Для чего вам может понадобиться схема предложения? Вариантов несколько. К примеру, составить схему предложения нужно при его синтаксическом разборе.
Вы также можете схематически изобразить части предложения для себя, чтобы четче представить его структуру и проследить логику присоединения частей предложения друг к другу (актуально для сложных предложений).
Если уж зашла речь о сложных предложениях, с помощью схем удобно анализировать предложения с разными видами связи. А в простых схема помогает наглядно представить синтаксическую структуру.
В общем, как ни крути, схемы предложений в русском языке – вещь далеко не бесполезная. Вот мы сейчас и обобщим эту тему. С тем, чтобы вы этой статьей могли воспользоваться как справочным материалом. Кстати, чтобы правильно составлять схемы, не мешает повторить некоторые темы по синтаксису. Сейчас будем разбирать примеры схем и одновременно повторять. Так что от статьи вам будет двойная польза – заодно получите конспект по видам предложений, знакам препинания при прямой речи, однородных членах и т.д. будет.
План составления схемы предложения
- Внимательно прочитайте предложение, обратите внимание, какое оно по цели высказывания: повествовательное, вопросительное иди побудительное. И приметьте, какое по эмоциональной окраске: восклицательное или не восклицательное.
- Определите грамматические основы. Какими частями речи они выражены?
- После этого будет уже несложно сказать, простое перед вами предложение или сложное.
- В сложном предложении определите границы входящих в его состав простых и с помощью простого карандаша обозначьте их вертикальными чертами. Кстати, причастный и деепричастный оборот и другие виды осложнения также отделите такими чертами.
- Подчеркните дополнительные члены предложения (прерывистой линией – дополнение, волнистой – определение и причастный оборот целиком, «точка-тире-точка» – обстоятельство и деепричастный оборот). Какими частями речи они представлены?
- Если перед вами сложное предложение с союзной связью между его частями, обратите внимание на союзы: сочинительные они или подчинительные.
- Предыдущий пункт поможет вам правильно обозначить предикативные части сложного предложения. Так, части сложносочиненного и бессоюзного сложного предложения равноправны, обозначьте их квадратными скобками. Придаточное предложение в сложноподчиненном предложении обозначьте круглыми скобками. Не забудьте, что союз/союзное слово тоже надо в них включается.
- В сложноподчиненном предложении в главной части найдите слово, от которого можно задать вопрос к придаточному предложению, обозначьте его крестиком. От слова проведите карандашом стрелку к придаточному и запишите вопрос. Бывает и так, что вопрос к придаточному ставится от всего главного предложения.
- И вот теперь на очереди схема простого/сложного предложения – смотря что там у вас. Начертите линейную графическую схему, на которую переносите все основные обозначения, которыми до этого расчертили предложение. В частности, границы предложений, грамматические основы, осложнения, если предложение осложнено, связь между предложениями и стрелку с вопросом, союзы и союзные слова.
- Для сложных предложения с несколькими придаточными потребуется вертикальная схема, чтобы корректно отобразить последовательное, параллельное или однородное подчинение. Мы такие рассмотрим ниже на конкретных примерах.
- Цифрами над частями сложного предложения можно обозначить уровни придаточных, которые будут отражать их позицию в составе сложного предложения. Главное предложение никак не обозначается.
Иногда у преподавателей могут быть специфические требования. Например, обозначит на схеме, кроме главных, дополнительные члены. Кроме того, случаются и обратные задания, когда надо составить по схеме предложение. Пример такого задания вы найдете дальше.
СЛОЖНА-А-А 🙀 Ты же знаешь, что если не разобраться в теме сейчас, то потом придется исправлять оценки. Беги на бесплатное онлайн-занятие с репетитором (подробности тут + 🎁).
Схемы простых предложений
Вот давайте сразу и начнем с задания, без шуток, уровня 2 класса: нужна схема простого предложения вида «подлежащее – сказуемое – подлежащее». Простой пример:
При этом вы держите в голове, что простое предложение на основании наличия главных членов может быть одно- и двусоставным. По наличию второстепенных членов – распространенным и нераспространенным (в примере выше какое?). А также по наличию полного или урезанного набора необходимых членов предложения делятся на полные и неполные.
Перенося главные члены предложения на схему, не дайте сказуемым себя запутать. Они бывают:
Теперь переходим в 5 класс и возьмемся за схемы предложений с обращением и другими видами осложнений простых предложений.
Обращение: обозначается О, знак от остального предложения отделяется на схеме при помощи двух вертикальных линий – │ │. Обращение не является членом предложения и имеет значение лишь его местоположение и стоящие при обращении знаки препинания:
На схеме с однородными членами предложения последние обозначаются кружком – ○, в котором можно отметить их синтаксическую роль в предложении (однородные дополнения, или обстоятельства, или подлежащие – любой из возможных вариантов). Также на схему переносятся стоящие при них союзы и знаки препинания. Обобщающие слова обозначаются тоже, например, кружком, только с точкой посередине. А мы в этой статье используем квадратик – так нам удобнее:
Предложения с вводными словами: можем обозначить их как ВВ и тоже заключить в две вертикальные линии – членом предложения вводные слова не являются. В остальном для схемы с вводным словом важны те же аспекты, что и для схемы с обращением:
В схеме с причастным оборотом, кроме знаков препинания, обозначают определяемое слово. В схеме с деепричастным оборотом и конструкциями со значением присоединения и уточнения – самое важное обозначить их место в предложении:
Вы также наверняка помните, что простое предложение может быть осложнено обособленными членами (некоторые из них уже отражены в примерах выше):
- обособленными определениями (согласованными и несогласованными, одиночными и распространенными, к этой категории относятся и причастные обороты);
- обособленными дополнениями;
- обособленными обстоятельствами (деепричастия, деепричастные обороты, существительные и наречия в роли обстоятельств).
Предложения с прямой речью
Схема предложения с прямой речью совсем нетрудная: на ней обозначаются только границы предложения, слова автора и собственно прямая речь, а также стоящие при них знаки препинания. Вот несколько примеров:
Схемы сложных предложений
И вот теперь мы, наконец, добрались до программы старших классов. И сейчас рассмотрим схемы сложносочиненных и сложноподчиненных предложений с примерами. И предложения с бессоюзной, а также разными видами связи тоже обязательно разберем.
Начнем со сложносочиненного предложения: его части равноправны, поэтому на схеме обозначаем их одинаковыми квадратными скобками.
В сложноподчиненном предложении четко выделяются главная и придаточная часть, поэтому главную обозначим квадратными, а придаточную – круглыми скобками. Придаточное предложение может занимать разные позиции по отношению к главному: стоять впереди или позади него, разрывать главное предложение.
Части бессоюзного сложного предложения равнозначны, поэтому и тут для их обозначения на схеме используются одинаковые квадратные скобки.
Составляя схему предложения с разными видами связи, легко запутаться. Внимательно изучите предложенный пример, чтобы не допускать ошибок в будущем:
Особый случай – сложное предложение с несколькими придаточными. Рисуя схемы придаточных предложений, их располагают не по горизонтали, а по вертикали. Последовательное подчинение:
Параллельное подчинение:
Однородное подчинение:
Составьте по данным схемам предложения
Теперь, после того как мы так подробно разобрали всю теорию, вам, конечно, не составит труда самим написать предложения по готовым схемам. Это неплохая тренировка и хорошее задание для проверки того, насколько материал хорошо усвоен. Так что не пренебрегайте им.
- Предложение с обращением: [ │О?│… ]?
- Предложение с однородными членами: [и ○, и ○, и ○ – □ ].
- Предложение с причастным оборотом и вводным словом: [ Х, |ПЧ|, … |ВВ| … ].
- Предложение с прямой речью: «[П, – а: – П]».
- Сложное предложение с несколькими видами связи: [ … ], зато [ … ], (которое …): [ … ].
Напишите нам свои варианты в комментариях – заодно сможете проверить, хорошо ли вы все усвоили и разобрались ли со схемами. Сами убедитесь, что ничего архисложного тут нет!
Заключение
Вы проработали большую и объемную тему. Она включает в себя знания из разных разделов синтаксиса: виды предложений, виды сказуемых, знаки препинания при однородных членах предложения, прямой речи и т.п. Если вы внимательно изучили весь материал, то смогли не только вспомнить, как обозначать члены предложения на схеме, но и повторить очень важные и полезные правила.
А если вы еще и не поленились записать предложения по схемам, то можно с полной уверенностью сказать: контрольные и экзамены вы встретите во всеоружии.
Считаете, что эта статья пригодится кому-то еще из ваших одноклассников? Так жмите на кнопки внизу и «расшаривайте» ее в соцсетях. И пишите, пишите на комментарии – давайте общаться!
Молодец! Раз ты дочитал это до конца, вероятно, ты все отлично усвоил. Но если вдруг что-то еще непонятно – попробуй онлайн-занятие с репетитором (подробности тут + 🎁).
© blog.tutoronline.ru,
при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.
Сложные предложения с разными видами связи
Сложные предложения с разными видами связи – это сложные предложения, которые состоят не менее чем из трёх простых предложений, связанных между собой сочинительной, подчинительной и бессоюзной связью.
Для понимания смысла таких сложных конструкций важно понять, как сгруппированы между собой входящие в них простые предложения.
Часто сложные предложения с разными видами связи членятся на две или несколько частей (блоков), соединённых с помощью сочинительных союзов или бессоюзно; а каждая часть по структуре представляет собой либо сложноподчинённое предложение, либо простое.
Например:
1) [Печален я]: [со мною друга Нет], (с кем долгую запил бы я разлуку), (кому бы мог пожать от сердца руку и пожелать весёлых много лет) (А. Пушкин).
Это сложное предложение с разными видами связи: бессоюзной и подчинительной, состоит из двух частей (блоков), связанных бессоюзно; вторая часть раскрывает причину того, о чём говорится в первой; I часть по структуре представляет собой простое предложение; II часть – это сложноподчинённое предложение с двумя придаточными определительными, с однородным соподчинением.
2) [Переулок был весь в садах], и [у заборов росли липы, бросавшие теперь, при луне, широкую тень], (так что заборы и ворота на одной стороне совершенно утопали в потёмках) (А. Чехов).
Это сложное предложение с разными видами связи: сочинительной и подчинительной, состоит из двух частей, связанных сочинительным соединительным союзом и, отношения между частями перечислительные; I часть по структуре представляет собой простое предложение; IIчасть – сложноподчинённое предложение с придаточным следствия; придаточное зависит от всего главного, присоединяется к нему союзом так что.
В сложном предложении могут быть предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи
К ним относятся:
1) сочинение и подчинение.
Например: Солнце закатилось, и ночь последовала за днем без промежутка, как это обыкновенно бывает на юге (Лермонтов).
(И – сочинительный союз, как – подчинительный союз.)
Схема этого предложения:
2) сочинение и бессоюзная связь.
Например: Уже давно село солнце, но лес еще не успел стихнуть: горлинки журчали вблизи, кукушка куковала в отдаленье (Бунин).
(Но – сочинительный союз.)
Схема этого предложения:
3) подчинение и бессоюзная связь.
Например: Когда он проснулся, уже всходило солнце; курган заслонял его собою (Чехов).
(Когда – подчинительный союз.)
Схема этого предложения:
4) сочинение, подчинение и бессоюзная связь.
Например: В саду было просторно и росли одни только дубы; они стали распускаться только недавно, так что теперь сквозь молодую листву виден был весь сад с его эстрадой, столиками и качелями.
(И – сочинительный союз, так что – подчинительный союз.)
Схема этого предложения:
В сложных предложениях с сочинительной и подчинительной связью рядом могут оказаться сочинительный и подчинительный союзы.
Например: Весь день стояла прекрасная погода, но, когда мы подплывали к Одессе, пошел сильный дождь.
(Но – сочинительный союз, когда – подчинительный союз.)
Схема этого предложения:
Знаки препинания в предложениях с разными видами связи
Для того чтобы правильно расставить знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи, необходимо выделить простые предложения, определить тип связи между ними и выбрать соответствующий знак препинания.
Как правило, между простыми предложениями в составе сложного с разными видами связи ставится запятая.
Например: [С утра на солнце деревья покрылись роскошным инеем], и [так продолжалось часа два], [потом иней исчез], [солнце закрылось], и [день прошел тихо, задумчиво, с капелью среди дня и аномальными лунными сумерками под вечер].
Иногда два, три и более простых предложения наиболее тесно связываются друг с другом по смыслу и могут быть отделены от других частей сложного предложения точкой с запятой. Чаще всего точка с запятой бывает на месте бессоюзной связи.
Например: (Когда он проснулся), [уже всходило солнце]; [курган заслонял его собою]. (Предложение сложное, с разными видами связи: с бессоюзной и союзной связью.)
На месте бессоюзной связи между простыми предложениями в составе сложного возможны также запятая, тире и двоеточие, которые ставятся по правилам расстановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложении.
Например: [Уже давно село солнце], но [еще лес не успел стихнуть]: [горлинки журчали вблизи], [кукушка куковала в отдаленье]. (Предложение сложное, с разными видами связи: с бессоюзной и союзной связью.)
[Лев Толстой увидел сломанный репейник] – и [вспыхнула молния]: [появился замысел изумительной повести о Хаджи-Мурате] (Пауст.). (Предложение сложное, с разными видами связи: сочинительной и бессоюзной.)
В сложных синтаксических конструкциях, распадающихся на крупные логико-синтаксические блоки, которые сами по себе являются сложными предложениями или в которых один из блоков оказывается сложным предложением, на стыке блоков ставятся знаки препинания, указывающие на взаимоотношения блоков, при сохранении внутренних знаков, поставленных на своем собственном синтаксическом основании.
Например: [Кусты, деревья, даже пни мне тут так хорошо знакомы], (что дикая вырубка мне стала как сад): [каждый куст, каждую сосенку, елочку обласкал], и [они все стали моими], и [это всё равно что я их посадил], [это мой собственный сад] (Пришв.) – на стыке блоков стоит двоеточие; [Вчера вальдшнеп воткнул нос в эту листву], (чтобы достать из-под нее червяка); [в это время мы подошли], и [он вынужден был взлететь, не сбросив с клюва надетый слой листвы старой осины] (Пришв.) – на стыке блоков стоит точка с запятой.
Особые трудности вызывает постановка знаков препинания на стыке сочинительного и подчинительного союзов (или сочинительного союза и союзного слова). Их пунктуационное оформление подчиняется законам оформления предложений с сочинительной, подчинительной и бессоюзной связью. Однако при этом выделяются и особого внимания требуют предложения, в которых несколько союзов оказываются рядом.
В подобных случаях запятая между союзами ставится, если дальше не следует вторая часть двойного союза то, так, но (в таком случае придаточное предложение может быть опущено). В других случаях запятая между двумя союзами не ставится.
Например: Надвигалась зима, и, когда ударили первые морозы, жить в лесу стало тяжело. — Надвигалась зима, и когда ударили первые морозы, то жить в лесу стало тяжело.
Можешь мне позвонить, но, если ты не позвонишь сегодня, завтра мы уедем. – Можешь мне позвонить, но если ты не позвонишь сегодня, то завтра мы уедем.
Я думаю, что, если ты будешь стараться, у тебя всё получится. – Я думаю, что если ты будешь стараться, то у тебя всё получится.
Синтаксический разбор сложного предложения с разными видами связи
Схема разбора сложного предложения с разными видами связи
1. Определить тип предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).
2. Указать вид предложения по эмоциональной окраске (восклицательное или невосклицательное).
3. Определить (по грамматическим основам) количество простых предложений, найти их границы.
4. Определить смысловые части (блоки) и вид связи между ними (бессоюзная или сочинительная).
5. Дать характеристику каждой части (блока) по строению (простое или сложное предложение).
6. Составить схему предложения.
ОБРАЗЕЦ РАЗБОРА СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ
[Вдруг навалился густой туман], [как будто стеной отделил он меня от остального мира], и, (чтобы не заблудиться), [я решил вернуться на тропинку], (которая, по моим соображениям, должна была находиться слева и сзади) (В. Арсеньев).
Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, с разными видами связи: бессоюзной, сочинительной и подчинительной, состоит из трёх частей, связанных бессоюзно (I и IIчасти) и сочинительным соединительным союзом и (II и III части); I часть – простое предложение, II часть – простое предложение, III часть – сложноподчинённое предложение с двумя придаточными (цели и определительным) с параллельным подчинением. Придаточное цели зависит от всего главного предложения, отвечает на вопрос с какой целью?, присоединяется союзом чтобы. Придаточное определительное зависит от существительного тропинку, отвечает на вопрос какую?, присоединяется союзным словом которая.
Схема сложного предложения
4.1
Средняя оценка: 4.1
Всего получено оценок: 329.
4.1
Средняя оценка: 4.1
Всего получено оценок: 329.
По своей сути сложное предложение – это несколько простых, на этом принципе и основывается составление его схемы. Чтобы правильно составить его схему, которая может понадобиться при синтаксическом разборе, нужно знать, как это делается и по каким принципам. Они и отличаются для разных типов сложных предложений, и имеют общие части. Эта тема изучается на уроке русского языка в 6 классе.
Опыт работы учителем русского языка и литературы – 30 лет.
Схема сложносочиненного предложения
Ее не так сложно составить, как в случае со сложноподчиненным, так как части этого предложения равноправны. Значит, и схема будет достаточно несложной: части обозначаются квадратными скобками, между ними ставятся знаки препинания, а те сочинительные союзы, которые использованы в предложении, выносятся за пределы скобок и ставятся после знака препинания.
Вот пример схемы сложного предложения с сочинительной связью.
Солнце опускалось за горизонт, и мир окрашивался в красновато-розовые тона: […], и […].
Схема сложноподчиненного предложения
В сложноподчиненном предложении его части неравноправны – есть главная и зависимая (или несколько зависимых), так что схема будет выглядеть немного по-другому. В ней главная часть обозначается квадратными скобками, а зависимая – круглыми. Между ними ставится запятая, вынесенная за скобки.
Подчинительная связь в таком предложении выражается с помощью соответствующих союзов. Но если в схеме сложносочиненного предложения союз выносится за скобки, то в случае со сложноподчиненным он также указывается, но внутри скобок.
Вот как выглядит схема сложного предложения с подчинительной связью.
Петр знал, что должен это сделать: […], (что…).
Схема бессоюзного сложного предложения
Как и в случае с синтаксическими единицами с сочинительной связью, в бессоюзном предложении его части равноправны – значит, они обозначаются квадратными скобками. Между ними ставится тот знак препинания, который использован в предложении.
В предложении с бессоюзной связью употребляются не только запятые, но также тире и двоеточие. Это обязательно должно быть отражено на схеме.
Вот как выглядит схема бессоюзного предложения.
За работу выплатили смехотворно мало – рабочие не стеснялись высказать свое недовольство: […] – […].
Схема сложного предложения с разными видами связи
Это, пожалуй, самый сложный случай, так как при составлении такой схемы очень легко запутаться. Чтобы этого не произошло, нужно найти каждую часть синтаксической единицы, определить виды связи между ними и уже на этом основании составлять схему.
Чтобы понять, как это сделать, лучше всего рассмотреть соответствующий пример.
Тоннель шел вниз, поэтому идти было несложно: ребятам казалось, что их подталкивают в спину.
В данном предложении четыре части. Первая и вторая связаны между собой подчинительной связью, при этом первая является главной, вторая – зависимой. Между второй и третьей – бессоюзная связь, которая выражается двоеточием. А вот третья и четвертая часть связаны между собой подчинительной связью, причем третья является главной. Следовательно, схема этого предложения будет выглядеть следующим образом: […], (поэтому…): […], (что…).
Что мы узнали?
Для того чтобы правильно составить схему сложного предложения, нужно определить способ связи между его частями. Если связь бессоюзная или сочинительная, предложения на схеме будут обозначаться квадратными скобками, а знаки препинания и союзы – выноситься за пределы этих скобок. А вот в предложении с подчинительной связью квадратными скобками будет обозначаться только главная часть, зависимая же обозначается кавычками, внутри которых пишется подчинительный союз. Запятая в любом случае выносится за скобки.
Тест по теме
Доска почёта
Чтобы попасть сюда – пройдите тест.
Пока никого нет. Будьте первым!
Оценка статьи
4.1
Средняя оценка: 4.1
Всего получено оценок: 329.
А какая ваша оценка?
На чтение 15 мин Просмотров 50 Опубликовано 27 марта 2023 Обновлено 27 марта 2023
Содержание
- Сложные предложения с разными видами связи
- Синтаксический разбор сложного предложения с разными видами связи
- Сложные предложения с разными видами связи: примеры со схемами
- Содержание:
- Структура сложных предложений с разными видами связи
- Синтаксический разбор сложного предложения с разной видовой связью
- Пунктуация в предложениях с разными видами связи
- Глава 4. Сложные предложения с разными видами связи. Разбор и пунктуационный анализ
- Упражнения к теме «Глава 4. Сложные предложения с разными видами связи. Разбор и пунктуационный анализ»
Сложные предложения с разными видами связи
Сложные предложения с разными видами связи — это сложные предложения, которые состоят не менее чем из трёх простых предложений, связанных между собой сочинительной, подчинительной и бессоюзной связью.
Для понимания смысла таких сложных конструкций важно понять, как сгруппированы между собой входящие в них простые предложения.
Часто сложные предложения с разными видами связи членятся на две или несколько частей (блоков), соединённых с помощью сочинительных союзов или бессоюзно; а каждая часть по структуре представляет собой либо сложноподчинённое предложение, либо простое. Например:
1) <Печален я>: [со мною друга нет], (с кем долгую запил бы я разлуку), (кому бы мог пожать от сердца руку и пожелать весёлых много лет) (А. Пушкин).
Это сложное предложение с разными видами связи: бессоюзной и подчинительной, состоит из двух частей (блоков), связанных бессоюзно; вторая часть раскрывает причину того, о чём говорится в первой; I часть по структуре представляет собой простое предложение; II часть — это сложноподчинённое предложение с двумя придаточными определительными, с однородным соподчинением.
2) [Переулок был весь в садах], и [у заборов росли липы, бросавшие теперь, при луне, широкую тень], (так что заборы и ворота на одной стороне совершенно утопали в потёмках) (А. Чехов).
Это сложное предложение с разными видами связи: сочинительной и подчинительной, состоит из двух частей, связанных сочинительным соединительным союзом и, отношения между частями перечислительные; I часть по структуре представляет собой простое предложение; II часть — сложноподчинённое предложение с придаточным следствия; придаточное зависит от всего главного, присоединяется к нему союзом так что.
Синтаксический разбор сложного предложения с разными видами связи
Схема разбора сложного предложения с разными видами связи
1. Определить тип предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).
2. Указать вид предложения по эмоциональной окраске (восклицательное или невосклицательное).
3. Определить (по грамматическим основам) количество простых предложений, найти их границы.
4. Определить смысловые части (блоки) и вид связи между ними (бессоюзная или сочинительная).
5. Дать характеристику каждой части (блока) по строению (простое или сложное предложение).
6. Составить схему предложения.
Образец разбора сложного предложения с разными видами связи
[Вдруг навалился густой туман], [как будто стеной отделил он_ меня от остального мира], и, (чтобы не заблудиться), [я решил вернуться на тропинку], (которая, по моим соображениям, должна была находиться слева и сзади) (В. Арсеньев).
Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, с разными видами связи: бессоюзной, сочинительной и подчинительной, состоит из трёх частей, связанных бессоюзно ( I и II части) и сочинительным соединительным союзом и ( II и III части); I часть — простое предложение, II часть — простое предложение, III часть — сложноподчинённое предложение с двумя придаточными (цели и определительным) с параллельным подчинением. Придаточное цели зависит от всего главного предложения, отвечает на вопрос с какой целью?, присоединяется союзом чтобы. Придаточное определительное зависит от существительного тропинку, отвечает на вопрос какую?, присоединяется союзным словом которая.
Источник
Сложные предложения с разными видами связи: примеры со схемами
Содержание:
Сложные предложения с разными видами связи строятся из ряда простых предложений, объединенных по смыслу и интонационно. Связываются они знаками препинания (запятыми, тире, двоеточиями) или союзами. Отдельные предложения могут объединяться в блоки, которые могут быть как равнозначными, так и зависеть одна от другой. В первом случае это будут сложносочиненные предложения, во втором — сложноподчиненные.
Структурно они могут иметь любое количество предложений, как простых, так и сложноподчинённых. Связь, объединяющая синтаксические единицы между собой, может быть всех трёх видов одновременно:
сочинительная | используются соединительные, разделительные, противительные союзы и союзные слова |
подчинительная | подчинительные союзы всех значений |
бессоюзная | союзы отсутствуют |
Для предложений подобного типа характерна блочная структура с сочинительной или бессоюзной связью между смысловыми частями. Каждая из них – это или синтаксические единицы с одной или двумя основами, объединёнными подчинительной связью.
Знать законы группирования простых предложений в сложные синтаксические единицы важно для понимания их смысла и выделения на письме пунктуацией.
Структура сложных предложений с разными видами связи
Взаимосвязь между отдельными частями сложной синтаксической конструкции обычно строится на создании блоков между парой или больше предложений. Между собой они вступают в сочинительные или подчинительные отношения, связь обеспечивают знаки препинания или союзы. Виды отношений многообразны, каждый случай требует внимательного изучения.
Рассмотрим примерные варианты:
- [Доволен нынче я]: [врагов и близко не видать], (с кем много враждовал), (к кому боялся встать спиною, чтоб не вонзился под лопатку нож).
- Это сложное предложение с разными видами бессоюзной и подчинительной связи. Представлено двумя блоками с бессоюзной связью. Во втором блоке раскрывается причина того, о чём сообщается в первой. 1 блок – простое предложение, 2 блок представлен сложноподчинённым предложением с двумя придаточными определительными однородного соподчинения. Первое из придаточных определительных предложений простое, второе – сложноподчинённое. Оно образует третий блок, состоящий из двух простых предложений.
- [Палисадник пестрел удивительными цветами], и [вблизи крыльца тоже цвели чудесные вьющиеся розы, дотягивавшиеся ветками до крыши], (так что веранда с южной стороны была постоянно в тени).
- Это сложное предложение построено из двух групп, объединённых разными способами Первый блок выражен обычным предложением с одной основой, второй – из двух (главного и придаточного, объединённых причинно-следственной связью. Это доказывает союз «так что», находящийся между главным и зависимым предложениями. Блоки между собой связаны сочинительным союзом «и» в значении перечисления.
Между простыми синтаксическими конструкциями в составе сложного предложения допустимы любые варианты союзных и бессоюзных типа.
Возможны 4 варианта отношений:
- сочинение и подчинение;
Солнечный диск едва показался из-за горизонта, и петухи дружно запели по станице, как будто кто-то подал им команду.
(И – сочинительный союз, как будто – подчинительный союз.)
- сочинение и бессоюзная связь.
Уже давно наступил полдень, но подводы с продуктами всё не было – кормить крестьян, похоже, никто не собирался.
- подчинение и бессоюзная связь.
Когда путник вышел из леса, солнца уже не было; лес скрыл его окончательно.
(Когда – подчинительный союз.)
- сочинение, подчинение и бессоюзная связь.
В лесу стояла тишина и только тихо поскрипывали деревья; они как бы переминались с ноги на ногу, верхушки при этом слегка соприкасались, так что вокруг царила сонная полутьма.
(И – сочинительный союз, так что – подчинительный союз.)
В сложных предложениях с сочинительной и подчинительной связью допускается соседство сочинительных и подчинительный союзов.
Всю ночь лил проливной дождь, но, когда взошло солнце, он как по команде прекратился.
(Но – сочинительный союз, когда – подчинительный союз.)
Синтаксический разбор сложного предложения с разной видовой связью
Схема разбора предложений с разными видами связи:
- Определяем тип предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).
- Характеризуем по эмоциональной окраске (восклицательное или невосклицательное).
- Устанавливаем (находим предикаты: подлежащее и сказуемое) количество простых предложений, выясняем границы.
- Определяем смысловые группы и способ связи среди пар (бессоюзная или сочинительная).
- Даём объяснение по строению каждого блока (выражен он простым или сложным предложением).
- Составляем схему предложения с выделением блоков.
Пунктуация в предложениях с разными видами связи
Обеспечить правильность постановки знаков препинания в сложных предложениях с подобными видами связи возможно. Достаточно выделить все простые предложения из общей конструкции. Выяснение типов связи между всеми синтаксическими единицами позволит расставить необходимые знаки препинания. Как правило, между ними ставят запятые, реже другие варианты: точка с запятой, двоеточие, тире.
Источник
Глава 4. Сложные предложения с разными видами связи. Разбор и пунктуационный анализ
В письменной речи достаточно часто представлены сложные предложения с разными видами связи: с сочинением и подчинением, сочинением и бессоюзием; бессоюзием и подчинением и т.д. Однако, как правило, один из видов связи (сочинение, бессоюзие) является ведущим, основным.
Поэтому при анализе и расстановке знаков препинания рекомендуется пользоваться такой последовательностью:
- Выделите грамматические основы предложений, и на этой базе – все простые предложения в составе сложного.
- Установите средства связи между простыми предложениями в составе сложного.
- Разбейте сложное предложение на пары простых, непосредственно связанных друг с другом.
- Постройте вертикальную схему сложного предложения, отражающую систему зависимостей простых предложений в составе сложного.
- На основании вертикальной схемы установите центральную связь в сложном предложении (сочинение, бессоюзие).
- Укажите, какие простые предложения непосредственно связаны центральной связью и какие блоки образует каждое из этих простых предложений.
- Установите отношения внутри каждого блока.
- Постройте горизонтальную схему сложного предложения.
- Расставьте знаки препинания на основании вертикальной и горизонтальной схем сложного предложения.
Особенно понравилась Клервиллю та барышня с которой его посадили она была такова какой должна была быть девушка из петербургской передовой интеллигенции (Алданов).
В этом предложении можно выделить 4 грамматические основы: 1) барышня понравилась ; 2) посадили (односоставное неопределённо-личное предложение); 3) она была такова ; 4) девушка должна была быть какой . Следовательно, данное сложное предложение состоит из четырёх простых предложений:
1) особенно понравилась Клервиллю та барышня ;
2) с которой его посадили ;
3) она была такова ;
4) какой должна была быть девушка из петербургской передовой интеллигенции.
Следовательно, сложное предложение разбивается на простые следующим образом:
Особенно понравилась Клервиллю та барышня / 1 с которой его посадили / 2 она была такова / 3 какой должна была быть девушка из петербургской передовой интеллигенции / 4 .
Предложения 2 и 4 содержат подчинительные средства связи – союзные слова с которой, какой . Предложения 1 и 3 сочинительных или подчинительных средств связи не имеют.
Сложное предложение можно разбить на следующие пары простых:
а) 1→2: особенно понравилась Клервиллю та барышня / 1 , с которой его посадили / 2 – это сложноподчинённое предложение, где предложение 1 – главное, а предложение 2 – придаточное;
б) 3→4: она была такова / 3 , какой должна была быть девушка из петербургской передовой интеллигенции / 4 – это сложноподчинённое предложение, где предложение 3 – главное, а предложение 4 – придаточное;
в) 1:3: особенно понравилась Клервиллю та барышня / 1 : она была такова / 3 – это бессоюзное предложение, отношения причинные, между частями можно вставить союз потому что .
Вертикальная схема сложного предложения:
[сущ. + ук. сл.] 1 : [мест.-сказ.] 3
опред. ↓ ↓ сказ.
(с которой – союз. сл.) 2 (какой – союз. сл.) 4
Следовательно, это сложное предложение с бессоюзием и подчинением. На верхней строчке вертикальной схемы находятся предложения 1 и 3, связанные бессоюзной связью. Значит, центральная связь бессоюзная. Иными словами, это бессоюзное предложение с подчинением.
Центральная связь связывает непосредственно предложения 1 и 3. Каждое из этих предложений имеет при себе придаточные предложения. Таким образом, внутри сложного предложения с центральной бессоюзной связью выделяются два блока: I блок составляют предложения 1 и 2; II блок – предложения 3 и 4.
I блок (предложения 1 и 2) – это сложноподчинённое предложение, где первое – главное, второе – придаточное определительное, которое относится к подлежащему девушка, выраженному существительным; средства связи – союзное слово с которой и указательное слово та ; придаточное стоит после главного.
II блок (предложения 3 и 4) – это сложноподчинённое предложение, где третье – главное, четвёртое – придаточное сказуемное, которое относится к местоимению-сказуемому такова; средство связи – союзное слово какой ; придаточное стоит после главного.
Горизонтальная схема предложения:
[сущ. + ук. сл.] 1 , (с которой – союз. сл.) 2 : [мест.-сказ.] 3 , (какой – союз. сл.) 4 .
Итак, знаки препинания в предложении должны быть расставлены следующим образом:
Особенно понравилась Клервиллю та барышня, с которой его посадили: она была такова, какой должна была быть девушка из петербургской передовой интеллигенции (Алданов).
Мальчик был добрый но только калачнику всегда говорили что с Селиваном требуется осторожность потому что у него на лице была красная метинка а это даром не ставится (Лесков).
В этом предложении можно выделить 5 грамматических основ: 1) мальчик был добрый ; 2) говорили (односоставное неопределённо-личное предложение); 3) осторожность требуется ; 4) метинка была ; 5) это не ставится .
Следовательно, данное сложное предложение состоит из пяти простых предложений:
1) мальчик был добрый ;
2) только калачнику всегда говорили ;
3) что с Селиваном требуется осторожность ;
4) потому что у него на лице была красная метинка ;
5) это даром не ставится .
Следовательно, сложное предложение разбивается на простые следующим образом:
Мальчик был добрый / 1 но только калачнику всегда говорили / 2 что с Селиваном требуется осторожность / 3 потому что у него на лице была красная метинка / 4 а это даром не ставится / 5 .
Предложения 3 и 4 содержат подчинительные средства связи – союзы что, потому что . Перед предложениями 2 и 5 стоят сочинительные союзы но, а . Предложение 1 сочинительных и подчинительных средств связи не имеет.
Сложное предложение можно разбить на следующие пары простых:
а) 1–2: Мальчик был добрый / 1 , но только калачнику всегда говорили / 2 – это сложносочинённое предложение, средство связи – противительный союз но ;
б) 2→3: только калачнику всегда говорили / 2 , что с Селиваном требуется осторожность / 3 – это сложноподчинённое предложение, где предложение 2 – главное, а предложение 3 – придаточное;
в) 3→4: с Селиваном требуется осторожность / 3 , потому что у него на лице была красная метинка / 4 – это сложноподчинённое предложение, где предложение 3 – главное, а предложение 4 – придаточное;
г) 4–5: у него на лице была красная метинка / 4 , а это даром не ставится / 5 – это сложносочинённое предложение, средство связи – противительный союз а ;
д) 3→5. Поскольку предложение 4 является придаточным (имеет в своём составе союз потому что), то и предложение 5 является придаточным с опущенным союзом, но этот союз можно восстановить. Предложение 5 связано с тем же главным, что и предложение 4 (с Селиваном требуется осторожность / 3 , потому что это даром не ставится / 5 ).
Вертикальная схема сложного предложения:
[ ] 1 , но [ гл.] 2
доп. ↓
(что – союз) 3
прич. ↓
(потому что – союз. сл.) 4 , а ( – ) 5
Следовательно, это сложное предложение с сочинением и подчинением. На верхней строчке вертикальной схемы находятся предложения 1 и 2, связанные сочинительным противительным союзом но . Значит, центральная связь сочинительная. Иными совами, это сложносочинённое предложение с подчинением.
Центральная связь связывает непосредственно предложения 1 и 2. Предложение 2 имеет при себе придаточные предложения. Таким образом, внутри сложного предложения с центральной сочинительной связью выделяются два блока: I блок представлен одним простым предложением (предложение 1). II блок (предложения 2, 3, 4, 5) – это сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными.
II блок (предложения 2, 3, 4 и 5) – это сложноподчинённое предложение, где второе – главное, остальные – придаточные. Придаточные связаны с главным последовательно (предложения 3 и 4; 3 и 5) и однородно (предложения 4 и 5).
I придаточное (предложение 3) – дополнительное, относится к сказуемому говорили, выраженному глаголом, в главном предложении (предложение 2); средство связи – союз что ; придаточное стоит после главного.
II придаточное (предложение 4) – причины; относится ко всему главному (предложение 3); средство связи – союз потому что ; придаточное стоит после главного
III придаточное (предложение 5) – причины; относится ко всему главному (предложение 3); средство связи – союз потому что опущен; придаточное стоит после главного.
II и III придаточные – однородные, связаны между собой противительным союзом а .
Горизонтальная схема предложения:
[ ] 1 , но [ гл.] 2 , (что – союз) 3 , (потому что – союз) 4 , а ( – ) 5 .
Итак, знаки препинания в предложении должны быть расставлены следующим образом:
Мальчик был добрый, но только калачнику всегда говорили, что с Селиваном требуется осторожность, потому что у него на лице была красная метинка, а это даром не ставится (Лесков).
По общим правилам два союза (союз и союзное слово), принадлежащие разным простым предложениям, должны разделяться запятой (в этом случае предложение со вторым союзом или союзным словом можно изъять, не изменяя общей структуры сложного предложения).
Солнце било в окно, / 1 и , / когда он поднял голову, / 2 ему пришлось зажмуриться / 3 .
Горизонтальная схема: [ ] 1 , и, (когда – союз) 2 , [ ] 3 .
Вертикальная схема: [ ] 1 , и [ ] 3 .
врем. ↓
(когда – союз) 2
Ср.: Солнце било в окно, / 1 и , / когда он поднял голову, / 2 ему пришлось зажмуриться / 3 . – Солнце било в окно, и ему пришлось зажмуриться.
В том случае, когда предложение со вторым союзом или союзным словом нельзя изъять из предложения, не изменив общей структуры сложного предложения, запятая между союзами или союзом и союзным словом не ставится. В этом случае далее должна стоять вторая часть двойного союза – то, так, но .
План разбора сложного предложения с разными видами связи
- Назвать тип предложения и число простых предложений в составе сложного.
- Указать, какими видами связи связаны простые предложения в составе сложного (сочинение, подчинение, бессоюзие).
- Назвать центральный тип связи. Указать, какие предложения непосредственно связаны этим типом связи. Разобрать эту пару как сложносочинённое, сложноподчинённое, сложное бессоюзное предложение.
- Указать блоки внутри сложного предложения и дать им характеристику.
- Разобрать пары непосредственно связанных предложений (сложносочинённые, сложноподчинённые, сложные бессоюзные предложения).
- При полном анализе – дать полную характеристику простых предложений в составе сложного.
Каждый должен был рассказывать что-нибудь фантастическое из своей жизни, а так как умение рассказывать даётся не всякому, то к рассказам с художественной стороны не придирались (Лесков).
Каждый должен был рассказывать что-нибудь фантастическое из своей жизни, / 1 а / так как умение рассказывать даётся не всякому, / 2 то к рассказам с художественной стороны не придирались / 3 .
Предложение сложное, состоит из трёх простых, с разными связями (сочинение и подчинение).
Центральная связь – сочинительная, она связывает непосредственно предложения 1 и 3: каждый должен был рассказывать что-нибудь фантастическое из своей жизни, / 1 а. то к рассказам с художественной стороны не придирались / 3 . Это сложносочинённое предложение, средство связи – противительный союз а .
Сочинительная связь связывает два блока.
I блок представлен предложением 1.
II блок (предложения 2 и 3) представляет собой сложноподчинённое предложение; предложение 3 – главное, предложение 2 – придаточное причины; придаточное относится ко всему главному; средство связи – двойной союз так как. то ; придаточное стоит перед главным.
Союзы а и так как относятся к разным простым предложениям, но не разделяются запятой, поскольку далее следует вторая часть двойного причинного союза так как. то ; придаточное нельзя изъять, не изменив структуры сложного предложения в целом.
Горизонтальная схема: [ ] 1 , а (так как – с.) 2 , [то ] 3 .
Вертикальная схема: [ ] 1 , а [ ] 3 .
прич. ↓
(так как. то – союз) 2
Упражнения к теме «Глава 4. Сложные предложения с разными видами связи. Разбор и пунктуационный анализ»
► Читайте также другие темы раздела 2 «Сложное предложение»
Источник
Сложные предложения и причудливое соединение их частей – одна из самых трудных тем.
Вспомним теорию и потренируемся на практике.
Сложные предложения с разными видами связи – это сложные предложения, которые состоят не менее чем из трёх простых предложений, связанных между собой сочинительной, подчинительной и бессоюзной связью.
Для понимания смысла таких сложных конструкций важно понять, как сгруппированы между собой входящие в них простые предложения.
[Печален я]: [со мною друга нет], (с кем долгую запил бы я разлуку), (кому бы мог пожать от сердца руку и пожелать весёлых много лет) (А. Пушкин).
Это сложное предложение с разными видами связи: бессоюзной и подчинительной, состоит из двух частей (блоков), связанных бессоюзное; вторая часть раскрывает причину того, о чём говорится в первой; I часть по структуре представляет собой простое предложение; II часть – это сложноподчинённое предложение с двумя придаточными определительными, с однородным соподчинением.
[Переулок был весь в садах], и [у заборов росли липы, бросавшие теперь, при луне, широкую тень], (так что заборы и ворота на одной стороне совершенно утопали в потёмках) (А. Чехов).
Это сложное предложение с разными видами связи: сочинительной и подчинительной, состоит из двух частей, связанных сочинительным соединительным союзом и, отношения между частями перечислительные; I часть по структуре представляет собой простое предложение; II часть – сложноподчинённое предложение с придаточным следствия; придаточное зависит от всего главного, присоединяется к нему союзом так что.
В сложном предложении могут быть предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи.
1) сочинение и подчинение.
Например: Солнце закатилось, и ночь последовала за днем без промежутка, как это обыкновенно бывает на юге (Лермонтов).
(И – сочинительный союз, как – подчинительный союз.)
2) сочинение и бессоюзная связь.
Например: Уже давно село солнце, но лес еще не успел стихнуть: горлинки журчали вблизи, кукушка куковала в отдаленье (Бунин).
(Но – сочинительный союз.)
3) подчинение и бессоюзная связь.
Например: Когда он проснулся, уже всходило солнце; курган заслонял его собою (Чехов).
(Когда – подчинительный союз.)
4) сочинение, подчинение и бессоюзная связь.
Например: В саду было просторно и росли одни только дубы; они стали распускаться только недавно, так что теперь сквозь молодую листву виден был весь сад с его эстрадой, столиками и качелями.
(И – сочинительный союз, так что – подчинительный союз.)
В сложных предложениях с сочинительной и подчинительной связью рядом могут оказаться сочинительный и подчинительный союзы.
Например: Весь день стояла прекрасная погода, но, когда мы подплывали к Одессе, пошел сильный дождь.
(Но – сочинительный союз, когда – подчинительный союз.)
На месте бессоюзной связи между простыми предложениями в составе сложного возможны также запятая, тире и двоеточие, которые ставятся по правилам расстановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложении.
Например: [Уже давно село солнце], но [еще лес не успел стихнуть]: [горлинки журчали вблизи], [кукушка куковала в отдаленье]. (Предложение сложное, с разными видами связи: с бессоюзной и союзной связью.)
На месте бессоюзной связи между простыми предложениями в составе сложного возможны также запятая, тире и двоеточие, которые ставятся по правилам расстановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложении.
Например: [Уже давно село солнце], но [еще лес не успел стихнуть]: [горлинки журчали вблизи], [кукушка куковала в отдаленье]. (Предложение сложное, с разными видами связи: с бессоюзной и союзной связью.)
[Лев Толстой увидел сломанный репейник] – и [вспыхнула молния]: [появился замысел изумительной повести о Хаджи-Мурате] (Пауст.). (Предложение сложное, с разными видами связи: сочинительной и бессоюзной.)
Постановка знаков препинания на стыке сочинительного и подчинительного союзов (или сочинительного союза и союзного слова).
В подобных случаях запятая между союзами ставится, если дальше не следует вторая часть двойного союза то, так, но (в таком случае придаточное предложение может быть опущено). В других случаях запятая между двумя союзами не ставится.
Например: Надвигалась зима, и, когда ударили первые морозы, жить в лесу стало тяжело. — Надвигалась зима, и когда ударили первые морозы, то жить в лесу стало тяжело.
Можешь мне позвонить, но, если ты не позвонишь сегодня, завтра мы уедем. – Можешь мне позвонить, но если ты не позвонишь сегодня, то завтра мы уедем.
Схема разбора сложного предложения с разными видами связи
- Определить тип предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).
- Указать вид предложения по эмоциональной окраске (восклицательное или невосклицательное).
- Определить (по грамматическим основам) количество простых предложений, найти их границы.
- Определить смысловые части (блоки) и вид связи между ними (бессоюзная или сочинительная).
- Дать характеристику каждой части (блока) по строению (простое или сложное предложение).
- Составить схему предложения.
ОБРАЗЕЦ РАЗБОРА СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ
[Вдруг навалился густой туман], [как будто стеной отделил он меня от остального мира], и, (чтобы не заблудиться), [я решил вернуться на тропинку], (которая, по моим соображениям, должна была находиться слева и сзади) (В. Арсеньев).
ХАРАКТЕРИСТИКА
Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, с разными видами связи: бессоюзной, сочинительной и подчинительной, состоит из трёх частей, связанных бессоюзной (I и II части), сочинительным соединительным союзом и (II и III части); III часть – сложноподчинённое предложение с двумя придаточными (цели и определительным) с параллельным подчинением. Придаточное цели зависит от всего главного предложения, отвечает на вопрос с какой целью?, присоединяется союзом чтобы. Придаточное определительное зависит от существительного тропинку, отвечает на вопрос какую?, присоединяется союзным словом которая.
Презентация с данным материалом
Предложения для самостоятельного разбора
На следующий день, когда наступило некоторое затишье, Пастухову удалось связаться с санбатом, но оттуда ответили, что Звягинцева переправили в армейский госпиталь: требовалась сложная операция.
Я властвовала, повелевала – они были бессловесны, безмолвны, и я втайне подумывала, что хорошо было бы и впредь обращаться с окружающими подобным образом.
Конечно, бабушка была счастлива за свою дочь, гордилась её мужем, то есть моим отцом, но она, как и я, редко следовала тем правилам, к которым нас с ней стремились приучить.
Она стояла, держа в руках сложенный зонтик, не обращая внимания на дождь, который стекал с плаща, и медленно водила глазами по окнам школы: мама, наверно, хотела угадать, в каком классе сидит её Толя.
Она беспощадно экспериментировала на себе самой: то выдумывала причёску, которую вполне можно было выдвинуть на премию по разделу архитектурных сооружений, то изобретала юбку с таким количеством складок, что на ней хотелось сыграть, как на гармони.
Я гордилась Лялиной красотой и Машиными талантами более громко, чем собственными достоинствами, именно потому, что эти достоинства были всё-таки не моими: в нескромности меня обвинить не могли.
Сослуживцы любили бабушку, они говорили, что с ней вместе из бухгалтерии ушла музыка: бабушка постоянно что-нибудь напевала.
Машина, правда, сама воду наливать не могла; зато если налить вёдрами, то потом достаточно нажать железный рычаг, чтобы бочонок опрокинулся и половина воды попала в колоду.
Сон был неприятный: медвежонок стоял в центре пустой комнаты, в мерцающем свете лампочки, а за окном как будто бы собирался ураган.
Теперь он ложился спать рано, и каждую ночь игрушки оживали и играли с детьми, пока старый медведь не говорил им, что нужно идти спать.
Мама на следующий же день потащила Веньку в магазин, где они купили обалденный, как ему тогда в горячке показалось, бежевый пиджак, в котором бросалась в глаза тонкая коричневая клетка.
Мы ещё не знали, что стихи Пушкина обладают этим волшебным умением, что волнуют нас образы и видения, слагаемые из слов, и что мы переживаем одно из самых счастливых мгновений, которые даруются человеку.
Наш класс считался образцовым, в нём учились восемь отличников, и было нечто забавно-пикантное в том, что именно мы, добропорядочные, примерные дети, странной, необычной выходкой поразим всех учителей, украсив тусклую однотонность школьных будней яркой вспышкой сенсации.
А после урока, на котором Голубкин получал очередную двойку, этот верзила теснил невысокого Ваню: тот, оказывается, подсказывал недостаточно чётко и ясно.
Моё долгое приятельство с Митей не могло пройти бесследно: я привык к известному моральному соглашательству, а прощение предательства немногим отличается от самого предательства. (6)Павлик не признавал сделок с совестью, тут он становился беспощаден.
Вот что я тебе скажу: из-за чужого человека ты хорошую цену упускаешь, ежели ты его не выставишь, потом ты горько пожалеешь!
Впрочем, Лёшкины дразнилки были беззлобные, а по-настоящему злился он, если к нему лезли под руку во время важной работы.
А потом показали их тренировку, и тут они колотили уже тяжёлую кожаную «грушу» – такой продолговатый тяжёлый мяч; по нему надо бить изо всех сил, лупить что есть мочи, чтобы развивать в себе силу удара.
Я отбивал чечётку на каком-то старом табурете, показывал нос врагам, а пули жужжали рядом, и ни одна из них не задевала меня, и меня не убивали, как Гавроша, я отступал вместе с последними коммунарами, прятался в проходных дворах.
Мысль, что он ухудшил положение дела, что Жучку можно было ещё спасти и теперь он сам виноват в том, что она погибнет, заставляет Тёму решиться на выполнение второй части сна – самому спуститься в колодец.
Когда началась большая перемена, когда всех нас по случаю холодной, но сухой и солнечной погоды выпускали во двор и на нижней площадке лестницы я увидел мать, только тогда я вспомнил про конверт и понял, что она, видно, не стерпела и принесла его сама.
Приблизившись, я приостановился и хотел было незаметно проскочить, но мать, завидев меня и сразу засветясь ласковой улыбкой, помахала рукой, и я, хоть мне и было ужасно стыдно перед товарищами, подошёл к ней.
Мать, однако, стояла в сторонке в своей облысевшей шубёнке, в смешном капоре, под которым висели седые волосики, и с заметным волнением, как-то ещё более усиливавшим её жалкую внешность, беспомощно вглядывалась в бегущую мимо ораву гимназистов, которые, смеясь, на неё оглядывались и что-то друг другу говорили.
Фильм был про войну, Авалбёк сидел с матерью и чувствовал, как она вздрагивала, когда на экране стреляли.
Мама без конца предлагает дочери постричься, чтобы ей было легче и голова выглядела аккуратней, но Тане не хочется.