее не отпустила мама из-за плохих оценок.

Союзное предложение

Сложные союзные предложения передают многообразие временных, условных и причинно-следственных связей в тексте. Подобные предложения употребляются в книгах, научных изданиях и классике.

Грамматические основы объединены связью при помощи союзных слов или союзов, в зависимости от специфики построения грамматических основ на выходе мы получаем условные группы. Ниже рассмотрим каждую из них более подробно.

Сложносочиненное предложение

Сложное предложение, использующее сочинительную связь между равноправными частями, которые грамматически не зависят друг от друга называется сложносочинённым.

Девочки танцуют, мальчики сидят и смотрят.
Катя смотрит мультики, а Миша просит включить спортивный канал.

В сложносочиненных предложениях равноправные части связываются соединительными, разделительными или противительными союзами. Более подробно об этом типе предложений мы расписали в таблице ниже, чтобы наглядно можно было понять разницу.

Тип Союзы, которые характеризуют Примеры
Временные (последовательность, одновременность) и

также

Мы положили на стол сладкое, и прилетели осы.

Не только Маше хочется куклу, но и Таня давно о такой мечтает.

Лена катится с горки, да Миша летит кувырком.

Как девочки идут на музыку, так и мальчики шагают парами на урок.

Противопоставления, сопоставления явлений а

зато

Дети собрались гулять, но на улице пошел дождь.

Дедушка отказался от прогулки в лесу, зато почитал интересную книгу.

Мы рассчитывали на высокий рейтинг, однако ожидания не оправдались.

Папа сидел за рабочим столом, а мама шила на диване.

Чередования явлений либо указание на возможность реализации одного из указанных явлений Разделительные союзы

то ли – то ли

То ли дерево так ветками бьет по крыше, то ли дождь большими каплями стучит.

Ты придешь, или я к тебе приду.

Мама купит машинку, либо папа привезет игрушку на праздник.

Сложноподчиненное предложение

Данный вид сложного предложения состоит из неравных частей, то есть главной и зависимой от него.

Дети во дворе делали горку, поэтому папа Саши предложил помочь.

Части соединяются при помощи:

Как и в предыдущем блоке, для наглядности, рассмотрим примеры в виде таблицы:

Тип Вопрос, на который отвечает придаточная часть Союзные слова и союзы Пример
Определительное (относится к существительному и определяет его) Какой? который, какой, чей, когда, где, куда, откуда, что К нам подбежала собака, которая жила в этом дворе.

Я уже видела этого врача, когда он лечил брата.

Изъяснительное (относятся к глаголам со значением речи, мысли, чувства) Все падежные вопросы что, кто, как, как бы, чтобы и др. Дети обрадовались, что вынесли торт.

Мы пошли сквозь траву, чтобы не потерять драгоценное время.

Присоединительное (относится ко всей главной части, выражает дополнительное, пояснительное значение) что, отчего, почему, зачем и др. Подул сильный ветер, отчего стало холодно.
Обстоятельственное (выражают значение обстоятельства времени или других причин) Время Когда? Как долго? когда, как, пока, едва, прежде чем, в то время как, с тех пор как Прежде чем я уйду на работу, мы поговорим.

В то время как я заканчивала школу, мой брат находился в армии.

Место Где? Откуда? Куда? где, куда, откуда Девочка побежала в сторону, где слышался звук.
Причина Почему? Отчего? потому что, оттого что, так как, ибо, поскольку Мама выбрала метро, поскольку автобус стоял в пробке.
Следствие Вследствие чего? так что Урок начался позже, так что я успела повторить тему.
Условие При каком условии? если, если – то, коли, коль скоро, раз Если не пропустят в кино, то пойдем в театр.
Цель С какой целью? Зачем? чтобы (чтоб), для того чтобы, дабы, лишь бы, только бы Для того чтобы не пропустить момент, я сидел и ждал.
Уступки Вопреки чему? Несмотря на что? хотя (хоть), несмотря на, даром что, пусть, пускай Пусть не пришла, нам и втроем весело.
Сравнение Подобно чему? Как? как, будто, словно, точно, подобно тому как, так же как На улице резко стемнело, будто время уже было позднее.

Катя побелела от увиденного, словно ее накрасили белой краской.

Образ действия Каким образом? Как? как, будто, как будто, точно, словно Лена сделала уроки так, как прописано в дневнике.
Мера и степень В какой мере и степени? как, что, сколько, настолько Я так устала, что не могу никуда идти.

Рита плакала, настолько сильно расстроилась.

Бессоюзное предложение

Бессоюзные предложения немного отличаются от представленных выше, их составные части чаще всего являются равноправными. В них отсутствуют союзы, а соединение происходит за счет интонации.

Он встал, не обращая внимания учительница продолжила урок, класс удивился.
Мама не откликалась, на улице была ночь.
Никогда не торопитесь сдать работу, проверьте ошибки еще раз.

Как правило, в таких предложениях составные части можно разделить на несколько простых. При этом смысл не потеряется.

На улице холодно, я одела шапку и вышла, на уроки успеваю. (На улице холодно. Я одела шапку и вышла. На уроки успеваю.)
Все смотрят телевизионный сериал: дедушка сидит в кресле, папа с мамой уютно расположились на диване, мне удобнее на полу. (Все смотрят телевизионный сериал. Дедушка сидит в кресле. Папа с мамой уютно расположились на дивание. Мне удобнее на полу.)

Сложные предложения с разными видами связи

Одно сложное предложение может использовать между своими частями совершенно любой вид взаимосвязи, таким образом в одной конструкции можно увидеть и сложносочинённые, и сложноподчинённые, и бессоюзные предложения.

Чтобы понять автора, достаточно определить порядок группировки простых предложений между собой, в этом помогают знаки пунктуации, союзы и союзные слова.

[С правой стороны высадили большие деревья], (которые закрывали часть фонарей), (от этого идти там было совсем темно), [мы обошли стороной].

В данном предложении четыре грамматические основы: Высадили; закрывали; было идти; мы обошли. Используемые связи: подчинительная и бессоюзная. О подчинительной связи говорят союзные слова: которые, от этого.

Примеры, когда объединяются два и более вида связи

  1. Подчинение и сочинение .
    Солнечные лучи уходили и сумерки наступали, как обычно бывает.
    (Союзы «и, как» говорят о видах связи).
    Посмотрим, какая схема получается, исходя из данных: [ ], и [ ], (как… ).
  2. Сочинение и бессоюзная связь .
    Она давно уже пришла домой, но никак не могла согреться: жуткий мороз царил на улице. (тут нужно обратить внимание на «но» и дальнейшее отсутствие союзных слов).
    Вот так выглядит схема: [ ], но [ ] : [ ].
  3. Подчинение и бессоюзная связь .
    Когда Миша закончил уроки, Паша уже ждал его во дворе; они договаривались поиграть в футбол. (Здесь имеется союзное слово Когда, мы его отразим в графике).
    Схема сложного предложения (Когда ), [ ] ; [ ].
  4. Сочинение, подчинение и бессоюзная связь .
    Мама в саду посадила много всего и даже цветы росли; они скоро начнут распускаться, так что скоро станет совсем красиво. (В данном тексте союз и союзное слово «и» и «так что». Обязательно прописываем их, чтобы не упустить основную связь и не запутаться).
    Строение получается таким: [ ] и [ ] ; [ ], [ ] (так что …).

В сложных предложениях с сочинительной и подчинительной связью рядом могут оказаться сочинительный и подчинительный союзы.

Весь урок мы писали контрольную, но, когда прозвенел звонок, мы все еще не закончили.

Схема этого предложения [ ], но, (когда …), [ ].

Методика определения сложного предложения

Чтобы определить, сколько грамматических основ в предложении, и к какому типу они относятся, нужно научиться делать синтаксический разбор.

Поэтапные шаги для синтаксиса сложного предложения:

  1. Определите, к какому типу относится предложение. Напоминаем, что их всего три. Повествовательное, побудительное и вопросительное.
  2. Укажите какого вида. Восклицательное или нет.
  3. Найдите все грамматические основы. Посчитайте, сколько простых предложений собрано в одном, расставьте границы.
  4. Анализируйте смысловые части и виды связи. Повторимся, они могут быть бессоюзными, сочинительными или подчинительными.
  5. Охарактеризуйте смысловые отношения между найденными частями.
    • Для Сложносочинённого — укажите тип связи между составляющими.
    • Для Сложноподчинённого — найдите главное и придаточное предложение с указанием типа связи и вида придаточного
    • Для Предложения с разными видами связи — выделите смысловые части и разберите каждую как соответствующее простое или сложное предложение.
  6. Благодаря полному анализу, можно составить схему сложного предложения, указав, как части зависят друг от друга.

Для наглядности разберем подобное. Пошел сильный дождь, как будто стеной оградил нас от остальных ребят, и, чтобы не потеряться, мы решили переждать непогоду, которая по прогнозам синоптиков должна была скоро закончиться.

  1. Повествовательный тип предложения;
  2. Эмоциональная окраска — Невосклицательное;
  3. <Пошел сильный дождь>, <как будто стеной оградил нас от остальных ребят>, и, <чтобы не потеряться>, <мы решили переждать непогоду>, <которая по прогнозам синоптиков должна была скоро закончиться>. — видим 5 грамматических основ, на основании чего заключаем что предложение сложное.
  4. Перед нами предложение с разными видами связи, которое представляет собой две сложносочинённые части, соединённые сочинительным союзом «и». Каждая из частей представляет собой сложноподчинённое предложение.
  5. Разберём каждую из частей как отдельное сложное предложение.
    1. [Пошел сильный дождь], (как будто стеной оградил нас от остальных ребят). — Сложноподчинённое обстоятельственное предложение (сравнения) с подчинительной связью, где первая часть является главной, а вторая — придаточной.
    2. (Чтобы не потеряться), [мы решили переждать непогоду], (которая по прогнозам синоптиков должна была скоро закончиться). Сложноподчинённое предложение с двумя типами придаточных: обстоятельственным (цели) и определительным. Средняя часть является главной, крайние левая и правая — придаточными.
  6. Составляем схему всего предложения. [ ], ( как будто . ), и, (чтобы. ), [ ], (которая. ). Обратите внимание, что необходимо в схеме прописывать союзы, благодаря которым вы выявили связь.

Запятые и другие знаки препинания в сложных предложениях

В сложных предложениях, грамматические основы простых предложений, должны выделяться запятыми. Но бывают и исключения. Разберем более подробно.

  • Если в таком предложении имеется второстепенный член предложения, который относится к обеим частям запятая не ставится.
    К Новому году накрыли стол и купили фейерверки.
  • Если обе части сложносочиненного предложения являются вопросительными или побудительными, запятая не ставится.
    Какую ёлку купим и кто будет ее украшать?

Придаточное предложение всегда отделяется запятыми. Одна ставится, если оно расположено в начале или в конце, две ставим, если в середине.

Перед тем, как расставлять знаки препинания, разделите на отдельные грамматические основы. Установите связь между ними. Основные правила, при которых нужно поставить знаки препинания:

  • Запятая ставится между простыми предложениями, отделенными, как союзами, так и бессоюзно.
    Компьютер перестал работать, потому что дома выключили свет, а на телефоне еще имеется зарядка.
  • При бессоюзной связи, если предложения между собой тесно взаимосвязаны, ставим точку с запятой.
    На утро солнечные лучи пробивались сквозь тучи, скоро станет ясно; наконец-то дождь закончился.
  • При бессоюзной связи можно поставить запятую, тире или двоеточие.
    На озере было чудесно, кого тут только не было: из-за травинок выпрыгивали лягушки, над водой летали стрекозы, красивые бабочки садились на цветы.
  • Запятая ставится при стыке союзов разных видов связи, если далее не следует вторая часть двойного союза (то, так, но).
    Наступала весна, и, когда потекли ручьи, снеговик растаял.
  • Запятая ставится при равноправных предложениях.
    На улице светило солнышко, птички громко пели.

Тест на проверку усвоения материала

Вы ознакомились со всеми правилами, связанными со сложными предложениями. Чтобы понять, насколько вы вникли в тему, пройдите простое тестирование и ознакомьтесь с результатами.

Сколько грамматических основ в сложном предложении

Три вопроса, на каждый имеются предложенные варианты ответов.

  1. Шел снег, за окном ничего не видно, только проблески огоньков вдали.
    1. 2
    2. 3
    3. 4
  2. Погода все больше хмурилась, дождь не утихал: большие капли били жестко и неумолимо по лицу.
    1. 3
    2. 1
    3. 2
  3. В комнате было светло, но какое неприятное чувство не давало покоя, что вот-вот что-то должно произойти.
    1. 1
    2. 2
    3. 4
    4. 3

Определение типа связи в сложном предложении

Проверьте знания, ответьте на вопросы, записывая те из вариантов, которые считаете верными.

  1. Солнце давно село, но пение птиц не прекращалось, будто мы попали в сказку.
    1. подчинительное и сочинительное;
    2. бессоюзное и сочинительное;
    3. сочинительное;
    4. подчинительное и бессоюзное.
  2. Солнечные лучи пробивались сквозь громоздкие тучи, но, когда подул ветер, света не стало.
    1. сочинительный и подчинительный;
    2. только сочинительный;
    3. только подчинительный.
  3. Когда начались уроки, позвонила мама; она переживала, что я не написал по приходу в школу.
    1. подчинительные и сочинительные;
    2. бессоюзные;
    3. сочинительные;
    4. подчинительные.

Определение необходимости знаков препинания

Поставьте знаки препинания, основываясь на полученных знаниях:

  1. Рома одел куртку несмотря на теплый осенний день дул прохладный ветер и моросил дождь можно и простыть.
  2. Правда нужна даже тогда когда никто о ней не помнит.
  3. Когда знаешь как нужно правильно не ошибешься.

Рома одел куртку, несмотря на теплый осенний день, дул прохладный ветер, и моросил дождь, можно и простыть.

Правда нужна даже тогда, когда никто о ней не помнит.

Когда знаешь, как нужно правильно, не ошибешься.

Основное, что необходимо, запомнить союзы, чтобы грамотно сопоставить связь. А знаки препинания расставятся в зависимости от смысла и интонации. Основы, полученные от данного правила, помогут писать без синтаксических и пунктуационных ошибок.

Источник

На чтение 13 мин Просмотров 15.1к. Опубликовано 01.02.2021 Обновлено 13.02.2023

Программа ознакомления со сложноподчинёнными предложениями начинается с пятого класса и заканчивается в девятом. Предложения, состоящие из двух и более грамматических основ, называются сложными. Они в свою очередь делятся на сложносочинённые (ССП) и сложноподчинённые (СПП).

Оглавление

  • 1 Особенности сложноподчиненного предложения
    • 1.1 СПП с однородным подчинением
    • 1.2 СПП с параллельным подчинением
    • 1.3 СПП с последовательным подчинением
    • 1.4 СПП с комбинированным подчинением
  • 2 Сложноподчиненные предложения с разными видами придаточных частей в примерах
    • 2.1 Придаточные части поясняют одно слово в главном предложении
      • 2.1.1 Предложения с придаточными изъяснительными
      • 2.1.2 Предложения с придаточными определительными
      • 2.1.3 Предложения с придаточными образа действия
      • 2.1.4 Предложения с придаточными места
      • 2.1.5 Предложения с придаточными меры и степени
    • 2.2 Придаточные части поясняют главное предложение целиком
      • 2.2.1 Предложения с придаточными времени
      • 2.2.2 Предложения с придаточными цели
      • 2.2.3 Предложения с придаточными причины
      • 2.2.4 Предложения с придаточными сравнения
      • 2.2.5 Предложения с уступительными придаточными
      • 2.2.6 Предложения с условными придаточными
      • 2.2.7 Предложения с придаточными следствия

Особенности сложноподчиненного предложения

Сложноподчинёнными являются предложения, когда одна часть главная, а остальные — зависят от нее. Такие грамматические основы называются придаточными, они становятся дополнением к мысли и не могут опускаться, потому что потеряется основной смысл.

Любое СПП можно представить в виде схемы, где квадратные скобки [ ] — главная грамматическая основа; полукруглые скобки ( ) — придаточная часть предложения, которая подчинена основному. Каждая часть может быть как распространённой, так и нераспространённой, состоящей из одного подлежащего или сказуемого.

Взаимное расположение грамматической основы и придаточной части СПП, а также расставляемые знаки препинания мы свели в небольшую таблицу.

В центре [ ,( ), ] Днем, когда вода спокойна, мы пошли на речку.
Спереди ( ), [ ]. С тех пор как обветшала крыша, в дом никто не заходил.
В конце [ ], ( ). Сломался компьютер, когда перегрелась плата.

Подчинительная связь происходит с помощью придаточных предложений. От зависимой грамматической основы можно задать вопрос к главной части. Так определяется, какая грамматическая основа основная, а какая её дополняет.

Зависимые предложения прикрепляются к главной основе при помощи союзов и союзных слов. Обратите внимание, чтобы отличить союз от союзного слова, нужно опустить это слово. Если смысл не потерялся, значит перед нами союз. К союзным словам можно задать вопрос.

Рассмотрим на примерах, чтобы стало понятней.

Нет ничего в нашей жизни, что нельзя передать словами. — [ ], (что).

Мы ее нашли за домом, где раньше никто не ходил. — [ ], (где).

Листья опадали с деревьев, словно наступила осень. — [ ], (словно).

СПП с однородным подчинением

Однородным называется подчинение, при котором главной части подчиняются несколько зависимых предложений, отвечающих на один и тот же вопрос и относящихся к одному слову.

Такие грамматические основы схожи между собой союзными словами. Рассмотрим на примере.

Хотя дрова уже привезли и печку растопили, но Катя всё не могла согреться.

  • Здесь главная часть: Катя всё не могла согреться.
  • Зависимые: дрова уже привезли, печку растопили. Соединены союзом «и».
  • Повторение «Хотя» опускается. >> Хотя дрова уже привезли и хотя печку затопили, но Катя всё не могла согреться.
  • На основе представленного предложения, составим схему: (Хотя) и ( ), [ ].

Чтобы убедиться, что перед вами находятся подобного рода связи:

  1. Задайте вопрос от подчинённых частей к главной, он должен быть одинаковым. Мы дома слышали, как на улице свистел ветер и как капли дождя били по крыше.
    • Мы слышали (Что?) как на улице свистел ветер.
    • Мы слышали (Что?) как капли дождя били по крыше.
  2. Проверьте, какой вид у частей, он должен быть одинаковым. Когда придёт лето и снег растает, мы поедем на дачу. Когда придёт лето и КОГДА (опущено) снег растает.

От проводов сын отказался, сказав, что он уже большой и что друзья будут смеяться.

Можно было написать: От проводов сын отказался, сказав, что он уже большой и друзья будут смеяться. Опустили Что, но смысл остался прежним.

Летом мы побывали в лесу и узнали, как растут ягоды, как собирать грибы, и как много красивых цветов выращивает природа.

  1. Также, при разделении на разные предложения, смысл должен сохраниться, а предложение будет звучать, как законченная мысль.

Я жду момента, когда закончится школа и когда начнется поступление в институт.

  1. Я жду момента, когда закончится школа.
  2. Я жду момента, когда начнется поступление в институт.

СПП с параллельным подчинением

В предложении с параллельным подчинением несколько зависимых частей, при этом все они относятся к главному предложению, но отвечают на разные вопросы.

То есть, каждое зависимое раскрывает больше информации в разных направлениях. Одно может характеризовать, другое показывать время, третье — место. Рассмотрим несколько примеров предложений, чтобы было понятней.

Когда мама пришла домой, она почувствовала запах, который запомнился на всю жизнь.

Схема выглядит так: (…), [..], (..). Обе придаточных части относятся и зависят от главного предложения.

Когда произошло это событие, мы все находились в школе, которая расположена рядом с центром.

Тогда мы и не подумали, время было позднее, которое не подразумевает прогулок. — (Тогда ), [ ], (которое ).

Основные признаки, которые характеризуют параллельное подчинение:

  • придаточные части различны между собой не только союзами, но и видами;
  • зависят от одной грамматической основы или слова.

Когда я смотрела на дочь, то искренне удивлялась, что она выросла такая большая.

Перед тем как собирать вещи, мама спросила, точно ли мы решили уезжать.

СПП с последовательным подчинением

Грамматических основ в последовательном подчинении должно быть от трёх и больше. Одна является основной частью, остальные — зависимыми. Первоначально идёт главное предложение, а за ним по цепочке придаточные. Вопросы задаются для каждой основы от предыдущего простого предложения.

То есть, одна придаточная часть зависит от главной, остальные части зависят от придаточных. Если убрать одну из грамматических основ, мысль окажется незаконченной. Рассмотрим на примере.

Наконец-то наступило лето, когда можно выбегать на улицу без куртки и шапки, потому что погода позволяет.

Составим схему: [ ], (когда ), (потому что ). Как видим, первое предложение главное. От него зависит следующее, которое является придаточным. А от этого придаточного зависит последующее.

Можем сделать вывод, что последовательным подчинением называется связь, которая соединяет каждое предложение со стоящим перед ним. К такому типу можно составить стандартную схему: [..], (..), (.), (..). При этом союзные слова могут меняться, в зависимости от смысла.

Чтобы понять, что перед нами данный тип подчинения, нужно:

  1. Задавать вопросы от одной грамматической основы, к последующей. При этом от одного простого предложения, несколько вопросов не задать.
  2. Тип придаточных может быть, как разным, так и одинаковым.

На уроке отвечал и Коля, который доказывал свою точку зрения, что исторические книги найдены не все.

На лето мы уезжаем к бабушке в деревню, где находится речка, в которой мы постоянно рыбачим.

В этот раз его соперником был Борис, который тренировался в большом зале, где постоянно проходили соревнования.

При прерывании цепочки, мы потеряем общий смысл и текст покажется незаконченным.

Сегодня я встретила Машу, которая жила во дворе, где мы постоянно гуляли.

Оборвём последнюю часть: Сегодня я встретила Машу, которая жила во дворе. (напрашивается вопрос — в каком дворе? — Где мы постоянно гуляли).

СПП с комбинированным подчинением

При комбинированной связи, в СПП располагаются придаточные предложения, которые могут быть как с однородным/параллельным подчинением, так и с последовательным. Важно правильно расставить вопросы и обозначить тип связи.

Всюду, куда не посмотришь, льются потоки воды, так что не разберешь, идёт ли дождь с неба или с земли.

Первоначально, составим схему. Она выглядит так: [ ,(куда), ], (так что ), (ли ).

Вопросы, которые задаются от одной грамматической основы к другой:

  • Всюду (где?) куда не посмотришь.
  • Льются (Как?) так что не разберешь.
  • Не разберешь (Что?) идет ли с неба или с земли.

Сложноподчиненные предложения с разными видами придаточных частей в примерах

Как соединяются и зависят друг от друга придаточные части мы выяснили. Но каждая зависимая грамматическая основа еще раскрывает какую-то дополнительную информацию. В зависимости от этого вид такого предложения меняется.

Придаточные части поясняют одно слово в главном предложении

Существует пять видов придаточных частей, которые поясняют только одно слово, а не всё предложение целиком. Рассмотрим подробнее каждый из них.

Предложения с придаточными изъяснительными

Такие зависимые части чаще всего описывают сказуемое, которое является глаголом или кратким прилагательным. При этом отвечает на вопросы всех косвенных падежей.

Я и не слышала, как сзади кто-то подошел.

Если убрать вторую часть предложения, то оно будет незаконченным. Я и не слышала (Что?). Таким образом требуется дополнение.

Рассмотрим в таблице признаки изъяснительных придаточных.

Наименование Описание Пример
Слова, к которым присоединяются зависимые грамматические основы Имеют значение речи, мысли, восприятия, чувства или состояния: спорить, отвечать, говорить, сердиться, грустить, сожалеть, радоваться, решать, удивляться, думать, размышлять.

Она расстроилась, когда часы пробили полночь.

Занимаясь делами, мы не обращали внимание, как быстро проходили поезда за рекой.

Союзы Что, чтобы, как, будто, ли

Каждый раз смотрю на них и удивляюсь (чему?), как красиво они смотрятся на этом месте.

Даже дома было слышно (Что?), что в соседнем ауле неспокойно.

Прихожу к бабушке и любуюсь (Чем?), как горит огонь в печке.

Союзные слова

кто, что, где, когда,

сколько, куда, как, зачем и т. п.

Мы и не заметили (Что?), как быстро прошло время.

Матвей часто забывал (О чем?), какие уроки задали на дом.

Указательное местоимение тот, та, то, те

Наверное, пора подумать о том (о чем?), что сказала мама накануне.

Ей больше не надо того, что выдают в больнице в качестве завтрака.

Предложения с придаточными определительными

Чтобы понять, что перед нами данный вид связи, замените союзное слово что на который. Он указывает на признак предмета, названного определяемым существительным.

Маша указывала на море, которое все больше волновалось и поднимало волны.

Море (Какое?) — которое волновалось и поднимало волны.

Катя никогда не видела снега, который притягивал и манил ее во снах.

Девочки увидели затмение, которое повторится через много лет.

Придаточные определительные не характеризуют, а описывают ситуацию, давая косвенную оценку существительному.

Одно из дел, которое было запланировано, откладывается на неопределенный срок. — [ ,(которое ), ]

Соединительную связь, используемую в данных видах предложений, можно поделить на две группы, описанные в таблице ниже.

Наименование Вопросы Пример
Основные Который, чей, какой Дом, где (в котором) я провел детство, находится далеко от моего проживания.
Второстепенные Где, куда, откуда, когда На пороге я увидел перчатку, что (которую) потерял утром.

Очень часто в подобных видах связи встречаются указательные местоимения и наречия (тот, такой).

Это был тот кот, которого мы видели вчера на соседней улице. [ … тот], (которого).

Предложения с придаточными образа действия

Зависимая часть описывает способ и образ действия. Располагается после главной грамматической основы.

Наименование Описание Примеры
Отвечает на вопросы
  • как?
  • каким образом?
На улице светит солнышко, как сказали в прогнозе погоды.
Способы присоединения
  • при помощи союзных слов как, сколько, насколько;
  • при помощи союзов что, чтобы, словно, точно, будто, как будто.

Концерт проходил так, как было расписано в графике.

Звезды светили так ярко, точно приблизились к нам на сотни километров.

На ночном небе появились снежинки, точно маленькие звездочки падали на землю.

Однозначные придаточные Присоединяются союзными словами как, сколько, насколько Ролик были готовы прокручивать столько раз, сколько я хотел его смотреть.
Двузначные придаточные Соединены союзами; второе значение вносится союзом

Что-то маленькое так светило вдалеке, будто там было маленькое солнце.

Звезда должна выглядеть так, чтобы её узнавали всегда и везде.

Предложения с придаточными места

Обозначают место и пространство где происходит действие. Отвечают на вопросы:

  • где?
  • куда?
  • откуда?

Чаще всего стоит после главной части и присоединяется с помощью союзных слов  где, куда, откуда. Рассмотрим на примерах.

Ты иди уже, куда звали тебя с утра.

Она читала везде, где появлялась свободная минутка.

Куда кошка ушла, там и мышка бегает. — (Куда ), [там и ].

Предложения с придаточными меры и степени

В зависимой части указывается степень проявления признака и мера действия, о которых идет речь в главном предложении. Отвечает на вопросы:

  • в какой степени?
  • насколько?

Поясняет в главной части сочетание, состоящее из глагола, имени существительного, прилагательного, причастия либо наречия и указательных слов:

  • так;
  • такой;
  • столько;
  • настолько;
  • до того;
  • до такой степени.

В этом году на дереве вишни столько ягод (сколько?), сколько не бывало последние несколько лет.

Гроза была такой яркой (в какой степени?), что освещала каждую маленькую улочку.

Так внезапно произошло событие (насколько?), что мы даже не поняли.

Придаточные части поясняют главное предложение целиком

Вторая группа придаточных более обширна. Рассмотрим каждый её вид по отдельности, чтобы научиться их отличать.

Предложения с придаточными времени

Зависимые предложения данного типа показывают время или промежуток, в который происходило действие, о котором рассказывается в главной части. Отвечают на вопросы:

  • когда?
  • как долго?
  • с каких пор?

Их отличительная особенность в том, что присоединение происходит временными союзами, такими как: пока, едва, в то время как и др.

Когда родители пришли, няня быстро заторопилась домой.

Пока не пробило десять вечера, мы можем играть на приставке.

Также могут появляться указательные слова, такие как тогда, после того и подобные.

Кошка гуляет до тех пор, пока не начинает чувствовать голод.

Когда зимой покупаешь зелень, то очень хочется лета.

Мама всё чувствует даже тогда, когда находится далеко от детей.

Предложения с придаточными цели

Описывает намерение того, о чём говорится в главном предложении. Отвечает на вопросы: зачем? с какой целью? для чего? Используемые слова для связки: чтобы (чтоб), для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы, дабы и др.

Меня разбудил друг, чтобы, я не опоздал на экзамен.

Она высказала все что знала, дабы остановить Пашу от необдуманного шага.

Предложения с придаточными причины

Отмечают основание того, о чём говорится в главном предложении. Они отвечают на вопросы почему? по какой причине? отчего?, и присоединяются при помощи: потому что, оттого что, ибо, из-за того что, затем что, вследствие того что, благодаря тому что и др.

Отправляю все фото по почте, потому что сама не приеду в гости.

Учеба крайне важна, ибо дает шанс в будущем.

Оттого мне родны эти статуэтки, что получены от мамы.

Предложения с придаточными сравнения

В данных типах предложениий содержание главной части сравнивается со смыслом зависимой. Присоединение происходит:

  • как;
  • точно;
  • словно;
  • как будто.

Птички так громко сегодня поют, словно весна наступила.

Ваня и Миша проговорили два часа, как будто знакомы всю жизнь.

Чем больше я занимаюсь, тем больше знаю и понимаю. — ( ), [ ].

Предложения с уступительными придаточными

Демонстрирует несоответствие к основному предложению, отвечает на вопрос несмотря на что? Слова, употребляемые для связи хотя … но, не смотря на то что, вопреки тому что, невзирая на то что, пускай, пусть и др. Рассмотрим на примере, чтобы стало понятней:

Пусть не успели на автобус, он ещё придёт.

Погода была пасмурная и ничего не видно, несмотря на то что утро началось.

Как ни старалась сделать в срок, но обстоятельства повернулись иначе.

Предложения с условными придаточными

Указывают на условия осуществления того, о чём говорится в главном предложении.

Наименование Описание
Вопросы, на которые отвечает При каком условии?
Союзы Если, если … то, когда, когда … то, коли, коль скоро, раз, в случае если и др.

Когда я поступлю в институт, то пойду и расскажу родителям. — ( ), [ ].

Если ты не умеешь, то не берись.

Когда наступит весна, зацветут акации.

Предложения с придаточными следствия

Показывает результат, вытекающий из текста главной части. Всегда стоит после нее и присоединяется союзом так что. Для проверки можно заменить союз «так что» на «и», смысл не должен поменяться.

Температура всё поднималась, так что становилось жарко и душно.

Лучи всё ослепительней светили, так что ничего не видно было впереди.

Сложноподчиненные предложения используются чаще всего в художественной литературе, не менее редко в обычной речи и научно-публицистических работах. Главное, уметь понимать и распределять виды связей, чтобы писать и говорить грамотно!

Сложноподчиненное предложение – что это такое понятным языком, как его отличить от сложносочиненного и осложненного – объясняю с примерами и схемами

В нем две или более грамматических основ, от одной можно задать вопрос к другим.

3 302

Что такое сложноподчиненное предложение – объясняю понятным языком на примерах и схемах

Сложноподчиненное предложение – это, в первую очередь, сложное предложение, то есть в нем две грамматические основы или еще больше. «Подчиненное» означает, что есть одна главная грамматическая основа, которой подчиняются остальные. Давайте разбираться.

Как понять, что предложение сложноподчиненное

Смотрите, сначала надо выделить грамматические основы. Вот предложение: «Я читаю, когда мама отдыхает». Выделим ГО: «я читаю», «мама отдыхает».

Теперь посмотрим, можно ли от одной части задать вопрос к другой. Я читаю (когда?) когда мама отдыхает. Вопрос задать можно, следовательно, предложение сложноподчиненное.

А если бы было написано так: «Я читаю, а мама отдыхает» – мы вопрос не задали бы. Одна часть предложения не подчиняется другой, следовательно, это предложение сложносочиненное (ССП).

И третий вариант: «Я читаю, мама отдыхает» – тут и вопрос не задашь, и союза нет между частями. Вывод – предложение бессоюзное (БСП – бессоюзное сложное).

Какие две части есть в любом сложноподчиненном предложении

Главная и придаточная. Придаточная – это та, к которой можно задать вопрос от главной. Она может стоять перед главной, внутри нее, после нее.

Вот вам четыре примера, вникните в них:

  1. Когда идет дождь, хомячок спит. Хомячок спит (когда?) когда идет дождь – сложноподчиненная конструкция, придаточная часть стоит перед главной.
  2. Я знаю, что надо писать сочинение, но хочу отдохнуть. Я знаю (о чем?), что надо писать сочинение. Придаточная часть тут: «что надо писать сочинение», она находится внутри главной. А главная: «Я знаю, но хочу отдохнуть». То есть, видите, главная не закончилась на слове «знаю», она продолжается дальше. «Хочу отдохнуть» тоже относится к «Я».
  3. Я знаю, что надо писать сочинение, но эти уроки меня так утомили. Здесь придаточная часть стоит после главной, потому что на слове «знаю» главная часть закончилась. «Но эти уроки меня так утомили» – уже новое предложение, в нем новая грамматическая основа «уроки утомили».
  4. Я увидел человека, который шел к морю. Тут все прозрачно, придаточная часть «который шел к морю» находится в конце предложения, после нее ставится точка.

Что значит «сложноподчиненное с несколькими придаточными»

Это бывает в двух случаях:

  1. Когда главная часть у вас одна, а придаточных у нее несколько.
  2. Когда есть придаточные части у придаточных частей.

Разберем три примера, для каждого из них я нарисую схему.

«Профессор сказал мне, что науке нужно посвятить всего себя, что нельзя заниматься наукой ради обогащения, что у ученых не бывает пенсии и они служат науке всю свою жизнь».

У этого сложноподчиненного предложения одна главная часть: «Профессор сказал мне». А за ней идут 4 придаточных, которые отвечают на вопрос «что?». Схема предложения будет выглядеть так:

Несколько придаточных

Другой пример: «Я увидел, как морская пена оставалась на скалах, которые были спрятаны в тумане». Это сложноподчиненное предложение, в котором главной части подчиняется одна придаточная, а ей – еще одна:

Еще одно сложноподчиненное предложение

Лучше понять структуру подобных предложений помогает вот такая схема. Сравните – первая схема про науку, а вторая – про морскую пену:

Более понятные схемы

Три типа придаточных

Определительные. Они напоминают определения и отвечают на вопрос «какой?». Эти придаточные очень часто присоединяются союзным словом «который». Но не всегда:

  1. Я увидел дом (какой?), который вспоминал столько лет.
  2. Я думал о друзьях (каких?), до встречи с которыми оставалось еще два года.
  3. За окном цвела сирень (какая?), что так напоминала о детстве и юности.

Изъяснительные. Отвечают на вопросы косвенных падежей. Если вы эти вопросы постоянно путаете – вот мое видео с запоминалочками. Посмотрите один раз, чтобы больше никогда не путаться.

Примеры:

  1. Учителя не знали (о чем?), что мы задумали.
  2. Он боялся (чего?), как бы чего не вышло (из Чехова).
  3. Мы верили (во что?), что у нас много времени.

Эти придаточные присоединяются чаще всего союзом «что», но иногда и другими: «Я догадался (о чем?), как нам выбраться».

Обстоятельственные. Они делятся на подтипы так же, как обстоятельства. Примеры:

  1. Когда наступит ночь, солдаты пойдут в атаку. Обстоятельственное времени.
  2. Как я ни старался понять алгебру, ничего не вышло. Обстоятельственное меры и степени.
  3. Я остался дома, потому что был сильный снегопад. Обстоятельственное причины.

Не буду приводить примеры дальше, думаю, принцип ясен.

От чего задавать вопрос

Иногда вопросы задаются от отдельных слов, а иногда от всех частей. К изъяснительным и определительным придаточным вопрос обычно задается от одного слова:

  1. Мы построили дом (какой?), в который переедет вся наша родня.
  2. Я напишу книгу (какую?), которую будет читать весь мир.
  3. Мне сегодня рассказали (о чем?), что в сентябре будут сокращения.
  4. Я распорядился (о чем?), чтобы принесли кофе с молоком и печеньку.

Обстоятельственные придаточные обычно поясняют всю главную часть:

  1. [Мы расскажем всё Дамблдору] (когда?), когда вернемся в Хогвартс.
  2. ]Я устал] (почему?), потому что плохо спал ночью.

Типы присоединения придаточных

Однородное. Когда вопрос к придаточным задается от одного и того же слова, вопрос одинаковый, тип придаточных – тоже одинаковый.

Пример: «Я знаю, что вы из Нью-Йорка, и что вы хотите провести тут недельки две». Вопрос задается от одного слова – «знаю», вопрос одинаковый – «о чем?», оба придаточных изъяснительные.

Параллельное. Когда вопрос от разных слов в главной части: «Когда закончится дождь, мы пойдем искать дорогу, которая выведет нас к дому». Первый «придаток» поясняет всю главную часть, потому что он обстоятельственный, а второй поясняет одно слово – «дорогу».

Последовательное. Когда от главной части вопрос задается к одной придаточной, а от нее – к другой придаточной. «Я догадываюсь, что вы хотите сказать мне о клятве, которую я дал Родине». Я догадываюсь (о чем), что вы хотите сказать мне о клятве (какой?), которую я дал Родине.

Все три типа подчинения придаточных

Как присоединяются придаточные

Всегда с помощью союзов или союзных слов. Союзы, которые соединяют придаточную часть и главную, – всегда подчинительные. Сочинительными они не могут быть, потому что сочинительные соединяют только равноправные предложения.

Иногда союзы могут быть опущены. В нашем примере про науку: «Профессор сказал мне, что у ученых не бывает пенсии и они служат науке всю свою жизнь». Одно придаточное присоединилось союзом «что», а второе присоединилось им же, но мы его опустили для благозвучия. Этот союз легко можно восстановить: «… сказал, что у ученых не бывает пенсии, и [что] они служат науке всю жизнь».

Про союзные слова поговорим в отдельной статье. Сейчас скажу вам вот что. На союзное слово всегда падает логическое ударение. Сравните:

  1. Я знаю, ЧТО ты хочешь сказать.
  2. Я знаю, что ты хочешь сказать мне о своих чувствах.

В первом примере «что» – союзное слово, на него падает логическое ударение. Во втором – просто союз.

К союзным словам можно задать вопрос и они являются членами предложения: «Я встретил человека, который шел к Везувию». (Кто?) который = (кто?) человек. То есть «который шел к Везувию» = «человек, который шел к Везувию».

Как быть, если в сложноподчиненном есть предложения с другими типами связи

Бывает так, что в одном предложении есть все три типа связи. Например: «Когда придет время, земли объединятся, среди людей воцарится мир, и зло будет повержено». Что мы тут видим:

  1. Сложноподчиненное предложение: «Когда придет время, земли объединятся».
  2. Бессоюзное сложное: «Земли объединятся, среди людей воцарится мир».
  3. Сложносочиненное: «Среди людей воцарится мир, и зло будет повержено».

Если кроме сложноподчиненного предложения у вас есть еще хотя бы один тип подчинения (сочиненное или бессоюзное) или оба сразу – надо говорить: «Перед нами ССК. То есть сложная синтаксическая конструкция».

Разберем ее в отдельной статье.

Полезные материалы

Подписывайтесь на рассылку. Скоро у меня выйдут «практические» статьи: как строить схемы предложений, объяснять орфограммы во всех морфемах, работать над речевыми ошибками.

Обязательно посмотрите мои подборки с курсами подготовки к ЕГЭ, ОГЭ и ВПР. Я составлял все подборки сам, там очень классные материалы. Еще я там даю бесплатные пособия и справочники, их можно скачивать прямо из текста.

Уважаемые читатели, под статьей есть форма для комментариев. Напишите в ней, пожалуйста, свое мнение о статье. Скажите мне обо всех недостатках, которые вы видите, чтобы я мог доработать материал.

Спасибо.

( 1 оценка, среднее 5 из 5 )

Оцените статью

ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ РАССЫЛКА

Получайте самые интересные статьи по почте и подписывайтесь на наши социальные сети

ПОДПИСАТЬСЯ

Ваш браузер устарел рекомендуем обновить его до последней версии
или использовать другой более современный.

Добавить комментарий